Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Отчет о водном походе IV к.с. по маршруту:
Москва - ст.Нименга - оз.Лудозеро - р.Никодимка - р.Кожа - оз.Кожозеро - р.Кожа - прист.Усть-Кожа - прист.Порог - ст.Шаста - р.Чусрека - р.Илекса - оз.Водлозеро - р.Вама - р.Водла - пос.Водло - г.Петрозаводск - Москва, пройденном группой под рук. Афанасенкова М.А. с 28.06.1993 по 23.07.1993

Автор - Михаил Афанасенков (Москва)

Первоисточник - http://www.afanas.ru

Предлагаемый Вашему вниманию документ именно в таком виде лежит в турклубе на Большой Коммунистической. И именно по нему и предыдущему (1992 г.) моему отчету, лежащему там же, КУЧА москвичей сходила на Кожу еще до всякого Интернета. А уж когда появилась Библиотека Мошкова... Так что, отдавая дань уважения, я НЕ СТАЛ трогать ни текст, ни формат, добавив МИНИМАЛЬНЫЕ внутренние ссылки от оглавления к разделам и минимальные дополнения Дмитрия Дягилева от 2002 года. Более того, в приложениях к отчету - ТЕ ЖЕ черно-белые картинки и абсолютно ТЕ ЖЕ схемы, что в твердой копии в турклубе. Более свежая лоция Кожи (и Подломки заодно) здесь. Да, СПИСОК ГРУППЫ не совсем соответствует действительности, он переписан из маршрутки. Помните, там процент чайников ограничен? НАСТОЯЩИЙ список и поздние комментарии к походу найдете, если интересно, здесь. И, наконец, полная версия фотоальбома (больше сотни отсканированных цветных слайдов) - здесь.

Оглавление
Введение
Выбор маршрута
Справочные данные
Общая характеристика района
Общая (краткая) характеристика маршрута
Состав группы
График похода
Техническое описание

Дневник

Заключение

Приложения

Материальное обеспечение
Стоимость похода
Список литературы

Карты-схемы

Фотографии

Введение

(Выбор маршрута)
При разработке маршрута мы исходили из следующих критериев:
1) прохождение двух интересных рек - Вамы-Водлы и Кожи;
2) продолжительность - 3-4 недели (отпуск);
3) отсутствие длинных пеших участков, волоков, проводок вверх по течению и т.п.
4) недорогая заброска/выброска.
Маршруты по Коже и Ваме-Водле хорошо известны и многократно описаны, однако найти среди них подходящий по всем пунктам не удалось.

Кожа
До последнего времени (1992) не было описано удобных способов заброски на Кожозеро. Самый старый - через Межозерку-Туру [8,9] включает проводку перекатов вверх по течению, завалы и волок. Другой способ - Илекса-волок-Подломка [9] - тоже слишком утомителен. Намного легче путь с Пневских озер [6,7], но он тоже включает волок или пешку 11 км. Наиболее доступные способы описаны нами в [1]. Мы решили повторить заброску Нименга-Лудозеро.

Вама-Водла
Существует два традиционных способа заброски на Ваму-Водлу: через Куганаволок и Нюхча-Илекса. Первый способ - сравнительно дорогой и нервный, т.к. в Петрозаводске плохо сажают на кометы. Кроме этого, поход получается очень короткий - 3-4 дня. Способ через Нюхчу-Илексу многократно описан [2,3,10] и хорошо известен. Он достатиочно длинен, требует проводки на Нюхче вверх по течению, волок 8-10 км. Продолжительность различна по разным источникам и составляет: Нюхча(вверх) с волоком - 3-5 дней, Илекса - 4-7 дней.
Чуть короче забрасывались на Илексу из Куши - или на Нелексу [4], или на Олову [5]. Однако в обоих случаях приходилось идти по болоту 6-16 км пешком.

При анализе карты [11] привлекательной показалась возможность заброски на Чусреку (приток Илексы) из Нименги, по той же дороге (в начале), что и на Лудозеро. Тогда и появилась идея заехать предварительно на Кожу, заодно заказав себе машину на Чусреку (возможно, этот же лесовоз). Отчетов по Чусреке мы не нашли. Устные сообщения подтвердили ее проходимость и отсутствие пешей части, обещали очень много рыбы.
Таким образом, был выбран маршрут: ст.Нименга - Лудозеро - Никодимка - Кожа - пр.Усть-Кожа - пр.Порог - ст.Нименга - Чусрека - Илекса - Водлозеро - Вама - Водла - пос.Водло.
Уже на маршруте выяснилось, что на Чусреку возят только из Шасты (у них там вахта), так что машину заказать не получилось. Но все равно, только "склейкой" двух походов (Кожа и Вама-Водла) мы сэкономили более двух суток поезда и соответствующее количество денег. Участок Чусрека-Илекса мы прошли за пять дней (сравн. Нюхча-Илекса - около 10 дней ). Примечание 2002 года от ДД [12]: с Шасты теперь уже не возят, только с Нименги. Существует возможность заказать у Игоря (ГАЗ-66) машину заранее. По тел. 3-47-46 с кодом г. Онега нужно передать родителям Игоря, когда, куда и сколько человек собираются ехать.

Справочные данные

Общая характеристика района
Маршрут проходит по северо-западной части Архангельской области и юго-восточной Карелии. Большая часть маршрута находится в районе Ветренного пояса. Это - длинный, более 200 км, кряж, часть Балтийского кристаллического щита. Сложен из древних сланцев, а на основных вершинах (Левгоре, Оловгоре, Шуйгоре) - нагромождения базальта. На склонах - глухая тайга (впрочем, сильно порубленая) и болота, совершенно нет населенных пунктов. Вторая половина маршрута пролегает по территории национального парка "Водлозерский".
Среднеиюльская температура 16 градусов.

Общая (краткая) характеристика маршрута
Общая длина маршрута 490 км. Продолжительность - около 20 дней. Маршрут НЕ содержит пеших участков, волоков и рек против течения. Заброска сравнительно удобна и недорога. Выброска чуть дороже, но это традиционно для Вамы-Водлы.
Никодимка - маловодная небольшая речка, перекаты, 105 км, три ходовых дня, завалы расчищены.
Кожозеро - очень живописное, богато рыбой, прекрасные пляжи, в поселке остатки монастыря.
Кожа - интересная в спортивном отношении, 96 км, очень живописная в окресностях "Падуна" и "Щуруса" (прорезает кряж). Пороги 1-6 категории, средний уровень - 2-3. Наиболее интересна в среднюю воду.
Чусрека - небольшой спокойный приток Илексы, богатый завалами и рыбой. Малоизвестна, совершенно глухая. Около 60 км, 2-3 дня. Очень мало мест для стоянок.
Илекса - длинные широкие плесы, озера, стоянок немного, но зато они хорошие. Длина 120 км, есть несколько несильных порогов-перекатов. Богата рыбой.
Водлозеро - самое крупное в Восточной Карелии: 368 кв.км., длина около 36, ширина - 16 км., около 200 островов. Часто бывает волна - одно из сложных препятствий на маршруте.
Вама - 25 км и Водла - 30 км - самая интересная в спортивном отношении часть маршрута. Падение 1.36 м/км, 130 куб.м/с, 15 мощных интересных порогов 2-4 категории (не считая номерных перекатов).

Состав группы

Ф.И.О.
Год рождения
Туристский опыт
Судно и обязанности
Афанасенков Михаил Анатольевич 1966 Кожа(3р), Кура(4у), Охта(3у), Шуя(3у) КНБ (кап)
руководитель
Тимофеева Анастасия Юрьевна 1971 Кожа(3у), Шуя(3у) КНБ (матр)
врач, хронометрист
Добронадеждин Алексей Николаевич 1969 Песчаная(4у), Уба(3у) КНК
завхоз
Мошков Максим Евгеньевич 1966 Лепсы(4у), Кура(4у), Вама-Водла(3у) КНК
реммастер
Смирнов Андрей Борисович 1962 Охта(3у), Воньга(2у) "Таймень" (матр)
кинооператор
Масленников Дмитрий Михайлович 1964 Прут(3у) "Таймень" (кап)
рыболов
Картинкин Кирилл Вячеславови 1974 Щегринка(2у) "Салют" (кап)
фотограф
Кольчицкая Мария Николаевна 1974 Щегринка(2у) "Салют" (матр)
фотограф

Приведен состав "основной" группы. Кроме этого, к нам присоединилось шесть человек на первую часть маршрута (Никодимка-Кожа), а затем двух человек мы встречали в поезде - только на вторую часть маршрута. Таким образом, на Коже было 14 человек, на Ваме-Водле - 10.

График похода

Дата
Ходовой день
Ходовые часы
Расстояние,км
Участок маршрута
28/06-29/06
-
-
-
Москва-ст.Обозерская - ст.Нименга(поездом)
30/06 -2/07
1-3
18
110
Лудозеро - р.Никодимка - Кожозеро
3/07
4
3
15
Кожозеро - р.Кожа - "Падун"
4/07
5
7
45
"Падун" - "Щурус"
5/07
-
-
-
дневка
6/07
6
3
5
"Щурус" - "Кямус"
7/07
7
3
15
"Кямус" - "Юг"
8/07
8
4
20
"Юг" - пос.Усть-Кожа
9/07
-
-
-
Усть-Кожа - Порог - ст.Шаста - р.Чусрека
10/07- 11/07
9-10
17
16
р.Чусрека
12/07 -14/07
11
13
20
р. Илекса
15/07- 16/07
14-15
8
30
Водлозеро-Шуеостров
17/07
16
5
15
Шуеостров - р.Вама - пор."Островной"
18/07
17
5
30
Вама-Водла - "Киньский"
19/07
18
1
5
"Киньский" - "Падун"
20/07
-
-
-
дневка
21/07
19
5
20
"Падун" - пос.Водло
22/07 - 23/07
-
-
-
пос.Водло - Пудож - прист. Стеклянная - Петрозаводск - Москва
Итого 490 км

Техническое описание

Заброска
До станции Нименга можно доехать двумя способами.
1) Поезд 218 Москва-Архангельск, отправление 18-10. На нем до ст. Обозерская, где пересадка на поезд 696 Емца-Маленьга, отправление в 15-30. В Нименге - около 20-00.
2) Любым ночным поездом (например, 114 или 220) до Вологды, там пересадка на поезд Вологда-Мурманск (отправляется около 13-00), в Нименге - около 6-00.
При заброске первым способом есть риск ночевать на станции. Нельзя приезжать в выходные.
Слева от станции (по ходу поезда) - дорога, на ней можно поймать лесовоз. Можно сходить к ним в гараж - по дороге по ходу поезда, на развилке - направо, через ж/д путь. Можно также договориться с водителем ЗИЛа, живущим у дороги, напротив станции. Примечание 2002 года от ДД [12]: "Существует возможность заказать у Игоря (ГАЗ-66 в Нименге) машину заранее. По тел. 3-47-46 с кодом г. Онега нужно передать родителям Игоря, когда, куда и сколько человек собираются ехать".
Ехать нужно до Лудозера. Если довезут только до моста через Никодимку (полуразрушен) - далее 3 км пешком по дороге, на развилке - налево. Это быстрее, чем проламываться к озеру по Никодимке через завалы.
У озера есть стоянка, удобная для стапеля и ночлега.

Никодимка
По Лудозеру нужно идти на восток вдоль левого (северного) берега. Заливчик, напоминающий исток - тупик. Исток чуть правее, в камышах. Озеро небольшое, менее 20 мин ходу. Далее все ориентиры приводятся в ходовых часах от начала Никодимки. Обносов нет. Хороших стоянок, кроме указанных, очень мало.
10 мин - два мелких порога - проводка.
2 часа - стоянка на ПБ.
3 часа - стоянка на ПБ, у старицы. После нее - плес среди болот, стоянок совсем нет.
4 часа - правый приток, болота, стоянок нет по-прежнему.
5 часов - длинная мелкая шивера - целый час проводки, прыгая по камням.
6 часов - сразу после шиверы стоянка на ПБ.
6.5 часов - цепочка мелких перекатов. На правых берегах встречаются стоянки.
9.3 часа - стоянка на неприметном ЛБ у остатков избы. Плесы.
10.5 часов - перекаты, крутые берега.
11 часов - правый приток - Малая Шуйка. При впадении - стоянка ПБ.
11.5 часов - правый приток - Большая Шуйка.
12 часов - прекрасная стоянка в молодом сосняке на высоком ПБ. С воды малозаметна.
15 часов - шивера, перекаты, один даже с валами.
16.5 часов - река разливается, на ПБ - стоянка, неважная.
Вскоре - озеро справа и две протоки спереди - идти по левой, на север; восточная - глухая.
17.1 часа - впадение Подломки справа.
17.5 часов - много проток, идти по правой. На ПБ - изба.
Видно Кожозеро.

Кожозеро
По озеру сначала на СВ - на мыс, около 45 минут. От него - почти на В - на мыс левее островка, далее на поселок - около часа. От поселка - вдоль ПБ - около 15 минут до начала Кожи. Итого - около 2 часов. На озере много хороших стоянок как справа, так и слева от первого упомянутого мыса.

Кожа
Все ориентиры - в ходовых часах для смешанной группы (КНБ, КНК, "Таймень", "Салют", смешанные экипажи) от начала Кожи. Описания порогов для большой (1993 г.) и средней (июль 1992 г.) воды. Категорийность порогов авторская, указана для байдарок, для средней/большой воды над и под чертой соответственно.
20 мин - плес. Затем Пежозеро.
30 мин - перекаты, плавно переходящие в порог "Мельничный"(III/II к.с., длина 1500 м, 4 км от Кожозера). В среднюю воду - валы, камни, лавировка, довольно интересный. В большую - одни валы, маневров не требуется. В обоих случаях идется без просмотра, обязательны юбки.
45 мин - слабые перекаты.
1 час - порог Кривой (I/I к.с., длина 500 м, 6 км от Кожозера). Мелко, Z-образный маршрут по струе. Неинтересен.
Затем глубокий плес, слева - притоки. Справа - табличка "Падун" - преждевременная.
1.5 часа - шивера, в большую воду - довольно мощная, на ПБ - глыбы, чалка за правым поворотом, в улове ПБ, где на елке прибита малозаметная табличка "Обнос". Сразу за этим уловом река делится грядой камней вдоль на две неравные части. По левой, большей, идет струя, впереди видны валы, пенный бугор, слышен шум порога "Падун" (непроход/VI к.с., для катамарана - непроход/V к.с., длина 200 м, 9 км от Кожозера). Если не успели зачалиться в улове, нужно держаться правой стороны и тыкаться в промежутки вышеуказанной продольной гряды, чтобы застрять в ней или проникнуть в правую часть реки - безопасную мелкую канализацию. Случайное (без касок, жилетов и страховки) попадание в "Падун" с большой вероятностью смертельно. Интересен для катамаранов в большую воду. Для байдарок чрезвычайно опасен и, по-видимому, непроходим. Обнос порога по хорошо протоптанной тропе, посреди которой есть хорошая стоянка. Чуть глубже в лесу - баня (выше по течению).
2.5 часа - конец обноса "Падуна". Начало длинной цепочки порогов-шивер. В среднюю воду - камни, валы, лавировка, сложность I-III. В большую воду - валы средних размеров, от которых часто можно уйти. Сложность I-II. В обоих случаях нужны юбки. Выделить из этой цепочки пороги Падь и Лавгутье мы не смогли. По берегам есть стоянки.
3.7 часа - плес.
5 часов - стоянка на мысу ПБ, а напротив - малозаметная с воды изба в глубине заболоченного леса на ЛБ.
Далее каждые 10 минут - перекат.
6 часов - система островов с несколькими мелкими протоками.Порога Долгий мы не видели.
6.3 часа - порог Дедов Пруд(II-/II к.с.,длина 300 м,44 км от Кожозера). Остров, основная, левая, протока перегорожена грядой камней. Проход у самого острова - несложный слив. Вскоре на ПБ - добротная изба, судя по надписям - место ночевок многих туристов. Две печки, просторные нары. Комары.
Далее плес со слабыми порогами-перекатами.
7.7 часа - река перекрыта заколами (забор из мелких жердей). Проход по левой протоке с обносом закола слева или справа. Далее чистый широкий плес.
9 часов - скалистый ПБ, порог-шивера. На скалах справа надписи краской "Щурус" и "Опасно". Мимо этих скал порог можно проходить без просмотра, по струе, но далее быстро чалиться к правому берегу. Обнос и осмотр "Щуруса" по ПБ. Оборудованная стоянка - 2 избы, столы, навесы, скамейки, туалет и т.п. В избах ночевать комароопасно.
Порог "Щурус"(V/V+ к.с.,длина 100 м, 56 км от Кожозера) - очень сильная вода, закрученный язык, многометровая бочка, интересен для катамаранов. На байдарках проходим в среднюю воду, в большую слишком силен.
Порог "Железные Ворота"(IV/III к.с., длина 400 м, 57 км от Кожозера) - начинается сразу за "Щурусом", сливаясь с его выходной шиверой. В среднюю воду представляет собой очень мощную шиверу IV к.с. с валами и камнями в струе. В большую воду остаются одни валы, маневров не требуется. Просмотр и страховка с берега малоэффективны, имеет смысл лишь разведать промежуточные чалки для взаимостраховки с воды. За порогом - короткий плес. Далее входная шивера порога "Сиваньга". Чалка для осмотра на ЛБ.
Порог Сиваньга (III/III+ к.с., длина 300 м, 58 км от Кожозера). Главный слив у ЛБ проходим, но нужен аккуратный заход: сразу после широкого заходного мелкого слива сильная поперечная струя несет на камень справа от главного слива. В большую воду интереснее идти главным сливом. В среднюю и малую он становится мелким и лучше обойти его по правой шивере. При проходе по левому сливу - страховка с воды или ЛБ, при проходе справа - с ПБ. Средним сливом лучше не ходить. Осмотр и прохождение Сиваньги и Железных ворот занимает около 1-2 часов.
11 часов - после небольшого плеса за левым поворотом - мощный, но простой порог "Чопуй" (II/II+ к.с., длина 400 м, 60 км от Кожозера). По струе, высокие валы, без просмотра, обязательны юбки. Выходная шивера. После десятиминутного плеса - порог "Кямус". Чалка у ЛБ, за узким песчаным пляжем, зажатым между скал. На пороге есть стоянка и удобные условия для катания (короткий обнос).
Порог "Кямус" (IV к.с., длина 100 м, 62 км от Кожозера). В среднюю воду заход слева, далее по левой кромке языка в пену. Невидимая с берега поперечная струя подхватывает и вносит в мощную правую бочку полулагом, где очень сильно кусает, но откренить можно. В большую воду при таком заходе откренить уже не получается, но можно проходить у самого левого берега, у правого и даже по центру (наиболее интересно). В другую воду такие проходы невозможны.
Примечания 1995 года о Кямусе смотрите здесь.
Далее мощная выходная шивера,две ступени.
11.5-14.5 часов - плес без препятствий.
14.5 часов - две глыбы ("ворота") по берегам, затем за первым поворотом - мелкий порог, требует аккуратности. Сразу за ним - порог "Юг", чалка и просмотр ЛБ. Над порогом есть стоянка, не слишком хорошая.
Порог "Юг" (III к.с., длина 300 м, 75 км от Кожозера). Заход вдоль ЛБ, затем по левому краю бочки, избегая левого зуба (в большую воду его нет). Страховка с ЛБ, неплохо поставить сигнальщика у зуба (в среднюю и малую воду). Сразу за порогом мощная очень интересная шивера, несколько ступеней, одно место не хуже самого порога.
15-15.7 часов - цепочка мелких перекатов и шивер, среди которых, видимо, т.н. пороги "Котел", "Ольховец", "Усть-Игиша", "Петровский", "Горностай" и др. По струе, интереса не представляют.
15.7 часов - деревня Петровская. Далее длинный изнурительный плес до Усть-Кожи, 2.5 часа. Места обжитые, пасут скот, ездят на моторках, стоянки плохие от самого Юга. Вообще удобно идти от Кямуса сразу до конца.
18.2 часа - Усть-Кожа (96 км от Кожозера). Пристань на ЛБ, в конце деревни. По берегам - бревна. За пристанью - поле с сараем-ангаром для сена. Прямо в нем удобно поставить палатки (от гнуса) и даже просушить вещи в случае дождя. От сарая 15 минут пешком до пристани. В мокрую погоду очень грязно.

Переброска на Чусреку (или выброска в Москву)


Теплоход "Заря" приходит около 14-30 (по более поздним данным - в 12-30 - уточнить накануне). На пристань Порог прибывает около 15-45. Оттуда около 20 мин пешком до ж/д станции. Если нужно ехать в Москву - необходимо идти в одну ходку. Поезда отправляются около 15-55 и 16-15 и довозят до Обозерской. Там сразу нужно занимать очередь за билетами на поезд Северодвинск-Москва.
При переброске на Чусреку можно не торопиться - зайти в столовую - она прямо на пути. Поезд 696 Емца-Маленьга прибывает около 19-00. На нем до станции Шаста. Далее пешком по дорожке в поселок, пройти его насквозь - у сараев начинается лесовозная дорога в лес. Примечание 2002 года от ДД [12]: с Шасты теперь уже не возят, только с Нименги. Существует возможность заказать у Игоря (ГАЗ-66) машину заранее. По тел. 3-47-46 с кодом г. Онега нужно передать родителям Игоря, когда, куда и сколько человек собираются ехать. В 2002 машина обошлась в 3600 руб. с группы 12 человек.
Ехать до моста через Чусреку (столбик 72 км).
Не приезжать в выходные и накануне.

Чусрека
На месте стапеля, у моста - вахта лесорубов. Стоять можно только между вагончиками или прямо в вагончике (за спирт), т.к. вокруг - болотисто. Видимо, лучше вообще не стоять, а стапелиться и уплывать.
Далее все ориентиры - в ходовых часах от моста для смешанной группы. Время обносов дано для группы из 10 человек с девушками и гружеными "Тайменями".
0 - 2.5 часа - болотисто, стоянок нет.
1.5 часа - Большой Енгиш справа, сравним с самой рекой.
2часа - небольшое озеро с выходом почти назад.
2.5 часа - развилка, перекаты в обоих протоках, в улове левой протоки, у камней - изба в лесу, стоянка.
2.6 часа - за перекатом - порог "Каля". Мелко. Проводка.
Проходим на каяке или облегченной КНБ.
Далее плес среди сравнительно приличных, пригодных для стоянок, берегов.
3.5 часа - короткая цепочка перекатов.
4.2 часа - длинная цепочка перекатов. Берега ухудшились. Хороших стоянок нет.
6 часов - большой завал. Обнос около часа.
7 - 9 часов - плес с отдельными перекатиками, стоянок не видно.
9 часов - маленький левый приток напротив большого песчаного пляжа - в чаще леса у пляжа неплохая стоянка. Очень много сухих дров.
9.5 часов - большой завал. Обнос 2 часа.
12.2 часа - завал. Обнос 40 минут.
13 часов - слева впадает Пеможа, с широкой заболоченной поймой. Недалеко после впадения на ЛБ можно найти стоянку.
14 часов - завал. Обнос 30 минут.
15.2 часа - маленький завальчик, без обноса, с перекатом сразу за ним.
16 часов - завал. Обнос 40 минут. Плохонькая стояночка, но последняя перед болотом.
До 17.5 часов - река сильно петляет посреди абсолютно безлесного болота.
17.5 часов - впадение в Илексу. Справа от впадения - стоянка. Плоховато с дровами, но до следующей далеко.

Илекса
Далее все ориентиры в ходовых часах от впадения Чусреки.
Вода чуть выше средней. Стоянок, кроме указанных, очень мало. До Тунозера включительно - безлесные болота, стоянок нет.
Перед Тунозером многие плутают в протоках, поэтому приводим подробную лоцию:
5 минут - протока направо (идти прямо).
20 минут - протока слева (идти справа).
25 минут - протока слева (идти справа).
40 минут - протока справа (идти слева).
50 минут - протока справа (идти слева).
55 минут - две развилки подряд - сначала направо, затем налево.
1 час - выход в Тунозеро. Сплошные камыши. Протока трудноразличима, по азимуту 200.
1.3 часа - выход из озера в Илексу. Вскоре на ПБ малозаметная маленькая стоянка.
1.8 часа - изба на ЛБ, пост егеря.
2.3 часа - стоянка на ЛБ.
2.7 часа - правый приток.
3.2 часа - прекрасная стоянка на ПБ. Сосны.
До 3.7 часов - плес с хорошими стоянками по берегам. Последняя - над Носовскими перекатами.
3.7 часа - Носовские перекаты. После них приличных стоянок нет до озер включительно.
Далее 2 часа плеса до Монастырского озера.
5.7 часов - Монастырское озеро.
Далее 2.5 - 3 часа по озерам, в зависимости от погоды.
8.7 часа - выход из Икозера в Илексу.
9 часов - малозаметная, но приличная стоянка ЛБ.
9.7 часов - приток Выжига слева.
10.2 часа - после длинного плеса на правом повороте стоянка на ПБ. Вскоре - Лузские перекаты. Сначала - в правую протоку, затем налево.
11.2 часа - слева - узкая протока к деревне Луза.
Через 5 минут - болотистая протока вправо - ручей Пимзя.
11.7 часа - открывается Лузское озеро. Идти четверть часа вдоль правого берега.
12 часов - выход из озера в Илексу.
12.3 часа - хорошая стоянка на ЛБ, за островком.
12.7 часа - справа впадает Охтома. Начинается Охтом-порог. Нужны юбки. Три ступени, за ними перекаты. Сразу за первой ступенью - стоянка ПБ.
13.7 часа - порог-перекат, идти левой протокой.
14.5 часа - после длинного плеса над перекатиком - небольшая стоянка на ЛБ.
14.7 часа - цепочка перекатов (Гай-порог).
16 часов - Калакундинский порог. Идти справа. Посреди порога - небольшая стоянка на ЛБ.
16.3 часа - две протоки, идти по левой. Перекаты.
16.5 часа - избы ЛБ.
16.6 часа - отличная стоянка на крутом ПБ.
17 часов - такая же стоянка. Между ними тоже есть места.
17.5 часа - левый приток. За ним вскоре - изба ЛБ - пост егерей.
Далее на двух развилках - налево, на третьей - направо, к озеру. Далее налево, к избам. Затем все время по широким протокам.
19 часов - оборудованная стоянка на ЛБ.
19.1 часа - отличная оборудованная стоянка на ПБ.
19.5 часа - Устье Илексы, изба ПБ, Водлозеро.

Водлозеро
Маршрут сильно зависит от волны. В штиль и слабую волну нужно идти сразу на Ильинский погост ("Аврора" - похож по очертаниям). Затем на мыс Шуйострова, далее - дер. Чуяла.
В среднюю волну - по островам и мысам ЛБ (см. дневник).
В высокую волну - пережидать или вдоль самого левого берега в пролив (к Суховодлинской плотине) - далее вдоль ЛБ, между ним и островами.
Необходима карта, компас, юбки.
Ходовое время в зависимости от маршрута и погоды составляет от 5 до 15 часов (у нас - 10 часов).
Желательно зарезервировать день-два на шторм.

Вама
Описана вода ВЫШЕ средней. Ориентиры - в ходовых часах от начала Вамы. Подготовка и снаряжение группы считается достаточным.
Обнос Вамской плотины ПБ - около получаса. Костры запрещены в радиусе 500 м.
0.6 часа - порог "Устьинский" (II к.с.) - сразу от плотины.
1 час - перекат, сразу за ним - стоянка ЛБ.
Вскоре - мощные валы - вступительный перекат перед порогом "Раккой" (III к.с.). Сразу за ним - чалка ЛБ для осмотра порога. Справа - валы, слева - небольшие бочки. Проход по вкусу.
Затем перекат и вскоре остров - порог "Островной" (IIIк.с.) в обеих протоках. Левая протока короче и интереснее. Чалка ЛБ, осмотр до крутого левого поворота, далее простая шивера с валами. Собственно, все, что необходимо смотреть - сам левый поворот - как в него вписаться.
3 часа - после первой части выходной шиверы - стоянка ПБ, затем вторая часть шиверы (валы), за ней - стоянка ЛБ. Далее на Ваме много стоянок - не упоминаются.
Через пять минут - мост.
3.3 часа - порог "Вам"(IIк.с.) - высокие валы, без просмотра.
4.3 часа - большой остров, обход с любой стороны. За островом - перекат.
4.8 часа - начало цепочки мощных порогов с высокими валами: "Кривой" ("Сиговец"), "Казимир", "Заостровский" и "Пурт". Все - II к.с. и идутся с ходу. Различить их мы не смогли.
5.5 часа - мост, за ним (за поворотом) - пор. "Боровой" (II к.с.) - с ходу. Заход и выход из-под моста можно посмотреть.
6 часов - слева впадает широкая и спокойная Сухая Водла.

Водла
Ориентиры в ходовых часах от начала Водлы.
Сразу за поворотом после слияния Вамы и Сухой Водлы начинается порог "Верхневамский" (III к.с.) - левой протокой, осмотр по ЛБ. Валы, обливняки, закол.
Через 100 метров - "Нижневамский" (II к.с.) - гряда через всю реку. Проход по струе ближе к левому берегу, небольшой маневр. Можно посмотреть по ЛБ. После порога - спокойный плес.
1.5 часа - левый приток, камыши, хорошая стоянка при впадении, на ЛБ.
С этой стоянки можно сходить просмотреть порог "Киньский" (II к.с.) - на входе мелкая шивера, затем небольшие валы. После порога подряд три острова. Обходить первый - справа, остальные - слева. Перекаты.
2.5 часа - порог "Падун" (IV к.с.). Перед ним на ПБ - заброшенная деревня. Осмотр и стоянка на ПБ. Слив с воды не виден, но вдоль берега течение слабое, при чалке проблем не возникает. Порог представляет собой мощный слив через всю реку. Проходим почти везде на всех судах ("Таймень", КНК, КНБ). Удобен и интересен для многократного катания.
На прохождение порога выделено 2 часа (условно, т.к. разумно на нем ночевать или даже дневать).
4.5 часа - конец прохождения "Падуна".
4.8 часа - остров, в левой протоке - порог "Осиновец" (III к.с.). На входе и выходе - валы, посередине - гряда камней. Просмотр по острову. В правой протоке - мелко.
6.5 часов - деревня Водла на ЛБ, затем порог "Печки" (IV к.с.). Идти самой правой протокой, осмотр ПБ. Слалом - уход от камней и заколов. При осмотре и прохождении не оставлять ценных вещей без присмотра. Время просмотра и прохождения сильно зависит от размера и опыта группы. Условно - полтора часа. Примечание 2002 года от ДД [12]: заколы в пор. Печки могут быть (и в 2002 г. БЫЛИ) закреплены стальными тросами, пересекающими струю НА УРОВНЕ ВОДЫ. ОПАСНО! Разведка на предмет наличия тросов в струе обязательна!
8 часов - сразу после порога - пляж на ПБ с удобной стоянкой для антистапеля. Невдалеке - мост, по которому нужно сходить вечером в поселок и договориться с машиной на утро (например, в магазине - продуктовая). На ночь желательно выставить дежурных. Примечание 2002 года от ДД [12]: "о машине договорились с Геннадием, у него бортовая «Газель» с тентом. Живёт он в доме № 13 за автобусной остановкой."

Выброска
С моста через Водлу на машине - до Пудожа или сразу до пристани Стеклянная. От пристани на "ракете" (10-30, 14-50, 19-00) - в Петрозаводск. В выходные и понедельник "ракеты" сильнее загружены и не берут.

Дневник

28 июня
Выехали из Москвы с Ярославского вокзала поездом 218 Москва-Архангельск, отправление 18-10. Плацкартный билет до ст. Обозерская стоил 1305 рублей/чел, в день отправления взяли еще билеты на дополнительный (свыше 36 кг/чел) багаж на группу, примерно по 4 кг/чел, это стоило около 70 руб/чел. С этими билетами сели без проблем.

29 июня
Прибыли в Обозерскую около 14-00, стоянка 15 минут, выгружались спокойно. Сразу купили групповой билет на поезд 696 Емца-Маленьга, прибывающий в 15-20. Билет стоил 235 руб/чел.
Поезд прибыл по расписанию, стоял 10 минут. Он представляет собой два общих вагона, набитых не сильно, можно даже лежать на вторых полках.
Приехали в Нименгу около 20-00. Вскоре пошел дождик. Перетащили вещи на дорогу и стали ждать лесовозов. Двое пошли в гараж (по дороге, по ходу поезда, на развилке - направо), где выяснили, что сегодня никто ехать не собирается, а обычно делают по одной ездке утром. Кроме этого нам сообщили, что напротив станции (у дороги) живет водитель бортового ЗИЛа (кажется, Петя) - он всегда готов отвезти туристов, когда в состоянии. Грузовик мы нашли, но водитель ушел в поселок и ожидался под утро. Позже от минской группы мы узнали, что он берет в среднем вдвое дороже лесовозов - около 2тыс/чел (половина - спиртным) и довозит только до моста. Еще позже группу МГУ (К.Зыков) этот же водитель довез до озера за 1.5 тыс/чел (500 - спиртом).
Палатку ставить было негде, шел дождик. Нашли дежурную по станции (кстати, родственницу водителя ЗИЛа) и упросили открыть здание станции. Там оказалось тепло и почти не было комаров. После сухого перекуса легли спать на полу на ковриках.

30 июня
К утру дождь кончился. К шести опять вышли на дорогу. Двое привычным путем отправились в гараж, где к половине седьмого поймали два лесовоза. Можно ждать лесовозы в вагончике недалеко от ворот - туда водители заходят отметить путевки. Оттуда же дежурные солдаты могут позвонить в поселок и "пригласить" водителя.
Первый лесовоз довез шесть человек только до моста (мост полуразрушен, большинство водителей боятся), но всего за 4 бутылки водки. Дальше шли пешком под байдарками около трех километров по дороге, недалеко до конца на развилке - налево.
Второй лесовоз с лихими водителями "кавказской национальности" довез восемь человек сразу до конца, но взял 9 тысяч, литр спирта и бутылку водки. В среднем на группу заброска обошлась около 1000 руб/чел.
Позднее от минской группы мы узнали, что правильно не стапелились на мосту. Хоть это уже Никодимка, но до озера много завалов и проводок, они шли больше одного дня. Мы же уже в половине одиннадцатого начали стапель на озере (около трех часов - лесовоз с погрузкой/разгрузкой и около часа пешком).
К 15-00 отстапелились, поели и в 16-15 выплыли.
По озеру шли налево, на восток, вдоль северного берега. Исток чуть правее, чем кажется, в камышах. Вошли в Никодимку около 16-40. В 16-50 - первый мелкий порог, две ступени.
Воды в Никодимке чуть больше, чем в прошлом году, поэтому первую ступень каркасно-надувные суда преодолели без проводки. Вторая ступень, а для груженых "Тайменей" - частично и первая - проводка.
Далее плес с малоудобными для стоянок берегами около двух с половиной часов. Встретили только две стоянки: в 18-30 на правом берегу и в 19-30 - на правом берегу у старицы, с муравейником.
Далее плес среди заболоченных берегов около двух часов. В 20-30 впал правый приток. Стоянок нет совсем.
В 21-30 началась шивера. Самое начало похоже на перекаты и в нашу воду проходимо. Но затем начинается каменное поле до горизонта. Проводка, прыгая по скользким камням около часа.
Все группы, вспоминая эту шиверу, употребляют крепкие выражения. Перед концом - остров. Интереснее левая протока - там можно прокатиться в нескольких сливах.
В 22-30 встали на ночь на стоянке на правом берегу сразу за шиверой. Осталось мало мест для причаливания - какая-то "добрая" душа повалила несколько деревьев с берега прямо в воду.

1 июля
Переменная облачность, дождя нет.
Отоспались, вышли в 13-00.
В 13-30 началась цепочка мелких перекатов. КНБ и КНК проходили, а остальным иногда приходилось и проводить метров по десять.
В 15-00 на высоком обрыве на ПБ сделали обед. Вопреки прошлогоднему описанию стоянки там НЕТ. Обильные грунтовые воды сделали обрыв неприступным, а на полянку навалило деревьев.
В 16-30 кончили обедать и поплыли дальше.
В 17-50 - видны остатки избы на ЛБ.
В 19-00 - перекаты, высокие берега.
В 19-30 справа впала Малая Шуйка - прямо у впадения, на стрелке ЛБ - стоянка.
В 20-00 справа впала Большая Шуйка.
В 20-30 мы встали на замечательной стоянке в молодом сосняке на высоком ПБ. В прошлогоднем отчете она помечена "17часов". Однако с воды эту стоянку не видно, сосняк не очень большой и малозаметный - нужно следить за временем и тормозить в подозрительных местах. Наверху сухая и ровная площадка, и не одна, кострище, бревна.
До ночи жарили наловленных днем щук.
Напротив, на ЛБ, чуть выше по течению, тоже стоянка, похуже, но в августе там находили много белых грибов.

2 июля
Погода ясная,отдельные облака. Вышли в 12-30.
В 15-30 началась шивера, за ней перекаты. Один даже с валами.
В 17-00 - разлив, за ним на ПБ мы пообедали. Стоянка там неважная.
Затем довольно быстро - озерцо справа и две протоки - шли по левой, т.к. прямо - тупик. Вскоре справа - Подломка и, наконец, спустя час после обеда - Кожозеро. Перед озером шли правой протокой. У избы (ПБ) сломана печка, пусто и неуютно.
На озере ветер, но волны маленькие. Шли на СВ - на мыс - около 45 минут. Затем чуть-чуть дальше вдоль берега - встали на стоянке возле пляжа. Комары достают и здесь. На пляже - свежие медвежьи следы.
Вечером хорошо ловились щуки.

3 июля
С утра солнце, после обеда переменная облачность. Вышли поздно - готовили снаряжение для порогов - юбки, спасжилеты и пр. Привязывали вещи.
По озеру шли на восток - на мыс левее маленького острова. За мысом открылся Кожпоселок. Зашли в монастырь. В поселке живет один рыбак - его не застали. От стоянки до поселка шли около часа.
Далее вдоль ПБ - и минут через 15 мы уже плыли по Коже. Минут через 20 - Пежозеро - шли прямо. Через десять минут начались перекаты, которые плавно перешли в порог "Мельничный".
Выяснилось, что мы попали на Коже в БОЛЬШУЮ воду, и в "Мельничном", как впрочем и в других шиверных порогах, залило все камни. Поэтому порог стал малоинтересен - длинная цепочка валов средних размеров. Маневров не потребовалось, прохождение заняло не более 10 минут/экипаж. Шли парами.
Через десять минут - "порог" "Кривой", оставшийся даже в большую воду мелким противным перекатом.
После "Кривого" около 30 минут спокойной воды. Слева - притоки. Справа - табличка "Падун", которая прибита слишком рано, и обращать на нее внимание не стоит.
После плеса начинается шивера, в нашу воду довольно мощная: один из "Тайменей" навалило на камень и пробило дыру 80 сантиметров. Шиверу шли с ходу, но внимательно, не отходя далеко от правого берега, т.к. довольно неожиданно, за правым поворотом открывается вид на "Падун": белый пенный бугор на горизонте, продольная гряда камней возле правого берега, скалы.
Чалиться нужно быстро, улов у ПБ с малозаметной табличкой "обнос" находится прямо за поворотом. Адмиральский экипаж шел первым, внешний вид порога с прошлого года помнил, поэтому проблем не возникло.
На "Падуне" встали на ночь. К комарам здесь добавилось чуть-чуть мошки. Вечером пошел дождик.
В большую воду "Падун" впечатляет. Идти его на байдарке или каяке желания не возникает. Зато для катамарана в нашу воду это хороший интересный порог: зубья залиты и пройти вполне возможно. Позже группа МГУ (А.Северин) прошла этот порог на катамаранах - двойках.
Вечером приплыли минчане на пяти тайменях, обнесли и встали за выходной шиверой, на повороте, тоже на ПБ. Там неплохая стоянка. Они забросились на Никодимку четырьмя днями раньше, но шли от моста (+2 дня) и разбирали завалы на самой речке (+2 дня) - мы их обогнали на Кожозере.

4 июля
С утра хмуро. Вышли 12-30 и сразу пошел мелкий дождь. Пасмурно и сыро было почти до вечера.
12-30 - 13-45 - цепочка бывших шивер - в нашу воду сплошные валы. При наличии хороших фартуков идутся по любому курсу.
Далее спокойная вода, но течение заметное.
15-00 - стоянка на мысу ПБ, на правом повороте, напротив избы в глубине ЛБ.
16-00 - система островов с мелкими протоками.
16-30 - "порог" "Дедов пруд". Недалеко за ним - изба на ПБ, "Половина". Там мы и пообедали до 17-30.
19-00 - заколы. Шли левой протокой с обносом закола по обоим берегам (половина группы - справа, половина - слева). Желательно спрятать удочки - в избе за заколом живет рыбнадзор.
20-30 - скалистый ПБ, порог-шивера. На скалах справа надписи краской "Щурус" и "Опасно". Мимо этих скал шли по струе, далее быстро чалились к правому берегу. Отличная оборудованная стоянка - столы, навесы, скамейки, туалет(!) и т.п. В этом году добавились еще две избы. Половина группы решила ночевать в них, однако перебрались в палатки - ночью перебить комаров в избе не удавалось. К ночи погода разгулялась.
"Щурус" в нашу воду очень силен, все опытные участники погружены в раздумья - идти или нет. Утро вечера мудренее.

5 июля
Дневка на "Щурусе". Переменная облачность. Два мужских экипажа на КНБ решили попытать счастья. На оба берега поставили гранатометчиков, КНБ и КНК - под порог на страховку и ловлю весел. Первыми пошли Виктор с Димой. Быстрый киль в первой бочке, КНБ и каяк собирают весла, люди и байдарка сами приплывают в улов возле стоянки. Михаил и Максим идут за ними, скатываются с языка, наезжают на бочку. Далее - та же картина.
КНБ адмирала приходится разбирать и собирать на вязках и крутках, кроме этого основательно погнуты привальники под обвязкой. Все кильнувшиеся получили неизгладимые впечатления. Бочка очень сильна, а об вторую бочку плывущего бьет как об стену (Михаил).
Опыт показал, что гранаты на берегах, а тем более "живцы" не нужны, достаточно одного или двух судов снизу - собирать весла. Каски и спасжилеты достаточного объема обязательны.
Чуть позже приплыли минчане и попытались пробить бочку гружеными "Тайменями". В результате - два молниеносных киля мужских экипажей, поломанный "Таймень-3".
Видимо, в большую воду порог байдаркам не по зубам, нужны катамараны.
Ниже порога очень красивые места. Погуляли, заодно взглянули на "Железные ворота" и "Сиваньгу".

6 июля
Вышли в 12-00. Изредка грибной дождик.
"Железные ворота" - в нашу воду одни валы, можно идти где угодно, без просмотра. Сразу за ним - входная шивера "Сиваньги". Зачалились на ЛБ, решили идти левым сливом. Виктор с Сергеем на КНБ порог прошли самыми первыми удачно, но кильнулись на спасработах при входе в струю. Два "Тайменя" и "Салют" - кильнулись.
Удачно прошли левым сливом, кроме Виктора: Максим на каяке и адмиральский экипаж на КНБ. Остальные (Алексей, Сергей с Катей) пошли справа по шивере.
На самом деле левый слив не сложен, нужно быть только очень внимательным на заходе и не давать поперечной струе снести себя к камню.
После короткого плеса за левым поворотом - порог Чопуй. Мощные валы, шли с ходу. После валов - шивера. Через несколько минут плеса - еще шиверка, затем сразу "Кямус". Ориентиры: узкий песчаный пляж зажат между глыбами слева, впереди - каменистый выступ левого берега. К нему и чалились. Вся дорога до "Кямуса", включая кили, фотосъемку, спасработы и пр. заняла около трех часов, т.е. встали около 15-00.
Пока были мокрые, решили покататься.
Каяки прошли у самого ЛБ - успешно.
Байдарки сначала пытались пройти как в прошлом году - по левому краю языка. Но струя была мощнее, в итоге три киля: АфАнасы и два раза Виктор+Сергей.
При киле Михаил, будучи в каске, тем не менее заработал шишку об камень под сливом.
Затем пошли как каяки - левее, у самого берега, где в прошлом году просто не было воды. Успешно прошли: АфАнасы и Сергей+Катя на КНБ.
Андрей с Димой на "Таймене" прошли у правого берега - оказалось мелко. Затем почти по левому краю языка - вырвало весло, но устояли.
Остальные порог не пошли.

7 июля
Перед выходом Михаил прокатился на каяке у ЛБ, там же прошли Виктор с Сергеем, на этот раз успешно.
От "Кямуса" до "Юга" дошли за три часа без препятствий, если не считать выходной шиверы "Кямуса".
Стоянка на "Юге" темновата, но есть. Она выше порога, поэтому отложили прохождение на завтра.

8 июля
"Юг" шли гружеными - он в нашу воду прост. Заходили под ЛБ, далее левее бочки, по валу. После порога интересная выходная шивера, не хуже самого порога.
Затем 45 минут простых перекатов до деревни "Петровская", а от нее 2.5 часа плеса до Усть-Кожи. Прошел дождь.
Встали в сарае, за пристанью. Ужасная грязь. Из сарая без гидрокостюма лучше не выходить, поэтому антистапель и даже костер устроили прямо внутри.
В поселке есть магазин, купили свежего хлеба. "Заря" завтра в 14 часов. (У Зыкова в августе - в 12-30)
Пошел дождь, затем сильный ветер - сарай казался уже не таким плохим.

9 июля
С утра проливной дождь. Все довольны, что рюкзаки укладываем под крышей.
Шли к пристани по ужасной грязи, кто в сплавной обуви на босу ногу, кто в гидрокостюме. Некоторые падали вместе с рюкзаками.
"Заря" пришла в 14-30, в Пороге мы были в 15-50, заплатив по 400 рублей за билеты. Отъезжающие в Москву и идущие в одну ходку были на станции около 16-10. На поезд "москвичи" успели.
В поселке есть почта и столовая (обе работают до 17-00). Из-за идущих в две ходки мы не попали ни туда, ни туда.
Есть магазин, работает до семи.
Наш поезд Емца-Маленьга (по расписанию в 19-00) слегка опоздал. Сели без проблем, встретились с "догоняющим" экипажем - Славой и Ирой. Заплатили за билет по 165 руб/чел. Через час были в Шасте. От платформы тропинка в поселок, прошли его насквозь до дороги среди сараев - по ней и ходят лесовозы. Как нам потом рассказали, лучше приезжать с утра и не в выходные. Нам повезло - договорились с вахтовкой, и нас быстро добросили до моста через Чусреку (столбик 72 км) всего за 2.5 литра спирта (на десять человек) и со всеми удобствами.
Рядом с мостом - вагончики - вахта шастенских лесорубов. Кругом - болото, стоять негде и огромное количество комаров. Нам предложили вагончик - переночевать за литр спирта, но мы выбрали ночной стапель прямо на дороге у моста.
К 3-00 отстапелились и поужинали.

10 июля
Вышли в 3-15 (утра). Болото, стоянок нет совсем.
В 4-40 справа впал Большой Енгиш, по размерам сравним с самой рекой.
В 5-15 - небольшое озеро с выходом почти назад (т.е. крутой поворот).
В 5-45 - развилка. Прямо - в зарослях шумит перекат, налево - просто протока с заметным течением - пошли по ней. Через минуту направо перекат, а налево - большие камни в заливчике.
Зачалившись к ним, увидели избу в лесу. Встали у избы поспать. Это первая стоянка за все это время. Комаров очень много.
Проснулись, пообедали и вышли в 17-30.
Сразу за перекатом - порог "Каля". Большое падение, мало воды, мелко. Большинство провели лодки, а адмирал прошел, высадив матроса.
С 17-45 до 18-30 - плес среди сравнительно приличных берегов, стоянки при желании найти можно.
18-30 - короткая цепочка перекатов, затем плес.
19-15 - длинная цепочка перекатов, затем плес. Берега заметно хуже, стоянки сомнительные.
В 21-00 уперлись в большой завал. Очень неудобный обнос по ЛБ около часа.
С 22-00 до 24-00 - плес с отдельными перекатиками. Хотя не болото, стоянок не видно.
В 24-00 напротив большого песчаного пляжа на ПБ впал маленький левый приток. Причалили к пляжу, зашли в лес и нашли довольно ровное место с большим количеством дров, правда темное. Встали на ночь. Неплохо.

11 июля
С утра яркое солнце. Вышли в 12-45.
В 13-05 - небольшой приток слева.
В 13-15 начали обнос очень большого завала, возились до 15-20, а через 40 минут уперлись в третий завал.
Перетаскивать вещи уже привыкли, с этим справились за 40 минут. Через 5 минут слева впала Пеможа - с широкой заболоченной поймой. Еще через 5 минут мы встали на обед на ЛБ. Обедали до 18-30.
Четвертый крупный завал мы обносили 35 минут, с 19-20 до 19-55. Справа за ним что-то впало.
В 20-35 - маленький завальчик(без обноса), сразу за ним виден перекат.
Последний, пятый завал мы обносили с 20-55 до 21-40. Стояночка на нем есть, правда плохая. Дальше, как выяснилось, и таких не будет до самой Илексы.
21-50 - 22-30 - река выходит в абсолютно беслесное болото, где очень сильно петляет и, наконец, впадает в Илексу.
Поднявшись минуту вверх по Илексе, встали на ПБ (если смотреть вверх по течению). Место чалки видно прямо от впадения. Проблемы с дровами, но стоять есть где. Кострище.

12 июля
С утра ясно, ветерок. Вышли в 11-40. Сразу начались болота без намека на лес до самого Тунозера включительно. По словам егеря с Тунозера, редко кто не запутывается в протоках перед ним. Мы не запутались, поэтому приводим подробную лоцию от самого впадения Чусреки.

11-45 - протока направо (пошли прямо)
12-00 - протока слева (пошли справа)
12-05 - протока слева (пошли справа)
12-20 - протока справа (пошли слева)
12-30 - протока справа (пошли слева)
12-35 - две развилки подряд - сначала направо, затем налево.
12-40 - вышли в Тунозеро - одни заросли. Шли по азимуту 200.
12-55 - вышли в реку. Сразу на ПБ малозаметная маленькая стоянка.
13-30 - изба на ЛБ, пост егеря. Выписали пропуск на посещение национального парка "Водлозерский". Это стоит 300р/человека, студентам (по студбилету) - 30 р. Угостили крупным лещом.
Выплыли от егеря в 14-00.
В 14-30 - стоянка на ЛБ.
В 14-55 - правый приток.
В 15-20 - прекрасная стоянка на ПБ, сосны. Собрали грибов и пообедали. Кончили обед в 17-10. До 17-45 - плес с хорошими стоянками по берегам. Одна из них прямо над Носовскими перекатами.
С 17-45 до 17-55 - Носовские перекаты, простые. После них приличных стоянок нет до озер включительно.
В 18-55 - протока слева (идем прямо).
В 19-30 - протока справа (идем прямо).
В 19-35 - заболоченная протока слева (идем прямо).
Вышли в Монастырское озеро к 20-00. Из-за сильного встречно-бокового ветра пришлось идти на пляжи ЛБ, далее вдоль ЛБ до пролива между озерами. На пляжах стоять негде - это узкая полоска песка между озером и болотом.
В 22-00 вышли в Икозеро. Тот же ветер, опять укрываемся под ЛБ. В 23-00 выплываем из озера по левой из двух проток Илексы.
В 23-15 - малозаметная, но хорошая стоянка на ЛБ. Ночуем.

13 июля
С утра ветер и солнце. Отсыпаемся, жарим лещей.
Вышли в 14-00.
В 14-45 слева впала Выжига.
В 15-15 после длинного плеса на правом повороте стоянка на ПБ.
В 15-20 - Лузские перекаты, довольно мощные, с валами и камнями. Шли сначала в правую протоку, затем налево. Всего около 20 минут.
В 16-20 - слева узкая протока, как выяснилось позже - к деревне Луза на Лузском озере. Идем по широкой воде.
В 16-25 - слева широко, справа узко и заболочено. Как выяснилось позже - справа ручей Пимзя. Мы подумали, что это - короткая протока в озеро, а налево - к деревне Луза. Поплыли направо.
В 17-50 поняли свою ошибку и повернули назад.
18-45 - см. 16-25. Пошли теперь налево.
В 19-15 открылось Лузское озеро. Ветер, валы с барашками. Повернули направо и пошли вдоль берега, не выходя в озеро. По дороге встретили егеря на моторке, он проверил пропуск.
В 19-30 вышли в Илексу. Устроили двадцатиминутный перекус на воде.
В 20-10 встали на оборудованной стоянке на ЛБ за островком, у щита с картой национального парка. Неплохо.
Весь день не видели стоянок, кроме отмеченных выше.

14 июля

С утра ветер и солнце. Вышли в 9-30.
В 9-50 справа впала Охтома. Прямо сквозь заросли слышен шум входной шиверы Охтом-порога. После мощной, с валами, первой ступени - сразу стоянка на ПБ. Затем еще две ступени и несколько перекатов. Все вместе заняло около получаса.
В Охтом-пороге первый раз на Илексе были по-настоящему нужны юбки.
В 10-45 - порог-перекат, шли слева. Один экипаж (Слава и Ира) пошел справа и пожалел (мелко).
В 11-35 - после длинного плеса над маленьким перекатиком небольшая стоянка на ЛБ.
В 11-40 - цепочка перекатов, по-видимому - Гай-порог.
В 12-55 - начался Калакундинский порог. Шли справа. Посреди порога (с 13-05 до 14-45) пообедали на маленькой стоянке на ЛБ.
С 14-45 до 14-50 - закончился порог, показалась деревня на ЛБ (Калакунда).
В 15-00 - две протоки - шли по левой, в ней перекаты глубже.
В 15-15 - избы на ЛБ. Далее на крутых песчаных правых берегах в соснах удобно стоять. Видели две оборудованных стоянки с табличками, столами и дровами - в 15-20 и 15-45.
В 16-15 - левый приток.
В 16-20 - избы на ЛБ - пост егерей. Проверили и отметили пропуск.
Далее на двух развилках шли слева, на третьей - направо, к озеру. Далее налево, к избам (17-15). Затем все время по широким протокам.
В 17-50 - оборудованная стоянка на ЛБ.
В 17-55 - оборудованная стоянка на ПБ.
В 18-15 - открылось Водлозеро.
Доплыли до избы в устье (18-20), увидели волны на озере и решили ночевать. Повернули назад.
В 18-50 вернулись на стоянку (см. 17-55) и заночевали. Ветер стал немного тише, пошел дождь.

15 июля
Вышли около 12-00. Ветер утих, дождь кончился. Когда выплыли на озеро, оказалось, что там ветер гораздо сильнее. Валы с барашками. Шли по мысам и островам ЛБ: сначала - ближайший мыс ЛБ, затем - маленький остров перед Гостьнаволоком, потом - маленький остров после Гостьнаволока, пролив между Колгостровом и Канзанаволоком, и, наконец, Киньгостров. До него мы еле доплыли - шторм усиливался. На каждом из перечисленных островов мы отдыхали, отливали воду, ждали растянувшихся. На Киньгострове мы оказались в 17-30, пообедали и стали ждать погоды. К вечеру не стихло, и мы решили ночевать. Вдобавок к сильному ветру пошел ливень. Ночью ветер еще усилился.

16 июля
С утра штормит. Весь день ждем у моря погоды. К ночи ветер из бокового стал встречным и, кажется, стал чуть слабее. Решили идти ночью, пока опять не усилился.
Выплыли в 23-30. Курс - на гору ЛБ. Самый длинный перегон по открытой воде. Шторм, встречный ветер, плохая видимость. Доплыли к 0-45. Первые доплывшие развели костер в качестве маяка.
Затем поплыли в темноте на мыс ЛБ, оказавшийся потом мысом Шуйострова. Завернули за мыс, в бухте увидели стоянку с табличкой. Встали на ночь на ней около 3-00.
Штормовая погода 15 и 16 июля немного задержала нас на озере, но зато мы привыкли бороться с валами и спокойно к ним относились на Ваме, что сильно облегчило ее прохождение.

17 июля
Выплыли около 13-00. Зашли за угол (налево), затем поплыли на правый край следующего острова, в пролив, затем - левее, на деревню Чуяла. От деревни по азимуту 120 - до Вамской плотины. Сначала появились домики на ЛБ, затем и сама плотина. Подошли к плотине около 15-00, обнесли ее по ПБ к 15-30.
Разводить костры запрещено в радиусе 500м.
Вода в Ваме ВЫШЕ СРЕДНЕГО уровня.
Прошли порог "Устьинский" (валы) и перекат (валы помень ше), и к 16-00 встали пообедать за упомянутым перекатом на ЛБ.
Обнаружилась небольшая дырка в "Салюте", обед совместили с мелким ремонтом. Выплыли в 18-15.
Вскоре - мощные валы - вступительный перекат перед порогом "Раккой". Сразу за ним - чалка ЛБ для осмотра порога. Справа - валы, слева - небольшие бочки. Проход по вкусу. При достаточном опыте этот порог можно и не смотреть (только не в малую воду!). Мы шли по-разному: "большие" суда - по валам, "малые" - лавировали между валами и бочками.
Затем перекат и вскоре остров - порог "Островной" в обеих протоках. Левая протока короче и интереснее. Почему-то во многих отчетах ее считают непроходимой. Возможно, это и справедливо в малую воду, но не в нашу.
Чалка ЛБ, осмотр до крутого левого поворота, далее простая шивера с валами. Собственно все, что необходимо смотреть - сам левый поворот - как в него вписаться.
Обливняки посредине впорога обходили по центру, далее уходили влево от мощных правых валов и резко влево за угол - иначе наваливает на мель.
Один "Таймень" навалило. Два других чиркнулись и слегка продрались.
В 20-15 после выходной шиверы - чалка ПБ - неплохая стоянка. Встали на ночь. На утро назначен ремонт.

18 июля
После ремонта вышли в 15-40. Солнце.
Сразу мощные валы - окончание выходной шиверы "Островного". За шиверой - стоянка ЛБ. Далее на Ваме до впадения Сухой Водлы стоянки - на каждом шагу, и не оговариваются.
В 15-45 проплыли под мостом узкоколейки.
В 15-50 справа впала Ильвама.
В 15-55 - Порог "Вам" - высокие валы, шли без просмотра.
Далее на 8 км - три переката.
В 16-45 уперлись в большой остров. Обошли слева, хотя справа, по-видимому, короче. После слияния проток - перекат.
С 17-10 до 17-50 мы прошли без просмотра цепочку мощных порогов и перекатов: высокие валы, местами - небольшие бочки. Выделить из этой цепочки пороги "Кривой"(он же "Сиговец"), "Казимир", "Заостровский" и "Пурт" мы не смогли.
В 17-50 - деревянный автомост.
С 17-50 до 18-50 - перекур.
В 18-50 пошли порог "Боровой" - с моста видна заходная шивера. Имеет смысл посмотреть заход под мост и выход из-под моста - не во всех пролетах чисто.
Сам Боровой - за углом, шли без просмотра.
В 19-20 слева впала широкая и спокойная Сухая Водла.
Сразу за поворотом начинается порог "Верхневамский". Просмотр по ЛБ.
Порог проходится самой левой протокой. Мощные валы, обливняки.
Сразу за "Верхневамским" - "Нижневамский" - гряда камней через всю реку с проходом ближе к левому берегу, по струе. Небольшой маневр. Шли с ходу. Слава и Ира кильнулись, зацепившись за камень.
После порога гладкий плес. Пошел грибной дождь, затем два раза появлялись две концентрические радуги.
В 20-45 мы встали на ночь на отличной стоянке на ЛБ при впадении притока слева, с камышами. Очень просторная поляна и удобно просмотреть шумящий невдалеке порог "Киньский".

19 июля
Вышли около 11-00.
Если не ночевать или не обедать на этой стоянке, "Киньский" можно и не просматривать. На входе - мелкая шивера, на выходе - небольшие валы. За порогом - последовательно три острова с перекатами по обе стороны. Первый остров обходили справа, а два других - слева. В других протоках - шкуродер.
Затем еще пара перекатов и на ПБ - развалины деревни Верх.Падун. Невдалеке и сам "Падун". Чалка ПБ. С воды порог почти не виден, слышен только шум. Однако вдоль самого ПБ течение слабое вплоть до самого порога, и раньше времени чалиться не нужно.
От "Киньского" до "Падуна" шли менее часа.
Встали на ПБ, разбили лагерь и пошли кататься.
Путь проложил адмиральский экипаж - успешно прошли на КНБ по валу (между правой бочкой и центральным водопадом).
Затем так же прошли и остальные, а потом успешно прошли на "Тайменях" и правую бочку, и левый главный слив. Кильнулись только Слава с Ирой при одном из двух своих прохождений.

20 июля

Дневка. С утра солнечно. Катались на каяке. Алексей и Михаил успешно прошли по валу, а Слава кильнулся в бочке. Дальнейшему катанию помешал дождь. После обеда стало прохладно.

21 июля
С утра туман, затем хорошая, ясная погода. Вышли в 11-00.
Около 11-15 - остров, в обоих протоках - порог "Осиновец". Проходима левая протока, правая слишком маловодна. Адмиральский экипаж прошел порог без просмотра, остальные осмотрели по острову. На входе и выходе - валы, посередине - гряда камней через реку, проход по струе. В малую воду просмотр обязателен.
Далее - полтора часа плеса до порога "Печки". Перед порогом на ЛБ - село Водло.
Порог шли самой правой протокой с осмотром по ПБ. Проход осложнен большим количеством заколов, расставленных в шахматном порядке по обоим берегам. Порог слаломного типа: после второго закола нужно уйти влево, в малый слив, затем уходить вправо от большого обливняка в центре порога, и, наконец, резкий уход влево после последнего закола - от гребенки на выходе. Большинство шли гружеными, некоторые обнесли часть вещей. Все прошли успешно, кроме "Салюта" - не успел уйти от закола, кильнулись. Один из "Тайменей" сел на гребенку на выходе, но без последствий.
Просмотр, прохождение и спасработы заняли около двух часов. После прохождения чалились сразу на месте антистапеля - пляже на ПБ, за порогом. Во время просмотра и т.п. на одной из байдарок, стоящих над порогом, изчезло весло и один гидромешок.
Вечером пошли договариваться с водителем автобуса, который утром идет в Пудож. Он проезжает вечером из Пудожа около 18-00. Он категорически отказался брать с байдарками, ссылаясь на запрет начальства и недовольство местных жителей. Посоветовал позвонить в Пудож, на автобазу, и заказать машину.
Зашли в магазин, где был телефон. От продавцов узнали, что в селе грузовиков мало, и у тех водители сегодня пьют. Но вечером приедет продуктовая машина в магазин.
Около 21-00 поймали продуктовую машину. Водитель оказался местным, ночевал дома, недалеко от магазина, а утром возвращался в Пудож. Он согласился взять нас прямо от моста за 200 р/чел и 250 г спирта со всей группы (всего около 260 р/чел).
Помня об исчезнувшем весле, все рюкзаки собрали с вечера, поставили кучкой и оставили двух дежурных на ночь у костра (Андрей, Михаил). Всю ночь в лесу подозрительно хрустело, а под утро из-за рюкзаков показалась голова прятавшегося там человека. В ответ на мат и доставание топора он поднял ружье, посоветовав не двигаться, и стал пятиться в кусты. Потом - вспышка, выстрел - и он исчезает. Боковые затяжки рюкзаков оказались развязанными, а из кармана исчез репеллент.

22 июля
Для большинства группы (кроме дежурных) в этот день сигналом подъема был выстрел. Встали, позавтракали, и к 6-00 вышли на дорогу. Пошли разбудили шофера и около 7-00 выехали.
В Пудоже были к автобусу (9-00). Билет до Стеклянной стоил 50 руб (без вещей), но автобус был полон и не сажал. Поймали левый автобус, правда уже за 500 руб/чел (включая, правда, и вещи).
На пристани Стеклянная есть почта, телеграф, столовая, магазин. Ракеты в Петрозаводск: 10-30 (опоздали), 14-55, 19-00.
Провоз грузов более 100х50х30 формально запрещен, поэтому билетов нам не продали, сказав, что все зависит от капитана - возьмет или нет. В кассе билет стоил 400 руб/чел.
Нам повезло - ракета 14-55 оказалась не набитая (набитая обычно бывает в выходные и понедельник), и капитан нас взял. Билеты брали прямо на ракете - по 900 руб/чел (400 - билет, 500 - рюкзак).
Прибыли в Петрозаводск в 16-40, добрались до вокзала в 17-40. На поезда 111 и 17 (18-56 и 19-12) билетов не было, но с 20-00 начали продавать на 181 (21-16), нам хватило. Билеты стоили по 1100 руб/чел. Сели спокойно. Москва завтра в 14-30.

Заключение

Описанный маршрут интересен в спортивно-развлекательном плане, разнообразен, проходит по красивым, ненаселенным местам. При прохождении всех порогов (кроме "Падуна" на Коже) соответствует IV к.с.
При планировании и проведении похода по этому маршруту советуем учитывать:
- "склейка" двух частей маршрута (Кожи и Вамы-Водлы) экономит время и деньги;
- в Нименгу и Шасту плохо приезжать в выходные дни;
- на Чусреке, Илексе и, частично, на Никодимке лучше заранее планировать стоянки (см. техническое описание);
- на Чусреке лучше не одевать фартуки, вещи паковать в крупные упаковки для быстрого обноса;
- на Водлозере шторм может задержать на 1-3 дня;
- у поселка Водло (пор. "Печки") нужно присматривать за вещами;
- поиски машины в поселке Водло нужно начинать накануне отъезда;
- на пристань Стеклянная лучше приезжать не в выходные и не в понедельник.

Приложения

Стоимость похода
При нынешних темпах инфляции стоимость в рублях дает недостаточную информацию, поэтому предварительно приведем характерные цены начала лета (перед походом):
Батон - 40 рублей;
Тушенка - 800 рублей/кг;
Водка, 0.5 л - 600 рублей.
Итак, основные денежные затраты (на 1 человека) составили:
Раскладка (24 дня x 330руб) - 8 000
Поезд Москва-Обозерская - 1 375
Поезд Обозерская-Нименга - 235
Лесовоз Нименга-Лудозеро - 1 000
Теплоход Усть-Кожа - Порог - 400
Поезд Пост 243 (Порог) - Шаста - 165
Автомобиль Шаста - Чусрека - 600
Разрешение в Водлозерский н/п - 300
Автомобиль Водло - Пудож - 260
Автобус (частник) Пудож-Стеклянная - 500
Комета Стеклянная-Петрозаводск - 900
Поезд Петрозаводск - Москва - 1 100
Прочие (мелкие) затраты - 165

Итого

15 000 рублей

Материальное обеспечение
Раскладка использовалась стандартная 600-граммовая, многократно переписываемая во всех отчетах. Из экономии места не приводится. Всего на группу 120 кг.
Ремнабор и аптечка - стандартные, см. любой отчет.

Спецснарядение:


2 каяка, 1 КНБ, "Таймень", "Салют";
спасконцы (2 шт), осн. веревка, 3 запасных весла;
(личное:) спасжилеты, каски, гидроштаны.
Вес всего группового снаряжения - 140 кг (за счет КНБ, КНК, капроновых палаток).
Личное - около 10 кг/чел, 80 кг на группу.
Итого 340 кг/группу, 42 кг/чел.
Максимальная нагрузка на мужчину 49 кг, на женщину - 23 кг.

Список литературы

1. Афанасенков М.А. Техническое описание маршрута ст.Нименга - Лудозеро - Никодимка - Кожозеро - Кожа - пос.Усть-Кожа, 1992, библиотека МГТК N5380.
2. Бодрова Л.Е. Отчет по маршруту Нюхча - Илекса - Вама-Водла, 1991, библиотека МГТК N5354.
3. Фокин Г.Г. Отчет по маршруту Нюхча - Илекса - Вама-Водла, 1989, библиотека МГТК N5184.
4. Рыжкова В.Г. Отчет по маршруту р.Нелекса - оз.Калгачинское - Илекса - Вама-Водла, 1984, библиотека МГТК N4687.
5. Богачев В. Отчет по маршруту р.Олова - Илекса - Вама-Водла, 1971, библиотека МГТК N2524.
6. Соловьева Т. Отчет по маршруту ст.Нименга - 3еневское оз. - Лудозеро - Никодимка - Кожа, 1978, библиотека МГТК N4183.
7. Палагута К.А. Отчет по маршруту ст.Нименьга - Пневские озера - Лудозеро - Никодимка - Кожа, 1977, библиотека МГТК N3381.
8. Сидоров Ю.А. Отчет по маршруту Онега - Икса - Ундозеро - Енза - Межозерка - Тура - Кожозеро - Кожа, 1980, библиотека МГТК N4070.
9. Кудин В.Н. Отчет по маршрутам: 1) см.[8] 2) Водлозеро - Илекса - Выжига - Подломка - Кожа, 1976, библиотека МГТК N3201.
10. Отчеты по маршруту Нюхча - Илекса - Вама - Водла, NN 4524,3812,3626,3158,3019,2995.
11. "Прионежье" - топографическая карта 1 см : 2 км, 4 листа. Библиотека МГТК.
12.(ДД) Дмитрий Дягилев. Кожа-Водла-2002. С разрешения автора взяты наиболее существенные изменения, произошедшие за девять лет (оформлены как "примечания").

Схемы

Схемы здесь.

Фотографии

Фотографии здесь.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам
Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100