Наверное 90% туристов начинали ходить на т.н. деревянных лыжах: Лесные, Туристы, Бескид и прочее. Выходя в серьезные маршруты, этим лыжам нужна была замена, и на замену нашлись т.н. пластиковые лыжи. Но если вскрыть эти самые пластиковые лыжи, там внутри обнаружится деревянный сердечник. Это касается любых серьезных лыж: горных, фрирайдовых, скитур, беккантри. И это не удивительно, потому что дерево до сих пор непревзойденный анизотропный материал по весу и прочностным и упругим характеристиками вдоль волокон.
Но кроме деревянного сердечника и пластикового скользяка в этих лыжах мы найдём слои стелоткани, а возможно углеткани, арамидные волокна или даже металлические пластины. Ну и, конечно, полоски канта, вклеенные между сердечником и скользяком.
Лыжи нашей мастерской со всех сторон деревянные, но их нельзя поставить в один ряд с Туристами и Лесными, и даже Бескидами. Поэтому терминология деревянные/пластиковые немного устарела. Скорее работает терминология композитные/не композитные. Хотя она тоже не в полной мере точна, потому что Лесные и Туристы, хоть и состоят целиком из дерева, но они сделаны не из цельного куска, а из специально склеенных реек.
И так, мы говорим о композитных лыжах. Композитно-анизотропные технологии (это не только когда что-то делают из г. и палок) - это про то, как, в каком порядке и в каком количестве уложить армирующие материалы в пирог, что бы достичь требуемых упругих и прочностных свойств. Стандартный пирог композитных лыж:
верхний декоративный и защитный слой;
армирующий материал (или несколько материалов);
сердечник;
армирующий материал (или несколько материалов);
скользяк.
Скользяк, будь он из пластика или из дерева, здесь с точки зрения прочности и упругости играет последнюю роль. Всё определяется армированием и свойствами сердечника.
Когда мы разрабатывали наши лыжи, мы исходили из стандартных рекомендуемых слоёв, соизмеряли с аналогами, 2 года делали эксперименты, постепенно оптимизировали его и на данный момент остановились на следующем:
верхний декоративный шпон 0.5 мм;
слой углеткани с продольным направлением волокон;
слой стеклоткани с диагональным расположением волокон;
сердечник из ясня;
слой стеклоткани с диагональным расположением волокон;
слой углеткани с продольным расположением волокон;
слой дубового скользяка 2.5 мм с приклеенными к нему кантами профилем 1.8 мм.
Всё это спрессовывается в одном цикле с самым прочным из тех, что мы нашли, эпкосидным компаундом.
Секрета в этой технологии нет, она стандартная. Обоснование выбранных нами армирующих материалов требует довольно объемного текста. Здесь основную роль играют количества угольных и стекляных волокон, толщина и упругость деревянного сердечника на сжатие.
В нашем дизайне углеткань работает на растяжение и создаёт продольную упругость лыжи. Диагональная стеклоткань делает лыжу жесткой на изгиб пропеллером (важно при траверсе зафирнованных склонов), и вместе с тем создаёт слой работающий на сжатие (влияет на прочность при сгибании лыжи). Продольные углеволокна можно было бы заменить на продольные стекловолокна, но это минус для веса лыж. Возможно в нашем пироге можно было бы ещё на чём-то сэкономить, незначительно снизив вес лыж. Но так как мы не обладаем пока испытательными стендами, серьезными производственными мощностями, мы остановились на таком варианте, который не вызывает вопросов и опасений.
В наших лыжах мы отказались от этих всевозможных стыков, плошной неразрывный ясневый сердечник от пятки к носку, сплошной неразрывный скользяк. Что бы это сделать, пришлось освоить технологию загибания дерева паром. Но меньше стыков — большая надёжность. Надёжность в туризме — это хорошо.