Виды туризма

6 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2011
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 3715 0

Дата: 24.07 - 3.08.2011 г.

Руководители: Дмитрий и Юлия Слинько (Киев)

Маршрут: база «Санавож» – ж/д мост в посёлке Кожим-Рудник, 130 км.

Участники:

  • Дима и Юля – КНБ «Викинг» (Kizil Yildiz)
  • Лёша и Надя – каркасная байдарка «Форель»
  • Коля и Саша – каркасная байдарка «Форель»
  • Женя и Галя – надувная байдарка «Каньон»

Автор: Дмитрий Слинько (Киев), сайт автора: waterslonique.livejournal.com

Работы Дмитрия Слинько:

  • Платформа Река Сейм - Макошино, 30.04 - 4.05.2005

Документы для посещения нацпарка «Югыд Ва»

В администрацию парка нужно заранее отправить групповую заявку на посещение, а также инструкцию и правила посещения, подписанные руководителем группы (подробности – на сайте yugydva.komi.com) Отсканированные документы на нашу группу из восьми человек отправили по электронной почте за два месяца до даты похода. Ольга Буга, и.о. руководителя Интинского филиала нацпарка (park-inta@yandex.ru, +78214562093), ответила через два дня, прислав расчёт стоимости разрешения для группы – 8428,74 руб. (2400 грн.).

Эту сумму мы перевели через банк на счёт парка. А заодно перевели деньги за регистрацию граждан Украины в Федеральной миграционной службе (обязательное условие посещения парка; по 240 руб./чел.). Сканы паспортов украинских граждан отправили по электронке заранее, а фотографии миграционных карт, выдаваемых при пересечении границы, послали уже из Москвы, где делали пересадку.

Скан разрешения Ольга Буга прислала нам по электронке через день после проплаты, оригинал передал местный посредник Геннадий Иванович Коковкин на ж/д вокзале Инты. С Геннадием Коковкиным (lemvaiz@mail.ru, +79128635671) мы договаривались о заброске на машине от вокзала до точки старта. Кроме того, на форуме в интернете мы договорились ещё с одной группой о совместной заброске – вместе нас было 14 человек, и это количество людей вместе со шмотками идеально влезло в кунг «Урала». Обошлось это удовольствие в 20 тыс. руб. за весь «Урал».

Поезда

Туда:

  • Киев-Москва: поезд №90 «Жмеринка Москва», 19:55 (21 июля) – 9:29 (22 июля), плацкартный билет – 517 грн.
  • Москва-Инта: поезд №210 «Москва-Лабытнанги», 19:35 (22 июля) – 7:45 (24 июля), плацкартный билет – 2278,5 руб. (650 грн.).

Обратно:

  • Инта-Москва: поезд №41 «Воркута-Москва», 23:07 (3 августа) – 10:30 (5 августа), плацкартный билет – 2278,5 руб. (650 грн.).
  • Москва-Киев: поезд №89 «Москва-Жмеринка», 13:43 (5 августа) – 1:24 (6 августа), плацкартный билет – 517 грн.

Поезд на Крайний Север оказался тихим и приличным. По дороге и туда, и обратно пассажирами были в основном туристы и семьи с детьми, а проводницами в обратном поезде – молодые студентки-практикантки из Омска. Кроме того, получасовая стоянка на станции Котлас-Южный позволила искупаться в Северной Двине, которая вопреки суровому названию порадовала тёплой водой и песчаным пляжем. Река находится прямо напротив станции, ориентир – речной вокзал (61°15'28.7" N 46°37'22.5" E).

День первый (24.07.2011)

Инта встретила холодной пасмурной погодой и стаями мошек. До места стапеля нам предстояло шесть часов трястись на «Урале» по лесотундре. Геннадий Коковкин ждал нас на платформе, «Урал» подъехал через 5 минут. Почти сразу же за вокзалом асфальт закончился, и начались уральские «автобаны» (фото 1).

Ехать было не особо комфортно, но всё же приятнее, чем мы ожидали. Через три часа – кордон парка «Югыд Ва», простой вагончик-бытовка посреди тундры. Водитель показал вахтёру наши разрешения, в кунг вахтёр даже не заглядывал. Ещё через час «Урал» форсировал Кожим (позже мы будем проплывать это место).

Ровно через 6 часов после старта мы прибыли на базу «Санавож» (65°20'32.1" N 60°42'42.0" E). Тучи сгустились, пошёл лёгкий дождик. Наши попутчики поехали чуть дальше – до устья ручья Пеленгичей, мы же выбрали «Санавож» как удобную точку для начала радиального выхода. База представляет собой несколько деревянных домиков в паре сотен метров от реки Балбанъю (фото 2).

На момент нашего приезда на базе были два сторожа, две девушки-волонтёра и и.о. директора Интинского филиала нацпарка «Югыд Ва» Ольга Буга. Договорились со сторожем оставить у него завтра в сарае наши вещи, чтобы совершить радиальный выход в горы. Он согласился и попросил за это 500 руб. Впрочем, воспользоваться его услугами не пришлось, т.к. часть группы в итоге на радиалку не пошла.

На берегу реки под базой есть оборудованная стоянка с навесом и кострищем. Но туда мы ходили только готовить еду, а палатки поставили рядом, на вершине скалы Бегемот (65°20'23.6" N 60°43'17.1" E).

Со скалы и вид был симпатичнее, и комаров оттуда сдувало лучше (фото 3). Впрочем, комаров и мошек всё равно было более чем много – в этом плане Карелия по сравнению с Уралом просто рай. Летающие гады бывают трёх видов: обычные комары (почему-то бесшумные), мелкие мошки и сверхмелкие мошки.

Количественно доминируют мелкие мошки: они облепляют клиента с головы до ног, но сразу не кусают, а лазят в поисках тонких мест на коже, чем немало докучают. Накомарником приходилось пользоваться постоянно, а палатку – держать открытой не дольше трёх секунд.

На ужин приготовили рассольник. Вода в реке чистейшая, даже в порогах её можно пить, не кипятя – недаром «Югыд Ва» переводится с коми как «чистая вода». Ночью было достаточно светло, фонарики не понадобились.

Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)

День второй (25.07.2011)

От вчерашней непогоды не осталось и следа, что было очень кстати, учитывая наши планы по радиальному выходу. Маршрут для радиалки выбирали между горой Санаиз (1423 м.) на правом берегу Балбанъю и хребтом Малдынырд (1282 м.) на левом. Выбрали Малдынырд из-за красивых снежников.

На фото наша цель (65°20'47.8" N 60°37'27.6" E) – вершина левее самого большого снежного пятна (фото 4). От ворот базы «Санавож» на Малдынырд ведёт тропинка вдоль ручья через лес (GPS-трек: "http://hotfile.com/dl/127754691/ba1041f/MALDYNYRD.gpx.html" rel="nofollow"). Затем лес сменяется мхами, тропинка исчезает, и идти можно, куда глаза глядят. Потом начинаются снежники, за ними – огромные валуны. Они почти не шатаются, и взбираться по ним удобно (фото 5).

С вершины открылся вид на наш будущий маршрут: на реку Балбанъю, её слияние с Кожимом, на пороги Труба и Манюку. Слева на фото – гора Санаиз, справа – Колокол (фото 6). На Санаиз ведёт тропа, которая хорошо видна с Малдынырда.

Вернувшись в лагерь, собрали байдарки и потренировались проходить порог выше Бегемота. У порогов Балбанъю чаще всего нет названий, поэтому условно назовём этот порог Первым (65°20'22.1" N 60°43'05.7" E). Проходится он по правой протоке, на входе важно обойти зубец (обход слева), а на выходе – обливную плиту (обход справа), но надувное судно с плиты может и слить (фото 7).

В целом порог несложный, но одна из «Форелей» всё же кильнулась на зубце. А группа на катамаране, проходящая мимо, умудрилась пропустить этот зубец между рамами, попавшись на него, как на крючок.

Во второй половине дня небо затянуло тучами, а вечером пару раз прошли короткие, но сильные дожди – пришлось натягивать тент.

На ужин приготовили белый суп.

Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)

День 3 (26.07.2011, 3 км.)

С утра стояла хорошая погода, сильный ветер сдувал комаров. Сразу после старта прошли несложный перекат (условно назовём его №2, 65°20'23.3" N 60°43'18.5" E). Зато следующий за ним порог №3 (65°20'28.2" N 60°43'36.2" E) удивил мощными косыми валами. Вход по центру, в пороге река поворачивает направо. Все экипажи прошли с ходу, но, честно говоря, просмотр этого порога не помешал бы.

За порогом зачалились, чтобы просмотреть следующее препятствие (№4, 65°20'46.1" N 60°43'48.5" E). Просмотр неудобен: идя по левому берегу, периодически приходилось пробираться сквозь кусты или идти по камням в воде. Порог длинный, причём затяжная шивера без ярко выраженных обливняков и жандармов заканчивается прижимом к «слоёной» чёрной скале (65°20'58.7" N 60°44'08.6" E). Из-за этого порогу №4 мы присвоили название Чёрная скала (фото 8).

Перед порогом река делится на две протоки: левая, основная, ведёт к Чёрной скале, правая, мелкая, подходит для проводки судов (одну из «Форелей» мы там и провели). Остальные решили проходить порог в два этапа: сначала зачалиться на острове незадолго до Чёрной скалы, а потом, разгрузившись, пройти сам прижим. В месте предполагаемой чалки выставили сигнальщиков, но затормозить посреди бурного потока оказалось непросто: «Форель» при этом манёвре кильнулась у самого берега.

«Каньон» и «Викинг» прошли порог успешно, не коснувшись Чёрной скалы, «Форель» провели вдоль берега. Видео прохода Чёрной скалы на «Викинге»: "http://www.youtube.com/watch?v=yVfTt6Fo3NY" rel="nofollow".

Просмотр и проход Чёрной скалы занял много времени, а потому сразу за порогом мы устроили перекус на правом берегу. Заодно просмотрели следующий порог (№5, 65°21'05.6" N 60°44'36.5" E). Он состоит из двух частей: входная шивера, после которой можно зачалиться, а дальше – затяжной прижим к скалам правого берега (фото 9).

Одна из «Форелей» кильнулась на входной шивере, сам же порог с прижимом все прошли успешно. Поскольку ходовые дни были запланированы с запасом, решили сегодня дальше не идти, а стать на ночёвку. Стали на левом берегу (65°21'25.94"Пн 60°44'31.74"С), на техногенной площадке, оставшейся после добычи золота. Зато из лагеря открывался красивый вид на скальный амфитеатр правого берега – тот самый, к которому прижимает течение (фото 10).

Место хорошо продуваемое, рядом есть подходящее углубления для костра, за дровами можно ходить в соседний лесок.

На ужин приготовили макароны с тушёнкой.

Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)

День 4 (27.07.2011, 3 км.)

Погода хорошая. С утра просмотрели два ближайших препятствия: несложную шиверу №6, которую можно преодолевать даже с ходу (фото 11), и порог №7 (65°21'32.0" N 60°44'35.6" E), сложность которого вызвана обливным камнем посреди русла. Проходить нужно между обливняком и скалой на левом берегу. На обливняке хорошо качнуло даже надувной «Каньон» (фото 12).

Следующий заметный порог Балбанъю (№8, 65°21'38.1" N 60°44'52.8" E) сопоставим с порогами карпатского Черемоша, хотя с виду он может показаться простым. На входе – несколько заметных жандармов, идти нужно по центру, постепенно смещаясь к левому берегу – основная струя хорошо видна. Одна «Форель» кильнулась из-за жандарма: экипаж вошёл в порог слишком близко к левому берегу, байдарка села на камень, из-за чего капитану пришлось вставать и сталкивать её (фото 13). Видео прохождения «Викинга»: "http://www.youtube.com/watch?v=piTLjM6xcU8" rel="nofollow".

Дальше следует мелкий участок, особенно под правым берегом. После поворота направо – глубокое место перед порогом Труба (№9, 65°21'33.2" N 60°45'35.2" E). Зачалиться можно по обоим берегам, но лучше просматривать (или обносить) порог по левому берегу; там же наверху есть полянка для лагеря.

Трубу часто называют самым сложным порогом Балбанъю. С этим можно поспорить, вот по красоте этот порог и правда вне конкуренции: он окружён скальным амфитеатром, который продолжается и после порога. Кстати, на фото хорошо видно, что парк «Югыд Ва» оправдывает своё название: даже на бурных участках вода остаётся чистой, её можно пить прямо из реки (фото 14).

Порог Труба короткий, после входа – сужение русла и резкий поворот налево. Сильного прижима к скале нет, но на входе можно напороться на незаметные подводные камни – один из них стоил «Викингу» небольшой пробоины в корме. Все экипажи прошли успешно. Видео прохождения Трубы на «Форели»: "http://www.youtube.com/watch?v=4pB8T-T0qfw" rel="nofollow".

За Трубой – большой остров. Правая протока засорена камнями, по левой можно пройти без проблем, преодолев несложную шиверу (№10, 65°21'42.8" N 60°45'38.8" E).

Около следующего порога (№11, 65°22'01.6" N 60°46'23.0" E) зачалились на левом берегу на ночёвку. Экипаж «Каньона» решил пройти этот несложный с виду порог и неожиданно кильнулся, беспечно отнесшись к жандарму после входа. «Без нечистой силы не обошлось», - прокомментировал капитан. И правда: на следующий день все экипажи прошли порог без проблем. Несложен и порог №12 (65°22'03.2" N 60°46'35.8" E) на выходе из Кожима, несмотря на прижим к скале правого берега.

От нашей стоянки было 400 метров до впадения Балбанъю в Кожим, и мы, пользуясь прекрасной погодой, отправились туда перед ужином на прогулку. Рядом с лагерем стоял столб выветривания. Поляна около слияния рек изрыта золотодобытчиками. Такие техногенные участки встречаются по берегам несколько раз. И хотя они сильно портят пейзаж, красивых мест на маршруте всё равно гораздо больше. Впрочем, за десяток лет на поляне уже успели вырасти молодые ёлочки, к тому же, отсюда открывался замечательный вид на Санаиз и Колокол.

Просмотрели со скалы грозный порог Манюку. Вечер выдался красивый, и омрачали его лишь назойливые комары (фото 15).

С заходом солнца резко похолодало, байдарки даже покрылись инеем. Но неоспоримый плюс ночных заморозков – полное исчезновение комаров и мошек: кровопийцы исчезали во все три морозные ночи.

На слиянии рек есть оборудованный навес (на левом берегу Кожима сразу после впадения в него Балбанъю). Там стояли туристы; ещё одна группа обосновалась на левом берегу Кожима перед впадением Балбанъю. А чуть выше слияния на Кожиме мы заметили порог с небольшой бочкой, который экипаж «Каньона» на следующее утро прошёл, обнеся байдарку вверх по левому берегу.

Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)

День 5 (28.07.2011, 10 км.)

Выйдя из Балбанъю в Кожим, сразу же зачалились у левого берега, чтобы ещё раз просмотреть порог Манюку (65°22'14.6" N 60°46'10.9" E). Его считают самым сложным на маршруте. С этим можно поспорить, но, как бы там ни было, в первой части порога прижим к скале серьёзный (фото 16).

Вторая часть менее опасна, её подводные камни хорошо просматриваются сверху. Для каркасных «Форелей» вероятность киля на Манюку была высокой, поэтому в прижим они не пошли: пройдя разгонную шиверу, экипажи зачалились справа, обнеся байдарки по острову. «Каньон» и «Викинг» прошли без проблем (видео «Викинга»: "http://www.youtube.com/watch?v=dtfeEdY1lgI" rel="nofollow").

Сразу за Манюку по левому берегу – удобная для перекуса каменная площадка. В ней есть узкая бухточка размером с одну байдарку, которую мы назвали Pirate Bay. Вскоре за Манюку по левому борту виднеется местная достопримечательность (65°22'52.9" N 60°45'14.8" E) – скала выветривания Каменная Баба (фото 17).

Возле неё – большая площадка для лагеря, уже занятая большой группой туристов. К слову о стоянках: инструкция нацпарка обязывает останавливаться только в оборудованных местах. Но это невозможно: во-первых, их немного; во-вторых, они не всегда расположены удачно; а в-третьих, дикие стоянки с кострищами ничем не хуже.

Пороги продолжались без перерыва, среди них попадались шиверы с довольно мощными валами. Впрочем, ни одного препятствия, достойного предварительного просмотра, больше на маршруте не было (фото 18).

Важно: Кожим – отнюдь не матрасная речка, течение в ней быстрое до самого конца маршрута, в том числе и в тех местах, которые на генштабовке называются «плёсами» (ничего общего с карельскими плесами они не имеют). Поэтому 25-30 км. в день – лёгкий темп для байдарки даже с «нелосиным» экипажем. Не стоит излишне налегать на вёсла – рискуете пройти маршрут досрочно, не рассмотрев местные красоты (фото 19).

Ночевали на полянке левого берега с кучами сухого топляка, отлично подходящего для костра (65°24'30.8" N 60°42'32.8" E). Когда искали места для палаток, прямо из-под ног взлетел глухарь. Хотя день был солнечным, ночью резко похолодало: байдарки покрылись тонкой коркой льда. На ужин приготовили суп из горохового брикета.

Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)

День 6 (29.07.2011, 33 км.)

День снова солнечный. Чуть ниже нашей стоянки, в точности как в известной песне, «на горе возвышается крест».

Турбаза «Орлиная» (65°25'37.5" N 60°41'13.0" E) с её деревянными домиками и подвесным мостиком через Кожим (единственным на маршруте) показалась похожей на карпатские пейзажи, например, на Чёрный Черемош. В остальном, конечно, Урал на Карпаты не похож, а уж от речек Карелии отличается кардинально.

Перекусили перед порогом, который называют «Манюку в миниатюре» (65°29'29.2" N 60°35'02.5" E). Он и правда похож на «старшего брата», но гораздо проще него. Правда, одна из «Форелей» здесь неожиданно кильнулась.

Вскоре – уже знакомая нам переправа с избушкой-приютом (65°28'38.0" N 60°31'38.4" E). На переправе начинается затяжная мель, особенно мелко в устье Лимбекою. Дальше по Кожиму мелкие участки попадались ещё не раз, иногда приходилось вставать из байды, но чаще всего удавалось пройти, слегка чиркнув днищем по камням.

По берегам Кожима одна за другой следуют красивые скалы – тут они гораздо выше, чем на Балбанъю. Самые красивые из них – Яренейские (65°33'04.3" N 60°25'48.3" E), к которым подошли вечером. На подходе к ним встретился симпатичный грот (фото 20).

Стали на ночь на полянке на левом берегу (65°33'01.6" N 60°25'25.9" E). Чуть дальше по левому берегу – невысокие скалы, с которых открывался красивый вид. Ну а с высоких скал на правом берегу – вид был просто шикарным. Туда мы залезли перед ужином, переправившись на байдарках (фото 21).

Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)

День 7 (30.07.2011, 25 км.)

Погода прекрасная, виды по берегам красивые. Перекусили в урочище Последняя Тоня (65°37'57.0" N 60°29'29.5" E). Течение быстрое: прибор показывал скорость дрейфа 3-4 км/ч. На ночь стали на острове (65°40'11.0" N 60°20'41.9" E), в разных частях которого было несколько мест для стоянки с кострищами (фото 22). Сплавали на левый берег, где обнаружили чернику, берлогу медведя и еловый лес из русских народных сказок.

На ужин приготовили макароны с тушёнкой.

День 8 (31.07.2011, 25 км.)

Утром насобирали на левом берегу черники к завтраку. Погода испортилась, пасмурно было уже с утра. На «картинке» к прибрежным скалам добавились снежные вершины на заднем плане – хребет Западные Саледы. На перекус встали у обрыва, похожего на обрушившуюся в реку асфальтированную автотрассу (65°38'01.7" N 60°10'57.3" E).

Во второй половине дня нас догнал дождь, но перед этим мы уже успели стать на плановую днёвку около оборудованного навеса на правом берегу (65°38'56.1" N 59°56'60.0" E). Скорее всего, он поставлен не парком, а рыбаками или браконьерами: нет традиционной таблички с названием, постройка очень кустарная. А главное – вокруг валялся мусор явно нетуристического происхождения: стеклянные бутылки местной водки, большие пластмассовые канистры. Мы навели порядок, часть мусора сожгли.

День 9 (1.08.2011, днёвка)

Дождь моросил целый день без перерыва – это был единственный такой день за весь поход. Из подручных материалов – палок с гвоздями и полиэтиленовой плёнки – смастерили дополнительный тент у костра. Единственным минусом оказалось отсутствие дров: за ними нужно было идти в лесок через высокую мокрую траву, да и там с дровами было не густо. Выжили за счёт срубленной сухой ели, заодно согрелись при её распиле.

Залезли на скалы над лагерем: вид красивый, но погода съёмкам не способствовала (фото 23). Напротив чуть ниже по течению тоже стояла группа туристов. А вечером вверх по течению прошла моторная лодка. Позже в администрации парка нам сказали, что это был ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов). Нами он не заинтересовался, а других «официальных лиц» мы на маршруте не встречали.

На обед приготовили суп из горохового брикета, ну а на ужин устроили традиционный для днёвки гастрономический разврат: испекли картошку в фольге и сварили плов из булгура, который мы с Юлей привезли из велопохода по Турции.

День 10 (2.08.2011, 29 км.)

Наутро погода улучшилась. Перед Каюк-Ныртом река делает несколько резких поворотов между красивыми скалами (фото 24). На Каюк-Нырте раньше был приют (с воды не заметный), но в администрации парка нам сказали, что его сожгли браконьеры – правда, опять-таки со слов сотрудников парка, осталась баня.

Перекусили вблизи скалы Монах, ничем особенным не примечательной (65°41'27.8" N 59°44'19.8" E). Последние километры перед посёлком Кожим-Рудник река скучнеет, берега становятся пологими. На таком пологом берегу (65°43'36.8" N 59°36'01.6" E) мы и встали на финальную ночёвку: левый берег, сразу за линей электропередач и впадением ручья (фото 25).

На ужин приготовили гречку с рыбными консервами.

Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)

День 11 (3.08.2011, выброска)

Проснулись в 7 утра, чтобы успеть на утренний поезд в Инту (9:35). От нашей стоянки к платформе 1952 км. (65°44'00.6" N 59°32'48.0" E) шла грунтовка. Платформы как таковой нет – просто столбик «1952».

Есть ещё ряд откуда-то открученных кресел и руины здания вокзала, где сохранилась табличка с неактуальным расписанием. Ближайшая цивилизованная станция, Кожим, находится на правом берегу реки, но идти туда вдвое дальше. Мобильной связи нет, как и везде на маршруте. Местных тоже не видно – мимо нас проезжали только пару дядек на мотоциклах, один из которых привёз к поезду женщину с ребёнком.

От мотоциклиста мы и узнали неприятную новость: две русские беды – дороги и дураки – вошли в резонанс и родили монстра. С 1 августа местное железнодорожное начальство запретило пускать в рабочие поезда всех пассажиров, кроме железнодорожников: Республика Коми не перечислила РЖД какие-то деньги. Другого способа выбраться отсюда на «большую землю» попросту нет: пассажирские поезда на полустанках не останавливаются, а «Урал» может проехать по здешним болотам только зимой.

Проводница рабочего поезда, состоящего из тепловоза и двух вагонов, оказалась непреклонной – видать, начальство припугнуло их не на шутку. К счастью, Россия состоит не только из дураков и бездорожья: добрые люди помогли добраться нам до Инты вовремя, принципиально не взяв за это ни копейки. Правда, попросили не писать об этом в интернете, поэтому подробности экзотической выброски мне придётся сохранить в тайне.

Времени до поезда оставалось много, а потому решили погулять по городу. От станции Инта-I до города Инта нужно ехать 10 километров на маршрутке №101. Глядя на проносящиеся навстречу скромные «Жигули» и роскошные BMW, не верится, что кроме этих десяти километров своим ходом им ехать некуда: дальше – только нитка железной дороги и сотни километров дикой природы. Впервые довелось оказаться в относительно большом городе, где нет автовокзала.

Инта менее известна на «большой земле», чем её соседка Воркута. Но история у городов похожа: освоение севера, уголь, лагеря, зэки… Посёлок появился в 1940-х годах, когда стране требовался уголь, а западную часть СССР захватили фашисты. Начиналось всё с деревянных срубов (фото 26). В 1954 году посёлок получил статус города и стал обзаводиться более капитальными постройками – в лучших традициях сталинской архитектуры, разумеется. Потом появились типичные для Советского Союза панельные коробки. Иногда эти три стиля переплетаются в причудливый архитектурный ансамбль.

Но главная достопримечательность Инты – высокая башня с огромной звездой на шпиле, напоминающая не то Московский кремль, не то иллюстрацию к оруэлловской антиутопии (фото 27). Её история ещё более необычна, чем внешний вид. Спроектировал её в 1950-х годах Артур Тамвелиус, швед по национальности. И не просто спроектировал, а оспорил уже утверждённый проект, который ему показался скучным. Что могло ждать зэка, обвинённого в шпионаже в пользу Германии, за такое своеволие? Тем не менее, история закончилась вовсе не «тремя годами расстрела» – в 1956 году Тамвелиуса освободили, а его башня украшает не только центр Инты, но и городской герб. На нём также изображены северный олень и северное сияние (фото 28) – вполне логично для города, где 3 августа воздух «прогревается» до +10.

Герб установлен на центральной площади, напротив городской администрации. Совсем недалеко отсюда (ул. Дзержинского, 27) находится офис нацпарка «Югыд Ва» (66°02'14.3" N 60°06'41.7" E). Туда мы с Юлей зашли за регистрациями для граждан Украины, а заодно заполнили анкеты в стиле «Что вам понравилось, а что не понравилось». Ещё рядом с площадью есть торговый центр с кафе «Барракуда», где можно перекусить и погреться (66°02'15.3" N 60°07'08.3" E).

Оставшееся время до поезда коротали на станции. Вокзал отремонтированный, кресла в зале ожидания новые. Зал ожидания почти полностью был оккупирован туристами: кроме нас были ещё водники из Казани, а также весьма колоритная группа из села в Усть-Куломском районе Коми – 64-летняя школьная учительница и школьники с несколькими родителями.

Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)Отчёт о водном походе по рекам Балбанъю и Кожим на Приполярном Урале (национальный парк «Югыд Ва», Республика Коми)

Добавлено: 30.09.2011 г.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию