Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном походе 3 к.с., совершенном с 27.04. по 06.05.04 г. по р. Песчаная

Автор: Елена Обухова (Новосибирск)

Бийская городская общественная молодежная организация Военно – патриотический морской клуб "Спутник".

Содержание:
  1. Справочные сведения:
    1. Проводящая организация;
    2. Количественная характеристика маршрута;
    3. Район похода;
    4. Подробная нитка маршрута;
    5. Определяющие препятствия маршрута;
    6. Состав группы;
    7. Адрес хранения отчета;
    8. Поход рассмотрен МКК;
  2. Содежание похода:
    1. Идея похода;
    2. Сведения о районе;
    3. Варианты подъезда и отъезда;
    4. Аварийные выходы с маршрута;
    5. Обеспечение безопасности и тактика прохождения;
    6. Изменения маршрута и их причины;
    7. График движения;
    8. Техническое описание прохождения группой маршрута;
    9. Потенциально опасные участки на маршруте;
    10. Дополнительные сведения о маршруте и снаряжении;
    11. Итоги, выводы, рекомендации;
    12. Литература;
    13. Приложения;
    14. Фотоматериалы;
    15. Схемы. Картографический материал
1. Справочные сведения
1.1. Проводящая организация

Бийская городская общественная молодежная организация "Военно–патриотический морской клуб "Спутник". Алтайский край, г. Бийск, ул. Советская, 3854-364007

1.2. Количественная характеристика маршрута

Вид туризма Категория сложности Протяжен-
ность
активной
части,
км
Продолжительность Общая (Ходовых дней) Сроки проведения
водный третья 96 км 10 (6) 27.04.04. - 06.05.04.

Количество участников: 4 человека (2 мужчины,2 женщины).
Количество судов: катамаран "Кулик" - четверка.
Вода средняя и низкая после 02.05.04.

1.3. Район похода

Северная часть западного Алтая
Vесто: р. Песчаная (длина: 276 км.)
Средний уклон реки: 4,8 м\км.
Площадь бассейна - 4720 км .кв.
Мелкость- 4 0%

1.4. Подробная нитка маршрута

Нитка пройденного и заявленного маршрута совпадают:

г. Новосибирск – г.Бийск - с. Куяган – р. Песчаная - с. Солоновка – г. Бийск -  г. Новосибирск.

1.5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия К.С. Длина Характеристика (подробнее – см. тех. описание)
Порог "Входной"-16 3 300 Валы, камни в русле
Порог "3 камня"-№17 3 350 На прямом участке реки. Сливы , бочка на последнем сливе.
Порог №18 "Слаломный" 3 400 Обилие камней, особенно в середине.
Порог №20 "Лестница" (назван по характерному камню на левом берегу)- 3 200 В конце прямого участка. Начинается от большого характерного камня в струе -1 ступень, и кончается левым поворотом –вторая ступень. Далее переходит в шиверу.
Порог №23 3 300 На левом повороте. Справа –невысокая длинная скала (высота 3 м.), очень ровная-1 ступень -чистый слив. Слив с валами - 2 ступень.
Порог "Булка"-№25 3 500 Начинается камнями , при входе в основную ступень также надо пройти ворота. Далее под высокой скалой справа – слив, после него – улово у левого берега. "Булка" -конец первой части каньена.
"Первый розовый бом"-№29 3 500 3 ступени. Начинается после характерного большого камня в воде у левого берега. Заканчивается небольшим левым поворотом, справа скала-розовый бом.
Порог №31 3   Камни в русле, валы, бочки.
Порог №32"Челюсти " или "Абрамыч" 3   Центральные камни обходили справа, далее, прижавшись к правой скале, вышли по классическому сливу , через бочку и на центр (здесь река поворачивает направо), где россыпь обливных и открытых  камней , особенно ближе к левому берегу. Далее идут пологие сливы вдоль левого берега и классические улова по левому берегу.
Порог "3 слива"-33 3   3 слива расположены на близком друг от друга расстоянии, прижаты больше к левому берегу. Валы. Несколько несложных бочек. Перепад высоты. Быстроток.
Порог "Второй розовый бом"-№34 3   На левом повороте. Справа –скала –(розовый бом).Прижимов не наблюдается. Валы. Бочки. Быстроток.
Порог №35 3   Слева –высокая ровная скала. Порог с большим падением. В центре перед входом слив, есть зуб. Его лучше оставить справа.

Из перечисленных, для указания в справочных документах о походе , можно выделить следующие определяющие препятствия:

  • Порог "Лестница";
  • Порог "Первый розовый бом";
  • "Челюсти " или "Абрамыч";
  • Порог "Второй розовый бом".
1.6. Состав группы

ФИО Год рожд. Адрес Тел. Турист-
ский
опыт
Обязанности в группе
1 Обухова Елена Андреевна 1981 С. Верх –Тула, 1 квартал, д.6, 10 933885 3 ВР, 4 ВУ Руководитель - Капитан к-4
2 Люмаров Андрей 1978 Г. Новосибирск 622793 4 ВУ Матрос
3 Кандалова Мария 1980 Г.Бийск 322563 4ВУ Матрос
4 Зяблицкий Сергей 1970 Г.Бийск 332205 4ВУ Матрос

1.7. Адрес хранения отчета

г. Новосибирск, ул. Коммунистическая 3, НКТ.

1.8. Поход рассмотрен МКК

.Поход рассмотрен МКК  Сибирского Федерального округа

2. Содежание похода
2.1. Идея похода

Маршрут  по реке "Песчаная" является популярным водным  маршрутом  в этом туристском районе. Популярен он больше в спортивном плане, Ежегодно на Песчаной проводятся открытые соревнования Сибирского Федерального округа России по водному туристскому многоборью, которые проводит Новосибирское отделение Туристско –спортивного союза России и Алтайская краевая ассоциация спортивного и самодеятельного туризма. Посвящаются соревнования памяти друзей. Соревнования проводились с 29.04.04.по 03.05.04. Поход планировался  как ознакомительный (с характером реки Песчаная) учебно – тренировочный перед спортивным и коммерческим сезоном для отработки навыков гребли и  организации  определенных видов страховки: построение групп во время движения, навыки связи межу судами, организация страховки с берега и с воды.  Названные реки наиболее удачны для организации учебных мероприятий по ТВТ, особенно если совместить поход с участием в соревнованиях и получить опыт как соревновательной борьбы, так и в тактико –техническом плане в условиях "слалома" и "гонки", что  и было сделано. Со смысловой идеей похода связаны и   следующие характеристики района: ближайший регион в спортивном отношении (характерный набор препятствий соответствующей категории), отсутствие пешеходной части, небольшие транспортные расходы.

2.2. Сведения о районе

А) Гидро и географическая характеристика

Алтай (от монгольского "алтан" - "золотой") - большая горная страна, расположенная в центре Евразии, отдельные части которой находятся на территории России, Казахстана, Китая и Монголии. Алтай расположен на юго-востоке Западной Сибири. В административном отношении Российский Алтай поделен между Алтайским краем и Республикой Алтай (с 1991 г.). Эти два региона имеют общие границы с Казахстаном (в южной части), Монголией и Китаем (юго-восток), Новосибирской и Кемеровской областями (север и северо-восток), Республикой Тува (на востоке). Географию северной части западного Алтая, где расположен бассейн реки Песчаной, определяют средневысотные хребты меридионального простирания: Семинский (наибольшая высота - 2507), Чергинский (2013), Ануйский (1815), Бащелокский (2421).Они постепенно понижаются с юга на север, резко обрываясь на границе Алтайских гор. Бассейн реки Песчаная ограничен: с севера - рекой Обь, с запада - бассейном реки Ануй, левого притока Оби, с востока - бассейнами рек Сема и Каменка - левых притоков Урсула, с юга - бассейнами рек Чарги и Урсула.

Гидрографическая характеристика.

Река Песчаная берет начало на восточном склоне Семинского хребта, огибает Чергинский хребет и большей частью течет, имея направление ССЗ между Чергинским и Ануйским хребтами. В районе села Солоновка река выходит из гор и впадает в Обь несколько ниже ее начала. Длина реки - 276 км, площадь бассейна - 4720 км2, средняя высота водосбора - 900 м, мелкость - 40 процентов. Средний уклон - около 4,8 м/км.

Основные притоки: правые - Козоранда, Куяча, Поперечная, левые - Верхний Этагол, Большая Тихая, Быстрая - значительно уступают самой реке по величине.

Гидрологические характеристики реки по данным ГМС в селе Точильное (255 км от истока) следующие: средняя дата начала половодья - 4 апреля, вскрытия - 13 апреля, ледоход - до 18 апреля, наибольший расход воды - 22 апреля, окончание половодья - 28 мая, средняя дата замерзания - 12 ноября. Средняя температура воды: апрель - 2,2, в мае 4,9, в июне 17, в июле 20 градусов. Максимальная зарегистрированная температура воды - 26 градусов.

Среднемесячный расход воды характеризуется следующими цифрами: в апреле и мае - 92, в июне - 48, в июле - 33 (от 10 до 91) в августе - 28, в сентябре - 26 м3 секунду.

Б) Растительный и животный мир

Растительность

Горные районы преимущественно лесные, в равнинах - лесостепь. Распространены лиственница, пихта сибирская, кедр, осина, береза, сосна. Много съедобных и лекарственных растений: дикий лук, ревень, репа, бадан, душица. Из ягод: малина, клубника, кислица, смородина, ежевика, боярышник, рябина. Грибы: белый и сырой грузди, подосиновик, подберезовик, маслята, боровики, волнушки.

Животный мир

Из животных чаще всего встречаются зайцы и лисы, реже волк и барсук, высоко в горах - горные козлы и бараны, лось, марал. Медведи очень редко заходят из долины Ануя. Из птиц: жаворонки, кулики, дрофа, стрепет, степной орел и другие. В долине реки есть водоплавающая птица. В реке встречаются таймень, налим, щука, лещ, окунь, карась, хариус, чебак, пескарь. В верховьях рек можно встретить только хариуса. Кровососущих насекомых не много. Весной и в начале лета много клещей, которые кончаются в конце июня - начале июля.

В)  Туристское освоение

Освоение реки Песчаная относится к заре водного туризма. Еще в начале 70-х годов она стала популярной рекой горного Алтая.

2.3. Варианты подъезда и отъезда

Подъезд к началу маршрута не вызывает особых  проблем, единственное –дорога здесь –это не Чуйский тракт , который находится в отдалении и придает району некую автономность, так как множество сел через которые можно выехать –это малонаселенная или брошенная местность.

Выбор транспортного средства зависит от финансовых возможностей группы: можно добираться рейсовым автобусом, можно нанять любой вид автотранспорта от Новосибирска, Барнаула, Бийска, Усть –Семы , Черги. Сейчас услуги такого рода предлагают на ж\д и автовокзалах, так и в рекламных газетах (при большом количестве человек –стоит это удовольствие не на много дороже). Заказ а/машины для заброски на реки.

Телефоны в Бийске:

(3854) 31-25-81
29-13-79
71-76-45

Подъезд и отъезд группа совершала на пазике до стоянки в 2 км. Ниже с. Куяган.

Отъезд совершали на пазике, подъехавшем в условные сроки к с. Солоновка.

Автовокзал в Горно –Алтайске:  Коммунистический просп., 55. Тел. 25-689, 22-457 (справочная).

Из Барнаула в Горно-Алтайск ежедневно ходят 7 автобусов (время пути 5,5ч.) из Бийска в Горно-Алтайск ходят 9 автобусов (2ч. в пути), которые       отправляются с 7.20 до 8.30.

2.4. Аварийные выходы с маршрута

Аварийные выходы возможны через населенные деревни для оказания квалифицированной помощи, а также от порога "Челюсти" до ближайшего населенного пункта, выходящего на тракт,-4 ч. с грузом.

2.5. Обеспечение безопасности и тактика прохождения

Изначально основы безопасности прохождения маршрута были заложены в соответствующем опыте группы заявленному маршруту и испытанной конструкцией судна. Руководитель не ходил ранее данный участок реки, но  имелась  подробная  лоция и поход совершался в условиях соревнований с хорошей страховкой и опытными участниками Бийского военно –патриотического морского клуба "Спутник", что практически исключало неожиданные выходы к ключевым препятствиям. 

Основное внимание на сплаве уделялось основным, определяющим препятствиям и препятствиям, сложность которых повышается при низкой  воде, так как вода с каждым днем спадала. Ставился акцент на их прохождении...

При прохождении  препятствий (до порога "Челюсти") страховка "морковкой" с береговых пунктов в принципе не осуществлялась, т. к. на данных участках реки это было малоэффективно. Она актуальна с соседних судов при совместном движении в протяженном препятствии, что и предполагалось  применять.

Препятствия, имеющие обозначение "Л", обычно преодолевались кильватерной колонной с интервалом 30 - 50 м. в том случае, когда линия движения просматривалась с воды. При невыполнении этого условия осуществлялась визуальная разведка. Препятствия, обозначенные "С" обычно преодолевались с применением  разведки   и  попеременной страховки и в некоторых случаях (на выходе с порога "Челюсти"–спас концом). 

Кроме того, при прохождении каждого серьезного препятствия, обсуждались самые нежелательные варианты, возможные варианты действий судов в случае ошибки.

2.6. Изменения маршрута и их причины

Изменений в маршруте не было.

2.7. График движения

р. Песчаная:

Вода средняя.
Средняя скорость реки—7-8 км/ч. В быстротоке (каньен) – до 9км\ч. На некоторых препятствиях и в тренировочном процессе километраж набран с повторным прокатом.

  • Таким образом за девять ходовых дней было пройдено–13 определяющих препятствий –порогов 3 к.с. Многие пороги имеют характер шивер.
  • Отработано на реке – 89,5 км за 11 часов чистого ходового времени, если считать однократное прохождение.
2.8. Техническое описание прохождения группой маршрута

Небольшая часть  характеристик в  пункте  1.5. "Справочные сведения о походе"

Условные обозначения

"П" - простое препятствие, преодолеваемое сходу, линия движения просматривается с воды    

"Л" - препятствия, преодолеваемые сходу, несложным маневром, кильватерной колонной с интервалом 30 -50 м., когда линия движения просматривалась с  воды.

"С" - преп., за небольшим исключением проходимые сходу (по причине знакомства с линией движения), более сложным маневром, плохо просматриваемые с воды, требуют разведки и страховки, т. к. ошибки в принципе могут  привести к перевороту и повреждениям судна. Такие препятствия проходились группой неоднократно с попеременной страховкой, страховкой спас концом, с приличными затратами во времени. 

ПБ - правый берег.

ЛБ – левый берег.

По характеру сплава изначально определяющий участок реки был разделен на 3 участка:

Участок 1-й (д. Куяган Куяган - река Большая Тихая).

Река, как правило, течет в одном русле, ширина 40 - 60 м, средняя глубина 0,6 - 0,8 м (в среднюю воду). Основные препятствия - несложные пороги и широкие шиверы с большим количеством крупных камней и плохо выраженной струей. Есть плесы с медленным течением. Первый порог появляется неожиданно, расположен на правом повороте. Слева в воду входит плита, за ней - бочка. Справа есть чистый проход, но туда трудно попасть. Через 5 минут сплава - второй порог, послабее. Далее идет шивера, заканчивается порожком (еще проще). Далее на левом повороте начинается длинная несложная шивера. Порог "Кривой" (местные жители называют "Узкое место") - через 40 минут сплава после первых порогов и 10 минут сплава после первого поворота реки (со скалой к концу поворота). Сам порог расположен на следующем, правом, повороте, у слияния проток, начинающихся через некоторое время после левого поворота. Он представляет собой 50 - метровый участок реки с сужением до 30 м и валами до 1 м. В малую воду есть камни. На надувных судах участок проходится без разведки (в малую воду). На байдарках рекомендуется осмотреть самый первый порог и порог "Кривой" (осмотр с левого берега).

Участок 2-й (река Большая Тихая - Красный Городок)

Это и есть "изюминка" Песчаной - самый сложный участок реки, определяющий категорию сложности всего маршрута. Сплошная цепь шивер и порогов, с большим уклоном (средний уклон 8 м/км). Заканчивается участок выходом реки из гор.

Основная часть препятствий сосредоточена в нижнем каскаде порогов с принятым у туристов названием "каньон". Это весьма насыщенный препятствиями 20 - километровый участок реки, начинающийся первым серьезным порогом после правого поворота (слева стоит несколько отодвинутая от реки длинная скала) и заканчивающийся у устья река Быстрая (местные называют Быстренок), после которого появляется первый плес. В большую воду в каньоне стоит высокий вал, есть мощные бочки. В малую воду - неприятные шиверы с узкими проходами между камнями, часто при отсутствии основной струи. На порогах вода падает с обливных камней и нужен правильный заход, чтобы не сесть на них. Участок более опасен в большую воду, в малую - технически более интересен. Отмечается постоянное ускорение реки: после устья Большой Тихой - небольшой спокойный участок, легкие шиверы, переходящие в шиверы сложные, и - непрерывная цепь порогов. Все шиверы до начала каньона могут быть пройдены без разведки. Сложность их - для надувных судов - 2, для байдарок - до 3 категории сложности. Следующие пороги рекомендуется смотреть с левого берега. Для удобства описания "каньон" разделен на 3 части, каждая из которых в среднюю воду требует более 30 мин. Чистого времени для прохождения. В этом описании все названия (в скобках) приводятся по московской лоции.

Участок 2.1

Этот участок начинается первым порогом после правого поворота. Далее река делает левую петлю, проходит 2-км. участок, еще одна левая петля, и, вскоре, после следующего поворота (правого) участок заканчивается. Всего здесь 10 препятствий.

Порог 16 ("Входной")-"С" - короткий и, вообще говоря, не сложный (3 категории сложности). В большую воду наблюдается сильный вал, в малую есть камни. После порога - участок быстротока (в малую воду - плес), на котором легко зачалиться. При сплаве на надувных судах часто проходят, порог с ходу и зачаливаются на левый берег для осмотра следующих, более сложных, порогов.

Порог 17 ("3 камня")-"С", в малую воду действительно можно найти эти камни, - посложнее, и, главное, подлиннее. Расположен на сравнительно прямом участке реки. В зависимости от уровня воды, различают от 3х до 5ти ступеней - сливов, основной из них - последний, где в среднюю и большую воду образуется мощная бочка. Множество больших камней делают возможными не все варианты прохождения, и порог рекомендуется смотреть, тем более что его часто называют одним из самых сложных на маршруте. После порога можно зачалиться, хотя сделать это труднее, чем в предыдущем случае. Чалиться нужно сразу после характерного камня "Кирпич", торчащего над водой с левого берега. Сразу же следующий порог.

Порог 18 ("Слаломный) "С"- на левом повороте. Сложный, с обилием камней, образующих в середине реки подобие каменистого островка. В среднюю и большую воду отмечается 2 прохода: слева и справа по центру. Первый проход менее опасен, хотя второй - посвободнее (из-за большой ширины реки, с левого берега его трудно рассмотреть и организовать страховку). В малую воду остается один проход, или их не остается совсем. Порог рекомендуется разведать. После выхода из него рекомендуется смещаться влево. Порог переходит в шиверу, достаточно мелкую в малую воду.

Порог 19 (в начале правого поворота, это конец первой "петли каньона") - менее сложный.

Порог 20. В конце правого поворота - начало прямого участка реки - "лука" Песчаной (река на карте напоминает лук). Представляет собой 2 ступени на небольшом расстоянии друг от друга. Между порогами здесь и дальше сплошная шивера, плесов нет.

Порог 21. Послабее. Расположен в районе середины прямого участка реки.

Порог 22. –"Л" Расположен в конце прямого участка. Длинный. Начинается от большого характерного камня в струе (камень "Троллейбус" по московской лоции) - первая ступень, и кончается за ним - вторая ступень - в начале левого поворота. Порог переходит в шиверу (левый поворот продолжается).

Порог 23. На левом же повороте. Справа - невысокая длинная скала (высота 3м.) - очень ровная. В районе скалы - первая ступень порога (красивый чистый слив), после которого можно легко пристать. Здесь, на левом берегу, хорошее место для стоянки (среди сосен). Далее вторая ступень, также слив с валами. После порога идет шиверный участок реки, в струе есть камни.

Порог 9 (по лоции Хакимова) уже на правом повороте. Он короткий, представляет собой легкую входную шиверу и ворота со сливом между камнями и хорошим валом.

Порог 10 (по лоции Хакимова) "Булка"-"С" - на левом повороте. Начинается камнями, при входе в основную ступень также надо пройти ворота. Далее, под высокой скалой справа - слив, после него - улово у левого берега. Кстати, это единственное классическое улово в "каньоне". Рядом с уловом - березы. Здесь также хорошее место для стоянки. Порог "Булка" удобно считать концом первой части "каньона".

Участок 2.2. Середина "каньона"

Порог 11 (по лоции Хакимова) - простой, напоминающий шиверу. Сразу же после порога "Булка".

Порог 24. На правом повороте большие валы. После поворота начинается шивера, и, некоторое время, отсутствуют серьезные препятствия, хотя сплошная шивера продолжается.

Порог 25. На небольшом правом повороте. Несложен, иногда воспринимается как часть шиверы. А шиверы продолжаются и после порога. Бдительность терять нельзя: впереди один из самых сложных порогов.

Порог 26 ("Первый розовый бом") –"С". В последней ступени порога справа - скала, которую при известной фантазии можно назвать розовой. Порог длинный и красивый, 3 ярко выраженные ступени. Начинается после характерного большого камня в воде у левого берега. В малую воду струя в ступенях уходит с берега на берег. В большую - проходы шире, но есть большие обливные камни, требующие аккуратного прохождения. Порог по сложности похож не второй порог в "каньоне". Заканчивается небольшим левым поворотом, справа при этом скала (розовый бом). В некоторых отчетах отмечают, что слева хорошее место для лагеря.

Порог 15 (по лоции Хакимова)-"С" следует сразу же на прямом участке реки. Порог лучше выделяется в большую воду и хуже в малую.

Порог 27."С" Длинный и сложный. Туристы еще не пришли к единому мнению, где считать начало порога, но заканчивается порог однозначно - правым поворотом. Слева очень высокая скала, видная издалека, при этом тропа по левому берегу проходит высоко над водой, и отсюда хорошо просматривается весь порог. В малую воду технически сложно проходить первую часть порога: нужно лавировать между камнями. В большую воду камни залиты, но появляется хороший вал, особенно в конце порога. Здесь же, под скалой, образуется хорошая бочка за подводным камнем. После порога рекомендуется зачалиться сразу за скалой на левом берегу (здесь есть небольшое место) для дальнейшего осмотра "каньона".

На этом второй участок "каньона" заканчивается. Впереди самые сложные и красивые пороги.

Участок 2.3. Конец "каньона"

Участок содержит наиболее сильные пороги Песчаной, как правило, расположенные на поворотах реки.

Порог 28 ("Челюсти" по московской лоции)-"С". Порог начинает эту часть реки. Он очень красив и технически сложен в малую воду: вода по узкому желобу стекает к большому камню и бьет в него. По нашей воде центральные камни можно было обойти и справа, и слева. Справа это было легче сделать, но на выходе необходимо пропустить пару камней между гондол. Слив 0,4 м. Влево было уйти несколько сложней, так как приходилось перегребать струю и на выходе надо было пройти длинный пологий винтообразный слив. Были пройдены оба варианта. Хотя, в лоции Хакимова прохождение описывается так: "нужно лавировать между камней на входе, попасть в этот желоб, поставить судно лагом и уходить влево. Это единственный проход". Осмотр порога в малую воду необходим. В среднюю воду сложность порога не убывает, так как камни на входе продолжают мешать правильному заходу, но: заходов, возможно, несколько, а выход один. В большую воду сложность несколько падает: камни скрываются под водой, вал при этом не сильный. Тем не менее, от разведки порога отказываться не следует. Порог часто называют "ключевым" на Песчаной. Подразделяют его на 3 ступени, основная из них - вторая.

Порог 29.-"Л" Расположен на заметном издали правом повороте. Порог короткий. В малую воду выделяют 3 слива, расположенных на близком друг от друга расстоянии, в большую они сливаются. В большую воду за сливом - сильный, но ровный вал, может быть, самый сильный на реке. После порога продолжается достаточно серьезная шивера с обилием камней.

Порог 30 ("Второй розовый бом" по московской лоции)-"С". Следующий локализованный порог на левом повороте. Справа - скала розового цвета. В определенную воду отмечают прижим к скале. Интересно, что в большую воду сильного прижима нет. В некоторых отчетах этот порог называют самым мощным на Песчаной.

Порог 20 (по Хакимову)-"Л". На следующем, правом, повороте. Слева - высокая ровная скала. Порог короткий, но с большим падением. В центре, перед входом в слив, есть "зуб". Его лучше оставить справа (но при этом приходится в самом сливе прыгать с большого камня слева).

Порог 31. Последний порог, на следующем правом повороте. Далее, справа остается характерный камень в русле - ориентир. Еще через несколько минут справа впадает приток. Это река Быстрая - условный конец "каньона". Отсюда по левому берегу начинается дорога. Впереди еще остаются сильные шиверы (2 категории сложности для катамаранов, 3 - для байдарок), переходящие иногда в сплошную шиверу. Это шивера "Выходная". Она постепенно ослабевает. От Быстрой до равнины в среднюю воду около 40 минут хода. Еще через несколько километров - первый населенный пункт - Красный городок (на левом берегу, с воды плохо заметен). На этом очередной участок реки закончен.

Участок 3 (Красный городок - Солоновка)

Здесь Песчаная - равнинная река. Изредка встречаются разбои и перекаты. Скорость - 3-5 км/ч. Ширина реки - 50-80 м. Часто отмечаются встречный и боковой ветер. От Красного Городка (отделение совхоза) до села Солоновка (совхоз "Солоновский") на левом и правом берегу - 5 км. На полпути на левом берегу остается еще одно отделение совхоза - Красный Перекоп. Солоновка очень удобна для окончания сплава.

Далее река начинает сильно петлять.

2.9. Потенциально опасные участки на маршруте

По мнению руководителя группы, это в первую очередь определяющие препятствия маршрута –пороги 3 к.с.;  препятствия, категория сложности которых изменяется  при средней воде; препятствия, требующие повышенного внимания, несмотря на опущение их некоторых характеристик в отчетах.

2.10. Дополнительные сведения о маршруте и снаряжении

Сведения о медицинских пунктах, музеях, магазинах, адреса и телефоны ПСС, туристских организаций.   

Горно-Алтайск: столица Республики Алтай.
Телефонный код: 388-22(222)
Главпочтамт. Чорос -Гуркина, 17. Тел. 24-626.
Республиканский Краеведческий Музей им. А.В. Анохина. Чорос -Гуркина, Тел.
78-75, 21-83, 51-10, 26-53. Работает с 10.00. до 16.30., вых. - пон., вт.
Станция скорой медицинской помощи. Коммунистический просп., 13.
Дежурная аптека. Палкина, 6. Тел. 27-690.
Автовокзал. Коммунистический просп., 55. Тел. 25-689, 22-457 (справочная).
Из Барнаула в Горно-Алтайск ежедневно ходят 7 автобусов (время пути
5,5ч.), из Бийска в Горно-Алтайск ходят 9 автобусов (2ч. в пути), которые
отправляются с 7.20 до 8.30. Также ходят автобусы по маршрутам:
Горно-Алтайск - Шебалино (3ч. в пути) - один раз в день, утром;
Горно-Алтайск - Онгудай (6ч. в пути) - один раз в день, отправление в 3.30 ночи;
Горно-Алтайск - Акташ (11ч. в пути) - один раз в день, утром;
Горно-Алтайск - Кош-Агач (12,5ч. в пути) - один раз в день, утром;
Горно-Алтайск - Кокоря (13ч. в пути) - один раз в день, утром.
В городе действует 10 автобусных маршрутов.

Пос. Чибит**: менее 1000 жителей.
Школа - 11 кл, 300 учащихся, двухэтажное деревянное здание (единственное).
Магазин* - продукты, работает с 10.00 до 18.00, обед с 14.00 до 15.00, вых.- воскр.
Медпункт - фельдшер работает каждый день, график произвольный.
Почта - работает с 10.00 до 18.00, выходной - воскресенье.
Автобус - до Горно-Алтайска 1 раз в день.

Населенные пункты вдоль р. Песчаная, транспорт.
Бассейн реки Песчаная относится к заселенным и освоенным территориям. пункты, расположенные непосредственно у реки, могут быть разделены на 3 группы.

Первые - горные: Беш-Озек, Барочаш, Ильинка, Таурак, Куяган связаны с дорогами Чуйским трактом через село Чергу. От села Ильинка и села Алтайское (село Куяган)вдоль реки идет дорога, соединяющая их все в единую сеть.

Вторые - брошенные села. Находятся ниже села Куяган. Это Дресвянка, Сосновка, Осиновка, Смоленское, Песчаное и другие. К селу Песчаное подходит дорога от села Карпово, далее дорога уходит вверх к остальным брошенным селам.

Третьи - равнинные села: Солоновка, Новотырышкино, Смоленское и другие находятся на тракте Бийск - Солоновое.

Поисково–спасательные службы:
Западно-Сибирский региональный ПСО.656016 Барнаул, ул. Микронная д. 137.
Тел.(38-52) 41-38-01, 41-02-25,43-60-09.
Бийский ПСО. 659329 Бийск, ул. Октябрьская д. 43.
Алтайская республиканская ПСС. 659700 Горно-Алтайск, ул. Алтайская, 26-1 кв. 2.
МЧС Респулики Алтай. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13.Тел.3-10-54.
ПСО Актру.Кокшатальский район, сел. Курай.
Туристские организации.
Барнаул.Городской турклуб - ул. Пушкина 72.
Краевая СЮТ. Тел.(3852)23-54-08, 23-52-29, 23-48-58.
Бийск.Городской турклуб - ул. Тургенева 105 А.

Детские туристские организации
Алтайский Край:
Алтайский край ЦДЮТур: 656008, Барнаул, ул. Пролетарская 164,тел.(3852023-52-29.
Барнаульская БЮТур "Лесная": 656000, Барнаул, ул. Кутукова 22.
БийскийЦДЮТиТ: 659309, Бийск, ул. Андреевская, 15, тел.(3852)24-05-52.
Бийская БЮТур "Боровая": 659309, Бийск, ул. Тежучилища, 14.
Республика Алтай:
Алтайская республикангская СЮТур: 659700, Горно-АлтайскЭ ул. Заречная 1. тел. (38822) 2-60-76.
Алтайская републиканская БЮТур: 659700, Горно-Алтайск, ул. Заречная, 1.тел. (38822) 2-60-76.
Горно-Алтайский го рЦДЮ Тур: 659700, Горно-Алтайск, ул .Зелёная, 18.тел. (38822) 2-54-35.
Горно-Алтайчкая горБЮТур: 659700, Горно-Алтайск, ул.Зелёная.

Подготовил Егоров В.В.

Снаряжение: Важно то, что каска (напр.) должна иметь спец. отвод для ушей в целях безопасности особенно на такой реке, как Песчаная, имеющей выходы открытых и полуобливних камней. Также для судов необходимо иметь запасные  весла, индивидуальную и оперативную аптечки.  Гидрокостюм в данном походе был не обязателен, но желателен, учитывая время года.

2.11. Итоги, выводы, рекомендации

Итоги:

  1. Все участники впервые прошли маршрут по реке Песчаной;
  2. Врамках похода проведен инструктаж по технике безопасности, о вариантах прохождения отдельных препятствий в рамках соревнований, и о страховки, что актуально для дальнейших спортивных туров и походов (как в роле руководителя, так и участника);
  3. Удовлетворительно проведены соревнования по ТВТ на р. Песчаная –3 место, в чем приняли участие четыре члена команды. Положительный момент в том, что практически все участники (за исключением одного) попробовали свои силы как члены экипажа и капитан на пороге 3 к. с. "Челюсти" или "Абрамыч".
  4. Не смотря на глобальные изменения маршрута, поход проведен удовлетворительно, основные цели и нормативы похода выполнены.

Выводы:

Маршрут по р. Песчаной имеет 3 к.с.; пройден участниками группы без килей. Пороги пройдены с соблюдением всех мер безопасности (соответствие снаряжения, страховки: с берега, с воды, взаимостраховка судов кильватерной колонной, попеременная страховка).                                                                        

Некоторые препятствия требуют четкой оценки собственных технических и физических возможностей ("Первый и второй розовый бом", порог "Челюсти"). На реках пройденного маршрута возможен сплав на всех видах судов.

Рекомендации:

  1. Сплав по реке для подготовки к соревнованиям и к сложным будущим порогам рекомендуется начинать двумя километрами ниже с. Куяган (для чего было отведено специальное время);
  2. Лучший вариант начинать поход именно с примерных сроков соревнований, учитывая и примерные сроки высокой воды (в этом году это был период 23-26 апреля, который заставил некоторые группы оказаться от маршрута, запланированного в эти сроки);
  3. Желательно перед походом сделать прививки против укуса клеща, т.к. период май-июль считается опасным;
  4. На спортивный маршрут рекомендуется брать суда со сборным металлическим каркасом;
  5. Данный маршрут можно рекомендовать и для организации коммерческих сплавов тур. Фирм, но для туристов, имеющих нижестоящий опыт, под руководством опытных гидов-проводников, а так же сплава по средней воде;
  6. Маршрут прошел в щадящем режиме, без максимальных физических нагрузок. Отсутствие переутомления в походных условиях—избежание грубых ошибок. Т.о. рекомендуется распределять график движения (точное время при средней воде см. в графике), учитывая, что сплав не должен длиться до позднего вечера ( оптимальный вариант - примерно до 18.00.).
2.12. Литература
  1. Отчет Сема-Катунь 3 к.с. Рук: Обухова Е.А.2003 (форма отчета)
  2. Интернет сайт - "Песчаная".
  3. Отчет по реке Песчаной.2000 г. Говор М.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии:














© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100