Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном походе III категории сложности по р. Кереть

Автор: Иван Суслов (Йошкар-Ола)

Маршрут: ст. Лоухи – оз. Кереть – р. Кереть – Белое море – губа Чупа – ст. Чупа Республики Карелия

Содержание:
  1. Справочные сведения о походе;
  2. Список участников;
  3. Перечень наиболее интересных объектов;
  4. Дополнительные сведения о районе путешествия;
  5. Общая смысловая идея похода;
  6. Определяющие препятствия маршрута;
  7. График движения групп;
  8. Варианты подъезда и отъезда;
  9. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты;
  10. Причины изменения маршрута;
  11. Дневник похода;
  12. Итоги, выводы, рекомендации
1. Справочные сведения о походе

1.1. Проводящая организация: Детско-юношеский центр "Азимут".

424006, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, д. 24; тел. (8362) 42-86-90,  72-06-82.

1.2. Район похода: северо-восточная часть Карелии (восточная окраина Северного озерного края и Прибеломорская низменность), Лоухский район.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
водный III 148 км 11 дней 7 дней 20-30 июля 2006 г. (1 группа) 1-11 августа 2006г (2 группа)

1.4. Подробная нитка маршрута: г. Йошкар-Ола – ст. Лоухи – дер. Парфеево – оз. Плотничное – р. Кереть - оз. Нюкки – оз. Петриярви – оз. Ниж. Ламба – оз.Долгое– оз. Керчуг – оз. Травяное – оз. Новое – оз. Осиновое – оз. Кривое – оз. Варацкое – оз. Масляное - оз. Заборное – Керетская губа – Белое море – о.Олений– Чупская губа – пос. Чупа – г. Йошкар-Ола.

2. Список участников

1 группа

  ФИО Дата рожд. Место работы или учебы Домашний адрес Опыт участия в водных походах Обязанности в группе
1.

Яшин

Сергей Васильевич

1954 ДЮЦ "Азимут" директор г. Йошкар-Ола, ул. К.Маркса, 119-а, кв. 2

V-Р,

МС

руководитель

2.

Кувшинов Андрей Александрович

1961 РФПМП директор

г. Йошкар-Ола,

ул. Пролетарская 21/66

V-У

IV-Р

ремонтник

3.

Абудихин Сергей Александрович

1961 "НП Тур" директор г. Йошкар-Ола, ул. Советская, 87/8

III-Р

казначей

4.

Рычин

Олег Леонидович

1955 ООО "Мускат" директор г. Йошкар-Ола, ул. Чехова, 60-а/36

III-Р

штурман

5.

Яшина

Татьяна Ивановна

1954 ДТДиМ ПДО г. Йошкар-Ола, ул. К.Маркса, 119-а, кв. 2

II-У

завхоз

6.

Рычина

Гузель

Камильевна

1971 Респ.ОБ врач г. Йошкар-Ола, ул. Чехова, 60-а/36

III-У

врач

7.

Никитина

Светлана

Александровна

1961 ООО "Трек" зав. отд. г. Йошкар-Ола,

ул. Пролетарская 21/66

II-У

летописец

8.

Абудихин Алексей

Сергеевич

1990 С/Ш 26 учащийся г. Йошкар-Ола, ул. Советская, 87/8

III-У

2 группа

  ФИО Дата рожд. Место работы или учебы Домашний адрес Опыт участия в водных походах Обязанности в группе
1. Дубцов Александр Геннадьевич 1982 ООО "Гипро-коммунстрой" г. Йошкар-Ола, ул. Васильева, 3а – 15, II – у Воньга завхоз
 2. Суслов Иван Михайлович 1987 СГА г. Йошкар-Ола, ул. Эшкинина, 39-3 II – у Воньга ремонтник
3. Ивченков Максим Андреевич 1988 Колледж "туризма" г. Йошкар-Ола, ул. Свердлова, 40-7 I – у Илеть казначей
4. Почитаев Сергей Иванович 1968 ЗАО "Метахром" г. Йошкар-Ола, ул. Грибоедова, 5б I – у Илеть штурман
5. Почитаева Маргарита Вилховна 1971 ДЮЦ "Азимут" г. Йошкар-Ола, ул. Й-Кырли, 24-32, I – р Илеть руководитель

3. Перечень наиболее интересных объектов

3.1. Историческая справка о районе путешествия

Русские переселенцы заселили будущую Керетскую волостку (ныне территория Лоухского района) в XIII веке. Поселение русских в северной Карелии сыграло положительную роль: осваивались новые, богатые рыбой и зверем территории, развивалось земледелие, зверобойный промысел, железоделание и солеварение, совершенствовалось судостроение. В XVI веке Кереть представляла собой своеобразный промышленно-экономический центр, основными промыслами которого были солеварение, рыбный и зверобойный, добыча слюды – мусковита, добыча жемчуга. Во второй половине XIX века на севере Карелии все больший размах получают лесозаготовки и лесопиление. Один за другим возникают в Поморье лесопильные заводы. С началом первой мировой войны лесная промышленность, составлявшая основу экономики Беломорья, оказалась в тяжелом положении. Вызвано это было мобилизацией в армию, прекращением экспорта леса, началом строительства Мурманской железной дороги, которое оттягивало рабочую силу. В настоящее время территория района активно осваивается туристами и отдыхающими, в частности – туристами водниками.

3.2. Станция Лоухи

Станция Лоухи была основана В 1914 году. В переводе с финского "лоухи" означает "добывать", "разрабатывать", "взрывать скалу"; лоухи – глыба, скала; "лоухус" - "каменоломня", "карьер". Известно, что на протяжении всей строящейся железнодорожной магистрали карьеров и каменоломен было неисчислимое множество. Не исключено, что где-то поблизости как раз находился такой карьер, давший название поселку.

Среди старожилов бытует и другая версия. Они считают, что станция получила свое название из карело-финского эпоса "Калевала", где действует злая старуха Лоухи, хозяйка Похьелы – страны холода и мрака. По мнению калевальцев именно здесь где-то должна была жить старуха Лоухи.

Районным центром поселок Лоухи стал в 1927 году в результате административной реформы, когда в Карелии вместо 7 уездов и 55 волостей было организовано 26 районов, в том числе Лоухский.

3.3. Село Кереть

В устье реки Кереть располагалось старинное поморское село Кереть. Название Кереть происходит от саамского слова "гиера", что означает - вершина горы. В актах Соловецкого монастыря 1520 года от 12 октября имеется купчая на угодья по реке Керети.

Издавна в Керети ловили семгу. Керетское семужье стадо - особенное. Мясо этой семги отличается особой нежностью. Добывалась семга для Соловецкого монастыря. Об этом рассказывают рукописи еще 16 века.

Финский фольклорист Элиас Леннрот приезжал в Кереть на неделю в феврале 1837 года. В своем дневнике он отмечал: "Основной промысел жителей Керети - рыболовство. Начиная с середины и до конца мая через Кереть тянутся обозы. Едут люди в Кандалакшу и оттуда к Ледовитому океану на рыбную ловлю. Лен и коноплю закупают. Картофель совсем не сажают, либо сажают ничтожно мало. Говорят, в церкви хранятся мощи некоего Варлаама."

По преданию заступник северных мореходов преподобный Варлаам был родом из Керети. Соврешив тяжкий грех, Варлаам ушел на баркасе в открытое море. На берег он больше не вернулся, скитаясь по волнам Баренцева и Белого морей, предав себя воле Божьей. Русские и норвежские мореходы часто встречали загадочного скитальца, не выпускающего из рук весел в любую погоду. По кончине тело преподобного было перевезено в Кереть, где и захоронено с востока от алтаря церкви Св. Георгия Победоносца. Известны случаи его чудесного заступничества за попадавших в беду мореходов, когда он, являясь им, укреплял их и помогал справиться со штормом... При этом он всегда называл себя и заповедовал ехать в Кереть и там помолиться в благодарность о спасении. Постепенно в поморском люде сложилась твердая уверенность, что преподобный Варлаам, сам хорошо узнав, что такое северные моря и как страшно бывает мореходам, попавшим в беду на море, не оставит призывающего на помощь, заступится и спасет.

Село славилось также добычей речного жемчуга. Во времена Ивана Грозного в реке Кереть "освежали" потускневший жемчуг. Легенда рассказывает, что царские жемчужины были надеты на шею девушке. А та регулярно купалась в Керети 101 ночь, после чего жемчужины ожили вновь...

Промысел жемчуга в старину считался доходным занятием. При Петре I крупная жемчужина стоила от 80 до 100 рублей. Добыв с десяток ювелирных зерен, ловец мог обеспечить себе сносную жизнь на целый год. Но отыскать места в северных реках, где водились бы раковины с крупными зернами, было непросто. Кроме того, не во всех раковинах жемчуг оказывался качественным. Поэтому, добыв горсть драгоценных зерен, жемчуголов высыпал их на чайное блюдце и начинал катать. Те зерна, которые катались и вертелись на блюдце, отбирались, затем самые крупные, "скатенью" называемые, отсортировывались, а оставшиеся шли на домашние поделки. В 1879 году братья купцы Савины соорудили лесопильный завод на каменном острове рядом с Керетью. Работал завод при помощи паровой машины, было три лесопильных рамы.

По данным Архангельского губернского продовольственного комитета, в ноябре 1918 года в Керетской волости Кемского уезда проживало 2356 жителей обоего пола. Плотность населения составляла на одну версту - 0,4 человека. Площадь села Кереть была 237,8 десятины земли, 139 дворов, жителей обоего пола 448 человек (Пулангский - 26 десятин земли, 5 дворов, 31 житель), рабочего скота - 81, нерабочего скота - 938, одна школа, три кооператива, санитарный пункт, церковь, почтово-телеграфное отделение.

Шли годы. Кереть увеличилась. В 1935 году в Керети проживал 1121 житель. В этот же период в Чупе проживало 1228 жителей, в Лоухи - 396 человек. Было около 300 домов, улицы были покрыты досками, дома двухэтажные, двухъярусные амбары с огромными колесами - воротами для поднятия клади.

В 1960 году был ликвидирован колхоз "Красный рыбак", закрыты школа, больница, магазин, хлебопекарня, библиотека. Упразднен сельский совет. Большинство жителей стали перебираться в Чупу и Лоухи. По истечении четырехсот с лишним лет старинное поморское село Кереть прекратило свое существование.

3.4. Каменный лабиринт на Беломорье

Для тех, кто имеет в запасе несколько лишних дней и хочет повидать местные исторические достопримечательности, можно порекомендовать дойти до устья Керети, точнее до поселка Кереть, откуда проплыть морем до мыса Красная Луда. Здесь один из древнейших памятников Беломорья - каменный лабиринт, по-видимому служивший первобытным жителям Беломорского побережья схемой расположения рыболовных сооружений, ловушек, устанавливаемых на морском мелководье.

4. Дополнительные сведения о районе путешествия

4.1. Рельеф

Маршрут представлен цепью озер и ламбин, соединенных между собой порожистыми участками реки. Пониженные участки грядово-холмистых озерных равнин заболочены. Особенный характер рельефу данной местности придали явления, происходившие в ледниковый период, когда медленно двигавшаяся толща льда обламывала куски горных пород, перетирала их, одновременно шлифуя скальную поверхность. Поэтому выходы горных пород здесь местами имеют особую сглаженную форму – так называемые "бараньи лбы".

Хочется отметить, что при отступлении льдов перетертые обломки камней обнажились в виде валов и гряд – конечной морены. Таким образом, р. Кереть пробивает себе путь сквозь твердые кварцевые породы, поэтому очень многие камни в русле имеют острые "зубы".

В настоящее время берега реки и проточных озер маршрута выглядят весьма живописно даже несмотря на то, что они являются большей частью невысокими. Среди наиболее привлекательных участков хочется отметить оз. Керчуг, оз. Травяное, оз. Ниж. Ламба и оз. Кривое.

4.2. Климат

Климат Карелии умеренно-континентальный с чертами морского. Весна на юге Карелии наступает в середине апреля, но возврат холодов возможен и в мае.

По данным, полученным из отчетов, короткое - со второй половины июня по конец августа - лето может отличаться здесь прохладной неустойчивой погодой (частые дожди, похолодания, сильные ветры), что обуславливается частыми циклонами, идущими с запада. Годовое количество осадков на севере составляет до 450-550 мм. Больше половины дней в году – пасмурные. Продолжительность светлого времени суток всреднем по республике составляет 22 часа в июне, 21 час в июле, 16 часов в августе. Средняя июльская температура в северном озерном крае составляет 14,5-15 градусов Цельсия.

4.3. Растительность

На всем протяжении маршрута преобладают хвойные леса. Растительность сформировалась здесь в послеледниковый период. Основные хвойные породы – сосна обыкновенная и ель обыкновенная. На горельниках и под пологом леса нередко встречается карельская береза, имеющая характерный запах древесины на спиле. Под пологом леса в августе встречается много спелой черники и голубики, поспевает брусника, на болотах встречается морошка. Пониженные участки занимает болотная растительность с преобладанием мхов в напочвенном покрове. На скальных выходах можно часто встретить лишайники и кустарнички, в том числе и бруснику, которая поспевает здесь быстрее, чем под пологом леса.

4.4. Животный мир

Фауна Карелии богата и разнообразна. Многочисленны здесь белка, заяц-беляк, ондатра, бобр европейский. В Западной Карелии акклиматизирован бобр канадский. На протяжении маршрута нами несколько раз наблюдались млекопитающие – грызуны наподобие ондатры или норки, средой обитания которых являются поймы рек. Однако из-за дальности расстояния и отсутствия бинокля распознать их вид было затруднительно. Обычны в лесах Карелии лоси, следы пребывания которых нам встречались.

Река Кереть считается семужной - всякая! рыбалка запрещена, штрафы не маленькие, поэтому любые рыболовные принадлежности выставлять на показ не стоит, особенно после порога Сухой. На порогах ловится сиг, форель, семга, на плесах много окуня и щуки. Тем не менее, местный рыбнадзор во время прохождения нами маршрута никого из туристов не беспокоил.

Из животных и птиц на маршруте часто встречались чайки, хищные птицы, а на Белом море – морские котики. Змеи не встречались. Зато на Белом море был отмечен редкий краснокнижный вид – кулик – сорока.

По мнению местных жителей, в той части Карелии, где проходил наш маршрут, не встречаются клещи. Хочется отметить, что причиняющие неудобство туристам комары, мокрец и прочие кровососущие не отличались в этом году высокой активностью, что можно объяснить особенностью природных и погодных условий лета 2006 г. Однако, судя по отчетам других лет, подобная картина в целом не типична для Карелии и тем, кто решит повторить данный маршрут, следует подумать и о средствах защиты от нежелательных насекомых.

Продолжая тему нежелательных соседей, хочется также отметить, что вследствие большой популярности маршрута на ряде стоянок нам приходилось наблюдать большое скопление мышей (в частности, на о. Олений), которые охотно исследуют оставленный туристами мусор. В связи с этим, хочется порекомендовать всем любителям путешествий завести правило не оставлять на ночь неубранные продукты и в обязательном порядке уничтожать путем сжигания все остатки пищи, включая очистки картофеля и пустые консервные банки.

4.5. Гидрография

Кереть относится к рекам горнотаежного типа, относительно многоводна и широка, уровень воды меняется не так резко, как у других карельских рек за счет большого аккумулятора воды, как озеро Кереть, из которого она вытекает. Этой особенностью отличается и ряд других рек Карелии, когда озеро или система озер собирает сток многих рек, отдавая свои воды уже одной большой реке. По характеру питания р. Кереть принадлежит к смешанному типу, получая воду за счет дождей, болотных и грунтовых вод, таяния снегов.

Средний уклон межозерных участков реки составляет 1,3 м/км, хотя на последнем пороге – Керетском (он же Морской, он же Заборный) падение реки составляет 15 м/км.

Пороги и препятствия на Керети (их около 30 в зависимости от уровня воды в реке) отличаются многоводностью и большой шириной. Последнее делает их сложными и интересными: приходится часто маневрировать в пороге, что требует высоких спортивных навыков.

4.6. Другая полезная информация

  1. Кто-то из бывалых говорил, что хорошая погода в этих местах устанавливается с 3-4 августа. Там и дары леса поспеют (и туристов побольше подъедет, и комары проснутся).
  2. Большинство команд выходит со стоянок поздно (после 15 часов). Было замечено, при выходе с 12 до 13 часов проблем с нахождением следующей хорошей стоянки нет. Хороших стоянок, т.е. оборудованных кострищем, столом и сиденьями, очень много. Вообще-то стоянок хватает всем, причем на многих имеются готовые бани.
  3. При движении по морю следует учитывать приливные и отливные течения:
    • прилив - с 3.00 до 9.00 и с 15.00 до 21.00, максимальная скорость прилива - с 3 до 6 и с 15 до 18ч.
    • отлив - с 9.00 до 15.00 и с 21.00 до 3.00, максимальная скорость - с 9 до 12 и с 21 до 0ч.

Самое лучшее время для выхода в море – максимальный отлив.

Следует отметить, что расписание приливов и отливов, по нашим данным (2006 г), не строго соответствует 6-часовому циклу.

5. Общая смысловая идея похода

На этапе разработки маршрута его участники исходили из следующих целей:

  • ознакомление с реками Карелии, природой и историческими достопримечательностями региона;
  • повышение мастерства участников, не имеющих большого опыта прохождения порожистых рек.

При сборе предварительной информации по р. Кереть была проведена большая работа по изучению предполагаемого района путешествия. Анализ литературных источников и отчетов о походах по Карелии позволил нам остановить свой выбор на р. Кереть исходя из следующих соображений:

  • согласно различным данным, эта река является полноводной (при истоке расход воды составляет 15-20 куб.м./сек; в устье – ок. 80 куб. м./сек.) и подходит для сплава на катамаранах даже в засушливое лето;
  • по отзывам туристов – водников, маршрут является интересным при наличии 28 препятствий (в основном шиверного типа) и отсутствии среди них сверхсложных и непроходимых. Сложность препятствий нарастает постепенно от очень простых до порогов с непростой конфигурацией струй, мощными сливами и валами (Мураш, Варацкий, Краснобыстрый), что позволяет совершенствовать технику управления катамараном даже малоопытным участникам;
  • маршрут проходит по ненаселенной местности при наличии (в случае необходимости) нескольких вариантов аварийного схода с маршрута;
  • несомненный интерес представляют острова Белого моря;
  • к числу других положительных моментов можно отнести удобство подъезда к началу маршрута железнодорожным транспортом и аналогичный вариант отъезда.

Кереть сравнительно многоводна и широка. Уровень ее меняется не так резко, как у других карельских рек, что объясняется таким огромным аккумулятором воды, как озеро Кереть, из которого она берет свое начало. Река протекает по территории Лоухского района на севере Республики Карелия. Район граничит с Кемским и Калевальским районами, Мурманской областью, на западе с Финляндией, на востоке граница проходит по побережью Белого моря. Площадь - 22,5 тыс.кв.км, из которой лес-12,6 тыс.кв.км. Население района составляет 23,3 тыс.чел., в т.ч. занято в экономике 8,5 тыс.чел. В районе 28 населенных пунктов, в том числе 3 поселка городского типа: районный центр п.Лоухи, поселки Чупа и Пяозерский.

В настоящее время этот маршрут очень популярен. Однако, со слов местных водителей, в последние два года наблюдается уменьшение туристов, идущих на Кереть, и резкое увеличение потока туристов, идущих на Писту (Пистайоки).

6. Определяющие препятствия маршрута

(Обозначения: ПБ – правый берег; ЛБ – левый берег; категория трудности и номер препятствия даны по книге А.Л. Шилова "На байдарках по Карелии")

Вид препятствия Кат. трудности Длина препятствия Хар-ка препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) Путь прохождения (для локальных препятствий)
Порог Кривой – 1 ("Дрова") (П – 4) II 400 м Ориентир – высокая стоянка на ПБ. S – образный порог, несколько поворотов, состоит из 3-х ступеней, в двух местах на левом берегу навалены боны с прижимом к ним. 3-я ступень – простой слив с перепадом 0,5 – 0,6 м. Осмотр при наличии небольшого опыта водных походов II – III к.с. желателен. Заход по центру, в правом изгибе необходим маневр с пересечением основной струи от левого берега к правому.
Порог Белый Клык (Белый Зуб), П-9 (схема в прилож.) II 400 м Порог шиверного типа, отличается обилием камней в русле, особенно при низкой воде, и высокой скоростью течения на выходе. Примерно в середине порога, ближе к ЛБ, большая скала. В самом конце порога – два высоких валуна в основной струе. Осмотр желателен. Заход по центру по основной струе, при подходе к скале принять немного левее, ближе к скале. Затем через стоячие волны с уходом ближе к ПБ. Выход из порога по шивере.
Порог Мураш, П-10 (схема в прилож.) III 700 м S – образный порог шиверного типа, состоит из 2-х ступеней. Начинается метрах в 300 после П-9 Белый Клык. Начало порога представляет трудность в его распознавании на местности. Вначале течение реки спокойное, напротив скал на ЛБ ряжевая стенка, здесь же начинается серия из нескольких бочек с валами до 1 м. За ряжевой стенкой – поворот налево почти на 90 град., на повороте – улов, где можно зачалиться. 2-я ступень - длинный узкий участок с сильным течением, высокими валами и обилием неприятных камней в русле, некоторые из них с воды не видны. Осмотр обязателен. Проход 1-й ступени по центру в осн. Струе, максимально близко к большому полуобливняку по ПБ, пройдя бочку, за этим камнем возможен резкий поворот вправо и уход в улов. После плавного поворота на 2-й ступени крупный валун, обходимый с любой стороны,  затем выход через гряду камней.
Порог Долгий, П-15 II - III По разным данным от 2 до 4 км Порог начинается шиверой ок. 150 м, далее идет мощный слив с перепадом 1-2 м. Далее идет почти непрерывная шивера, местами мелководная, основная струя постоянно смещается от берега к берегу. Ориентир – второй большой остров в центре русла. Рекомендуется осмотр 1-й ступени. Прохождение слива рекомендуется по ЛБ. Далее следует напряженный слалом среди обливных камней, запоминать расположение которых бесполезно.
Порог Варацкий, П-16 (схема в прилож.) III 800 м Находится примерно в 5 км от П-15. Вход - прямой глубокий участок реки с быстрым течением и неб. кол-вом камней в русле. ЛБ резко повышается. Слева перед основным сливом – остатки ряжевой стенки. Далее река разбивается островом на два рукава. Правый мелководен и непроходим, левый разбивается большими валунами на несколько струй. Проход по левому рукаву: хорошая ступенька с добротной пенной бочкой под островом. В конце шиверы бетонный автомобильный мост, под которым - большие валы, а сразу за ними мелкий каменистый участок. Просмотр порога с ЛБ. Проход основного (левого) слива около острова (косой слив высотой около 1,5-2м) за ним большие валы. Далее следует бурная шивера с острыми камнями и обливняками.
Порог Краснобыст-рый, П-18, (схема в прилож.) III -IV 400 м После поворота реки почти на 90 град. начинается "горка" с неб. кол-вом камней, по которой река разгоняется метров 150 разделяясь  затем на 2 рукава. За ней – 1-й косой слив ок. 0,8 м с ощутимым смещением справа налево. Далее метрах в 50 каскад из двух сливов с перепадом до 1м, который завершает мощная бочка. Между сливами приходиться  пересекать основную  струю, бьющую в косую бочку. Затем идет бурная выходная шивера длиной около 200м. На 1-й слив необх. заходить, траверсируя струю справа налево, далее уходить по центру или из-под ЛБ в каскад; при этом надо попасть в узкий (до 3 м шир.) не читаемый с наплыва проход между скальными плитами.
Порог Колупаевский он же Кулановский (П-23) II-III 1,5 км Длинная шивера с валами и "петухами", которая постепенно мельчает и разбивается на несколько островков каменистыми протоками. Перед ними есть несколько камней, напоминающие клыки. Осмотр не имеет смысла. Проход по основной струе, требуется внимательность и маневрирование.
Порог Кривой – 3 (П-25) II-III 400м Начинается почти сразу же после п. "Медвежиий", представляет собой длинный участок реки с сильным течением, большим количеством камней и двумя поворотами русла. 1-я ступень образована двумя сливами, где осн. масса воды устремляется между ПБ и полуобливными камнями в центре реки, образуя слив 0,7 м. Вход во 2-ю ступень на выходе из правого поворота: слив (0,4м) с камнем от плиты ПБ. Далее формируется мощная чистая струя, которая после резкого левого поворота за островом выносит на плес. Проходится по основной струе.
Порог Морской (он же Керетский, он же Запорный), П-28 III-IV От 900м до 1,2 км в зависимости от прилива - отлива Ориентир – одинокий дом. Русло реки перегорожено сетью, требуется обнос или проводка судна. Представляет собой прямой участок русла с перепадом около 15 м/км. Сильная струя, множество бочек, валов, обливных камней делают прохождение очень напряженным. Возможен осмотр начальной части порога, просмотр всего порога бесполезен. Проходится по основной струе. Заход ближе к центру. Далее требуются маневры с пересечением струи и прохождением многочисленных "ворот". Ориентир на выходе – новенькая церквушка

7. График движения групп

1 группа

Дата День пути Участки маршрута Км Способ передвижения
17-19.07   Йошкар-Ола - ст. Лоухи – д. Парфеево   автомобиль
20.07 1 оз.Нюкки 10 сплав
21.07 2 о. Травяное 28 сплав
22.07 3 Д Н Е В К А    
23.07 4 оз. Новое 18 сплав
24.07 5 оз. Песчаное 20 сплав
25.07 6 оз. Варацкое 8 сплав
26.07 7 Д Н Е В К А    
27.07 8 пор. Кривой 22 сплав
28.07 9 губа Лебяжья 10 сплав
29.07 10 Белое море, о. Олений 11 сплав
30.07 11 п. Чупа 19 сплав
30.07-3.08   п. Чупа – Йошкар-Ола   автомобиль

2 группа

Дата День пути Участки маршрута Км Способ передвижения
29.07-1.08 1 Йошкар-Ола - ст. Лоухи – д. Парфеево – оз. Нюкки   поезд сплав
2.08 2 Протока м/ж оз. Керуг и Травяное   сплав
3.08 3 Д Н Е В К А    
4.08 4 оз.Кривое   сплав
5.08 5 пор. Краснобыстрый   сплав
6.08 6 Д Н Е В К А    
7.08 7 пор. Кривой  - 3     сплав
8.08 8 губа Чупа, о. Олений   сплав
9.08 9 Д Н Е В К А    
10.08 10 Д Н Е В К А    
11.08 11 п. Чупа   сплав
12.08-14.08   п. Чупа – Йошкар-Ола   поезд

8. Варианты подъезда и отъезда

Поселок Лоухи крупная железнодорожная станция на участке Петрозаводск-Мурманск. Почта работает с 8.00 до 22.00, есть поликлиника. В поселке много магазинов, среди которых есть круглосуточные. Здесь можно докупить все необходимое, в том числе и хлеб отличнейшего качества. На ст. Лоухи останавливаются все поезда мурманского направления. На привокзальной площади нет проблемы нанять машину для подъезда до моста через реку на шоссе Лоухи – Кестеньга. Возможен вариант начала маршрута: от ст. Лоухи доехать 10 км до дер. Парфеево на берегу оз. Кереть.

Станционный поселок у станции Кереть(2 км от реки) 3 раза в неделю по вторникам четвергам и субботам после 14 часов приезжает железнодорожная автолавка, где можно купить хлеб и некоторые основные продукты.

Поселок Чупакрупный поселок в Чупинской губе Белого моря, районный центр. Железнодорожная станция находится в 4 км от поселка, до нее можно добраться рейсовым автобусом или маршруткой. Почта работает с 10.00 до 19.00. Телеграф круглосуточно. Есть медпункт, баня, много магазинов.

9. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
  1. От восточной оконечности оз.Варламовское - 0,3-0,5км до автострады Мурманск-С.Петербург - а\м до ст.Лоухи;
  2. От лугов на правом берегу оз.Новодеревенское - 4км по проселочной дороге до автострады;
  3. От автомобильного моста (в конце пор."Сухой") - а\м до ст.Лоухи;
  4. От ж\д моста - ст.Кереть(1,5км) - пригородный поезд до ст.Лоухи или до ст.Чупа (ходит 1 раз в день);
  5. От автомобильного моста (в конце п."Варакский") - а\м до пос.Чупа; в противоположную сторону - пос.Плотина, где возможно приобретение продовольствия;
  6. От автомобильного моста (в конце пор. Колупаевский (Кулановский)) - а\м до пос.Чкаловский.
10. Причины изменения маршрута

Сроки выезда второй группы (рук. Почитаева М.В.) были сдвинуты по следующим причинам:

  • необходимостью выдержать сроки карантина по энцефалиту (дочь Почитаевых в июне укусил энцефалитный клещ, требовалась профилактика и наблюдение врача);
  • в связи с этим, вариант с автомобилем не получился, потребовалось приобретать железнодорожные билеты, с покупкой которых возникли трудности.

Других изменений при прохождении маршрута не было кроме изменений в графике движения.

Последнее было связано с желанием посетить каменный лабиринт на Беломорье, но поскольку группу предупредили о возможном ухудшении погоды на море, пришлось вместо изучения островов сделать две дневки на о. Оленьем, о чем участники похода не сожалеют.

11. Дневник похода

01.08.06

Прибыли на ст. Лоухи в 05:36 утра. Докупили часть продуктов (хлеб, шоколад), купили обратные билеты Москва – Йошкар-Ола, там же на станции поставили штамп в маршрутную книжку. В связи с высокой стоимостью подъезда до дер. Парфеево (100 руб. с 1 чел.) отправили двух человек со всеми вещами к месту стапеля, остальные, докупив печенье, пряники и пшеничные сухари в 7:50 вышли из Лоухов и пошли пешком 10 км по шоссе. Дорога отличная, на повороте есть стоянка для автомашин. Стоимость для легкового автомобиля составляет 65 руб. в сутки, для автомобиля с прицепом – 75 руб. в сутки. По дороге попали под сильный ливень, очень пригодились непромокаемые костюмы и накидки от дождя.

Сотовая связь: на железнодорожном вокзале и на шоссе хорошо берет МТС, похуже – Мегафон, другой связи нет.

Пришли к месту стапеля в 11:15, пообедали, стали собирать катамаран. На месте стапеля сухих дров и деревьев для рамы нет вообще, поляна очень грязная. Примерно с 14:30 несколько раз принимался моросить мелкий дождь. Примерно через час он перешел в крупный дождь с грозой. Было принято решение уходить с этой стоянки, из-за ее неприглядности и отсутствия дров, когда гроза утихнет.

Вышли на маршрут в 16:20; гроза, вроде бы, утихла, но спустя минут 10 дождь усилился и вновь перешел в грозу. Видимость слабая из-за дождя и поднимающегося тумана. Ветер сначала был слабый, что повлекло за собой сгущение тумана. Несмотря на то, что одеты участники были тепло, в сложившихся метеоусловиях было весьма нежарко.

Дошли до о-ва Реотушуари. Дождь все еще продолжается, но гроза утихла. Все более или менее подходящие стоянки заняты. Ветер усилился и разогнал туман. Было решено идти дальше.

Нами и группой туристов, остановившейся на берегу, было отмечено, что на этом участке озера, по-видимому, существует подводное течение, заставляющее катамаран "рыскать" на ходу. Возможно, здесь сказывается влияние р. Кереть, берущей начало в оз. Кереть.

После о-ва Реотушуари дождь начал стихать. На восточном берегу мы увидели свободные стоянки, однако впереди открылся исток Керети. Было решено дойти до него, т.к. ветер был попутный, он все усиливался и уже гнал волны высотой до полуметра. Если бы на следующий день такой же ветер дул в обратную сторону, идти по озеру стало бы проблематично.

Вскоре течение Керети подхватило катамаран, он пошел ровнее. На первом же мысе на входе в оз. Нюкки мы нашли отличную чистенькую стоянку, оборудованную бревнами для сидения. Высадились в 18:20, разгрузились, развели костер и весьма вовремя, т.к. переохлаждение уже достигло опасного предела. Дождь прекратился. Подогреваемая экстремальным замерзанием, группа моментально сварила ужин и приступила к просушиванию вымокшей на маршруте одежды, которое затянулось допоздна. Вещи в гермомешках от дождя не пострадали, поэтому все завершилось благополучно.

На стоянке берет МТС и Мегафон.

02.08.06

Подъем в 8:00, выход на маршрут в 11:05. Облачно, немного припекает солнце, тепло. В 12:20 поравнялись с островком на оз. Нюкки, оттуда виден автомобильный мост шоссе Лоухи - Кестеньга, вернее, мост еще видно плохо, но проезжающие по нему машины видны хорошо. С правой стороны видна турбаза, с левой – поселок. Автомобильный мост прошли без проблем под центральным пролетом в 12:50, в 13:05 прошли под железнодорожным мостом под центральным пролетом и вошли в оз. Петриярви. К правому берегу озера близко проходит железнодорожная ветка, здесь же есть станция, откуда также можно начать маршрут.

В 13:40 прошли мимо хорошей стоянки на мысе ЛБ, в 14:50 вышли из Петриярви. В 15:20 подошли к препятствию – 1. Ориентир – перед П-1 было очень красивое песчаное дно с валунами на дне разной величины и бледно – зелеными водорослями, похожими на длинную лапшу. При низкой воде эта мелкая шивера с обливными камнями на входе и слабым течением практически незаметна, ее нельзя сравнить даже с перекатами на Илети (I к.с.). Просто удивительно, что ее внесли в список препятствий р. Кереть.

Обед в 16:00 напротив П-1 на оз. Нижняя Ламба. Стоянка отличная, берег высокий, есть небольшой приятный песчаный пляжик, много черники, есть голубика, поспевает брусника. Наблюдается небольшое количество мокреца. На стоянке нашли лопасть от старой "Таймени". Пообедали, доделали весла, привязали стремена для кормовых гребцов в алтайскую посадку. Вышли на маршрут в 17:30. Погода отличная, жарко, светит солнце.

В 18:00 река сужается, слышен шум порога. Именно по шуму мы и определили его. Это П-2, Щелевой (II к.с.). Проходили с осмотром. Имеется видеозапись прохождения этого порога, сделанная руководителем группы. Первая ступень начинается со слива 0,5 м между двумя валунами. Вход в порог от правого берега. Сразу после слива – стоячие волны. Далее (вторая ступень) река разбивается на два рукава. Правый завален бревнами и не проходим, левый проходится по основной струе. В первой ступени катамаран прижало к камням левого берега, вторую часть прошли чисто по основной струе чуть ближе к ЛБ. Ширина реки здесь составляет 6-7 м, по центру "ворота" из двух камней, правый виден с воды плохо, при нас его задела байдарка ("Скаут").

За островом спокойный участок, есть стоянка, которая в тот момент была занята. От этого участка косой слив (по-видимому, П-3), за ним – плес, в конце которого вход в S – образный порог Кривой – 1 ("Дрова"), П-4. На входе струя наваливает на ряжевую стенку, заваленную бревнами на ЛБ. Необходимо идти траверсом к правому берегу. Второй поворот аналогичен первому и тоже с ряжевой стенкой. Проход по центру. На левом повороте есть обливные камни, необходимо маневрирование. Хорошо видны два камня, один у ЛБ в средней части изгиба, второй ближе к ПБ, около них обливняки; там проходит слив около полуметра. На выходе серия камней, далее – спокойный участок. Наверху есть стоянка.

Метрах в 200-300 расположен П-5, простой порог без имени, имеющий S – образную форму. Заход осложнен каменной грядой. Проход ближе к ПБ. Далее идет сужение русла, которое заканчивается прямоугольной ступенькой. Одна из сторон обращена к ПБ. Основная масса воды сливается по ней. Необходим поворот налево. Далее идет сужение, где много обливных камней, необходимо маневрирование. После порога русло становится шире и начинается оз. Долгое.

На входе в озеро на ПБ стояло несколько больших групп. В озеро вошли около 21:00. На озере немало гранитных "лбов", где есть хорошие стоянки. Грести неудобно из-за того, что солнце стоит низко и постоянно светит в глаза. На будущее в таких ситуациях необходимо как минимум использовать головной убор с козырьком.

Примерно в 21:40 прошли П-6, порог Керчуг (Киргун) и вошли в одноименное озеро. Несмотря на то, что в описаниях было указано, что проход по центру чистый, там оказалось немало обливняков, от которых пришлось уходить. Видимо, данные описания были сделаны для высокого уровня воды. А вот каменная гряда, о которой тоже упоминается в описаниях, фактически была не выражена. Возможно тот кто о ней упоминает, перепутал Керчуг с предыдущим порогом.

Далее мы прошли довольно красивое оз. Керчуг и встали в 22:15 в начале протоки между оз. Керчуг и оз. Травяное на ЛБ. Стоянка отличная скалы уходят вверх под углом ок. 45 град., открывается великолепный вид на оз. Керчуг. На возвышении имеется каменный столик, который обрывается вниз прямо к кострищу, что очень удобно. На стоянке чисто, есть дрова. Работает сотовая связь: МТС (слабо) и Мегафон.

03.08.06

Дневка. Подъем в 8:30, погода хорошая, тепло, ясно. Особенностью нашей стоянки, как оказалось, является ее относительная автономность, подход к другим стоянкам осложняют скалы. Вокруг стоянки растет черника и голубика. Из трофейной лопасти сделали запасное весло. Теперь у нас 7 весел. Самодельные весла очень удобны при отталкивании от камней благодаря широкой выступающей площадке.

Мимо нас прошло множество групп. Вечером над озером поднимался красивый туман.

04.08.06

Подъем в 7:00, выход на маршрут в 9:30. Облачно, ветер восточный, холодно. На маршруте время от времени шел мелкий дождь. В 11:10 прошли каменистую шиверу. В 11:30 открылась протока, вошли в оз. Варфаламеевское. В здешних проточных озерах также бывают своеобразные подводные течения, когда катамаран "рыскает". Чтобы избежать этого, попробовали идти, задав катамарану небольшой угол к основной линии маршрута, маневр был признан удачным, катамаран шел ровнее.

В 11:52 видели по правому берегу прибитое к коряге пластмассовое лодочное весло. Через 200 м идет поворот влево, в 12:15 вышли на середину озера и "поймали" большую корягу с веревкой. Веревку забрали, пригодится в хозяйстве.

В 12:30 вошли в какой – то порог (по-видимому, П-7), на входе "сели" на камни. Далее следует еще одна шивера, которую мы почему – то приняли за II ступень порога (П-8?), количество камней в которой увеличивается равно как и скорость течения реки, в то время как река мелеет. На выходе очень много камней, маневр затруднен, катамаран "сел" на плиту, с которой его благополучно сняли. Позже мы предположили, что это и был порог Белый Клык. После этого порога идет плес длиной около 800 м, за ним еще одна шивера (П-9?). Перед ней отходила на байдарках украинская группа. В этом пороге у одного из носовых гребцов развязалась завязка на коленном упоре. Зачалились в улове ЛБ, проверили снаряжение. Метрах в 300 снова начиналась шивера. Течение здесь сильное, выходить из улова необходимо траверсом на ПБ.

Вошли в сильную струю по центру. Слева показались опасные камни, поэтому шли по центру, потом приняли чуть правее. В этот момент у ПБ показалась длинная полуобливная плита, вдоль которой идут ряды бочек с жесткими валами до 1 м. На первой, самой высокой бочке при выравнивании катамарана у кормового гребца пополам перломилось весло. Штурман забрал его и подал другое. Далее следовала серия высоких прямых валов. Слева показалась ряжевая стенка. Оказалось, мы прошли I ступень порога Мураш, причем прошли классически, в соответствии с описанием (см. приложение). Катамаран набрал высокую скорость, для того, чтобы зайти в улов, руководителю потребовалось сделать всего три гребка. Зачалились в улове в 13:30 и пошли осматривать II ступень порога (имеется видеозапись прохождения II ступени порога, сделанная штурманом).

Выход из II ступени траверсом налево целясь носом на ряжевую стенку во избежание сноса катамарана сильной струей к ПБ. За уловом река сворачивает налево. Проход по основной струе в "ворота" из пары обливняков, плохо читаемых с воды. Далее идет серия валов, после которых на ЛБ необходимо поискать единственную небольшую березу – ориентир того, что пора брать правее в обход возвышающегося посредине реки камня. Мы все-таки его задели левым бортом с кормы, однако это только помогло маневру. В остальном прошли хорошо, Зачалились за порогом, откуда открывается вид на стоянку с памятным деревом, украшенным туристами разными "сувенирами" и памятными табличками.

Далее, на выходе снова идет шкуродер. За поворотом реки есть еще одна стоянка с морем черники и огромным гранитным постаментом в лесу, где мы остановились на обед в 15:15. Моросит дождь, холодно.

Вышли на воду в 17:20. Когда прошли П-11, мы не поняли. Возможно, его по некоторым описаниям рассматривают как часть порога Сухой (П-12), в который мы вошли в 18:40. Течение слабое, утомляет обилие камней в русле, от которых приходится постоянно уходить. Многие камни почему – то с носа почти не видны, хотя с кормы просматриваются отлично. Порог очень длинный (не менее 1 км) и запоминать расположение камней здесь бесполезно. В 19:15 проходим автомобильный мост, проход под центральным пролетом.

В 19:20 вошли в порог П-12. представляющий собой несколько изгибов реки с сильным течением. Прошли без просмотра. Заход под ЛБ. В конце порога слив, посредине которого плохо читаемый с воды обливняк. Сразу за мостом выловили из воды новый спиннинг с этикеткой, по-видимому, кто-то до нас хорошо посидел на обливняке слива.

В 20:30 показался железнодорожный мост перед лесоучастком Кереть, делаем остановку. На лесоучастке два жилых дома. В одном из них попросили зарядить видеокамеру. Там же нам подарили немного мелкой картошки. Вышли на маршрут в 21:30. Холодно, пасмурно, снова начал моросить неприятный дождь. Прошли железнодорожный мост под центральным пролетом. Это был последний пункт до ж/д станции Чупа, где брал МТС.

В 22:00 вошли в порог Кривой – 2 (П-13). По описанию этот порог занимает несколько изгибов реки и имеет длину около километра и разделяется островом на два рукава. В одних описаниях советуют проходить этот порог левой протокой, в других – правой. В нашем случае проход левой протокой был невозможен, т.к. она пересохла. Из этого мы сделали вывод, что уровень воды в реке очень низкий, что впоследствии подтвердили другие туристы. Порог мы прошли чисто по основной струе без просмотра и сразу попали в изумительно красивое оз. Кривое.

Дождь стих. На небе были тучи с радугой. На озере к тому времени стояло множество групп, было тесно как в общежитии. Нам пришлось долго выбирать место при помощи фотоаппарата с длиннофокусным объективом. Остановились на противоположном от порога берегу в болотистой местности с комарами.

05.08.06

Подъем в 8:00, выход на воду в 11:20. Десять минут шли по озеру, затем пошли по р. Кереть. Пасмурно, моросит дождь, ветер встречный. Настроение бодрое, т.к. впереди сложные пороги. В 11:45 слышен шум порога Долгий. Подходим, чалимся, осматриваем I ступень – водослив высотой около 1,5 м. Перед нами в порог ушла байдарка и мы долго не могли понять, что там происходит (байдарка прошла чисто, но потом в струе катался каякер, а нам было не видно что там за судно и что с ним случилось). Видеосъемку этого порога выполнял казначей.

В описании А.Л. Шилова (2005) слив (ступень I) и шивера (ступень II) порога Долгий описаны как два отдельных препятствия, П-14 и П-15. I ступень Долгого представляет собой слив, образованный небольшим островом посредине реки. Проходится слева. Правая протока – каменистая шивера с большим количеством камней, для нас непроходима. Когда мы чисто прошли слив, ремонтник увидел внизу под нами остатки затонувшей байдарки.

II ступень представляет собой мощную шиверу длиной по одним описаниям, около 2-х, по другим - около 4-х км, осмотр которой бесполезен. Река делает резкий поворот на юг. В русле идет серия островов, вдоль которых нам встретились две шиверы – одна сразу после поворота, другая – сразу после впадения протоки с оз. Песчаное. Видимо, эти две шиверы тоже относят к описанию порога Долгий. Мы прошли их без проблем по основной струе.

Примерно через 5 км мы увидели, что русло образует небольшой залив по ЛБ, далее вода с шумом уходит вперед. Мы решили, что это порог Варацкий (Варакский), и не ошиблись. Причалили на обед у поворота на Варацкий (П-16) в 14:20. Погода пасмурная, моросит мелкий дождь.

Вскоре одна за другой к нашей стоянке начали прибывать группы туристов – из Ярославля, из Москвы и т.д. В одной группе было очень много мокрых и замерзших детишек нежного возраста, которых мы пригласили погреться, т.к. их группа долго не могла развести костер даже несмотря на наше содействие. Завершились их попытки тем, что мы успели сварить обед и галантно уступили соседям свое кострище вместе с дровами.

В 17:40 казначея отвели на каменный постамент – площадку откуда удобно вести видеосьемку.

Основной слив порога Варацкий представляет собой левый центральный рукав вдоль острова, где струя, разгоняясь, падает в косой слив шириной не более 3-х м высотой около 1,5 м, образуя добротную пенную бочку. Перед ним по ЛБ есть ряжевая стенка, с которой можно осмотреть порог. Вторая удобная площадка для осмотра и видеосъемки расположена напротив основного слива.

Слив прошли чисто, правда, сместились левее, чем планировали. Затем был допущен ряд ошибок, в частности, носовые гребцы опоздали с маневром и катамаран отбросило носом правой гондолы на россыпь камней второго острова, что, в прочем, не создало проблем: кормовые гребцы легко выправили катамаран и развернули его на струю. Далее течение стремительно уносит в мелководную каменистую шиверу с обилием острых камней, требуется маневр. Два раза сели на камни, пришлось вставать и выталкивать катамаран. В конце порога автомобильный мост Чупа – Лоухи. За мостом шивера продолжилась. Там мы поймали кормой острогу, которая прошла между гондолой и рамой и намертво заякорила катамаран. Пришлось останавливаться, мы почти 15 минут потратили чтобы освободиться от остроги. В конечном итоге, пришлось выламывать древко и потом еще минут 10 вытаскивать застрявшее между рамой и гондолой "железо".

Заходя в порог, мы сложили в гермомешки теплую одежду, оставшись только в непромокаемой одежде. Это было оправдано, т.к. сталкивая катамаран с камней, мы все равно вымокли по пояс, а на сливе передних гребцов окатило водой почти что с ног до головы. Выйдя из порога, мы по очереди утеплились, что в сложившихся метеоусловиях было весьма оправдано. Далее устроили перекус на ходу, когда пятый (свободный) член экипажа раздал всем сухари и чай из термоса.

В 18:30 вышли на оз. Варацкое. Прошли мимо суперстоянки под названием Бахча. В 19:15 заходим в порог Карешка I к.с (П-17). Далее прошли еще примерно 2 км. Берега реки низкие, болотистые, стоянок хороших нет. Увидели наклоненную в сторону реки сухую ель, загрузили ее на катамаран. Вскоре вдалеке послышался шум порога. На ЛБ сразу перед поворотом реки подходящая стоянка, с нее начинается тропа осмотра порога Краснобыстрый (П-18). Останавливаемся здесь, время 20:45.

06.08.06

Дневка на пороге Краснобыстрый, совмещенная с осмотром порога. В 8:00 проснулись дежурные, в 9:00 – остальные. Вскоре после завтрака начали подходить группы туристов и все, кто был свободен, ходили смотреть как они проходят пороги. Видели оверкиль щуки в первом сливе. На дневке составили схему порога. Теперь, кажется, его можно пройти даже с закрытыми глазами.

По мнению одного из байдарочников, который проходит Кереть уже четвертый раз, пороги, расположенные за Краснобыстрым можно идти сходу без осмотра.

Из интересных моментов хочется отметить особые качества байдарки Ватерфляй, которая была у группы из Ст.- Петербурга, проходившей порог вечером и имевшей, по их словам, небольшой опыт хождения по порожистым рекам. Пройдя все сливы относительно чисто, ватерфляй прошел последнюю самую мощную бочку лагом перпендикулярно основной струе и не перевернулся при том, что посадка экипажа из 3-х человек и размещение вещей было слишком высоким. Этой группе мы помогли пройти порог, выставив сигнальщиков на сливах, за что получили благодарность.

07.08.06

Подъем в 7:00, выход на воду в 10:25, еще 5 минут заняло прохождение порога. Видеосъемку вел завхоз. Заход по центру. Сливы плохо видны с воды, ориентировались по поставленным кем-то пирамидкам (первый слив) и березовой палке (второй слив). Перед первым сливом развернулись почти на 90 град. и чисто скатились по горке вниз, не задев не читаемый с воды обливной "зуб" на сливе слева, развернулись, пошли под ЛБ. Заход по центру для нашего громоздского катамарана несколько сложноват, хотя такой вариант тоже возможен (см. схему в приложении). Однако этим путем, как правило, идут на байдарках. Оставив несколько обливняков по правому борту, делаем траверс направо и входим в каскад из двух сливов с бочками, расположенными в шахматном порядке, заходим по языку чистого слива в последнюю бочку, пересекаем ее, зачаливаемся. Течение в пороге стремительное, над многими обливняками в русле и в бочках последнего слива есть водяные "подушки" по которым судно проскальзывает, не задевая камней.

После Краснобыстрого река разделяется на два рукава, огибая остров, затем начинается оз. Масляное.

С 11:35 до 11:45 проходили какую-то шиверу, которой нет в описании Шилова. Шли по основной струе, маневрируя между камнями. По-видимому, это препятствие "открывается" в низкую воду. Далее идет порог П-19 Масляный, который мы проходили в 12:00. Порог хорошо опознаваем: посредине реки лежит громадная гладкая каменная плита, за которой неслабая бочка. Проход лучше всего осуществлять у ПБ, однако мы прошли по центру, слегка задев гондолами плиту. Далее идет каменистая шивера (П-20) с высокими валами, проход по основной струе, требуется хороший маневр, так как скорость потока здесь неплохая.

Погода улучшается, стало теплее, светит солнце. Порог Павловский (П-21) прошли отлично по левой протоке, которую нам с берега указала остановившаяся здесь на стоянке группа из Ярославля. Шли также, как и предыдущий порог.

В 13:35 зашли в порог Колупаевский, он же Кулановский (П-23). Где-то перед ним в описании упоминается каменистая шивера (П-22), возможно, мы посчитали ее частью порога Колупаевский. Прошли несколько бочек и валов по основной струе, уворачиваясь от камней и все же два раза сели на камни, пришлось спрыгивать по пояс в реку и выталкивать катамаран. Ближе к выходу из порога посредине реки величественно возвышается огромная каменная глыба. Мы сфотографировали ее, но широкоугольный объектив до безобразия уменьшил ее истинные размеры.

За порогом расположен автомобильный мост Чкаловский – Плотина, на нем есть предостережение для туристов о том, что здесь ведутся взрывные работы. По описанию под мостом бочка, проход чистый. Оказалось, что все не так: на заходе по центру обливняк, а посредине пролета моста – обливная плита, которую мы обошли слева по языку основной струи. Ниже моста в Кереть справа впадает р. Луокса.

Пороги Медвежий (П-24) и Кривой -3 (П-25) расположены настолько близко друг к другу, что трудно различить, где какой из них начинается. Порог Медвежий начинается двумя сливами, разбитыми нагромождением камней. Правый слив неглубокий, с острыми камнями на дне, правый – пошире и достаточно глубокий, за ним бочка, которую удалось сфотографировать. Медвежий прошли удачно по основной струе. Сразу же за ним начинается порог Кривой – 3. Начинается он быстротоком в суженном русле, далее река разливается более, чем на 30м в ширину. Наиболее мелководная часть – середина русла ближе к ПБ, где лежат крупные одиночные валуны.

На этом пороге отработали прием погашения скорости катамарана, заводя его в "тишку" - тень от крупных камней. Маневр удался, однако при отталкивании с кормы весло соскользнуло плашмяком и заклинилось как в вилке между двух сближенных между собой островерхих камней. Его удалось выдернуть, но на сильном рывке его вырвало из рук и оно затонуло в "тишке". Это была единственная потеря за весь поход.

Метров в 300 – 500 от Кривого – 3 мы нашли суперстоянку, где остановились в 15:15. Погода все улучшается, светит солнце.

Не успели мы разгрузиться, как к нам подошел и попросил посмотреть карту турист из подмосковного Жуковского. У них потерялся один катамаран, его не видели уже несколько дней и он поинтересовался не встречали ли мы его. Нам этот катамаран был знаком, мы сообщили, что вряд ли он ушел вперед, т.к. на Краснобыстром мимо нас пройти незаметно было практически невозможно. Догнавшая нас вторая группа из Жуковского тоже его не видела. В поезде мы слышали о том, что на Варацком какой – то катамаран потерпел аварию и мы предположили, что это мог быть тот самый, который загадочно исчез.

08.08.06

Подъем в 8:00. вышли на воду в 11:05. Сразу за нашей стоянкой начинается шивера, а всего шивер до последнего порога П-28 Керетский, он же Морской, он же Запорный было не менее четырех, поэтому какие из них отмечены как П-26 и П-27, сказать затруднительно. Все эти шиверы мы прошли чисто по основной струе. В русле реки попадается много островов разного размера, между которыми часто встречаются мелководные участки с простыми перекатами. Далее течение реки замедляется. В 11:40 прошли зимник, справа видна гора.

На входе в оз. Заборное на ПБ видна неплохая стоянка. Ветер слабый, без осадков. В 12:00 вышли в оз. Заборное. Виден домик и перегораживающие русло сети. Пройти под сетью за 50 руб. отказываемся, чалимся, впервые разгружаем катамаран для обноса. Увязываем вещи и осматриваем начало порога, который представляет собой "горку", по которой вода стремительно сбегает вниз, обтекая камни.

Садимся, проходимся вдоль сети, фотографируемся. Заходим по центру. На входе снова чуть не потеряли весло тем же способом, что и в пороге Кривой – 3, но на сей раз рывок был слабее, весло удалось удержать. Зашли по первому языку чистого слива, ушли на второй, уворачиваясь от камней. Ремонтник вел видеосъемку с катамарана.

В первую бочку вошли полулагом чтобы загасить скорость. Маневр получился хорошо. Прошли вторую бочку, поплескались в валах. Точно вписались в каменные "ворота" по центру. Далее из-за элементарной несогласованности (возможны были варианты ухода и вправо и влево, но левый проход лучше) посадили катамаран на плиту, пришлось его выталкивать. Вышли кормой, красиво развернулись, снова сели на камень, увели с него катамаран. Далее проблем не было, хотя камней было еще немало. Из порога вышли в 14:10 и взяли курс на о-в Средний, надеясь там пообедать и зарядить камеру.

Когда подошли к острову, обнаружили, что отныне вся его территория принадлежит биостанции и поэтому костры здесь разводить нельзя. Однако камеру нам зарядить позволили. Таким образом, ушли мы с острова после 17:00, примерно за 15 минут по приливу дошли до мыса на о-ве Горелый. Оттуда открывается красивый вид на Белое море и начинается бортовая качка под воздействием морских волн. Вода кажется более тяжелой, чем на реках особенно когда гребешь во время отлива. На обед встали примерно в 17:30, вышли вновь в плавание в 18:15. Было решено дойти до о-ва Олений, т.к. на Среднем нас предупредили, что ожидается усиление ветра и возможен небольшой шторм.

В 19:40 приближаемся к Чупской губе. Видели редкий вид – кулика – сороку. Долго шли против течения к о-ву Олений. Решили обойти остров с севера. Все стоянки на берегу заняты. Пристав примерно в 400м не доходя до ручья, мы поздоровались с коллегами из украинско-белорусской группы. Они сообщили нам, что все стоянки дальше тоже заняты и предложили встать рядом с ними. Мы причалили, осмотрели окрестности, действительно ничего не нашли и стали разгружать катамаран. Закончили ужинать в 00:20.

9.08.06

Дневка на Оленьем. Подъем в 9:00. Погода пасмурная, ветер слабый, без осадков. В свободное время изучали остров и отъедались на зарослях черники и брусники, которой здесь невероятно много. Сегодня доели последний хлеб.

Лес на острове испытал на себе тяжесть пожара 2000г, поэтому здесь очень много сушняка. Днем сушили вещи, кое-что с трудом удалось постирать на роднике. Вода в нем отличного качества. Вечером подготовили к использованию баню. На острове берет Мегафон, но МТС к нему не подключается.

10.08.06

Дневка на Оленьем. Подъем в 8:00. Погода солнечная, ветер, без осадков. После завтрака сходили за водой, приготовили дрова и устроили баню. После обеда подготовили все к завтрашнему отплытию. Вечером собирали чернику и бруснику.

11.08.06

Подъем для дежурных в 05:00. Чуть позже наблюдали красивый восход солнца. С утра дует резкий неприятный ветер из-за которого костер пришлось разводить в другом месте (на стоянке их всего три) за большим камнем, где ветер стихает. Видели на месте мусорной кучи множество мышей, которые рыскали в поисках пропитания. Видимо, их привлекают остатки пищи, которые туристы не догадываются сжечь.

Вышли на маршрут в 9:00. К этому времени ветер значительно ослаб. К 11:30 показался о-в Ярославль. После него сделали традиционный перекус на воде с горячим чаем, шоколадом и сухарями. В 12:00 вдалеке показалась Чупа. К 14:00 прошли вдоль о-ва Средний и выбрали стоянку на п/о-ве Вершинный. Для обеда место здесь далеко не самое подходящее, очень неприятен запах гниющих водорослей. Пока готовился обед, штурман и ремонтник пошли искать подходящее место для антистапеля. Оно нашлось напротив нашей стоянки на белой горке из белых слюдяных шлаков. Сюда мы и причалили в 16:00, но начался отлив и переносить вещи по грязи было очень неудобно.

С места антистапеля открывается очень красивый вид на небольшую церковь. На небе висят тяжелые облака, сквозь которых льются солнечные лучи на фоне голубого неба. Стало очень жарко.

К 19:00 высушили катамаран, сложили вещи и вышли на остановку автобуса чтобы доехать до железнодорожного вокзала. Автобуса не было, а водитель маршрутки взял с нас по 20 руб. за человека с вещами. Ночевали под открытым небом, т.к. здание вокзала закрывается с 20:00. В лесочке у железнодорожных путей сварили ужин. Обнаружили, что на железнодорожных путях ловит МТС, чем не преминули воспользоваться. Ночь на станции выдалась весьма прохладной.

12. Итоги, выводы, рекомендации

В настоящее время Кереть является одной из популярных рек Карелии. Те, кто желает пройти этот маршрут, могут найти в Интернете и иных источниках множество отчетов с подробными карами и схемами порогов, как это сделали мы. Однако в ряде случаев в подобных описаниях имеются ошибки. Так, даже в замечательной книге А.Л. Шилова "На байдарках по Карелии" мы нашли неточности в указании автодороги Чкаловский – Лоухи (правильно следует читать Чкаловский – Плотина). В названии некоторых порогов тоже иногда наблюдается путаница. Например, П-25 (Кривой – 2 в описании А.Л. Шилова) на самом деле уже третий по счету порог с таким названием на р. Кереть, имя Кривой – 2 в действительности носит П-13. Поэтому имеющиеся данные нуждаются в сопоставлении и перепроверке.

Начало маршрута у дер. Парфеево показалось нам не вполне удобным по ряду причин. Во-первых, место стапеля сильно загрязнено и характеризуется полным отсутствием дров, поэтому оставаться там хотя бы на одну ночевку вряд ли целесообразно. В нашем случае группа 2 предпочла выйти на маршрут в весьма сложных погодных условиях, так как оба варианта – оставаться на стоянке без дров под проливным дождем, который может продолжаться несколько дней, или выходить на маршрут когда может вернуться гроза, сгустится туман или усилится ветер (что, собственно, и пришлось испытать в полном объеме), были одинаково плохими. Во-вторых, начало маршрута, особенно озерная его часть, хотя и красива, но малоинтересна для водников с опытом, для которых можно порекомендовать начать маршрут от автомоста трассы Лоухи – Кестеньга, где также есть удобные поляны для сборки судов.

Маршрут по р. Кереть хотя и может считаться сложным для водников с небольшим опытом, безусловно проходим на катамаранах при соблюдении элементарной дисциплины и техники безопасности. Тем не менее, различия в количестве препятствий в разных отчетах, что можно объяснить различием в водности реки в разные годы, создает определенную путаницу. Весьма неприятно, когда подобные различия накладываются на несоответствия в расстояниях между порогами и очередная шивера, начавшись, вдруг оказывается препятствием, которое в других обстоятельствах заслуживает предварительного осмотра. В этом случае весьма полезным оказывается знание экипажем схемы сложных порогов (см. приложение) и вариантов их прохождения. А поскольку, как свидетельствуют многочисленные отчеты по р. Кереть, группа 2 оказалась далеко не первой, кто не смог опознать I ступень порога Мураш и был вынужден идти ее "с ходу", мы рекомендуем всем новичкам, особенно идущим на байдарках, изучить накануне схему этого порога и варианты его прохождения. То же самое можно порекомендовать относительно порога Белый клык (Белый зуб).

Хочется отметить, что на всем протяжении р. Кереть нет непроходимых или опасных препятствий, а из сложных порогов наиболее уважительное отношение заслуживает Варацкий. Относительно сложные препятствия (Долгий - 2, Варацкий, Краснобыстрый, Морской) при наличии карты и лоции, на наш взгляд, вполне распознаваемы. Остальные, менее сложные пороги можно пройти на катамаранах сходу без предварительного осмотра, даже если команда обладает небольшим опытом прохождения подобных рек, но слаженна и дисциплинированна. Этому способствует и то, что сложность порогов нарастает от истока к устью.

От начала порога Морской вдоль реки по левому берегу к заброшенному поселку Кереть идет хорошая грунтовая дорога, которой можно воспользоваться тем, кто в силу каких-то причин решит обнести это достаточно интересное препятствие. На подходе к порогу русло реки полностью перегорожено сетями, пройти которые можно либо путем обноса судна по левому берегу, либо сэкономить время, заплатив за проводку судна над приспущенной сетью по центру реки. Также, здесь можно купить у местных красную рыбу. На выходе из Морского р. Кереть впадает в Белое море, однако вода здесь еще не скоро становится соленой, ее можно набрать на выходе из порога напротив небольшой новой церквушки.

Беломорская часть маршрута для жителей центра России заслуживает внимания своей необычностью. Для тех, кто располагает временем, есть несколько вариантов окончания пути: это может быть и путешествие по островам, и дневки на одном из островов с хорошей баней и обилием ягод, часть которых можно собрать и увезти с собой. В нашем случае обе группы останавливались на о. Олений, причем группа 2 задержалась там более чем на двое суток, о чем участники похода совершенно не пожалели. Красивые виды, открывающиеся со скал, обилие брусники и черники, и другие природные достопримечательности могут заинтересовать здесь и любителей скалолазания, и любителей фото и видеосъемки, и семейные группы, мечтающие о спокойном отдыхе на природе. Быть может, поэтому здесь иногда так трудно найти стоянку.

На острове Олений, как и на некоторых других подобных островах, источники питьевой воды - это крохотный ручеек на северном побережье, который трудно обнаружить издалека, либо затерянные в скалах заполненные водой карьеры или ямы. Тем, кто решит задержаться подольше на Белом море, рекомендуем еще до выхода на маршрут продумать варианты пополнения водных запасов и предусмотреть емкости для хранения воды, так как несведущим в подобных делах туристам найти здесь пресную воду бывает сложно.

По мнению группы № 2, при прохождении порожистых рек одним судном заслуживает внимания вариант подбора команды из пяти, а не из четырех человек. Это позволяет выставлять страховщика или сигнальщика на сложных участках, вести фото – и видеосъемку на порогах. Находясь на судне, пятый человек ведет вахтенный журнал, фиксируя по времени все важные детали, подменяет уставшего или заболевшего участника, обеспечивает команду перекусом и горячим чаем по ходу движения или ловит рыбу. В нашем случае при поломке весла во время прохождения порога Мураш помощь пятого товарища, убравшего сломанное весло и подавшего новое, оказалась весьма кстати.

Подводя итог похода, хочется отметить, что обе группы завершили маршрут успешно, сохранив суда в целости, а команду – в добром здравии. При этом все участники получили немало положительных впечатлений, а "новички" приобрели ценный опыт прохождения порогов, который, несомненно, будет востребован в последующих сплавах.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 bentos, 20.02.2007
> * прилив - с 3.00 до 9.00 и с 15.00 до 21.00, максимальная скорость прилива - с 3 до 6 и с 15 до 18ч.
> * отлив - с 9.00 до 15.00 и с 21.00 до 3.00, максимальная скорость - с 9 до 12 и с 21 до 0ч.

> Следует отметить, что расписание приливов и отливов, по нашим данным (2006 г), не строго соответствует 6-часовому циклу.

оно ему в принципе не соответствует...
на Белом море нет фиксированного времени прилива... период близок к полусуточному, но не равен ему (~12, 5 часов), поэтому время прилива (отлива) каждый день сдвигается "на попозже"

исправить бы лучше, чтобы не вводить людей в заблуждение... отчет все-таки... 8)

> Самое лучшее время для выхода в море – максимальный отлив.

тоже весьма спорное утверждение... 8)
imho, выходить из узкой губы (та же Кереть) удобнее на пике прилива или в начале отлива, когда залиты банки и отливное течение помогает гребцу... а заходить в длинные губы (Чупа например) удобно вместе с приливной волной, по тем же соображениям... из некоторых мест (устье Куземы например) в отлив вообще выйти проблематично - морские пороги мелеют, топкие банки осыхают... можно некисло закуковать... 8)
 Капитан Туч, 21.02.2007
148 километров, по существующим правилам, не дотягивает чуток даже до 1 к.с., так что, в лучшем случае - это 1 к.с. с элементами 3 к.с.
 Vä inö mö inen, 29.10.2008
Говоря по правде, слово "louhi" в финском языке - это существительное, обозначающее скалу или глыбу. А "добывать" - это все-таки глагол...
 Юрий, 27.10.2009
На рыбнадзор реально нарваться на Вароцком озере
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100