Владимир Сазонов

Автор: Владимир Сазонов

Источник: strannik.de

12 февраля 2000

Наиболее активные события начинаются не в Новый Год (он был пятого), а с четвертого по пятнадцатый день после Нового Года - этот период также относится к новогодним торжествам. Именно в это время появляется возможность "видеть бога" и все медиумы устремляются в храмы.

Вечером, гуляя по малайскому кварталу вблизи станции метро Paya Lebar, я попал на большой даосский праздник. По сравнению с фестивалями, которые я видел на Тайване, этот был тихий и уж продозрительно хорошо организованный. На полянке возвигли временный храм из красного кумача с несколькими алтарями и сценой. Одновременно создавали шум всего три делегации (на Тайване я видел 6 сразу) - основная делегация во главе с буддийским монахом (общество называлось Общество тысячи Будд, но вся церемония была стопроцентно даосской), потом опера, которую крутили все время, потом неизвестно откуда взявшаяся делегация укурившихся медиумов). Опера создавала фон невероятного шума, но выглядела очень красиво, пели четыре-пять актеров в масках, и чтобы совершать нормально ритуальные церемонии в храме, приходилось бить в барабаны громче.

В основном храме было несколько алтарей, разделенных лужайкой, через которую был перекинут деревянный мост. Время от времени босоногие мастера с плетьми ходили вокруг моста и громко ими щелкали. Потом вдруг забили барабаны, и трое босоногих мастеров стали входить в транс. Их стали переодевать.

Один изображал младенца, на него надели слюнявчик и засунули в рот пустышку. На другого надели красный шелковый халат, на третьего темно-синий халат и бороду. Медиумы затряслись и пустились в пляс. Потом они обошли все алтари и совершили поклоны. Медленнее других ходил "старый дед", опиравшийся на палку.

Всего медиумы пребывали в трансе около двух часов. Все это время они тряслись, и за ними постоянно ухаживали. Потом медиумы повели всех в обход вокруг алтарей с курительными палочками и стали раздавать подарки (2 апельсина в красном "дедморозовском" кулечке), а в завершение все перешли через мост, и медиумы с буддийским монахом начали колдовать над прихожанами индивидуально.

На Тайване медиумы обычно пребывали в трансе более короткое время, в центре внимания была сцена, когда медиум садится за стол, ему дают кинжал, он ударяет рукояткой кинжала по столу, входит в глубокий транс (кинжал у него немедленно отбирают) и потом начинает вещать. Такими медиумами были нередко совсем молодыми ребята... Здешние сингапурские медиумы были явно мастера (по своему рангу, а не по технике), но никаких особых фокусов или особых танцев не показызывали.

Неожиданно появилась делегация из двух укурившихся медиумов - один в черном халате с вымазанном сажей лицом, другой в белом халате с высунутым языком. Над их головами держали зонты, хотя был вечер.

Медиумы поклонились одному из алтарей, устроили пьяный танец и отошли к боковому зеленому храму, где и остались сидеть все время, при этом они находились в состоянии тяжелейшей укуренности, икали, заваливались назад головой, рыгали, продолжая через силу курить огромные трубки. Тем не менее, во время торжественного обхода алтарей прихожане не забывали им кланяться... (Для справки - употребление наркотиков в Сингапуре даже в небольших дозах карается смертной казнью).

19 февраля 2000

Сегодня - полнолуние, последний день новогодних торжеств. Совершенно случайно я набрел на небольшой храм Сянь Гун Тан в районе Eunos и попал на совершенно фантастический праздник. Храм принадлежал общине, которую воссоздали жители небольшой деревни в провинции Фуцзянь, успeвшие убежать в Сингапур или Малайзию в шестидесятые годы. На этот раз мне очень повезло с общением - так как праздник организовывала только одна делегация, поcле окончания церемонии я смог в тишине поговорить с прихожанами и организаторами и раcспросить обо всем.

Праздник вели ребята в синих рубашках. Сначала под стук барабанов все подходили к алтарю и отвешивали ритуальные поклоны, время от времени пара ребят поднимали деревянную рогатину, изображавшую голову дракона, в прыжке подскакивали к алтарю и били по нему несколько раз. Это был запрос к оракулу. В качестве ответа даосы выписывали прихожанам талисманы (ФУ). Талисман следовало сжечь и растворить пепел в рисовом вине, чтобы потом использовать для растираний.

Затем ребятки стали поочередно входить в транс - всего человек двадцать, не менее. Для этого надо было соверщить определенный танец перед алтарем. Входящего в транс поддерживали сзади два мастера. Один все время боялся и дрожал, и никак не мог войти в транс, хотя его подталкивали со всех сторон мастера, потом наконец как-то вымучили, и он завалился на руки страховавших его сзади помощников.

Потом трое одели костюмы духов и стали выполнять танец, который напоминал "астральную драку" - поочередно "нападая" на соперника, но не подходя к нему ближе пяти метров.

Потом был организован небольшой "крестный ход" вокруг ограды с пением и хоругвями, а под конец - совершено бешеная "дискотека", когда медиумы в трансе с огромной прытью метались по площадке перед храмом, прыгая и маша флажками. Наблюдателю снаружи можно было уловить какую-то общую композицию дискотеки, но вблизи казалось, что все бегают и мечутся совершенно беспорядочно.

Потом группами по несколько человек к алтарю стали подходить прихожане с курительными благовониями и получать в подарок те же пакеты с двумя апельсинами. Потом принимали в общину новых членов с процедурой инициации, и праздник завершился.

Эмигранты из этой деревни все время держатся друг друга, потому что они принадлежат именно этой даосской общине, и никакой другой. Новые члены общины происходят из той же деревни или из деревень по соседству. Как я понял, даосские храмы далеко не взаимозаменяемы, и китайцы стараются сохранять ту традицию, которой принадлежит их семья.

Этот храм посвящен сельскому врачу, которого пригласила императрица в сунское время (более тысячи лет назад). Врач смог вылечить императрицу и вернулся обратно, отказавшись от высокой должности. После смерти ему стали поклоняться. Через пару поколений император вспомнил об этом враче и ввел его в более высокий ранг богов. Потом, когда началась эпидемия чумы, поклонение этому духу оказалось очень зффективно, и зпидемию удалось прекратить. Рейтинг врача резко возрос...

** Небольшой очерк фуцзяньского даосизма помещен в рассказе о моей поездке на Тайвань. Для более глубокого понимания этого вида даосизма рекомендую книгу K.Schipper "Taoists Body".