Снаряжение
Работы Павла Лебедева:
- Баренцево море на каяках в районе Киркенеса (Северная Норвегия), 24 июня - 1 июля 2011
- Белое море на каяках по маршруту Кузема - Беломорск, 8-19 августа 2010
Содержание
1. Как я выбрал "Свирь"
2. Поведение на воде
3. Доработки
3.1. Пяточные упоры
3.2. Метки на каркасе
3.3. Прокладка пеной
3.4. Сминающийся бортик очка
3.5. Выскакивающий второй шпангоут
3.6. Бедренные упоры
3.7. Проклейка протектором по привальному брусу
3.8. Спинки сидений
3.9. Прорези в грузовом отсеке
3.10. Куда девать фотоаппарат?
3.11. Юбки
4. Сборка/разборка - маленькие хитрости
4.1. Сборка каркаса носовой и кормовой частей
4.2. Перекручивание шкуры при вставке каркаса носовой или кормовой части
4.3. Перекручивание шкуры после замыкания кильсона
4.4. Замыкание фальшборта и привального бруса
4.5. Разборка
5. Поломки
5.1. Сломался пластиковый держатель шпангоута на кильсоне
5.2. Треснул бортик очка
5.3. Погнулись пряжки
5.4. Деформация трубок
6. Как перевозить "Свирь" и кучу пены
7. Как грузить в походе
8. Сервис в "Тритоне"
9. Другие лодки в нашей группе
10. Жизнь после Свири
"Свирь" - одна из самых обсуждаемых в интернете байдарок. Её достоинства и недостатки много раз обсуждались на различных форумах и в статьях. Позвольте и мне кое-что добавить от себя.
1. Как я выбрал "Свирь"
Когда встал вопрос о покупке новой лодки водный опыт у меня был минимальным. Несколько походов по Вуоксе на байдарке "Салют". Вот и всё. После очередного похода я буквально вскипел ненавистью к своему старому "Салюту", т.к. хронически отставать от группы просто достало. Хотелось что-нибудь более быстроходное.
Выбирал байдарку всю зиму, мысленно примеряя все варианты к знакомым плёсам и протокам Вуоксы. Надувные лодки, несмотря на их практичность, отмёл сразу, т.к. день плавания на "Щуке" показал, что её поведение на воде весьма специфично, а мне такая специфика не понравилась. А другими надувнухами я интересоваться не стал. Старый добрый "Таймень" был тоже отметён сразу, т.к. по сравнению с другими байдарками абсолютно ничего привлекательного в этом ветеране я не нашел. Чего только стоила резиновая шкура, которую надо было сразу выкидывать. Причем стоил новый "Таймень" в 2007-м году в Питере дороже тритоновских лодок, а б/у не хотелось. Решил купить что-нибудь тритоновское. Хотелось быстроходную лодку, но "Ладога" отпугивала своей возможной неповоротливостью, захватывающий своим внешним видом "Вьюн" пугал возможной неустойчивостью на курсе. Понравилась "Нева", но зачем её выпускают, когда есть модель с поддувами "Вуокса" для меня осталось загадкой. Остановился на "Вуоксе". Еще была исключительно красивая байдарка "Свирь" и тоже с поддувами. И она, в отличие от "Вуоксы", комплектовалась нормальными сиденьями! Собрал по интернету информацию о ней. Оказалось, что она очень трудоёмка в плане сборки, требует некоторых доработок, но имеет отличные ходовые качества, в том числе и хорошую скорость. В итоге взял "Свирь" из-за поддувов, сидений, скорости и привлекательного внешнего вида. На трудоёмкость сборки забил. Вёсла хотел купить дюралевые, т.к. пластиковые показались непростительно хрупкими, но продавец в Тритоне уговорил на пластиковые, за что я ему благодарен до сих пор. Вот так выбирают байдарки чайники.
2. Поведение на воде
Это то, ради чего покупают "Свирь" даже, несмотря на всем известные трудности при сборке!
Честно говоря, в первом походе я с ней намучился. После сверхустойчивого на курсе "Салюта" никак не мог заставить двигаться "Свирь" по озеру прямо. В мозгу даже стали генерироваться возможные варианты установки руля. Но на второй день наловчился. Через месяц во втором походе проблем с управляемостью уже не было. А еще через месяц в третьем походе я сделал для себя открытие, которого на "Салюте" наверное, не сделал бы никогда - оказывается гребля это не тяжелая повинность, от гребли и от управления лодкой можно получать УДОВОЛЬСТВИЕ! Мы тогда еще ходили по Вуоксе, а там есть много тростниковых зарослей, в которых течение проложило узкие и извилистые проходы. Я заметил, что рулить по таким лабиринтам невероятно азартно! На следующий сезон мы в мае пошли на очень извилистую речку Вьюн. Ух, я там наманеврировался! В начале поворота двумя-тремя сильными гребками заставляешь лодку вращаться, а потом несешься вдоль берега и сильными гребками ВНУТРИ поворота регулируешь вращение. Очень понравилось дуговыми гребками срывать "Свирь" в занос так, что бы она начала мести кормой! Как на гоночном автомобиле!
В одном из походов я был вынужден идти в своей "Свири" без матроса. Очень переживал, и как оказалось зря. Все шмотки загрузил строго в нос (всё до третьего шпангоута). Без матроса лодка стала очень подвижной и отзывчивой! Ходовые качества существенно повысились!
Первый сезон эксплуатации Свири (4 коротких похода) закончился тем, что я записался в гребной бассейн постигать азы гребного слалома.
В середине второго сезона эксплуатации я поставил бедренные упоры. И в таком виде мы стали тренироваться на Лосевском пороге вместе с каякерами под руководством инструктора. Никакого эффекта от упоров я сначала не заметил, только ноги с непривычки намял. Снял упоры - и чуть не умер от страха! Байдарка вдруг стала казаться неустойчивой, вздрагивала и покачивалась от каждой всплеска. Быстро поставил упоры на место и теперь без них не могу ни в пороге, ни на гладкой воде. С ними гораздо меньше устаю, т.к. появляются дополнительные точки контакта с лодкой, что очень важно при гребле. На бурной воде они позволяют задавать крен, а зафиксированные в них ноги работают как амортизаторы, не позволяя лодке раскачиваться с борта на борт.
1. Бедренные упоры.
Пороги? Да, это лодка для порогов (по крайней мере, для карельских она подходит отлично)! Она, конечно, не относится к классу маневренных лодок как "Вьюн" или "Жуковка", что бы её крутить, надо прилагать большие усилия. Но в тех походах, где я был, сверхманевренность мне ни разу не понадобилась. В походе надо точно зайти в слив, точно проскочить между камней, убежать от поздно замеченного препятствия. И это всё - без проблем! Свирь позволяет выдерживать намеченную траекторию на удивление точно! Куда захотел - туда и вписался! Главное держать скорость! При входе в порог или в шиверу матросы в нашей группе всегда начинают небольшой разгон и ни при каких обстоятельствах в пороге не прекращают греблю. Если капитан начинает маневрировать, табанить и т.д., то матрос должен ускориться. Если матросу непонятно, что делать, кругом валы, брызги и т.д. - грести изо всех сил! А на большой скорости "Свирь" управляется просто великолепно! Если надо, то стоит на прямой железно! Никакие валы её не могут сбить с курса. А если капитан немножко подтабанит, то "Свирь" сразу встаёт в вираж (но требуется откренивание). При этом "Свирь" именно выписывает дугу, а не скользит беспомощно боком, как некоторые надувнухи. В общем, в пороге на "Свири" надо нестись во весь опор! На большой скорости она рулится как автомобиль!
2. На речке Калга, порог Грива.
3. На речке Кереть. Порог Краснобыстрый.
Скорость? После "Салюта" я ненавижу тихоходные суда, т.к. это вампиры, которые пожирают энергию своих экипажей и подавляют любое желание куда-либо плыть. Со "Свирью" по этой части всё нормально. Ходил, как правило, смешанным экипажем и ни в одном походе я не отставал от группы. Ну а если у меня первым номером сидел представитель сильного пола, то "Свирь" превращалась в ракету.
Побывал я на Свири и на озёрах в ветреную погоду, и на море. Лодка мне и там понравилась! Встречный ветер и встречные волны вообще никаких проблем не создают, но юбка у матроса должна быть неопреновая! Удовольствие разбивать бегущие на тебя волны - просто неземное!!! Азарт существенно добавляет сил! Как вижу волну - сразу сильным гребком вбиваю в неё лодку! Куча брызг, экипаж в восторге! Сильные попутные волны доставляют не меньше удовольствия. Мы в такие как-то попали в Белом море в 2008 году при подходе к Кузёме. Был очень свежий ветер, из-за волн другие байдарки иногда пропадали из виду. Так вот, набегающая сзади волна подхватывает корму и пытается за эту самую корму повернуть лодку. Это вредное вращение легко компенсируется, если в эту же волну, когда она дойдёт до капитана, воткнуть весло. Можно даже попробовать серфить на попутной волне, но к сожалению не долго. Потом корма проваливается, нос поднимается, и волна с шелестом убегает из-под носа. После этого начинаешь оглядываться и ждать, когда тебя догонит следующая волна. В таком режиме плавание проходит очень весело и усталости не чувствуется. Опробовал я Свирь и при движении вдоль волны (на тех же самых волнах при подходе к Кузёме). Тут уже приходилось внимательно следить за волнами и встречать каждую из них. Лодку начинало болтать с борта на борт. Не представляю, как можно в таких ситуациях контролировать байдарку без бедренных упоров.
Боковой ветер при незначительном волнении мешает. Однажды на море при сильном боковом ветре и незначительном волнении мне приходилось даже немного подтабанивать, т.к. никак не получалось противостоять развороту. Но это если в байдарке двое. Если идти одному, то парусность существенно меньше, а управляемость значительно лучше - и боковой ветер вообще не мешает.
3. Доработки
Доработок я сделал массу. Но скорее всего они обусловлены не конструктивными дефектами "Свири", а моими неугомонностью и неистребимой тягой к комфорту.
3.1. Пяточные упоры
Это первое, что захотелось сделать, когда я сел в собранную "Свирь". Если на "Салюте" на кильсоне было много поперечных дощечек, в которые было удобно упираться, то на "Свири" упереться не во что. Задал этот вопрос в Тритоне, они очень удивились и сказали, что все упираются ногами в гермы с вещами. Я для себя решил, что это не комфортно и смастерил себе упоры из подручных материалов. Потом я их после каждого похода переделывал и пришел вот к такой конструкции.
4. Пяточные упоры: исходный материал.
5. Пяточные упоры: делай раз.
6. Пяточные упоры: делай два.
7. Пяточные упоры: делай три.
8. Пяточные упоры: готово!
9. Пяточные упоры первого номера желательно сделать пошире.
3.2. Метки на каркасе
Это я сделал сразу же. Все детали, которые относятся к носовой части, обмотал красной изолентой. Все, что к кормовой - зелёной. И это несмотря на то, что многие из них взаимозаменяемы (подходят и к носу, и к корме). Собирать стало легче.
3.3. Прокладка пеной
О том что "Свирь" отчаянно нуждается в прокладывании каркаса, я знал из интернета еще до покупки. Но информации о том как конкретно её надо проложить пеной не нашел. Сначала я отправился в водопроводный магазин и купил утеплители для труб. Обернул ими всё что можно: кильсон, стрингеры, шпангоуты. Но быстро понял, что самое критическое место - шпангоуты - они почти не защищают, т.к. слишком мягкие. К тому же каркас в такой оплётке труднее собирать. В итоге решил проложить обычной пеной весь каркас, включая нижний стрингер.
Для этого я купил 4 куска обычной туристической пены (размер 60 см х 180 см). Три из них я разрезал поперёк. Получилось шесть кусков размером 60х90 . У двоих из них надо подрезать углы, т.к. они будут использоваться в носу и в корме. Четвёртый разрезал на четыре части так, что бы получились куски размером 90х30. И еще понадобится много обрезков.
10. Нарезка пены
Начинаем собирать байдарку. Один кусок 60х90 вкладываю в нос шкуры ВДОЛЬ примерно на 10 см. глубже края очка. На него кладу четвертинку и вдвигаю носовую часть каркаса. Второй такой же кусок вкладываю в корму, тоже вдоль, так, что бы зайти за трубки поддувов. Кладу на него четвертинку и задвигаю кормовую часть каркаса. Замыкаю кильсон, подкладываю остальные куски пены ПОПЕРЁК. После окончания сборки необходимо обрезки пены подсунуть под все поперечные элементы каркаса (шпангоуты и бимсы).
11. Пена внутри лодки
Первый раз сборка байдарки с пеной требует одновременно силы и аккуратности. Не вздумайте это делать в походе! Сделайте это дома и дайте шкуре растянуться. Потом моя "Свирь" с пеной собиралась так же, как когда-то без пены. К слову, суммарный вес пены у меня составил 4 кг.
Кто-то скажет, зачем прокладывать всё днище байдарки пеной, ведь должно быть достаточно только пены под шпангоутами? Лично мне кажется, что прокладывать только шпангоуты не эффективно, т.к. при скользящем наезде на камень удар о шпангоут всё равно будет встречным (хоть и смягченным пеной). Потому я и проложил весь каркас. Получается, как бы вторая упругая оболочка. Может я и перестарался, но это работает, т.к. за 10 походов ни единой дырки. Причем я с лодкой не церемонился! В июне 2009-го мы были на Видлице, воды было очень мало, постоянно садились на камни. Думаете, я вылезал и аккуратно снимал её с камня? Нет! Ёрзали и раскачивали её до тех пор, пока сама не слезет! Никаких последствий для шкуры! На Керети на большой скорости иногда так по острым камням проезжали, что лодка скрежетала, вибрировала и тормозилась! И опять никаких дырок!
ПРОКЛАДЫВАЙТЕ КАРКАС ПЕНОЙ! ШКУРА СТАНЕТ НЕПРОБИВАЕМОЙ!
А что будет, если пеной не прокладывать вообще? Мы как-то брали в 2007 году в Тритоне "Свирь" на прокат. Эту бедолагу, разумеется, пеной никто не прокладывал. В итоге на шкуре точно под каждым шпангоутом была заплатка.
3.4. Сминающийся бортик очка
Эта проблема была у моей "Свири" уже сразу после покупки. Из-за этого натягивание юбки на очко превращалось в сплошное мучение, т.к. она во время надевания всё время слетала. Обратился в Тритон. Они сказали, что могут восстановить бортик очка, но он, скорее всего, со временем опять сплющится. Обнадёжили, называется. Но пришла идея! Оказалось, что достаточно просто купить толстую (d12 мм) твердую верёвку и подсунуть её под бортик очка и хранить и транспортировать лодку в таком виде! А вынимать верёвку только в начале похода и сразу возвращать её на место на антистапеле. И всё! Бортик выправился сам собой и больше никогда не сминался, а юбка стала надеваться легко и непринужденно!
12. Верёвка под бортиком очка для хранения и транспортировки лодки
Еще была проблема со сминанием передней части бортика у первого номера там, где очко перегибается через мидель. Решение тоже простое - подсунуть туда кусочек твёрдой верёвочки и пусть он там живёт вечно.
13. Кусочек верёвки под бортиком очка первого номера
3.5. Выскакивающий второй шпангоут
В одном из походов обратил внимание, что верхняя кница второго шпангоута сползает к концу миделя. В результате чего весь шпангоут отклоняется от вертикальной плоскости и рискует соскочить с миделя. При этом он еще рискует попутно сломать пластиковые держатели на кильсоне. Пришлось сделать вот такой упор.
14. Шайба на миделе.
Видел что в других группах мидель просто приматывают скотчем к шпангоуту.
3.6. Бедренные упоры
Про бедренные упоры я читал еще до покупки "Свири". Все их хвалят. Потому на второй год эксплуатации "Свири" я тоже решил их заказать, хотя смутно представлял, как они могут выглядеть (как они устроены на слаломном каяке я уже тогда знал). Заказал. Получил четыре изогнутые трубы перемотанные скотчем. По указанию продавца докупил к ним 8 книц и горсть заклёпок. На мой вопрос, что со всем этим делать, с производства был вызван рукастый мужик с бородой, которой на примере выставочной "Свири" всё рассказал и показал.
Итак, для крепления бедренных упоров необходимо приделать к шпангоутам на заклёпках купленные кницы (понадобятся дрель, сверло 3 мм и молоточек).
Первая пара крепится на шпангоут номер 2. Расстояние между центрами книц здесь должно быть примерно 13.5 см. Эти кницы будут очень сильно мешать матросу залезать на своё рабочее место. Поэтому я их спустя некоторое время сделал поворачивающимися. Для этого я вынул заклёпки, а кницы притянул к шпангоуту обычными алюминиевыми хомутиками (кницы не подпиливал, но хомутики предварительно немножко изогнул). Что бы при поворачивании книц хомутики не пилили шпангоут, я подложил под них кусочек пластика. А что бы кницы не сползали к центру - сделал из металлопластиковой трубы упор.
15. Второй шпангоут
15А. Крепление книц бедренных упоров
Вторая пара книц крепится на третий шпангоут. Расстояние между центрами книц - примерно 52 см.
16. Третий шпангоут
Третья пара книц крепится на четвертый шпангоут. Расстояние между центрами книц примерно 14 см.
17. Четвёртый шпангоут
Четвертая пара книц крепится на пятый шпангоут. Расстояние между центрами книц примерно 44.5 см.
18. Пятый шпангоут
Трубки самих бедренных упоров я заключил в уже ранее упоминавшийся утеплитель для водопроводных труб.
После того, как кницы закреплены, начинается этап регулирования упоров, который у меня длился в течение каждого похода. Вщелкнув трубку в кницы, её можно двигать вперёд и назад, а также переворачивать задом наперёд, подбирая таким образом удобное лично для вас положение. В результате долгих регулировок я свои (капитанские) упоры ставлю задом наперёд (т.е. длинной частью вперёд), в задние кницы (на пятом шпангоуте) их вообще не вщелкиваю, сильно сдвигаю их вперед так, что до пятого шпангоута они не доходят сантиметров 10-15. Пластиковыми хомутиками креплю (не туго) трубку упора к фальшборту непосредственно перед сиденьем. Что бы упор не потерялся при киле, на конце я сделал набалдашник из пены. Упоры матросы мы тоже в задние кницы не вщелкиваем, а только прихватываем хомутиками к трубке фальшборты перед сиденьем. При посадке и высадке и я, и матрос выщелкиваем упоры из передних книц. Тестовый киль у берега, а также реальный в Лосевском пороге, показал, что отстрелиться они не мешают.
19. Бедренные упоры второго номера, общий вид.
20. Второй номер в бедренных упорах
21. Первый номер в бедренных упорах
22. Поворачивающаяся кница упоров первого номера
23. Крепление бедренных упоров к трубке фальшборта
3.7. Проклейка протектором по привальному брусу
24. Проклейка по привальному брусу и центральному шву
Это тоже надо сделать обязательно, т.к. шкура в районе привального бруса страдает очень сильно. Тритон делает это на заказ. Также они в рамках этого заказа проклеивают еще центральный шов. Получается очень красиво!
Маленькая деталь. Когда я пытался заказать эту работу, то продавцы долго не могли решить, должен ли я им вместе со шкурой оставлять каркас или нет. Решили, что лучше оставить. Через пару месяцев такую же работу заказал мой товарищ для байдарки "Вьюн". Продавцы опять долго совещались, но решили, что каркас не нужен, достаточно шкуры. В итоге ему пришлось ездить к ним второй раз и сдавать каркас.
3.8. Спинки сидений
Спинки мне понравились. Но в середине третьего похода внезапно перестала держать липучка. В итоге я поверх липучки пришил толстую стропу с дырками и пряжкой, как у обычного ремня. Но оказалось, что гораздо проще в спинку встегнуть пендаль и пусть он упирается в задний край очка. При этом гребец сдвигается на несколько сантиметров назад, освобождая тем самым драгоценное место для груза перед ногами.
25. Сиденье
26. Ремень на спинке поверх липучки
Кстати, сиденья мне очень понравились. Желания снять их и оседлать герму со шмотками не возникло ни разу. Для действительно комфортной посадки необходим упор для ног. Наличие бедренных упоров тоже повышает комфорт.
3.9. Прорези в грузовом отсеке
27. Прорези на створках грузового люка
Трудности с застёгиванием грузового отсека знакомы, наверное, всем владельцам "Свирей" и "Вьюнов". Это проявляется в том, что на только что собранной лодке (а иногда и на второй или третий день похода) створка грузового отсека не дотягивается до книц, в которых она должна фиксироваться. Приходится прикладывать силу, что бы натянуть створку. Я решил эту проблему так. По совету того же рукастого господина из Тритона сделал прорези на створках грузового отсека. Он сказал, что через эти прорези можно створки стягивать между собой. Вот только как именно - я не понял. Приделать туда стропу с трёх щелевой пряжкой нереально, т.к. пряжка между трубками не помещается. В итоге, когда грузовой отсек не застегнуть, я просто продеваю в прорези верёвку, упираюсь ногой в привал и тяну на себя. А мой товарищ защелкивает створку.
3.10. Куда девать фотоаппарат?
Как и многие другие водники, я раньше перевозил свой фотоаппарат в герме. Но из гермы быстро достать фотоаппарат невозможно. Поэтому я купил герметичный ударопрочный кейс и креплю его прямо на деку. При необходимости фотоаппарат извлекается за пару секунд.
28. Кейс с фотоаппаратом на деке
3.11. Юбки
Сначала это была проблема номер один. При покупке лодки я сразу же купил и юбки, тряпочные, самые дешевые. Намучался! Во-первых, они пошиты точно по размеру кокпита из не тянущегося материала! Из-за этого их очень тяжело натягивать на бортик очка. А одно неверное движение уже во время гребли - и юбка слетала с очка. Тубус юбки у меня на талии держаться категорически не хотел, и всё время сползал вниз. В результате чего скопившаяся в складках юбки вода время от времени перетекала ко мне в штаны. Бррр! От сползания тубуса пытался спастись обычными подтяжками, которые крепил к тубусу. А потом собственноручно пошил лямки. В итоге меня эти юбки просто достали, и я купил дорогие юбки "Ладога" (тоже Тритоновские). Эластичный неопреновый низ, всеразмерный тряпочный тубус с карманом, лямки. Юбки в походах показали себя изумительно! НИКОГДА самопроизвольно не слетают. Надеваются на очко абсолютно без усилия. С тела не сползают. Мы одно время эти юбки даже на слаломных каяках использовали. Вобщем, для Свири (и для всех остальных байдарок) надо покупать только такие юбки. Без вариантов.
4. Сборка/разборка - маленькие хитрости
Сборка - это то, за что совершенно справедливо ругают тритоновские лодки и в частности "Свирь". В конструкции нет ровным счетом ничего, что могло бы при сборке помочь! Шпангоуты не пронумерованы, а их шесть и некоторые из них можно перепутать! Можно перепутать переднее и заднее сиденье, можно перепутать переднюю и заднюю рамки кильсона, можно перед замыканием фальшборта забыть поставить сиденья, можно после мучительного замыкания привала или фальшборта обнаружить, что забыл надеть муфту, можно вместо обычного стрингера поставить замковой и т.д. и т.п. Что бы исправить ошибки, лодку придётся частично разбирать, а потом повторно производить различные мучительные операции! Неопытного человека некоторые этапы сборки (например, замыкание привалов) могут привести в ярость!
Поэтому к сборке лодки надо отнестись исключительно серьёзно. Перед первым своим походом на Свири я несколько раз её собрал и разобрал, пометил все детали. Для особо нервирующих операций со временем выработались определённые приёмы.
По инструкции время сборки одним человеком 50 минут. Один раз я с товарищем собрал её за час. Это был рекорд, но собрали мы её плохо. Что бы собрать её хорошо, некоторые операции приходится повторять несколько раз. В результате я с матросом стабильно трачу на сборку ровно два часа.
Удивительно, но каждый поход я с изумлением отмечал, что после первых же минут на воде я прощал лодке все мытарства со сборкой.
4.1. Сборка каркаса носовой и кормовой частей
Тут решительно нет никаких проблем. Но при первой сборке у меня возникла заминка с кормовым миделем. В инструкции написано, что уголок миделя надо заводить в скобу шпангоута сверху вниз. Я так и сделал, но он не держится, и всё время выскакивает вверх даже после окончания сборки байдарки. Поэтому я всегда его завожу снизу вверх.
4.2. Перекручивание шкуры при вставке каркаса носовой или кормовой части
Это первая проблема, которая возникает по ходу сборки. Если расправить шкуру, вставить в неё каркас носовой части и начать задвигать его, то ровно по шву он не встанет. Какая-то неведомая сила будет уводить его в сторону. Приходится его частично вынимать и задвигать повторно. Такие итерации можно совершать бесконечно. Единственное, что мы смогли придумать, так это делать это вдвоём. Один сидит внутри лодки, держится руками за шкуру (за бортик очка) и ногами подталкивает каркас в нос (упираться не в шпангоут, а в бимс!). А второй стоит со стороны носа и пальцами сквозь шкуру направляет мидель ровно вдоль центрального шва. Точность установки носовой и кормовой частей при этом сильно увеличивается.
О проблеме перекручивания шкуры было написано в статьях, которые относились к самым первым выпускам Свирей. Жаль, что с тех пор разработчики ничего не придумали.
4.3. Перекручивание шкуры после замыкания кильсона
Это второе проблемное место. После того, как нос и корма после нескольких итераций установлены более менее ровно, мы вставляем в вилки кильсона рамки, аккуратно переламываем байдарку, соединяем две рамки и аккуратно опускаем их на дно лодки, фиксируем болтами. Смотрим на нос и корму - перекрутились! А ведь стояли ровно! Размыкаем кильсон, вынимаем и повторно вставляем нос и корму, замыкаем кильсон - и опять всё перекрутилось! Обратили внимание, что на подобное перекручивание шкуры влияет… уклон поверхности, на котором лежит лодка (при условии, что лодка лежит поперёк уклона)! Если развернуть лодку на 180 градусов и сомкнуть кильсон - то перекручивание будет в другую сторону! Причём речь идёт о весьма незначительном уклоне. Удивительно, но факт. Поэтому при замыкании кильсона мы теперь стараемся лодку класть вдоль склона.
Важно! На этом этапе проверьте, не выскочили ли стрингеры из своих книц на втором и пятом шпангоутах? Если выскочили - это последняя возможность поставить их на место. Однажды я заметил, что один стрингер выскочил, после того, как были установлены центральные шпангоуты (т.е. лодка была почти собрана). Для исправления ошибки пришлось её полностью разобрать.
4.4. Замыкание фальшборта и привального бруса
Замыкание фальшборта это следующее нервирующее место. Надо отвести вверх две трубки, соединить замки, выпрямить их и надвинуть на замки муфту. Это нелегко! Но противоядие найти удалось. Попросите одного человека надавить на нос (лодки), а второго - на корму. Лодка выгнется и замкнуть фальшборт будет совсем не сложно.
Исключительно неприятный момент, это замыкание привального бруса. Во-первых, он находится в труднодоступном месте, а во-вторых, в исходном состоянии перехлёст трубок составляет сантиметров 10! Что бы его замкнуть, концы трубок надо очень далеко отводить к центру лодки, в результате чего при попытке их выпрямить они неминуемо соскакивают. Однажды я на замыкание двух привалов потратил 40 минут! Я читал в интернете, что один разъярённый хозяин даже взял пилу и укоротил трубки. Но мы нашли методику. Надо что бы два человека поставили лодку на бок (крен 90 градусов) и приподняли бы так, что бы она едва касалась земли. Лодка прогнётся, и замкнуть привал, который оказался внизу, не составит труда. Потом переворачиваем на другой борт и замыкаем второй привал.
Нижний стрингер замыкается абсолютно без проблем.
В общем, для комфортной сборки Свири надо три человека. Но можно и одному собрать. Но с замыканием фальшбортов и привалов придётся попотеть!
4.5. Разборка
Как, оказалось, тут тоже требуется смекалка.
Первое, где надо быть внимательным, это сдвигание муфт при размыкании привалов, и стрингеров. Во время похода эти трубочки могли от ударов немного окриветь. Перед тем, как сдвинуть муфту, посмотрите, не искривлена ли трубка. Если искривлена - сдвигайте муфту в другую сторону иначе муфту может заклинить. У меня такое было.
Второе трудное место - это вынимание носа и кормы из шкуры. Их там иногда заклинивает намертво! Но противоядие тоже нашли. Надо скинуть с книц трубки фальшбортов и перебросить эти трубки через кницы так, что бы они оказались между кницами и привалом. Потом положите лодку на перегиб так, что бы носовая (кормовая) часть смотрела немного вниз. Сядьте внутрь лодки, ноги поставьте на шкуру внутри носовой (кормовой) части каркаса и потяните за каркас на себя - выходит вообще без усилия. В чем физика такого явления - до сих пор не могу понять.
5. Поломки
Конечно же, поломки были. Но все они у меня были только на антистапеле, во время походов ничего не сломалось.
5.1. Сломался пластиковый держатель шпангоута на кильсоне
Это случилось на антистапеле. Никак не получалось вытащить каркас из носа. Описанная выше методика изобретена еще не была. Что бы ослабить натяжение шкуры я наклонил шпангоут номер 2 в направление кокпита так, что бы он снялся с миделя. Вытаскиванию каркаса это не помогло, но пластиковый держатель на кильсоне сломался.
5.2. Треснул бортик очка
Это случилось до того, как я научился содержать бортик в нормальном состоянии. Изначально он у меня был несколько сплюснут, и перед тем как натянуть юбку, я его каждый раз пальцами выгибал и пока он держался, пытался быстро натянуть юбку. Вот и доигрался. От постоянных выгибаний он треснул. Дома взял дрель и в конце трещины просверлил маленькую дырочку. С тех пор прошло ещё два сезона - трещина не растёт.
5.3. Погнулись пряжки
В конструкции предусмотрены стропы для натягивания шкуры. Стропы фиксируются трёхщелевыми пряжками. Что бы грузовой отсек нормально закрывался, крайние стропы надо затянуть изо всех сил. В результате четыре крайние пряжки деформировались и где-то после пятого похода были заменены.
5.4. Деформация трубок
Трубки каркаса сделаны из очень тонкого алюминия и деформируются даже от небольших ударов. У меня в начале второго сезона уже всё было кривое: кильсон, стрингеры. Однако пока это ни на что не повлияло.
6. Как перевозить "Свирь" и кучу пены
Если напихать в Свирь столько пены, как у меня, то встаёт вопрос, как эту пену транспортировать. Если её уложить в рюкзак с байдаркой, то сама байдарка туда уже не влезет. Сначала я пену заворачивал в отдельный полиэтилен. В итоге у меня получалось три предмета: рюкзак со шмотками, рюкзак с лодкой, свёрток с пеной.
Потом я купил здоровый рюкзак на 130 литров и всю пену укладываю туда. Теперь у меня два предмета: рюкзак со шмотками и пеной, рюкзак с байдаркой.
29. Рюкзак, байдарка, пена
30. Большой рюкзак, байдарка
31. Пена в большом рюкзаке
7. Как грузить в походе
Тут конечно вариантов может быть много. Я для загрузки использую следующие гермы:
40 л, 4 штуки - личные вещи капитана и матроса. Укладываются в грузовой отсек вдоль бортов. Обязательно притягиваются ремешками к привальному брусу. Занимают всю длину от третьего шпангоута до сиденья капитана.
70 л, 1 штука - котлы, часть продуктов. Грузится только наполовину. Укладывается в грузовой отсек вплотную к третьему шпангоуту.
Две конические гермы - палатка, часть продуктов и вообще всё. Одна (с палаткой) в нос, другая (со всем оставшимся барахлом) в корму. Причем кормовую герму надо запихнуть в корму пустой, расправить и только потом загружать.
25 л, 2 штуки - пенки капитана и матроса. Подкладываются под сиденья.
Во время морских переходов в 25 литровые гермы мы набирали пресную воду и укладываем эти колбаски под сиденья матроса и капитана. А свёрнутые в рулоны пенки засовывали по бокам от матроса.
Упаковка от байдарки заталкивается в самый нос перед первым шпангоутом. Шмоточный рюкзак точно так же, но в корму за шестой шпангоут.
8. Сервис в "Тритоне"
В Тритон заходить люблю. Но крайне огорчает то, что запасных частей (кроме книц и заклёпок) нет в свободной продаже (по крайней мере на Волковском проспекте ни разу ничего не удалось купить). Всё надо заказывать и ждать. А всё, что изготавливается на заказ надо проверять! Когда я заказывал проклейку по привальному брусу, то лодку мне вернули без болтов для кильсона. Пришлось купить такие же в Максидоме. Когда заказал на вилку кильсона установку металлического держателя для шпангоута, то при тестовой сборке заметил, что этот держатель установили задом наперёд. Приехал к ним, переделали за пару минут. Но в общем и целом мне Тритон нравится. Всё водная снаряга и одежда, что у меня есть - всё тритоновское: и спасы, и юбки, и неопрен, и гермы. Вроде всё нормального качества.
9. Другие лодки в нашей группе
Разумеется, владея "Свирью" я постоянно присматривался к другим лодкам в нашей группе. У нас еще есть Вьюн, Маринка, Паша.
"Вьюн" конструктивно почти ничем от Свири не отличается, соответственно имеет все те же проблемные места. Хозяин Вьюна по моему примеру выполнил все доработки, которые я сделал в Свири. Крутится Вьюн значительно лучше, чем Свирь, но это и так очевидно из внешнего вида. У Вьюна осадка больше, он хуже поднимается на морскую волну (но ему это простительно). Вьюн немного меньше Свири, но это относится только к носовой и кормовой части. На вместимость по сравнению со Свирью это заметного влияния не оказывает.
"Маринка" очень интересная лодка. Поначалу её каркас пугает маленьким количеством деталей, из-за чего выглядит очень хлипким. Но за счет очень хорошего алюминия каркас всё равно крепкий (однажды мы его очень сурово проверили на прочность). Причем этот алюминий, в отличие от тритоновского, абсолютно равнодушен к морской воде. Сборка и разборка Маринки, по свидетельству хозяина, никаких трудностей не вызывает, разве что шпингалеты в стрингерах и привалах подклинивает. Простота сборки - это очень серьёзное преимущество перед Свирью. Второе преимущество - это вес. Когда мы вытаскиваем лодки из воды на берег, то переноска Маринки вообще не напрягает, чего о моей Свири не скажешь! Но Маринка, так же как и Свирь, отчаянно нуждается в прокладке всего каркаса пеной: кильсон, стрингеры, и обязательно шпангоуты. За счет специфической формы днища Маринка во время прямой гребли очень сильно раскачивается с борта на борт. Хозяин Маринки исключительно доволен своей лодкой. Разочаровывает только примитивность рабочих мест гребцов (как и у большинства российских байдарок): сидений нет, бедренных упоров нет даже на заказ. Никакого комфорта. Только из-за этого я бы её себе не купил.
По скорости разницы между Свирью, Маринкой и Вьюном мы не заметили. Очень часто в походе мы подолгу шли рядом друг с другом. Хотя возможно, что группа просто очень хорошо сгреблась.
"Паша" совершенно потрясающая лодочка! Быстро собирается и разбирается, очень лёгкая. "Паша" у нас хронически отстаёт. То ли гребец не любит напрягаться, то ли действительно с более длинными лодками по скорости ему не тягаться. У "Паши" тот же недостаток, как и у "Маринки" - ни сидений, ни упоров. Хотите комфорта - придётся это всё мастерить самому.
Еще в нашей группе была Щука (тройка). Ну это вообще не лодка. Никакого удовольствия она доставить не в состоянии. Сплошной конструкторский просчет. Все в нашей группе, кто на ней ходил, потом купили себе каркасные лодки. После плавания по Мстинским валам хозяева от неё избавились.
10. Жизнь после Свири
У Свири, как и у всех каркасных лодок, есть два неизлечимых недостатка: необходимость перед употреблением собирать и угнетающая боязнь сломать её в пороге. И если к необходимости собирать и разбирать можно подойти философски (всё-таки за счёт этого её относительно удобно транспортировать), то хрупкость трудно чем либо оправдать.
Куда двигаться дальше после Свири?
Так сложилось, что очень многие российские водники начинают свою карьеру с каркасной лодки. По мере накопления опыта водник выбирает один из сложившихся путей развития:
1. Каркасные лодки. Многие так всю жизнь и ходят.
2. Надувнухи. Другая часть водников, устав собирать и разбирать каркасные лодки, а также клеить заплатки и чинить каркас, покупают надувнухи и наслаждаются простотой заброски и стапеля, сознательно жертвуя скоростью и управляемостью.
3. Катамараны. Многие смельчаки, которые не боятся стапеля и бурной воды, пересаживаются на катамараны.
4. Каяки. Многие, находясь под впечатлением от походов на байдарке по бурной воде, начинают заниматься каякингом (слалом, родео, сплав). Однако после фирменных хорошо оборудованных спортивных лодочек смотреть на каркасную байдарку не поморщившись уже не могут. В результате чего перестают ходить в классические походы и занимаются только каякингом.
Ну а я решил пойти своим путём. После окончания третьего сезона любимую Свирь продал. К слову надо сказать, что Свирь оказалась очень ликвидным товаром. Покупатель нашёлся буквально через час. Потом купил каяк, но не сплавной тазик. Купил полноразмерный туринговый каяк, который пригоден как для бурной воды, так и для моря. Prijon Yukon Expedition. Длина 440 см, ширина 61 см, объём 460 л. Одноместный, громадные грузовые отсеки, прекрасное регулируемое сиденье, неубиваемый корпус. По назначению он полностью совпадает со Свирью. И что удивительно, а может наоборот, неудивительно, очень внешне на неё похож. Но эксплуатация данного каяка это уже тема другой статьи.
Опубликовано 22.09.2010
25.11.2010, 15:53Редакция
Здесь вы можете оставить комментарии к статье.
19.01.2011, 23:26Алексей
Замечательная статья ;)
Большое спаибо за хороший обзор.
Есть только одно замечение к п.
"Куда двигаться дальше после Свири", я после Свири давно уже сел в каяк, но теперь снова купил себе байдарку. считаю что это совершенно разные вещи, каяк для экспедиционного сплава, да поиграться, а байдарочка, пореклаксировать в Карелии где-нибудь. получить удовольствие от троешных и двоешных порожков, на полиэтелене это сделать сложнее :) Собственно для Карелии в доп. к полиэтилену купил Вьюна.
И сразу вопрос в догонку, как вы транспортируете свой прийон ?:) с такими размерами это еще тот гемморой :)
20.01.2011, 20:26Павел Лебедев
Алексей, спасибо за отзыв. Я уж думал тут никто ничего не напишет :)
>>>>>>считаю что это совершенно разные вещи
Очень часть слышу подобные выражения. Собственно почти все так и считают. А я вот до сих пор не могу это принять. Ну почему мы должны тренироваться на фирменных комфортабельных лодочках, а в походы ходить на байдарках? Почему это нельзя совместить? Я вот совместил. Вместительный, комфортабельный и неубиваемый каяк - лучшего напарника в походе не придумать.
Про транспортировку моего каяка.
Пока прошёл всего один год. Всего три похода, и то только в Карелию. Но по результам этого года предварительный вывод у меня пока такой: эксплуатация неразборной лодки существенно проще, чем каркасника, включаю транспортировку и хранение! Вот так. Хотите верьте, хотите нет.
22.01.2011, 10:10радион
прекрасно написанный отзыв.сам все давно никак не решусь преобрести свирь.все таки и в бурную воду хочетсяи по речкам карелии пройтисьменя вот тоже интересует транспортирвка каяка.не могли ли вы поподробнее ответить.как .)))
24.01.2011, 19:04Павел Лебедев
По каяку пока воздержусь что-либо писать. Опыт эксплуатации - всего один сезон. Маловато. Как 3-4 сезона откатаю - напишу небольшую статью.
09.02.2011, 17:48Макс
Отличная статья. Вызвали сомнения некоторые моменты. 1. Необходимость упоров, как "пяточных", так и "бедренных". Пятки гребцов все равно упираются в гермы, а бедренные упоры не несут особенной пользы, т.к. байда все же не каяк и 2крутить" ее бедрами все равно не получится, да и аварийное покидание байды усложняется.
2. В связи с этими "наворотами" - упоры, дополнительная пена сильно увеличивается вес и размеры байды. Ну ладно, нам, здоровым, волосатым мужикам это ерунда. Но матросами у нас как правило субтильные дамы, да и у автора статьи матрос тоже не "девушка с веслом". Как она, бедняга, тащит рюкзак со снарягой и едой? Фотографии барышни здесь нет, чтобы ненависть в глазах не читалась?! :)
09.02.2011, 18:05Павел Лебедев
1. Про упоры всё субъективно. Кому как нравится. Многим байдарочникам даже сиденья не нужны, не то что бы упоры. А для меня наличие сидений и упоров - критический момент. Люблю в лодке сидеть плотно. Кстати, остойчивость байды с бедренными упорами (на волне или в пороге) резко возрастает. Проверено! За слова - отвечаю!
2. Размер байды в упаковке, а также вес увеличиваются катастрофически. Это факт. Но дамы у нас в группе ничего не таскают. Здоровые и волосатые сами справляются :)
28.03.2011, 13:35Алексей
Очеть точно замечено: "Про упоры всё субъективно", если Ваш вес более 100 кг вопрос с упорами отпадает, в очко "заходишь" ну очень плотно. Предлагаю всем набрать вес.
18.06.2011, 12:13Максим
Спасибо за статью!В водном походе побывал только однажды на Вуоксе, был очень впечатлен,да видимо так, что получил от знакомого водника в подарок старенькую Свирь:) Вот сижу, ремонтирую, даже приятно дать вторую жизнь байдарке :) Шкура у нее в более-менее приемлемом состаянии, а вот пара трубок каркаса сломана, имеет ли смысл их чинить "вставышем" или можно преобрести где-нить в Москве?
18.06.2011, 23:48Павел Лебедев
Детали конечно лучше новые купить! В Москве есть представительства Тритон:
triton-ltd.ru/ru/serviscentr/
Только надо им назвать год выпуска вашей Свири, т.к. конструкция с годами менялась.
28.04.2012, 00:53Алексей
Спасибо за отличную статью по доведеню Свири.
Ещё до прочтения статьи делал прокладку шкуры полеуретановыми ковриками (пенкой). Нужны правильные плотные плохо рвущиеся коврики, и чтобы они плотно прилегали к шкуре. Тогда действительно на камнях шкура не цепляется между каркасом и камнем. Ещё рекомендую на время длительного похода делать обмотку узлов соединений в кницах тонкой бечёвкой аналогично креплению колец на удилище, особенно - крайних шпангоутов с кильсоном.
Не совсем понял про пяточные упоры для капитана.
1. Получается, что пяточные упоры размещаются на кильсоне?
Как в них там ноги упирать?
Там гермы или ещё какие вещи.
2. Можно ли пяточные упоры для капитана сделать по обеим сторонам, разместив между кильсоном и стрингером?
3. Насчёт юбки: почему именно для Ладоги?
Она ведь с карманом и лямками, что мешает заправлять её в каячную куртку и затягивать потом на животе широкими липучками куртки.
Почему не тритоновские неопреновые юбки Слалом или "Стандарт НЕО"?
4. Задний мидель не выскакивает? Есть какие-то хитрости? Что-то делали с этим?
5. Проклейка леями по привальным стрингерам не привела к бОльшему напряженю каркаса? Байдарка по прежнему складывается также, как и до проклейки?
28.04.2012, 20:34Павел Лебедев
Алексей, спасибо за отзыв. Отвечаю по мере поступления :)
1. Ну да, пяточные упоры у меня были на кильсоне. Грузил так, что бы гермы до них не доходили.
2. Лучше конечно пяточные упоры сделать по бокам, т.е. на стрингерах. Но тогда и схему загрузки придётся менять. Т.е. гермы не по бокам, а между ног капитана. Видал такое, вполне нормально. Но выглядит жутко не комфортно :)
3. По поводу юбки. Я имел в виду, что лучше всего использовать неопреновые юбки с нейлоновым тубусом на лямках. Т.е. не обязательно "ладога", можно и другие. Юбки с неопреновым тубусом, о которых вы пишете, в походе лично мне не понравились. Тяжко в них долго находиться. У меня вот сейчас на туринговом каяке была такая. Практически пояс для похудания. Год отплавал с ней, теперь купил с нейлоновым тубусом на лямках.
4. Задний мидель выскакивал. В статье я это написал. Для решения проблемы я вопреки инструкции стал заводить его в стрингер не сверху вниз, а снизу вверх. В таком положении не выскакивает.
5. Проклейка по привалу вообще ни на что не повлияла. Но лодка смотреться стала лучше :)
22.09.2012, 00:18Федор
Очень хорошая статья, проблемы Свири и достоинства хорошо показаны. Узнал пару новых вещей по модернизации лодки.
Вы пишете о выскакивающих стрингерах из книц на шпангоутах. Есть решение: во время сборки приматываем их малярной маскировочной лентой: в отличие от скотча она не к страдает от намокания , весьма легко снимается при разборе ( в отличие от скотча) , отлично держит всю конструкцию (также приматывается задний мидель и проблем с выскакиванием больше не доставляет), в том числе решается проблема перекручивания шкуры при замыкании кильсона: при зафиксироанных стрингерах и шпангоутах шкура уже не перекручивается.
16.04.2013, 20:17Павел Лебедев
С интересом спустя несколько лет перечитал собственную статью :) Кое-что устарело:
Про "Маринку": ".причем этот алюминий, в отличие от тритоновского, абсолютно равнодушен к морской воде."
Со временем выяснилось, что это не так. Каркас "Маринки" от морской воды тоже деградирует, причём быстро. Просто внешне это не так заметно, как у тритонов. На 4-й сезон после покупки хозяин "Маринки" отметил, что каркас стал хрупким. Одну из трубок хозяин сломал при очень бережной сборке.
13.07.2014, 16:27иван
Обожаю вопрос зачем нужна нева, если есть поддувные борта, его задают владельцы поддувных тритонов смеясь, пока не попадают на обливняки и в шкурники, а там оказывается что у невы на 2 стрингера больше, чем у всего поддувного тритоновского, и нева получает удары только в протектор, а у варгузы, вуоксы и свиря есть большая вероятность "растереть" шкуру между камнем и шпангоутом, даже при наличии пенки. Это было уже неоднократно проверено нами на реках карелии.
24.03.2015, 14:53Александр Зеленков
Огромное спасибо за статью! Купил себе, как раз, СВИРЬ и ваша статьья в самый раз пришлась.
До того как СВИРЬ купить, обдумывал покупку турингвого каяка, но испугался проблем с транспортировкой.
24.03.2015, 14:53Александр Зеленков
Огромное спасибо за статью! Купил себе, как раз, СВИРЬ и ваша статьья в самый раз пришлась.
До того как СВИРЬ купить, обдумывал покупку турингвого каяка, но испугался проблем с транспортировкой.
24.03.2015, 19:55Павел Лебедев
Александр, а вам спасибо за отзыв! :)
С туринговым каяком определённая морока с транспортировкой разумеется присутствует. Но у меня после продажи Свири уже третий каяк. Первый был в длину 440 см, второй 518 см, третий 525 см. Нормально всё с транспортировкой, жить можно. Хотя репу иногда чесать приходится, как его доставить в нужное место :)
Комментарии