15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 2007
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
Дата: 30 июля - 12 августа 2007 г.

Маршрутная книжка № 1/4-605

Руководитель: Тройков М.А. (Москва)

Автор отчета: Лифанов А.В. (Москва)

Содержание

Средства сплава - 4-х местные катамараны и 2-х местный катамаран

Район проведения похода - Южный Тянь-Шань, Ошская область Киргизии

Нитка маршрута:

г.Москва - г.Ош - г.Узген - сплав по рекам Ойтал и Тар от первого каньона на реке Ойтал до пос. Ылай-Талаа - переезд на р. Каракульджа - сплав по реке Каракульджа от конца автодороги до пос. Первое Мая - переезд на курорт Кара-Шоро на реке Яссы - разведка верховьев реки Яссы - г.Узген - г.Ош - г.Москва

Условия проведения похода - высокий, послепаводковый, уровень воды, сход свежих селей на реке Каракульджа.

Адрес хранения отчета - Библиотека МГЦТК

Поход рассмотрен МКК - ФСТ ОТМ

1.2. Список группы

Судно N п/п Фамилия имя отчество, разряд, звание Г.р. Туристская подготовка
Катамаран 1 1 Тройков Михаил Александрович 1р, инструктор 1958 Чилик, Чон–Кемин, Кекемерен, Матча, Обихингоу –6у, Сумульта –5р, Жом–Болок – Ока, Китой –Онот, Чорох Сарда–Миена–Сорбо– 5у
2 Лифанов Александр Валентинович МС, ст. инструктор 1957 Чилик, Чон–Кемин, Кекемерен, Матча, Обихингоу, Казан–Коксу – 6Р, Шавла, Сарда–Миена–Сорбо, Башкаус–Чулышман,Туполанг,Китой–Онот,Чорох – 5Р
3 Каталов Андрей Николаевич 1956 Шахлису–Обихингоу, Кекемерен, Матча, Шахдара – 6у, Туполанг, Сорбо, БийХем–5у
4 Никитский Константин Алексеевич 1966 Б.Нарын–6у, Сумульта, Шавла –5у, Чуя, Жомболок–4у
Катамаран 2 5 Великанов Юрий Аркадьевич МС, ст.инструктор 1948 Чилик, Ойгаинг–Пскем – 6р, Бий–Хем, Жом–Болок–Ока – 5р, Кекемерен, Чаткал – 6у, Чорох – 5у
6 Башкирова Ирина Михайловна МС, инструктор 1967 Кекемерен –6у, Чаткал, Башкаус–Чуя, Чон–Кемин, Жом–Болок – Ока, Бий–Хем – Улуг–О, Чорох – 5у
7 Савин Александр Александрович 1952 Кекемерен, Мал.Нарын – Нарын, Обихингоу – 6у, Бий–Хем, Китой, Чилик, Чорох – 5у.
8 Тройков Семен Михаилович 1985 Кекемерен – 6у, Чорох – 5у, Кумир – Коргон – Чарыш– 4(5)у, Кара – 4у
Катамаран 3 9 Фетисов Алексей Валентинович инструктор 1958 Кекемерен, Матча–Фандарья–Ягноб, Сандалаш–Чаткал–6р, Сорбо, Башкаус–Чуя –5р, Бий–Хем, Жомболок – 5у
10 Павленко Дмитрий Николаевич 1961 Кекемерен, Матча–Фандарья–Ягноб–6у, Сорбо–5у

1.3. График движения

Дата Дни пути Участок Способ передвижения Активно (км)
29.07   Москва – Ош Самолет
30.07 1 Ош – пос. Сарыбулак – пос. Каракульджа – пос. Ойтал – 1 каньон Ойтала Автомобиль
31.07 2 Стапель
1.08 3 Сплав по р. Ойтал до пор. Куюс Сплав 13
2.08 4 Сплав до реки Карой Сплав; Пешком 7; 2
3.08 5 Сплав до пос. Сыры–Бээ Сплав; Пешком 6; 8
4.08 6 Сплав до Капчагайского завала Сплав 7
5.08 7 Сплав до пос. Ылай–Тала. Переезд до пос. Каракульджа Сплав; Автомобиль 24
6.08 8 Переезд на реку Каракульджа Автомобиль
7.08 9 Радиальный выход в верховья Каракульджи Пешком 25
8.08 10 Сплав по реке Каракульджа. Переезд до пос. Каракульджа Сплав; Автомобиль 28
9.08 11 Переезд на реку Яссы Автомобиль
10.08 12 Радиальный выход в верховья Яссы Пешком 20
11.08 13 Кара–Шоро – г. Узген – г. Ош Автомобиль
12.08   Ош – Москва Самолет

2. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

2.1. Общая смысловая идея похода

Район, в котором проходил этот поход, привлек наше внимание прежде всего тем, что давно ни кем из водников не посещался. Сплав группы Р. Илистанова из Уфы в 2006 году по Тару скорее исключение, чем правило. И это несмотря на то, что раньше маршрут Ойтал - Тар можно было отнести к разряду популярных. Однако, сам по себе маршрут Ойтал - Тар слишком короток для того, чтобы считаться полноценным летним маршрутом. В 80-е годы для того, чтобы увеличить протяженность маршрута группы сплавлялись по простым, с точки зрения спортивного сплава, верховьям и низовьям реки бессмысленно тратя время на наматывание километров по спокойной воде. Даже при первопрохождении и повторном прохождении реки Новосибирскими группами турклуба "Сибирь" под общим руководством В. Говора маршруты состояли из двух рек - в первом случае проходилась связка Ойтал - Тар - Каракульджа, во втором Ойтал - Тар - Гульча - Куршаб.

Нам тоже хотелось пройти Ойтал - Тар, связав его с какой-нибудь другой рекой. Самый простой вариант - связка с Гульчой и Куршабом с переездом на автомобиле. Однако по мнению как самого В. Говора, так и других туристов, бывших на реке, Гульча и Куршаб не самый лучший выбор с точки зрения качества похода. Не вдаваясь в детали, (желающий может ознакомиться с большим количеством отчетов по Гульче и Куршабу в библиотеке МГЦТК, либо списаться с В.Говором, который водит по этому маршруту коммерческие туры) этот вариант был нами отвергнут. Вариант с пешим переходом через перевал из бассейна Ойтала на реку Каракульджа нам тоже не подходил - пришлось бы разбирать катамараны и не понятно, как преодолевать два озера, в том числе озеро Кулун длиной шесть километров. Отметим, что уже после похода у нас появилась свежая информация об этой тропе. Группа украинских пешеходников прошла по ней в 2007 году от Каракульджи к Ойталу. По берегу озера Кулун они пройти не смогли и были вынуждены местами двигаться вплавь, загрузив вещи на надувную лодочку и тянув ее за собой. Не вдохновил нас и прошлогодний вариант связки, пройденной Р.Илистановым - Кекмерен - Тар. Тар он шел в "альпийском" стиле, ночуя без установки палаток, на камнях и сплавляясь с утра до позднего вечера. Наша группа вряд ли получила бы удовольствие от такого экстремального времяпрепровождения. Кроме того, из десяти членов группы девять уже были на Кекемерене, а переезд на заказной машине из Бишкека по такому маршруту обошелся бы нам недешево из-за большого километража, да и в машине пришлось бы провести не один день.

Севернее Каракульджи протекает река Яссы, до которой, по словам В.Говора, в свое время у новосибирцев не дошли руки. Эта река в верхнем течении прорезает горный узел, а это означало, что при достаточном расходе воды здесь могут быть хорошие пороги. На реке Яссы расположен курорт Кара-Шоро, куда точно должна вести дорога, поскольку этот курорт рекламируется даже на международных сайтах Ошских туристических агентств. Единственная проблема заключалась в том, что никто из опрошенных нами людей не смог показать, где на карте расположен этот курорт и докуда идет автомобильная дорога вдоль реки. Таким образом, в качестве основного варианта маршрута была принята связка Яссы - Ойтал - Тар.

С другой стороны все же оставалось опасение, что делать, если в Яссы воды не будет. Очевидным запасным вариантом стала Каракульджа. Здесь сложность тоже заключалась в том, что никто, включая В.Говора, ничего не мог сказать об автодороге и о тропах вдоль реки. Даже более того. В.Говор сказал, что все тропы вдоль Каракульджи идут высоко и выбраться на них либо невозможно, либо проблематично. По нашим запросам ни одна из Ошских турфирм не дала положительного ответа на возможный заказ лошадей для подъема по Каракульдже. Таким образом, в качестве запасного маршрута была выбрана связка Ойтал - Тар - переезд на машине на Каракульджу до того места, куда она нас сможет довезти - разведка порогов выше и возможный подъем судов по тропе - сплав по Каракульдже от того места, куда сможем занести или завезти суда.

Поскольку половина группы не могла уйти в отпуск раньше конца июля, а из-за маловодности Яссы и Каракульджи более поздний срок выхода на маршрут нас не устраивал, то в качестве времени начала похода был выбран конец июля.

2.2. Организация похода

Для подготовки похода мы использовали отчеты из библиотеки Московского клуба туристов №№ 3510, 4945, 5088, 5402. Отчеты были нами отсканированы и переданы на сайт Tlib.ru для дальнейшего использования всеми туристами. Мы считаем, что это лучшая общественная работа в интересах Московского клуба туристов, которую мы могли сделать на этапе подготовки своего похода. Отдельную благодарность выражаем В.Говору и Р.Илистанову, которые помогли выяснить отдельные спорные моменты при личной встрече.

Топографические карты покупались у В.Кожина с которым можно связаться по e-mail kojin2000@mail.ru.

При подготовке маршрута рассматривался вариант заброски через Ош и через Бишкек. Идти без местной поддержки, как группа Илистанова, нам не хотелось. Вероятность того, что на Ошском рынке мы отловим автотранспорт, который бы утянул всю нашу группу с судами и сопровождал бы нас по всему маршруту, практически нулевая, а заброска группы частями при том условии, что о дороге мы ничего не смогли узнать, а о водной ситуации на Яссы - еще меньше - могла привести к неоправданным затратам времени. Мы пытались напрямую договориться с турагенствами в Оше, но на наши запросы не получили ни одного внятного ответа - все торгуют только стандартными маршрутами, не рассчитанными на спортивное прохождение. На стенде "Киргызстан" на выставке "Туризм и отдых" весной 2007 года мы встречались с представителями туристических организаций Киргизии. Однако, все эти организации базируются в Бишкеке, то есть и в этом случае нам никто не смог внятно ответить на простые вопросы, типа - сколько будет стоить автомобиль на один день. В результате обратились, как обычно, к Сергею Воронину - "палочке выручалочке" российских водников.

После довольно длительной паузы Воронина, связанной с тем, что гнать машину из Бишкека до Оша и дальше мягко говоря нерентабельно, а на связь с Ошскими организациями требуется время, нам пришел ответ о возможности и целесообразности заброски через Ош. Такое решение определялось, во-первых - существенно меньшей суммой за аренду автомобиля за счет меньшего километража; во-вторых - отсутствием утомительного переезда Бишкек - Ош и обратно и экономией двух - трех дней на этот переезд; в-третьих - надеждой на то, что водитель из Оша уже ездил по дорогам, ведущим в верховья рек. Кроме того, как выяснилось, с туннелем на перевале, на дороге Бишкек - Ош опять проблемы и машины пропускают только ночью. Ремонт туннеля из острой стадии перешел в хроническую и вряд ли кто-нибудь даст гарантию того, что вы сможете проехать по туннелю в удобное для вас время.

Для групп туристов-водников довольно остро стоит вопрос с перевозкой судов. В принципе в Бишкек груз можно отправить в грузовом вагоне. Однако, такой вагон ходит один раз в месяц и о его погрузке нельзя узнать за несколько месяцев. Есть только оперативная информация - когда уйдет следующий вагон, о чем интересоваться надо в багажном отделении на вокзале. Прибавьте сюда стоимость перевозки плюс стоимость хранения вашего груза на таможенном складе в Бишкеке, а также время, которое вы потратите на растаможку и на убеждение таможенных служащих, что это спортивное снаряжение, бывшее в употреблении, а не товар, которым вы собираетесь торговать в Киргизии. Мы просчитали все это и решили, что перевезти груз в самолете будет проще, а по цене не намного дороже. Тем более, что авиакомпании, перевозящие туристов обычно по письму из турклуба дают некоторую скидку на бесплатно провозимый багаж. Величина скидки может составлять от плюс 5 бесплатных килограмм на каждого туриста до плюс 20 килограмм. Естественно, что чем дороже билеты авиакомпании, тем охотнее она идет на скидки по багажу, используя ее для рекламы своих услуг.

Стоимость перелета до Оша немного меньше, чем до Бишкека. В Ош регулярно летают две киргизских авиакомпании и "Аэрофлот". Аэрофлот, естественно, заметно дороже, но зато летает почти каждый день. Киргизские авиакомпании летают два - три раза в неделю и стоят дешевле, причем, чем за больший срок вы берете билеты, тем дешевле они вам обойдутся Разница может составлять до двухсот у.е. при полете туда и обратно. Цена на билеты регулярно меняется и, обычно, не в сторону уменьшения. Билеты на самолеты всех Киргизских авиакомпаний продаются в фирме, которая имеет офис непосредственно в здании посольства Киргизии в Москве. В этот же офис вы можете принести и письмо с просьбой предоставить вам скидку на багаж. В нашем случае скидка была минимальной - 5 килограмм, но и цена билета разнилась с "Аэрофлотом", дававшим скидку на 15 килограмм, более чем на сто у.е. Естественно, что пришлось паковать баллоны от катамаранов в полиэтиленовые кульки и, бодро ими помахивая, проходить на посадку без взвешивания. За перевес приходится платить около 60 рублей за килограмм.

2.3. Краткая характеристика района путешествия

В этом кратком обзоре мы не пытаемся дать полную информацию о районе, но приведем минимум, необходимый для нормальной подготовки к построению и прохождению маршрута.

Район проведения похода с севера и востока ограничивает Ферганский хребет Тянь-Шаня, с юга - Алайский хребет, по которому проходит граница с Китаем, с запада - Ферганская долина. Реки Яссы, Каракульджа, Ойтал и Тар являются левыми притоками реки Нарын текут в основном с востока на запад. Вдоль долин рек, вплоть до самых верховьев (за исключением реки Каракульджа) проложены автодороги, которые худо-бедно поддерживаются в рабочем состоянии.

Климат в районе похода разнообразен. Низовья рек можно охарактеризовать, как район с жарким климатом. Долины рек Тар, Ойтал, Яссы и Каракульджа - район с умеренным климатом, верховья рек - район с холодным климатом, что обуславливается высотой местности. Летом в горах нередко идут дожди и грозы, на вершинах выпадает снег. Обильные дожди вызывают сели, что следует учитывать при ночлеге в устьях притоков и при планировании заброски и выброски, так как по информации, почерпнутой из местной прессы, за последние три года дороги по долинам рек дважды были разрушены селевыми потоками. Причем, сели сходят не только весной и осенью, что характерно и для других районов средней Азии, но и в начале августа, что мы могли наблюдать на реке Каракульджа. При планировании сплава и мест ночлегов на Ойтале и Таре следует учитывать также и то, что во второй половине дня, как правило, поднимается сильный порывистый ветер, дующий из долины в верховья реки, который прекращается перед заходом солнца. Район характерен также повышенной опасностью землетрясений. В русле рек лежат огромные обломки скал, происхождение которых вряд ли можно объяснить только селями. В третьей декаде сентября в верховьях рек обычно выпадает снег, который затем частично тает. Окончательно снежный покров устанавливается во второй декаде октября.

При планировании сплава по Ойталу, Тару и Каракульдже следует учитывать характер самих рек. На Таре (в меньшей степени на Ойтале и Каракульдже) существуют проблемы с установкой лагеря, так как ровных мест немного, а из каньона Тара проблематично выбраться не только для организации лагеря, но и для просмотров препятствий. На Каракульдже (в меньшей степени на Ойтале и Таре) проблемой является питьевая вода. В русле Каракульджи течет пульпа радикально черного цвета. Из реки нельзя не только пить, но и проблематично даже мыть посуду. Пить можно не из всех притоков - в некоторых течет вода примерно такой же консистенции. На Ойтале и Таре с водой проще. Пить можно из практически всех ручьев, но вода в реках довольно мутная, что вызвано дождями. Расход и температура воды в реках приведен в таблице ниже.

Таблица 3 (RTF)

На Ойтале мы наблюдали небольшие, до 20 сантиметров суточные колебания воды. Так как мы начинали сплав довольно далеко от истоков, то максимальный уровень воды был около полуночи.

Падение всех рек равномерное и относительно небольшое (кроме верховьев Яссы). Пороги образованы не коренными породами, а либо размывами селевых выносов, либо на месте оползней и обвалов, вызванных землетрясениями. Это означает, что количество и структура порогов может ежегодно меняться. В прошлом году на Таре образовался порог-водопад, пройденный группой Илистанова и слишком опасный в нашу воду. В этом году мы прошли два новых прорыва средней сложности на Каракульдже.

В реках водится маринка, осман и мелкая форель. Местные жители занимаются рыбной ловлей, причем ловят, как на удочку, так и ставят в уловах сети.

В горах, ближе к Китайской границе, можно встретить животных: медведей, горных баранов, кабанов, зайцев, лисиц. Ниже живность практически не встречается - выбита местными охотниками. На камнях у реки и на дороге можно столкнуться со змеями. Никаких кровососущих насекомых в районе нет.

Вдоль рек, вплоть до высоты 3000 метров растет довольно много растений. Встречаются еловые, березовые и тополевые рощи, выше по течению - арча. У реки нередки заросли различных видов алычи, часть которой поспевает уже в начале августа. Это основное растение, плоды которого можно использовать в качестве дополнения к раскладке. Можно встретить смородину, ежевику и шиповник, но они растут достаточно редко, так что вряд ли на эти ягоды можно всерьез рассчитывать. В березовых рощах можно поискать подберезовики, которые местные жители не знают и не собирают. В частности, в долине Яссы мы за короткое время набрали целую кучу подберезовиков. На маршруте нет никаких проблем с дровами. В любом месте можно найти сухостой или плавник, достаточный для приготовления пищи.

Долины рек (кроме верховьев Каракульджи) довольно плотно заселены. На Яссы и Ойтале и Таре люди живут в поселках, в среднем течении Каракульджи на летниках в кибитках и на пасеках. В поселках можно купить отдельные продукты и хлеб. Отношение к туристам прекрасное. В лагерь, даже если он поставлен около населенного пункта, никто не заходит, никаких навязчивых гостей и пропаж у нас не было. Почти повсеместно можно договориться о покупке меда и мяса. Цены приемлемые. В городах и крупных населенных пунктах можно купить из продуктов практически все. Мы из Москвы привезли с собой только супы (нам нравятся определенные сорта) и копченую колбасу, а остальное приобрели в Оше и на маршруте. По ходу маршрута регулярно докупали свежие фрукты и овощи. Отметим, что все можно купить только на местные деньги, на которые можно поменят рубли или доллары в городах и крупных поселках. Лучше производить обмен в официально отведенных для этого местах - курс там, как правило, лучше. В селах ни за рубли, ни за валюту не купите ничего.

И, наконец, о достопримечательностях. В Оше это безусловно гора "Сулейманка" и краеведческий музей в ней, в пещере. Не уверены, что кого-то потрясет местная экспозиция, но если у вас есть лишний час времени, то его можно провести там. Если кто-то окажется в Средней Азии в первый раз, то очень желательно посетить знаменитый Ошский базар и окунуться в атмосферу, так хорошо описанную Визбором. В Узгене можно заехать в центр города, где расположены три мавзолея и минарет Х1 -Х11 века. В верховьях Яссы находится курорт Кара-Шоро с минеральной водой, куда можно заехать для отдыха после похода.

2.4. Техническое описание маршрута

2.4.1. Заброска на реку Яссы

29 июля.

Вечером по местному времени самолет прилетел в Ош. С грузом проблем почти не было, если не считать того, что руководитель не озаботился в Москве получением письма на предмет получения дополнительной бесплатной квоты груза от авиакомпании на членов группы. Несмотря на клятвенные заверения представителя авиакомпании по телефону в аэропорту о такой неслыханной щедрости никто не слышал. Потребовалось более часа, чтобы найти в воскресенье представителя авиакомпании по сотовому телефону и связать его с работниками аэропорта, после чего все вопросы утряслись к обоюдному удовольствию. Впрочем, рядовые члены группы были не совсем довольны, ибо дьюти-фри пришлось посетить бегом трусцой, хватая по пути то, до чего успели дотянуться. Кроме того, самолет опаздал с вылетом на два с половиной часа, поэтому, когда мы прилетели в Ош, получили свои баулы и прошли Киргизскую таможню, солнце уже уверенно клонилось к закату.

В аэропорту нас встретил Сергей Воронин, с которым мы сотрудничаем уже не первый год, представитель автопредприятия в Оше, который предоставил нам ГАЗ-66, а также сопровождающие их лица и водитель ГАЗ-66. После встречи нас без разговоров повезли в харчевню на ужин, который был заказан принимающей стороной. За ужином время прошло незамечено и, когда мы вернулись к машинам, стало очевидно, что ехать к началу маршрута бессмысленно. По нашей просьбе Воронин договорился с турбазой на окраине Оша, где мы дешево и качественно переночевали.

30 июля.

Выехали в сторону верховьев реки Яссы рано утром. На завтрак остановились в Узгене, после чего продолжили свой путь. Дорога по местным меркам весьма неплохая, до поселка Саламалик шоссе, а дальше, то остатки асфальта, то укатанный грейдер. По пути смотрим на реку и нам становится все грустнее по причине ее маловодности. Тем не менее, поскольку Яссы в низовьях течет в разбоях, то понять ее расход довольно трудно. Наконец, доезжаем до автомоста через реку. Здесь, выше поселка Сарыбулак (15 лет Октября), автодорога переходит с левого на правый берег, а река течет одним руслом. Расход воды в этом месте по нашим прикидкам составляет 8 - 12 кубометров в секунду. Притом, что это конец порожистого участка - ниже долина широкая, с дороги не видны никакие пороги завально - селевого типа. После непродолжительной дискуссии решаем не тратить время и бензин и ехать на Ойтал, реализуя запасной маршрут.

2.4.2. Техническое описание сплава по рекам Ойтал и Тар

Путь на Ойтал занял довольно много времени. День выдался жарким, а дорога проходит через несколько перевалов и крутых подъемов. Скорость падает, двигатель машины перегревается. Приходится часто останавливаться и доливать радиатор из притоков. К вечеру машина окончательно выдыхается, больше стоим, чем едем. В качестве точки начала сплава нами был намечен поселок Ойтал, так выше него ни по одному из описаний сколько-нибудь заметных препятствий нет. Однако стоянка у поселка Ойтал мягко говоря будет удовлетворительной только в экстренном случае. Едем дальше, по пути просматривая все мало-мальски подходящие места.

После некоторых раздумий выбираем место стапеля ниже первого каньона реки Ойтал (фото 1). Для того, чтобы раскататься перед сложными порогами нижней части реки, пространства достаточно. Кроме того, автомобиль может съехать прямо к берегу реки, что удобно. Есть и ряд минусов в этой стоянке. Во-первых на площадке только береговые кусты, то есть днем укрыться от солнца будет довольно сложно; во - вторых, уровень воды в реке очень большой (хотя бывает и больше), то есть пить из реки с мутной водой конечно можно, но только в случае крайней необходимости. В результате дежурные забрали каны и пустые бутылки из-под воды и сходили к чистому правому притоку Ахоментал, впадающему в Ойтал в километре ниже стоянки. Ночью прошел ливень.

31 июля.

Стапель. Сбор катамаранов закончили часа в три дня, после чего штатные "лоси" группы полезли на ближайшую гору, а капитаны отправились на прогулку по дороге с целью посмотреть то, что будем проходить завтра. Гора была покорена (фото 2,3), а порожки просмотрены. С горы через увеличение видеокамеры видна водная обстановка в первом каньоне Ойтала - перекаты и мелкие шиверы не тянущие выше, чем на двойку. С позднего вечера до утра шел сильный дождь.

1 августа.

Проверили суточное колебание уровня воды. В полном соответствии со справочником под редакцией Обручева, максимальный уровень воды бывает ночью, так как мы достаточно далеко от ледников, питающих реку. Суточное колебание воды составляет не более 10 сантиметров, что говорит о том, что основу питания Ойтала составляют не ледники, а подземные и дождевые воды. После достаточно коротких сборов (встали, поели и все побросали в машину) мы начали сплав.

Воды в реке предостаточно. До автомобильного моста все пороги, которые отмечали предшественники на этом участке, затоплены. Точнее есть несколько перекатов, которых выше тройки оценить нельзя. Последний из них расположен в устье правого притока.

Перед автомобильным мостом долина реки расширяется. Река входит в Ойтальскую котловину длиной девять километров, где растекается большим количеством проток. Основная струя идет сначала ближе к правому берегу. В протоках встречаются довольно крутые короткие горки, местами в реке лежат смытые деревья и корневища. Чистый проход виден с воды. За поселком Ойтал вся река собирается в единое русло под обрывистый конгломератный крутой левый берег и образует несложный порог 3 - 4 категории сложности. Линия движения - по метровым валам в центре русла. При желании валы можно и объехать, но, поскольку во время сплава по котловине верхние баллоны катамарана изрядно нагрелись, то мы воспользовались валами для того, чтобы охладить их.

Впереди видно новое сужении долины - ущелье Акбогус длиной полтора километра. Непосредственно перед впадением притока слева Ойтал делает крутой правый поворот. На повороте горка с валами и пенными ямами. Это порог "Три камня" четвертой категории сложности. Количество камней в нем явно превышает число три, а наиболее чистый проход под левым берегом. За притоком чалимся к левому берегу, отдыхаем и одновременно просматриваем следующее препятствие.

Порог "Акбогус" 3 - 4 категории сложности. В центре русла лежит пара больших обливных камней с небольшими бочками за ними. В десяти метрах ниже обливников левая треть реки перегорожена большим камнем. В центре оставшейся струи лежит еще один камень, оставляя трехметровые проходы справа и слева от себя. За порогом обширное улово у левого берега.

Проходили поочередно (фото 4,5) с целью фото и видеосъемки. Все катамараны без проблем прошли правым проходом.

Дальше до следующего левого притока препятствий нет.

Порог "Тонзоу-Кулун" (4C). Ориентир порога - впадение левого притока. Пороги "Тонзоу" и "Кулун" слились в один. Порог начинается горкой, после которой 50 метров быстротока. Далее русло сужается, в русле метровые бочки. В центре потока лежит обломок скалы. Проходы есть и справа, и слева. Проход слева уже и заканчивается боем в скалу левого берега. Проход справа шире, 20 метрами ниже струя наваливает на скалы правого берега, образуя отбойный вал. Далее опять небольшой быстроток, после чего несложная горка под автомобильным мостом, однако при подходе к мосту видны обломки арматуры по берегам.

Проходили походным порядком сначала ближе к правому берегу, затем правым проходом, под мостом держались центра.

Далее река идет концентрированной струей с валами и бочками. Через 2 километра слева хорошо заметна опора старого моста. Ниже опоры расположен порог.

Порог "Старый мост" (5А). Ориентир - опоры старого моста. Порог представляет из себя две последовательные горки с большими бочками и пенными ямами. Первая горка чище проходится ближе к левому берегу, вторая к правому. Тридцатиметровый быстроток позволяет без проблем перейти из одной части струи в другую.

Проходили без просмотра походным строем.

Далее до конца ущелья заметных порогов нет - отдельные валы и бочки в русле. За ущельем долина вновь расширяется, течение реки несколько замедляется, и река становится шире. Это несколько ослабило внимание лидирующего экипажа. Тем более, что до следующего порога около четырех километров.

Порог "Татыр" (5B). Ориентир - левый пологий поворот, ниже заметно резкое увеличение падения реки. Левый приток с воды не виден. Просмотр возможен по любому берегу. Порог начинается крутой горкой по камням с пенными ямами. В правой трети реки стоит надводная скала. Правее скалы проход есть, но он "грязный" - велика вероятность посадки на острые обливники. Ниже нее в центре потока пара крупных надводных камней. Слева от нее русло полностью перекрыто бочками и ямами, справа более чисто. За этим участком порог становится проще - падение уменьшается, в русле отдельные валы, бочки и крупные обливные камни. Порог тянется еще метров 300 и заканчивается за правым поворотом. ВНИМАНИЕ!!! В конце порога в русле у правого берега несколько вбитых в дно швеллеров, которые не видны с воды. Ниже порога длинный участок быстротока

Лидирующий экипаж, после некоторого раздумья пошел порог сходу, сделав отмашку остальным держаться правее. Линия движения вроде бы читается с воды - заход под левым берегом, а дальше по горке смещаться вправо. Однако река внесла коррективы. Двигаясь слева направо катамаран прошел через несколько больших пенных ям, каждая из которых была недостаточно велика, чтобы у экипажа были какие-нибудь проблемы удержания остойчивости, но каждая подтормаживала и сбрасывала катамаран в центр струи. В результате сухие камни в центре потока были замечены капитаном слишком поздно. Экипаж не успел уйти от навала, его развернуло лагом и один баллон перебросило через камень. Силы струи не хватило на то, чтобы перевернуть катамаран через борт, учитывая то, что при наших больших центральных наплывах пока еще не было бочки, которая положила бы катамаран через борт. Катамаран секунд 5 - 10 повисел на камни, после чего экипажу удалось развернуть его по струе и пропустить камень между баллонов. Катамаран пошел вниз и нижнюю часть порога прошел почти без проблем. Почти - потому, что на зачалке в метре от берега катамаран сел на швеллер, как бабочка на булавку. Результат - экипаж десантировался в воду, благо глубина - по колено, катамаран сняли с дыркой в одном нижнем баллоне размером в полметра.

Пока лидирующий экипаж плясал сальсу на камне в пороге, остальные экипажи зачалились перед горкой и уже пытались помочь лидирующему спасконцами. Однако в этом не было небходимости, экипаж самостоятельно снял судно с камня. Поэтому экипаж двойки и экипаж замыкающего подробно просмотрели и отсняли порог. Оптимальной линией движения оказалась линия в правой трети русла, сначала рядом с крупным обломком скалы в русле (левее его), а затем справа от сухих камней в русле и ниже - по основной струе, уходя от навалов на обливники. При просмотре экипажи дошли до пробитого лидирующего катамарана, капитан которого показал им опасные швеллеры. Замечу, что даже с берега, в упор, заметить их достаточно сложно, если не знать, что они есть.

Экипаж двойки (фото 6,7) и замыкающий экипаж(фото 8) прошли порог без проблем.

Дальше встал вопрос о ремонте лидирующего катамарана. Ремонт должен был занять часа три, но там, где он стоял, мест для нормальной ночевки не было, сплошные крупные валуны. Поэтому, параллельно с началом ремонта катамарана (фото 9) и перекусом, автомобиль с двумя членами группы был послан на поиски места для стоянки. Такое место было найдено в двух километрах ниже - ровная площадка на автомобильном спуске с дороги к реке. В этом месте либо был мост, либо, что вероятнее, автомобильный брод в зимнее время. Рядом из скалы бил небольшой чистый ручеек и с дровами особых проблем не было. Экипажи двух катамаранов перегнали свои суда к месту стоянки, а поврежденный экипаж перевезли туда на автомобиле, благо никаких заметных препятствий на этом участке не было.

После того, как лидирующий катамаран был заклеен и зашит, было выделено две группы. Первая группа пошла пешком для просмотра порога "Куюс", который должен быть где то рядом. Вторая группа уехала на машине на дальний просмотр с целью определить место, где можно подняться на правый берег перед правым притом - рекой Карой, от которой собственно и начинаются наиболее сложные пороги на реке.

Вторая группа, прибыв на реку Карой и определив место для лагеря (прекрасное место в тени вековых деревьев рядом с кристально чистым потоком), отправилась вниз по притоку, чтобы определить место подъема группы от реки к стоянке. Перепад высоты река - дорога в этом месте метров 250 - 300. Когда мы дошли до впадения Кароя в Ойтал стало понятно, что здесь не спуститься и не подняться. Карой впадает сорокаметровым водопадом по отполированной водой стене. Спуск к воде нашли с третьей попытки практически в самом дальнем от стоянки углу плато над рекой. Спуск здесь достаточно удобен, да и место у реки неплохое для стоянки. При желании без проблем можно вынести катамараны наверх. Ориентир выхода - на высоком правом берегу тополиная роща, за ней впадает левый приток, после чего на левом повороте видно заросшую лесом площадку на правом берегу с хорошей зачалкой в любом месте. Далее река делает правый поворот, за которым уже поздно чалиться. От площадки крутой выход по слабо натоптанной тропе на плато метров тридцать по вертикали. И дальше по плато, сначала без тропы, а потом по проселку, постепенно набирая высоту, километра полтора - два до того места, где автодорога пересекает реку Карой, а там еще метров 150 по дороге вверх по Карою. На обратном пути мы просмотрели сверху, насколько могли пороги в районе поселков Талдысу и Караташ.

2 августа.

До следующего порога от места стоянки немного более километра сплава.

Порог "Куюс" (5В). Ориентиром порога служит подвесной мост через реку. Чалка для просмотра к левому берегу в 100 метрах перед мостом. Длина порога около 300 метров. Порог начинается за 50 метров до моста. Основная часть струи идет под правым берегом через ряд валов и бочек, образуя на него навал ниже моста. В левой части струи много надводныx и обливных камней, но струя существенно слабее. Непосредственно под мостом в центре реки лежит большая обливная плита. Справа проход широкий, но ведет он в прижим к правому берегу. Слева проход узкий, но чистый между плитой и обливным камнем под левым берегом. В две трети струи от правого берега перекрывает приличная бочка, левее нее проход чистый. В 30 метрах ниже середина и правая часть реки перегорожена двумя обливными плитами. В центре вода с плиты сливается винтом в большую пенную яму, ниже ямы в воде большой надводный обломок скалы, на который наваливает вода, справа слив прямой, отвесный, высотой более метра. Можно пройти и по левой части струи, обойдя все пенные ямы и сплавиться левее обломка скалы, где полуметровый отвесный слив, но из-за низкой скорости течения здесь яма за сливом практически отсутствует. Прохождение слева требует от экипажа интенсивного маневрирования. Далее в струе несколько метровых валов и порог заканчивается.

Порог решили отснять. Береговую страховку выставили с левого берега ниже пенной ямы в центре реки, то есть практически в конце порога. Лидирующий катамаран зашел в порог в левой трети струи, прошел через ворота левее обливной плиты под мостом, обошел бочку слева, после чего прыгнул с плиты под правым берегом и зачалился в 20 метрах ниже точки страховки (фото 10). Экипаж двойки повторил заход лидирующего катамарана, но остался под левым берегом в нижней части порога, обойдя и ямы и обломок скалы слева (фото 11). Замыкающий катамаран повторил линию движения двойки.

Перед впадением реки Карабель в нашу воду образовался простой но мощный струйный порог (4B). В левой части русла валы пониже. Проходили сходу. В меньшую воду на этом месте отмечают перекат.

После впадения реки Карабель в Ойтал река носит название Тар. На высоком правом берегу с воды видны отдельные строения поселка Караташ. Река уходит в "трубу" - невысокий каньон с отвесными берегами, конце которого автомобильный мост. Перед мостом в нашу воду мощный струйный порог (5A) длиной около 200 метров. Проходили сходу с лавировкой между бочками и валами. В меньшую воду порог проще.

На следующих четырех километрах сплава расположено еще два порога (4С) с бочками и валами. Четких ориентиров нет. Линия движения - по основной струе, уходя от больших бочек вправо или влево. Прошли сходу. Начало кишлака Талдысу заметно по кладбищу с небольшой мечетью, купол которой хорошо виден с воды. Впадение реки Большая Талдысу с воды мы не заметили, но ориентиры следующего препятствия достаточно хорошие.

Порог "Талдысу" (4С). Ориентир - река огибает невысокий отрог левого берега. В предыдущих лоциях говорилось о селевом выносе, но обнаружить приток левого берега, по которому мог бы сойти сель, нам не удалось. Правый берег крутой, поросший лесом. Левый берег более пологий, тоже порос лесом. Невысоко над водой заросли камыша, поскольку на левом берегу расположен источник и небольшое болото. На правом берегу в середине порога впадает ручей Малая Талдысу. По отчетам ходивших здесь ранее групп у впадения ручья есть небольшая площадка для ночлега и оттуда можно выйти на автомобильную дорогу. С левого берега, по которому производится разведка порога определить, есть ли там площадка и тропинка не представляется возможным. Во время разведки в большую воду невозможно пройти весь порог вдоль воды, поэтому приходится подниматься метров на десять - пятнадцать над водой и продираться через заросли тростника по болоту. В большую воду порог упрощается по сравнению с малой водой. Три ступени сливаются в одну. Порог представляет из себя длинную, около 700 метров, шиверу с большим количеством надводных и обливных камней. Ворота, образуемые этими камнями, достаточно широки, а относительно невысокая скорость течения позволяет без особых усилий проходить через них.

Порог прошли после предварительного просмотра и установки береговой страховки в середине порога. Все суда шли в основном по основной струе в центре реки, иногда смещаясь левее (фото 12,13).

Далее до места зачалки около четырех километров относительно спокойной воды. Река течет в глубокой щели, временами попадаются короткие участки с полутораметровыми валами и прижимами, но линия движения легко читается с воды. Выход на дорогу на этом участке представляется проблематичным. По мере приближения к месту зачалки мы убедились, что и тополевая роща, и левый приток, водопадом впадающий с левого берега очень хорошо видны.

Мы залились к правому берегу в намеченном месте. Катамараны и сплавные вещи оставили внизу, а сами поднялись к мосту автодороги через правый приток Тара реку Карой, где и разбили лагерь (фото 15). После установки лагеря два капитана ушли на просмотр входа в Большой каньон Тара. Для просмотра (фото 16) они сначала вышли на хребтик, разделяющий реки Карой и Акбель. Однако, оттуда полностью рассмотреть пороги оказалось невозможно, поэтому им пришлось спуститься к реке Акбель, перейти ее и подняться на высокий правый берег реки Акбель. Отсюда пороги видны значительно лучше (фото 17), но оценить высоту валов и силу струи с пятидесятиметровой высоты невозможно. Еще одно замечание - в лоциях групп, прошедших до нас отмечалась возможность выхода на дорогу от реки по долине реки Акбель. На самом деле это сделать весьма проблематично, поскольку Акбель, как и Карой (фото 14), сначала текут с равномерным падением, а в Тар впадают каскадом 3 - 10 метровых водопадов. То есть, конечно, с веревками, навеской перил и свободным лазаньем подняться можно, но вряд ли это можно назвать нормальным выходом.

Вечером вновь начался дождь, который, то переставая, то усиливаясь, шел до середины ночи.

3 августа.

Уром все окружающие вершины были в снегу. После завтрака вся группа спустилась к катамаранам. Лагерь сняли и загрузили в машину, но машину оставили на месте, так как было неизвестно, до какого места мы дойдем и где мы сумеем выйти на дорогу. Ясно было только то, что сильно далеко мы вряд ли уйдем, так как начался наиболее сложный участок реки. Спуск к катамаранам занял около часа. После поддува судов и переодевания сплав был продолжен. Следующий порог расположен в трехстах метрах ниже места зачалки на правом повороте реки.

Порог "Карой" (5A). Ориентир - справа впадает река Карой, впереди на правом повороте видна неширокая осыпь на левом берегу (фото 18). Порог тянется до следующего левого поворота, где впадает река Акбель. В пороге реку пересекают три гряды. Расстояние между первыми двумя около двадцати метров, от второй до третьей метров пятьдесят. Первая гряда наиболее выделяется. Надводные камни образуют два прохода - ближе к правому берегу и по центру. В центральном проходе подводная плита формирует мощную бочку, после которой струя упирается в крупный надводный обломок скалы. Слева и справа от этого обломка вторая гряда формирует валы и бочки. У правого берега чистый простой слив. Третья гряда образует бочку в левой части струи, правая треть реки - быстроток (фото 19). Далее до левого поворота отдельные валы и бочки, которые при желании несложно обойти.

С берега казалось, что есть зачалка перед порогом к осыпи левого берега. С воды все оказалось не так. То, что с высоты казалось уловом, на самом деле оказалось мощной гладкой ламинарной струей. То есть, зачалиться, наверное, все-таки можно, но только перед самым порогом и, следовательно, проходить порог придется под левым берегом, так как самое неприятное место - бочка в центре в начале порога, а под правый берег с точки зачалки уйти нереально, так как вся струя давит влево. Поэтому лидирующий катамаран дал отмашку остальным идти без зачалки под правым берегом. Самым сложным было зайти под самый правый берег, пройдя через ворота, образованные надводным и полуобливным камнями лежащими под правым берегом перед порогом. Здесь требовался очень интенсивный маневр. Вторую и третью гряды катамараны прошли под правым берегом и дальше ушли в центр струи.

Порог "Цейтнот" (6A). Расположен в полукилометре ниже предыдущего. Ориентиром порога служит приток, впадающий с левого берега. Перед притоком два хороших улова, где можно зачалиться без проблем. Просмотр по камням левого берега. В пороге можно выделить три ступени.

Первая ступень начинается на пологом правом повороте за притоком. У правого берега лежит огромный камень. Между ним и скалой правого берега достаточно широкий проход для катамарана, но заход в этот проход осложнен камнями, стоящими выше по течению большого камня. Левее и ниже большого камня расположена гряда крупных надводных камней идущих параллельно течению, и делящих реку на две части - правую шириной в треть ширины и левую, основную, две трети ширины реки. В левом проходе струя идет через две бочки и между последними камнями гряды и крупным обломком на левом берегу падает водопадным сливом через плиту, перекрывающую весь проход. За водопадным сливом расположена глубокая пенная яма. Правый проход значительно спокойнее. Ниже большого камня струя идет между обливными камнями, равномерно падая невысокими сливами с небольшими бочками. После того, как оба прохода смыкаются, следует метров сорок быстротока и обширный улов на левом берегу. На этом первая ступень заканчивается. Общая длина ступени около двухсот метров.

Страховку поставили на левом берегу в 10 метрах за пенной ямой и перед уловом на левом берегу. Лидирующий катамаран зашел по основной струе в левой части реки (фото 20) и прыгнул в водопадный слив рядом с большим камнем на левом берегу (фото 21). Бочка практически остановила катамаран, но носовые гребцы вытянули его на струю (фото 22), после чего катамаран зачалился в улове левого берега (фото 24).

Катамаран двойка пошел другим путем. Экипаж траверсировал струю выше порога и зашел в него под правым берегом. Тормознувшись в бочке выше порога и сделав телемарк двойка ушла за камни, перекрывающие заход под правый берег. Однако, чтобы уйти от навала на большой камень, экипажу катамарана пришлось посадить правый баллон на камень. Катамаран резко развернулся вправо и, после схода с камня был в правом проходе (фото 25). Далее катамаран прошел правым проходом между обливных камней (фото 26). Замыкающий катамаран повторил линию движения лидирующего.

Вторая ступень начинается на левом повороте. В правой половине реки лежат крупные надводные и обливные камни, скорость течения не позволяет наметить линию движения в этой части струи. Левая половина струи более доступна для прохождения. Основные сливы либо ведут из центра в береговые камни на левом берегу, либо из-под левого берега наваливают на камни в центре струи. Требуется очень четкий и интенсивный маневр. Ступень заканчивается в улове левого берега, куда ведет узкий проход между берегом и большим полуобливным обломком скалы. При необходимости в этом месте можно зачалиться.

За уловом начинается третья ступень. Через узкий "рукомойник" под левым берегом можно попасть в следующий улов с полуобливными камнями, который в свою очередь выводит в левую часть русла. Между камнем на выходе из улова и правым берегом метровый водопадный слив с обширной ямой за ним. Ниже выхода из улова в центре реки лежит полуобливной камень. За ним правые две трети реки перекрывает косая бочка. Ниже нее еще один обливной камень. Правее него гладкий слив ведет под правый берег, а левее него такой же слив - под левый берег. В 10 метрах ниже реку перегораживают две гряды камней с водопадными сливами с них. Справа и в центре первый слив высотой около полутора метров закачивается ямой с противотоком, второй слив пониже, но за ним мощнейшая бочка. Под левым берегом первый слив пониже, но закручен винтом и ведет в мощнейший отбой от скалы левого берега, второй слив приблизительно одинаков по всей ширине реки. Ниже сливов в центре струи стоит пульсирующий полутораметровый вал. Добавим, что водопадные сливы находятся в скальных воротах, поэтому детально просмотреть и страховать прохождение первого экипажа невозможно. Ниже третьей ступени на правом берегу большой улов. Общая длина второй и третьей ступеней около 400 метров.

Страховку расставили в середине второй ступени и у улова перед окончанием второй ступени. Лидирующий экипаж первую половину второй ступени прошел по намеченной линии движения (фото 27), но в предпоследних воротах перед уловом нос ушел слишком близко к берегу (фото 30). Катамаран мгновенно развернуло кормой вперед и последние ворота экипаж прошел кормой вперед после чего ушел в улов. Поскольку была договоренность о том, что экипаж чалится только при необходимости, катамаран развернулся и пошел в узкий слив. После слива катамаран развернулся еще раз и на несколько секунд остановился на обливных камнях на выходе из второго улова (фото 31), что помогло экипажу пройти левее обливного камня ниже и сразу выставиться перед третьей ступенью. Третью ступень прошли, как и планировалось, по грани между пенной ямой и отбоем в полуметре от левой скалы (фото 32). Набранная скорость позволила без проблем пробить бочку во втором сливе и пульсирующий вал, после чего катамаран встал на страховку в улове у правого берега.

Вторым пошел замыкающий катамаран (фото 29). Во вторых воротах экипаж допустил ошибку и был навален на камень в центре реки. Через некоторое время экипажу удалось снять судно с камня и развернуть его носом вперед. Нижнюю часть второй ступени катамаран прошел по намеченной линии движения и, не тормозя в улове за второй ступенью, сразу ушел в "рукомойник". Здесь катамаран, как и лидирующий, тоже сделал телемарк и слегка подсел на камни. Из улова он вышел выше по течению, чем лидирующий катамаран и был затянут в центр потока. Экипажу удалось развернуть судно носом влево и полулагом пройти через полуобливной камень. Катамаран, естественно, тут же развернуло кормой вперед, но невысокая скорость судна после разворота и пространство, оставшееся до сливов позволило экипажу вновь развернуть катамаран носом по течению и пройти сливы по ранее намеченной линии движения.

Катамаран двойку страховали в два экипажа. Вторую ступень экипаж прошел без особого труда (фото 28), так как маневренность двойки заметно выше четверки. В уловах экипаж сделал два разворота, удерживаясь под левым берегом (фото 33,34) и, неожиданно, сделал еще один разворот ниже второго улова. В водопадных сливах катамаран заметно притопило (фото 35,36), но экипаж удержал судно на ровном киле. Судно ударило о нависающую скалу левого берега и развернуло кормой вперед (фото 37,38). Это не помешало экипажу зачалиться рядом со страхующими экипажами.

После отдыха сплав был продолжен. Река течет в каньоне (фото 39,40). Просмотр препятствий вдоль уреза воды невозможен, поэтому сплавлялись походным порядком. В случае необходимости лидирующий экипаж давал отмашку двойке, а та, в свою очередь, замыкающему.

Следующий порог (5C) расположен на крутом левом повороте в 300 - 400 метрах ниже предыдущего. В русле большие камни, между камнями достаточно широкие проходы, но с мощными бочками за ними. Длина порога около 300 метров. Линия прохождения читается с воды, но требуется интенсивная работа экипажей, чтобы ее выдержать.

Порог проходили сначала по центру, а потом в левой трети русла. За последним, самым мощным сливом лидирующий катамаран ушел в улов левого берега и дождался прохождения остальных судов.

Ниже порога небольшой быстроток, еще один левый поворот, каньон несколько сужается, виден заметный перепад воды. Это короткий порог - горка (5А). Линия движения четверок - по центру, по основным сливам, двойка - ближе к правому берегу с маневром между обливными камнями.

Следующий порог (5А) расположен перед впадением левого притока. В нашу воду порог упростился, так как под правым берегом камни оказались залиты. Пройти можно достаточно комфортно по относительно пологим сливам в центре реки, либо по коротким, но крутым рукомойникам в правой части русла. Четверки снова выбрали первый вариант, двойка прошла у берега.

По отчетам предыдущих групп перед устьем правого притока - реки Сарыбия можно спустить катамараны с дороги к реке. Возможно, что-то изменилось в береговой обстановке. Мы не обнаружили ни только место, где можно спуститься или подняться без помощи альпинистского снаряжения, но и просто какой-нибудь отмели у берега (фото 41). За впадением Сарыбии в русле Тара трехсотметровая шивера (4В). Идти можно в любой части русла, огибая обливные камни. Ориентир следующего препятствия - темно красный глиняно - конгломератный оползень левого берега (фото 45). До него от впадения Сарыбии несколько минут сплава.

Порог-Водопад "Шах" (6В). Перед порогом у правого и у левого берега обширные улова, которые позволяют без проблем зачалиться (фото 46). Вдоль воды прохода нет, ни по правому, ни по левому берегу. От улова на левом берегу можно подняться метров на 10 над водой по крутому склону, после чего между большими камнями появляется проход, по которому можно пройти для просмотра и обноса порога. Общая длина порога около 200 метров. На заходе в порог правые две трети реки перекрыты мощной бочкой. Слева проход относительно чистый, но он ведет в россыпь надводных камней под левым берегом. Ниже проход возможен под правым берегом или по центру. В центре лежит большой обливной камень с которого вода падает отвесным сливом в 2,5 - 3 метра в громадную пенную яму. Под самым правым берегом водопад переходит в более пологую горку, которая уходит в прижим к правому берегу, от которого идет мощная отбойная волна. Под левым берегом слив падает в надводные камни (фото 47,48). Ниже порога пятидесятиметровый быстроток, который заканчивается несложным порожком (4A) - россыпью камней (фото 9). Последний чище проходится под правым берегом.

Экипаж двойки сразу отказался от прохождения - пенная яма слишком глубока. После некоторых раздумий экипажи четверок приняли такое же решение. Экипаж замыкающего катамарана не был уверен в том, что водоизмещения катамарана хватит, чтобы всплыть, а экипаж лидирующего катамарана не был уверен в носовых наплывах своего судна - ткань просто могла бы не выдержать мощного динамического удара воды (что уже было однажды с катамараном подобной конструкции в пороге Кинг-Конг на реке Чорох). Обнос по левому берегу занял около часа.

Сразу за водопадом на правом берегу есть полочка у воды на правом берегу с кустами и деревьями. Ночевать здесь можно, но только в крайнем случае. Однако, здесь по крутым высохшим распадкам ручьев можно выйти к поселку Сары-Бээ и автомобильной дороге. Набор высоты составляет более 100 метров. Катамараны, скрытые кустарником у реки, из поселка не видны, поэтому мы без особой тревоги оставили их внизу. Стоянку решили не переносить - просто вернулись на шесть километров назад к реке Карой и заночевали там. По пути сделали несколько фотографий большого каньона Тара (фото 42, 43, 44). Вечером опять было начался дождь, но над горами сверкали молнии, а нас упало несколько капель.

4 августа.

После завтрака и сборки лагеря мы доехали до спуска к катамаранам и отправили машину на мост к Капчагайскому завалу. Следующий порог расположен в устье реки Аксай, впадающей с левого берега водопадом.

Порог "Аксай" (5А). Просмотр и страховка с правого берега. Порог начинается перед водопадом горкой метров сто длиной с несколькими бочками, расположенными в шахматном порядке. Наиболее чистый проход у правого берега. Напротив впадения притока участок быстротока метров пятьдесят. Далее правый поворот и на нем бочка через всю реку. Более пологий слив в правой трети реки. Дальше порог продолжается на левом повороте еще метров 150. В русле еще одна горка, с более чистым проходом под левым берегом

Порог прошли с просмотром и фотосъемкой. Первую часть порога ближе к правому берегу (фото 50, 51, 52) (двойка у притока шла слева, обходя все бочки а потом сместилась вправо (фото 53,54)), вторую к левому. До следующего порога около 10 минут сплава.

Следующий порог (5B) не имеет четких ориентиров. Он находится на прямом участке и заметен по увеличению уклона и белой пене валов. В русле крупные обливные камни с бочками и сливами. Линия движения хорошо читается с воды в правой части русла. За правым поворотом мощная бочка через всю реку. Далее шивера с полутораметровыми стоячими валами.

Четверки прошли препятствие, маневрируя в правой трети реки и пробивая выходную бочку. Двойка перед бочкой успела уйти в узкий слив под правым берегом. Далее все шли по валам, отыскивая ориентиры следующего сложного порога, до которого 7 - 8 минут сплава.

Порог "Гроссмейстер" (6A). Ориентиром порога является характерное скальное ребро, которое спускается с правого берега, перекрывая береговую осыпь. Левый берег - отвесная скала с горизонтальными слоями. У левого берегу валяются крупные глыбы. Впереди виден левый поворот с большим падением. Это вход в порог. Зачалка в одном из нескольких уловов на правом берегу перед порогом. Возможен ограниченный просмотр порога с осыпи правого берега. Порог начинается гладким сливом перед левым поворотом. На повороте через всю реку идет гряда крупных камней, через которую вода падает двумя отвесными сливами по 1 - 1,5 метра с пенными бочками за ними. Далее вода, падая бурными метровыми сливами последовательно наваливает на береговые камни левого, правого и снова левого берега. После последнего навала 50 метров быстротока, по обоим берегам улова. Общая длина порога около 300 метров.

Проходили с предварительным просмотром. Лидирующий катамаран заходил по языку в правой трети струи (фото 55), а дальше в центр потока, пробивая все бочки (фото 57). После первого навала на левый берег нос катамарана бросило отбойником вправо и экипаж с трудом ушел от следующего навала на камень у правого берега. Катамаран двойка в центральные бочки не пошел и пролез в щель между грядой и правым берегом (фото 56). Замыкающий катамаран прошел по линии движения лидирующего, но учел его ошибку и прошел правее отбойника, без особых проблем пройдя навалы на прибрежные камни.

Следующий порог (5А) начинается сразу за предыдущим. Падение здесь несколько падает. Начало порога проходится по центру реки, где метровые валы и отдельные бочки. Далее, после небольшого быстротока, в реке горка с рядом бочек. Более чистый проход у левого берега.

Порог проходили в походном порядке, так как линия движения хорошо видна с воды. Далее до первого пешеходного моста минут пять сплава по шивере с валами и прижимами.

За мостом река разбивается на две протоки. Падение резко увеличивается, в протоках следующее короткое препятствие (5В). Левая протока мелкая, правая - основная. В ней масса обливных и полуобливных камней. Вода скачет по ней валами и косыми бочками. Прохождение более чистое сначала в левой части правой протоки, а в конце - по центру, уходя по бочке от полуобливного камня (фото 58 ,59).

Проходили походным порядком сначала по левой части правой протоки, а затем через бочку, уходя от слива через камень. Двойка просочилась в проход под левым берегом. За поворотом чалились к правому берегу перед автомобильным мостом.

У моста мы решали три задачи. Первая - найти место для ночлега, вторая - просмотреть Капчагайский прорыв и третья - заправить литров 20 - 30 бензина в автомобиль. Катамаран - двойку, капитан которой предполагал обнести прорыв, привязали на крышу машины и поехали смотреть прорыв, а заодно решить и остальные задачи. Прорыв просмотрели сверху и нашли место, где катамаран можно спустить с дороги к воде по крутой тропе. Однако, катамаран спускать не стали, так как вокруг было слишком много местных жителей. Вернулись в село, где встретили геологов и купили у них два ведра бензина. А вот с ночлегом в селе ничего не получилось. Мы не смогли найти ни директора школы, ни хозяина гостиницы. В результате нашли ровную площадку на левом берегу реки над автомобильным мостом, а питьевую воду брали из притока выше поселка. Далеко, зато чистая вода.

5 августа.

После завтрака еще раз просмотрели Капчагайский прорыв по правому берегу и пришли к выводу, что дальний обнос не нужен. Лидирующий катамаран решил вообще ничего не обносить. Замыкающий катамаран решил обнести первый слив, а двойка - первые два слива.

Порог "Капчагайский прорыв" (6B). Порог начинается под мостом. Река идет сначала прижимом к правому берегу, затем к левому (фото 60). За вторым прижимом быстроток и улов под правым берегом. После этого начинается собственно прорыв длиной около километра, который доступен для просмотра по береговым камням правого берега. Ниже улова вода падает водопадным ломаным сливом через всю реку. Слева и в центре бочки очень мощные. Справа слив чуть положе, но он ведет в прижим к камню правого берега через две бочки (фото 61). От камня сильный отбой, но все равно понять отбросит от камня или навалит на него можно только экспериментально.

В десяти метрах ниже бочки еще одна небольшая косая бочка и начинается пологий слив через всю реку. Треугольник слива упирается в большой надводный камень в центре реки, от которого отбойная волна бьет вправо и влево. Левее камня струя практически сразу наваливает на полуобливную косую плиту, на которую в случае прохождения катамаран практически неминуемо вылетит левым бортом, так как сила течения велика а расстояние от камня до плиты метров пять. Правее камня струя падает прямым водопадным сливом около двух метров в обширную яму. За ямой десятиметровая поганка - суводь. Ниже этого места река вновь делится камнем в центре на два прохода. У левого берега он узкий и закручен винтом с прижимом к большому камню на левом берегу. Справа проход между камнем в центре и береговыми камнями под правым берегом выше и практически отвесный, но прямой и широкий. В 10 метрах ниже правая часть реки до еще одного камня в центре забита камнями. Левее камня в центре река падает отвесным сливом с обливной плиты с большой бочкой за ней (фото 62, 63). Между камнем и плитой есть узкая струя, которая позволяет миновать бочку. Далее под правым берегом небольшой уловок.

Ниже этого места порог продолжается до трубы, подвешенной над рекой, то есть еще около полукилометра. Видимо здесь раньше был мост и к этому месту ведут крутые тропинки по правому и левому берегам. Скорость струи в реке, хотя и остается очень высокой, все же становится ниже, чем в начале прорыва. В русле крупные камни, на которые сильно наваливает вода. Несмотря на то, что везде при навалах есть отбойные валы, путь по такому валу, как правило, ведет в глубокую пенную яму, поэтому лучше заранее рассчитать маневр, чтобы попасть в достаточно широкие проходы между камнями со сливами и водоскатами до полутора метров. Под трубой небольшой прижим к скале правого берега, за которым обширный улов по правому берегу и отмель с уловом несколько ниже по течению по левому.

Поскольку катамаран - двойка не захотел идти заходную часть прорыва, он был обнесен за крутую бочку в центре реки, после чего по "рукомойникам" под правым берегом сплавился то уловка и встал там на страховку с воды. Экипаж замыкающего катамарана обнес первый слив и встал на страховку с берега за первым сливом и над пенной ямой за вторым крутым сливом. Когда страховка была выставлена, лидирующий катамаран пошел на прохождение.

Под мостом катамаран прошел в левой части реки, причем специально по валам, чтобы остудить воздух в гондолах. Далее, после зачалки к правому берегу и подкачки, сплав был продолжен (фото 64). В первый слив экипаж зашел в метре от береговых скал правого берега по границе бочки и отбойного вала. Первую бочку катамаран пробил, но вторая все же сдвинула его к берегу и катамаран слегка зацепил кормой береговой камень (фото 65). К удивлению экипажа небольшая косая бочка ниже по течению не только заметно тормознула судно, но и сбросила его от правого берега к центру реки в навал на камень в центре. Экипаж с трудом ушел от навала вправо и упал в крутой слив полулагом, причем корма левого баллона прошла по едва прикрытому водой камню в центре реки (фото 66, 67). В пенной яме катамаран практически полностью остановило и заметно притопило. Остановка оказалась как нельзя кстати. Носовые успели развернуть катамаран носом влево, уйдя от надводных камней в суводи ниже пенной ямы. Далее катамаран пошел по намеченной линии (фото 68) в правые ворота, причем экипажу вновь пришлось отгребаться от навала на центральный камень, а ниже от прижима к береговому камню на левом берегу. В результате в следующих воротах экипаж не смог уйти правее левой трети реки и был вынужден пробивать большую бочку за обливной плитой. В улове, где стоял катамаран - двойка зачалка не удалась. Продолжая идти под правым берегом кормой вперед, экипаж еще два раза пробовал зачалиться к правому берегу ниже двойки, но оба раза неудачно. Затем основная струя ушла ближе в левому берегу, судно развернули носом по струе и попытки зачалки были прекращены. Окончательно зачалиться удалось только на левой отмели ниже порога, где лидирующий катамаран встал на страховку с воды.

Следующим порог проходил замыкающий катамаран. Экипаж стартовал ниже первого слива и, скорректировав линию движения на основании прохождения лидирующего катамарана, выставился носом вправо перед косой бочкой, которую, разогнавшись, легко пробил. В крутой слив судно зашло четко по центру и экипажу не пришлось его вытягивать из пенной ямы, как экипажу лидирующего катамарана. Ниже экипаж, учтя прохождение предыдущего, тоже взял правее, чтобы уйти от навала на следующий камень в центре, но переборщил и проехал бортом по камню в правой части ворот. Дальше экипаж практически повторил линию движения лидирующего, с тем отличием, что он не пытался зачалить судно в пороге и прошел все ворота в нижней части порога более уверенно, не раскручивая катамаран.

Закончил прохождение катамаран - двойка. Экипаж, сняв страховку после прохождения замыкающего проходил низ порога в основном вдоль правого берега, не пытаясь пробить мощные бочки, лавируя между обливными и надводными камнями.

Дальше, до впадения реки Урток сложных препятствий нет вода в двух - трех местах вскипает мощными валами и бочками, которые обходятся по тому или иному берегу. Линия движения легко читается с воды.

Порог "Урток" (5А). Ориентиром порога служит галечный левый берег после правого поворота и большой впадающий приток (фото 69). Левый берег отвесный. Порог короткий, просматривается по левому берегу до притока, который по нашей воде вброд переходить было опасно. Порог начинается напротив впадения притока (фото 70). Основная струя идет по центру реки, образуя невысокие стоячие валы. В 20 метрах ниже впадения река разделена крупным обломком скалы на две части. Справа от обломка вода падает через гребенку обливных камней, образуя небольшую бочку. Левее обломка река мощно наваливает гладкой струей на скалу левого берега. Ниже еще несколько небольших валов и несильный прижим к береговым камням сначала на левом, а затем на правом берегу.

Поскольку близко подойти к обломку скалы в центре не удалось, то было невозможно оценить силу навала на нее и величину бочки справа от скалы. Тем не менее, экипаж лидирующего катамарана все-таки пошел справа и не ошибся. Судно траверсировало струю и под самым правым берегом зашло в порог (фото 71). Для надежности перед обломком скалы даже сделали телемарк, что, как выяснилось, было излишним. Катамаран прошел препятствие без проблем и зачалился в большом улове на левом берегу. Катамаран - двойка повторил линию движения лидирующего (фото 72) и зачалился рядом с ним. Замыкающий катамаран зашел в препятствие левым вариантом. Экипаж легко ушел от навала на обломок скалы в центре, но не сумел уйти от навала на береговую скалу и пару метров ехал левым баллоном по ней. Впрочем, обошлось без повреждений оболочки судна.

Следующее препятствие (5B) расположено в 100 метрах от предыдущего на левом повороте реки. На повороте в русле много обливных и полуобливных камней, через которые идет основная струя с заметным падением. Более широкие проходы в правой трети реки. Ниже река сужается и делает правый поворот. У берегов лежат камни, а в центре реки стоят большие двухметровые валы. На выходе из порога обливной камень под левым берегос образует мощнейшую бочку. Общая длина порога более 500 метров.

Порог проходили в походном порядке сначала в правой трети реки (катамаран - двойка практически под правым берегом, избегая больших бочек), а дальше по центру реки по всем валам, поскольку это единственная линия движения. Мощная бочка под левым берегом заметна издали и поэтому относительно легко обходится. При взгляде на нее с близкого расстояния невольно вспомнился первый порог в Камбаратинском каньоне Нарына.

После этого препятствия других препятствий до автомоста нет. Река по-прежнему имеет быстрое течение и образует навалы на берега на поворотах, но русло практически чистое. За автомостом река выходит из ущелья и около 4 километров течет в разбоях. Перед устьем реки Токубай слева и Учат справа она вновь собирается в одно русло перед следующим препятствием.

Прорыв "Блиц" (5С). Ориентиром порога служит подвесной мост, под которым чалка в улов к правому берегу. Просмотр порога по правому берегу. Порог длинный, около километра. Обычно в нем выделяют четыре ступени, но в нашу воду они все слились в одну. На заходе река образует метровые стоячие валы и одну косую бочку через все русло. Ниже река разделена гребенкой из камней на две протоки. Основная вода идет в правую, левая сильно замусорена камнями. В правой протоке горка с валами и бочками, у берегов лежат большие обливные камни, наиболее чистая линия движения - по центру протоки. Перед правым поворотом протоки сливаются и через двадцать метров вновь разделяются. Теперь обе протоки практически идентичны по водности, левая чуть шире и поэтому мельче, правая круче, больше забита камнями, но глубже. Ниже кустов после правого поворота протоки вновь сливаются. Река представляет из себя сплошную стиральную доску с хаосом валов и камней. Такой же характер реки сохраняется и после следующего правого поворота (фото 84) до левого поворота, после которого падение реки уменьшается (фото 85) и по центру реки идет практически чистая струя с высокими валами.

Категорию 5С этому препятствию мы дали только из-за длины, поскольку зачалка в середине препятствия нецелесообразна, потому что при зачалке придется намеренно прыгать через сухие камни, да и последующий выход на струю будет непрост. Если же оценивать прорыв "по кусочкам", то начало и окончание прорыва тянет на 5A, а середина - на 5В. В связи с этим страховка лидирующего катамарана осуществлялась в середине порога с берега, а остальные суда страховались лидирующим с воды ниже порога. Лидирующий экипаж зашел в порог по центру, далее ушел в правую протоку и остался в правой протоке после первого правого поворота (фото 73 - 78). Далее катамаран держался ближе к центру реки. Катамаран - двойка (фото 79 - 83) и следующий за ним замыкающий катамаран после первого правого поворота ушли в левую протоку, а в остальном шли так же, как и лидирующий.

Сразу за прорывом река уходит в последний каньон, который тянется до впадения правого притока - реки Ой-Тал. Течение реки около 10 километров в час. Заметных препятствий нет. В конце каньона расположен автомобильный мост и водомерный пост. После того, как река выходит из каньона, она разливается протоками. Впереди виден отрог хребта, в котором прорезан проход для дороги, ведущий в поселок Каракульджа. В этом месте через реку переброшен капитальный мост.

Мы зачалились на отмель правого берега за автомобильным мостом (фото 86, 87). В забегаловках на левом берегу у моста при желании можно перекусить и купить отдельные продукты и питьевую воду. Мы спустили наплывы у катамаранов четверок, подспустили нижние баллоны на них, сдули баллоны и сняли поперечины у катамарана двойки, после чего привязали все суда на крышу машины. Поскольку приличных стоянок в этом месте нет, а время уже клонилось к вечеру, мы решили переночевать в гостинице в поселке Каракульджа.

Переезд от моста в поселок Каракульджа длится недолго. Гостиница расположена недалеко от рынка и имеет внутренний дворик, куда мы загнали автомобиль. Цены в гостинице демократичные даже с учетом того, что удобства находятся во дворе. Ужин и завтрак можно заказать в гостинице, а можно за пять минут дойти до рынка, где к вашим услугам около десяти забегаловок на все вкусы.

2.4.3. Техническое описание сплава по реке Каракульджа

6 августа.

После завтрака и пополнения припасов на рынке мы отправились в верховья реки Каракульджа (фото 88). Практически сразу за поселком хорошая дорога заканчивается. Нельзя сказать, что дорогу совсем забросили, местами она явно подсыпана, что позволяет проехать по ней в хорошую погоду даже на легковой машине, но постоянные ямы, промоины и полуснесенные мосты резко контрастируют с дорогами вдоль Ойтала - Тара и Яссы. Местами дорога настолько разбита за счет промоин, что ГАЗ-66 не мог проехать, не разворачиваясь в повороте. Становится понятно, почему никто из представителей турфирм не мог ответить, до какого места идет дорога по Каракульдже. По этой дороге чужие не ездят.

С дороги видны отдельные участки прорывов и большие озера перед некоторыми из них. Дорога заканчивается у небольшой пасеки и левого притока Кенди-Суу. Дальше по правому и по левому берегам идут тропы. В малую воду (зимой) автомобили вброд пересекают реку и, возможно, поднимаются еще километра на два. Дальше только на лошадях или пешком.

После установки лагеря капитаны перешли по навесному мосту на правый берег реки для того, чтобы определиться, подниматься ли выше и в каком составе. На правый берег они перешли потому, что там видны дома выше по реке и на карте топа показана вдоль воды, в то время как по левому берегу на карте тропа показана высоко от воды. Сначала тропа довольно хорошая и идет недалеко от воды, но через три километра, после впадения правого притока Кичик Каинды постепенно поднимается наверх и напротив урочища Беш-Мойнак (это около 6 километров от нашего лагеря) становится сложной и опасной. В этом месте пешая группа прекратила движение вверх по реке. Тому было три причины. Первая - мы убедились в том, что вода в реке очень высокая - никаких завалов камней и скальных гряд, о которых писалось в отчете новосибирцев, не наблюдалось. Вместо сложных порогов горки с валами от полуметра до метра (фото 91, 92). Вторая - мы увидели тропу по левому берегу невысоко от воды, гораздо более набитую и ровную, чем по правому, то есть если и стоит подниматься вверх по реке, то только по левому берегу. Третья - в оставшееся до вечера время необходимо было обсудить с группой дальнейшие перспективы и провести переговоры насчет лошадей.

После возвращения капитаны и руководитель попробовали провести переговоры с местными жителями о найме лошадей. Переговоры шли вяло. Жители в кибитках на правом берегу реки наотрез отказались помогать нам. Жители с левого берега нашли человека, который вроде бы соглашался дать лошадей. Дальше пошел разговор о цене. Сначала цена за лошадь в день была приемлемой, но, увидев нашу заинтересованность, киргиз тут же поднял цену в три раза, причем стал рассуждать на тему "… может быть не завтра, а послезавтра … или денька через два", ну, в общем, очень хотел, чтобы его еще и упрашивали. Суммарная стоимость лошадей, необходимость еще одного стапеля и неопределенность с выходом побудила нас отказаться от прохождения верховий. На следующий день был объявлен радиальный выход вверх по реке с целью осмотреть 12 - 15 километров вверх по реке.

7 августа.

После раннего завтрака по холодку группа отправилась на радиальный выход. Вопреки мнению капитанов руководитель и еще трое членов группы снова пошли по правому берегу, в то время, как остальные, по левому. Здесь следует заметить, что в нашу воду перебродить где-нибудь Каракульджу невозможно. Это не только наше мнение. Группа пешеходников из Украины, которая шла в то же время, что и мы, сообщила после похода нам в Москву, что они пытались преодолеть Каракульджу в верховьях вброд, но были травмированы камнями, которые катила река. Им пришлось делать навесную переправу. По сравнению с Каракульджой даже паводковый Чилик можно считать чистым. По Каракульдже идет не вода, а пульпа радикально черного цвета.

В воде Каракульджи у Беш-Мойнака мы обнаружили тушу коровы (ниже встретили еще одну). Оказалась, что несколько дней тому назад, когда в долинах Ойтала и Каракульджи шли дожди, по притоку Беш-Мойнак сошел сель, которым снесло в воду семь коров. Сели сошли и по другим притокам. Как и ожидалось, группа, идущая по левому берегу быстро обогнала группу, идущую по правому. Не описывая подробно весь наш путь укажем лишь, что группа, идущая по левому берегу дошла до прорыва Кек-Джар по лоции новосибирцев.

Прорыв Кек-Джар за прошедшие годы размыло и в нашу воду затопило. Поэтому мы не могли оценить его выше 4С. Выше прорыва по лоции новосибирцев более 25 километров без сложных порогов. Таким образом, решение принятое нашей группой не разбирать суда и не забрасывать их в верховья на 2 дня пути оказалось оправданным. Если бы мы смогли подняться в верховья реки, то сложные препятствия верховьев оправдали бы затраченные усилия, а в нашем случае, мы прошли бы серию препятствий, самым сложным из которых был бы прорыв 5А категории сложности (фото 89, 90, 93, 94). После возвращения в лагерь и обсуждения увиденного был намечен план на завтра.

8 августа.

В соответствии с планом, заявленным в маршрутной книжке мы должны были потратить на прохождения участка реки от лагеря до поселка Первое Мая два дня. Поэтому первая точка рандеву с машиной была назначена в устье реки Ак-Таш. От места старта до нового прорыва, который мы видели из машины, около 7 километров относительно спокойной воды. Река течет в широкой пойме. В малую воду здесь наверняка река делится на протоки. В нашу воду вода текла одной черной лентой, причем распознать, где мелко, а где глубоко непросто - вода настолько насыщена грязью, что пена на обливниках практически не образуется, а в воде плавают мелкие камушки

Прорыв "Джангак" (5А). Ориентир - после широкой поймы впереди видно резкое сужение и впадение небольшого левого притока, по которому сошел сель. Ниже него еще один небольшой приток с грязной водой. Просмотр с дороги, идущей по левому берегу. Длина прорыва около 300 метров. Перед прорывом нет никакого подпора.

Сель, видимо, сошел недавно и состоял в основном из легко размываемой породы. В русле отдельные большие камни. Между камнями широкие проходы с пологими сливами и бочками. Линия движения по центру струи с маневрированием между камней.

Первоначально планировалось зачалиться перед препятствием для просмотра, однако линия движения была настолько очевидна, что капитан лидирующего катамарана решил этого не делать. Прошли прорыв по основной струе, маневрируя между камнями.

За прорывом пойма реки вновь расширяется. Справа из широкой долины впадает приток. До следующего препятствия около трех километров сплава по относительно спокойной воде. Впереди виден селевой вал, сужающий реку. Течение реки практически останавливается, образуя озеро длиной в несколько сот метров, в воде стоят деревья. Впереди следующее препятствие. Зачалиться надо к левому берегу перед впадением левого притока в конце озера.

Прорыв "Акташ" (5В). Образован на селевом выносе левого притока Акташ. Просмотр и страховка с левого берега. Общая длина прорыва более километра. Сели по этому притоку сходят регулярно и завал становится все выше и выше. В нашу воду прорыв можно разбить на три ступени.

Первая ступень начинается длинным пологим сливом с бочкой в правой части русла. Далее камни в струе образуют несколько каменных островков. Большая часть воды идет по центру реки. Струя скатывается тремя горками. Первая - по центру струи, далее от крупного камня в правой трети реки под левый берег и, наконец, от левого берега в прижим под скалу правого берега. Перепад высоты в ступени значителен, а глубина невелика, поэтому вся ступень напоминает стиральную доску с отдельными выступающими из воды камнями. За третьей горкой река делает правый поворот. На повороте у левого берега большой улов.

Первую ступень проходили с береговой страховкой. Лидирующий катамаран зашел в порог в левой трети реки, далее сместился под камень в правую треть реки (фото 95, 96) и ниже шел по основной струе. Прижим после третьей горки оказался очень слабым (фото 97). Катамаран - двойка и замыкающий катамаран прошли по той же линии движения (фото 98 - 101).

Вторая ступень расположена ниже улова. Струя проходит через каменную гребенку и делится ниже нее на две протоки. В камнях на гребенке и в протоках лежат смытые селем деревья и коряги. Падение в этой ступени заметно меньше, чем в предыдущей, но возможность навала катамарана на корягу заставляет идти очень аккуратно. За левым поворотом протоки сливаются и ступень заканчивается.

Третья ступень начинается после слияния проток и тянется около полукилометра. Река идет одним руслом. Падение реки вновь возрастает, ближе к берегам лежат крупные обливные и надводные камни, по центру реки русло более чистое. Здесь струя образует метровые стоячие валы, отдельные бочки за обливными плитами и навалы на береговые камни при поворотах русла.

После просмотра второй и третьей ступеней решили отстраховать лидирующий катамаран с берега, а два остальных, которые должны были идти походным порядком, с воды. Чалка после второй ступени при нормальном ее прохождении не нужна. Линию движения во второй ступени выбирали довольно долго - непонятно было, насколько далеко отходят ветки сухого дерева, притопленного в правой протоке.

После некоторых колебаний лидирующий катамаран зашел в препятствие под правым берегом (фото 102) и прошел до поворота под правым берегом. Расчет оказался правильным Между корягами в струе и правым берегом есть проход шириной не менее трех метров (фото 104 - 107). Третью ступень экипаж лидирующего катамарана прошел по основной струе и встал на страховку в улове левого берега за порогом. Катамаран - двойка (фото 103) и замыкающий катамаран прошли по той же линии движения, что и лидирующий (фото 108 - 111).

Ниже препятствия через реку переброшен навесной мост. Река течет единым руслом. До следующего препятствия более двух километров, заметных препятствий в реке нет.

Прорыв "Пионерский" (4В). Расположен ниже впадения левого притока Сары-Бээ и образован свежим селевым выносом. С реки за дорогой видны домики и сад - бывший пионерский лагерь. Ориентир препятствия - характерный селевой вал, который сжимает русло. Порог начинается пятидесятиметровой горкой на прямом участке реки (фото 112, 113). Ниже река поворачивает налево и резко направо. На правом повороте еще одна горка. Все камни основном русле обливные, крупных камней и бочек нет. Более чистый проход в левой трети русла.

Порог прошли в походном порядке в левой трети русла.

Далее около двух километров река течет в разбоях. Препятствий в русле нет. В конце разбоев река выходит в завальное озеро (фото 114), которое тянется около километра. Вода здесь стоит. Судя по стоящим в воде деревьям здесь, как и выше по течению, тоже недавно сошел сель, повысив уровень воды в озере. Зачалиться надо к пляжу на левом берегу перед впадением левого притока Кек-Джар (фото 115).

Прорыв "Бобслей" (6A). Отметим что один прорыв Кек-Джар на реке уже имеется выше по течению. Там также слева впадает приток Кек-Джар. Поэтому для того, чтобы не было путаницы в названиях препятствий, а также в следствии того, что мы первые полностью прошли это препятствие, мы даем ему такое название. Ориентиром препятствия служит большое озеро со стоячей водой, в конце которого у левого берега пляж и характерный селевой вал. Просмотр и страховка препятствия с левого берега. Все русло реки заполнено выносами селя, река прокопала в них глубокую канаву, по которому вода падает с падением более тридцати метров на километр в начале прорыва и не менее двадцати - в конце прорыва, постоянно петляя. Это дает полную аналогию с трассой бобслея. Селевые выносы спускаются к воде ступенями, дорога проходит в районе притока Кек-Джар метров в тридцати над водой, по притоку без проблем можно выйти на дорогу. Ниже начала порога левый берег - отвесная стена. Общая длина препятствия более двух километров. В основном из-за этого, а также из-за проблематичности организации страховки (катамаран может быть располосован острыми камнями в любом месте порога) препятствию присвоена столь высокая категория.

После озера река начинает резко падать вниз и делает сначала левый, а затем правый поворот. Перед правым поворотом под правым берегом лежит обливная плита. После поворота струя валит на острые надводные камни в центре реки и под левым берегом, где часть воды уходит в мелкую узкую протоку. Ниже на прямом участке обливные камни в центре реки и река делает левый поворот. За поворотом короткая горка с большими валами и правый поворот, в котором прижим к левому осыпному берегу. Дальше короткий участок и левый поворот, на котором в центре струи стоит большой камень. Проход слева от него более чист. Ниже река делает резкий правый, а затем левый поворот. На левом повороте струя делится на две протоки каменным островом. Левая протока более чистая, но более крутая, основная струя валит в правую протоку. Ниже в правой протоке река снова делает левый поворот, прижим к скале правого борта долины. Ниже прижима река делает еще один левый поворот и протоки сливаются. На этом самая крутопадающая часть препятствия заканчивается. На этом километре река теряет от 30 до 40 метров высоты. Ниже падение несколько уменьшается (метров до 20 на километр), характер препятствия остается прежним - частые резкие повороты русла, крутые короткие горки с обилием камней, река то делится на две протоки, то снова сливается в одну. Наконец, еще более чем через километр, русло реки вновь переходит от правого борта долины к левому и препятствие заканчивается. Где-то перед концом порога от реки влево отходит водозабор, но с воды мы его не рассмотрели. Немного выше окончания препятствия в пойме реки стоит техника. Здесь, видимо, добывают камни, которые в избытке поставляет очередной сель.

Препятствие проходили с организацией береговой страховки в 300 метрах от начала препятствия с левого берега на правом повороте. В этом месте вся струя валит под левый берег и при ширине реки около пятнадцати метров несложно при необходимости подать спасконец или помочь вытащить судно на береговые камни. Идти в порог походным строем было признано нецелесообразным, так как обилие надводных и полуобливных камней с вероятностью 100 процентов не позволит ни одному судну пройти чисто, без навалов на них, торможений и разворотов, что в свою очередь чревато столкновениями судов в препятствии. Кроме того на всем протяжении препятствия практически нет ни одного места, где можно было бы зачалить катамаран четверку. Речь, конечно, идет не об аварийной чалке, а о нормальной зачалке в улове при погашенной скорости катамарана. На береговые камни можно выброситься почти везде, но это, скорее всего, приведет к прорывам оболочки судна, так как падение реки очень велико и, соответственно, велика и скорость катамарана даже на относительно спокойных участках препятствия.

Прохождение начал лидирующий катамаран (фото 116). С воды в черном потоке практически без пены совершенно невозможно понять, где камень, а где вал. Уже проходя первый правый поворот экипаж пошел через бочку под правым берегом, надеясь что она тормознет судно и позволит удержать его около берега. Однако за сливом с обливной плиты оказалась не бочка, а камень на глубине нескольких сантиметров, который действительно тормознул, но только правый баллон катамарана. В поворот катамаран зашел лагом и ушел от камней в центре реки, но когда носовые попробовали выровнять судно, еще один обливной камень довернул катамаран кормой вперед. Развернуть судно экипажу удалось лишь на следующем повороте реки. Ниже экипаж старался удержать катамаран по основной струе, невзирая на бочки и обливные камни (фото 118 - 121). Сплав лагом по такому препятствию может обойтись дороже, чем прохождение метровой бочки или пенной ямы. Следующий разворот катамаран совершил при уходе в правую протоку, где пришлось идти через три камня слегка покрытых водой. Во второй части препятствия катамаран развернуло еще два раза - экипаж уже порядочно устал и удерживать судно на курсе стало заметно труднее. Ниже порога катамаран зачалился на первой же отмели на левом берегу, так как подходящих уловов так и не обнаружил и встал на страховку с воды.

Катамаран - двойка зашел в препятствие ближе к правому берегу (фото 117). За счет лучшей маневренности он прошел препятствие несколько проще четверок (фото 122 - 125), но все равно экипаж при зачалке выглядел измотанным. Замыкающий катамаран собирался уйти в левую протоку у каменного острова, но не успел и был прижат к острову. Экипажу потребовалось довольно много времени, чтобы сняться с камней и уйти в правую протоку. В результате прохождения каждый из экипажей потерял по одному веслу - их выбило у гребцов в разных местах порога, а замыкающий катамаран получил несколько порезов внешней оболочки судна.

Ниже препятствия река петляет по широкой каменной долине (фото 126, 127), то одной струей, то разливаясь на протоки. Сплав в этом месте спортивного интереса не представляет, а поскольку местность впереди достаточно густо населено, мы предпочли сплавиться еще немного и зачалиться перед следующим левым притоком, где нас уже ждала наша машина. В этом месте от основной дороги отходит проселок, который ведет к месту добычи камней. Проселком мы воспользовались для выноса судов к машине. Пригодной воды для питья в этом месте нет, поэтому мы не торопясь разобрали и высушили катамараны, погрузили их в машину поехали в уже обжитую гостиницу в городе Каракульджа.

2.4.4. Описание верховьев реки Яссы

9 августа.

После завтрака, закупки фруктов и овощей на рынке мы выехали в сторону реки Яссы. Как уже было указано выше, сплав по Яссы в августе не возможен, но нам хотелось все-таки до верховьев исследовать реку, чтобы окончательно закрыть о ней вопрос. Кроме того, у нас осталось в запасе несколько дней, которые мы не хотели проводить в городе.

Выше того места, куда мы доехали первый раз (мост через Яссы выше поселка Сарыбулак) река течет одним руслом (фото 129, 130) по дну ущелья, которое становится все уже с подъемом вверх. Однако, до следующего моста, где дорога вновь переходит на левый берег реки, на реке никаких препятствий, кроме мелких гребенок, нет. За мостом дорога начинает взбираться вверх от реки (фото 128) по левому борту ущелья и выводит к шлагбауму - въезду в заповедник Кара-Шоро. Здесь с машин и людей собирают дань. Не очень большую, но мы не заплатили вообще ничего, так как ехали на машине с вывеской "ГЕОЛОГИЯ", а водитель заявил, что мы едем не отдыхать, а работать.

Выше границы заповедника река проходит через горный узел в ущелье Кипчалма. Выше на протяжении восьми километров река мечется по дну ущелья в 30 - 70 метрах ниже дороги. По большой, паводковой, воде этот участок, наверно, может быть пройден на каяке. Для катамарана даже в паводковую воду не будет хватать места для маневра и зачалки, так как обломки скал местами перекрывают все дно ущелья, оставляя проходы не шире полутора метров (фото 131). С другой стороны откровенных завалов и непроходов для каяка на реке скорее всего не будет.

В нескольких километрах выше следующего автомоста, где автодорога вновь переходит на правый берег, ущелье расступается, долина реки расширяется. В нашу воду здесь по дну долины петляет речушка, которую можно перейти по камушкам, не замочив ног. В этом месте из земли бьет источник, напоминающий хороший нарзан, вода даже слегка газирована. Источник бьет на левом берегу Яссы и заключен в каменный домик, а для удобства на правый берег над рекой проложена труба и сделан фонтанчик. На правом берегу ниже этого места расположены развалины цеха, где раньше разливали эту воду в бутылки. Это и есть курорт Кара-Шоро (фото 132). Местные жители говорили нам, что это не единственный источник. По тропинкам можно выйти и к другим источникам с абсолютно другой по составу водой.

На правом берегу реки стоят палатки, в которых живут местные жители и кибитки, которые сдаются приезжим. Цены не высоки. Кроме этого у хозяев кибиток можно заказать еду. В нескольких лавочках, которые тоже содержат хозяева кибиток, из еды практически ничего нет, кроме лапши типа "Ролтон" или "Доширак". Зато никаких проблем со сладким или горячительным, включая пиво. Выше лавочек автомобильная дорога заканчивается, а вверх идет набитая лошадиная тропа.

Оценив место на курорте, не малое количество отдыхающих. Мы решили спуститься вниз к мосту на ровную полянку у реки и поставить лагерь там. Место оказалось удачным. Прямо под деревьями у реки мы обнаружили еще два источника, один с нарзаном, правда похуже качеством, чем большой источник, а второй с отличной питьевой водой.

10 августа.

Группа разбилась на две части. Самые ленивые взяли пустые бутылки и отправились за нарзаном, а любители трекингов пошли вверх по Яссы посмотреть верховья реки. Водоносы через несколько часов возвратились в лагерь и для интереса решили прогуляться по левому притоку, вверх по которому вела дорожка, проходящая по березовой роще и ведущая, как оказалось, к бывшей даче партийных бонз Ошского обкома КПСС. Да, умели эти ребята выбирать себе места для дач! Однако, не дом, хотя и слегка облупленный, но выглядящий мини дворцом, привлек наше внимание. Прямо под ногами на берегу притока растут подберезовики. Как выяснилось впоследствии, местные жители вообще не знают что это такое. Несмотря на самый строгий отбор грибов - брали только самые лучшие, крепкие, без единой червоточины, набрали не менее двадцати килограмм. Водителю пришлось распаковать казан, в который грибы поместились с трудом. Остаток дня был посвящен приготовлению грибов (фото 133). К вечеру, когда грибы уже были готовы, подошла основная часть группы, ходившая в верховья Яссы (фото 135, 136). Они дошли до того места, где тропа начинает подниматься на пятьсот метров по левому борту долины и уходит на перевал Кара-Шура, который выводит в верховья реки Кара-шура - левого притока Каракульджи. Тропа здесь хорошая, конная (фото 134), так что можно рассматривать этот перевал, как вариант заброски на Каракульджу.

11 августа.

Последнее в этом походе утро на природе. По обыкновению не поздно поднявшись, мы позавтракали и поехали в Ош. По пути мы сделали остановку в Узгене, где осмотрели исторический центр города со старым минаретом и мавзолеем (фото 137, 138). В Оше мы также посетили местную достопримечательность - гору Сулейманку с музеем, сделанным в пещере этой горы. А дальше "… Ошский базар взял нас в плен …".

Вечером ужинали в доме у водителя. Его семья первый раз попробовала грибы и оценила их по достоинству. После ужина где то около полуночи водитель отвез нас в аэропорт.

12 августа.

Вылет снова опоздал на два часа. Видимо работникам местного аэропорта не хочется рано вставать. Ну, так взяли бы и поставили самолет в расписание попозже, чем заставлять пассажиров часами ждать вылета. Но это лирическое отступление, а в остальном перелет прошел без приключений.

2.5. Выводы и рекомендации

1. Группа прошла заявленный маршрут полностью и безаварийно. Маршрут соответствует заявленной категории сложности.

2. Обследована река Яссы - последнее "белое пятно" района похода с точки зрения водного туризма. Сделаны выводы о невозможности спортивного сплава по Яссы на любых судах, кроме каяков, да и то, только в июне по максимальному паводку.

3. Сплав пройден в условиях большой воды, обусловленной временем начала сплава и дождями.

4. Впервые полностью пройдены наиболее сложные препятствия рек Тара - "Капчагайский завал" и Каракульджи - прорыв "Бобслей". Впервые пройдены два вновь образовавшихся завала на реке Каракульджа - "Джангак" и "Пионерский".

5. Порог - водопад "Шах" на Таре был обнесен из соображений безопасности (очень мощная бочка в нижнем бьефе порога в нашу воду).

6. Сплав по рекам Ойтал, Тар и Каракульджа обязательно должен проводиться с полным просмотром участков реки, так как количество и конфигурация препятствий может изменяться из года в год.

7. Сплав по Каракульдже позднее начала сентября возможен только на легких маневренных судах.

8. Нами указаны точки на реках Яссы и Каракульджа, до которых идут автомобильные дороги, частично пройдены тропы, ведущие в верховья рек Яссы и Каракульджа.

9. Порядок прохождения рек, совершенный нашей группой был обусловлен заявленными основным и запасным маршрутами, а также недостаточностью информации о транспортных возможностях района. Теперь можно планировать более логичный, чем у нас, маршрут Каракульджа - Ойтал - Тар. Заброска в верховья Каракульджи может быть проведена от конца автомобильной дороги, идущей вдоль реки с помощью лошадей за 2 дня (оплачивать лошадей придется за три дня). Сложный (вверх - вниз) участок на 35 километровой тропе составляет не более шести километров. Можно забрасываться на Каракульджу и с Яссы. В этом случае придется пройти примерно столько же через перевал Карашура (Сурташ) и далее вверх по Каракульдже. Возможна заброска на Каракульджу и со стороны Ойтала по реке Терек, затем через перевалы Чекайрек и Качура Бель. Длина пешего перехода в этом случае будет немного меньше (около 30 километров), но придется идти через два перевала. Переход по пути группы В.Говора, видимо, нецелесообразен. Длина перехода в этом случае примерно такая же, как и в остальных случаях, но пеший проход по берегу озера Кулун невозможен, собирать катамаран для переправы - потеря времени, а двигаться вплавь по ледяной воде, как это сделала группа украинцев вряд ли целесообразно.

10. Если для прохождения пешей части будет планироваться заброска на лошадях, то об этом надо договариваться заранее с Ошскими турфирмами, указывая конкретную дату и маршрут. Раздобыть лошадей непосредственно перед началом пешки у местных жителей довольно сложно, причем в случае их согласия за лошадей может быть запрошена неподъемная сумма.

11. Возможны, также и другие связки рек. Прежде всего это Малый Нарын - переезд через поселок Арпа в верховья реки Суек (приток Арпы) - перевал Суек - река Суек (приток Алайку) - сплав по рекам Алайку - Ойтал - Тар. Пеший переход в этом случае составит 30 - 35 километров. В этом случае обязательно надо получить пропуска в погранзону, так как от тропы на спуске по реке Суек до Китая меньше двух километров.

12. Можно сделать связки и без пешего перехода. Связку Ойтал - Тар - Гульча - Куршаб не очень рекомендовал В.Говор, ему не нравится вторая часть сплава. Относительно небольшой переезд будет при прохождении связки Ойтал - Тар - Кызылсу - Сурхоб - Вахш со сплавом до Джиргиталя или ниже. В этом случае придется пройти через две страны, но этот вопрос относительно легко решается. Заметим, что при достижении договоренности с Таджикской стороной, таджикская машина может встретить группу на границе и сопровождать вдоль Кызылсу и ниже. Возможны и другие связки Ойтала - Тара с реками Таджикистана, но это потребует соответствующего времени и ресурсов.