22 июля 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Автопутешествия и автомобильный туризм

Навигация

Навигатор MAPS.ME с заранее выставленными отметками всех достопримечательностей, планируемых мест ночевок и возможных мест пополнения запасов родниковой воды.

Скриншоты спутник-карт особо важных зон (подъездов, мест ночевок и т.д.) в разных масштабах. (карты необходимы для сравнения т.к. MAPS.ME иногда может сильно тупить и прокладывать более короткие маршруты, по не проезжаемым или очень плохим дорогам)

Другие вопросы:

1. Местоположение (координаты) достопримечательностей смотреть под фото «Показать на карте» или «Объекты на фото», местоположение и координаты мест ночевок см. под фото мест стоянок (машина с палатками) «Показать на карте».

2. Состояние дорог и подъезды будут упомянуты лишь в некоторых вызывающих вопросы случаях.

3. Покупка продуктов: на продуктовых рынках и в сетевых магазинах (в Ингушетии, Чечне и Дагестане вне крупных населенных пунктах как правило существуют только небольшие, частные магазины, особенно умиляют Гастрономы Дагестана).

4. Приготовление еды на газовой плитке и горелке, запас воды 30-40 литров, хватало на два дня.

4. Некоторая информация о посещенных и некоторых близких к маршруту, но не посещенных туристических объектах будет дана в основном тексте нитки маршрута.

Сроки поездки: 29.05.2021 - 09.06.2021

Подробная нитка маршрута с разбивкой по дням

1 день

Выезд из Н. Новгорода около 6 часов утра.

Ночевка в очень хорошем месте, на берегу реки Иловля у п. Захаровка (Волгоградская обл.)

Координаты под фото «Показать на карте»

Пробег 885 км

2 день

д. Песковатка – попытка проезда на Голубинские пески. Дорогу прервал глубокий брод через протекающий ручей - искать объезды и тратить время не захотелось.

Посещение военного мемориала в Волгоградской области у д. Россошка, который состоит из огромного немецко-румынского кладбища и небольшого кладбища в котором похоронены (найденные поисковиками за последние два десятилетья) красноармейцы, некоторые из них, индицированные по посмертным пеналам имеют собственные именные могилы.

Великолепное обустройство отдельных и огромной, цилиндрической (круглой) формы, братской могилы немецких и румынских фашистов удивляет.

На стенах этой огромной цилиндрической могилы на граните, в назидание другим, высечены имена около ста двадцати тысяч фашистов, уничтоженных в местных боях,пропавших без вести и могилы которых невозможно установить. Здесь же, на немецкой половине Мемориала Россошка закопано еще около 48 тысяч этих горе вояк, убийц и оккупантов.

Удивляет необычной архитектурой и построенная здесь "Часовня Мира".

Но главной нашей целью посещения мемориала Россошки была его Русская часть,

где помимо прочих есть могила одного молодого 27 летнего солдата, чьи останки так же были недавно найдены поисковиками в засыпанном взрывом окопе, опознаны по записке, найденной в посмертном пенале и перезахороненные здесь.

Это была первая встреча с родным дедом одного из нас.

Далее: Посещение музея-заповедника «Старая Сарепта»

«Музей-заповедник «Старая Сарепта» – уникальный архитектурный ансамбль, включающий в себя 26 зданий, 23 из которых памятники федерального значения XVIII–XIX веков. Это самый большой сохранившийся до наших дней архитектурный комплекс, построенный колонистами-гернгутерами.

14 сентября 1765 г. посланники Братского союза из г. Гернгута во главе со старостой Даниэлем Фиком основали по приглашению российской императрицы Екатерины II в Астраханской губернии в 28 верстах южнее Царицына на реке Сарпа колонию Сарепта»

Мы заглянули в кирху, выставочный зал с сохранившимися вещами проживавших здесь когда-то поволжских немцев, прошлись по площади и поехали дальше.

Проезд Элисты, пополнение продуктов в магазине Магнит, движение дальше, в сторону Владикавказа.

Ночевка в Калмыцкой степи недалеко от водохранилища Маныч (река Калаус). Место мы выбрали ровное, с мягкой травой и в некотором отдалении от водохранилища к востоку, где меньше летающих насекомых и тише слышны трели сотен лягушек.

Координаты под фото «Показать на карте»

Пробег 575 км

3 день

Посещение кладбища жертв теракта в Беслане «Город Ангелов»

«Память о многочисленных жертвах Бесланского теракта болью отзывается в сердце каждого жителя Северной Осетии. Этой трагедии посвящен мемориальный комплекс под названием «Город ангелов». Здесь находятся могилы с памятниками из розового гранита, в которых покоятся погибшие дети, родители, учителя. Установлен памятник погибшим при освобождении школы спецназовцам, а также монумент Дерево Скорби в виде женских фигур, держащих на своих руках детей-ангелов»

Мемориальный комплекс в Беслане

Бесланская школа № 1 превратилась в мемориал, куда приходят поклониться всем жертвам террористического акта, совершенного здесь в сентябре 2002 года. Место трагедии – спортзал с выбитыми окнами, ободранные стены с пулевыми отверстиями, обгорелые потолочные балки. На стенах развешены фотографии, в центре установлен крест, а возле него – цветы, бутылки с водой и игрушки.

Среди погибших в школе – 186 детей. Вокруг зала сооружен золотой каркас в виде памятного венка. Рядом со спортзалом установлен поминальный колокол. А на территории бывшей школы построен храм Бесланских Младенцев.

= = = =

Лишь скорбь, лишь стон, лишь гнева мат-

Беслан залитый детской кровью......

Здесь был тогда кромешный ад,

Здесь до сих пор всё дышит болью...

В огне в спортзала все сгорело,

Лишь уцелел сосновый пол-

Десятки, сотни юных тел он,

В своем спасении нашел.

Ни кто за зверства не ответил,

Лишь крест уныния стоит,

А тот звонок, что утром встретил,

В ушедших душах все звенит.

= = = = =

Во Владикавказе посещение «Пятерочки» и площади Победы.

Движение в сторону Кармадонского (Геналдонского) ущелья.

Ночевка в 2,6 км до отворота к нему, на благоустроенной беседками площадке для отдыха, на холме, над горной рекой Гизельдон.

Координаты ночевки под фото «Показать на карте»

Пробег 435 км

4 день

Кармадонское ущелье:

Удивительно красивое и одновременно опасное место, на высоте 1 км над уровнем моря. Печальную известность обрело в 2002 году после обвала ледника Колка и схода лавины, в одночасье похоронившей под собой поселок Нижний Кармадон и 120 человек, в том числе группу Сергея Бодрова.

В Кармадонское ущелье ведет две дороги – верхняя, ведущая в поселок Кармадон и где еще попутно можно заглянуть в Некрополь «Город мертвых» (старинное кладбище), дальше по той дороге, уже с верху можно спуститься и в само Кармадонское ущелье.

Но мы переехав по мосту сначала на правый берег Гизельдона, через 2.6 км после места ночевки свернули с этой, верхней дороги и снова переехав р. Гизельдон ушли на грунтовку, идущую вдоль реки Геналдон в низ (конец) Кармадонского (Геналдонского) ущелья где и пронесся в сентябре 2002 года тот ужасный ледник перемоловший и похоронивший под собой десятки людей в т.ч. и съемочную группу Сергея Бодрова.

Двигаясь вверх, мы проехали всё ущелье, сильно изменившееся после того ужасного события. Дорога идет сейчас гораздо выше, по растаявшим и высохшим селевым отложениям, бывшие здесь когда-то туннели полуразрушены, завалены и сейчас не используются. Мы проехали до туннеля до которого очень долго когда-то пытались пробиться спасатели и волонтёры, чтобы найти останки погибшей группы Сергея Бодрова.

Сейчас здесь ему и его съемочной группе установлены памятные доски.

Далее через Кармадонские вороты мы выехали в обширную долину и доехали почти до самого поселка Кармадон. Навигатор показывал, что всего в каких-то 400 метрах над нами на склоне горы есть и еще один памятник «Мать Скорбящая», установленного на месте лагеря спасателей, пытающихся найти группу Сергея Бодрова, но поняв, что подняться туда будет очень сложно и посмотрев в сторону склонов гор Казбек и Джимарай Хох, с которой сошел ледник Колка, мы повернули назад.

Тут же установлен еще один местный памятник.

По пути мы пополнили запасы питьевой воды в одном из мощных родников, бьющего прямо из скалы и впадающего в р. Геналдон – этой Кармадонской воды затем нам хватило на два дня.

Надо сказать, что ледник Колка пронесся не только через Кармадонское ущелье, но и ушел дальше, в следующее ущелье по руслу реки Гизельдон, натворив немало бед и там. В месте где он наконец остановился сейчас установлен «Памятник погибшим при схождении ледника Колка».

Вернувшись почти до Владикавказа мы направились по дороге в сторону границы с Грузией и свернув через реку Терек, направились к границе республики Ингушетия. На блокпосту у нас списали данные с паспортов, спросили есть ли у нас квадракоптер и попросили открыть для осмотра багажник.

Подозрений у Ингушских "пограничников" мы не вызвали и вскоре мы уже ехали по довольно крутым серпантинам горной Ингушетии, заповедника Эрзи и Ингушского заказника, обозревая потрясающие виды. Да, мы не побывали на Столовой горе (Маат-Лоам) с пещерами и гротами, не стали ездить на Фуртоугский водопад, что отняло бы очень много времени, но планов на этот день было и так достаточно.

Сначала нам попались башенные комплексы и огромная мечеть у села Ольгети.

А затем нас ждали крутые и затяжные серпантины на перевал высотой более 2000 км и с которого нам открылись виды на огромные горы Ингушетии.

Затем был такой же длинный спуск, при котором, как и при подъёме не раз приходилось объезжать мирно пасущихся здесь баранов и коров.

Ну а далее были:

Башенный комплекс "Лейми".

Древний Эгикал – крупный башенный комплекс в Ингушетии.

"Множество построек рассыпаны по южному склону горы Цей-Лоам в Ассинском ущелье. Эгикал завораживает и удивляет, кажется, что в этом красивом месте дышит сама история. Это колыбель всей Ингушетии, именно отсюда началось расселение местного народа, здесь же находятся древнейшие постройки (более 100) и множество захоронений, датируемые XII-XVI веками"

Далее асфальтовая дорога уходит на север, вдоль ущелья реки Асса, по ней мы поедем завтра.

Для съезда дальше, вверх по реке Асса пришлось оплатить 150 руб. (за что мы так и не поняли – видимо какие-то сборы за использование зоны отдыха), но двигаясь далее мы увидели:

Храм Тхаба-Ерды

"Древний христианский храм, возведённый предположительно к концу VIII-го началу IX-го веков. О происхождении его названия имеется три версии: В переводе с ингушского «Наша вера». Вторая версия храм во имя «Двух тысяч святых».Третья версия Тхаба-Ерды — это переиначенное Тома-Ерды, что в переводе с ингушского «храм святого Фомы». Архитектура храма сочетает в себе традиции зодчества грузинского и ингушского народов"

И Башенный комплекс Вовнушки

"В Джерайхском районе Ингушетии на вершине скалы стоит удивительный замок Вовнушки, полный мрачного очарования и старинных легенд. Его название переводится как «место боевых башен». С вершины скалы открывается красивый вид на ущелье, где мощные потоки воды, ударяющиеся об камни, создают каскад брызг и море пены"

На ночь мы встали в густом и сказочном лесу, на берегу реки Асса.

Нам повезло, был будний день и в некотором отдалении от нас ночевало две или три группы, но говорят - в выходные здесь бывает гораздо больше народа.

Пробег 125 км

5 день

Вернувшись до шлагбаума, мы направились на север, вниз с гор, по ущелью горной реки Асса.

Затем, пройдя выездной блокпост, мы спустились в долины и добравшись до трассы Кавказ повернули в сторону Чечни. На границе нас не кто не останавливал.

В этот день сначала мы увидели:

Мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова

"Мечеть «Сердце Чечни» - мечеть в центре Грозного, одна из крупнейших в России и Европе. Строительство мечети было начато в апреле 2006 года и закончилось в октябре 2008 года»

(С этой выдержкой из Википедии я бы не спорил, кроме одного – насколько мне известно граница Европа - Азия проходит по Босфору, пересекает Черное море до Керченского пролива и поднимаясь по Азовскому морю до р. Дон далее идет на юго-восток, с севера от Кавказа к северным берегам Каспийского моря, а ещё далее к Уральскому хребту и по нему к Ледовитому океану.

То есть: и Дагестан, и Чечня и Осетия, и вообще весь Кавказ в том числе и города Сочи, Краснодар, Новороссийск, Туапсе и т.д. – это АЗИЯ!)

Вот же как она проходит:

Затем мы осмотрели:

Дворец торжеств

Центр Грозный Сити

Площадь Минутка

г. Аргун

Мечеть имени Аймани-Хаджи Кадыровой в Аргуне

«Мечеть «Гордость мусульман» имени пророка Мухаммеда – построенная в XXI веке в центре г. Шали - вмещает до 30 тысяч человек, а прилегающая территория — до 70 тысяч»

Далее была удивительная, новая серпантинная, "Императорская" дорога с очень длинными подъёмами и спуском к жемчужине Дагестана и Чечни горному озеру Кезеной-Ам с бирюзовой водой.

(перед началом этой горной дороги, идущей не только к этому озеру Кезеной-Ам, но и в республику Дагестан на блокпосту Чеченские милиционеры проверяют паспорта и записывают данные – всё вежливо, быстро и тактично)

К сожалению, погода была пасмурной, а по дороге в основном были облака.

В настоящее время это озеро становится известной туристической достопримечательностью и кроме замечательной дороги к нему (сразу после отворота к озеру в сторону Дагестана асфальт заканчивается) сейчас на берегу этого озера построены и строятся (на Чеченской территории) несколько отелей и туристических баз.

В озере водится рыба в том числе и живущая только здесь, местная форель, по озеру устраивают лодочные прогулки и рыбалки. Развиваются и другие туристические предложения – окружающая местность очень живописна.

Вот что можно узнать об этом озере в интернете:

"18 апреля 2015 в Веденском районе Чеченской Республики открылся туристско-рекреационный кластер «Кезеной-Ам» на берегу одноимённого озера. Спортивно-туристский комплекс включает в себя гостиницу на 58 номеров, люкс-коттеджи общей вместимостью 40 человек, ВИП-коттедж, ресторан, баню, спорткомплекс площадью 1200 м;, спортплощадки, лодочную станцию, пирс и другие объекты.

В проекте — строительство канатной дороги, конференц-зала, ресторанного дворика, выполненного в этнографическом стиле, детского развлекательного комплекса. Также планируется разработка и реализация конных, пеших, вело- и квадро-экскурсий, строительство палаточного городка"

= =

На ночь мы остановились в кемпинге, со стороны республики Дагестан, заплатив за въезд всего 100 рублей.

В этом же кемпинге можно снять и беседки, а чуть позже и строящиеся там сейчас домики.

Пробег 235 км

6 день

В этот день мы добрались наконец-то до Дагестана.

Не решившись ехать с озера Кезеной – Ам по щебенистым дорогам напрямую в Дагестан (тем более это не совсем укладывалось в намеченный нами маршрут), мы вернулись назад по той же красивой и новой горной дороге практически до г. Шали и выехав далее на трассу Кавказ направились в сторону Дагестана, где вскоре свернули в направлении Сулакского Каньона.

По пути мы планировали заглянуть еще и на Гельбахские минеральные ванны. Сейчас к ним проложена новая асфальтовая дорога и можно снять не только ванные, но и номера с ночевкой. Посмотрев на них лишь со стороны с перекрестка, посещать эти источники мы не стали, но кому это интересно – отворот к ним находится приблизительно в 3.5 км от д. Гельбах в сторону Сулакского каньона (координаты ванн: 43.123427, 46.84611).

Проезжая деревню Ново-Зубутли мы увидели нескольких мальчишек делающими руками круговые движения приглашая нас на что-то или куда-то – затем мы узнали, что именно там организуются катерные прогулки по реке Сулак, по дну Сулакского каньона с потрясающими видами.

Далее был снова крутой серпантин вверх со смотровой площадкой.

А у города Дубки мы впервые смогли осмотреть с двух смотровых площадок и сам Сулакский каньон.

(Предложения нанять катер для прогулки по дну Сулакского каньона втречаются как на смотровой площадке ещё при подьеме на плато, так и на смотровой площадке в г. Дубки - возможно это очень интересно. К нам просто подходили с этими предложениями и объяснили зачем нам махали мальчишки в конце Сулакского каньона)

«Сулакский каньон — каньон на территории России в долине реки Сулак (Республика Дагестан), глубочайший каньон Европы. Протяженность каньона составляет 53 километра, глубина достигает 1920 метров. Это на 63 метра глубже Большого каньона в США и на 620 метров глубже Каньона реки Тара (Черногория)»

(И здесь, из этой выдержки из интернета, мне непонятно почему это глубочайший каньон Европы, если Дагестан — это Азия)

Нам показалось мало осмотреть этот каньон с площадок г. Дубки и далее двигаясь по асфальту на юг мы свернули на грунтовую дорогу и изрядно наездившись по крутым каменистым дорогам максимально приблизились к плотине Чиркейской ГЭС и еще там осматривали и сам каньон, и плотину

(координаты последней смотровой площадки смотреть под фото "Показать на карте")

На этом живописном месте мы могли бы и остаться ночевать, но было еще рано и мы продолжили движение.

По пути мы сделали остановку и сфотографировали Чиркейское водохранилище, где сейчас тоже развивается туризм.

Далее мы проехали очень длинный Гимринский тоннель.

«Гимринский автодорожный тоннель Самый длинный на территории России. Расположен он в Дагестане и соединяет село Гимры и город Буйнакск. Благодаря строительству тоннеля была обеспечена бесперебойная транспортная связь с Ирганайской ГЭС, а также между девятью районами Дагестана и железной дорогой»

Далее, перед Ирганайским водохранилищем нас остановил (заметив наши номера) наш, Нижегородский гаишник что бы поболтать от скуки с нами. Оказывается, в Дагестане, видимо не доверяя местным силовикам, по полгода в командировках находятся гаишники со всей России и нам они еще попадутся при выезде из Дагестана в сторону Калмыкии.

На ночь мы остановились, найдя съезд с дороги, на берегу реки Аварское Койсу. Место вроде бы неплохое, но большое количество мусора и коровьих лепешек немного портило атмосферу.

К запланированной в этот день ночевке на горном озере Мочох, да еще по щебенистым дорогам нам было уже не добраться.

Воду в этот день, как и в предыдущий мы набирали в роднике, в одном из селении Чечни, по дороге на озеро и с озера Кезеной-Ам – их там по пути очень много.

Пробег 275 км

7 день

Этот день был посвящен посещению самых интересных мест горного Дагестана.

Сначала мы направились на Хунзахское плато, в сторону водопада Тобот, где по пути делали остановки фотографируя склоны гор, местами в древности превращенные местными жителями в террасы, а в встреченном по дороге роднике набрали воды.

Ну а затем мы увидели и сам водопад Тобот с западной смотровой площадки.

«Еще одно уникальное место Дагестана – водопад Тобот в Хунзахском районе, спускающийся в Цолотлинское ущелье – глубокий каньон, окруженный высокими горами. Путешественники, приехавшие в эту местность, увидят перед собой изначально ровную поверхность, равнину, которая вдруг внезапно обрывается, на миг даже может показаться, что это край света»

В том же ущелье (каньон Цолотль), в который падает водопад Тобот, есть и еще один водопад, находящийся к юго-востоку от него и хорошо видный с той же западной смотровой площадки, носящий имя водопад Итлятляр.

Осматривая водопады Тобот и Итлятляр, можно хорошо рассмотреть и Хунзахскую крепость в Арани.

Но еще большее впечатление вызывает вид на сам, огромный каньон реки Тобот -Цолотлинское ущелье , уходящее на юг.

Далее по дороге в Карадахскую теснину нам пришлось поплутать по подсказкам глупого навигатора, загнавшего нас  через селения Кахикал и Тагада в горный аул Уздалросо. Вскоре мы все же нашли нужную дорогу и спустились к селу Карадах (это был единственный косяк в этой поездке, когда мы доверились этому навигатору, зная, что он всегда может проложить короткую дорогу, которая может быть очень сложной - зато мы покатались по узким и серпантинным дорогам в горных селах, построенных прямо на крутых склонах, посмотрели как живут там люди и даже закупились фруктами и овощами в одном маленьком, местном  магазинчике) - ехать же было нужно низом, вдоль Гоцатлинского водохранилища.

Вскоре мы были и у начала тропы в Карадахскую теснину.

«Карадахскую теснину также называют «Воротами чудес». Расположена теснина между Гунибским и Хунзахским районами. Отрог Дарадинского хребта, Гачамеэр, высотою 400-500 м рассечен, вернее, пропилен узкой вертикальной щелью, из которой навстречу вам течет небольшая речка, сотворившая это чудо. Когда вы вступаете из довольно широкой части ущелья в теснину, вас поражает буквально все окружающее. Прежде всего, кажется, что вы находитесь как бы в узкой пещере или в туннеле, ибо вас окружает почти сплошная темнота»

Мы дошли до самого конца этой теснины.

Как выяснилось потом – нам повезло, на следующий день прошёл сильный ливень после чего, из-за сильно поднявшегося уровня реки, эта теснина была закрыта для посещений на несколько дней.

Далее мы рискнули и проехали напрямую 18 километров через аул Мурада по грунтовой, горной дороге, двигаясь в сторону аула Салта.

Дорога была пыльная и местами очень крутая, с перевалом но особых проблем не доставила, а потрясающие виды все компенсировали. Кроме того, мы отметили, что на ней есть несколько мест, где вполне бы можно было ночевать с красивыми видами и в окружение горных сосен.

Преодолев перевал и спустившись вниз вскоре вновь появился асфальт, и мы направились в сторону села Салта с целью посещения еще одного удивительного места – ущелья Салтинское или Салтинской теснины и Салтинского пещерного водопада.

«Салтинская теснина является удивительнейшим памятником природы и находится под охраной государства с 1983 года. На входе в теснину расположен живописное озерцо с родниковой водой из которого местные берут по трубам воду.

В сезон большой воды здесь течет река под названием Бакдакули, но большую часть времени года она или очень мала или уходит под камни.

Теснина поражает и своей узостью, высотой и «висящими камнями», но вскоре она переходит в грот в конце которого находится красивейший водопад падающий с двадцатиметровой высоты, который еще называют подземным.

Двенадцатидневное автомобильное путешествие по южному региону Европейской части России, Центральному и Восточному Кавказу Двенадцатидневное автомобильное путешествие по южному региону Европейской части России, Центральному и Восточному Кавказу Двенадцатидневное автомобильное путешествие по южному региону Европейской части России, Центральному и Восточному Кавказу Двенадцатидневное автомобильное путешествие по южному региону Европейской части России, Центральному и Восточному Кавказу

Салтинская теснина уникальна своими естественными туннелями, по которым протекает эта река. На сегодняшний день это одно из красивейших мест Дагестана»

Но при нашем посещении этого удивительного места дно этого ущелья было абсолютно сухим, а от водопада остался лишь каплепад - здесь сразу вспоминаются видео про это место, когда по теснине люди идут босиком, прямо по дну холодной речки, а водопад громко падает из огромной дыры в потолке этой пещеры .

Что бы увидеть этот водопад во всей красе нужно приезжать сюда либо после сильных ливней, либо весной, но время таяния снегов.

Далее, со смотровой площадки мы осмотрели жемчужину Дагестана село Гуниб, с домами, как ласточкины гнезда, прикрепленные на крутых склонах горы. В этом селе и рядом с ним есть крепость, мечеть, беседка Шамиля, парки с панорамными видами и т.д. но ехать по серпантинам, на другую сторону ущелья, в это село не захотелось.

Зато двигаясь дальше в мы увидели не мало и других удивительных Дагестанских сел построенных буквально на горных вершинах и крутых склонах.

А затем еще мы подъехали к месту, откуда местные, на УАЗах забрасывают туристов для осмотра еще одного известного, горного, заброшенного в настоящее время, села под названием Гамсутль.

Нам даже удалось неплохо рассмотреть из далека некоторые его дома, но на фото, против солнца они почти не просматриваются. Проехать можно и самим на машине 4х4, но кто-то заботливо установил здесь шлагбаум, который открыть могут только водители этих местных "шатлов". Но и поднявшись на машине еще придется довольно долго идти пешком со значительным подъемом, что бы увидеть это заброшенное, горное село.

«В Гунибском районе Дагестана, на гребне горы Гамсутльмеэр, находится красивый аварский аул Гамсутль. Много лет назад на его месте находилось большое аварское поселение, высеченное из скал, самодостаточное и неуязвимое для завоевателей. В ауле были детский сад, школа, поликлиника и даже роддом»

Стоит лишь удивляться, как на таких высотах, на гребнях отвесных гор были построены такие села-аулы и как люди там жили.

На ночь мы остановились совсем недалеко от горной дороги, под аулом Чох, на площадке с потрясающими видами.

Двенадцатидневное автомобильное путешествие по южному региону Европейской части России, Центральному и Восточному Кавказу  Двенадцатидневное автомобильное путешествие по южному региону Европейской части России, Центральному и Восточному Кавказу

Редко проезжающие машины нам совсем не мешали, а иногда издаваемые жалобные призывы какого-то ишака из удивительного, горного села-аула Чох, большинство домов которого тоже построены на крутом склоне, создавал дополнительный колорит.

Аул Чох

Пробег 125 км

8 день

(При более длинном времени, отведенном на это путешествие можно было бы еще съездить в село Кубачи, славящегося изготавливаемыми в нем ювелирными изделиями и смотровой башней с панорамными видами, но на это, вероятно, ушел бы целый день)

Собравшись мы направились в сторону Дербента и Каспийского моря, где по дороге сделали еще несколько замечательных фотографий окружающих гор и пополнили запасы родниковой воды.

В Дербенте мы осмотрели:

Мечеть Бабуль Абваб

Землянку (дом) Перта 1, где он ночевал во время своего Персидского похода

Посетили колоритный Дербентский рынок, где закупили рыбу, абрикосы и очень вкусный местный сыр двух видов, который ели потом несколько дней.

И конечно-же мы посетили Крепость Нарын-кала.

«Древняя доарабская цитадель, часть Дербентской крепости, соединённая с Каспийским морем двойными стенами, призванными перекрывать так называемые Каспийские ворота в Персидскую державу. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО»

Далее мы направились в сторону поселка Приморский, где покатались по дорогам по растущему в этих краях удивительному Самурскому лесу, похожему на джунгли, и побывали на берегу Каспийского моря.

«Самурский лес (лезг. Самурдин там) — массив реликтовых умеренно-субтропических лиановых лесов в России, расположен в Магарамкентском районе Дагестана примерно в 200 км к юго-востоку от Махачкалы и в Хачмазском районе Азербайджана. Название связано с его расположением в дельте реки Самур»

Каспийское море в этом месте нам не понравилось – волны, очень мелкое дно, а вода грязная. Но не смотря на близость рядом какой-то военной части и какой-то турбазы нам удалось найти очень неплохое и тихое место для ночевки с видом на Каспийское море, под огромными дубами в сказочном, лиановом Самурском лесу.

Это место настолько нам понравилось, что и на следующий день, после поездки на Ахтынские горячие ванны, мы снова вернулись сюда и провели здесь еще одну ночь.

Пробег 250 км

9 день

Основной целью этого дня было посещение Ахтынских горячих источников (Ахтынских бань» и желанию увидеть, хотя бы издали гору Шалбуздаг.

Дорога шла вдоль живописной, горной реки Самур, давшей название и Самурскому реликтовому лесу, где мы провели две ночи в этой, нашей поездке.

В г. Ахты мы осмотрели местную крепость и краешком увидели один из склонов горы Шалбуздаг.

Ну а затем мы проехали в аул Карукал, в Санаторий "Источники Ахты", и сняли по 200 руб. с человека на час одну из термальных бань под названием «Офицерская» в которой было две ванные с удивительной и очень горячей Ахтынской водой.

Отпаривает и очищает гожу она просто замечательно и явно обладает лечебными свойствами.

Здесь же, в санатории "Источники Ахты" можно снять довольно дешево и номера для отдыха и лечения со своими термальными банями, но мы основательно отпарившись и отдохнув направились назад, заехав еще раз в село Мискинджа, от которого есть горная дорога к высокогорной мечети.

Именно из села Мискинджа многие и совершают восхождение на гору Шалбуздаг.

Проехать до горной мечети можно, как и на своей машине 4х4 (на МарS Ме эта дорога указана), так и наняв местных таксистов, ну а там до вершины можно сходить за один день.

К сожалению, сама гора в этот день была в тумане и нам не удалось ее увидеть, ну а для восхождения на нее, наверно стоит организовать отдельную поездку.

«Шалбуздаг - одна из самых важных туристических и религиозных достопримечательностей Южного Дагестана, которая также является одной из высочайших вершин юго-восточной части Главного Кавказского хребта. С ней связано множество поверьев и легенд. Невозможно ощутить все величие горы Шалбуздаг по фотографиям, это нужно увидеть»

Еще одна туристическая достопримечательность этих мест этот Село Куруш – самое высокогорное село в России с высотой над уровнем моря 2560 м.

Нас же в этот день ещё ждала покупка двух килограммов свежайшей баранины, обычных для Чечни и Дагестана вкуснейших помидор, абрикосов и замечательный ужин в этой самой дальней точки нашей поездки.

Вообще - купить свежее мясо в Осетии (Алании), Чечне и Дагестане довольно легко магазинчики с названиями «мясо» встречаются довольно часто. Из купленной нами баранины мы приготовили великолепное рагу.

Вторая ночевка на предыдущем месте в Самурском лесу, под огромными дубами, на берегу Каспийского моря.

Пробег 230 км

10 день

Начало возвращения домой.

Набор воды в организованном источнике (как и в предыдущий день) на улице Победы поселка Кабир-Казмаляр – ее нам хватило до конца этой поездки.

Движение в сторону г. Махачкала.

Осмотр центральной Джума – мечети.

Покупка Кизлярского коньяка, посещение Бархана Сарыкум.

«Бархан Сарыкум - крупнейшая одиночная песчаная гора в мире! Высота горы порядка 250 м, длина около 12 км, ширина - около 4 км. Входит в состав Дагестанского заповедника.»

Посещение бархана за символическую плату. А купив билеты и местные сувениры мы поднялись до самой верхней смотровой площадки, внимательно все осмотрев по пути.

Далее было движение в сторону Калмыкии где вскоре показались довольно унылые виды Ногайской степи.

«Ногайская степь — засушливая безлесая равнина на востоке Северного Кавказа в междуречье Терека и Кумы. Регион расположен на территориях Ставропольского края, северного Дагестана и Чеченской республики. Название происходит от этнонима ногайцы.»

На границе с Калмыкией нас остановили люди в форме и с автоматами. На этот раз наши паспорта и машину осматривал ростовский милиционер.

Вскоре, после прохождении границы мы нашли отворот и отъехав как можно дальше от дороги выбрали неплохое место для ночевки на окраине Ногайской степи, переходящей далее в Калмыцкие степи.

Ногайская степь известна еще и тем, что на ней произрастает огромное количество можжевельника, который встречается здесь повсеместно и местами буквально целыми лесами.

Пробег 490 км

11 день

Утром нас немало позабавил трудяга - жук навозник (местный скарабей) перекатывающий сляпанный им из непонятной субстанции шарик.

Дождавшись пока он обкатит нашу машину – мы тронулись в путь.

По пути мы посмотрели еще два Меклетинских розовых озера, которые на карте не особо разделяются и называются озеро Колтан-Нур.

«Меклетинские розовые озера — озера, находящиеся на территории Меклетинского заказника, имеющие необычный розовый цвет. Меклетинский заказник является частью заповедника Чёрные земли (заповедник), находится в Черноземельном районе Республики Калмыкии»

Видели мы и отворот в Заповедник Черные Земли, но поездку в него мы не планировали.

Есть в этих местах и интересные родники, выделяющие метан, а при поднесении к ним огня начинающие гореть. Особенно эти родники интересно смотреть ночью, в темноте. Таких "Огненных" родников в Калмыкии несколько и один из них находится недалеко от д. Адык.

Далее нас ждала уже известная нам дорога через Элисту и Волгоград, двигаясь по которой, к вечеру мы приехали к последней намеченной нами туристической достопримечательности в этой поездке - находящемуся на берегу Волгоградского водохранилища и недалеко от д. Суводская удивительному оврагу под названием «Александровский Грабен».

«Памятник природы основан в 2009 году. Площадь – 16 га. Причина создания – попытка сохранить единственное геологическое обнажение во всём Поволжье. Интересен тем, что слои земли провалились на 200 метров. Этот участок постоянно исследуется. Примечательно и время начала этого явления – более 30 миллионов лет назад»

Склоны из твердой глины этого оврага удивительно размыты дождями и даже напомнили мне чем-то склоны Брайс каньона в США, конечно они не такие красивые, цветные и огромные как в Брайсе, но тоже впечатляют и привлекают многочисленных туристов.

Мы отметили необычайную чистоту – в окрестности не было даже небольших бумажек, ну а в середине недели, после 18 часов у Александровского Грабена никого из туристов не осталось, и мы провели здесь последнюю ночь в этой поездке, в месте с потрясающими видами.

Недалеко от Грабена можно спуститься к местному озеру и на берег реки Волга.

Пробег 680 км

12 день

Утром, сделав последние фотографии, около семи утра мы отправились в путь и, практически без остановок и приключений, преодолев 880 км, около 16 часов были уже в Нижнем Новгороде.

Общий пробег: 5182 км

= = = = = = =

Еще одним из итогов этой поездки были прришедшие шесть штрафов за превышение скорости от 20 до 40 км и один повторный штраф за превышение скорости от 40 до 60 км. Шесть из них (в том числе и повторный, за превышение скорости от 40 до 60 км) были зафиксированы при пересечении туда и обратно казалось бы такой безобидной и небольшой Пензенской области и лишь один штраф был из Волгоградской области.

Из Дагестана, Чечни, Осетии, Ингушетии и Калмыкии не пришло не одного «счастливого» письма.

Июнь 2021 г.

Источник : "http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5803385/" rel="nofollow"