Снаряжение

13 мая 2020
Тип материала: Ремонт и доработка снаряжения
0 0 0

Камус на туристские лыжи Одной из актуальных проблем лыжного туризма является камус. Камус обеспечивает колоссальную экономию сил при подъеме в гору, что особенно значимо при хождении с санями. Важным плюсом камуса также является снижение скорости спуска.

  В лыжном туризме спортивной направленности камус пока не прижился и у этого есть две причины: цена ски-туровского камуса и его надежность.

  О ненадежности ски-туровского камуса говорит следующая история. Было два хороших подъёма в зоне леса, где камус очень круто отработал. При этом температура была в районе -20С или чуть холоднее. Когда попытался использовать камус в третий раз при температуре в -25С, на одной лыже он прилип, на второй не захотел. Я как-то попытался его всё же придавить и приклеить к скользяку, после чего аккуратно попробовал идти. Через несколько минут камус соскочил, клейкая поверхность была в снегу и вообще не липла. Больше я его не доставал.

"https://risk.ru/blog/207346" rel="nofollow"

Вместе с тем, существуют наработки сибирских горных лыжников на основе ленты – липучки, позволяющие решить проблему отслаивания.

"https://angara.net/forum/t99163?p=0" rel="nofollow".

Принцип крепления липучки к лыже можно использовать и в лыжном туризме. Однако мой опыт использования данной технологии показал несколько её недостатков, главным из которых является то, что под камус забивается снег. Принципиально камусы отличаются друг от друга происхождением и составом ворса. По происхождению камуса делятся на охотничьи (естественные), сделанные из шкур животных (один из членов нашей группы ходит именно на таком камусе, правда ходит не быстро), и искусственные.

Искусственные камуса делятся на три типа: синтетика, мохер и микс (смесь). Камус из синтетики стоит дешево, износостоек, не впитывает влагу, но плохо скользит. Камус из натурального мохера хорошо скользит и держит даже на пушистом снегу, но стоит дорого, намокает и характеризуется низкой износостойкостью. Микс объединяет лучшие и худшие свойства обоих материалов.

Существует три основных типа дефекта камуса.

  • Постепенное стирание всей поверхности камуса (ворсинок).
  • Агрессивное стирание в области краев носка и пятки при хождении по мерзлому зернистому снегу.
  • Вырывание кусков камуса в случае наезда на кусты при скоростном спуске.

В силу того, что в таежном туризме при спусках часто приходится проезжать на скорости по веткам, а также ходить по наледи рек, где камус сильно травмируется, его чаще приходится менять. Поэтому для лыжного туризма спортивной направленности более интересен дешевый синтетический камус. В магазине камусы можно приобрести в двух видах: камус для ски – тура (работающий по принципу «подошёл к горе – наклеил, перед спуском отклеил») и камус для охотничьих лыж («приклеил, прибил и больше не снимаешь»). Существует также беговой камус. Сущность бегового камуса заключается в том, что он накладывается не всю лыжу, а на короткий участок лыжи под стопой длиной 30-40 см. При этом его можно менять, так он фиксируется к лыже посредством особой липучки, а не клея.

   «Беговой камус представляет собой вставки синтетического материала в видеодной или двух полос, расположенных под грузовой площадкой лыж. Камус крепится 

разными способами в специальные, отведенные для этого гнезда в теле лыжи. Лыжи с камусами можно смазывать мазями скольжения. При передвижении по чистой лыжне ресурс бегового камуса составляет около 1000 км».

"https://www.kant.ru/articles/1779415/" rel="nofollow"

В  случае использования бегового камуса  речь идет о взаимодействии камуса с другими факторами снижения отката:

  1. Насечками на пластиковой лыже (работают не на всех типах снега).
  2. Лыжной держащей мазью (работает на большинстве  типов снега, но на зернистом снегу стирается за один – два ходовых дня).

В совокупности, два - три фактора при одновременном действии (взаимодействии) являются эффективным инструментом снижения или нейтрализации отдачи на склонах небольшой крутизны.

При  использовании синтетического камуса актуальной является проблема сильного трения. Если такой камус имеет ширину и длину  на всю лыжу,  она  не катится вообще, даже под гору с уклоном 20°, в том числе, если человек идет под рюкзаком. В охоте это является необходимостью, но в туризме - нонсенс. Данная проблема решается довольно легко. Нейтрализовать сверхтрение можно за счет уменьшения площади камуса.

С точки зрения лыжного туризма на разных углах наклона желателен  разный уровень держания лыжи. Отсюда возникла мысль – соединить идею съемного  и несъемного камуса. То есть, можно наклеить на лыжу небольшие полоски камуса длиной 35-40 см (по аналогии с беговым камусом), и дополнительно на крутых участках использовать съемный камус. Вопрос заключался в определении методом «тыка» технологии временного крепления камуса к лыже минимальной площади камуса,  необходимого для подъема в гору с максимальным уклоном, доступным для среднего человека при движении «в лоб»  (30- 35°). Имеется в виду подъем с рюкзаком и санями общим весом 40-45 кг.

В процессе экспериментов было выявлено следующее (для человека весом 65 кг):

  1. Для  подъема в гору с уклоном 10-12° достаточно две полоски несъемного  камуса (справа и слева от направляющей борозды)  под опорной площадкой (стопой). Каждая полоска имеет ширину 2,5 - 4 см (в зависимости от ширины лыжи) и длину 30-40 см. Это в целом совпадает со  стандартами бегового камуса.
  2. Для  подъема в гору с уклоном 30° в дополнении к беговому камусу достаточно одной ленты камуса шириной 5 см м длиной 30 см, которая крепится на верхнюю часть лыжи. При этом речь идет о сочетании держащей способности камуса и держащей способности устройства, с помощью которого камус крепится к лыже.

 

Способы крепления камуса к лыже

Несъемный камус.

Вариант 1. На фото 1 деревянные лыжи (Бескид).

Камус на туристские лыжи

В теле лыжи вырезается небольшое углубление, соответствующее по глубине и параметрам большой насечки на пластиковой лыже. В это углубление погружается голова полоски камуса. Далее камус приклеивается к лыже, затем голова и хвост полоски фиксируются к лыже маленькими шурупами. Без клея камус растягивается при намокании и начинает болтаться на шурупах.

Вариант 2. На фото 2 дерево-пластиковые лыжи (Лесные).

Камус на туристские лыжи

Из жести (консервная банка) вырезается 4 полоски шириной 2 см и длиной 3–5 см в зависимости от ширины лыжи. Каждая полоска крепится к лыже двумя маленькими шурупами (отверстия под шуруп просверливаются). Под середину неприжатой металлической полоски кладется голова полоски камуса. Далее камус приклеивается к лыже, после чего шурупы закручиваются. Хвост  полоски фиксируется к лыже двумя маленькими шурупами без металлической пластинки.

Попытки обойтись наклеиванием несъемного камуса на лыжу без защиты металлической пластинки или погружения головы камуса в паз обернулись сдиранием камуса на ветках при скоростном спуске.

Съемный   камус

Выше говорилось, что существует «сибирская» технология крепления камуса к лыже посредством липунов. У этой технологии есть ряд  недостатков, главным из которых является то, что под  камус (особенно при троплении траверсов) забивается снег, который приходится выгребать каждые 2-3 ходки, а для этого лыжи приходится полностью снимать, что очень неудобно.

В процессе экспериментов выяснилось, что наиболее надежной является следующая технология крепления съемного  камуса к лыже. Камус пришивается к капроновой ленте (автомобильный трос) шириной 5 см. Без ленты камус растягивается при намокании и начинает болтаться. На лыжах с металлическим кантом камус не должен закрывать кант. Для лыж шириной 7-8 см с кантом ширина камуса составляет 5 см, что удобно, так как соответствует ширине капроновой ленты. Заметим, что нет функционального смысла делать камус шириной на всю лыжу. Весной  на зернистом замерзшем утреннем снегу  камус очень быстро стирается в точках максимального контакта со снегом (по краям на носке и пятке) (фото 3). По мягкому снегу камус может ходить долго.

Фото 3

Камус на туристские лыжи

Камус надевается на носок лыжи  при помощи металлического полукольца или кольца из репшнура (фото 4). На втором конце камус одевается на лыжу при помощи тугого двойного резинового кольца из «сильной» автомобильной резины (фото 5), которое цепляется за шуруп, завернутый в лыжу перед замком для крепления и натяжения тросика (фото 6). Общий вид съемного камуса (в варианте «спереди» и «сзади») показан на фото 7 и 8. Резиновое кольцо, пропущенное через петлю на конце ленте, формирует утолщение, которое при движении лыжи назад препятствует откату, но не сказывается на движении лыжи вперед. Без резинового кольца лента и камус при намокании растягиваются и начинают провисать.

фото 4

Камус на туристские лыжи

Фото 5

Камус на туристские лыжи

Фото 6

Камус на туристские лыжи​​​​​​​

Снег в этой технологии при движении в направлении «прямо»  не забивается в пространство между лентой и лыжей, только при траверсе. Набивание снега не влияет на держащую способность камуса, но мешает идти и может привести к смещению камуса. В случае, если снег при траверсе склона забился под лыжу, его легко убрать, отжав резину.

Если не удалось найти «сильную» автомобильную резину, и снег забивается в пространство между лыжей и лентой, ленту дополнительно можно прижать к лыже одной – двумя капроновыми полосками шириной 4-5 см с липунами (фото 9, 10, 11, 12). На спуске липуны снимаются.

 

Бюджет данной технологии составляет 1000-1500 руб. Это полоса камуса шириной 10 см и длиной ≈ 60 см, тюбик клея, а также капроновая лента шириной 5 см и длиной 140 – 160 см (по 70 - 80 см на лыжу). Камус разрезается на 2 части длиной  30 см каждая, в том числе одна часть для съемного камуса и одна часть для несъемного камуса.

  1. Часть для съемного камуса разрезается на 2 равные полосы шириной 5 см (по одной полосе на лыжу). Каждая из полос пришивается к капроновой ленте, оба конца которой загнуты в петли. Итоговая длина ленты с петлями составляет ≈50 см. В одну петлю вставляется кольцо репшнура с внутренним диаметром 4 см  для крепления ленты к носку лыжи, во вторую  петлю вставляется двойное резиновое кольцо внутренним диаметром 5 см для крепления ленты к телу лыжи. Фото.
  2. Часть для несъемного камуса разрезается на 4 полоски  шириной 2 – 2,5 см, в зависимости от ширины лыжи (по две полоски на каждую лыжу). Способ крепления описан выше.

Технология (кроме экспериментов на снежных склонах в пригородной зоне) была испытана на уровне лыжной единички по Южному Уралу (4 перевала). Отдельной идеей является камус на сани. При уклоне горы 10-12° сани весом 20-25 кг на снегу средней плотности держат две полоски камуса шириной 2,5 см и длиной на все сани (в моем случае  это сани Арктика).

 

 


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию