Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



До Кичан и обратно (околотуристические заметки)

Автор: Владислав Колесник (Москва)

У старости стремления свои;
Смерть все покончит; но перед концом
Еще возможно подвиг совершить,
Достойный нас, восставших на богов.
На скалах загораются огни;
День меркнет; загорается луна;
Ревет морская глубь. Вперед, друзья,
Открытиям еще не вышел срок.
Покинем брег, и, к веслам сев своим,
Ударим ими, ибо я стремлюсь
Уплыть за край заката и достичь
Вечерних звезд, пока я еще жив.
Теннисон.

Данный опус не является ни описанием, ни отчетом о путешествии. В нем не дается хронометраж, точная привязка к местности и ориентирам. Даже на дневник он не тянет, хотя последовательность событий соблюдается. Так, некоторые размышления по поводу и без оного на фоне природы. Адресован текст самодеятельным туристам, особенно той их части, кто в зрелых годах впервые встает на воду (лыжи, горы и т.п.). Тем, кто время от времени, покинув душные конторы, ищет свой подвиг, пропустив по ряду обстоятельств его в молодости. А что может быть лучше, чем небольшое путешествие по условно дикой природе? Эдакий маленький, неопасный подвиг под восхищенные взгляды друзей, подруг, чад и домочадцев? О нем и речь :- ).

До определенного времени я был как все: учился, служил, женился, работал. Жизнь текла по-шахтерски: в определенном горизонте. Сверху потолок возможностей, снизу ямы и провалы неудач и упущенных возможностей. Слева и справа стены обстоятельств – семья и работа, сзади – груз прожитых лет. А что меня ждет впереди? Так и буду ползти в пыльной норе, пока не упокоюсь с миром :-)? Этот старый, как мир вопрос каждый решает по-своему. Вот и я, почесывая отросшее брюшко, решил: хватит быть как все! Пора, пока ты еще хоть что-то можешь, это сделать! Надо стать туристом! И втравить в это дело семью, тем более, что она всегда положительно относилась к отдыху на природе. Под природой мы понимаем относительно дикий лес с его дарами и чистые реки и озера, в которых водится рыба. А под отдыхом мы понимаем неспешное путешествие своим ходом по означенной природе.

Кстати, термин "турист" до сих пор для меня до конца не ясен (сейчас меня будут бить :-)). В советские времена существовала государственная структура, которая руководила и направляла туристический процесс. Через нее многие люди получили возможность пользоваться снаряжением, описаниями, картами, побывать в закрытых районах страны, доступ к которым для простых смертных был затруднен. Для небогатых советских граждан это была практически единственная возможность совершить серьезное путешествие. Взамен эта организация требовала соблюдения регламента и отчетность по утвержденной форме. Естественно, присутствовала внешняя атрибутика (значки, звания, категории, слеты, семинар и пр.), внутренняя иерархия (инструкторы, разрядники и т.п.) и идеология. Не самая плохая была система по тем временам, хотя имела некоторые побочные эффекты. Попасть "с улицы" в тусовку, а тем паче пойти в поход с "зубрами" для получения специфических знаний и умений было практически невозможно. Требовалось пройти длительный путь "чайника" типа курса молодого бойца в армии. Оно нам надо на старости лет? После долгих раздумий я пришел к выводу, что "туристом" в классическом виде я не стану, поздно, да и не хочется. Скорее хочется стать путешественником. Чтобы ходить куда хочешь, когда хочешь и с кем хочешь. Однако здравый смысл подсказывает, что минимальная подготовка все же нужна. Откуда же ей взяться? Можно купить (вот они, плоды перестройки :-) )! Т.е. пойти в коммерческий поход с турфирмой и постараться извлечь из этого максимум полезного.

Сейчас в Интернете огромное количество предложений подобного рода. На любой вкус и достаток. Зачастую организаторами таких фирм являются бывшие "советские туристы", которые используют наработанные в те годы маршруты, инфраструктуру и методики. Приватизировав в свое время осиротевшие ведомственные турбазы, они продолжают эксплуатировать "туристический ресурс" окружающей природы. Жаль только, что в силу привычки делают они это "по-советски". Т.е. денег им хочется, а вот вкладываться в инфраструктуру и содержание предоставляемых услуг не охота. Или лень. Или не умеют. Но все равно, только такие люди могут организовать не "катание по воде на драных матрасах", а настоящий, содержательный туристический поход.

Исходя из этих соображений, я нашел в Интернете подходящую турфирму. Отбросив откровенный кич типа "катания 12 человек в 8-ми местном рафте от порога до обеда" и "эксклюзивной охоты на спящего медведя", с трудом нашел несколько реальных предложений. В 30 км от г. Петрозаводск, на берегу р.Шуя, напротив Сойважпорога расположены несколько турбаз. Когда-то это была единая структура, но затем она распалась на 3 части. Так как маршруты они предлагали одинаковые, оставалось выбрать самый удобный по времени и цене. Выбор пал на "младшего сына" - фирму "Экотурсервис" . Из всех предложенных ею вариантов был выбран поход на байдарках по реке Суна и озерам. Начинался он на озере Вендюрском и в Линдозере пересекался с р.Суна. Далее по Суне вниз до пос. Гирвас. Более подробно об этом походе можно почитать здесь: http://www.otzyv.ru/read.php?let=4832. Именно на Суне мы освоили надувную байдарку "Щука". Наши ожидания по поводу обучения полностью оправдались. За разумные деньги, без лишних наворотов и показухи для нас провели "мастер-класс" походной науки.

Процесс стал понятен; оказалось, что не боги горшки обжигают. На семейном совете было решено закупить снаряжение (благо с этим сейчас в магазинах полный порядок) и дальнейшие походы совершать самостоятельно. Долго думали – какую лодку купить? Остановились на "Щуке-3" по совокупности достоинств. Куда податься? Естественно в северную Карелию! Эти места сейчас достаточно популярны, легко доступны и относительно не тронуты цивилизацией. Здесь можно и себя показать и на людей посмотреть.

Кстати, о людях на маршруте. Я считаю, что турист в разумных количествах в лесу должен быть! Общение с себе подобными обогащает личный походный опыт, поднимает тебя в собственных глазах (не одни мы такие идиоты :-)), да и просто доставляет удовольствие. Совершенно незнакомые люди ведут себя как (и даже лучше) близкие родственники. Бомжеватый воронежский пенсионер с супругой, крутой джипер из Тулы с подругой, хохлы из Киева, белорусы из Минска – все становятся просто хорошими людьми. Деньги не в ходу. Если у вас чего-то нет (утонуло, сгорело), то это можно выменять у окружающих. Меняются полпачки сигарет на две блесны или свежая щука на щепотку чая. Процесс обмена (или дарения) вещами сопровождается обменом информацией о наличии стоянок, способах рыбной ловли, рецептах блюд, достоинствах различных плавсредств, погоде, политике и т.п. А ну-ка представьте себе такую картину в подземном переходе у метро :-).

Итак, решено! Едем. Осталось решить с кем. Великий змей-искуситель Интернет и тут предлагает свои услуги по подбору теплой кампании. На специальных туристических сайтах можно найти попутчиков куда угодно, хоть к черту на рога :-). Воспользовались его услугами и мы. Достаточно быстро подобралась команда. В нее вошли 2 семьи из 3 экипажей:

1. Я, жена Ольга и сын Мишка на байдарке "Щука-3",
2. Виктор, его сын Алексей на байдарке "Свирь-Н",
3. Люба, жена Виктора и второй их сын Андрей на байдарке "Таймень-2".

Взрослым около 40, детям от 8 до 11 лет. А также две морские свинки Нюша и Масяня.

Маршрут выработали такой: Москва – Чупа - оз. Верхняя Пажма - оз. Нотозеро - оз. Лисье – система Кичанских озер – Княжегубское вдхр. – оз. Пудос – г. Иванова – оз. Верхняя Пажма – Чупа – Москва.

Сроки: 25 июля – 7 августа.

Смысл предстоящего похода мы определил так: познавательное водное путешествие с детьми по карельским озерам с элементами туризма (движение по графику, волоки, питание по раскладке и т.п.). Без детей, конечно, проще, но кто им покажет красоту мира и научит жить на природе? Кто оторвет их от компьютеров и научит грести веслом, разводить костер с одной спички в дождь или поймать рыбу на ужин? Может быть, когда у наших детей будут свои дети, они тоже поведут их в поход. А мы будем с умилением за этим наблюдать с ближайшего облака :-).

Начались сборы. Люба составила отличную раскладку и список покупок. Честь ей и хвала! Так вкусно и разнообразно мы в походах никогда не питались! Не переедали, но и не голодали. Так как ребята были скорее горниками, чем водниками, то и раскладка получилась легкая и сытная. Билеты туда и обратно были куплены заранее. Причем по нашему недосмотру кассир таки подсунул страховку, увеличив стоимость билета на 15 руб. Теперь можно сказать прямо – обратные билеты брали зря. Привязка к дате отъезда вылилась в нервотрепку (придет за нами машина или нет?), а также в один совершенно пустой день (боялись опоздать, пришли на место выброски раньше). Ехали мурманским 382 поездом без происшествий и весело. Выгрузка прошла удачно, несмотря на большое количество вещей (фото). К поезду через интернет была заказана машина у фирмы "Кереть-тур", а все неорганизованные извозчики отшиты.

Отдельное слово хочется сказать о "Кереть-тур". С точки зрения местных жителей – это крутизна не мерянная, источник зависти и классовой ненависти. Сайт в инете, переписка по e-mall, прайс-лист и пр. атрибуты капитализма. С точки же зрения нас, как потребителей – полный отстой. Машина "фирмы" (УАЗ-буханка) была сильно "в возрасте" и имела ободранный грязный кузов, куда были свалены вещи и люди вперемешку с запасными колесами и канистрами. Водитель не знал дороги, хотя маршрут предварительно согласовывался. Сначала долго разбирались куда ехать, потом стоимость доставки незаметно возросла с 1500 до 2000 руб., затем уже в лесу выяснилось, что до базы (о ней отдельный рассказ) мы не доедем, т.к. якобы дорогу размыло. В результате нас вывалили на берег Нольозера (фото) и взяли аванс за обратную дорогу. Вот такой бизнес по - Чупински!

После часа прыжков по камням разбитой вдрызг лесовозной дороги худо-бедно (скорее худо и дорого) добрались. Поставили палатки и завалились спать. Вместо старта из озера Верхняя Пажма нам теперь предстояло пройти Нольозеро, сплавиться по Нольозерке и дойти до этой Пажмы по воде. Сутки потеряны :-(. Ну да ладно, запас есть. После сна и перекуса начались сборы. Быстренько надув Щуку, помогаю корежить каркасники. Общими усилиями лодки собраны, вещи упакованы – и в путь! По берегам много коряг, но это были еще цветочки! Идем северного берега озера, ищем мост, откуда начинается р. Нольозерка. Наконец находим. Полуразрушенный, едва проезжий мост. Пролет забит бревнами так, что едва хватает места протиснуть лодку. Пока тискались, в кустах обнаружили машину. Ржавая "копейка", не заперта, видимо рыбаки. Первый и далеко не единственный пример поразительного пренебрежения местными жителями "охранными мерами" своего имущества.

После моста из большой ламбины вытекает ручей (на речку не тянет) Нольозерка. Мелкие перекаты чередуются с заболоченными плесами. Много крупных камней и коряг. На одном перекате Свирь получила первую (и последнюю) дырку в шкуре рядом с кильсоном. Заткнув дырку пальцем ноги, капитан мужественно продолжил плавание, тем более что встать негде. Кругом болотина и тучи комаров. А меж тем смеркается. Ручей постепенно расширяется, то ли это уже Пажма, то ли нет. Решаем встать на первом удобном месте, которое обнаруживаем на высокой горке по правому берегу. Место удачное, сухое. Однако дождик загоняет под тент, но как только он стихает – выходим на разведку: я в ближайшее болото за морошкой, Виктор вниз по течению, дети вверх на горку, свинки в черничник :-). Итоги дня: стоим в одном перекате от Верхней Пажмы, в болоте морошка, грибов нет, дырка заклеена, настроение бодрое. Встретили ребят из Минска, идут на двух Тайменях с Тикшеозера в Нольозерку через Винчу.

Кстати, про лодки. У нас были три – Щука-3 (Тортилла), Свирь-Н и Таймень-2. Все имели ПХВ шкуры. В процессе похода опробовал все и пришел к выводу, что наша надувная Щука не хуже, а порой даже лучше приспособлена к Карелии, чем каркасники. Начну с достоинств:

1. Быстрый стапель. Надуть лягушкой и вставить распорки можно за 20 минут в ленивом темпе. Никаких пассатижей, скотча и известно чьей матери?. Легкая (12 кг), носили на голове или за ручки как чемодан.
2. Достаточно быстроходная. Постоянно шли первыми, особенно в мордвинд. В отличие от каркасников не захлестывает волной (даже боковой).
3. Грузоподъемная. Три человека+груз размещались свободно (три гермы по 40 л под сиденьями, сумка с продуктами и бутылки с крупой в носовом кармане, посуда, костровое – в среднем кармане, ремнабор, одежда, рюкзаки – в заднем кармане, на корме мешок с ковриками и палаткой, за ручки привязывал спиннинг и удочку). На двоих – вообще можно взять запасов на месяц + пластиковую бочку для рыбы.
4. Удобная в проводке по шкуродерам. Таскал груженую лодку по перекатам за среднюю юбку, направляя нос веслом и занося хвост хорошим пинком. Пофиг обливняки – ширь по камню и идешь дальше. За весь поход ни одной дырки.

Недостатки:

1. Требует тщательной расправки перед накачиванием (и в процессе) внутренних баллонов. Из-за моей лени имела в надутом состоянии винт на левую сторону, который приходилось компенсировать загрузкой.
2. На дне всегда немного воды, которая просачивается через швы и царапины на днище. Пол холодный, нужен специальный коврик (утеплитель изолон, продается на рынках). Можно стелить спальные ковры, но в сдутом состоянии.
3. Без мешка на корме и вещей в карманах устает спина без опоры. Кстати, при встречном ветре задний мешок действует как хвост у самолета, стабилизируя курс :-).
4. Требует постоянного прогнозирования курса, т.е. приходится думать на 3-4 гребка вперед, улавливая тенденцию отклонения от курса и компенсируя ее своевременным подруливающим гребком. Не любит боковой ветер.

Утром хорошая погода. Быстренько скатываемся через последний перекат и вот уже пресловутая Пажма. Очень много коряг , пней под водой и на берегу. Дно покрыто бурой тиной. Но уже что-то похожее на настоящую Карелию: белые кувшинки и скалистые островки (фото). Тепло, тихо. Дети начинают проситься в воду, что и делают сразу на выходе в Нольгубу. Обедаем на острове в Нольгубе, приносим жертву идолу (живописная коряга, найденная на берегу (фото), просим хорошую погоду :-). Впереди гора Иванова (фото). Здесь вносим коррективы в маршрут: решаем лезть на гору на обратном пути, т.к. вышли из графика. Бодро гребем на северо-запад. Здесь пролегает торная дорога туристов, которые идут с Винчи в Зеленоборский. На островах отличные стоянки, на которых стояли группы из Воронежа, и, кажется, Тулы. Мимо проходят целые караваны байдарочников, но это совсем не напрягает: места много, всем найдется укромный уголок или островок с оборудованной стоянкой. Выбрали себе местечко в уютном проливе между полуостровом, отделяющим оз. Пудос от Нотозера и длинным безымянным островом с остатками избы.

Вечерком решил наконец порыбачить. И тут выяснилось, что при перевозке отломали "тюльпан" у спиннинга :-(. Жалко, совсем новая палка. Пришлось передвинуть следующее скользящее кольцо наверх и залить клеем. Решаю ловить на удочку. Опять облом: червей нет, ручейник весь вылетел, под камнями пустые трубочки. И тут я вспомнил один способ, который назвал позже "Ковдорским" (есть такой городок в Мурманской области). Суть метода: берем небольшой твистер и отрезаем большую часть его тела. Потом привязываем к удочке большой крючок и насаживаем оставшийся хвост. Забрасываем подальше и начинам слегка поддергивать. Опа, вот и окунь! За час вытащил штук 10, но всех отпустил, т.к. уха не предполагалась.

Кстати, про рыбу. Ожидал большего. Да, ловилась, но не всегда и не везде. И сама в лодку не прыгала :-). Замечались некоторые странности в ее поведении. Тот же окунь вел себя как щука – не гулял стаями, а сидел в засаде на своей территории. Выловив одного, приходилось сдвигаться в сторону, чтобы поймать следующего. Плотва бросалась на блесну, как заправский хищник. Может, лето было холодное и корма мало?

О рыбалке в тех местах стоит сказать особо. Несмотря на браконьерство и разгильдяйство аборигенов, рыба в воде еще есть. Достаточно легко можно поймать крупную плотву и мелкую щуку. Крупную щуку, кумжу и форель нужно искать целенаправленно и профессионально. А окуня, наоборот, можно наловить где угодно и сколько угодно. На каждую рыбу нужно иметь соответствующую снасть и наживку. Если собираетесь ловить удочкой – везите с собой червей. Если интересуетесь крупной рыбой – необходимы, как минимум, 2 спиннинга: легкий для рек и средний для озер. Для спиннинга оптимальны вертушки типа Mepps 1, 2, 3 желтого и красного цвета. На щуку хороши жерлицы на живца, а вот твистеры и прочие резинки меня разочаровали. Толку от их незацепляемости никакого – в местном коряжнике цепляется все! Лучшие сроки рыбалки – конец июня/начало июля. В это время ночи светлые и вылетает масса насекомых, особенно ручейник – любимая пища плотвы и сига. У рыбы едет крыша, и она в угаре хватает все подряд :-).

На следующий день вышли поздно, но с намерением уйти подальше :-). Идем в сторону Частых островов. В протоке между островами, густо заросшей хвощем, мужики на байдарке ловят рыбу. Постояли, пообщались. Показали пойманную щуку – вся черная и весьма зубастая! Идем дальше. На очередном острове остановились размяться. Искупались, пообщались с турьем. Хорошо! Народ на островах живет подолгу, никуда не торопится. А мы идем своим путем – на Мошу! Это остатки лесоучастка на северном берегу Нотозера, как раз напротив устья Винчи. Моша как Моша – развалины. Остатки былой роскоши. Несколько домов жилые, видимо дачи. Пристань, одинокая моторка, несколько аборигенов - дачников. На берегу лежат огромные бочки. Я так понял, что сюда "морем" доставляли солярку (и мазут) и закачивали прямо с воды в эти бочки. Лежащий в воде шланг подтверждает мое предположение.

На обед встали на ближайшем острове в губе Такка. Пока прямо на берегу (удобная штука – таганок!) варили суп, дети мучили ящерицу. Проверяли, может ли сухопутное животное плавать в холодной воде? Может, но не долго :-). На берегу лежат интересные камни: серые пластины сланца с вкраплениями розовых кристаллов. Это пирит. А из-за выветривания он торчит мелкими зубчиками. Очень красиво.

От Моши двинули на запад к архипелагу Листвяных островов. Погода начинает портиться, по горизонту гуляют грозы, щупая пальцами дождя зеленые сопки. Ищем стоянку, но на коренном берегу сплошной бурелом. Решаем попытать счастья на островах. Острова тут разные: от отдельных голых камней до целых "материков" со своими внутренними водоемами. Берега крутые, монолитные каменные лбы уходят в воду сразу на большую глубину. Последовательно высаживаясь на несколько самых крупных из островов, уже в сумерках, с большим трудом находим рыбацкую стоянку. Ровного места на две палатки едва хватает. Место очень живописное, решаем завтра сделать дневку (фото).

Кстати, об островах и навигации. Островов в этих краях так много, что они сливаются в сплошную полосу на горизонте, значительно искажая береговую линию. Карты устарели, мелкие протоки заросли. Воду в водохранилище то поднимут, то опустят. Единственным действенным способом навигации у нас был такой:

- определяем по времени и солнцу стороны света,
- идентифицируем по карте высоты на горизонте и берем на них приблизительные азимуты,
- проецируем эти азимуты на карту и определяем свое местоположение,
- прокладываем приблизительный курс, использую заметные ориентиры.

В результате получалось следующее: - "Идем вдоль этого берега до той скалы, потом поворачиваем направо за угол и там ищем протоку, где лес на горизонте пониже. Если это залив, берем левее и ищем там" :-).

Первая дневка. Погода начинает портиться, с утра дует сильный юго-западный ветер. Однако тепло и мы даже купаемся. Ребятишек сплавили на соседний островок, где они целый день увлеченно играли в "робинзонов". Бедный остров, как ему досталось :-)! Я решил наловить рыбки на уху и довольно быстро выполнил норму: десять приличных окуней. Прямо с берега напротив стоянки. Мог бы и больше, но уж больно их чистить противно. На обед состоялась уха с необходимым дополнением (фото). Дети уху тоже ели, но жаловались на обилие костей.

Кстати, позвольте предложить рецепт ухи без костей.

Ингредиенты: Мелкая рыбёшка (окуньки, ерши, щурята) длиной до 15 сантиметров, лавровый лист, чёрный и душистый перец горошком, соль, сливочное масло.

Приготовление: Вымытую, очищенную и потрошёную рыбу (около 10 рыбешек, в зависимости от размера котелка) с обрезанными плавниками нанизывают через жабры на бечёвку. Края бечёвки привязывают к палке, опускают рыбу в котелок с кипящей водой, а палку укладывают на бортики котелка. Добавляют лавровый лист, перец, соль. Уха будет готова, когда мясо рыбы отпадет от костей. Палку с бечёвой, на которой останутся рыбные кости, вынимают, добавляют 2 столовых ложки сливочного масла и, сняв с огня, выдерживают 5 минут.

После сытного обеда бродили по острову, вспугивая здоровенных рябых птиц. Кто они были: тетерева или глухари – не знаю, не силен в этом, но летают эти слоны шумно, попутно сбивая мелкие деревья :-). Черники наелись вдоволь, а вот грибов не было совсем.

Вечером начался дождь, и ветер повернул с запада. При этом задуло так, что начался натуральный шторм с барашками и сильным прибоем. Брызги долетали до палаток. Всю ночь ворочались, гадая: сдует нас с берега или нет? А завтра у нас в плане был волок на оз. Лисье по ручью, который нужно было еще найти.

Кстати, о волоках и обносах. Каким бы ни было большим озеро, но и оно кончается. Чтобы залезть в относительную глушь, нужно попасть в другие водоемы, связанные (или не связанные) между собой речками и ручьями. У нас была такая задача: подняться вверх по ручью до оз. Лисье, а из него, через водораздел, в систему Кичанских озер. Из этих озер, уже другой дорогой, мы планировали попасть опять в Княжегубское водохранилище. Само по себе волочение – занятие простое: бери да таскай. Тонкость заключается в том, чтобы найти удобную тропу, протоптанную предшественниками. Господа! Внимательно читайте описания! И ваш путь будет мягким и шелковистым :-) ! Найти правильную тропу – это больше половины успеха и минимум затраченных усилий!

Утром шторм не стих :-( (фото). Сидение на острове наскучило, поэтому решаем "короткими перебежками" добраться до северного берега Нотозера, где находится нужный нам ручей. Обойдя наш остров с подветренной стороны, попытались выйти в пролив и получили такой втык, что сразу выбросились на ближайший берег! Перекусив с досады, решили поменяться гребцами: я взял к себе в Щуку двух детей, а жена пересела в Таймень. Таким составом, названным "штормовым расписанием", мы ринулись на штурм пролива. Это был натуральный подвиг: экипаж из меня и сына (11 лет!) + пассажир (8 лет) + полный груз сделал всех и пришел к берегу первым! Против ветра и дождя! Щука рулит! Даже закралась мысль покорить на ней Белое море.

Спрятавшись под берег от ветра, движемся дальше на запад. Устье протоки, ведущей в нужный ручей, прячется за небольшим полуостровом и открывается внезапно. Ориентир – островок "Три камешка". В протоке тихо, хотя ветер гнет верхушки деревьев. Впереди видна проплешина – начало волока на Лисье. Рядом хорошая стоянка, которая занята молодежной группой, идущей нам навстречу. После приятной беседы начинаем таскаться. Ручеек представляет собой череду ламбин и порожков, через которые мы где плывем, а где протаскиваемся. Такое плавание/проводка скоро заканчивается: крутая каменистая осыпь вперемешку с бревнами, под которыми сочится немного воды – реальный обнос (фото). По правому берегу тропа и убитая избушка сплавщиков, которую дети быстро и профессионально обыскали. Найденный моток проволоки пополнил их трофеи :-). Тропа длиной 200- 300 м ведет прямо на берег оз. Лисье. Но мы, как китайские пионеры, создали себе дополнительные трудности, не разведав ее до конца. Спустив лодки на воду в очередной ламбине и загрузив их, двинулись в путь по ручью и уперлись в последний порожек :-(. Разгружаться было лень, поэтому пинками пропихнули лодки в озеро. Тут же по левому берегу обнаружилась стоянка. Да, вот такой нас посетил конфуз (не последний).

Губа озера, где мы встали, забита топляком. На берегу и в воде бревна, коряги, куски тросов и другие железяки. Такая картина сопровождала нас во время всего плавания. Костлявая рука лесосплавщика дотянулась до самых укромных уголков этих мест.

Кстати, о лесосплаве. Это сущее бедствие. В 50-60 годах прошлого века в этих местах активно рубили лес. И сплавляли его по всем, даже самым мелким, ручьям. Для этого на них строили плотины, лотки, ряжевые стенки и шлюзы. Когда лучший лес вырубили, дело забросили, за собой не убрав. Плотины разрушились и озера вернулись к прежнему уровню, но подмытые высокой водой деревья по берегам попадали (и продолжают это делать и сейчас). Их ветром растаскивает по акватории, загромождая проходы и затрудняя навигацию. Все мелкие заливы забиты плавником, у берегов топляки в несколько слоев, вода местами бурая от гнилой древесины. Остатки ряжевых стенок ощетинились всевозможными железными штырями и крючьями. В лесу попадаются ржавые рельсы, вагонетки, тросы, траки от гусениц. Складывается впечатления, что основные препятствия на маршруте – техногенные и пора менять туристическую классификацию :-).

Затем на смену лесосплавщикам пришли гидроэнергетики. Они построили свои плотины, превратив системы озер в обширные водохранилища. Одно только Княжегубское водохранилище за счет этого увеличилось в 3 раза (подъем воды примерно на 7 метров). Лес в зоне затопления пытались спилить, но не везде это удалось. А где удалось – остались пеньки :-(, а на севере дерево в воде сохраняется столетиями. Более того, энергетики периодически "выдергивают пробку", в широких пределах (до нескольких метров) меняя уровень воды. В результате вместо чистых заповедных озер, соединенных порожистыми реками, получили как бы огромную кастрюлю "супа с деревянной лапшей". Печальное зрелище.

Дождь угомонился, солнечно, но ветрено. Сегодня мы планируем достичь цели нашего путешествия - Кичанских озер. Для этого нужно сделать еще пару небольших волоков. Но сначала придется переплыть по диагонали все Лисье озеро. Жаль, что приходится торопиться – озеро красивое и рыбное. Поджидая отставших (наша Щука опять всех сделала) на островке в другом конце озера, я немного покидал спиннинг и за 5 минут вытащил 2 крупных окуней. За островом в озеро впадает протока, по которой плыть уже нельзя. Устье очень топкое и мелкое. Воды буквально 10- 15 см., дно – сплошная тина. Выгрузились слева на болотистый берег и пошли на разведку. И сразу встретили большую группу, которая собиралась таскаться нам навстречу. Все бывалые, чисто конкретные туристы под руководством настоящего патриарха. В своей выбеленной непогодой брезентовой штормовке, заштопанных разными нитками брезентовых штанах, в черной бандане, с густой седой бородой, он вызывал прямо таки мистические чувства. Он вызывал восторг. Хотелось встать перед ним на колено и посвятится в рыцари весла :-). Водя пальцем по потрепанной карте, он предрекал нам новые трудности и подвиги. Я тихо балдел. Под стать людям были их лодки. Резиновые Таймени с брезентовыми деками, все в заплатках и узловатых веревочках (тяги рулевого управления). Я так понял, что это не от бедности (дорогая фотоаппаратура и пр.). Видимо это такой стиль жизни. Кому за 40, тот поймет.

Кстати, о снаряжении. Подавляющее большинство встреченных нами туристов в качестве плавсредста использовали байдарки Таймень почтенного возраста. В одежде преобладал брезент. Мы на своей Щуке, в камуфляже и непромокаемых костюмах смотрелись иностранцами. Не берусь судить, что лучше. Истина, как обычно, где-то по середине. Главное, чтобы было удобно, тепло и быстро сохло.

После похода я часть своего снаряжения забраковал. Кепка с козырьком удобна в солнечную погоду, но обгорают уши. Лучше носить панаму. Навороченная импортная куртка с множеством карманов оказалась тяжелой, неудобной на воде и ехала всю дорогу в рюкзаке. А вот легкий хб-шный анорак бы не помешал. Дорогие анатомические рюкзаки хороши, но на воде бесполезны. Их элементы жесткости занимают много места и мешают компактно упаковать его в герму. А вот на палатке экономить не советую. Проклеенные швы, москитные сетки и дополнительные вентиляционные отдушины просто необходимы. Дешевые непромокаемые костюмы отлично защищают от дождя и ветра, если сидеть неподвижно. Но в движении в них от пота быстро становишься мокрым изнутри. А у жены был дорогой костюм из мембраны – вот это хорошая вещь, дышит и не промокает. Резиновые сапоги нужны обязательно, но по горам в них лазить неудобно – слишком тонкая подошва. На стоянке нужны обычные шлепанцы. Таганок – очень удобная штука, но заклепки слабые, ломаются. Ну и много чего по мелочи, кому интересно – пишите в мыло.

А тем временем мы опять встаем на воду и преодолеваем большую ламбину. Когда она кончилась, мы, наученные горьким опытом, пошли на разведку тропы. И были за это вознаграждены отличной каменной монолитной (!) дорогой. Последний рывок и мы у цели: Нижнее Кичанское озеро (фото). Оно существует!!!

Сильный ветер в лицо и высокие волны не помеха! По "штормовому" огибаем мыс и пристаем к следующему. Там нас ждет густой ковер ягеля и редкие сосенки. Падаем. Дошли. Лагерь. Дождь. Пофиг. Ужин. Сон.

Поутру бодро выходим в плавание. Озеро на карте имеет вид штанов. Наша задача на сегодня: из одной "штанины" дойти до "промежности" и встать на дневку. Пошли. Вокруг дикая неописуемая красота (фото)! Рвем друг у друга камеру из рук. Сопки! (фото) Скалы !! Тройная радуга!!! (фото) Вода прозрачна, как слеза. Шлепаем от мыса к мысу, периодически выскакивая размяться. В середине дня повернули направо в "промежность" и встали перекусить. Тут нас застал короткий, но мощный шторм. Пока волны и ветер беснуются, осматриваю окрестности.

Нижнее Кичанское озеро – это действительно дикие места. Озеро большое, сложной формы, с многочисленными заливами и островами. Окружено высокими, поросшими густым хвойным лесом сопками. Вода холодная, прозрачная, растительности на дне мало, глубины значительные. Берега обрывистые, выходы скальных пород в виде "бараньих лбов", каменных языков (фото). На дне россыпи огромных камней. Раньше уровень воды был на 1 м выше, это заметно по белой полосе на прибрежных скалах. Много черники и вороники.

На дневку решили встать в начале второй "штанины", благо обнаружилась оборудованная стоянка с баней. Рядом в лесу дети обнаружили схрон браконьеров – десяток сетей, волокушу для снегохода, чайник и пр. мелочи. Схрон покинут, сети сгнили и рвутся в руках. Часть браконьерского имущества мы временно позаимствовали для обустройства бани.

Кстати, о браконьерах. Я где-то читал в инете, что в северную Карелию люди ездят на заготовку рыбы. Чуть ли не из Москвы. Естественно с сетями. Ловят, сушат, везут мешками. Прямо рыболовный рай! Ну не знаю, с трудом верится. Единственный лагерь рыбаков видели у моста в заброшенной деревне Кичаны. Специально ходил смотреть, что у них в коптильне висит. Сотня мелких окуней (мы таких отпускали) и все. Похоже, рыбку уже подвыловили. Активности местных жителей не наблюдается, рыбацкие стоянки заброшены. Встречные туристы жаловались на плохой клев. Похоже, браконьеры покинули эти места. Туда им и дорога! :-)

А если вам посчастливилось все же поймать достаточно крупную рыбу, то можно из нее приготовить корейское блюдо "хе". Быстро и вкусно.

Ингредиенты: 1 килограмм филе рыбы (окунь, щука), 2 луковицы, 1 столовая ложка сахара, по половине столовой ложки чёрного и красного молотого перца и соли.

Приготовление: Филе разрезается на кусочки длиной 2 и толщиной 1 сантиметр , кладут в глубокую посуду и добавляют сахар, перец, соль и лук, нарезанный полукольцами. Всё перемешать и влить столовую ложку уксусной эссенции, после чего, перемешивая, мять руками в течение 5-10 минут. Когда рыба даст достаточное количество сока, поставить в холодное место на 1 час. В течение этого времени доставать и перемешивать рыбу несколько раз. Уже через час "хе" можно употреблять в пищу как приправу к рису или отдельно.

Вторая дневка. Стояли на каменном мысу у входа в северо-западную губу (фото). Стоянка удобная, есть баня. Весь день расслаблялись, катались на лодках между островами, ловили рыбу на спиннинг (сплошь окунь 300-400 гр.), а также фотосъемка, баня, черника – весь набор удовольствий. Баня нам досталась готовой, мы только выложили каменной плиткой пол и поправили дорожку в воду. А волокушу (корыто из нержавеющей стали с полозьями) мы приспособили как бак для воды. Душевно попарились, поныряли голышом. Вечером решил погоняться на пустой Щуке. Скорость можно развить сумасшедшую! Лодка при этом поднимает нос и переходит в глиссерный режим :-).

Вечером натянуло туч, и все кругом стало мрачно (фото). Загрузили в костер здоровенный пень и травили туристические байки: про Счастливую Каску, Белый Катамаран и прочий бред. Дети слушали с раскрытыми ртами :-).

На следующее утро рванули дальше. Сил было много, адаптация к походу закончилась, и весла так и мелькали в руках. С разгону промахнулись и упилили вместо Средних Кичан в юго-восточную губу. Но для бешеной собаки 10 верст не крюк, вернулись и нашли нужную протоку. На правом берегу посетили заброшенную избушку на радость детишкам (фото). Потом были два переката (фото) и собственно Среднее озеро (фото). Была мысль завернуть на Сидорову Ламбину, но как-то не сложилось. Дошли до заброшенной деревни Кичаны. Через протоку деревянный мост. В мосту квадратный проход – остатки шлюза. На левом берегу в кустах стоит ГТС-ка и молодежный лагерь. Оказалось – это отряд какого-то клуба. Стоят тут неделю, ловят и коптят рыбу. Заглянули в коптильню – сотня мелких окуней, ничего интересного. Мужик, руководитель группы жалуется на отсутствие в озере рыбы. Наши детишки рвались разграбить покинутую деревню, ели удержали. Пропихнулись в шлюз и побежали дальше. Опять уткнулись в губу, вернулись, взяли правее и, наконец, вплыли в длинное и узкое, как кишка, Нижнее Кичанское озеро. Тут же на правом берегу обнаружилась стоянка. За день отмахали 20 км, несколько раз проводились – и ничуть не устали. Вот что значит втянуться! Даже обычные городские хвори попрятались – природа, физические нагрузки и здоровое питание творят чудеса!

Кстати, о здоровье. Сколько раз замечал, что все приобретенные в процессе жизни болячки в лесу куда-то пропадают. А после похода вылезают с удвоенной силой :-). Может в этом и есть сермяжная правда, что человек приспособлен для дикой жизни, а от цивилизации ему плохо? Когда отболят мышцы от непривычных нагрузок и отрастет борода от комаров, чувствуешь себя просто превосходно! Единственная неприятность, слегка досаждавшая мне, были трещины на пальцах. Некоторые образовались после царапин о плавники окуней, а другие просто так, от воды. Самое обидное то, что этого легко избежать с помощью обычных нитяных перчаток и любого крема для рук.

Сегодня у нас было запланировано знаменательное событие – посещение Кичанского водопада. В предвкушении этого мы устроили прямо регату: шли на перегонки, с песнями и криками. Встречные лодки испуганно шарахались. Как всегда, во главе каравана наш экипаж добрался до истока реки Кичанки первым. Река начинается в правой (если идти из озера) губе и представляет собой широкий шкуродерный ручей. Вдоль нее по левому берегу идет набитая тропа обноса длиной примерно 1 км. А если пойти в левую губу, то там будет другая тропа, более короткая и удобная. Но мы тогда про это не знали и решили таскаться вдоль реки. Чем и занимались часа два.

Сам водопад расположен ближе к устью и представляет собой ступеньку высотой 2- 2,5 метра поперек русла (фото). Если бы было больше воды, я думаю, можно было бы спрыгнуть на Щуке по краю, где пониже. В самом устье есть хорошая стоянка, к которой выходит та самая альтернативная тропа. На ней стояла большая группа с детьми. К берегу было припарковано 7-8 Тайменей. Чувствуется, что это место никогда не пустует. А мы быстренько перегребли залив и встали на обед на острове, который закрывает вход в этот залив Лопского озера. На острове, тоже часто посещаемом, очень понравились качели, устроенные из толстенных цепей. Наши дети качались до самозабвения.

Перекусив, вышли на просторы Лопского озера. Чтобы не пропустить протоку Тюлле, выстроились цепью и включили рации. Все-таки опыт сказывается, и мы, благополучно миновав пару заливов, вплываем в протоку. Она не широкая, метров 150 шириной. Берега высокие, каменистые. Местами видны стоянки. Погода стоит прекрасная, тихо, солнечно. Жена спит в среднем очке, а сына пробило на греблю. С криком: "Папа, не мешай!" ребенок гребет один, из переднего очка. При этом умудряется держать курс и приличную скорость! Ну, раз такое дело - решаю половить на дорожку. Вытаскиваю старую Невскую катушку с леской 0.6, цепляю грузик-чебурашку и офсетный крючок с красным твистером. Это хозяйство запускаю в воду и тащу за лодкой, периодически поддергивая рукой. Сразу начинают попадаться окуньки, но этого добра нам не надо. Потом, кто-то легким движением зубов начисто откусывает у твистера хвост! Меняю резинку, но вместо неизвестного крокодила ловлю мертвый зацеп L. Вот вам и "незацепляемая" снасть! Дергал, дергал – оборвал. Видимо груз попал в развилку ветвей какой-нибудь коряги. А тут и протока кончилась, и впереди открылись просторы Нотозера с Ивановой горой на горизонте (фото). На последнем слева мысу останавливаемся.

Пока ставили лагерь, дети нашли грибы. Ура, первые грибы за весь поход (фото)! Все сразу загорелись и побежали в лес. А я сел ладить жерлицы, т.к. неизвестный крокодил меня очень заинтересовал :-). Вечерком, после ужина выехал на охоту. В ближайшем заливчике поймал мелкого окунишку на должность живца. А с местом установки снасти вышла закавыка. Классический способ с помощью шеста не проходил, т.к. глубины значительные и дно каменистое. Плавающая подвеска с поплавком из бутылки мне не понравилась – живец закручивается вокруг якоря. Пришлось искать торчащий из воды пень и прикручивать жерлицу к нему. Завтра поверим, кто тут живет.

Утром первым делом еду проверять жерлицу. Леска с рогатки смотана и ведет под коряги. Аккуратно достаю виновную – небольшую щучку (фото). А где крокодил :-)? Видимо, в другой раз… Сегодня опять ходовой день. Нам нужно пересечь Нотозеро и попасть в оз. Пудос к устью одноименной реки. Там находится еще не покоренная Иванова гора.

Кстати, о местных горах. Таковыми их можно назвать с большой натяжкой. По нормальным меркам – это просто сопки, поросшие лесом. Высоты в 300- 350 метров ну никак не могут принадлежать горам. На ту же Иванову гору можно сбегать за час. Примечательно ее месторасположение на границе двух озерных систем. С ее вершины открываются замечательные виды на окрестности. Все туристы считают своим долгом на нее подняться и оставить неизгладимый след :-).

Пока собирались, поднялся сильный ветер, естественно встречный. Со времени первой дневки ветер сделал полный круг и опять задул с юго-запада. И опять назревает непогода. Это нас не смущает и, сев по "штормовому", мы пускаемся в путь. В этом месте Нотозеро разделено грядами островов на несколько плесов. Прохода не видно, поэтому правим на Иванову гору. Тактика себя оправдывает и на траверзе о. Петро открывается пролив. И тут мое сердце екнуло! На ближайшем острове за деревьями мелькнуло знакомое желтое пузо "Щуки"! Первая встреча с братьями по разуму! Немедленно к берегу!

На небольшом острове обосновался воронежский пенсионер с супругой. Стояли они здесь уже неделю, а до этого больше месяца неспешно передвигались по всему водохранилищу. И уезжать пока не собирались. Свою "Щуку" они купили в Москве, но промахнулись с баллонами: взяли дешевые, из пленки. Один баллон у них постоянно травил воздух. Место для стоянки было выбрано исключительно удачно – рядом проходила торная водная дорога на Зеленоборский, где многие группы заканчивают маршрут. Дед тормозил проходящие караваны и разводил народ на продукты и сигареты. Взамен предлагал свежую рыбу. Нам тоже предлагал щуку на 6 кг, но мы отказались, т.к. имели свою. В итоге поменяли 2 пачки сигарет на 5 блесен. Я ему предложил на следующее лето открыть на этом острове ларек типа "сельпо". С пивом и мороженым :-).

Перекусив на соседнем островке, пошли дальше и вскоре достигли Частых островов, тем самым замкнув круг маршрута. Обогнув полуостров, зашли в оз. Пудос. Чем-то оно мне напомнило Нижние Кичаны: такая же кишка с расширением в конце. У самого подножья Ивановой горы в озеро впадает р. Пудос. То, что на карте остров в устье, на самом деле нормальный берег с обширной стоянкой. А сам Пудос – мелкий ручеек, который двумя рукавами огибает этот берег, превращая его в остров. Прямо с берега, через стоянку начинается тропа, по которой народ ходит на гору. Погода постепенно портится, поэтому решаем встать прямо на тропе, тем более вдали показался катамаран с явным намерением тоже встать.

Кстати, о стоянках. На протяжении всего маршрута их было в избытке. Мы даже выбирали, где получше. Чтобы был стол, очаг из камней, баня и пр. Единственный раз, когда пришлось разрабатывать берег под стоянку, произошел на Кичанах. Мы были уставшие и заниматься поисками не хотели. Естественно, потом стоянка обнаружилась на соседнем мысу :-). С дровами тоже проблем не было, достаточно было выйти на берег и порыться в плавнике. Или завалить сушину цепной пилой. Воду для готовки брали прямо из озер, порой пили прямо из-за борта без всяких последствий.

Вынужденная дневка. С утра льет дождь. Несмотря на это, все собираются лезть на гору. А я остаюсь сторожить лагерь. Хорошо порой, загрузив в костер большой пенек, сидеть под тентом под шум дождя, предаваясь раздумьям. Чтобы вокруг никто не бегал, не кричал, не бросал камни в воду и не бил палками по деревьям… Но тут тихо из-за пелены дождя вышла женщина с маленькой девочкой. Это пришли в гости соседи-катамаранщики. Под чаек она поведала, что идут они на кате аж с реки Большая, что впадает в Тикшеозеро. По пути они прошли озеро, реку Винчу и теперь их путь лежит в Нольозеро. Очень хвалила пройденные места, как малонаселенные и рыбные.

Меж тем вернулись скалолазы, все насквозь мокрые. Несмотря на дождь, удалось поснимать окрестности (фото). А тут и погода наладилась и выглянуло солнышко. Вот бы заиметь такой прибор, типа ноутбука с выходом на спутник, чтобы видеть погоду над головой! А самое главное – видеть, где и когда эта хмарь заканчивается :-).

Пока народ сушится, еду на рыбалку. Но оз. Пудос упорно зажимает рыбу. Тогда решаю попытать счастья в речке. Ставлю самую мелкую блесну на спиннинг и иду к первой ламбине. И сразу достаю хорошего язя. Потом были вездесущие окуни, но язей больше не случилось. День завершился потрясающим закатом (фото).

На следующий день решили опять потаскаться. Дело в том, что нам нужно было вернуться на турбазу в Верхнюю Пажму, а это значит опять огибать полуостров. По карте выходил крюк на 5-6 километров. А как раз напротив нашей стоянки, на другом берегу обнаружилась тропа, пересекающая этот полуостров в самом узком месте. Быстренько покидали вещи в лодки, переправились и начали таскаться. Однако, про эту тропу знали и другие. Сразу за нами подошла большая группа на спаренном катамаране (фото). Это было целое племя. Человек 10 пожилых и молодых, с детьми и животными. Любо-дорого было смотреть, как они без суеты и спешки разобрали кат, похватали вещички и ловко перебросили все хозяйство через перешеек. При этом мы успели мило пообщаться и обменяться электронными адресами (к сожалению их адрес оказался неправильным, и все посланные фотки вернулись обратно). Уважаемые попутчики, если вы будете читать этот текст, свяжитесь со мной и пришлите правильный адрес!

После волока мы свернули направо и пошли на юго-восток в Нольгубу. Как ни странно, на этот раз ветер был попутный и всего за пару часов цель была достигнута. На стоянку встали на острове напротив турбазы. И тут нас настигла апатия. Маршрут был закончен, машина ожидалась только завтра и делать совершенно ничего не хотелось. Лагерь ставили лениво, с перерывами на сон под открытым небом (фото). Потом перетрясали мешки, подсчитывали оставшиеся продукты, - словом готовились к выброске. Рыбалка на озере разочаровала: каждый третий заброс оканчивался зацепом в коряжнике. Некоторое оживление внесла экскурсия на турбазу. Принадлежит она все той же фирме "Кереть-тур" и представляет собой два вагончика на берегу и почти достроенную баню. Баня вообще произвела неизгладимое впечатление. Добротный деревянный дом, внутри зеркала, импортная сантехника и пр. цивилизованные штучки. Видимо, здесь предполагалось парить богатых импортных туристов, иначе окупить такое сооружение невозможно. Все открыто, на базе ни души! Даже сторожа. А углубившись по дороге в лес на 300 метров , мы обнаружили продолжение: два коттеджа, которые тоже были пустые. Прямо вымерли все. И тут до меня дошло: это пионерлагерь наоборот! То есть зимний лагерь! Летом он (она, т.е. база) закрыт, а зимой сюда приезжают рыбаки и охотники. Какого же… было завлекать нас сладкими речами на эту базу? Обещать пиво, еду и телефон? На сайте все выглядит по взрослому: http://www.whitesea.ru/pagma.htm, а в натуре, где обещанный сервис?

Вернулись на свой остров, попутно проверив браконьерскую сеть. Она, видать, стояла так давно, что была полна мусора и гнилой рыбы. Зачем было ее тогда ставить? Потом катались по озеру, попутно обрывая блесны и в последний раз любуясь потрясающим карельским закатом (фото). Было грустно, поход закончился.

Следующий день начался с короткого заплыва с острова на материк. Последний раз лодки везли нас, совсем скоро роли поменяются. На поляне у "турбазы" корабли были выпотрошены, разобраны и вывернуты на изнанку. Пока нет дождя – нужно сушиться. Процесс сборов прерывался короткими набегами в ближайший лес, где, как назло, обнаружились молодые грибы и самая крупная за весь поход черника. Другое развлечение само выкатило из леса в виде новенькой "Шеви-Нивы" с прицепом. Из нее выбралась молодежь в городской одежде и задала нам коронный вопрос: "Мужики, а где это мы?" Оказалось, что это рыбаки :-). Едут они аж из Тулы, по "пачке Беломора", со смутным желанием круто порыбачить. Тут мы их и обломали сакраментальным: "Здесь рыбы нет!". На самом деле нам хотелось спокойно пообедать и не спеша собраться. Рыбаки благополучно свалили, решив попытать счастья "на другой отворотке". Однако спокойно поесть нам все равно не дали. Начался дождь и пришла наша машина (на два часа раньше срока). Я, конечно, понимаю – шоферу так удобнее, зато нам на два часа дольше куковать на вокзале. Да ладно, погрузились и поехали. И тут я был поражен безрассудной смелостью тульских рыбаков. Старая лесовозная дорога оказалась в ужасном состоянии, не менее 100 ЗУМов (зад/удар/минута) :-). Наша УАЗка едва не скончалась на огромных камнях и в глубоких лужах. На таких дорогах умирают даже монстры типа ЗИЛ – 157, а они на "Шиве", да с прицепом! Удачи им!

За два с небольшим часа, с перекурами добрались до вокзала. Попутно подобрали еще одну группу, с которой мы рядом стояли на Пудосе. Они поднимались на катамаране до Нольозера. На дверях вокзала нас позабавило объявление, в котором строго-настрого запрещалось устанавливать палатки и разжигать примусы на территории станции (фото). Слава богу, что сам вокзал на ночь не закрывался и, затарившись пивом и другими дарами цивилизации, мы в тепле и уюте дождались своего поезда. Дорога в Москву вспоминается урывками между сном и пивом. И вот мы на перроне, вещей стало заметно меньше, а борода заметно больше (фото). Так заканчиваются подвиги :-(, и назавтра чистый и бритый герой вольется в серые толпы "менеджеров среднего звена". Карта маршрута прилагается: (фото).

Кстати, о следующем лете. Планирую опять отправиться в Северную Карелию. Этот край заслуживает более пристального внимания. Надо посетить Тикшеозеро, пройти р.Винчу, заглянуть на оз.Кукас, перегрести таки Княжегубское водохранилище целиком. Хочется более вдумчиво порыбачить, познакомиться с местным населением (фольклор собрать :-)). Естественно, просто необходимо выйти на недельку в Белое море, без этого впечатления не будут полными. Кроме того, есть мысль забраться на юг Мурманской области в бассейн реки Ена. Вы спросите: а почему опять в Северную Карелию? Отвечаю – по совокупности достоинств :-). Близко, дешево, удобно, пока малолюдно, еще рыбно и ягодно. Для непрофессиональных туристов и примкнувших к ним чайников это оптимальный вариант по всем параметрам. Присоединяйтесь!

Колесник Влад, 2005 г.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Вячеслав Михайлович, 17.08.2009
Описание достойно людей полюбивших приполярные таёжные дали!
Исполнилось ли желание в дальнейшем выйти в Белое? Если нет, то могу предложить наш маршрут 2006 года - По Сонреке до Белого моря! Его нетрудно найти в интернете - это то что нужно для полного северо-карельского счастья.
В 2009, мы, в составе 19 человек, прошли аналогичный маршрут - и назвали его Лисьей приполярной кругосветкой. Удачи!
 Перфилов Вячеслав, 20.08.2009
"... я пришел к выводу, что "туристом" в классическом виде я не стану, поздно, да и не хочется. Скорее хочется стать путешественником. Чтобы ходить куда хочешь, когда хочешь и с кем хочешь..."
Молодец! правильно! Турист - импортное слово. Наше - путь и шествие! Удачи!
 Татьяна Баталова, 03.02.2010
Здравствуйте Владислав!
Прочитала ваши заметки. Во-первых, очень интересно написано, увлекательно. Во-вторых, я родилась в поселочке на Средних Кичанах. Это было давно, летом 1953 года. Там еще кажется жив бабушкин дом. Последний раз я была там 32 года назад. Родственники были сравнительно недавно, но сейчас все старенькие или больные. Спасибо за рассказ и фото, я обожаю эти места. Если будет интересно, напишите, я могу рассказать историю этих мест.
 Паша, 01.03.2010
Помогу с заброской, выброской на Тикшеозеро, р.Винча, Челозеро, Кукас, Пайозеро, Нотозеро(нольгуба, пажма)Нольозеро.Машина уаз(буханка 8мест с верхним багажником)
 Колесник Влад, 29.03.2010
Докладываю: в Велое море вышел (от Гридино до Поньгомы), все водохранилище перегреб (обследовал Долмановы озера и Бабье), Винчу и Куксу посетил. Даже фольклор собрал (местные рыбаки - такие душки :)). Теперь в планах Тикшеозеро, Кукас и далее везде :).
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:






































© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100