Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Водный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Умба 2008. Заметки о походе на Умбу

Дата: 17.07-1.08.2008 г.

Автор: Федор Шкенев

Наша группа состояла из 4-х человек - трех мужчин и одной девушки, все из Питера:

  1. Шкенев Федор
  2. Смирнова Марина
  3. Березецкий Дима
  4. Муравский Саша

На двух К-2, одном штатном и довольно объемном - примерно1400 литров и на самоделке литров на 800, который, тем не менее, прошлой весной честно прошел Уксун, а сейчас - Умбу. Все, что будет написано ниже, пишется по условиям БОЛЬШОЙ воды - со слов местных рыбаков и ребят, кто был там раньше, +1.5 м выше среднего уровня.

Вода и воздух весьма прохладные, очень много дождей и еще больше мошки и комаров.

Все впечатления - сугубо личные.

Почему я пишу заметки. В них не будет километража - он соответствует тому, что написано почти во всех отчетах и описаний порогов типа справа - слева, т.к. по разной воде все меняется. Напишу о том, что м.б. я не нашел в других отчетах или нашел лишнего. Мы шли по лоции Д. Кувалина, известной по всей стране - с кем на реке не заговоришь, понимаешь друг друга без карты с полуслова, но она написана довольно давно.

ЗАБРОСКА. Мы приехали в довольно сильный дождь, поэтому ничего не разыскивая, НА ПЕРВОЙ ПОПАВШЕЙСЯ машине, дежурившей у вокзала, уехали за 1000 рублей с заездом в магазин в Апатитах за продуктами (с собой не везли тяжелые продукты - крупы, макароны, масло, хлеб, сахар, сладости и т.д.). В сети предлагались совсем другие цифры. Приехали к мосту, осмотрелись, решили, что здесь не хотим, и прошли налево вдоль реки по вполне проходимой дороге метров 800 - там есть вполне приличные поляны для стапеля, встали. Потом сходили до пор. Островной - там еще с км, но по дождю решили не перетаскиваться. На следующий день сходили до пос. Октябрьский - его практически НЕТ. Магазина в нем НЕТ. Автобуса туда НЕТ. Функции ларька исполняет один из аборигенов. Цены не ужасные, ассортимент - сами понимаете. Покажет каждый.

ПОЕХАЛИ на следующий день часа в 3 - 4 дня. Решили, что до Падуна. Кто написал, что там есть ХОРОШИЕ стоянки - ОШИБСЯ. Они есть до и после, а там можно найти местечко на более - менее не острых камнях и кое - как встать. Хваленая стоянка внизу Падуна - просто обтоптанная неровная сырая помойка. Про дрова на Падуне я просто молчу - ну, если у вас есть бензопила, и вы пилите ближайшее сырое дерево. Мы, благо нас немного, обошлись какими - то веточками, хворостом и т.д., встали, пошли смотреть.

Порог впечатляет, причем, по нашей воде выходные бочки опасны не менее входного слива, если не более - на разогнанной струе очень сложно маневрировать, надо целиться сразу от места расширения реки после стоячки.

МЕЖКАПУСТНЫЙ, или как его там, - не порог, а по нашей воде - веселая шивера с валами в метр высотой.

МОСТ на Капустных озерах непроходим - требует перетаскивания. Небольшие стоянки можно найти.

РАЗБОЙНИК оставляет более слабое впечатление, чем шивера, за ним - валы поболее метра. Стоянки есть и на нем и ниже.

МОСТ перед СЕМИВЕРСТНЫМ проходим - один пролет смыло. В деревне живет несколько рыбаков, т.е. там постоянно живут два старика, а на лето к ним приезжают дети и внуки, есть УАЗ - МОЖНО СНЯТЬСЯ.

СЕМИВЕРСТНЫЙ - очень веселая текуха, правда, 7км. Сразу за ним на Жемчужном плесе - метров 600 от порога на ЛБ высоко, с воды не видно, есть рыбачья изба. Обитаема, ЕСТЬ 2 УАЗА.

КАРЕЛЬСКИЙ - после плеса и пары перекатов начинается довольно мощная шивера - ЭТО НЕ ОН! За ней разливчик, на берегу новенькая турбаза, и здесь начинается порог - еще более мощная и длинная шивера. Обнос длинен и очень неудобен. Стоять негде.

КАНОЗЕРСКИЙ. На наш взгляд по большой воде это самое серьезное место на реке. Серьезнее Падуна. После очень мощных метров 800, причем самое веселое место метров через 300 от начала порога, река разливается до 1км и резко мелеет, даже кат черкает - очень сложно будет вылавливать смытых если что. Страховка с берега неэффективна - широко, а вниз, до воды где можно плавать - далеко, гораздо дальше, чем на Падуне. Обнос и чалки поЛБ!!! Обнос удобен - вдоль порога идет сначала - по берегу - обзорная тропа, а левее нее идет просека, остатки старой дороги. Стоянок больше и они лучше, чем на Падуне.

КАНОЗЕРО. Велико!!! Мы сначала поплыли, потом стало поддувать и еле попали на остров с петроглифами - понесло мимо. Ждали Верещагина, как манны небесной. Пока ждали - осмотрели эти самые петроглифы. Не впечатлило. По - моему их придумал сам Верещагин, чтобы получить в кормушку целое озеро. Дождались с таким удовольствием, что без звука заплатили ему по 700 руб. с носа и 200 руб.за пол - литра спирта, за которым пришлось заплыть к нему в имение. Буксировка верхом на кате оставила впечатление непрерывной двухчасовой небольшой бочки - руки и харя все время холодной воде. Доехали. После поездки 700 р. показались где - то 200 - 300 - это сколько же мы бы чапали! Кстати о стоянках. Слева и справа от Низьмы на озере есть две стоянки, которые в лоции названы хорошими. На левой мы не были, а правая - полоса песка шириной метров 50, глубиной метров 10, а за ней - болото по колено. Дров нет, вправо - влево все зас…но - красота. Хорошие же стоянки есть в реке - в самом начале.

ЗАМЕЧАНИЕ. На картах правая протока, в месте выхода из озера называется Родвиньга, от которой потом вправо отходит Низьма. Местные же наоборот считают ее Низьмой, от которой влево отходит РоЗдвиньга.

НИЗЬМА. Про нее можем сказать вот что: перекаты и перекаты. Пор. Кривец на наш взгляд скорее длинный кривой перекат. Никаких прижимов там нет.

ПАДУН 2. важно: описание и ориентиры захода в него в лоции не соответствуют действительности. Мы идем по реке - перекатик вправо, перекатик влево и ждем "острова с остатками ряжа на нем". Причем несколько островков уже было, но то без ряжа, то без признаков переката на нем. После очередного поворота с перекатом на правом мысу стоит группа. И мы у них спрашиваем - далеко до Падуна - а они нам - а вот же он, перед вами. Там справа заливчик, мы в него спешно чалимся, типа успели. НО НИКАКОГО ОСТРОВА С РЯЖЕМ МЫ НЕ ВИДЕЛИ!!! Вот за этим правым мыском, где стояли ребята, заливчик, куда мы спешно чалились, видно следующий правый мысок, довольно низкий, с которым низкой грядкой, через которую переливается немного воды, соединяется камень - скала, НО НЕ ОСТРОВ!!! А именно большой камень!!! На нем висит два бревна в сторону левого слива. Напротив - высокий довольно берег, с него в сторону этого камня - скалы спускается каменный мысок. Между ними - метра три - четыре шириной видно падение, брызги. Мы, поскольку зачалились, пошли смотреть справа. Оттуда видно, что падения с бочкой, или котла там нет, а есть сильный, но пологий слив с двумя приличными вполне петухами где - то по метру, причем второй мощнее первого, а дальше - великепная шивера на плавной левой дуге. Шивера мощная -стоячка под метр, вода давит в левый высокий берег, но отбой такой, что несет прямо по валам - только держи носы, и все это заканчивается мелким разливом. Заход туда несложный, хоть от левого мыска, из суводи перед ним, хоть из правого заливчика - как мы. Никаких особых маневров не надо - вода затекает сама, слева смотреть удобнее,но в суводи по берегу камни, не очень удобно чалиться - ну как перед Первым Падуном. Из заливчика справа удобнее заходить - имеешь больше времени на выставку. Но даже если прохлопали, то проходится легко, т.к. вода перед сливом не разгоняется, время есть. При нас рафтмастер4 въехал туда полулагом, оттуда в шиверу - боком, и дико хохоча так и ушел по ней.

ВОТ И ВСЕ. На этом порожистая часть кончается, дальше километров +\ - 20 гладкой, широкой, а временами очень воды. Несколько перекатов не в счет. Замечание для катов: встречный ветер может очень мешать. Стоянок много, но места обитаемые.

ВЫБРОСКА. Часа в два ночи пристали перед мостом слева прямо к дороге. Народу вокруг - тьма. Четыре сухих бревнышка привезли с собой, привязав к рамам (у нас там пусто - по одному рюкзаку перед собой). Дров там нет в принципе, только валить сосну. За два часа поели, разобрали каты, развесили все проветривать и даже поспали до 9 утра под крики ура, песни и вопли с обоих берегов реки. Встали, поели, где - то к часу собрались. Ребята пошли ловить машину в Умбу, а мы с Мариной остались ждать. Стали подъезжать машины, заказанные ранее - про договорные цены я умолчу. Остались мы и еще две группы, но они до завтра. Подъехал микроавтобус, водила подошел к нам - вам ехать? Мы - типа да. Он - 2500. мы - да у нас пацаны ушли в поселок за машиной. Он сходил к остальным - им не надо. Он опять к нам - а в чем они одеты? Тут подъехал еще УАЗик, и он тут же поехал их искать, нашел - за 2200 мы уехали. Водитель из Умбы.

По дороге поговорили с водителем о ценах. Они забрасывают на Индель(на Варзугу) за 7000, забирают с Варзуги за 6500 на грузовиках - бездорожье. Вот.

ЛИЧНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Река по высокой воде опасна для каркасных и каркасно - надувных байдарок. Не непроходима, а опасна. Мы за время нашего прохождения лично видели 2 убитых байдарки - т.е. не подлежащих никакому ремонту. И если первая группа с Падуна смогла сняться и уйти назад сама, то те, кто лишился судна на Канозерском подсаживали попутчиков, и три серьезно поврежденных байдарки на Карельском.

ПРИКОЛ. Мы усаживаемся идти Падун2, и вдруг мимо нас что - то со свистом проносится прямо в слив. Мы удивляемся, но нас ждут снимать и мы идем, проходим и внизу видим нормально зачаленный Таймень, по - моему старый, в нем сидят два кренделя, В КЕПКАХ, крутят головами и часто отхлебывая из фляги курят. Оказывается они также не нашли острова, что это падун не поняли и пошли ходом и прошли!!! Однако сказали, что адреналина им хватит надолго. Вот.

ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Река очень красива и интересна. Очень удобны заброска выброска. Но также очень велика протяженность озерных участков - по времени сильно зависишь от ветра. Рыбнадзора мы не видели. Были там впервые и получили удовольствие несмотря на козни погоды и природы.

МЫ - Федор, Димыч, Саня и Мариночка будем рады, если наши записки помогут кому - либо при планировании путешествия по этой красивой реке.


Виды туризма: Водный | Горный | Лыжный | Пешеходный | Конный | Спелео | Автостоп | Велотуризм | Путешествия
Новости | Мероприятия | Конкурсы | Обучение | Питание | Медицина | Карты | Книги | Законы | Термины
Статьи о снаряжении | Тест-лаборатория | Отзывы о снаряжении | Интернет-магазин | Каталог магазинов | Рынок снаряжения
Фотогалерея | Творчество | Ссылки | Туристы | Поиск попутчиков | Несчастные случаи | Форумы | ФИДО
О сервере | Реклама на сервере | Размещение материалов | Спонсорам | Карта сервера


© Скиталец, 2001-2009.
Дизайн, администрирование - Илья Слепцов.
Программирование - Петр Газарян, Виктор Полозов.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100