Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Реки Войница и Куржма

Авторы: С. Солод, В. Григорьев (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба

Содержание:
  1. Краткое описание рек Войница и Куржма (Северная Карелия);
  2. Заезд, переезд, отъезд;
  3. Описание р. Войница;
  4. Описание р. Куржма;
  5. Заключение;
Краткое описание рек Войница и Куржма (Северная Карелия)

Реки Войница и Куржма начинаются  в Финляндии и впадают в оз.Верхн. Куйто в вершине его длинного северо-западного залива близ с.Войница. Длина Войницы от границы до устья ~120 км, Куржмы от границы до устья ~65 км. Реки доступны для сплава от мест их пересечения так называемой "системой". "Система" представляет собой несколько рядов колючей проволоки с сигнализацией и контрольно-следовой полосой с нашей стороны от проволоки. Вдоль "системы" идет с нашей стороны грунтовая дорога. "Система" располагается на расстоянии от 2 до 15 км от границы.

И на той и на другой реке ниже "системы" по одному небольшому озеру. Расход воды в августе 2000 г. на р.Войница 25-30 м3/с, на р.Куржма 20-25 м3/с.

Заезд, переезд, отъезд

Необходимо ехать до ст.Лоухи, оттуда через Калевалу - уже до реки. Мы приехали в ночь с субботы на воскресенье, заранее транспорт не заказали, поэтому потеряли много времени (3-4 часа) на ночной поиск транспорта в Лоухах для нашей большой группы (17 человек). Можно заказывать транспорт на автобазе или у частников по телефону из Москвы. Частников довольно много, но транспорт дорог. От Лоухов до Калевалы 250 км асфальтированной дороги. От Калевалы до места начала сплава на р. Войница 98 км сначала асфальтированной, а затем (40 км) грунтовой дороги. Ехать нужно до с.Войница по дороге на Вокнаволок, а затем за селением свернуть направо у указателя, после чего ехать до "системы", а затем направо вдоль "системы". Дорога идет вдоль р.Куржма, переходя с берега на берег, затем последний раз пересекает Куржму уже у "системы" (мост слабый) и вскоре пересекает Войницу. На Войнице у моста можно располагаться и на левом и на правом берегу, на правом больше места.

По Войнице мы сплавились до моста автодороги, по которой заезжали. Остановиться удобнее всего на правом берегу на старой дороге у разрушенного моста - это ниже по течению от новой дороги и моста.

От этого места тем же путем ехали снова к "системе". Затем вдоль "системы", но доехали уже только до моста через Куржму. На Куржме можно остановиться у моста только на правом берегу. При заезде на Куржму договорились с шофером, что он приедет в определенное время на мост основной дороги через Куржму и захватит еще одного частника, чтобы довезти нас до Лоухов.

Описание р. Войница

По р.Войница мы плыли от моста у "системы" до моста автодороги Калевала-Войница. Общая длина сплавной части ~50 км, чистое ходовое время 9ч 30 мин, обнос груза и входной части первого порога - 2 ч, обнос водопада - 1 ч 40 мин. От точки начала сплава 20 мин хода до оз.Коко, затем 20 мин хода по оз.Коко и 1,5 ч хода до первого серьезного порога (соответствие порогов, обозначенных на карте и встречающихся на местности, установить не удалось). До первого порога есть небольшие пороги и шиверки.

Первый порог расположен в сужении реки и состоит из шести сливов. Груз обнесли полностью, сплавлялись от третьего слива. За порогом слева - улов, на левом высоком берегу - неплохое место для стоянки.

Через 10 мин хода - водопад высотой более 20 м, обнос по левому берегу. За водопадом слева - улов, в него спускаются суда после обноса. На водопад приезжают местные жители и финны.

От водопада 1 ч хода до следующего порога. Порог в трех протоках. Основная вода - наиболее короткий и крутой слив справа. Общее падание в пороге 5-6 м, длина порога ~150 м. Проходили справа, самый крутой слив высотой 2-2,5 м. Через 1 ч хода от порога на левом берегу - баня по-черному и изба. Причаливать неудобно, берег крутой, у берега глубоко.

От бани до следующего порога 35 мин хода. Порог на S -образном повороте. Перед порогом - шивера, затем - первая ступень - слив высотой 1 м через плиту. Более или менее ровный слив - в правой части, здесь и проходили. Через 200 м - вторая ступень со скальным островом в середине реки. Проходили центром, затем - налево. Длина ступени ~300 м, много камней, на выходе мелко. Через 150 м - последняя ступень в виде двух ровных сливов по 0,6-0,7 м с плит через 20 м друг от друга. Проходили центром. Перед третьей ступенью на левом берегу - хорошее место для стоянки. Наверху близко идет дорога. Через 20 мин хода - несложный порог, есть также перекаты и шиверы. Еще через 1 ч 45 мин хода - по берегам  - камни, резкое сужение реки до 10 м, в нем несколько прямых сливов. Это - последний порог, видимо Войницкий, по карте. От последнего порога до моста 2 ч 5 мин хода. Река широкая и глубокая, есть небольшое течение. Перед и под мостом - перекат.

Описание р. Куржма

По р.Куржма мы плыли от моста у "системы" до устья и далее по оз.Верх. Куйто и обратно. Общая длина сплавной части ~40 км, ходовое время 7ч 10 мин, обнос груза в Большом пороге 3 ч 40 мин, обнос моста 40 мин.

За стоянкой у моста - короткая мелкая шивера, затем река выходит в безлесное болото и быстро течет в очень узком извилистом русле. Через 15 мин. хода река впадает в озеро, по озеру хода 10 мин, затем - обычная лесная река. Через 15 мин. хода - очень низкий мост боковой дороги, который необходимо обнести.

Еще через 1 ч хода - мост основной дороги и несложный порог под мостом и за ним. Через 20 мин хода от моста еще один порог - несколько прямых сливов с камнями. Дорога идет близко от реки по левому берегу.

Через 50 мин хода - перекат и слив, еще через 30 мин хода - Большой порог. Длина порога ~1 км с общим падением ~20 м. Порог начинается небольшими сливами, затем слив  высотой ~1 м, сливы ~3 м, улов слева, мелкий участок с камнями, два слива по 2 м, мелкий участок с камнями. Груз обнесли по левому берегу, походили первые сливы с остановкой в улове, затем проводили мелкий участок, проходили следующие сливы и вновь проводили мелкий участок. В конце порога - островок, основная протока - правая. На части обноса по левому берегу есть тропы, которые идут к сливам от дороги вдоль реки.

Через 1 ч 15 мин хода - последний порог. В пороге - один слив высотой ~2 м и много камней. Тяжелые рюкзаки обнесли, проходили слив правой стороной, затем перешли под левый берег. За порогом - несколько мелких каменистых перекатов.

От порога до моста 1 ч 10 мин хода. Под мостом - идти левой стороной. До устья ~30 мин. хода, устье выражено нечетко, много травы.

Заключение

Выделенные в описании пороги можно отнести к четвертой категории сложности, опасность их не очень велика, т.к. водность реки небольшая. Встречающиеся между этими порогами небольшие порожки можно отнести ко второй к.с., их можно проходить без разведки и, тем более, без обноса вещей. Обнос груза в описанных выше порогах производился для того, чтобы увеличить маневренность и проходимость катамаранов.

Реки Войница и Куржма  не имеют в бассейнах значительных озер, поэтому в более сухое, чем в 2000 г, лето можно ожидать более низкую воду.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 надежда, 03.02.2012
я была на р куржма справа от моста на горе был наш химдым места очень красивые прошло 20лет а я не могу забыть
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100