Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчёт о водном спортивно-туристском походе IV к.с. р. Ципа - р. Витим

Дата: 16 июля - 15 августа 2003 г.

Руководитель: Вахитов К.Ш. (Владивосток)

Источник: Турклуб "СПЛАВ" (Приморский край, г. Владивосток)

 

1. Сведения о районе путешествия

Район путешествия относится к байкальской горной стране. Это нагорье Северного Забайкалья и Витимского плоскогорья. Рельеф преимущественно средней высоты. Наивысшая точка достигает в хребте Кодар 2999 м. В горах почти везде преобладают кислые интрузивные породы, главным образом гранит. С ним связаны месторождения руд различных металлов: золота, серебра, свинца, цинка, олова, молибдена и др.

1.1. Климат страны

Климат страны умеренный, крайне континентальный. Из-за горного рельефа везде наблюдается высотная поясность климатических условий. Зимы холодные (-65). Часто бывают морозные туманы. Осадков в зимнее время выпадает очень мало. В летний сезон увеличивается облачность и выпадает большая часть осадков, особенно во второй половине лета, достигая максимума в июле и августе.

Наиболее крупными реками Байкальской страны являются Витим, Селенга и Шилка. Очень много небольших озёр ( свыше 2500). Они расположены как в межгорных понижениях, так и в горах. Характерно групповое расположение озёр. Наиболее значительное из них-Баунтовское. Имеется большое количество разнообразных источников лечебного значения, в том числе горячих сероводородных и др. Очень красивая природа с богатым растительным и животным миром.

р. Ципа в переводе с местного наречия обозначает "река без бродов". Относится к Баунтовской группе озёр. Берёт начало с небольшого озера, втекает в озеро Баунт под названием Верхняя Ципа. Далее вытекает из оз. Баунт под названием Нижняя Ципа. И только от м\с УЮ идет как р. Ципа. Р. Ципа втекает в р. Витим.

1.2.

Водный спортивно-туристический поход осуществлялся членами т/к "СПЛАВ"

Адрес т/к: г. Владивосток, ул. Гоголя, ВГУЭС

Руководитель группы: Вахитов К.Ш., адрес: г. Владивосток, ул. Каштановая 13-кв. 94, т.д. 520594

Маршрут имеет четвёртую категорию сложности.

Отчёт находится у руководителя т/к "СПЛАВ" заслуженного путешественника России Карикова Г.Г. Адрес: г. Владивосток, Океанский проспект д.104 кв.79

Отчёт составлял рук. Похода Вахитов К.Ш. при участии членов похода: Проломова А.А., Лахина А.В., Чахлов А.Н.

2. Сведения об участниках похода

\
Ф.И.О. год рождения Обязанности в группе Место работы Домашний адрес, телефон Тур.опыт
1 Вахитов Камил Шамилович, 1955г. Рук. ООО ТУРНИФ Владивосток, ул.Каштановая, 13–94, т.520594 4у, 5у
2 Проломов А.А., 1968г. Пом.рук. Электрик, ДВО РАН Владивосток, ул.Добровольского, 37–41, т.257911 4у, 5у
3 Пипко Д.Н., 1978г. менеджер Эл\механик, ОАО ПБТФ Арсеньев, Приморская, 13–2
4 Баталова О.М., 1978г. завпрод Менеджер по туризму Владивосток, ул.Адм.Кузнецова, 58–40 4у, 5у
5 Суриков В.В., 1983г. лоцман Студент ВГУЭС Владивосток, ул.Кирова, 29–34
6 Лахин А.В., 1984г. завснар Студент ДВГУ Дальнегорск, ул.Набережная, 30–48, т. (273)22681
7 Чахлов А.Н., 1983г. летописец Студент ДВГУ Дальнегорск, Проспект 50лет Окт., 13–20
8 Дронова Ю.В., 1983г. медик Студент ВГУЭС Владивосток, ул.Адм.Кузнецова, 16–12
9 Зализняк Н.К., 1985г. фотограф Студент ВГУЭС Владивосток, ул.Чапаева, 24–249
10 Думенко О.А., 1969г. психолог Препод. ДВГУ Владивосток, ул.Магнитогорская, 20–17 3у, 5у

При подготовке к походу, а так же при составлении отчета использовались материалы т\к "СПЛАВ" отчет 1997 года, р.Ципа - р.Витим, руководитель Кариков Г.Г., а так же отчет 2001 года Федерации спортивного туризма г. Санкт-Петербурга, руководитель Шкенев Ю.Л., за что мы их сердечно благодарим.

3. График движения по маршруту

\
Дни Участок маршрута Км. Способ передвижения Примечания
1–3 Владивосток –Чита поезд Клеимся, шьем
4 Чита дневка Сразу уехать не удалось, устроили отдых, побродили по Чите, докупили продуктов
5 Чита – оз.Баунт 550 машина Хорошая дорога до Богдарино, далее грунт
6 Оз.Баунт стапель С лесом плохо, приходилось далеко ходить
7 Оз.Баунт – р.Н.Ципа 30 сплав Можно договориться с местными и доехать на моторке, главное бензин
8–9 р.Н.Ципа – р.Горячая 55 сплав п.Баунт есть магазин. Р.Горячая местное название Шуринда.
10–11 р.Горячая – р.Уакит 55 сплав Скорость 0, тащим каты по берегу
12–13 р.Уакит – м\с УЮ 110 сплав Прошли р.Кудор, идет пена, грязь, рыбалка стихла
14 м\с УЮ дневка Ремонт, баня, печать, готовимся к порогам
15 м\с УЮ – р.М.Алинда 35 сплав Гидропост, устроили тренировку по выброскам, домик
16 р.М.Алинда – р.Б.Алинда 12 сплав Прошли 11 и 12 пороги
17 р.Б.Алинда – р.Воимокан 26.2 сплав Прошли 45 и 49 пороги
18 р.Воимокан – р.Цирик 35.3 сплав Очень интересны 57, 58 и 66, 67 п.
19 р.Цирик полудневка Отличное место, баня, рыбалка
20 р.Цирик – 119 порог 33 сплав Местное название "Водопад", обнос с л\б, можно устроить тренеровку
21 119 порог – р.Жалю 61.2 сплав Интересна 157 шивера
22 р.Жалю – урочище "8" 69 сплав  
23 урочище "8" – Бамбуйская котловина 43 сплав Красивое место, слияние Ципы и Витима, мест для лагеря мало
24 Бамбуйская котловина дневка Устроили посвящение, отдохнули
25 Бамб. котл. – ст.Витим 102 сплав Прем до предела
26 ст.Витим дневка Сушка, ритуальный костер, печать на ст.Куанда
27 ст.Витим – ст.Владивосток поезд  

Итого протяженность водной части маршрута 667 км. Продолжительность активной части маршрута 20 дней из них ходовых дней 16, 4 дневки.

4. Особенности предпоходной подготовки

- нумерация препятствий, взятая из описания прохождения других групп сохранена только внесли некоторые дополнения. Уровень воды в реке Ципа в связи с засухой был ниже среднего для этого времени, но это не изменило характер препятствий.

- препятствия на р.Ципа характерны своей мощностью при относительной безопасности. Протяженность самого интересного в спортивном плане участка на р.Ципа - 115км., на которые приходится 110 порогов. На р.Ципа нет каньонов и прижимов, что позволяет осмотреть и пройти порог. Берега каменистые и заросшие лесом, иногда трудно найти место для ночлега.

- самый трудный участок - это оз.Баунт и участок реки от Н.Ципы до м\с УЮ. Имеется ввиду психологическое настроение группы. Хотя рыбалка и красивая природа сглаживают общее настроение. Многое зависит от состава и слаженности экипажей, а так же от их командиров. Очень сильно помогает смена экипажей по согласию и психологическому настроению.

- при прохождении сложных участков требуется более индивидуальный подход к составу экипажей.

5. Определяющие препятствия маршрута

Препятствие Длина Характеристика Путь прохождения
11 порог 800м. мощные валы высотой 2–2,5м., бочки вдоль берегов, обливные камни, закрученные косые валы идут от берегов, условия для страховки сложные. см. рис.1 Основная задача выйти в центр. часть. и двигаться к левому берегу. Страховка по л. берегу и с катамарана по правому берегу, есть удобное место за камнем.
12 порог 700м. идентично 11 порогу. см. рис.12 Прохождение по центру, смещаясь к левому берегу. Главное при прохождении держаться перпендикулярно косых валов и держать весло в воде.
19 порог 250м. Сложное место: в центре мощный слив с огромной бочкой. Требуется максимальное внимание и осторожность. Порог сразу переходит в шиверы. Проход узкий – сразу же после основного слива нужно уходить к л\б.
45–49 порог Уделить особое внимание. Пороги расположены в 50–100 метрах друг от друга. Самый серьезный порог 49 – косые валы сходясь в нижней части порога образуют высокий пульсирующий вал Шли вместе с небольшим интервалом для более удобной страховки с воды.
67–69 шиверы 2,5км. Самые интересные шиверы на реке с большим количеством обливников и бочек. Высокая скорость течения требует точного маневра и умения сориентироваться среди мощных валов и камней. Шли по разному, но внимательно, контролируя друг друга. А также отрабатывая ТВТ.
104 шивера 400м. Самый коварный участок на реке. О чем и гласит табличка о погибших на этом месте и оверкиль одного нашего экипажа двойки. Река делает резкий поворот вправо. Вся вода идет по л\б и выносит на подводный камень с бочкой. см. рис.3 Самый безопасный проход под правым берегом или по центру стараясь не попасть в бочку.
119 порог 500м. Это последний и один из самых интересных порогов на реке. Для спортивных групп отличное место для тренировки. Удобно обносить по л\б. Самое мощное и интересное место вдоль по правому берегу. Три плиты с мощными бочками. См. рис. 4  

6. Организация заброски на маршрут

Основной задачей было найти транспорт, чтобы забросили до курорта Баунт (горячий ключ). Мы договорились за умеренную плату, это был КАМАЗ оборудованный будкой. Выехали утром и вечером были уже на месте. Начали собираться на следующий день. С дровами были сложности - далеко ходить. Печать можно поставить в санатории. Есть еще один вариант. Можно за деньги нанять 2-3 лодки чтобы перекинули через озеро или докинули до устья реки Угольная, в зависимости от уровня воды, денег, спирта и бензина.

7. Техническое описание маршрута

В основу тех описания положили материалы из отчета т\к "СПЛАВ", а также отчет Федерации спортивного туризма г. Санкт-Петербурга, которое было найдено в Интернете. Следует отметить что во всех лоциях нумерация порогов одинаковая. Лоция прилагается к тексту.

16.07.2003

Сели в поезд №139 Москва-Владивосток все 10 человек. Традиционно пришло много народа проводить в поход.

19.07.2003

г.Чита. нас встретили, отвезли на р.Читинка. Встали лагерем. Часть людей поехала знакомиться с городом и дозакупить продукты.

20.07.2003

С утра садимся в КАМАЗ оборудованный будкой и начинаем движение до озера Баунт. Дорога хорошая. Асфальт до границы Читинской области и Бурятии, далее грунтовка.

21.07.2003

Верхняя Ципа. Недалеко курорт Баунт (горячий ключ). Можно поставить печать в маршрутную книжку. Начало маршрута. Стапель. С дровами сложности. Много рыбы. Вода теплая 18 градусов. Тепло.

22.07.2003

От курорта до озера 2 часа ходу по р.В.Ципе. Выходим на озеро, ориентир северо-восток, мыс "щучья коса". До вечера дошли до начала р.Н.Ципа. Очень трудный участок. Все устали.

23.07.2003

Н.Ципа. Река протекает по Баунтовской котловине. Уклон реки ничтожный: всего 10 метров на 260 км - река практически стоит. Поселок Баунт по правому берегу, живут 8 человек - пенсионеры. Есть магазин: чай, тушенка, консервы, завоз 1 раз в полгода. Можно купить молоко, хлеб. Идем дальше, скорость реки 0. Чтобы хоть как-то ускорить движение, идем по берегу, тащим каты, скорость 5 км\час.

24.07.2003

Река сильно меандрирует. Очень тяжело ориентироваться. Хорошо помогает геологическая карта т.к. в связи с засухой многие ручьи просто пересохли. Берем ориентиры на самые высокие точки, а также ищем тригонометрические вышки. Идем по компасу. Дотопали до р.Горячий. Отличное место. База. Домики. Есть баня. И даже горячий источник. Стоит жара. Дождей нет.

25.07.2003

р.Горячий - местное название р.Шуринда. Постепенно река стала меньше меандрировать. Скорость немного увеличилась. Начинаются дожди.

26.07.2003

Идем под дождем. Все промокли, устали. Ориентир г.Пиканда (1750м) виден хорошо. По плану должны были добежать до р.Уакит, но из-за дождя пришлось встать раньше.

27.07.2003

Насыщенный день. Сначала р.Уакит - вода чуть зеленая. Через 300 метров втекает р.Горбылок. Видно зимовье. К вечеру проходим приток Кудор полный грязи и пены. Мест для ночевок нет. Берега крутые. Болотистые места. Ягоды нет. Грибов нет. И рыбы тоже нет. Вода мутная. Плывут бревна, палки, пена.

28.07.2003

Догнали группу из г.Иркутск. 8 человек. Они ждут воду. Прошли высокий песчаный берег по п\б. обедаем в заводи. Рыбалка. До м\с УЮ 5 часов хода. Вода подымается. Наконец к вечеру дошли до УЮ. Мечта любого водника идущего по Ципе. Стандартная метеостанция. Полный набор измерительных приборов. Есть рация. Домик, баня, коптильня. Поставил печать в м.книжку.

29.07.2003

Дневка. Подделываем снарягу, каты, моемся, стираемся, готовимся к порогам.

30.07.2003

Добежали до гидроствора. Остановились. Устроили тренировку по киданию выброски. Река сужается. Появляются шиверы. Идем тренируясь. Прошли р.Таликит. Встали у притока Малая Алинда.

31.07.2003

Настроение бодрое. Идем в ожидании 11 и 12 порогов. По описанию перед порогами будет улов и приток Чульдема с л\б, а также зимовье "Пять изб". Все сходится. Красивое место и рыбалка. Встали в устье реки Чульдема. Идем осматривать порог. Осмотр только с левого берега. Готовим страховку с берега. Первым идет 4-х местный катамаран. Впоследствии он будет организовывать страховку с воды по п\б. подошла группа с Иркутска. Они помогают нам, мы им. Прошли хорошо. Встали на ночевку у р.Б.Алинда.

1.08.2003

Одни шиверы. Идем весело, скорость хорошая. Обедаем на р.Мраморный, красивейшее место. После обеда быстро добежали до порогов №45, 46, 47, 48, 49. Одно из самых интересных мест на реке. Получили массу впечатлений. Самыми интересными были 47, 48, 49. огромная масса воды, бочки, косые валы. Все проходили по центру. Страховали с воды по п\б и л\б с катамаранов. Встали в устье реки Воимокан.

2.08.2003

Опять шиверы, но шиверы похлеще порогов. Идем без разведки ориентируясь с воды. Все проходим по центральной части. Очень интересные были 57, 58, 66-67 шиверы. Обедаем на р.Цирик. прекрасное зимовье, баня, рыбалка. Решили встать на дневку. Здесь есть книга записей. Нашли запись т\к "СПЛАВ" за 1997 год руководитель - Кариков Г.Г. сделали свою запись. В этом месте многие приходившие группы наделали поделки из камня, дерева, коры и прочего, с указанием города и года.

3.08.2003

Отличная погода, настроение. Незаметно добежали до 104-ой шиверы. Здесь река резко поворачивает направо. Масса воды прижимает к л\б, впереди красивая и каверзная бочка. По рассказам местных здесь погиб человек. Идем осторожно. Выставили страховку. Ждем прохождения последнего экипажа. Они идут прямо в бочку. Есть! Аверкиль. Все живи, все нормально. Катамаран разорвало. Быстро всех вытаскиваем из воды. Катамаран восстановлению не подлежит. Пересаживаем экипаж на другой кат. Впереди нас ждал 119 порог - абалденный порог. Два варианта прохождения: 1- по левому берегу, спокойный. 2- по центру, ближе к п\б с риском. Остались здесь ночевать с целью потренироваться.

4.08.2003

Порог 119 - местное название "Водопад". Три мощные плиты от правого берега к центру реки. Мощные бочки, косые валы. В общем жуть. Обнос только по л\б. жалко что это последний порог на реке. Потренировались, покувыркались. С хорошим настроением добежали до р.Жалю. Удобная стоянка. Красивое место. Скорость течения снизилась.

5.08.2003

Обедали в устье р.Хайта. Лагерь геологов. Хорошо оборудован (уже 3 года). Есть все. Дальше по реке стали попадаться избушки, жилые и не жилые. В устье р.Коммори и р.Има стоят нефритчики. Можно остановиться. Есть баня, гостиница. Отсюда недалеко урочище "8". Если походить по берегу можно найти базальт, агат, нефрит, кварц и др.

6.08.2003

От урочища "8" до реки Витим 20 км. Самое прекрасное место, где Ципа впадает в Витим. Справа высокий утес, обзорная площадка. Река сразу стала шире, рыбалка уменьшилась. Появились грибы и ягоды. Ищем место для дневки. Мест хороших мало. Берега неудобны для выхода. В Бамбуйской котловине есть прекрасное место. Дневка.

7.08.2003

Бамуйская котловина. Дневка. Устроили посвящение в туристы-водники.

8.08.2003

Прем до предела. Поздно вечером увидели мост. Все!!!

9.08.2003

Сушимся. Ритуальный костер. Вечером электричка до станции Куанда. Печать в м.книжку поставили на вокзале.

10.08.2003

Поезд Кисловодск-Тында. В Тынде купили сразу билеты до Владивостока через Хабаровск и через 2 часа сели в другой поезд.

11.08.2003

Поезд Нерюнгри-Хабаровск.

12.08.2003

Хабаровск. Целый день бродили по городу.

13.08.2003

Владивосток

В целом весь поход прошел согласно ранее составленному маршруту.

8. Материально-техническое обеспечение похода

Список снаряжения

Групповое

  1. Катамаран - 1 - четверка, 3 - двойка
  2. Палатки - 3
  3. Котлы - 3
  4. Тенты - 2
  5. Топор - 2
  6. РПП - 1
  7. Аптечка - 1
  8. Рем.набор - 1 - общий, 4 - на каждом кате
  9. Выброски - 4
  10. Зап.весла - 5

Личное

  1. Спас.жилет - 1
  2. Каска - 1
  3. Герметик - 1
  4. Спальник - 1
  5. Коврик - 1
  6. Весло - 1
  7. Аварийка - 2

Примечание: На Ципу желательно взять коптильню (компактную, конечно) и побольше блесен.

  • вес группового снаряжения составил 12,5 кг на одного человека и 125 кг на всю группу из 10 человек.
  • вес личного снаряжения составил 10 кг на одного человека
  • вес продуктов на весь поход на одного человека 15 кг и 150 кг на всю группу
  • максимальная нагрузка на одного мужчину 42 кг, на одну женщину 33 кг.

9. Аптечка

1. Средства для остановки кровотечения, обработки растяжений, Ожегов и перевязки ран.

  1. жгут - 1
  2. жгут эластичный - 2
  3. бинт стерильный - 5
  4. бинт нестерильный - 4
  5. раствор йода - 2
  6. лейкопластырь бактерицидный - 10
  7. лейкопластырь не бактерицидный - 5
  8. вата стерильная - 1
  9. Pantheirob - 1
  10. сиптомириновая мазь - 1

2. Средства при болях в сердце.

  1. валидол в таблетках - 1
  2. нитроглицерин - 1

3. Средства для понижения температуры. Обезболивающие.

  1. анальгин - 2
  2. парацетамол - 4
  3. но-шпа - 1

4. Средства от простуды.

  1. эритромицин - 1
  2. левомицетин - 1
  3. бальзам "звездочка" - 1

5. Средства при отравлениях.

  1. уголь активированный - 5
  2. мезим - 2

6. Другие средства.

  1. марганцовка - 1
  2. зеленка - 1
  3. финалгон - 1

10. Схема расходов на поход

1. Транспортные

  • поезд до ст. Чита 1300 на человека, 13000 на всю группу
  • заброска до озера Баунт - 2000, заплатили за топливо
  • ст.Куанда - ст.Тында - 700 рублей на человека, 7000 на группу
  • ст.Тында - ст.Владивосток 1000 на 1 человека

2. Питание на поход 800 р. на человека, 8000 на группу.

3. Хозяйственные

  • аптечка - 850 р.
  • фото - 600 р.

Итого на человека 4800 р.

11. Выводы

  1. река соответствует 4 к\с для катамаранов
  2. протяженность спортивного сплава 272 км.
  3. график движения практически совпал с заявленным
  4. катамараны являются наиболее эффективным средством сплава по Ципе

12. Итоги похода

  1. группой осуществлен сплав по р.В.Ципа, оз.Баунт, р.Н.Ципа, р.Ципа и р.Витим до ж\д станции Витим.
  2. был серьезно поврежден один катамаран-двойка на 104 шивере. Обратить особое внимание на это место.
  3. все участники довольны и продолжают общаться в клубе.

Рекомендации

  • обратить внимание на участки с медленным течением от оз.Баунт до м\с УЮ, а также Бамбуйская котловина.
  • продукты брать с собой полностью, побольше соли, масла и блесен.
  • мошки и комаров немного, много оводов.
  • вода в реке довольно теплая, брать гидру не обязательно.
  • желательно взять приспособление для копчения рыбы.
  • обязательно большой тент.
  • от ст.Витим электричка ходит до ст.Куанда и ст.Таксимо. В Куанде касса в субботу и воскресенье не работает.

13. Схемы

(за основу взяты схемы с отчета 2001 года Федерации спортивного туризма г. Санкт-Петербурга, руководитель Шкенев Ю.Л., но дополненные в 2003 году т\к "СПЛАВ")

  1. общая схема от г.Чита до В.Ципы - оз.Баунт - Н.Ципа - Ципа - Витим.
  2. В.Ципа - ГМС УЮ - Воимокан
  3. ГМС УЮ - 13 шивера
  4. 13 шивера - 80 порог
  5. 80 порог - 115 шивера
  6. 115 шмвера - р.Кавокта
  7. р.Кавокта - 149 шивера
  8. 149 шивера - р.Коммори
  9. р.Коммори - устье р.Ципа
  10. устье р.Ципа - Бамбуйская котловина
  11. Бамбуйская котловина - ст.Витим

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

На вокзале в Чите 2

Вован и Пип на стоянке у реки Читинка

Стапель. Кстати, на заднем плане можно увидеть Наташку, убегающую от паутов, которые к ней были неравнодушны, и не только к ней

"Спарка" катамаранов, так гораздо легче идти по воде БЕЗ течения

Ловись рыбка большая и побольше, а рыбы было МНОГО

Ремонт после подрыва на "торпеде"

Летопись преследовала Леху в течении всего похода...

Вот такие щучки там вобятся и не мало. Кстати, головы не я пообрезал, фотография такая

Вот он - хозяин бездорожья или даже направления

11 порог

19 порог

Банька

Мы и Иркутск и "охотники"

МЯСО, как ты прекрасно

119 порог

Посвящение

Посвящающиеся с Ханей (в роли хани Камил)

Слияние Ципы (слева) и Витима

Ритуальный костер

Вот он, конец похода. Ждем поезда




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100