16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана (Москва - Норильск - устье р. Б. Хикиканмыгда - подъем по р. Геологическая - сплав по р. Б. Хонна-Макит - сплав по оз. Аян - пеший переход в верховья р. Оран - сплав по рр. Оран, Хибарба, Аякли, Хета до пос. Волочанка - Дудинка - Москва), совершенном с 11 июля по 8 августа 2002 г.

Руководитель:

16. Сплав по реке Хибарба
  17. Сплав по реке Аякли
  18. Сплав по реке Хета
  19. Стоимость похода (на 1 чел.)
  20. Путораны 2002. Особенности снаряжения
  28. Дневник похода
  29. Плато Путорана

Справочные сведения о путешествии

1. Основная нитка маршрута: г. Москва - Норильск - устье р.Б.Хикиканмыгда - подъем по р. Геологическая - сплав по р. Б.Хонна-Макит - сплав по оз. Аян - пеший переход в верховья р. Оран - сплав по рр. Оран, Хибарба, Аякли, Хета до пос. Волочанка - Дудинка - Москва.

2. Протяженность: пешей части - 115 км, сплава - 486 км. (Уровень воды - высокий)

3. Продолжительность: общая - 29 дней, активной части - 24 дня;

4. Тип судов: 2-местный катамаран - 4 штуки;

5. Сроки проведения: с 11 июля по 8 августа 2002г.

6. Количество человек - 8.

7. По заявочным материалам дано заключение маршрутно-квалификационной комиссии ФСТ ОТМ.

2. Сведения об участниках путешествия

1 Цветкова Светлана Викторовна 1961 г. Москва, ЗАО "СервоКомп-Программы" Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут - 6(р), Укучикта - 6 (р), Китой - 6(р), Китой - Онот - 5(р), Хара-Мурин - 5(р,у), Урик - 5(р, р), Она - 4 (р,р), Катунь - 5(у), Снежная-Темник - 5(у), Ойгайнг-Пскем -6(р), Аварское, Андийское Койсу - 4 с 6(р), Белая - 2 с 6, Б.Лаба, Кубань, Кодори, Риони, Зеленчук, Мзымта, - 2 с 5(р) Руководитель, катамаран-1-капитан
2 Медведев Петр Викторович 1961 Московский Физико- Технический институт, инженер Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут - Катунь -6(у), Укучикта - 6 (у), Китой - Онот - 5(у), Хара-Мурин - 5(у), Урик - 5(у), Она - 4 (у), Зеленчук, - 2 с5(у), Б. Лаба (эл.6), Кубань Реммастер, Катамаран-1, матрос
3 Ситкин Владимир Михайлович 1963 Безработный Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут - Катунь -6(у), Укучикта - 6(у), Китой - 6(у), Китой - Онот - 5(у), Белая - 2 с 6, Б. Лаба, Кубань, Риони, Зеленчук, Мзымта, - 2 с5(у), Сумульта - Чуя - Катунь, Шавла - Аргут - Катунь, Зун - Мурин - 5 (р) Катамаран-2, капитан
4 Ихсанов Ильяс Сагитович 1959 Камский Политехнический Институт, г. Набережные Челны Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут - Катунь -6(у), Хара-Мурин - 5(у), Укучикта - 6(у), Утулик - 5(у), Б. Лаба, Кубань Катамаран-4, капитан
5 Сычев Сергей Леонидович 1972 Частный предприниматель Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут - Катунь -6(у), Укучикта - 6(у), Утулик - 5(у), Хара-Мурин - 5(у), Белая - 2 с 6(у), Мзымта, Чара (пеше-водн, 5+4), Вост. Саян (4 - пеший), Б. Лаба, Кубань Завхоз, Катамаран-4, матрос
6 Хилков Андрей Владимирович 1964 НСК РАН Алаш, Кодори, Риони, Б.Лаба, Белая, Улуг-О, Баш-Хем, Б. Лаба, Кубань, Мзымта Кинооператор, Катамаран-2, матрос
7 Климов Дмитрий Владимирович 1970 ПБОЮЛ Зун-Мурин, Хара-Мурин, Белая, Мзымта, М.Инзер, Лемеза,Б. Лаба , Кубань Фотограф, Катамаран-3, капитан
8 Чаннов Александр Павлович 1972 Безработный Чара (пеше - водн, 5+4), Вост. Саян (4 - пеший), Лемеза, Укучикта, Б. Лаба, Кубань Катамаран-3, матрос

1. Катамаран-1. Объем примерно 1400 литров. Длина 4.1м. Ширина 190 см. Рама дюралевая. Катамаран сделан на заказ фирмой "Рафтмастер". За основу взята модель "Гоша 2+2". Дно - из ТЕЗы. Экипаж: Цветкова Светлана и Медведев Петр.

2. Катамаран-2. Объем 1100 литров. Длина 3.6м, ширина 190 см. Рама дюралевая. Экипаж: Ситкин Владимир и Хилков Андрей.

3. Катамаран-3. Объем 1500 литров. Ширина палубы 0.6м. Длина 3.8м. Ширина 200 см. Рама дюралевая. Экипаж: Климов Дмитрий и Чаннов Александр.

4. Катамаран-4. Объем 1700 литров. Длина 4.15м. Ширина 200 см. Рама дюралевая. Экипаж: Ихсанов Ильяс и Сычев Сергей.

Сведения о катамаранах и экипажах
Организация путешествия

Поход был проведен группой, в состав которой вошли участники из двух городов: Москвы и Набережных Челнов.

Основной состав московской части группы был сформирован еще во время учебы в Московском Физико-Техническом институте (МФТИ). С ребятами из Набережных Челнов мы познакомились в 1998 году на Хара-Мурине, нами были пройдены вместе также Китой - Онот (1999), Укучикта (2000) и Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут - Катунь (2001).

Выбор маршрута - пеше-водное путешествие по Плато Путорана - был для нас самих слегка неожиданным: мы готовились или сделать "шестерку" в Средней Азии или сходить на Башкаус на Алтае. Но в мае мы получили заманчивое приглашение от Сергея Офицерова провести спортивную экспедицию от ФСТ ОТМ по Путоранам: пройти двумя группами общую часть, а дальше идти по разным маршрутам, с целью прохождения и описания "белых пятен", еще существующих на плато. Таким образом, была проведена совместная организация заброски в начальную точку маршрута и получение разрешения на пребывание в заповеднике (см. раздел "Погранзона и заповедник").

Предполагалось вместе с группой Сергея Офицерова пройти часть маршрута до озера Аян (пешая часть до р. Б. Хоннамакит и сплав по ней до водопадов), а далее, разделившись, идти разными путями. Нам предстоит идти пешком до Орана и сплавляться по нему, с дальнейшим выходом в поселок Волочанка. Им - плавание по р. Дулисмар, реке Яктали; переход к оз. Манумакли; сплав по р. Иркинда, сплав по р. Орокан; пеший переход из оз. Кета в р. Тонель-Гагогар и сплав по ней до оз. Накомекен с возвращением в Норильск.

Задачей нашей группы было решение проблемы, которая уже много лет занимает умы любителей этого сурового края, - полное прохождение реки Оран, детальное описание не пройденной ранее части каньона, кино и фотосъемка ключевых препятствий. Начиная с 1980 года, несколько раз предпринимались попытки полного прохождения Орана, однако сведений о прохождении 3-километрового участка перед вторым правым притоком в доступных нам материалах не существует. Все группы, приходившие на Оран, обносили этот участок, с большим трудом вылезая наверх каньона: сложность порогов явно превышала 5-ю категорию сложности, на которую были заявлены эти группы.

График прохождения маршрута был запланирован с учетом сильной ограниченности сроков: нам нужно было уложиться в 4 недели (Москва - Москва). Соответственно, у нас не получалось, пройдя Оран, продолжить поход совместно с группой Офицерова, менее ограниченной во времени, и вернуться в Норильск без помощи вертолета. Более того, так как рейсы из Волочанки выполняются нерегулярно, необходимо было запланировать несколько дней на возможное ожидание вертолета. Таким образом, у нас получился очень плотный график движения, практически без дневок. На "выброске": 360-и километровом участке без особых препятствий после впадения Орана в Хибарбу - предполагалось проходить по 70-80 км в день, интенсивно работая веслами по 10 часов в день.

Особенность данного маршрута - значительная часть пути проходит по безлесной зоне (9 дней - необходимо брать примусы или газовые горелки и бензин или газ) и, кроме того, в безлесной зоне проходят два стапеля из трех, причем ближайший лес растет в нескольких десятках километров. Таким образом, было решено брать с собой полный комплект дюралевых рам для всех катамаранов.

Предполагалось, что, возможно, нам придется осматривать каньон р. Оран или вылезать из него при помощи веревок, поэтому было взято горное снаряжение (см. подробно об этом в разделе "О тактике прохождения р. Оран". У более половины нашей группы - неплохой горный или скалолазный опыт.)

Все это накладывало жесткие ограничения на вес снаряжения. Была проведена большая работа во время подготовки к походу, взвешено все снаряжение, выбрано из различных вариантов самое легкое, разработана уменьшенная раскладка (430г на человека в день.) В результате нам удалось уложиться в выходной вес от 40 до 50 кг на человека.

В качестве запасных вариантов предполагалось:

- в случае невозможности сплава по оз. Аян (оно могло быть покрыто льдом) или сильной задержки группы на первой части маршрута, сплавиться по р. Аян, далее по Хете до Волочанки.

- от оз. Аян переход на один из истоков р. Дулисмар, переход на р. Яктали, сплав по ней, сплав по оз. Дюпкун, переход на р. Наледная, сплав до оз. Хантайское, переход до р. Анамундакта, сплав по оз. Хета сплав по р. Рыбной до порта Валек (этот вариант не предусматривает вертолетной выброски)

- от оз Аян переход на один из истоков р. Дулисмар, переход на р. Яктали, сплав по ней, сплав по оз. Дюпкун, переход на р. Наледная, сплав до Хантайского водохранилища, далее - до Снежногорска, далее - катер до г. Дудинка (этот вариант также без вертолетной выброски).

Все эти варианты менее сложны технически, поэтому, хотя они и были нами тщательно проработаны на стадии подготовки к походу, мы были нацелены осуществить основной вариант - сплав по Орану. Что нам и удалось сделать.

На майские праздники нами был организован поход на р. Б. Лаба и р. Кубань. В нем принимали участие все члены группы будущего похода на Путораны. Дима Климов сшил новый катамаран, его успешно испытали.

График движения на маршруте

Дата Дни пути Участок маршрута Км Способ передвижения
1 2 3 4 5
11.07 1 Г.Москва - г.Норильск 3500 Самолет
12.07 2 Г/п "Валек". Ожидание катера
13.07 3 Г.Норильск - устье р. Б.Хикиканмыгда 800-900 м от поворота р. Хикиканмыгда на восток 180
Катер

19.07 9 До Б.Хонна-Макитского водопада, антистапель 33 Сплав
20.07 10 До реки Аян в 2 км не доходя до озера Аян
Стапель
Сплав и частичная проводка катамаранов вверх по течению р. Аян, до оз. Аян

Сплав

01.08 22 До устья р. Сатку 56 Сплав
02.08 23 До последнего левого притока перед впадением Аякли в Хету 75 Сплав
03.08 24 в 10 км после мыса "Через" 85 Сплав
04.08 25 На острове у развалин балка (координаты примерно 70 градусов 40 минут с. ш. 94 градуса 30 минут в. д.) 83 Сплав
05.08 26 До пос. Волочанка 60 Сплав
06.08 27 Ожидание вертолета
07.08 28 Дудинка- а/п Алыкель Вертолет, машина
08.08 29 Москва самолет

Итого - активными способами передвижения 611 км.

Транспортные возможности района. Подъезд и отъезд с маршрута

Норильск связан регулярным авиасообщением со многими городами России. Из Москвы ежедневно туда летают самолеты различных авиакомпаний. Мы выбрали рейс 2251, совершаемый авиакомпанией "Сибирь" в 22-40 в четверг, 11 июля. Норма провоза багажа- 30 кг. Билеты покупали заранее. Билет "туда" стоил 3900 рублей + 380 р. комиссионные сборы. Обратный билет мы не покупали, так как не могли точно рассчитать дату вылета. Обратно мы летели самолетом той же авиакомпании, но билет стоил 4800 рублей - так забавно в "Сибири" устроены тарифы.

До любой точки Путоран, откуда группа захочет начинать маршрут, можно добраться при помощи вертолета Норильского авиаотряда. Стоимость 1 часа полета вертолета Ми-8 - 36000 рублей. Оплачивать нужно полетное время "туда и обратно". Кроме того, дозаправка вертолета сильно удорожает мероприятие.

Из аэропорта "Алыкель" до гидропорта "Валек" можно добраться на автобусе, идущем на Талнах (140 р.), или договориться с частной машиной. Время в пути - примерно 1 час 40 минут. Как выяснилось, гораздо дешевле (20 р.) можно добраться до места, если ехать на городских автобусах с пересадкой в Норильске.

Пассажирского железнодорожного сообщения ни с Алыкелем, ни с Дудинкой из Норильска больше нет.

Добраться до начала пешей части маршрута - устья реки Хикиканмыгда можно на катере (время в пути примерно 7-8 часов, стоимость на группу в 15 человек 15000 р.), о котором нужно договариваться в Норильске, в бывшем гидропорте "Валек" либо на пристани напротив него. Договариваться лучше непосредственно с капитанами. В пятницу вечером катера обычно развозят отдыхающих, и большой группой уехать вместе с ними невозможно. Ночевать можно непосредственно на пристани, поставив палатку.

Выброска с конечной точки маршрута - пос. Волочанка - возможно только на вертолете. (Стоимость билета - 2939 руб, норма провоза багажа - 20 кг.) Теоретически, вертолеты летают два раза в неделю по вторникам и четвергам (по загрузке, т.е. если набирается полный борт). Реально, вероятность улететь оттуда существенно выше вследствие большого количества разнообразных незапланированных рейсов и внимательного отношения к туристам начальника местного аэропорта. Однако, при неблагоприятном раскладе, существует вероятность "застрять" там на неделю - другую.

Нам повезло - в момент нашей выброски вертолеты привозили детей из летних лагерей, привозили также группу судей для выездной сессии. Прилетал также санрейс, но нас на него не взяли.

Вертолет прилетает в г. Дудинку на аэродром на берегу Енисея. На катере пассажиров бесплатно перевозят в город, откуда можно уехать в Норильск или в Аэропорт Алыкель (70 км).

Погранзона и заповедник

1. В 2002 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", где сказано: "Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов и островов на указанных водоемах". Для того, чтобы не оказалось вдруг, что маршрут уже проходит по территории погранзоны, логично отправить запрос в Федеральную пограничную службу (она отправляет запрос в конкретный погранотряд) на пребывание группы в данном районе. В пос. Волочанка местный милиционер удовлетворился просмотром маршрутки и списком участников с указанием паспортных данных, заготовленных нами заранее.

2. Так как маршрут проходит по территории государственного заповедника "Путоранский", необходимо получить разрешение у директора заповедника к.б.н. В. В. Ларина. В просьбе необходимо обосновать свое пребывание в заповеднике. Адрес государственного природного заповедника "Путоранский": 663302, г. Норильск, ул. Комсомольская, д. 1, E-mail: plato@norcom.ru, тел. 46-86-84, 46-86-82, факс 46-86-84.

Лес на маршруте

В начале маршрута лес заканчивается при подъеме вдоль р. Геологической к истокам (см. описание Первой пешей части), и появляется только к середине сплава по р. Б. Хоннамакит. Далее путь лежит по лесной зоне, но в начале третьей пешей части при подъеме на верх плато (спустя несколько часов движения от оз. Аян) лес исчезает, и появляется только ближе ко второму правому притоку в каньоне р. Оран.

Описание первой пешей части

Первый пеший переход начинается от устья р. Хикиканмыгда, до куда нужно доплывать на катере по оз. Лама. Нужно двигаться вдоль озера, пересечь долину р. Хикиканмыгда, и далее двигаться вдоль долины р. Бучарама до первого левого большого притока - р. Геологическая. Далее подъем по р. Геологическая вплоть до перевального озера, спуск в долину р. Б. Хоннамакит, откуда начинается сплав.

Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана От места, где мы высадились с катера, нужно идти примерно километр вдоль озера по прибрежным камням для выхода на орографический правый борт долины р. Хикиканмыгда. Нагромождения плавника и кусты можно обойти по звериным тропам. Первый ночлег был через 2 км от начала пути вскоре после брода через р. Хикиканмыгда. Далее нужно двигаться вдоль долины р. Бучарама (долины этих двух рек параллельны в устье) по местами угадываемой тропе. Периодически тропа теряется в густых зарослях кустарника и болотах. Вероятно, лучше будет идти непосредственно по руслу р. Бучарамы, чем ломиться сквозь кусты. Наш путь лежал по орографически левому борту долины р. Бучарама в 200-500 метрах от нее.

До устья р. Геологической путь идет местами по зарослям карликовой березки, местами - сквозь высокие кусты. Рамы, которые мы несем с собой, постоянно цепляются за них, идти трудно. Два катамарана из четырех не имели штатных рам, поэтому в качестве оных были взяты по 6 дюралевых труб длиной 2.2 м. На пешей части трубы подвязывались по бокам рюкзака, что создавало определенные трудности с прохождением сильно заросших кустарником участков. Ночевка - не доходя до устья р. Геологической на полке в зарослях карликовой березки.

Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана После выхода к устью реки Геологической движение нужно производить прямо по руслу реки по крупной гальке. С высокими рюкзаками бродить через реку, разбивающуюся на много проток, гораздо легче, чем идти по берегу по постоянно теряющейся в болотах тропе. Второй орографически левый приток реки Геологической - каскад водопадов.

Удобное место для лагеря напротив правого притока, до которого от этих водопадов 3 км.

Логично бродить реку непосредственно от стоянки, т.к. дальше уклон ее резко возрастает, а еще выше она течет в каньоне. Отсюда начинается плавный подъем по каменистым осыпям на борт долины. Местами приходится продираться сквозь кусты. Недалеко отсюда граница леса. Здесь можно вырубить недостающие элементы рам катамаранов или заготовить дрова для групп, не взявших с собой примус или газовые горелки. Дальше это будет сделать негде.

Вскоре после исчезновения зарослей стланика пологий подъем сменяется крутым набором высоты. Нужно вылезать по крутому серпантину вверх с полки на полку. Путь пересекает правый приток с очень красивым водопадом. Спуск к воде очень крут. После притока - движение серпантином по осыпям вверх от полочки к полочке, постепенно приближаясь к верховьям реки.

Видно, что река внизу, в долине, течет в каньоне. Движение по руслу невозможно. Примерно в 20-30 минутах чистого ходового времени до места рекомендуемого лагеря у истоков реки в долине есть "каменный мостик"- перемычка, соединяющая два берега, и рядом - водопад.

Нужно идти справа у подножия крупной осыпи, после поворота видны истоки Геологической и хорошая зеленая поляна справа, хорошее место для лагеря. Дров на ней и в окрестностях нет. Р. Геологическая в нескольких сотнях метрах выше падает водопадом, подняться по нему крайне сложно. Река бежит в глубоком каньоне среди снежников и наледей. Следует подниматься правее по ходу движения на пологий взлет (около 12 минут). Далее, не теряя высоты, нужно пересечь небольшой мысок и по снежнику выйти к воде. От озера умеренный подъем по осыпям. Далее - движение по полочкам с постоянным набором высоты. Спуски зачастую очень круты и нелогичны. Движение легче производить по краю большой каменистой полки вдоль левого притока Б. Хоннамакита. Отсюда хорошо просматривается вся долина р. Б. Хоннамакит. Внизу - болота.

Полка постепенно снижается к воде. Видны петля реки и два холма - место стапеля. Не доходя примерно около 1 км до Б. Хонномакита следует уходить с плато влево, двигаясь на ориентир - два холма. По пути придется пересечь несколько полок со снежниками. Далее путь проходит по болотам. Через 2 ходки (по 15 минут) по ним - брод через р. Б. Хоннамакит в примерно 200 метрах выше его слияния с притоком. Еще через 3 ходки выход к небольшому озеру. На стапель можно встать справа за холмом.

Сплав по р. Большой Хоннамакит

Сложность препятствий на реке мы оценили не выше 4-й категории сложности. Все препятствия были пройдены нами "с наплыва", без осмотра. (Примечание: Нумерация препятствий р. Б. Хоннамакит согласована с параллельно идущей группой, описание может различаться.) Немногочисленные пороги сложности не представляют. Валы прямые, места и времени для маневра достаточно.

На верхнем участке реки сплав совсем неинтересен. Самое сложное препятствие- встречный ветер на плесах.

От места стапеля река течет среди широкой долины по лугам. Скорость в лучшем случае около 5 км/час. Много плесов с почти стоячей водой. За первые 2 часа сплава пришлось проводиться раз 7 через отмели и перекаты. Далее скорость течения увеличивается километров до 8 в час. Характер реки остается прежним. Примерно через 5 часов сплава- Не доходя 2- 2.5 км до правого притока р.Пэдэя - возникают первые препятствия - река уходит в "ловушки" - разбивается на несколько рукавов, из которых проходим в лучшем случае один. Остальные заканчиваются сливом через "гребенку" из камней, перепад на ней иногда достигает 2- 3 метров .

Шивера N1. Не доходя 2- 2.5 км до правого притока р.Пэдэя. Длина 200- 220 м .

Шивера N2. Через 300 20.07 td100%м после первой.

Шивера N3. Берега представляют из себя осыпи из крупных камней.

Шивера N4. Метрах в 500 после 3-й шиверы. Через некоторое время впадает р. Пэдэй.

Шивера N5. После впадения р. Пэдэй.

Шивера N6. Примерно через километр после шиверы N5.

Шивера N7. Расположена напротив выноса крупных камней притока. Река разбивается на несколько мелких проток, разбои. Основная струя идет под правым берегом, а затем разбивается на мелкие протоки и сливается налево через "гребенку" высотой метров 5, состоящую из крупных камней - конгламератов. Чистый проход невозможен, возможно, частично протаскивая катамаран, слиться по этому крутому сливу. Чтобы пройти слева, нужно уйти налево в самом начале шиверы, когда струя только начинает разбиваться на протоки. Но не факт, что там будет лучше.

Через 5 (?) часов сплава от места стапеля, за шиверой N7, появляются кустарники и первые деревца на левом склоне. В 200 метрах ниже есть место для палаток, костровище, доски; лежат рога, консервные банки.

Шивера N8. На левом берегу появляются первые деревья. Шивера мелководная.

Порог N1. Начинается километра за 3 до впадения правого притока р.Гулэми-Икэн. Проходится с ходу. Слабый прижим к стенке на правом повороте, далее - валы.

Порог N2. Напротив впадения р. Гулэми-Икен. Река поворачивает направо, затем- слабый прижим к левому берегу. На выходе - слив через полуобливные камни. Проходится с ходу.

Порог N3-4. Валы, бочки. Проходится с ходу.

Порог N5. Расположен ниже устья р. Чопко, после плавного правого поворота. Струя собирается под левым берегом, прижим к левой скале. Валы, бочки. Проходится с ходу.

Порог N6. С левого берега - невысокая скала, на которую есть слабый навал. На выходе- слив через подводную плиту, бочка.

Порог N7. Находится на слиянии трех проток - в русле два острова. Слабый навал на правый берег.

Порог N8. Ориентир: сужение долины. Бой в скалу правого берега. Слив через "гребенку" из крупных обливняков. Идется с ходу, без просмотра.

Порог N9. Правый берег - обрыв бурого цвета. Река сужается на правом повороте, бой в правую стенку. За порогом - участок шивер. Все проходится с ходу.

Порог N10. (шивера) Характерный ориентир: левый берег - бурые осыпи. Это ориентир водопада, расположенного непосредственно за шиверой.

Водопад N1. Водопад находится на слабом правом повороте. Перед ним река около 400 м идет вдоль каменистой полки высотой 4- 5 м . Водопад заметен издалека по характерному облаку поднимающейся вверх водяной пыли. Лучше чалиться к правому берегу в самом начале этой "полки", просматривать участок далее для определения чалки перед водопадом. Последняя чалка - метров за 80 до водопада, до нее можно зачалиться метров за 50. Перечаливались с береговой страховкой спасконцами у предпоследней чалки. Оттуда выносили катамараны на берег. На правом берегу - хорошая стоянка. Отсюда начинается пеший переход на озеро Аян.

Общее время сплава от предыдущей стоянки- 3-4 часа (включая 2 привала минут по 20).

Описание второй пешей части

Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана Тропа идет сначала вдоль берега Б. Хоннамакита, переходит приток Чопко 2-й. При нашем уровне воды проблем с бродом не было. Здесь тропа раздваивается- одна идет вниз, ко 2-му Хоннамакитскому водопаду, другая - наверх, по которой нужно подниматься и идти, забирая вправо от р. Б. Хоннамакит. Тропа вначале хорошая, затем - заболоченная. Двигаться следует на восток, огибая слева небольшую высоту. Обогнув южный склон высоты, необходимо держаться правее и постепенно спускаться вниз. Пройдя примерно 7 км, тропа пересекает русло ручья с большим выносом. Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаСлева видно большое водное пространство - это р. Аян растеклась до размеров озера. Мы по ошибке приняли его за озеро Аян, построили катамараны, но затем пришлось протаскивать их вверх по течению - р. Аян разлилась многочисленными рукавами. До озера катамараны проводили 1.5 часа (тащили на веревочке, идя по берегу)- не факт, что пешком с рюкзаками дошли бы быстрее. Заночевали недалеко от мыса, где впадает в озеро ручей, по которому мы должны были идти, не перепутай мы его с тем ручьем, по которому спустились к р. Аян.

На пеший переход затратили примерно 5 ч. От водопада до места лагеря по прямой получается 13 км (использовали GPS).

Сплав по озеру Аян

Сплав по озеру Аян при попутном ветре, как пишут в отчетах, доставит Вам настоящее наслаждение. Однако нам не повезло, ветер был или встречный, или боковой. Поэтому поставить парус было невозможно, приходилось грести против ветра или протаскивать катамараны на бечеве.

В трех километрах от начала озера Аян (от того места, где из него вытекает река Аян), в устье первого по ходу притока, находятся домики - бывшая база института народов крайнего севера. Там есть домик, разоренный зверьем, и баня . Сплав (частично - проводка бечевой) катамаранов от места ночевки занял 1.5 часа. На озере опять волны и боковой ветер, уносящий катамараны к противоположному берегу. Возле бани - дневка. На следующий день плывем по озеру с 14-30 до 23-30. Чистое Ходовое Время=4ч 40м. Прошли 18.5 км. Тактика движения - движемся вдоль берега (он справа по ходу движения), на мысах чалимся, поджидаем друг друга.

В последний день сплава по озеру вышли в 14-30, приплыли к началу волока (устье р. Холокит - Икэн) в 20-00. Последние несколько километров был попутный ветер, а все остальное время - встречный. Всего за день плыли 3-50 Чистого ходового времени.

Ночью начался сильный ветер, на озере появились большие волны. Хорошо, что мы успели доплыть до начала этой бури.

Озеро Аян поражает своей прекрасной суровостью: полное безлюдье, очень холодная вода, невысокие горы вокруг, внизу на них - лес, а с середины- осыпи, снежники, растительности нет. Берега конгломератные. Вода чистая, но не такая прозрачная, как на Байкале. Озеро длинное и узкое. Ширина - километра два.

Описание третьей пешей части

Судя по описаниям предыдущих групп, длина пешего перехода от оз. Аян до водопада на р. Оран составляет 75 км. Мы начали сплав чуть раньше, не доходя километров 5 до водопада, по одному из истоков Орана - р. Делогучи. Мы прошли это расстояние за 5 дней.

Сначала мы поднимались вдоль р. Холокит - Икэн, далее выходили к истоку р. Холокит, поднимались по нему вверх и шли по верху плато, обходя слева г. Холокит. Далее выходили к истокам р. Делогучи, и спускались вдоль нее вниз, пока не смогли начать сплав.

От места антистапеля - устья р. Холокит - Икэн следует идти в сторону левого (орографического) борта долины. Набор высоты умеренный, по скальным выносам и мелким болотцам среди негустого леса. Урез Аяна имеет отметку 469 метров над уровнем моря.

Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана Через 1-20 чистого ходового времени от стоянки уперлись в каньон с глубиной примерно 100 Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана метров и шириной 40-60 метров. Не следует путать - это не истоки р. Холокит (они будут сильно дальше), это просто овраг, он обозначен на картах - километровках. Стенки практически вертикальные. Нужно идти вдоль каньона до того места, где стенки станут ниже и положе. Нам пришлось развернуться и с набором высоты уходить назад. Минут через 15 ходьбы высота стенок уменьшилась до разумных пределов. Здесь есть относительно пологий спуск. Пересечение оврага заняло 10 минут. На будущее - можно рекомендовать круче уходить от озера Аян вверх по склону, чтобы заранее обойти это препятствие.

На склоне оврага есть место для обеда - удобное место, ручеек, деревья. Здесь еще можно срубить недостающие элементы рамы, скоро лес заканчивается. Далее путь лежит вверх по долине с постепенным набором высоты. Под ногами - скальные осыпи вперемешку с небольшими болотами. (Координаты точки пересечения оврага (passcanion) - в приложении.)

Мы делали ходки по 20-25 минут, привалы сократили до минимума, потому что очень холодно. Через 1-50 чистого ходового времени уперлись в глубокий овраг- это и есть истоки р. Холокит. За 20 минут ушли резко вверх по левому орографическому борту и вышли к его началу, т.е. на перевальную седловину. Здесь можно поставить лагерь. Ставим палатки на заранее расчищенные от камней площадки, воздвигаем стенки из камней, вяжем дополнительные оттяжки. Ужин готовим на примусах в палатке.

Ночью шел снег с дождем.

Далее до западного отрога горы Холокит по прямой 11 км, реально - около 14-и. Местность вокруг - камни, мох, мелкие цветочки, изредка курумник. Приходится обходить овраг (глубокий), который есть на карте - километровке. Постепенно поднимаемся на самый верх плато.

(Утром вышли в 11 часов, вечером встали в 20-05, на обед потратили 1.5 часа.) Целый день шел то снег, то дождь. Очень холодно. Делали ходки по 20 минут. Чистое ходовое время до обеда - 2-20, после обеда - 2-10. Лагерь поставили на западном отроге г. Холокит.)

Дальнейший путь предполагает несколько несложных подъемов по крупному курумнику, а затем - выход на мелкую щебенку, по которой идти легко.

Ночью выпал снег. Сантиметров 10. Выходим в начале 12-го. Первая ходка дается трудно - по курумнику (крупному), присыпанному снегом. К обеду подошли к подножью г. Холокит. Через одну ходку после обеда дошли до северного подножья г. Холокит (координаты в приложении - holokit). В районе горы Холокит две ходки шли по аномальной зоне - компас показывал все, что угодно, но не направление на север. На горе Холокит - триангуляционный знак. Подъем примерно 120 м. Очень ветрено, легкий "минус". С вершины горы легко сориентироваться, чтобы наметить дальнейший путь движения. Хорошо видна гора Котуйская, а рядом с ней - долина реки Котуй. Градусов на 45 влево, севернее, видна гора Камень. Это просто гора щебня, по сравнению с Котуйской совсем не смотрится. Путь нужно держать еще градусов на 45 севернее, через пологие увалы плато, северных отрогов горы Камень. Местность довольно однообразная.

До долины р. Делогучи примерно 5 км (для нас - 5 ходок). В истоках одного из притоков Делогучи встали лагерем на ровной щебенке, вокруг текут ручейки.

Здесь собираются ручейки, которые растекаются потом в две долины - долину Делогучи и долину Чопко - притока р. Холлокит. Ярко выраженного водораздела нет. Такое впечатление, что ручьи текут, просто пересекаясь и растекаясь в произвольных направлениях.

Двигаться нужно вдоль долины реки Делогучи. По любому берегу - мы сначала двигались по правому, затем перебродили на левый. С северной стороны Делогучи движение проходит по камням русла реки, но там тяжелее броды. Река разливается многочисленными рукавами. Характерное место - "Трехточие", здесь сливаются сразу три речки. Берега болотистые. Встали лагерем за "Трехточием", пройдя еще километра два вдоль реки.

После последнего правого притока Делогучи собирается одним руслом. Километра через 2 по ней уже явно можно плыть. Здесь у нас был стапель. Местность болотистая, леса нет. Появляются грибы в зарослях карликовой березки.

Сплав по реке Оран

От места стапеля - 2 км ниже впадения последнего правого притока р. Делогучи - плыли по Делогучи до слияния с Неракачи минут 15-20, а потом, по Орану, который начинается от их слияния, еще минут 10. Вода достаточно мощная, до водопада на реке несколько шивер с валами до 1 м. Проходятся с ходу. Плывем от чалки до чалки, ищем водопад.

Водопад на р. Оран. Высота отвесного падения - 30 метров. Ориентиры: вдали высокие скалы в вертикальную полоску ; от водопада вверх поднимается водяная пыль. Видно, что долина сужается. Сверху водопад почти не слышен. Чалка к правому берегу для осмотра и обноса.

Лагерь удобно поставить на правом берегу. По крупноглыбовой сыпухе можно спустить катамараны вниз, в каньон. Рекомендуем использовать для спуска веревки - достаточно крутой спуск. Можно ночевать и на левом берегу, там спуск лучше. Но чалка перед водопадом лучше справа (струя идет под левым берегом, а у правого- улов). Ночевать на левом берегу можно на полке у воды (метров 5 выше), закрытой с 3-х сторон скалами.

Расход воды в Оране после водопада оценоли 20 кубами.

О тактике прохождения р. Оран

Группы, побывавшие на Оране до нас, просматривали реку целиком с верха плато, а затем спускались в каньон. Некоторые группы начинали сплав от первого правого притока, с большим трудом спускаясь в каньон с применением веревок и альпинистской техники. Стены каньона сложены из слоистых структур с вкраплениями конгломератных камней и сильно "сыпятся". Только одна из групп, описанием которой мы руководствовались, начинала сплав от водопада.

Оран условно делится на 3 части: 1 - от водопада до первого правого притока, 2- от первого правого притока до второго правого притока, 3 - от второго правого притока до устья - впадения в р. Хибарба. Наиболее сложный участок - второй. О прохождении трех последних километров его сведений нет - все группы, отчеты которых доступны, обносили этот участок, уходя вверх на плато с большими сложностями.

Тем не менее наши предшественники составили полное описание реки, с указанием возможных стоянок и мест, где можно вылезти наверх, которым мы могли руководствоваться при прохождении. (Оказалось, что описание самого сложного участка расходится с действительностью - или осмотр порогов велся с верха каньона, или русло реки изменилось, что характерно для Путоран.) Проблемным представлялся вышеуказанный трехкилометровый участок, про который было сказано, что на нем расположено 3 водопада - высотой несколько метров. Непонятно было, сумеем ли мы их пройти, а в случае невозможности прохождения - сумеем ли мы их обнести по низу каньона, или нам придется вылезать наверх. Также непонятно было, возможно ли будет зачалиться перед водопадами для просмотра, или просматривать их нужно будет по скалам, с использованием веревок и крючьев.

При подготовке к походу было решено взять альпинистское снаряжение - беседки, веревки (40м), скальные крючья, закладки, карабины, усы (3 м), 1 жумар, 1 кроль, 1 шунт, 1 восьмерка, 1 ролик. Более половины участников нашей группы имели горный или скалолазный опыт.

Была разработана следующая тактика прохождения каньона: идем с просмотром "снизу", от чалки до чалки. Просмотр сверху был признан нецелесообразным - просмотреть каньон сверху трудно, а местами невозможно. К тому же, просмотр с высоты нескольких сотен метров не позволяет оценить истинной сложности препятствий. Сложные участки, которые не видно с воды и с берега, предполагалось просматривать с применением альпинистского снаряжения (забегая вперед, скажу, что снаряжение нам не пригодилось, но морально помогало). При невозможности прохождения водопадов и невозможности обноса "понизу" предполагалось вылезать наверх каньона.

Сплав следует начинать сразу за 30-метровым водопадом, спустив катамараны вниз по крупноглыбовой осыпи к воде. (Крутизна склона - градусов 30-40.)

За основу была взята лоция из отчета No5084, 1988г

Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана

1.Участок простых шивер. Заканчивается перед правым поворотом каньона. Слева впадает ручей. Проходили с наплыва, без просмотра со взаимостраховкой.

2. Порог (!) в сужении русла метров до 5. Слив высотой метра 2.5 шириной во всю реку, за сливом - мощная бочка. Под правым берегом в сливе над камнями слой воды сантиметров 20, можно, зайдя правее, пройти по краю бочки. Судя по лоции наших предшественников, ничего сложного на этом участке не должно было быть. Поэтому первоначально решено было идти весь участок до первого правого притока без просмотра. Однако в этом пороге перевернулся в бочке катамаран, шедший первым (экипаж No1). Правый гребец с катамараном зачалился в улово в 10 метрах ниже порога, левого выловил метрах в 50 ниже катамаран No2. Остальные экипажи прошли порог без оверкилей.

После этого происшествия тактика прохождения реки "с наплыва" была признана неудачной. Перед препятствиями, выход из которых не просматривался, стали чалиться, просматривать проход и страховать первый экипаж с берега спасконцом, следующие - с воды с катамарана. Те участки, на которых просмотр с берега не нужен, проходили тандемами, по два катамарана с взаимной страховкой.

3. Простая шивера. Проходим с ходу.

4. Мелкая шивера. Несильный прижим под стенку правого берега. При прохождении сломал раму катамаран No2.

5. Порог. Русло забито большими камнями. На выходе - слив. Проходим порог с осмотром и страховкой. Ничего особенного. Больше на всем участке до 1- го правого притока таких бочек, как в пороге No2, не было. Далее шли без осмотра до пор. No15. Воды у нас налило немало, почти все камни залило, на шиверах можно "скакать" по булыжникам вполне безболезненно. Прижимы не сильные, от них легко уходить.

6. Простая шивера.

7. Простой порог. Несильный прижим на левый берег.

8. Мелкая шивера на левом повороте реки.

9. Прямой участок быстротока. Справа впадают два ручья.

10. Прижим к правому берегу.

11. Простая шивера.

12. Участок быстротока протяженностью метров 250.

13. Шивера на плавном левом повороте.

14. Участок быстротока около 100м. В конце следует пристать к левому берегу для просмотра пор. 15.

15. Порог. Расположен на крутом левом повороте. Русло забито обливными камнями. На выходе слив и прижим под скалы правого берега.

Нужно заходить, максимально прижимаясь к камням слева. Порог проходили с осмотром и береговой страховкой. Весь остальной участок до 1-го правого притока проходили без осмотра.

16. Участок быстротока на правом повороте реки.

17. Шивера. Основной проход по центру.

18. Простая шивера на прямом участке реки.

19. Прямой порог расположен за правым поворотом реки. Слив по центру высотой около 1.5 метра.

20. Шивера на левом повороте реки.

21. Порог. Чистый слив у правого берега высотой 1.5 м. За порогом река поворачивает направо.

22. Быстроток с обливняками. Высокие стены.

23. Порог. Слив под стенку правого берега. Осыпь на правом берегу.

24. Простая шивера на прямом участке реки с прижимом в конце к левой стенке.

25. Участок мелких шивер длиной около 200м. В середине участка - левый приток, р. Майнага.

26. S- образный поворот. В конце участка- прижим влево. На правом берегу - ровная полка.

27. Через 150 м от преп. 26 - прижим к левому берегу. Справа - приток. Правый берег низкий. Большая полка невысоко над водой, приятная травка и цветочки. Ни леса, ни даже маленьких кустиков еще нет. Высота стенок каньона - метров 100. Хорошее место для лагеря. На притоке - 70-метровый водопад.

От водопада до 1-го правого притока дошли за полдня, включая обед, починку рамы, отдых после киля и осмотр двух препятствий. Далее начинается более сложный участок - от первого правого притока до второго правого притока. Идем с ходу до пор.32, пока удается ориентироваться по лоции. Но характер препятствий поменялся: более мощные бочки, большие обливные камни в русле.

28. Простая шивера. В конце - прижим к скале правого берега.

29. Простая шивера на прямом участке реки.

30. Крутой поворот направо. За поворотом шивера, в конце которой - прижим налево. Затем плавный левый поворот, прямой быстроток.

31. Участок быстротока. Слева - удобная полка для лагеря, за ней слева впадает ручей. От устья ручья начинается пор. 32.

32. Порог. Двойной навал на правый берег. Справа впадает ручей. Особой сложности не представляет. Прошли с осмотром и страховкой с берега и с катамарана.

Далее у нас начались некоторые сложности с привязкой к лоции. Полка с лесом на правом берегу появилась в районе пор. 38 (Почему- то такой очень характерный ориентир в лоции указан не был.) (пор. 32- галечного острова в русле не было). 34-й порог- участок с полкой для стоянки - определили, 36-й - определили, а дальше справа- полка с лесом. Неужели мы уже в районе 46-го порога? Проходим еще ряд шивер и порогов (они мало отличимы друг от друга), в основном, это крутые горки, забитые обливниками, с бочками; затем на повороте - прижим. Пытаемся сориентироваться. Проходим несколько мощных порогов с осмотром, начинаем искать водопад. Идем с осмотром, если видим за препятствием чалку - идем с наплыва.

33. Шивера с прижимом влево. Через 100 м после пор. 32.

34. Участок быстротока длиной около 400 м. В середине участка правый берег понижается, образуя ровную полку, удобную для стоянки (дров нет).

35. Простой порог. На левом повороте реки. Слив под правобережные скалы. За порогом- участок быстротока No 36.

36. Участок быстротока. Примечателен тем, что с правого берега к воде подходит длинная осыпь. Вероятно, при сильном желании можно выбраться наверх. В конце участка водопадом впадает ручей. За левым поворотом- No37.

37. Простая шивера.

38. Мощная шивера.Ряд сливов по центру.

39-41. Ряд порогов, представляющих собой крутые горки, забитые обливниками, за которыми стоят бочки. На повороте - прижим. Пороги разделены короткими участками быстротоков. Основная примета - высокая полка с лесом на правом берегу.

Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана Описание участка: На правом крутом берегу при правом повороте появляется лес. Шиверы. Далее река по дуге уходит налево. Справа два ручья впадают под сходящимся углом с расстоянием в устье примерно 100 метров. Дальний из ручьев образует у воды трехступенчатый водопад. Справа- стена. У конца стены на камнях возможна чалка. Осмотр. Река уходит влево сквозь ряд полуобливных камней и течет вдоль левой стены. Русло засорено камнями. Слив прямой, с небольшим навалом на левую стенку. На стене характерный магматический рисунок. Перепад 2-2, 5 метра. Страховка справа. Далее через 30-40 метров- слив двумя ступенями. Навал на правую стенку. Большое улово слева. Слева впадает небольшой ручеек. Поворот направо. Небольшая полочка справа с несколькими деревьями. Шиверы. Впереди в 300-400 м на левом берегу появляется лес. Чалка к любому берегу. До пор. 43, где нам, наконец- то удалось "привязаться" к лоции, шли с осмотром, от чалки до чалки.

42. Шивера. Валы, обливняки. На шивере нужно чалиться, т.к. за ней начинается пор. No 43. Рекомендуется просмотреть и наметить чалку заранее. Чалка возможна как справа, так и слева.

43. Порог (!). Через 50 м после порога слева впадает большой приток, текущий в долине (сильно больше тех ручьев, что впадали ранее). На нем в 200 метрах выше - водопад. С левого берега - большая полка с лесом. Порог - в невысоких скальных стенках, метра 3-4 высотой. Представляет собой пологий слив перепадом метра 2.5, навалом на левую стенку и громадной бочкой. Страховка с левого берега в том месте, где скальные стенки понижаются. Полка проходит на высоте 3-4 метра. Напротив - небольшой водопадный ручей.

Первый экипаж (No4) прошел порог "с наплыва" просмотрев его с воды. Порог был пройден успешно. Зачалившись, ребята просигналили следующим экипажам, что необходим осмотр. Оставшиеся три экипажа проходят порог со страховкой с воды и с берега - спасконцом. Порог сильно отличается от предыдущих, заметно мощнее. Один из экипажей "стучится" о левую стенку, но все заканчивается благополучно. В бочке все катамараны сильно тормозило, притапливало левый баллон.

44. Шивера на прямом участке реки. Идем, предварительно просмотрев участок с полки левого берега - ищем водопад No 48.

45. Левый поворот в конце прямого участка. Прижим под правый берег. За поворотом - быстроток No46.

46. Быстроток на прямом участке реки. В конце участка на правом берегу появляется лес. Но места для стоянки нет - берег крутой, полок не видно. Несколько несложных шивер.

47. Шивера - крупные обливники, бочки. Левый берег - крупногалечная отмель. На узкой покатой полочке - лес. Встаем на ночевку на узкой полочке. Площадки под палатки приходится делать, выкладываем их камнями и мхом. Дрова есть.От первого правого притока вышли часов в 12, на обед и ремонт рамы (в связи с появлением леса укрепляли всю ту же сломанную ранее раму) потратили 3 часа, на ночевку встали в 20-30.

Внимание! Рекомендуем просмотр шиверы для того, чтобы определить место чалки перед водопадом No48.

48.!!!Водопад. Вода без какого-либо подпора сразу уходит в водопад высотой метров 5 (общий перепад). Вода сливается через несколько "рукавов", несколько сливов, разделенных камнями (сливы примерно по 1.5-2 м высотой). У левого берега слив совсем узкий. У правого берега большая полка, которая при меньшем уровне воды залита не будет. А при нашем уровне воды - на ней сантиметров 20, все это сваливается в косую бочку, а затем вся вода водопада сваливается еще в одну бочку, откуда - сильный бой в левую стену с отбойным валом. Отбойник сильный.

Рюкзаки от лагеря обносим сразу за водопад. По левому берегу. Обносим также катамаран No3 - на страховку. Ставим двоих людей с береговыми спасконцами. Остальные - на съемку.

Первым прошел водопад экипаж No4. Они зачалились в улове под правым берегом перед водопадом, прошли пешком по полке правого берега, еще раз все посмотрели. Заходили вплотную к правому берегу, затем сливались по наклонной плите, а далее - через два слива, попадали сначала в косую бочку, затем - в прямую бочку. От левой стенки их отбросило отбойником. Экипаж No2 выполняет аналогичный маневр. Экипаж No1 на заходе садится баллоном на тот камень, который следовало пропустить бы между баллонами для правильного захода. Все-таки удается сняться и правильно развернуться на краю слива. В бочке сильно кидает.

49. Шивера за водопадом No48. Каньон становится уже и извилистее, несколько крутых поворотов. Вода очень мощная. Шиверы представляют собой ряд ступеней из обливняков с мощными бочками, на верхнем участке такое называли порогами.

50. Порог. Справа впадает ручей. Река поворачивает налево. В русле - большой камень. Камней много, хаотически набросаны обливняки с большими бочками, требуется постоянный маневр. Проходим с ходу, без просмотра. Рекомендуем просмотр начала порога с высокого левого берега. Этот порог вряд ли удастся полностью просмотреть с берегов - стенки вертикальные. Общий перепад высоты на 400 м порога около 10 метров. Нами этот порог был ощенен как наиболее сложный участок, из пройденных нами без просмотра. Чалимся для дальнейшего просмотра участка - к правому берегу.

51. Прямой участок 200м.

52. Мощная шивера.

53. Порог на прямом участке перед левым поворотом реки. Большой камень в русле, чистый проход и слева, и справа, еще далее - гряда крупных камней со сливами. Чалка к правому берегу. Около правого берега - большое улово с "грибом", выход из него на струю затруднен. Впереди - порог "Олимпийский факел".

54. Порог "Олимпийский факел". Река круто уходит вниз, сливаясь под левым берегом отвесным сливом высотой метра 4 с мощным боем под левую скалу, а в центре и под правым берегом - по наклонной плите, упираясь в мощную косую бочку. Далее в центре - характерный камень высотой метров 10 ("Олимпийский факел", сейчас бы порог назвали "Джойстик"- очень похож по форме). Проход справа от камня. Навал на скалы правого берега, еще ряд сливов с бочками. Мы заходили в порог справа, прижимаясь к правому берегу.

Первыми порог прошел экипаж No4. На наклонной плите их развернуло лагом, в бочку под плитой они вошли полулагом. Затем их кинуло на правую стенку, пронесло по оставшимся в пороге бочкам. Порог пройден. Экипаж No3 прошел аналогично. Экипаж No1 развернуло кормой вперед еще на сливе с наклонной плиты, дальше кормой вперед прошли весь порог, слегка стукнувшись о правые скалы. Экипаж No2 прошел так же.

55. Несколько мощных порогов со сливами 1-1.5 метра.

После прохождения "Олимпийского факела" плывем, ища порог No55 (2-2.5 метра, "чистый падун"). Нас ждет разочарование - находим ступеньку в сужении реки (там, где должна быть по лоции), пологий слив с бочкой, высота - от силы метра полтора. За ним еще один мощный слив с бочкой через всю реку, далее - еще один. Бочка оказалась мягкая. Таких сливов полно было выше, проходили их без просмотра.

Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана56. Мощный порог (!). Расположен метров через 200 после слива в сужении (No55).Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаЧалка для осмотра в улово на левом берегу, к скалам, на которые можно вылезти. (Места для чалки всех четырех катамаранов не нашлось, привязывали катамараны друг к другу.) Просмотр порога по высокой скале левого берега, приходится вылезать наверх, но обошлись без веревок.

Пологий слив высотой метра 3 с мощной бочкой в конце и навалом на правые скалы. Далее большое улово на повороте, еще один невысокий слив, далее метров через 300 водопад.

Проходили порог No56 со страховкой с берега и с воды. В бочке катамараны сильно тормозило, левых гребцов накрывало с головой. Экипаж No3 зашел правее, их зацепило каким- то маленьким уловом у правой стенки, на эту стенку навалило и попробовало кильнуть. Откренка помогла. Из улова удалось уйти с третьего раза, каждый раз открениваясь на скалу, чтобы избежать киля.

57. Водопад (!!). Осмотр одновременно с пор. 56 с левого берега, с полки над осыпью. Чалка перед водопадом у правого берега.

Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаДо сих пор было не очевидно, удастся ли водопад просмотреть и обнести в случае необходимости. Описания, сделанные группами, бывшими на Оране до нас, только констатировали наличие водопада. Не понятно было, видели его сверху каньона или проходили вдоль берега. Весь кусок от "Олимпийского факела" до 2-го правого притока и те, и другие обносили по верху каньона.

Вдоль водопада, по правому берегу, идет каменистая полка, и сразу за 2-м сливом можно спустить катамараны по большим булыжникам (при помощи веревок) на воду. За водопадом полно рыбы.

Водопад начинается узким сливом (ширина метра 3), вода падает метра на полтора и ударяется в выступ правой скалы, который еще сужает проход. Пенный котел. Далее, метров через 10, вспененная вода падает локальным прямым сливом высотой метра 3 - 4. Струя поднимается на поверхность метров через 30 после слива, вздуваясь грибами. Под сливом - мешанина из пены.

В первой ступени проход узковат, неминуемо нанесет на правую скалу. Скорее всего, положит. Вылезти там негде, далее придется под килем идти в 4-х метровый слив с непонятной структурой потока за ним. Обносим каты, спускаем на веревках сразу за второй слив, по очереди отходим. От места спуска катамаранов до 2-го слива метров 5, но в слив ощутимо подтягивает.

За водопадом река течет в скальных стенках. Ширина метров 15, длина быстротока - метров 50-70. Эффективная страховка прохождения водопада проблематична.

58. Порог на правом повороте. Стандартно - месиво из бочек и прижим влево, а дальше прямой участок с большущей бочкой через всю реку. Просмотр возможен с правого берега. Первые три экипажа "кантует" в бочке, ставит на "свечку". Последний экипаж проходит, прижимаясь к левому берегу - там "месит" поменьше.

За порогом река круто поворачивает направо, далее - несколько простых шивер. Справа впадает большой приток с широкой долинкой. Хорошая стоянка.

Прохождение водопада No48 начали в 11 часов утра, закончили в 14 часов. До второго правого притока дошли в 21 час. На обед не останавливались.

После впадения второго правого притока река слегка выполаживается, стенки каньона понижаются, но еще километров 10 тянутся пороги и шиверы. На этом участке довольно большие бочки, мощные прижимы. Идем парами, со взаимной страховкой. Чалимся для просмотра, если с воды не видно, как идти.

59.Мощная шивера. Валы, бочки.

60. Порог. Находится сразу за устьем левого притока на крутом левом повороте реки. Русло забито крупными обломками скал. Осмотр порога с левого берега. Перепад метра 3 на 50 метрах. Проходили порог с осмотром, страховка с воды.

61. Шиверы. Камни в русле. Проходили с ходу с взаимной страховкой.

62. Шивера. Река разделена на 2 рукава галечными отмелями. Проходили слева. Сливы, слалом между торчащих из воды камней.

63. Шивера.

64. Порог на правом повороте реки. На выходе навал на правый берег. Прошли с ходу.

65. Порог на прямом участке реки. Русло сужается, справа - большой камень, слева- коренной берег. Проходы достаточно широкие. Прижим вправо. Прошли с ходу со взаимной страховкой.

В одном из прижимов после пор. 65 перевернулся катамаран No2. Ребята шли первыми, но идущий за ними экипаж No4 увидел киль. Андрей с катамараном вылез на левый берег, а Вову ребята поймали ниже через пару шивер. Вову в какой-то момент оторвало от катамарана, а затем долго полоскало в бочке, где он сильно ушиб ногу- синяк во всю голень.

Далее - участок средних шивер и прижимов, постепенно упрощающихся до устья Орана.

От второго правого притока вышли около 12-и. До впадения Ораны в Хибарбу дошли к 13-40 (включая спасработы). До 17 часов клеили разорванное неизвестно где дно катамарана No3. До устья р. Сатку - левого притока Хибарбы доплыли в 21 час.

Сплав по реке Хибарба

Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаСплав по р. Хибарбе спортивного интереса не представляет. Это широкая река со скоростью течения километров 7 в час. Несложные шиверы, перекаты и, в основном, просто текущая вода. Незадолго до впадения Хибарбы в Аякли (километров за 10) русло реки сужается, появляются скальные стенки, здесь расположен несложный порог: большие валы и прижим к правому берегу. По нашим оценкам - категория сложности 4. Проходили с ходу с взаимной страховкой. От устья р. Сатку до впадения в р. Аякли дошли до обеда, часа за 3.

Сплав по реке Аякли

Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаСплав по р. Аякли спортивного интереса не представляет. По сравнению с Хибарбой это уже целое море воды, ширина реки несколько сотен метров. Но течение по- прежнему достаточно быстрое, примерно 8 км/час. Протяженность сплава- 100 км. Основное препятствие - встречный ветер.

За день доплыли от устья р. Сатку до последнего левого притока перед впадением Аякли в Хету. Плыли примерно 10-11 часов. Слияние Аякли с Аяном (отсюда река носит название Хета) явно не видно. Перед слиянием двух рек р.Аякли делает здоровенную дугу слева на право, далее следует галечный остров и слияние.

Сплав по реке Хета

Протяженность сплава 190 км. Это большая река с обилием островов, мелей, красивых заводей. Много рыбы. Река хорошо течет до фактории Камень (но на последних 5 км - три плеса с практически стоячей водой).

От фактории Камень течение падает до 2-3 км/час, река сильно разливается, сплаву мешает встречный ветер.

Через 2 часа плавания по Хете, при подходе к р.Чопку (левый приток) увидели с правого берега брошенную буровую. Залезали на вышку. Вечером встали лагерем на галечной отмели, долго выбирали место. Проблемы со стоянками - все берега подмыты, деревья падают в реку, везде грязь. Наверху - болота, на кочках - голубика. Мест для палаток нет. По берегам растет лук. Рыба ловится.

В этот день плыли также часов 10-11, ночевали километрах в 10 после мыса "Через", не доплыв минут 40 до избы и бани на высоком левом берегу.

К обеду следующего дня (примерно часам к 17) дошли до фактории "Камень". Это несколько брошенных домов на правом берегу реки. Далее река сильно разливается, множество островов, мели. Решаем идти в прямой видимости друг от друга, чтобы не потеряться в многочисленных протоках. Вечером ночевали на острове у развалин балка. (координаты примерно 70 градусов 40 минут северной широты 94 градуса 30 минут восточной долготы).

К 8 вечера следующего дня доплыли до Волочанки . В середине дня пережидали встречный ветер, ели морошку на болоте.

Стоимость похода (на 1 чел.)

Самолет Москва- Норильск 4280

Самолет Норильск- Москва 4800

Вертолет Волочанка- Дудинка (с багажом) 3000

Катер по оз. Лама 1000

Продукты 1500

Прочие расходы 1000

Итого: 15580 руб., примерно 500$.

Путораны 2002. Особенности снаряжения

Для прохождения этого маршрута нами было взято следующее специфическое снаряжение:

- Дюралевые рамы для катамаранов

- Примусы (2 шт) и бензин на 9 дней

- Горное снаряжение (веревки - 40м, беседки, скальные крючья, закладки, карабины, усы - 3м, 1 жумар, 1 кроль, 1 шунт, 1 восьмерка,1 ролик.)

- Палатки с сетками от насекомых, накомарники, репелленты

- GPS

- Сублимированное мясо и сублимированный творог.

Борьба с насекомыми

Каждому участнику желательно взять с собой накомарник. Также нужно купить репелленты в таком количестве, чтобы хватило на весь поход. (Мы брали Аутан - карандаш, одну штуку на двоих. От комаров он помогает, но ненадолго - быстро смывается водой. Приходится мазаться снова.)

До тех пор, пока не выпал снег, комаров было немереное количество. Рекорд - одним ударом ладонью убивалось 25 штук. (В группе Офицерова- 32, у них ладони больше). Под снегом комары исчезли, но появились снова, как только слегка потеплело. Сплав по Б. Хоннамакиту часть группы производила в накомарниках. Это слегка рискованное мероприятие - после "умывания" валом сквозь мокрый накомарник не видно ничего. На порогах накомарник все-таки лучше снимать.

Палатки должны обязательно быть с сетками, и в них нужно зашить или заклеить все дырочки более 1мм в диаметре. Только при этих условиях возможен полноценный отдых ночью.

Рыбалка в Путоранах

оз. Лама, оз. Аян, рр. Б. Хонна-Макит, Оран, Хибарба, Аякли, Хета

Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаВерховья Б. Ханна-Макита представляют собой цепь озер, соединенных рукавом шириной 6-8 м., глубиной до 4-х метров, а на перекатах менее 20 см. Течение только на перекатах. Вода очень чистая, хотя и имеет специфический цвет болот. Лучшие места для ловли - тихие ямы за сливами, улова за порогами, на стрелках. В верховьях хариус ловится как на маленькие (или очень маленькие) вращающиеся блесны, так и на мушки. На блесны - покрупнее - 500-800 гр., на мушки - от 50 гр. По утверждениям местных рыбаков, рыба ловится круглосуточно, но все же, по нашим наблюдениям, ночью и ранним утром клев значительно ослабевает. После впадения левого притока р. Юж. Неракачи воды прибавляется, появляются большие омуты с обратным течением. В них стоит хариус покрупнее - до 1 кг. Ловится лучше на мушки. Перед первым водопадом и после него рыбы нет. Б. Ханна-Макит оставил о себе впечатление не очень рыбной реки. На одну удочку (спиннинг) поймать много рыбы не всегда реально, вернее, надо кучу времени потратить.

Оз. Аян очень богато рыбой. В нем кроме хариуса обитают щука, голец, валек, кумжа, налим, и др. На средние и крупные вращающиеся или колеблющиеся белые блесны ловится крупный хариус (менее 600 гр. не попадался) и кумжа весом 2-4 кг. Ловится только в устьях ручьев и речушек, причем таких, где сразу идет глубина - кумжа, а где намыта песчаная отмель - обычно хариус. В Путоранах один рыбак без проблем может обеспечить рыбой любую группу, необходимо только правильно выбирать место ловли.

На р. Дологуча рыбы нет. Возможно, из-за того, что она зимой полностью промерзает.

На р. Оран ниже последнего 5-метрового водопада хариус стоит в огромных количествах.

В реках Хибарба, Аякли, Хета очень много различной рыбы. Если вода мутная, то ловля обычно безрезультатна. В чистой воде можно ловить на мушку - хариуса, на блесну - хариуса, щуку, кумжу, гольца, на червя - сига.

Плато Путорана - редко посещаемый район. Рыба не избалована современными хитроумными приманками, хватает все, что плывет или движется.

Техническое обеспечение группы

Видеокамера Sony DCR-TR7000

Видеокамера Sony 714

Фотоаппарат "Pentax ESPIO 145M"

Фотоаппарат Canon EOS 300, EF 24-85f/3.5-4.5 USM, EF 70-200f/3.5-4.5 USM

Фотоаппарат Canon EOS 500, EF 28-80f/4.5-5.6 USM

GPS Garmin eTrex Venture

Использование GPS на маршруте

Мы брали с собой в поход GPS Garmin eTrex Venture. За маршрут был израсходован комплект батареек. Точки в GPS для привязки на местности вводились нами не из OZI, а уже в маршруте, снятые с карты - соответственно точность привязки к местности была не идеальна. Точность определения координат достигала 30 метров и выше, а высоты изменялась в пределах до 100 метров (на дне каньона). Но, с другой стороны, так как ориентиры имеют изрядные размеры (г. Холокит, впадение ручьёв и т.д.), даже такой точности достаточно.

Отмечу, что привязка большинства порогов Орана при помощи GPS невозможна из-за высоких каньонных стен. Брать его в маршруты в дальнейшем мы, безусловно, будем.

Забавная подробность: всем было всякий раз интересно - сколько метров пройдено за ходку или сколько остаётся до фактории Камень, до Волочанки.

Будет любопытно взять с собой в следующий маршрут GPS с уже загруженными картами - существенно нагляднее станет ориентирование, благо статьями про это интернет наводнён.

Итоги, выводы и рекомендации

На наш взгляд, поход оказался очень удачным в спортивном отношении. Нашей группой, в которой были только двухместные катамараны, пройдены реки, совершенно разные по рас ходу и по характеру препятствий. Кроме того, наш путь проходил по различным природным зонам, различной местности. Выбранный нами вариант прохождения маршрута - заброска на катере по оз. Лама, а далее - ряд пеших переходов и сплавов - был наиболее логичным при жестких сроках похода и ограниченности группы в финансах.

Конечно, при наличии денег на вертолетную заброску, можно было бы сделать маршрут более интересным (например, пройти вместо Б. Хоннамакита какую-либо более сложную технически речку), но при существующих ограничениях по времени и по деньгам организация маршрута представляется нам оптимальной.

Нами была применена разработанная ранее система прохождения препятствий и страховки, которая позволила минимизировать время прохождения препятствий четырьмя судами, а также организовать эффективную страховку. В обеих аварийных ситуациях люди и катамараны были быстро вытащены на берег. Потерь в снаряжении не было. Была проведена подготовка к прохождению препятствий в глубоком каньоне в условиях, когда вылезти наверх каньона возможно только в нескольких местах и с применением альпинистской техники.

"Изюминкой" всего маршрута, несомненно, является прохождение реки Оран. Это наиболее нетипичная река Путоран. Течет она в глубоком каньоне, высота стенок достигает 200 метров. Стены сложены из цветных базальтов, напоминают слоеный торт. Выход наверх сильно затруднен, т.к. стены "сыпятся". Перепады на реке довольно значительны, сливы в пороге достигают 1.5-2.0 метра, в самых сложных порогах сливы до 3-4 м. Оран течет одним руслом, набирая силу к середине реки. Практически везде на порогах и шиверах есть концентрированная мощная струя шириной от 3 до 10-15м.

Нужно заметить, что мы, скорее всего, попали на Оран в "оптимальную" воду. Воды в реке было более чем достаточно для сплава на двухместных катамаранах (да и на более мощных судах - тоже), однако вода была большой, но не паводковой. При условиях малоснежной зимы и засушливого лета воды в реке может оказаться недостаточно для сплава, а в дождливое лето уровень воды поднимется, мощность препятствий еще возрастет, будут залиты "полки" по которым возможен частичный просмотр препятствий каньона и, при необходимости, их локальный обнос. Возможно, коротенькие участки быстротоков за препятствиями превратятся в мощную струю с проблемными чалками. В этом случае прохождение каньона станет еще опаснее, будет затруднена страховка, и любые ошибки экипажей, с большой вероятностью, приведут к аварийным ситуациям.

Первый участок реки, от водопада до 1-го правого притока, можно оценить 5-й категорией сложности. Опасность сплава увеличивается из-за необходимости проходить часть препятствий "с наплыва", без просмотра. Однако практически за каждым препятствием есть небольшой участок быстротока, теоретически позволяющий страховать катамараны, идущие слеquot;умываниядом. Особенность всей реки: на спокойных участках часто невозможно выбраться на берег.

Второй участок реки, до 2-го правого притока, сложнее, вода мощнее. Перепады становятся круче. Идти этот участок рекомендуется группам, способным проходить пороги 5-й категории сложности с наплыва. Бытует мнение, что водных маршрутов 6 к.с. в Путоранах не существует. Позволим себе не согласиться с этим утверждением. Последние 3 километра представляют собой проблемный участок р. Оран, падающей в глубоком каньоне водопадными сливами, оцененный нами 6-й категорией сложности. (Эти препятствия обносили группы, идущие на "5". Такое мероприятие требует тщательной подготовки и "шестерочного" опыта у группы.) Были пройдены все препятствия, кроме последнего водопада. Сложность этого участка увеличивается также из-за невозможности выбраться наверх (в критических ситуациях вылезти можно попробовать в считанных местах при наличии горного снаряжения, но безопаснее пройти водопады). При перевороте катамарана, идущего первым, спасательные работы будут проблематичны. Нужна проработанная тактика хождения тандемом и умение зачалиться практически в любом месте.

Последний участок, до устья, - проще. Но он также расположен в каньоне и оценивается нами как "пятерка" из-за невозможности полного просмотра и мощной воды. На нем также есть мощные бочки и прижимы. Проходить его рекомендуется с ходу, тандемом с обязательной взаимной страховкой.

Таким образом, сквозное прохождение всей реки Оран по большой воде на катамаранах-двойках, несомненно, можно отнести к 6-й категории сложности.

На всем маршруте, после расставания с группой Офицерова, мы не встретили ни единого человека. Естественно, подготовка к походу в условиях полной автономности, безлесной местности и глубокого каньона, потребовала очень тщательной подготовки снаряжения, что под силу только опытной схоженой группе.

Обычно группы, собирающиеся в пеше-водный поход по Путоранам, берут с собой легкие туристские, а не спортивные катамараны - с целью облегчения веса рюкзаков. С нашей точки зрения, именно наличие спортивных катамаранов с height=дюралевыми рамами вместе с немалым опытом участников похода и умением правильно и быстро оценить ситуацию способствовало успешному прохождению Орана. Подчеркнем, что этот поход совершила группа, по опыту готовая идти в любую алтайскую или среднеазиатскую "шестерку".

Поэтому группам, которые соберутся повторить наш маршрут и будут пользоваться нашим графиком движения и нашими описаниями препятствий, следует делать поправку на наш опыт и наше видение воды. Планировать пешие переходы в нашем темпе тоже следует с осторожностью - у нас немалый туристский (пеший, лыжный) опыт, мы были в хорошей спортивной форме и сильно торопились. У большей части нашей группы был неплохой горный или скалолазный опыт, но мы были настроены - лучше проходить водопады, чем вылезать по осыпающимся стенам каньона. Это очень рискованное мероприятие.

О горном снаряжении: в условиях осыпающихся горных пород совершенно бесполезны будут горные крючья, молотки и т.д.- снаряжение, рассчитанное на лазание по твердым горным породам. Возможно, найдут применение закладки, а еще более вероятно, петли и оттяжки.

В целом от похода осталось ощущение абсолютно классного сложного неординарного маршрута, не похожего ни на что, пройденное нами ранее.

Карты и схемы

Общая схема.

Карты плато Путорана.

Плато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато ПуторанаПлато Путорана - 2002     Отчет о водном (К-2) туристском путешествии 6 к.с. по плато Путорана

Литература

При подготовке к походу мы использовали следующие отчеты:

- No5084, 1988г, г. Новосибирск ("Честер")

- No4073, 1980г, руководитель Павлов Н.С, ("Тримаран")

- No2643 (пешая часть от оз. Ламы до Б. Хоннамакита)

Дневник похода

- Папа, а кто такие – водники?
- Это, сынок, которые катамараны
по горам таскают!

11 июля. Вылет из Домодедово. В норму багажа- 30 кг с носа - мы уложились. Рамы у нас взяли как габаритный груз, доплачивать не пришлось. Всю еду мы собирались покупать в Норильске, но и без еды у нас было по 35-37 кило на человека. Лишний вес сложили в полиэтиленовые пакетики, которые, как оказалось, за ручную кладь не считают, бирок на них не клеят и не взвешивают.
Группе Офицерова пришлось оставить провожающим ружье - стоимость провоза оружия - 500 руб/кг.

12 июля. Прилетели в Норильск рано утром. Беляков Олег (из группы Офицерова; он сотрудник Дудинской МЧС) встречал на «Газели». Увезли рюкзаки и завхозов (первые - в гидропорт «Валек», а вторых - закупать продукты на оптовый рынок). Мы все в «Газельку», естественно, не вошли и поехали на автобусе.
Доехали до гидропорта «Валек». Гидросамолетов там уже давным-давно нет, у причала стоят катера. На берегу - дощатый барак.
В этот день Олегу договориться насчет катера не удалось. Ночевали частично в бараке, частично в палатке на причале. Купили продукты, расфасовали и распределили по рюкзакам.
Продукты закупались в Норильске на оптовом складе на окраине города. Внешне полуразрушенные, но вполне выполняющие свою роль строения образуют один большой закрытый двор с кучей мошки и людей внутри, приехавших за покупками (это про людей, мошка просто на халяву пожрать прилетела).
Цены - на удивление, не выше московских. Есть все, от лука и чеснока до сыра и йогурта. Некоторые проблемы были с качественной колбасой и супами в пакетиках.
Закупив 90 кг продуктов, тут же на площадке взяли «Волгу» за 140 рублей до гидропорта «Валек». По пути заехали в Норильск, прослушали небольшую экскурсию и заодно купили забытый дома топор и фотопленки.
Хозяйственные Магазины в Норильске работают с 10 утра, раньше - только продуктовые. Кафе открываются не раньше 12-13.

13 июля. Уплыли только в 16-00. Были на месте часов в 9 вечера. «Заря» на 15 человек стоила 15 000 рублей. Ужинаем и собираем рюкзаки. Проходим 2 ходки (2 км) – до тех пор, пока не началась гроза. Спать легли в 3 часа ночи - ночи здесь белые, все равно, что день, что ночь.

14 июля. Вышли в 11-00. Идем двумя группами вместе. Соседский народ движется тяжело, за день прошли 8 км. Приходится долго сидеть, ждать отстающих. Встали лагерем в 21-00 среди зарослей карликовой березки, не пройдя запланированную на день часть пути. Обидно - немного прошли. Ходки чересчур маленькие - слишком «тяжелая» местность. До обеда чистое ходовое время - 1ч 40м, после обеда- 1ч 20м. Ходки по 10-15 минут. У параллельной группы рюкзаки изрядно тяжелее - килограммов на 8. Они несут, например, 2 топора, 2-е плоскогубцев, тяжелые спальники.
Местами тропа шла по высоким зарослям – с веслами и рамами, вставленными в рюкзаки, идти было очень тяжело. Но, чаще всего, тропы практически нет. Шли по левому орографическому берегу реки Геологической.
Комары лютуют. Целый день пасмурно, мелкий дождь.

15 июля. Вышли в 11-00. Лучше всего идти по руслу реки, по крупной гальке. Много проток, частые броды. Второй приток реки Геологической - каскад водопадов. Очень красиво. Встали лагерем напротив правого притока, до которого от этих водопадов идти 3 км. Здесь удобное место для лагеря.

16 июля. С утра - монотонный дождь. Всю долину заволокло туманом - в двух шагах ничего не видно. Позавтракали, и часть группы опять легла спать. Вышли в 13-30. Дождь не прекратился, но видимость уже метров 200. Горы закрыты туманом. Сразу от лагеря бродили на правый берег. Начинаем плавный подъем по каменистым осыпям и густому кустарнику. Через пару ходок делаем привал среди лиственниц и ольхи. Вырубаем недостающие элементы рам катамаранов (пару поперечин).
Через некоторое время уходим крутым серпантином вверх на полочку. Кустарник почти закончился. Дождь утих. Облака уносит ветром. Открываются прекрасные виды. Пересекаем правый приток с очень красивым водопадом. Дальше - утомительный набор высоты серпантином по осыпям вверх от полочки к полочке, постепенно приближаясь к верховьям реки. Обед сделали на очередной террасе. Нашли с трудом некоторое количество дров. Зато какие вокруг цветут цветы!
Видно, что река внизу, в долине, течет в каньоне. Доходим до «каменного мостика» - перемычки, соединяющей два берега. Рядом - водопад.
Проходим справа у подножия крупной осыпи, заворачиваем, - и видим истоки Геологической и хорошую зеленую поляну справа, место нашего лагеря. Дров теперь уже не будет до середины сплава по Б. Хоннамакиту. Достаем примусы и бензин.
Ночью, примерно в 4-00 начался шквальный ветер, который более- менее утих только часам к 10.
Итоги бессонной ночи: завалены все (кроме одной) палатки (в т.ч. и каркасная), повален общественный тент, у соседей унесло котелок…
Утром первым делом народ ринулся собирать по огромной поляне уцелевшие вещи. Все нашли.

17 июля. Подъем. Завтрак. Упаковываем рюкзаки. Желающие идут на экскурсию к водопаду, который образуется в месте выхода Геологической из озера.
Берем рюкзаки и начинаем подниматься на взлет. Открывается вид на красивейшее синее озеро. Фотографируем. Что-то желающих искупаться не находится - вода очень холодная.
Забираемся все выше и выше, с полки на полку. Вот, наконец, мы и на верху плато. Идем по его краю. Хорошо просматривается вся долина р. Б. Хоннамакит. Внизу - болота. Обед готовим на примусах. Во время перекуса замечаем внизу группу Офицерова. Они идут вдоль воды, по этим самым болотам. Видимо, воспитывают в себе силу воли.
Ну а мы движемся поверху. Тем не менее, и нам пора спускаться вниз, в долину Б. Хоннамакита, в болота. Бродим реку. Еще 3 ходки, и выходим к небольшому озеру. Обходим его справа и за холмом встаем на стапель. Началась рыбалка. На берегу - свежие следы медведей.
А вот и Офицеров с компанией. Радостная встреча. Встают рядом лагерем.

18 июля. Дождь. Стапель. Постройка катамаранов временами прерывается для поедания рыбы. Отплываем в 18:30. Хочется скорее уйти из этой безлесной болотистой местности. Хоть тут и рыбы немеряно, но бензина на ее дополнительное приготовление не запланировано.
Река течет среди широкой долины по заболоченным лугам. Приходится местами проводить катамараны через отмели. Мы настроены решительно - нужно доплыть до леса. Пока что по берегам ничего крупнее карликовой ивы не растет. Мысли о костре и хорошей стоянке заставляют нас постоянно грести. Наконец, скорость реки увеличивается, появляются первые шиверы, гребенки из камней, иногда со значительным перепадом- 2-3 метра.
Через 5? часов появляются кустарники и первые деревца на левом склоне. И дым от костра - первый катамаран уже нашел место для стоянки. В 200 метрах ниже есть место для палаток, видимо, кто-то здесь ночевал: костровище, доски, оленьи рога, консервные банки. До стоянки доплыли к 12 ночи, спать легли около 2.
Соседи подошли часам к 4-5 утра. Радостная встреча. Встают рядом лагерем.

19 июля. Солнечно. С утра ели рыбу. Собирались вяло. Фотографы бегали по склону - снимали пейзажи. Река течет в долине, которая периодически сужается. Основные препятствия - перекаты и шиверы. Появляются довольно мощные сливы, валы, но особой сложности они не представляют. Валы прямые, места и времени для маневра достаточно. В одном месте на реке не растаявшая наледь.
Мы с Петром плывем первыми, периодически чалимся - ищем водопад. Народ призвал меня к выполнению прямых обязанностей руководителя - поиска чалки перед водопадом - «как наиболее ответственного человека». Обсуждаем с Петром, почему столько групп в Путоранах умудрялись залететь в водопады. Чувствуется, Петру не очень нравится идти первым, но куда ж теперь с катамарана денешься… Так и плывем от чалки до чалки.
В нижнем течении реки два серьезных навала на скалу - они могут служить ориентиром приближающегося водопада. Водопад находится на слабом правом повороте. Перед ним река около 400 м идет вдоль каменистой полки высотой 4-5 м. Там нужно чалиться. Стоянка приятная, на полке над водопадом. По стоянке прыгал заяц.
Вешаю свою красную курточку на шесты, воткнутые в камни на месте последней чалки – на всякий случай, чтобы облегчить поиски водопада нашим друзьям, плывущим следом. Через некоторое время они подплывают. Очередная радостная встреча.

20 июля. С утра разбираем катамараны, фотографируем водопад и начинаем маленькую пешку на озеро Аян. Идем вдоль берега Б. Хоннамакита, затем бродим через приток Чопко 2-й. Оставляем рюкзаки и идем смотреть 2-й Хоннамакитский водопад. Зрелище впечатляющее. Сначала несколькими потоками вода падает с высоты метров 6, а затем - «узость» с «подсосом» под левые скалы. Желания проходить не было.
Возвращаемся к рюкзакам, поднимаемся вверх по глинистому склону. Далее - несколько ходок по лесистой болотистой местности.
Офицеров рекомендовал идти верхом, до ручья с большим выносом, и не спускаться раньше времени к р. Аян, вытекающей из озера. Но именно это мы и сделали. Мы дошли до русла какого-то ручья, спустились по нему вниз и увидели озеро (мы прошли от стоянки примерно 12 км). Мы решили, что все хорошо, собрали каты и поплыли к месту запланированной встречи с Офицеровым - бывшей базе Института Крайнего Севера, где собирались делать дневку и топить баню. Но не тут- то было. Озеро очень быстро кончилось, оказалось, что мы находимся еще на р. Аян, которая вытекает из озера. И нам нужно тащить каты вверх по течению через мелководные заливы. Этим мы и занимались часа полтора, пока не вышли в озеро. Тем не менее, народ решил, что по времени мы не проиграли - пешком с рюкзаками топать было бы не проще.
Погода испортилась, на озере - большие волны и встречный ветер. Быстрее тащить катамараны за собой на веревочке, идя по берегу, чем грести. До бани не дошли- заночевали недалеко от мыса, где впадает в озеро ручей, по которому мы должны были бы спуститься к озеру.
Параллельная группа, не сделавшая нашей ошибки, появилась к утру изрядно уставшая.

21 июля. С утра договариваемся с Офицеровым встретиться – таки у бани. Он сказал, что они дальше идут на р. Дулисмар и здесь наши пути расходятся.
Грустно – за это время мы все подружились, но что поделаешь. Мы спешим. Плывем до бани.
Баня в неплохом состоянии, но через нее прошел поток воды - речка изменила русло. На полу - сантиметров 10 глины. Отмываю от нее пол. Ребята вставляют разбитое стекло. А внутри в домике все разрушено. Офицеров предполагал, что это похозяйничала росомаха. Под домиком тоже вода.
Топим баню, ловим рыбу. У народа - рыбная лихорадка. Хотят поймать и съесть как можно больше. Ловится голец.
Вечером приходит Офицеров с ребятами. Отдают нам общее на обе наших группы снаряжение, предназначенное для прохождения Орана - горную снарягу и бензин.

22 июля. Прощаемся с группой Офицерова. Они останутся еще на день, мыться и отдыхать, а мы движемся дальше. Продолжаю борьбу за ранние выходы, но ночь и день перемешались, народ не может лечь рано и, соответственно, встать рано. Плывем по озеру с 14-30 до 23-30. Останавливаемся на обед и ловим рыбу. У каждого притока ловим рыбу. Прошли 18,5 км. Сильно замерзли и встали на стоянку. Едим рыбу во всех видах. Б-р-р-р.

23 июля. Погода переменчивая.
Утром едим рыбу. Саня пришел к завтраку и, смущаясь, сказал, что всех хариусов он отпустил, брал только гольцов. (Потом, на волоке, ему этих хариусов не раз вспоминали, да и до сих пор вспоминают.) Рыбалка приобретает цивилизованный вид. Неужели скоро начнут отпускать всех рыб? Могу есть только соленую красную рыбу, от жареной и вареной уже тошнит.
Опять плывем по озеру. Вышли в 14-30, приплыли к началу волока в 20-00. Последние несколько километров был попутный ветер, а все остальное время - встречный.
На берегу валяются металлические бочки – видимо, остались здесь от какой- то геологической партии. После этого, до фактории Камень, следов деятельности человека мы не встречали.
Разбираем катамараны, ловим рыбу.
Озеро Аян поражает своей прекрасной суровостью: полное безлюдье, очень холодная вода, невысокие горы вокруг, внизу на них - лес, а с середины- осыпи, снежнички, растительности нет. Берега конгломератные. Вода чистая, но не такая прозрачная, как на Байкале. Озеро длинное и узкое. Ширина - километра два.
Ночью по лагерю нагло гуляли (метрах в 10-15 от палаток) какие- то птицы – размером с курицу, блекло-желтые в коричневую крапинку. Слегка квакали. Наверное, вкусные. Не улетели даже при появлении человека. Рогатку бы…

24 июля. Ночью штормило. Ветер Ю- ЮЗ, довольно сильный. Повалило и порвало групповой тент. Каркасные палатки устояли, хотя некоторые оттяжки поотрывало.
Утром укладываем рюкзаки и начинаем наш третий пеший переход. Подъем не слишком крутой, идем довольно быстро. Через несколько ходок уперлись в каньон с глубиной примерно 100 метров и шириной 40-60 метров. Пришлось идти вверх по нему и искать место, где реально его пересечь. Утомившись, на склоне оврага сделали обед. Здесь приятное место, течет ручеек, еще есть деревья.
Дальше наш путь идет вверх, по осыпям и болотам. Деревья кончились как- то резко. Погода с утра не меняется - Ю-ЮЗ ветер, пасмурно, временами моросит дождь. Ходки по 20-25 минут, отдыхаем минут по 5, потому что очень холодно. Шли, пока не уперлись в глубокий овраг, по дну которого тек ручей. Выходим к началу оврага, решаем, что пора ночевать. Ветер стих, дождь прекратился. Выкладываем из камней площадки для палаток и стенки от ветра. Наученные вчерашним опытом, вяжем дополнительные оттяжки. Ужин готовим на примусах в палатке.
Ночью шел снег с дождем – в конце концов, мы ведь за Полярным кругом.
…….
Вове ночью приснился сон: приходит он в ресторан «Мажор» на набережной Туполева, где хозяин - его хороший друг, и заказывает красное лобио, чахохбили и графинчик белого французского вина. Подходит официантка: «У нас сегодня только рыба».
……

25 июля Ночью шел снег. Встаем в 9 утра. Выходим в 11. Наконец-то увенчались успехом мои старания вернуть группу в нормальный ритм жизни. Продолжают преследовать ночные кошмары. Мне сегодня приснился сон: я где-то в другом городе, в командировке, никого не знаю. Работала целый день, делать после работы нечего. Что же делать вечером? Пойду-ка я куплю спиннинг…
За день дошли до западного отрога горы Холокит, забрались на плато. Целый день шел то снег, то дождь. Очень холодно. Надеваем на себя всю одежду, какая есть. Петр на руки носки надел. Делаем ходки по 20 минут. Видимо, если бы снег не выпал, мы бы так быстро волок не прошли.
Комары все или подохли, или затаились где-то в своих комариных норках под снегом. Нет ни одного.
Местность вокруг - камни, мох, мелкие цветочки, изредка курумник. Пересекаем один глубокий овраг.
У Ильяса удивительное чувство рельефа - который раз убеждаемся, что он прокладывает наиболее оптимальный путь. Решаем, что лучше всего выпускать его идти первым и держаться за ним.
Встаем лагерем около 8 вечера на большой полке из мелкой щебенки.

26 июля. Ночью выпало сантиметров 10 снега. Выходим в начале 12-го. Сначала поднимаемся на следующую террасу по крупному курумнику, присыпанному снегом. Но потом выходим на мелкую щебенку, идти становится сильно легче. К обеду подошли к подножью г. Холокит. Для приготовления обеда натягивает тент, разводим примусы. Тепло одеваемся. (С утра Саня просил полиэтиленовый пакет, чтобы на голову надеть - кроме панамки он ничего с собой в поход не взял, перед походом с женой на юге отдыхал, мысль о снеге казалась бредовой.)
Вскоре после обеда дошли до северного подножья г. Холокит. Народ возжелал взойти. Я предпочла посидеть на рюкзаке. На горе стоит триангуляционный знак. Сильный ветер, по ощущениям, градусов пять «минус». Сфотографировавшись и сориентировавшись на местности, ребята спустились к рюкзакам. Все мероприятие заняло минут 40.
Я нервничаю - сроки похода очень жесткие, сколько времени реально займет прохождение Орана - непонятно, нужно торопиться…
Далее за 5 ходок дошли до начала долины р. Делогучи. Встали на ровной щебенке, вокруг текут ручейки. Холодно, около нуля. Камни в снегу.

27 июля. Весь день шли, ориентируясь по GPS на отметку «Вдп. Оран» - и прошли немало километров. Спустились к р. Делогучи и прошли вдоль еще несколько километров. Часть группы шла по левому берегу, часть - по правому, в прямой видимости. В результате выяснили, что слева болото такое же мерзкое, как и справа.
Встали лагерем не дойдя до долины Орана, но она уже была видна. Вечером спорим, откуда начинать сплав - от водопада или раньше. В споре рождается истина: «Завтра посмотрим».
28 июля. Встали рано, в 8-45, а в 9-30 уже был готов завтрак. Вышли в 10-45. Прошли несколько ходок. Река собралась одним руслом (после последнего правого притока). Явно можно плыть. Построили катамараны, пообедали и поплыли. Дождь. Постройка катамаранов заняла часа 2, потому что была одна «лягушка» на всех. Так бы еще быстрее собрались. Натренировались.
До слияния Делогучи с Неракачи плыли минут 15-20, а потом, по Орану, еще минут 10. Плывем от чалки до чалки, ищем водопад. Опять мы с Петром впереди. Татаре наши, которые так любят вырываться вперед, почему- то благоразумно держатся позади. Я, зная их повадки «упиливать», при подготовке к походу, подсчитав количество водопадов на маршруте, предлагала застраховать им жизнь в мою пользу, но им что- то эта идея не понравилась.
Водопад нашли легко, чалились для просмотра раза 3 всего: увидели вдали высокие скалы в вертикальную полоску; от водопада поднимается водяная пыль. Видно, что долина сужается. Прошли по берегу, нашли удобную чалку.
Водопад впечатляет. Отвесное падение метров 30. Ночуем на правом берегу. По сыпухе можно спустить катамараны вниз. На левом берегу есть лучший спуск вниз и ночевать можно на полке над водой, закрытой с 3-х сторон скалами. Но народ отказался перечаливаться, на левом берегу плохие чалки перед водопадом, опасно, да и снимать удобнее с правого берега.
Вечером пьем спирт. Последний волок закончен, начинается, хочется надеяться, очень интересный сплав. Появились долгожданные комары - потеплело.
Фотографируем водопад. Расход воды в Оране после водопада, оценочно, 20 кубов. В чуть большую воду зрелище будет исключительное – полная «подкова» воды, сыплющаяся вниз, но и сейчас вид великолепный. Сплав от водопада (насколько просмотрели вечером с верха и по лоции) примерно 4-й категории сложности - спортивной сложности, как нам сначала казалось, не должен представлять.
Грибы, добавленные в кашу, порадовали. Ребята говорят, по хариусу уже соскучились, Сане отпущенных на озере вспоминают…

29 июля. Погода к нам благосклонна. С утра – яркое солнце. Спать жарко.
После завтрака собираемся и спускаем катамараны вниз по крупноглыбовой сыпухе. К катамаранам привязываем веревки, страхуем сверху. Часа 2 возились со спуском катов и вещей. Начинаем сплав в 13-30. Договариваемся о том, в каком порядке идем и страхуем. Мы с Петром идем первыми. Проходим шиверу №1.
Далее - порог №2. По описанию - слив метра полтора, ничего особенного. Да сто раз на других речках мы полутораметровые сливы ходили, какие проблемы… Идем без просмотра. Порог представляет собой слив во всю реку, за сливом – бочка. Вот в нее- то мы и угодили. Если бы зашли правее - слились бы по камням, над которыми сантиметров 20 воды, и прошли бы бочку по краю. А слив - высотой метра 2,5 оказался. В общем, в этой самой бочке нас и положило. На счет «раз», как последних чайников. Кажется, зашли в бочку слегка под углом.
Я даже толком не помню, как нас киляло – настолько быстро все происходило. Меня протащило под водой, выплюнуло на поверхность. Весло в руке, катамаран далеко позади, Петр плывет впереди ката. Начинаю бороться за жизнь - подгребать веслом к берегу. В первый улов зачалиться не удалось, прошла на спасжилете шиверу, со струи наконец-то вылезла в улов. Рядом голос: «Тебе помочь?», - Вова и Андрей меня догнали. Я вцепилась в их катамаран - очень устала - и меня вытащили на берег. Мало не показалось.
Петр зачалился сразу за сливом, где мы перевернулись (натренировался в прошлом году с Женей на Аргуте киляться, моментом теперь на берег выскакивает), катамаран сразу за сливом в улов вынесло. Все вещи на месте, но мешок (герм), с застежкой, что Красное Солнышко делает, слегка воду пропустил, сахар подмок (это выяснилось уже на обеде). Выливаю из гидры воду, плывем дальше уже вторыми. Нас с Петром Река предупредила, мы поняли. Больше не выделываемся. Народ вокруг угорает, с какой силой я грести начала.
Рассказ Вовы о спасработах: «Плывем с Андреем вторыми. Ругаю комаров, периодически споласкиваю голову и тут, неожиданно, порожек со сливом (концентрированным) на правом повороте. Разгонялись примерно два гребка и, встав на полусвечу, вытягиваем кат из бочки. На берегу, кажется, все в порядке - стоит Петр, катамаран зачален. Но странный он - желтый. Начинаю понимать - кверху пузом. Петр указывает вперед на Светика, уныло рассекающую воду. Ломанулись за ней и метров через 40 вытащили. Высота слива явно больше двух метров, т.к. Петр, стоящий на фоне слива, явно не дотягивает ни до верха, ни до низа, а его рост- 186 см. Еще через километр - полтора в безымянной шивере сломали продолины (так же, как этой весной на Лабе) - похоже, что рама ката дожила свое. Ремонт совместили с обедом. У починенного «калеки» явно чувствуется правый уклон». Замечание: забавно наблюдать за починкой рамы в абсолютно безлесной местности. Много изобретательности нужно иметь…
Осматриваем и снимаем порог №5. Ничего особенного. Больше на всем участке до 1- го правого притока таких бочек, как мы с Петром нашли, не было.
Идем без осмотра до пор. №15. Там бой вправо, нужно заходить, максимально прижимаясь к камням слева. Весь остальной участок до 1-го правого притока проходили без осмотра.
Воды у нас налило немало, почти все камни залило, на шиверах можно «скакать» по булыжникам вполне безболезненно. Прижимы пока не сильные, от них легко уходится.
Идем тандемами по 2 катамарана, после препятствий поджидаем друг друга в уловах. Пороги 5 и 15 страховали спасконцами с берега.
Лагерем встаем в устье 1-го правого притока. Большая полка невысоко над водой, приятная травка и цветочки. Ни леса, ни даже маленьких кустиков еще нет. Высота стенок каньона - метров 100. Очень впечатляет, как из кинофильма «Золото Маккены».
Ребята идут смотреть 70-и метровый водопад на притоке. До него идти с километр, но чтобы увидеть - нужно неслабо лезть по крутой сыпухе. Не всем удалось пролезть. Стенки сыпятся. Снизу можно увидеть только кусок водопада - видно, как он падает с края плато, но не видно, куда падает.
Лазание по крошащимся стенкам произвело большое впечатление. В народе появилось мнение, что лучше мы будем водопады проходить, чем из каньона наверх вылезать.

30 июля. Встаем, как всегда, рано. Выходим - не очень. Идем сходу, пока удается ориентироваться по лоции. Но характер препятствий поменялся: более мощные бочки, большие обливные камни в русле. Фотографируем и страхуем порог №32. Полка с лесом на правом берегу появилась в районе пор. 38 (?) (пор. 32- галечного острова в русле не было). 34-й порог- участок с полкой для стоянки - определили, 36-й – определили, а дальше справа - полка с лесом. Неужели мы уже в районе 46-го порога? Проходим еще ряд шивер и порогов (они мало отличимы друг от друга), в основном, это крутые горки, забитые обливниками, с бочками; затем на повороте - прижим. Пытаемся сориентироваться. Проходим несколько мощных порогов с осмотром, начинаем искать водопад.
Идем с осмотром, если видим за препятствием чалку - идем с наплыва.
Первым экипажем шли Ильяс с Сергеем, им было велено чалиться перед любым подозрительным препятствием, похожим на водопад. В общем, в слив с громадной бочкой (перепад метра три- четыре, пологий) они влетели сознательно, просмотрев и оценив его с воды. Зачалившись, вылезли на берег, стали махать руками, показывая, что нам необходимо смотреть. С левого берега- полка с лесом, впадает левый приток. Сориентировались: это порог № 43. Он сильно отличен от предыдущих, заметно мощнее.
Оставшиеся три экипажа проходят порог со страховкой с воды и с берега – спасконцом. Снимаем на фото и видео. Экипаж, прошедший порог первым, предлагает назвать его «Привет». Обедаем. Наконец-то костер! Идет мерзкий дождик. Собираем грибы для супа. Вова и Андрей рубят лиственницы для рамы, вяжут продолины взамен сломанных. Вовин «Верблюжонок» характерен тем, что в начале каждого похода у него ломается рама (она объемная, сделана из тонких трубок). Ремонт и обед продлились часов до 7 вечера, но решаем все-таки пройти еще немного - хочется найти этот самый 48-й порог-водопад.
Я надеялась, что можно встать лагерем на участке №46 - там по описанию лес, есть выход наверх. Предполагалось, что там должна быть полка для стоянки. Но полки не было. Может, она и была где-то, но очень высоко. Около воды стоянок нет.
Идем /liдальше. Проплыли пару шивер (ничего серьезного), чалимся к левому берегу и идем осматривать реку вперед по крупногалечной отмели. Находим, наконец-то водопад. Впечатляет. Решено сегодня его не идти - уже девятый час вечера. Встаем на ночевку на узкой полке в районе препятствия 47. Площадки под палатки приходится делать, выкладываем их камнями и мхом. Дрова есть.

31 июля. День начинаем с прохождения водопада № 48. Рюкзаки от лагеря обносим сразу за водопад по галечному левому берегу. Обносим также катамаран Димы Климова - на страховку. Выбираем места для страховки с берега спасконцами. Все хотят фотографировать – наверное, будут эффектные кадры.
За ночь воды прибавилось сантиметров на 10, и не вызывает сомнений возможность прохода водопада вдоль правого берега.
Первым пошел катамаран Ильяса и Сережи. Они зачалились в улове под правым берегом перед водопадом, прошли пешком по полке, еще раз все посмотрели. Заходили вплотную к правому берегу, затем сливались по наклонной плите, попадали сначала в косую бочку, затем - в прямую бочку. От левой стенки их отбросило отбойником. Поздравляем ребят с первопрохождением. Далее идут Вова и Андрей. Маневр аналогичен. Дальше идем мы с Петром. На заходе садимся баллоном на тот камень, который следовало пропустить бы между баллонами для правильного захода. Все- таки удается сняться и правильно развернуться на краю слива. В бочке меня сильно кидает (подспустила надувная пирамидка), цепляюсь за раму, Вова потом мне долго выговаривал - «так нельзя, нужно работать». Водопад пройден.
Плывем дальше - начинаем искать порог «Олимпийский факел».
Каньон становится уже и извилистее, несколько крутых поворотов - проходим сходу порог №50, в котором, конечно, есть большой камень, но он перегораживает далеко не все русло. Но камней много, хаотически набросаны обливняки с большими бочка cellspacing=ми, требуется постоянный маневр. Этот порог вряд ли удалось бы просмотреть с берегов - стенки вертикальные, но с наплыва его проходить совсем даже неслабо. Справа впадает ручей.
Чалимся для дальнейшего просмотра участка – к право/strongму берегу. За порогом № 50- шивера, далее - камень в русле, чистый проход и слева, и справа, еще далее - гряда крупных камней со сливами. Чалимся снова к правому берегу. Впереди - порог «Олимпийский факел». Так же, как и на водопаде №48, открылся проход справа - вода сливается по наклонной плите по правым берегом, перепад метра 3. Под левым берегом вода отвесно падает с плиты, сильный бой в левые скалы. Но туда и не сносит, если заходить у правого берега. Навала на сам «Олимпийский факел» практически нет, проход справа от него широкий, но наваливает на скалы правого берега.
Первыми порог прошли Ильяс и Сергей. На наклонной плите их развернуло лагом, в бочку под плитой они вошли полулагом. Затем их кинуло на правую стенку, пронесло по оставшимся в пороге бочкам. Порог пройден. Дима и Саша прошли аналогично. Нас с Петром развернуло кормой вперед еще на сливе с наклонной плиты, дальше мы кормой вперед прошли весь порог, слегка стукнувшись о правые скалы. Вова и Андрей – прошли чуть лучше.
Пытаемся найти кулуар на левом берегу, по которому одна из групп вылезала из каньона. Брр… Наши скалолазы утверждают, что вылезать здесь опаснее, чем прыгать с 3-х метровых водопадов. Далее плывем, ища порог №55 (2-2,5 метра, «чистый падун»). Нас ждет разочарование - находим ступеньку в сужении реки (там, где должна быть по лоции), пологий слив с бочкой, высота - от силы метра полтора. Бочка оказалась мягкая. Таких сливов полно было выше, проходили их без просмотра.
А вот порог №56 «Двухступенчатый» приятно удивил своей мощью. Никаких двух ступенек там не было, был пологий слив высотой метра 2,5 с мощной бочкой в конце и навалом на правые скалы. Меня в этой бочке накрыло с головой и налило немало воды в ухо, а Диму и Саню зацепило каким- то маленьким уловом у правой стенки, на эту стенку навалило и попробовало кильнуть. Откренка помогла. Стали уходить из улова - но не тут-то было! Улово вцепилось в катамаран, опять подтащило к стенке, опять навалило на нее, опять откренились… Еле ушли, на четвертом обороте.
За этим порогом - водопад №57. Мы его увидели с левого берега, осматривая порог №56 (прошли по полке над осыпью). Наметили чалку у правого берега перед водопадом.
До сих пор было не очевидно, удастся ли водопад просмотреть и обнести в случае необходимости. Описания, сделанные группами, бывшими на Оране до нас, только констатировали наличие водопада. Не понятно было, видели его сверху каньона или проходили вдоль берега. Весь кусок от «Олимпийского факела» до 2-го правого притока и те, и другие обносили по верху каньона.
Вдоль водопада, как оказалось, идет каменистая полка, и сразу за 2-м сливом можно спустить катамараны по большим булыжникам (при помощи веревок) на воду. За водопадом полно рыбы.
Водопад в нашу воду на «двушках», видимо, непроходим. Начинается он узким сливом (ширина метра 3), вода падает метра на полтора и ударяется в выступ правой скалы, который еще сужает проход. Пенный котел. Далее, метров через 10, - локальный прямой слив высотой метра 4. Струя поднимается на поверхность метров через 50 после слива, вздуваясь грибами. А под сливом - мешанина из пены. Впечатляет.
О прохождении ступеней по - отдельности, видимо, можно было бы подумать, но вот обе ступени- желающих не нашлось. В первой ступени проход узковат, неминуемо нанесет на правую скалу. Скорее всего, положит. Вылезти там негде, под килем идти в 4-х метровый слив с непонятной структурой потока за ним (мы такое никогда не проходили) - удовольствие ниже среднего. Обидно. Обносим каты, спускаем на веревках сразу за второй слив, по очереди отходим. Ощутимо тянет к сливу.
Далее - порог на правом повороте. Стандартно - месиво из бочек и прижим влево, а дальше участок с большущей бочкой через всю реку. Слева вроде бы эта бочка поменьше. Мы с Петром идем последними, наблюдаем, как предыдущие экипажи «кантует» в этой самой бочке, осторожно заходим совсем слева. Кантует тоже, но меньше, по крайней мере, на «свечку» не ставит.
А дальше - второй правый приток, гостеприимная долинка, классная стоянка в лиственничном лесочке, маслята, жареная рыба. Красивейшие скалы каньона и вечерний дождик. Впереди - еще 4 км порогов и шивер, а дальше - 360 км до Волочанки.

1 августа. Собираемся с утра; выходим около 12-и. Под призывы «Не расслабляться» идем оставшийся после 2-го правого притока порожистый участок. Идем парами, с взаимной страховкой. Проходим три оставшихся порога. Около одного из них чалились, сверху посмотрели - как идти. На этом участке довольно большие бочки, прижимы.
В последнем прижиме кильнулись Андрей и Вова. Они шли первыми, но идущие за ними Ильяс и Сергей увидели киль. Андрей с катамараном вылез на левый берег, а Вову ребята поймали ниже через пару шивер. Его в какой-то момент оторвало от катамарана, а затем долго полоскало в бочке. Каску смыло – ее тоже выловили спасатели. (Вот ведь верно говорят про любовь к наступанию на грабли - на Аргуте и с меня, и с Жени такие каски срывало, но Вова видимо думал, что дело не в дурацкой застежке, а в голове. Но и с Вовиной большой головы тоже такую каску сорвало.) Вова был совсем никакой после вылавливания, сильно ушиб ногу, и после этого происшествия неожиданно стал проявлять живой интерес к лоции. Обещаю подвиг спасателей увековечить в отчете - они у нас почти как «Чип и Дэйл спешат на помощь». На самом деле, в этом походе Ильяс и Серега были лидирующим экипажем, чаще всего идущим первым.
Выплываем из Орана в Хибарбу, останавливаемся на стрелке. Выясняется, что Дима с Сашей порвали дно катамарана. Еще нет 2-х дня, но приходится останавливаться на обед и чинить катамаран. Чиним до 5-и часов дня. В это время Ильяс поймал 4-х хариусов, а мы с Петром набрали красной смородины.
Доплыли до устья р. Сатку. Вечером - компот из красной смородины и уха, а также обсуждение предложения плыть по ночам и спать по очереди на катамаране. Обещают меня в спальнике везти всю ночь - уговаривают, что будет сухо и хорошо. Настаиваю на том, чтобы спать в палатке и на суше. Серега – автор этой идеи - обижается.

2 августа. За день доплыли до последнего левого притока перед впадением Аякли в Хету. Плыли примерно 10-11 часов. Незадолго до впадения Хибарбы в Аякли русло реки сужается, большие валы и два прижима. В нашей лоции по Хибарбе что- то упоминалось про валы и прижим, но по большой воде. У нас народ был морально не готов к таким препятствиям (очень долго плыли по спокойной воде), но все катамараны прошли нормально. На стрелке с Аякли мы с Петром, вырвавшиеся вперед, ждали остальных под проливным дождем. Вся долина Аякли заполнена тучами. Подплывают наши ребята, эмоционально обсуждая прохождение последнего порога. Говорю Сереге, который был инициатором вчерашней идеи ночного сплава: «Серега, тебе крупно повезло, что ты меня вчера не уломал на ночной сплав». «Почему?» - Серега начинает понимать, что речь сейчас пойдет о неожиданном пороге. «Потому что ты бы увидел, что такое разъяренная фурия».

3 августа. Слияние Аякли с Аяном явно не видно. Через 2 часа плавания по Хете увидели брошенную буровую. Залезали на вышку. Вечером встали лагерем на галечной отмели, долго выбирали место. Проблемы со стоянками - все берега подмыты, деревья падают в реку, везде грязь. Наверху - болота, на кочках - голубика. Мест для палаток нет. По берегам растет лук. Рыба ловится, но не в промышленных масштабах. Вода мутная.
В этот день плыли также часов 10-11.

4 августа. К обеду (примерно часам к 5 дня) дошли до фактории «Камень». Это несколько брошенных домов на правом берегу реки. Вечером ночевали на острове у развалин балка. У Димы - день рождения. Пьем спирт, компот из красной смородины, едим жареные грибы.

5 августа. К 8 вечера доплыли до Волочанки. В середине дня пережидали встречный ветер, ели морошку. В Волочанке ночуем в гостинице. Вертолет был сегодня в 2 часа дня. Следующий будет послезавтра.

6 августа. Прилетал вертолет (санрейс), но нас не взял. Топим баню, моемся с большим удовольствием, пьем водку (120 руб. бутылка), едим оленину.

7 августа. Сегодня прилетели сразу два борта. Привезли детишек из лагерей отдыха и судей для выездного заседания. На одном из этих вертолетов мы и улетели. Желающих лететь из поселка немного - билет стоит около трех тысяч рублей, для местных очень дорого. Прилетаем в Дудинку, звоню в МЧС - передать горную снарягу для Олега. Приезжает машина МЧС, и по нашей просьбе увозит нас в аэропорт Алыкель. Самолет будет только утром, в аэропорту мы и ночуем.

8 августа. Прилетаем в Москву. Московская часть нашей группы разъезжается по домам, татарская – берет билеты на поезд до Набережных Челнов. Поход окончен.

Плато Путорана

Обзор составлен на основе личных посещений данного района, общения с председателем клуба туристов г. Дудинки "Таймгео" О. А. Беляковым и материалов отчетов, находящихся в библиотеке Московского городского центрального туристского клуба.

Ну что мне рассказать тебе про Север?
Твои сомненья это не рассеет,
Хоть сотни писем ты перечитай.
Здесь, как в любви, необходимо верить,
Чтобы понять необычайный край.

(автор неизвестен)

Плато Путорана - неизвестная, загадочная страна. Когда начинаешь рассказывать о хрустальных водах рек, мириадах водопадов, падающих со склонов "столовых" гор, ярких красках северных цветов на фоне камней и снега, не только обычные люди, но и многие туристы спрашивают: где это находится?

Общегеографическая характеристика

Плато Путорана -- наиболее приподнятый массив Среднесибирского плоскогорья, в верховьях рр. Пясина, Хета и в бассейне правых притоков Нижней Тунгуски. С запада его границей является долина р. Енисей, с востока долина р. Котуй. Максимальные высоты гор плато расположены в верховьях рр. Котуй, Курейка и Хета - 1528 (г. Котуйская), 1664 (г. Камень), 1542 (г. Холокит), 1701 (гора в истоках Хусана), 1592 (г. Сотку-Иое), 1560 (в районе оз. Хибарба-Дыл). Отсюда водоразделы постепенно понижаются во все стороны. Плато расчленено глубокими (до 1280 м) речными долинами, крутые склоны с многочисленными уступами, много подпруженных моренных озер. Наиболее крупные из них - Лама, Большое Хантайское, Кета (Хита). В рельефе преобладают плоские тундровые плато с невысокими вершинами. На западе, севере и востоке плато довольно круто падает к Приенисейской и Северо-Сибирской низменностям и Котуйскому плато. Район располагается на территории Долгано-Ненецкого и Эвенкийского национальных округов.

Гидрография

Реки района принадлежат к бассейну Нижней Тунгуски, непосредственно Енисея, а также Пясины, Хеты и Котуя. Русла рек пробивают себе дорогу в многослойных лавовых отложениях, то и дело пересекая пласты более твердых базальтовых пород. В таких местах образуются каньоны, пороги и водопады. Резкое наступление тепла после малоснежной зимы приводит к мощному кратковременному половодью. Кратковременность половодья связано и тем, что в горах нет заметных запасов снежников и ледников. Оптимальное время начала сплава 10-16 июля, срок освобождения крупных озер ото льда. В это время воды в реках еще много, дальше она будет падать. Замерзают реки плато своеобразно: лед образуется здесь сначала не на поверхности воды, а на дне в виде донного льда и шуги, которые постепенно заполняют почти все речное русло. Это вызывает подъем воды. Небольшие речки промерзают до дна. На многих мелководных участках рек образуются характерные для областей вечной мерзлоты речные наледи. Их можно встретить на реках и в начале августа. К концу зимы многие из них достигают 4 м и более. Коренные жители, эвенки, называют Путораны "страной озер с крутыми берегами". Озер здесь великое множество. В основном озера имеют фиордовый тип. Реки, стекающие с плато по тектоническим разломам, так или иначе заканчивают свой бег в Северном Ледовитом океане. Летом на реках, особенно бассейнов Хеты и Котуя, возможны сильные дождевые паводки с резким поднятием воды до 8-10 метров. Это обуславливается большой площадью водосбора и ущельевым характером рек.

Плато Путорана с полным основанием можно назвать страной водопадов. Их очень много. Наиболее интересные находятся в труднодоступной восточной части Путоран. Так, на р. Канда расположен один из самых высоких в России водопадов - 108-метровый. Немало водопадов, падунов и на сплавных реках: Гулями, Нерал, Дулисмар, Иркинда, Б. Хонна-Макит, верхней Курейке, верхней Хибарбе. Это обстоятельство необходимо учитывать при прокладке маршрутов.

Климат

Климат района суровый, резко континентальный. Весна, лето и осень укладываются в три месяца: июнь, июль, август. Свет и тепло в течение года поступают неравномерно. С середины мая до начала августа сумма инсоляции в Заполярье больше, чем на экваторе. Средняя температура января -32...-40 градусов. Средняя температура июля +8...+16 градусов, это самый теплый месяц. Кроме особенностей, связанных с высокими широтами, район путешествия расположен в полосе попеременного влияния континентального и арктического воздуха. Особенно существенна циркуляция атмосферы летом. В связи с постоянным ледовым покровом над Северным Ледовитым океаном массы арктического воздуха часто вторгаются на прогретый континент. Они прогреваются и увлажняются. Это вызывает циклоническую деятельность. Летом, в июле, на плато преобладают ветры северных румбов. Зимой, в январе, наблюдается противоположная тенденция: преобладают ветры южных румбов. Среднее давление воздуха летом 1006-1012 миллибар, зимой 1018-1030 миллибар. Плато Путорана имеет несколько повышенную норму осадков по сравнению с подходящей к нему с севера лесотундрой (500-800 мм в год). Несмотря на то, что холодный период в этих краях продолжительнее теплого, осадков выпадает в 3-4 раза меньше. Малое количество зимних осадков определяет небольшую высоту снежных покровов - от 30 до 80 см. Сильные морозы зачастую приходят до выпадения снега, что и способствует сохранению многолетней мерзлоты грунтов. Климат западной части плато Путорана более влажный, чем восточной, континентальной, части, с прохладным летом. Особенностью этого района является неравномерная освещенность и продолжительность дня по сезонам года. Полярный день летом постепенно сменяется на полярную ночь зимой.

Растительность

Плато Путорана расположено в субарктическом поясе, в зоне тундр, лесотундр и редколесий. На западе распространены густые темнохвойные леса, главным образом из ели и пихты. На востоке редкостойные леса из даурской лиственницы, наиболее устойчивой к промерзанию грунта. Примесь березы имеется только в долине р. Котуй. Граница редколесий поднимается до высоты 750-800 м на юге и 450-500 м на севере. Выше редколесий следует зона ернико-ивняковых кустарников. Выше 850-900 м на юге и 550-600 м на севере начинаются горные тундры. Наиболее высокая часть Путоран, от 1200-1350 м, представляет собой горную арктическую пустыню.

Восточная часть плато Путорана отличается от западной. До высоты 400 м горы заняты лиственничными лесами, далее следует зона лиственничных редколесий, простирающаяся до высоты 500 м. Выше проходит подгольцовая зона, представленная ольхой, ивой, ерником. Выше 800 м расположены глинистые болота. Они глубоко оттаивают во время дождей, становясь труднопреодолимой преградой для пешеходов. Ранним летом (в июне и начале июля) тундра покрывается ковром из цветов: синие колокольчики, альпийская незабудка, горечавки, полярные, желтые и белые маки, оранжевые жарки. На болотах и во впадинах большое количество пушицы. Ко второй половине июля большая часть цветов отцветает, и лишь у снежников и ледников продолжает бушевать огонь красок. Здесь весна задерживается. Среди тундровых растений преобладают различные мхи и лишайники, низкорослые кустарники, многолетние травы, главным образом осоки и злаки. По речным долинам, защищенным от ветра, и их склонам располагаются заросли тундровых кустарников: карликовой березки, северной ольхи, полярной ивы. У подножия плато и по широким, лесистым долинам рек можно встретить бруснику, чернику, шикшу, голубику, а на заболоченных участках - клюкву и морошку.

Животный мир

Наиболее значительным представителем животного мира Путоран является дикий северный олень. Летом стада оленей, спасаясь от гнуса, откочевывают в тундру, поближе к океану. Нередки встречи с ними и в пригольцовой зоне. Миграция оленей на юг, в Эвенкию, начинается в конце августа. За оленями следуют волки, россомахи, песцы. Бурого медведя можно увидеть не только в долинах рек, но и мышкующим в горных зонах арктической пустыни. Здесь обитают зайцы, лисицы, белка, горностай, соболь, лемминг. На широких, лесистых излучинах рек можно встретить лося. Уникальным представителем животного мира Путоран является снежный баран. Сохранился в небольших количествах в бассейне рек Аян и Хибарба. Занесен в Красную книгу. Из птиц в зонах тундры и лесотундры водятся гуси, различные виды уток, белые и северные куропатки, чайки, трясогузки, полярные воробьи, белозобые и краснозобые казарки, гагары, кулики. Встречается орлан-белохвост. Эту могучую птицу с размахом крыльев до 2.5 метров можно назвать вестником весны. Еще в мае эти птицы возвращаются на просторы Таймыра. Из-за малочисленности вид занесен в Красную книгу. Можно увидеть полярную сову. Для горных рек наиболее типичен хариус. В озерах обитает голец, кумжа, сиг, валек. В нижнем течении горных рек встречается пелядь, муксун, еще ниже - чир, налим, окунь, щука, ряпушка.

История

Первое упоминает о гряде гор к востоку от Енисея встречается у Миддендорфа. В конце прошлого века (1844 год) он кочевал с ненцами по южной части северо-таймырской низменности, и в 40 км к югу увидел вроде бы отроги горного хребта, который назвал Северный. Эта ошибка сохранялась на картах довольно долго. В 1905 году в составе академической экспедиции, проникшей в глубь Путоран, побывали русские исследователи О. О. Баклунд и А. И. Толмачев. Но и они не сумели сделать правильных выводов, кочуя с эвенками от стойбища к стойбищу. Однако дали довольно точные описания зимней природы Путоран. Только в советское время при разработке медно-никелевых месторождений в районе г. Норильска экспедицией под руководством Н. Н. Урванцева в 20-е и 30-е годы разведка Путоран продолжилась. Был разведан и нанесен на карту западный склон плато. Восточная и Центральная части плато были нанесены на карту лишь в послевоенное время, с помощью аэрофотосъемки. Но до сих пор здесь есть места, где не ступала нога человека. Поэтому каждое туристское путешествие в этот первозданный мир может принести радость настоящих географический открытий.

Подъезд

Заброска на плато Путорана возможна из Туры, Снежногорска, Норильска, проще из последнего. До г.Норильска проще и быстрее долететь самолетом. В день из Москвы в Норильск три рейса. Типы самолетов: Ту-154, Ил-62. Тяжелые лайнеры и самолеты с турбинами, расположенными под крылом, аэропорт Алыкель временно не принимает по причине ухудшения состояния взлетно-посадочной полосы. Цена самого дешевого билета на транзитный рейс авиакомпании "Черномор-авиа" -- 2552 рубля + 60 рублей за каждый килограмм перевеса. Существуют и другие варианты заброски, однако все они имеют ряд негативных аспектов, в основном временного характера:
1. Проезд ж/д транспортом от г. Москвы до г. Лабытнанги, далее из г. Салехарда до г. Норильска самолетом.
2. Проезд ж/д транспортом от г. Москвы до г. Красноярска, далее на теплоходе по реке Енисей до г. Дудинка. От Дудинки до Норильска ходит микроавтобус.

От аэропорта Алыкель до автостанции г. Норильска можно доехать автобусом N 33. Время в пути 40 минут. На автостанции пересесть на автобусы N 22 или N 29 сообщением до г. Талнаха. Разница между ними в том, что N 22 имеет остановку около автомоста через р. Норильская (бывший гидропорт Валек), а N 29 - за 500 метров до моста. Справа от моста на ближнем берегу находится порт. К нему ведет грунтовая дорога. Здесь же находятся катера, которые обычно в пятницу вывозят на рыбалку и отдых рабочих комбината. Или можно попытать счастье на противоположном берегу у капитанов маломерных катеров и моторных лодок. Заброска в Восточную оконечность оз. Лама в 2002 году обошлась с двух групп в количестве 15 человек на теплоходе "Заря" в 15 тыс. рублей (180 км). Можно попытаться сбить цену. Время в пути от порта до восточной оконечности оз. Лама колеблется от 2.40 до 6 часов в зависимости от типа судна. Возможна заброска с помощью авиации. Один час работы вертолета Норильского авиаотряда стоит 36 тысяч рублей.

Реки для заброски

Большинство туристских маршрутов проходит через оз. Аян, находящееся в географическом центре плато Путорана. Из этого стратегического района можно совершить множество интересных и разнообразных путешествий. Наиболее часто используемыми для заброски в эту часть плато реками являются Большой Хонна-Макит и Гулями. При сухом лете первая предпочтительнее, ее расход в среднем в 2 с лишнем раза больше Гулями. Обе в районе устья срываются водопадами.

Река Б. Хонна-Макит

Наиболее простой подход со стороны оз. Лама по р. Геологическая. Сплав в обычное лето можно начинать от поворота реки на юго-восток. Мелководные перекаты и плесовые участки вскоре сменяются бурными круто падающими шиверами. После впадения слева р. Южн. Неракачи начинается участок порогов и шивер, требующих внимания, приводящих к первому водопаду реки. В непосредственной близости от него после базальтового каньона расположен второй. Справа перед первым водопадом хорошее место для стоянки. Отсюда начинается тропа до оз. Аян и тропа обноса водопадов. Средний расход реки в начале сплавного участка 5-7 м 3 /сек, на срезе первого водопада - 70-80 м 3 /сек. Сплав возможен с середины июня по середину сентября. Стоит отметить, что на границах этого временного промежутка нередки минусовые температуры и снеговые заряды. При ранних сроках сплава нередки встречи с наледями, перегораживающими всю реку. Категория сложности сильно зависит от уровня воды и колеблется от 2В до 4В (по отечественной классификации).

Река Гулями

Подходы возможны со стороны оз. Лама по р. Бунисяк и со стороны оз. Собачье по р. Хикикаль. Начинается с западных отрогов высоты 1629. Сплав при наличии воды возможно начать после поворота реки на юго-восток. В верховьях река мелководна, шиверы и перекаты. Наиболее значимые препятствия реки, в том числе и водопад, сосредоточены в каньоне, расположенном в нижнем течении реки. Средний расход в устье 25-35 м 3 /сек. Используется редко, т.к. пеший переход длинный и тяжелый, а река может оказаться несплавной из-за недостатка воды. Сплав возможен в вышеуказанные сроки. Сложности сильно зависит от уровня воды: 1В-3В.

Река Моя-Ачин

Используется довольно редко. Подход возможен со стороны оз. Собачье по р. Хикикаль. Является правым притоком реки Кутарамакан. По ней можно заброситься в юго-западную часть плато. Берет начало из озера Длинное, от которого возможен сплав, и течет вдоль юго-западной оконечности возвышенности Чая-Аян. Основные препятствия расположены в каньонах нижнего течения реки. Категория сложности сильно зависит от уровня воды: 2В-5В.

Наиболее технически сложные реки

На сегодняшний день к таким можно отнести реки Оран (от водопада до слияния с Хибарбой), Нерал (от водопада до слияния с Яктали) и Моя-Ачин.

Река Оран

Река Оран является наименее типичной рекой Путоран. Течет она в глубоком каньоне, высота стенок достигает 200 метров. Стены сложены из цветных базальтов, напоминают слоеный торт. Выход наверх сильно затруднен, т.к. стены "сыпятся".

Препятствия р. Оран -- шиверы и пороги, разделенные небольшими быстротоками. Типичная картина: шивера-порог, слив через "гребенку", прижим. Перепады довольно значительны, сливы в пороге достигают 1.5-2.0 метра.

Реку можно условно разделить на три части: от водопада до 1-го правого притока, до 2-го правого притока и до устья. Сплав можно начинать по р. Делогучи, километрах в трех выше слияния с Неракачи, откуда река и называется Оран. Километрах в двух от слияния расположен красивейший 30-метровый водопад. После него нужно спускаться в каньон, воды достаточно для сплава.

Первый участок реки можно оценить 5-й категорией сложности. Опасность сплава увеличивается из-за необходимости проходить часть препятствий "с наплыва", без просмотра. Однако практически за каждым препятствием есть небольшой участок быстротока, теоретически позволяющий страховать катамараны, идущие следом.

Второй участок реки сложнее, вода мощнее. Перепады становятся круче. Идти этот участок рекомендуется группам, способным проходить пороги 5-й категории сложности с наплыва. Последние 3 километра представляют собой участок, оцененный нами 6-й категорией сложности. Частичный просмотр и, при необходимости, обнос был возможен при нашем уровне воды. Если вода будет выше, возможно, зальет "полки", по которым можно пройти. Были пройдены все препятствия, кроме последнего водопада. Сложность этого участка увеличивается также из-за невозможности выбраться наверх (в критических ситуациях вылезти можно попробовать в считанных местах при наличии горного снаряжения, но безопаснее пройти водопады). Также при перевороте катамарана, идущего первым, спасательные работы будут проблематичны. Нужна проработанная тактика хождения тандемом и умение зачалиться практически в любом месте.

Последний участок -- проще. Но он также расположен в каньоне и оценивается нами как "пятерка" из-за невозможности полного просмотра и мощной воды. На нем также есть мощные бочки и прижимы. Проходить его также рекомендуется с ходу, тандемом со взаимной страховкой.

Река Нерал

Технически сложный участок начинается с каскада порогов перед водопадом. Прохождение их не всегда оправдано, так как существует реальная угроза угодить в оный. После водопада начинается 8-километровый каньон, в котором и сосредоточены основные препятствия. После водопада начинается непрерывная шивера в каньоне с 20-метровыми отвесными скалами по берегам. Русло захламлено большими обломками и острыми камнями. Чем дальше от водопада, тем глубже каньон, меньше обломков в русле, но больше четких ступеней, разделяющихся короткими плесами. На третьем километре - три мощных коротких порога. На четвертом несколько мощных порогов и два невысоких водопада. В этих местах каньон по левому берегу имеет совершенно отвесные скалы. Есть непроходы и по правому берегу. Ниже урочища "Двух воронов" характер реки не меняется, хотя уклон немного падает. Частыми становятся локальные пороги водопадного типа.

Характер препятствий в каньоне и его спортивная сложность в значительной степени зависят от уровня воды и класса судов. Так, в большую воду для малых судов этот участок можно отнести к 6А-6В к.с.

Река Моя-Ачин

В этом году эту реку прошли две группы: С. Климина из г. Москвы и, вслед за ней, М. Афанасьева из г. Коломны. Надеемся, что более подробно о технической сложности мы услышим из первых уст.

Реки для выброски

Мы остановимся на основных, наиболее часто используемых, не беря во внимание множество прочих связок. Все они пригодны для сплава с июня по сентябрь.

Река Аян (с притоками) с последующим сплавом по р. Хете

Берет начало из оз. Аян. В истоке довольно широкая река со спокойным, быстрым течением. Наиболее сложный участок расположен между устьем р. Каталмы и устьем р. Холокит. Здесь расположены определяющие пороги и шиверы. На всем остальном протяжении реки слабые шиверы, перекаты. В устье разбои. После слияния с р. Аякли река носит название Хета. До фактории Камень какое-то течение еще существует. После него дальнейшее продвижение превращается в утомительную пилежку вплоть до пос. Волочанка. К основным препятствиям данного участка относятся мели и борьба со встречными ветрами вкупе с еле ощутимым течением. Категория сложности р. Аян 2С-3С в зависимости от уровня воды.

Река Курейка

Берет начало в центральной части плато. В верховьях мелкая, с множеством шивер и перекатов река. Довольно быстро собирая притоки, становится широкой полноводной и мощной. Длина сплавного участка 600 км, средний расход в устье около 700 м 3 /сек. Протекает в южной части плато через узкие и глубокие проточные озера Анама и Дюпкун. Наиболее интересен и технически значим участок с верховьев до Большого Курейского водопада, расположенного в 7 км выше стрелки с р. Ягтали. Здесь расположены наиболее интересные пороги и шиверы. В 30 км выше устья р. Ядун расположен Малый Курейский водопад. Сплав по р. Курейке возможен до Курейской ГЭС с последующим выходом в г. Светлогорск. Категория сложности верхней и средней частей реки 4А-5А. В зависимости от уровня воды и средств сплава. В нижнем течении препятствий нет.

Река Кочечум

Начало берет на южных склонах плато Янг. Длина 840 км, средний расход в устье 600 м 3 /сек. В верхнем течении разбои, мелко. Наиболее интересен участок порогов и шивер с верховьев до устья р. Яктали. Категория сложности 3А-4А в зависимости от уровня воды и типа судна. В нижнем течении препятствия отсутствуют. Сплав до г. Тура.

Река Северная

Берет начало из оз. Северное. Длина 321 км, средний расход в устье 300 м 3 /сек, средний уклон 3 м/км. В верхнем и нижнем течении шиверы и не сильные пороги. Сплав до г. Туруханска. Категория сложности 3А-3В.

Река Котуй

Правый приток р. Хатанги. В настоящее время используется редко. Длина 1409 км, средний уклон 5 м/км, средний расход в устье 2700 м 3 /сек. Берет начало в центральной части плато. Основные препятствия (пороги, шиверы) сосредоточены в верхнем течении реки. В нижнем течении препятствий нет. Сплав возможен до пункта, расположенного в 30 км ниже устья р. Хакома (далее волок до пос. Чиринда; в настоящее время сообщение с "большой землей" очень не регулярное), либо до г. Хатанги, расположенном в 25 км ниже устья. Категория сложности 3А-4В в зависимости от уровня воды и средств сплава.

Река Рыбная

Берет начало из западной оконечности озера Кета. Длина ее 136 км. Наиболее значимые препятствия сосредоточены на участке от устья р. Макус до порога "Орон" включительно. Используется довольно часто, однако имеет ряд негативных особенностей. В первую очередь это губительное влияние Норильского комбината на окружающую природу. Здесь не ловиться рыба, мало грибов и ягод, растительность выжжена ядовитыми парами. Унылое зрелище. Категория сложности порога "Орон" 3С-4С в зависимости от типа судна и уровня воды. В нижнем течении препятствий на реке нет. Сплав по р. Рыбная и р. Норильская до порта Валек.

Река Муксун

Является протокой между оз. Собачьим и оз. Глубоким. Длина около 24 км, скорость течения около 1 м/сек, ширина колеблется от 30 до 40 м. Категория сложности 1А. Сплав по реке с последующим прохождением оз. Глубокое, оз. Мелкого, р. Талой (категория сложности 1А-2А в зависимости от типа судна и уровня воды) и р. Норильской до порта Валек.

Отъезд

Выброска с маршрутов возможна, в зависимости направления, из нескольких населенных пунктов.

При северной выброске из пос. Волочанка, связанного с г. Дудинка авиасообщением (вертолет). Так как посеjustifyлок Волочанка является пунктом дозаправки, существует возможность вылета и на других вертолетах, зафрактованных разными службами и геологическими партиями. Эти вертолеты в большинстве своем имеют приписку в Норильском авиаотряде. Договориться с командирам борта можно через начальника аэропорта или непосредственно. От г. Дудинки до аэропорта Алыкель ходят микроавтобусы. Пассажирское сообщение по железной дороге отменено. Возможно нанять попутный автотранспорт. Из аэропорта Алыкель до г. Москвы в день вылетают 3 прямых рейса и 1-2 транзитных. Местное время их вылета с 06:50 до 11:00. Цена самого дешевого билета на рейс авиакомпании "Черномор-авиа" 2552 рубля + 25 рублей за 1 килограмм перевеса. Существуют и другие, аналогичные варианты отъезда. При использовании речного транспорта до Красноярска время в пути до 6 дней (в зависимости от типа судна).

При выброске на запад из:
- города Норильска. От порта Валек до аэропорта Алыкель аналогично подъезду.
- поселка Хантайское озеро. Катером до г. Снежногорск, и далее до г. Дудинки либо авиа транспортом, либо катером. Дальнейшее продвижение описано выше.

При южной выброске основными пунктами являются:
- пос. Тура, связанный с "большой землей" авиасообщением и речным транспортом;
- г. Светлогорск - речной транспорт до Дудинки и авиасообщение;
- г. Туруханск - речной транспорт до Дудинки, либо г. Красноярска и авиасообщение.

Теоретически возможна выброска на север, но из-за огромных сложностей, связанных с преодолением больших расстояний по воде и пешком, реален ли этот вариант - покажет время.

Аварийные сходы с маршрута

В восточной и северной части плато невозможен по причине полной автономности. При наличии в группе радиостанций и предварительной договоренности (в частности, с ПСС г. Норильска) возможен прилет санрейса.

В западной части плато возможен выход на егерские посты заповедника, фермерские хозяйства научно-производственного профиля и промысловые точки. Расположены они практически на всех крупных озерах. Сеансы радиосвязи в 10:00 и 16:00 по местному времени.

В южной части плато на помощь можно рассчитывать при редких встречах с охотниками и рыбаками. Аварийный выход затруднен.

Оценочная характеристика района

Пик освоения плато Путорана приходится на 70-80 года прошлого века. В это время были совершены восхождения на основные вершины Холокит, Камень, Катуйскую, 1701, Сотку и многие другие господствующие высоты. Пройдены, за редким исключением, все сплавные реки. Однако до сегодняшнего времени на карте Путорана остаются "белые пятна". Расположены они в труднодоступной на сегодняшний день северо-восточной и восточной частях плато. К сожалению, с развалом Советского Союза значительная часть информации о прохождении этого района утрачена или стала недоступной. Лоции рек 20-30 летней давности, за исключением постоянно ходимых, не соответствуют действительности.

В районе плато Путорана возможна прокладка лыжных (1-6 к.с.), пеших (1-6 к.с.), водных (1-5(6) к.с.) маршрутов. Учитывая большие расстояния, переброску от одного участка до другого, все они так или иначе, кроме лыжных (за редким исключением) являются комбинированными маршрутами (пеше- водными и даже лыжно-водными). Бытует мнение, что водных маршрутов 6 к.с. здесь не существует. Позволим себе не согласиться с этим утверждением. При паводковом подъеме воды препятствия некоторых рек можно отнести к высшей категории сложности. Примером может служить спортивный поход в июле-августе этого года группы под руководством одного из авторов статьи (Светланы Цветковой), которая по большой воде прошла на катамаранах-двойках проблемный участок р. Оран, падающей в глубоком каньоне водопадными сливами.

Несомненно, маршрут высшей категории сложности по Путоранам можно сделать, поставив перед собой целью прохождение многочисленных водопадов, расположенных на Путоранских реках. Такие препятствия обычно обносят группы, идущие на "5" или "4". Представляется возможным прохождение на катамаранах водопадных сливов высотой до 6 метров (цифру можно обсуждать). Такое мероприятие требует тщательной подготовки и "шестерочного" опыта у группы. Наибольший интерес и эстетическое наслаждение, с нашей точки зрения, представляют маршруты, проходящие в северо-восточной, восточной и юго-восточной частях плато Путорана. Здесь сосредоточены наиболее интересные природные объекты: 108-метровый водопад на р. Канда, высшая точка плато - вершина 1701, река Оран, водопадный цирк рек Дулисмар и Яктали, самый мощный в России водопад на р. Курейка и многие другие.

В 2003 году клуб туристов г. Дудинки "Таймгео" предполагает осуществить прохождение р. Маймеча и ее притоков. Информацией о прохождении ранее этого района мы не располагаем.

Категорирование района в настоящее время ведется, и, мы надеемся, будет в скором времени опубликовано.

Рекомендации

1. В этом году был принят Федеральный закон "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", где сказано: "Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов и островов на указанных водоемах". Где-то этот закон уже начал действовать, где-то еще нет. Полностью обезопасить себя от конфликтов с этой стороны, возможно лишь получив разрешение от Федеральной пограничной службы (которая, в свою очередь, отправляет запрос в конкретный погранотряд) на пребывание группы в указанном районе.
  2. Если ваш маршрут предполагает посещение государственного заповедника "Путоранский", необходимо получить разрешение у директора заповедника к.б.н. В. В. Ларина, предварительно обосновав свое пребывание в нем.
  3. Встать на учет в ПСС. Необходимо для облегчения ваших поисков в случае ЧС и невыхода группы в контрольные сроки.
  4. Рекомендации группам по пребыванию в различные сезоны года можно найти в туристских отчетах по видам туризма.