Снаряжение
Снаряжение для лыжного туризма Лыжи Автор - Константин Бекетов (Санкт-Петербург) |
Каким бы избитым штампом это не показалось, но начать долгий разговор о снаряжении для лыжного туризма лучше с лыж. Системообразующий, так сказать, фактор. Учитывая рассмотренное в предыдущей главе разнообразие лыжных походов, лыжи остаются единственным признаком, по которому еще можно отличить лыжника от, скажем, альпиниста.
Несмотря на то, что я специально постарался рассмотреть в этой главе лыжи как отдельно взятый предмет, полностью уйти от обсуждения системы "лыжи-крепления-ботинки" не представляется возможным. В последующих главах вопрос креплений и обуви будет рассмотрен отдельно и достаточно подробно, но и сейчас мне придется периодически поднимать этот вопрос.
Исторически лыжи родились как средство передвижения по глубокому снегу. О скольжении в те времена никто, скорее всего, не задумывался, - так что первые лыжи скорее были снегоступами. Основой задачей было обеспечить ходьбу по снегу с наименьшими физическими затратами. Позже сформировался более привычный нам вид лыж: с загнутым носком, относительно узкие доски, часто подбитые снизу мехом (камусом) для борьбы с "отдачей" на подъемах. Законодателями мод всегда слыли жители Скандинавии, подарившие миру не только наиболее древние изображения лыж, но и все многообразие техники владения ими. С появлением в 19-м веке лыжного спорта лыжи стали получать специализацию, появились беговые, горные, прыжковые, туристские, охотничьи лыжи. Друг от друга они отличаются геометрией, материалом изготовления, массой и многими другими характеристиками.
Дерево или пластик? Сейчас подавляющее большинство лыж - пластиковые, и если у вас не сохранилось старых советских лыж в кладовке (или, в особых случаях, легендарных финских лыж Jarvinen, на которых ваша бабушка выигрывала Олимпиаду), то выбор в магазине скорее всего упадет на пластиковые лыжи. Замечу, что речь идет именно о материале скользящей поверхности, поскольку в дорогих моделях внутри эффектной пластиковой "обертки" чаще всего скрывается старый добрый деревянный клин (хотя встречаются и иные материалы, вплоть до специального пенопласта). Для туристских целей деревянная скользящая поверхность имеет ряд плюсов, но вместе с тем есть и свои минусы. Деревянная поверхность меньше "отдает" на подъемах, но более чувствительна к налипанию влажного снега. Лыжи с деревянной скользящей поверхностью необходимо периодически смолить, и обязательно соблюдать правила хранения: вставлять распорку между лыж, чтобы они не теряли геометрию и упругость. Вообще, лыжи требуют достаточно тщательного ухода! Лыжи нельзя обрезать по длине, поскольку это навсегда портит заложенную создателями лыжи геометрию. Даже при бережном обращении лыжи имеют ресурс, и рано или поздно портятся: теряют жесткость, закручиваются винтом и т.д.
При выборе лыж один из первых моментов, на которые обращают внимание - это их длина или "ростовка". Производители обычно указывают рекомендуемые соотношения "рост лыжника - длина лыж". Но есть и общие правила: если речь идет о современных беговых лыжах, то формула может выглядеть как "рост + 15 см", с вариациями на тему "классический ход - коньковый ход". Лыжи для продолжительных походов с рюкзаком имеет смысл брать из иных соображений: совокупный вес лыжника с рюкзаком до 80 кг - 160-170 см, вес до 100 кг - 180 см, вес до 120 кг - 190 см, вес свыше 120 кг - 200 см и больше. Например, если лыжник весит в одежде 80 кг, и тащит рюкзак в 30 кг, то ему подойдут туристские лыжи длиной 190 см. Для ски-тура, без тяжелого рюкзака, но с желанием хорошо управлять лыжами на спуске, подходит формула "рост лыжника минус 5 см".
Все лыжи, которые мы упомянем в этой статье, можно условно разделить на три класса: беговые, лесные и горно-туристские. Эти классы не являются взаимозаменяемыми; другими словами, универсальных лыж не существует, и для разных сфер применения предпочтительны те или иные типы лыж.
Для коротких однодневных прогулок по готовым лыжням как нельзя лучше подходят обычные беговые лыжи. Уровень лыж определяется, в основном, уровнем лыжника, но в дорогих "рэйсинговых" моделях для туристских целей особого смысла нет, да и жалко их обдирать о всякие неожиданные препятствия прогулочной лыжни. Если вы всерьез занимаетесь лыжами, то придется раскошелиться на несколько комплектов: дорогие лыжи для гонок, лыжи классом пониже для тренировок и прогулок… Для большинства читателей вполне хватит и обычных беговых лыж класса "за 100 долларов" (читай - "для чайников", как бы обидным это не показалось). Часто такие лыжи производят с насечкой на скользящей поверхности - "мультигрипом", или (велик и могуч!) - "чешуей". Такая насечка ухудшает скольжение вперед, но зато частично предотвращает "отдачу" лыж на подъемах. Это - своего рода послабление для тех, кто не гонится за большими скоростями на лыжне, но зато желает избавится от сложностей с "попаданием в мазь". Лыжи с гладкой скользящей поверхностью надо уметь правильно намазать, а это целое искусство, порой переходящее в шаманство.
Чем дорогие гоночные лыжи отличаются от дешевых прогулочных? Прежде всего, жесткостью как таковой и так называемой "эпюрой жесткости". С первым параметром все ясно: вы прикладываете лыжи скользящими поверхностями друг к другу и сжимаете рукой. Если лыжи легко сжались до полного контакта, то это очень мягкие дешевые лыжи, предназначенные для детей и лыжников самого начального уровня. Один знакомый спортсмен метко называл такие лыжи "хлопушками". Эпюра жесткости - более сложная характеристика, по которой лыжи делятся на модели для классического хода и для конькового хода. В общих чертах объяснить можно так: при сжимании лыж модели для "классики" равномерно сопротивляются приложенному усилию, а "коньковые" лыжи вначале ведут себя покорно, но потом неожиданно перестают поддаваться, не позволяя полностью прижать скользящие поверхности.
Сравнение формы носка гоночной лыжи и лыжи класса backcountry (сверху) |
У современных "коньковых" лыж есть одна неприятная для туриста особенность - слишком слабо загнутые носки. Действительно, для бега по подготовленной трассе высокий носок вроде бы и не нужен: лишний вес, лишнее сопротивление воздуха. Но для малейшей целины или просто заметных неровностей такие лыжи уже не подходят, поскольку зарываются носками. При выборе в магазине лыж для более-менее "туристских" целей не забывайте обратить внимание на этот момент!
Относительно недорогие прогулочные лыжи делают многочисленные производители. У известных фирм, таких как Fisсher, Atomic или Rossignol, есть неплохие модели для "несоревновательного" использования. Эти лыжи обычно чуть шире "рэйсинговых" топ-моделей, а по жесткости и прочим характеристикам не слишком сильно уступают элитным собратьям.
Мультигрип на скользящей поверхности лыж класса backcountry |
Следующий шаг в сторону от цивилизации - более широкие лыжи класса "backcountry" или "туринг". Они встречаются в продаже реже. Часто мультигрип на таких лыжах делают почти по всей длине скользящей поверхности. По лыжне они идут еще хуже обычных прогулочных лыж, зато на них уже можно идти по неглубокой целине или очень пересеченной местности с постоянными спусками и подъемами. Для воскресных вылазок куда-нибудь на Карельский перешеек это - практически идеальный вариант. Значительно реже встречается продвинутая разновидность таких лыж с вклеенным под грузовую площадку камусом. Некоторые модели имеют металлический кант, что расширяет область применения: на таких лыжах, при условии использования соответствующих креплений, уже можно совершать интенсивные походы по горам Кольского полуострова или Полярного Урала. Стоит обратить пристальное внимание на то, где кончается кант, и как "оформлено" это деликатное место. У не слишком добросовестных производителей встречается ситуация, когда кант заканчивается ровно на подъеме носка лыжи, и даже немного торчит из скользящей поверхности вперед, навстречу движению. Понятно, что долго такой кант не протянет, обязательно будет вырван при встрече с бревном или камнем.
Как гласит известная поговорка, "чем дальше в лес, тем толще партизаны". Для длительного перемещения по глубокому снегу, в тайге, находят применение лыжи следующего класса, "лесные" или "охотничьи". Для походов эти лыжи не очень удобны. Как показывает практика, полностью исключить тяжелое тропление лыжни они все равно не в силах, а хождение на слишком широких лыжах неудобно. Как промежуточный вариант, одно время пользовались популярностью лыжи "Турист", в основном за счет доступности по цене. Но они непрочные, без канта, и сейчас их применение в туризме свелось к минимуму. Примерно таковы же были и украинские лыжи "Шатрия", которые выпускались небольшими партиями и представляют теперь скорее музейную ценность.
Одно время были популярны попытки самостоятельно снабдить лесные лыжи металлическим кантом. Для этого под грузовой площадкой специальным рубанком выбирался паз, куда переставляли канты от старых слаломных лыж или просто подручные полосы металла. На практике такое решение не прижилось из-за трудоемкости качественной реализации.
Отверстия в носке лыж для транспортировки и вязки волокуш |
Следующий класс лыж условно назовем "горно-туристские". Это лыжи шириной 7-8 см под грузовой площадкой, с металлическим кантом. Такие лыжи отличаются повышенной прочностью и расчитаны на самые тяжелые условия эксплуатации: сибирские наледи, ледовые торосы, слегка присыпанные снегом каменные россыпи. Кант является обязательным аттрибутом подобных лыж. Часто в носках лыж туристы сверлят небольшие отверстия (диаметром 4-5 мм), для продевания шнурка, что дает возможность тащить лыжи за собой волоком в местах, где идти на них затруднительно. Эти же отверстия могут использоваться для вязки санок-волокуш. К данному классу относятся легендарные лыжи "Тисса-Бескид", производимые ранее Мукачевской экспериментальной лыжной фабрикой в Закарпатье. Своим названием лыжи обязаны гуцульскому слову, в переводе означающему "лесистый хребет".
Сейчас, к сожалению, производство остановлено, фабрика полностью перешла на изготовление беговых и горных лыж по лицензии Fischer, и купить "Бескид" можно только случайно, "из старых запасов". На этих лыжах выросло не одно поколение туристов-лыжников. От современных импортных аналогов "Бескид" отличался деревянной скользящей поверхностью, из прочных сортов дерева, что давало определенные преимущества в походах с постоянно меняющимися снежными условиями. Еще одно отличие - наборный кант, или "мультикант", - то есть состоящий из отдельных секций, крепящихся на шурупах. Такой кант обладает ремонтопригодностью - в случае поломки или потери отдельных секций канта их можно заменить на новые. Запасные секции можно раздобыть со сломанных аналогичных лыж.
Скользящая поверхность лыж "Бескид": хорошо виден мультикант |
Лыжи "Бескид" разных лет выпуска достаточно сильно отличаются. Первые, самые легендарные, лыжи этой серии еще даже не носили знаменитого названия, а скромно назывались "Турист". На них красовалась эмблема: медведь с рюкзаком на фоне полярного сияния. Затем на протяжении многих лет выпускались лыжи просто "Бескид" отменного качества. Примерно с середины 80-х годов стали появляться партии с названием "Тисса-Бескид" и маркировкой ГТ (горно-туристские). Про их качество есть разные мнения. Во второй половине 80-х годов Мукачевская фабрика освоила выпуск лыж "Бескид-Юниор" длиной 160 см и с меньшей шириной, чем обычные. "Юниоры" ломались под грузовой площадкой с непередаваемым треском, но особо хрупкие девушки умудрялись все же ходить на них в походы. Так или иначе, если у вас есть выбор, то надо брать как можно более старые лыжи "Бескид", при равной степени износа.
В самом конце 80-х годов Мукачевская фабрика в агонии выпустила партию лыж с пластиковым покрытием на скользящей поверхности. В народе они не нашли понимания, а поскольку были еще и изготовлены с нарушением технологии, то довольно быстро все поломались и до наших дней почти не дошли.
Помимо "Бескидов", в природе раньше существовало еще некоторое количество аналогичных лыж, приходящихся "Бескидам" прародителями. Это старые норвежские и австрийские туристские лыжи. По причине весьма солидного возраста, на руках у населения таких раритетов почти не осталось.
Усиленная грузовая площадка старых норвежских лыж, аналогичных "Бескидам" |
Очень старые польские лыжи для туризма (снято в приюте в Высоких Татрах) |
Очень старые австрийские лыжи для туризма (снято в приюте в Высоких Татрах) |
Как альтернативу "Бескидам" некоторые туристы используют обычные горные лыжи, в основном старые, классической (не карвинговой) геометрии. Но горные лыжи более тяжелые, а пластиковая скользящая поверхность требует применения мазей держания или камусов. При использовании мазей возникает еще одна тонкость, о которой обычно забывают: жесткость горных лыж имеет совсем иные характеристики, нежели у беговых, и мазь "работает" совсем не так, как должна. Обычно такие лыжи достаточно мягкие, и скользящая поверхность остается все время в полном контакте со снегом, тем более при троплении. С другой стороны, туристы сталкиваются с более крутыми подъемами, нежели гонщики. Все это приводит к тому, что во избежание "отдачи" лыжу мажут очень густо и по всей скользящей поверхности, причем часто не в температуру. Лыжи все равно проскальзывают назад, при этом и вперед они идут крайне неохотно. Но есть и положительные моменты: горные лыжи прочные, их трудно сломать, и к тому же их обычно не жалко, то есть можно не заботиться о царапинах на скользящей поверхности. Более того, истинные изуверы и заплечных дел мастера любят от души пройтись по скользящей поверхности стамеской, создавая некое подобие мультигрипа. Обычно такие варварские способы обращения с лыжей к желаемому результату не приводят.
Сравнение лыж "Бескид" и старых горных лыж |
Еще одна хитрость, на которую пускаются лыжники для превращения горных лыж в туристские - это частичное или полное удаление пластика со скользящей поверхности. Этот фокус проделывают со очень старыми горными лыжами типа "Львiв-Слалом", которые по сути своей были полными аналогами "Бескида", но с приклеенным слоем пластика на "скользячке". Этот самый пластик срезают или выжигают (способ применим для партии лыж, где конструкторы применили очень горючий пластик). Есть две "школы": одни считают, что пластик надо удалять полностью, другие - что только под грузовой площадкой. Так или иначе, лучше иметь такие вот "порченные" лыжи для туризма, чем не иметь никаких…
Сравнение лыж ски-тур, backcountry и гоночных (сверху вниз) |
К горно-туристкому классу относятся и лыжи для ски-тура. От обычных горных лыж их отличает меньший вес, часто наличие отверстия в носке и/или в пятке (для транспортировки лыж за собой на веревочке и быстрой вязки волокуш). Правда, в последнее время многие производители перестали делать эти отверстия... Для передвижения по ровному месту или на подъеме в гору используют камус - ворсистую ленту, которая скользит только в одном направлении. Камуса бывают клеевые и механические. Клеевой камус достаточно легко приклеить и отлепить, в случае износа клеящей поверхности - нанести клей снова. Механические камуса крепятся к лыже на ремешках. Камус - изобретение древних охотников, только раньше для обеспечения одностороннего скольжения применяли звериные шкуры, а теперь - синтетику и последние достижения в области химии полимеров. Ски-тур и камуса оправданы в больших горах, при движении по сильнопересеченному лесу они неудобны - не будешь же и в самом деле на каждом 10-15-метровом бугре снимать-одевать камуса! Иное дело - настоящие горы: вышел утром на восхождение, полдня поднимался на камусах, на вершине или перевале камуса снял, убрал в рюкзак, застегнул специальные крепления в "горнолыжное положение" - и вниз по самым трудным склонам! Романтика...
Помимо ски-тура, есть еще лыжи для телемарка. В нашей классификации эти лыжи тоже попадают в разряд "горно-туристских". К тому же, вовсе не обязательно уметь кататься стилем "телемарк", чтобы использовать эти лыжи для походов. Эти лыжи относительно легкие, прочные, с металлическим кантом. В принципе, особых отличий от ски-тура у них нет, но классические лыжи для телемарка несколько уже и по своей геометрии очень напоминают вышеописанные лыжи "Турист". Сейчас появились новые тенденции в телемарке, поэтому вы можете встретить и широкие теле-лыжи для свежей целины, и лыжи с выраженной карвинговой геометрией.
Напоследок я попытался свести все эти данные в единую таблицу, своего рода "определитель видов":
Тип лыж (или комплекса лыжи-крепления-обувь) | Область применения | Достоинства | Недостатки | Производители, распространенность, способы приобретения | Обобщенный класс лыж |
Беговые лыжи спортивного уровня | Требуется подготовленная лыжня. Различного рода соревнования, типа приключенческих гонок или туристских марафонов. | Высокие скоростные характеристики, малый вес, высокая прочность. | Узкая область применения, необходимость специальной обуви, несовместимость различных систем “обувь-крепления”, высокая цена | Несколько ведущих производителей, купить можно в специализированном спортивном магазине | Беговые лыжи |
Беговые лыжи прогулочного уровня | Подготовленная лыжня, участки легкой целины. | Малый вес, доступность | Низкая прочность и износостойкость, необходимость специальной обуви, несовместимость различных систем “обувь-крепления” | Множество производителей, самые распространенные лыжи. | |
Беговые лыжи класса “backcountry” | Легкая целина, тундровые районы | Достаточно широкий диапазон применения, отностельно малый вес, на некоторых моделях – наличие металлического канта | Слишком широкая универсальность, в итоге которой лыжи уже плохо идут по лыжне, но еще недостаточно приспособлены для сложного рельефа и глубокой целины. | Несколько производителей, лыжи иногда встречаются в магазинах. | |
Лыжи «Лесные» | Несложные лыжные походы в лесной зоне | Достаточно удобны для слабопересеченного леса, дают ощутимый выигрыш при троплении лыжни | Низкая прочность и износостойкость | Новгородская лыжная фабрика, можно найти в “обычном” спортивном магазине | Лесные лыжи |
Лыжи «Турист» | Несложные лыжные походы в лесной зоне | Низкая цена, доступность | Низкая прочность и износостойкость | Эти лыжи стояли на вооружении армии, поэтому их произведено очень много | |
«Охотничьи» лыжи | Несложные лыжные походы в лесной зоне | Заметный выигрыш при тяжелом троплении, при наличии камуса позволяют легко преодолевать пересеченный рельеф | Слишком широкие, непрочные, тяжелые. | Обычно такие лыжи изготавливаются мастерами вручную. Несколько известных промышленных образцов можно признать неудачными. | |
Лыжи "Бескид" | Походы любой сложности, как по равнинной, так и по горной местности | Наиболее приспособленные для многодневных походов лыжи | Недостаточная, хотя и высокая, прочность; в настоящее время высокая цена и большие сложности с заменой сломанной лыжи | Лыжи не производятся более 10 лет, приобрести можно только с рук или случайно в комиссионном магазине | Горно-туристские лыжи |
Обычные горные лыжи, без использования специальных креплений | Походы любой сложности | Высокая прочность лыж | Большой вес, необходимость использования камуса или мазей держания | Чаще всего приобретаются старые подержанные лыжи по низкой цене в комиссионном магазине | |
Ски-тур, в комплексе с креплениями | Походы любой сложности в горной местности | Высокая надежность, геометрия и характеристики лыжи специально рассчитаны для путешествий в горах | Высокая цена, неудобство использования на равнине или при частом чередовании небольших подъемов и спусков, необходимость использования камуса | Пока достаточно мало распространены в России, продаются в магазинах нескольких дилеров в крупных городах. Большой выбор - в альпийских странах | |
Телемарк, в комплексе с креплениями | Походы любой сложности в горной местности | Высокая надежность, геометрия и характеристики лыжи специально рассчитаны для путешествий в горах | Необходимость использования камуса или мазей держания | В России встречаются исключительно редко, приобрести можно только в единичных случаях. Наиболее богатый выбор – в магазинах Скандинавии и Канады. |
|
Комментарии