Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Река Выпрейка

19 апреля 2003 года

В рамках проекта "Малые реки Тульской области"
Спонсор проекта - компания "Time-Trial", Санкт-Петербург

Автор - Михаил Трусков (Тула)

Середина апреля выдалась теплая, и за неделю поля, наконец-то, полностью очистились от снега. Только на северных склонах оврагов да в тени леса ещё кое-где проглядывали белые пятна. Контрастируя с коричневыми берегами, пруд в Ненашево почти полностью покрывал лед. На нем виднелась одинокая согнутая фигура фаната зимней рыбалки, пренебрегающего опасностью близкого знакомства со средой обитания своих потенциальных жертв. Только вдоль берегов темнели метровые полыньи.
Вид Выпрейки после плотины не слишком меня порадовал. На первый взгляд, воды было мало. Глядя на пенный слив, было очевидно, что расход воды невелик. Становиться на воду у плотины было невозможно, поскольку метрах в 15-ти ниже неё вода едва переливалась через каменистый перекат, явно искусственного происхождения. Из воды выглядывала толстая арматурная проволока.
Стартовать пришлось из маленькой заводи ниже переката, куда мой каяк "Ватерфлай" вместился с большим трудом. Первые сотни метров маршрута радовали. Река текла единым, достаточно глубоким руслом, шириной около 5 метров. Течение если и чувствовалось, то назвать его потоком явно было нельзя. Оставалось надеяться на скорое пополнение реки за счет множества мелких ручьев, спадающих с крутых берегов, да на полноводные притоки, обозначенные на карте.
Первые препятствия не замедлили прервать мой неторопливый сплав. Дерево поперек русла. Первый обнос, вернее волок. Здесь я без внутренних сомнений снял спасжилет и бросил его в корму каяка, ибо состояние реки не предвещало в обозримом будущем никакой опасности.
Выпрейка закладывала мелкие петли в неглубокой лощине, достаточно регулярно давая мне возможность ещё и ещё раз оценить легкость преодоления "Ватерфлаем" всяческих мелких речных каверз в виде завалов, узостей и быстринок.
Через сорок минут хода первое приметное место - автомобильный брод с капитальным пешеходным мостиком ниже по течению. Вода вяло переливалась через толстую железобетонную плиту. Теперь я уже не сомневался в том очевидном факте, что мне довелось идти по Выпрейке по весьма низкой воде, сравнимой с летним уровнем.
За бродом приятный участок быстротока, который завершается пешеходным деревом после очередного брода. Ширина реки оставалась оптимальной для байдарок и для того, чтобы любое дерево, упавшее поперек русла, полностью перегораживало его, создавая преграду той или иной степени сложности. Лишь изредка река разливалась мелкими протоками на каменистых перекатах.
До Пирогово я добирался в общей сложности около полутора часов. За это время я насчитал 13 классических обносов-волоков и несчетное количество препятствий, преодоленных, не вылезая на берег. Заметьте, я не зря сказал - "не вылезая на берег". Из лодки, чаще всего, вылезать приходилось. Где-то я вылезал на бревно, перетаскивая через него лодку, где-то достаточно было наступить на бревно, чтобы подтопить его и провести каяк по воде. Где-то удавалось, не вылезая из лодки, вытащить из завала пару-тройку ключевых бревен, освободив, таким образом, себе проход.
Начитавшись интернетовских отчетов о прохождениях Выпрейки, я ожидал встретить в Пирогово остатки разрушенного моста. Моим ожиданиям не суждено было сбыться. Мне преградил путь совершенно целый мост, покоящийся на пяти добротных металлических трубах большого диаметра. Похоже, что в этой части старые лоции потеряли актуальность. Высота моста и диаметр водосливов не давали сомнений в том, что это гидротехническое сооружение сможет долго противостоять напору вешних вод.
От моста по правому берегу уходит щебенчатая дорога. Сразу за мостом начинается длинная каменистая шивера, все берега которой были ровным слоем изгажены самым разнообразным бытовым мусором, преимущественно пластиковым. Первый же встреченный мной на пути завал являлся, как бы, естественным фильтром, очищающим природную среду от вредоносного влияния бессовестных приматов. Течение прибило к нему такое количество пустых полиэтиленовых бутылок и пакетов, что издали он смотрелся огромным белым пятном со множеством цветных вкраплений.
Меня всегда поражала способность сельских жителей использовать берега реки, прилегающие к их собственным заборам, в качестве помойки, естественным образом очищаемой весенним половодьем. Куда как реже можно встретить на таких "задворках" оборудованные уютные места со столиками и скамейками для вечернего душевного отдохновения.
Летом весь выброшенный хлам и мусор обычно скрыт густыми зарослями крапивы и лопухов и не так сильно раздражает взор туриста, но во время весенних прогулок это свидетельство человеческого бескультурья бьет по глазам тем сильнее, чем более экологически чистые места ты проплывал ранее.
К счастью, после близкого второго завала, сыгравшего роль "фильтра тонкой очистки", Выпрейка вновь обрела практически девственную чистоту.
Вскоре высоко над головой проплыл импровизированный пешеходный мостик, в основу которого было положено бревно, закрепленное на высоком правом берегу и левобережной лозине. Мостик был заботливо оборудован крепко пришитыми перилами. Забавным было то, что толстая лозина, использованная в качестве опоры, была уже наполовину подгрызена бобрами, не сведущими о великом предназначении этого дерева. Если эти милые животные продолжат свои разрушительные гастрономические опыты, то в самом ближайшем будущем мостик прекратит свое существование, превратясь в обыденное препятствие для моих последователей.
Надо сказать, что этот мостик возник здесь неспроста. Метрах в 50-ти ниже по течению с правого берега по каменистому распадку в Выпрейку впадает родник, исток которого оборудован колодезным срубом с двускатной крышей..
Характер реки не меняется. Река продолжает петлять в живописном овраге, оба склона которого поросли ивняком, осиной, ольхой и черемухой. Кстати о черемухе. Как я успел заметить во время сплава по Выпрейке, это дерево имеет вредную особенность наклоняться к реке и все свои ветви направлять вниз таким образом, чтобы создать плывущему в лодке индивидууму максимальные трудности. Гибкие живые ветви не ломаются, как у лозин, а стремятся отбросить весло назад, больно хлестнув при этом по открытым частям тела. Таких черемуховых зарослей на Выпрейке мне пришлось преодолеть довольно много. Пожалуй, это было одно из самых неприятных впечатлений от реки.

Через сорок минут после моста в Пирогово я миновал очередную деревню, обозначенную на карте без названия. Деревня не стоила бы и упоминания в этом очерке, если бы река после неё не приобретала совершенно безобразное свойство. Препятствия стали следовать одно за другим. Порой между завалами не было и 50-ти метров, и приходилось думать, а стоит ли вообще ставить лодку на воду в промежутке между ними.
Тем не менее, река в этих местах исключительно красива - высокие откосы, щебнистые берега и веселые перекаты. Вдоль берегов появляются небольшие березовые рощи, иногда подходящие вплотную к реке.
Вскоре труднопроходимый участок реки закончился. Ориентиром этого места служат дачные участки, расположенные на некотором расстоянии от реки на правом берегу. До этого места я шел чуть больше трех часов.
Длина участков чистой воды между препятствиями значительно увеличилась. Теперь можно было пройти несколько весьма шустрых перекатов подряд, не вылезая из лодки. По берегам все больше и больше лесистых мест - березовые перелески, сосняки и осинники. Многие перекаты были совсем мелкими, так что порой каяк не просто чувствовал дном их камни, но и садился на мель.
Как и на Восьме, на множестве прибрежных деревьях видны следы бобровых зубов. Судя по тому, что эти материальные свидетельства присутствия на реке носителей ценного меха встречаются повсеместно, поголовье этих грызунов должно быть весьма значительным. Я даже не мог себе представить, что в нашей, казалось бы полностью урбанизированной области, можно встретить участки природы, так плотно населенные дикими животными.
Сами бобры предпочитали не высовываться из-за укрытий, абсолютно справедливо полагая, что моя месть им за многочисленные завалы будет быстра и неотвратима. А вот, что касается выдр, то эти ловкие зверьки, статью и размерами похожие на кошек, нисколько не скрывали своего присутствия. Одна из выдр долго бежала по берегу чуть впереди моей лодки, пока не догадалась притаиться и пропустить меня вперед.
Несколько раз выдры поодиночке и парами пересекали мой курс, нисколько не смущаясь моего присутствия. Из воды торчали только их маленькие головки, неслышно рассекающие воду. Когда я пытался приблизиться к ним, головки моментально исчезали в воде, чтобы через некоторое время вновь появиться на почтительном отдалении от лодки.

Ровно через 4 часа после старта в Ненашево впереди показался низкий автомобильный мост, ведущий на Сухотино. Река, разделившись на мелкие ручейки, процеживалась через пять огромных металлических труб, поверх которых был устроен деревянный настил. С правого берега к мосту, как и в Пирогово, подходила вполне приличная щебенчатая дорога, а левый берег был покрыт глубокими колеями - как таковой дороги на нем не было.
От этого места река как-то сразу увеличилась в размерах и стала шириной до 8-10 метров. Один перекат сменял другой. Количество естественных преград на километр пути стало гораздо меньше, хотя следы бобровых трапез виднелись на деревьях повсеместно, насколько глубоко взгляд мог проникнуть в прибрежный лес. Обносы по берегу практически прекратились. Завалы стали более "прозрачными" и в них почти всегда можно было найти или разгрести достаточно широкое "окно".
Как и в любом правиле, исключения встретились и на этом приятном участке. Один из "глухих" бобровых завалов человеческий гений превратил в пешеходный мост, оборудовав его прочными перилами, через которые мне пришлось переносить лодку чуть ли не на высоте человеческого роста.
На реке частенько встречались автомобильные броды. Перед одним из них, прямо посередине русла, были наложены друг на друга несколько фундаментных блоков. Судя по тому, что на берегу лежали ещё несколько подобных блоков, похоже, что вскоре на участке Пирогово-Украинское Выпрейку пересечет ещё один капитальный мост.
Река продолжала радовать общением с выдрами и дикими утками и полным отсутствием двуногих обитателей. За весь свой путь я видел всего двух представителей местного населения, один из которых, стоя с закопченным чайником на подвесном мостике в Украинском, задал мне нехитрый вопрос:
- А рыба там есть?
После моего вежливого ответа, из коего следовало, что рыбу я не ловил, но лягушек наблюдал в огромных количествах, мужчина произнес в пространство :
- А ты в Егнышёвку приплывешь….
Этот географический факт не стал для меня откровением, поскольку то же самое говорила и двухкилометровка Тульской области, лежащая у меня в герме.
От Украинского до Юдинок я доплыл как-то незаметно - чистое русло Выпрейки и отсутствие надоевших завалов позволили отдохнуть и насладиться быстрыми перекатами и весенним воздухом, в котором уже начали чувствоваться нотки пробивающейся травы.
Возле моста в Юдинках меня уже поджидала машина с успевшим соскучиться сыном-водителем. На прохождение маршрута от Ненашево до Юдинок я затратил 6 часов 45 минут.
Увы, я не смог в этом походе почувствовать спортивный азарт, поскольку сила упавшей воды уже нигде не могла создать для меня хоть какое-то подобие экстремальной ситуации. Было всего несколько мест, где пришлось работать веслом на грани возможного. И то, это было, скорее, следствием желания пройти какой-то слаломный участок по возможности чисто, с наименьшим количеством "штрафных очков" при взятии ворот.
Я с нетерпением ждал того препятствия, описание которого встречалось в каждом прочитанном мной отчете о Выпрейке - так называемый трехступенчатый "Гатницкий порог". Но то ли по малой воде я прошел его не отметив особой сложности, то ли, что более вероятно, он попал в число тех препятствий, которые были мной обнесены из-за полного "непрохода". Могу сказать только одно, что ни одно место, где было возможно пройти по воде, невзирая на сложность, я не обносил. Наоборот, сложности на Выпрейке мне как раз и не хватило. Может быть, этому способствовало то, что я шел на надувном каяке "Ватерфлай", остойчивость которого скоро станет легендарной.

Жаль, что сроки похода так неудачно попали на уже упавшую воду. Судя по отчетам предшественников, Выпрейка - вполне достойная река для весеннего сплава. Опыт собственного прохождения показал, что подавляющее большинство препятствий, встретившихся мне на пути, будь уровень воды выше хотя бы на полметра, не были бы мной даже замечены. Река, даже в таком неспортивном варианте, понравилась своей чистотой и изолированностью от населенных пунктов. По высокой воде Выпрейка проходима на любых видах туристических судов, традиционных для весеннего сплава. В малую воду предпочтительны каяки.
Я не стал идти по Выпрейке дальше, поскольку затратил на участок Ненашево-Юдинки значительно больше времени, чем предполагал. Характер реки я узнал. Судя по описаниям, участок ниже Юдинок не таит в себе сложностей даже в высокую воду. Проходить его для "галочки" - только для того, чтобы написать пару лишних абзацев в очерк, я не посчитал нужным. Надеюсь, что на следующий год я постараюсь не упустить момент и пробежаться по перекатам Выпрейки по самому пику половодья.

И последнее впечатление о Выпрейке. Перед мостом в Юдинках на трассе Алексин-Заокский стоит дорожный знак, на котором белым по синему написано "р.Непрейка". Не верь глазам своим!

До встречи на Выпрейке!

Михаил Трусков

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:



Первый перекат на
Выпрейке ниже Ненашево


Завал на Выпрейке


Новый мост в Пирогово


Овраг ниже моста
в Пирогово


Препятствие на Выпрейке


Бобровая плотина
на Выпрейке


Пейзаж Выпрейки


Очередной обнос
"пешеходного завала"


Не верь глазам своим.
Река Выпрейка



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100