16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV

Водный поход IV к.с., по реке Катунь (Алтай)

По нашим оценкам уровень средний.

Общая длительность похода 23 дня, с 26 июля по 17 августа 2004 года,
из них активная часть составила 14 дней.
Протяжённость сплава - 386 км 10 х.д.)
Протяжённость пешей заброски - 8 км (0,5 х.д.)
Протяжённость автомобильной заброски ~1200 км. (2 х.д.)

Нитка маршрута:
г. Москва - г. Барнаул - г. Усть-Каменогорск - оз. Язевое - р. Катунь - д. Еланда - г. Барнаул - г. Москва.

Руководитель группы: Паршаков Павел Владимирович.
Маршрутная книжка - 1/4-412.

Оригинал отчета опубликован на сайте stuurman.narod.ru.

Поход совершила группа из 5 человек.
Возраст участников от 19 до 26 лет.
Туристский опыт: все участники, за исключением одного, имеют I и II разряд по водному туризму. Один из участников без опыта категорийного сплава.
Определяющие опыт маршруты: р. Она (Западный Саян), р. Кутсайоки (Кольский п-ов), р. Большой Зеленчук (Кавказ), и большинство участников р. Ока Саянская (Восточный Саян).
Снаряжение: один 4-х местный катамаран "Рафтмастер".
Запас вёсел - 2 шт.

06.08.04п.Верх.Уймон - р.КураганСплав05:0907:2340
07.08.04р.Кураган - Устье р.Берткем (Аккемский прорыв)Сплав03:2105:5440
08.08.04Днёвка
09.08.04Устье р.Берткем (Аккемский прорыв) - устье р.АргутСплав и полуднёвка01:4501:5712
10.08.04устье р.Аргут - пор."Ильгуменский"Сплав04:2607:5454
11.08.04Днёвка
12.08.04пор."Ильгуменский" - устье р.Каянча-2Сплав04:2108:2738
13.08.04устье р.Каянча-2 - дер.ЕландаСплав04:4808:5041
14.08.04дер.Еланда - г.БарнаулАвтотранспорт05:42*08:57*~500*
15-17.08.04г.Барнаул - г.МоскваПоезд-58:44*~3402*

ТХВ - техническое время прохождения указанного участка, включающее время на проведения вспомогательных мероприятий (обед, отдых, осмотр, ремонт, вынужденные остановки и т.д.)
ЧХВ - чистое ходовое время прохождения указанного участка, включающее только время в движении.
* - время движения и пробег транспортных средств.

Обращаем внимание, что приведённый километраж не обладает абсолютной точностью, и возможны расхождения с другими источниками, тем не менее, автор старался достаточно точно отразить все приведённые характеристики.

Заброска

Расписание поездов с Казанского вокзала г. Москвы.

Отправление с Казанского вокзала г. Москвы, прибытие в г. Барнаул Алтайского края.

поезд №596 Москва-Барнаул
ОтправлениеПрибытиеСтоянка
26.07.0413:26Москва, Казанский вокзал29.07.0402:40
(05:40*)
г.Барнаулконечная

Стоимость плацкарта 1223.8 рублей ($1=29.5руб).
По расписанию поезд идёт 61 часов 14 минут.
* - местное время.

Перед посадкой необходимо произвести взвешивание багажа, иначе возможны проблемы. Без дополнительной оплаты допускается 36 кг на человека. Мы завешиваем свои пять рюкзаков, немного схитрив, на пункт взвешивания не потащили упаковки с рамой и вёслами, а также продовольствие на поезд, кроме того взвешиваем не на каждого участника, а сразу на всех пятерых. На всех выходит 170кг. Получаем соответствующую квитанцию. При посадке наши немаленькие рюкзаки не вызвали у проводников подозрений.

Автотранспорт

На вокзале в Барнауле стоит много машин, но вероятно, далеко не каждый водитель так сходу согласится ехать за 1000 км, к тому же, наверное, это будет дорого стоить. К тому же, наверняка, очень немного водителей знают дорогу, а на 1200 км пути - это существенное обстоятельство.

По нашей информации из Барнаула в Усть-Каменогорск ходит рейсовый автобус, стоимость небольшая, а по времени, как показала практика, выигрыша никакого, разве что на машине удобнее по разным причинам.

При разработке участка автомобильной заброски следует учесть несколькосущественных обстоятельств:

• Протяжённость участка - около 1200 км.
  • Часть пути проходит по территории Казахстана (суверенного государства).
  • Завершаюшая часть проходит по территории пограничной зоны на территории Казахстана и территории Каратон-Карагайского государственного национального природного парка. А кроме того, со стороны России часть пути проходит по территории Государственного природного биосферного заповедника "Катунский". По последним данным со строны России в районе примыкающему к Язевому озеру теперь тоже дейструет режим пограничной зоны.
  • Последние километры пути приходятся на грунтовую дорогу в заболоченной местности. Состояние дороги сильно зависит от погоды.

Принимая во внимание приведённые выше обстоятельства, для благополучной заброски следует решить несколько задач:

• Найти водителя, представляющего дорогу, и подходящее транспортное средство достаточной вместительности и грузоподъёмности, а ещё и проходимости.
  • Проработать вопрос о порядке пересечения Российско-Казахстанской границы, подготовить все необходимые документы. Кроме того, выяснить вопрос о порядке пребывания иностранных граждан на территории Казахстана. (Здесь имеется ввиду необходимость регистрации на территории Казахстана)
  • Заранее оформить и получить пропуска на пребывание в Казахстанской пограничной зоне и пропуска Российской погранзоне (район оз. Язевое). Получить пропуска на проезд через территорию Каратон-Карагайского нац. парка и пропуска на пребывание на территории Катунского заповедника.
  • В зависимости от состояния дороги и имеющегося транспортного средства подготовиться к пешему переходу.

Для себя поставленные задачи мы решили следующим образом:

• Заранее связались с туристической фирмой (ТОО "Рахмановские Ключи") в Казахстане, которая оказывает услуги по оформлению пропусков в погранзону на территории Казахстана. Заявки на оформление подобных пропусков принимаюстся за 30 суток, стоимость пропуска на одного человека 10 евро. Возможно оформление пропуска и за меньший срок, но его стоимость возрастает до 50 евро. Для оформления пропуска необходимо предоставить паспортные данные каждого участника (Российский паспорт, Ф.И.О., г.р. серия, №, кем и когда выдан, место прописки, гражданство, место работы/учёбы и должность) и переслать по факсу или по эл.почте сканированую копию паспорта (разворот паспорта с фотографией) каждого участника, предоставить график движения по всему маршруту. Заказанные пропуска получаем при предъявлении оригиналов паспортов в офисе ТОО "Рахмановских ключей" в Усть-Каменогорске. Тут же в офисе выписывается путёвка на водителя и транспортное средство, которая является его пропуском в погранзону (тоже 10 евро). На водителя предварительный заказ пропуска не требуется, всё на месте в офисе Усть-Каменогорска. Тут же в офисе вам разъяснят, где и как получить пропуска для проезда через Каратон-Карагайский нац. парк.
    При переговорах с сотрудниками ТОО "Рахмановские ключи" может сложиться мнение что, у них там полная неразбериха, и про вас могут просто забыть, но при личном общении оказалось, что это симпатичные девушки, заботливые и обязательные. Все принципиальные вопросы лучше решать по телефону, но учтите разницу во времени (+3 часа). Звонить лучше утром.
  • С водителем из Барнаула мы договаривались заранее, созваниваясь из Москвы. Кроме того, возможно ещё несколько вариантов. Таже турфирма ТОО "Рахмановские ключи" предлагает транспорт из Усть-Каменогорска до лесопилки на Язевом озере стоимостью 430 евро. До Усть-Каменогорска можно добраться из Барнаула рейсовым автобусом, либо из Москвы самолётом, но в этом случае возможны проблемы с багажом (ограничения по весу, габариты рамы). Или опять же нанять машину в Барнауле. Можно попробовать найти машину в Усть-Каменогорске до Язевого озера, но говорят, что там - сволочные водители и, судя по всему, стоить будет столько же, как если бы ехали от Барнаула.
  • Для пересечения Российско-Казахстанской границы в наше время был необходим Российский паспорт, водителю необходимы еще и документы на машину. На границе заполняется таможенная декларация - ничего особенного (кто? куда? куда? зачем? сроки?), но нужно иметь при себе простую шариковую ручку, которой всё это заполнять, желательно иметь несколько ручек на группу - сэкономите время. Выданную бумагу необходимо сохранять на всё время пребывания в Казахстане - это подтверждение вашего легального пересечения границы. Кроме того, лучше при разработке маршрута ещё раз уточнить пакет документов, необходимых для пересечения границы - всё меняется (не исключёно введение визового режима и т.п.) При въезде на територию Казахстана на таможенном посту взымается плата за проезд 150 руб. При выезде с Казахстанского пограничного поста предлагается оформить страховку на транспортное средство, данная страховка является обязательной для всех транспортных средств на территории Казахстана, её отсутствие грозит штрафом. В Усть-Каменогорске местные сотрудники ГАИ очень интересовались наличием данной страховки у нашего водителя, но удостоверившись в её наличии, оставались очень довольны и даже не штрафовали за двукратный проезд на красный сигнал сфетофора.
  • Пропуск для проезда через территорию Каратон-Карагайского нац. парка оформили на въезде - в дер. Язевка стоит шлагбаум, тут же живёт егерь Мурат, пропуска можно оформить у него 184 тенге (~46 руб) за человека в сутки, всего мы отдали 1104 тэнге (5 чел. + водитель). Пропуска в нац. парк можно также выписать на подъезде у администрации: село Каратон-Карагай, ул. Оралхана Бокеева, 115.
  • По информации из предыдущих отчётов, пропуска в Катунский заповедникможно оформить на месте при встрече с егерем. На деле оказалось, что это не совсем так, и пропуска в Катунский заповедник лучше оформить, заранее созвонившись или договорившись по e-mail с администрацией Катунского заповедника. На крайний случай, можно попробовать и на месте, но это не очень приятно. Стоимость пропуска 70 руб. с человека за сутки. Мы встретились с егерем, и нам оформили пропуска на месте, кроме того оштрафовали за разведение костра в необорудованном месте, но об этом подробно написанониже по тексту.
  • О действии режима погранзоны на Российской территории мы узнали только от егеря Катунского заповедника. Он сообщил, что если нас заметит пограничный наряд, и у нас нет пропусков в погранзону, нас могут задержать со всеми вытекающими последствиями. Так же он сказал, что видел наряд пограничников в устье верхнего Курагана. К нашему счастью, доблестные Российские пограничники не заметили злостных нарушителей государственной границы, которые возвращались из дружественного Казахстана к себе на любимую Родину.
    Наличие режима погранзоны на Российской территории нам подтвердили сотрудники ТОО "Рахмановских ключей" уже по завершению маршрута в Москве, для них это тоже было полной неожиданностью, судя по всему, режим погранзоны на Российской территории в данном районе начал функционировать только с этого года. По нашей информации, пропуска в Российскую погранзону можно получить в Усть-Коксе, но, видимо, согласовать это с и так непростым вариантом заброски через Казахстан будет ещё сложнее.
  • в наших условиях (4-x приводный микроавтобус Nissan) мы смогли доехать до лесопилки (ранее это действительно была лесопилка, теперь - заброшеные развалины) у озера Язевое. Вообще, дорога есть и дальше, можно доехать почти совсем к реке, но несколько подтопленных мест позволяют это сделать только водителям более мощных машин.

Адреса и телефоны:

1. ТОО "Рахмановские ключи".
    КАЗАХСТАН, г.Усть-Каменогорск, ул.Ворошилова д.2А, 8(3232)22-18-28, 47-93-41.
  2. Водитель микроавтобуса Nissan 4wd (наш вариант) - Максим, г.Барнаул, ул.Северозападная, д.244, кв.1, тел. 8(3852)37-77-15, 8-903-947-31-00. Очень хороший мужик - человек слова. Сам турист, прошёл если не все, то большинство наиболее сложных водных маршрутов Алтая.
  3. Водитель микроавтобуса Toyota (наш вариант выезда) - Виктор, г.Барнаул, тел. 40-20-65, 8-903-995-09-99
  4. Водитель микроавтобуса - Алексей Хоменко, г.Барнаул, тел. 8(3852)24-56-94, 8-903-910-58-60, 8-913-211-71-45, тоже турист водник.
  5. Транспортная фирма "БиАлТур", г.Барнауле 8(3854)71-96-00, 71-96-41, 8-903-957-95-19 Раиса Валентиновна, ivan@mail.biysk.ru Замчалов Иван.
  6. Автовокзал в Барнауле 8(3852)367-173, 24-37-28.
  7. Водитель в Бийске, 8(3854)31-25-81 дом. 29-13-79, 71-76-45, 8(3854)32-77-77 абонент "Танк", mailto:tank66@land.ru, Константин Наумов.
  8. Тур. Фирма "Алтур" 8(3852)23-03-69, altmisha@ab.ru
  9. Железнодорожный вокзал в Барнауле 8(3852)361-849.
  10. Администрация Каратон-Карагайского государственного национального природного парка, с.Каратон-Карагай, ул.Оралхана Бокеева 115, тел./факс (242)2-13-45, 2-17-66.
  11. Катунский Государственный природный биосферный заповедник, 649490, Республика Алтай, с.Усть-Кокса, ул.Заповедная, д.1, а/я 24, тел/факс 8(38848)22946, e-mail: katunskiy@mail.ru"http://katunsky.hl.ru" rel="nofollow".
    Главный государственный инспектор заповедника "Катунский", заместитель директора по охране заповедника Казанцев Александр Константинович, удостоверение №1.
    Отметим что в отличие от своих казахстанских коллег, судя по общению с г-ном Казанцевым, занимающим такую ответственную должность, работники Катунского заповедника не отличаются гостеприимством, а прямо сказать, грубы и агрессивны. Да, мы развели костёр в необорудованном месте, но оборудованных мест на всём пути от лесопилки до р. Катунь нет, либо они настолько хорошо спрятаны, ведь мы даже не ехали на машине, а шли этот участок пешком, наверно они очень хорошо обозначены, чтобы их заметить (странное совпадение: одна и та же дорога, но в России по ней не проехать, а в Казахстане можно). Да, мы находились на территории заповедника без пропусков, но почему Казахстаннские коллеги поставили на въезде шлагмаум и готовы обслужить своих посетителей в любое время дня и ночи, а российские ограничились только табличкой на дереве! При этом стоимость посещения российского заповедника заметно больше. На все оправдания, что ни одного оборудованного места в данном районе не обозначено, начинают угрожать, что вообще нас выгонят обратно в Казахстан, и вообще они нас не приглашали. А ведь мы - граждане России, и по Конституции РФ нам дано право находиться на любой территории нашей любимой Родины, конечно, в некоторых случаях при соблюдении определённых формальностей, но ничьего приглашения, тем более г-на Казанцева, не требуется, ведь природные ресурсы России - народное достояние, а не г-на Казанцева и Кo.
    Порядок оформления пропусков см. выше по тексту.

Машина заброски (Микроавтобус Nissan) нам обошёлся в 12000 рублей.

Выезд

Можно ли нанять подходящий транспорт в Еланде? - затрудняемся ответить, но при беглом взгляде кажется, что можно, по крайней мере, на попутке можно заслать гонца в Чемал и пригнать машину оттуда. Кроме того, из Чемала можно рейсовым сообщением добраться до Бийска (5:30 ходовых часов) и от Бийска до Барнаула (3 ходовых часа).

Выезжаем из Еланды согласно договорённости с водителем, который нас забрасывал за 4500 руб.

На вокзале в Барнауле есть камера хранения.

Из Барнаула в Москву выезжаем железнодорожным транспортом.

поезд №035 Барнаул-Москва
ОтправлениеПрибытие
14.08.0419:15
22:15*
г.Барнаул17.08.0405:44г.Москва, Казанский вокзал

* - местное время.

Стоимость плацкарта 1459.8 рублей ($1=29.5 руб).
Время в пути 58 часов 29 минут.

При погрузке в Москве необходимо пройти обязательное взвешивание ручной клади. Вес ручной клади допускается 36 кг на одного пассажира. Мы почти впритык уложились в установленную норму, тем не менее, рекомендуется сохранить все квитанции до приезда обратно.
При погрузке в Барнауле должна быть аналогичная процедура, но кажется, что её никто не соблюдает по причине отсутствия пункта взвешивания, вот тут-то Вам и пригодятся ваши московские квитанции, если вы укладываетесь в норму, если не укладываетесь, есть смысл узнать о пункте взвешивания у администрации вокзала.
Мы садились в поезд в сумерках, проводница поинтересовалась у нас квитанцией на багаж. Мы расчитывали на то, что покажем московскую квитанцию и объясним, что у нас больший вес быть никак не может, ведь все продукты мы съели на маршруте. Но кто-то без тени сомнения показал её вложеную в паспорт таможенную декларацию, которую мы заполняли на границе с Казахстаном, и она, видимо, не разобрав сути, осталась довольна её почтенным видом.

Аварийные варианты схода с маршрута

1. В устье р. Тихая (левая) - кордон. Здесь есть моторки, и, возможно, есть связь.
    Дальше до устья р.Тихая (правая) тоже попадаются моторные лодки.
    Наверное, это единственный вариант аварийного схода на участке верхней Катуни. Туристских групп на реке здесь очень мало. Есть определённая вероятность встретить пограничников, егерей заповедника и местных грибников, пасечников, охотников.
  2. На участке от посёлка Кайтанак до Тюнгура сойти можно практически в любом месте - достаточно плотная населёнка, по левому берегу тянется автомобильная трасса.
  3. От Тюнгура до Чуи средняя плотность населёнки, но достаточно много встречается туристских групп. Вдоль обоих берегов протоптаны тропы, иногда к берегам подходят грунтовые дороги. Аварийный сход, наверное, возможен, но сложность сильно зависит от удалённости населённого пункта к точке схода.
  4. От устья р.Чуя до пор. Ильгуменский вдоль реки идёт Чуйский тракт, здесь оживлённое движение и достаточно крупные деревни и посёлки. Сойти можно практически везде.
  5. Заключительный участок от пор.Ильгуменский до Еланды похож на участок от Тюнгура до Чуи, наверное, только чуть поплотнее населёнка и выходов грунтовки к реке больше - сойти будет легче.

По известной нам информации, в случае аварийной эвакуации вашей группы с маршрута с помощью авиации, вы впоследствии обязаны будете оплатить работу экипажа пилотов и техники (~ 50000 руб/час полёта). Однако, если вы перед выходом на маршрут зарегистрируетесь в региональной ПСС, то аварийная эвакуация вашей группы бесплатна.

Техническое описание маршрута

Описание составлено с точки зрения катамаранной техники!

26.07.2004

г.Москва - г.Барнаул

Расстояние - 3402км
Ходовое время - 61:14

12:30

Встречаемся на Казанском вокзале. Взвешиваем вещи. Ручная кладь без доплаты до 36 кг на одного пассажира. Пять рюкзаков - 170 кг, т.е. 35 кг на человека. Раму, вёсла и продукты в поезд не взвешивали.
Взвешивание перед посадкой обязательно.
Пункт взвешивания багажа расположен в углу у начала платформ для пригородных поездов, т.е. в самом дальнем углу от платформ поездов дальнего следования.
Поезд подали за 15 мин до отправления и, судя по всему, так делают довольно часто.

13:26Выехали поездом №596 Москва-Барнаул, который отходит с Казанского вокзала.

29.07.04

г.Барнаул - п.Шемонаиха
ТХВ - 07:41*
ТХВ - 11:32*.
Пройдено ~600 км*.

Время далее по тексту местное. Разница с московским временем 3 часа.
05:40г.Барнаул
Выходим из поезда, прямо у вагона нас встретил водитель.
05:58Загрузили вещи, выехали.
08:37Остановились у кафе - небольшой технический ремонт. Мы в это время позавтракали, достаточно дёшево и вкусно.
Прибор GPS показывает, что мы отъехали от вокзала в Барнауле на 172 км по прямой.
09:25Двинулись в путь.
10:04Показания GPS: скорость - 90 км/ч, высота 217 м, азимут движения 202 градуса.
10.34г.Рубцовск
GPS(1).
10:59Едем вдоль железнодорожного полотна, справа от нас. Обозначение трассы А-349.
11:30Жара.
Двигатель перегревается, останавливаемся - отдых двигателя 16 минут.
12:50У Староалейского правый поворот на Усть-Каменогорск. У поворота АЗС, останавливаемся на 15 минут, заправляем топливный бак микроавтобуса. Указатель: Усть-Каменогорск 161 км, Барнаул 367 км. GPS(3).
13:42Российский пограничный и таможенный пост. Встаём в очередь 10 номером.
15:23Прошли Российский пограничный и таможенный контроль.
Нужны Российские паспорта, чтобы фото было похоже на владельца. Водителю, кроме всего, нужны документы на машину. Короче говоря, все документы должны быть в полном порядке.

Через 0,5 км - Казахстанский пост "Шемонаиха".
Опять предъявляем все документы. Для Российских граждан надо заполнить что-то вроде декларации (кто? куда? зачем? сроки?), в общем, ничего такого, выданную бумагу необходимо сохранять на всё время пребывания в Казахстане - это подтверждение вашего легального пересечения границы. Тут мы оказались не готовы - ни у кого из нас нет чернильной ручки, только простые карандаши, а ими, понятно, такие ответственные документы не заполняют. У пограничников, естественно, и мыслей нет, что у человека может просто не быть при себе ручки, поэтому этот случай у них не предусмотрен и лишних ручек нет. По счастливой случайности, у нашего водителя всё-таки нашлась одна ручка, но опять же лучше всем иметь по ручке - получилось бы в шесть раз быстрее. За въезд транспорта заплатили 150 руб.

16:20Прошли пограничный контроль. На выезде предлагают оформить страховку на транспорт (1 месяц - 200 руб., зависит от мощности двигателя). Данная страховка является обязательной на территории Казахстана для всех автотранспортных средств. Наш водитель договорился оформить данную страховку на 15 дней. В Усть-Каменогорске у нашего водителя работники ГАИ проверили страховку нашего автотранспорта.
17:00Позвонили по мобильному телефону в ТОО "Рахмановские ключи", там нам сообщили, что отделение внутренних дел закрывается в 17:00 и, соответственно, мы сегодня пропуска не сможем получить. Предложили забронировать на нас гостиницу для ночёвки. Мы отказались и договорились, что мы приедем к ним завтра в 9:00.
Решаем заночевать где-то в районе п. Шемонаиха, ищем место для ночёвки: степь, дров нет, деревья только вдоль рек, вода грязная - пить нельзя.
Едем в Шемонаиху, наполняем все ёмкости водой. В Шемонаихе у автостанции мост через реку Уба, за мостом - роскошный пляж. Едем через мост в сторону Усть-Каменогорска, после моста у поста ГАИ сворачиваем влево. Отъезжаем подальше от посёлка и сворачиваем на грунтовку к реке, GPS(4). Здесь хорошее место для ночёвки: дрова - плавник, местное население осталось на другом берегу, вода в реке прозрачная и тёплая. Вообще, всё местное население относится очень спокойно к нам, GPS(5).
Купаемся, готовим ужин. Готовим на воде, привезённой из Шемонаихи, водой из реки только споласкиваем посуду после мытья.
Позже нам сказали, что выше по течению этой реки стоит уранообоготительный завод!? То-то вода такая тёплая.

30.07.04

07:19Выехали.
08:30п.Секисовка. GPS(6).
09:15Въезжаем в Усть-Каменогорск.
09:26Отыскали и подъехали к офису ТОО "Рахмановские ключи" (ул. Ворошилова, д.2А). GPS(7).
Получаем пропуска и оформляем путёвку на водителя. Процедура получения пропусков заключается в том, что мы отдаём паспорта и ждём, когда сотрудница турфирмы по ним получит пропуска в паспортном столе, это может занять от 20 минут до 2 часов. За это время оформляем путёвку на водителя в Рахмановские ключи - она же является его пропуском в погранзону. Часть участников вместе в водителем едут в город обменять рубли на местную валюту (тэнге), заезжают на рынок, покупают арбуз и дыню, покупают запчасти для нашего микроавтобуса.
У офиса турфирмы к нам попутчиком напрашивается житель дер. Язевка (Влад, высокий молодой человек лет тридцати, спортивного телосложения). Он уверяет нас, что покажет нам дорогу, для нас это очень ценно, и мы говорим, что попробуем всё устроить и оставляем его на волю нашего водителя, у него, естественно, есть свой резон. В общем, они сами договорились.
13:00Выезжаем.
Дальше едем вместе с Владом, он правит дорогу, что действительно нам очень облегчило ситуацию. Влад направил нас не через Зырьяновск, как вроде бы короче километров на 100, а по другому берегу Бухтарминского водохранилища. По словам Влада, дорога через Зырьяновск, хоть и чуть и короче, но хуже, постоянно петляет в горах, а на нашей машине, которая сильно греется, особенно на подъёмах, мы вообще можем не проехать.
Едем через ПантелеймоновкуGPS(9).
Жара около 35-40 градусов C, двигатель перегревается, часто останавливаемся - 40 минут едем, 40 - остываем, в перерыве съели дыню, купленную в Усть-Каменогорске. Не отрываем глаз от термометра на приборной доске, стрелка неумолимо движется к красному сектору - гадаем: доедем к 20:00 к парому или нет, все в напряжении.
19:30Бухтарминское водохранилище - западный причал парома, GPS(10).
Купаемся в водохранилище. Вода тёплая. Кайф.
20:10Заехали на паром, отчалили.
Паром отчаливает в начале каждого часа. По водохранилищу ходят два парома навстречу друг другу. Стоимость переправы - 500 тэнге за машину.
На пароме съели арбуз.
20:31Причалили к другому берегу Бухтарминского водохранилища и сразу поехали, GPS(11).
23:13АЗС в п.Каратон-Карагай. GPS(12,13).
00:40Пограничный пост в п.Урыль. Здесь у нас должны были проверить пропуска в погранзону. Но ни одного пограничника нет, видимо, режим погранзоны действует только в светлое время суток (шутка), беспрепятственно проезжаем дальше.
В посёлке Урыль есть АЗС, но на неё расчитывать не стоит, она может не работать, может не быть топлива, ну или ещё что-нибудь. При нас топливо было, дежурный был, но насос не работал. Владу захотелось взбодриться и он намёками подстрекает водителя принять по 50 гр., но наши специалисты по крепким напиткам быстро просекли ситуацию, и принимая во внимание всю серьёзность положения: мы и так уже сильно отстаём от графика, водитель уже почти сутки за рулём, а дальше - самый непростой участок пути, следим за водителем и решительно пресекаем все попытки Влада напоить его - Влад остаётся в одиночестве со своим желанием.
02:30Деревня Язевка.
На выезде из деревни стоит шлагбаум - начало Каратон-Карагайского нац.парка. За 50 м до шлагбаума справа от дороги дом Мурата - егеря, у него надо выписать пропуска для проезда (184 тэнге за человека в сутки).
Стучимся в дом Мурата, надо отдать должное, он безропотно прервал свой сон, и оформил нам пропуска.
02:46Проезжаем шлагбаум.
Ехать надо по наиболее наезженной колее. Вообще, дорога здесь одна, но иногда встречаются какие-то развилки.
05:20Лесопилка у озера Язевое
Если смотреть карту и некоторые описания, лесопилка находится на северной оконечности озера Язевое, но я бы так не сказал, по направлению дороги озеро остаётся далеко сзади чуть справа, хотя и в пределах видимости. Справа от дороги - обширное болото.
Лесопилка - это слишком громкое слово, вероятно, раньше оно соответствовало своему значению, сейчас там просто гора догнивающих брёвен.
Характерным ориентиром является огромная железная бочка на выезде с лесопилки, раньше в ней хранилось топливо для техники.
Туман, идёт дождь.
Поставили лагерь, организовали перекус. GPS(14).
06:30Отбой.

31.07.04

Лесопилка у оз.Язевое - р.Катунь
ТХВ - 03:24
ТХВ - 01:44
Пройдено - 8 км.

Утром жара, в палатке находиться невозможно: вчера перед отбоем подъём назначили на 13:00, но завтрак уже был готов в 11:25. Собираем шмотки, загружаем в машину.
13:36Выехали, проехали 100 м, колея разбита большой лужей - видно, здесь уже сидела машина, очевидно, наша машина дальше не пройдёт. Разгружаемся, прощаемся с Максом, договариваемся о встрече в Еланде. Дальше пешком, 20 минут идём, 10 отдыхаем.
13:44Граница Катунского заповедника. Пересекаем Казахстанско-Российскую границу.
13:56Отдых 14 минут.
14:30Отдых 10 минут.
14:50Ручей.
15:00Отдых 10 минут.
15:15Ручей.
15:20С горки впереди видна Катунь.
15:27Заболоченный ручей, дорога забирает вправо. Останавливаемся, проводим разведку вниз по ручью, вдоль правой кромки болота под склонами. GPS(15).
16:33Разведка показала, что вниз по ручью вплоть до Катуни - сплошное болото, но вполне проходимое. Проходим около 300-400 м по болоту, нашли небольшой сухой пятачок, где можно поставить палатки.
Ставим лагерь GPS(16), начинаем сборку катамарана.

01.08.04

Казахстано-Российская граница - пор. "Три камня"
ТХВ - 05:23
ЧХВ - 03:38
Пройдено - 25 км.

07:30Пoдъём.
Достраиваем корабль, собираем лагерь, готовимся отчалить.
Перед самым выходом к нам на лошадях подъезжает егерь, требует пропуска на право нахождения в Катунском заповеднике, штрафует за костёр в необорудованном месте.
13:57Выход.
Идём по узкой протоке, местами волоком одним баллоном по берегу. Вода мутная мелового цвета. Идём против течения, хотя, согласно карте и компасу, течение реки должно быть в обратную сторону. Мучаемся метров 70, доходим до стрелки проток, теперь всё встаёт на свои места: ширина русла становится достаточной для сплава, течение туда, куда надо.
15:10Обед на отмели правого берега.
GPS(17) показывает, что от точки начала сплава по прямой 3,8 км.
16:55Выход.
18:20Первая шивера, протяжённость 1000 м. Далее быстротоки. Болото исчезло, долины сузились.
19:05р. Верхний Кураган - правый приток.
В Устье на правом берегу хорошая стоянка, но незаметная с воды. Чалиться на неё надо начинать выше устья.
Стоянка занята, идём дальше.
19:20Пор."Три камня".
В русле под правым берегом три надводных камня. Препятствие не представляет особых сложностей, проходим по основной струе слева от камней, чалимся на левый берег сразу за камнями. Здесь возможна стоянка.
Показания GPS(18): высота 1554 м, от обеда по прямой 13,7 км.

02.08.04

пор."Три камня" - за пор."Щёки-5"
ТХВ - 07:21
ЧХВ - 03:33
Пройдено - 31 км.

08:30Пoдъём.
11:00Выход.
11:05Левый ручей.
11:20Левый ручей.
11:28р.Турген - правый приток.
11:32Левый ручей.
12:20Отдых - чалимся на галечную отмель правого берега.
12:36Выход.
12:48Правый приток.
12:49р.Огнёвка - левый приток.
Стоянка на левом берегу.
13:15Порог "Щёки-1".
Скальный коридор, огромные камни в русле размером с дом, валы. Судно сильно наваливает на камни правого берега!
Проходим, осмотрев препятствие с воды. По хорошему, надо осмотреть с берега и выставить страховку - велика вероятность пободаться со скалой, а кто кого - не известно.
13:32Порог "Щёки-2".
Осмотр - чалимся на левый берег. Осматривать удобнее с правого берега, но там нет уловов для чалки.Ориентир: справа ручей. На заходе у берегов большие камни, затем S-образный поворот. Ощутимо прижимает к камню. Протяжённость порога - 50 м.
Проходим по основной струе - по центру.
Показания GPS(19): высота 1400 м.
13:45Проходим.
14:08Порог "Щёки-3".
Порог не произвёл того впечатления, как описано в других описаниях. Вероятно, он существенно изменился, то ли был другой уровень воды, то ли ещё что. Нам удалось его идентифицировать по большой полуобливной плите в центре русла.
Осматриваем с воды, проходим слева от плиты по струе, после порога чалимся в огромный улов под правым берегом.
14:13Идём дальше.
14:29Чалимся в улов под правым берегом перед скальным каньоном - проводим осмотр. Русло реки зажато скалами, проход шириной 4-5 м. По обоим берегам отвесные стены высотой 3-4 м. Река мощным потоком устремляется в каменный коридор каньона. Стоят высокие валы до 2 м. Протяжённость каньона 50-70 м. За каньоном левый приток.
14:43Проходим по основной струе. Сразу за каньоном чалимся на левый берег и готовим обед.
Показания GPS(20): высота 1378 м, от пор."Щёки-2" по прямой - 2,34 км.
16:23Выход.
16:25Ручей справа.
16:27Порог "Щёки-4".
По мнению автора, самый достойный и впечатляющий порог верхней Катуни.
Порог расположен в каньоне - высота стенок около 10 м. Определяющий участок - два камня друг за другом, сильный навал на второй камень. Протяжённость порога 200м. В конце отчета приведены схемы порога!
Ориентирсужение русларека уходит в каньон. Чалимся на правый берег - тут надо быть начеку, если зазеваться - утащит в порог. По верху вдоль каньона идёт тропа. Подойти к воде весьма проблематично.
Показания GPS(21): высота 1385 м (на верху каньона), от точки обеда по прямой - 0,9 км.
17:37Заходим вдоль правого берега, на ключевом участке (два камня) встаём в улов под правым берегом, носом вверх по течению - отдыхаем. После отдыха пробуем выйти на основную струю, разворачивая катамаран через правый баллон - тащит на камень. Разворачиваем катамаран через левый баллон и благополучно обходим камни справа.
Через 100 м - правый ручей.
Порог "Щёки-5".
Порог расположен за пор."Щёки-4" после левого поворота. Протяжённость 300 м. Навал на скалы правого берега.
Проходим сходу, осматривая с воды из уловов.
17:50Левый приток.
Ищем место для ночёвки. Отдых 10 мин.
18:15Прижим к левому берегу.
На заходе в центре русла - мель, вынуждающая идти в прижим. Проходим, применяя телемарк.
18:21Чалимся на левый берег - мшистый низкий, но сухой берег. Встаём на ночлег.
Показания GPS(22): высота 1353 м, от пор."Щёки-4" по прямой 3,91 км.

03.08.04

от пор."Щёки-5" - остров "Тюрьма"
ТХВ - 05:40
ЧХВ - 03:06
Пройдено - 33 км.

08:00Пoдъём.
10:27Выход.
11:12р.Зайчиха - правый приток, перед устьем - стоянка.
Разливы, перекаты, возможны завалы.
11:19Чалимся на правый берег - отдых. На песке берега - отпечатки медвежьих лап.
11:35Выход.
12:05р.Озёрная - правый приток, в устье - промаркированная стоянка.
12:11Трос через реку - навесная переправа.
12:20р.Тихая - левый приток.
На левом берегу - кордон, похоже на тур. базу или дом отдыха, у берега стоят моторные лодки. Здесь заканчивается Катунский Государственный природный биосферный заповедник. Спокойно проходим мимо.
12:40Чалимся на левый берег - отдых 17 минут.
13:07По обоим берегам - старая заросшая гарь, но следы бушевавшего здесь когда-то пожара ещё видны. По склонам гор - мёртвые стволы деревьев.
13:21Чалимся на галечный берег у левого притока - обед. Здесь много ягод, малина, земляника, смородина, жимолость, костеника.
Показания GPS(23): высота 1234 м, от точки ночёвки по прямой - 19,3 км.
15:22Выход.
15:45Остров.
Левая протока зажата в отвесных скалистых берегах. В правой протоке прямо напротив острова ручей. Вероятно, именно этот остров в некоторых описаниях называют - остров "Тюрьма", он действительно похож на бастион.
16:07Небольшой скальный остров под правым берегом с галечной косой перед ним. Правая протока непроходима, в левой небольшая горка с отбойником от левого берега. За островом правый приток, и хорошая стоянка.
Чалимся к стояночному месту, погода хорошая, светит солнце - решили провести тренировку. Разгружаем катамаран и переправляемся на нём на остров.
Отрабатываем самосплав, проходя по горке. Страхуем морковкой с нижнего конца острова. Отрабатываем спасработы с воды на катамаране.
18:00Закончили тренировку. Купаемся, ставим лагерь, готовим ужин.
Данные GPS(24): высота 1216 м, от точки обеда по прямой 5,53 км.

04.08.04

остров "Тюрьма" - район устья р. Бирюкса
ТХВ - 07:23
ЧХВ - 04:36
Пройдено - 32 км.

08:00Пoдъём.
10:45Выход.
11:05На правом берегу пасека, несколько домов.
11:15Правый приток.
11:30Левый приток. Шивера. На правом берегу скальная стенка в виде кирпичной кладки, высотой 3-4 м.
11:36На правом берегу аккуратные избушки с блестящими жестяными крышами.
11:41Левый приток.
11:51Прижим к скальнику правого берега.
11:56Чалимся на галечник правого берега с берёзовой рощей. На левом берегу в глубине леса несколько изб. Слева впадают два ручья.
Отдых 17 минут.
12:57Прижим к правому берегу, слева мель.
13:04Левый приток, перед устьем стоянка.
13:11Шивера длиной 200 м с прижимом к скальным выходам левого берега.
Сразу после шиверы - устье правого притока, чалимся на галечник правого берега, делаем обед.
Данные GPS(25): высота 1217 м, от точки ночёвки по прямой 14,7 км.
15:25Прошла гроза, переждали.
Выходим.
16:08Правый приток. На берегу стоянка, через 100 м - прижим к левому берегу.
16:16Слева ручей.
16:21На левом берегу рубленные избы. Через 100 м - слева ручей.
16:29Шивера на левом повороте.
16:49Чалка на правый берег - отдых 16 минут.
17:11Левый приток.
Через 500 м на левом берегу - избы. В русле лежит большой чёрный камень в виде подводной лодки, рубка которой возвышается над водой.
17:21Правый приток.
17:30На левом берегу - изба.
18:08По обоим берегам - заманчивые берёзовые рощи.
Чалимся за левым поворотом на галечник левого берега. На правом берегу напротив - высокий обрыв. Встаём на ночь.
Данные GPS(26): высота 1068 м, от точки обеда по прямой 17,3 км.
22:00Отбой.

05.08.04

район устья р.Бирюкса - п.Верх.Уймон
ТХВ - 08:14
ЧХВ - 05:02

10:22Выход.
11:01На левом берегу - домик.
11:16Железный трос над водой на высоте 2 м.
11:23Правый приток.
Чалимся у устья - отдых. Поели ягод - малину, смородину, землянику.
11:47Выход.
Впереди на левом берегу видна деревня.
12:05Прошли деревню "Масловка", как нам удалось разобрать на дорожном указателе. (Согласно карте, эта деревня перед пос.Кайтанак как-то по другому называется, тоже на букву "М"). Вдоль левого берега идёт дорога.
Разбои русла, возможны завалы.
12:26пос.Кайтанак.
В посёлке - подвесной мост.
12:40Чалка на берег - отдых 10 минут.
13:33Чалка на левый берег - обед.
Погода солнечная, загораем, едим малину.
Данные GPS(27): высота 1000 м, от точки ночёвки по прямой 21,2 км.
15:45Выход.
16:04На левом берегу дер.Ос?????, вероятно Осиновка, название на карте трудно читаемо. Деревня расположена перед дер. Берёзовка.
16:36Усть-Кокса на левом берегу. Вдоль левого берега идёт автомобильная трасса.
16:56р.Кокса - левый приток.
17:22Чалка на левый берег в сухом русле притока - отдых 26 минут.
18:00На правом берегу - деревня.
18:17ЛЭП. На левом берегу - трактора, похоже на строительство моста.
Ищем стояночное место для ночлега, везде признаки близости местного населения.
18:26Нашли укромный бережок, чалимся на правый берег на ночлег.
Данные GPS(28): высота 956 м, от точки обеда по прямой 16,4 км.

06.08.04

п.Верх.Уймон - р.Кураган
ТХВ - 07:23
ЧХВ - 05:09

10:31Выход.
11:36Чалка - отдых 15 минут, едим малину.
12:06На левом берегу деревня.
12:28Левый приток.
13:01На левом берегу Нижний Уймон за ним авто-пешеходный мост, перед мостом - две деревянные опоры старого моста.
Чалимся на правый берег за мостом - отдых.
13:12Идём дальше.
Через 200 м р.Мульта - правый приток. На правом берегу деревня. Река собирается в одно русло.
13:45Чалимся на правый берег - обед.
Данные GPS(29): высота 908 м, от точки ночёвки по прямой 19,7 км.
15:36Выход.
15:50На левом берегу деревня.
16:12р. Акчан - правый приток.
16:20Чалка - отдых 8 минут.
16:40На левом берегу несколько домов.
17:30Паром.
17:35Левый приток.
На высоком левом берегу - домик с зелёной крышей. Дальше - порожек с высокими валами под левым берегом.
17:54Чалимся на пляж правого берега - встаём на ночь.
Данные GPS(30): высота 860 м, от точки обеда по прямой 13,6 км.

07.08.04

р.Кураган - Устье р.Берткем (Аккемский прорыв)
ТХВ - 05:54
ЧХВ - 03:21

10:29Выход.
Через 200 м правый приток - р.Кураган
10:38Паромная переправа.
Короткие шиверы, очень мощные валы!
10:42Памятник на левом берегу, вдоль берега идёт дорога.
11:22По обоим берегам деревянные домики.
Чалимся на правый берег - отдых.
11:41Идём дальше.
На левом берегу Тюнгур, на правом берегу тур. база. Подвесной мост.
12:01р.Курчела - правый приток.
12:39Чалка на правый берег - отдых 12 минут.
13:05Шивера, валы до 1,5 м.
На левом берегу - стоянка.
13:40Серия коротких шивер
Чалимся на обед к правому берегу.
Данные GPS(31): высота 825 м, от точки ночёвки по прямой 22,8 км.
15:42Выход.
Через 200 м на левом берегу - несколько домов.
Ещё через 100 м - левый приток, затем через 100 м р.Аккем - правый приток.
15:54На левом берегу - сараи в глубине берега.
16:05На высоком левом берегу домик - ориентир начала каньона.
16:23р.Берткем - правый приток, начало Аккемского прорыва.
Чалимся перед устьем на правый берег. Здесь много стояночных мест, но они сильно замусорены.
Ставим лагерь.
Данные GPS(32): высота 810 м, от точки обеда по прямой 7,8 км.
23:30Отбой.

08.08.04

Днёвка

"Аккемский прорыв"

09:00Подъём.
Убрали мусор на стоянке.

"Аккемский прорыв" - ущелье с крутыми берегами. Осмотр по правому берегу от устья р.Берткем. Чалиться для осмотра лучше за устьем Берткема, аккуратно пройдя под правым берегом. Для организации стоянки перед прорывом зачалиться лучше до устья, где расположены основные стояночные места. По правому берегу каньона идёт тропа, но лучше осматривать непосредственно с осыпи у воды, так как тропа расположена достаточно высоко и местами далеко отходит от воды, а спуститься к воде можно далеко не во всех местах. Протяжённость каньона около 2-2,5 км.
Осмотрели первый километр каньона, изучили прохождение других групп.
На следующий день мы узнали, что при проходжении Аккемского прорыва перевернулся один из рафтов в детской группе, с которой мы ночевали - было потеряно много вещей, долго вылавливали и собирали вместе участников, в конце концов всё обошлось, но они были вынуждены аварийно завершить маршрут.

На первый взгляд Аккемский прорыв может казаться автострадой без машин - опасайтесь такого настроения, вероятно, в этом и заключено основное коварство данного препятствия!

Условно каньон можно разделить на несколько участков с мощными валами:

1. Входной участок - расположен непосредственно после устья р.Берткем. Мощные валы до 1,5 м.
    Между участками быстротока 100-200 м у берегов - улова. Русло широкое, все препятствия на воде можно обойти.
  2. Огромный обливняк посередине русла, за обливняком мощная бочка соизмеримая с катамараном-4. Проход как слева, так и справа.
  3. Серия мощных косых валов.
  4. Далее ещё несколько аналогичных участков, основной составляющей которых являются мощные валы до 2 м.

Осмотр каньона проводили по крупнокаменистой осыпи правого берега, это достаточно трудоёмко.

После обеда вдоль Берткема насобирали целый кан красной смородины, засыпали сахаром и сварили компот, в сыром виде её много несъешь - очень кислая. Съели сверхраскладочное какао.

09.08.04

Устье р.Берткем (Аккемский прорыв) - устье р.Аргут
ТХВ - 01:57
ЧХВ - 01:45
Пройдено - 12 км.

08:00Подъём.
10:45Начинаем прохождение Аккемского прорыва. Осматриваем и проходим участками, зачаливаясь в уловах под берегами.
Очень мощные валы до 2 м, мощные бочки!
Однако все препятствия без труда можно обойти по чистой воде.
12:00Крест на правом берегу.
После креста вода успокаивается, и до устья Аргута существенные препятствия отсутствуют.
12:17Левый приток.
12:28Чалимся на левый берег - отдых 12 минут.
12:42р.Аргут - правый приток.
Чалимся на правый берег перед устьем. Здесь большая поляна, песчаные пляжи. В центре поляны - туристский музей-выставка.
Перед устьем на Аргуте пор."Ворота" была идея его обкатать, но из-за отсутствия второго судна для страховки от этой идеи пришлось отказаться.
Готовим здесь обед и остаёмся на полуднёвку.
Светит солнце, здесь роскошные пляжи - хорошее место для бани. Наверху красивое плато с разметкой для посадки вертолёта. С плато на правом берегу Аргута в горе виден грот, завтра туда заглянем.
Данные GPS(33): высота 770 м, от устья Берткема по прямой 9,55 км.

10.08.04

устье р.Аргут - пор."Ильгуменский"
ТХВ - 07:54
ЧХВ - 04:26
Пройдено - 54 км.

07:00Подъём.
09:15Перечалились за устье Аргута на огромный песчаный пляж. Идём осматривать пещеру, вчера видели, как коммерческую группу водили туда. Идти надо по тропинке вглубь берега, забирая в сторону Аргута. Идти 14 минут.
Собственно, это не пещера, а небольшой грот. В общем, прогуляться можно, но если нет на это времеми, то ничего не потеряете.
По показаниям GPS, грот расположен на абсолютной отметке 830 м.
10:06Осмотрели грот, вернулись на корабль, отчалили.
Мощная шивера через 200 м, валы 1.5 м высотой, но всё можно обойти по краю.
10:37Ручей справа.
10:41Вал 1.8 м по центру русла. На левом берегу - сараи.
10:50Ручей слева.
10:55Старая паромная переправа, трос полощется в воде GPS(34). Проход под левым берегом.
Чалимся за паромом на левый берег - отдых 21 минута.
12:00Степь.
Чалимся на правый берег перед красивыми скалами, проводим фотосъёмку (18 минут).
12:37р.Чуя - правый приток.
На обоих берегах видны опоры ЛЭП.
12:56Подвесной пешеходный мост - начало Ининской трубы.
Осматриваем с воды, проходим сходу. В общем, ничего особенного, валы, к которым уже привыкли.
13:16Два высоких моста Чуйского тракта.
Первый мост - старый, не рабочий. Здесь заканчивается Ининская труба, которая не произвела на нас особого впечатления.
За мостами чалимся в первом удобном месте - готовим обед.
Данные GPS(35): высота 673 м, от точки ночёвки по прямой 26,4 км.
15:26Выход.
15:43Мощная бочка в центре русла.
15:50Участок валов высотой до 2 м.
16:01п.Яломан на левом берегу.
р.Бол.Яломан - левый приток.
Паром в посёлке.
По левом берегу проходит Чуйский тракт.
16:35Чалка на правый берег - отдых.
16:49Выход.
Короткие шиверы - мощные валы и бочки.
17:06Видим под обрывистым правым берегом телёнка в воде. Телёнок выглядит беспомощным, стада рядом нет. После некоторых сомнений (были опасения самим получить "по рогам" от местных, могли не так понять) принимаем решение о проведении спасработ, зачаливаемся на правый берег. Вытаскиваем телёнка за рога, подталкивая сзади на берег. Скажу, что нелёгкая это работа - тянуть "бегемота" из болота. Выводим его на ровную поверхность подальше от воды. Бедолага, видимо, свалился в воду, а обратно вылезти не смог, берег крутой, вода ледяная, так и стоял в воде по пояс.
17:31Успешно завершили спасательные работы, идём дальше.
18:00Порог "Ильгуменский"
Ориентиры: домики на левом берегу, Чуйский тракт уходит влево от реки. За правым поворотом на правом берегу - песчаный пляж. Впереди - сужение русла, за пляжем на правом берегу - огромные валуныОСМОТР с правого берега. Чалка на пляж правого берега.
Описанный в некоторых описаниях левый приток р. Бол.Ильгумен виден с воды плохо, когда он становится заметен, уже поздно - вы в пороге.
Разгружаем катамаран, все очень сильно устали. Ставим лагерь. Напротив на левом берегу тур.база.
Данные GPS(36): высота 665 м.
22:00Отбой.

11.08.04

Днёвка

Порог "Ильгуменский"

10:00Завтрак.

Жара. Всё время светит солнце, загораем, у некоторых обгорает спина. Вода холодная.

Наблюдаем за прохождением порога "Ильгуменский" другими группами. Тактика одинаковая, всезаходят под левым берегом, обходя входные бочки слева и выскакивая на серию мощных пульсирующих валов высотой около 2 м у левого берега. Смотрите схему порога в конце отчета!
Из 5 рафтов один перевернулся в выходных валах, экипаж зашёл на пульсирующий вал лагом, видимо, ребята расслабились после основной части.
Из 3 наблюдаемых нами катамаранов, один катамаран-4 перевернулся через диагональ во входной бочке в центре русла. Экипаж катамарана не полностью выполнил траверс струи от правого берега к левому на заходе и попал в центральную входную бочку, кроме того, была ещё одна ошибка - плохая работа матросов на носу в бочке, они не зацепились.

Отличное место для днёвки, большой песчаный пляж с песчаным дном, удобным для купания. Конечно, за порогом есть аналогичные места, даже более уютные, но если вы хотите совместить днёвку с "телевизором", т.е. с обзором прохождения порога "Ильгуменский", то это - идеальное место для днёвки.

12.08.04

пор."Ильгуменский" - устье р.Каянча-2
ТХВ - 08:27
ЧХВ - 04:21
Пройдено - 38 км.

07:00Подъём.
Ещё вчера вечером за порогом выставили сигнальную вешку для чалки и загрузки вещей.
09:40Прошли порог "Ильгуменский" без вещей.
Ниже порога загрузили вещи.
10:18Выход.
10:40р.Айлагуш - правый приток.
10:46р.Кадрин - правый приток.
Начало Кадринской трубы, протяжённость около 2,5 км. Массивы мощных поганок, валы до 2 м. Осмотр с наплыва.
Много хороших стоянок с песчаными пляжами.
11:14Порог "Мешок" завершает Кадринскую трубу. Круглое озеро в высоких скальных берегах.
Чалимся в озере на правый берег - отдых 24 минуты.
11:50Два галечных острова в центре русла. Чалимся на правый берег, осматриваем русло за правым поворотом (5 мин.) - валы 1,5 м.
12:33Мощные валы 1,8 м.
12:40Плёс с большими поганками, впереди - скалистый остров.
12:53Чалимся на правый берег - отдых 9 минут.
13:13Порог "Шабаш".
Ориентир: у левого берега галечная отмель, на правом берегу огромный валун и крупные скальные обломки. ОСМОТР по правому берегу, чалка на правый берег напротив галечной отмели.
I ступень:
Протяжённость I ступени 50 м. На заходе бочки, в центре огромный пульсирующий вал.
Проходим впритирку к правому берегу через бочку, встаём в улов и из улова выходим, обходя пульсирующий вал справа.
II ступень:
Через 80 м от I ступени. Протяжённость 150 м. За порогом на правом берегу лежит понтонный мост. По центру - чистый проход, под правым берегом мощная пульсирующая бочка. На выходе - серия ЖЁСТКИХ ПУЛЬСИРУЮЩИХ ВАЛОВ высотой 2 м. ВНИМАНИЕ! Ошибка экипажа, вероятно, влечёт за собой оверкиль судна!
Проходим по языку правым баллоном через бочку. Проходим по валам - масса впечатлений. Чалимся на правый берег у понтона, долго и эмоционально обсуждаем прохождение.
14:55Перечаливаемся на левый берег и делаем обед.
Данные GPS(37) у понтона: высота 574 м, от точки ночёвки по прямой 16,7 км.
16:26Выходим.
16:35Навал на огромный камень.
На обоих берегах в сосняке хорошие стоянки с песчаными пляжами.
16:40Шивера на правом повороте. Чалимся на правый берег - осматриваем. Валы, чистый проход под правым берегом. Солнце слепит глаза, тяжело читать воду - всё бликует.
16:48Идём дальше.
17:00Прижим к скальным быкам правого берега. В центре и слева - огромная поганка, которая скидывает в прижим.
17:09Короткая шивера - серия валов 1,8 м.
17:13Трос через реку достаточно высоко от воды.
Через 100 м р.Урсул - левый приток.
После поворота на левом берегу дома с каменной изгородью.
17:33р.Бол.Сумульта - правый приток.
Шивера с обливняками, за которыми образуются бочки.
17:50Подвесной пешеходный мост в стиле фэнтези, расположен в скальном сужении русла высоко над головой.
От моста начинается входная шивера порога "Каянча" - мощные валы, на выходе из порога на высоком левом берегу домик, под левым берегом - камни. Проходим сходу.
18:01Чалимся после порога на правый берег - отдых.
18:13Выходим.
За правым поворотом на левом берегу - скальный бом. Шиверы, валы.
18:45р.Каянча-2 - правый приток.
Данные GPS(38): высота 570 м, от точки обеда по прямой 14,6 км.
Чалимся сразу за устьем. Чуть ниже по течению на правом берегу - хорошие места для стоянок, но очень мало дров. Здесь встречаем группу туристов из Казани, мы наблюдали за их прохождением Аккемского прорыва. Вернули им сумку от видеокамеры, которую они забыли на камнях Аккемского прорыва. Они очень обрадовались, поделились с нами варёной сгущёнкой, расказали о наскальных рисунках. В общем, все были сыты и довольны.
Руководитель гостеприимной группы, бывавший здесь неоднократно, сказал, что здесь могут обворовать, прячем все вещи под палатки, катамаран ставим между палаток.
Для осмотра древних наскальных рисунков нужно от устья Каянчи-2 пройти по тропинке идущей вниз по течению около 700 м, немного поднявшись в конце к выходу скального массива, GPS(39).
23:30Отбой.

13.08.04

устье р.Каянча-2 - дер.Еланда
ТХВ - 08:50
ЧХВ - 04:48
Пройдено - 41 км.

10:25Выход.
10:48Шивера, длина 300 м, проходим сходу.
10:56Шивера, длина 400 м, проходим сходу.
Притока Кемечапык, данного как ориентир данных шивер, мы не увидели.
10:57р.Байтыгем - правый приток.
11:25Порог "Аяла".
Устья р.Б.Аяла перед порогом не видно!
Ориентир: в центре русла каменные ежи, на выходе скальные ворота. Протяжённость препятствия 150-200 м. Жёсткие бочки.
Проходим сходу, заходя слева от каменных ежей. После порога чалимся на крутой песчаный пляж левого берега - отдых.
11:45Выходим. Дальше простые шиверы.
12:14Несколько красивых скальных образований прямо в русле реки.
12:20р.Бельтеруюк - крутопадающий правый приток.
На правом берегу ясно видна дорога. Сюда обычно выезжают любители природы на колёсах, вдоль берега стоят машины.
12:33Шивера 150 м. На выходе валы 1,5 м.
Чалимся за шиверой на правый берег - отдых 15 минут.
12:58На правом берегу два домика и сараи.
Далее идут шуршунчики.
13:27Шивера в скальном коридорчике. В центре коридора слева впадает ручеёк. Стенки коридора в виде красивых скальных выходов рыжего оттенка. Протяжённость коридора 400 м.
13:41ЛЭП.
14:00Шивера длиной 150 м. За шиверой - ЛЭП и левый приток.
На левом берегу строения и остатки переправы. Чалимся на правый берег - обед.
Данные GPS(40): высота 490 м, от точки ночёвки по прямой 29,6 км.
15:50Выходим.
Жарит солнце.
16:05На левом берегу в ущелье несколько сараев.
16:09р.Эдиган - правый приток. Начинается входная шивера порога "Тельдекпень-I".
Чалимся на галечник левого берега. Проводим осмотр.
16:15Порог "Тельдекпень-I".
Порог расположен на S-образном повороте. Ориентиры: Правый приток - р.Эдиган, после которого начинается шивера, на правом повороте левый берег засыпан галечником, после поворота на правом берегу песчаный пляж, реку пересекает ЛЭП. Сразу за левым поворотом скальные ворота, далее автомобильный мост, под мостом скальный коридор - лабиринт, мощные поганки, водовороты, воронки. Длина порога - 500 м. Осмотр по левому берегу. Чалка на галечник левого берега перед первым поворотом. Входная шивера обходится под правым берегом.
Проходим шиверу по центру справа от пульсирующего вала.
16:50Чалимся к правому берегу под мостом. Достаём видеокамеру - вид очень фантастичный, удержаться от съёмок невозможно.
16:55Выходим. Длина каньона от порога "Тельдекпень-I" 800 м.
17:06р.Чеба - правый приток. Через 50 м чалимся в большой улов под левым берегом.
Порог "Тельдекпень-II"
Данные GPS(41): васота 476 м.
Красивый, можно назвать мистический скальный коридор. Основные препятствия - это мощные поганки, воронки и водовороты.
17:30После гипноза таким зрелищем начинаем прохождение.
17:41Вышли из каньона Тельдекпеня-II. Протяжённость каньона 800-900 м.
17:57Порог.
Ориентир: большие камни по центру русла. Длина порога 150 м. Прямо напротив порога справа впадаетр.Коскол.
18:08ЛЭП.
18:19Скальное сужение, на входе порог, - бочка под левым берегом, на выходе хаотические валы. Обойти можно справа.
Проходим по центру, обходя бочку справа.
18:42Порог "Еландинский".
Ориентиры: перед порогом реку пересекает ЛЭП. На правом берегу скала в которой видна штольня. Чалимся в устье левого притока реки Тыткескен.
Осмотр с левого берега. Чалка в устье р.Тыткескен.
I ступеньгладкий слив по центру, валы.
II ступень: по центру залитый водой зубец.
Длинна порога 50 м.
Данные GPS(42): высота 458 м, от порога Тельдекпень-II по прямой 9,4 км.
19:09Завершили прохождение порога "Еландинский". Зачалились на левый берег, забрали видеооператора.
Через 500 м быки недостроеного моста, за ними на правом берегу дер.Еланда.
19:15Чалимся перед быками на правый берег. Ставим лагерь, разбираем суда, упаковываем вещи.
Дров здесь нет.
20:00Как договаривались, к быкам пришла наша машина.
24:00Отбой.
Все вещи особо тщательно прячем под палатки. Дежурных решили не оставлять.

14.08.04

дер.Еланда - г.Барнаул
ТХВ - 08:57*
ЧХВ - 05:42*
Пройдено ~500* км.

07:30Подъём.
09:00Завтрак.
Огонь развели на старых досках, которые удалось найти на берегу.
10:02Выехали - микроавтобус TOYOTA
Остановились в Чемале минут на 20, купили мёда 1,5 л = 250 рублей.
11:24Остановка у кафе - ещё раз позавтракали (41 минута).
12:40Остановка, покупаем сувениры, дыню и арбуз (18 минут).
13:01Остановились на берегу Катуни, съели арбуз (29 минут).
14:24Остановка у рынка, покупаем мёд, медовуху, квас (21 минута).
15:11г.Бийск.
Здравствуй Бийск и Бия-мать!
15:33Огромные поля подсолнечника, не удержались - остановились (7 минут).
17:10Заехали искупаться на какую-то речушку под Баранулом - местная достопримечательность, очень популярное место. Купаемся, едим дыню (29 минут).
18:40В Барнауле заехали к Максу (водителю, который нас забрасывал) в гараж за оставленной заброской (10 минут).
18:59Вокзал в Барнауле, выгружаем вещи.
22:15
(19:15
Моск.)
Сели в поезд №035 Барнаул-Москва.

17.08.04

г.Москва

05:44 Моск.Наш поезд прибыл в Москву на Казанский вокзал.

Поход окончен.

Выводы и рекомендации

Маршрут требует серьёзной подготовки и внимательности, несмотря на его популярность. Данный маршрутНЕ рекомендуется начинающим туристам. То, что по этому маршруту организован коммерческий сплав - не показатель его доступности для всех желающих, регулярно здесь гибнут туристы.

Наш выбор данного маршрута определялся следующими факторами:

• Давно хотелось открыть для себя новый район - Алтай, у нас ещё не было алтайских маршрутов.
  • Катунь оптимально подходила нам из-за отсутствия тяжёлой пешей заброски и достаточно протяжённого сплава. Техническая сложность вполне соответствовала нашему уровню. Остальные маршруты либо существенно сложнее (тем более для одного судна), либо требуют продолжительной пешей заброски, либо имеют недостаточно длинный сплавной участок. Маршрут по р.Песчанная (3 к.с.) для нас был бы скучноват.

1. При выборе данного маршрута следует объективно оценить свои организаторские способности, поскольку ввиду приведённых обстоятельств маршрут требует серьёзной и трудоёмкой проработки.
    В случае недостатка времени или в виду других обстоятельств, можно начать маршрут из района Усть-Коксы, тем самым решив множество трудностей, связанных с организацией заброски. Конечно, вы не прочувствуте то необъяснимое ощущение авантюры, когда, проехав около 1000 км через степи Казахстана, два раза пересекая границы, преодолевая множество запретов, вы начинаете сплав с истока могучей реки, когда ваш корабль ещё даже не втискивается в её русло.

2. Объективно оцените физическую и психологическую подготовку всей группы, так как велика вероятность пешей заброски, хотя и небольшой.

3. Объективно оцените техническую подготовку всей участников группы к данному маршруту, река замечает все технические ошибки экипажа и запросто переворачивает рафты и катамараны-4, будьте готовы к таким событиям. Вопрос о выборе данного маршрута в качестве первой "четвёрки" для большинства участников туристической группы автору представляется неоднозначным, поэтому оставим его решение руководителю туристической группы.

4. Несмотря на то, что теоретически существует вероятность заброситься автотранспортом из Барнаула до реки за одни сутки, по нашему опыту это маловероятно - уж очень много независящих от вас факторов оказывают влияние на этот процесс, кроме того, водителю надо тоже отдохнуть. Поэтому рекомендуемзапланировать на заброску автотранспортом 2 суток, если всё сложится удачно - будет небольшой запас времени.

5. Подготовьтесь к тому, что водитель, возможно, не будет знать дороги, в этом случае запаситесь хорошим дорожным атласом и достаточным временем.

6. Заранее распечатайте список участников с паспортными данными и графиком маршрута, это поможет сэкономить время. Совершенно точно один такой список понадобится отдать егерю в д.Язевка при посещении Каратон-Карагайского национального парка.

7. Рекомендуется перед выходом на маршрут зарегистрироваться в региональной ПСС, в этом случае аварийная эвакуация вашей группы будет проведена бесплатно, в противном случае вам будут грозитьочень серьёзные денежные затраты

8. Безусловно, маршрут соответствует 4 категории сложности. Наиболее характерным препятствием на маршруте являются мощные валы, которые сопровождают все основные пороги реки. Ещё одним характерным элементом являются огромные поганки и водяные воронки, которые легко завладевают судном, как спичечным коробком, здесь бесспорное лидерство принадлежит порогам "Тельдекпень-I" и "Тельдекпень-II".
    Перечисленные особенности водного маршрута, несомненно, предоставляют массу возможностей для преобретения уникального опыта и овладения новыми техническими приёмами сплава.
    С точки зрения автора, маршрут можно рекомендовать туристическим группам, соответствующим уровню 4 к.с. и желающих открыть для себя Алтай.

9. Особое внимание при оценке препятствия необходимо уделять валам. Оценивать высоту и характер валов нужно очень осторожно, поскольку они растут вниз, а не вверх, т.е. перед валом образуется яма. Поэтому вал с берега, кажущийся лишь немного выше над уровнем воды, на самом деле гораздо выше и коварнее, чем можно предположить при осмотре, а это понимаешь, только когда проваливаешься в яму перед валом.

10. Вода в реке, как у большинства горных рек очень холодная, поэтому наличие хорошего современногогидрокостюма при сплаве обязательно.

11. Про наличие достойных спасжилетов, касок и другого снаряжения, группам, готовящим маршрут 4 категории сложности, говорить не буду.

12. На участок от пор. "Ильгуменский" до Еланды рекомендуем запланировать 3 ходовых дня. На этом участке сосредоточено большинство основных препятствий маршрута, и нам представляется неразумным в спешке пролетать наиболее интересный и красивый участок реки.

13. Климатические зоны на протяжении всего маршрута очень своеобразны. При заброске основная часть пути пролегает через степи Казахстана - палящее солнце и полупустынный ландшафт.
    Верховья Катуни - таёжный лес, болота, сырость, часто идут дожди и сильные грозы.
    Средняя Катунь - жаркое лето.
    Нижняя Катунь - постоянная жара, зной, типичный среднеазиатский пейзаж, степная зона, основная растительность только вдоль рек.

14. Трезво оцените свои финансовые возможности. Львиная доля затрат приходится на автотранспорт. При нашем раскладе вышло 7500 руб./чел., учитывая все затраты Москва-Москва ($1=29.5руб).

15. На обратной дороге домой не забудьте преобрести сувениры для тех, кто вас ждал всё время, кто помогал вам в организации и осуществлении этого похода. По дороге до Барнаула таких магазинчиков будет достаточно.

Рекомендации завпита:

16. Включите в раскладку чай "Каркадэ", он отлично утоляет жажду в жаркие дни и содержит витамин С.

17. В лесу можно собрать много красной смородины, но много её просто так не съешь - очень кислая. Рекомендуем взять побольше сахарного песка, можно просто перетереть с сахаром или сварить компот - опять же, в жару очень пригодится.

18. По берегам иногда встречается дикий лук и чеснок. Смотрите под ноги, такие находки украшают скромную трапезу туриста.

19. При заброске автотранспортом, учитывайте что основной участок пути пролегает через бескрайние степи Казахстана - очень жарко! Возьмите в дорогу побольше воды и сухофруктов, меньше печенья и сладостей. Учтите, водителя надо кормить, а у него, как правило, ни ложки, ни миски, так что, если планируете что-то варить, то захватите для водителя хотя бы пластиковую посуду.

20. На обратной дороге рекомендуем купить домой меда, не скажу, что он дешевый, но уж точно очень вкусный и качественный. А вот арбузы и дыни в Барнауле стоят, как в Москве, что по-моему как-то странно. Так что не упускайте возможности, когда будете в Усть-Каменогорске, в Казахстане арбузы и дыни намного дешевле

Лоция

7.пор."Щёки-5"За пор."Щёки-4".-
8.Аккемский прорывр.Берткем - правый приток.21:58
9.Ининская трубаПодвесной пешеходный мост.03:56
10.пор."Ильгуменский"Домики на левом берегу, Чуйский тракт уходит влево от реки.02:15
11.Кадринская трубар.Кадрин - правый приток.00:28
12.пор."Мешок"Завершает Кадринскую трубу.00:28
13.пор."Шабаш"На правом берегу - огромный валун.01:21
14.пор."Каянча"Подвесной пешеходный мост в стиле фэнтези.01:16
15.пор."Аяла"В центре русла каменные ежи.01:32
16.пор."Тельдекпень-I"Правый приток - р.Эдиган.02:19
17.пор."Тельдекпень-II"р.Чеба - правый приток.00:11
18.пор."Еландинский"ЛЭП, на правом берегу - штольня, левый приток - река Тыткескен.01:12
Всего:43:33

5.Ночёвка у р.Уба50o36,901'081o56,537'
6.п.Секисовка50o20,261'082o35,010'
7.г.Усть-Каменогорск,
офис ТОО "Рахмановские ключи"
49o57,873'082o37,613'
41.пор."Тельдекпень-II"51o08,349'086o10,442'476 м-
42.пор."Еландинский"51o12,109'086o05,009'458 м9,4
285,43

* расстояние по прямой от предыдущей отметки километража.
Данные получены приёмником GPS Garmin 12

• Раскладка
    Продуктовая раскладка, которая использовалась при прохождении маршрута.
    Файлы в формате Word.
    Замечание: Раскладка составлена на 6 человек, поскольку один участник заболел в последнюю неделю до выхода.

• Описание отдельных порогов

Порог "Щеки-4"
    Катунь

Традиционно осмотр порога проводится по правому берегу - с высокой отвесной стены, по верху которой идёт тропа, но обрабатывать порог с данного берега крайне затруднительно, так как спуститься к воде без альпинистской техники невозможно, зачалиться к правому берегу и забрать участников после прохождения возможно, только пройдя весь каньон 150 м, и даже при этом береговым придётся крайне осторожно спускаться к воде по крутой осыпи, постоянно спуская камни вниз.
    По нашим предположениям, чалиться и организовывать страховку по левому берегу гораздо удобнее, в этом ещё раз легко убедится, взглянув на фото выходного каньона, среди возможных недостатков осмотра с левого берега может быть плохой просмотр прохода у правого берега и отсутствие тропы.

Варианты прохождения

Простой
    Наиболее простой и естественный вариант прохождения.

КатуньБезнадёжный
    На наш взгляд, самый безнадёжный вариант прохождения между камнями, навал на второй камень такой сильный, что увернутьтся не удастся почти наверняка, тем более на гружёном катамаране-4.

КатуньОпасный
    При выходе из улова на струю надо быть очень осторожным, отбойник от правого берега моментально сбрасывает судно на камень. Разворот рекомендуем выполнять не через правый, а через левый баллон (см. следующий вариант).

Реальный
    Самый интересный и изящный вариант прохождения - зайти в улов под правым берегом, постоять, отдохнуть, насладится порогом, аккуратно выйти на струю и, нестандартно развернув катамаран через левый баллон, уйти от камня, взяв "ворота" под правым берегом.
    Ошибка

Возможная ошибка при навале судна на камень - первым должен вылезать экипаж дальнего от камня баллона, потому что, если делать наоборот, то дальний баллон притапливает, ближний задирает и под напором воды затаскивает на камни сталкивая высадившийся десант в воду.
    Если первым покидает судно экипаж дальнего от камня баллона, то ближний к камню баллон остаётся притоплен и упирается в камень, поэтому само судно на камень не полезет.
    Неправильный порядок эвакуации!
    Сначала должен покинуть судно экипаж дальнего от камня баллона.

Порог Ильгуменский

Катунь

Очень мощная вода - с легкостью переворачивает 4x-местные катамараны и большие рафты.
    Основную сложность составляют бочки в начале порога, расположенные хаотически по центру русла и у правого берега. На выходе очень опасны мощные пульсирующие валы у левого берега.
    Поэтому основная и самая безопасная линия движения состоит в том, чтобы зайти под левым берегом, обходя входные бочки, а далее, если нет уверенности в своих силах, уходить на центр или под правый берег, тем самым обходя пульсирующие валы. Ну, а если вы достаточно уверены, можно идти по валам.

• Ссылки
    1. Лоция и техническое описание маршрута группы Юрина Валентина Евгеньевича, 2000 г.
      Одно из самых полных описаний, взятое нашей группой за основу.

2. Общие вопросы организации похода:

Оформление пропусков
      Местный транспорт
      Местное население

3. Рекомендуется посетить библиотеку Московского турклуба или своего местного. Иногда это бывает полезно.
      В Московском турклубе очень хороший отчёт группы В.А.Лурье №5803.

Время работы: 10.00 - 18.00
                                обед 13.00 - 14.00
      выходной - воскресенье
      т. 911-38-71

4. Схемы и карты.

5. ПСС И ПСО МЧС РОССИИ
      Список дислокаций Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской поисково-спасательных служб (ПСС) и входящих в них поисково-спасательных отрядов (ПСО) МЧС России.

КатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатуньКатунь