15 января 2013
"Север". М., "Физкультура и спорт"
Тип материала: Описание Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 1975
Вид туризма: Комбинированный туризм (маршруты) Категория сложности: I

Ст. Ивдель - пос. Вижай - поселок лесорубов - р. Вижай - перевал через Поясовый Камень в долину р. Мал. Мойвы - р. Мал. Мойва - р. Бол. Мойва - р. Вишера - Красновишерск - ст. Соликамск.
Протяженность - 378 км.
Продолжительность - 19 дней.
Категория сложности - III.

Пересечение Северного Урала в южной его части и спуск на плотах по Вишере - один из популярных туристских маршрутов. Путешествие начинается в поселке Вижай, куда ходит автобус из Ивделя.
Из Вижая идут лежневой дорогой до поселка лесорубов на реке Яхтелье (28 км). Более интересный, но трудный путь - по берегу реки Вижай: идти придется по бездорожью через лес или каменистым берегом реки. От поселка лесорубов лесовозная дорога приведет снова к Вижаю, по берегу которого двигаться до устья реки Тохты (23 км). В 200 м выше устья Тохты Вижай пересекает торная тропа. По ней идут на северо-запад. Тропа то поднимается на увалы, то тянется через болота, то подходит к берегу Вижая. В 15 км от устья Тохты тропа выводит к избам манси, а через 2 км - снова к Вижаю при впадении в него правого притока - Кула.
Чем дальше по тропе, тем выше местность, сосновые леса сменяются еловыми с примесью пихты и кедра. Лес вплотную подступает к Вижаю. Изредка встречаются полянки с видом на Поясовый Камень, пирамидальную вершину Ялпингнёр (850 м) и гору Ойка-Чокур. Постепенно лес редеет, долина Вижая становится широкой и пологой, появляются болота. Впереди возвышается Ойка-Чокур со склонами, покрытыми каменной россыпью и тундровой растительностью.
Повернув от Вижая на запад, поднимаются на седловину Ойка-Чокур, откуда начинают восхождение на север - на главную вершину. С нее открывается панорама гор: на юге поднимаются Ялпингнёр и Ишерим, далеко на северо-востоке вздымается гора Чистоп (1291 м), на западе, за долиной Мойвы, встает стена Тулымского Камня. Спуск с перевала в долину Малой Мойвы (Молебная) значительно круче подъема. Вначале путь проходит по каменным россыпям, потом идут заболоченные участки, кустарники, высокотравные луга. Долина Малой Мойвы заросла еловой тайгой. Частые завалы и буреломы затрудняют движение. От перевала до реки всего 3 км, но до слияния с Большой Мойвой, где можно строить плоты, придется пройти еще около 15 км.
В лагере на Большой Мойве следует устроить дневку и назавтра совершить восхождение на вершину Тулымского Камня (1377 м). Рано утром выходят вверх по Большой Мойве (5 км), поворачивают по просеке на запад к Тулымскому Камню и, поднявшись по снежнику до гребня, идут на юг до главной вершины. Весь путь в оба конца займет не менее 12 часов (25 км). Сплав на плотах по Мойве (22 км) несложен: река изобилует мелководными перекатами, но серьезных порогов нет.
Вишера (длина 453 км) - крупный левый приток Камы. Наиболее порожистая часть реки - от верховья до впадения слева Улса. Ниже течение слабое, перекатов меньше. До устья Улса Вишера течет в основном на юг, потом поворачивает на запад.
Опасные Вишерские пороги начинаются в 7 км выше устья правого притока - Лыпьи. На протяжении 5 км встретятся 5 порогов, из которых наиболее сложные - 2-й и 4-й. 2-й опасен тем, что мощный поток воды ударяется в скалу левого берега, а вдоль правого много подводных и надводных камней. Наиболее опасный 4-й порог: русло Вишеры резко сужается, река течет меж высоких скал, русло изобилует камнями. Пороги проходимы.
До устья Лыпьи Вишера очень красива: к левому берегу подходит громада Тулымского хребта, нижняя часть склона которого покрыта хвойным лесом; всюду густые травы, цветы. У устья Лыпьи поселок (несколько домов), далее река течет по ненаселенной местности. Первый крупный поселок - Велс (школа, клуб, почта, магазин) расположен на левом берегу Вишеры при впадении в нее реки Велс, в 54 км от устья Лыпьи. Поселок возник в 1899 году, когда здесь началось строительство чугунолитейного завода. Однако завод скоро закрылся. Вблизи поселка находится Велсовская пещера.
Ниже Велса, на протяжении 40 км, до впадения слева реки Улс, Вишера изобилует перекатами. Сразу после поселка, за 3 островами, - сложный Березовский перекат, еще ниже - перекат Коза (проход левыми рукавами). От Усть-Улса до Красновишерска 131 км. Плоты идут мимо лесистых берегов. Огромные 100-метровые скалы отвесно обрываются к реке. У каждой скалы есть название: Писаный Камень, названный так из-за древних рисунков и надписей на нем, Камень Боец, Камень Говорливый и многие другие. Говорливый - один из самых больших на Вишере.
От Камня Говорливого до Красновишерска 40 км. Вишера становится значительно шире, чаще встречаются селения, река вскоре выходит на предгорную равнину. Вдали на горизонте четко вырисовывается вершина Полюдова Камня (525 м).
В Красновишерске путешествие заканчивается. При запасе времени можно совершить экскурсию на Полюдов Камень (20 км в оба конца), с вершины которого открывается вид на Уральский хребет на востоке и море лесов на западе.
От Красновишерска, одного из молодых городов Урала, 2 часа езды на автобусе до Чердыни - самого древнего уральского города. Еще в IX-Х веках он был важным торговым центром. Чердынь стоит на высоком берегу Колвы. Есть краеведческий музей, основанный в конце XIX века. Из Чердыни до Соликамска ходят автобусы (111 км) и пароходы.

Источник: "Север". М., "Физкультура и спорт", 1975.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.