Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

Отчет о водном туристском походе III (с элементами IV) категории сложности по реке Тыя в Северном Прибайкалье

Дата: 06-22 июля 1988 г.

Маршрутная книжка № 57-88

Руководитель: Лучинин А.Г. (Горький)

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут имеет III (сл.) категорию сложности. Отчет использовать в библиотеке Горьковской областной МКК.

Сканирование и обработка: Стас Дмитриев (Нижний Новгород)

 

Р. Тыя

Длина реки 125 км. Истоки на высоте 2578 м в отрогах г. Иняптук, впадает в Байкал на высоте 455 м. Средний уклон от поселка Перевал 5,5 м/км , площадь водосбора 2980 кв. км. Расход воды летом в устье:

  Июнь Июль Август
Макс, расход 638 226 168
Средн. расход 386 89,4 68,6
Мин. расход 172 45,2 39,2

Сплавной участок начинается от пос. Перевал. Долина р. Тыя здесь -широкое заболоченное плоскогорье. На севере снежный гребень г. Довырен (2113 м). Поселок расположен на высоте 1040 м в зоне тундры на границе с лесом. Уклон реки у поселка 2 м/км, но через 3 км до 9 м/км.

Наибольшие притоки: Уокит, Гоуджекит и Нюрундокан. Питание снежно-дождевое. В 7 км от устья, Тыя выходит на холмистую моренную равнину и впадает в Байкал несколькими рукавами. Длина сплавного участка 110 км.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

В 1987 г. иркутские туристы-водники Л.Измайлов и А. Калихман на основе опыта иркутского туризма сделали попытку классификации водных маршрутов северо-восточного Прибайкалья. В 1988 г. этот обзор появился в альманахе "Ветер странствий". Этот район давно привлекал и наше внимание своей сравнительной доступностью при относительной нетронутости природы. Наш поход 1987 г. по рр. Томпуда и Улюн убедил нас в привлекательности этих мест и кроме этого продемонстрировал, что здесь можно найти реку на любой вкус в спортивном отношении.

В 1988 г. мы не располагали временем для четырехнедельного похода и попытались подобрать доступный и компактный маршрут с хорошими подходами. Нас привлек маршрут по р. Тыя, указанный в обзоре. А. Андреев нашел в библиотеке Московского турклуба отчет Рогова по этому маршруту, и его анализ показал, что подъезды к маршруту достаточно надежны, а сама река сравнительно сложна в спортивном отношении, но в то же время ее классификация как самостоятельного маршрута III к.с вызывала сомнения. С одной стороны, как об этом можно судить по отчету Рогова, на реке имеется ряд препятствий превышающих уровень III к.cл., с другой стороны длины сплавного участка в 110 км явно мало, чтобы считать ее "тройкой". Единственным отличием от кавказских двоек с элементами четвертой и пятой к.сл. является отсутствие населенных пунктов на всем маршруте. Поэтому возникло желание подобрать в добавление к Тые вторую реку, чтобы их можно было рассматривать вместе как маршрут - связку. Мы остановились на р. Окунайке - притоке Киренги. Переход на нее сравнительно короток - 15-20 км и должен начинаться на Тые ниже ее последних порогов.

К нашему удивлению оказалось, что материалов по Окунайке в доступных для нас местах нет. В то время как остальные реки этого района: Улькан, Б. Миня давно и неоднократно проходились и оцениваются III к.сл., по р. Окунайке у туристов - водников материалов не было вообще. Единственным источником информации стал отчет туристов-пешеходников за 1971 г. из библиотеки Московской областной МКК. По нему можно было судить, что сплав по Окунайке должен быть достаточно сложным и интересным, а сама связка рек Тыя - Окунайка может стать новым удобным (по подъездам) водным маршрутам III, а может быть и IV категории сложности.

При подготовке похода мы руководствовались, в основном, собственным туристским опытом, накопленным в походах по Забайкалью (в таких походах участвовало большинство членов группы), а также рекомендациями, данными в отчете Рогова.

В июне месяце на реках Прибайкалья наиболее благоприятная для сплава гидрологическая обстановка, а это нам казалось очень важным, т.к. предполагалось прохождение сравнительно маловодных верховий рек. Часть группы (Тургенев, Куфтин, А. Сердцев) совершили тренировочный поход в мае месяце 1988 г. по р. Храми на Кавказе, остальные тренировались на реках области. Двое участников похода Куфтин и Тургенев имели опыт горных походов, что было важным, т.к. он мог понадобиться на перевале с р. Тыя на р. Окунайку.

Для похода были выбраны в качестве средств сплава надувные лодки (ЛАС) и двухместный катамаран с металлическим каркасом (вес комплекта 18 кг). Такие суда соответствовали опыту группы - обеспечивали ее мобильность(сплав начинать предстояло дважды), и надежное прохождение мелких верховьев рек. Следует заметить, что с самого начала мы допускали возможность неудачи с переходом на р. Окунайку, и считали, что в этом случае мы выйдем в Байкал и проведем несколько дней на его побережье в районе г. Северобайкальск и с. Байкальское, где имеются радоновые источники.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

I. Подъезды к пос. Перевал (началу сплава по р. Тыя)

Когда мы приехали в г. Северобайкальск, оказалось, что ситуация с транспортом по сравнению с 1987 г. существенно изменилась. Это связано с тем, что была закончена реконструкция аэродрома в Нижнеангарске и аэропорт в Ангаракане перестал принимать дальние рейсы Аэрофлота. В результате автобусный маршрут № 3 из Северобайкальска сократили до Нижнеангарска, оставив до Ангаракана только два рейса -дин рано утром и один вечером. Прибыв в Северобайкальск в 9 ч.50 мин, на утренний рейс опоздали, так же как и на электричку на ст. Ангоя. Выручил водитель попутной машины, согласившийся довезти до пересечения дороги с р. Холодной.

Он же нам посоветовал искать транспорт в пос. Перевал у геологов, которые базируются недалеко от аэропорта. (В дальнейшем выяснилось, что с базы геологов на перевал ходят по понедельникам, средам и пятницам в 9 ч. вахтовки до Перевала). Попав на р.Холодную мы довольно быстро подъехали к заброшенному карьеру в 5 км вверх по р.Холодной и пообедав собрались там ночевать, но около 16 ч. на дороге появилась машина (ГАЗ-66) зафрахтованная туристами из Ульяновска. Водитель за вполне приемлемую мзду согласился подвезти и нас. Дорога в целом вполне приличная, только на одном участке в несколько километров по колее течет мощный ручей. Транспорта по ней идет видимо много и почти каждый день, т.к. поселок Перевал большой и требуется много горючего, продуктов и т.п. Наиболее тяжелый (для транспорта) участок дороги после ухода от р.Холодной на плато - очень круто и дорога идет серпантином. На самом плато масса вездеходных дорог. Буровые вышки, вертолетная площадка. Пос. Перевал оказался неожиданно большим: несколько десятков жилых домов, административные здания, дизельная, пилорама. Дорогу до поселка мы оценили в 50-60 км (водитель сказал 70), хотя по карте выходило не более 45 км. Подъезд туда сейчас достаточно надежен.

II. р. Тыя

Тыя протекает прямо по поселку, что ей явно не на пользу, т.к. прямо на берегу стоит дизельная и все утечки нефтепродуктов идут прямо в воду. В поселке это небольшая спокойная речка с заболоченными берегами. Массивы гольцов Иоко и Довырен составляют правый борт долины реки. Первые 1,5-2 км Тыя напоминает равнинную реку небольших размеров, однако довольно быстро появляются небольшие шиверы которые к устью р. Ондоко (правый) усложняются до III к.сл. На этом участке довольно много проток и островов, по берегам стоит лиственничная тайга (у поселка леса нет). Очень важно не пропустить устье р. Ондоко, т.к. через 1,5 км после него первый и самый красивый порог р. Тыя.

Препятствие № 5 - пор. Неожиданный открывает собою первый каскад порогов реки. Порог этот водопадного типа, высота его 1,5-1,7 м. Река делится скалой в русле на две протоки правая в "нашу" воду была непроходима, и левая представляла собой слив, прыгая с которого вода ударялась в скалу левого берега и, отражаясь от нее, образовывала глубокую пенную бочку (см. схему). Вход в порог осложнялся шиверой средней сложности. Участок быстротока в 100-150 м за порогом позволял осуществить надежную страховку с берега. Порог проходили по очереди со страховкой и фотосъемкой. Успех в прохождении порога обусловливался качеством захода в водопад, т.к. в самом пороге сделать уже ничего было нельзя. Оба ЛАСа прошли его успешно, а прохождение катамарана закончилось переворотом назад через головы экипажа. (Помощь экипажу не понадобилась). Отличная погода дала возможность экипажу высохнуть и отогреться за время обеда. На обоих берегах ниже порога отличные места для лагеря. Следующие пороги первого каскада "Двойной" (№ 7) и "Гребешок" (№ 9) достаточно просты (не выше П к,сл.). Порог "Марафон" (№ 10) - длинная, очень мощная шивера с массой камней и сливов - очень трудоемкая в прохождении. В конце его необходимо пристать к берегу, так как под высокой скалой правого берега расположен порог "Хан"(№ 11). Сразу за ним слева впадает крупный безымянный приток. Оба этих порога мы оценили III - IV к. сложности в зависимости от уровня воды. В Хан-пороге были пробиты два судна и мы их около часа ремонтировали. Ниже следует участок мощных шивер, и к устью р. Уокит Тыя теряет (на участке сплава) около 200 м высоты. По лоции Рогова ниже устья Уокита до второго каскада препятствий нет, однако оказалось, что далее идет участок мощных шивер почти до начала второго каскада.

После островов и проток берега реки постепенно сходятся, на дне реки появляются белые камни из мрамора, и река входит в сужение, в котором находится второй каскад порогов. Сначала следуют мощные шиверы, и после правого протока река входит в каньон с отвесными берегами (см. схему). Весь каньонный участок необходимо разведать, т.к. при малом или наоборот большом уровне воды он будет очень сложен. В "нашу" воду препятствия не превышали IV к.cл. Все 7 препятствий этого участка представляют собой достаточно мощные сливы через гряды крупных камней со сложными заходами и выходами. Ситуацию усложняет отсутствие участков спокойной воды и неудобные для страховки берега.

Ниже второго каскада длительное время (25-30 км) препятствий практически нет. Шиверы в протоках не превышают П к.сл. Для нас прохождение этого участка усложнил высокий уровень воды, установившийся после того, как мы миновали второй каскад. Скорость течения существенно увеличилась, берега были залиты водой, очень трудно было причаливать к берегу.

Третий каскад порогов начинается внезапно, характерные признаки его приближения появляются уже тогда, когда первый порог находится в опасной близости: справа впадает ручей, слева высокий скальный берег на правом повороте. Мы остановились несколько ранее (метров за 100), услышав рев воды в пороге. Весь каскад длиной 3,5 - 4 км. Наиболее сложное препятствие п. № 21 - "Олимпийский". Почти сразу за ним идет п. № 22 - "Хмурый" и после участка быстротока п. № 23.

Порог № 21 представляет из себя цепочку сливов с очень крупных камней с мощным пенными бочками и валами до 1,5 - 2 метров высотой по центру реки. Однако, несмотря на высокую мощную воду, нам, благодаря высокой маневренности судов удавалось находить проходы в камнях и уходить от валов и бочек. В принципе можно было идти порог частями, т.к. имелись 2-3 места для зачаливания. Нам, к сожалению, пришлось идти его целиком, выполняя при этом спасательные работы, т.к. катамаран перевернулся в первой половине порога. Капитана взял на борт ЛАС-3, второго члена экипажа вместе с судном прибило к берегу чуть выше п. №22 .

Порог № 22 - последнее серьезное препятствие на Тые. В "нашу" высокую воду под левым берегом образовался сравнительно простой проход. Однако по средней и малой воде прохождение существенно осложнится и поэтому его нельзя оценивать ниже IV кат. сложности.

С нашей точки зрения каждое отдельное препятствие этого каскада, по всей видимости, надо оценивать четвертой категорией сложности, но суммирование их в единый каскад качественно усложняет прохождение, делает его опаснее, затрудняет страховку.

В километре ниже п. № 23 на правом берегу законсервированная база геологов: несколько жилых домов, навес для техники, баня. Вокруг базы в радиусе 5-10 км следы деятельности людей: вездеходные дороги, вырубки, на горе шурфы и ямы от взрывных работ. К сожалению, за водораздельный хребет геологи не ходили.

Ниже базы Тыя течет по-прежнему быстро, но порогов нет, и шиверы не превышают П категорию сложности, много островов, проток, завалов. Этот участок до моста на БАМе мы прошли за 7 ходовых часов. Около моста долина реки расширяется и справа впадает большой приток Гоуджекит. Ниже моста Тыя течет вдоль железной дороги, постепенно приближаясь к Северобайкальску. Последние несколько километров она течет прямо по городу и в Байкал впадает чуть западнее его несколькими протоками. Пойма реки в этом месте сильно заболочена.

оз. Байкал

Пройденный нами маршрут захватывает только небольшой участок озера между г. С-Байкальском и с. Байкальским. В этом районе вдоль озера (расстояние от нескольких километров до 100 м) идет шоссе в с. Байкальское и фактически он весь является зоной отдыха горожан. Много палаток появляется на берегах в выходные дни, где отдыхающие рыбачат, загорают и даже купаются. В принципе, этот участок маршрута можно рассматривать как приятную добавку к Тые, позволяющую в то же время добрать необходимый для категории километраж. При хорошей погоде он позволит восстановиться после напряженного сплава по Тые перед отъездом домой. В районе с. Байкальское имеются радоновые источники. Достаточно близко от Северобайкальска (на восточном берегу Байкала) расположены Фролихинское озеро и бух. Хакусы с источниками горячих сульфатных вод, но их посещение затруднено тем, что они расположены на территории заказника, на посещение которого необходимо разрешение районного охотоведа.

Итоги, выводы, рекомендации

Сразу следует сказать, что программу - максимум на маршрут мы не выполнили. На это были свои объективные и субъективные причины.

Нами не был найден перевал на р. Окунайку и как следствие этого не была пройдена и сама река. Не удалось ознакомиться с картами района в пос. Перевал, т.к. там они хранятся не у геологов, а в спецчасти. Мы обследовали участок прилегающего к реке хребта между притоком Аиультак и базой геологов (30-35 км) визуально несколькими разведгруппами. За 3 дня поисков мы не нашли ни одной тропы, идущей на водораздельный хребет. Подходы к гольцам идут по очень захламленному лесу и чрезвычайно трудоемки Визуальное обследование хребта с близлежащих к реке высот положительных результатов также не принесло - мы не увидели ни одного места, которое хотя бы отдаленно напоминало перевал. Штурмовать же хребет в лоб без тропы мы не были готовы ни морально, ни физически. В дальнейшем, в конце маршрута, удалось выяснить у местных жителей, что подход к р. Окунайке есть со стороны Гоуджекита и его притоков в обход главного водораздельного хребта.

В настоящее время мы считаем, что идея создать маршрут-связку по рр. Тыя и Окунайка не безнадежна и может быть проведена в жизнь. Естественно, что это требует дополнительной работы. Потерпев неудачу с перевалом, мы решили спуститься по аварийному варианту выхода до Байкала и там отдохнуть и добрать несколько десятков километров необходимых для категорийности маршрута. К тому же это являлось логичным завершением маршрута по Тые. Это нам удалось сделать, но тоже не полностью, т.к. начавшаяся непогода заставила уехать с Байкала несколько ранее запланированного срока. По всей видимости, на район озера Байкал обрушилась непогода, пришедшая из Читинского и Бурятского Забайкалья, где она привела к катастрофическим паводкам. Когда под проливным дождем мы пересекали в поезде Байкальский хребет и видели мутные вздувшиеся реки, в которые буквально со всех сторон вливались потоки воды, наше сожаление о непройденной второй половине маршрута существенно уменьшилось.

В настоящее время мы считаем, что пройденный нами маршрут (с плаваньем по Байкалу) может быть оценен третьей категорией сложности с элементами четвертой для надувных судов (порог "Неожиданный" не в счет) и III кат. сложности в элементами V для байдарок.

Первоначальный же вариант маршрута требует дополнительной работы. В целом маршрут по р.Тые достаточно интересен и спортивен. Места красивые, населенных пунктов на реке нет. Но идти его, видимо, надо несколько позднее, чем шли мы, т.к. в середине июля в тайге еще пусто (нет ягод, грибов и орехов) и погода не очень устойчива. Туристов на реке не видели вообще.

О погоде

В целом погода на маршруте была удовлетворительная. Дождь шел обычно ближе к вечеру и ночью. Было тепло, временами даже жарко. Резко испортилась погода только в самом конце похода. В 1988 году лето в этом районе Забайкалья сильно запоздало. Когда мы приехали, на гольцах везде лежал снег (он так и не стаял до конца похода), в лесу только еще начинала цвести брусника. И вообще, было ощущение, что еще не лето.

В августе в этом районе в тайге намного приятнее и меньше гнуса, но можно попасть на очень малый уровень воды. Надо сказать, что, несмотря на очень позднее лето, клещей в тайге не было.

О снаряжении

Мы шли на одном большом ЛАСе - экипаж 3 человека, одном маленьком - экипаж 2 человека и на двухместном катамаране.

На надувных лодках типа ЛАС туристы нашего института ходят очень давно, и эти суда не нуждаются в рекомендациях: они очень удобны, прочны и мобильны. Двухместный катамаран для нас был сравнительно новым средством сплава хотя и опробованным весной на Кавказе на р. Храми.

Приложение - схемы порогов и района маршрута


Порог № 5 "Неожиданный"
Порог № 11 "Хан-порог"
Пороги №№ 13-20
Порог № 17 "Крокодил"
Порог № 19 "Капитан"
Порог № 21 "Олимпийский (нижний участок)
Порог № 22 "Хмурый"

Примечание С. Дмитриева

Поскольку отчет был составлен в далеком 1988 г. (в те времена, когда карты и схемы туристы рисовали от руки, не было Интернета, а материалы "срисовывали" по библиотекам), естественно, данные по транспорту, состоянию поселка Перевал и многие другие - устарели. При использовании делать поправки на современное состояние дел. В то же время пороги, где были, там и остались. Поэтому я ничего в отчете не исправлял, кроме опечаток.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 Кат-НН, 24.03.2008

ЛОЦИЯ РЕКИ ТЫЯ:
Поселок Перевал на ЛБ на широком заболоченном плато на высоте 1040 метров над уровнем моря. В районе поселка течение реки медленное, русло узкое, довольно глубокое. Преобладают плесы. Напротив поселка мелководный перекат.
1. Мелководная шивера. 0, 7 км от поселка. Крупные валуны и множество мелких острых камней. Струя ярко выражена. Требуется лавировка. В конце крутой перепад на правом повороте. Небольшие валы 0, 3-0, 5 м. Протяженность около 300 м.
2. 200 м от преп. N1, после участка спокойной воды. Поперек реки - узкая гряда камней. Узкий проход справа, ширина 2 м. При уровне воды выше среднего возможен проход по центру.
3. Мелководная шивера в 1 км от преп. N2. Протяженность около 200 м. Много крупных камней. В средней части препятствия русло раздваивается. Правая протока очень мелкая, непроходима. Идти надо по левой протоке, в конце которой пологий слив с перепадом около 1 м. Русло местами усеяно сланцевыми осколками. Далее идет участок (около 1 км) мелководных перекатов и слабых шивер.
4. Участок шивер. Протяженность около 4 км. В начале несколько мелководных шивер с крупными камнями. Затем увеличивается уклон, шиве¬ры становятся круче, все чаще появляются валы до 0, 5 м. Русло сужается, возрастает скорость течения. Плесов нет. После впадения реки Ондоко начинается непрерывная шивера средней мощности с валами до 0, 7 м и высокой скоростью течения. Струя ярко выражена. Примерно через 1, 5 км после впадения р.Ондоко мощность шиверы ослабевает, и перед преп. N5 идет участок (около 300 м) относительно спокойной воды.
5. Порог "Неожиданный". 1, 5 км от устья р. Ондоко в конце левого поворота. Порог водопадного типа. Посреди русла крупная скала. Слева у берега - скальные выступы, справа - рассыпные крупные валуны. Большая часть воды идет в левые ворота, посреди которых торчит острый обливной зуб. С него вода двумя косыми сливами отвесно падает вниз на 1, 5 м и образует очень мощный пенный котел. На выходе из котла вода падает еще на 0, 5 м. Правые ворота - узкий косой пологий слив, с обеих сторон за¬жатый наклонными плитами. Посреди наклонного участка слива торчит острый обливной зуб. Внизу пенная яма. После устья р. Ондоко лучше держаться правого берега. Осмотр и страховка возможны с любого берега, но предпочтительней с правого. На обоих берегах порога очень удобные места для ночлега. При подходе с воды видна гряда камней поперек реки, крупный камень в центре, и заметен резкий перепад воды. плеса после порога нет. Короткий быстроток переходит в шиверу. Для зачаливания за порогом необходимо принимать специальные меры.
6.Шивера порог. Протяженность 3, 5 км. Начинается сразу за препятствием N5. Собственно это каскад шивер и небольших порогов, разделенных участками быстротока. Течение быстрое, сильная струя. В первой части часто попадаются камни в русле. Вторая часть характерна сплошной сильной струей. Валы до 0, 7 м, сливы до 0, 5-0, 7 м.
7. Порог "Двойной". Находится за правым поворотом на прямолинейном участке. С воды смотрится как несложная шивера. Ориентир - скала у правого берега. Зачалиться перед порогом трудно - слишком быстрое течение. Порог состоит из 2 ступеней, расположенных на расстоянии 50 м друг от друга. Напротив каждой ступени по правому берегу скальные выходы коренных пород. Первая ступень - пологий чистый слив с перепадом около 1, 5 м, валы до 1 м, пенный котел. Вторая ступень - такой же слив, но посреди русла торчит полуобливной камень. Пройти лучше справа. После порога - короткий участок спокойной воды. Чтобы здесь зачалиться, нужно сразу за второй ступенью работать к берегу. Лучше к ле¬вому, хотя на правом - удобное место для ночевки. За поворотом река разбивается на рукава. Правые протоки очень мелководны. Идти надо в левую протоку - там несложная шивера в виде трека с валами 0, 5 м, небольшой навал на левый берег. Струя сильная, ярко выражена. За этой шиверой начинается следующий технический участок.
8. Участок шивер. Шиверы не сложные, разделены быстротоком и пе¬рекатами. Валы до 0, 5 м, быстрое течение, изредка в русле попадаются крупные камни. Через 1 км шиверы несколько упрощаются.
9. Порог "Гребешок". Порог находится на правом повороте перед правым притоком - ручьем с гольца Йоко. Ориентир - треугольная серая ка¬менная у правого берега. Ее видно издалека. Начинается порог несложной шиверой, затем на повороте образуется мощная струя с валами до 1м, не¬сильный прижим к крупным валунам у левого берега. Затем слив с подвод¬ного камня, пенная яма. Перепад около 1, 2 м. Справа от пенной ямы, посреди русла - обливной камень. За порогом плес длиной около 50 м. Затем несложная шивера и через 100 м впадает правый приток - ручей.
10. Порог Марафон". Начинается через 200м от устья правого притока. Длина порога 1 км. На входе - каменистая шивера. Далее на протяжении всего порога следуют один за другим сливы до 1, 0 м. В русле множество камней, пенные бочки. Общий перепад в пороге - 25- 30 м. при прохождении требуется умелое маневрирование, в конце "Марафона" за правым поворотом находится более сложный порог "Хан-порог", зачалиться перед которым без помощи с берега очень трудно. Разведка порога обязательна. Осмотр лучше проводить по левому берегу, так как в конце правый берег переходит в скальный крутой прижим.
11. Порог "Хан-порог". Порог находится в конце предыдущего препятствия за правым поворотом. Осмотр возможен только по левому берегу. Правый - высокий скальный прижим. В пороге две характерные ступени, разделенные мощной пенной струей. В первой ступени - два следующих один за другим крутых слива, с перепадом по 1 - 1.3 м, сильный навал на сланцевую скалу правого берега, вдающуюся в реку. Вторая ступень - слив более 1 м. Вспененный вал, бочка. Плес за порогом - около 25 м. Слева круто впадает крупный ручей. Разведка и страховка на препятствиях 10 и 11 обязательна.
12. Протяженный (около 5 км. ) участок шивер и коротких порогов, следующих один за другим. В начале препятствия - сложная шивера со множеством камней, сильным течением. Валы до 1 м., сливы до 0.7 м. Спокойных участков нет. На участке имеется 3 прижима с выходами коренных пород. В этих местах небольшие короткие пороги с крутым падением, валы до 1 м., перепады по 1.5 -2 м. Такие же пороги имеются еще в 2-3-х местах. Технически прохождение несложно за исключением одного порога в середине участка, в этом месте слева имеются выходы коренных пород, скальный нависающий выступ. Слева в русле до середины рассыпаны крупные валуны. Основная струя идет в правой половине русла, затем за крупными камнями под прямым углом поворачивает влево и, падая крутым сливом свыше 1 м. прижимается к береговой скале. Посередине слива торчит полуобливной камень, который надо оставить слева, иначе очень трудно отгрестись от береговой скалы. Препятствие 12 можно идти без разведки, за исключением описанного выше порога в середине участка. Мы рекомендуем все же осмотр всего препятствия 12, так как несколько раз река разбивается на рукава, и выбрать нужную протоку с воды нелегко. Преп. 12 продолжается почти до впадения правого крупного притока - р. Уокит. Река становится более полноводной, уменьшается уклон. До левого притока Амындакар и далее до преп. 13 на участке несколько несложных шивер. Попадаются камни в русле, но значительно меньше, чем в верхнем течении реки. Появляются участки спокойной воды. Местами река разбивается на рукава. Надо всегда выбирать протоку с большим свалом, это хорошо видно с воды. За 2 км от преп. 13 справа будет видна огромная щека - бом бело-серого цвета. По левому берегу местами прослеживается тропа. Основная тропа, видимо идет выше. На участке препятствий с 13 по 20 желательна детальная разведка. Берега на всем протяжении каньонного типа с различной высотой. Левый берег, как правило более высокий и крутой. Правый значительно ниже.
13. Шивера. Длина около 80 м. На входе на левом повороте - трек со сливом 0, 5 м. Затем в центре обливные камни, валы до 0, 7 м.
14. Порог "Солнечный". Находится в 150 м от шиверы 13 на правом повороте. По берегам скальные выходы. Технически не сложный. Крутое падение воды, валы до 0, 8 м. Осматривать порог лучше с ПБ.
15. Шивера - порог. В 150 м. от препятствия 14. В русле несколько крупных полуобливных камней. Слив около одного 1 м. Пенный котел. Небольшие валы до 0.5 м. Заходить следует справа, потом резко отработать влево в косые ворота, образованные обливными камнями. Желательна разведка.
16. Шивера. От препятствия 15 до препятствия 16 - 400 м. Шивера довольно мощная. В русле - крупные валуны, слив 1 м, валы до 1 м. Сразу за этой шиверой следует зачалиться на правый берег для осмотра следующего препятствия, которое находится в 100м.
17. Порог "Крокодил". На правом повороте основная струя треком проходит под левым берегом. Валы в струе до 0.7 м., пенные бочки. Слева с берега лежит характерный длинный камень - "Крокодил". Значительная часть воды устремляется в ворота (шириной 3 м.) между этим камнем и камнем посреди реки. Под "Крокодил" сильно затягивает. Отбойной струи нет. Общий перепад в пороге – 2, 5 м. Заход по основной струе, затем постоянная интенсивная работа вправо, чтобы уйти из под "Крокодила". Разведка и страховка при прохождении порога обязательны. Осмотр надо делать с правого берега. Страховку удобно организовать на плесе, сразу на выходе из порога.
18. Шивера. Расположена в 250 м от преп.17. Посреди реки небольшой галечный остров. Левая протока - трек с валами до 0.5 м. В правой протоке посредине большая скала. Вся вода идет между этой скалой и галечным островом, образуя небольшой порожек с крутым падением, валами до 0.7 м. Перед правым притоком - ручьем начинается входная шивера следующего препятствия. Здесь необходимо зачалиться для разведки и организации страховки.
19. Порог "Капитан". Во входной шивере посредине русла лежит огромная прямоугольная скала. В правой части русла - множество обливных, подводных и надводных камней, сливы между камнями до 1 м, пенные котлы. Для крупного судна здесь трудно найти проход. В левой части русла - чистая мощная струя с валами 0, 5 м. За прямоугольной скалой основная струя идет треком под левым берегом, сильно бьет в скалы, выступающие с берега. В русле несколько обливных камней, с которых вода падает сливами до 1, 2 м. Основная струя насыщена вспененными валами, мощными бочками. На протяжении 100 м. порога - перепад уровня воды - около 4, 5-5 м. Для относительно крупного судна вариант прохода, видимо один - с заходом в левой части реки. Затем, после скалы посреди русла следует интенсивно отрабатывать вправо, чтобы избежать столкновения с о скальными вцыступами. Далее -движение по основной струе. Зачалиться следует к правому берегу. Это труда не представляет. Для судов небольших размеров существует очень интересный вариант прохода в правой части русла. При этом потребуется сложное маневрирование, затем можно уйти влево в основную струю или пройти через крутые сливы в центре и у правого берега. Порог "Капитан" - самый красивый и сложный на этом участке реки. Сложность его оценить четвертой категорией. Разведка и страховка препятствия 19 обязательны. Через 80 м. в русле скала-камень, которую нужно обойти справа. Здесь небольшая шивера с валом до 0.8 м. Сразу за порогом "Капитан" на протяжении около 150 м. идут отвесные щеки высотой 30 м. Дальше идут крутые берега каньонного типа. Левый берег выше и круче, с зарослями кедрового и елового стланика. Правый берег каньона ниже и доступнее для разведки.
20 Мощная шивера. Начинается в 150 м. от преп. 19, идет по всему каньону на протяжении 1 км., можно идти без разведки. Сильная струя, валы 0.5 м., сливы до 1 м., изредка участки спокойной воды, быстротек. Зачалиться на этом участке трудно. Примерно через 1км правый берег выполаживается, появляются участки спокойной воды. Здесь кончается препятствие 20. Через 1.5 км. выполаживается левый берег. Обстановка на реке значительно упрощается: простые шиверы, перекаты, плесы. Но течение пока быстрое - 7-10 км в час. Через 8 км от каньона река превращается в сплошной плес, лишь изредка попадаются мелкие перекаты. Река часто разбивается на рукава, но трудности выбора линии движения нет. Всегда видна протока с основным свалом воды. В протоках возможны завалы. Река образует меандры с неожиданными поворотами русла. С воды не заметны притоки, даже крупный приток Аиультак . Но правый ручей, который впадает вскоре после Аиультака, хорошо заметен. Он вносит в русло галечный грунт и в этом месте образуется шивера с валом до 1 м. Отсюда течение убыстряется, вновь появляются шиверы и перекаты. Долина реки очень широкая. Тайга - ель, кедр, осина, изредка попадается береза. В реке есть рыба. Долина заболочена, берега очень низкие. По-прежнему незаметны с воды притоки. С воды заметен лишь правый приток- ручей, за которым и начинается следующее препятствие. Зачаливаться нужно на правый берег, как только впереди будут видны камни и буруны в русле, а левый берег превратится в высокую осыпную стенку.
21. Порог "Олимпийский". Начинается в месте впадения правого ручья. Два левых ручья - притока перед этим участком с воды незаметны. Длина порога около 1, 5 км. Левый берег - почти отвесная скально-осыпная стена высотой до 40 м. Правый - полка высотой 5-10 м., каменистые россыпи. На входе мощная разгонная шивера с валом 1 м., в русле много камней, крутые валы, один за другим следуют сливы по 1-1.5 м., пенные котлы, многочисленные "ворота". Струя мечется от берега к берегу, устремляясь в узких местах мощным потоком между береговыми скалами. Во второй половине порога есть небольшой участок относительно спокойной воды после ряда крутых сливов. Здесь желательна организация страховки. Нижняя ступень - самый мощный участок порога. Река здесь расширяется и вода просачивается сквозь гряду рассыпанных поперек русла крупных камней. Основная струя выписывает сложный зигзаг и падает крутым пенным сливом-водоскатом в ворота, образованные камнем-скалой посреди реки и крупными валунами у правого берега. Ширина ворот – 3, 5 м. В сливе - перепад около 2, 5 м.: вспененная струя, мощный котел. Затем струя образует ряд крутых стоячих валов высотой до 1, 5 м. Далее струя прижимается к отвесной скале-щеке с левого берега. После щеки река поворачивает направо, на левом берегу лесной завал, под который уходит небольшая часть воды. Здесь начинается разгонная шивера следующего порога, поэтому необходимо зачалиться на правый берег сразу на выходе из нижней ступени порога "Олимпийский". Порог оценивается как препятствие 4-ой кат. сложности. Разведка препятствия 21 и организации страховки обязательны. Кроме того советуем обнести вещи. Для этого доступен только правый берег.
22. Порог "Хмурый". Начинается разгонной шиверой в конце правого поворота за преп. №21. Левая половина русла усеяна камнями разнообразных размеров и форм. Значительная часть воды идет по центру русла, затем основная струя смещается к правому берегу и на левом повороте сильно прижимается к береговым осыпям и скалам. На самом повороте находятся две ступени порога. В первой ступени - посреди русла находится треугольная наклонная плита. Основная струя идет в ворота между этой плитой и береговыми скалами, образуя крутой слив высотой 1, 5 м. и мощный пенный котел. В левых воротах, между плитой и продолговатым камнем у берега - пологий косой слив с перепадом 1 м. Навал на плиту посреди русла довольно сильный. Вторая ступень отделена от первой 30 м. быстротока. Характер ступени такой же как и у первой. Посреди русла - крупный камень, по обоим сторонам которого сливы по 1-1, 2 м , мощные пенные бочки. Правые ворота более узкие -около 3 м., а в левых есть участок более спокойной воды у берега. На выходе из порога валы 0, 5-0, 7 м. Помимо нашего варианта прохождения существует более сложный и более интересный - через правые ворота первой и второй ступеней. При этом наибольшая сложность возникает при заходе в ворота первой ступени, так как в этом месте струя сильно прижимается к береговым скалам. Разведку порога можно производить с любого берега. Но попасть на левый берег пред порогом не просто - мешает лесной завал и множество камней в русле левого берег. Осмотр с правого берега не представляет трудности. Заодно можно осмотреть и следующее препятствие.
23. Шивера-порог. В 150 м. от преп. №22, за левым поворотом начинается мощная шивера-порог с крутым падением воды. Правая половина русла загромождена подводными полуобливными камнями, основная струя идет в левой половине русла, где камней почти нет. Валы 1 м. и более, местами бочки в струе, высокая скорость. На 80 метрах препятствия 23 падение воды около 4 м. В конце - поворот направо, несильный прижим к осыпной скале слева. Около левого берега, под скалой, слив около 1 м., пенный котел. У ПРАВОГО БЕРЕГА ЧИСТО.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100