Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Сплав по реке Восьма на надувном каяке "Ватерфлай"

12 апреля 2003 года

В рамках проекта "Малые реки Тульской области"
Спонсор проекта - компания "Time-Trial", Санкт-Петербург

Автор - Михаил Трусков (Тула)

Если бы я не знал, что это удовольствие,
я бы сказал, что это пытка…
В. С.

Вы ещё не ходили в половодье по красивейшей реке Восьме? Нет? Зря!!!! Река стоит того, чтобы вытерпеть кусочек российского бездорожья, ведущего к месту старта и провести пару дней в березняках и сосновых борах на её высоких берегах.
Вы спросите: Почему в березняках, а не на воде?
А все объясняется весьма просто: "Восьма - река 57 обносов".
Трижды, четырежды подумайте об этом, решившись преодолеть 20 километров противотанкового шоссе от станции Пахомово железной дороги Москва-Тула до места старта. Проезжая на полпути по мосту над разлившейся Скнигой подумайте ещё раз - может быть стоит остановиться здесь и без проблем скатиться по паводку, не особо утруждая себя.
Но если Вы преодолели все сомнения и нашли в себе силы добраться до моста у села Климовское, под которым из труб вылетают три пенных потока, то обещаю Вам - Вы получите все удовольствия, присущие весенним походам по "коричневой воде", возведенные в степень бесконечности.
Если Вы не вняли моим добрым советам и решили проверить все прелести Восьмы на собственной шкуре, то лучше всего это сделать с помощью шкуры надувных одноместных байдарок типа "Ласточка", "Щука" или "Ватерфлай". Для остальных видов судов верхний участок Восьмы проходим только теоретически на пике половодья. Главным критерием при этом является длина лодки и её осадка.
Думаю, что этим вступлением я достаточно распугал всех мало заинтересованных туристов, вызвал некоторый интерес у апологетов экстремального водного туризма и теперь, собственно, перехожу к описанию незабываемого похода по этой чудной речке, совершенном мной 12 апреля 2003 года.
Ненадолго переходя на серьезный тон повествования, приведу основные данные по реке.

Восьма
Река Восьма - левый приток реки Беспуты, протекает по самому северу Тульской области и мало известна любителям паводкового слава. Основная причина такого забвения - относительная сложность заброски к месту начала сплава и выброски. Длина сплавного участка - около 24 километров от с. Климовское до автомоста у с. Восьма.

Кратковременность периода, когда по подобным рекам возможен спортивный сплав, естественным образом отвлекает внимание от этой малообследованной реки, давая явные преимущества традиционным фаворитам весенних сплавов тульских водников - Вашане и Крушме, а с недавних пор и Выпрейке.
Тем не менее, здоровое любопытство победило консерватизм, и Восьма была удостоена включения в список тех рек Тульской области, которые я собрался пройти в сезоне 2003 года. Интерес подогрела найденная публикация в Интернете, в которой автор А. Тонис описал свои положительные эмоции от одиночного прохождения этой реки в начале апреля 1999 года.

Заброска-выброска
Становиться на воду удобнее всего у с. Климовское. Добраться до места старта можно либо от ст. Пахомово железнодорожной линии Москва-Тула (20 км, попутки), либо от ст. Кашира (павелецкое направление), откуда на рейсовых автобусах можно добраться до с. Иваньково. Далее 11 километров автостопом или пешком до с. Климовское.
Завершить путешествие можно в с. Восьма, в двух километрах от с. Иваньково, либо продолжить путь по Беспуте до моста у с. Тарасково (дополнительно 8 км). От Тарасково регулярное автобусное сообщение с Каширой. Можно продолжить путь по Оке до платформы Белопесоцкая (л) павелецкого направления. Это добавит к путешествию ещё 16 км.

Общая характеристика реки
Восьма проходима только в половодье на каяках и надувных байдарках. На 24 километра маршрута река имеет падение почти 50 метров, что значительно больше, чем на других паводковых реках этого района. Расстояния, приведенные в тексте, измерены курвиметром по карте-двухкилометровке, "поднятой" сканером до масштаба 1:50000. Для начального участка маршрута применялся коэффициент извилистости 1. 3, для остальной части - 1. 2.
Условно маршрут по Восьме можно разбить на три участка. Первый участок от моста в с. Климовское до дер. Борисово (около 10 км) - характеризуется достаточно крутым уклоном (3-4 м/км) и заросшим руслом. Из - за большого количества обносов и проводок скорость прохождения здесь может быть очень низкой.
Второй участок - от дер. Борисово до впадения правого притока из Вележева (около 7 км) - наиболее интересный с точки зрения сплава. Уклон здесь поменьше (2-3 м/км), но поток мощнее, участки быстротока с валами до полуметра. Обносов мало или вообще нет в зависимости от уровня воды.
Третий участок - до моста в с. Восьма (около 7 км) более простой. Река успокаивается, хотя встречаются и локальные перекаты. В начале паводка могут встретиться ледовые заторы. Уклон 1 м/км. После с. Восьма река, в значительной мере, теряет свои спортивные качества и сплав до Беспуты и дальше, в Оку, особого интереса не представляет.

Описание сплава
Ранним утром 12 апреля 2003 года я отправился в путь, приторочив на багажнике своей "девятки" заранее накачанный каяк "Ватерфлай". За рулем восседал сын, изъявивший готовность сопровождать меня в качестве "заброски-выброски" на маршрутах моего микро-глобального проекта "Малые реки Тульской области".
Я вез "Ватерфлай" в виде, "готовом к употреблению" только по той простой причине, чтобы не тратить на стапеле лишние полчаса. По пути на Восьму, мы сознательно сделали небольшой крюк и заехали посмотреть на Вашану в районе Богородского. На этот день намечались городские соревнования спортсменов-водников, но в 9 часов утра правобережный луг был практически пуст, если не считать пары палаток моих знакомых-москвичей, шедших от трассы М2 на "скаутах".
Тут же, на старом мосту собирали костистые "таймени" четверо тульских туристов-любителей. Перебросившись парой фраз, мы поехали дальше - изучать состояние дел на следующей реке, Выпрейке, лежащей у нас на пути.
В Ненашево встретили бодрую группу из шести москвичей-студентов, направлявшихся к плотине за покрытым льдом прудом. Ребята планировали идти Выпрейку на КНБ-шках. Обменялись дружескими приветствиями и разошлись. Теперь нам оставалось только проинспектировать верховья Скниги, миновать которую нам все равно никак не удалось бы.
В Дмитриевском-"на-Скниге" у реки копошились двое москвичей, готовя для сплава небольшой кат-двойку. Выбор средства сплав для верховьев этой реки поверг меня в глубокие сомнения, которые я постарался спрятать от своих визави. Я только поделился с коллегами новостями "недельной свежести" о своем опыте прохождения Скниги от М2 до низовьев. Похоже, что информация о множестве преодоленных мной ледовых заторов их нисколько не смутила. Ребята с оптимизмом продолжали планировать добраться к вечеру до с. Волково, где у одного из них находится дача. Пожелав друг другу чистой воды мы расстались.
Такая стопроцентная востребованность тульских паводковых рек рождала обоснованное подозрение, что и на Восьме мы встретим кого-нибудь из фанатов "коричневой воды".
Увы. На мосту , из под которого вырывалась пенная река, было непривычно пусто. Выше моста Восьма образовала небольшое озерцо, почти сплошь покрытое льдом с небольшими серыми проталинами. Течения почти не чувствовалось, поскольку вода уходила в трубы близ дна.
Закрепив в лодке пару герм с перекусом и ремнабором, я спустился по заснеженному склону, поставил лодку на воду и махнул на прощание сыну веслом. С момента нашего прибытия до момента отплытия прошло не более 10 минут. Надо заметить, что и неопрен я натянул на себя ещё дома и чувствовал себя всю дорогу весьма сухо и комфортно. Для особо въедливых натур сообщу, что спасжилет и каску я надел, все-таки, уже на берегу реки.
После только что увиденных Вашаны и Скниги, Восьма поразила меня …своей шириной и полным отсутствием основного русла. Заботливая мать-природа взрастила на её пути множество деревьев, словно специально высаженных квадратно-гнездовым способом. При этом, расстояния между соседними растениями едва превышали ширину моего "Ватерфлая". Благо, сила потока была ещё не столь высока, чтобы слалом между лозинами и ольхами был опасным для жизни и здоровья. Скорее, это была разминка перед предстоящими трудностями.
Мелкие петли реки, сглаженные поднявшейся водой, приходилось проходить напрямую, ибо меженное русло в этих местах, видимо, настолько узко, что разглядеть его, а, тем более, следовать ему, не представляло никакой возможности.
Итак, первые пару километров Восьма не представляла из себя каких-либо технических трудностей, за исключением, может быть, того, что близ берега лодка иногда садилась на вульгарную луговую кочку, с которой приходилось сползать, используя всю генетически заложенную крепость укороченного тайменевского весла.
В эти моменты я всегда вспоминал дискуссию на форуме "Скитальца" о преимуществах и недостатках тех или иных весел. Нет, господа, здесь мне углепластик вряд ли бы помог, даже со всей его загребистостью и возможностью делать ювелирные гребки, срывающие аплодисменты восхищенной публики и давая их владельцу законное чувство превосходства над обладателями дюралевых уродцев, вышедших из-под прессов и штампов завода "Салют".
Иногда вынужденное сидение на кочках давало приятную возможность не торопясь достать со дна лодки "Пентакс" и сделать снимок, не заботясь о том, что лодку куда-то унесет потоком.

Берега верховий Восьмы голые, луговые. Да, собственно, лес здесь ещё и не нужен, поскольку на ночевку становиться рановато. Через час неспешного продирательства сквозь частокол ивняка впереди послышался шум воды, преодолевавшей какое-то препятствие. Река, делая резкий правый поворот, частично устремлялась вниз с 70-ти сантиметрового порожка, а остальная часть воды гулко прорывалась под огромным завалом. Немного постояв над сливом и оценив ситуацию, я слегка сдал назад, насколько позволяла ширина реки и, разогнавшись за три гребка, легко спрыгнул вниз. Остановившись, я зачалил лодку и, обернувшись, сделал снимок первого порога на Восьме.
Это препятствие, как оказалось, завершало собой участок широко разлившейся по кустам реки. Через пару поворотов, после второго подобного порожка, река, стискиваемая с двух сторон высокими откосами, собралась в одно русло, шириной 5-8 метров. Именно с этого момента началась активная работа рук, головы и …ног. Короткие слаломные участки с резко усилившимся потоком прерывались неизменными завалами или низколетящими бревнами. Отдельное "спасибо" я многократно говорил местным бобрам, премного постаравшимся разнообразить виды препятствий. Обнос следовал за обносом.
Бобры присутствовали в этой картинке не только опосредованно, но и лично. Один из них, зазевавшись, чрезвычайно испугался моего стремительного появления из-за поворота и с грохотом плюхнулся в воду, подняв тучу брызг и свой хвост.
В отличие от ледовых заторов Скниги, здесь чаще всего приходилось вытаскивать "Ватерфлай" на берег и, по-простецки, тащить его за собой, благо конструкторы снабдили его нос и корму удобными ручками. Перетаскивать лодку на плечах мне пришлось всего несколько раз, когда обнос приходилось делать по не прореженным бобрами зарослям.
Надо сказать, что сердце мое обливалось кровью, когда столь полюбившуюся мне лодку приходилось волочить по земле и сухой траве. С другой стороны, я душил нежные чувства к "Ватерфлаю" тем обстоятельством, что кто-то должен был испытать его лоснящуюся шкуру и в таких экстремальных условиях. Сразу скажу, что несмотря на многократные истязания "Ватерфлая" с особым цинизмом, впоследствии на его днище не было обнаружено никаких следов варварского с ним обращения.
Я, безусловно, не призываю владельцев Тайм-триаловских каяков испытывать подобный способ перемещения лодок по асфальтовым шоссе, но высокую степень прочности своей шкуры "Ватерфлай, однозначно, доказал.

Восьма очень извилиста. Были места, где струя с силой ударяла в высокую глинистую стену и, отбиваясь от неё, круто поворачивала на 180 градусов. Иногда вместо глинистого берега поток пытался вдавить лодку в щебнистый откос.
Река быстро набирала силу. По берегам потянулись прозрачные березовые рощи и сосняки. В целом же, характер реки не поменялся. Путь в 8 километров до наплавного пешеходного мостика между селами Теляково и Борисово я прошел за 4.5 часа. Через 5 ходовых часов на правом берегу появились дома села Борисово. Это означало, что я прошел чуть более трети пути.
После Борисово Восьма как-то сразу изменилась. На очередном обносе я записал в блокноте: "Река поумнела". Теперь Восьма предстала передо мной совершенно в новом качестве - мощный поток несся, сжатый высокими берегами. Шум перекатов стал моим постоянным спутником. За каждым поворотом меня мог ожидать какой-то сюрприз - навал на кусты, слаломный участок, поваленное дерево. Участки без обносов становились все длиннее. На некоторых перекатах высота косых валов была настолько высока, что я на практике смог ощутить преимущества самоотливного дна своего каяка - вся вода, попадавшая в лодку, незаметно исчезала в щелях между баллонами и дном.
Кстати, в эти же щели набивалось и множество древесного мусора, в изобилии набираемого открытым кокпитом во время "контактного" прохождения кустов и нависающих веток. Особенно много мелких веток скапливалось в местах, где располагаются ступни гребца, активно заталкивающие грязь под надувное дно.
Уже после финиша я выгреб из боковых щелей большую кучу мокрой дряни, которая, конечно, никак не влияет на ходовые качества, но может представлять из себя угрозу для баллонов, давя на них изнутри. Все проблемы решаются профилактической чисткой во время стоянок или обносов. Песок и мелкие камешки, доставляющие массу неприятностей владельцам "Щук", у "Ватерфлая" прекрасно вымываются водой во время движения.

Завалы на реке стали встречаться все реже и реже. Правда, после первой части маршрута, казалось, что их количество до смешного мало. По левому берегу, начиная от Борисово, на некотором расстоянии от реки тянется сосновый бор с редкими проблесками берез. Чем ближе к концу маршрута, тем теснее бор подходит к реке. Места удивительно красивы и даже жалко лететь мимо них со скоростью автомобиля.
Для зануд поясню, что под "скоростью автомобиля" я здесь подразумеваю конкретно ту скорость, которую реально может развить легковой автомобиль на участке шоссе Р-115 от Дмитровского до Климовского на пути к Восьме. Степень разбитости этой трассы (обозначенной на карте, как "дорога с улучшенным покрытием") такова, что вряд ли американцы решатся пустить по ней свои танки "Абрамс" без риска безвозвратно потерять их, как боевые единицы. Да какой там "Абрамс", когда даже родная "99-я" преодолевала эти выбоины с превеликим трудом!
Но, вернемся к реке. Километра за три до моста в селе Восьма река чуть успокаивается. Между перекатами появляются места, которые с натяжкой можно назвать даже "плесами".
После бешеных скачек по стоякам стремительных перекатов скорость перемещения "Ватерфлая" по практически стоячей воде казалась просто черепашьей.
Отсутствие мощной струи привели к тому, что в низовьях Восьмы мне встретились несколько ледовых заторов, форсировать которые по подтаявшему льду я не решился и вновь испытал на износостойкость оранжевое днище "Ватерфлая".

В итоге своего семичасового путешествия по Восьме могу сказать, что, несмотря на огромную усталость, я получил несказанное удовольствие от этой своенравной и красивой реки. Казалось, можно было бы посоветовать будущим "восьмопроходцам" идти по короткому, буквально 2-х часовому маршруту от Борисово до Восьмы, но для себя я решил, что если в будущем я решу ещё раз пройти Восьму, то я сделаю это непременно по тому же маршруту. Именно тогда последние 15 километров спортивного сплава будут восприниматься ещё острее и желаннее, как нежный вкус Цинандали после обжигающе-острого харчо и горячего лобио.

Михаил Трусков

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:















© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100