24 апреля 2020
Тип материала: Тест-драйв снаряжения

Приветствую всех товарищей. Предлагаю поговорить о выборе палатки. Конкретно я хочу рассказать о своей палатке, о том, почему я выбрал именно её и о том, на что вообще следует обращать внимание при выборе палатки. Я являюсь счастливым обладателем палатки ВЕГА_2_pro_(i) от фирмы Снаряжение. Палатка эта позиционируется производителем, как лёгкая и ветроустойчивая двухместная палатка, которую легко и быстро можно поставить в одиночку. Мне нужна палатка для длительных сольных путешествий с большой вероятностью сложных погодных условий. Следовательно, по заверению производителя эта палатка максимально отвечает моим требованиям.
Я ориентировался на среднюю ценовую категорию. То есть китайцы из гипермаркетов за 1000-3000 и навороченные суперсовременные палатки дороже 10000 мной не рассматривались. Я был готов заплатить за палатку до 8000 рублей. Моё приобретение обошлось мне в 5560 рублей (учитывая скидку). Что я получил за эти деньги и что вообще может влиять на стоимость палатки? Я не буду рассматривать такие параметры, как престижность производителя и жадность продавца, а попробую осветить такие факторы, как продуманность конструкции, качество материалов и сборки.ВЕГА 2 pro (i)

1) По конструкции палатки делятся на каркасные и бескаркасные. К бескаркасным относятся классические двускатные палатки, шатры, а также всевозможные самопальные варианты для ультралёгкого туризма. Особенностью этих палаток является то, что вместо штатного каркаса используются элементы местности. Это могут быть изготовленные на месте колья, трекинговые палки, вёсла, лыжи, растяжки между двумя деревьями или скалами. Я не буду их рассматривать, так как это либо морально устаревшие конструкции, либо изготовленные на заказ для людей, которые в пояснениях не нуждаются. Также я не буду рассматривать специальные палатки для рыбаков, подвесные для альпинистов, спелеологов и прочие.
К каркасным палаткам относятся полубочки, полусферы, «гробики» и кемпинговые палатки. Кемпинговые палатки отличаются большим разнообразием конструкций, повышенным комфортом и размером, но и весом, делающем их неприемлемыми, для переноски в рюкзаке. Полубочки представляют собой несколько параллельных полукруглых дуг на которые натягивается палатка со входом с торца. Они достаточно комфортны, имеют большой тамбур, но обладают плохой ветроустойчивостью. Самыми распространёнными каркасными конструкциями являются полусферы. Их каркас состоит из двух и более перекрещивающихся между собой полукруглых дуг. «Гробики» являются модификацией полусферы с дугами перекрещивающимися в двух местах. Такие конструкции наиболее ветроустойчивы, но в них меньше места.
Также палатки можно разделить на однослойные и двухслойные. У двухслойных внутренняя палатка изготовлена из лёгкого, дышащего, но промокаемого материала, а наружная (тент) из водонепроницаемого. Я считаю, что однослойные палатки хороши лишь для пикниковых выходов с заведомо хорошей погодой. Под сильным дождём они практически однозначно промокнут. Кроме того они гораздо больше двухслойных продуваются ветром. Также, в отличие от двухслойных палаток на их внутренних стенках скапливается конденсат, который комфорта тоже не добавляет. У качественных двухслойных палаток конденсат образуется на внутренней поверхности тента. С другой стороны однослойные палатки значительно меньше весят, а штатный тент можно заменить тентом от костра. Конечно, это менее удобно, но в некоторых случаях может быть оправдано снижением веса.
Каркасные двухслойные палатки различаются методом крепления каркаса к палатке. Самым неудачным вариантам являются завязки. Чаще всего завязками снабжаются дешёвые палатки из гипермаркетов. Достаточно один раз завязать пятнадцать узелков замёрзшими пальцами при сильном ветре, уносящем палатку и под проливным дождём, чтобы навсегда отказаться от завязок.
Самым удобным вариантом крепления являются пластиковые крючки. Они быстро застёгиваются даже руками в зимних варежках, но могут сломаться, особенно на морозе. Так что этот элемент фурнитуры должен быть особо качественным (например, от Apri или Nexus). Также не лишним будет положить в ремнабор пару запасных крючков.
Самым надёжным вариантом думаю следует считать сплошные карманы в которые вставляются дуги. Это несколько менее удобно, чем крючки, но определённо хорошо, так как сломаться не может в принципе.
ВЕГА 2 pro (i) является двухслойным гробиком с креплением дуг на крючках.

2)Материал можно поделить на материал текстиля и материал каркаса и фурнитуры. В общем случае, чем больше информации об использованных материалах предоставляет производитель, тем лучше. Например, палатку «из нейлона с алюминиевыми дугами» я бы точно не купил. А вот, если в паспорте изделия (а куда же без него?) написано, например:

Тент: Poly taffeta Ripstop 210T PU 6 000 WP WR
Внутренняя палатка:: Poly taffeta 190T WR
Дно: Poly taffeta 210T PU 6 000 WP
Каркас: 7001 T6, диам. 9,5 мм (Корея)

то, к такой палатке стоит присмотреться (данные для ВЕГА 2 pro (i)).

Сначала разберёмся с маркировкой тканей.
Палатки шьют из полиамидных и полиэфирных тканей. Полиамидные ткани достаточно прочны, хорошо держат воду, легки, стойки к истиранию и недороги. К недостаткам можно отнести высокое растяжение при намокании (образуются складки, треплется на ветру) и низкая стойкость к ультрафиолету (под действием ультрафиолетового излучения теряют до 40% прочности в год).
Полиэфирные ткани лишены недостатков полиамидных, но дороже. Полиамидные ткани: Капрон, Nylon, Nylon Taffeta. Полиэфирные ткани: Polyester, Poly Taffeta, Лавсан.
После маркировки типа ткани идёт обозначение её плотности: 175-250Т. Чем больше цифра, тем ткань прочнее, но тяжелее. Критичной является плотность дна палатки, так как оно наиболее подвержено износу и истиранию. Плотность внутренней палатки на мой взгляд роли практически не играет, а оптимальной плотностью тента считается 210Т.
Ripstop – структура ткани, упрочнённая более толстыми нитями, вплетаемыми через определённые промежутки. Такая ткань при незначительном увеличении веса становится гораздо более прочной. И гораздо меньше растягивается при намокании.
Далее следует вид пропитки ткани PU – полиуретановая, SI – силиконовая. Полиуретановая наносится с внутренней стороны ткани. Один слой пропитки создаёт водостойкость ткани равную 3000 WP (см. ниже), два слоя – 6000 и т.д. Но, каждый слой делает ткань более тяжёлой и дорогой. Силиконовое покрытие наносится снаружи ткани. Оно создаёт большую защиту, меньше весит, но дороже и менее стойко к ультрафиолету (за счёт того, что находится снаружи).
Основной характеристикой тканей служит их водостойкость. Обозначается она в высоте водяного столба, давление которого способна выдержать ткань. В миллиметрах. Для внутренней палатки этот параметр значения не имеет. Хорошей считается водостойкость тента от 3000 WP. Для дна этот показатель тоже важен. Так, сидя в палатке, установленной на мокрую траву или мох, мы создаём давление на дно равное 3000 мм водного столба, опираясь коленом на дно палатки – 5000, а опираясь локтём – 10000.
Символ WR говорит о дополнительной обработки внешней стороны ткани, обеспечивающей лучшее стекание с ткани воды. Это имеет значение только для тента.

Теперь разберёмся с каркасом.
Он может быть из стеклопластика или металла. Стеклопластик довольно тяжёл, ломается на морозе, но весьма прочен при положительных температурах, не имеет остаточной деформации, имеет низкую стоимость. В целом палатки со стеклопластиковыми дугами вполне подходят для непродолжительных походов в тёплое время года.
Металлические дуги делают из алюминиевых и дюралюминиевых сплавов. Они долговечны, примерно в два раза легче стеклопластиковых, ремонтопригодны в полевых условиях, не ломаются при низких температурах, стоят дороже, чем фибергласовые. К дюралевым сплавам относятся Д16т (дешёвый), В95 (подороже). Ещё лучше, но и дороже сплавы Easton: 7075 Т6, 7001 Т6. Ещё лучшими характеристиками обладают дуги из скандиевых сплавов. Они значительно жёстче, прочнее и немного легче дюралюминиевых, но и сильно дороже.

С фурнитурой всё довольно просто. Она должна быть качественной и от известных производителей. К фурнитуре относятся молнии, стропы, люверсы, колышки, оттяжки, москитные сетки и прочее. Все эти «мелочи» не менее важны, чем сама палатка и не должны подвести.

3) Качество сборки, это единственное, что мы можем проверить при покупке палатки и на него нужно обратить особое внимание. Если узнать жёсткость каркаса или износостойкость материала мы не в состоянии, то осмотреть, как палатка сшита можем без труда. В идеале палатку нужно поставить прямо в магазине. Так заметить возможный брак будет гораздо проще. Если же такой возможности нет, то обращаем внимание на следующие моменты:
1. Строчки должны быть прямыми, нитки не должны торчать, а проколы от иглы не должны быть чрезмерного размера.
2. Крой должен быть горячим, то есть материал не разрезается, а расплавляется. Иначе велика вероятность того, что палатка расползётся.
3. Все швы должны быть проклеены.
4. Материал и швы в местах прикрепления оттяжек, строп и прочих силовых элементов должны быть дополнительно усилены.

Теперь опишу особенности конструкции конкретно купленной мной палатки.

Полный вес этой двухместной палатки 2,85 кг. Минимальный вес (без чехлов, оттяжек и колышков) 2,4 кг. Внутренняя палатка имеет два продублированных москитной сеткой входа, а тент два тамбура. Я считаю, что палатки с одним тамбуром себя не оправдывают. Разница в весе при прочих равных у них минимальна (50 граммов), а разница в комфорте чувствительна. Рюкзаки в тамбуре, а не на улице, это: а) удобно, б) спокойно, в) защита от ветра.
Размер внутренней палатки 120*215 см. То есть 60 см на человека с возможностью положить какие-то вещи в ногах или у головы. Высота 100 см, что позволяет в палатке комфортно сидеть. При таких размерах в плохую погоду два человека могут сесть в палатке на спальники в компрессионных мешках, как на табуретки. При этом остаётся достаточно места для приготовления пищи на газовой горелке прямо в палатке.

ВЕГА 2 pro (i)ВЕГА 2 pro (i)

Очень полезной особенностью считаю возможность прикрепить внутреннюю палатку к земле колышками ещё до установки дуг. Это очень сильно облегчает установку палатки одним человеком при сильном ветре. Вообще, потеря или разрыв палатки ветром на значительной высоте может иметь очень серьёзные последствия, вплоть до гибели туристов. Для эффективной борьбы с сильным ветром в палатке предусмотрены следующие возможности:
1. В точках пересечения дуг и в средней точке дуги фиксируются к тенту с внутренней стороны липучками (всего 4 точки фиксации).
2. Тент может быть зафиксирован на 12 колышков.
3. Есть возможность установки восьми штормовых оттяжек.
Всё это делает палатку способной выдержать ветер практически любой силы.

Положительные моменты, на которые хочется обратить внимание:
1. Внутренняя палатка имеет два окна из сетки. Это обеспечивает лучший воздухообмен и препятствует образованию конденсата.
2. На наружной палатке есть два закрывающихся на липучки окна.
3. Внутри палатки имеется стандартная подвесная полочка и два кармана. Плюс к этому под потолком есть шесть петель, которые могут быть использованы как для развески снаряжения, так и для натягивания верёвки для развешивания и просушки мелких предметов одежды или для страховки котелка при готовке в палатке.
4. Для установки палатки необходимо всего два колышка для оттяжки тамбуров.
5. Молния тамбуров имеет две собачки и может открываться как сверху, так и снизу. Это бывает полезно, если в плохую погоду нужно осмотреться, не открывая тента, а также для вентиляции
6. Оттяжки выполнены из оранжевого шнура с вплетением светоотражающих нитей. Они хорошо заметны и днём, и ночью при свете фонаря.

ВЕГА 2 pro (i)ВЕГА 2 pro (i)ВЕГА 2 pro (i)

Отрицательные и спорные моменты:
1. Окна наружной палатки не продублированы сеткой. Зимой при открытых окнах через них может задувать снег под тент.
2. Планки на молниях тамбуров не имеют липучек или ещё каких-нибудь закрепляющих их элементов и работают только «по ветру».
3. Верхняя деталь тента имеет поперечный шов, который со временем может начать протекать. Непонятно почему при малом размере этой детали её нельзя было сделать из одного куска ткани.
4. На тенте петли для колышков не снабжены резиновыми кольцами. Это позволило бы более точно натягивать палатку.

Комплект поставки: палатка, тент, каркас (2 дуги), колышки дюралевые 12 шт, оттяжки 10 шт, запасная муфта на дугу, чехол каркаса, чехол колышков, сумка с утягивающими стропами (15см*55см), паспорт.
В целом палаткой я очень доволен. Она действительно имеет продуманную конструкцию и качественно выполнена из качественных материалов. В своём классе по моему мнению у неё лучшее соотношение цена/качество. Что же до недостатков, то идеал, как известно недостижим, а придраться всегда есть к чему.

ВЕГА 2 pro (i)ВЕГА 2 pro (i)

Напоследок несколько общих советов по выбору и эксплуатации палатки:

1. Лучше отдавать предпочтение палаткам известного производителя, который дорожит своим именем. Стоят они не сильно дороже, но репутация бренда – это залог качества и гарантии. В конечном итоге палатка это ваш дом в походе и от того, насколько он качественный во многом зависит ваша безопасность.
2. Перед покупкой палатки постарайтесь наиболее точно ответить себе на вопрос «Зачем она вам?». Как часто и в каких условиях вы будете её использовать? Универсальных палаток не существует, но чётко сформулированная цель поможет выбрать наиболее важные для вас характеристики.
3. Можно долго спорить о том, какой должен быть цвет тента: яркий или защитный. Тут у каждого свои цели и предпочтения. Но, цвет внутренней палатки однозначно должен быть яркий. Тогда, даже в пасмурную погоду в вашей палатке будет светло и уютно.
4. Чем больше аксессуаров во внутренней палатке, тем лучше. К аксессуарам относятся карманы, полочки, системы крепления и подвески вещей, окна, двойные молнии, москитные сетки, системы крепления светильников и так далее. Не исключено, что из-за плохой погоды вы безвылазно проведёте в палатке двое и более суток. И тут на первый план выходят комфорт и уют вашего жилища.
5. Если есть возможность, приобретайте палатку с двумя тамбурами. Это далеко не лишнее пространство, в котором можно хранить рюкзаки, мокрую одежду, обувь, сухие дрова и много чего ещё.
6. Палатка без окон не выпускает наружу пар. В ней будет сыро.
7. В палатке столько мест, сколько в неё помещается ковриков. Ширина коврика около 60 см. Конечно, можно спасть в трёхместной палатке вшестером и поворачиваться по команде, но полноценным отдыхом такой сон вряд ли можно назвать. Длина жилого отсека тоже имеет значение. Лучше, если она будет равна росту туриста плюс сантиметров тридцать запаса для размещения мелких вещей.
8. Высота внутренней палатки должна позволять в ней сидеть.
9. Тент палатки чувствителен к ультрафиолету и в солнечную погоду тент с палатки лучше снимать. Это увеличит срок его службы.
10. Не стоит ставить палатку на твёрдый грунт или камни. Подложите под ней полиэтилен или ткань иначе через несколько походов дно начнёт протекать.
11. Если вы подкладываете под палатку полиэтилен, позаботьтесь о том, чтобы он не торчал снаружи. Иначе во время дождя на нём будет накапливаться вода и затекать под дно палатки.

Купить палатку Вега 2 pro i вы можете в нашем интернет-магазине по ссылке https://skitalets.ru/shop/catalog/oblegchennye_palatki_velo/palatka-vega-2-pro-i-2104/