18 января 2013
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: нет или не указано

Автор дневника - Александр Ермаков (Екатеринбург)

Состав группы туристов из Екатеринбурга:
Ермаков Алексей Александрович, участник
Захарцева Екатерина Андреевна, участница

Маршрут:
г. Северобайкальск - мин. ист. Хакусы - метеостанция Томпа - р. Томпуда - р. Согзенная - пер. Согзенный (1А) - р. Алла - мин. ист. Аллинские - пос. Алла - сплав по р. Баргузин до пос. Баргузин. Поход состоялся в 2004 году.

Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!

Подготовка
Забайкалье. Никто из нас там еще не был. В 2001 году, лежа в луже на Котельниковских минеральных источниках, мы смотрели на противоположный берег с высокими хребтами и даже не предполагали, что через три года мы будем путешествовать там.
Маршрут начал сформировываться немного спонтанно. В прошлом году, возвращаясь в поезде домой, мы решили сменить район Саян на что-нибудь новенькое и желательно со сплавом по реке. На первом месте стоял Алтай с его жемчужиной - Шавлинским озером. За прототип маршрута хотелось взять маршрут Рунквиста из книги "Самая прекрасная дорога". Маршрут соответствовал третьей категории сложности пешего туризма, что аналогично нашему предыдущему маршруту. Но никак не подбиралась река к этой нитке маршрута. Все реки данного подрайона соответствовали 3-6 категориям сложности и еще нам не по зубам, ведь мы - пешники, и вода для нас - только приятное добавление, а не спортивная часть.
Делая выборку по рекам 2-3 категории сложности в Интернете, я наткнулся на реки Баргузин и Томпуда. Сплав по этим рекам оценивается: Баргузин - верховья четвертой категорией, а от поселка Алла - второй; Томпуда - верховья пятой, среднее течение - четвертой, а от стрелки с рекой Согзенной река имеет препятствия первой - второй категории сложности. Это заинтересовало! Тем более, что там мы еще не были. У этого района большой плюс - приличные пути подъезда и отъезда, наличие минеральных источников, ну, и, естественно, новизна.
Так осталось только определиться, в какую сторону сплавляться, и какой сделать пешую часть.
О, этот великий ИНТЕРНЕТ! Немного, но все же находим описания тех мест. В итоге собрался следующий маршрут: г. Северобайкальск - мин. ист. Хакусы - метеостанция Томпа - р. Томпуда - р. Согзенная - пер. Согзенный (1А) - р. Алла - мин. ист. Аллинские - пос. Алла - сплав по р. Баргузин до пос. Баргузин. Что соответствует: пешая часть второй категории сложности; сплав второй категории сложности. Для похода с детьми - самый раз!
В начале июня проводим тренировочный сплав по реке Чусовая. Хорошо, что проверили катамаран! Видать, от старости у одного баллона лопнула ткань. Да, клубовские вещи иногда неправильно эксплуатируют.
Ну, а в трудовые будни мы продолжаем детально разрабатывать маршрут. На официальном сайте Северобайкальска узнаем, что за посещение лесного фонда установлена плата в размере 25 рублей с человека в сутки. Еще в апреле, находясь на международном кинофестивале "Вертикаль" в Москве, я повстречался с главным редактором газеты "Вольный ветер". Он сказал, что все такие поборы противозаконны. Решаю найти данный закон. Поиск завершился успехом! Требование об уплате за посещение лесного фонда противоречит статье 86 "Лесного кодекса" Российской Федерации! Делаю копию статьи, для конкретного разговора при необходимости в Северобайкальске. Также делаю копии всех найденных отчетов по нашему маршруту. Делаю копии листов карт из атласа "Прибайкалье" и генштабовской двухкилометровки участка Согзенная - Алла.
В это время Федор занимается ремонтом катамарана, а Андрей в Екатеринбурге билетами на поезд до Северобайкальска и наймом катера от Северобайкальска до мин. ист. Хакусы. Я составляю продуктовую и вещевую раскладку. Продуктов решаем брать только на пешую часть плюс два дня, а на сплав произвести закупку на месте. Снаряжение и личные вещи - по минимуму. В итоге у мужиков рюкзаки потянули на 32-35 кг. Это без учета личных фото-видео принадлежностей и рыболовных снастей. В принципе нормально, идти можно, тем более по материалам отчетов из Интернета на всем протяжении нашего маршрута идет хорошая маркированная тропа.
Все! Все собранно, осталось только купить билеты на поезд. Поезд - проходящий, и билеты не продают заранее. Отъезд наметили на 7 августа. 10 августа нас уже встречают в Северобайкальске на микроавтобусе и сразу везут на причал, где нас ждет катер.

7 августа - Отъезд
Встаю в 8 утра, и сразу звонит мобильник. Да, Андрею не спится. Оказывается, билетов все еще нет… Андрей повис на телефоне железнодорожной кассы. В 11 - никаких вестей от Андрея. Решаю звонить ему. Так билеты удалось купить только через начальника Свердловского вокзала, и только купе. Поедем в комфорте, но количество пива резко сокращается. Купе стоит в два раза дороже плацкартного вагона. Едем в двух соседних вагонах. Хоть это радует, а то могли раскидать в разные концы состава. Договариваемся о встрече на втором этаже ж/д вокзала Екатеринбурга в зале ожидания дальнего следования.
Хорошо, что мы с Федором живем в одном доме! Заказываем такси до вокзала. Просим девушку, чтобы в машину можно было загрузить и три рюкзачка. Приезжает четверка, в ее багажник влазит только мой и сына рюкзаки. Рюкзак Федора размещаем на переднее сиденье. Водитель похихикал по поводу рюкзачков, но довез до самого вокзала, так что не пришлось тащиться через проходную.
Пропускаем скорую электричку и едем на простой, со всеми остановками. У нас еще куча времени в запасе.
В зал ожидания дальнего следования пускают только по билетам. Билеты до Северобайкальска - у Андрея… Достаю обратные билеты и уверенно показываю их - пропустили. У нас у каждого - по пакету паровозной еды, всяких пирожков, плюшек и т.д и т.п. Мы решаем купить еще чего-нибудь серьезного, и отправляемся в магазин. Вот теперь все готово!
Первой из Захарцевых появляется Юля, обвешанная мешками с едой. Андрей с Катей остались встречать Илью под "варежкой". С Ильей мы не знакомы. У Ильи это первое путешествие, если не считать школьное, но это было так давно. Ну вот, появляются и все остальные. У Ильи, в духе иностранцев, на рюкзаке подвязано, навязано куча всякого барахла, только что кружка не болтается! Придется Андрею устраивать Илье ликбез в вагоне по укладке рюкзака.
Поезд приходит с опозданием в полчаса. Нам повезло, поезд поставили на первый путь. Мы сразу устраиваемся в одном купе, а вот Свердловчане до Омска поедут в разных.
… скорый поезд № 76 сообщением Москва - Северобайкальск отправляется с первого пути …

8-9 августа - Дорога
Омск, Новосибирск, Красноярск, Тайшет, Братск.
В Тайшете мы сворачиваем с Транссиба на БАМ. Если быть совсем точным, то БАМ начинается с Усть-Кута на реке Лена. Через три недели мы должны будем вновь в Тайшете замкнуть кольцо нашего путешествия, возвращаясь из Улан-Удэ по Транссибу домой.

10 августа - Поезд, Северобайкальск, минеральные источники "Хакусы"
Утро. За окном - низкие тучи. Поезд стоит в Усть-Куте. С этой станции начинается БАМ и дальше идет только один путь. Все наши еще живут по свердловскому времени, а местное это +3 часа. Поезд постепенно набирает высоту. Перед туннелем под перевалом Даван, ж/д вообще идет серпантином. Туннель имеет длину 7,5 километров, это один из самых длинных туннелей БАМа. После туннеля начинается спуск к Байкалу. И вот уже мы подъезжаем к Северобайкальску. Весь город не больше поселка Верх-Нейвинский. Во время строительства БАМа здесь был построен шикарный вокзал, который является, пожалуй, единственной достопримечательностью города. На перроне нас уже встречают. Мы загружаемся в "Тойотку", и … нет, еще не на пристань, а на телеграф. Надо дать телеграмму, что мы благополучно добрались и выходим на маршрут. На закусочной до сих пор, с 2001 года, весит знакомая вывеска "Горячие позы"!
Дорога бежит по берегу Байкала. За очередным поворотом мы видим причал яхт-клуба, а чуть дальше - военный причал. Нам к нему. Вместо легкого катера нас повезут на военном, но стоимость услуги остается прежней и нас это устраивает. Погрузка не занимает много времени. Рюкзаки размещаем между рубкой и кормовой каютой. Капитан сказал, что волны не будет, и их можно не привязывать.
Под вой сирены покидаем западный берег Байкала. Часа через два нас ждет восточный, который виднеется в дымке. При погрузке капитан поинтересовался наличием у нас разрешения на посещение "Фролихинского" заповедника и дальнейшим нашим маршрутом. Разрешение мы планировали получить на пристани яхт-клуба, но нас так быстро провезли мимо, что мы просто не успели это сделать. Капитан сказал, что его можно получить у егеря непосредственно на "Хакусах". Узнав наш дальнейший маршрут, поинтересовался о наличии у нас ракетницы. Оказывается наш маршрут проходит по самым медвежьим местам. Ракетницы у нас нет, а вот петардами на этот случай мы запаслись.
Чем дальше мы отходим от берега, тем сильнее становится волна. Шедшая параллельным курсом моторка развернулась и пошла обратно в Северобайкальск. Подул сильный боковой ветер. На середине озера волны были высотой до 2 метров. Мы уже тихо радовались, что едем на военном, а не легком катере. Наши рюкзаки решили обрести независимость, и покончить жизнь, спрыгнув в холодные воды Байкала. Мы вовремя пресекли их попытку и перенесли их в каюту. Да уж! На корме стоять холодно, да еще и постоянные брызги. Гребни волн обрели барашки, и наш катер цепляет их носом и забрасывает к нам на корму. Спустившись в каюту, через две минуты начинаешь ощущать острый приступ морской болезни и пробкой выскакиваешь на корму. На корме хоть холодно, но нет тошнотворных позывов.
Ну вот, наконец-то и бухта Хакусы. Мы зашли за мыс и волны прекратились. У пристани стоит еще один кораблик. Причаливаем, выгружаем рюкзаки и идем с капитаном искать егеря. Егерь был чем-то занят и финансовые вопросы оставил на вечер. Показал нам, где можно поставить платки. Весьма симпатичное место. Видна почти вся бухта Хакусы и мыс Турали. Мы с Федором остаемся сторожить палатки, а остальные пошли на поиски и принятие минеральных ванн. На берегу - проблема с дровами. С трудом собираю веточки для костра. Подходит группа с детьми. Оказалось, это украинцы. Они в Интернете нашли информацию о курорте на этих источниках и приехали сюда отдыхать семьями. Стоимость проживания в неблагоустроенных домиках (как на т/б "Веревкин угол") с питанием и приемом ванн - 420 рублей в сутки.
Подошел егерь, и мы пошли решать финансовые вопросы. На предложение заплатить ему деньги так, без выписки квитанции, он отказался. Сказал, что официально и нам, и ему будет спокойней. Да, это - довольно редкий случай честного егеря! Узнав наш маршрут, сказал, что в 2002 году на Томпуде был большой пожар, и сейчас тропа вся завалена горельником. Да уж, неприятная новость. Также он сказал, что принятие минеральных ванн платное - 40 рублей с человека в сутки. Это надо подойти к администратору и заплатить. Сказав ему, что мы так и сделаем, решаю, что если попросят, то заплатим, нет - так и не будем. Тем более, что завтра рано утром мы уже уходим. Рядом с домом ошиваются два весьма подвыпивших мужика. Они предложили завтра перевезти на катере через реку Ширильды. Переправа через нее вброд невозможна. При проработке маршрута я рассматривал вариант постройки для переправы катамарана, но раз есть такое предложение. то нам это на руку. Не надо будет терять время на постройку и сушку катамарана. Договариваюсь о 500 рублях со всех и на 7 часов утра.
Ну вот, наконец-то и пришла наша с Федором очередь принятия ванн. Сами источники находятся примерно в километре от берега. Есть купальный павильон с раздельными, женским и мужским, помещениями. Есть открытый бассейн и питьевые источники. Температура ванн 42 С, а бассейна 39-48 С. Температура питьевого источника 48 С. Приятно смыть с себя дорожную пыль! Все содержится в очень хорошем состоянии.
Возвращаемся к палаткам, когда уже начинает темнеть. На пристани - дискотека. А мы засыпаем под шум прибоя.

11 августа - Минеральные источники "Хакусы" - попытка браконьерства - охотничья база - губа Малый Амнундокан
Утром встаем "ни свет, ни заря". Надо успеть собраться и желательно еще и принять ванны. По готовности уходим к причалу и желающие отправляются на источники.
В 7 утра на катере никаких признаков жизни. Подхожу и стучусь в рубку. Через несколько минут настойчивого стука появляется заспанный капитан. Все остается в силе, и мы грузим наши рюкзаки. Капитан просит рассчитаться с ним заранее. Ну что ж хозяин - барин. Получив от нас деньги, мужик повеселел и отправился в магазин за пивом.
Итак, под веселую песенку об отважном капитане в исполнении нашего капитана, мы отчаливаем от пристани. Оказывается ему надо сегодня заехать на охотничью базу на реке Ширильды и забрать хозяина катера, предварительно проверить сети.
Под эти рассказы и урчание дизеля мы огибаем мыс Аман-Кит, затем мыс Турали и входим в губу Ширильды. Сегодня день рождения у Юли, и мы ей дарим подарки: Андрей с Катей - сережки с брилиантиками, а мы с Алешей - столовое серебро, ведь ложка, вилка и нож - необходимая вещь в путешествии!
Пока мы тут немного отвлеклись с подарками, наш капитан успел принять на пару с племянницей по два литра пива. Поведение его стало весьма интересно. Он начал вести катер кругами. Сначала мы подумали, что он ищет свои сети. Но он лихо врезался в берег и капитанским голосом приказал вытаскивать надувную лодку на берег. Приказы капитана не обсуждаются. Тем более, мы еще не перебрались через Ширильды и качать права - не время. Оказывается, из нее надо было просто вылить воду. Дальше - больше. Мы отходим от берега метров на 200, и капитан приказывает Федору садиться на весла в надувную лодку. Сам с племянницей спускается в нее и… бросают нас на произвол волн. Только тут мы замечаем поплавки сети. Волнами катер медленно несет на сеть. И наш капитан отдает нам приказ: - Малый задний! Хм! Еще бы кто знал, как это сделать! Путем короткой, но эмоциональной беседы узнаем, что это можно сделать большим белым рычагом в рубке. За штурвал стал Андрей. На наши восторженные возгласы, о том, что он теперь настоящий капитан, он обиделся и сказал, что он уже подполковник, а мы его понизили сразу на несколько званий! (Шутка!!! Никто и не хотел обижаться!) Благодаря смелым и решительным действиям Андрея мы благополучно сохранили целостность сети. В это время настоящий капитан с экипажем закончил проверку сети. Вместо обещанных и прогнозируемых омулей, он вытащил три утки. Да здравствует новый вид охоты на уток.
Капитан, нетвердой походкой принявший вахту от неумелых матросов, с гордым видом прошествовал в рубку. На наши замечания, о том, что катер несет на сеть, сказал: - Спокойно, успеем уйти. И дал полный ход! Сеть, обрадовавшись новой дичи, быстро намоталась на винт. Ерунда, - сказал капитан, достал нож и смелыми движениями обрезал остатки не намотавшейся сети.
Через десять минут мы выгрузились у охотничьей базы уже на другом берегу Ширильды. Мы не успели позавтракать и сейчас решили наверстать упущенное. Решаем немного пройтись по берегу, чтобы скрылся с виду катер вместе с его капитаном.
Завтрак-обед готов. Приятно урчащие животы никак не хотят одевать рюкзаки, но надо идти, и мы одеваем их и выходим на тропу. По берегу Байкала идет хорошая тропа. Она нас выводит к домикам охотничьей базы. Поражает наличие клумб с цветами около домиков. На базе никого нет. Хотя база и стоит на высоком берегу, нас облепили полчища комаров. Уже пора присматривать место для ночевки. Спускаюсь по тропе на галечную косу. В конце косы течет ручей. За ним - хорошее место для установки палаток и уже готовое, старое костровище. Все, здесь и встаем на ночевку. Коса запрудила ручей, образовав прудик. В нем вовсю плещется крупная рыба. Пока мы ставим палатки, Алеша пошел кидать блесну. Через минуту берег Байкала огласил невероятный вопль. Оказалась, со второго заброса ему клюнул хариус. Рыб таких размеров он еще не ловил, и эмоции их него так и лились. Во всех сразу зачесались руки. Закончив дела с палатками, мы хватались за настройку своих спиннингов.
И вот спиннинг настроен. Подхожу к прудику. Взмах. Заброс и … шпуля вместе с леской улетает в воду. Достаю ее. Непонятно, но шпуля не фиксируется в корпусе. Решаю разобрать корпус. Да, похоже, в этом путешествии я уже отловился рыбы. Сломался силуминовый фиксатор. А в это время началось прочесывание прудика блеснами вдоль и поперек. Часа два над ним висел свист лески и плеск блесен. Менялись блесны, их цвет и размер, но больше рыба клевать не хотела. И вот, наконец, опять Алеше клюнуло! Уже вытаскивая рыбу на берег, произошел срыв. Все, больше рыб сегодня мы не видели.
В честь Юлиного дня рождения решаем пожарить ей этого хариуса.
Праздничный ужин заканчивается красочным закатом. А мы опять засыпаем под шум накатывающихся волн.

12 августа - губа Малый Амнундокан - мыс Дубининский - мыс Оргокон - метеостанция Томпа
Утром, после коротких сборов вновь выходим на тропу. Тропа выводит на крутой склон с камнями, покрытыми мхом. Склон круто спускается к Байкалу. Обогнув его, тропа вновь идет почти по равнине. Встречаются небольшие участки кедрового стланика, но тропа их уверенно обходит. На мысе Дубининский установлен памятник. Кому и за что, разобрать не можем. Только прочитали, что трагически погибшему в 1957 году. Настроение отличное. Тропа и погода тоже. На мысе Оргокон находим разобранное зимовье. Оно находилось на крутом берегу. Недалеко от края обрыва находим непонятное приспособление. На пень одета деревянная колода. Она может свободно вращаться и подниматься. То ли это мельница, то ли еще что-то. Съедаем по кусочку колбасы с печеньем. Запиваем все это байкальской водичкой и продолжаем наш путь.
От разобранного зимовья тропа метров на 500-800 отходит от берега Байкала. На этом участке нет воды. Баргузинский хребет, в месте впадения реки Томпуда, далеко отступает от берега Байкала. Тропа вновь выходит к берегу Байкала. Сначала к заболоченному, а затем, поднявшись на крутой склон, до самой метеостанции идет по краю крутого песчаного берега. И вот из-за деревьев показываются домики метеостанции. На берегу - несколько вытащенных моторных лодок. Рядом - костер и несколько человек с кучей собак.
Подходим. Здороваемся. Узнаем, где можно поставить палатки. Из разговора узнаем, что мы единственные, по крайней мере в этом году, кто идет пешком вверх по Томпуде. Обозвали нас экстримальщиками. Оказывается по Томпуде в основном все сплавляются. И этот год не исключение. Через метеостанцию прошло несколько групп, и все сплавлялись. Ну и ладно, мы ведь пошли отдыхать!
Также мы узнали где начинается тропа на Томпуду. Показав нам пустующий домик за деревьями и сказал: - Вот от него и начинается. Еще посоветовал нам половить рыбу на его зимовье, что находится в 6 километрах от метеостанции. Про пожар 2002 года он ничего не слышал. Странно.
Долго выбираем место, где поставить палатки. Наконец приходим к общему мнению. Расчищаем место от камней и ставим палатки входами друг к другу. Все это сооружение накрываем тентом. Между палатками получается довольно большой тамбур, где можно разместить рюкзаки и обувь. Это наше любимое расположение палаток с прошлых походов, и где позволяет место, мы их так и ставим.
Проблем с дровами никаких нет. На берегу горы вынесенных Байкалом веток, корней и целых стволов. Хотя мы всю еду, кроме чая готовим на газе, но для души костерок тоже хорош. Илья с Андреем решили узнать насчет свеженького омуля. Так, свежего омуля нет, но зато отвалили полмешка малосольного, приготовленного коптить. Значит, на ужин будет омуль тушеный в собственном соку и копченый сиг. Не зря же Федор тащит на себе коптилку. Пока я дочищаю рыбу, счищаю чешую, Федор с Алешей пошли искать веточки лиственных пород для копчения. Великая штука автоклав! Загружаешь все в куче, закручиваешь крышку, ставишь на горелку, доводишь до кипения, закрываешь клапан, поднимаешь давление полторы минуты, выключаешь горелку, ждешь 15-20 минут и ВСЕ! Любое блюдо готово. Будь то каша или суп со свежим мясом, капустой и картошкой, все готовится идеально.
Открываю автоклав. По окрестностям мгновенно разносится аппетитнейший аромат. Рыба не очень большая, и в автоклав я загрузил по две рыбки каждому. По первой рыбке съедаем, не заметив! На второй народ начинает отваливаться. Первыми сдаются дети. Немного пошевелив сытыми мозгами, решаем коптить рыбу намного позднее, а то хвосты не удастся запихнуть в горло. Кроме кустарника голубики никаких лиственных деревьев найти не удалось. И это будет, наверное, первый в мире опыт копчения рыбы на голубике! Да, свежая копченая рыба, это последний писк в нашем сегодняшнем объедании.
А вечером начал накрапывать дождик. Он с небольшими перерывами шел до самого утра. Так что наши старания по установке палаток не пропали даром.

13 августа - метеостанция Томпа - река Тулунная - река Томпуда
Утром меня будит рев моторной лодки. Это метеорологи пошли снимать сети. Дождь вроде бы прекратился. Кругом все мокро, и я решаю готовить завтрак под тентом. Под мои побрякивания ложкой, народ зашевелился и подал признаки жизни. Нежно укутываю автоклав в спальный мешок и иду разводить костер для чая. Через 15 минут устраиваю всеобщую побудку залпом из трех петард.
Народ ленивыми переползаниями продвигается к костру и получает миску с кашей. Погода налаживается. Тучи уходят, чему мы, безусловно, рады.
Сегодня придется идти в сапогах. После ночного дождя вся трава мокрая, а мокрые ботинки потом до конца путешествия не просушишь. Пока собираем мешки, солнце успевает подсушить палатки с тентом.
Ну вот, мы и у домика, от которого по словам метеоролога, начинается тропа по Томпуде. Вот и тропа. До свидания Байкал! С ним мы встретимся только в конце нашего путешествия в поселке Усть-Баргузин. А нас ожидает неделя движения по берегам таежных рек.
Тропа постепенно превратилась в едва заметную тропочку, которая идет по болоту. Нас одолевают тучи комаров с мошкой. На средство от москитов под названием "Аутан" они реагируют не адекватно его назначению. Они с великим удовольствием садятся на только что нанесенную мазь. Видимо, с забайкальскими москитами эта фирма не заключила контракт на пуганее их средством. Да, накомарник был бы совсем не лишним.
Так, под вой комаров, подходим к руслу чего непонятно. То ли это протока Томпуды, то ли - река Тулунная, через которую нам надо переходить. Бросаем рюкзаки и идем на разведку. Все-таки это Тулунная. Да уж. Ширина реки метров двадцать и почти нет течения, но топкое дно с приличной глубиной напрочь отметают возможность брода. По берегу находим несколько срубленных деревьев для переправы, но все они не годятся для нее. Они или находятся под водой или просто не достают до противоположного берега. Решаем и мы рубить свое дерево. Находим приличную ель и… привыкли руки к топору! Через 15 минут дерево, хрустнув, начинает падать на противоположный берег! Как только макушка коснулась противоположного берега, раздался треск, и ствол развалился на две части. Жаль. Начинаем поиски следующего дерева. Ура! Нашли две рядом стоящие елки. Ну, в общем, уже понятно, к чему привыкли руки! Сваленные елки едва касаются своими макушками противоположного берега. Решаю попробовать переправиться по такой переправе на противоположный берег. Для страховки вырубаю двухметровый шест. Стволы прогибаются, так что я чуть не черпаю воду болотными сапогами. От шеста над поверхностью остается не более полуметра. Перебрался. Значит, надо попытаться найти тропу. Вот и она. Да все верно, это река Тулунная, но по такой переправе с рюкзаками не переправиться. Возвращаюсь, а в это время мужики, посмотрев на мои акробатические элементы на бревне под водой, решили искать брод. И это их мероприятие оказалось весьма успешным. Брод был найден метрах в 800 выше от стрелки с Томпудой. Болотных сапог хватило, чтобы остаться сухими. Топкие берега и песчаное дно. Ну вот, мы, наконец, все на противоположном берегу и даже без потерь.
Выходим на тропу и вскоре мы выходим к зимовью. Это зимовье метеоролога с Томпы. Значит, от метеостанции мы отошли всего лишь на 6 километров. И это за полдня. Время обеда. Зимовье построено на крутом берегу правой протоки Томпуды. Рыбаки решают проверить правдивость слов метеоролога о наличии ленков и тайменей в омуте ниже зимовья. Вскоре окрестности оглашает вопль восторга Кати. Андрей поймал ленка. Безмен в наше путешествие не взяли и поэтому решаем измерить хотя бы рост его. Рост оказался 11 спичечных коробков! Или, если это перевести в общепринятые стандарты, 55 сантиметров. Свист лески и плеск блесен еще долгое время разносился над омутом. Заканчиваю готовить обед и решаю прогуляться до рыбаков. С высокого берега видна вся рыба в омуте, как в аквариуме! Наши рыбаки нагло кидают блесны прямо под морды рыбам, и не успевшие отвернуться или увернуться оказываются на крючке. Так, похоже, обед продлевается. Ну не тащить же на себе эту гору рыбы. Решаем вновь коптить рыбу. Тем временем принимаю волевое решение о моратории на ловлю рыбы. Сын не сдается и продолжает ловить и отпускать ее восвояси, т.е. обратно в омут.
Мы становимся гурманами. По всеобщему мнению, ленок горячего копчения - самая вкусная рыба, а хариус немного суховат. Но вся рыба исчезла во мгновение ока! Поступило даже предложение остаться здесь на ночевку. Нет уж. И так мы за сегодня прошли всего лишь 6 километров.
Опять болото, бурелом и жалкие фрагменты тропы. По свежепримятой тропе, похоже, это звериные тропы. Так и идем мы, непонятно только, где та обещанная хорошая маркированная тропа?
Уже пора бы и место ночевки присматривать. И вот мы выходим на крутой берег Томпуды. Река делает большой изгиб. В противоположном конце изгиба видим палатки, людей и вытащенные на берег катамараны.
Подходим, здороваемся, а в ответ тишина… Не уж то группа глухонемых? Да нет, все оказалось значительно проще. Это МАСКВИЧИ. Если кто еще не сталкивался с этим, то сообщаю: 90% москвичей страдают столичным снобизмом и общаться с группами с периферии - ниже их собственного достоинства. Наш диалог выглядел примерно таким:
- Привет! Вы откуда?
Минут через пять:
- Из Москвы.
- А сплавляетесь с верховьев Томпуды или заходили по Согзенной?
- Да отовсюду…
Ну, мы так и не поняли, как они идут. И не больно-то хотелось. Они, видимо, решили, что мы будем ставить рядом с ними свои палатки. Но время уже много, и палатки надо ставить. Идем с Андреем без рюкзаков поискать в ближайшем пространстве место для палаток.
В ста метрах выходим на отличную песчаную косу! Вот и место для ночевки.
Вечером, до ужина, окрестности вновь оглушали свист лески и плеск блесен. В этом месте, видимо, не рыбное место. Рыбаки поймали всего около двух десятков хариусов и ленков. Когда Леше надоедает кидать блесну, делаю свою попытку обрыбиться и я. Так, есть мой первый хариус в этом путешествии! Надеюсь, не последний.
Перед нами стал острый вопрос: - Что делать? С рыбой!
Принято решение продолжить утром лакомство рыбой горячего копчения.
Да, пока мы уплетали ужин за обе щеки, увидели интересное явление. Со стороны Баргузинского хребта на большой скорости в нашу сторону летел ярко светящийся шар. Через некоторое время от начал растворяться, как бы пропадать в тумане, но на небе не было ни облачка.
Алеша визжал от восторга и говорил, что это НЛО, а я не верил, что оно есть. Ну, пролетело чего-то! Только б он не мешал мне ночью спать, а то, как в прошлом году опять будет заставлять из палатки выглядывать и смотреть, не приземлилась ли рядом с палаткой летающая тарелка.

14 августа - река Томпуда
Утром, выходим на отличную тропу. Вдоль тропы встречаются капканы. Видимо, зимой ставят на пушного зверя.
Развив крейсерскую скорость, мы быстро доходим до озера Амнут. Тропа заходит в болото и пропадает. Сделав безуспешные попытки найти ее, решаем обходить это болото. Само озеро, видимо, находится где-то в середине болота. Зимовья, обозначенного на карте, мы так и не нашли. Зато при обходе болота вышли на горельник. Да, видимо, прав был егерь с Хакусов. Какие-то фрагменты тропы то появляются, то исчезают. Все завалено обгоревшими стволами. Кошмарики. Передвигаться по таким местам - врагу не пожелаешь. Надо держать направление к реке, вдруг там по берегу есть тропа.
Да берег есть, но тропы нет. Место горельника заменили болота с буреломом, а в местах крутого берега вдоль него растут густые заросли ивы. И непонятно, где легче идти - по горельнику или по такому берегу. Снимаю с себя клеща! Он еще не успел впиться, но ведь уже август месяц! Придется всем идти и периодически осматриваться.
Ну вот, впереди просвет. Это пересохшая протока Томпуды. Время обеда и удобнее места просто не пожелаешь. На галечной косе ветерком обдувает от мошки с комарами. Юля на островке нашла заросли черной смородины, и нам на обед будет ароматный смородиновый компот. А я для супа - нарвал дикого лука. Андрей решил принять водные процедуры. Только, скорее всего, это была не водо-, а шокотерапия!
После обеда характер нашего перемещении по долине не изменился. Вот так и проводим остаток дня - то вверх, то вниз в поисках тропы. Уже девятый час вечера, а мы никак не можем найти место для ночлега. Кругом крутой заросший ивой берег.
Еще один поворот реки и сквозь деревья виднеется галечная коса. Бросаем рюкзаки и налегке идем ее осматривать. Не совсем удачное место. Низкая галечная коса. Если ночью в горах пройдет гроза и уровень воды поднимется больше чем на метр, то нас может подтопить. Но уже много времени и характер берега не предполагает более удобного места ночевки. Тем более, что грозы не предвидится. Рыбаки опять мочат блесны. Опять поймали чего-то. Значит, будем опять есть рыбу. После напряженного дня чего-то даже не хочется у костра сидеть. Одно желание - залезть в спальник и поспать.
А сегодня мы уже должны были быть на стрелке с Согзенной…

15 августа - река Томпуда
Утро. Костер еще подает признаки жизни, и мне удается его реанимировать без применения спичек. Слава богу, что не было дождя, и нас никуда не смыло. Как обычно, после приготовления завтрака, бужу народ залпом из петард.
Между завтраком и сборами рюкзаков рыбаки успевают помочить блесны, но безрезультатно. Видимо, рыба еще спит.
Короткие сборы и… снова тайга с ее буреломами и горельником. Вверх, вниз. Вверх, вниз. Под стволами, над стволами, по стволам. Уже бы и пора остановиться на обед, но не можем выйти на галечный берег. Кругом - лишь заросли кустарника и полчища мошки с комарами. Выходим на крутой берег, под которым есть небольшая полоса из гальки. Ну все, обед.
Юля попросила растительного масла. Оказывается, Кате впился клещ. Успешно извлекли клеща из Кати. Пока шли по этим зарослям, то подцепили несколько клещей, и теперь все внимательно осматриваются. Вот ведь, середина августа - и клещи.
Пока я варил суп, Андрей решил покидать блесну. Это мероприятие оказалось весьма успешным. Глядя на такое дело, Алеша тоже достал спиннинг и присоединился к Андрею. В итоге, около десятка хариусов и ленков перекочевали из реки в мешок.
Ох уж эти рыбаки! Чуть ли не палкой отогнал их от реки. Пора кушать и идти дальше.
Так! После обеда почистил рыбу, уложил ее в автоклав и посолил. Вот ужин почти и готов. Осталось только добавить воды специй. Поставить на горелку и получится рыба, тушеная в собственном соку! Только вот тащить полдня придется этих лишних 3-4 килограмма.
Опять тайга. Сразу после обеда пересекаем русло ручья. Все верно, значит я правильно определил наше местонахождение. Проходим еще немного и опять русло. Хм. Ну, может то был не попавший на двух километровую карту ручей. Переходим вброд и выходим на замечательный песчаный пляж. Знать бы, так обед сделали бы здесь. Находим свежее костровище. Видимо, место обеда водников. Как замечательно идти по песочному берегу! Но сказка быстро кончается, и мы оказываемся перед стеной кустарника вперемежку с елями. Да уж. Продираемся сквозь этот частокол и выходим к протоке. Мы оказывается на большом острове. Перебрести протоку не удается. Глубоко, и топкое дно. Отправляюсь на поиски переправы. Метрах в пятидесяти нахожу поваленную ель. Макушка ели на противоположном берегу зажата между деревьями в полутора метрах от земли. Не самый лучший вариант, но лучшего нет.
Похожу первым, по пути пытаясь обломать ветки. С рюкзаком это весьма проблематично. Дохожу до зажатого места и спускаюсь по стволу на землю. Уф! Одно радует, ствол не шатается. Народ довольно шустро перебирается на противоположный берег. Особенно радует Катя. Хождение по бревнам для нее не представляет проблем.
И вновь тайга с полным набором своих завалов. Решаю подниматься выше на склон. Горельник все еще продолжается. В горельнике мы натыкаемся на приличную тропу! Радости нашей нет предела, но длилась она недолго. Тропы имеют свойства растворяться. Вот она десять метров назад идет уверенная, а вот ее уже совсем нет. И опять горельник, бурелом и прочие прелести хождения по тайге. Во всех наших умах начинает зреть желание набить морду тому, кто опубликовал в интернете сведения о наличии хорошей маркированной тропы вдоль Томпуды.
Вот и подошел к концу наш третий день хождений вдоль Томпуды. Мы так и не дошли до стрелки с Согзенной. Итак, отставание от графика движения - один день.
На ночлег встаем опять на галечной косе. Все умотались так, что рыбаки даже не ловят рыбу. Или сказывается наличие рыбы в автоклаве. Приготовленная в собственном соку, она распространяет сногсшибательный аромат по всей округе.
Не смотря на усталость, все расходятся по палаткам только в полной темноте. Оптимизм настраивает на успешное прохождения нашего маршрута. Надеюсь, что завтра мы к обеду дойдем до стрелки с Согзенной.

16 августа - река Томпуда - стрелка с рекой Согзенная
Ночью прошел небольшой дождик. Сейчас палатки уже подсохли, но неприятность в том, что все кусты и трава мокрые. Придется идти с развернутыми голенищами сапог.
Через два часа выходим к хорошему зимовью. Рядом есть даже напиленные дрова. Зимовье стоит на высоком берегу на приличном расстоянии от Томпуды, рядом с ручьем, впадающим в Томпуду. От зимовья вдоль реки идет еле заметная тропка. На левом берегу Томпуды мы видим склон, за которым должна быть Согзенная. Мы все идем, а склон все плавно поворачивает и поворачивает, и не видно где же русло Согзенной. Перед выходом к реке Яровой, метрах в пятидесяти от нас, в кустах пару раз рявкнул медведь. Неприятное соседство. Быстро достаем петарды и устраиваем небольшой артобстрел. Вот и Яровой. Русло из нескольких проток. В паводок, похоже, это довольно мощный поток. На большой площади лес растет на галечнике. После переправы через все протоки вновь теряем тропу. Находим ее уже на крутом склоне, поднимающейся дальше вверх. Ну ладно, придется и нам ползти вверх. Тропа выводит к скалам и делится на три. Не похоже, чтобы нижняя и средняя принадлежали людям. Они выходят на скальные обрывы и исчезают. От скал мы, наконец-то, видим долину Согзенной! По верхней тропе поднимаемся выше на самый верх склона. И тропа исчезает. Немного пройдя верхами, принимаю решение спускаться вниз и искать тропу берегом. Тропа должна быть там, так как на стрелке с Согзенной находится зимовье. И следуя логике, тропа должна подходить к нему. Спускаемся по крутому склону и попадаем прямо в болото. Прорвались, есть даже какие-то наметки на тропу, похоже звериную. В этом болоте натыкаемся на подвешенные тюки, лопаты, топоры и пилы. Все висит на натянутом тросу между деревьями. Так, тот, кто это повесил здесь, не хотел чтобы это было в общем пользовании. Значит, рядом изба. Изба может быть только на берегу реки или ручья. В этом месте нет никаких ручьев и из этого следует, что это, скорее всего, должно быть зимовье на стрелке с Согзенной. Стараюсь держать направление к реке. Выходим на берег. Напротив, в русло Томпуды впадает какой-то поток. Что это? Протока или Согзенная? По берегу идет тропа. Андрей с Алешей уходят на разведку ниже, а я выше по течению. Да похоже на Согзенную. Возвращаюсь. Возвращаются и Андрей с Алешей. Ниже, метрах в ста, находится зимовье. Есть старое развалившееся и новое. Значит все верно, это Согзенная! Наконец-то дошли!
Дойти-то дошли, но надо еще переправиться на противоположный берег. Обещанных островов, преодолевая вброд протоки, между которыми можно перебраться на противоположный берег, не наблюдается. Опять неверная информация с Интернета. Уж лучше бы ничего не писали. Река в этом месте шириной 60-70 метров. Глубиной, наверное, до 3-4 метров с сильным течением. Ни о каком броде и речи быть не может. Решаем собирать катамаран. Очень неудобный берег. Нет отмелей или просто открытого берега. Собираем отдельно каждую гондолу в лесу и потом их приносим к берегу. На берегу нашли небольшую нишу, в которой и решаем дособирать катамаран. Приходится удерживать одну гондолу. Она находится уже в струе. Связываем обе гондолы вплотную, грузим рюкзаки и в путь! Галечная коса на противоположном береге находится как раз напротив нас, и чтобы успеть пристать к ней, нам придется интенсивно грести.
Довольно уверенно переправляемся. Причаливаем даже выше, чем я рассчитывал. Да, два часа сборки для минутной переправы. А что делать?
Коса находится на островке, образованном двумя протоками Согзенной и Томпудой. Это традиционное место стоянки. Островок довольно большой с лесом. Есть костровище, которым мы и воспользовались, и сделан каркас для баньки.
Пока я готовлю ужин, Алеша с Катей собирают дрова, а мужики разбирают катамаран. Ужин готов, палатки поставлены, катамаран разобран. Рыбаки пошли мочить блесны! Принимаем всеобщее решение - "Ловить только столько рыбы, сколько съедим, а остальную отпускать". В общем, наши рыбаки быстренько выловили каждому по крупному хариусу. Уже поздно и не хочется идти чистить рыбу. Оставляю это дело до утра.

17 августа - стрелка с рекой Согзенная - река Согзенная
Утром вроде бы и вставать рано не надо, но я выспался и вылажу из палатки. Время - начало восьмого. Почистил и посолил рыбу. Федор встанет, заведет свою коптильню. Вчера решили покоптить рыбу. Начинаю чистить и вместо семи хариусов в пакете всего шесть. Не понял. Чего рыбаки вчера просчитались?
Ну, ничего страшного. Алеша спит, и я беру его спиннинг в надежде поймать недостающую рыбку. Заброс и блесна за что-то зацепляется. Я не могу провернуть катушку. Пытаюсь еще раз провернуть. Чуть подалась леска, и тут я понимаю, что это поклевка! Спиннинг дугой, леска струной. Лишь бы выдержала. Вытаскиваю на берег приличного хариуса. Еще дома из Интернета я вычитал о ловле на стрелке Согзенной двухкилограммовых хариусов. До двух килограммов этому далеко, но, думаю, около килограмма потянет!
Вот и есть всем по рыбке. Но азарт берет свое. Я решаю еще половить рыбу. За полчаса, поймав около трех десятков рыбин, кое-как отрываю себя от этого занятия.
Первая реплика увидевших такое количество рыб: "Вот сам сейчас их есть и будешь". Нормальный ход! Я тут стараюсь, чтобы они с голоду не умерли, а они!
Особо никуда народ не тороплю. Надо, чтобы просох катамаран. Копченой рыбы столько, что народ ее ест уже от нечего делать. Отобрав восемь рыбок, пытаюсь их засунуть в автоклав. Ничего не выходит. Приходится отрезать головы и хвосты. Только после этого они с трудом помещаются в трехлитровом автоклаве. Вечером будем есть хариуса тушеного в собственном соку.
Ха! А у рыбаков тоже зачесались руки - напоследок потешить себя рыбалкой. Это последнее место, где у нас рыбалка. Дальше рыба не клюет. Опять же по информации из интернета, рыба ловится на Алле, ниже реки Хожалый. Катя соорудила запруду из камней, и туда отпускали хариусов. Короче рыбалка по-буржуйски - поймал, погладил, выпустил.
Ну все, закругляемся. Катамаран высох и можно собираться. Правда, было мнение сделать дневку, но большинство высказалось за продвижение дальше. Быстренько собираем рюкзаки и вперед! Нам сразу же предстоит переправиться на правый берег Согзенной. Основной поток выше нашей стоянки разбивается на два островом. Делаю попытку переправиться, но безуспешно. Глубокое русло с сильным течением. Возвращаюсь. Идем выше в поисках удобного брода. Выше острова русло становится более широким, а еще выше - соединение двух русел, образовавших остров. Значит, надо переправляться в этом месте. На трети русла есть каменная отмель. До нее переправляюсь весьма успешно, даже не набрав в сапоги. Дальше - хуже. В сапогах уже плещется вода и довольно мощный поток. Шест в руках - далеко не лишняя вещь. Без него даже и не следует пробовать переправляться. Смоет на счет "раз". Переправляюсь, бросаю рюкзак и обратно. У Юли с Катей - коротенькие сапоги, да и если и были болотные, то самостоятельно им не переправиться. Катя садится мне на спину. Довольно неудобно одной рукой придерживать Катю, а другой управляться с шестом. Ну вот, и берег. Одна есть. Юлю мне так не перенести. Прошу Алешу выгрузить все из своего рюкзака. Я на его рюкзак пришил металлические пряжки взамен пластиковых, да и выгружать ему меньше вещей. Будем репетировать "транспортировку пострадавшего с применением рюкзака"! Максимально увеличиваю длину плечевых ремней. Юля садится между лямками и рюкзаком. И все это я одеваю на плечи. Нормально, переправиться можно. Главное - руки свободные. Андрей на противоположном берегу все это активно снимает на фотоаппарат. Ну вот, все и переправились, можно смело выливать воду из сапог и переодеться. Тут, пока переправлялись, начал моросить дождь. А я и не заметил.
Дальше решаю идти в кроссовках. Это решение оказалось неверным. Кроссовки быстро вымокли и тем более появились ручьи, которые надо переходить вброд. Вновь одеваю мокрые сапоги. Брррр!
Вроде приличная тропа вновь пропала, как только зашла в болота. Снизу мокрые кусты багульника и голубики, сверху моросит дождик. Не погода, а гадость. Неужто такая тропа нас ожидает до Аллинских источников? Мы уже опаздываем от графика на два дня.
Ну, наконец-то дождик прекратился. И пора вставать на ночевку, но абсолютно нет мест для установки даже одной палатки. Наконец на берегу находим небольшую ровную площадку, заросшую шиповником. Оставляем всех здесь и с Андреем идем дальше, в надежде найти что-то более подходящее. Мест для палаток не находим. Зато находим тропу. Тропа в стиле Томпуды, появляется ниоткуда и сразу отлично нахоженная. Она поднимается вверх по крутому склону. На склоне густые заросли кедрового стланика, но тропа идет и через него отличная. Сверху видим всех наших. Да, похоже, то место - самое удобное в ближайшем окружении.
Спускаемся к нашим и приступаем к вырубке кустов шиповника. Через полчаса площадка готова к установке палаток. На ней с великим трудом размещаем наши три палатки. Костер уже придется разводить среди кустов. Хорошо, что рыба почти уже готова. Осталось только ее заправить, и все. Проблема спуститься к воде. Берег обрывается прямо в воду. С трудом набираю воды.
Поужинали! И все приступили к интенсивной сушке одежды и обуви. Похоже, что мои кроссовки высохнут уже только в поезде. У костра их сушить опасно, а так не сохнут. Всех лучше сохнут болоньевые штаны! Остальные вещи так и не высохли. Оставляем их развешенными по веткам. Все равно мокрее, чем есть не будут. Мытье посуды оставляем на утро, а то еще не хватало искупаться. Разбредаемся по палаткам и пытаемся заснуть под рев реки.

18 августа - река Согзенная - минеральный источник
Встаю рано. Всю ночь снились какие-то кошмарики. То нас селем пытается смыть, то наводнением. Это все из-за реки. Ночевали в полуметре от основного потока. Иду снимать этюдики.
Выходим на тропу. И сразу наталкиваемся на следы недавнего пребывания медведя. Тропа вновь пропадает, как только начинаются заросли кедрового стланика и прижимы. В некоторых местах скорость нашего перемещения в пространстве не превышает 300-500 метров в час. Пытаясь найти тропу, выходим к реке. Пойдя несколько метров по гальке, упираемся вновь в скальный прижим. Поднимаемся вверх по склону и утыкаемся в стену кедрового стланика. Кто не имеет представление о кедровом стланике, опишу движение по нему так. Это движение по военной полосе препятствий с подлезанием и перелезанием через бревна, только с надетым рюкзаком в 30 килограммов и, местами, в полутора-двух метрах над землей.
Ура! Наконец-то время обеда и есть официальное время для отдыха. Обедать располагаемся на галечном берегу.
После обеда вновь лезем на склон в поисках тропы. Среди кочек находим еле заметное подобие тропы. Оставляю рюкзак и поднимаюсь еще выше, почти до самого курумника. Но тропы нет. Видимо, каждая группа идет своим путем по этим стланикам. Возвращаюсь, и по этой тропке движемся дальше.
Все, кажется, обогнули склон, и долина расширяется. Сразу находим довольно уверенную тропу. Тропа вся завалена оленьим и медвежьим пометом. Встречается и весьма свежий. Тропа выводит к весьма истоптанному месту в болоте. Стоит кошмарная вонь падали. Валяется несколько крупных костей. И куча свежее нарытого торфа. Так! Похоже, это Мишкина закладка! И нам надо делать побыстрее от этого места ноги, а то он подумает, что мы захотели полакомиться его припасами.
Тропа, тропа, тропа! Развиваем свою крейсерскую скорость! Уже и хочется сегодня дойти до источника. Раз он описан и нанесен на карту, то там должно быть чего-нибудь построено. И должны быть места под палатки. Ведь до нас кто-то останавливался на нем. Выходим на луговину. Но мест для палаток нет. Трава растет среди камней. Походили, посмотрели и решили идти дальше. Уже начинает темнеть, и мы идем до первого удобного места для установки палаток.
Тропа выводит на заболоченный склон с валунами и валежником. Сначала мы ощущаем легкий запах сероводорода, а потом и натыкаемся на источник. Источник совсем небольшой. Ниже него есть небольшая огороженная лужица.
Все, дальше сегодня не идем. С великим трудом находим места под палатки. И то спать придется в ямах и буграх. Ужин начинаем готовить уже почти в полной темноте.

19 августа - минеральный источник - река Согзенная
Самая кошмарная ночь. Ладно бы спать в ямах и буграх, так еще всю ночь скатывался по склону. Утром решаем устроить нормальный поход на источник. Вчера вечером его нормально не рассмотрели, времени не было. Берем фото-видео технику и вперед.
Видеокамера снимать отказалась. Включила датчик росы и все. Придется ждать, когда высохнет. Оптика на фотоаппарате тоже отпотела, но быстро высохла.
А пока мы решаем немного углубить лужицу. Хотя и не удается помыть головы, но уж ноги мы помочили в теплой воде. Температура воды в источнике 25,7 С.
Ну все, помочили ноги, пора и рюкзаки собирать. Вечером место установок палаток казалось более симпатичным. Сейчас же это сплошные бугры на крутом склоне.
И вновь тропа! В нескольких местах она пересекает открытые участки с буреломом. Что заставило повалиться весь лес, непонятно. Лавина? Нет, выше по склону весь лес стоит целым. В общем, непонятно. На таких участках тропа пропадает. На противоположной кромке мы находим ее по зарубкам. Правда зарубки есть не везде, и тогда приходится организовывать поиски.
Обед. Пока готовится супчик, я ухожу на этюды. Как мне кажется, сделал пару симпатичных снимков. Потом дома на компьютере разберусь более детально.
Ну вот, все чаще стали попадаться открытые участки с зарослями ивового стланика. Тропа как-то растворилась, и мы бредем, где нам более удобно. Выходим к реке и идем вдоль берега. Наткнулись на едва заметную тропу. Скорей всего, тоже звериная. Тропа выводит на берег и появляется на противоположном берегу. Брод не очень глубокий, чуть выше колена. Пока перебродил, у меня в правом сапоге захлюпала вода. Непонятно, вроде бы не зачерпывал. Выливаю воду и с интересом изучаю сапог. А вот и причина. Я где-то прорвал сапог. Неприятно.
А на этом берегу идет отличная тропа! Хотя по карте она идет только по противоположному, правому, берегу, и на левом тропы нет совсем. Опять нас обманули! В отчетах было сказано только о тропе по правому берегу. Тропа звериная, набитая оленями. Кругом на тропе их следы. По такой тропе можно сегодня попробовать дойти до водопада.
До водопада мы сегодня не доходим. Тропа выходит на изумительную полянку, и мы решаем ставить палатки. Неизвестно, будут дальше еще места или нет.
Вечером мы долго сидим у костра. Произошел интересный случай! На Андрея, сидящего у костра, спикировала какая-то большая птица! Совсем обнаглели, уже и костра не боятся. На небе ни облачка. Похоже, ночь будет холодная. Мы уже находимся на высоте около 1300-1400 метров.

20 августа - река Согзенная - перевал Согзенный (1А) - река Алла - изба Курбатова
Утром весьма холодно, но плюсовая температура. Из спальников вылазить совсем не хочется. Ну вот, из-за гребня выглянуло солнышко, и сразу жизнь стала веселей. Сегодня нам предстоит пройти перевал. Вечером мы долго разглядывали склон перевала, прокладывая возможные пути подъема. Наше отставание от графика движения уже составляет 3,5 дня. Решаем перевалить Баргузинский хребет по запасному перевалу. Он сокращает нитку маршрута километров на 10.
Тропа переходит на правый берег, срезая большую петлю, и упирается в кусты ивового стланика. Прямо по кустам бегут потоки воды. Продираемся, прорываемся и выходим вновь к броду на левый берег. Хорошая тропа идет по ивовому стланику, высотой до 3 метров. Тропа выходит на склон, и мы видим водопад. Слишком большого впечатления он не оставляет. Так он и обозначен как пятиметровый. Нам надо попасть выше него. Тропа начинает подниматься вверх по склону и растворяется. Придется продираться напрямую. Водопад спадает из расщелины, между склоном перевала и плечом. Подходим под плечо. С плеча спускаются скальные выходы. Мы огибаем их и видим верховья реки Согзенная. Вся долина закрыта пестрым ковром из березового, ольхового и кедрового стлаников.
Намечаем путь прохождения перевала и спускаемся к реке. Перекус.
Набираем полные бутылки воды, а то не известно, есть на перевале вода или нет. Короткие наборы высоты, метров 50-60 и отдых. Пытаюсь найти проходы между зарослей всевозможного стланика. Склон достигает 55 градусов. Во время отдыха приходится придерживать рюкзаки, чтобы они не сбежали от нас вниз. Тактика обходов стланика привела нас к "бараньим лбам" (округлые скалы). Находим место, где можно их пересечь и дальше вверх. Карликовая береза даже стала помощницей. На крутом склоне удобно подтягивать себя, схватившись на кусты. Огибаем скальный выступ, небольшой взлет - и все! Перевальное плато. "..Весь мир на ладони, ты счастлив и нем!..." Только мы не завидуем тем, у кого впереди - пешие маршруты по Томпуде и Согзенной. Воды у нас практически не осталось. Но на перевальном плато есть озеро. Находим тропу, которая и приводит нас к озеру. Вот и симпатичное место для обеда. Много мошки. Пока готовлю супчик, отправляю Алешу на разведку. Он приходит и говорит, что дальше на плато находится большое озеро. И там нет мошки, ее сдувает ветром. Но мы уже расположились тут, и перемещаться нет никакого желания. Суп готов. Осталось вскипятить чай. На перевале нет дров, и это первый случай приготовления чая на газовой горелке в этом путешествии.
Пока закипает вода для чая, решаю сходить посмотреть, куда нам идти дальше и пофотографировать. Поднимаюсь на бугор, и тут мой нос улавливает весьма знакомый аромат. Начинаю оглядываться. Так и есть! На склоне растет Саган-Дайля - рододендрон с весьма сильным тонизирующим действием. Его листочки используют как добавка к чаю. Собираю горсточку. Этого хватит на год два. На заварничек кладут 2-3 листочка. Пробую сделать снимки. С Баргузинской долины тянет низкие тяжелые облака. Похоже, будет дождик.
Мое известие о находке Саган-Дайля было принято в большим энтузиазмом. Первой пошла собирать его Катя и уже на склоне начала спрашивать, как он выглядит. Оказывается, она не знает этого! Ей на помощь пошел Алеша. Даю им на сборы 10 минут.
И все-таки дождь пошел. После обеда у меня в голове чего-то заклинило, и я уверенным шагом повел всех обратно по склону. Народ безропотно двинулся за мной, хотя их и посетил червь сомнения в правильности моих действий! Но вот оно, безусловное доверие. В итоге выхожу к спуску с намерением найти более простой путь и ничего не могу понять. Склон и лежащая внизу долина до боли знакомая, да и река течет в обратном направлении. Так это же долина Согзенной! Вот так, и на старуху бывает проруха!
С шутками и смехом возвращаемся. Вдоль второго озера идет тропа и выводит на седловину перевала. Тур стоит на плече и виден издалека. На перевале есть места для установки палаток. Взрослые остаются на тропе, а я с Алешей и Катей иду к туру. В туре находим две записки. Одна - от 19 августа 2003 года, а вторая - от 1999 года. Да уж очень ходячий перевал. Интересно, что одна группа обозвала этот перевал Согзенным, а вторая Аллинским. Вот и пойми, где ты находишься! Шутка, естественно, это - Согзенный.
На спуске нас снова накрывает дождь. Спуск с перевала проходит в основном по травянистому склону. Траву намочило дождем, и спускаться весьма неприятно. Хотя эта сторона перевала более пологая.
И вот мы у реки Алла. Под склоном перевала на реке находится водопадик. Судя по карте, тропа должна быть на противоположном берегу. Значит, нам надо искать брод. Алеша предлагает бродить прямо здесь. Решаю посмотреть выше, а Андрей с Ильей ниже. Я ничего более удобного не нахожу, а Андрей даже попробовал перебрести. И все-таки решаем переправляться по предложенному Алешей месту.
После брода выходим на курумник. А дождь разошелся не на шутку. Весьма неприятно идти по мокрым камням. После камней начинаются заросли ивового стланика и не видно тропы. Мы все уже мокрые и литры воды, обрушивающиеся на нас с каждого куста, особого дискомфорта не добавляют. Нам и так ФИГОВО. Решаю идти только до первого удобного места для установки палаток, и все. Отправляю Катюшку в конец нашей цепочки. Так хоть меньше будет собирать воды с кустов.
Вот и симпатичное место, но не то, что я заметил со склона перевала. Должна быть большая поляна. Но мы бросаем рюкзаки. Я иду дальше с надеждой найти эту поляну и натыкаюсь на торную тропу! Ура! Прохожу еще немного, и тропа выводит к избе. Изба в идеальном состоянии. Вход завален ветками кедрового стланика. Разгребаю их. Небольшое разочарование. В избе нет печи. Но это ничего. Изба находится на краю поляны, замеченной мной.
С радостной вестью об избе я возвращаюсь к оставшимся. В избе нам пришлось немного подремонтировать нары. Вот теперь всемером мы будем спать отлично. Благодаря сухому хворосту в избе мы быстро разводим костер.
А ночью вновь пошел дождь.

21 августа - изба Курбатова - река Хожалый
Всю ночь практически никто, кроме Кати и Алеши не спал. На Федора напал кашель, да и, видимо, сказалось заваривание чая с Саган-Дайлем. А может, просто было душно в избе. Собираться не спешим. Дождь шел до половины одиннадцатого. И вот облака начало разрывать и даже показался кусочек голубого неба. Мы собираемся, прибираем в избе и заготавливаем кучу хвороста. Тем, кто придет после нас, он тоже может пригодиться. Решаю сфотографировать избу, и только тут замечаю мемориальную доску, заваленную ветками. Разгребаем ветки и читаем: "9 марта 1979 года в лавине под перевалом погиб Курбатов Сергей. В память о нем построена эта изба. т/к Уралмаш". Хм. Земляки.
Заваливаем избу ветками, как было до нас, и идем дальше. Сейчас нам предстоит спуск по Алле. Тропа быстро пропадает. Нам вновь приходится идти по кедровому стланику в обход прижимов. Но вот попадаются фрагменты тропы, и мы выходим на берег Аллы. Далее тропа должна идти по противоположному, правому, берегу Аллы. Находим брод и обед.
На противоположном берегу идет тропа. Тропа вскоре становится торной. Местами она отходит от реки и идет верхами, так что не слышно даже шума реки. Попадаются несколько заболоченных участков, но все с тропой. Такое движение нас радует. Тропа, видимо, звериная. Часто встречаются петли. Одна петля была из троса в палец толщиной.
Не доходя до реки, Хожалый натыкаемся на развалины старого зимовья. По некоторым отчетам из Интернета, на стрелке Хожалого стоит зимовье. Может, это и есть оно? А вот и Хожалый. Довольно мощный поток. После брода пытаюсь найти место для палаток, но их на стрелке нет. Тропа же уходит вверх по склону, обходя прижим. На горке красный ковер из брусники. Мы и раньше встречали заросли брусники, но столько! В таком месте набрать ведро брусники минут за 20 - 30 не составит труда. Пройти мимо такого места и не поесть брусники - это грех!
Палатки ставим в "тополиной роще", на песчано-галечном берегу растут тополя и ива-чозения. Уже есть готовое костровище. Алеша с Катей набрали шишек с кедрового стланика. Вот теперь мы сидим у костра и щелкаем их.
Провели ревизию оставшихся продуктов. Мы отстаем от графика уже на 4 дня, и уже понятно, что сплава не будет. Продуктов еще осталось на два дня. Это все благодаря рыбалке и интенсивному поеданию рыбы на Томпуде. А то нам бы уже пришлось весьма туго.

22 августа - река Алла - река Разбой - река Алла
Утром Андрей зовет на фотосессию. Оказывается, посредине горы идет слой облаков. Выглядит это весьма интересно. Посмотрим, что выйдет на фотографии.
А движение мы продолжаем по берегу. Даже когда нет тропы, идти приятно. Сухой берег, если и есть завалы, то они очень легко обходятся. Быстро доходим до реки Разбой. Как хорошо, что через нее сделана переправа по бревну. Переходим и теряем тропу. После коротких поисков находим ее. Она находится чуть выше по склону. Пройдя на некотором расстоянии от берега, она вновь возвращается на берег Аллы. Некоторые излучины реки мы проходим по обширным галечникам. Где-то в этом месте тропа должна переходить на противоположный, левый, берег Аллы. Выходим на галечник и начинаем осматривать русло в поисках брода. И тут на противоположном берегу, чуть ниже нас по течению, из кустов выскакивает медведь. Встреча и для нас, и для медведя оказалась неожиданной. Медведь первым пришел в себя и убежал обратно в кусты. Все это случилось так быстро, что никто даже не успел достать фотоаппараты. Переправляться в этом месте через реку сразу всем расхотелось.
Не зная того, мишка нам сделал добрую услугу. Немного ниже противоположный берег весь оказался из прижимов. Нам пришлось бы перебродить обратно. Выше прижимов простирается горельник. Когда-то давно здесь был сильный пожар, а сейчас торчат только обгорелые стволы.
Пройдя по галечнику, мы вновь находим тропу. По ней обходим прижимы. Встре
тили еще несколько петель. На курумнике произошла интересная встреча с любопытным колонком. Далее тропа пропала, и мы решаем перебродить на левый берег.
Долго не можем определиться с местом брода. Река уже набрала силу. Выбираю шест и захожу в воду. Ну, что сапоги не спасают - это и так понятно. Уровень воды чуть ниже пояса. Переправляюсь, оставляю рюкзак и возвращаюсь. Надо перенести еще Катю. Остальные не хотят переходить в этом месте, и начинают поиски другого брода. Чего-то находят чуть выше. Как оказалось, аналогичная переправа. Переношу Катю. Идем с Андреем за Юлей. Будем переправляться стенкой. Вот все и переправились. Андрей с Алешей решили принять ванны. Все равно все мокрые. А я возвращаюсь к оставленному рюкзаку.
Походим чуть дальше. И вот оно, замечательное место для обеда. Крутой берег. Кругом брусника. Решаем сделать чай с брусникой. Каждый посчитал своим долгом набрать по чашке брусники. В итоге вышел не чай с брусникой, а компот из брусники. Пока обедаем, все наши вещи успевают высохнуть.
По берегу идет отличная тропа. Она идет откуда-то сверху. Видимо, брод мы уже прошли. Ну и ладно. Главное чтобы тропа была. А она вот, родимая, идет. Стали попадаться места стоянок охотников и рыбаков. Видимо, до этих мест они доходят за день от поселка Алла.
Тропа также идет, то поднимаясь на крутые склоны, а то выводит на галечник. В нескольких местах пересекаем селевые выносы. На склонах уже поспел шиповник. Его ягоды уже мягкие и вкусные. Во время движение срываю их и отправляю в рот. Здорово! У нас такой шиповник бывает только поздней осенью, после заморозков.
Сегодня решаем сильно не упираться. В принципе, можно и сегодня постараться дойти до Аллинских источников, но неизвестно, что нас там ждет. Поэтому останавливаемся на очень хорошем месте. Есть приличное костровище. Этим местом, видимо, интенсивно пользуются, так как нет дров. Юля подустала и пошла подремать, пока готовится ужин.
Замечательный вечер, замечательное место и замечательное настроение. Ведь мы завтра уже выйдем к ЛЮДЯМ!

23 августа - река Алла - Аллинские минеральные источники - поселок Алла
А ночью началась гроза. Точнее сказать, она началась уже на рассвете, но мы еще спали. Наши палатки стоят под деревьями, и поэтому непонятно - идет дождь или это капли с деревьев.
Лежу, а вылазить из палатки не хочется. Слышу, что кто-то разводит костер. Ну что ж, пора и мне вылазить. Да дождя нет, но и видимости никакой. Всю долину Аллы забили низкие облака. Их гонит сначала вверх, а потом вниз. Но у нас никакого выбора нет. Продуктов осталось только на этот день, и при любой погоде надо выходить в Аллу.
Пока идем по тропе, нас несколько раз накрывает грозой. Километра за три от Источников тропа выводит к избе. Кругом - кучи мусора. Все разбросано, загажено, изрезано и исписано. Илья произнес очень философскую фразу: "А туда ли мы спешим?"
Опыт наших путешествий позволяет утверждать, что самые загаженные места отдыха находятся рядом с населенными пунктами. Не понятно только, почему люди, тут живущие, тут и гадят.
А тропа тем временем подводит нас к курумнику, на котором установлена скамейка. На склоне виден водопад. По описанию, он находится в трех километрах от источников и бывает только в дождливое время. Значит, сейчас - дождливое время, и нам осталось идти до источника три километра. Сначала мы выходим к дому. Все окна и двери заколочены. К дому раньше было проведено электричество. От него выходим на берег. Снова знакомый запах от минеральных источников. А вот и еще какое-то строение. Это и оказалось ванным помещением Аллинских источников. Сейчас больше никаких сооружений на источниках нет. По описаниям раньше здесь было около 50 выходов минеральной воды.
От ванного помещения вверх по крутому склону поднимается лестница. Поднимаемся и видим еще один полуразобранный дом. На веранде дома стоит палатка. Это студенты с Иволгинского дацана. Спрашиваем разрешения поставить палатки рядом. Они не против, но советуют сначала сходить в администрацию. Оказывается, выше еще есть строения. Поднимаемся и видим еще два рубленных дома. У костра сидят ребятишки. Родителей (администрацию) они будить отказываются. Хм. А время два часа дня. Ну и ладно, надо будет - сами подойдут. Спрашиваем, как работают магазины в Алле, и идем к веранде.
Я, Андрей и Федор идем в Аллу за продуктами. Это напоминает мне фильм "За спичками". До поселка - 7,5 километров по проселочной дороге. Ну и столько же обратно. Илью оставляем с детьми и Юлей, будет отбиваться, при необходимости от назойливого местного контингента. Ведь у него черный пояс по айкидо, и он весь поход предлагал сломать кому-нибудь руку или ногу.
В Алле находится несколько магазинчиков, основным товаром в которых является… ну, конечно, водка. От ее разнообразия и количества рябит в глазах. А вот с продуктами дела обстоят похуже. Хлеба нет вообще, с овощами тоже напряг. Местных жителей отоваривают через амбарную книгу. Наличных денег нет в принципе. Зато поголовно все мужское население шарахается по поселку пьяное. Мы, наивные, рассчитывали нанять в Алле микроавтобус до Улан-Удэ. На весь поселок мы насчитали всего две машины и один трактор. Весьма интересна была и информация о рейсовом автобусе до Курумкана. Он отправляется ежедневно, то ли в 8, то ли в 9 утра. Да уж... Это значит, нам надо выходить с источников не позднее 6 утра.
Вот мы и снова на источниках. Оставшиеся уже прибрались в одной из комнат домика и даже сделали столик из остатков электроплиты и снятой двери. Видимо, это раньше была столовая. Палатки ставим в этой комнате без наружных тентов. Наконец-то настала и наша очередь замочиться в ванной.
Чего-то она нас не впечатлила. Холодная вода, горячие струи идут какие-то маленькие… Ну, ладно. У нас впереди - праздничный ужин. А завтра - дневка на источниках.

24 августа - дневка на Аллинских минеральных источниках
Встали, замочились, поели, поспали, снова замочились и так далее и тому подобное. Все дневки похоже друг на друга с небольшими дополнениями. Пообщались с ребятами с дацана. Они студенты, оказывается, есть и такое при дацане, художественного отделения. Сейчас они пишут картины, типа икон, но буддистских, точечной техникой. После окончания обучения они будут оформлять дацаны.
За день удалось просушить все свои вещи. Все, что можно, собираем с вечера и ложимся пораньше спать. Вставать нам придется в половине пятого.

25 августа - Аллинские источники - пос. Алла - пос. Курумкан - пос. Усть-Баргузин - г. Улан-Удэ
Встали. Еще полная темнота. Дособираем рюкзаки при свете фонариков. Когда выходим, небо начинает светлеть. В половине восьмого мы уже на остановке в Алле. На остановке мы уже не первые. Постепенно набирается приличная куча народу. Такое впечатление, что на автобусе пытается выехать весь поселок. У нас закрадывается червяк сомнения о нашем размещении в автобусе. В половине девятого подъехал ПАЗик. И народ как ломанулся!
Нам повезло. Водитель оказался русским. Отогнав всех местных от автобуса, он сказал, что первыми садимся мы. Аргументировав это тем, что нам в противном случае придется загружать рюкзаки в автобус по головам. Повезло! Местные садятся по каким-то талонам, которые водитель проверяет на входе. Видимо, если сразу не проверишь, то потом их из автобуса не выгонишь. С нас он пока денег не взял.
Вот мы и в Курумкане. Это довольно большой поселок с асфальтированными улицами. Автобус и все микроавтобусы, микрики, уже ушли в Улан-Удэ и на сегодня их больше не будет. Влипли. На завтрашних мы уже не успеваем на поезд. Ага, вот и микрик! Водитель наотрез отказывается сегодня везти нас ни до Улан-Удэ, ни до Усть-Баргузина. Водитель автобуса предлагает нас вечером довезти до Баргузина, а там у него есть знакомые с микриками. Вечер это в 5 из Курумкана плюс 3-4 часа до Баргузина и там всю ночь, если кто поедет ночью, до Улан-Удэ. Оставим этот вариант на крайний случай, а пока надо покушать позы.
Позы класс! Меняю дежуривших у рюкзаков. И тут подъезжает мужик на микрике. Начинается нормальный разговор о цене. Договариваемся о двух тысячах со всех до Усть-Баргузина, а это около 180 километров. Выходит меньше чем по 300 рублей с носа.
Пока народ поглощает позы, я начинаю загружать рюкзаки в микрик. Водитель предложил их загрузить на багажник, который находится на крыше. Нет, на крыше - это не есть хорошо. Дождь, пыль ну и прочие гадости. Тем более все хорошо входит и в салон.
40 километров от Курумкана, в сторону Усть-Баргузина, идет асфальтированная дорога, а дальше - сплошная "стиральная доска". Во времена строительства БАМа в эту дорогу были вложены большие деньги. Это был так называемый автоБАМ. По нему завозили стройматериалы для строительства БАМа. Было закуплено и построено два асфальтовых завода. Один, в Курумкане, действует и по сегодняшний день, и второй - в Баргузине, который так и не запустили, а впоследствии разворовали все оборудование. Так и осталась дорога не заасфальтированной полностью. Так за разговорами подъезжаем к паромной переправе через реку Баргузин в Усть-Баргузине. Для людей переправа бесплатная, а для машин 25 рублей с легкового авто. Рассчитываемся с водителем и заходим на паром. Через реку паром буксирует небольшой катер. На противоположном берегу сам Усть-Баргузин. Мы разыскиваем автостанцию и к нашей великой радости узнаем, что в 14 часов в Улан-Удэ идет маршрутка. Касса закрыта, но говорят перед рейсом ее открывают.
Ждем, ждем, ждем. Вот уже и 14, а касса все закрыта. Подъезжает какой-то микрик. Оказывается, это и есть тот, который мы ждем. Появляется и кассир. На маршрутку есть только 3 свободных места… Нет, мы так не едем. Разбиваться мы не будем.
Длительные поиски увенчались успехом. Андрей договаривается о 2100 рублях со всех. Загружаем рюкзаки в микрик и просим водителя завести нас в позную. Уже хочется кушать, а в Улан-Удэ мы приедем только поздно вечером.
И опять дорога. Около поселка Гремячинск, дорога выходит на берег Байкала. На Байкале шторм. Километров за сто до Улан-Удэ начинается асфальт.
В половине одиннадцатого мы на ж/д вокзале Улан -Удэ. У нас есть договоренность о ночевке у знакомых Андрея, но уже много время и беспокоить людей не хочется. Идем узнать о местах в гостинице вокзала. Ужасть - 290 рублей за 12 часов. Нет, нас это не устраивает. Значит, будем в зале ожидания. Андрей все-таки пошел сделать звонок - вежливость. Вдруг надо передать посылочку в Екатеринбург.
Пришел и говорит, что нас всех ждут. Ну что, раз так - едем. Нанимаем пару такси - и в путь.
Картошка, салатик, хлебушек! Как давно мы всего этого не ели.

26-28 августа - г. Улан-Удэ - г. Екатеринбург
Ну, вот и поезд. Транссиб сначала идет по берегу реки Селенга, а затем выходит на берег Байкала. По правую сторону - бушующий Байкал, по левую - хребет Хамар-Дабан. Вершины хребта покрыты снегом. Вот и наступила осень.
Мы смотрим в окна и вспоминаем о НАШЕМ лете! Пусть была физическая усталость и гудящие к вечеру ноги. Это забудется. Главное, что в памяти останутся счастливые моменты этого путешествия.

Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!Дневник путешествия по Забайкалью или "Как мы на сплав ходили"!