Корветовские каты
Судя по тому, что эта тема ушла далеко вниз, обсуждение катамаранов Корвет
можно считать законченным. Было очень интересно выслушать мнение общественности,
особенно той её части, которая реально применяла в походах суда нашего производства

,
и может объективно высказываться по существу. Дискуссия получилась несколько размытая
высказываниями не по теме, поэтому в её заключение хочется обобщить прозвучавшие
реплики и по возможности на них ответить.
Заранее прошу не считать мои слова саморекламой - внести необходимые изменения в
конструкцию судов несложно, и мне нет никакого смысла беспочвенно упорствовать.
Другое дело, надо ли что-то менять?..
Итак, катамараны Корвет активной общественностью форума "Скиталец" подверглись критике.
Отбросив эмоциональную составляющую реплик обобщаю:
1.Рама на болтах будет постоянно ломаться и легче киляться за счёт большей жёсткости
2.Карманы не на шнуровке будут постоянно рваться, что снизит ремонтопригодность судна
в походе
3.Мало ручек, надо добавить
4.Надо было посмотреть упоры Новосибирских К2 "Аргут", а не срисовывать Рафтмастеровские
5.Катамаран "Сварожич" неоригинален и т.п.
6.Катамаран "Сварог" слишком широкий (68см), надо 60-62см
7.Катамаран "Квартет" более-менее, но хуже б/у "Блика"
8.Катамараны "Плёс" исключены из рассмотрения как незаслуживающие внимания
9.В целом катамараны некрасивые и подозрительно дешёвые.
Кажется всё. Да, забыл упомянуть, что в качестве аналога для сравнения приводились в основном
"Рафтмастер" и "Белрафт".
1. Про болтовые рамы долго распространяться не буду, т.к. эта тема обсуждалась очень подробно. Общий
итог в моей интерпретации состоит в том, что болтовая рама при равной прочности и близкой стоимости
со скруточной будет примерно на 1,5кг тяжелее, но проще в сборке, и наоборот. Выбор той или иной системы
зависит от ответа на вопрос что нас больше устаивает - нести к реке некоторый лишний груз, но быстрее
собрать, или меньше тащить, но потом терять время на сборке. И то и другое может быть актуально.
По поводу большей жёсткости обсуждения не проводилось, но рассматривая лишь рамы "верблюдов" скажу, что
данное утверждение справедливо только по отношению к рамам, собранным "по правилам", т.е. с
профилированными прокладками. Я предлагаю другое решение, а именно взять болт с безрезьбовым участком
несколько большим, чем сумма диаметров соединяемых труб. В этом случае плоская дека отжимает продолину
от поперечины (причём с очень большой силой), и "размягчает" соединение. Болт начинает работать просто на
изгиб (обычно в пределах упругой деформации) и обеспечивает элластичность всей схемы.
С желающими поспорить я готов сыграть в мозголомов и поставить совместный эксперимент-пари за свой
счёт (разумеется, обе стороны должны поставить что-то на кон).
2. Про карманы на шнуровке. Дорогие граждане! Если уж вы заводите разговор об этом в контексте
ремонопригодности, и сравниваете наши катамараны с "Белрафтом" и "Рафтмастером" (что само по себе
некорректно в силу различной бюджетности), то уж незабудьте вспомнить и о том, что у данных моделей
днищевый шов усилен приклеенной ПВХ лентой (а не вшитым в шов кедером. Не в обиду вышеупомянутым
фирмам хочу спросить, о какой ремонтопригодности вообще может идти речь, если для замены наиболее
изнашиваемой части судна её надо вначале вырезать "с мясом" (с частью борта), а потом на её место вшить
другую, большую по размеру, которую потом, в свою очередь снова вырезать "с мясом" и т.д.? Разумеется
при этом (а ещё при том, что закладные люки у этих катамаранов маленькие, полноценный доступ через них
внутрь пилона крайне неудобен) порыв коридора фатален. Вообще, вводя в техпроцесс производства
судна поклейку ПВХ, и снижая, таким образом его ремонтопригодность (по сравнению с простым шитьём), мы
заранее обрекаем себя на попадание в порочный круг проблем. Чтобы избежать неудобного ремонта мы
вынуждены закладывать больший запас прочности в изделие, там, где в этом нет никакой необходимости (в
частности использовать более тяжёлые ткани), и отказываться от некоторых эксплуатационных удобств (в
частности от коридоров). При этом вес и стоимость изделия СУЩЕСТВЕННО возрастают, а ремонт
всё равно в итоге потребуется. Кто любит таскать на себе много груза и переплачивать - вперёд.
Теперь про коридоры. Коридор чаще всего страдает от ударов о скалы в месте соприкосновения с продолиной.
Защитить это место от порыва призван протектор. У нас в качестве такового применяется стропа шириной
6см по структуре напоминающая ремень безопасности в автомобиле. Пробить её ВЕСЬМА сложно. Сложнее
чем смять в этом месте трубу. Ширина достаточно большая, так что протектор прикрывает трубу не тютя в
тютю, а с некоторым запасом. При этом стропа пришита двойным швом, а не приклеена. Если предположить,
что её всётакиь удасться пробить, можно место порыва легко чинится путём прожигания в ней дырочек
горячим гвоздём, и шнурования верёвочкой.
Теперь допустим, что коридор порван окончательно и бесповоротно. Необходимо его заменить. Так вот,
коридоры наших катамаранов в отличие от других не цельные, а секционные (5 частей на Свароге и 4 на
Сварожиче). Это означает, что заменять их целиком нет никакой необходимости. Катамараны снабжены
большими закладными люками, так что доступ внутрь оболочек прост, и ремонт, соответственно тоже
несложен. В особо тяжёлых случаях эксклюзивный доступ внутрь можно получить надпоров днищевый шов.
После ремонта он может быть легко зашит (поклейки-то нет), и справиться с этим может любой чайник в
шитье, не говоря уже о сапожнике за углом.
Прошу заметить, что шнуровка тоже не застрахована от разрывов, особенно при попадании в завалы с
торчащими сучками. Если повезёт - порвёт верёвочку, но если стоит хотя бы шнур-четвёрка, то может и
люверс подрать, и всю направляющую выдрать с корнем. А ещё люверсы иногда ржавеют. Это хоть и не
фатально, но уж точно неэстетично.
Ну и последнее про коридоры. Большинству водников не так уж много походов приходится совершать на
деревянных рамах. Чаще всего 1-2 похода за сезон, на которые приходится 5-7 ближних выездов и
выездов на реки, куда можно заброситься транспортом.
Поэтому рассматривая вопрос удобства эксплуатации мы выбрали именно широкие коридоры. Они
весьма удобны в сборке на металлическом каркасе, и несколько менее удобны - на деревянном.
Хотя и не намного менее, чем при шнуровке - как уже упоминалось в дискуссии - в них можно втиснуть
достаточно толстое бревно (гораздо более толстое, чем необходимо). Фактически неудобно только
вязать раму нитью или резиной. С вязкой скрутками нет никаких проблем.
3. Не совсем понятно пожелание по поводу ручек. На катамаране "Сварог" установлено в общей сложности
2ручки, на "Сварожиче" - 18. Ручки установлены на стыках коридоров (они несут ещё вторую функцию защиты
стыка от задирания), на носу-корме, и на горбах в районе передних гребцов. От ручки до ручки можно свободно
дотянуться руками, так что проблем с перемещением вдоль корпуса судна, вылезанием на кат и удержанием
на нём от смыва нет. О чём, собственно, речь???
4. Про коленные упоры. Честно скажу, удивлён попытками обвинить нас в плагиате. Рафтмастер, безусловно,
уважаемая контора, но упоры применённой нами конструкции существовали задолго до её появления. Уж если
на то пошло, надувная подушка по форме ближе к Белрафтовской, а упоры - к Тритоновским. Честно скажу,
новосибирских катамаранов "Аргут" не видел, или видел, но не обратил внимания. Возможно речь идёт о
какой-то особой конструкции упоров. Интересно было бы увидеть эскиз. Мне основных типов упоров известно
два - с обычными хомутами и с кучей всяких дополнительных ремешочков, косыночек, пряжечек и т.д.
Как правило, если в конструкции катамарана присутствует выжимная труба и дека плоская, обычные упоры
необходимы и достаточны. Сложности возникают, когда таковой не предусмотрено. Дека получается выпуклая,
и колени с неё расползаются в разные стороны. Вот тогда и появляются все эти ремешочки, косыночки и
пряжечки. В наших конструкциях выжимная труба имеется, и изобретать велосипед нет никакого смысла.
А вот вам наша фирменная мулька: не секрет, что самым уязвимым местом упоров является точка их
схождения и крепления к надувной подушке. У нас в этой точке две стропы упоров просто завязаны
правильным узлом, и только потом к ним пришита общая накладка. Кроме того, стропы упоров пришиты
к подушке по месту стыка (перехлёста) двух деталей, что естественным образом придаёт этому месту
дополнительное усиление. Так что наши сидения/упоры не просто не похожи на прочие,
но и сильно отличаются от них технолонией пошива. О плагиате, думается, говорить бессмысленно.
5. Про "Сварожич" и полную коробочку его предшественников во главе с "Тритоном". Извините, но никто и не
говорит, что этот катамаран супероригинальный. Он неоригинален ровно настолько, насколько неоригинальна
новая модель переднеприводного автомобиля, например.
Никто, почему-то не говорит, что заводов, выпускающих их полна коробочка. Говорят, что просто появился
новый автомобиль такой-то типовой компоновки с такими-то прочими достоинствами и недостатками, и за
такую-то цену. Любое изделие в процессе своего совершенствования достигает эволюционного потолка,
после чего превращается в велосипед, который не стоит изобретать.
Большинство тех-же автомобилей, например, имеют четыре круглых колеса, мотор в капоте спереди,
салон на четырёх-пятерых человек, и т.п. Отличия модели от модели носят частный характер, касаясь
отдельных технических решений узлов и агрегатов. Тритоноподобность современных катамаранов двоек
обусловлена тем, что такая компоновка оказалась наиболее жизнеспособной. Катамараны других
компоновок (как наш "Моби" например) тоже производятся, но в гораздо меньших количествах, как в
гораздо меньших количествах производятся автомобили с мотором сзади. Что касается мелочей, то
их и на Свароге и на Сварожиче вполне достаточно для того, чтобы привлечь здоровое внимание
общественности.
Кстати, в предыдущей дискуссии прозвучала реплика о том, что "как минимум забавно в самых
сложных местах разгрузив вещи с ката получать плоский кусок палубы перед гребцами и центр
тяжести смещённый относительно центра водоизмещения". Это неверно, весь фокус
в том, что центр водоизмещения у Тритона (в отличии от многих его подражателей) находится
практически под гребцом, а вот центр плавучести погружённого в пену катамарана смещён
вперёд. За основу формы гондолы было взято симметричное веретено несколько большей длины,
посередине его посажен человек, обрублена по ватерлинии корма и сделан вырез под гребца и груз.
Всё остальное - обман зрения. Любой желающий может это проверить путём обмера гондолы.
Плоская площадка расположена впереди-вблизи центра, поэтому на продольный переворачивающий
момент от неё компенсируется большей суммарной плавучестью погруженного в пену носа
(груза-то нет). С другой стороны типовой груз туриста в гидромешке, располагаемый на ней имеет
достаточно ощутимую собственную плавучесть (даже в плотной пене), и при погружении в неё не только
повышает обтекаемость этой части корпуса сверху, но и создаёт некоторую Архимедову силу.
И ещё не в обиду, ребята. Твикс и Рапира - совершенно разные катамараны, и на воде они ведут
себя по разному. Нет никакого смысла так широко обобщать, а тем более сравнивать чтото третье
сразу с ними обоими...
6. Уп-с. Здесь имеет место дезинформация. Прошу прощения и спасибо за реплику по поводу условного
диаметра "Сварога", на самом деле он примерно соответствует пожеланиям абонента Vld (МЕЖОСЕВЫЕ
расстояния поперечин по продолинам одного баллона 57 и 59 см соответственно для крайних и
центральных). Так что предлагаю на сайте цифру исправить, а пункт номер 6 - аннулировать.
7. Про катамаран "Квартет". Во-первых, судно заявлено как учебно-тренировочное. Его сфера
применения скорее дополняет сферу применения "Блика", чем замещает. К сожалению, в нашей стране
не так уж много легкодоступных серьёзных полигонов, на которых "Блик" мог бы полностью проявить
свои качества. Во многих районах даже двоечный порог - небывалая щедрость природы.
В таких случаях "Блик" просто избыточен, а "Квартет" - дешевле. Кроме того, подростковый
туристский центр, например, просто не может купить на казённые деньги б/у "Блик" по определению.
Во-вторых, Как уже упоминал Александр Сульдин, в своей нише "Квартет" действительно
превосходит "Блик" по результативности (в основном за счёт большей устойчивости на курсе и
поступательной скорости). В прошлом году для обслуживания соревнований на Мёше было изготовлено
два "Квартета". В итоге все призовые места были заняты экипажами, выступавшими на них. Катамаран
легче пересекает струю без ярко выраженных устойчивых турбулентностей.
На Ревуне, впрочем, уже сказывался малый объём, катамаран глубже садился в пену и хуже
маневрировал. По видимому, такая мощь потока для него потолок, но большего-то для обучения и не
требуется. А вот показать на нём новичкам что есть бочка, или произвести тренировочный оверкиль
- милое дело. Так что каждому - своё.
8. По теме сосисочных катамаранов высказываться можно и нужно. Флот туристских судов на 80%
состоит из них, так что эта тема очень даже заслуживает внимания. Если вдруг кому-то захочется
высказаться - прошу. От себя замечу только, что немного найдётся катамаранов (при конкурентной
цене), время сборки которых силами экипажа приближалось бы к 10 минутам. О гидродинамике совсем промолчу

.
9. Цены. А что цены? Вполне обыкновенные бюджетные цены. Только ведь бюджетность не означает
убогость. Катамаран это прежде всего средство сплава. К нему предъявляются вполне конкретные
необходимые и достаточные требования, в рамках которых он должен быть функционален. Всё что
сверх них - роскошь для тех, кто может и хочет себе это позволить.
Можно, конечно, позолотить каркас и надуть гондолы азотом, но вот вопрос, станет ли изделие от
этого лучше? Дороже - да, функциональнее - вряд-ли.
Ну и, наконец, самый спорный вопрос - об эстетике. Об этом вообще очень сложно рассуждать,
поскольку на вкус и цвет товарищей нет. Сколько людей - столько и мнений. За примерами далеко
ходить не надо. По улицам ездит великое множество самых разнообразных автомобилей. И каких
только смелых форм (от известных, кстати, фирм) среди них не наблюдается.
А посмотрите на современные каяки? Это же просто безобразие какое-то. Собрание жутких уродцев,
которым самое место в кунсткамере. Думаю, если подарить такое чудо-юдо эскимосу, он на второй
день утопится от позора. И ведь ничего, знаете ли. Всё это весьма оживлённо покупается-продаётся
и эксплуатируется. Потому, что на вкус и цвет товарищей нет. Даже несмотря на то, что зачастую
в угоду этому приносится очень многое вплоть до главного.
Работая над кроем наших судов мы преследовали совершенно определённую цель сделать их
узнаваемыми (при сохранении первоначальной формы, конечно). Считаю, что справиться с
поставленной задачей нам вполне удалось. При этом, кстати, он стал и более оптимальным.
А эстетика, она просто другая, нестандартная. Как и всё непривычное кому-то очень сильно не
нравится, а кому-то наоборот, нравится очень сильно. От вкуса зависит.
Вот так, "в кратце"

.
От высказываний в адрес сравнения с "Белрафтом" и "Рафтмастером" по понятным соображениям
хотелось бы воздержаться. Нет никакого смысла в сравнении изделий настолько отличных по своей
идее и стоимости.
В заключение своей "реплики" поздравляю всех обитателей всех форумов Скитальца с Новым Годом
и Рождеством. Всех Вам благ.