Re: Экспедиция "Платиновый пояс России"
Входящей информации маловато, а топикстартер куда-то пропал. Тем не менее, я попытался сделать кое-какие грубые прикидки в попытке оценить реальность затеи.
Имеющиеся исходные данные:
1. Длина маршрута - 1500 км. Из них по воде - 600 км, пешком - 900 км.
2. Продолжительность маршрута - 80 дней.
3. Маршрут проходит как по горам, так и по низинам.
4. Большое количество кровососущих насекомых.
5. На маршруте предполагается сбор этнографического и геологического материалов. Однако объём работы, в частности, количество геологических проб, не указан.
6. Предполагается выпустить фильм, то есть берётся видеотехника уровня выше "мыльницы".
7. Выходной вес рюкзаков - 40 кг. Правда, не понятно: имеется в виду вес только рюкзака или рюкзака и надетого на участнике. В дальнейших прикидках использовал вторую, суммарную величину.
8. Перепад высот - 14 000 метров на 80 дней или 175 метров в день. Если нет сложных перевалов, то немного, можно не учитывать.
9. 5 участников.
Теперь некоторые мои рассуждения. Если я где-то ошибаюсь, то прошу топикстартера и уважаемых Скитальцев меня поправить. Особенно это касается водной части маршрута - в этих делах я разбираюсь слабо.
Веса снаряжения. Как мне кажется, я заложил достаточно оптимистичные цифры - в реальности может оказаться тяжелее.
Общественное снаряжение:
а) Поскольку 2/5 маршрута проходят по воде, то очевидно команде потребуется средство сплава. Вес баллонов от катамарана "Валдай-4" (раму сделают на месте) - 16 кг. Взял этот катамаран как прикидочный вариант, считая, что они на него и впятером залезут. В то же время, как показал беглый просмотр моделей, он достаточно лёгок по сравнению с "одноклассниками". Плюс к баллонам надо будет ещё 4 весла (или лопасти от них) - наверное, ещё около 1 кг. Итого 17 кг. Считал, что спасжилеты и каски они не берут.
б) Палатка(и), костровое и газовое имущество, навигация, связь, видеотехника, запасные элементы питания, ремнабор, аптечка и т.д. Что-то в районе 12-14 кг. Будем считать 13 кг.
Итого общественного снаряжения - 30 кг или 6 кг на человека.
Личное снаряжение:
а) Одежда и обувь. Поскольку маршрут идёт и по горам и по низинам, то, скорее всего, потребуются и ботинки и сапоги. Мои обычные резиновые сапоги до колена весят 1,6 кг. Ботинки примерно столько же. Итак, на всё-про-всё, включая трусы и носки, я заложил 6 кг.
б) Прочие личные вещи: рюкзак, спальник, КЛМН, мыло-рыло, антикомариные средства и т.п. - 4 кг.
Итого личного снаряжения - 10 кг.
Таким образом, всё снаряжение - 16 кг. Из 40 кг выходного веса остаётся 24 кг на продукты и их упаковку. Даже если не считать упаковку, то получается 24/80=0,3 кг еды в сутки.
График движения на сайте не указан, но я предположил, что 600 км водной части они будут идти со скоростью 30 км/день, 20 дней. Поправьте меня, пожалуйста, если я не прав.
На 900 км пешей части остаётся 60 дней, 15 км/день. При среднем весе рюкзака (когда съедена половина продуктов) в 28 кг, казалось бы, вполне реальная дистанция (правда не учитываются днёвки и время на сбор научного материала). Однако здесь вступает в силу фактор длительности маршрута. Идти 60 дней на раскладке 300 гр. весьма затруднительно даже налегке, не говоря уже о рюкзаке в 28 кг. Факты прохождения маршрутов на таких и даже меньших раскладках, но длиной в несколько недель, здесь совершенно не показательны - там организм в значительной степени функционирует за счёт "домашних" запасов. Лично мне не известны факты успешного прохождения пеших маршрутов такой длительности с подобными раскладками. Думаю, что очень вероятно наступление истощения, со всеми вытекающими последствиями, ещё до окончания первого месяца путешествия.
Можно предположить, что участники предполагают в значительной степени восполнять недостающее питание за счёт добывания еды на месте, в первую очередь рыбалки. Однако нельзя забывать, что рыбалка подразумевает:
1. Необходимость нести дополнительно средства лова (в моих прикидках не учитывались).
2. Сильную зависимость от преобладающей погоды, то есть на неё (рыбалку) нельзя полагаться со 100%-ой уверенностью.
3. Большую зависимость результативности от навыков участников именно в такой рыбалке.
4. Рыбалка требует времени, которое будет браться за счёт других нужд (движения, отдыха).
5. На пеших переходах рыбалка малореальна, то есть придётся приурочивать места стоянок к потенциально рыбным местам. Это также осложнит движение по маршруту.
Кроме того, данное мероприятие представлено не как турпоход, а как экспедиция, то есть там предполагается работа. Объём этой работы не представлен, но в любом случае она создаст дополнительные сложности, как за счёт затрачиваемого времени, так и за счёт веса отобранного материала и необходимых для этого инструментов (в прикидках веса снаряжения не учитывались). Поскольку руководитель экспедиции - действующий учёный, я позволю себе предположить, что научную работу предполагается провести на должном уровне. То есть будут не просто записаны пара рассказов и подобрана пара камней, а отбор материала будет выполнен с должным соблюдением методологии в заявленных областях.
В качестве небольшого отступления могу заметить, что линейные пешие экспедиции считаются наименее эффективными в плане отбора вещественного материала (и не только в этом отношении, но там уже возможны нюансы). Первое правило планирования пеших экспедиций звучит как: "пеших экспедиций надо по возможности избегать". К данному виду сбора материала прибегают лишь в том случае, когда другие способы передвижения по тем или иным причинам недоступны.
Выводы:
1. В представленном виде (80 дней пеше-водного маршрута, предполагаемая 300-граммовая раскладка со средним переносимым весом в 28 кг, наличие разнообразных научных задач) шансы на на успех мероприятия не высоки.
2. Необходимо разработать варианты пополнения припасов на маршруте. Автономность путешествия в этом случае будет нарушена, но в шансы на успех всего мероприятия в целом сильно возрастают. В этом плане обнадёживающе выглядит желание собрать этнографический материал по "особенностям кочевых семей" (пастухов?) - они по крайней мере смогут покормить и, возможно, помочь с припасами.
3. Необходимо очень тщательно проработать варианты аварийных сходов с маршрута. Если экспедиция решит сохранить полную автономность маршрута, очень велика вероятность, что к ним придётся прибегнуть.
С наилучшими пожеланиями, Андрей Добрынин.
Везёт тем, кто везёт