Виды туризма

16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 1508 0
02.05.2004 - 06.05.2004

Дневник - описание


Маршрут:
Москва - Петрозаводск - Ведлозеро (мост ч/з р. Нялма) - р.Видлица - Ладожское озеро (дер. Видлица) - Лодейное Поле - Москва
Сплавной маршрут: р. Нялма - оз.Ведлозеро - р.Видлица - оз.Ладожское

Общая длина маршрута 78 км=13 км (Нялма+Ведлозеро)+65 км (Видлица). Многие источники указывают длину маршрута около 100 км и даже больше (до 120 км). На самом деле длина маршрута была измерена по карте с координатной привязкой и, впоследствии, подтверждено данными GPS.

Категория сложности: II, с учетом пешей заброски по зимнику в позднюю весну II+

Экипажи

КНБ Маринка - 2:
- Сергей isv (Терминатор - 2)
- Сергей psv (Раскольников - Гамлет)

р. Видлицар. Видлица 
Щука - 3 (модернизированная, индпошив):
- Аркадий (моя, однако)
- Анатолий Михайлович (мой отец)
р. Видлицар. Видлица
     
Заброска - выброска
Петрозаводск - мост ч/з Нялму (около 106 км по трассе на Олонец). Договориться о заброске можно с: Илья Тимин (Экотурсервис "http://kareliya.ru" rel="nofollow" похоже, что собственно заброской более не занимается) и Дмитрий (м/автобус Ford 12 р/км, +7-921-727-8483)
Дер. Видлица - Лодейное поле (около 100 км). Извозом занимается много народу, стоит около 8 р/км за м/автобус. Договориться можно с: Александр (81436-27-395), Виктор Марков (81436-27395), Виктор Петрович (81436)-27-499, моб. 8-921-451-6002. При разговоре следует сразу сказать, что туристы и что хотим доехать туда-то и туда-то (почему-то с некоторой опаской и настороженностью люди выслушивают о предложении заработать деньжат).

Связь
По всей Карелии хорошо работает Мегафон, в крупных поселках Ведлозеро и Видлица брал МТС (40-60% приема).

Режим питания
- Насыщенный завтрак: каша на молоке с ягодами+чай+сникерс либо творог с ягодами+чай+сникерс .
- Горячий перекус: сало+колбаса с/к либо мясо вял/к+кружка супа+кружка чая+1/2 сникерса (термос 1л на двоих).
- Плотный ужин: каша+мясо+кисель+чай+сникерс.
Все каши: гречка/рис/пшеничная/пшено в варочных пакетах (быстрее обычной и гораздо удобнее).
Мясо/творог/ягоды/масло слив./омлеты/супы: сублиматы пр-ва "Гала-Гала" (гораздо вкуснее и лучше, чем у НордТрека, но сравнительно дороже). Очень удобно, значительно экономит время на собственно готовку. Брал это хозяйство с некоторым скепсисом, но результатом более чем доволен.


Общее описание
Ссылка на гидрологическое описание бассейна рек ("http://www.skitalets.ru/water/karelia/lad_sisoev2004/index.htm" rel="nofollow") дает четкое представление об особенностях и характерных чертах рек этого региона, включая р. Видлица и оз. Ведлозеро. Ряд отчетов ("http://www.skitalets.ru/water/karelia/loimola_sisoev2003/index.htm" rel="nofollow", "http://www.veslo.ru/2001/othet/vidlica.html" rel="nofollow", "http://georg.pnpi.spb.ru/" rel="nofollow"~georg/water_holiday/Tukavin/Vidliza_2002/, "http://georg.pnpi.spb.ru/" rel="nofollow"~georg/water_holiday/Tukavin/Vidliza_1998/) также достаточно подробно описывают выбранный нами маршрут. На первомайские обычно озера вскрываются ото льда, но в нашем походе этого не случилось. На Ведлозере виднелись забереги шириной от 0,5 до 5 метров, а местами лед стоял вплотную к берегу, плюс ко всему водитель не совсем четко идентифицировал Нялму, и мы проскочили мост (чего Господь не приводит, все к лучшему!), поэтому во избежание тяжких волоков и обносов ледяных полей на озере было принято решение добираться до пос. Койвусельга (на трассе левый поворот с указателем и жутко-жутко разбитая лесовозами и тракторами грунтовка протяженностью 13 км). Общее увеличение дальности заброски составило еще около 40 км. Из поселка к реке ведет зимник (около 2.5 км) к месту впадения в р. Видлица мелкой речушки Сюряоя. Это сокращает маршрут на проход по озеру в 12,5 км и 2,5 км собственно по реке. Из общих особенностей на реке - много топляков, либо чуть прикрытых водой, либо едва над ней выступающих (это в большую воду, а в малую и среднюю эти препятствия должны быть видны хорошо).
р. Видлица

02.05.2004
День первый

Настроения и тревоги. Еще подъезжая к Петрозаводску, с тревогой поглядывали в окно поезда на нерастявшие сугробы и замерзшие озера. Тешили себя мыслью, что почти на 100 км южнее Ведлозеро должно бы и вскрыться ото льда. Поезд прибыл точно по расписанию, на вокзале уже ждал водитель Дмитрий с м/автобусом. Быстро загрузились, на привокзальной площади закупили бутылочку бальзама "Карельский" и двинули в путь. Все более и более встревоженно поглядывали на сугробы и мелкие и не очень нерастаявшие озера. МТС довольно долго цеплялся за сеть. Ведлозеро встретило суровым льдом, все надежды на старт ч/з Нялму угасли, да в общем-то мы и мост проскочили и разворачиваться не стали. Свернули на грунтовку и со скоростью 10-15 км/час преодолели 13 км участок до пос. Койвусельга. Водитель доставил нас до начала зимника, выводящего к реке (в этом месте зимник пересекала р. Кивиоя, и проехать вброд не вышло). Выгрузились, рассчитались за проезд (1700 р за 148 км), двое из нас (Сергеи) загидрились и перетащили вещи, остальные перебрались на другую сторону по поваленной ели.

р. Видлицар. Видлицар. Видлица

Нацепили на себя рюкзаки и двинулись к реке пока под шутки и прибаутки. Уже на первом километре пути постоянные спуски и подъемы и обпрыгивания луж и грязи нас измотали. Последний километр пути к реке осложнялся глубокими снежными наносами, насыщенными водой. В общем, к воде вышли изрядно уставшими и сурово пропотевшими. В 12:30 начали подготовку к сплаву. В 15:00 встали на воду. Температура воздуха около 11*С, воды около 7,5*С. Вода уже/еще почти в берегах, все низинки подтоплены, все северные/теневые участки берега нависали снежными пластами, от них ощутимо тянуло холодом, облачность постепенно расходилась. р. ВидлицаВсе обозначенные на карте порожки представляют собой систему из двойных перекатов/шивер, и т.к. вода большая, растекалась очень широко, то собственно рукава и струя плохо читались. На некоторых из этих шивер потерлись/посидели на камнях (в среднюю воду были бы очевидны мели).
Интересен порожек недалеко от места впадения р. Кивиоя. Во второй ступени яркий слив в правом рукаве с перепадом 1,5 м и сильным прижимом к правому берегу, при невнимательности экипажа может быть чревато оверкилем (в малую воду бульник на выходе, в большую и среднюю - низко нависшие ветви). Все идется сходу по струе и без просмотра (последний порожек можно и посмотреть, т.к. говорят, что в малую и среднюю воду через левый и средний рукав низко над водой проходит трос). Далее до озера Кинеярви длинный и утомительный плес. Горловина, соединяющая озеро и реку открыта, но к заветной стоянке на втором острове не подойти - лед. р. ВидлицаДалее по левую сторону оставили хутор Каппой (были люди, м/б просто рыбаки) и зачалились на правый берег к заброшенному хутору Кужей (2 полуразваленных дома, отличный туалет - кабинка и много дров в дровниках у домов). Абсолютно пустынно, на берегу валяется полусгнившая лодка. По оставленным следам видно, что либо зимой, либо летом здесь бывают люди. Ставим лагерь, время 18:00, пройдено 13 км (с учетом курсирования у островов озера Кинеярви).

03.05.2004
День второй

  Подъем в 9:00, небо абсолютно чистое, температура воздуха достаточно быстро разгоняется до 12*С (ночью были заморозки, на палатке иней). С 10:00 до 11:30 свернули лагерь, загермились и встали на воду. Все порожки, отмеченные на карте, имеют место быть. Стиль прохождения не изменился - по струе, просмотр с наплыва. Пороги несколько меняют характер - шиверистые участки исчезают, струя явно выражена, пороги начинаются сливами с перепадом до 1 м, валами по 0,5 - 0,7 м, струя изгибается от берега к берегу и завершается валами и бочечками по 0,3 - 0,4 м.

р. Видлицар. Видлица

р. Видлицар. Видлица 

Перекус с 14:30 до 15:30. Сняли с руки первого клеща (и, к счастью, единственного), пустили его в самостоятельный сплав по Видлице. В дер. Большие Горы народу немного (праздники) в центральном пролете моста арматурина, соединявшая пролеты, перепилена и отогнута к опорам, проход чистый. После деревни идут три порога (на карте два), вероятно, один из них (первый) двухступенчатый. Между первым и вторым расстояние около 500 м (по ощущениям оба порога сливаются в один). В ожидании второго порога оказались на меандровом участке реки и поняли, что собственно все сегодняшние пороги уже прошли (сходу по струе). В 18:00 встали лагерем на пригорке (спуск к воде не очень удобный, но полянка ровная, есть кострище), пройдено 26 км. Разбили лагерь, поужинали. Дрова очень сырые, плохо горят, много дыма, вода в реке цвета хорошо заваренного чая, топили для питьевых нужд снег, которого здесь много.

р. Видлица


04.05.2004
День третий

  Подъем в 9:00, небо безупречно чистое, на закрытом от ветра пространстве нагревает до 16*С (ночью были заморозки, на палатке опять иней). Долго грели воду/топили снег, дрова очень плохие. С 10:45 свернули лагерь, встали на воду в 12:20. В пятистах метрах поджидает очередной порог. С этого дня шиверных участков не было вообще, приятная сильная струя отражается от берегов, валы 0,6 - 0,7 м. Т.к. все идем сходу, то снимаем друг друга только по выходе из порога. Далее к берегу примыкает дорога (висит знак "кирпич") и долго идет очень близко. В месте, обозначенном на карте тремя засечками порогов (р-н Везикко), на самом деле очень веселый и шустрый трек (сильная струя, отражающаяся от берегов, небольшие валы 0,3-0,4 м) продолжительностью более 2 км (на всем пути приличный перепад высот), который проходит и под мостом (по центру) и успокаивается за островом метрах в 700 от моста. В 14:30 перекус, пройдено около 12 км. В 15:30 продолжили сплав, через пару поворотов показался первый дом Верхней Видлицы. Далее веселый участок между дер. Верхняя Видлица и дер. Гавриловка. Мы насчитали 5 порогов, идущих друг за другом практически без разрывов. Все пороги проходятся по струе без просмотра, валы 0,5 - 0,6 м, есть и косые. Далее между Гавриловкой и Видлицей река сильно петляет (до головокружения:-), вода спокойная, но гребля изматывает. Проходим все мосты (автомобильный, пешеходный, железнодорожный), далее Ладожское озеро. Ладога встретила ледяными полями и очень свежим/холодным ветерком, почувствовали себя челюскинцами. Солнце светит прямо в лицо. Время выхода в озеро 18:30. Огибаем пару мысов справа, дикая мель - даже "Щука" цепляет днищем. Между вторым и третьим мысами большой дугообразный залив общей протяженностью около 2 км. Выбираем место для лагеря (хотим дневать). Красота - Ладога, 300 м ровный песок, далее хороший сосняк, хотя и деревня близко (около 1 км). Встали лагерем в 19:30. Ритуальное купание в Ладоге (по правде, только окунание), водичка супербодрит (температура около 4*С). Ужин, уничтожается бальзам "Карельский", светлая ему память.

р. Видлицар. Видлица

р. Видлица

р. Видлицар. Видлицар. Видлица 


05.05.2004
День четвертый

Ленивый подъем в 9:30. Дров навалом (сухих и качественных). Завтрак. Проверка и проклейка байдарок, просушка вещей. Работает связь (МТС прием 60%). Пообщались с родными, договариваемся о выброске с местными по телефону!!! Вообще-то неадекватная реакция, у 4 разных извозчиков находятся какие-то причины не ехать, с одним из них договариваемся на 06.05.04. Днем по заявкам (многочисленным) принца Датского варим суп (не сублимат), дрыхнем. Ужин. Съемка пейзажей. Болтовня у костра. Оба Сереги вытаскивают свои пенки и спальники, собираются спать вне палатки.

р. Видлица


06.05.2004
День пятый

р. ВидлицаЛенивый подъем в 9:30. Завтрак. Собираем вещи, пакуем рюкзаки. Идем на разведку в деревню. В километре вышли на авт. остановку на трассе Сортавала - Олонец, рядом ж/д переезд, до станции еще 400 м. Поезд Питкяранта - Лодейное Поле идет в 19:40, билеты в вагоне, прибывает в 22:40, т.е. успеть можно только на пассажирский Мурманск - Москва, пропуская скорые Мурманск - Москва и Петрозаводск - Москва. В 17:20 покидаем на извозчике дер. Видлицу, В 19:00 прибываем в Лодейное Поле. В 21:45 прибывает петрозаводский поезд. На утро 07.05.04 в 8:55 мы в Москве. Поход окончен.

Лирическое отступление
"Щука - 3" (модернизированная, индпошив), нареченная Fish-ка v 1.02
Имея опыт эксплуатации этого плавсредства, особенно после прошлогоднего сплава по р. Пистайоки в период половодья, загорелся идеей многое доделать (именно доделать, а не поменять). Зимой вступил в длительную переписку с Михаилом Чернецким (КБ "Сталкер"). Определил главные направления доделок:
1) Заменить тканевую деку на тезовую. Это необходимо для быстроты просушки (в разы быстрее сохнет), гидроизоляции (элементарно промазывается боковой шов и устраняется постоянная изнуряющая на категорийной воде протечка, когда в байдарку набиралось до двух ведер воды и внутри становилось холодно, мокро и неприятно)
2) Нашить вязочные петли для шнуровки внешней рамы (ну просто убиваются все скоростные и маневровые ходовые качества в крупных валах от 1,5 м и бочках от 1,0 м)
3) Заменить тезу днища на менее яркую (желтая, ну как маяк демаскирует любую скрытную стоянку) и более прочную (ткань типа Viniplan 850 г/м.кв. с сеткой двойного плетения)
4) Нашить бедренные упоры фабрично (сильно помогали матросу на Пистайоки в валах 2,0 - 2,5 м не вылетать из байдарки)
5) Купить собственно разборную раму (три отрезка по 1 м и вкладыши или наружные муфты).
Михаил долго предлагал оставить все как есть или сделать все это своими руками, но в итоге мы договорились - пошить Щуку из моих материалов и пришить шнуровочную змейку от его же катамаранов на прямом участке выкройки (около 3 м в длину). Хотя мне конструкция шнуровочной змейки от Чернецкого кажется заметно хуже, чем от Красного Солнышка, Рафтмастера и прочих. Но на безрыбье и сам, как говориться, раком станешь. Запросил размеры заготовок под выкройки (на деку - 5,4 м х 0,95 м, на днище - 5,6 м х 1,15 м). Закупил материалы (на деку - Ferrari 550 г/м.кв. серого цвета, на днище - Viniplan - 6770 850 г/м.кв. сетка двойного плетения, шаг 120, синего цвета). Пошив занял около 1 месяца, принимал изделие у Михаила дома, он предупредил, что забыл дать указание швее сделать поправку на материал деки (Ferrari против ткани с накатанной пленкой) и при надувании будет отчетливая закаяченность носа и кормы (т.к. Ferrari в отличие от стандартной ткани не тянется). Попутно купил у Михаила его новое изделие - чехол для лыж/весел (оказалась очень удачная штука, вмещает три разборных весла TNP и раму на "Щуку").
В Красном Солнышке купил трубы Д16Т 35*1,5 шесть отрезков по 1 м на раму и трубу Д16Т 30*1,5 пять отрезков по 20 см на вкладыши. Получился внутренний диаметр рамы 32 мм, а внешний вкладыша только 30. Поиск диаметров 31 и 32 для Д16Т ничего не дал (в том числе и через Александра Додонова). Поэтому купил термоусадочную трубку 38*0,5 и после обработки вкладышей получил внешний диаметр 31,3, оставшийся зазор убрал прокладкой ленточки из резинокапрона от ЯРТ.
Испытал сборку/разборку перед походом у себя на даче. Да! Выворачивать стало не пример труднее. Но днище стало и толще, и глаже. Промазал клеем "Уран" боковой шов - загерметизировал Fish - ку. Вставил баллоны, надул. Да! Нос и корма заметно закаячены, Да, еще одна проблема! Чернецкий, видимо, сместил выходы сосков на байдарке и теперь в корме баллон свернут со значительным запасом, а в носу пусто, хотя соски выходят теперь на всю длину и малейший перекос баллона просто работает на их отрыв. Это плохо. Рама прикрутилась неплохо (но не так плотно и правильно, как было бы со шнуровочной змейкой, стандартной для остальных производителей), теперь без проблем можно поднять байдарку за носовую и кормовую ручки с грузом в центральном очке, и она при этом не сложится пополам.

Что показали полевые/водные испытания?
- Шов загерметизировался - воды в Fish - ке очень мало. Ура!

р. Видлица

- Рама работает, излишней жесткости нет, но полностью прекратился вибростенд при прохождении цепочки валов/бочек 0,5 - 0,7 м. Ура! Метод стыковки звеньев все-таки требует доработки (при прохождении порогов не ощущается, но раму растаскивает, требуется, видимо, шплинтовое крепление звеньев на вкладышах) плюс тип шнуровочной змейки КБ "Сталкер" просто физически не позволяет зафиксировать/прижать раму к корпусу байдарки. Первое поборем, второе уже увы.

р. Видлица

- Закаяченность носа/кормы помогает в препятствиях, Fish - ка быстро наползает на валы/бочки и за счет рамы давит их (не режет, как каркасники, а именно давит).Это хорошо и комфортно. Ура!. Но! Даже наш слаженный (для "Щуки" особенно) экипаж жутко намучился на ровной воде, да и в порогах немногим лучше (курс не держит вообще!!!). Это плохо (раньше озера проходились на раз, без рысканий и руль не цеплялся).

р. Видлица

- Цветовая гамма байдарки стала существенно спокойнее. Ура!
- Теза деки и днища проветривается моментально. Ура!
- Получили странную длинную и глубокую царапину на днище (то ли на камень налетели, то ли на топляк). Процарапано снизу до корда и сверху (опа!) от корда и даже коврик-пенка, лежавший на дне на этом месте!!! Но корд цел!!! Это добавляет уверенности. Со слов мастеров из Красного Солнышка Viniplan по сравнению с нашей тезой плотности ниже 700 г/м.кв. хуже (рвется длинно, т.к. корд напряжен, а наша теза имеет более рыхлый корд и разрывы у нее покороче), но для более плотных Viniplan-ов ситуация в корне меняется. Подтверждаю!
Вывод по "Щуке" в целом. Байдарка рулит, но доделывать ее необходимо обязательно (может быть вскорости и фабрично!?)
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию