16 января 2013
Георгий Пушкин (Санкт-Петербург)
Тип материала: Описание Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2004

Июль-август 2004 г.

Автор: Георгий Пушкин (Санкт-Петербург)

Личный состав:

Команда Пушкиных: Таня (12 лет) - самая юная туристка с 9-летним стажем, Сергей (16 лет) - старый водник и пешник и их папашка (по совместительству - адмирал и завхоз), т.е. я;
Команда Щербаков: Наташа (17лет), Людмила (20 лет) и папа-Док Леша - семья хронических туристов-водников, по совместительству - медики;
Студенты-медики Макс, Костян и Серега (в сумме около 63 лет) - просто хроническая турьевая банда;
Саша (20 лет) - студентка-немедичка в компании студентов-медиков;
Юрец (18 лет) - старый турист со стажем;
Николай (25 лет) - впервые вписавшийся в поход энтузиаст;
Юрка и Катюха (в сумме - 51 год) - семья, родившаяся в походе на Алтай в 2000г., наши друзья из Новосиба. Юрка за последние 10 лет прошел на Алтае почти всю "белую воду", инструктор по сплаву.

Начало
Выезд на Алтай этим летом состоялся в два этапа: первая и большая часть команды ехала поездом и везла всю водную снарягу, а четверо догоняли их на самолете. Билеты на поезд, вопреки ожиданиям, оказались практически равны по стоимости авиабилетам из-за замены плацкартных вагонов от Питера до Барнаула на купейные. Одно утешало - на самолете за 2 катамарана-четверки и продукты с нас бы содрали значительно большую сумму.
Итак, во вторник 27 июля мы собрали паззл из 2 катов и кучи барахла в двух купе вагона Питер-Барнаул и избавились от снаряжения и большей части молодежи. Я, доктор Леша, Саша и Коля улетели вечером 29 июля в Новосибирск. Там мы встретились с друзьями по предыдущим алтайским походам Юрой и Катей и к ночи 30-го уже были в Барнауле. В 4-30 утра в Барнаул прибыла "паровозная" часть команды и в шесть утра мы уже ехали в микроавтобусе в сторону Бийска. Автобусик "Мерседес" на 14 человек был снабжен прицепом, куда была загружена основная часть вещей, поэтому ехать было непривычно просторно. Излишек места заняли пивоми сопутствуюшими закусками.
Дорога длиной 700 км по жаре и так штука долгая, да еще у перегруженного прицепа с завидной регулярностью лопались колеса…
По дороге мы завернули на "дружественную" турбазу "Империя туризма" пообедать и забрать бублик с соседней базы А.Проваторова. Там повидались с Владом Зыряновым, знакомым по сплаву 99 года, который в 2003 сезоне прошел на бубле Карагемский прорыв с Александром Проваторовым и Сергеем Блошкиным. Видеоматериал об этом прохождении мы накануне смотрели в Новосибе дома у Юры. Масштаб препятствий и мощь воды - сверх всякого воображения. Да что и говорить - "шестерка с большим плюсом", ставшая за последние годы последним сплавом не одному серьезному воднику...
Километрах в 40 за Усть-Семой у прицепа окончательно умерло колесо, водитель Слава уехал искать шиноремонт, а народ начал коротать время, макаясь в протекавшую поблизости небольшую речку. За этим занятием прошло больше 3 часов… В итоге в Усть-Коксу мы приехали не в 10 вечера, как я планировал, а заполночь. С дороги удалось позвонить сотруднице заповедника, которая ждала нас, чтобы оформить пропуск в заповедник и принять от нас кое-какие медикаменты для кордонов (это мы везли по своей инициативе). Спасибо ей - она все же дождалась нас (около часа ночи с субботы на воскресенье - уж вовсе нерабочее время!). Правда, и отыскать ее дом в спящем поселке длиной несколько километров был тот еще аттракцион!
Но настоящий цирк начался в деревне Мульта, где в третьем часу ночи предстояло найти сотрудника заповедника Александра, у которого мы договорились оставить сплавную снарягу… То есть договорился я с директором заповедника, сам Александр об этом не догадывался. На подвесном мосту через Катунь (перед деревней) обычно стоит командир шлагбаума, за цену малую пропускающий "чужой" транспорт на мост. Там я надеялся получить подсказку для ночных поисков, но напрасно - человек отсутствовал полностью… Дождь, темень, как у негра в ухе, непролазные от грязи переулки со спящими на дороге телятами и свиньями, какой-то пьяный провожатый - и вот мы радуем мирно спящих людей своим прибытием. Спасибо хозяевам - мы были пущены переночевать в дом. Личный состав устроил на полу "арабскую постель" и задрых ровным слоем. Я же еще долго подбивал бабки в "общаке", утешаясь глотками вискаря из фляжки…
Утро было раннее, т.к. хозяева отправлялись спозаранку на сенокос. Я расспросил хозяина о тропе на Мультинские озера и в который раз убедился, что местные люди понятия право - лево и север - юг используют по своему усмотрению, вопреки общепринятым канонам. Короче говоря, я в итоге решил подниматься не по левому берегу реки по набитой дороге с большим количеством взлетов и спусков, а по правому - по менее популярной у турья грунтовке и конной тропе. Она и вправду оказалась ровнее и чище, хотя менее красива из-за того, что идет по лесу и нет на ней "площадок с видом".
Надо сказать, что Мульта - деревня почти чисто русская, жители - потомки староверов-кержаков. Общаться с местным народом было не в пример приятнее, чем в алтайских поселках (сужу по прошлым годам). За рекой на п.б. стоит меньшая деревенька Замульта, та - алтайская.

Первый день пешки
Около 10 утра наша команда, аккуратно сложив водную снарягу и харч в хозяйском сарайчике, натощак выступила в пешку по грейдеру, ведущему в пос. Маральник. Отойдя от деревни около километра, мы встали на перекус слева от дороги у большого дощатого стола с лавками. Заварили горячей каши, неспешно добили дорожную сухомятку. Погода баловала солнышком. В полдень тронулись дальше вверх по дороге. Мимо нас в горы прошли два ГАЗ-66 с народом - группы забрасывают почти до нижнего озера по л.б. Мульты.
Вскоре дорога пересекла р. Мульту на п.б. и стала удаляться от реки. По совету Александра мы шли не по грейдеру, а по старой грунтовой дороге, идущей почти по берегу Мульты среди леса. По дороге есть несколько бродов через ручьи. Парни с удовольствием топают по воде (жарко!) и переносят на себе девушек. Вошли во вкус и очередной брод полезли зря - прозевали поворот дороги влево. Доктор увлекся и чуть было не пошел вброд дальше - через Мульту, но его вовремя остановили…
Через 4 км дорога снова пересеклась с грейдером. Там, где справа от грейдера начинается изгородь маральника с воротами и надписью "На Мультинские озера", начинается плавный правый поворот к реке (на автомост). Тут надо свернуть влево по ходу - на поднимающуюся на взгорок грунтовку.
Грунтовка приводит к летнику на выпасе и уходит от реки влево и вверх, а мы пересекли ручей в распадке и далее двигались по конной тропе, идущей по высокому берегу над Мультой. Внизу все время был слышен сильный шум невидимой от тропы реки. Через пару км тропа снова выводит на грунтовку, которая по следующему распадку вновь уходит от реки вправо. На пересечении со вторым ручьем под названием Черная речка, прямо в распадке, мы и встали лагерем на просторной поляне, обнесенной изгородью. Ориентир - большой указатель на тропе "Дорога на Мультинские озера". На ближайших гольцах видны снежники.
Я сходил по дороге дальше на полкилометра, чтобы убедиться, что мы не встали на чьем-нибудь выпасе около летника. Встреченные двое мужиков на конях добродушно махнули рукой - "Вставайте где хотите, не помешаете!" Молоком на таких летниках не разживешься, скот выращивают на мясо. Молоко есть только в деревнях.
Встали лагерем мы рано - около 17 часов, т.к. накануне был длинный утомительный переезд и всего четырехчасовой сон. А у нас, летевших еропланом, сна было за трое суток всего часов семь… Так что вечер на первом биваке получился у нас длинный. На ужин размялись салатиком, а поверх него загрузились супом.
За день прошли от пос. Мульта около 14 км по весьма хорошей дороге. Ребята идут хорошо, отстающих нет. Высота над уровнем моря - 1340м, т.е. от Катуни поднялись примерно на 400м.

Второй день пешки
Вышли с бивака около 11 часов, перешли речку по бревну и потопали по конной тропе. Вчерашняя дорога ушла от реки по распадку Черной речки и больше нам не попадалась.
Тропа, большею частью полого идущая вверх, значительно отдаляется от Мульты, огибая небольшую высотку на берегу. До нижнего озера от тропа делится на две: левая (по ходу вверх) идет по распадку к ледникам, а правая вскоре выходит к нижнему Мультинскому озеру.
Озеро в истоке Мульты можно перейти вброд, на л.б. стоят домики турбазы и множество палаток, бродит народ. На нашем правом берегу - никого.
Встали на перекур, искупались и поснимались на фоне снежников вдали за озером. Заодно познакомились и поговорили про маршрут с егерем Иваном, который ехал верхом мимо нас в сторону кордона.
Тропа по п.б. озера местами разбита лошадьми, местами идет по куруму, но вполне приличная. Танюшка "врубила скорость" и шла впереди группы, задавая темп. Вскоре подошли к моренной гряде, разделяющей среднее и нижнее озера и встали на перекур. Перепад уровня между озерами около 10 - 15 м, вода бурными потоками шумит между камней. Перейти протоку по камням непросто. Местное название перешейка - "Шумы".
Пока я бегал на разведку с фотоаппаратом, налетел шквал с дождем - пришлось всем отсиживаться под спешно развернутым тентом.
Среднее озеро почти вдвое короче нижнего - и около 17 часов мы были на кордоне. Кордон стоит у верхнего края среднего озера, около него есть просторные поляны для биваков и гостевые домики. При нас там стояло человек 30.
Иван проверил нашу ксиву на посещение заповедника, рассказал про тропу на верхнее озеро и предложил становиться на дневку на оборудованном месте у впадении р.Поперечной в Мульту.
На участке от кордона до р. Поперечной разбились на группы по скорости хода. По карте там 4 км, реально по тропе - около 7км (по шагомеру егеря) . На очередной перекур встали у огромного стола с лавками на берегу ручья. Пока народ отдыхал, я с Костей сбегали до стоянки на Поперечной - оказалось, до цели оставалось около 1 км. Вскоре (около 19 часов) вся группа добралась до места дневки - на берегу р. Поперечной. Высота - около 1700м.
На оборудованной стоянке - сарайчик с двумя стенами и крышей (мы поставили в нем 2 палатки без тентов), большой каркас для тента, кострище и место на 3 - 4 палатки. Рядом на островке - еще бивак на 2 - 3 палатки.
Ребята заметно устали, но довольны. Обустроили лагерь, поужинали - и в 9 вечера пошел хороший дождь. Пришлось барахло попрятать в сарайчик и продолжать посиделки под тентом… Дождь шел почти всю ночь.

Третий день пешки. Дневка
Попытка подъема в 8 утра, чай с хлебом на завтрак - и первая группа в составе Сереги, Юрца, Катюхи, Коли, Кости и меня выходит на верхнее Мультинское озеро. Тропа и кусты после дождя мокрые, а вскоре и наши штаны - тоже. За 50 минут дошли до озера, пройдя около 4км и поднявшись на 100м.
К сожалению, обрамляющие озеро вершины были наполовину срезаны застрявшим на них облаком… Но вид скальной чаши с каемкой леса вокруг зеленоватой воды все равно был потрясающе красивым. Со стороны ледников со скал срываются вниз несколько мощных водопадов. А на берегу озера - буйство красок цветущего альпийского луга.
На пол-дороги от лагеря до озера на противоположном (левом) берегу Мульты видна пара мощных высоких водопадов, но туда мы не ходили. Напротив впадения Поперечной в Мульту впадает небольшая речка, вытекающая из красивого (по рассказам) озера в левом распадке долины Мульты. Пока мы любовались верхним озером, вторая часть группы проснулась и вышла вслед за нами. Им с погодой повезло больше: облака ушли и белки были видны во всем великолепии. Мы уже были в лагере, когда по рации озабоченным голосом откричался Доктор: "Мы не заметили озера и проскочили почти до ледника…" Я чуть было не купился на его очередной подкол…
Потом был поздний обжорный завтрак из риса с изюмом и законная лень дневки… С сахаром на пешку я просчитался вдвое (сахар - не пиво) - поэтому сладкоежки страдают.
Рядом с лагерем река Поперечная падает со склона каскадом водопадов. Конечно, вся наша команда полезла вверх прямо по обливнякам… Вид действительно очень красивый и своеобразный. Нечасто есть возможность поснимать каскад "изнутри". Да и на противоположный склоне долины Мульты было что посмотреть: ледники на северных склонах скал и ниточки водопадов.
В шестом часу вечера я спровоцировал ребят на вторую радиалку - на озеро Поперечное. Туда полчаса назад ушла мимо нас группа горников из Чехии, идущие перевалами до Кучерлы. Со мной пошли мой Серега, Юрец, Коля и Костя. Остальных одолела лень. Сначала тропа резко идет на взлет, потом выполаживается и пересекает несколько болотец на склоне. На реке Поперечной есть очень красивый водопад с падением около 8-9 метров. Вода рушится на каменный "стол", за которым - пара пенных котлов. Тропа поднимается прямо у кромки воды, сквозь облако водяной пыли. Еще до водопада обогнали отдыхавших чехов и вскоре достигли долины озера Поперечного. По дороге я навернулся при броде одного из ручьев и утопил рацию, которую долго искал на ощупь в воде (в результате мы на пару дней остались без связи - пока не просохла разобранная рация).
Тропа идет выше реки по п.б. и с очередного бугра с кучкой кедров неожидано впереди-внизу открывается изумрудное озеро в обрамлении строгих снежников.
Выше этого озера, за поворотом долины влево (если смотреть снизу) есть еще и верхнее Поперечное озеро, но туда мы просто не успевали до темноты. Полюбовались видом минут десять - и побежали обратно. На подходе к озеру встретили чехов, подсказали им место ночевки (хоть и запрещены там ночевки и костры - заповедник). В лагере мы были около половины восьмого.
Если вам придется быть на Мультинских озерах и будет время и силы - советую обязательно сходить на Поперечное. Вот только надо иметь в виду, что и река и озеро находятся в зоне заповедника и стоянки там запрещены.
До 11 вечера было сухо и только ближе к полуночи пошел дождь.

Четвертый день пешки
Вышли в обратный путь в 10:30 под дождем. И тропа, и кусты на тропе мокрые. Быстро дошли до кордона на Среднем озере, там перекусили заначкой - банкой персиков. Так же быстро прошли Среднее озеро и встали на Шумах - надо переправляться на л.б., но брода или удобного перехода нет…
Какая-то группа молодежи на середине падения воды бегает по камням с бревнами на плечах. Позже выяснилось, что они просто переносили дрова, частично укладывая их в качестве моста. Вот только мост все никак не получался… Доктор с Серегой ушли искать переход вниз по течению, я же пошел на разведку верхом. Со Среднего озера тянет сильным холодным ветром, ребята натягивают ветровки. Переход обнаружился в самой верхней части Шумов, но местами нам пришлось попрыгать… В одном месте даже провесили перила, растянув их от затопленной коряги до моей спины. Девушки прошли налегке, парни перенесли рюкзаки.
На переходе Танюшка слетела с бульника и крепко приложилась голенью об острый край камня. Мужественно терпела боль, хоть глаза и были на мокром месте. Даже старшие ребята не сразу заметили травму и туго перевязали здоровенный синяк-шишку, пока я с парнями таскал рюкзаки.
На л.б. Шумов устроили привал, но быстро замерзли на ветру и отправились вниз. Тропа идет по самому берегу Нижнего озера, разбита она не сильно, навстречу попадается много народа в самой неожиданной одежде. Особенно поразила меня дама в белоснежный кроссовках и шляпке, с зонтиком в руках. "Скоро ли водопад?"- поинтересовалась она, разглядывая нашу по колено грязную команду в мокрых "гадах". Трое мужиков несли за нею какие-то вещи и удочки…
"Раненная" Танюха идет за мной и старшим Сергеем третьей и задает темп всей группе. Молодчина!
С тропы открывается прекрасный вид назад, на горы. На подходе к истоку Мульты нас догнал дождь, скатившийся вслед за нами с гор. Белки над Верхним озером скрылись за серой пеленой. Пришлось к общему удовольствию сделать привал, накрыться тентом и ухомячить запас орешков.
На северном крае л.б. Нижнего озера отличные поляны для стоянок, толпы народа, база из нескольких домиков с электрогенератором. На берегу полно троп, поэтому на правильную дорогу попали не сразу, с километр прошлись по мокрым кустам вдоль Мульты.
Брод через Проездную Мульту - три рукава. Вода от дождей поднялась, в среднем русле достигает колен и сбивает с ног. Девчата переехали броды на парнях (это уже традиция) и остались сухие. А кони, т.е. парни, замерзшие после ледяных бродов, приняли по глотку огненной воды. За бродом - взлеты, взлеты и взлеты по добротно размешанной конной тропе. Зато виды на восток и юг - загляденье! Обогнали группу пьянющих "коммерческих" туристов, которых сюда завезли 66-м ГАЗоном - тоскливая картина. Дорога - полная зад…, ну, в смысле грязная ОЧЕНЬ.
Встали на ночевку перед бродом через реку Михайловку в кедровой роще. Место оборудованное, погода распогодилась, вот только до проточной воды далековато. Мелкий ручеек рядом с рощей замутили проехавшим 66-м. За ужином оторвались по-полной на супе, гречке и сухарях. А девчатам скормили банку ананаса.
Поздно вечером навалилась гроза с градом и разогнала всех по палаткам. Отбой по метеоусловиям!

Пятый день пешки. Выход
С утра - брод через реку Михайловку. За ней дорога идет низом, а натоптанная тропа - по левому берегу вверх. Мы пошли вверх, за что наградой была отличная панорама долины. Эту Михайловку пришлось пересекать 3 раза, причем на последнем броде мы соскочили с тропы и двинули проезжей дорогой. И уперлись в двойной трехметровый забор маральника, ворота которого были замотаны здоровенной цепью с замком… Первый забор мы форсировали, а перед вторым задумались. И не зря, поскольку дорога петляла в сторону гор и на склонах виднелись все те же заборы. Пришлось мне с Доктором отправиться на разведку.
В итоге мы еще раз пересекли ставшую почти родной Михайловку и встали в "колею" разбитой пешей тропы. Подъемы закончились, тропа шла вниз по левому борту долины Мульты по открытому месту. На противоположной стороне долины узнавались места нашего пути вверх. Очень красиво!
На подходе к поселку Маральник накрыл дождь, но обнаружилась поляна с малиной. Личный состав начал активно пастись. Было желание вкусить благ цивилизации в поселке, но магазин расположен в стороне от дороги и туда идти было просто некогда… У дороги стоит турбаза, от которой (судя по знакомым нам 66-м "газонам") народ завозят на озера.
Все ручьи вышли из берегов, бегут мутными потоками в разбухшую Мульту. Что-то мне тревожно стало за уровень воды в Катуни: ведь до Аккемского прорыва еще добавят воды и Кучерла и Аккем! А опыт у большинства из наших ребят только карельский…
Перешли Мульту на выходе из Маральника, по грейдеру бодро дошли до моста на л.б. (перед пос. Мульта) и встали на перекур у кустов смородины. Народ топает бодро, на ходу орет песни. Я с Максом оторвались вперед, следом чешут Танюха с Сашей, следом - остальные. От моста до поселка дошли как-то незаметно и вдумчиво проинспектировали три рядом стоящих магазинчика. Взяли пряников, сахара и "как-всегда" литров шесть… Назавтра подписали буханку на вывоз водной снаряги на берег - пешком переть до Катуни около 300 кг верных пару км не хотелось. Тут же назавтра подписали местного мужика на баню для девчат и жбан сметаны и творога. Точнее, это он нас раскрутил… Но цена 30 руб за человекобаню - более, чем божеская, трудно было удержаться.
Лагерем встали на стрелке Мульты и Катуни, на острове между рукавами дельты Мульты. Дров рядом полно, от поселка далеко, вот только воду из реки пить не стоит - скот пасется повсеместно. Это классическое место стапеля у всех, стартующих от Мульты.
Рядом стоит коммерческая группа, есть земляки из Питера. Ведут группу ребята лет 18-ти из Барнаульского клуба Н.И.Шадрина, умершего прошлой зимой. Поговорили, нашли много общих знакомых. Идем с ними одним маршрутом, договорились о взаимостраховке.
Вечер с пивом и вкусностями после пешки расслабил, посиделки были долгими.

6 августа. День шестой. Стапель
В 10:30 утра я, Доктор, Катя и Коля отправились в поселок за продуктами и снарягой. В магазине хлеба не оказалось, взяли рыбные консервы, капусту, огурцы и зелень. Договорились в пекарне о десятке буханок хлеба (это дефицит, разбирают хлеб влет).
Заехали на буханке за снарягой к Александру Микову, загрузились. Он неожиданно запросил 1000р (заранее цены не оговаривались и мы за ночлег отдали флягу жидких денег). Пришлось заплатить, поскольку нас все же "сверх плана" пустили на постой среди ночи. Быстро и недорого доехали к лагерю, разгрузились и на той же буханке Коля и Макс уехали в поселок - сторожить свежий хлеб в пекарне.
Мы начали стапель. День стоял жаркий и солнечный - впервые за весь поход.
В шесть вечера девчат и четырех парней ("конвой") отправили в баню. Стапелиться остались я с моим Серегой, Саша и Юрец. Чистый народ вернулся в десятом часу, в сумерках. Назавтра осталось немного работы по стапелю.
Поскольку барахла на берегу образовалось много, решили устроить дежурство ночью - все же деревня под боком. Вахты по паре часов по двое. Макс с Костей сидели с полуночи до двух, Сергей с Колей - до четырех, я - до шести (Док так и не вылез из палатки, а повторно будить я его не стал). Меня под утро сменили Юрец и мой Серега, они же приготовили завтрак.

7 августа. Старт сплава
С раннего утра погода испортилась - сказался поход в баню посреди маршрута. В примете о женщинах не говорится, но все испортили накануне попарившиеся мужики… Им все популярно высказали, но было уже поздно.
Около полудня приехал Юрка к командой сплавщиков из Новосиба. Они идут с нами до Большого Яломана тремя каяками, катом-двойкой и рафтом. Опытных ребят из них 5 - 6 человек. Юра остался с нами, а команда поехала стапелиться в Тюнгур - это на 58 км ниже по Катуни. Договорились вечером встретиться на их биваке.
Мы стартовали в два часа дня. Холод, дождь, но ветер попутный - даже странно. Текуха около 8 - 10 км/ч, добавляем хода веслами. Бубель, конечно, отстает.
На моем кате идут: мой Серега - правая корма, Коля - правый нос, Юрец - левый нос, Танюха - мартышкой на вещах. Я - на левой корме. На кате Дока - он и Костян на корме, Людмилка и Сергей - на носах. Мартышкой - Наташка. Бубель везет Юрку и Макса на внешних веслах, Сашу и Катю - на внутренних.
Катунь выписывает меандры на Уймонской степи. Народ медленно, но верно дубеет. Мне с моим Серегой легче - мы еще помним НАСТОЯЩИЙ ДУБАК в мае среди льдов на Белом море. Явных ориентиров на берегах не наблюдается, идти мокро и холодно - и к шести часам экипаж Доктора упорно пытается обломать всех на бивак и ночевку. Приходится формулировать им краткий категорический императив и резко уходить вперед. Через 30 минут показывается подвесной мост - Тюнгур. На всякий случай запрашиваю по рации Юру на бубле:
- Есть ли мосты до Тюнгура??!
- Нееет! - отвечает он.
Ура, приплыли!
За поселком чалимся, ждем остальные экипажи и пытаемся связаться по рации с новосибирцами. Рации одного диапазона - 433МГц , но у них Motorola, а у меня - iCom. Сетки частот не совпадают (?!!) и на оговоренном 9 канале связаться не удается.
Еще 10 мин сплава - и чалимся к их биваку.
Костер, тепло, тент. Чай, пиво, водка. Теплей, еще теплее. Кайф!
Теперь пальцы и колени гнутся, быстро ставим палатки, одеваем сухое и готовим ужин на костре хозяев лагеря. Дождь вяло капает до ночи.
Всего 40 дополнительных минут хода - и у цели. Как важно уметь заставить себя не расслабляться при первой возможности! А встать бы нам до Тюнгура - и завтрашний проход Аккемского прорыва с новосибирской группой был бы под вопросом… График на начале сплава у нас жесткий, но, похоже, не все это понимают.
Допоздна шли посиделки под тентом у костра. Запасы водки у попутчиков явно не уступают весу водной снаряги… И они не планируют привезти ее обратно в Новосиб.
Завтра самый сложный участок сплава - Аккемский прорыв. Около 6 км узкого каньона 4 к.с. А вода поднялась выше средней на метр… Это, конечно, еще не паводок. В паводок Аккем - верная пятерка.

8 августа. Аккемский прорыв
Утром - солнце и никаких признаков облаков!
Народ идет в гидрах, поэтому по утрам у ребят ломка - надо лезть в мокрое и холодное. У Дока и Танюшки гидр нет, а я свою не взял - поэтому мы одеваем просохший нейлон.
Тщательно собрались и увязались и вышли в 11 утра. Вместо Юры на бубле капитанит Саша-каякер из Новосиба. Юра сел в его каяк. На шиверах до прорыва все потренировались, катаясь в бочках.
На бубле идут всего два гребца - Саша и Макс, с внутренней стороны тщательно пристегнуты по две девушки - Эля из Новосиба, моя Танюха и наши Сашка с Катюхой.
У ручья на левом повороте в начале прорыва встали, глянул вперед - и пошли. Первым идет разведкой бубель - чалится в улово за первой ступенью на страховку и докладывает по рации обстановку. За ним - каяки, рафт и каты. Первая ступень - метров 300-400 быстрой струи с валами на плавном правом повороте, ничего криминального.
Дальше - интереснее: на небольшом левом повороте - сужение, разгон, под п.б. - здоровая бочка (правее нее можно пройти, но дальше - выступ п.б.), под л.б. - нарастающие пирамидальные пульсары и сужение от п.б. За сужением - жесткая гребенка пульсаров за 2 м с обратными гребнями. Скорость - за 20 км/ч. Ниже под п.б. - слабая текуха типа улова.
Бубель прошел по самому "какао", всех качественно прополоскало в бочке и на валах. А при чалке лопнула перерезанная камнем чалочная стропа, когда капитан был на берегу - и бубель чуть не ушел в третью ступень с одним гребцом… По словам Танюшки, это был самый страшный момент прохождения.
Каяки и двойка прошли аккуратно, но рафт чуть не кильнуло на пульсарах. Его поднятое днище почти полностью видно на фото. Наши четверки прошли по центру струи по валам и сумели удержаться на курсе. Конечно, по пирамидальным пульсарам идти сложнее, чем по стабильным валам - каждый норовит не только тормознуть кат, но и непредсказуемо его крутит. А влететь на следующий лагом - это верный киль.
Ребята гребли на пять баллов, грубых ошибок и страха не было.
Зато третья ступень - самая длинная - немного расслабила. Между жесткими местами были довольно длинные прогоны и оставалось время посмотреть по сторонам. Жаль, что было не до съемки на воде…
На третьей ступени на п.б. стояла группа из Петрозаводска - у них кильнуло один из трех рафтов со школьниками, шмотки были не закреплены и ушли вниз по течению. Все ребята были целы, но раскидало по берегу их изрядно. Водный опыт их ограничивался карельскими реками. Руководители явно вписали ребят в неподготовленную авантюру.
На выходе из прорыва мы аккуратно объехали огромную бочку по центру (известное последнее препятствие - здоровенный камень посередине, в нашу воду его закрыло водой) и расслабились. И тут неожиданно прямо по курсу открылась огромная бочара с тролейбус размером и колоссальным обратным подсосом… Это-то и был знаменитый камень, а проехали мы его младшего брата. Как удалось за секунды скинуть кат вправо и выровнять по струе - загадка. В обратку нас не подтянуло, успели по краю из нее выскочить.
Дальше было несколько быстрых километров до стоянки на стрелке Аргута, на которых мы выловили немалое количество герм, рюкзаков и весел кильнувшихся школьников и затем вернули им все это на стоянке.
Стоянка - поляна "Аргут" и музей народного творчества - понравилась, несмотря на обилие народа. Народ очень дружелюбный и контактный, теснота не напрягает. Поляна чистая, несмотря на перенаселенность.
Наши устроили вместе с новосибирцами покатушки на аргутском пороге Ворота при впадении Аргута в Катунь. Аргут тоже "большой" из-за дождей, в пороге - замес из хаотических валов и пульсаров.
Апофеозом покатушек стали спасработы нашей Людмилки, впервые севшей в каяк прямо под порогом. Через 20 секунд она кильнулась, ее стал буксировать к берегу Юра на каяке (с сильно растянутым в пороге плечом), а за кильнутым каяком поплыл его хозяин… Всех троих стало здорово подсасывать в выходную струю порога, в которой самосплавщики рисковали вылететь в Катунь на шиверу и весело пройти пару километров. И ни у одного из зрителей не оказалось морковки…
Все это безобразие я снимал с высокого берега на видео - получился ролик "что и как не надо делать на воде". Все в итоге закончилось благополучно.
На моем разгруженном "Аргуте" пришлось сходить на другой брег Аргута за группой туристов, так что мой кат все же прошел немного по своему знаменитому тезке…
В сумерках мы с Костей спилили и приволокли на середину поляны вешину сухой лиственницы и обошли с приглашениями на костер все биваки вокруг. Собралась немалая компания и под песни и разговоры провели время часов до двух ночи.
Назавтра предстоял трудный день - надо было к часу дня дойти вместе с новосибирцами до Большого Яломана (их точки выброски), встретить там нашего друга Саню Жданова, ведущего коммерческую группу, пройти с ними Ильгумень и встать лагерем на устье р.Айлагуш. Поэтому в три часа я устроил персональный отбой. Наши уже давно спали.

9 августа. Ильгумень
Подъем в 6 утра состоялся вовремя и в 9 часов мы уже встали на воду.
На моем кате мартышкой шла Танюха, у Доктора Наташка заменила на весле Люду, ушедшую с новосибирцами на рафте (когда еще случай представится?). В результате Людмилка отхватила у ребят каяк и шла на нем до Б.Яломана. Для первого раза (не считая вчерашний киль) - более, чем неплохо!
Ниже устья Аргута Катунь набирает силу и скорость, встречаются валы и бочки. Потом, до впадения Чуи - ровная быстрая вода. Чуя в нашу воду была "высокая" и мутная. На подходе к Ине в "Ининской трубе" нас хорошо поколбасило на высоких (1,5 - 2м) валах и в бочках. Всех их при желании можно обойти, мы же, конечно, ловили все, что успевали, и шли мокрые по самую маковку. Танюхе очень понравилась азартная колбасня на кате, ведь на бубле идешь, как на танке. Если и заливает с головой, то все же нет ощущения вполне реального киля на высоких косых валах или в злых бочках.
От Чуи до Б.Яломана я шел с ощущением "дежа вю", с радостью узнавая знакомые места - ведь в 2000 году мы с моим Серегой шли с Чуи по Катуни до Еланды.
Перед устьем Б.Яломана - быстрая струя на правом повороте, отжимающая от улова, находящегося слева за скалой. За уловом и пляжем в Катунь впадает прозрачно-зеленый Большой Яломан.
На пляже - несколько плотов, катов, рафтов. Народ собирается стартовать - это традиционное и хорошо доступное место старта на среднюю Катунь. Рядом, в 300 м от воды, проходит Чуйский тракт.
Наконец-то мы встретились со старым другом - Саней Ждановым. Ему три дня назад исполнилось 25, что не мешает ему быть одним из самых опытных гидов горного Алтая. Его группа через час стартует, мы за этот час передохнули и погрелись на не слишком щедром солнышке… Теперь с нами в компании идут два рафта, ведомых Сашей и вторым инструктором Женей. Женька уже нам знаком - он вел рафт новосибирской группы, шедшей с нами от Тюнгура. От всей их группы с нами остается капитан Юра, который лишился каяка и теперь ведет бублик.
До Ильгуменя дошли быстро, часам к трем. Погода установилась ясная и солнечная, что способствовало заходам во все достойные бочки. Позавчера в дождь и холод подобных желаний не возникало…
Ильгумень меня, признаться, удивил короткими, высокими и жесткими валами и добротным месивом правее центра на заходе. По старой памяти, хогда его ходили на честерах по средней воде, валы были длинные и пологие - "покатушечные".
Первым пошел бубель, на который посадили Танюху, Наташку и Сашу в качестве пассажиров. Гребли Юра и Макс. Юрка, руководствуясь желанием сделать девушкам приятное, проехался по самому злому месту на заходе, по гребенке валов в середине, а на выходе специально въехал в обливняк над здоровенной бочкой, реверсом сполз в нее и там поварился. По рации Танюха откричалась мне, что они "классно поныряли и зачалились далеко за порогом".
Вторым шел кат Доктора. Мы договорились идти левее месива на входе, затем по валам основной струи и уходить перед правым поворотом под п.б. на чалку. При этом выходная здоровенная бочара, пройденная бубликом, оставалась под л.б., куда уходит основная струя. Ребята четко зашли левее центра, сели на валы, прошли по ним почти весь прямой участок и отрулили вправо. Вскоре Таня по рации сообщила о чалке их ката.
Наш старт задержался подходом рафтов Сашиной команды и его просьбой подстраховать их прохождение. Мы стартовали вслед за рафтами и шли так же левее центра на заходе и далее - по валам основной струи. Все прошли четко, после прорыва вода была уже более знакомой и привычной. Хотя двухметровые пирамидальные пульсары на струе - это что-то!
За Ильгуменем есть замечательное место на п.б. - устье речки Айлагуш (что по алтайски значит - овечка). Там над широким песчаным пляжем мы и встали на ночевку. Место очень симпатичное, традиционная стоянка многих групп, идущих по Катуни.
Вечером, наконец-то, допоздна попели песни под Сашину гитару. День был долгим и трудным, поэтому ребята вскоре разошлись по палаткам.
Вода в Катуни начала заметно падать из-за жары. За ночь - примерно на 70см.

10 августа. Кадрин, Шабаш
На следующее утро первым препятствием была Кадринская труба - связка мощных шивер общей протяженностью 14 км. Шли ее в компании двух рафтов Сашиной группы.
Вход в трубу - в полукилометре ниже впадения Айлагушки и нашего лагеря. На входе шиверы недлинные и перемежаются плесами. Но окончание трубы - знаменитая "Поганка" - в нашу воду должна была быть неслабой. Поэтому Танюху я пересадил с катамарана на бублик - так спокойнее. Наташку Док оставил на своем кате "мартышкой".
В шиверах мы старательно собирали все самое "вкусное", но порой попадались бочки, в которые лезть не хотелось. Большинство одиночных бочек с наплыва почти не видны из-за невысокого навала на обливняк, зато в непосредственной близости за валом внезапно появляется пенная яма с мощной "обраткой" - и тут зевать нельзя.
Выходная Поганка представляет собой скальные ворота в конце шиверы, за которыми находится большое широкое улово. Струя влетает в улово, образуя мощную бочку с сильным и длинным (более 50м) обратным подсосом и глубокими воронками, расходящимися в стороны. Единственный нормальный заход - по центру струи, т.к. по краям рискуешь влететь в воронку или корабль развернет и положит на границе струи и бокового подсоса из улова.
Мы успешно прошли Поганку посередине, с трудом угребясь против мощной обратки и не свалившись в улова под берегами. Конечно, окунулись в бочке очень качественно.
Сразу за Поганкой - плавный правый поворот, причем в повороте под л.б., куда уходит бОльшая часть струи, треть русла перекрывает мощнейшая заварная бочка. В нее можно легко убраться, расслабившись после прохождения Кадринской трубы. Признаюсь, было наглое желание пройти и ее, но Саша категорически отсоветовал это делать. Так что только прошли по краю и с уважением заглянули внутрь… Бублик, конечно, проехал и по этой бочке, чем вызвал зависть катамаранной общественности.
Вскоре подошли к Шабашу, встали на п.б. в улово над самым порогом и отправились на просмотр. Впервые на моей памяти на Шабаше была жаркая солнечная погода. Народу на просмотре порога собралось много, несколько групп. В первую ступень наша команда решила заходить под п.б. через большую косую бочку под скалой справа на входе. По центру в нашу воду для катамаранов было крутовато - хаос из пирамидальные пульсаров по 3 м… А из-под л.б., где валы были поменьше и казалось реально вписаться, очень сильно тянуло в центр. Да и сделать траверс под левый берег из-под правого прямо над входом в порог на груженой четверке непросто…
За первой ступенью идет быстроток около 300м до второй, где на сбойке отходящих от берегов косых валов и возникает гребенка нарастающих пульсаров с опрокинутыми гребнями высотой до верных 3,5м. Их-то и хотелось пройти по максимуму, поэтому перспектива залечь в центре на входе не привлекала. Танюшку я посадил на берегу над второй ступенью на съемку (конечно, ее этим решением сильно расстроив - ведь до этого она прошла на бубле все самое "крутое").
Мой кат пошел первым и за первой ступенью встал в улово под п.б. на страховку. За нами обе ступени прошел бублик и встал на страховку внизу. Затем прошел кат Доктора и Сашины рафты с туристами. Танюшка по рации сообщила об их благополучном проходе - и мы вышли на вторую ступень Шабаша.
На гребенку валов зашли хорошо, каждый пирамидальный вал и хорошо тормозил, накрывая гребнем, и сильно крутил кат. За время прохода очередной ямы меж валами мы с трудом успевали ставить нос на вал - и все повторялось с той разницей, что сил у ребят оставалось меньше... С пары последних самых мощных пульсаров мы убрались в улово под п.б., поскольку "нос на вал" ставить уже не успевали…
При желании всю вторую ступень Шабаша можно обойти под берегом - достаточно соскочить со струи перед гребенкой пульсаров.
Всем проход очень понравился (пожалуй, только Танюшка была расстроена - но благодаря ей у нас остались фотокадры и видео с прохождения), никто не сожалел, что не полез в самое месиво на заходе в порог, всем хватило впечатлений без этого.
За Шабашем, в полукилометре после левого поворота Катуни, есть замечательно мощная воронка от л.б. почти на треть русла. В ней можно покататься, но можно и поймать свечку…
На бивак мы встали после впадения с л.б. речки Урсул - примерно посередине между Урсулом и р.Сумультой, впадающей с п.б. ниже. На л.б. устроено кафе-магазинчик, есть баня и сортир, площадка для палаток. Особенно нас развеселило огороженное забором поле конопли…
На площадке тесновато от палаток - тут ночуют все коммерческие группы. Но этот недостаток компенсировался пивом, волейболом с Сашиными туристами и Сашиными песнями под гитару. Серега с Катюшкой и Юрцом совершенствовались в игре на камусе, Танюшка - в видеосъемке этого процесса.
Назавтра мы расставались с Сашей и собирались становиться на дневку.

11 августа, Каянча
Стартовали утром не слишком рано, поскольку ходу до места дневки было часа полтора - два. Фактически со стоянки мы уходили последними - остальные группы ушли раньше. Невесело попрощались с Саней - когда-то теперь увидимся?
В километре после старта миновали впадение р. Сумульты с п.б. с ее чистой темно-зеленой водой. В серой воде Катуни Сумульта какое-то время течет отдельной чистой струей под берегом.
После прохождения серьезных порогов многие порядком подзазнались и перестали соблюдать элементарные правила безопасности на воде: на спокойных участках реки каски и спасы не застегивались, а то и вовсе не одевались. Особенно этим отличался экипаж второго ката. Народ совершенно не желал понять, что в случае опасной ситуации из-за их разгильдяйства могут пострадать другие люди.
Вскоре мы обогнали группу Саши Жданова и подошли к пляжу на п.б. ниже впадения р. Каянчи. Весь берег был свободен и мы встали лагерем так широко, как смогли. С дровами было небогато - полоса леса вдоль берега здесь очень узкая. Зато пляж - широченный. Пока ставили лагерь - мимо прошла Сашина группа, с которой мы попрощались теперь уже окончательно…
Над лагерем возвышалась гора, скальное основание которой покрыто древними наскальными изображениями. В-основном - изображениями козлов. Конечно, вечером мы отправились туда с фотоаппаратами и бутылками с водой - старые рисунки видны лучше в косых лучах заходящего солнца на темном от воды камне.
Ходовой день получился короткий, а вечер был длинный. Предвкушение дневки обещало лень и отдых на солнечном пляже - что может быть лучше в последние дни похода?
А ходу осталось нам всего два дня: пройти пороги Айлы и Тельдекпень и дойти до Чемала. При желании это можно сделать и за день - но до отъезда у нас оставалось три дня и их надо было потратить со вкусом...

12 августа, дневка на Каянче
Что такое дневка после нескольких дней серьезной воды - объяснять не надо. Да еще и погода баловала солнцем с утра до вечера. Так что праздник лени удался по-полной. Единственно, чего не было - это коммунизма на еду. Ну не сложилось изобилие харчей… Наверное, раскладкой занимался жмот.
Зато днем народ подорвался сбегать на ближайшую гору - посмотреть на окрестности. И, конечно, взгляд снизу вселил оптимизм минут за сорок сбегать до вершины. А подъем и спуск занял несколько часов… Ребята разбились на группы по скорости и силам и потеряли друг друга на склоне. А склоны - сплошная сыпуха и "гнилые" скалы. Так что спуск занял значительно больше времени, чем подьем. При этом очень хорошо, что в команде были рации. Вечером был проведен "разбор полетов" этого самостийного восхождения. Надеюсь, эта безобидная ситуация научила ребят строже относится к самодеятельности в горах.
Ближе к вечеру рядом с нами встали еще две группы, обе уже знакомые. Случился и приятный сюрприз - одна из групп привезла сумку от фотоаппарата Людмилки, потерянную на Аккемском прорыве. Допоздна шли посиделки и общение с соседями…

13 августа, Айлы и Тельдекпень
Вода продолжала падать каждый день по полметра. Но это не значит, что уровень ее уже стал низким. По дороге к порогам Тельдекпень-1 и 2 был еще и порог Айлы - скальные ворота на левом повороте Катуни. Порог красивый и очень неслабый в воду выше средней. Отполированные водой камни на 2 - 3 метра над уровнем воды дают представление о том, что здесь происходит весной, когда идет "коренная" вода половодья. В нашу воду - просто здоровенный слив из ворот в улово. Примета - скальный остров после правого поворота, на котором слева - скальная стенка и большое улово с обраткой.
Главный ориентир Пней - высокая белая скала, видная издалека по курсу сплава. Перед первым Пнем за правым поворотом - разгонная шивера. Есть такое правило: если шивера - "злая" (что бывает в средне-высокую воду), то Пень - спокойный (т.е. проносной). В низкую и очень высокую воду - наоборот. На мой вкус - лучше злая шивера. Потому что Пни - это непредсказуемая мешанина огромных воронок, грибов и подсосов-непонятно-куда между изломанных скальных стен из вулканической лавы.
Шивера на заходе была очень неслабая. Валы были не менее 2-3 метров и умыли нас так, как в Ильгумене, не меньше. За шиверой, перед левым поворотом в первый Пень справа есть улово - там мы все и собрались перед броском в порог. В экипажах бубля и моего ката была замена - мой Серега шел на бубле, а Катюха шла носовым матросом на правом баллоне. Силенок у нее было поменьше, чем у Коли, который шел теперь на правой корме (на Серегином месте). А угребаться в Пне надо было всерьез. К тому же мой кат шел первым…
Договорились с экипажами о большой дистанции (в Пнях крутит и тормозит так, что вероятны столкновения кораблей в самых нежелательных участках) - и мы рванулись вперед. Кат прикусило на входе, но нам удалось быстро пробиться сквозь обратку и водовороты. Заход прошли удачно. Дальше - проще: надо только уходить от острых скал берегов и воронок, да успевать оглядываться на фантастические берега каньона, образованные застывшей лавой.
Второй кат и бубель тоже успешно прошли входную поганку и шли следом. Фотографировать в Пнях мне ни разу не удавалось - слишком заняты руки… А кадры из выхода назад по течению не дают никакого представления о пороге. Ну просто ровная вода между скальных стенок…
После первого Пня - прогон 1,5 км - и второй Пенек. Он, пожалуй, не проще первого, только шиверы на входе нет. С большой дистанцией между кораблями зашли во второй и благополучно его прошли.
Конечно, впечатлений от Пней хватило всем: и "первопроходцам", и "бывалым".
Сразу за Пнями стали искать место для ночевки. Народу на берегах в этих местах уже много, люди приезжают на машинах по дороге, идущей по п.б. Слева тоже идет дорога, но менее проезжая. Что не мешает и левому берегу тоже быть очень населенным.
Мы нашли место на пляжике л.б. и встали лагерем. Это была ночевка перед завершением маршрута…
На ужин приготовили импровизированный плов из тушенки и наелись до изнеможения. А вечером устроили небольшое шоу в стиле капустника, здорово подурачились и повеселились.
А наши соседи по берегу (похоже, какие-то сектанты с иностранным предводителем) всю ночь громко лупили в бубен (или здоровый барабан) и хором что-то орали. Цирк продолжался до 6 утра. Я спал в пол-глаза, поскольку вопли соседей наводили на мысли о жертвоприношениях и каннибализме…

14 августа, Чемал, финиш
Последний день хода по Катуни расслаблял спокойной водой, жарким солнцем и короткой дистанцией перехода. Народ изощрялся в раскачивании бублика, катании на верху буличных "баранок" и прыжках оттуда в воду, маканий с катамарана и прочих радостях на воде и солнцепеке.
Вскоре показалась скала и пляж на п.б. - а за ними порог Еландинский. На месте этого скального сужения русла при советской власти собирались строить Еландинскую ГЭС и даже пробили в скале на п.б. два штрека для закладки взрывчатки - чтобы обрушить скалу в русло. К счастью, сделать этого не успели и из прилежащего участка Катуни не получился горный пруд.
Порог - каскад из трех мощных бочек поперек русла, расположенных слегка в шахматном порядке. Это позволяет миновать краем вторую и третью. Та, что под л.б. на выходе нам как-то не глянулась (уж больно косая и здоровенная) - и мы ее обошли.
Если не считать Еландинского порога , из серьезных задач перед нами стояла одна - не прозевать места высадки, где завтра днем нас должен забрать микроавтобус. И мы с нею успешно справились: встали чуть выше места, где шоссе на п.б. резко отходит от Катуни в сторону Чемала. Примета этого места - опоры ЛЭП Чемальской ГЭС, появляющиеся на берегу рядом с шоссе. Ниже этого места до шоссе уже весьма неблизко и удобные места для выброски будут уже значительно ниже Чемала.
Место для антистапеля было тесным и находилось прямо на склоне берега под лентой шоссе. Но все лучшие места были заняты автотуристами - сегодня же воскресенье вблизи цивилизации…
Палатки не без труда уместили на ровных участках между зарослей двухметровой конопли и крапивы, быстро разобрали корабли и разложили шкуры на просушку.
Я со старшим Серегой отправился в Чемал - звонить водителю и закупить того-сего поесть-попить. Сотовый МТС начинает принимать уже на повороте шоссе от Катуни к Чемалу, мы позвонили в Питер и сообщили о благополучном завершении маршрута. До магазинов в поселке - около 4 км, асфальт размяк от солнца. Вокруг стали попадаться цивильно одетые отдыхающие, по шоссе вверх по Катуни проносились машины с группами "быстрого рафтинга" и рафтами на крыше.
Свежий хлеб, лаваш и холодное пиво примирило нас с Серегой с окончанием вольной жизни. К тому же мы на халяву проехались обратно к нашему лагерю с очередной группой туристов, едущих на "трехчасовой рафтинг".
Несколько таких групп прошло мимо нас по Катуни: они с азартными криками заезжали в единственную на этом участке реки бочку и довольные собой плыли дальше. А водители заброски фотографировали их в этот момент с берега. Наши, конечно, посмеивались над ними, попивая на берегу пиво. Но уж лучше хоть разок пройтись на рафте по нижней Катуни, чем упустить такой шанс, будучи в горном Алтае!
Я со старшим Серегой пару раз прошли самосплавом бочку под нашим берегом. С двух раз качественно зависнуть в бочке не удалось, а поскольку солнце уже ушло за горы и заметно посвежело, на третий раз у нас энтузиазма не хватило.
Вечером у нас в программе был день рождения Макса и прощальный коммунизм на еду. С коммунизмом справились быстро, поскольку первая порция хавчика безнадежно сгорела… А вот день рождения плюс завершение маршрута удались на пять баллов.

Финиш
Все, что было потом - уже не поход, а отступление из гор в города… Ты, толкаясь в привокзальной толпе, с сожалением смотришь на прохожих - они живут в плоском асфальтированном мире. И ощущаешь родство душ с загорелыми и немного усталыми ребятами, ожидающими своего поезда около пирамид снаряги...
Переночевали мы в режиме "братской могилы" на перроне Барнаульского вокзала, только Танюшку отправили домой к Юркиным родителям вместе с Юркой и Катюхой. Наутро в 6 часов наша "самолетная" часть команды уехала на электричке в Новосибирск и в тот же день улетела в Питер. А молодежь со всей снарягой еще три дня тряслась до Питера на поезде.
Зато уж мы устроили им встречу на Московском вокзале!
Вот и закончился маршрут, к которому я шел несколько лет… Команда наша увеличилась, повзрослела и набрала опыта. Пешая часть на Мультинские озера была, конечно, прогулочной, а вот водная - вполне серьезной. И ребята справились с нею отлично.
А это значит, что мы еще не раз пойдем вместе по белой воде.

Катунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская трубаКатунь - Кадринская труба

Питер, дождливая осень 2004 г.