Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Can't connect to sql server. Reason: Can't create a new thread (errno 35); if you are not out of available memory, you can consult the manual for a possible OS-dependent bug
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Вашана

В рамках проекта "Малые реки Тульской области"
Спонсор проекта - компания "TimeTrial" (Санкт-Петербург)

Автор -
Михаил Трусков (Тула)

Общая характеристика реки
г. Ясногорск - мост на трассе Е105 (М2) Москва-Тула (с. Зыбино), 22 км; мост "старой трассы" (с. Богородское) - 3 км; д. Казначеево - 26 км; д. Бунырево, 16 км.
Одна из самых известных "паводковых" рек Тульской области. Пользуется популярностью не только у тульских, но и у московских любителей спортивного сплава по весенней воде. Река проходима только в период половодья.
(Надо сказать, что без спортивных амбиций от с. Казначеево на каяке можно идти и летом. Участок настолько живописен, что реке можно простить обносы нескольких завалов и множество мелких щебнистых перекатов, где лодку придется провести. Какой либо спортивный интерес при летнем сплаве отсутствует.)
Составить лоцию Вашаны или подробно описать ее препятствия практически невозможно. Уровень воды во время паводка может отличаться в одном и том же месте метрами. Группы, идущие на пике воды, встретят совсем другие трудности, чем идущие тремя днями позже. При прохождении некоторых препятствий достаточно разницы всего в 10 сантиметров в уровне воды, чтобы в корне изменилась сложность его прохождения.
Набор препятствий на Вашане традиционен для малых рек, протекающих в средней части России и доступных для сплава только в короткий период весеннего паводка. Это постоянный слалом между затопленными деревьями посреди русла, низкие мостки, горизонтальные и наклонные бревна, прижимы под береговые кусты, завалы, требующие обносов.
В целом, при низкой воде прохождение реки проще, поскольку скорость потока ниже. При высокой воде в большинстве случаев имеется возможность миновать завалы основного русла по залитым полям, но там, где вода сдавливается окрестными холмами, река представляет собой неукротимый поток, с шумом прорывающийся сквозь деревья и кусты, спрямляя петли летнего русла.

В первом приближении реку можно условно разделить на следующие участки:
Участок от Ясногорска до автомобильного моста трассы Москва-Тула около с. Зыбино - наиболее сложный участок реки. На мой взгляд, нет смысла пытаться выделять на этом участке какие-то отдельные зоны. Участок интегрально самый сложный из тульских паводковых рек. Характеризуется мощным потоком в узком русле. Постоянный слалом между затопленными деревьями. Настоятельно не рекомендую идти этот участок неподготовленным туристам.
От трассы М2 до с. Богородское - мощный поток, но экстремальных препятствий нет.
Участок Вашаны ниже с. Богородское значительно проще. При наличии у капитана достаточного опыта прохождения паводковых рек, пусть даже в качестве матроса, этот участок Вашаны не столь опасен для здоровья, естественно при соблюдении общих правил безопасности и соответствующей экипировки.
После села Богородское (мост на "старой" трассе Тула-Москва) до ЛЭП - чистое русло.
От ЛЭП до так называемого "Московского брода" (перекат со стоячими валами до 30 см прямо над отметкой 192 на карте) встречаются небольшие петли реки, требующие внимания. В них возможен слалом между деревьями или даже встречаются откровенные непроходы. При низкой воде поток не настолько силён, чтобы более или менее подготовленный экипаж не смог вовремя затормозить и осмысленно отработать ситуацию.
От "Московского брода" до с. Лукино чудесный участок чистого русла с быстринами, щебнистыми перекатами и крутыми поворотами. В Лукино на левом берегу небольшое одноэтажное строение, где при желании можно набрать питьевой воды, особенно если уговорить местных собак не пытаться прокусывать твою гидрашку.
От Лукино начинается участок извилистого, но также чистого русла. Явных проблем не возникает, но адреналина в кровь впрыскивается достаточно.
В конце участка к правом берегу подходит сосновый бор. Практически в самом его конце, при резком левом повороте реки, отличная стоянка на правом берегу. Это место на 2-х километровке Тульской области удачно отмечено значком уреза воды "146". Тут же, чуть дальше по правому берегу, в реку впадает полноводный ручей.
От Бора до с. Казначеево встречаются завалы. Перед Казначеево на левом берегу дачные участки. Перед ними река расходится на две равнозначные чистые протоки. В самом Казначеево поперек реки лежит железобетонная плита, возомнившая себя несложным порожком. Практически сразу после плиты завал без какого-либо опасного течения перед ним.
В Казначеево высокий ж/б автомобильный мост дороги Алексин-Железня-Тула. Под мостом русло чистое, но через 50 метров - стационарный (из года в год) завал.
Если воды немного, можно протащить лодки под левым берегом, в противном случае - обнос по левому берегу 15 м.
За Казначеево на протяжении пары километров участок, где подобных завалов несколько. В зависимости от уровни воды практически все они проходимы либо под берегом, либо лихим кавалерийским наскоком, с разгона. После серии завалов - быстрины с несложными поворотами. В целом, участок после Казначеево, на мой взгляд, менее сложен, чем до него. Река течет среди высоких берегов, к реке выходят сосновые и смешанные леса
Сразу за ж/б мостом автодороги Заокский-Алексин S-образный поворот. Проход несложен. Метрах в 150 за мостом стационарный завал.
Примерно в 500 м за мостом на правом берегу мощный родник, а сразу за ним, на крутом левом повороте реки - прекрасная стоянка под высоким известняковым холмом, густо поросшим орешником. В распадке течет ручей, а с вершины холма открывается вид на много километров вокруг.
Участок от этой стоянки до конечного пункта - села Бунырёво (около 8 км), несложен и исключительно приятен. Река такая же шустрая и чистая, но становится чуть шире. Коварных препятствий нет.
Последние пара километров перед Бунырево даже скучны - скорость потока уже невелика и приходится грести. Напоследок, непосредственно перед финишем, крутой левый поворот и всё те же грабли - низколетящее бревно, проходимое как справа, так и слева.

Заброска-выброска
Ясногорск - электропоезда Москва-Тула от Курского вокзала (около 3-х часов езды). Почти все электрички формируются на платформе Каланчевская на Комсомольской площади. Первая электричка уходит с Каланчёвки в 6-50. Последняя электричка в сторону Москвы проходит через Ясногорск около 20-00.
Мост на трассе М2 Москва-Тула - автотранспорт от Тулы (30 км) или от Москвы (150 км). Если сплавляться на надувных каяках или байдарках, можно воспользоваться маршрутными такси "Газель". Отправление из Тулы от Московского вокзала и с Площадки. От Москвы - от ст. метро "Пражская", "Академика Янгеля". Комфортабельные автобусы с багажным отделением практически каждый час отправляются от ст. метро "Щелковская" и от платформы "Каланчевская";
д. Богородское - автобусы Тула-Алексин, Тула-Заокский, Тула-Серпухов;
д. Казначеево - автобусы Тула-Алексин;
мост трассы Алексин-Заокский (д.Саломасово) - автобусы Алексин-Заокский;
д. Бунырево - автобусы Алексин-Бунырево, Алексин-Егнышовка.

Летняя Вашана на каяке Ватерфлай
3 августа 2003 года

Много раз пройдя Вашану в периоды весеннего паводка и описывая эту реку в своих очерках, меня не оставляла мысль пройти по этой реке в летнюю межень. До тех пор, пока в моем распоряжении были только классические "Таймени", даже сама мысль о таком смелом эксперименте казалась крамолой. Перспектива таскать более чем двухпудовую лодку через неизбежные завалы не позволяла даже попытаться претворить столь дерзкую мысль в жизнь.
После появления в моем туристическом арсенале легкой надувной "Щуки-3" идея стала приобретать более реальные очертания, но также не была реализована и окончательно сформировалась как руководство к действию только тогда, когда в моем распоряжении оказался надувной каяк "Ватерфлай".
Несколько прохождений паводковых рек Тульской области на этой новой для меня и всей туристической братии лодке показали её уникальные свойства. "Ватерфлай" интегрировал в себе легкость и остойчивость надувной лодки и маневренность и прочность пластикового каяка.
Пройдя этой весной на "Ватерфлае" в половодье Восьму, Скнигу и Выпрейку я твердо решил при удобном случае пройти на этой лодке нижний участок Вашаны после Казначеево в период низкой воды.
Такой момент представился в начале августа. В субботу я осторожно поинтересовался у своей супруги, какие у неё имеются планы относительно меня на предстоящее воскресенье. В ответ я получил ожидаемое - жена собиралась поехать со мной на рынок для радикального пополнения семейных закромов. Уточнив, что сие мероприятие может быть с успехом начато в районе 14 часов пополудни, я понял, что первая половина дня вполне может быть использована мной для запланированного штурма Вашаны.

Ранним утром 3 августа 2003 года мы с моим неизменным водителем - сыном Николаем, выехали в сторону расположенного между Алексином и Железнёй села Казначеево, известного всем водникам Тульской области, как то место, где большая часть любителей завершают свой весенний маршрут, оставляя спортсменам возможность сплавляться далее до села Бунырево.
Полчаса на накачивание моего оранжевого "Ватерфлая" возле автотрассы, и в 7-30 я уже тащу его за собой по покрытому густой росой лугу к реке. Первое впечатление - какие же высокие берега здесь у Вашаны! До сих пор я видел здешнее русло почти до краев наполненным мутным коричневым потоком, стремительно несущимся к Оке. Летняя Вашана у Казначеево - неширокая полоска темной воды, спрятавшаяся среди крутых травянистых берегов под сенью густых кустов и лозин. Ширина русла не более 8-10 метров. Глубина не менее метра, течение слабое.
Из опыта весенних сплавов я предположил, что мне практически сразу же придется заниматься перетаскиванием лодки через несколько следующих друг за другом завалов. К моей радости и удивлению река не преподнесла мне этих малоприятных сюрпризов. Мне, правда, встретились несколько упавших поперек реки деревьев, которые удалось легко преодолеть, даже не вылезая из лодки. Из-за низкой воды казалось, что я плыву в тенистом каньоне.
Поплутав среди лугов, река вошла в лесную зону. То слева, то справа к берегу стали выходить симпатичные березняки. Река не давала скучать. Узкое русло сменялось широкими плесами, в конце которых чаще всего шумели мелкие щебенчатые перекаты. И если на плавных заросших плесах порой невозможно было достать веслом до дна, то на перекатах иногда приходилось выходить из лодки и проводить её по скользким камням, едва прикрытых прозрачной водой.
Несмотря на то, что река петляет по лесу, на Вашане множество удобных выходов на берег, что достаточно удивительно для реки, протекающей в лесной зоне. Похоже, что основной причиной этому щебнистое дно и берега, в отличии от глинистых обрывов таких же небольших речек, протекающих в более южной части Тульской области.
Проплывая мимо зеленых вашанских пейзажей я невольно смотрел на склоненные на поворотах деревья глазами спортсмена-водника, неоднократно пролетавшим эти места по "коричневой воде" и даже при свойственном мне большом воображении, с трудом сопоставлял "ту" и "эту" реку. Ничто не напоминало о том буйстве стихии, которое творится здесь каждой весной. Густая листва скрывала висевший высоко на ветках прошлогодний мусор, принесенный талой водой, и только опытный взгляд мог оценить высоту весенней воды.
До моста у дер. Саломасово пришлось всего один раз вылезти из лодки на низкие березовые клади, чтобы без особого труда перебросить через них пустой каяк. Перед самым мостом широкий плес, практически без течения, по правому берегу которого тянутся дачные участки.
До Саломасово я шел около полутора часов. Сразу же за мостом поросший высокой травой остров, который интересно обойти справа по шустрой протоке, шириной не более двух метров. За островом каменистый брод, используемый заезжими автомобилистами для мытья своих железных коней. В моем случае здесь стояла "Газель" с эмблемой какого-то клуба восточных единоборств.
Чуть ниже русло перегораживает мощный ствол ивы, выбеленный солнцем и изъеденный ледоходом. Этот завал приходится обносить и весной и, как пришлось убедиться, и летом. Сейчас это было сделать совсем не сложно, поскольку поток не силен и легкая лодка, как и в большинстве случаев, была элегантно перетащена поверх препятствия.
На правом берегу знакомый родник и удобная стоянка под высоким холмом. Река делает крутой левый поворот и вновь начинается серия каменистых перекатов , порой совсем мелких. Когда перекаты заканчиваются, на правом берегу удобная поляна для стоянки. Близко подходит сосновый лес .
За крутым левым поворотом мощнейший завал, который пришлось обнести по правому берегу. Волей-неволей примерил это препятствие к стремительному паводку. Картина получилась невеселой, хотя при высокой воде, возможно, поворот не будет выглядеть таким резким, да и сам завал может частично оказаться под водой. Я проходил здесь совсем недавно - весной 2000 года по уже упавшей воде, и не отметил каких-то особых трудностей на этом участке.
В целом река стала шире - 15-20 метров, практически вся поверхность воды у берегов покрыта круглыми листьями желтой кубышки. Только на перекатах Вашана изредка сужается до 8-10 метров, ныряя в тень прибрежных лозин. Много автомобильных бродов, дно на всем протяжении каменистое.
У села Карташово (л) низкая вода обнажила двухступенчатый порожек из бетонных плит, лежащих на дне реки. Камнестойкое дно "Ватерфлая" без особых последствий соскользнуло с искусственных препятствий, и я продолжил путь вдоль высокого левого берега, на котором за ровной поляной вверх по склону поднимался изумительный сосняк.
Река некоторое время течет строго по прямой. Под левым берегом то здесь, то там ворчат родники. Прямой участок реки заканчивается мелким перекатом и удобным выходом на левый берег. Там обширный луг с близким сосняком.
После матерой лозины, разбитой молнией и почти перегородившей реку надломленным стволом, река уходит влево, огибая поле цепочкой мелких перекатов. Между перекатами участки почти со стоячей водой. Теперь уже по правую руку нависает откос, поросший лесом. На этом участке неожиданно много поваленных деревьев, требующих обносов. Все обносы для каяка несложные - на берег выходить ни разу не пришлось.
Ближе к концу маршрута Вашана расширяется до 20-25 метров. На правом берегу домики деревни Мясоедово. Течение почти не чувствуется, а сквозь прозрачную воду со дна тянутся бесконечные нити водной растительности. У берегов заросли кувшинок.
После мелькнувших на левом берегу домов деревни Сосновки последний поворот и вот уже виден пляж у моста дороги Алексин-Егнышовка, пластиковая пивнушка и … масса автомобилистов, привычно загнавших свои машины на каменистое мелководье. Тут же на берегу стояла и моя темно-зеленая "девятка", поблескивая свежевымытыми боками. Сын, ожидая меня, не терял времени даром…

На весь путь от Казначеево до Бунырево я потратил 3 часа 40 минут ходового времени. Река настолько понравилась, что я с удовольствием когда-нибудь повторю этот короткий (16 км), но очень живописный маршрут уже не в таком "спринтерском" режиме.
С легким сердцем могу порекомендовать этот участок Вашаны для однодневного отдыха на воде тем, кто не побоится несколько раз потаскать свои плавредства через немногочисленные завалы, получив взамен несколько часов общения с прекрасной природой и чистой рекой с красивыми берегами, причем в непосредственной близости от автодорог.
Конечно, пройти маршрут на каркасных байдарках будет сложнее, чем на надувных "Щуках" или "Ватерфлаях", несомненно являющихся фаворитами для походов по таким небольшим рекам. По крайней мере, того удовольствия, что испытал я, Вы вряд ли получите.

В 13-30 я уже открывал дверь своей квартиры, готовый на новые подвиги, на этот раз уже на домашне-хозяйственном поприще…

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Can't connect to sql server. Reason: Can't create a new thread (errno 35); if you are not out of available memory, you can consult the manual for a possible OS-dependent bugStatus: 500 Content-type: text/html

Software error:

1 at Libro/Session.pm line 117.

For help, please send mail to the webmaster (slava@skitalets.ru), giving this error message and the time and date of the error.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100