Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном туристском спортивном походе команды "Норд-Ост" II (c эл. VI) к.с. в районе Северного Кавказа по маршруту: пос. Гузерипль, — р. Белая (каньон Серёгин, порог Топоры, пороги Кишы 1 и 2, каньон Гранитный, каньон Хаджохский - порог "Шумок") — пос. Каменномостский, совершенном с 29-го апреля по 8-е мая 2005 г.

Руководитель группы: Потапов А.Н.

Автор отчета: Жук

Номер отчета в библиотеке МГТЦК: 6105

Первоисточник: http://www.nord-ost.net

Паспорт маршрута

Вид похода

водный

Категория сложности

2 c элементами 6

Средства сплава

- четырехместный катамаран "Аргут" фирмы Тритон, объем 2200 литров, Потапов, Жук, Папко, Саша Непричастный,

- четырехместный катамаран "Гоша-4" фирмы Рафтмастер, объем 1600 литров, Грязев, Ушаков, Федоров, Мишарин.

- двухместный катамаран "Гоша-2" фирмы Рафтмастер, объем 1400 литров, Колосов и Терехов,

- двухместный катамаран "Стриж1", объем 1100 литров, Хисматуллин и Федорец,

- двухместный катамаран названый "Ласточка" фирмы Рафтмастер, объем 1300 литров, Яровиков и Пиценко,

- двухместный катамаран "Стриж2", объем 1100 литров – использовался только для "Серёгиного" каньона.

- Каяк фирмы "Даггер" объем 295 литров. Папко и Жук.

Нитка маршрута

г. Москва - г. Белореченск - пос. Гузерипль - р. Белая - пос. Каменномостский - г. Краснодар - г. Москва

Протяженность маршрута

60 км

Количество участников

8 человек + 6 которых не успели внести в заявку.

Время путешествия

29 апреля - 8 мая

Уровень воды

Ниже среднего

График движения на маршруте

Дата

Участок

Расстояние

Сроки

Примечания

29.04 - 01.05

Москва – Белореченск

~ 1500 км

34 часа

Поезд.

01.05

Белореченкс - Гузерипль

~ 180 км

5 часов

Машина. Стапель.

02.05

п.Гузерипль – Топоры

~ 10 км

5 часов

Сплав (раскатка)

03.05

п.Гузерипль - Топоры Киши

~ 12 км

6 часов

Сплав

04.05

Каньон "Хаджохский" - пор. "Шумок"

~ 15 км

6 часов

Сплав

05.05

Часть группы - "Киши 1 2"

Часть - каньон "Серёгин"

~ 10 км

9 часов

Сплав

Сплав

06.05

Каньон Гранитный - "Горка"

~ 5 км

2 часа

Сплав

08.05

п. Гузерипль - Краснодар

~ 300 км

7 часов

Машина.

08.05-09.05

Краснодар - Москва

~ 1500 км

24 часа

Поезд.

Сведения об участниках похода

Ф.И.О.

Должность

Год рожд.

Тур. опыт

Потапов Андрей Николаевич

Руково

дитель

1962

Карагем-Аргут (р) – 6 к.с., Чулышман (у) – 6 к.с., Белая (р) – 5 к.с., Катунь (р) – 4 к.с.,

Жук

Зам.рук. (лето-писец)

1976

Чулышман (у) – 6 к.с., Карагем-Аргут (у) – 6 к.с., Белая (у) – 5 к.с., Б.Лаба (у) – 3 к.с.,

Папко Юрий Викторович

Видео

 

1977

Чулышман (у) – 6 к.с., Карагем-Аргут (у) – 6 к.с., Белая (у) – 2 (+6) к.с.

Саша Непричастный

Видео

1974

Карагем-Аргут-Мажойский каскад реки Чуя (у) - 6 к.с., Белая (у) – 2 (6) к.с.,

Б.Лаба (у) – 3 к.с.,

Грязев Игорь Валентинович

ремонт

1977

Белая (у) – 2 (+6) к.с.,

Карагем-Аргут (у) – 6 к.с.,

Кутсайоки Тумча (у) – 3 к.с., Зеленчук (у) - 3 к.с.

Федорец Александр

Олегович

Фото

1977

Ока Саянская – 4 к.с., Белая (у) – 2 (+6) к.с., Умба – Колвица – 3 к.с.,

Колосов Денис Валерьевич

Повар

1976

Карагем-Аргут (у) – 6 к.с.,

Белая (у) – 2 (+6) к.с.,

Ока Саянская – 4 к.с.,

Умба – Колвица – 3 к.с.,

Федоров Константин Николаевич

Повар

1979

Кутсайоки Тумча (у) – 3 к.с., Умба – Колвица – 3 к.с.,

Не внесённые в первоначальную заявку

Ушаков Алексей Вячеславович Карто-граф 1962 Чулышман (у) – 6 к.с., Карагем-Аргут (у) – 6 к.с., Белая (у) – 5 к.с., Катунь (у) – 4 к.с.,
Терехов Илья Юрьевич Видео 1979 Кутсайоки Тумча (у) – 3 к.с., р.Воньга, р.Кереть
Хисматуллин Эдуард Закиевич Врач 1973 Кутсайоки Тумча (у) – 3 к.с., Зеленчук (у) - 3 к.с., р.Воньга,
Мишарин Максим Алексеевич Ремонт 1980 Лимеза – 3 к.с.,
Большой и Малый Инзер – 3 к.с.,
Белая (Башкирия) - 3 к.с.
Яровиков Алексей Сергеевич   1977 Снежная (у) -4кс., Шавла-Аргут (у) - 5кс., Улуг-О (у) - 4кс.,
Пиценко Роман Григорьевич   1975 Снежная (у) -4кс., Шавла-Аргут (у) - 5кс., Белая (у) – 2 (+6) к.с.,

Сведения о совершенных прохождениях каждого участника

1

Потапов Андрей Николаевич

"Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши" 1 и 2, каньон "Гранитный", каньон "Хаджохский" ("Шумок").

2

Жук

"Топоры", "Киши" 1 и 2, каньон "Гранитный", каньон "Хаджохский" ("Шумок"). + каяк "Театральный", "Топоры", "Киши 2"

3

Папко Юрий Викторович

"Топоры", "Киши" 1 и 2, каньон "Гранитный", каньон "Хаджохский" ("Шумок"). + каяк "Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши 1 и 2"

4

Саша Непричастный

"Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши" 1 и 2, каньон "Гранитный", каньон "Хаджохский" ("Шумок"), каньон "Серёгин".

5

Грязев Игорь Валентинович

Каньон "Серёгин", "Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши" 1 и 2.

6

Федорец Александр
Олегович

Каньон "Серёгин", "Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши" 1 и 2.

7

Колосов Денис Валерьевич

"Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши" 1 и 2.

8

Федоров Константин Николаевич

Каньон "Серёгин", "Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши" 1 и 2.

9

Ушаков Алексей Вячеславович

Каньон "Серёгин", "Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши" 1 и 2.

10

Терехов Илья Юрьевич

Каньон "Серёгин", "Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши" 1 и 2.

11

Хисматуллин Эдуард Закиевич

Каньон "Серёгин", "Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши" 1 и 2.

12

Мишарин Максим Алексеевич

"Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши" 1 и 2.

13

Яровиков Алексей Сергеевич

Каньон "Серёгин", "Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши" 1 и 2, Каньон Гранитный после "Горки" и "Пригорка".

14

Пиценко Роман Григорьевич

Каньон "Серёгин", "Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши" 1 и 2, Каньон Гранитный после "Горки" и "Пригорка".

Выбор маршрута

Поскольку в этот раз множество наших друзей (среди них некоторые были только с Карельским опытом) выразили желание пойти с нами весной на реку, то мы опять решили идти на Белую, которая уже известна нам практически вдоль и поперёк и во многом является универсальной рекой. Здесь есть локальные пороги средней сложности («Театральный» и «Топорики»), где можно довольно безопасно раскатиться, и высокой сложности («Топоры» и «Киши»), где можно проверить готовность экипажей к сильным порогам. Серёгин каньон, пешая заброска к которому от Гузерипля проходит по красивейшим местам заповедника, общая сложность каньона 4 к.с. и сплавиться по нему могут экипажи с относительно небольшим опытом. Ну а для серьёзной раскатки перед сложным летним походом есть Гранитный и Хаджохский (порог «Шумок») каньоны, где экипажи должны быть готовы к порогам высшей категории сложности.

Работа с новичками началась ещё в апреле. Как только сошел лёд, мы начали устраивать тренировки на подмосковных речках. Поэтому имели чёткое представление о способностях каждого, кто собирался с нами на воду впервые.

Заброска – выброска

Через наших хороших знакомых из МЧС г.Майкопа, мы договорились, что там нас будет встречать автобус «Пазик», который довезет нас до поселка Гузерипль, а вдоль реки будет сопровождать ГАЗ66 с прицепом для перевозки катамаранов. Заброска: Белореченск – Гузерипль 3000 рублей за «Пазик» и 3000 рублей за ГАЗ 66. Выброска: Гузерипль – Краснодар – 5000 рублей за «Пазик».

При отсутствии машины можно автобусом добраться до столицы Адыгеи г. Майкоп, а там искать машину или воспользоваться рейсовым автобусом до Гузерипля (данным вариантом мы ни разу не пользовались, поэтому точных сведений сообщить не можем). Но знаем, что от Майкопа по Гузерипля ходит рейсовый автобус и вдоль реки идет прекрасная асфальтовая дорога (которая оперативно поддерживается в рабочем состоянии).

Характеристика реки: (из отчета МГЦТК № 4160)

Река Белая - второй по длине и самый мощный по водоносности левобережный приток р. Кубани. Она зарождается на склонах горного массива Фишт - Оштен и, пробежав 265 км, впадает в Краснодарское водохранилище. Общее падение - 2283 м. Водосборный бассейн реки занимает площадь 5990 кв. км. Общее количество притоков - 3459 (включая самые мелкие). Наиболее крупные ее притоки - Пшеха и Курджипс (левые), Киша и Дах (правые).
Питание р. Белой идет за счет атмосферных осадков в виде дождя и снега, подземных вод, а также высокогорных снегов и ледников. В бассейне реки насчитывается 29 ледников. Их общая площадь составляет 7.6 кв.км. Для Белой типично весенне-летнее половодье, вызванное интенсивным таянием снега и ледников. Однако иногда наблюдается резкий подъем воды осенью и даже зимой. Как правило, это вызвано обильными дождями в бассейне водосбора. Пик паводка обычно приходится на конец мая - начало июня. Минимальные уровни воды наблюдаются зимой. Среднегодовой расход воды в нижнем течении - 108 куб.м./сек., что составляет 1/4 части расхода р. Кубань. Максимальные расходы Белой доходят до 1030 куб.м./сек. Минимальные падают до 9 куб.м./сек, т.е. наибольший расход в сто с лишним раз может превышать наименьший.
Годовой сток реки Белой очень неравномерен и колеблется от 1.9 до 4 куб. км. В среднем же ежегодно р. Белая выносит в Краснодарское водохранилище 3.4 млрд. куб. м. воды.
Долина реки Белой довольно густо заселена. Самые крупные населенные пункты: город Майкоп - центр Адыгейской автономной области, город Белореченск - узловая железнодорожная станция, рабочие поселки Каменномостский и Тульский. Вдоль реки от устья до поселка Гузерипль идет асфальтированная автомобильная дорога.
Река Белая на своем пути пересекает ряд различных ландшафтов, поэтому характер реки меняется от верховьев к устью. Начинаясь незаметным ручейком, р.Белая далее врезается в горный массив все глубже. Сначала она течет по альпийским лугам, а затем проходит через горную лесную зону, в которой находится большая часть ее верхнего и среднего течения. До устья р.Бирюзовой (20 км. выше пос. Гузерипль) р. Белая течет в юго-восточном направлении по продольной горной долине параллельно Главному Кавказскому хребту. Затем резко поворачивает на север, прорываясь сквозь горные хребты. Долина ее становится поперечной. Там, где Белая промыла прочные горные породы (гранит, песчаник, известняки), она выработала каньонообразную глубокую с отвесными склонами долину, а в менее устойчивых, в том числе глинистых породах, долина реки сильно расширенна и несет ряд террас. В таких расширениях располагаются поселки Гузерипль и Каменномостский, село Хамышки, станица Даховская и другие.
В местах сужений ширина русла достигает 3-5 м., берега становятся совершенно отвесными, скорость течения увеличивается. Именно в таких местах образуются сложные пороги. Примером такого сужения может служить гранитный каньон "Блокгауз", расположенный в 5-ти км. ниже поселка Хамышки. Зажатая крутыми отвесными стенами, река Белая, здесь мечется на дне глубокого каньона. И только через четыре километра русло расширяется и река успокаивается. Однако уже через 15 км к самому берегу с двух сторон подступают отвесные скалы. Здесь начинается Хаджохский каньон. А на юго-западной окраине поселка Каменномостский река Белая течет в самой узкой ее части, промытой в верхнеюрских известняках. Высота отвесных берегов 35-40 метров, а ширина русла местами 5-6 метров. С большой скоростью вода прорывается сквозь промоины в известняках.
В районе Майкопа правый берег снижается, а левый остается возвышенным. При выходе реки на равнину долина сразу расширяется до нескольких километров. Русло начинает делать большие крутые петли и описывать многочисленные излучины.

Краткое описание маршрута

Думаю, сразу надо напомнить, что маршрут по р. Белой от Гузерипля классифицируется II-ой категорией сложности, усложненный элементами VI к.с. В данное время (в силу геополитической обстановки) на Кавказе - это, наверное, самый сложный маршрут из числа доступных, поэтому проходить такой маршрут рекомендуется группам с опытом не ниже V к.с.
Верховья реки до пос. Гузерипль (длиной около 30-40 км.) из-за трудностей заброски и еще относительно малого расхода воды малопосещаемы туристами-водниками. Река на этом участке проходит ряд препятствий 3-5 к.с. Можно выделить каньон Серегин в 7-8 км. выше пос. Гузерипля, относительно несложный, но достаточно увлекательный по большой воде. На него обычно забрасываются прямо из Гузерипля. Следует также заметить, что верховья реки территориально находятся в Государственном Кавказском Биосферном заповеднике и для нахождения в нем требуются пропуска, которые за определенную плату можно получить на кордоне в пос. Гузерипль. Участок от Гузерипля до моста за устьем правого притока, р.Киши, длиной около 10-ти км. наиболее популярен среди туристов-водников. Здесь проводятся ежегодные соревнования "Интерралли-Белая". На участке расположены пороги: "Театральный" (3-4 к.с.), Топорики (4-5 к.с.), "Топоры" (5-6 к.с.) и два порога "Киши-1" и "Киши-2" (5-6 к.с.). Причем если первые два порога служат больше для раскатки, то "Топоры" и, особенно, "Киши -1"и "Киши-2", представляющие собой скорее один порог, это сложные препятствия, прохождение которых по большой воде представляет реальную угрозу для жизни, мемориальные таблички по берегам печально повествуют об этом.
Далее до автомобильного моста перед каньоном Гранитный примерно 16 км. прогонный участок, оценивающийся 2-ой к.с., шиверистого типа. Некоторый интерес в большую воду может представлять порог "Московская бочка" в начале этого участка.
От автомобильного моста до заброшенного поселка Никель река прорубает себе путь в каньоне через толщу гранитных пород. Это "Блокгауз", он же Сюковский, он же Гранитный каньон реки Белой. Это одно из красивейших мест на Кавказе. Длина каньона - 4 км. Примерно через полтора километра от моста начинается каскад из десятка сложнейших порогов в труднодоступном для страховки каньоне с двумя знаменитыми водопадами "Горка" и "Пригорок". Прохождение всего каньона явно превышает обычную "шестерку". При обносе Горки" и "Пригорка" прохождение упрощается и оценивается как 5-6 к.с. К вопросу о выборе способа прохождения каньона - по воде или по берегу - надо отнестись очень ответственно.
От выхода из каньона река принимает почти равнинный характер и на протяжении 15-ти км до автомобильного моста за станицей Даховской не представляет спортивного интереса. В километре после моста (дорога на Лаго-Наки) начинается Хаджохский, он же Каменномостский, он же Мраморный, он же Силикатный каньон реки Белой. Условно его можно разделить на три участка:
-Первый - от начала резкого скального сужения. Длина около трех километров. Основные препятствия - пороги: "Девичьи слезы" (5 к.с.), "Руфабго" (4 к.с.), "Бегемотик" (4 к.с.) и "Мешоко" (3 к.с.). (классификация для среднего уровня воды).

-Второй - от начала скального сужения после большой каменной осыпи по правому берегу. Длина участка около 1 км. Основное препятствие - две моленные сетки, сплетенные из металлических тросов, и каскад порогов VI к.с., называемый "Шумок".
-Третий - от автомобильного моста до конца каньона. Длина - 300 м. Препятствий нет.
Вырвавшись из плена причудливых известняковых скал, река Белая разливается в широкой долине. Отсюда до устья река представляет собой эталонный маршрут первой категории сложности.

Описание сплавной части

01/05
Воскресенье

Jколо полудня прибыли в Белореченск, где нас ждал автобус «Пазик». Там же две барышни направляющиеся на турбазу в Хаджох попросились их подвезти. По дороге некоторые коварные личности уговорили их поехать с нами в Гузерипль, потусить с водниками, в результате чего другие личности жертвовали барышням коврики, спальники и места в палатках. В Хаджохе пообедали в кафе. Приехали в Гузерипль к 17-00 и стали ставить лагерь. На ходу из окон автобуса оценили уровень воды по Кишам – немного выше среднего. Ставим лагерь на берегу и начали стапель катамаранов. Тут будет наш базовый лагерь, в который будем возвращаться на ГАЗ66 с прицепом для катамаранов. Погода пасмурная.

02/05
Понедельник

Подъем в 09-00 и завтрак. Базовый лагерь в Гузерипле. Погода пасмурная. Вода немного упала в сравнении с прошлым днем. Показалась из воды каменная отмель напротив поляны. Закончили стапель катамаранов и вышли на воду выше моста в заповедник.

Характер реки в районе пос. Гузерипль относительно спокойный. Русло довольно широкое, встречаются галечные острова. Валы в шиверах до 0.5 м.
Километрах в 2.5 - 3-х от места начала сплава - первый порог "Театральный". Явных ориентиров порога нет, разве что красноватые крутые скалы лев. берега. Разведка порога и страховка по правому берегу. На входе в порог в левой и центральной части русла лежат два больших скальных обломка, которые обходятся справа по сливу. Далее, по средней воде, следует сильный, но незаметный с первого взгляда, прижим к скалам правого берега и, наконец, основной слив с небольшой бочкой. Через 100 м. после порога небольшая, но жесткая шивера с валами до 1м. После шиверы река успокаивается, скорость течения невысокая.

До Театрального отрабатывали чалки/ заход в тень камня/ киляние и постановку катов на ровный киль. Дошли до Театрального и прошли его сходу. Все зачалились чуть ниже на ПБ. Заносили двойки на повторное прохождение также по ПБ и катались разными экипажами. Отвязали с рамы катамарана - четверки каяк. Папко дважды чисто прошел. Потом в каяк сел Жук. Для него это был первый выход на бурную воду после бассейна. Через некоторое время после выхода на струю последовал закономерный оверкиль. Выполнить эскимосский переворот удалось только с 4 или 5 попытки, сильно мешала катамаранная защита фирмы Тритон. Через пару мгновений следующий вал снова опрокинул лодку и поскольку сил уже не осталось, последовал «отстрел» гребца. Выловить его с полностью залитым водой каяком удалось только метров через 800, когда начался спокойный участок воды. У околевшего Жука при попытке взять в руки весло, сводило пальцы рук и от дальнейших прохождений на сегодня он был освобожден и отправлен в машину сопровождения вместе с каяком.

От Театрального до Топориков около 1,5 – 2 км. Ориентиром следующего порога "Топорики" служит осыпь крутого левого берега, по которому угадывается крутой (90 град.) поворот. Разведку, страховку, фото и видео съемку лучше проводить с дороги левого берега. В русле разбросаны камни. В правой части порога выступает из воды каменная гряда. В центре русла крупный каменный обломок. За ним почти поперек всего русла слив с жесткой бочкой, при небольшом уровне воды за сливом обнажаются камни. Далее почти до крутого левого поворота в русле чередуются валы с бочками, которые тем больше чем больше воды в реке. "Топорики" - относительно сложный порог и может быть опасен бочкой в основном сливе, особенно при повышении уровня воды.
За поворотом река постепенно успокаивается, встречаются отдельные шиверы и обливные камни, валы до 0.5-0.7 м. Через пару километров от порога встречаются несколько мощных шивер с валами по большой воде более 1 м. Всего от пор. "Топорики" до водопада "Топоры" около четырех километров.

Порог Топорики существенно изменился. При небольшой воде было несколько малых бочек, хаотично разбросанных по руслу. Прошли сходу, поскольку особого интереса для катамаранов не было, да и заносить каты было лень, пошли дальше до «Топоров». На участке до «Топоров» препятствий нет.

"Топоры" - сложное локальное препятствие, требующее от экипажа точного захода. Весь скальный массив, перегораживающий реку, обнажается и сбрасывает воду в узкий до 1.5-2 м поток, мечущийся под левым берегом. Перепад метра четыре. С изменением уровня воды характер порога резко меняется. При воде выше среднего проходим основной слив - перепад 3-4 м, заканчивающийся мощным косым котлом и навалом на скалу правого берега. С подъемом воды открывается проход справа за скальным выступом, ограничивающий основной слив. При дальнейшем подъеме воды основной слив становится несколько положе, правый проход становится шире, у самого правого берега появляется еще одна протока. Для прохождения водопад "Топоры" опасен косым мощным котлом в конце слива, навалом на скалы и пульсирующими неравномерными выбросами воды в сливе, что все вместе делает высокой вероятность оверкиля. Обнос судов можно осуществить как по камням правого берега, так и по дороге левого берега. Вещи целесообразно сразу занести за пороги "Киши-1,2". За "Топорами" река успокаивается, Левый берег высокий скальный, правый положе. На правом берегу видны остатки подвесного моста. Расстояние до порога "Киши-1" около 500 м. Удобная чалка на левом берегу в русле небольшого притока.

Зачалились перед порогом на ЛБ. Поставили две спас-гранаты, одну сразу под сливом, вторую в 40 метрах ниже слива, Катамаран страховки ставили в первое после порога улово под ЛБ. Вода средняя. Проходили разними экипажами на разных катамаранах. Без киля прошел К-4 Рафтмастер и К-2 «Ласточка» Рафтмастер. При киле К-4 «Аргут» пробили правый баллон. При ударе носа о берег баллон пробивается об носовые дуги, аналогичную пробоину точно в том же месте получили в пороге «Шумок». Поэтому в последствии, при прохождении Гранитного каньона, носовые дуги с катамарана просто сняли, на ходовые качества и способности пробивать бочки в пороге «Горка» отсутствие носовых дуг не повлияло. Последствия всех оверкилей устранялись экипажами самостоятельно, и страховка в работу не вступала. Когда все желающие накатались по порогу, перечалились на ПБ к камням на старт порогов «Киши». Загрузили катамараны в машину и вернулись в базовый лагерь.

03/05
Вторник

Подъем в 08-30. Пасмурно. Второй день «раскатки» для экипажа «Аргут», который готовился к каньонам. Накануне у «Аргута» разошелся шов шкуры длиной около 40 см, кроме того, пришлось заклеивать пробитый баллон, поэтому старт задержали. Вышли на воду около 12-30. Сделали небольшую остановку на «Театральном» немного покатались на катах и каяке, обошлось без килей :). Пошли дальше. В «Топориках» у Аргута давлением выбило пробку из левого кормового отсека, заметили не сразу, а только когда корма уже сильно стравила. Подкачка отняла около получаса. Подошли к Топорам около 15-00. Чалка на ПБ перед порогом. Вода ещё припала. Поставили на страховку К-4 в улово с ПБ и стали проходить Топорам в различных составах экипажей. Было множество килей катамаранов. Папко дважды прошел Топоры на Каяке без оверкиля. Жук на каяке прошел один раз с оверкилем. Ни каты ни каяк активно страховать не пришлось, последствия оверкилей устраняли экипажи. Когда все вдоволь накупались :), выдвинулись к «Кишам». Зачалились к ЛБ и пошли на просмотр около 17-00.
"Киши-1" - мощное локальное препятствие. Представляет собой косой слив, между левым берегом и скальным массивом у правого берега. По средней и ниже воде обнажается камень, делящий слив на две части: левую - мелководную, правую - основную. Слив основной струи высотой ок. 2 м. - более пологий слева и крутой справа. В четырех - пяти метрах за сливом по такой воде обнажается глыба, служащая естественной преградой потоку, который, отражаясь от нее, сваливается после основного слива вправо через полуобливной валун. Общий перепад в пороге метра 3.5 - 4. По большой воде камни за сливом закрываются водой - порог как бы спрямляется, а сам слив становится выше и глубже с мощным пенным котлом. Зато вдоль левого берега, минуя основной слив, открывается довольно чистый проход, хотя в конце порога в струе пульсирует несколько мощных валов. У правого берега по большой воде открывается небольшая узкая протока с крутым перепадом.
По большой воде мощная струя, принимая в себя р.Кишу, с большой скоростью несется, прижимаясь к правому берегу, к порогу "Киши-2". Порог представляет собой слив 2.5-3 м. с бочкой. Важно правильно зайти, т.к. правая часть слива бьет в обломок скалы. После слива пульсирует выброс от большой скалы на дне реки. С подъемом воды перепад в сливе несколько увеличивается, проход становиться шире (заливает камни скального массива в центре русла). Весь порог превращается в косую ступень с неустойчивыми глубокими пенными ямами и пульсирующими выбросами. Вода начинает перехлестывать через правый валун, образуя опасный слив, но вместе с тем появляется возможность пройти по более безопасному варианту левее скального массива.

Вода была достаточна для удобного прохода Киши –1 вдоль ЛБ. С правой стороны был огромный пенный котел, лезть в который особо не хотелось, да и шансов пройти без киля было маловато. Основной слив Киши – 2 сгладился и стал более пологим. Бочка после слива стала менее выраженная и превратилась в длинную пульсирующе бурлящую струю с пенными ямами. Первым прошел «Аргут» и встал на страховку сразу за порогом «Киши 2» под ПБ. Затем по очереди прошли остальные экипажи. Килей не было. Около 19-10 вернулись в базовый лагерь. Судя по пасмурной погоде с небольшими дождями вода будет продолжать падать. На завтра планируем пройти порог «Шумок» в каньоне Хаджохском, пока вода не упала ещё сильнее и не обнажились многочисленные камни. Для прохождения Гранитного каньона с Горкой и Пригорком малый уровень воды благоприятен, поэтому падение уровня воды радует и решаем отложить Гранитный на последний день.

04/05
Cреда

Хаджохский каньон, порог «Шумок». Подъем в около 08-00 утра. Погода пасмурная, накрапывает. Накануне у «Аргута» в том же месте разошелся шов шкуры длиной около 40 см (нитки оказались слабоваты), поэтому старт задержали на ремонт ката. В 13-30 выехали из лагеря на машине в поселок Каменномостский. За вход на смотровую площадку собрали по 70 руб. с человека, но при этом разрешили входить-выходить на территорию весь день. Осмотр начали около 15-00.

2 участок. От начала скального сужения до автомобильного моста. Длина участка 400-500 метров. Основное препятствие - порог Шумок. Вход в порог перегораживают сети, оставшиеся от времен сплава леса. При низком уровне воды под ними открывается проход и вход в порог Шумок становится доступным. Порог "Шумок" даже в малую воду впечатляет: большой уклон, высокая скорость течения, множество надводных и обливных камней, сливы, бочки, прижимы, навалы на скалы вкупе с отвесными 30-ти-40 метровыми стенками и сильным шумом. Точно описать этот хаос достаточно сложно. На первом участке сильнейший прижим к дугообразному изгибу левого берега густо разбавленный подводными и надводными камнями. При попадании в этот прижим, вопрос о самостоятельном выходе оттуда катамарана очень сомнителен. Правый берег ровный с чередой сливов 1,5 – 2 м и навалами на берег отраженной от камней воды. Финальная часть первого участка разделена большим камнем, который просматривается даже при большой воде и оставляет место для прохода вдоль правого берега. Далее русло выпрямляется, и несется общим хаосом на выход из порога. В выходной части у правого берега гряда надводных и подводных камней образующих несколько мощных котлов и водяных пузырей. Потом вся струя несильно наваливается на ЛБ успокаивается и уходит под мост на последний участок каньона, где никаких препятствий уже нет.

Заход в Шумок оказался чистым, последние обрывки стальных тросов оставляют достаточно места даже для прохода катамарана. Большинство камней в самом пороге залито и образовали 60 метровую череду сливов, котлов, ям и бочек. По результатам осмотра штурмовой экипаж Потапов, Жук, Папко, Саша Непричастный принимает решение идти на К-4 «Агрут». На смотровой площадке ЛБ ниже ключевого участка поставили троих человек со спасгранатами. Два катамарана двойки «Гоша-2» и «Ласточка» поставили сразу после выхода из каньона, где Белая широко разливается. Заносить катамараны на территорию смотровых площадок не разрешили, видимо боятся ответственности в случае трагедии. Намеченная траектория движения - заход по максимуму вдоль ПБ, уходя от прижима к ЛБ. Далее запланировали пройти так, чтобы ткнуться носами в ПБ и избежать навала на него лагом, поскольку от центрального камня на правый берег наваливается мощная струя воды, которая может без проблем положить и К-4. Далее в финальной части выход на центр струи, уходя от гряды полузалитых камней под ПБ. Ниже моста обнаружили дерево расклиненное поперек каньона, но на достаточной высоте, чтобы под ним безопасно прошел катамаран. Итак, старт заходного участка примерно на 900 метров выше непосредственно «Шумка». На заходе, как только ПБ начинает отвесно подниматься, вдоль ЛБ расположен слив, который в правой части перегорожен камнями. Заходили вдоль ЛБ. Слив поразил своей мощь, в сравнении с прошлым годом при более высокой воде, когда все за редким исключением камни в «Шумке» были залиты водой. В самой правой части слива вертикально торчало бревно, которое мы успешно миновали сместившись левее. Из двух несильных бочек которые мы проходили на К-2 в прошлом году, осталась одна. На месте второй сливы с каменных плит. Почти не отстаиваясь на песчаной отмели под ЛБ пошли в порог «Шумок». Без проблем миновали участок, с обрывками стальной сети и стали прижиматься к ПБ. Первый слив прошли удачно и продолжили движение вдоль ПБ. На следующем каскаде метили практически в камень, чтобы далее носы сбросить в ПБ и ткнуться в него, избегая навала к берегу лагом. Успешно выполнили задуманный манёвр и далее стали грести на середину струи, набирая скорость. Выходной участок прошли на скорости по центру переваливая обливные камни. На спокойном уже участке с отвесными известняковыми стенками отдышались и попозировали прибежавшим операторам. И тут мы почувствовали, что правый баллон катамарана медленно, но верно сдувается и уходит под воду.

3 участок. От автомобильного моста до конца каньона. Длина участка 700 метров. Препятствий нет. Ориентир финиша подвесной пешеходный мост через реку.

На «полных парах» двинулись на выход из каньона, чтобы все-таки успеть зачалиться самостоятельно с гордо поднятой головой :). За нами пошли и катамараны страховки. Зачалились у моста, поздравили друг друга, погрузили катамараны на прицеп, подобрали группу поддержки и двинулись в лагерь. На 19-00 у нас была заказана ежевечерняя баня (белое здание на поляне в Гузерипле – кажется «Эдем»).

05/05
Четверг

«Киши 1 и 2» Часть группы в составе Потапов, Жук, Папко, Колосов, Мишарин с каяком и катамараном двойкой поехали кататься на «Киши». Вода ниже средней. В Серёгином каньоне мы, кроме Мишарина, уже бывали дважды, поэтому идти туда при дождливой погоде не хотелось. На катамаране катались связку Киши 1 и 2 Колосов и Мишарин. Прохождение двойки страховали каяком ниже порога «Киши 2». Потом Папко дважды прошел на каяке «Киши 2» стартуя из притока р. Киша. После Жук дважды прошел «Киши 2», один раз с оверкилем и выполнив эскимосский переворот. Каяк страховали катамараном. В завершение Папко прошел на каяке связку «Киши 1 и 2». Около 16-00 покатушки закончили и поехали в лагерь. Переоделись и стали ждать возвращения остальной части группы из Серёгиного каньона. Около 17-30 появляются три катамарана: «Стриж2» Федорец и Хисматуллин, «Гоша 2» Федоров и Настя (девушка из группы береговой поддержки), «Ласточка» Яровиков и Пиценко с Саша Непричастный обезьяной. Все крайне взволнованы. Из сбивчивых объяснений поняли, что они поехали ключевой участок за островом сразу с обезьянами и два катамарана кильнулись в бочке. Остальные были на грани оверкиля. При киле катамарана «Гоша 2», который шел в середине группы, смыло Петра из параллельной группы. После оверкиля его вроде как никто не видел. Три пришедших катамарана кинулись прочесывать каньон с воды до конца в поисках Петра. Остальные остались на месте, чтобы разобраться. Мы сразу сообщили нашему водителю из МЧС о сложившейся ситуации и он связался с базой в Майкопе. Пока разбирались и пытались выяснить подробности, примерно в 18-00 появилась оставшаяся часть группы. Они сообщили, что видели Петю на высоком правом берегу и поговорили с ним. Он очень быстро вылез наверх, а из-за высоты берегов часть группы его просто не заметила. И хотя все закончилось хорошо, эти полчаса заставили нас сильно поволноваться. Петр с одной из девушек береговой поддержки возвращается в лагерь пешком. По нашим прикидкам они спокойно успевают вернуться до темноты в лагерь. И действительно через 1,5 часа они оба довольные вернулись назад.

Серёгин каньон. Другая часть группы: Ушаков, Грязев, Федорец, Саша Непричастный, Терехов, Федоров, Хисматуллин, Яровиков, Пиценко отправились в Серёгин каньон. Так же к ним присоединилась параллельная группа (четверо) из Москвы. С которой мы ещё в Москве обсуждали возможности некоторых совместных прохождений и страховки. В каньон решили брать только двушки, для этого их накануне разобрали и уложили по рюкзакам. Быстро позавтракали и двинулись в заповедник. Вход в заповедник стоил: 100 рублей с одного человека + 200 рублей с каждого катамарана. Тропа в начало каньона идет по правому заповедному берегу и помечена красными маркерами, что, однако, не помешало сбиться с неё. От моста до начала сплава поднялись вверх по реке около 10 км. В пути, где была возможность, осматривали реку на предмет бревен и завалов поперек русла. С бревнами мы уже неоднократно сталкивались в Серёгином каньоне. Перекусили и собрали суда.

Самый сложный участок Серёгиного каньона расположен на начальном участке, где русло разделено островом. При этом правая протока очень маловодная и интереса не представляет, а в левой находятся несколько последовательных сливов высотой от 0,5 до 1 м. Далее река несется между скальных стенок высотой от 5 до 20 метров почти до самого Гузерипля. На этом участке основными сложностями являются несильные прижимы и навалы, а также бревна, расклиненные поперёк русла на уровне воды, поэтому рекомендуется при пешей заброске от Гузерипля по возможности просмотреть все русло.

Разбивка по катамаранам была следующая, в порядке старта:

1) Первым пошел «Стриж1»: Грязев и Терехов + Ушаков сел на раму обезьяной = киль

2) К-2 фирмы «Красное солнышко»: Андрей и Иван – параллельная группа.

3) К-2 «Гоша2» фирмы «РафтМастер»: Федоров + Пётр из параллельной группы + обезьяной на раму девушка из береговой группы поддержки.

4) «Стриж2»: Федорец и Хисматуллин.

5) К-2 «Ласточка» фирмы «РафтМастер»: Яровиков и Пиценко + Саша Непричастный обезьяной.

Итак, первым стартовал «Стриж1». Они упали в бочку и кильнулись, при этом кат забило в жесткое улово под ПБ. Идущий за на ними «Красное солнышко» пробил бочку и далее уперся в опрокинутый катамаран. Совместными усилиями оба ката перечалились в нижнее улово, где «Стриж1» начали ставить на ровный киль.

Идущий следующим «Гоша 2» киляется в бочке. Катамаран идет без остановок в перевернутом виде вниз по течению с Федоровым и девушкой на борту. Следующие за ними «Стриж2» и «Ласточка» пробивают бочку и спешат догонять опрокинутый катамаран. Отсутствие Петра экипажи «Стриж2» и «Ласточка» поняли только когда догнали перевернутый кат и помогли поставить его на ровный киль. Поскольку экипаж аварийного ката не мог объяснить точно куда пропал человек, а обменяться информацией с катамаранами «Стриж1» и «Красное солнышко» они не успели, то все три ката пошли в быстром темпе к выходу из каньона. Чтобы догнать и принять Петра на катамаран, в случае если он пошел дальше самосплавом. Никого не найдя в каньоне, они дошли до лагеря и подняли вышеописанный переполох.

Оставшиеся в каньоне «Стриж1» и «Красное солнышко» спокойно ликвидировали последствия оверкиля «Стрижа1», заметили Петра, с которым договорились, что он и ещё одна девушка вернутся в лагерь по берегу. Петр сразу после оверкиля очень быстро вскарабкался на высокий правый берег, проявив чудеса скалолазной подготовки. Он пытался кричать с берега идущим последними «Стрижу2» и «Ласточке», но из за шума воды его просто не услышали и не заметили.

Вот так, казалось бы легкая прогулка в несложный каньон может обернуться полным экстрима событием. Основной ошибкой допущенной участниками данного сплава считаем: посадку на катамараны «обезьян» на ключевом участке каньона, а также не слаженность действий и отсутствие предварительный договоренностей о роли каждого судна в случае каких-либо происшествий.

06/05 Пятница, каньон «Гранитный». Подъем в 09-30. Погода наконец-то солнечная. Заклеили пробоины «Агрута» после «Шумка». Позавтракали, в 11-15 погрузили катамараны и поехали на машине к каньону. Около 12-00 приехали на место и посмотрели Горку/Пригорок. Вода была ниже средней и поэтому экипаж К-4 «Аргут» (Потапов, Жук, Папко, Саша Непричастный) принимает решение идти каньон с начала. Жук, Папко, Саша Непричастный пошли просматривать каньон до конца, Потапов остался подготавливать кат и расставлять людей с морковками. Выгрузили «Аргут» на дорогу и начали накачивать, выяснилось, что есть ещё одна дырка в баллоне, которую сначала не заметили. Поскольку погода была солнечная, ремонт занял немного времени. К-2 «Стриж» поставили на страховку в самом конце каньона на большой полке ПБ. После осмотра всего каньона, экипаж К-2 «Ласточки» Пиценко и Яровиков решили идти каньон, стартуя из небольшого улова на ПБ ниже «Горки/Пригорка» и «Восьмерки», а заодно упростив нам проблему страховки с воды в каньоне. Это место мы использовали для старта в 2003 году.

Каньон Гранитный, он же "Блокгауз". Протяженность 4-4.5 км. Разведка всего каньона обязательна. Удобнее это делать по дороге правого берега. Отрезок от моста до водопада "Горка" длиной 1.5 км несложен, шиверистого характера и может использоваться как разминочный. Здесь встречаются валы до 1м., прижимы, небольшие бочки.
Водопады "Горка" - "Пригорок" - комплексное и самое опасное препятствие каньона. В зависимости от уровня воды характер участка сильно меняется. В большую воду это слив высотой 3.0-3.5 метра с мощным, пульсирующим и очень опасным котлом за ним. За водопадом поток несется в сплошной кипящей пенной трубе, которая через несколько десятков метров переходит в порог "Пригорок", опасный косой неравномерной бочкой за ним. Вопрос о возможности чалки между порогами очень спорен и проблематичен. Общий перепад комплекса 7-8 метров. При уровне воды ниже среднего в "Горке" открывается весь скальный массив. Вода пробивает себе дорогу в узкой до 1.5 м щели с причудливыми "карманами" и ловушками. На месте "Пригорка" открывается треугольная каменная гряда, выступающая с правого берега. Между ней и скалой левого берега остается узкая протока до 2-х метров, осложненная полуобливными камнями. После "Пригорка" начинается третий участок каньона длиной ок. 3-х км, на котором сконцентрированы 8-10 (в зависимости от воды) сложных порогов. После небольшого прямого 30-ти метрового участка с быстрым течением река делает крутые правый - левый повороты с сильными прижимами к стене левого, а затем правого берега. Этот участок называется "Восьмерка". Далее река зажата в высоких, крутых (от 15-ти до 60-ти м. в середине и конце) скалах. Спусков к воде без специального снаряжения практически нет, страховка с берега до конца каньона по этой причине почти невозможна. При планировании прохождения весь этот участок можно рассматривать как комплексное препятствие, особенно при большом уровне воды. При уровне воды ниже среднего между порогами в каньоне появляются улова, где можно ликвидировать последствия возможной аварии или сделать передышку.

При нашей воде Горка представляла собой прямой слив через все русло, падающий в пенный котел. Хотя было видно, что котел проносной и его можно пробить на скорости, все равно выглядит устрашающе. На то, чтобы принять окончательное решение о прохождении потребовалось некоторое время. Когда вернулись с просмотра остального каньона, поняли - можно идти. Между Горкой и Пригорком в нашу воду была ещё одна достаточно большая бочка. Вообще участок между ними достаточно сложный: косые валы, небольшие бочки, очень высокая скорость течения. Успеть поймать до Пригорка человека идущего самосплавом, задача явно непростая. Мы поставили двух человек со спас-гранатами непосредственно над и чуть ниже Горки. Ещё двое последовательно стояли ближе к Пригорку.

Пригорок – косой слив под ЛБ. Только вдоль ПБ есть выраженная проносная струя, но на заходе в струю стоит отбойный косой вал, затрудняющий попадание на проносную часть. Ближе к ЛБ вода падает в большой косой пенный котел. Дальнейший участок реки был нам знаком, и никаких сверхзадач не ставил, но и недооценивать его не стоит! На просмотре встретили группу, которая проходила последние 1,5 км каньона. Они нам поведали, что слышали, что вчера кто-то проходил Горку и кат варило под ЛБ около 10 минут. В последствии никаких подробностей мы не слышали.

Старт был дан в 15-50. Начальный участок каньона прошли без проблем. На прямом участке перед «Горкой» экипаж сделал прямое ускорение. Этот элемент мы специально отрабатывали ранее, в том числе при заходе в «Киши 2», поскольку было важно набрать положительную скорость, но при этом сохранить точное направление по прямой, что получается на бурной воде не всегда. Зашли в «Горку» по центру, поскольку особо придумывать там нечего. Без проблем пробили котел, на выходе струя сносит к ЛБ. Непосредственно при прохождении «Горки» у Потапова оборвались ОБА упора, поэтому он принимал пассивное участие в прохождении «Пригорка». Далее мы втроём не смогли сместиться под ПБ для того, чтобы пройти «Пригорок» по проносной струе. Кроме того, зашли мы полулагом в самую неприятную часть под ЛБ. В результате кат сразу поставило лагом и кильнуло через правый баллон. После оверкиля все оказались в периметре рамы и стали вылезать на баллоны. У Саша Непричастный вымыло весло и некоторое время ушло на то, чтобы срезать запаску. Порог «Восьмерка» прошли в перевернутом состоянии, при этом катамаран бортом протащило по береговым скалам и об раму порвалось около 40 см шкуры. Страховавший экипаж «Ласточки» Пиценко и Яровиков поймали весло Саши Непричастного. Отдышались и на более спокойном участке поставили катамаран на ровный киль. Зачалились на галечную отмель под ЛБ, на ней ещё растёт деревце. С мира по нитке набрали шнурочки-веревочки и привязали Потапову оба упора. Просигналили береговой группе, чтобы они перемещались на смотровую площадку, снимать следующий интересный участок каньона. Около 16-20 тандемом, впереди К-4 «Агрут» за ним К-2 «Ласточка» пошли дальше.

Далее перед видимым правым поворотом порог "Зуб", получивший такое название по скале в центре русла, торчащей из воды на 60-80 см, оставляя проходы по бокам.
«Зуб» прошли обойдя по левому сливу.

После крутого правого идет плавный левый поворот. На нем расположен порог "Зубодробой". Порог - горка с тремя последовательными сливами с бочками до 1 м; длиной метров 30-40. Первые два слива под левым берегом, а третья под правым. За порогом "Зубодробой" каньон несколько расширяется. На полке правого берега есть возможный спуск к реке, где можно попытаться организовать страховку. По описанию, которое мы читали до сплава, на следующих 500-тах метрах до порога "Поворот" серьезных препятствий нет. Перед крутым правым поворотом серия сливов с бочками между разбросанными камнями в русле. Это порог "Поворот".

Впереди порог "Кубанский". Каменная стена перегораживает русло, оставляя проход в основной струе слева по сливам у левого берега. Участок реки от пор. "Кубанский" и до конца каньона хорошо просматривается с дороги. Река делает левый поворот, стены каньона становятся все выше и достигают 50-60-ти метров.
Сразу за поворотом - порог "Шахматы". В большую воду он отличается очень высоким до 3.5 м валом. Несколько расширившись после порога "Поворот" за порогом "Шахматы" река сужается до 7-8 метров. Сразу за сужением каньона следует порог "Оверкиль". Слив во всю ширину русла. В левой части вода идет через два обнажающихся больших камня. Пройти можно только в правой части слива. Кажущаяся с берега проблематичной косая бочка в сливе на самом деле легко пробивается.

Далее следует участок спокойной воды метров 70 - 80 и потом последний порог каньона - "Оплеуха". "Оплеуха" - порог с серией сливов и бочек с последующим мощным прижимом к скале правого берега. Характерен большим перепадом при относительно небольшой длине (70 м.).

До выхода из каньона еще две ярко выраженных неопасных ступени высотой до 1 м. Дорога уходит вправо от реки. На правом плавном повороте каньон заканчивается.

Оставшуюся часть каньона шли тандемом, после препятствий К-4 вставал в улова для страховки К-2. Прошли без килей, но участок требует постоянной сосредоточенности и четких действий экипажей. Финишировали около 17-30, как всегда километра на полтора ниже конца каньона. На полке с поляной невысокого ПБ, куда есть подъезд для машин. Поздравили друг друга, загрузили катамараны на прицеп и поехали в лагерь, праздновать окончание сплава.

07/05
Cуббота

Оъезд в Краснодар. Ночью посадка в поезд № 30 Новороссийск – Москва.

Итоги, выводы и рекомендации

1) В связи с территориальным расположением маршрут удобен для заброски/выброски.

2) Адыгея расположена полностью внутри Краснодарского края и является одним из самых спокойных районов Кавказа. Подавляющее преобладание русского населения. Конфликтов с местными нет.

3) Данный маршрут подходит как серьезный тренировочный поход перед летним походом на сложные реки 6 к.с. Опыт прохождения порогов 6 к.с. обязателен, а для прохождения Гранитного и Хаджохского каньонов, связки порогов Киши 1 и 2 все участники, включая группу страховки, должны иметь опыт 6 к.с., поскольку полноценная страховка с берега невозможна из-за продолжительности препятствий и очень высоких скальных берегов каньонов, зачастую с отрицательным уклоном. Решение о прохождении Кишей, Гранитного и Хаджохского каньонов должно приниматься руководителем исходя из уровня воды и подготовки каждого участника прохождения и страховки. При уровне воды сильно выше среднего успешное прохождение Гранитного каньона маловероятно и представляет реальную угрозу для жизни.

4) На прохождение Гранитного каньона с Горкой/Пригорком мы метились три года. И первые два никак не попадали на удачный уровень воды. Удачное прохождение более вероятно при уровне воды ниже среднего. Чаще всего такой уровень бывает в конце апреля и самом начале мая, когда большинство команд только приезжает на реку, ещё не набрали форму и не «раскатились». Ближе к 09 мая вода чаще всего поднимается. В некоторой степени ориентиром может служить уровень воды в Топорах, когда канализация справа едва залита водой, а в основном сливе вся вода уходит в щель под ПБ - но это не является 100 % показателем, поскольку ниже есть множество притоков, обязательно нужно оценивать по месту.

5) При прохождении порога «Шумок» каньона Хаджохский, сложилось впечатление, что «мягче» он становится при уровне воды выше среднего, когда подавляющее большинство камней в пороге залито водой и многочисленные сливы выпрямляются и выполаживаются.

6) Для того, чтобы застать удачную воду на ключевых участках обоих каньонов (Гранитный и Хаджохский), удобнее иметь базовый лагерь с машиной и ориентируясь по уровню воды выбирать прохождение того или иного каньона, а не проходить реку в походном режиме и ожидать удобного уровня воды у конкретного препятствия.

7) Нужно с предельной внимательностью относиться к прохождению каньонов в принципе и «Серёгиному» в частности, даже если его спортивная сложность не велика.

8) Благодаря тому, что на протяжении всего самого спортивного сплавного участка (пос. Гузерипль - пос. Хаджох) вдоль реки идет автодорога, маршрут имеет хорошие условия для просмотра препятствий, организации страховки, обноса вещей. Сход с маршрута возможен на любом участке в любое время.

9) Маршрут можно разнообразить пешим посещением «Кавказского биосферного заповедника», с ближайших вершин («Казачка») открываются удивительные по красоте виды на долину реки, а также на главный кавказский хребет. При хорошей погоде как на ладони видны снежники хребта. Тропа, ведущая на верх, маркирована, но нужно разузнать, где она начинается. Без тропы подъем может быть длительным и тяжелым.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 Si, 12.09.2005
>>>6) Для того, чтобы застать удачную воду на ключевых участках обоих каньонов (Гранитный и Хаджохский), удобнее иметь базовый лагерь с машиной и ориентируясь по уровню воды выбирать прохождение того или иного каньона, а не проходить реку в походном режиме и ожидать удобного уровня воды у конкретного препятствия.>>>>

очень правильная мысль, респект!
и насколько я помню - впервые озвучена и реализована.
реальный вклад в тактику работ на Белой, кроме шуток:).
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100