3 декабря 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Таджикистан
Вид туризма: Горный туризм

Несколько недель назад мы вернулись из Фанских гор, и я до сих пор, рассматривая фотографии, не могу поверить в то, что такое место на Земле существует.
Если говорить о Фанах коротко, то это прекраснейший горный район, с потрясающим ландшафтом, и, самое главное, с невероятным количеством разнообразный озер. Не зря все-таки Юрий Визбор так воспел Фанские горы. Это, конечно же, и рай для фотографов, созерцателей и просто любителей прекрасного, сюда непременно хочется возвращаться, видеть, чувствовать, и впитывать всю эту красоту.

А теперь по-порядку.

Фаны находятся в Таджикистане, высшая точка района – г. Чимтарга (5489 м). Отличительной чертой Фанских гор является наличие постоянно хорошей погоды в августе-сентябре. Настолько хорошей, что даже скучно. Шутка, конечно. Мы здесь были с 18 по 29 августа, и за все время у нас 2 раза не больше часа моросил легкий дождик и еще 2 раза были облака и тучи, но дождь не пошел (хоть таймлапс с этими облаками удалось поснимать!). Остальное время только солнце и звезды. Район очень теплый, но не жаркий, что тоже приятно. Температура днем у нас была +20..30۫ºС, ночью – в большинстве случаев около +10 ºС, один раз (ночевка на 4100 м) – близка к нулю.
Кроме того, конечно же, Фаны – это огромное количество прекраснейших озер. Одной из моих целей в Фанах было искупаться в каждом озере, насколько бы холодными они не были.
Фанские горы, отчет

День 0.
Добравшись с приключениями в аэропорт Краснодара, улетаем прямым рейсом Краснодар – Душанбе. В 6 утра мы приземляемся на таджикской земле. Здравствуй, Таджикистан!
Нас встречает мой друг Наджибулло Абдуалимов, с которым мы учились вместе в универе, и устраивает нам головокружительный акт гостеприимства – возит нас по городу, показывая достопримечательности, водит по ресторанам, заказывает нам на группу транспорт до альплагеря Артуч и многое что еще. Таки таджикское гостеприимство! Немного посмотрев Душанбе, поев местной кухни и закупив продуктов на поход, ложимся спать. Завтра – встреча участников, регистрация и долгий переезд в альплагерь.

День 1.
Встречаем участников, и идем делать регистрацию. Регистрация – это такое устаревшее понятие, которое в Таджикистане еще имеет место быть. В течение трех рабочих дней каждый иностранец обязан зарегистрироваться в ОВИРе по месту жительства принимающего таджика, иначе при выезде из страны могут быть проблемы. Процедура эта очень странная и бессмысленная – разве что за исключением некоторого количества денег (от 20 до 35$), которое снимается с иностранца за саму регистрацию.
Не вдаваясь в подробности, за 3-4 часа нам делают эту регистрацию (опять же, не без помощи моего друга Наджика), и мы грузимся в наши пепелацы – pajero и prada, и едем-едем-едем.
Так как 93% Таджикистана занимают горы, то понятно, едем мы до альплагеря по гористой местности. Дорога занимает 6-8 часов, в зависимости от пробок на дороге и других факторов. Дорога Душанбе-Худжант является магистралью и к тому же единственной. Местами дорога очень хорошая, а местами убитая и узкая донельзя. Особенно жесткое испытание – преодоление 5-ти километрового тоннеля – сущего ада без дороги, вентиляции, света и с огромным количеством машин и, как следствие, выхлопных газов внутри. Ну и самое интересное – особое следование правилам дорожного движения таджиками.

Пробки на дорогах
Фанские горы, отчет
Пример. Тоннель. Грузовики едут медленно, поэтому каждый чувствует себя обязанным обогнать их (напоминаю, это тоннель). Но вы думаете, он один такой умный? Навстречу едет такой же умный джигит! И что получается? Огромная пробка посреди жутчайшего тоннеля, которая в итоге разруливается самими же водителями. Выводы, конечно, никто не делает, и все периодически повторяется. Такая вот веселая составляющей поездки. В целом все мирно, чинно, благородно.
И вот, к десяти вечера мы таки прибываем в альплагерь Артуч. Всё, спать.

Звездное небо над альплагерем Артуч
Фанские горы, отчет

День 2. Утром –прекрасная панорама окрестных гор. Мы в Фанах!

Один из наших пепелацей.

Заказываем осликов (на первые три дня), чтобы везли часть снаряжения, и выдвигаемся. Сегодня по нашему плану – перевал Зиерат, и озера – Чукурак, Зиерат, Куликалон, и ночевка на озере Бибиджонат.

Группа на старте

Первое озеро - Чукурак

Озеро Зиерат

Перевал оказался неприятнее, чем ожидался (нависающая сыпуха с жестким конгломератом – не самый приятный подъем), однако хорошее начало для акклиматизации – 3200 м, перед перевалом Алаудин (1А, 3730 м).

Подъем на перевал Зиерат

Перевал Зиерат

Слоистость гор

Спускаемся, наслаждаемся нестандартным видом на озеро Куликалон, и идем на наше ночевочное озеро Бибиджонат. Сегодня устали, ничего так разминочка. Вечером – костер и звезды, огромные звезды! Млечный путь весь, как на ладони!

Озеро Куликалон

Млечный путь ничего не засвечивает и его можно снять очень даже хорошо.
Фанские горы, отчет

День 3. Утром – поражаемся видом нашей ночевки, которого не было видно вечером. Потрясающее отражение стен Марии и Мирали в озере, арчовый лес, обилие мелких и больших ручейков. Красота.

Грузим опять часть вещей на ослов и идем на перевал Алаудин (3730 м). По пути видим потрясающие цвета озера Дюшара, а открывающийся вид на Куликалонскую котловину (в которой всего 6-7 озер) не оставляет никого равнодушным.

Озеро Дюшаха

Фанские горы, отчет

Переваливаем, фотографируемся, обедаем и спускаемся к очередному сапфиру – Алаудинским озерам.

Перевал Алаудин

Алаудинские озера с перевала Алаудин

Фанские горы, отчет
Первое время кажется, что тебе в глаза «зашили» фотошоп, и что цвет просто нереальный.

Вид назад на Куликалонское озеро

Вечером – звезды, размером с кулак, отвесные стены близлежащих пиков, водная гладь озёра, арча…

Фанские горы, отчет

День 4. Слова тут бессмысленны. Эту красоту надо созерцать. Утренние Алаудинские озера.

В 11 часов выдвигаемся к Мутным озерам. Это последний день, когда ослики помогают нам тащить вещи, и мы можем наслаждаться легкими рюкзаками.

В получасе ходьбы от Алаудинских озер – озеро Пиала, с очень глубоким синим цветом. По традиции, купаемся и в этом озере. На фотографии кажется, что озеро не глубокое. На самом деле глубина его, на глаз, метров 5-6, может даже больше.

Фанские горы, отчет

Около 3х часов дня выходим к Мутным озерам. Озеро и вправду мутное. Но, не изменяя плану, иду купаться. Встречаем прекрасный закат и идем спать.

День 5.
Сегодня по плану – дойти до ночевок на 4500 м под перевалом Чимтарга (1Б, 4750 м). Однако, чтобы все остались сегодня живы (т.к. рюкзаки уже потяжелели), доходим до ночевок на 4100 м, тем самым усложняя завтрашний день. Но завтра – не сегодня. Сегодня – небольшая полудневка, в 3 часа дня становимся лагерем.

Слева - вершина Энергия, справа - Чимтарга

Фанские горы, отчет

День 6.
Выходим в 6:40, чтобы захватить побольше светового дня и успеть дойти до озера Большое Алло. Весь путь на перевал – это тропа, местами проходящая по живой сыпухе, что осложняет движение наверх.

Около 11 часов вся группа собирается на перевале Чимтарга – 4750 м, высшей точке похода. Памятные фото и длинный спуск вниз в долину реки Правый Зиндан.

Панорама на перевале Чимтарга

Группа на перевале Чимтарга

Спуск – сплошная сыпуха. Местами – приятный глиссер вниз по едущей мелкой сыпухе. Одно удовольствие! Как на лыжах. Правда, подниматься на перевал отсюда – это, конечно, очень жестко и неприятно, поэтому лучше выбирать такой же путь движения, как и мы.
Преодолев все сыпухи, обедаем у реки, и спокойно идем по тропе в сторону озера Большое Алло.

Необычная радуга.

Фанские горы, отчет

Величественность вершины и незначительность человека

Долина очень живописна и проста в прохождении. Одно место, конечно, очень удивило – огромный завал, с перепадом высоты в 100 метров. Такого на Кавказе не встретишь.

К 6ти вечера нам открывается прекрасный вид на озеро Большое Алло, и мы спешим обняться с ним и установить на его берегу лагерь. Особенно живописно смотрится арча на фоне синевы озера.
Устали, день был забойный, отдыхаем.

Фанские горы, отчет

Мы остановились на 6 дне, где мы пришли ночевать на озеро Большое Алло.

Витиеватая арча на фоне невероятного озеро Большое Алло

День 7. Утром отдых, купание, загорание. Вода в озере достаточно теплая – градусов 15, поэтому плескаемся, кто, сколько хочет и может.

Эх, масштабы...

В 12 часов выходим. Тропа идет по огромному завалу, который и формирует озеро.

И снова масштабы, поражающие воображение.
Фанские горы, отчет

Через некоторое время выходим из завала на тропу и по ней быстро спускаемся до озера Малое Алло, где и решаем поставить наш лагерь – делаем полудневку, чтобы нормально отдохнуть от вчерашнего забойного дня, да и полюбоваться всласть озером, которое имеет насыщенный бирюзовый оттенок. По традиции – купаюсь.

Арча в долине реки Правый Зиндон

Озеро Малое Алло.

Цвет абсолютно натуральный.

Видно, что когда в озере воды мало, озеро превращается в ручеек.

Вечерние виды на соседние хребты.

Вечером - посиделки у костра, вкусный компот, вкусные звезды.

День 8. Выход в 8 утра. Проходим нижележащие кишлаки, где нас периодически угощают айраном и хлебом. Выходим в долину реки Арчимайдан. Вдоль реки идет хорошая грунтовая дорога вверх по долине, по которой снуют ослики туда-сюда, неся свою еду у себя на горбу.

Наш план – подойти как можно ближе к перевалу Мунора. По пути встречаются много кишлаков, которые так и норовят пригласить на чай в гости. Если посещать каждый, до перевала мы бы не дошли никогда. Поднимаемся вверх по реке, и не доходя слияния рек Арчимайдан и ручья Нугнут, ставим наш лагерь, т.к. погода надоев быть доброй и хорошей решила немного покукситься. Идет мелкий дождь, дует пронизывающий ветер. Однако через 2 часа мелкий дождь, не приносящий особого ущерба, заканчивается, ветер прекращается и открывается вид на далекие пики.

Фанские горы, отчет

Решаюсь пробежаться налегке, пополнить копилку озер – искупаться на озере Пштикуль.

В долине, уходящей вправо - озеро Пштикуль.

На подходах к озеру – кишлак и огромное количество собак, которое меня чуть не съело, благо, хозяин быстро подбежал и успел их отогнать. Ощущения первобытные – на тебя летит свора огромных кавказцев-медведей не для того, чтобы поластиться, лает, скалится, а ты на них орешь, что есть мочи, чтобы как-то их от себя отогнать, и вертишься вокруг своей оси, чтобы за жопу никто не укусил, и даже палки в руках нет, только руки. Адреналина столько в крови я давно не испытывал.

Через 20 минут от кишлака выхожу к озеру. Купаюсь, и думаю, как идти назад.
Фанские горы, отчет

По тому же пути не хочется и не интересно. Смотрю карту, решаю идти через хребет по короткому пути. Выбегаю на хребет, вечереет, и закат потрясающ! Бегу я, бегут и мурашки по моей спину от окружающей красоты. Устроил себе такой ультрараннинг по Фанским горам. Ощущения потрясающие!
 В лагерь возвращаюсь усталый, но счастливый.

День 9. По плану – перевал Мунора (1А, 3500 м). Идем вдоль ручья по хорошо набитой тропе, выходим к кишлаку, в котором одни женщины и дети – мужики на заработках в России. Кормят нас айраном с хлебом и мы идем дальше.

Подъем на перевал Мунора

Виды каждый день новые. Подъем на перевал – по травянистому склону и технической сложности не представляет. Вылезаем на широкую седловину перевала, обедаем и спускаемся вниз. По пути нас встречает великолепный закат, сказочные ручьи и витиеватая арча. Спускаемся практически до реки Сырымат, где и ночуем. Устали.

Седловина перевала Мунора

На перевале Мунора

Как же мне все-таки нравится арча!

Потрясающий закат, потрясающая слоистость.
Фанские горы, отчет

День 10. Утром нас посещает огромное стадо коз, которое чуть не вытоптало и не съело наши палатки. Разминаем косточки, завтракаем и выходим на перевал Тавасанг.

Вид на перевал Мунора со склонов перевалла Тавасанг

Потеряв немного тропу, в конечном счете, находим ее и двигаемся по ней аж до самой седловины перевала. На перевале – жуткий ветер. Быстро спускаемся вниз, в надежде найти ручеек, однако все ручьи к концу августа пересохли, приходится терпеть. По плану – дойти до озера Азорчашма. Сил уже потрачено много, но надо еще поднапрячься.

Интересное дерево на склоне
Фанские горы, отчет

Проходим через заброшенный кишлак, находим ручей, где и обедаем. После небольшого отдыха выдвигаемся к озеру. После небольшого холмика-перемычки – тропа только вниз, и все уже в спокойном радостном предвкушении озера. Через некоторое время спуска, вымотанные, мы таки спускаемся к озеру Азорчашма – одному из Маргузорских озер, где и разбиваем наш лагерь. Уставшие, но довольные, ужинаем и ложимся спать.

Озеро Азорчашма следующим днем

День 11. Тюленимся. Загораем, купаемся, ну и самые активные решатся совершить прогулку на второй край озера, дальше идти желания ни у кого не было. Возвращаемся – и опять купаться. Вокруг много живности, детей, и местного населения, а также других туристов.

Общаемся с местным дядькой
Фанские горы, отчет

Вечером местные дети, возможно впервые узнали, что такое крем для лица:)

Ну а перед сном я сделал эти кадры, и лег с теплом в душе, что кадры должны оказаться неплохими.

День 12. Сегодня у нас отъезд в Душанбе, однако до машины еще надо дойти. Сознательно машину до самого Азорчашма не заказывали, чтобы немного размяться перед долгой дорогой, а заодно и посетить несколько Маргузорских озер и по возможности искупаться в каждом.

Местный магазин

Маргузорское озеро

Ландшафтный дизайн

Озеро Хурдак
Фанские горы, отчет
Купаемся в Маргузорском (очень теплом) озере и озере Хурдак, где нас и забирают машины.

Выводы. Поход получился достаточно спортивным, хотя изначально и не планировался быть таковым (вышел поход где-то 2 к.с.), преодолено 6 перевалов, пройдено около 120 км. Район порадовал известной хорошей погодой, и, конечно же, озерами.

Кому не стоит ехать в Фаны?
1. Кто не любит сыпух - их тут очень много, разного калибра.
2. Кто не любит жару - погода в Фанах очень хорошая и стабильная, поэтому теплых дней очень много (не скажу, что сильно жарких - до +25градусов у нас было).
3. Кто хочет мега-автономности - район очень заселен, а на популярных местах нередки туристы, полного одиночества не достичь
4. Кто не любит озер. Но таких наверное нет.:)

Итого искупано озер – Чукурак, Зиерат, Бибиджонат, оба Алаудинских озера, Пиала, Мутные, Большое Алло, Малое Алло, Пштикуль, Азорчашма, Маргузорское, Хурдак.
Неискупанными остались часть Куликалонских и Маргузорских озер. Есть повод вернуться. Обязательно в следующем году.

Выражаю огромную благодарность своим таджикским друзьям Наджибулло Абдуалимову и Акмалу Раджабову, которые оказали огромную помощь в организации похода, а также очень радушно приняли!

Источник : "https://broshevan.livejournal.com/8158.html" rel="nofollow"