Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: г. Норильск – а/п Валек – р. Моя-Ачин – р. Кутарамакан – р. Токингда – оз. Кета – р. Рыбная – р. Норилка – а/п Валек – г. Норильск, совершенном с 28.06.2002 г. по 26.07.2002 г.

Руководитель: Климин С. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №5939

Содержание:
  1. Справочные сведения о маршруте:
    1. Паспорт маршрута;
    2. Состав группы;
    3. Выбор маршрута и подготовка;
    4. Заброска и выход с маршрута;
  2. Техническое описание маршрута:
    1. График движения группы;
    2. Лоция р. Моя-Ачин;
    3. Лоция р. Кутарамакан;
    4. Пеший переход на р. Токингда;
    5. Лоция р. Токингда;
    6. Сплав по оз. Кета;
    7. Лоция р. Рыбная - р. Норилка;
  3. Итоги путешествия, выводы, рекомендации
Справочные сведения о маршруте
Паспорт маршрута

Вид туризма: пеше-водный.
Категория сложности: пятая (5).
Район путешествия: п-ов Таймыр (плато Путорана).
Нитка маршрута: г. Москва – г. Норильск (самолет) – а/п Валек (автобус) – р. Моя-Ачин (вертолет) – р. Кутарамакан – пеший переход на р. Токингда – оз. Кета – р. Рыбная – р. Норилка – а/п Валек – г. Норильск (автобус) – г. Москва (самолет)
Протяженность активной части маршрута: 360км.
сплав по р. Моя-Ачин: 40 км.
сплав по р. Кутарамакан: 35 км.
пеший переход на р. Токингда: 20 км.
сплав по р. Токингда: 55 км.
сплав по оз. Кета: 80 км.
сплав по р. Рыбная – р. Норилка: 130 км.
Количество участников: 13 человек.
Средства сплава: три четырехместных катамарана объемом 1.4 м3, 1.3 м3, 1.8 м3 соответственно.
Сроки путешествия: с 28 июня по 26 июля 2002 года.
Уровень воды: средний или чуть ниже.

Состав группы

№ п/п Фамилия И. О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности в группе
1 Климин Сергей Валентинович 1964 Укучикта 6р. Кекемерен 6р. М. Нарын 5 р. Шавла – Аргут 5 р. Урик – Хончин – Даялык 5 р. Руководитель группы, Капитан К4-1
2 Сечко Олег Юрьевич 1966 Укучикта 6у. М.Нарын 5у. Шавла – Аргут 5у. Чаткал 5у. Урик – Хончин – Даялык 5у. Завхоз, матрос К4-1
3 Мандрыкин Сергей Викторович 1969 Укучикта 6у, Кекемерен 6у, Пскем 6у, М. Нарын 5у,Урик-Хончин-Даялык 5у Видеокамера, матрос К4-1
4 Бабурова Оксана Борисовна 1966 М. Нарын 5у, Урик-Хончин-Даялык 5у, Китой – Онот 5у Врач группы, матрос К4-1
5 Вилинский Дмитрий Борисович 1976 Укучикта 6у, Кекемерен 6у, М. Нарын 5у, Урик-Хончин-Даялык 5у, Китой – Онот 5 зам. рук. Зам. руководителя, капитан К4-2
6 Кузичев Василий Алексеевич 1976 Урик-Хончин-Даялык 5у, Шавла-Аргут 5у Отв. за снаряжение, видеокамера, матрос К4-2
7 Перхуров Владимир Владимирович 1969 Жом-Болок – Ока 5у, Катунь 4у Гитара, матрос К4-2
8 Мягкова Светлана Сергеевна 1974 Укучикта 6у, Кекемерен 6у, Урик-Хончин-Даялык 5у Летопись, фото, матрос К4-2
9 Аравин Алексей Алексеевич 1976 Укучикта 6у, Шавла-Аргут 5у, Снежная 4у Фото, капитан К4-3
10 Александров Филипп Григорьевич 1976 Укучикта 6у, Урик-Хончин-Даялык 5у Реммастер, матрос К4-3
11 Цветков Виталий Олегович 1963 Кекемерен 6у, Шавла-Аргут 5у Гитара, матрос К4-3
12 Наумова Наталия Михайловна 1976 Укучикта 6у, Шавла-Аргут 5у, Снежная 4у Отв. за сбор биологического материала, матрос К4-3
13 Гудилин Тимофей Владимирович 1976 Мзымта 2(5)у, Кутсайоки 3(4)у Фото, cменный матрос

Выбор маршрута и подготовка

Район плато Путорана – совершенно новый для всех без исключения членов нашей группы. Мы давно подумывали об этом диком и суровом заповедном крае, однако все удачно сложилось только в этом году.

Изначально планировался кольцевой маршрут, т. е. с возвращением в Норильск своим ходом, чтобы исключить вертолетную выброску или длительный доплыв на катере. Кроме того, хотелось найти реку с максимальной технической сложностью сплава.

На наш взгляд, всем этим требованиям наиболее полно отвечал маршрут с началом сплава по р. Моя-Ачин. Река впервые была открыта группой под руководством Галедина В.П. в 1991 г., которая прошла р. Моя-Ачин с многочисленными обносами водопадов и порогов. Очевидно, именно это и отпугнуло последователей. Так или иначе, но спустя 11 лет никакой другой информации мы найти не смогли.

Первопроходцы прошли по маршруту: р. Моя-Ачин – р. Кутарамакан – оз. Кутарамакан – оз. Кета – р. Рыбная – р. Норилка. Мы же планировали от устья р. Кутарамакан уйти на север через р. Токингда – р. Ланга – оз. Накомякен – р. Накта – оз. Собачье – р. Муксун – оз. Глубокое – р. Имангда. Эта часть маршрута спортивного интереса не представляет (в чем мы убедились впоследствии при сплаве и осмотре с вертолета), но она позволяет обойти стороной большую часть унылой долины р. Рыбной, которая сильно подвержена влиянию выбросов "Норильского Никеля". Однако, трехдневное ожидание вертолета в а/п Валек, а также то, что сплав по р. Моя-Ачин оказался более трудоемким, чем мы рассчитывали, позволило нам добавить к пройденному группой Галедина маршруту только р. Токингда.

Часть нашего маршрута проходила по территории заповедника "Путоранский", который с этого года сильно ужесточил требования к пропуску групп туристов. Мы заручились поддержкой и письмом из Российской Академии Наук, которая поручила нам сделать отбор проб воды и почвы в различных точках района. Для выполнения этой работы мы везли с собой набор специальных герметичных пробирок.

По приезду в Норильск пришлось встречаться с директором заповедника, чтобы получить пропуск, который спрашивают при оформлении заказа на вертолет в а/п Валек.

Для более точной привязки к местности на маршруте мы впервые использовали связку GPS-КПК Palm, куда была заведена 2- и 5-км карта в электронном виде. В техническом описании мы приводим координаты отдельных точек маршрута, записанных в GPS.

Для обеспечения безопасности на случай непредвиденных обстоятельств наша группа арендовала спутниковый телефон.

Заброска и выход с маршрута

До аэропорта "Алыкель", находящегося под Норильском, мы добирались авиарейсом компании "Сибирь" из Домодедово. На наш взгляд, здесь самые разумные цены. Минимальная стоимость перелета в оба конца 7500 руб. Мы выбрали тариф за 8500 руб., по которому обратный билет был действителен еще месяц от указанной даты вылета без каких-либо доплат и переоформлений. Кроме того, "Сибирь" разрешает бесплатно провозить 30 кг груза. Правда, все что свыше, идет по 60 руб. за кг. Поэтому, практически все продукты мы покупали в Норильске. Цены в среднем в 1.5 раза выше московских.

Из аэропорта до автостанции в г. Норильск от каждого рейса ходит автобус, однако сесть на него с рюкзаками практически нереально. Нам пришлось нанимать 2 "Газели". Время в пути около часа.

От автостанции раз в час ходит рейсовый автобус до а/п Валек (N 69 o 23'44'', E 88 o 21' 55''), время в пути 20 – 25 минут.

Валек на весь год обеспечен предоплатными заказами "Норильского Никеля" и других "монстров", так что наши деньги (92000 руб.) им особенно не нужны. За 3 дня, проведенных нами в зале ожидания, то ветер в горах был "не той системы", то срочно надо было отправлять вахтовиков и бригады геологов, да и рабочий день в 17:00 заканчивался.

Выброска с маршрута проблем не представляет, так как приплываешь снова к а/п Валек. Из Норильска рейсовые автобусы до а/п "Алыкель" ходят по расписанию и практически пустыми.

Техническое описание маршрута
График движения группы

День Дата Участок маршрута Длина, км Тех.время, час Способ передвижения Характер участка
1 – 5 28.06 – 02.07 г. Москва – г. Норильск – а/п Валек 3500 - самолет, автобус Промежуточная посадка в а/п Радужный (задержка 6 часов), закупка продуктов, оформление пропуска в заповедник, задержка вертолета 3 дня.
6 03.07 а/п Валек – р. Моя-Ачин 190 1.5 вертолет, пешком ожидание вертолета до обеда, перелет, спуск с верхнего плато в ущелье р. Моя-Ачин
7 04.07 Базовый лагерь - - пешком стапель, осмотр реки выше и ниже по течению
8 05.07 р. Моя-Ачин – за 1-й водопад 7 6.5 сплав шиверы, пороги 3-5 к.с., прохождение "Стиральной доски", обнос водопада N1
9 06.07 р. Моя-Ачин – пор. "Игольное ушко" 2 2 сплав шиверы, пороги, поломка и ремонт рамы, обнос пор. "Трехступенчатый"
10 07.07 р. Моя-Ачин –3-х ступ. водопад 5 6 сплав обнос пор. "Игольное ушко", шиверы, разборка судов, обнос и спуск рам
11 08.07 р. Моя-Ачин – за 3-х ступенчатым водопадом 1.5 8 пешком, сплав обнос 3-х ступенчатого водопада (2, 3, 4) спуск людей и вещей в каньон, сборка судов, шиверы, пороги
12 09.07 р. Моя-Ачин – за водопад N6(32 метра) 3.5 3 сплав шиверы, пороги, пор. "Ворота", обнос водопадов N5 и N6
13 10.07 р. Моя-Ачин – устье р. Налдикан 7 8 сплав шиверы, пор. "Первый киль", обнос вдп.N7, мощные пороги и шиверы, проводки, обносы, 2 оверкиля
14 11.07 Базовый лагерь - - - Дневка, ремонт судов, радиальные выходы
15 12.07 р. Моя-Ачин – за вдп.N9 14 9 сплав шиверы, обнос вдп.N8, мощные пороги и шиверы, обнос вдп.N9
16 13.07 Базовый лагерь - - - Дневка, ремонт судов, баня
17 14.07 р. Кутарамакан – р. Мал. Кутарамакан 37 6 сплав, пешком шиверы, перекаты, разборка судов, подъем вверх по р. Мал. Кутарамакан
18 15.07 р.Мал.Кутарамакан –пер.в долину р.Токингда 12 6 пешком плохая тропа, брод через р. Мал. Кутарамакан
19 16.07 перевал – р. Токингда 6 3 пешком сильно заболоченная местность, движение без тропы
20 17.07 Базовый лагерь - - - Стапель, дневка, сильный дождь
21 18.07 р. Токингда 40 7 сплав мелководные шиверы, перекаты
22 19.07 р. Токингда- оз. Кета (4-й пр. приток) 28 7 сплав шиверы, перекаты, участки стоячей воды, слабый встречный ветер
23 20.07 Базовый лагерь - - - сильный встречный ветер
24 21.07 оз.Кета(напр устья р.Амнундакты) 22 6.5 сплав слабый встречный ветер
25 22.07 озКета - ист. р.Рыбная 45 6 сплав попутный ветер
26 23.07 р. Рыбная 40 6.5 сплав перекаты, плесы
27 24.07 р.Рыбная,2-я ст. п. Орон 45 6.5 сплав перекаты, плесы, обнос пор. Орон, слабый встречный ветер
28 25.07 р. Рыбная – р. Норилка до а/п Валек 45 8 сплав перекаты, плесы, встречный ветер
29 26.07 г. Норильск – г. Москва 3500 - самолет -

Лоция р. Моя-Ачин

От стрелки с р. Благодатная Моя-Ачин спокойно течет единым широким руслом. Расход воды около 10 – 12 м 3 в сек. Берега совершенно лишены какой-либо крупной растительности. Поэтому мы пролетели вниз по течению еще 2.5 – 3 км и высадились на верхней террасе левого берега у начала первых деревьев (N 68° 59' 32'', E 93° 1'44'', alt 2237 ft). Отсюда, траверсируя склон ущелья спустились к реке и поставили лагерь на небольшой полянке. Пришлось изрядно побегать по склону, чтобы набрать лиственницы нужного размера для трех катамаранных рам.

1. Первое препятствие на реке – порог "Первый блин" начинается примерно в километре выше лагеря. После входной шиверы идут несколько сливов через всю ширину реки. Во всех сливах много открытых камней.

2. Шивера средней мощности начинается сразу за прп.1. В русле много открытых камней. В конце шиверы русло делится на 2 протоки, более полноводная правая. На выходе из каждой протоки сливы более 1 м через плохо прикрытые камни. В этом месте водопадом впадает небольшой правый приток.

Наш лагерь находился чуть ниже по течению на левом берегу. Первые два препятствия было решено не проходить, так как их техническая сложность не стоила перетаскивания катамаранов по склону ущелья.

3. Шивера средней мощности на плавном левом повороте. В русле много открытых камней, образующих "ворота" чуть шире катамарана. В конце шиверы русло расширяется, на левом берегу галечная отмель. Шиверу проходили вдоль левого берега с маневром между камней. Чалились к галечной отмели левого берега.

4. Т Сложная шивера – порог начинается на плавном правом повороте. После короткой разгонной шиверы в русле несколько ступенек –сливов в воротах из камней. На выходе слив более 1 м и прижим к скале левого берега. Затем река круто поворачивает вправо, образуя большой улов. Для осмотра ключевой части препятствия пришлось перечалиться к осыпи правого берега. Проходили ближе к правому берегу. Уйдя от прижима, чалились в улов у правого берега.

5. Т Мощная шивера через 100 м от предыдущего препятствия. В конце улова река разбивается на 2 протоки: левая – мелководная, на выходе водосброс около 1.5 м через открытые камни; в правой – мощная шивера длиной 200 м, перед слиянием с левой протокой русло перегорожено грядой крупных камней. По нашей воде единственный проход – слив высотой более 1.5 м был уже ширины катамарана. Суда провели вдоль правого берега, обнос гряды около 20 метров.

6. Мощная шивера –порог длиной около 200 метров на прямом участке реки начинается сразу за предыдущим препятствием. В русле серия сливов более 1 м с мощными бочками. Шли по основной струе. За порогом небольшой плес и левый поворот русла.

7. ТТ Мощный порог "Стиральная доска". Для осмотра чалились за поворотом к камням правого берега. Порог начинается разгонной шиверой, в русле несколько гряд обливных камней. Далее, на плавном правом повороте следует мощный многоступенчатый водосброс с общим перепадом около 4 метров. В правой части поток падает более круто и много открытых камней. Слева – навал на береговые камни. Страховку двумя спасконцами ставили сразу на выходе из порога с правого берега. Разгонную шиверу шли по центру, постепенно смещаясь влево. Ключевую часть порога проходили в его левой трети, уходя от навала на левый берег. Этот порог нашими предшественниками был обнесен.

8. Шивера длиной 100 м со слабым прижимом на правом повороте. Шли правее центра с маневром между камнями.

9. Участок слабых шивер длиной около 500 метров. Впереди видно скальное сужение на плавном правом повороте, за которым первый водопад на реке. Чалка не ближе 100 м от водопада на левый берег, далее скорость течения резко возрастает.

10. ТТ Водопад №1 высотой около 6- 7 метров, расположен в скальном сужении на правом повороте русла. Поток сжимается скальными берегами и падает в чашу, образуя мощный котел у правого берега. Оба берега за водопадом обрываются в воду скальными стенками. Водопад обнесли по левому берегу. Один катамаран с веревочной страховкой спустили сразу за водопадом, два других отнесли на 100 метров дальше, где был более пологий спуск по руслу ручейка и можно было обойтись без веревок.

11. Т Мощный порог после 400 м спокойного участка. Чалка перед порогом на правый берег. Поток разгоняется и круто падает через гряды обливных камней, образуя серию сливов с мощными бочками. Длина порога около 300 метров, заканчивается он перед левым поворотом русла. Препятствие шли по основной струе, маневрируя между камнями. Страховку двумя спасконцами ставили на левом повороте в конце порога. Этот порог нашими предшественниками был обнесен.

12. Участок несложных шивер начинается сразу за предыдущим препятствием. Река в этом месте делает плавную дугу, огибая обрывистый выступ правого берега. Здесь неплохое место для лагеря. Участок заканчивается коротким плесом после левого поворота.

13. Т Мощная шивера начинается на прямом участке реки. Скорость течения резко возрастает, в русле много открытых камней. На крутом левом повороте русло делится на 2 протоки. Левая - более узкая, в ней сложный слалом между камней. Правая протока - более мощная и полноводная, здесь несколько крутых сливов в воротах из камней. В месте слияния проток с правого берега мощным водопадом впадает приток. Шивера требует осмотра, так как за слиянием проток она практически переходит в порог "Трехступенчатый". Шиверу шли сначала по центру, затем уходили в левую протоку. При прохождении у одной из "четверок" от удара об камень сломало пополам раму. Чалились на левый берег, чуть выше слияния проток.

14. ТТ Мощный сложный порог "Трехступенчатый" , длиной около 200 метров. Первая ступень – пологий слив около 1,5 м с бочкой. Вторая – мощный водопадный слив высотой около 3 м с пенным котлом. Третья ступень – интегральный прижим: поток сначала сваливается под скалу правого берега, а затем бьет в левобережные плиты.

Для безаварийного прохождения второй ступени нужно судно достаточно большого объема. А гряда острых камней, о которую разбивается поток в третьей ступени, и прижим под отрицательную стену правого берега делают это препятствие потенциально опасным.

Мы, как и наши предшественники, обнесли порог по плитам левого берега.

15. Мощный порог через 100м от предыдущего препятствия. В русле несколько гряд обливных камней. Входная шивера заканчивается сливом более 1м через всю реку. Проходили по центру.

16. Порог средней мощности сразу за прп.15. Левая часть русла забита открытыми камнями. В правой части слив около 1 м. Шли по основной струе.

Пороги 15 и 16 нами проходились в связке после предварительного осмотра и выбора места чалки за прп.16, т.к. сразу за ним на левом повороте начинается порог "Игольное ушко".

17. ТТ Мощный сложный порог "Игольное ушко" длиной 150 м. Чалка для осмотра к левому берегу сразу за прп.16. Начинается крутопадающей заходной шиверой перед левым поворотом реки. На повороте русло сжимается до 7- 8 метров, образуя водопадный слив с пенным котлом около 1,5 метров. Далее поток скачет вниз по ступенькам сливов, последний из которых бьет в скалу левого берега, образуя под ней мощную бочку во всю ширину русла. После этого Моя-Ачин поворачивает вправо на 90° и вырывается из теснины через щель шириной 3,5- 4 метра.

Мы, также как и первопроходцы, обнесли порог по плитам левого берега и спустили суда по скальным ступенькам сразу за выходом из порога. Веревки не потребовались. Чуть выше по течению удобное место для лагеря.

18. Простой мощный порог через 50 м от "Игольного ушка". Шли по основной струе.

19. Участок шивер длиной около 1 км продолжается до заметного ручья с левого берега. Шли по основной струе.

20. Прижим на левом повороте. Шли по струе вдоль левого берега.

21. Участок мелководных шивер средней мощности длиной около 2,5 - 3 км. В конце участка русло сжимается скальными стенками и круто поворачивает вправо. За поворотом после короткого плеса длиной 30 - 40 м начинается трехступенчатый водопад.

22. ТТ Водопад N2,3,4 Водопад состоит из трех ступеней: 6, 4 и 16 м соответственно. Ступени разделены короткими плесовыми участками. Оба берега в районе водопада обрываются в воду отвесными скалами высотой до 50 метров. Мы чалились к правому берегу до поворота. Шиверу на повороте не проходили, т.к. она очень мелководная, чистого прохода нет. Здесь на высоком выступе правого берега удобное место для лагеря.

Склон правого берега достаточно крутой, заросший деревьями и кустарниками, поэтому для обноса судов потребовалось отвязать рамы и сдуть баллоны. Длина обноса 500- 600 метров за правый поворот реки. Здесь вдоль русла небольшого ручейка (N 68° 56' 38'', E 93° 6' 7'', alt 1945 ft) при помощи веревок спустились на террасу правого берега. Мест для стоянки здесь нет, поэтому неоходимо в тот же день отплывать. Обнос водопадов с последующей сборкой судов занял почти целый день.

23. Сразу за водопадом река идет в каньоне длиной около 1,5 км. Высота скальных стенок достигает 100 метров. Несложные шиверы и пороги прошли сходу тандемом. В одном месте за крутым правым поворотом потребовался короткий обнос. Сразу за поворотом крупные камни создают узкий коридор, по которому поток разгоняется и бьет в огромный обломок скалы, запирающий выход. Длина обноса около 50 метров.

24. Т Сложный мощный порог "Ворота". В конце прямого участка видно сужение русла и крутой правый поворот. Порог находится перед поворотом. Скальные плиты с обоих берегов сжимают русло до 3- 4 метров, образуя серию сливов с мощными бочками. Осмотр порога проводили с правого берега. Проходили по основной струе, пробивая на скорости бочки. Первый катамаран подстраховывали спасконцом с правого берега. Этот порог нашими предшественниками был обнесен.

25. ТТ Водопад N5. Пятый водопад высотой 7 метров расположен в 100 метрах от предыдущего препятствия за правым поворотом. Перед водопадом плес, позволяющий спокойно зачалиться к правому берегу для обноса. Протяженность обноса вещей около 80 метров. За водопадом скальный коридор длиной 200 метров. Обнос судов около 30 метров, затем их спустили со скалы и провели на веревках до места загрузки. Спуститься удалось по скальным ступеням без использования веревок.

26. Простой участок длиной 600 - 700 метров. Сразу за левым поворотом несколько простых сливов до 1 м через все русло. За последним сливом необходимо зачалиться на левый берег, т.к. в конце прямого участка расположен самый высокий водопад на реке.

27. ТТ Водопад N6. Водопад высотой 32 метра на плавном правом повороте реки (N 68°54'45'', E 93°8'44'', alt 1368 ft) падает в огромную чашу двумя рукавами, которые в полете переплетаются между собой. Обнос водопада трудоемок из-за крутизны крупного курумника и густых зарослей левого берега. В 300 метрах ниже водопада в скальной чаше левого берега просматривается большая песчаная отмель, поросшая деревьями. Здесь мы поставили лагерь. Обнос вещей по верхней террасе, спускались в конце отмели по крупному курумнику. Катамараны обносили до ближайшего скального выступа (около 150 метров), предварительно расчистив просеку в густых зарослях. Отсюда суда спускали на веревках около 30 метров. Для приема катамаранов снизу и дальнейшей их транспортировки в лагерь трое участников в спасжилетах и с веслами самосплавом поднялись вверх по течению вдоль скалы левого берега. Страховали снизу двумя связанными спасконцами.

28. Участок средних шивер длиной около 1,5 км продолжается до правого притока. Шли сходу тандемом.

29. Т Мощный порог "Первый киль" (N 68° 53'27'', E 93° 9'47'', alt 1286 ft) начинается в 100 м ниже правого притока. Для осмотра препятствия чалились перед ним на левый берег. Порог начинается на крутом левом повороте разгонной шиверой. Затем поток резко поворачивает вправо, образуя мощный слив с навалом на левобережную плиту. Русло в этом месте сжимается до 4,5 - 5 метров. Сразу за первым сливом расположен второй водопадный слив более 1,5 метров с мощным обратным валом, после чего река успокаивается в круглой скальной "чаше" диаметром около 30 метров. Страховку ставили двумя спасконцами: сразу за последним сливом и на выходе из "чаши".

Первым порог проходил экипаж К4-3, чей катамаран был наибольшего объема. Экипаж удачно вписался в поворот, избежав навала на плиту левого берега. Но в выходном сливе судно погрузилось настолько глубоко, что мгновенно перевернулось через нос. Для трех членов экипажа это был первый "боевой" киль, отсюда и название порога. Наши предшественники этот порог не проходили.

После ликвидации последствий аварии остальные катамараны было решено обнести по плитам левого берега.

30. ТТ Водопад N7. Седьмой водопад высотой 5 метров расположен за S-образным поворотом реки в 150 метрах от предыдущего препятствия. Чалка сразу за левым поворотом к правому берегу. Длина обноса 50 метров.

31. Несложный порог длиной 150 м. Прошли тандемом в правой части русла.

32. Т Порог длиной около 200 метров. Представляет собой россыпь крупных камней и плит. По нашей воде чистый проход не просматривался. Заходили в порог в его левой части, затем смещались в правую часть русла. В двух местах пришлось перетаскивать судно через плиты.

33. Т Мощный порог длиной 150 метров начинается крутопадающей шиверой. Далее, поперек русла три гряды подводных камней, не оставляющих по нашей воде ни одного габаритного прохода. За последней грядой русло сжимается, и следует винтовой слив более 1,5 метров под скалой правого берега. Порог обнесли по правому берегу.

34. ТТ Мощный порог "т/к Орбита" через 100 м от предыдущего препятствия. Ориентир – нагромождение камней в центре русла. Осмотр порога проводили с левого берега. Несколько гряд крупных камней перегораживают поток. Единственный проход чуть левее центра представляет собой узкий водосброс высотой около 3 метров весьма замысловатой формы. Не найдя габаритного прохода, мы провели суда у левого берега.

Этот и предыдущий пороги нашими предшественниками были также обнесены.

35. Порог "Камень преткновения" (N 68° 54'10'', E 93° 9'38'', alt 1207 ft) расположен в 100 метрах от предыдущего препятствия сразу за плавным правым поворотом. Для осмотра порога пришлось перечалиться на правый берег.

Порог начинается разгонной шиверой на правом повороте. Далее в русле у левого берега лежит огромная скальная глыба. Широкая правая протока на выходе полностью перекрыта камнями, не оставляющими чистого прохода по нашей воде. Узкая бурная протока слева огибает скалу с поворотом на 90°. Ширина прохода в самом узком месте 2 метра.

Экипаж К4-1 прошел порог левой протокой, удачно вписавшись во все повороты узкой щели. К4-3, имевший чуть большую ширину, предпочел проход по правой протоке с перетаскиванием судна через камни на выходе. К4-2 решил повторить прохождение слева, но на выходе из узкой щели был расклинен и перевернулся через баллон. Поскольку на выходе из порога достаточно мелко, аварию удалось ликвидировать силами экипажа.

36. Т Мощный порог длиной 200 метров расположен в 150 метрах от предыдущего препятствия за левым поворотом реки. Разведку порога проводили по левому берегу. Русло реки сильно сужается, поток разгоняется и несется через гряды подводных плит, образуя серию сливов с жесткими бочками в воротах из камней. Проходили по основной струе, пробивая бочки на скорости. Чалились за последним сливом в маленький улов левого берега.

37. Т Мощный короткий порог длиной 30 - 40 метров. Расположен сразу же за прп.36. По более высокой воде может быть продолжением предыдущего препятствия. Поток снова разгоняется и круто падает вниз, прорываясь через частокол открытых острых камней. На выходе скальное сужение, в котором река успокаивается. По нашей воде габаритного прохода не было. Суда провели вдоль левого берега и затем обнесли за скальное сужение около 30метров. Далее около 200 метров спокойного сплава. Чалились на левый берег перед устьем левого притока р.Налдикан.

Здесь на высоком берегу удобное место для лагеря (N 68° 53'23'', E 93° 10'21'', alt 1237 ft). Чуть выше по течению на р.Налдикан несколько красивых водопадов. По нашей воде приток можно было спокойно перепрыгнуть в районе устья для осмотра следующего препятствия.

38. Порог-прижим за устьем р.Налдикан расположен на правом повороте реки. Вдоль струи лежат несколько крупных скальных обломков. Поток сначала идет вдоль них, а затем круто поворачивает влево и прорывается между обломками, образуя сначала навал на один из камней, а на выходе – сильный прижим к скале левого берега. Проходили по основной струе, на выходе с трудом удалось избежать навала на скалу левого берега.

39. Участок шивер средней сложности длиной 1,5 км до скального сужения – ориентира восьмого водопада. Шли сходу тандемом.

40. ТТ Водопад N8 Восьмой водопад Моя-Ачина расположен на прямом участке. Осмотр водопада с целью выбора места обноса проводили по левому берегу. Река делится на две протоки грядами открытых камней. В левой, более полноводной, протоке находится мощный водосброс высотой более 5 м, осложненный камнями, за ним река входит в каньон. Правая протока идет метров на 100 дальше и впадает 7-метровым водопадом поперек узкой щели каньона. По нашей воде правая протока перед самым падением была сильно подпружена открытыми камнями так, что можно было безопасно подойти почти к кромке водопада. Обнос вещей около 70 - 80 метров до удобного места спуска в каньон. Катамараны перебросили через скалу, а затем провели на веревках до места чалки.

В условиях более высокой воды этот водопад придется обносить по левому берегу. Протяженность обноса увеличится в 3 - 4 раза, а спуск в каньон с левого берега возможен только с применением веревок.

За водопадом Моя-Ачин зажат в каньон с отвесными стенками. Первые 200 метров река течет спокойно до крутого правого поворота, за которым начинается очередное препятствие.

41. ТТ Мощный сложный порог "Труба" протяженностью около 600 - 700 метров представляет собой несколько локальных ступеней, разделенных короткими участками быстротока. В условиях более высокой воды промежуточные чалки будут весьма проблематичны. В русле много плит и крупных скальных обломков, сливы до 1,5 метров в воротах из камней. Наш уровень воды позволял чалиться перед каждой ступенью и осматривать ее по левому берегу. Порог шли по основной струе, в некоторых ступенях подстраховывали первый катамаран двумя спасконцами с левого берега.

42. Т Мощный порог длиной около 150 метров расположен на левом повороте реки сразу за предыдущим препятствием. Разгонная шивера на повороте заканчивается двумя сливами в центре русла и несильным навалом под скалу правого берега. Далее идет выходная шивера с узкими проходами между открытыми камнями. Шли по основной струе.

Каньон Моя-Ачина после левого поворота значительно расширяется.

43. Мощный порог расположен в 100 метрах от предыдущего препятствия на правом повороте реки. Осмотр проводили поочередно с обоих берегов. Перед поворотом река делится на две протоки. Правая – более короткая, в ней поток круто падает, прорываясь через россыпь крупных открытых камней. Чистый проход весьма затруднителен. Левая протока описывает длинную плавную дугу. Здесь несколько пологих сливов в сужениях, образованных плитами.

К4-1 и К4-2 прошли левой протокой, в двух местах потребовалась частичная проводка. К4-3 пошел правой протокой и на выходе был расклинен в гряде камней. С помощью веревки судно пришлось выдергивать на берег. За слиянием проток чалились к плитам левого берега для осмотра очередного препятствия.

44. Т Короткий мощный порог длиной 100 метров расположен на левом повороте реки через 200 метров от предыдущего препятствия. В центре реки отмель из крупных камней. После разгонной шиверы русло в правой протоке перекрыто грядой крупных камней. Узкий проход расположен ближе к отмели. Здесь слив более 1 м с навалом на камень и подводным "зубом". За сливом река поворачивает влево, на выходе шивера с открытыми камнями. Для детального осмотра порога пришлось бродить мелководную левую протоку. Шли по основной струе, в конце порога чалились направо.

45. Короткий мощный порог длиной 80 метров расположен за правым поворотом реки. Отделен от предыдущего препятствия коротким спокойным участком. Начинается разгонной шиверой, далее гряда крупных камней делит русло на две протоки. Правая на выходе сильно забита камнями. В левой бурный трек с серией сливов под скалой левого берега. После осмотра шли вдоль левобережной скалы.

46. Простая шивера за левым поворотом реки в 150 метрах от предыдущего препятствия. Шли по основной струе, на выходе чалились на правый берег для осмотра следующего порога. Впереди видно нагромождение камней, основной поток сваливается под скалы левого берега. Это ориентир сложного порога "Зигзаг".

47. Т Сложный мощный порог "Зигзаг" длиной 200 метров. Начинается на прямом участке реки свалом основного потока под левый берег. Заходная шивера с обилием открытых камней сильно затрудняет маневр. Перед правым поворотом гряда крупных камней перегораживает поток. По нашей воде был только узкий проход под правым берегом в "воротах" из двух скальных обломков. Сразу за "воротами" поток поворачивает вправо и следует мощный водопадный слив через все русло. Через 30 метров еще один слив, такой же мощный, но более пологий. За порогом большой плес.

Страховку двумя спасконцами ставили около "ворот" и на выходе из порога. Заходную шиверу шли по основной струе, перед "воротами" смещались вправо. Без посадки на камни не обошлось ни у одного экипажа. Выходные сливы шли по центру.

48. Простой порог. Начинается в конце плеса. Здесь река поворачивает влево и описывает длинную правую "дугу". На протяжении "дуги" несколько пологих сливов в воротах из камней. Порог осматривали по правому берегу, т.к. сразу за ним начинается мощный порог "Лоток". Проходили препятствие в связке со следующим.

49. Т Мощный порог "Лоток" длиной 100 метров (N 68° 51'56'', E 93° 12'33'', alt 981 ft). На выходе из предыдущего препятствия поток резко поворачивает влево, и после короткой разгонной шиверы река "проваливается" в скальный каньон. С наплыва кажется, что перед тобой очередной водопад. На входе навал на "зуб" левее центра. Поток разгоняется в скальном "лотке", образуя серию косых сливов с мощными бочками. При прохождении "зуб" оставляли слева и далее старались держаться по центру "лотка". Однако, мы недооценили мощь косых сливов, все три "четверки" были отброшены под правый берег в средней части "лотка", где цепляли береговой камень. На К4-1 выбило заднего гребца. Последствия аварии ликвидировали в конце порога силами экипажа.

50. Простой короткий порог. Слив в воротах из камней с последующим навалом на скалу правого берега.

51. Т Короткий мощный порог. В русле огромный обломок скалы у левобережной стенки. Правая широкая часть русла по нашей воде была полностью забита камнями на выходе. Левее обломка - узкий проход, в котором слив с мощным навалом на скалу левого берега. К4-2 прошел правой протокой, перекинув судно через камни на выходе. К4-1 и К4-3 шли по левой узкой протоке. Избежать "трения" с левобережной скалой не удалось ни одному из двух экипажей.

52. Участок мощных, но постепенно упрощающихся шивер длиной 4 км. Шли сходу тандемом.

53. ТТВодопад N9. Девятый водопад Моя-Ачина (N 68° 50'24, E 93° 12'36, alt 748 ft). Последний !!! Высота водопада около 9 метров. Долина реки расширяется, после плавного правого поворота видны скалы обоих берегов. За 50 метров до водопада уходили в правую мелководную протоку и, местами проводя катамараны, чалились на правый берег. Здесь на высокой полке хорошее место для дневки. Под водопадом косяками ходит рыба.

Обнос судов около 60 - 70 метров, затем спустили их на веревках в улов под водопадом и провели до удобного места загрузки вещей. От водопада до стрелки с Кутарамаканом (N 68° 50'25'', E 93° 11'39'', alt 686 ft) около 400 метров мелководных шивер.

Лоция р. Кутарамакан

Кутарамакан выше стрелки имеет расход воды чуть меньше, чем Моя-Ачин. За стрелкой русло расширяется, на реке шиверы средней сложности и мелководные перекаты. Поначалу скорость течения сохраняется очень высокой, затем, ближе к озеру, появляются протяженные участки стоячей воды. Перед самым озером в реку впадает крупный правый приток р.Малый Кутарамакан. В устье он образует обширную дельту. Мы зачалились на правый берег у впадения самой первой, маловодной протоки (N 68° 54'14'', E 92° 28'30'', alt 397 ft). Участок сплава по реке Кутарамакан протяженностью около 35 км преодолели за 5 ходовых часов. В реке очень много рыбы, особенно в устьях притоков.

Пеший переход на р. Токингда

Дельта р.Малый Кутарамакан, где мы причалили, сильно заболочена и густо заросла деревьями и кустарниками, мест для стоянки нет. Отсюда мы провели разведку на несколько километров вверх по течению. Дойдя до основного русла М.Кутарамакана и переправившись на правый берег осмотрели последовательно несколько террас на разной высоте. Кругом заболочено, густые заросли и никаких троп. Основная протока достаточно полноводная и переправиться через нее можно только в местах разбоев.

На левом берегу нами была обнаружена хорошая сухая поляна на высоком продуваемом берегу, а также слабые звериные тропы вдоль реки. Было принято решение заночевать здесь и дальше начинать движение вверх по левому берегу. Для возвращения к оставленным катамаранам кратчайшим путем очень пригодился прибор GPS.

Первые 300 - 400 метров до лагеря суда с вещами провели вверх по протоке, далее их пришлось разобрать. Наутро, просушив катамараны и упаковав вещи, мы продолжили движение вверх по р.Малый Кутарамакан. Звериные тропы постоянно терялись. Постепенно, обходя скальные бомы, мы поднялись над рекой на 80 - 100 метров. Максимальная высота в районе слияния двух истоков М. Кутарамакана. Река здесь зажата в глубокий скальный каньон, на обоих истоках мощные водопады.

Возможно, что решение подниматься вверх вдоль левого берега было ошибочным, т.к. мы потратили около 3-х часов на то, чтобы обойти каньон на левом истоке М. Кутарамакана, найти место для спуска вниз и переправы.

Поднявшись наверх из каньона, продолжили движение к перевалу (N 68° 56'41'', E 92° 23'27'', alt 1213 ft) уже без тропы. Заночевали на самом перевале, обнаружив здесь прекрасную полянку (N 68° 56'42'', E 92° 23'27'', alt 1233 ft). Это оказалось весьма кстати, т.к. на спуске долго пришлось идти по сплошному болоту.

На следующий Wдень спустились в долину р.Токингда. Прошли вдоль левого берега реки около 6 - 7 км. Не доходя 500 метров до стрелки с крупным правым притоком, разбили лагерь (N 68° 58'7'', E 92° 16'33'', alt 954 ft), решив, что отсюда уже можно сплавляться. Общая протяженность перехода с учетом обхода каньона на правом истоке составила около 20 км.

Лоция р. Токингда

В месте начала сплава р.Токингда имеет ширину 7 - 8 метров, течение спокойное, в русле редкие камни. Через 500 метров впадает крупный правый приток, расход воды удваивается. Рыба в реке начала ловиться сразу же в месте стапеля, значит больших водопадов на реке не предвидится. К нашему сожалению, порогов на реке мы также не обнаружили. Несмотря на то, что на протяжении 2/3 сплава по Токингде река сохраняет достаточно высокую скорость течения, в русле только простые шиверы, перекаты, прижимы и навалы на деревья. Хорошо, что обошлось без обносов и проводок. После поворота реки на юг течение замедляется, появляются протяженные участки стоячей воды. Такого характера река и впадает в озеро Кета.

Сплав по оз. Кета

Озеро Кета вытянуто с востока на запад на 100 - 110 км. От устья Токингды (N 68° 48'19'', E 91° 19'14'', alt 289 ft) до истоков р.Рыбная нам предстояло пройти по озеру около 80 км. В восточной части оз.Кета имеет ширину 1 - 1,5 км, на западе его ширина достигает 7 - 8 км. При прохождении необходимо соблюдать правила безопасности и двигаться вблизи берегов. Возможен сильный ветер и, как следствие, крупные волны.

Неподалеку от устья Токингды на северном берегу озера стоит домик, есть причал с лодками. Обитатели дали знать, что заметили нас, выстрелом в воздух.

Необходимо отметить, что в восточной части озера мало мест, пригодных для стоянки. После выхода из Токингды мы шли около 2-х часов в условиях полного штиля до 4-го заметного притока справа. Только здесь, на высокой террасе правого берега удалось найти приличную стоянку для лагеря (N 68° 47'16'', E 91° 11'10'', alt 272 ft).

На следующий день до 16:00 ожидали пока стихнет встречный ветер. Плыли при слабом встречном ветре до 24:00, пока ветер снова не усилился. Пришлось поставить лагерь посреди бурелома напротив устья р.Амнундакта.

Наутро, к нашей великой радости, ветер оказался попутным. Срочно соорудили паруса из тентов от палаток. К обеду ветер усилился, максимальная скорость катамаранов при порывах достигала 12 - 13 км/ч. До конца дня мы прошли оставшуюся часть озера Кета и вплыли в р.Рыбная (N 68° 49'49'', E 89° 36'8'', alt 312 ft).

Лоция р. Рыбная - р. Норилка

Р.Рыбная начинается медленным течением, берега болотистые, место для стоянки найти трудно (возможные места стоянок – N 68° 48'24'', E 89° 29'55'' и N 68° 53'49'', E 89° 17'34''). Безжизненные деревья вокруг представляют собой унылое зрелище.

Постепенно скорость течения увеличивается и начинает радовать. На правом берегу в 3-х км от истока – домик. После крутого левого поворота следует расширение русла, на правом берегу еще один домик. Далее часто чередуются перекаты и плесовые участки. Река сильно петляет, течение ослабевает, берега заросшие и топкие, практически нет мест для стоянки.

За устьем правого притока р.Макус – раздвоение русла и перекат. Следующий перекат в районе русла левого притока – р.Чонка. Далее начинают появляться галечные осыпи, на правом повороте начинается первая ступень порога "Орон" (N 69° 5'59'', E 88° 56'10''). Слив через все русло более 1 м с мощной бочкой. Проходили сходу, ближе к правому берегу, где слив более пологий.

За первой ступенью порога идут быстрины и перекаты, а затем плес около 2 км. За плесом на левом повороте начинается вторая ступень порога "Орон". Чалка до поворота к плитам левого берега.

Разгонная шивера, начинающаяся за левым поворотом, представляет собой скопление "бочек" весьма уважительного размера. На выходе река слегка сужается, через все русло следует мощный водосброс сложной формы с общим перепадом около 4 метров и внушительным пенным котлом. Обнос по левому берегу около 200 метров.

После короткого плеса в скальном сужении расположена третья ступень порога "Орон". Огромная бочка с пульсирующим обратным валом перекрывает 2/3 русла справа. Вдоль левого берега есть относительно чистый проход. Шли, прижимаясь к скалам левого берега.

После плесового участка длиной 150 - 200 метров шивера средней сложности. Шли сходу тандемом, выбирая линию движения между валов и бочек. Далее препятствий на реке нет, кроме перекатов. Перед выходом в Норилку р.Рыбная разбивается на многочисленные протоки, шли, стараясь держаться правого берега.

Река Норилка – судоходная река, по которой идет множество судов разных типов и размеров. Лучше держаться левого берега до местного гидропорта "Валек". Перед самым портом водозаборная станция, за ней стоянка моторных лодок. Следует быть внимательным, т.к. в воде много всякого "железа". Здесь мы закончили сплав и, разобрав суда, отнесли вещи в здание гидропорта. Отсюда рейсовым автобусом можно доехать до г.Норильска.

Итоги путешествия, выводы, рекомендации

1. Основным итогом путешествия считаем то, что сбылась давняя мечта всех членов нашей группы – посещение далекого и труднодоступного района – плато Путорана. В целом, мы остались довольны пройденным маршрутом и районом вообще.

2. Однако, ни один из участников нашей группы не поспешил записаться в "клуб любителей Путоран". Все отчеты по району, которые мы изучали, а также статьи про Плато Путорана в газетах и журналах пестрят восторженными отзывами и хвалебными дифирамбами. Рискнем показаться прагматичными, но все же:

  • стоимость заброски и выброски в Путоранах несоизмеримо выше большинства других туристических районов. Частично избежать этого можно только за счет 10 - 12 дневных пеших переходов и длительных доплывов.
  • выбор рек или участков рек со спортивной сложностью на уровне "хорошей пятерки" здесь весьма ограничен.
  • район действительно красив и своеобразен, точно так же, как красивы и своеобразны Саяны, Алтай, Средняя Азия и т.д. Обилие водопадов поражает и интересует только первую неделю маршрута.
  • особенности климата: короткое и весьма прохладное лето, а также вечная мерзлота, тающая вокруг костра и под палатками, накладывают свой, не очень приятный отпечаток на походный быт.
  • отдельно следует упомянуть о комарах, мошке и гнусе, вернее, об их количестве. После сплава по рекам Укучикта и Малая Миня в Северном Прибайкалье мы думали, что большего количества кровососущих уже не бывает, но оказалось, что нет предела совершенству.

Зато по количеству рыбы Путоранские реки превосходят все остальные. А поскольку спортивный интерес значительно превышает реально съедаемое количество рыбы, то приходилось осторожно снимать с крючка и одного за другим отпускать крупных хариусов.

3. Река Моя-Ачин оценена нами как неплохая "пятерка". Средний уклон на всем сплавном участке достигает 13 - 15 м/км. Сплав достаточно сложен, как технически, так и тактически. Река при значительном среднем уклоне имеет множество интересных порогов, обилие (даже для района Путоран) красивейших водопадов и каньонов. От группы требуется умение четко ориентироваться на воде, а также определенные навыки горной техники и общения с веревками.

4. Для передвижения по озерной части маршрута необходимы начальные навыки установки парусов из подручных средств. Кроме того, следует помнить о безопасности и двигаться вблизи берегов. На доплыве очень частое явление – встречный ветер до вечера. Несколько последних дней мы передвигались исключительно ночью.

5. Первых людей на всем маршруте мы встретили уже перед а/п Валек. Рыбацкие домики и избы находятся в явном запустении (исключение – домик на оз.Кета). Возможно, что мы попали не в сезон, и все же, в случае аварийных ситуаций лучше рассчитывать только на свои силы.

6. При наличии свободного времени, р.Рыбная лучше не включать в маршрут, а выходить на север через оз.Глубокое. Норильская роза ветров, очевидно, направлена именно в сторону Рыбной, и поэтому пейзажи по берегам очень мрачные.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100