Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Велотуризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS
Фотографии

Некоторые впечатления о путешествии по Карелии

Дата: август 2007 г.

Автор: Ольга Аблекова

Источник: veloclub.ru

Карелия - страна озер, лесов, болот, дорог с любым покрытием, комаров, мошки, гадючек и прочая, прочая, прочая. Поэтому туда так стремятся туристы вообще, летом велотуристы в особенности.

Не задалось поначалу лето в Карелии. Все кто там уже побывал до нас, кормили нас рассказами про холод и сырость. Мы соответственно готовились - побольше теплых вещей, тенты, горелку на всякий случай от сырых дров, кому не лень резиновые сапоги взял.

Путешествие наше было запланировано с 04 по 12 августа. 04-го в ночь мы садились в поезд Москва-Мурманск № 212, вечером того же дня высаживались в Медгоре, дальше по плану катались по полуостровам от залива к заливу до Кондопоги. От Кондопоги, если время позволяет до Петрозаводска своим ходом, если нет, то на электричке. По плану мы д.б. быть в Петрозаводске 11-го числа, потому что на 12-е у нас были заказаны билеты на "Метеор" до о. Кижи и обратно. Надо заметить, что это удовольствие с этого года подорожало и стоит теперь без экскурсии 990 рублей. При этом заказывать билеты надо заранее, лучше не меньше, чем за неделю. Экскурсию по о. Кижи летом можно оплатить на месте (для россиян вход на остров 95 рублей, экскурсия 35 рублей, аудиогид 110 рублей), зимой экскурсию надо заказывать заранее, а вертолет на период зимних новогодних каникул до ноября. Это так к сведению. Как бы то ни было, в Петрозаводск нам надо было попасть не позднее 11-го. После о. Кижи нас ждал поезд Петрозаводск-Москва, уходит в 19-00. 13-го утром мы в Москве.

Наверное, все уже в курсе о неусыпной заботе российских железных дорог о нас, путешественниках. О новых улучшенных вагонах в поездах дальнего следования. О перекрытиях, тянущихся вдоль всего плацкартного вагона, закрывающих доступ со стороны прохода на третью багажную полку. В купэ, некстати, модернизировали полочки так, что к ним теперь нельзя привязать велосипед (его теперь вообще не понятно куда привязывать), чтобы можно было положить сверху еще два. То есть забота проявлена всесторонняя. На всякий случай билеты мы покупали по два в плацкартное "купэ", пусть даже все верхние, зато ни одного бокового, во избежание возможных конфликтов с другими пассажирами.

В этом абзаце я немного расскажу про сборы, но не в плане, как укладывать вещи в рюкзак (на 70% рюкзаки у нас были сложены еще в воскресенье), а для людей близких к фотографии. Отправляясь в это путешествие, захотелось нам нового объектива 50/1.4 в дополнении к имеющимся трем. С утреца по телефону удостоверились, что этот объектив имеется в наличии в одном маленьком, но симпатичном месте широко известном в узких кругах. Дама по телефону сказала - приезжайте у нас этих объективов…Рассчитав время, чтобы хватило на покупку объектива (этих объективов у них помним сколько, поэтому время на покупку отводилось 10 минут), доехать домой, дособирать вещички, сесть в электричку которая вовремя довезет меня до поезда, приезжаю в подвальчик. Там трое дяденек: двое покупают одному из них начальный комплект фототехники на основе Canon 5D, третий ждет своей очереди, т.е я за ним получаюсь. Дяденькам почти все уже подобрали, пошел процесс упаковки и подсчета денег. Пока им все это дособирали, я успела сказать им пару - тройку фраз по поводу их хорошего выбора, про то, что бленда это не круто, это надо, и, что у них очень хорошая флешка для их фотоаппарата. Тут настал момент расплаты. Ну, достают они свою пачку в 120000 рублей за свой начальный комплект, а машинки для счета купюр нет. Тут до меня доходит, что мои 10 минут уже почти кончились, и не известно, сколько и чего будут подбирать третьему. Я начинаю волноваться, говорить невесть что: "дяденьки, - говорю - мне объектив, у меня поезд". Они: "дайте девушке объектив". Продавец: "какой вам объектив?". Я: "50/1.4". Тут и третий дяденька, уже смирившийся со своей участью ждать своей очереди до закрытия магазина воспрянул: "А они у вас есть?". "Есть" - говорят ему. А он: "Я тоже такой хочу". "А у вас тоже поезд?" - спрашивают эти два друга. У него не было поезда, поэтому я счастливо купила объектив и две флешки по 2 Гб (см. рекомендации по подбору флешек и хранению фотоинформации здесь ). Спасибо дяденькам всем троим, я не опоздала на поезд.

04-го по расписанию (где-то в час ночи) поезд отправился с Ленинградского вокзала. Вагоны были еще старого типа, и мы без труда закинули по два велосипеда на третьи полки. Вернее два, два и один, согласно купленным билетам, но могли и четыре и один. А было нас пять человек - Оля, Марина, Виктор, Саша, ну и я, типа руководитель. Также с нами в вагоне ехали и представители других видов туризма.

Немного отступлю. По крайней мере, для троих из нас, это был первый велосипедный многодневный поход.

Проезжая днем вкусные станции, покупали копченую рыбу и, ничуть не сомневаясь, съедали. Около 15 часов, проезжая Петрозаводск, передали денег за билеты на "Метеор". К назначенному часу выгрузились в Медгоре. Представители других видов туризма бодро помогали выгружать наши велосипеды и рюкзаки, провожая нас, как на подвиг. За что им отдельное спасибо.

В привычном магазине купили планируемую еду и поехали искать место для ночлега. Пока выкручивали из города через центральную площадь, местные водители аккуратно медленно ехали, давая нам закончить поворот. Может такой водитель и один на всю Карелию, но что-то я сомневаюсь, что он нам случайно попался, так что это скорее тенденция.

Километров через 14 нашли приемлемое местечко на берегу Онеги, явно используемое рыбаками, как место для костра, посидеть и полюбоваться окружающим. Правда пришлось немного потаскать велосипеды через камни, чтобы спустится по тропинке к воде, но совсем чуть-чуть. А еще комары, да комары, много комаров.

05-го слаженно проснулись, позавтракали, собрались. Бодро поехали. Начало нашего путешествия было запланировано по асфальту. Сначала были подъемы и спуски, потом все выровнялось. По дороге останавливались в живописных местах на песчаных пляжах, готовили перекусы с чаем, загорали и купались. Асфальт местами был очень хорош, а местами, как будто его бомбили. У Марины за этот день случилось три прокола и все на заднем колесе. Надо заметить, что еще в Москве на скатках поначалу у нее проколов не было. Но когда был двухдневный выезд, и рюкзак был взят большой, у нее тоже случился прокол. Тогда эти два события - большой рюкзак и прокол никто воедино не связал. Ну, прокол и прокол. Разбирательство с покрышкой и местами предыдущего прокола и нынешнего прокола ничего о причине проколов не сказало. Оставалось впечатление, что проколы оставляет обод при наезде на неровности дороги. Обод у Марининого велосипеда суть под дисковые тормоза. Но, обод вполне гладкий без заусенцев. Еще обод проложен красной вставкой, призванной защитить камеру от прокола спицами. После третьего прокола заднего колеса Марининого велосипеда эту ленту, вернее ее края (было подозрение, что край ленты прорезает камеру в момент удара) проклеили изолентой и все снова собрали. Несмотря на неочевидность наших действий у Марины больше проколов не было до конца путешествия. Забегая вперед и чтобы больше не возвращаться к этому вопросу, проколов больше не было ни у кого на протяжении всего путешествия.

В этот день Марина была нашим направляющим. Она неслась, окрыленная своим первым большим походом. Под вечер мы проехали несколько возможных мест ночевок, и нам ничего не оставалось больше делать, как, проехав Толвую, встать на ночевку у первой приемлемой речушки с интригующим названием Падма.(см. эпос Лукаса). Но это волшебное название не могло спасти нас от комаров.

За день проехали 86 км.

06-го бодро встали, позавтракали, собрались, поехали. До Великой Нивы по асфальту, потом повернули в сторону Типиниц. Приятный карельский грейдерок с мелкими камушками. Камушки побольше кое-где выступают, особенно на спусках/подъемах, но это не смертельно. У деревеньки Поля остановились, чтобы осмотреть деревянную церковь. Она действует. Кое-где ее подремонтировали. По крайней мере, один дом в деревне жилой. Рядом с ним и трактор стоит, и кот карельской упитанности бегает. Жизнь потихонечку налаживается.

В Типиницах встретили колодец-журавль, заправили фляжки водичкой из него. Потом поискали место для обеда - нашли у пристани. По крайней мере, так это место обозначено на карте. На самом деле пристани уже никакой нет, домик еще стоит, но потихонечку разваливается.

Вкусненько пообедали, кто хотел, искупался. Солнышко пригревало не по-детски. Тут-то мы и выяснили неприятную вещь - собираясь в Карелию, никому в голову не пришла дурацкая мысль - взять с собой крем от солнца. Действительно, зачем он нужен, когда кругом холодно и дождливо? Поэтому от солнечных ожогов спасались постфактум при помощи пантенола.

Немного вернулись обратно к колодцу - там и был нужный нам поворот на Усть-Яндому. У речушки Яндома немного зашли в лес - оставили велосипеды и рюкзаки, потом попробовали дойти до Яндомозера. Дошли только до деревеньки Яндомозеро, на мысик уже идти не хотелось - и поздновато и чем дальше, тем мокрее дорога (не просто сыро, а по колено мокро) и комары, много комаров, очень много комаров. Вернулись к велосипедам, выползли на дорожку, по которой ехали. Приятная кстати дорога. Машин под вечер нет, есть правда лужи, но они объезжаемые. Поискали места для ночевки у Онежского озера - не нашли болото-болотом. Вернулись к речушке Яндома, остановились на ночевку у тропочки, ведущей в деревеньку Яндомозеро. Там не болотисто, но также комаристо.

За день проехали 55 км.

07-го решили рано не вставать после предыдущих ударных дней. Но все у нас в этом походе делалось слажено, поэтому, не смотря на условно поздний подъем, мы бодренько собрались и поехали. Небольшая неприятность утром посетила Марину - от укусов опухли веки, и один глаз не открывался вовсе. К счастью, за исключением крема от солнца, все остальное было подготовлено замечательно. Таблетка антигистамина поправила положение. Без особых приключений добрались до Великой Губы. По дорожке уже и большегрузные машины встречались и автобусы. В Великой губе нам обязательно надо было купить продуктов, т.к следующий магазин мог быть дня через два. Поэтому мы дождались открытия магазина после перерыва, купили разного, в том числе и супа типа "только добавь воды и разогрей", но не в пакетике, а в стеклянной банке. Теперь оставалось найти местечко для обеда. По нашему плану дорога отворачивала от Онежского озера и устремлялась вглубь полуострова. А нам очень хотелось пообедать с видом на озеро. Тут нам попался местный мужичок, спросил чего мы ищем, а мы ему - ищем где бы пообедать. А он нам, а вы идите на островок, там и лавочки есть. Мы и пошли. На островок вел аккуратненький настил из досок. Велики, конечно, по такому настилу надо возить. На островке был поставлен и стол и лавочки и мостик с трамплином, с которого две местные девчушки радостно сигали в Онежское озеро. И еще туалет в сторонке. Кустики на островке тоже росли. Местное название этого места - Кирпичка. Вот мы на этой Кирпичке тоже оттянулись - загорали, купались, обедали. В приготовлении обеда нам сильно помогла горелка, потому что дров из имеющихся кустиков извлечь было проблематично. Да, еще мы купили арбуз и съели. Кирпичку за время нашего пребывания там посетило еще человек 7 местных, чтобы покупаться, позагорать, а некоторые из них захватили с собой и мыло, и шампунь с банным халатиком. Весьма популярное место. С него открывался вид на заливчик, поросший лилиями и мостик через впадающую в Онежское озеро речку.

Вскоре мы увидели велосипедистов гурьбой едущих через речку по мостику. Весь их вид говорил о принадлежности к настоящим велотуристам, не боящимся трудностей и лишений на своем пути, умеющих обходиться только самым необходимым. Действительно, много ли велотуристу надо - велорюкзачок побольше, чтобы только самое необходимое положить. Велорюкзачки у них присутствовали, значит, наши люди. Мы им покричали, но они нас не услышали. Через некоторое время еще группка таких же едет. Кричать мы уже не стали, все равно не услышат. Через некоторое время еще группка велотуристов едет, догоняют своих, значит. Мы уже и пообедали, глядь, а тут еще едут. Сильно растянулась группа. Остается только надеяться, что никто не потерялся.

Мусор с этого островка мы решили вывезти, не хотелось портить великогубжцам их излюбленное место. Мусор довезли до первой, как нам показалось, мусорки. Потом мы шустро катались по асфальту, просвистели нужный поворот, но никто не расстроился, потому что взобрались на высокую гору (Белая Сельга), не на самую ее вершину - вершина в стороне от дороги. Но даже оттуда, куда мы взобрались, было видно Яндомозеро. Посмотрели мы на Яндомозеро, и быстренько спустились к нужному повороту. Проехали Терехово и деревеньку Космозеро. На ночевку встали на берегу Космозера тоже на обсижиной полянке, в том смысле, что там был поставлен стол со скамейками, было место для костра. А еще был красивый закат над озером и Саша испек нам оладушки на шишках. Оладушки с чаем и сгущенкой после ужина самое то.

За день 40 км. Считай полудневка после предыдущих ударных дней.

08-го тоже немного поспали подольше. Надо заметить, что ночи стояли очень теплые. Даже в летнем спальнике (комфорт +1) хотелось расстегнуться, и только природная скромность не позволяла это сделать. Но несмотря на то, что мы позволили себе немного отдохнуть, собрались оперативно и поехали дальше вдоль вытянутого в длинную линию Космозера (кто знает почему оно так называется… может оно космическое). У дороги, идущей вдоль Космозера, увидели и пошли осматривать деревянную церковь, большие фрагменты которой заменены новой древесиной. И ремонт, по всей видимости, не закончен. Здесь тоже жизнь налаживается.

Долго ли коротко ли доехали до Кажмы - магазин закрыт на обед, ну и не очень-то хотелось. Позже, уже в Москве, мы выяснили, что это всегдашнее состояние того магазина.

На тот момент у нас уже зародилась идейка сделать вылазку на родник Три Ивана. Посчитали мы времечко до 11-го, и поняли, что можем успеть, хотя это и отклонение от маршрута. Но вода-то целебная, к тому же дополнительное приключение. Народ в группе подобрался охочий до приключений. Поэтому от Кажмы мы поехали налево в сторону Ванчезера. На этом озере и пообедали. Место нам опять попалось оборудованное столом, скамейками, навесом над столом, местом для костра, столом для разделки рыбы или просто приготовления пищи. Отдыхающие на берегу этого озера виднелись и слева и справа. Походило на то, что этот берег этого озера используется, как зона отдыха. Про то, что мы купались в теплых водах Ванчезера можно уже и не говорить, потому что это и так ясно. После обеда поехали дальше по дорожке. Дорога усыпана большими камнями. Но, укатанная. Как всегда едем шустро, проезжаем вырубки, на повороты внимания не обращаем. Взобрались на очередную горочку, постояли, подышали. Совсем уж было собрались поехать, как навстречу КАМАЗ. Ну, думаем, надо пропустить. И в сторонку, в травку, и стоим. КАМАЗ поровнялся с нами и остановился. Выглядывает мужик и говорит - вы туда не ехайте, там мост разобран. А мы ему, а куда же нам ехать, нам бы к Трем Иванам. А мужик нам Три Ивана, они вообще в другой стороне и показывает ровно туда, откуда мы приехали, а там и поворот с этой дороги и по карте показал где этот поворот. Поблагодарили мы мужика, что нам так хорошо поворот показал и еще кого-то, за то что мужик этот в этом месте нам встретился, а то бы уехали куда не надо. Но ехать туда обратно по одной и той же дороге очень как неинтересно, поэтому свернули на ближайшем перекрестке, и, проехав по лесной дорожке с большими лужными препятствиями, через некоторое время попали на Ладжозеро вблизи Черкас (да именно так Черкасы одним "с"). А красота кругом такая, что уезжать не хочется. А когда не хочется, то и не надо. Решили здесь заночевать. Посмотрели на карту, карта сказала, что если мы ночуем в этом прекрасном месте, то следующие два дня у нас д.б. ударными. Т.к. помним, что 11-го мы д.б. в Петрозаводске. Народ ради такого места решил вставать в 6 часов и быстро ехать. Мы еще полюбовались закатом, и пошли настраиваться на предстоящий большой день.

За день 47 км.

09-го как и планировали, встали рано, собрались и позавтракали быстро. Поехали шустро. Глядь, а в Черкасах Российский флаг поднят, указатель на Три Ивана указует. Почесали на Три Ивана. Ну, не так быстро - этой частью дороги последнее время видимо совсем не пользуются. Непроезжаемые лужи выстраиваются на нашем пути гирляндами. Приходится их обходить по краю или леском. Из трафика только нас пятеро и комары. Много комаров, очень много комаров. Только песнями себя и подбадривали и про "голубой вагон" и "то ли еще будет", кроме этого "врагу не сдается наш гордый Варяг", только "Варшавянку" забыли. Поковырялись, поковырялись на этой дорожке, через три перевала местного значения глядь, снова указатель на Три Ивана, повернули, дорога получше пошла - жизнь-то налаживается.

Вот и Три Ивана. Часовенка стоит над источником. В часовенке иконки стоят, ковшичек висит, воронка для воды присутствует. Вода холодная, вкуса не чувствуется. Набрали водички куда смогли и поехали на старое место обедать на Ванчозере. Возвращались уже дорогой, которую водитель КАМАЗа указал, она почти аккурат к этому месту выходит.

По дороге к Ванчозеру на хорошо посыпанном песком подъеме, дорога крутнула переднее колесо моего велосипеда и больно стукнула меня по коленке. Ну, вобщем-то не зачем выпендриваться, когда все уже пешком идут. Ничего страшного, конечно, но купание на сегодня отменялось.

Обедали на том же месте, что и вчера. День был такой же погожий, только ветер гнал волны по Ванчозеру, делая его свинцовым и непривлекательным для купания. На обед к картофельному пюре добавили жареных грибов, собранных по дороге и неучтенную баночку селедки в винном соусе. Вафельный тортик и другое сладкое без ограничений.

Без приключений добрались до Кажмы. Здесь нас ждала историческая встреча с Ливеровским (клуб Караван). Поговорили за жизнь. Нам на лево им направо. Мы поехали, они ждали хвост группы. Люблю маленькие группы в велопоходе - они мобильные и шустрые.

Еще немного асфальта, можно сказать по свом следам ехали, Федотово и поворот на Уницу. Дальше дорога шла через урочище Дианова Гора. Вползли мы в эту гору. Далеко видать. Ни то Медгора видна, ни то Повенец. Посмотрели мы на это великолепие, съели по яблочку, закусили малинкой, растущей неподалеку, и поехали дальше. Дальше была интересная дорожка с многочисленными деревянными покрытиями болотистых мест, гать по-нашему и небольшими подъемами, на которых было песчано. Но мы и это преодолели. Марине было тяжеловато на сликовых покрышках в песчаных местах, но это всегда так поначалу бывает, не только на сликовых покрышках. По песку ездить, это привычка нужна. У меня впереди, например Panaraser Pasela стоит, а сзади какой-то польский ноунейм с почти стертым сликовым протектором, и ничего - еду. Надо заметить, к чести Марины, у нее виртуозно получалось спрыгивать с брыкающего велосипеда. Вобщем отделалась маленькой царапиной на ладони.

Часам к 19-ти доехали до Уницы. Магазин там, что характерно, работает до 20-00 по будням. По выходным и того дольше. Купили чего душе было угодно, отползли немного до речки Уница и, не переезжая мостика, встали справа от дороги недалеко от порогов. И все бы было хорошо, но комары и мошка. Много мошки, очень много мошки.

За день 69 км.

10-го утром все, как обычно, быстро и слаженно. Если хотим 11-го быть в Петрозаводске своим ходом, то 10-го надо быть в Кондопоге. А это 96 км. по непонятного вида дороге. Но мы не из пугливых. Тем не менее, решили подъехать максимально близко, на сколько будет возможно, до Кондопоги. А 11-го с утра доехать до Кондопоги и оттуда до Петрозаводска на электричке. Мысль про электричку была встречена с энтузиазмом, при условии, что она там есть. Докрутили до Кяппесельги. Перекусили шоколадкой из попавшегося магазина. Теперь оставался сущий пустяк - найти поворот на дорогу, которой давно никто не пользовался. Не на всем ее протяжении, конечно, но на участке между Кяппесельгой, железнодорожным переездом (переезд разобран и перед ним нагребен холм из земли и гравия и положены бетонные плиты) и до участка той же дороги, который используется в настоящее время. Позвонив в Москву другу (Максиму Компанийцу), выяснили координаты поворота на нужную дорогу. Чуток вернулись, повернули на нужную дорогу. Доехали до разрушенного переезда. Спокойненько обвезли плиты и холм, перетащили велосипеды на другую сторону железной дороги. И началось неизвестное. Надо отметить, что дорога вполне проезжаема. Участок, который практически не используется, присыпан крупным гравием, и лужи разливанные тоже присутствуют. Дальше дорогу используют как лесовозную. На всем протяжении до Лижмы очень много участков, усеянных крупными камнями. Это можно назвать просто сыпухой. Немного до Лижмы и после нее дорога просто песчаная. При этом, если она влажная, то это почти что "асфальт". Но, во время нашего пребывания в Карелии, Солнце светило не по-детски. Кроме этого на протяжении всего пути от переезда до Кондопоги сильно пересеченная местность - перепады высот больше 50 метров.

Обедали на озере Северное Чапозеро. Не совсем на нем, сходили до него от дороги, взяли водички, скипятили на горелке. Из этого озера чай получился особенно вкусным.

Этот день, было похоже, решил отыграться за все предыдущие. Кто-то бинтовал колени, у Саши сломалось седло. Чинили на месте, выпилив из лежащих у дороги бревен чурочку и привязали ее к салазкам седла непосредственно под сиденьем. После этого сидишь на седле, как на деревяшке - Карельский вариант, как-никак.

На крутом спуске, посыпанном крупными камнями, заднее колесо моего велосипеда пробовало оторваться. Здесь спускаться нельзя - подумала я, и стала плавно, очень плавно зажимать оба тормоза. Но остановитьвелосипед не успела. Он меня сам остановил, завалив набок, больно ударив по той же коленке в то же место и по руке. Ну, ничего помыли, продезинфицировали. В таких случаях еще обезболивающее бывает не лишним. На этот день купание для меня тоже отменялось.

Из-за череды неприятностей, вскоре стали искать место для стоянки. Нашли на берегу Онеги в живописной бухточке, укрытой холмиком от дороги. Эта бухточка почти со всех сторон закрыта берегом, так что ее можно принять за озерко. Вода в ней очень хорошо прогрелась.

К концу этого дня у нас кончился баллончик от средства от комаров, пантенол и газовый баллон. Первые два баллончика мы утилизировали в костре. Полкостра сдуло. Баллон от газа довезли на следующий день до Кондопоги. Там и выбросили.

За день 57 км.

11-го неспешно встали, собрались, поехали. Посыпанную песком дорогу вскоре сменила хорошо профилированная дорога, покрытая мелкими камушками. Асфальт начался незадолго до Кондопоги. И горки, горки, горки. В 13 часов доехали до Кондопоги. Действительно, через Кондопогу из Медгоры в Петрозаводск ходит электричка. Одна утром (около 9-ти утра), другая вечером в 16-21. И примерно в тоже время из Петрозаводска две в Медгору. Билеты начинают продавать за 40 минут до отправления. Поскольку времени до электрички было предостаточно, с небольшими приключениями мы нашли кафешку, чтобы пообедать. В первом кафе нас не хотели пускать с велосипедами, второе закрывалось, т.к. уже было заказано спецобслуживание, а третье было детским с великим множеством десертов и пиццей. После детской кафешки, мы добрались до берега Онеги, ибо набережной, этот лесистый пляж, назвать язык не поворачивается. Там вдали от купающихся, мы помыли велосипеды, и погода не испортилась. Как раз к моменту продажи билетов мы вернулись на вокзал. От берега Онеги до вокзала ехали по главной улице, проехали заново отстраиваемое здание печальноизвестного кафе "Чайка". После реконструкции это будет торгово-развлекательный центр. А, напротив, с другой стороны улицы стояли (и, надеюсь, стоять будут) необыкновенного звона часы. Простенькие три циферблата, закрепленные на трех металлических сдвоенных направляющих под углом 60 градусов, в сечении образуют равносторонний треугольник. На тех же направляющих, уходящих вверх от циферблатов, висят колокольчики, покрывающие минимум две октавы, включая диезы и бемоли. Каждые полчаса колокольчики играют мелодию, наполняя воздух чистым звуком.

Вот и закончилась велосипедная часть нашего путешествия. Конечно, "это нельзя назвать подвигом, но что-то героическое в это есть" (см. Тот самый Мюнхгаузен 1-я серия).

От Кондопоги до Петрозаводска электричка идет около полутора часов, билет стоит 31 рубль на человека, багажный билет, который мы купили на велосипеды стоит 9 рублей одно место (для сравнения в Москве билет от Ярославского вокзала до Подлипки-Дачные стоит 32 рубля, билет на велосипед до 100 км. стоит 40 рублей). Участок железной дороги от Петрозаводска до Медгоры уже электрифицирован, что не может не радовать.

В Петрозаводске нас встретил Алексей Страпчук, который любезно снял для нас квартиру на одну ночь. Стоило это удовольствие 2000 рублей на всех вместе с велосипедами (без велосипедов это стоило бы 1500 рублей). Ничего особенного, но можно помыться, еды сготовить, поспать на кровати.

Поле приведения себя в порядок, пошли гулять по Петрозаводску. Квартирка, в которой мы поселились, была расположена в районе Девевлянка. Это примерно в 6 км. от Набережной. И это практически центр. Мы доехали на маршрутке (10 рублей) почти до набережной. Там гуляли, смотрели на новую и старую части набережной, на многочисленные скульптуры и композиции. Из реализма на набережной присутствуют памятник Петру 1 и мужик с копьем в лодке с веслом (что он означает, не знаю). Вместе с нами по набережной прогуливались велотуристы из Питера. Только они на велосипедах, а мы уже без. Поговорили немного, оказалось, что они где-то по болотам бродили (если верить их выражению по пояс в болоте). Но они торопись, и поподробнее поговорить не удалось. У меня есть предположение, что такие места можно найти к западу от Петрозаводска в районе Толвоярви. Когда стемнело, и фотографировать стало совсем неинтересно, пошли в кафе Акварели поужинать. Как оказалось, по субботам это кафе работает до 2-х часов ночи.

Обратно тоже возвращались на маршрутке. Проехали чуть дальше до местного магазина "Сигма", который работает круглосуточно. Тамошняя "Сигма", это все равно что "Ашан" у нас, при этом работает круглосуточно. Купили еды. Пробовали купить карельский бальзам в качестве сувениров, но нам его не продали. Оказалось, что на территории республики Карелия принят закон, вступивший в силу в июне этого года, по которому продажа спиртосодержащих напитков крепче пива (то есть пиво вы купить сможете) с 23 вечера до 7 утра запрещен.

В остальном Петрозаводск производит впечатление современного европейского города, не испытывающего недостатка в велотуристах.

За день до Кондопоги 39 км.

12-го как и договаривались, в 9 часов отдали ключи от квартиры. Бабанька была очень рада, что мы ничего не подвигали из мебели, ну, и ничего не порушили, конечно. Сдали велосипеды и рюкзаки в камеру хранения на вокзале. Одно негабаритное место в камере хранения стоит 75 рублей. Слезно попросив не разбирать велосипеды, получили добро и на это. После камеры хранения прогулялись до набережной. Там выяснили, что у нас билеты на "Метеор" ("Метеоры" зелененькие, "Кометы" красно-беленькие), и причал № 2, а не №3, как указано в билете. Потом выяснилось, что никто не знает, какой именно "Метеор" наш. В 11-30 со 2-го причала должно пойти два "Метеора" (ну, сколько билетов продали, столько и "Метеоров"). Потом мы долго выясняли, какой именно "Метеор" нас возьмет. Один оказался полностью заполненным, второй нас взял. Нам выдали зеленые бейджики с номерами, идущими подряд - 51, 52, 53, 54 и 55. При отправлении обратно с Кижей этот бейджик должен служить пропуском на "Метеор". Вобщем, нас посчитали. И ракета полетела. В ракете все выспались. Очень усыпительный вид транспорта оказался - заснули даже те, кто и спать-то не хотел. Пока не успели заснуть, померили скорость передвижения получилось около 60 км./час. Между островами при приближении к Кижам 15-20 км./час. При выходе из "Метеора" нас еще раз предупредили, чтобы мы подходили за 15 минут до отправления, то есть в 15-30, отправление в 15-45. И дальше ждать не будут.

На острове от пристани идет деревянная дорожка, вдоль которой раскинулись продуктовые магазинчики и сувенирные лавочки. Дальше по этой дорожке мы дошли до касс. Там купили себе билеты на вход и оплатили экскурсию. Нам тут же выдали голубые бейджики со словом экскурсия и девушку-экскурсовода. Экскурсия занимает по времени около 1часа 40 минут. Нас повели по протоптанным дорожкам (при этом особое внимание обратили на то, что в траве могут быть змеи, в основном гадючки) по южной части острова, на которой, помимо собственно Кижского погоста, сосредоточены привезенные исторические и культурные шедевры деревянного зодчества - часовенка, избы, восстановлена традиционная для Кижей мельница. Эта мельница о восьми лопастях, которую поворачивали в зависимости от направления ветра, как в шутку говорят при помощи четырех лошадей, двух здоровых мужиков или одной бабе в гневе.

На одной из привезенных церквей звонари специально для туристов исполняют колокольные звоны. У одной из изб мужичок вырезает из деревяшечек, найденных в лесу зверушек на продажу. Цены, на мой взгляд, кусают даже европейцев, которых здесь предостаточно. В избах сидят красавицы и показывают рукодельное мастерство - прядение, ткание, вышивание. Когда турист вошел в избу - показывают, когда вышел…

Побродили мы еще немного по острову, съели бутербродики, шоколадки и яблочки, взятые с собой - очень нам это пригодилось для поддержания сил. И не только. Как я уже заметила, на острове есть продуктовые магазинчики и кафешка на пристани, но времени на то, чтобы послушать экскурсию, потом немного побродить самостоятельно, повыбирать сувениры и еще в кафешку зайти крайне мало. И не беда, что вместо традиционной колбасы в бутербродиках присутствует изысканный сыр бри.

Выбирая сувениры, кстати я видела не только Карельские, но и из других мест России, например Ростовская финифть присутствовала. Мы ограничились какой-то мелочевкой из карельской березы и камня шунгит.

На выходе у касс голубые бейджики надо отдать охраннику. При этом он благодарно улыбается.

"Метеор" не дремал, то есть дремал неподалеку от пристани до указанного часа Х. После покупки сувениров, в назначенный час Х, мы встретились у "Метеора" - Виктор, Оля, Саша, я. А где же Марина? Оля побежала искать ее внутрь "Метеора", а я спросила у девушки, которая раздавала в Петрозаводске бейджики, пришел ли номер 54. Нет, не пришел. Сотовый телефон Марины не отвечал, понятное дело, батарейка-то разрядилась. Мы и еще один товарищ опаздывающего товарища попросили девушку с бейджиками чуток подождать наших опаздывающих товарищей. Девушка мялась, но на 5 минут согласилась. А тут, глядь, наши опаздывающие товарищи уже бегут. Уф, успели.

Вот так завораживающе на некоторых действуют Кижи.

Обратно тоже выспались.

А потом быстро-быстро к поезду. По дороге пытались купить карельского бальзама, но наш "пристреленный" магазинчик с приемлемыми ценами, был разобран вместе с домом. Видимо место кому-то приглянулось своим центовым расположением и близостью к вокзалу. Так у нас не получилось купить карельского бальзама. Мы быстренько забрали вещи и велосипеды из камеры хранения. Подкатили к нашему вагону, разобрали велосипеды, сложили их в чехлы. Забросили все в поезд. Не успели разложить по полочкам, а поезд уже и поехал. Поезд фирменный, вагоны новые, трюк с билетами по два на плацкартное "купе" получился. Два велосипеда с большими усилиями пакуются на третью полку, но пакуются.

На обратном пути не стали нарушать традицию, купили на следующей остановке копченую рыбу и ягод, и съели, ничуть не сомневаясь. Пока выбирали ягоды на платформе повстречали Ливеровского со товарищи, они возвращались тем же поездом.

Итак, путешествие удалось. Отдохнули хорошо. На протяжении всего похода меня не покидало ощущение легкой велосипедной прогулки. Казалось, что мы еще не катались. В основном это произошло благодаря большой предварительной подготовке. Начинающие велопутешественники прослушали лекции в велошколе, также с ними проводились скатки в Подмосковье, в Карелии нас поддерживал Алексей Страпчук, с которым мы давно знакомы (при желании можно воспользоваться его услугами, ему можно писать на eksiko(собака)onego.ru.

Информацию о дорогах и некоторые реперные точки предоставил Максим Компаниец, с которым мы тоже давно знакомы, и который путешествовал примерно по тем же дорогам, что и мы только в мае этого года. Вобщем, хорошо удаются только подготовленные экспромты. Чего и вам желаю.

P.S. Пока мы вынесли на платформу в Москве все наши вещи, оказалось что мы последние, кто выходит из поезда. На полке в вагоне нашли забытый кем-то пакет. Мы его тоже вынесли в надежде, что хозяин за ним вернется. Пока мы собирали велосипеды, хозяин пакета не вернулся.

В пакете был карельский бальзам…

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея