15 января 2013
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: I
Автор -  (Апатиты)

Меня давно привлекал хребет Чуна-тундр, видимый как из Хибин, так и из окон домов в Апатитах. Карта-пятисотка обещала неплохие перепады высот в северной части массива, да и название озера - Сейдъявр, святое озеро - саамы просто так не давали, оно должно было быть красивое и рыбное.

Гора Дождей зимой (февраль-март 2004 г.)

Самое известное Сейд-озеро на Кольском - это, конечно, жемчужина Ловозерских тундр, но на самом деле почти каждый саамский погост имел свое святое озеро, куда выезжали на рыбалку "всем народом" раз в год и брали огромный улов. Подробно это событие описано у этнографа В.В.Чарнолусского в книге "В краю Летучего Камня". Но на ловозерском Сейдозере я уже бывал и летом, и зимой, а вот на западном Сейдявре пока нет. В целом район достаточно известен туристам-лыжникам, есть описание в книге "Север", несколько отчетов также выложены в Интернете. Особенно хочется отметить отчет К.Бекетова о лыжном походе 5 к.с. 1994 г. - минимум лирики, максимум полезной информации.
И вот в конце февраля вечером я покидаю теплый автобус Апатиты-Мончегорск на мосту через р.Вите. Холодно, дует сильный ветер, но хребты Монче- и Чуна-тундр отчетливо видны. Стремительно темнеет, едва успеваю отойти 1-2 км от дороги за ЛЭП и поставить палатку. Стоянка была в мертвом лесу, картина безрадостная, хотя много молодого соснового подроста - все-таки медно-никелевый комбинат в Мончегорске снизил выбросы. С утра солнце, мороз градусов 10-15. Иду вдоль системы озер, через которые протекает Вите.

Тропежка на озерах отсутствует, в лесу ГТЛ 15-20 см, если бы не недавние оттепели, было бы труднее. Ближе к озеру Вите мертвый лес кончается, но все равно аномально много сосновых сушин и конечно эпифитных лишайников-"бород" нет. В голове возникают мысли типа "вот эти бы сушины - да в долину Меридианального..." Сама река Вите на порогах не замерзает, но по берегу пройти везде можно, хотя кустарник мешает. Изредка встречаются пиленые пни - явно братья по разуму постарались. Все ближе мощный массив Эбручорра и широкое ущелье Намлагчорр, сплошной хребет Монче-тундры тоже внушительно смотрится, пороги парЯтся, нетронутый снег на солнце сверкает... Пересекал озеро Вите по направлению к устью протоки из Сейдявра, видел двух воронов - не зря значит ущелье на стыке Монче и Чуна тундр Корнескорч называется.

Гора Дождей зимой (февраль-март 2004 г.)

На реке рискнул идти по тонкому льду между камнями, в результате намочил лыжу, которая тут же обмерзла. У меня горные пластиковые лыжи с самопальной насечкой, так что обскоблил лед обушком ножа и дальше пошел.

Незадолго до Сейдявра лед на реке исчезает совсем, идти надо по берегу, что труда не составляет. Возле истока развалины моста, для переправы непригодные, на правом (орогр.) берегу вагончик железный. Вышел на лед Сейдявра - очень конечно красивое озеро, с трех сторон горы, перепад высот с Эбручорром почти 900 м. Уже скоро начнет темнеть, на водопад, как планировал, не успеваю, поэтому возвращаюсь к вагончику тому. Н-да, внутри снег, дверь на одной петле висит, нары раскурочены, печка набита смесью березовых веток со льдом - неуютное, в общем, место, зато пол из досок. Выгреб кое-как снег, сушину притащил, на полу пенку разложил. Как только солнце зашло, сильно похолодало, надел на себя все кроме анораки верхней капроновой, да еще костер в углублении без махания поджопником не горит ни фига, хотя дрова сухие. Ночью китайский термометр-свисток зашкалил за свой минимум - минус 20 градусов, по-моему, около -28 к утру было, как только рассвело - вылезаю из спальника, варю еду и собираюсь. Вдруг понимаю, что пальцев на ногах не чувствую, тут же раздуваю костер посильней, начинаю отогревать, растирать... И все-же пальцы полностью отошли только во время ходьбы.

Обычно иду под рюкзаком в полипропиленовой рубашке и штормовке брезентовой, а тут еще надел жилетку синтепоновую - и мне совсем не жарко! На лыжах пересекаю Сейдъявр и лезу на Монче-тундру серпантином в самом пологом месте. Подъем тяжелый, густой елово-березовый лес, без лыж сразу проваливаешься по пояс. Чем выше, тем теплее, да к тому же солнце пригревать начало. Вылез выше зоны леса - потянуло слабым, но холодным ветерком, отлично просматриваеся ближайшая часть Чуна-тундры, ущелье Корнескорч, через него даже Сальные тундры виднеются. Озера Сейдъявр и Вите как на ладони, окутанные в морозную дымку - температурная инверсия в те дни себя показала во всей красе. Наверху плато заснеженное, торчат крупные камни, идет очень пологий подъем на восток, поэтому восточной панорамы не видно, а вскоре скрылась и западная, только Эбручорр торчал посреди плато. Яркое солнце и снежное однообразие плато создали мираж - далеко впереди я увидел огромный скалистый хребет, возвышающийся над плато, прошел еще десяток метров - "хребет" оказался камнем в пол-метра высоты... Наконец вышел на восточный склон - обалденная панорама! Далеко снизу дымил комбинат, почти закутанный туманом, а прямо по курсу тянулась цепь западных Хибин во всем великолепии.

Гора Дождей зимой (февраль-март 2004 г.)

Да, ради такого стоило мерзнуть на Сейдъявре и лезть вверх. На севере видны отвалы оленегорского рудника, а на северо-востоке на горизонте просматриваются округлые очертания Кицких тундр. Спуск с Монче-тундры оказался тоже непростым - весь снег сдуло на западный склон, много участков камней и фирна, спуск на лыжах потребовал бы виртуозного владения оными, если вообще был возможен. Так что ничтоже сумняшеся лыжи - вдоль рюкзака и вниз пешком с самостраховкой лыжными палками. При менее благоприятной обстановке (оледенение) могут потребоваться кошки! Внизу тоже аномально мало снега, да и растительность представлена редкими чахлыми березками. Прошел справа от г.Ниттис, на ней остатки горнолыжного подъемника, через какие-то карьеры вышел к дороге М18. Так и шел по ней, периодически вдыхая запахи сернистого ангидрида и "любуясь" техногенными пейзажами. Каменные россыпи хибинских высокогорных плато и те выглядят уютнее и живее. В Мончегорске сел в вечерний автобус и с единственной мыслью "сегодня я буду спать в тепле!" отбыл восвояси.
Но на этом не закончился процесс изучения Чуна-тундр. Хотелось побывать в ущелье Корнескорч, увидеть водопад и даже взойти на Эбручорр. В конце марта, в самый сезон забил на недельку на универ и опять отправился в ту же долину доделать неудавшееся. Теперь стартовал с того же моста через Вите, но с утра.
Погода отличная, все далеко видно, холодно - минус 20 с утра, вся опушка анорачного капюшона куржаком покрылась, приходилось периодически отряхивать. Тропежка отсутствует, отличный наст, двигался много быстрее, чем в феврале. На это раз шел к оз.Вите не вдоль реки, а напрямую, держа курс на Эбручорр. Пересек странную лыжню - вроде как на беговых лыжах прошли? На озере наст в трещинах - лед трескается на морозе, периодически слышны бабахи, как далекие взрывы. Шел дальше вдоль реки, периодически видна моя старая лыжня, так что думал, что больше туристов в этом сезоне не было. На Сейдъявр вышел по горельникам, будка железная сильно обтаяла, но внутрь опять снега нанесло. В истоке Вите из озера лед голый - видать ветром сдуло, обходил слева по краю, на льду даже окантованные лыжи почти не держат. Возле северного конца озера - привал с горячим чаем, благо дров и времени навалом. Вышел на набитую туристскую лыжню - ходят, значит. Судя по следам, у последнего прошедшего были лыжи вроде новых карельских "Туристов" с насечкой. Лыжня прекрасная, почти беговая, идет сначала прямо по руслу реки, потом сворачивает в лес. Вите полностью под снегом, даже промоин нет, в отличие от среднего и нижнего участков. Справа п/х на склоне Мончетундры скалы, летом вполне залезть можно, впрочем зимой тоже, хоть и труднее. Лыжня явно на Корнескорч - уж очень набитая. Масса сушняка соснового, стоянки одна другой лучше. Поставился на сосновом пригорке, выкопал ямы под палатку и костер в неглубоком снегу, настелил немного елового лапника под спальное место - как-никак базовый лагерь организовывал. Солнце припекает, -5 в тени. Заготовил кучу дров, пила-цепь не так уж плоха - сначала сушину топором валишь, потом лежачую распиливаешь - нормально получается, хотя вдвоем, конечно, удобнее. Тем временем поднимался южный ветер, на небе ползли облака, но солнце не исчезло. Как стемнело, сразу минус 20, но ниже не зашкалило. Обмотал ступни ног всем что было лишнего, спал нормально. Надо к следующему сезону чуни пошить. Ночью луна, облачка, ветерок.

Проснулся рано, на небе что-то непонятное, но горы видно. Быстро собрался, пошел налегке к Корнескорчу. Лыжня опять выходит на берег Вите, так и идет долгое время. Видел волчий след - ушел куда-то в сторону Чингльскора. На реке появились промоины, возле одной из них встретил туристов большую группу - московские. Им хорошо, у них шатер с печкой, любой холод пофигу. И лыжи разномастные - у кого Бескида, у кого какие-то цивильные узкие и яркие пластиковые. Шел дальше, местность - редкий невысокий сосновый лес, лыжня вскоре раздваивается - к перевалу и в каньон к водопаду.
 Пошел сначала к водопаду. Почти до самого слива на лыжах дойти можно, уклон маленький. Метров за сто оставляю лыжи, иду пешком, слева нависающие стены из серо-красного камня. Слив замерз местами, внутри вода, много снега с боков, так что по весне наверное впечатляет больше. Пройти наверх проблематично - слева (орогр.) фирн, справа скалы, правда есть еще кулуары, но туда как-то не тянет соваться.
Видел двух оляпок - неужели там живность какая-то водится? Вернулся к лыжам, залез с ними наверх по присыпанной снегом осыпи. Здесь оставляю лыжи и иду верхами к Корнескорчу - снега мало, везде камни торчат, нога глубже 5 см не проваливается. На скалах Эбручорра в трубу видны огромные снежные карнизы - жуть, характерная пирамидка на Коттичорре (по Степочкину г. Стрелкова) тоже вся покрыта снегом. На Мончетундре интересный пупырь - идеальной полусферической формы. Быстро дошел до начала ущелья - по дну хорошая лыжня - заповедник, называется...

Гора Дождей зимой (февраль-март 2004 г.)

Слева высокий ледопад, но не мощный, справа заметно нависающие скалы, смотрится круто, хотя по высоте, конечно, поменьше, чем в тех же Хибинах или Ловозерах. Ущелье очень длинное, в летних условиях на южный, эбручоррский борт можно вылезти во многих местах, зимой там кулуары, лавинных выносов нет. Примерно посередине ущелья на дне нагромождение огромных камней - единственное место, где на лыжах не пройти, а пешком свободно. Незадолго до западного выхода на южном борту великолепный ледопад - высотой метров 10, мощный и ярко-голубой, вверху еще ступень такая же. Поднялся сильный ветер, на выходе Сальные тундры не видны. Возвратился назад. На стенах есть еще несколько ледопадов, но незначительных. Посередине ущелья ветра опять нет - странно как-то. Дошел до лыж, на левом берегу над водопадом виден тур.

Гора Дождей зимой (февраль-март 2004 г.)Гора Дождей зимой (февраль-март 2004 г.)Гора Дождей зимой (февраль-март 2004 г.)

На Сейдъявре в трубу видны туристы - че-то непонятное делают, вроде палатку на льду ставят??? Труба подзорная вообще классная штука, особенно с моим зрением, жаль, тяжеловата. Спускался на лыжах, в очередной раз убедился в своей полной несостоятельности как горнолыжника - падал несколько раз. Снег разный - сначала разгоняешься, а потом лыжи проваливаются, и скорость резко падает, это не по отратраченому склону кататься. Кое-как спустился до леса, быстро вернулся на стоянку. Температура -4, ветерок, переменная высокая облачность.

Гора Дождей зимой (февраль-март 2004 г.)

Ночью шел небольшой снег, рано утром горы еще были видны, но вскоре заволокло, так что с чистой совестью отказываюсь от восхождения, собираюсь и валю вниз. Идет густой сухой снег, видимость до километра, прошел Сейдъявр, слева п/х на сосне фенька бисерная привязана, лента капроновая, на ней колокольчик привешен, солнцеворот нарисован и написано "ШИВА ШАНКАР РУДРА" - кто тут только не шатается... Снег тем временем все гуще, шел по лыжне слева от реки, большей частью по дороге неезженой - похожа на лесовозную, много пиленых пней вокруг. До Вите-озера дошел быстро, а оттуда опять по лыжне, идущей по старой дороге - ну очень муторный путь, напрямки гораздо быстрее, но в данных условиях можно еще больше проплутать. Встретил вчерашних туристов, так с ними и дошел до трассы. "Наша" дорога выходит где-то в километре к северу от моста, на последней сотне метров свежие следы "уазки". Под мостом отдых, переодеваю анораку - брезентуха мокрая тут же заледеневает, по-прежнему идет густой, ладно хоть сухой, снег. Рядом с автомобильным мостом подвесной водомерный, на середине настил отсутствует. В устье Вите дом без окон, еще какие-то развалины. Видимость метров 300, ощущаешь себя полярным путешественником в зимней тундре. Снег не прекращался ни на минуту, на острове каком-то перекусил, вместо выхода из Вите-губы ушел к югу, пропер по азимуту на восток через однообразный еловый лес, местами болота. Где-то через час вышел на берег Имандры, по характерной двуглавой сопке справа понял, наконец, где нахожусь. Противоположного берега не видно, хотя поезда слышно, по карте прямо напротив должен быть о.Сяв, шел по азимуту опять. Вскоре проступили его очертания, вымотался сегодня совсем, а тут как раз подвернулся на берегу балаган из мешков, полиэтилена и брезента - внутри, конечно, снега куча, но лежанка не заметена и зеркало на стене! Внутри хоть ветра нет, и то счастье. Почистил снег немного, пространство у лежанки палаткой завесил, свечку зажег - даже уютно стало. Самая экзотическая ночевка в этом походе.
Утром продрых до 11-ти дня, торопиться вроде некуда, на рабочий поезд успеваю. Погода солнечная, Чуна-тундру видно, Хибины западные сурово смотрятся - крутые склоны с карнизами. Собрался, прошел вдоль острова метров 500, увидел избушку. Н-да, знал бы вчера, здесь и заночевал. Избушка добротная, рубленая, с сенями, в три окна, печка, нары с матрасами от старых диванов, стены изнутри коврами обиты. Зимой скорее всего не посещается, хозяева предположительно рыбаки из Мончегорска. Решаю, что такое жилище грех не почтить дневкой, домой торопиться не буду, раз уж восхождение сорвалось. Затопил печку, все шмотки стремительно сохнут, сижу с кружкой чая и блаженствую... Такие моменты по-моему - высший кайф в лыжных походах. Вот уж точно,
Лыжи у печки стоят,
Правда кончается март.
Ранняя всходит звезда,
Где-то лавины шумят...
Хоть и про Кавказ песня, а на лыжный туризм идеально ложится, сейчас не хватает только хорошей компании и таких вот песен под гитару.
Вышел около 10 утра, солнечно и сильный ветер, шел в двух анораках, а прицепленный к рюкзаку сзади лавинный лист норовил задраться кверху как воздушный змей. На северном берегу о.Сяв еще избушка - обитаемая, собака лает, людей не видел. К ней след вездеходный по льду идет со стороны Мончегорска. Хорошо видны Хибины, Чуна-тундра, виднеется крыша дома в Нефелиновых Песках. Держа на нее, дошел за полчаса. На льду пара рыбаков сети ставит.

Гора Дождей зимой (февраль-март 2004 г.)

У железнодорожников выяснил, что рабочий поезд в пол-пятого, еще есть время в любимое ущелье Аку-Аку сбегать. Прямо от станции набитая туристская лыжня идет по лесной дороге сначала сразу к горам, потом поворачивает налево и, пересекая распадки ручьев, траверсирует предгорья Хибин. Оставляю рюкзак в лесу, налегке бегу по лыжне. У третьего ручья, отличающегося довольно глубокой долиной, поворот направо - летом там очень набитая тропа. Двигаюсь вверх, склоны долины все выше, густой елово-березовый лес из толстых и мощных деревьев, на склонах сосны. Совершенно изумительные места, будете в Хибинах - рекомендую обязательно посетить. В темпе дохожу до "Звездочки" - места пересечения Аку-Аку с распадком от перевала Юмъекорр и спешу назад - с удовольствием остался бы еще на один день, но продукты кончились. Непродолжительное катание вниз - и я уже опять на дороге. Быстро возвращаюсь на станцию и уезжаю на рабочем поезде в Апатиты, удивив проводниц своим одиночнохождением - за день до меня 12 туристов уехало.
В заключение хочется добавить, что весь хребет Чуна-тундр и верховья Вите входят в состав Лапландского заповедника и хотя зимой не охраняются, постарайтесь оставить поменьше следов своего пребывания там, если пойдете в эти края, да впрочем и в любые другие.