Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Хальмер-Ю — Силова-Яха, первопрохождение

Отчет по водному маршруту IV к.с.

1968 год

Автор отчета - Василий Цындря (Санкт-Петербург)

Отчет восстановлен Анастасией Цындря по рукописи автора

Комментарии Анны Михайловой (Санкт-Петербург)


Карта машрута (2,6 Мб)

Предисловие

Это - отчет о первопрохождении данного маршрута ленинградскими туристами в 1968 году.
Он интересен, в первую очередь, как документ той эпохи, от которой мы все уже довольно далеки. С тех пор много чего изменилось, в первую очередь в отношении снаряжения и техники прохождения. Интересно обернуться назад и оценить изменения, произошедшие за эти 35 лет...
Думаю, что объективно тогда категорийность подобных маршрутов была выше уже потому, что цена любой ошибки была серьезнее, да и бытового комфорта гораздо меньше. Представьте себе, что нет ни неопрена, ни пенных ковриков, ни газовых горелок, а идете вы на судне с брезентовой шкурой, без описания, по карте, где не отмечены 12-метровые водопады...

Но, помимо исторической, отчет имеет высокую информативную ценность, так как написан подробно и толково, и вполне может использоваться для ознакомления с маршрутом. Некоторые неточности в ориентировке, связанные с дефицитом картографического материала и отсутствием отчетов по маршруту на тот момент, прокомментированы в самом описании.

Соответствие между названиями порогов:
Отчет 1968 г. Отчет 2003 г.
Командирский Первая часть Каньонного
Ступенька Третья часть Каньонного
Коварный Трек
Малыш ?
Разбойник Косой вал
Мародер Двухступенчатый
Пай-хойская лестница Лесенка
Гребенка Прижим


Анна Михайлова


Разработка маршрута
Мысли о проведении похода по Заполярью у нас зародились после того, как мы прочли "Карские этюды" в альманахе "Ветер странствий". Заинтересовавшись районом, мы начали копаться в литературе. Отчетов о водном путешествии по реке Каре в библиотеке Ленинграда турклуба не нашлось, впрочем как и по другим рекам этого района. Картографический материал, какой нам удалось достать был скудным: административная карта Архангельской области М 1:1500000 и калька с участком гипсометрической карты Советского Союза М 1:2500000. На основании их был выбран вариант по реке Силова-яхе: примерно 240 м перепад высоты на 250 км дуги. Кроме того, на Силова-яху можно спуститься по реке Хальмер-Ю от станции Хальмер-Ю, а до Кары нужно доставлять груз на расстоянии 30 км от той же станции.
Было направлено письмо в комитет ВЛКСМ г.Воркуты с просьбой сообщить некоторые данные о районе, ответ не содержал ничего, кроме общих фраз о красоте и наличии порогов и водопадов. Наш товарищ в Москве перерыл библиотеку Московского турклуба - по Силова-яхе там тоже никто не ходил.
После этого мы обратились к Рудольфу Никанорову, он нам дал адрес Ильюшенка Марата Александровича - одного из руководителей Воркутинского турклуба. К тому времени как туда пришло письмо от нас он был уже в отпуске, и ответил нам Саша Ившин. Его ответ содержал много полезных и интересных данных о поездах, самолетах, охоте, рыбной ловле, утонувших на Каре туристах, наличии на Силова-яхе порогов и водопадов и протяженность маршрута - 300 км. Но никаких данных о том, кто ходил, каких-либо схем реки и порогов его ответ не содержал.
После этого нам осталось изучить в Большой Советской Энциклопедии заметку о реке Каре и водопаде Буредан на ней, а также статью о Большеземельской тундре, по которой пролегал маршрут. Дальнейшие наши усилия в соответствии с многолетними среднемесячными температурами июня и июля были направлены на утепление и изоляцию от воды.
Уже на месте в Хальмер-Ю нам удалось снять на кальку схему рек по маршруту с карты масштаба 1:300000. На этой карте было обозначено очень много каньонов и только одно обозначение - вдп.

Туристская характеристика района
Район Полярного Урала и хребта Пай-Хой слабо освоен туристами-водниками, несмотря на его близость к крупным городам Европейской территории Союза. Наличие быстрых, порожистых рек позволяет проводить путешествия от третьей до пятой категории сложности. Основным путем подъезда является Печорская железная дорога, доходящая до г. Воркуты. От Воркуты на север до шахтерского поселка Хальмер-Ю идет узкоколейная железная дорога, по которой два раза в сутки ходят пассажирские поезда.
Самолет связывает Воркуту с поселком Усть-Кара в устье реки Кара и портом Амдермой. Самолет совершает три рейса в неделю. Легко заказываются спецрейсы. Сибирскую сторону Полярного Урала летом авиация не обслуживает. Здесь необходимо доходить до реки Обь или выходить к железной дороге.
Пополнение запасов продуктов возможно только в начальных и конечных пунктах маршрутов. Если удастся встретить в тундре ненцев с оленями, то можно закупить у них оленину.
Интересных водных маршрутов в эхом районе два. Первый из них - по Каре, описан Г.А. Черновым в книге "Туристские походы в Печорские Альпы" 1965 г. издания. Его протяженность - примерно 280 км, и перепад высоты - около 120 м. Второй - по реке Хальмер-ю, затем по Силово-яхе и низовье Кары. Его протяженность - примерно 250 км с перепадом высот около 240 м. И в том, и в другом маршрутах запасные варианты отсутствуют. Маршрут по Каре проходился не один раз и очень красочно описан в альманахе "Ветер странствий". Каких-либо данных о прохождении Силова-яхи в Ленинградском и Московском турклубах не имеется. Представитель Воркутинского турклуба тоже ничего нам об этом не сообщил. На карте, схемы с которой приведены в отчете, имеется только одна отметка - водопад. Вместо него оказался средней силы порог (№ II), зато в других местах встретились целых два водопада: Хальмер и Долгожданный. Это показывает, что карта была составлена на основании аэрофотосъемок, а инструментальной съемки не производилось. Все это дает нам основание считать пройденный маршрут как первопрохождение.
Категория сложности его оценена нами как четвертая. Сложность маршрута по Каре на основании в два раза более слабого уклона и идентичных геологических условий может быть оценена третьей категорией.

Краткое описание района похода и технически сложных участков
(поскольку в те времена с картами было сложно, тем более маршрут шли в режиме первопохождения, имеются некоторые неточности ориентировки, которые я позволила себе прокомментировать -А.М.)
Более чем на 2000 км - от Карского моря до Прикаспийских степей - протянулся Уральский хребет. В самой северной его части ответвляется невысокая гряда холмов и тянется на северо-запад, до пролива Карские Ворота. Этот береговой хребет - Пай-Хой.
Сам Уральский хребет продолжается еще несколько севернее и за горой Константинов Камень заканчивается грядой невысоких холмов. Хребет Пай-Хой сложен из затвердевших осадочных и брекчиевидных пород сланцев, мрамора. В некоторых местах толщу породы прорезают мощные кварцевые жилы. Многочисленные реки в таких местах образуют пороги и водопады.
Крупными реками, представляющими интерес для туристов - водников, являются Байдарата, Кара, Силова-яха, Сибирчато-яха. В настоящее время описано прохождение на байдарках среднего в нижнего течения реки Кары. Очень красочно об этом сказано в первом выпуске альманаха "Ветер странствий". Маршрут с волоком из Кары в Щучью представлен в списке эталонных маршрутов как маршрут пятой категории сложности. Вообще в этом районе маршруты могут иметь категории сложности от третьей до пятой.
Одна из самых главных особенностей этого края - расположение его в зоне тундры, что означает полное отсутствие леса. Но это не значит, что там совсем нет дров. Они есть. В тундре растут ива и полярная березка. В ивняковых зарослях всегда можно набрать сухих веток , сучков, а полярная березка настолько смолиста, что горит и сырая. Ее не зажечь спичкой, но если костерок уже горит, можете смело клать в него березовые ветки - они загорятся.
Скудная растительность тундры объясняется климатом. Лето в тундре очень короткое и наступает лишь в июне. В июне среднемесячная температура 7-9 градусов. Средняя температура июля - 12-14 град, августа - обычно не ниже 10. Возвраты холодов весной и даже летом - в июле - случаются довольно часто. Западные ветры приносят в тундру сырую погоду и даже метели, восточные ветры - тепло и отсутствие дождей.
Изредка, примерно раз в 10 лет, температура воздуха летом достигает 28-30 град, тогда мелкие тундровые озера прогреваются до такой степени, что в них можно купаться. В 1957, 1967 гг. ясные и теплые дни стояли неделями. Температура днем превышала 30 град., а ночью не опускалась ниже 23-25. Купаться в озерах можно было даже в середине августа. Осадков выпадало всего по 100 мм в месяц и притом - ливневыми дождями. Но бывают годы - 1958, 1968 - когда даже не успевает стаять весь снег по берегам рек. Среднемесячное количество осадков в такие годы возрастает до 325 мм. Снег, выпавший в середине августа, не тает до следующей весны. Однако, независимо от погоды, как положено: листья распускаются, цветы цветут, пернатые выводят потомство.
Плотность птичьего населения тундры достигает 500 гнездовий на квадратный километр.
Тундра является летним пастбищем для оленей. С наступлением теплых дней многочисленные стада оленей перегоняются оленеводами к океану, на свежий ветер, где нет комаров и гнуса. Поэтому летом можно случайно встретить кочующее оленье стадо в любом уголке тундры,
Постоянных поселений в тундре мало. Одно из них - самая северная оконечность железной дороги от Воркуты - горняцкий поселок Хальмер-Ю. А следующее поселение - фактория Усть-Кара, расположенная на берегу Карского моря. И на всем этом отрезке тундры можно встретить только кочующие оленеводческие бригады да геологические партии.
Несмотря на отсутствие гор, тундровые реки достаточно серьезны. Они пробивают в толще город глубокие - до 80 м - каньоны. В местах, где реки пересекают более твердые породы, образуются пороги и водопады. Основной характер порогов - ступенчатый. Наиболее полноводны тундровые реки летом, после таяния снегов. Так, например в июне проходит до 40% годичного стока. После окончания половодья большинство рек сильно мелеет и многие пороги становятся непроходимыми.
С южного участка хребта Пай-ХоЙ - плато высотой 300 м берет свое начало речка Гагара (ошибка - это и есть Хальмер-Ю - А.М.), которая протекает в полукилометре от станции Хальмер-Ю в северном направлении. И прямо от поселка по реке возможен слав на байдарках, т.к. в полую воду её ширина достигает 20 м. Берега Гагары земляные, часто встречаются подмытые обрывы, течение спокойное, и глубина вполне достаточна для прохода байдарки. Здесь и далее состояние реки и порогов описывается таким, каким мы нашли его во время похода, проходившего в конце половодья. Без сомненья, изменение уровня воды настолько значительно, что в корне изменяет оценку проходимости реки и порогов.
Река Хальмер-ю лишь незначительно мощнее Гагары. На протяжении 15 км
пути она течет в открытой долине. Ширина реки местами достигает 40 м. Имеются мели. Течение быстрое, без стоячей волны. Первые скалы появляются на левом берегу, километров через 17 после впадения р.Гагары. Вскоре правый берег реки тоже становится скалистым и она уходит в каньон. Перед входом в каньон на правом берегу имеется площадка, пригодная для стоянки. Длина каньона около 300 м, на выходе - порог, названный нами Командирским.
Порог двухступенчатый, длиной около 50 м, высотой - метра полтора. Первая ступень проходима у левого берега, вторая - у правого, вразрез мощной боковой струе. Ниже порога справа впадает река Малая Хальмер-ю (ошибка - там впадает ручей Шарапов! - А.М.), река суживается, образуя быстрину со стоячей волной, затем небольшой разлив и порог Ступеньку.
Порог Ступенька образован из той же породы, что и Командирский: крупная галька и голыш, сцементированные чем-то вроде асфальта. Порог представляет собой ступеньку примерно метровой высоты, перегородившую всю реку. У левого берега часть ступени разрушена и образовался слив, проходимый, вероятно, при большой воде. Т.к. мы шли по быстро убывающей воде, байдарки через ступеньку пришлось проводить.
Метров через 400 после Ступеньки - порог Коварный. Длина порога метров 10 - 15 и высота - порядка двух метров. Посреди порога лежит огромная глыба породы. Справа от нее - метровый водопад. Слева - ступенька и слив. Проход возможен по правому краю этой ступеньки с выходом на струю почти от центра глыбы. Струя прижимает байдарки к камню, но веслами на укол можно оттолкнуться.
Следующий порог - километра через два - в сравнение с предыдущими назвали Малышом. Две ступени, но легкие. Общая высота порога - 1 м.
Примерно через 3 км широкий разлив реки оканчивается водопадом Хальмер. Его высота 8-10 м. Водопад срывается в каньон, берега которого ниже уровня верхнего бьефа. Отличительный признак водопада - широкие разлив реки, левый берег - низкий, правый - высотой метров 10. От правого берега уходит гряда холмов за которыми, как кажется с воды, уходит и речка. Сам водопад находится левее направления шума и кажущегося направления долины. Ширина водопада около 4м и метров с 20-ти начинает сильно затягивать в слив. Шум водопада экранируется берегами и при боковом или попутном ветре может быть не слышен вовсе.
Наиболее короткий обнос водопада вдоль левого берега. Hижe водопада и до впадения в Силова-яху течение реки быстрое, нередки мели, часто расположенные по диагонали через реку. Обычно в конце мели имеется проход.
Река Силова-яха имеет водосброс примерно в два раза больший, чем Хальмер-ю. До впадения Ярей-ю имеется три порога - №1, №2, №3. Пороги несложные, но требующие просмотра. Высота порогов от 0,5 м до 1 м.
Ярей-ю - порог высотой около метра - одна ступень. Находится сразу после впадения левобережного притока Ярей-ю. Поход возможен по центру и у правого берега.
Пороги №№ 5 - 9 просты, перепад высот от 0,5 до 1 м. Предварительный просмотр их такие необходим. Порог № 10 длиной около 20 м с перепадом высот порядка полутора метров усложняется наличием отдельных камней. Возможны два варианта прохода: проход вдоль правого берега с высокой стоячей волной или проход у левого берега с риском посадки на камни.
Порог № 11, на выходе из каньона разделен островом. Высота - метра полтора. Обход острова возможен как вдоль левого так и вдоль правого берегов.
Порог № 12 характеризуется мощным сливом, высокой стоячей волной, прямым руслом.
Порог № 13 длиной около ста метров. Перепад высот сравнительно небольшой. Сложность его прохождения обеспечивается множеством камней, разбросанных по всему руслу. После порога следует длинный плес. За плесом - остров. Выше и ниже острова - перекаты. еще один перекат при повороте на запад и река, сменив направление на северное, уходит в каньон. На входе в каньон - небольшой порог, а еще метров через 100 - порог Разбойник.
Порог Разбойник образован тремя вертикально стоящими плитами, расположенными уступом друг перед другом. Берега каньона в районе Разбойника представляют собой складки очень мощных пластов осадочных пород, местами попадаются кремнистые сланцы, кварцевые жилы. На правом берегу порога выходит на поверхность пласт светлого мрамора, Высота сброса порога - около двух метров. Можно пытаться пройти порог двумя способами: у левого берега и по центpy. Положение усугубляется более чем метровой стоячей полной, гребень которой расположен под углом в 45 градусов к оси порога.
Течение перед Разбойником и дальше в пороге очень сильное, но у правого берега сразу за маленьким порогом имеется площадка, к которой можно пристать и с которой удобно производить обнос. Длина каньона около 300 м и ниже него имеется плес с круговертью посередине. Вынос страхующей байдарки возможен только сюда.
Сразу за плесом - вход в следующий каньон, представляющий собой сплошной порог, названный нами Мародером. Длина порога метров 600, перепад - около трех метров.
Каньон узок. Ширина его 10-15 м. Течение быстрое и сильное, высокая стоячая волна. Ввиду того, что стенки каньона, имеющие высоту порядка двадцати метров, отвесны, организовать помощь с берега на всем протяжении порога не представляется возможным. На выходе из порога имеется небольшой плес. Впереди виден порог № 16.
Пороги Разбойник и Мародер можно проходить только опытным экипажам на байдарках с хорошими фартуками и надежно закрепленным грузом. И с обязательной страховкой на плесах.
Пороги с 16 по 21 образованны преимущественно валунами. Перепады высот до метра. Пороги просты, не требует просмотра.
Водопад Долгожданный с воды не виден, т.к. находится в каньоне и скрыт поворотом. Высота его несколько больше метра. Правый береr перед входом в каньон -обрыв, левый - значительно ниже, затем поворот вправо, две скалы и метров на 30 ниже входа - водопад. У левого берега сразу за скалой /в десяти метрах выше водопада/ имеется бухта, в которой легко пристать и откуда самый короткий обнос. Чтобы избежать затягивания в водопад, заходить в бухту следует идя вдоль левого берега рядом со скалой.
В районе Долгожданного и ниже береговые скалы состоят, в основном из кремнистых сланцев, которые хорошо расслаиваются на тонкие пластинки. Такие же пластинки, кромки которых вода, кажется, не сглаживает , а оттачивает сильнее, торчат со дна реки и особенно опасны при прохождении порогов и при швартовке.
В 200 м ниже водопада - порог № 22. Высота его около одного метра. Порог образован тремя ступенями, расположенными с интервалом 10 - 15 м.
После длинного участка без порогов идет хорошо заметный с воды порог Зануда. Порог имеет высоту 1 - 1,5 при длине метров 300, образован рядом ступеней /6 - 8 шт./, расположенных под небольшим углом к оси порога. Проход вдоль левого берега, оттуда же лучше и просмотр. При малой воде порог может быть непроходим. Порог № 24 /высота около 0,6м/ имеет четкую главную струю в центре и легко проходим по ней.
Ниже водопада и до впадения в Кару течение Силова-яхи становится сравнительно медленным.
Порог № 25 - ступень высотой 0,7 м - проходится либо главным сливом, либо у левого берега.
Порог № 26 - высотой 1 м и длиной 150 м -образован выступающими из воды остатками скалы. Проход от правого берега.
Порог Пай-Хойская лестница имеет перепад порядка пяти метров на длине 400- 450 м. Порог образован шестью мощными ступенями, после четвертой - поворот влево, и так же слева основная масса воды идет в обход островка, находящегося на выходе из порога.
Предположительно при большой воде 1 и 2 cтупени проходятся у правого берега, 3 и 4 - у левого, остров также обходится слева. После четвертой ступени с правого берега можно спустить байдарку для промежуточной страховки. Более короткий обнос порога - по левому берегу.
Порог Гребенка образован рядом камней, выступающих из ступеньки подобно зубьям огромной гребенки. Длина порога метров десять, высота - несколько меньше метра. Проход у левого берега, слева от большого камня и дальше по струе. Проход вдоль правого берега опасен - можно не успеть оттолкнуться от нависающей над водой скалы.
Порог № 29 - последний на Силова-яхе - имеет высоту 0,6 м и длину метров 50. Проходится по центру либо вдоль левого берега,
Перед нашим выходом в Кару прошел сильный дождь и рекa, еще не успевшая обмелеть после таяния снегов в Уральских горах, была особенно полноводна. Течение в ней при этом очень быстрое. Порогов в реке ниже устья Силова-яхи нет. Моторные лодки pыбаков и геологов поднимаются снизу до Буредана 25 км выше устья Силова-яхи.
После выхода из последнего каньона река делается спокойной, разливается на множество рукавов, но главное русло при этом чувствуется достаточно хорошо.
В основании многочисленных островов, разбросанных в устье Кары, лежит лед, хорошо видный в обвалах берегов.
Вдали виден левый - коренной - берег Сибирчатояхи. От правого берега ответвляется не отмеченная на карте узкая, шириной метров пятнадцать, но достаточно глубокая протока. Отойдя несколько вправо, после устья Большой Вануйты она сворачивает строго на север и идет прямо, укрытая от всех боковых ветров.
После выхода из протоки по открытому пространству Карской губы проходится еще километров десять. Местами губа имеет мели. Курс при выходе следует держать не на дома, видные на горизонте, а на самую левую оконечность правого берега, поскольку поселок Усть-Кapa находится непосредственно за этим мысом.

Список группы

Ф.И.О. Роль в группе
Алешин Владимир Иванович Завхоз
Декстер Лера Давидовна
Кузнецова Елена Юрьевна
Цындря Василий Иванович Руководитель
Цындря Ольга Леонидовна Медик
Швойницкий Олег Георгиевич Фотограф

Дневник маршрута
29 июня. Суббота
14-05. Наконец-то все подготовительные хлопоты остались позади. Поезд Ленинград-Котлас трогается. Мы блаженно вытягиваем ноги, и Оля достает из кармана воблу - подарок любящей мамочки. Открываем пиво. Отпуск начался.

30 июня. Воскресенье
Второй день в поезде. Вспоминаем, кто что не успел сделать в Ленинграде. Оля штопает шерстяные носки, остальные смотрят на это мероприятие довольно скептически: погода за окном изумительная. Ребята клеят к резиновым сапогам ботфорты. Попутно Лера и я ведем теоретический спор - будут ли эти сапоги, да еще с ботфортами, кому-либо нужны? Лера - за кеды. Кому-то из пассажиров не понравился запах бензина, и сапожные работы пришлось прекратить.
В Котласе длительная стоянка - наши вагоны перецепляют к поезду Котлас-Воркута. Идем смотреть город и купаться. Вода в Северной Двине теплая и очень грязная. Вечером возвращаемся к поезду и решаем доклеивать сапоги на свежем воздухе. Вокруг собирается множество зрителей и комаров. Наконец едем дальше.

1 июля. Понедельник
Третий день в поезде. Едем по Коми АССР. Лес за окном сменяется кустарником. Погода по-прежнему изумительная, но к вечеру становится несколько прохладнее.

2 июля. Вторник
6-47 утра приехали в Воркуту. Утро солнечное, но довольно холодное. Единственная зелень в городе - ивы у вокзала, сравнительно высокие. Но листьев на них еще нет. Местные жители говорят, что в Воркуте тепло всего второй день. Здесь же мы узнаем, что местный поезд до Хальмер-Ю идет с другого вокзала. Договорились с шофером, и рюкзаки и байдарки повезли на ст. Комсомольскую на машине (попутно Володя залил 20-ти литровую канистру бензином). До поезда еще оставалось время, и мы, плотно позавтракав в шахтерской столовой (отлично кормят шахтеров!) побежали по магазинам покупать забытое и не докупленное. Я купил плавки и солнечные очки, Лена - варежки на меху. Как показало дальнейшее, Ленино приобретение оказалось значительно более актуальным.
В 11-00 выезжаем с Комсомольской на Хальмер-Ю. Поезд лезет вверх, на плато, на высоту 300 м. Погода портится, начался мелкий дождь. Мы не отходим от окна и пытаемся рассмотреть "свою" речку. Но, почему-то, все текут не в ту сторону. Разговорившись с местными жителями узнаем, что наша карта не очень соответствует действительности, и что речка Хальмер-Ю не только не пересекает железную дорогу, но и вообще течет километрах в 8-10 от поселка, но в полукилометре от станции есть довольно крупный ручей, впадающий в реку, и , при желании, мы можем спуститься по нему.
В поезде геолог рассказал, что неделю назад в этом поезде ехала на Кару группа байдарочников Московского клуба глухонемых. Может быть встретимся.
В 14-00 прибываем в Хальмер-Ю. Володя уходит в поселок покупать хлеб на первые дни маршрута, я - на почту, отправлять телеграмму о начале маршрута. Затем в два этапа переносим весь наш груз до ближайшего ручья. Дальше без сапог не пройти. Нам надо дойти до крупного ручья (или речки) Гагары, левого притока Хальмер-Ю. Идти 500-600 метров. Сначала мы идем по дороге, ведущей к шахте, затем сворачиваем в тундру. Похоже, что здесь еще только весна. По ленинградским понятиям - апрель. Кругом лужи, ручьи. Кое-где лежит снег. Местами невысокий ивняк, на нем едва раскрывшиеся почки. Везде вдоль ручьев крупные желтые цветы - их здесь называют Полярными фиалками. Вероятно, со стороны мы выглядим довольно забавно: несмотря на свои высоченные сапоги, с тяжелыми рюкзаками прыгаем через ручьи и лужи, выискиваем кочки. Еще не привыкли...
Палатку поставили на относительно сухом месте (три надувных матраса и шесть жилетов довольно неплохо предохраняли нас от сырости). Остаток дня решили занять сбором байдарок и распределением груза.
Вопрос о дровах для костра решился достаточно просто. В кустах вдоль берега запуталось множество досок, бревен, ящиков - выше по течению находилась шахта. За последние дни вода в речке упала, и дрова на кустах отлично просыхали.
Дождь кончился, но холодно по-прежнему. В воздухе виден пар от дыхания.
В нескольких метрах от берега, не обращая на нас внимания, плещутся утки.
Спать ложимся по часам, в 22-50. Солнце садиться и не собирается. Как ни странно, утки затихли примерно в это же время, тоже точно по часам.

3 июля. Среда
Общий подъем в 8-30. Утро очень холодное. Одели на себя все теплое, даже спасжилеты. Уровень воды в реке за ночь упал сантиметров на 10. Утки по-прежнему плавают рядом с лагерем. После завтрака занялись загрузкой байдарок. Спустили на воду, загрузили. Напоследок одну из картонных коробок заполнили сухими дровами и поставили в "Ладогу" - неприкосновенный запас. Наконец все готово к выходу.
13-00 - мы вышли на маршрут. Ширина реки 15-20 метров, но глубина незначительная. По-видимому, основное русло реки проходит вдоль левого берега - там несколько глубже. Речка петляет среди невысоких холмов, местами берега очень низкие и болотистые, в некоторых местах еще не стаял снег. Левый берег более крутой. Вдоль него - наледи. Местами толщина наледей достигает нескольких метров. Временами по воде плывут льдины.
В два часа встали на обед. Чтобы не очень мешал ветер, костер развели в кустах. Дрова - прежние. Теперь мы все дрова разделили на 2 вида: дрова "животного" происхождения и дрова "растительные", т.е. сухой кустарник. До кустарника пока еще дело не дошло. На обед сварили суп из концентратов и чай. Только собрались уходить - наступил на доску с гвоздем. Пришлось клеить сапог. С обеденной стоянки вышли только в 16-50 и минут через 20 вошли в Хальмер-Ю . Хальмер-Ю раза в полтора шире Гагары. Скорость течения примерно та же. Берега стали несколько более высокие, местами из воды выступают галечниковые косы, кое-где - перекаты. Пару раз высадились на мель и тут впервые по достоинству оценили сапоги: шагаешь прямо в воду независимо от того, мельче здесь, чем по колено, или глубже, а ноги остаются сухими. По здешним холодам это весьма существенно.
В 19 часов начали искать место для ночевки. На одном берегу показалось сыро, на другом - ветрено. Левый берег стал крутым и скалистым. Под скалами - сплошная стена снега и льда. Примерно через час подошли ко входу в каньон, зашли в него, но затем решили вернуться и поставить лагерь на правом берегу, у входа в каньон. После ужина пошли смотреть проход через каньон. Длина каньона - метров триста. На выходе из каньона - порог. Высота порога - метра полтора. Порог трехступенчатый. На выходе из порога мощный косой вал. Высоту волны на глаз определить трудно, но первое впечатление у всех - порог непроходим.

4 июля. Четверг
Первый по-настоящему солнечный день. Мы выбрались из свитеров. Противоположный берег реки - стенка - сверкает льдом. Видимость изумительная. Вода за ночь опять упала: вечером лодки оставляли в воде, а проснулись - они на камнях.
Поставил на "Ладогу" первую в этом походе заплату. В 11-30 выходим со стоянки. Через 10 минут, пройдя небольшой порожек, пристаем к правому берегу и начинаем разгружать байдарки перед большим порогом. Весь груз перенесли ниже по течению. Преимущественное мнение - порог за ночь более проходимым не стал. Я пытаюсь найти и обосновать варианты прохода. За грузом по берегу следуют "Салют" и "Нептун", подходит очередь "Ладоги". Предлагаю не обносить ее по берегу, а пройти порог. Наиболее удобен вариант со входом от левого берега, разворот и выход от правого, вразрез боковой волне. Посему возникает необходимость во втором номере. После некоторых размышлений возвращается с веслами Оля. Володя и Олег садятся в "Салют" на страховку, "Ладога" входит в порог точно в намеченном месте, вся палуба покрывается водой, но уже через несколько секунд последний вал позади. Все оказалось не таким страшным. Первый серьезный порог позади. Впоследствии его окрестили "Командирским".
Вновь загружаем лодки, в 14.00 отходим, проходим слив после впадения р.Малой Хальмер-Ю и метров через 100 останавливаемся перед очередным порогом. Порог - ступень примерно метровой высоты, так его потом и назвали "Ступенька". Воды очень мало. Решаем провести байдарки вдоль левого берега, там вода промыла в ступени широкий мелкий лоток с очень неровным дном. Результаты прохождения "Ступеньки" - Лена провалилась в яму до пояса, "Салют" продран по кильсону. На каменной плите у выхода из порога разжигаем костер, сушим мокрые вещи, готовим обед, клеим "Салют".
После обеда прошли метров 400 и перед нами - очередной порог. Все долго обсуждали возможность его прохождения и в конце концов решили, что, если через каждые 50-100 метров байдарки разгружать и снова загружать, то далеко мы не уйдем. Сегодня с утра за 6 часов пройдено всего 500-600 метров. Средняя скорость - 100 м/час!
Решили, что первым пойдет "Нептун". На берегу был разработан четкий план прохода и отмечены ориентиры, но, как оказалось, различить ориентиры с воды при закрытом мглой небе значительно труднее. Все камни серые, "Нептун" медленно вышел на середину реки и начал постепенно приближаться к правому берегу.
Через несколько секунд байдарка на 1/3 выскочила над водой, затем кувырнулась носом с метровой ступеньки. Еще доли секунды - и экипаж "Нептуна" барахтается в ледяной воде, Я с Володей вскочили в "Ладогу" и попытались помочь "утопленникам", Лера и Оля бросились вниз за уплывающим веслом. Метров через 100 весло удалось выловить. Под ступенькой оказалось что-то вроде лагуны. Лена с Олегом выбрались на камень, подтащили к нему лодку и отлили из нее воду. Видя, что наша помощь не нужна, решил пройти порог. "Утопающие", стоя на камне, показывали струю. Прошли благополучно. Практически, самая большая сложность порога - точный вход.
Пока все мы собирали по берегу доски и корни (дров "животного" происхождения с каждым километром становится меньше) и разжигали костер, Лена с Олегом опять сели в лодку и с оставшимся веслом попытались выйти из камней. У самого выхода из лагуны под водой оказался еще один камень, "Нептун" развернуло боком, и так, боком вперед, он прошел через все стоячие волны и благополучно пристал к двум другим байдаркам. "Салют" тоже прошел порог довольно благополучно: отделались небольшим ударом по камню и некоторым количеством воды в лодке.
Ольга устроила страшный шум: не взяли на порог. Пришлось "Ладогу" относить обратно вверх - для науки. Чтобы было легче, разгрузили. По-видимому поэтому прошли абсолютно чисто. Назвали порог "Коварным". На его прохождение и сушку после ушло еще 3 часа. Идти дальше поздно. Решили здесь же и заночевать. В результате средняя дневная скорость упала до 60 м/час.
Холодно, дует сильный ветер, рвет тент. Укрепляем его как можем. Вечером мы с Олей ходили смотреть реку дальше. Шли примерно час, дошли до порога, находящегося немного ниже левобережного притока.

5 июля. Пятница
Вышли со стоянки только в час. Дует сильный встречный ветер, вскоре к нему добавляется противный мелкий дождь, до первого порога 3-4 км, но шли часа полтора. Река сравнительно спокойна - перекаты, мели, быстрины - но сильно мешает ветер.
Порог примерно метровый, двухступенчатый, но ступени легкие. Прошли без приключений и назвали "Малышом",
В 4 часа встаем на обед. Костра не разжигаем, а, прижавшись к правому берегу, прячемся в щели - меньше дует. Съедаем сухой перекус и отправляемся дальше.
Характер реки быстро меняется, она становится шире и спокойней. Дождь кончился, но ветер не прекращается. Кажется, он поворачивает вместе с поворотами реки, но направление его при этом не меняется - дует только в лицо,
Примерно через 20 ходовых минут река стала необычайно широкой, впереди, метрах в 150-ти, показалась стена, уходящая вправо, откуда-то доносится глухой шум. Мы круто сворачиваем к берегу. Встав из байдарок, метрах в 100 видим слева вход в узкий каньон, находящийся ниже берегов верхнего бьефа. Над входом в каньон стоит мелкая водяная пыль, и гул доносится именно оттуда. По берегу проходим несколько метров и обнаруживаем, что вся река, срываясь с 8-10 метровой высоты, устремляется в узкий проход между стенками. Водопад. Стены из брекчиевидных пород и очень величественны. Водопад красив, несмотря на весьма неприглядную погоду.
Чешу затылок: водопад на карте не обозначен. Объявляю конкурс "Как назвать" и все идем смотреть каньон дальше. Обнос предстоит серьезный, погода плохая (опять начался дождь), решаем встать на ночевку сразу за водопадом. Метров через 200 нашли расщелину, промытую ручьем. В верхней части ее снежник. Палатки поставили внизу под обрывом - меньше дует. Плоского места для палаток не нашлось, поэтому место под них выравнивали в камнях и еще, чтобы было суше, ручей слегка отвели в сторону.
Водопад назвали "Хальмер" - в переводе с ненецкого - гроб, покойник.

6 июля. Суббота
Встали очень рано, но пока переносили и вновь загружали байдарки, ушло немало времени. Водопад сняли на кино- и фотопленку во всех ракурсах. Отошли от "Хальмера" только в полдвенадцатого. Ветер уменьшился, течение сильное, так что передвигаемся мы довольно быстро. Порогов нет, но часты мели и перекаты.
Примерно в час, при прохождении большого переката, "Нептун" сел на камень. Олег выскочил в воду, но оступился и упал на спину. Пристали к берегу, стали искать дрова для костра. Лера нашла на отмели дубовую бочку из-под селедки, которой хватило и на то, чтобы приготовить обед и на полную просушку Олеговых штанов.
Около шести часов вышли в Силовя-яху. Чувствуется, что peкa мощнее, чем Хальмер-Ю. У берега видна линия затопленного кустарника.
На ночевку встали часов в семь. Укрытое от ветра место для костра и палаток нашли в кустарнике, который местами вдоль берега достигает высоты полутора метров.

7 июля. Воскресенье
Утром вся поверхность воды оказалась усыпана мертвыми комарами. Вывести - вывелись, а взлететь так и не смогли. Слишком для них оказалось холодно.
Река то разливается плесами, то шумит перекатами. За день прошли пять порогов. Перед каждым останавливались и просматривали проход с берега. Наиболее крупный порог - при впадении в Силова-яху Ярей-Ю. На правом берегу Ярей-Ю находятся развалины фундамента дома, куча консервных банок, какие-то ломаные приборы. По-видимому, раньше здесь находилась база геологов или геодезистов.
Сегодня пришлось дважды встретиться с хозяевами тундры. Сначала мы увидели на берегу оленей. Олени тоже увидели нас издали и, по-видимому, решили рассмотреть нас получше - стали подходить ближе. На всех байдарках немедленно появились фотоаппараты, но олени, удовлетворив свое любопытство, вновь отправились вглубь тундры. А еще через некоторое время из-за льдины на берегу ошалело выскочила лиса. Грязно-рыжая, шерсть висит клочьями. Любоваться нами не стала.
За день снег шел дважды. И ветер весь день в лицо. Холодно.
На ночевку встали испытанным способом - в кустах.

8 июля. Понедельник
Вышли в начале одиннадцатого. Идет снег, усиливается ветер. Хорошо еще, что попутный. Но все равно холодно очень.
По карте в 8-10 километрах от нашей стоянки обозначен водопад, поэтому мы стали особенно внимательны. Тихая вода вскоре кончилась и начались пороги. Расстояние между порогами порядка полукилометра, а местами и меньше. Первых четыре порога оказались сравнительно простыми, но на всех довольно высокая стоячая волна. В "Нептуне" и "Салюте" ребята сидят мокрые, а при таком ветре и холоде это совсем не весело.
На 4-ом пороге "Салют" продрал корму. Клеили ее два часа. Попутно искали проход в пятом пороге (благо он оказался рядом). Порог оказался очень длинным, и в самом чистом от камней месте - самая высокая стоячая волна. Решили пройти его более сложным путем. Чтобы не вылететь на камни, все повороты промаркировали красными лоскутками - остатками Лериного плаща.
Первой шла "Ладога". Проходя у второго камня, не точно оценили ее осадку и слишком близко прижались к берегу. Результат - дыра под кильсоном - ладонь проходит. А ведь в лодке показалось, что только слегка коснулись камней. Очень уж они здесь острые. Течь заметили только тогда, когда проскочили порог и пристали к берегу подождать ребят.
Следующими шли ребята на "Салюте". Высадились на первом же отмеченном камне. Ребята выпрыгнули в воду. Лера - по пояс, Алешин - еще глубже. Лучше всех прошел "Нептун": отделался парой стоячих волн внутрь. В результате высадки на камень у "Салюта" основательно сломан кильсон, но в тот момент ребята только отжались и могли идти дальше. Слабый снег сменился настоящей метелью и было решено, что "Нептун" и "Салют" идут вперед до первой щели и встают на ночевку, а "Ладога" остается клеиться.
Заклеить лодку не могли часа два. При непрекращающемся снеге с дождем просушить шкуру не удалось даже спиртом. Пытались разжечь паяльную лампу, но попытка кончилась неудачей. Как потом выяснилось, был замусорен вспрыск. Чтобы не замерзнуть до конца, мы с Олей грелись бегом - в горку и обратно. Наконец кое-как, лишь бы дойти до лагеря, заплату прилепили и отправились догонять ребят.
Оказалось, что ребята встали очень близко, в каньоне, на крутом склоне под стенкой. К приходу "Ладоги" им удалось поставить палатку и теперь, продрогшие, они согревались только коньяком - никаких дров на месте найти не удалось, а и бензин, и НЗ были в "Ладоге".
Лена с Олегом вылезли из палатки и так, вчетвером, стали доделывать оставшиеся дела. Вскоре на маленьком костерке закипела каша, а рядом с первой палаткой встала вторая. Постепенно ветер стал меньше, снег кончился, но начало подмораживать. Вытащенные на берег мокрые байдарки покрылись корочкой льда.

9 июля. Вторник
Вынужденная дневка. Чинимся, сушимся. Ремонт кильсона оказался довольно сложным, так как пришлось одной ручной пилой, без всяких приспособлений, отпиливать от доски ровный длинный брусок, который потом бинтами примотали к сломанному месту. Заплату на "Ладore"переклеили тоже. Я отладил кораблик и пытался ловить на него, но неудачно.
Пытаемся просушить мокрое, но довольно безрезультатно. Слишком уж погода "разнообразная"; то дождь, то снег, то ветер - все по очереди. Как только начинается ветер, все сразу же вытаскивают мокрые шмотки и раскладывают их по всем ближайшим камням, но тут же - очередной заряд снега или дождя, и не поймешь, суше ли стало, или мокрей.
В обед пытались поддерживать костер полярной березкой - горит. Но есть один недостаток - слишком много ее надо. А добывать трудно. Топорик отскакивает от нее, как от пружины, а ломать руками - царапается не хуже колючей проволоки. Дров "животного" происхождения нет.
Оля ходила смотреть реку, дошла до следующего каньона. Водопада, обозначенного на карте, так и нет. По дороге встретила зайца, набрала цветов. Удивительно, но несмотря на холодную погоду и снег, здесь все больше чувствуется наступление лета: на березке распустились крохотные круглые листочки и цветов день ото дня становится больше. Цветы здесь на редкость морозоустойчивы - на них снег лежит, а им хоть бы что.
Оказалось, что мы приспособлены к здешней погоде значительно хуже. Больше всего страдают руки; обветрились, потрескались. Трещины часто лопаются и из них идет кровь. Обычные средства: жидкость Новикова, лейкопластырь, смягчающий крем - не помогают. В воде все отмокает. Сказывается отсутствие варежек. Все трещины пытаемся бинтовать. Для таких условий бинтов, оказывается, взято мало. Оля предлагает вместо рукавиц использовать шерстяные носки.
Вечером Лера заявляет: "Меняю холод на комаров". А ведь еще неделю назад она же уверяла, что не бывает ничего страшнее комаров. За все дни похода мы еще не встретили ни одного живого комара.

10 июля. Среда
Вышли с ночевки в половине одиннадцатого. Погода очень красивая, но довольно холодно. Лед на противоположном берегу сверкает под солнцем. Порог на выходе из каньона прошли левым рукавом. В следующем пороге я на спиннинг вытащил двух килограммовых хариусов. На желтую Норвегу. Решив, что задерживаться больше нельзя, отправились дальше. На правом берегу видели следы вездехода и вытащенную на берег голубую лодку. Людей не встретили. Метров через 400-500 подошли к следующему порогу. За порогом - каменистая отмель. На ней - корни, доски. Дрова решили прихватить с собой. Пока доски пилили и укладывали в лодки, я завел кораблик, но опять безрезультатно.
После порога прошли длинный плес, за плесом - остров. За островом решили встать на обед: и время подошло, и дорогу вперед просмотреть не мешает - перед нами начинался следующий каньон.
На обед сварили уху. После стольких дней "супа из макаронных изделий с мясом" уха из хариусов показалась вкусной необыкновенно.
Пока варился обед, мы успели рассмотреть, что перед входом в каньон есть порог, за ним, метров через 100 - мощный слив. Высота слива - метра два. Стенки вдоль берега не дали возможности спуститься к воде, но сверху, в косых лучах солнца, было отлично видно, что весь слив косо перегорожен вертикальными плитами, подходящими довольно близко к поверхности воды. На выходе очень высокая стоячая волна.
За сливом каньон расширялся, переходя в чашу с такими же отвесными берегами. Сверху казалось, что там огромная глубина и нет никакого течения, но дальше, метрах в ста пятидесяти стенки каньона понижались и был виден следующий порог. Просмотреть его с левого берега не представлялось возможным, так как для этого надо было переходить приток.
После обеда все 3 лодки благополучно прошли первый порог и пристали к правому берегу. Здесь удалось спуститься по камням к самому сливу. Снизу он показался еще более внушительным. Решено, что первой идет "Ладога". Во всех байдарках еще раз проверили, тщательно ли все привязано, Володя и Олег, взяв репшнур, спустились несколько ниже слива.
Чтобы при спуске байдарка не зарылась слишком глубоко в воду, было решено пройти порог "на табань". По-видимому, в этом и заключалась основная ошибка. Управлять лодкой, спускаясь вниз, а веслами работая назад, очень тяжело. "Ладогу" не удалось удержать на струе, и при подходе к сливу ее начало разворачивать. Мы поняли ошибку и начали усиленно грести левым веслом, пытаясь вернуть лодку на курс, но поздно. В слив "Ладога" вошла под углом, благополучно его проскочила, но тут же, сразу под сливом, косая волна накрыла с головой и продавила фартук внутрь, полностью залив байдарку.
С берега казалось, что все произошло очень быстро, нам - как в замедленном кино. Полностью потеряв остойчивость, "Ладога" начала клониться на правый борт. Она гнулась и скрипела, пытаясь выровняться, но воды оказалось слишком много и через несколько секунд мы уже бултыхались в воде, держась за перевернутую лодку. Течением стало относить к левому берегу. Когда до берега оставалось уже несколько метров, я взял носовой конец и поплыл к берегу. Оля пыталась подгребать, держась за лодку. Мне удалось выбраться на левый берег, но в последний момент капроновый конец выскользнул из руки, и я опять вошел в воду и поплыл к лодке. Удалось перевернуть байдарку, Оля влезла в лодку и последним уцелевшим веслом пыталась направить лодку к берегу. Дрова и рюкзаки, всплывшие в лодке, мешали сесть в ней. Течение становилось все сильнее, приближался следующий порог. Оля вылезла из лодки и стала держаться за борт. По противоположному берегу бегали бессильные помочь ребята. Еще немного, и лодку, и нас затянуло в следующий порог. И через очень короткий отрезок времени в сумасшедшем течении мелькали по очереди то лопасть весла, то какой-нибудь рюкзак, то борт лодки, то чья-нибудь голова. А по верху, по скалам, бежали вдогонку ребята. Оказалось, что здесь был не один порог, а несколько, переходящих друг в друга. Общая длина - около полукилометра. А так как река неслась еще и зажатая стенками, выбраться на берег не было никакой возможности. Наконец, перед очередным поворотом, оказалось сравнительно тихое место. Мне удалось выбраться на берег. Через некоторое время к этому же месту вынесло Олю. Из последних сил она пыталась подгребать к берегу. Наконец она тоже оказалась на камнях. Всего это "купанье" продолжалось минут двадцать. Если вспомнить, что еще только вчера шел снег, то как мы продрогли представить совсем несложно. "Мама" сказать не могли.
По берегу подоспели ребята. Девчата помогли переодеться, растерли спиртом, дали спирту внутрь. Оставив у маленького костерка, разожженного тут же, укутанную в одеяло Олю, я ушел с ребятами ставить палатку и ловить уплывшие вещи. К этому моменту удалось выловить только байдарку. Ее вынесло рядом с той бухтой, где выбрались и мы. Олег, не растерявшись, вскочил по пояс в воду, и потом сам не мог понять, как ему удалось вытащить такую тяжесть, да еще против течения. В байдарке остались только два рюкзака (с аптекой, и с ремнабором), пристегнутые лямками к спинке, да канистра с бензином, застрявшая между шпангоутами. Все остальное, в том числе и палатка, уплыло. Только кое-где остались обрывки концов, которыми были привязаны вещи. Еще через пару часов, опять же Олегу, удалось выловить всплывший рюкзак с личными вещами и надувным матрасом.
Наконец надежд на то, что всплывет еще что-либо не осталось, ужин съеден, палатку поставили. Начиная с сегодняшнего дня придется помещаться в одной палатке вшестером. Тесновато. Трудный день кончился. У Оли температура 38.

11 июля. Четверг
Дневка. Сушим одежду, сушим аптеку, сушим продукты (носовые мешки уцелели, но прорвались), ремонтируем лодку и подсчитываем убытки. На наше счастье погода именно такая, как нам и нужно: солнечная и немного ветреная. Правда, могло бы быть и потеплее...
Как ни удивительно, лодка из этой переделки вышла почти невредимой: срезало одну заклепку да выдавило в носу шпангоут (хорошо еще, что, зажатый мешками, он не мог вывалиться совсем). Кроме того, погнуло центральный шпангоут. Но, благодаря тому, что шпангоуты были предусмотрительно обмотаны тряпками, шкура лодки осталась цела. Мы тоже отделались сравнительно легко: у меня побаливает бок, у Оли - синяк во все колено, но температура стала нормальной. Спасители-спасжилеты вынесли.
Подсчет "невыплывших" вещей привел к весьма неутешительным результатам. В порогах остались: палатка с тентом, спальник, ножовка, топорик, 2 больших кастрюли, спиннинг, мешок сухарей, 2 банки масла, 4 банки консервов, два комплекта "нож с ложкой" и заварной чайник, упаковка от байдарки и, что самое печальное, оба весла и обе лопасти от запасного. Уцелел только средник, плотно забитый под шпангоуты.
Суровое наказание за пренебрежение к требованиям организации страховки. Нужно было иметь ниже страхующую байдарку. Впредь будем умнее - с водой не шутят.
Обсудив сложившуюся ситуацию решили, что дальше придется "Салюту" и "Ладоге" идти на одном весле. При прохождении порогов, где необходимы оба весла, лодки будут один по очереди. Так как при этом передвижение замедлится, чтобы не срывать сроки, четче организовывать привалы и разведку.
Вечером ходили смотреть реку дальше. Прошли несколько очень красивых каньонов. На всем пройденном пути особо серьезных порогов не обнаружили.
На обратном пути встретили ненца-пастуха. Разговорились с ним. Он из бригады. В стаде у них три тысячи оленей, но пасут по одному человеку, по очереди, сутки. Трудно представить, как можно уследить за таким стадом - растянулось по всему горизонту. Кажется, что за один день его даже и не объехать.

12 июля. Пятница
Вышли в 10 часов. Погода солнечная, но холодно. Снега на берегах почти не осталось. Комаров пока нет. Идем, как и договаривались, передавая весла и просматривая путь. За день прошли семь порогов и водопад. Возможно, при другом уровне воды этот водопад и перестает быть водопадом, но сейчас здесь была ровная полутораметровая ступень с классическим котлом внизу.
Весь водопад расположен как бы в чаше, правый берег - обрывистый, левый - более пологий. И выше, и ниже водопада вдоль левого берега есть удобные бухты. Пока возились с байдарками, снизу из-под водопада выскочил хариус, довольно крупный, и шлепнулся на камень. Понял - не туда - и снова вниз, в воду. Байдарки обнесли благополучно и назвали водопад, хоть его на карте в этом месте нет, "Долгожданным". После водопада река стада сравнительно спокойной, берега - невысокими, местами покрыты кустарником. В одном месте, когда мы плыли достаточно близко к берегу, перед первой лодкой сорвалась гусыня и принялась бить крыльями по воде, изображая подбитую. Мы быстро вышли на берег и увидели разбегающихся гусят. Один доковылял до берега, шлепнулся в воду и поплыл, да еще как уверенно, вслед за матерью. Другой решил "спрятаться". Прижал голову к земле и притих: думает, не видно. Гусенок зеленоватый, а земля еще черная - позеленеть не успела. Оля взяла гусенка на руки. Весь гусенок - хвост да ноги - поместился в ладонях. Ему это не понравилось, запищал. Опустила на землю - гусенок опять голову к земле прижал, у самого сапога. Осторожно переступив через него, ушли к лодкам.
Вскоре равнинный берег сменился невысокими стенками, и мы подошли к последнему в этот день порогу. Порог очень неприятный, длинный. Нельзя сказать, чтобы особо сложный, но на всех трехстах метрах его длины очень близко к поверхности выступают со дна острые плиты, точно такие же, из каких сложен берег. Ориентировочно предположив, сколько заплат придется ставить после "Зануды" (так мы окрестили), пошли через порог. Первой шла "Ладога", затем "Нептун" и "Салют". Наши ожидания не оправдались, и все три лодки абсолютно благополучно, даже не начерпав воды, прошли через порог.
Решив, что для одного дня порогов достаточно, мы нашли удобное место и встали на ночлег.

13 июля. Суббота
В половине одиннадцатого, как более тихоходные, уходят "Салют" и "Ладога". На "Нептуне" клеят кильсон. Договорились встретиться у ближайшего порога. Минут через 20 подошли к порогу. Высота небольшая - сантиметров семьдесят. Первым, на двух веслах, прошел порог "Салют". Затем оба весла взяли на "Ладогу" и так же благополучно оказались ниже порога. Оставив байдарки на берегу, опять поднялись выше порога и стали ждать "Нептуна". Ребята подошли в половине двенадцатого.
Почти сразу за порогом прошли большой галечный остров, после острова берега начали быстро повышаться, и речка ушла в ущелье. В ущелье течение быстрое, но никаких неприятностей - порогов, камней - нет. После выхода из ущелья - три слабых слива и опять спокойное течение.
В пол-второго встаем на обед. Сегодня встретили первые колокольчики. У них здесь низенькие стебли, но цветы не менее крупные, чем в средней полосе
После обеда погода испортилась. Дождь идет почти не переставая. Река, едва успев выйти из одного каньона, ныряет в следующий. Каньоны очень глубокие и мрачные (видимо, их мрачность объясняется серой погодой), но течение спокойное, хотя и достаточно быстрое. "Ладога" и "Салют" все время идут на одном весле. За весь день прошли лишь два небольших порога.
В конце дня вошли в каньон, который потом прозвали "гусиным". Перед байдарками то и дело срывались гуси, целые выводки пушистых зеленоватых гусят мчались под прикрытие берега и прятались в его трещинах и заливчиках, молодые гусаки, которые еще не успели обзавестись семьями, уже начали линять и не могли взлететь. Поэтому применяли тактику "удирания": одни, громко крича и хлопая по воде крыльями, мчались в стороны от лодок, другие, как хорошие альпинисты, лезли по почти отвесным стенкам скал, иногда срываясь. На черных мокрых скалах были отлично видны их красные лапы.
К концу дня дождь утих, но весь берег был мокрый. С трудом нашли подходящее для ночлега место. Прибрежная полоса оказалась очень низкой и вся заросла диким луком, на удивленье высоким и сочным. Совсем, как огород.
Вечером дежурили Лена с Олегом. Место для костра выбрали укрытое от ветра - в русле какого-то высохшего ручья. Разожгли огонь, поставили ужин. Постепенно дно ручья стало влажным, по нему начала сочиться вода. Ручеек становился все сильнее (по-видимому, где-то выше прошел дождь), и ужин оказался под угрозой. Лена, чтобы спасти костер, устроила выше по ручью запруду и мужественно отстаивала ее перед усиливающимся ручьем. Мы же все с тревогой ждали, что произойдет раньше - вскипит чай, или ручей все же зальет костер. Наши страхи оказались напрасными. Успели не только вскипятить чай, но и сварить кашу.

14 июля. Воскресенье
Вышли в 10.50. Погода неплохая, сравнительно тепло, все берега в цвету. Удивительно, как много здесь цветов. И белых, и желтых, и даже какие-то, напоминающие мышиный горошек, красные. И удивительные незабудки. Необыкновенно крупные и необыкновенно синие, а не голубые. На ивах почки распустились совсем, теперь ветки ив кажутся усыпанными зелеными розами с мохнатыми лепестками - такие у здешних ив странные листья. И березовые листья здесь совсем необычные: совсем круглые, размером с копейку и с ровными маленькими зубчиками по краям.
Судя по карте, мы пересекаем Пай-Хой, но Силова-яха течет широкая и спокойная. За первую половину дня прошли лишь два сравнительно небольших порога. Но мы все время настороже: вот-вот река должна начать терять метры.
Часа в четыре подошли к изгибу реки, перед которым начинался перекат. На всякий случай решили подойти поближе и посмотреть. Стало ясно, что это не совсем простой перекат, но вся картина открылась нам только когда мы выбрались на самую высокую часть берега. Нам показалось, что перед нами гигантская, длиной около полукилометра, лестница. Впоследствии мы так порог и назвали - "Пай-хойская лестница". Но всей длине лестницы расположены 6 ступеней, по которым вода, где кипит, где течет спокойно. Вдоль левого берега края ступеней вообще выступают из воды. Самые высокие - нижние ступени. Особенно труден выход из порога. Кроме того, пройти рядом стоящие ступени можно только в противолежащих концах. И так почти все. А расположены они довольно близко друг к другу. Не успеешь развернуться после одной ступени - и боком внесет на следующую. Прежде, чем окончательно решили байдарки обнести, часа полтора осматривали порог и решали, проходим ли он. В конце концов большинством голосов решили, что при таком уровне воды, да еще и учитывая наше бедственное положение с веслами, рисковать не стоит. Но вообще, вероятно, еще дня три-четыре назад, этот порог можно было бы пройти.
За последние дни уровень воды значительно понизился. Мы уже привыкли к тому, что вечером оставляем байдарки в воде, а утром они оказываются на берегу.
Пока обнесли все байдарки, подошло время вечерней стоянки. Решили встать сразу за порогом, чтобы утром заснять его на кинопленку. Перебрались на правый берег и начали ставить лагерь. Постепенно слабый моросящий дождь перешел в настоящий ливень. Палатку ставили под растянутым тентом, который еле удерживали от порывов ветра. Упрятав от воды вещи и раздевшись, все собрались в палатке. Выгонять дежурных под такой дождь было жаль, и потому решили ужинать в сухомятку - консервами и шоколадом. Особенно довольны этим оказались девчонки.

15 июля. Понедельник
Утром, выйдя из палатки, не сразу поверили происходящему: погода изумительная, тепло и солнечно. Первый раз по-настоящему тепло! Все сразу же разделись и занялись просушкой основательно подмоченных накануне шмоток, в неглубоких лужах на береговых плитах вода прогрелась настолько, что можно было без страха умыться и даже немного постирать. И ни одного комара.
Еще раз осмотрев и подробно засняв порог, вышли дальше. За день прошли всего два порога. Один из них, наиболее интересный, назвали "Гребенкой". Он, действительно, напоминает полукруглую гребенку, поставленную поперек реки. Только зубья у гребенки - каменные. Порог проходим вдоль левого берега.
На ночевку встали на правом берегу, примерно в километре от устья Силоваяхи.

16 июля. Вторник
Накануне вечером палатку поставили без тента. Весь день была изумительная погода и никто из нас не предполагал, как резко она сможет измениться ночью. Из тента Алешин соорудил себе шалаш и остался ночевать на улице.
Неожиданно ночью начался сильный дождь, который быстро перешел в ливень. Вокруг периодически раздавался грохот: сначала думали - гром, но утром оказалось, что это оползни. Палатка начали протекать, и все проснулись. Как-то все одновременно вспомнили о байдарках, оставленных, как обычно, на мелководье, лишь слегка вытащенными на берег. На берегу не оказалось ни камней, ни кустов, за которые бы можно было нормально зачалить лодки - сейчас все подумали именно об этом.
Первым начали ворчать девчата, но вылезать под дождь никому не хотелось. Долго решали, кому идти, предлагали "кинуть на морского". Наконец показалось, что дождь стал слабее, и я решил выйти. Смотрю, а байдарки две, какой же нет? "Нептуна" нет! Олег выскочил из палатки как спал - в одних трусах и, несмотря на дождь, побежал вдоль берега искать уплывшую лодку. Сначала нам показалось, что "Нептун" застрял посреди реки, но это оказалось лишь узкой полоской галечного острова, бывшего накануне вечером большим. Убедившись, что вдоль берега и на воде "Нептуна" не видно, мы с Олегом решили его догонять на "Ладоге". Ходили мы часа два. Встревоженные девчонки, одни в палатке, прислушивались к грохоту обвалов. Даже по шуму, с которым мы с Олегом возвратились в палатку, стало ясно, что поход закончился удачно. Мы по течению быстро проскочили Силоваяху, вышли в Кару, прошли километра два вниз до входа в каньон и решили, что обратно против такого течения в каньон нам будет не выгрести. Печальные и возвращались назад, подсчитывая убытки. Ведь на ночь из лодок брали только самое необходимое. Неожиданно, уже у самого лагеря, Олег увидел "Нептуна". Лодку ветром забило в устье ручья и, прикрытая кустами, она оказалась совершенно незаметной с берега. Когда он первый раз смотрел на реку, ему надо было опустить взор вниз. Чтобы инцидент не повторился, лодки вытащили высоко на берег, да еще откуда-то умудрились притащить огромные камни, за которые их и зачалили.
Не хотелось еще раз быть наказанными а такую небрежность.
Остаток ночи прошел благополучно, но проснулись все очень поздно. Утром, позавтракав, собрали лагерь, вытащили наверх байдарки и сложили под них груз, который решили с собой не брать.
Часов в 12 показалось солнце. Ручьи, возникшие после дождя, быстро мелели, на месте многих остались лишь черные промоины. На противоположном (более высоком и обрывистом) берегу виднелись черные пятне оползней, сорвавшихся ночью со скал. Наш лагерь окружали довольно высокие холмы, покрытые низким кустарником. На одном склоне виднелся старый след вездехода. Нам предстояло пройти к водопаду "Буредан" на Каре по тундре пешком, т.к. выгрести на одном весле против быстрого течения Кары практически невозможно. Мы решили, что идти вдоль берега и дальше, и тяжелее. Берега более высокие и часто скалистые, да и 25 км в общем-то больше, чем 20 по азимуту. Взяв с собой трехдневный запас еды, спальники и палатку, мы вышли из лагеря около часа. Сначала шли вдоль следа вездехода, но потом решили, что он нам не совсем по пути, и уже окончательно пошли по азимуту.
To, что тундра "слегка всхолмленная равнина" (как это и написано в энциклопедии), нам лишь казалось с воды. Теперь мы то карабкались на какие-то холмы, то спускались в низины. И всюду, даже па вершинах холмов, земля пружинила под тяжелыми сапогами, местами мы шли даже по колено в воде и везде приходилось продираться через цепкие, как колючая проволока, заросли полярной березки и ивняка. В одном месте, при переходе речки, пришлось спускаться с обрыва по осыпи.
Пока мы шли по тундре, нам то и дело попадались уже опустевшие гнезда каких-то некрупных птиц. Временами в кустах взлетали куропатки. Ивняк становился все выше. Наконец, часов через 5 пути, высота его местами достигала полутора метров. Идти стало совсем трудно. Стали решать, идти дальше, или искать место для ночлега. Мнения разделились. Пока еще не пришли ни к какому выводу, вновь натолкнулись на след вездехода. Направление его было нужным. Вездеход промаркировал две отличные колеи среди зарослей ивняка, согнув толстенные стебли. Кое-где они успели подняться, но, уже будучи раз сломанными, ивы легко сгибались под сапогами. Местами в колеях, как в канавах, стояла вода. Но все же по следу вездехода идти оказалось значительно легче и быстрей. Сказав, что "вездеход - зверь хороший", мы решили идти до победного. Часов через 10, после того, как мы ушли из лагеря, нам показалось, что мы наконец-то выходим к Каре. Стало значительно суше, и впереди виднелась гряда камней, которая, как утверждала Оля, являлась прибрежной. Силы наши удесятерились, и мы, наконец, вышли на край гряды. Перед нами, вместо ожидаемой реки, вновь открылась унылая, однообразная, слегка всхолмленная бескрайняя равнина".
И местами поднимался туман. Стало ясно, что до цели еще далеко. Опять возникли мысли о ночлеге. Но на болоте палатку не поставишь. Уже совсем было решили идти дальше и искать место для ночевки, как Оле показалось, что среди камней виден дом. Высказав сомненье, откуда он здесь мог взяться, решили все же подойти и посмотреть, что это такое: камень или развалины избы? Но чем ближе мы подходили, тем больше становилась наша радость. Перед нами был не дом, а несколько рядом стоящих больших палаток - база геологов. И из самой большой еще шел дым и слышался разговор. Уже через несколько минут мы сидели в жарко натопленной палатке, перед нами стояли огромные миски с аппетитно пахнущей кашей, дымились чаем кружки. В палатку один за другим входили еще не успевшие уснуть геологи. Так благополучно закончился наш длинный и трудный день.

17 июля. Среда
Как выяснилось из разговора с геологами, мы попали в верхний, базовый лагерь геологов. След вездехода, по которому мы шли, действительно вед к Буредану, до которого осталось идти километра три, у Буредана тоже расположена другая, более маленькая партия. А след вездехода, который так облегчил нам дорогу, был проложен еще в прошлом году.
Позавтракав у гостеприимных геологов и засняв непутевую куропатку, умудрившуюся свить гнездо на территории базы, мы вышли дальше. Примерно через час мы подошли к берегу небольшой речонки, впадающей в Кару. По камням перебрались через нее. В лагере не оказалось никого, кроме радиста и его жены - тоже геолога. Они провели нас к Буредану. Буредан оказался очень мощным порогом, со сравнительно небольшим перепадом воды (около 2 м по энциклопедии), но с необыкновенно высокими стоячими волнами. Ни лодка, ни байдарка таких волн не выдержат. Геологи рассказали, что, когда вода спадает, волны делаются меньше, но в середине струи обнажается каменный зуб. Сила водопада Буредан в том, что река здесь несется в узком, до 15 метров ширины, мраморном лотке и, хотя видимых камней нет, образуются стоячие волны высотой до 2 метров наподобие "петуха" за кормой быстроходного катера, в зрелищном же отношении водопад "Хальмер" значительно сильнее.
Пока мы рассматривали порог, несколько ниже по течению, в устье речки, ненец поймал двух довольно больших гольцов (рыба из породы лососевых).
Пообедав у геологов с Буредана, мы вышли на верхнюю базу геологов. Еще раз пообедав у геологов с верхней базы (не обижать же людей!) и вежливо отклонив их любезное приглашение уж, если не пожить у них, то хотя бы переночевать еще раз, мы решили идти в свой лагерь, к байдаркам.
За неделю до нас немного выше Буредана эти геологи подобрали группу москвичей, ту самую, о которой мы слышали в поезде. Начитавшись "Карских этюдов" в "Ветре странствий", они приехали сюда как в среднюю полосу России - без высоких сапог и без теплого снаряжения. В итоге дождями и снегом и ледяной водой группа была полностью деморализована. Увидев на берегу вездеход геологов, они продолжать маршрут отказались. Их на вездеходе привезли в базовый лагерь, и с первым же вертолетом отправили в Воркуту.
По знакомой дороге идти все-таки легче. Стараясь не терять след вездехода, мы возвращались к устью Силоваяхи. Как оказалось, в тех местах, где след вездехода отклонялся от нашего азимута, он обходил наиболее трудные участки пути. Так, например, он обошел ту неприятную осыпь на склоне у реки, на которой мы потеряли столько времени. Но в конце пути след вездехода раздвоился, потом раздвоился еще раз и, наконец совсем потерялся. Вновь пошли по азимуту. От влажной земли стал подниматься туман. К своим лодкам мы вышли только часа в три ночи. Наскоро сварили ужин, поставили палатку и решили спать, пока не выспимся.

18 июля. Четверг
Встали поздно, позавтракали, собрали лагерь и уложили байдарки только к трем часам. Через несколько минут вышли в Кару. Кара значительно шире и мощнее Силоваяхи. Вода в реке очень мутная, по поверхности несет всякий мусор. Течение очень быстрое. Берега довольно низкие, но местами встречаются очень живописные скалы. Пройдя каньон, до которого мы с Олегом доходили в поисках "Нептуна", мы увидели на берегу чумы. Оля захотела их заснять. Попутно решили пообедать. Пока Оля лазила в гору снимать чумы, из них вышли ненцы. Увидев байдарки, они стали приглашать в гости. Нам всем очень хотелось увидеть чумы изнутри, и мы охотно приняли приглашение. Оказалось, это бригада оленеводов. У них два чума, в каждом - по две семьи, то есть по 10-12 человек. Каждая семья состоит из 2-5 взрослых и нескольких ребятишек. Со стадом дежурит один мужчина, все остальные находятся в бригаде. На зиму детей отдают в интернат. У всех молодых ненцев 8-классное образование.
Чумы очень большие, с хорошей вентиляцией, достаточно светлые и очень теплые. Пол в них деревянный, крашеный. Чисто.
Угощение состояло из соленой и вареной рыбы и чая, к которому подали сгущеное молоко, печенье, сливочное масло. Продуктами бригады снабжают из Воркуты. Сфотографировавшись вместе на память, мы отправились дальше. Провожать нас на берег вышли все взрослые, все ребятишки и все лайки бригады.

19 июля. Пятница
Прикинув по карте оставшиеся километры и сосчитав количество дней до контрольного срока, решаем устроить дневку. Первую дневку не для ремонта или просушки, а просто для отдыха.
Целый день бродили по тундре, подымая с многочисленных озер с прозрачнейшей водой стада уток, гусей и чувствовали, что здесь останется частичка нашего сердца, и мы будем стремиться приехать в эти края еще раз. И спать легли, конечно, поздно. Это мы знали и без часов - они у нас встали у всех.

20 июля. Суббота
Проснулись около двенадцати, вышли в 3. С этим круглосуточным днем без солнца совершенно теряется ощущение времени. Решили идти подольше вечером.
Река стала совсем спокойной, берега - низкие. Мы вышли в совместную долину Кары и Сибирчата-яхи. Река распалась на несколько проток. Стараемся идти по основной, но которая из них основная - решить трудно. Вода спала, на реке показалось много низких островов. В тех местах, где берега размыты водой, виден слой льда в основании острова. На одном таком островке сварили обед. Дрова нашли сравнительно легко - во время большой воды их немало запуталось в кустах. Пока собирали дрова, Оля усмотрела на правом берегу дом и, как ей показалось, продолжение протоки. После обеда вышли в том направлении. До дома оказалось километра полтора. Домик - охотничий лабаз - в образцовом состоянии, но людей нет. Протока же оказалась озером, пришлось возвращаться.
Взбодренные кофе, экипажи "Ладоги" и "Салюта" устроили гонку. Лера даже разделась до тельника. Ветер стих, идем по зеркальной воде. Среди туч появились просветы странно зеленоватого неба. Так и не усмотрев явного слияния Кары и Сибирчатой, мы стали идти ближе к правому берегу, чтобы войти в правую протоку и не идти по открытой воде Карской губы. Вскоре нам встретилась протока шириной метров в 20, а на карте она обозначена двумя линиями, т.е., не уже 300 метров. Течение есть и в нужном направлении. Она, или нет? Решили идти по ней. Через час в протоку впал приток справа. На его берегу - чум. Я подошел к чуму, на лай собак показался хозяин, Оказалось, что река - Большая Вануйта. Та, что на карте. Других нет. Собаки не переставали лаять, и мы, чтобы не мешать хозяевам спать, прошли еще с километр к тоже встали на ночевку на довольно сухом берегу.
Несколько в стороне от нашего маршрута и в паре километров от нашей стоянки виден высокий холм. На нем - тригопункт.
Вечером мы с Олей пошли прощаться с тундрой. На холме оказался тригопункт и какие-то запечатанные ящики, обернутые от сырости толем. У тригопункта - свежая могила. На правом склоне холма еще две могилы с полусгнившими крестами. Кресты - старообрядческие. С холма открылся отличный вид на Карскую губу и окружающую нас равнинную тундру. Оказалось, что путь обхода губы выбрали наилучший. Вдали виднелся силуэт поселка. Значит, мы почти у цели. Справа от губы виднелось множество тундровых озер, по которым плавали небольшие стаи уток, а местами - гусей.

21 июля. Воскресенье
Опять встали в 12 и вышли в три. Идем по протоке, которая постепенно становится шире. Берега низкие, поросшие ивняком, на редкость однообразны. "Ладога" и "Салют" идут на одном весле, и пока один гребет, второй умудряется уснуть. Наконец вновь выходим на простор. В полутора-двух километрах - остров. На нем дом. Идем на остров. Обед сварили на берегу, пообедали в доме. После короткого отдыха вышли через губу в направлении поселка. Вода от горизонта до горизонта, но мелко, и один раз мы сели. Снявшись с мели, пошли вперед осторожнее. Постепенно начал усиливаться ветер. Поселок расположен на противоположном от нас берегу, и, чтобы нас не прижало ветром и волной к крутому берегу, мы вышли мористее, обошли полуостров и, развернувшись перпендикулярно накатной волне, высадились на низкий песчаный берег поселка. Я с Леной пошел искать место, где можно остановиться в ожидании самолета. Вскоре нашли "гостиницу", вновь сев в лодки, перегнали их еще на километр - к "гостинице" аэрофлота, где нам предоставили комнату (через день мы ее заняли всю). Лодки вытащили на берег и оставили сохнуть, а сами, едва сложив рюкзаки, отправились в гости к Воркутинским шахтерам, прилетевшим из Воркуты на воскресенье порыбачить и расположившихся в этой же "гостинице". Шахтеры угостили нас ухой из изумительной северной рыбы - омуля. Маршрут закончился.
Но того, что нам придется еще 4 дня сидеть в этом поселке из одной улицы и "ждать погоды", мы еще не знали. По-настоящему штормить начало только на следующий день.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Марданов Марсель, 28.01.2010
С удвольствием прочел прохождение маршрута по северным рекам, я даже не представлял, что найдутся люди, добровольно идущие на такой подвиг. Я геолог, в 1968 г. как раз наша геологосъемочная партия работала в тех местах. Но несколько выше, севернее. Мы изучали район, расположенный на самом водоразделе по хребту Пай-Хой. Ширина р. Хальмер-Ю была 3-4 метра, А вот Сибирчата-Яха , куда мы ездили на вездеходе порыбачить, была уже метров 20. Прекрасные, красивейшие места!Помню и голубые озера с прозрачной водой со льдом на дне, морошку, которая росла как на грядках, и рыбалку! Ах, какая была рыбалка, и на кораблики, и на перетяги, и просто на мушку с удочки. Какие были хариусы! А каньоны в реке Сопча-Ю, прорезавшие берега из кроваво-красной яшмы, проросших зеленым мхом!
Спасибо, что напомнили о тех далеких днях, лето в том году было позднее, и в июле действительно часто шли то снег, то дожди. Мы уж, геологи, там оказались по долгу службы, а вы, ребята, просто герои! Чудо, что никто не утонул, никто не заболел.
Пишите, с уважением: Марсель Шагинурович, старый геолог, но еше до сих пор работающий и имеющий боевой дух.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:

(названия порогов -
современные)


Василий Цындря


Ольга Цындря


Порог Каньонный
("Командирский")


Порог Каньонный.
Прохождение


Порог Каньонный.
Прохождение


Третья часть порога
Каньонный
("Ступенька")


Порог Трек
("Коварный").
Прохождение


Порог Трек
("Коварный").
Прохождение


Водопад


Водопад


Стоячие волны


Порог


Порог Островной


Порог Косой вал - начало


Порог Косой вал сбоку


Скальные стенки рядом
с порогом Косой вал


Первый каньон


Скалы в каньоне


Порог Долгожданный


Костер


Скалы в каньоне


Порог Лесенка


Порог Лесенка. Вид сверху


Порог Прижим



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100