Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS





Отчет о туристском путешествии (водном) третьей (с эл-ми 4-й) категории сложности по маршруту: г. Кисловодск - т/б "Долина Нарзанов" на р.Хасаут - слияние р. Хасаут и р. Малка - п. Каменномостский - г. Пятигорск - г. Мин. Воды

Руководитель группы: В.И. Лебедев, А.А. Потапенко, Ю.С. Воронов

Номер отчета в библиотеке МЦГТК: №5569

Работа над отчетом:
текст, оформление — Бронер Ю.Е.
лоция — Воронов Ю.С.
дневник — Бронер Ю.Е., Цыбакова Н.Б.
фотографии — Воронов Ю.С., Лебедев В.И.

Паспорт похода

Сроки проведения: 30 апреля 1998 г. — 11 мая 1998 г.
Район: Северный Кавказ
Нитка маршрута: г.Москва — г.Кисловодск — т/б Долина Нарзанов на р.Хасаут — слияние р.Хасаут и р.Малка — п.Каменномостский — г.Пятигорск — г.Мин.Воды — г.Москва
Состав группы: 28 чел.
Средства сплава: катамараны (пять четверок, четыре двойки)
Категория сложности: третья
Протяженность сплава: 133 км
Пешая часть: 5 км
Уровень воды: средний, выше среднего
Общее количество дней (Москва — Москва): 12 дней
Количество дней на маршруте (г.Кисловодск — г.Пятигорск): 8 дней
из них:
подъезд к Долине Нарзанов на р.Хасаут и отъезд из точки окончания сплава — 1 день
пешеходная часть — 0.5 дня
стапель — 1 день
сплав — 5 дней

Список участников

Маршрутная книжка: №1/4-304

ФИО
Год рожд.
Тур. опыт
Обязанности в походе, распред. по судам
Лебедев Валерий Иванович 1959 V-у р.Бий- Хем, IV- р р.Она инструктор, нач. школы матрос 4-ки
Юнгханс Дирк 1966 I-у, р.Пра матрос 4-ки
Жаров Константин Юрьевич 1974 III-у р.Кубань матрос 4-ки
Филяков Николай Александрович 1968 III-у р.Кубань реммастер, капитан 2-ки
Макушин Алексей Владимирович 1977 III-р р.Шуя матрос 4-ки
Конешов Игорь Вячеславович 1977 III-у р.Шуя матрос 4-ки
Антонов Михаил Юрьевич 1969 IV-у р.Она матрос 2-ки
Еремеев Леонид Николаевич 1975 III-у р.Кубань капитан 2-ки
Бабанова Мария Александровна 1974 IV-у р.Она завхоз, капитан 4-ки
Бронер Юлия Евгеньевна 1973 IV-у р.Она снаряженец, летописец, капитан 4-ки
Зелинская Янина Вадимовна 1978 III-у р.Кутсайоки медик, матрос 2-ки

2) Маршрутная книжка No1/4-305

Потапенко Андрей Анатольевич 1965 V-р р.Чаткал инструктор, капитан 4-ки
Цыбакова Наталья Борисовна 1975 III-у р.Шуя летописец, финансист, матрос 4-ки
Паутов Андрей Сергеевич 1977 II-у, р.Шуя матрос 4-ки
Митрофанова Светлана Викторовна 1975 III-у р.Кубань завхоз, матрос 2-ки
Черевков Алексей Константинович 1973 III-у р.Кутсайоки капитан 2-ки
Волков Сергей Александрович 1973 IV-у р.Она реммастер, капитан 4-ки
Волкова Елена Михайловна 1973 IV-у р.Она медик, матрос 4-ки
Михайлов Дмитрий 1968 III-у р.Кубань фотограф, матрос 4-ки
Горшкова Ольга 1973 III-у р.Кубань матрос 4-ки

3) Маршрутная книжка No1/4-306

Воронов Юрий Сергеевич 1968 II-р р.Льняная, VI-у р.Пскем инструктор, капитан 2-ки
Мамро Александр Владимирович 1975 III-у р.Шуя лоцман, матрос 4-ки
Божко Кира Анатольевна 1975 III-у, р.Кубань завхоз, матрос 4-ки
Казаков Алексей Михайлович 1976 IV-у, р.Она ремонтник, капитан 4-ки
Птичников Андрей Евгеньевич 1975 I-у, р.Волга финансист, матрос 4-ки
Щербаков Сергей Александрович 1979 II-у, р.Шуя фотограф, матрос 4-ки
Строганова Татьяна Анатольевна 1975 II-у, р.Щегринка гитарист, матрос 4-ки
Усманова Айгуль Рафаиловна 1974 III-у р.Кубань медик, матрос 2-ки

Общие сведения о районе похода

Северный Кавказ — территория Кавказа, занимающая Предкавказье, включающая в себя почти весь северный склон Б.Кавказа и целиком его западную оконечность, а также часть южного склона Б.Кавказа на западе (до р.Псоу). Высота хребтов постепенно уменьшается к северу. Снеговая линия проходит на высоте 2700-3000м, верхняя граница леса — на высоте 2000- 2200м. Преобладают лиственные породы (ольха, дуб, бук), а в верхнем ярусе — хвойные леса. Высота перевалов находится в пределах 2200-2800м.
Территория к северу от Эльбруса представляет собой обширное плоскогорье, рассеченное сравнительно узкими долинами рек. Все плоскогорье безлесно. Его южная, наиболее высокая часть покрыта альпийскими лугами. Вся территория, за исключением ущелий, активно используется под пастбища. В узких ущельях природа сохранилась в первозданном виде. Средняя часть долины р.Малка не населена и мало посещаема местными жителями.
Река Малка — левый приток реки Терек, общая протяженность от истока до устья 210 км. Берет свое начало на северных склонах Эльбруса, сливаясь из нескольких речек. Наиболее длинный исток называется Кызылсу. Кызылсу берет начало с самого западного в бассейне Малки ледникового языка Уллучиран. Долина этой реки протянулась с запада на восток и отделяет северные склоны массива Эльбруса от плато. Долина Малки в верхнем течении довольно широкая и неглубокая. Вниз по течению, по мере сбора воды, долина непрерывно углубляется, но до устья р.Каракаясу остается просторной, безлесной и пологой. Р.Каракаясу — последняя из слагающих Малку ледниковых речек. После Каракаясу расход реки 4-5 куб.м/с, долина сужается, появляется лес. Первые километры растут березы, ольха и др. лиственные породы, ниже появляются сосны. После впадения р.Хасаут расход Малки около 20 куб.м/с. Долина реки дикая, малохоженная, однако практически везде по берегу идет тропа. Подняться из долины наверх можно не везде, склоны ущелья во многих местах имеют пояс отвесных скал. Однако при необходимости скальные выходы можно обойти по ближайшей боковой балке. Летом в долине реки много ягод: земляника, малина, крыжовник, смородина. Кроме того встречаются источники минеральной воды. В Долине Нарзанов насчитывается до 20 источников. Основная хозяйственная деятельность местного населения связана с выпасом скота и проходит в стороне от реки. Река Малка одна из немногих кавказских рек, вдоль которой нет автомобильной дороги и населенных пунктов на участке сплава. В связи с этим контакты с местным населением сведены к минимуму.

Подъезды и отъезды

Заброска на р. Малка осуществлялась через г. Кисловодск — поезд No3 Москва — Кисловодск (этот поезд идет в обход Украины). В Кисловодске наняли автобус (ПАЗ) до т/б Долина Нарзанов на р.Хасаут (около 35км). Дорога обошлась в 600 руб. на группу (около 100$). Ехали около трех часов, но автобус был не совсем исправным. Можно заезжать через г.Нальчик на рейсовом автобусе (около 110 км).
Из п.Хабаз ходят рейсовые автобусы в г. Пятигорск и г. Нальчик. Время отправления автобусов с 5 до 7 утра. Два автобуса идут в Нальчик, один автобус — в Пятигорск. Сплав был закончен в п. Каменномостский, где мы наняли "Икарус" до Пятигорска (450 руб.). Из г. Пятигорск, как правило, не составляет сложности уехать в Москву. Если нет билетов, можно переехать в г. Мин. Воды (около 30 мин. на электричке).

Пешая часть маршрута

Тропа начинается от турбазы Долина Нарзанов. Оканчивается она у устья р. Хасаут при впадении последнего в р. Малку. По словам местных жителей, налегке идти 1 час 10 мин. С водным снаряжением, включающим деревянные рамы для катамаранов, это занимает около половины дня.
Идти следует по левому берегу р.Хасаут. Тропа набитая, все время идет вдоль берега. Примерно через две ходки(по 25 мин) тропа забирается вверх на 50м и обходит бом. После спуска обратно к воде тропа немного поднимается. Далее — самый неприятный участок — спуск по крутому склону на примерно 20 м с использованием стальной проволоки в качестве перил. Впрочем, можно навесить и нормальные перила. Далее тропа идет опять вдоль берега и примерно через 20мин справа большая поляна внизу у воды, тропа поворачивает налево под 900. Это конец пешей части. Однако само устье р.Хасаут и долина верховий р. Малка закрыты холмом и сходу не видны. Поэтому требуется проявить внимательность.

Лоция реки Малка

Уровень воды — средний, в районе Лохранского каньона стал выше среднего. Субъективный расход: место старта — 20 м3, Нижнемалкинское ущелье — 35м3, Лохранский каньон — 40м3.
Если указано, что порог несложный, то его можно идти сходу.
Через 200 м от устья р.Хасаут за правым поворотом — порог "Прижимной" (No1). Несложный. От левого берега каменистая отмель занимает половину русла, напротив оканчания отмели — прижим к скале правого берега. Чалка для просмотра на правом повороте к правому берегу. Предварительный просмотр можно осуществить по тропе левого берега от места старта.

Через 4мин сплава за левым поворотом — порог "Три камня" (No2). Несложный. Несколько больших надводных камней в русле. Чалка на левом повороте к правому берегу за отвесную скалу, перед самым порогом.

Через 3 мин сплава — порог "Алексеевский" (No3). Несложный, но лучше просмотреть. За левым поворотом, на котором левый берег каменистая отмель, правый берег — отвесная стенка желтого цвета. Чалка перед левым поворотом к левому берегу перед отмелью. На заходе в порог — косая бочка от большого надводного камня правого берега. Далее на 70 м три гряды камней поперек русла. Четко прослеживаются два прохода — в левой и в правой половине русла. Сразу за порогом русло расширяется, река мельчает, большие отмели, чуть прикрытые водой.
На левом берегу в районе порога — удобная полка для стоянки.

Далее около 10 мин сплава (2,7 км) — несложные шиверы с небольшими сливчиками. Потом порог "Ворота"(No5). Несложный. Расположен за крутым правым поворотом перед следующим левым поворотом. Левый берег правого поворота — невысокая (примерно 10 м) скальная стенка. Перед стенкой в глубине — нарзанный источник. Чалка к левому берегу до или сразу после скальной стенки. Порог (150 м) представляет собой шиверу с выходными воротами, образованную надводным (по центру русла) и полуобливным (ближе к правому берегу) камнями. На левом берегу в районе порога — удобная полка для стоянки.

Через 5мин. сплава — остатки тросовой переправы и остатки кошары на левом берегу, долина реки расширяется. Еще через 10 мин сплава после несложных шивер река на левом повороте входит в Нижнемалкинское ущелье — борта долины резко сужаются, правый берег — высокий скальный.
На правом берегу под скалами — прекрасное место для стоянки.

Через 300 м от начала ущелья за правым поворотом — порог "Первомайский" (No7). Несложный, но лучше просмотреть. Расположен на и за правым поворотом. Чалка на правый берег к отмели перед бомом примерно за 30 м до поворота. Порог представляет собой пенную горку с зубом по центру на выходе. Левый проход чистый, правый осложнен камнями у берега. За порогом чалка на правый берег.

Через 250 м шиверы за плавным правым поворотом огромный камень с левого берега шириной в половину русла. На нем завал — бревна торчат вправо на 2 м. Проход справа осложнен камнями на заходе в правой половине русла. Можно зачалиться на левый берег в большой улов на пол- реки за 80м до огромного камня.

Далее шивера около 150м до левого поворота. За следующим правым поворотом с левого берега впадает ручей водопадом, образуя несколько отдельных струй воды. Это ориентир порога Девичьи слезы" за следующим плавным левым поворотом.

Порог "Девичьи слезы" ("Прямой" No10). Сложный, требуется просмотр. Чалка к правому берегу после правого и до плавного левого поворота, напротив водопада. Левый берег — стенка из песчаника. За левым поворотом — разгонная шивера 70 м, далее ограниченный камнями слив шириной 7 м, через 4 м струя бьет в квадратный камень по центру и, в основном, уходит вправо. Далее в правой части русла несколько надводных камней, с навалом на которые струя образует трек и уходит влево-в-центр. Совсем справа есть "канализация", но забита упавшим деревом. Слева от квадратного камня небольшой свал воды к скальной стенке левого берега. Дальше проход слева чистый. Чалка сразу за порогом направо.

Через 100м после порога — разгонная шивера к следующему порогу.

Порог "Кызылташ"(No11). Несложный. Представляет собой чистую горку на правом повороте вокруг большого желтого камня в правой половине русла. Заход из-под правого берега. Просмотр — от чалки за порогом "Девичьи слезы".

Далее 80м шивера до левого поворота. Сразу за левым поворотом чалка к правому берегу (крутой курумник) перед следующим порогом "Безымянный".

Порог "Безымянный" (No12). Сложный. две протоки вокруг вытянутого центрального острова. По уровню левая протока ниже правой на 0.8м. Левая протока на заходе загорожена тремя крупными камнями по диагонали слева направо. Узкие проходы с наплыва не видны. Далее в левой протоке — заметное падение. Правая протока (широкая в начале) замусорена камнями. Сброс уровня — в конце протоки несколькими струями через завалы и камни. Чалка за порогом на правый берег.

Далее через 60м порог "Монастырский" (No13), несложный. Представляет собой косые ворота. Струя бьет в плиту, лежащую от левого берега до центра реки, и сваливается к правому берегу. Затем примерно через 60м на правом повороте сложной конфигурации камни в русле. Есть чистый проход под самым правым берегом. Стоит посмотреть от чалки за порогом "Безымянный".
На правом повороте в отвесной стенке левого берега — грот, на правом берегу — в принципе приемлемое место для ночевки. Далее 2,4км несложные шиверы и пороги (NoNo14-17).

Затем за плавным широким левым поворотом (правый берег — крутые скалы, впадение правого притока водопадом) шивера 80м с заметным падением, затем очень крутой правый поворот с прижимом к нависающей скале левого берега (порог No18). Весьма желателен просмотр. Чалка в начале на левом повороте на левый берег. В крайнем случае сразу за правым поворотом в большое улово правого берега, т.к. отсюда начинается Лохранский каньон (~1км). Действительно каньон с отвесными стенками высотой до 40м. В середине каньона с левого берега есть ручей М.Лохран с очень красивым водопадом — стоит сходить поверху посмотреть. В первой трети каньона два слива (~1м) с "бочками", затем валы и прижимы. В конце за крутым левым поворотом сразу чалка к правому берегу за скалами перед каменистой отмелью, поскольку далее порог "Амбразура" (No19). Сложный, требует просмотра. Резкое сужение русла (до 3м). Левый берег — вертикальная стена. Скала правого берега, образующая узость, сильно нависает. На протяжении 20м после узости струя наваливает на левую стенку, может раскантовать. Возможность прохода сильно зависит от уровня воды. Далее все чисто. За порогом чалка к правому берегу сразу за правым поворотом за деревом с развесистыми корнями в небольшое улово, или на 30м дальше, где берег становится более пологим.
Далее около 2,5км до теснины "Тешкепюр-1" несколько слабых порогов (NoNo20-23), можно идти сходу.

Теснина "Тешкепюр-1". Габаритный непроход (ширина 1м), обнос. Ориентиры нечеткие (!): небольшой прижим к правому берегу на левом повороте, затем прижим к отвесным скалкам левого берега на правом повороте. Чалка к левому берегу сразу за прижимом в улово за скалками. Далее виден длинный каменистый остров с маловодной левой протокой. Сразу после слияния проток крутой левый поворот и вход в теснину. В крайнем случае можно зачалиться к левому берегу в месте слияния или чуть ниже, но весьма опасно.

Теснина "Тешкепюр-1" длиной 700м. Далее прогон 600м и теснина "Тешкепюр-II" длиной 200м (также габаритный непроход, с завалом).
Обносить проще сразу обе (точнее три) теснины. Тропа набитая, хорошо видна, однако разведка не помешает. От острова в месте чалки тропа сразу забирает наверх на полку. На полке можно переночевать. Далее по полке до конца первой теснины. Потом по тропе со скальными выходами (250м) до следующей полки. Далее по тропе до ручья. После перехода через ручей следует забрать вправо и идти по краю полки вдоль реки, ориентируясь на большой песчанный склон правого берега и хорошо набитую тропу с берега на берег. Спуск судов на воду — сразу за тесниной "Тешкепюр-II" (через которую перекинут мост).
За тесниной за правым поворотом с правого берега впадает очень красивый ручей иссиня- голубого цвета с водопадом. Далее около 3,2км несложные шиверы, пороги до каньона "Короткий".

Каньон "Короткий" (No28) длиной 300 м. Ориентиры: прижим к левому берегу и каменистая отмель за ним. Чалка к левому берегу. Далее виден крутой правый поворот с обрывистыми стенками. Порог расположен во второй половине каньона, в принципе, возможна чалка в середине каньона к левому берегу. Порог представляет собой несколько надводных и обливных камней в русле, возможен чистый проход в левой половине русла, через два слива в конце порога.

Далее 3.5 км до п. Хабаз. Несложные шиверы. Вставать лучше не в самом поселке, а за 1 км до него на правом берегу, выше или ниже крупного правого притока р. Мазыкей. В этом же месте на правом берегу видны две высокие скалы-останцы специфической формы. Отсюда по дороге можно дойти до поселка.

Дневник путешествия

30.04. — отъезд 20:50. Главная проблема — погрузка деревянных рам для катамаранов (вес 30-40 кг, длина 260 см). Как оказалось, все решается довольно просто. Девушка с милой улыбкой и коллективными билетами подходит к проводнице: "Мы группа туристов. Нас здесь много. Можно мы пока занесем вещи." "Да, да, конечно" — так же мило улыбается проводница. Тут же появляются крепкие ребята с вязанками "дров". Проводница уже не очень мило улыбается: "Что это?" "Это наши суда, мы на этом плаваем." Проводница пытается убедить нас, что они не габаритные и не влезут в вагон. Но "суда" уже исчезают в тамбуре. Наконец все погружено, провожающих удается отделить от уезжающих и поезд трогается. Поход начался, обратной дороги нет.

01.05. — поезд — хорошая возможность выспаться. Часов в 11 начинается вялое выяснение кто же дежурный и будет ли завтрак. Оказывается, что дежурные спят особенно крепко, и тут все голодающие присоединяются к процессу побудки. Наконец, сытые и довольные все принимаются за дела: шитье, разгадывание кроссвордов, чтение газет, игру в карты. Вечером выспавшиеся и полные сил мы собираемся петь песни под гитару и играть в "тихие" игры. Окружающим игры не кажутся тихими и в результате нам приходится перебраться в тамбур.

02.05. — прибываем в Кисловодск в 7:50. Отметили маршрутки на телеграфе (который оказался недалеко от вокзала), и нашли автобус. Погрузка нашего снаряжения в маленький ПАЗ — зрелище не для слабонервных. Куча барахла, на первый взгляд, гораздо больше автобуса. Но удивительным образов вс? и все влезли внутрь и машина тронулась. Однако на середине подъема на плато стало ясно, что груз слишком тяжел. Пришлось прогуляться пешком, а автобус с вещами тихо тащился сзади. Вскоре после большого селения Кичи-Балык начинается крутой спуск в долину р. Хасаут. Когда автобус остановился после моста через Хасаут, колеса и тормоза слабо дымились. Шофер сказал, что больше не поедет сюда даже за миллион. Турбаза представляет собой несколько одноэтажных домиков и, в середине, каменное здание, стилизованное под средневековый замок. От Долины Нарзанов начинается тропа вдоль ручья (по левому берегу). В путь тронулись около 13:00. По дороге пообедали. Временами тропа проходит по крутому склону. В последней трети пути оказался участок почти отвесного спуска (около 20 м). Там висели проволочные перила, но для безопасного спуска были навешены веревки. Около шести часов вечера последняя группа вышла к месту впадения ручья в Малку.

03.05. — стапель. Погода солнечная, но ветренная. Оказалось,что в Малке водится форель и даже, иногда, ловится. Около пяти часов вечера суда собраны и было решено потренироваться на участке реки у поляны стапеля.

04.05. — первый сплавной день. Подъем в 8:00. Продолжили отработку траверса и чалок. Просмотр первого порога (прижима), который находится в 500 м от лагеря. От впадения р. Хасаут отчалили в 13:00. Идем группами по три судна (8-10 чел.) Через четыре минуты сплава несложный порог на левом повороте. Прижим к правому берегу, в середине реки каменистая отмель. Через четыре мин. — пор."Три камня". Действительно, в русле лежат несколько больших надводных камней. Идется с ходу (хотя и не всеми). Еще через три мин. чалка перед пор."Алексеевский" на каменистую отмель на левом берегу. Далее небольшой прижим к правому берегу. На левом берегу хорошее место для стоянки. Решено ночевать здесь. Во второй половине дня прохождение порога и катание ( по левому берегу удобная тропа для обноса судов наверх).

05.05. — Утром занятия по топосъемке порога. Отчалили около 13:00. Примерно через 10 мин. сплава (около 3 км шивер с небольшими сливами) пор. "Ворота". Ориентир — большой остров, поросший лесом. После слияния проток правый поворот реки, на левом берегу скальная стенка. Перед стенкой, в гроте, источник минеральной воды. Сам порог на левом повороте. Представляет собой шиверу с выходными воротами в правой части русла, образованными надводными и обливными камнями. На левом берегу большая зеленая "полка", на которой удобное место для стоянки. Обедаем на пор. "Ворота". Примерно в 16:00 отчаливаем. Через 5 мин. сплава на левом берегу остатки кошары и тросовой переправы. Долина реки широкая и покрыта лугами. На правом берегу на вершине хребта видны отвесные скалы. Берега и дно состоят из конгломерата (спекшаяся смесь песка и камней). Примерно через 10 минут сплава после кошары пор. "Завальный" (при слиянии двух проток после правого притока с водопадом). После него начало Нижнемалкинского ущелья. Горы подходят вплотную к реке, появляются скальные стенки. Ночевка на правом берегу на "полке" под скальной стенкой красного цвета, после прижима к правому берегу.

06.05. — подъем в 8:00. Идет мелкий дождик. 11:40 — начало прохождения пор."Первомайский" (на правом повороте). За ним примерно 500 м шивера, в конце которой за плавным правым поворотом огромный камень у левого берега на половину реки. На нем завал, выступающий вправо на 2 м. Основная струя бьет в этот камень, сваливаясь затем вправо через бревно. Проходим вдоль правого берега осторожно скребясь по камням. Еще через 500 м порог No9 на правом повороте. Сам порог не сложный и ничем не примечателен, но когда вылетаешь из-за поворота, открывается вид на приток, впадающий с подмытого левого берега. Отдельные струи воды стекают со скалы над гротом, сверкая и переливаясь на солнце. Они действительно похожи на ручьи слез. Однако не стоит замирать, любуясь этим зрелищем, т.к. через 70 м сложный порог "Девичьи слезы" (или "Прямой"). Чалка напротив водопада на правый берег. Левый берег — скала желтого цвета. Порог начинается шиверой, затем струя бьет в квадратный камень по центру реки и, в основном, уходит вправо. Через 8 м еще один надводный камень в середине реки. На двойке можно пройти по центру, уходя затем влево. На четверке лучше идти слева, что все равно требует четкого маневра. Прожождение порога всеми тремя группами заняло около трех часов. Через 200 м на правом повороте пор. "Кызыл-таш". Пожалуй, это один из самых красивых порогов на реке, хотя особой сложности он не представляет. Это чистая "горка" между большим камнем у правого берега и скоплением камней у левого. В конце небольшой навал на подводный "зуб" в правой части русла. Далее через 2 мин сплава крутой левый поворот и сразу за ним пор. "Безымянный"(!). Чалка лучше на левый берег перед поворотом. Река разделяется на две протоки вокруд длинного острова с деревом посередине, причем левая протока значительно ниже правой. Заход в левую протоку не виден с наплыва. Возникает желание идти по более широкой и чистой правой, но этого делать не стоит. В конце широкой и чистой протоки тупик, вода стекает через камни и завалы небольшими сливами. Один катамаран все-таки пошел по правой протоке, но успешно зачалился в ее середине и затем экипаж перетащил его через завал. Долина реки на этом участке узкая, горы подходят вплотную к воде. Мест для стоянок мало, полки узкие и наклонные. Одна группа ночевала на пор. "Безымянный" (пришлось вырубить поляну в кустах), а две другие стояли ниже по течению на следующем правом повороте напротив левого притока. Ночью народ развлекался: перетащили под покровом темноты одну палатку на другое место, в другой палатке зашили вход.

07.05. — подъем, как обычно, в 8:00. Отчалили в 10:30. После пор."Безымянный" через 50 м пор. "Монастырский" (или "Бык"). Струя бьет в огромную полуподводную плиту, лежащую от левого берега до центра реки, а затем сваливается вправо через косые ворота. На правом повороте (где ночевали наши две группы) требуется S-образный маневр между камнями, беспорядочно расположенными в русле. Линию движения лучше наметить заранее, просмотрев этот участок с берега. На левом берегу грот в скальной стенке и приток водопадного типа. Далее 2.4 км (около 10 мин чистого сплава) до Лохранского каньона. Мы шли с промежуточными чалками. Ориентиры каньона: крутой правый поворот, затем на плавном левом повороте впадение правого притока (водопад). Далее шивера и очень крутой правый поворот с прижимом (точнее река бьет в стену левого берега). Чалка лучше на левом повороте напротив притока или, в крайнем случае сразу за прижимом в большом улове у правого берега. Просмотр Лохранского каньона обязателен, в конце находится пор. "Амбразура" (сужение реки до 3 м). В первой трети каньона впадает левый приток М.Лохран, образуя очень красивый водопад высотой около 30 м. Некоторые товарищи влезли под водопад, чтобы сфотографироваться в струях воды. Жалко погода была не солнечная, шел мелкий дождик. В начале каньона два слива с "бочками". Далее основную сложность составляют крутые повороты с прижимами. Чалка на правый берег сразу за очередным прижимом к правому берегу перед каменистой отмелью у того же берега. Прохождение пор. "Амбразура" сильно зависит от уровня воды, т.к. скала правого берега сильно нависает и при высоком уровне воды проход может оказаться негабаритным. Обедали над "Амбразурой" и обнесли вещи. Затем все более или менее удачно прошли порог. Обошлось без аварийных ситуаций. За порогом чистая струя, чалка за правым поворотом. Можно проплыть немного дальше, где берег становится более пологим и легче спускаться с вещами. Далее 3.5 км (12 мин сплава) шивер и несложных порогов до теснины Тешкепюр-1. Ориентиры: левый поворот с прижимом, затем правый поворот с прижимом к скальной стенке правого берега. Чалка на левый берег сразу за прижимом перед каменистым островом в середине реки. Необходимо внимание, т.к. непосредственно перед входом в теснину зачалиться трудно, особенно на тяжелом судне. Одну из наших четверок "снесло" из улова и понесло к теснине. С перепугу они зачалились на струе, в середине порога на правый берег. Всей школой организовывали спасработы. Двумя "морковками" их перетащили на левый берег. Теснина Тешкепюр — габаритный непроход. Река сужается до 1 м. Тропа обноса поднимается наверх и идет по лугам. Встали на ночевку после первого участка теснины на высоте нескольких десятков метров.

08.05. — подъем в 7:00. Сходили на разведку до конца теснины. Кругом луга, пасутся коровы (и быки). С левого берега течет небольшой ручей. Ориентиры окончания теснин: тропа и мост с берега на берег, и впадение голубого ручья Гермыш с правого берега. В 10:00 продолжение обноса. Сразу от лагеря начинается неприятный скальный участок, а затем тропа опять идет по лугам. Притащился местный пастух и устроился наблюдать за нами. Видимо, туристы для него что-то вроде телевизора. Пока мужская половина группы таскала катамараны, девушки охраняли вещи у конца обноса. А наш штатный рыбак охранял девушек и ловил рыбу. Весь обнос теснин около 1.5 км. Встали на воду сразу за мостом в 11:15. Далее 3 км (10-15мин сплава) до каньона "Короткий". Этот участок реки не сложный: шиверы, небольшие сливы, прижимы. Ориентиры начала каньона прижим к левому берегу и каменистая отмель за ним и примерно через 100 м прижим к правому берегу (подмытый берег). Каньон Короткий 300м длиной. В конце порог, который надо просмотреть. Чалка возможна непосредственно перед порогом на левый берег. Все берега и камни порога удивительного зеленого цвета и очень скользкие. На выходе из каньона когда-то был мост — дорога подходит с обоих берегов. Далее 3.5 км шивер до п. Хабаз. Вставать для разбора судов лучше за 1 км до поселка за впадением правого крупного притока р. Мазыкей. На правом берегу виден обелиск и две скалы-останцы необычной формы. Далее до п. Каменномостский шиверы, несложные пороги, прижимы. Основную опасность представляют следы деятельности человека (река течет в населенке). Разбираться в п. Каменномостском неудобно, т.к. местные жители (особенно молодежь) проявляет живейший интерес к туристам и особенно к их вещам. Уезжать лучше из п. Хабаз, откуда ходят автобусы в г. Пятигорск. Договорились с шофером автобуса на 6:30 утра.

09.05. — подъем в 4:30. Вялые сборы и попытка позавтракать. К автобусу все-таки успели и даже сфотографировались на память всей школой. Всю дорогу борьба между желанием спать и осматривать окресности. Желание спать побеждает. Около 8:30 приезжаем в г. Пятигорск. Длинной вереницей переползаем с автовокзала на ж/д вокзал. С билетами, как всегда, проблемы. На поезд в обход Украины только в купейные вагоны, что почти в два раза дороже плацкарта. У нас трое "неблагонадежных": немец, гражданин Германии, и двое наших, но без паспортов. В результате берем билеты от Мин. Вод через Украину, а веселая троица отбывает через Россию но на полсуток позже. До поезда на Мин. Воды еще 5 часов, можно осмотреть город. Часть группы отправляется смотреть знаменитый провал. Однако он оказывается на ремонте (все-таки набрали денег). Остальные бродят по праздничному городу и отъедаются всякими вкусными вещами. Наконец, роняя мешки и кульки с продуктами на поезд, едем в Мин. Воды. Там явственно чувствуется близость Чечни: город на военном положении. Дежуривший на вокзале милиционер нервно среагировал на фотоаппарат и "попросил" убрать его подальше. До нашего поезда около двух часов. Когда поезд подали и уже начали грузиться выяснилось, что на вокзале есть душ и можно было помыться. Остающаяся неблагонадежная троица очень обрадовалась. Вагон практически пустой, все расположились как хотели. Едем домой.

10.05. — в поезде через Украину есть свои положительные черты — очень мало народу. С проводниками полный нейтралитет, они не трогают нас, мы не трогаем их. Хотя в нашем вагоне кипятка нет. Ночью в соседние вагоны подсели еще группы туристов — водники и горники. Народ ходит в гости и расспрашивают друг друга об общих знакомых. Вечером, как только въехали в Россию, набился полный вагон.

11.05. — поезд прибывает в Москву в 538. Ритуальное прощание на перроне, и все по домам, отсыпаться и отмываться. Завтра надо возвращаться к нормальной жизни.

Выводы и рекомендации

По результатам успешно проведенного учебно-тренировочного похода можно сделать следующие выводы и рекомендации.
Подъезд и отъезд с маршрута достаточно удобны. Поездами "Москва — Кисловодск" и проходящими поездами из Пятигорска или Минеральне Воды. Местные шоферы не прочь подработать и путь из Кисловодска до т/б "Долина Нарзанов" относительно дешев (600 руб./группа при 40 км пути). Пешая часть от т/б "Долина Нарзанов" до стапеля у устья р.Хасаут по расстоянию около 5 км по хорошей тропе. В местах подхода тропы к крутым травянистым склонам есть вероятность потери тропы, поэтому необходимо внимание. При спуске по склону к тропе, идущей вдоль воды необходима перильная веревка (около 30м) для страховки спускающихся. В этом районе расположен заказник, поэтому каркасы для катамаранов (частью деревянные) пришлось везти из Москвы. В р.Малка водится форель и ее можно ловить на удочку.
При сплаве по р.Малка встречаются практически все элементы большого водного похода. Сложность нарастает постепенно, можно раскататься на порогах выше Нижнемалкинского ущелья. Река течет в слабо разработанной долине. Скорость течения на спокойных участках (каких немного) — 2-3 м/сек. Не слишком проста эта река и с точки зрения тактики похода. Ориентирование на реке затруднительно вследствие обилия препятствий и извилистости русла. Удавалось надежно ориентироваться по скорости течения и расстоянию, т.е. счислению времени сплава. Уровень воды в р.Малка был средним для этого времени года. Об этом говорили работники турбазы и встеченный нами турист-пешеходник, неоднократно бывавший в этом районе. Уровень сложности препятствий на реке не превышает 3-4 к.с. для надувных судов. Можно смело рекомендовать эту реку для зачетного похода школы СТП или в качестве тренировочной перед первым большим водным походом. Имеется информация о серьезных порогах VI к.с. выше устья р.Хасаут (см. отчет С. Крюкова в библиотеке МГЦТК). Видимо, полное прохождение этой реки является прекрасным самостоятельным походом и для хорошо подготовленных туристов. Сплав по р. Малка целесообразно проводить до п.Хабаз — это первый поселок на реке. Рано утром (5-7 часов) можно уехать на рейсовом автобусе в Пятигорск или Нальчик (не рекомендуем).
К опасным препятствиям можно отнести пор."Амбразура" в конце Лохранского каньона и так называемые непроходы. "Амбразура" опасен при повышении уровня воды из-за сужения прохода. "Непроходы" (теснины) опасны тем, что первый из них (всего их три) расположен на закрытом левом повороте с значительной скоростью течения. В самом непроходе русло сужается до 1-2 м. Основной ток воды идет ниже по полостям, размытым в конгломерате. Скорость течения в непроходе невысока, но проблема в том, что вытаскивать при попадании туда катамаран придется на полку высотой 4-6м. Если его затянет течением в непроход — возможно разрушение каркаса с последствиями для баллонов. Внимательное ориентирование на реке сводит риск попадания в опасные препятствия к минимуму при тренированном экипаже.
Дороги вдоль реки на основной части маршрута нет. Она появляется на левом берегу перед п. Хабаз — горы расступаются. Местные жители в меру доброжелательны, но это — Кавказ, поэтому девочек в палатки, вещи под палатки или тоже внутрь, если влезут. Сведение к минимуму контактов с местным населением благотворно сказывается на настроении тургруппы. На ночевку и разборку судов целесообразно вставать на правом берегу у воды перед п.Хабаз.
В г. Пятигорске попасть в знаменитый "Провал" (см. "Двенадцать стульев") можно через забор, т.к. сам "Провал" на ремонте (видимо наследники незабвенного О.Бендера набрали таки деньги на ремонт).
Поезда могут следовать по территории Украины, поэтому наличие вкладышей гражданина России в паспорта обязательно. Иначе запаситесь деньгами на уплату штрафа, хотя нам они не понадобились.
В целом впечатление от реки Малка очень благоприятное. Кусочек безлюдных Саян на Северном Кавказе — это замечательно. Идите, не пожалеете. Хотелось бы только пожелать, чтобы с течением времени река не загадилась стараниями человека и, в частности, туристов-водников.

Фотографии

 

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100