Виды туризма

25 января 2013
Олег Добров
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Спелеотуризм Категория сложности: I
0 2280 0
Автор: Олег Добров (Новосибирск)

Ранним утром 5 октября 2006г. наша микрогруппа численностью в три человека – новосибирцыОлег Добров,Андрей Киселев и москвичМихаил Волков, втиснувшись сами, и втиснув гору снаряги и фотоаппаратуры в "Ниву" отправились в хакасский вояж.

Хакасия 2006Хакасия 2006Хакасия 2006

Цель, скорее причина поездки – мы уже более полутора лет не бывали в любимых местах северной Хакасии, назрела куча больших и маленьких дел в администрации Ширинского района, в селе Малая Сыя, куда постоянно ездят группы спелеологов-школьников из Новосибирска. Ну и, просто, захотелось навечно оставить в картах памяти фотоаппаратуры краткий миг превращения осени в зиму.

По приезду в райцентр Ширинского района, городок Шира, мы расположились у супружеской четы Школиных.

Евгений Павлович и Любовь Ильинична являются представителями туристского отдела Минусинской фирмы DeLor ("http://www.delor.ru/tourism.html" rel="nofollow"). Изначально планировалось нанести им лишь краткий "визит вежливости" но гостеприимство хозяев было столь радушно, а желание присоединиться к нам в наших поездках столь велико, что было решено остаться на весь период путешествия в Шира и, пересев с нашей "Нивки" в дилоровский УАЗик-санитарку ежедневно выезжать "на экскурсии".

Более тридцати раз приводила членов Спелеологического клуба "Сибирь" судьба путешественника в отроги Кузнецких гор. Во многом маршруты повторялись, и нельзя сказать, чтоб за эти годы мы открыли нечто новое, за исключением, конечно же, пещеры Ящик Пандоры, к раскапыванию которой, наравне с другими, были приложены и наши силы.

...Шаг по присыпанной первым снежком тропе, еще шаг. Кажется, сил больше нет. Но для спелеолога пеший переход всего лишь начало пути под землю. Краткая передышка. Надеваются подземные комбинезоны, застегиваются карабины страховочной системы. Крепится за ближайшее дерево капроновая веревка, и спуск. Спуск в мир вечной тьмы и безмолвия:

Туда, где шорохи живут,
Цветы из камня где цветут...

Окрестности и подземелья Ширинского района известны спелеологам, можно сказать, до последнего камушка, до самой маленькой ниши в скалах. Однако осенью 1997 года, почти напротив деревни, на противоположной стороне Белого Июса была обнаружена новая пещера, со следами ритуального убийства - костями человека и животных.

Нет-нет, да и заводятся разговоры о еще не открытых пещерах на склонах горы Кашкулак, в долинах речек Таржуль и Аспад.

И потому эти несколько дней мы решили посвятить поискам нового и прогулкам по хорошо знакомым маршрутам, а заодно помочь сотрудникам фирмы "ДиЛор" лучше узнать места, по которым летом следующего, 2007 года им предстоит водить туристов.

Посещенные нами в этот раз места показаны накарте. Цифрами на ней обозначены:

Хакасия 2006

1 – Парк каменных фигур у деревни Усть-Тунгужуль.
2 – Пещера Мендольская.
3 – гора Вершина Таргаюла.
4 – пещера Ящик Пандоры.
5 – пещера Кашкулакская.
6 – урочище Сундуки.
7 – святилище Белая лошадь.
8 – пещеры Бородинская и Биджинская.
9 – Большой Салбыкский курган.

6 октября. Путешествие в "Парк каменных изваяний" и поиски новой пещеры.

Ранне утро.

Перетаскиваем фотоаппаратуру в УАЗик, и после быстрого завтрака отправляемся в путь.

Много раз, проезжая по дороге, ведущей от Шира к селению Беренжак в верховьях Белого Июса, мы из окна автобуса или попутной машины любовались скальными останцами перед селением Усть-Тунгужуль. И вот, в середине октября 1998 года, вооружившись видеокамерой и фотоаппаратом, Олег Добров и Наташа Яценко наконец-то выбрали время для прогулки по этому уголкуШиринского района.

Хакасия 2006

Первые километры пути за крохотным селением Усть-Тунгужуль прошли по парковому лиственничному лесу, среди причудливых каменных фигур, выточенных из гранита водой, морозом и ветром. По размерам этим скалам, конечно же, далеко до знаменитых Красноярских столбов. Но как фантастически разнообразно было здесь творчество природы, оставившей на камнях подобие следов доисторических рептилий, а порой пародирующей самою себя, создавая рядом с обычными грибами грибы каменные

Хакасия 2006Хакасия 2006Хакасия 2006

Экзотические скалы всюду. Они поднимаются отдельными перьями рядом с дорогой. Прячутся в зарослях. Венчают гребни горных хребтов. Своеобразным каменным мешком выглядит долина, открывающаяся в сторону остатков селения Усть-Тунгужуль. Будь она по уже, и лучшего термина, чем каньон, для нее не придумаешь.

За 8 лет, прошедшие с "открытия" этого места, "Парк каменный фигур" или, как теперь стали называть это урочище – "Ширинские столбы" этот уголок правобережья Белого Июса стал одним из популярнейших у местных турфирм.

Фотографируем и фотографируем. Природа здесь была столь вычурна и неудержима в своей фантазии, что неустанно переходим от скалы к скале, ища лучший ракурс, композицию фотосников.

Затем, переезжаем в село Беренжак. Неоднократно нам приходилось слышать рассказы о какой-то большой пещере в её окрестностях. И вот, Евгению Павловичу Школину удалось найти людей, хорошо знающих местоположение провала.

Забираем собой аборигенов и по еле угадываемой дорожке забираемся в тайгу.

Действительно, без проводника пришлось бы нелегко. Вход расположен на пологом склоне среди тайги.Привязок нет.

Хакасия 2006

Хакасия 2006

Пещера несомненно интересна – она представляет собой естественную ловушку. Входной колодец, диаметром в три-четыре метра выходит в потолке обширного грота. 12 метров спуска в пустоте и мы на огромном конусе – всем том, что за тысячелетия, а может и за миллионы лет ссыпалось сюда с поверхности. Огромное скопление костей. Подбираем черепа лося и косули. Вполне возможно, что в глубине конуса удастся найти кости животных, обитавших в этих местах сразу после завершения ледникового периода. Сама пещера невелика. Большой грот под колодцем и несколько отходящих от него тупиковых галерей.

На обратном пути, уже в темноте обследуем вход в пещеру, который обозначен на картах километрового масштаба. Так уж получается, что зачастую, на известные и закартографированные ходы времени не хватает. Так и в этом случае. Ни кто из известных нам спелеологов в эту пещеру не заглядывал. Собственно и пещерой эту полость назвать нельзя – грот, образованные процессами выветривания в крупнозернистых гранитах.

7 октября. "Тропа предков", восхождение на Вершину Таргаюла.

Ранний выезд становится традицией. После наших позо-прошлогодних рассказов о гольцовой зоне горы Вершина Таргаюла, у Любовь Ильиничны Школиной возникла идея проложить туда экскурсионный маршрут. Сегодня я попытаюсь показать оптимальные подъезды к вершине горы по одному из притоковреки Малая Сыя.

Хакасия 2006

Ну а начинаем с кратенького выезда на "Тропу предков".

Хакасия 2006

Хакасия 2006

Тогыз-Аз. "Девять ртов" - так переводится с хакасского языка название скального массива, расположенного на правом берегу Белого Июса, там, где река возле села Ефремкино выходит из гор на предгорную равнину. На добрые сотни метров взметнулись над водной гладью известняковые утесы с десятками черных провалов пещер и гротов. Пока большие пещеры здесь не обнаружены. Но у подножия скал бьют источники, подсказывая, что есть в их недрах огромные пустоты, где водяной пар из воздуха оседает на каменных стенах, по капелькам собираясь в мощные струи родников.

Первые печатные сведения о пещерах этого района относятся к началу XVШ века и содержатся в работах Ф.И.Страленберга, Я.Г.Гмелина, П.С.Палласа.

Настоящие научные исследования пещер были выполнены лишь в конце XIX века А.Е.Еленевым и П.С.Проскуряковым. В 30-е годы XX века А.А.Чураковым, Я.С.Эндельштейн, в 50-е годы П.П.Хороших. Но несомненно, и сотни, и тысячи лет назад скалистые утесы с провалами пещерных входов влекли к себе людей.

Нам, жителям XXI века можно только предполагать о духовном мире древних обитателей долины Белого Июса. Несомненно, что основой их мировоззрения была близость человека и окружающей природы. Причем горы, реки, леса казались древним населенными некими загадочными и могущественными существами - хозяевами людских судеб. Невидимыми, всесильными. Так зарождалась одна из древнейших религий земли – шаманизм.

Огромная гора олицетворяла землю. Высоко-высоко, от вечных снегов и крохотных ледниковых озер начинала свой бег великая река, несущая воды через три символических мира. Там, где вершины скрывались облаками лежал мир небесный – жилище богов. Средний мир отводился человеку. У основания горы располагались входы в темный мир, охраняемый злобными и мстительными духами. Здесь, в вечной тьме находилось хранилище человеческих душ. То место, где прибывала человеческая сущность между смертью и новым появлением в подлунном мире.

Отрывки сведений о верованиях и обычаях жителей древней Сибири, долетевшие до нас сквозь века, сообщают о великой значимости пещер, как связующего элемента между средним, человеческим и нижним миром. Обряды, связанные с пещерами, несли в себе много значений, но основное было связано с идеей рождения и перерождения всего живого. Николай Рерих утверждал, что корень "ур" означает "свет" и "культура" - это "почитание света". На самом деле арийская руна "yr" значит "море, пещера, влага", то есть - нижний мир. Когда солдаты идут в атаку с криком "Ура!" - это не провозвестие света. Спросите у тех, кто воевал, и вам объяснят, что в момент боя остается один призыв: отправить врага под землю. Отправить на "перерождение". Отправить и ждать, что из недр земли на ее поверхность вернуться обновленные люди. Древнейшее из известных, записанное китайцами в XIII веке предание о происхождении средневековых жителей долины Енисея гласит, что рыжеволосые и белолицые хакасы заявляли, что "они происходят от спаривания бога с коровой в горной пещере".

"Символ пещеры многозначен. Он означает жесткие тиски реальности - тесноту пространства, тягучесть времени и вместе с тем - аскетизм, суровую скудость чистых стихий: воды, земли, камня. Пещера может быть вместилищем зла, притоном злодеев и одновременно - убежищем духа, кельей отшельника. Пещера символизирует возврат назад - в глубь времен, в материнское лоно, это о ней говорил Новалис: "Куда идем мы? Все туда же - домой..." Но главное: пещера - это символ иномирности, включенной в нашу обыденность. Это знак перехода, предельности Бытия.

В психиатрии существует удачное понятие: "пограничные состояния". Именно в таких предельных, переходных состояниях Бытия и человека находится посетитель подземелья" - так считает наш современник, новосибирский спелеолог В.Г.Иванченко.

Пещера…

Чрево земли…

У аборигенов современной Хакасии зафиксировано представление о женском божестве, которое состоит из глины и находится постоянно в лежачем положении, с раскинутыми ногами.

И душа умершего попадает "на переработку", для последующего возрождения, внутрь космической Матери-прародительницы через ее половые органы. Иллюстрации этого мы можем увидеть на петроглифах созданных тазминцы – тогдашними жителями Хакасии в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Такие рисунки делались и на каменных плитах и на скалах в основаниях гор, ибо, души умерших через расщелины и пещеры (которые понимались, как половые органы земли) должны уходить внутрь мировой горы, в хранилище душ рода. С этим связано восприятие детородных органов и женского чрева не только как символов рождения, но и как смерти - перерождения. Очевидно, что сходные представления издревле были широко распространены. Недаром, в другой части Евразии, исследуя палеолит Западной Европы А.Леруа-Гуран указывает: "Мы имеем некоторое основание считать, что пещеру воспринимали как женщину, по крайне мере, в некоторых ее частях". Представления о "родящей земле", выпускающей новую жизнь из чрева своего, считаются свойственными лишь примитивным народам. Но как еще объяснить происхождение огромных залежей костей и скелетов, находимых в глубине недоступных пещер окаменевшими и впаянными в пласты первозданной глины?

И вполне закономерным становится мнение историков, что в эпоху неолита в Южной Сибири проявляется идея о своеобразном круговороте жизни и смерти, перевоплощении душ умерших соплеменников в живых членов рода. Смерть и человека и зверя и растения означает переработку их жизненного вещества и неизбежное возрождение в земном мире. Жизнь и смерть становились неотделимыми друг от друга, и мир живых тесно связывался с миром мертвых. Загадочность и недоступность подземелий, где путь смельчака преграждали то кажущийся бездонным провал, то неподвижная гладь воды укрытого в недрах озера породили множество легенд, отголоски, которых слышны и в христианстве, и в исламе и у явных атеистов. Мифическая идея жизнетворного "нижнего океана" широко распространена и ныне. Вода наделена производящей силой даже в Писании. "И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую..." Осовремененный вариант мифа о подземном океане - прародителе чудовищ изложил Ж.Верн в "Путешествии к центру Земли". А пару лет назад, в выпуске теленовостей промелькнул сюжет о подземной находке в Румынии. Некая глубокая шахта вскрыла там естественную пещеру, заполненную водой. Спелеологи, обследовавшие полость в аквалангах, всплыли в свободной от воды пустоте, судя по малопригодному для дыхания воздуху, не сообщавшейся с поверхностью. На стенах пещеры кишели огромные насекомые неизвестных видов. По мнению открывателей, не знавшие солнца животные питались плесенью, растущей на разлагающемся известняке. В связи с этой находкой можно вспомнить, что в Причерноморье геологам известны глубинные пустоты километровых диаметров, заполненные водой. Представьте возможность существования там своей жизни...

Миф всегда идет впереди реальности. Ведь и европейцы, столетиями наделяя вампиров образом летучей мыши, не могли знать, что в Америке будут найдены реальные рукокрылые, единственные из всех млекопитающих паразитирующие на чужой крови...

"И в древности, а порой и ныне, посетитель пещеры получает информацию о явлениях, которые не исчерпываются видимостью и не могут быть полностью объяснены в терминах "здравого рассудка". Из-за этих, принадлежащих "сумеречной зоне", явлений сквозит другая реальность, и мы можем прозреть в них другие смыслы, представляющие изнанку нашего мира.

Меня всегда поражала слепота позитивистов, не видящих то там, то тут происходящего схождения реальности и мифа. Объяснение этих феноменов может быть только одно: и миф, и реальность имеют единую, символическую природу". – продолжает свои мысли о пещере В.Г.Иванченко.

На берегу Белого Июса сама природа создала мировую гору с массой входов внутрь Матери-прародительницы – скальный массив за селом Ефремкино.

Наше путешествие к пещерам и гротам массива Тогыз-Аз началось от автомобильного моста через р. Белый Июс. От моста путь лежит по правому берегу Июса вверх по течению. Двигаясь по старой полевой дороге, проложенной по лугу, мы пересекаем небольшой ложок, по дну которого течет ручей Смородиновый, и выходим к основанию скальной стенки, высотой около пятнадцати метров. Здесь, в скале, обрамляющей небольшую площадку, на расстоянии полу километра от автомобильного моста, в пяти метрах над уровнем Белого Июса расположенГрот Проскурякова - небольшая пещера, в которой в период неолита обитали люди.

Хакасия 2006

Место полностью отвечает "классическим требованиям" к стоянке древнего человека. Выход из грота имеет южную экспозицию и хорошо прогревается солнцем. Перед гротом имеется удобная площадка, защищенная от ветра и достаточно скрытая от глаз. Рядом вода. В гроте Проскурякова была собрана коллекция костей плейстоценовых животных более двадцати видов. Возраст местонахождения датирован радиоуглеродным методом и составляет более сорока шести тысяч лет. Здесь же на полу грота были обнаружены пять небольших каменных пластин из темно-серой алевритовой породы.

Примерно четыре тысячи лет назад в гроте Проскурякова на стенах охрой были сделаны рисунки. На сегодняшний день сохранилась лишь часть композиции: на одной стене - личины с частью туловища, на противоположной - лицо угловатой формы.

Наскальных рисунков в пещерах Сибири до этого не было известно, и поэтому найдены они были, можно сказать, случайно.

Вот как рассказывает о гроте Проскурякова исследователь природы Ширинского района В.Е.Дмитриев: "На одной из стен уверенно можно рассмотреть два лица с косичками. На противоположной стене еще одна как бы рассматривающая рисунки правой стены личина, имеющая более "мифологическое" исполнение. Такое расположение и особенности исполнения личин, вероятнее всего, не случайны. Логично допустить, что древние люди изобразили появление новорожденных из чрева смотрящей с левой стены праматери, что соответствует представлениям жителей этого района о мироздании.

Но может возникать вполне логичный вопрос: гротов здесь много, а изображение сделано именно в этом, не самом большом? Ответы могут быть только на уровне догадок.

По исследованиям ученых выявлено, что в те времена уровень воды в Июсе был выше и река текла почти на уровне входа - она могла олицетворять реку жизни, текущую с вершины космической горы. В этом месте Июс выходит из гор на равнину, и конечно именно здесь должно располагаться основание космической горы и вход в ее подземный мир.

Не исключено, что расположение рисунков в этом гроте предопределила и другая природная особенность в окрестностях именно его.

По этнографическим данным известна одна особенность погребального обряда, которая прослеживается вплоть до начала ХХ века.

После выноса трупа пол юрты подметался и помещение окуривали богородской травой. Дверь юрты три раза открывали и закрывали, говоря: "Пойдем, дома никого нет". На то место, где лежал гроб с покойником, клали круглый черный камень "хара тас", и в этот момент одна из старушек заклинала: "Коли сюда вернется дьявол, съевший тебя, то пусть грызет этот камень! Пусть больше не будет в этом доме покойников, лучше пусть будет лежать камень "хара тас"! Пусть он займет твое место!"

Вход в пещеры - это и вход в мир умерших, и чрево праматери, рождающей человека. Окрест грота при внимательном взгляде можно обнаружить множество камней, которых нет около других гротов. Нет, они не были принесены древним человеком - их сюда более двухсот тысяч лет назад доставил ледник, язык которого, выходя из расположенной напротив долины, упирался именно в этот скальный массив. Как древние жители могли объяснить такое стечение обстоятельств: вход в подземный мир у основания мировой горы и чужеродные камни вокруг него? Бесспорно, что при своей острой наблюдательности они эту особенность заметили, но как восприняли - остается только гадать. Не исключено, что эти камни воспринимались как "хара тасы", которые предохраняли от смерти новорожденных".

В феврале 1994 года мною совместно с Н.Н. Яценко и Л.И. Чигряем в гроте Проскурякова была найдена керамическая ступочка для растирания охры, которая затем была передана в музейчик Малой Сыи.

От грота тропа ведет наверх влево и по скальному кулуару, через низкую карстовую арку, выводит на верх скальной стенки. Далее путь идет вверх по гребню хребта по парковому лиственничному лесу. Справа за скальными отвесами русло Белого Июса, слева пологими увалами спуск к ручью Смородиновый.

Примерно в полукилометре от грота Проскурякова расположен второй интересный объект - шурф и остатки медеплавильной печи. Вероятно, в древности здесь добывалась медная руда и из нее выплавлялась металл. До сих пор в отвалах шурфа много камней с зеленым налетом окислов меди.

Затем тропа поднимается еще выше и выводит к правому борту глубокого лога. Здесь наша дорожка теряется, зато на противоположном склоне лога хорошо просматривается другая тропа, начинающаяся из долины ручья Смородиновый, от древних курганов, что за селом Ефремкино. По тому, как врезалась она в склон, видно: здесь прошли сотни людей.

Зачем?

Предки шли к пещерам и гротам. Шли, чтобы поклониться неведомым богам, принести им свои дары, дабы не перевелась дичь в лесах, не оскудели бы пашни.

На скальных кручах они оказывались одинаково близко и к светлым небесным богам и к темным силам, притаившимся в вечной тьме подземелий.

В те далекие времена боги были ближе и доступнее…

Несложная в техническом отношении тропа изобилует местами, воздействующими на эмоциональную сферу человека даже теперь. Можно представить, насколько потрясали открывающиеся со скал виды степного кочевника, впервые оказавшегося в горах. Невольно приходит в голову, что прохождение по этой тропе в сакральном смысле соответствовало прохождению посвященного по тропе Знания, а весь массив с многочисленными гротами и каменными арками являлся своеобразным культовым комплексом.

В конце 90-х годов прошлого века я с Н.Н.Яценко посвятили почти полмесяца прогулкам по массиву Тогуз-Аз и съемкам фильма об этом интереснейшем месте. Находясь под впечатленгием трудов Карлоса Кастанеды и фантазий Андре Нортон мы придумали назначение тропы. Это было нашим предположением. Но оно стало "истиной" после публикации моей книги "На берегах Белого Июса". Теперь каждое лето пот тропе шаманов турфирму проводят тысячи экскурсантов, а новоявленные шаманы проводят очень-очень платные семинары выдавая наше литературное творчество за древнейшие легенды своего племени.

Сегодня мы ограничились лишь краткой прогулкой до начала тропы и забравшись в УАЗик поехали дальше. Чуть недоезжая села Малая Сыя сворачиваем направо- в долину одноименной реки. Хорошая грунтовка идет вдоль её левого берега.

После разгрома японских войск под озерами Хасан и Ханкин-Гол здесь был лагерь японских военнопленных. О их труде до сих пор напоминают многочисленные пеньки. Весь много вековой лиственничный лес был вырублен заключенными. Сейчас даже местные жители не могут показать место где был лагерь. Все заросло густой порослью кустарника и осин. Несколько лет назад родственники заключенных разыскали остатки лагерного кладбища и часть захоронений было вскрыто, останки кремированы и увезены в страну восходящего солнца.

Проезжаем мимо заросшей зоны и сворачиваем по плохонькой дорожке, проложенной заготовителями кедрового ореха вправо. То и дело вылезаем из машины прорубать, пропиливать и растаскивать завалы. GPS-ка показывает, что до вершины нам остается около 700 метров по горизонтали и примерно 350 метров по высоте. Дорога уткнувшись в склоновое болото заканчивается. Дед Школин и Андрюха остаются готовить чай, а мы: я, Михаил Волков и Любовь Ильинична далее идем пешком. Сперва есть тропа, то и дело пересекающая ручей. Угадывается заросшая автомобильная дорога послевоенных времен, которая через невысокий перевал уходила в сторону села Половинка. Затем мы уходим от ручья и приступаем собственно к подъему. Принцип прост – если все время идти вверх, то рано или поздно выйдем на вершину. Подъем достаточно крут. Чем выше мы поднимаемся, тем ниже и корявее становятся лиственницы и кедры. Склон начинает выполаживаться и мы выходим к плоской вершине горы, заросшей кедровым редколесьем, а буквально на десяток метров повыше, кедровым стлаником. Сам пупырь представляет собой группу каменных останцев увенчанных руинами геодезического знака.

Дует ураганный ветер. Видимость совсем плохая. Но все равно в разрывах облаков иногда появляются горы Ызых и Кашкулак, озеро Черное. Со стороны рудника Коммунар слышен шум машин поднимающихся по серпантину на Верхний стан – голец Подлунный. Приводимфото, снятое на вершине пару лет назад.

Хакасия 2006

Проводим на вершине минут 20 и начинаем спуск.

На обратном пути Миша Волков с Любовью Ильиничной и гидом проводником ДиЛора Сережей Сергиенко отправляются на покорение пещерыАрхерологическая. Общая жесхема расположения пещер Сыйско-Ефремкинского карстового участка приведена.

Хакасия 2006Хакасия 2006

Пещера Археологическая получила свое название за то, что после ее открытия в ней были обнаружены остатки стоянки древнего человека, погребенной обвалом свода входной части пещеры. Вероятно, раньше, до обвала, пещера имела широкий и высокий вход, что при наличии площадки перед ним и близости воды, делало ее исключительно удобной для жилища древнего человека.

В настоящее время вход в пещеру представляет собой низкую и узкую катушку длиной около 5 метров. В зимнее время скала над входом в пещеру обрастает куржаком – инеем, осевшим на холодном камне… Спустившись по катушке, оказываемся в обширном привходовом гроте. Перед посетителями обширный грот со следами глыбового обвала на полу. В дальней правой его части находится кольцевой ход, ведущий к самой высокой части пещеры. Ход начинается широким и высоким порталом с круто уходящим вверх полом. Почти под потолком, за маленькой площадкой, ход круто уходит вниз. В небольшой нише левой стены первооткрыватели пещеры нашли обугленную бересту. По-видимому, здесь разводился маленький ритуальный костер. О том, что огонь разводился не нынешними посетителями, а древними обитателями пещеры, говорит тот факт, что копоть на потолке ниши уже успела перекрыться корочкой кальцита.

Спуск. Он достаточно крут. Под ногами скользкая глина. Для поддержания равновесия можно придерживаться за выступы потолка над головой. Ход раздваивается. Оба ответвления ведут вниз, в привходовой грот. Правое ответвление более высокое и поэтому при спуске обычно используют его.

Встанем спиной к входу. Теперь путь проляжет вдоль левой стены входного грота, через удобный широкий лаз в основную часть пещеры. Сперва ход относительно низок и широк. На его дне сохранился след древнего водотока. Ход спускается вниз и по глыбовому навалу незаметно переходит в просторный грот. Спускаться удобнее всего вдоль левой, восточной стены грота. Дальняя часть грота заканчивается восходящим завалом, слева имеется небольшой лабиринт узких и высоких ходов, приуроченных к тектоническим трещинам. Весной и в начале лета из грота в эти ходы течет небольшой ручеек. У спелеологов существует легенда, что протиснувшись среди глыб восходящего завала можно попасть к огромным залам неизученной части пещеры, сообщающейся с поверхностью еще одним входом.

Совсем недавно в самой низкой части пещеры были найдены обгоревшие зубы гиены. Вероятно здесь, так же, как и в самой верхней точке, совершался какой-то обряд.

Подниматься лучше около западной стены грота. Здесь много маленьких заповедных уголков, где стены и потолки покрыты белыми, розоватыми и уже бурыми от глины кустиками каменных натеков, напоминающими кораллы. По аналогии они так и называются - кораллиты. Невысокие лазы выведут в верхнюю часть все того же грота. Летом можно превратить подземелье в необычный концертный зал, включив магнитофон. Зимой этого делать не следует, так как в пещере Археологическая зимует, впав в анабиоз, огромная колония летучих мышей.

Евгений Павлович остается их ждать, а я с Андреем идем в Малую Сыю, навестить Елену Руденко, узнать последние деревенские новости, испить чаю с каким-нибудь вареньем.

8 октября. В недрах Ящика Пандоры.

И вновь, еще по темноте, отправляемся в путь. Сегодня мы покажем Любовь Ильиничне и Сергею Сергиенко верхние этажи пещерыЯщик Пандоры.

Хакасия 2006

Пещера Ящик Пандоры является наиболее крупной пещерой в районе села Малая Сыя. Согласно официальным данным ее глубина 182 метра, а длина превышает одинадцать километров. Пещера находится в карстовом ущелье на левом берегу Белого Июса, примерно по середине между селами Малая Сыя и Ефремкино, в районе так называемого, Чертова поворота. От дороги к пещере ведет хорошо заметная тропа.

Пещера обнаружена при раскопках простого грота Широкий в левом борту ущелья Каменный мешок спелеологами В.В.Власенко, А.С.Карпухиным и М.В.Копытовым и многими, многими другими, приложившими свои силы к открытию этой грандиозной карстовой системы.. Всего было прокопано около пятидесяти метров наклонных ходов, которые в доисторическое время были доступны людям, о чем говорит находка глиняного горшка в начале раскопок и человеческого скелета в устье наклонного колодца, ведущего в грот Синдибобель.

По-видимому, Каменный мешок и открывающиеся в его бортах пещеры и гроты в древние времена неоднократно посещались людьми. До сих пор на каменной сыпухе на дне Каменного мешка находят осколки керамики, наконечники стрел, человеческие кости. Так в октябре 1994 года мне удалось, примерно напротив входа в пещеру Мышиная, на дне каньона, найти лучезапястная кость человека.

Вход в грот Широкий имеет ширину шесть метров при высоте около полутора. Сразу за входом высота и ширина грота увеличивается. Имеется несколько удобных площадок для палаток. Рядом с гротом достаточно дров, однако нет воды. Поэтому спелеологи посещающие Ящик Пандоры оборудую лагерь в гроте Широкий лишь в зимнее время. Весь грот через вход просвечивается дневным светом. Здесь имеются старые разрушающиеся натеки. Раскопанное продолжение пещеры расположено у основания левой стены грота, в том месте, где наклонный спуск от входа выполаживается. В настоящее время прокопанная часть весьма расширена и представляет собой участок вертикальных и наклонных участков, приводящих к колодцу в грот Синдебобель. Почти всегда в этих ходах дует сильный ветер, из-за которого входную часть пещеры иногда называют "пылесосом". Впрочем, благодаря ветру, вырвавшемуся навстречу "копателям" и само подземелье получило свое имя – Ящик Пандоры…

Колодец в грот Синдибобель начинается пологой катушкой. Крепление веревки за сталагнат слева. (впрочем,после недавних трагических событий, когда в пещере под обвалом погиб один новосибирский спелеолог, а второй провел в завале почти сутки недостатка в шлямбурных крючьях, оставшихся после спасработ нет) Примерно через пять метров катушка еще больше выполаживается и за почти горизонтальной полкой начинается крутой, почти отвесный спуск. Колодец камнепадоопасен! Общая длина требующейся веревки 20-25 метров. Спуск осуществляется на спусковом устройстве, подъем лазанием с самостраховкой. В средней части колодца имеется подвешенное озерцо.

В гроте Синдибобель обилие разрушенных тектоническими подвижками натеков.

Хакасия 2006Хакасия 2006

Дальнейший путь из этого грота начинается в его наиболее низкой левой части. Здесь вдоль левой коренной стены по тектоническому разлому можно подняться вверх в систему грота Дельтаплан (так называемый Верхний этаж пещеры) или через узкие вертикальные лазы в глыбовом навале вдоль коренной стены спуститься вниз. Ход вниз так же был прокопан и называется Кемпдэвид. Вертикальный узкий лаз среди расклиненных глыб приводит в высокую галерею, открывающуюся на высоте около десяти метров в левой стене грота Маракетова Бездна.

В нынешнем выезде мы ограничиваемся посещением лишь верхнего этажа. Михаил занимается фотосъемкой, а я, Сергей, Андрей и Любовь Ильинична в деталях обсуждаем возможный туристский маршрут, способы крепления веревок, организацию страховки.

9 октября. "Сибирский Стоунхендж" и святилище "Белая лошадь".

Утро начинается с посещения районной администрации. Пару часов обсуждаем с главой комитета по туризму и экологии Владимиром Евгеньевичем Дмитриевым оригинал-макет нашей новой совместной книги о достопримечательностях Ширинского района.

Затем отправляемся в путь.

Сегодняшний выезд приведет нас к прекрасным творениям природы -Сундукам и древнему святилищу "Белая лошадь".

Хакасия 2006

А начинаем мы с того, что я показываю Школиным захоронения конца XIX века в отрогах гряды Кызыл-Хая. Здесь, в укромных урочищах сохранились захоронения, в надгробьях которых переплелись верования христиан, язычников Древней Руси, хакасских шаманистов. Такие погребальные избушки были первоисточником сказок о бабе-Яге и ее домике на курьих ножках. Из всего погребального комплекса сохранилась лишь одна избушка-домовница. А всего с десяток лет назад их было пять. То ли археологи растащили, то ли степной пожар уничтожил…

Куэстовая гряда Кызыл-Хая, берущая начало в районе Ефремкинского хребта, пологой дугой изгибается от направления запад-восток к северу, рассекается Белым Июсом и заканчивается на его левом берегу массивом из пяти отдельно стоящих гор, носящих название "Сундуки". "Сундуки" имеют порядковые номера. Самый северный из них - Первый Сундук, самый южный - Пятый. С их вершин на многие километры вокруг видна бескрайняя степь с бесчисленными курганами и линиями древних оросительных каналов. Уже в первом тысячелетии до нашей эры Хакасско-Минусинская котловина была центром орошаемого земледелия. И по многим из каналов до сих пор течет вода. Само название Сундуки- горы получили от Первого Сундука, на вершине которого находится останец в виде куба. От него в западном направлении по пологому склону горы веером расходятся ущелья.

Необычны кирпично-красные останцы на вершинах гор, из-за которых и получили они свое название – "Сундуки". Необычны и сами горы, используемые, по мнению археологов, для наблюдения за звездами. Перед нами древняя обсерватория – Сибирский Стоунхендж

Хакасия 2006 Хакасия 2006 Хакасия 2006 Хакасия 2006 Хакасия 2006

Необычны ощущения человека, поднимающегося по ущелью к каменному кубу на вершине сопки. Когда с десяток лет назад, по инициативе новосибирских ученных проводилась Всемирная олимпиада психофизических резервов человека, "Сундуки" оказались местом, где практически каждый человек становился экстрасенсом.

И эта необычность "Сундуков" воспринимается и нынешними хакасами, приходящими сюда из дальних деревень, чтобы привязать полоску ткани к жертвенному дереву – знак внимания вездесущим богам, выжившим и в наш урбанистический век. А современные пастухи, подражая предкам, складывают на склонах каменные туры – таг-ээзи – жилища для горных духов.

Прямо у подножия Пятого Сундука идет гравийка к станции Июс.

От Шира до Сундуков добираются следующим образом: с трассы от райцентра к руднику Коммунар, необходимо между селами Марчелгаш и Топаново свернуть направо – на шоссе, пересекающее Белый Июс по железобетонному мосту. За мостом – первый сверток направо и есть та гравийка, что мимо Сундуков ведет к железнодорожной станции. Правда, перед ним есть съезд с шоссе на полевую дорожку к покосам.

Если ехать на Сундуки из Малой Сыи, можно сократить путь, свернув с Ширинской трассы за селом Трошкино, перед перевалом через Кызыл-Хая, налево, на грунтовую дорогу, которая проложена вдоль Июса и выводит прямо к мосту через реку. Местами дорога подходит почти вплотную к берегу. Летом здесь много хороших мест для купания. Справа же, в отрогах Кызыл-Хая, расположены курганы тагарских могильников.

Большая группа могильников есть и слева от гравийки, чуть не доезжая Пятого Сундука.

У его подножия, налево по дамбе отходит хорошо наезженная грунтовка, переходящая по бетонной плите через канал и затем идущая вдоль его левого берега. Справа перед мостиком – большая поляна, на которой летом стоит лагерь новосибирских археологов. За переправой, на скальных отвесах Четвертого сундука расположено несколько групп петроглифов – выдолбленных на камне рисунков, являющимися героическим эпосом в картинках, повествующим о подвигах предков хакасов на земле, в загробном мире и в мире светлых богов. О их трактовке современными ученными лучше всего расскажет экспозиция Ширинского краеведческого музея.

Комплекс археологических памятников "Сундуки" уникален. И, похоже, есть еще один аспект взаимодействия человека и этих гор. Наблюдения за состоянием посетителей Первого Сундука, произведенные членами нашего клуба на протяжении двух десятков лет позволяют предположить, что выбрав особую линию маршрута к каменному кубу на вершине, можно произвести "настройку" психического состояния – впасть в своего рода "шаманский транс". Трасса такого пути достаточно сложна. Вероятно нужная траектория достигалась в ходе выполнения строго регламентированных движений ритуального танца.

Приборные измерения выявили на этом пути локальные возмущения магнитного поля. В качестве рабочей гипотезы предполагается, что влияние магнитных аномалий на энергетические центры – чакры человека и есть причина измененного состояния психики. Состояния, когда становится возможным все то, что обычно приписывается шаманам.

Чуть западнее Первого сундука находятся истоки речки Черная. Здесь удобное место для организации ночлега. И если уж решено провести на Сундуках несколько дней, не поленитесь подняться на вершину Первого Сундука ночь. Подняться, обойти слева по тропке останец на его вершине, сесть в углубление камня - "кресло вождя".

Видя далеко внизу бескрайнюю равнину поймы Июса с огоньками деревень можно ощутить себя пилотом исполинского летательного аппарата, распустившего за спиной хребты-крылья.

От сундуков мы едем к горе Черная, на отвесном склоне которой расположено святилище "Белая лошадь" после чего отправляемся по фотографировать озера восточнее сундуков.

Хакасия 2006 Хакасия 2006 Хакасия 2006

10 октября. Пещеры Бородинская и Биджинская. Большой Салбыкский курган.

Встаём особенно рано. Самое начало шестого. Темнота и вьюга. Сегодня мы едем за пределы Ширинского района что бы посетить пещеры Бородинская и Биджинская и заехать в "Долину царей" кБольшому Салбыкскому кургану.

Хакасия 2006

Километр за километром ложится под колёса автомобиля. За селом Толчея дороги разбегаются еле наезженными колеями. Последний раз я был в пещере Бородинская в 1988 году. Ну а так как из-за хлопьев мокрого снега видимость не более 100 метров, надежда не столько на память, сколько на загруженную в навигатор километровку. Техника не подводит.

Переодеваемся в подземное и отправляемся в пещеру. Незавидная участь одной из красивейших (увы в прошлом) пещер Сибири –Бородинской.

Хакасия 2006

Было, да и есть, в спелеокругах такое мнение, что сохранить красоту пещеры можно лишь сделав её экскурсионным объектом. Может в дальнем зарубежье оно и так, но в Российских реалиях это лучший способ пещеру уничтожить. В входной колодец Бородинской поставили железную лестницу, далее вход перегородили стеной с дверью. В результате пещера стала доступна и без веревок, из-за стены изменился микроклимат и растаял красивейший ледник, дверь стала воротами для сброда приезжающего водку пить и на стенах рисовать.

Но все равно грандиозна натечка пещеры! Здесь высится самый большой в Сибири 8-ми метровый сталагмит. Свисают с недоступной для вандалов высоты сталактиты

. Хакасия 2006 Хакасия 2006

Более 4-х часов ведем фотосъемку.

Затем переходим в соседнюю пещеруБиджинская.

Хакасия 2006

Здесь нужна веревка. Пещера представляет собой вертикальный провал, заполненный ледником. Из-за глобального потепления за те 20 лет, что я здесь не был ледник изрядно протаял. И вновь несколько часов фотосъемки

Хакасия 2006 Хакасия 2006

На поверхности погода испортилась окончательно. И "по приборам" едем в Салбыкскую степь. Смотрю не в лобовое стекло, а на маленький экран наладонника, указывая шоферу путь.

Постепенно тайга сменяется лесостепью. Все реже на пути встречаются речки ручейки – вода перехватывается понорами – устьями еще неизвестных человеку подземных пустот.

И вот горы расступаются. Впереди бескрайняя равнина. Степь, почти пустыня, с низкорослой, чахлой травой и курганами древних могильников. В IV – III веке до нашей эры в при енисейских степях обитали племена, называемые современными археологами тагарскими.

Белые кожей, высокие и голубоглазые тагарцы основали государство, именуемое в Китайских хрониках "царством Динлин". Лежащие же перед нами равнины были избраны ими для захоронения вождей.

До сих пор, в просторечии, урочище Салбык именуется Долиной царей. Здесь в радиусе пяти километров разбросано 56 курганов, высотой до 11 метров. Именно о них в первой половине XVIII века писал в своем дневнике член Петербургской Академии наук Миллер: "Особливого удивления достойны камни, коими некоторые могилы обкладены…".

Самый грандиозный курган "Долины царей", имеющий площадь 490 квадратных метров, называется Большой Салбык.

…Подобно египетским фараонам, тагарский вождь пожелал увидеть свою гробницу еще при жизни. Самые крупные плиты, имеющие вес до 70 тонн выламывались в береговых обрывах Енисея, расположенных в сотне километров от урочища

Хакасия 2006

Сооружая такие грандиозные жилища для усопших, тагарские вожди стремились возвеличить себя и после смерти, но вместе с тем, в этом выражалось желание уберечь свой прах от надругательства.

Чтобы отвести "беду", строители этой сибирской "пирамиды" убили несколько взрослых людей и детей. Эти жертвы захоронены под угловыми камнями ограды. Наконец, для охраны вождя, у входа в склеп положили двух задушенных телохранителей. Однако все ухищрения оказались напрасными. Грабители побывали в гробнице трижды. Впервые туда проникли еще в глубокой древности. Затем в XVIII веке – бугровщики, снабжавшие могильным золотом столицу. Довершили дело, уже в нашем веке археологи. Останки былых царей навсегда были увезены с земли предков…

А на угловых камнях соседнего кургана сохранились надписи, сделанные знаками древнехакасской письменности, существовавшей с VII века около 600 лет, вплоть до монгольского нашествия.

Часами можно было ходить среди курганов. Но стало смеркаться. День подходил к концу.

11 октября. "Самая страшная пещера мира".

Решаем разделиться. Я и Евгений Павлович Школин на УАЗике едем в село Малая Сыя договариваться о размещении Новосибирских групп школьников на осенних каникулах, А Андрей, Михаил и Любовь Ильинична на "Ниве" едут в пещеру Кашкулакская с целью её прохождения и фотосъёмки. На обратном пути из Сыи мы с дедом Школиным так же подъедем к Кашкулаку.

Легендами и сказками притягивает к себе туристов гора Кашкулак

Хакасия 2006

Собственно легендарна не сама вершина, а расположенная на ее склонах пещера, окрещенная журналистами "Подземельем Черного Дьявола". В московской книге "ДИВО-93", Кашкулакская названа самой страшной пещерой мира.

Еще пару десятков лет назад тут бывали лишь спелеологи. Ныне, благодаря газетным и журнальным публикациям, вновь, как и в многие прошедшие лета в ней стали совершаться обряды поклонения темным богам древних. Вновь на кустах близ входа появились лоскутки ткани - знаки уважения проходящих мимо охотников и пастухов вечным силам, таящимся в мраке подземелья.

Не имеют другие сибирские пещеры о себе столько легенд, как эта. Отголоски старых мифов смешиваются с вымыслами, а может и с правдой современности.

Высказывались предположения о том, что в одном из ее гротов спрятано золото Колчака, что здесь расположен тайный склад оружия "батьки" Соловьева, а молодой командир Ужурских чоновцев Аркаша Голиков, у входа в пещеру получил кликуху Гайдар.

Мифы не только не умирают, но и рождаются. Один из последних: опубликованная в прессе гипотеза, что магнитные аномалии, зафиксированные в районе пещеры, вызваны расположенным в ней радиомаяком инопланетной цивилизации. Новые времена - новые сказки!

Наклонный ход уводит в глубь горы. И всюду известняк перекрыт толстым слоем копоти. Основным источником света идолопоклонников был и остается берестяной факел, а у массивного сталагмита, символизировавшего для посетителей мужское начало, горело пламя костра. Археологическая разведка показала, что слой древесного угля в некоторых местах "Храмового" грота достигает полутора метров.

И кости, кости...

В 1979 году, когда я впервые побывал в этой пещере их было гораздо больше. В положении останков угадывались скелеты людей и животных, а выложенные из камней оградки напоминали жертвенный алтарь.

Старые слайды подтверждают, что еще раньше здесь находили и мумии.

С одной из них, по-видимому и связана легенда о духе шамана - жреца Черного дьявола, до сих пор бродящего по лабиринтам промытых водой ходов.

Сменились времена. Вместо серебряных чаш, жертвенным сосудом служит теперь цепторовская кастрюля. Но как и раньше в дар духам приносится мед и красная икра.

И все таки легенды Кашкулака не беспочвенны. В 1993 году, когда под эгидой Сибирского отделения Российской академии медицинских наук проводилась Всемирная олимпиада психофизических резервов человека, оказалось, что именно в этой пещере находится точка, идеально подходящая для передачи мысленных образов на расстоянии от человека к человеку.

Картинки, рассматриваемые спелеологом, почти в точности были воспроизведены за тысячи километров, на берегу Тихого океана.

ГораКашкулак (в новых транскрипциях пишется как Кошкулак, Кошкулах, Хошкулах) является одной из главных вершин правобережья Белого Июса и имеет абсолютную отметку 1317,2 м.

Хакасия 2006

Если предположить, что Кашкулак представляет собой разрушенный конус палеовулкана, то ее седло является остатками района кратера, а широкая, сглаженная, корытообразная долина речушки Глухой - лавовым потоком.

Интересен правый борт долины Глухой. Прежде всего нуждается в объяснении наличие высокодебитных родников на отметках 150 - 200 метров ниже главной вершины. Вода появляется из курумника, нередко образует небольшие озерки и вновь уходит в курумник.

Геология Кашкулака и его окрестностей сложная. Круто падающие изверженные породы Хвоста Дракона в районе Малой вершины на небольшом участке сменяются выходами известняков, затем известняки вновь исчезают и появляются на западных и южных склонах, примыкающих к малой вершине горы. На южных склонах прослеживается платообразная терраса, имеющая превышение над урезом Тюрима около ста метров. Территория между рекой Тюрим и Хвостом Дракона осложнена как чередованием известняков с некарстующимися породами, так и несколькими тектоническими нарушениями, просматривающимися как на местности, так и на крупномасштабной карте.

На первый взгляд представляется, что известняки были прорваны более поздними интрузиями, разорвавшими и смявшими пласты осадочных пород.

Растительность района имеет четкую высотную зональность. Примерно до высоты восемьсот метров явно преобладают лиственница, береза, осина, ольха. Подлесок представлен черемухой, калиной, рябиной, желтой акацией, шиповником, по долинам рек встречается черная и красная смородина, на скалах местами растет крыжовник. В долине Тюрима и в Известковом логу на этих высотах встречается ель. Выше появляется сосна, которая на высоте около километра начинает замещаться кедром. На сотню метров выше кедр становится преобладающей породой.

Очень эффектно выглядит седло горы Кашкулак. Крупноглыбовый курумник покрыт толстым слоем мха. Поверхность выровнена. Все седло густо заросло кедрачем. Под ногами сплошной ковер черемши.

Седловина часто посещается жителями Шира и окрестных сел, собирающих "медвежий чеснок" и заготавливающих кедровые орехи или бруснику. В верховьях Глухой есть многочисленные кедровые мельницы.

Существующая сеть дорог позволяет с южной стороны горы Кашкулак подъехать на машине чуть ли не на седло. Тропы ведут к седловине по долине реки Глухой и левому ответвлению Известкового лога. Помните, стороны речных долин, логов и прочих отрицательных линейных форм рельефа определяются следующим образом. Нужно встать спиной к истокам, а лицом к устью. Тогда слева будет левый берег, а справа – правый. В тех случаях, когда не говорится, что стороны определяются по направлению движения, я их указываю именно так.

Сама легендарная пещера расположена в отрогах горы Кашкулак, примерно в двенадцати километрах от села Топаново, на северном склоне водораздела, перпендикулярного хребту Хвост Дракона, и делящего надвое своим основанием правое ответвление Известкового лога.

Подходы к пещере возможны разными способами, каждый из которых имеет свои преимущества.

Наиболее распространенный способ. По автомобильной трассе Шира - Коммунар доберемся до селения Топаново. Далее путь проляжет вверх по долине реки Тюрим в сторону бывшего одноименного лесоучастка. Примерно в семи-восьми километрах от Топаново, на восток, влево по ходу отходит дорога в так называемый Известковый лог. Его приметы: северный склон крутой, с выходами обнажений известняка, правый - пологий. В пятистах-семистах метрах от устья лога, у северного склона, - остатки известковой печи. Еще одной важной приметой Известкового лога является тот факт, что с дороги, идущей вдоль Тюрима, в верховьях этого лога видны скалы - останцы на гребне Хвоста Дракона. Предыдущие лога таких скал не имеют.

От остатков известковой печи дорога, идущая по дну Известкового лога, раздваивается. Правое по ходу, южное ответвление, ведет к перевалу между Главной и Малой вершинами Кашкулака, северное же к так называемому Кесареву покосу и далее, забирая еще южнее, к перевалу в Белый лог.

Пока наш путь лежит по этой дороге. Примерно через километр дорога вновь разветвляется. На этот раз наше ответвление по ходу правое, ведущее на восток. Пересекаем сухое русло и, пройдя чуть менее километра, выходим к поляне под входом в пещеру Кашкулакская. Здесь у оборудованного кострища хорошо наезженная дорога кончается.

Преимуществом этого пути является тот факт, что на участке от Топаново до устья Известкового лога весьма вероятно добраться попутным транспортом. Также этот маршрут рекомендуется обладателям собственных машин.

Вход в пещеру находится на абсолютной высоте около 870 метров, на тридцать-сорок метров выше дна суходола.

Хакасия 2006

Пещера расположена в трехстах метрах к юго-западу от контакта известняков с некарстующимися породами, в зоне мощного тектонического разлома субмеридианального простирания.

Пещера начинается колодцем провального происхождения, открывающимся в грот Обеденный. Попасть в этот грот возможно двумя путями: через окно, спустившись около четырех метров по кулуару, - в южную оконечность Обеденного грота, или прямо через провал, преодолев по веревке около десяти метров отвесного спуска. В настоящее время к кулуару приставлена деревянная лестница.

Третий вход в пещеру - Звериное окно, - ведет в начало галереи, идущей от входа к Спальному или, как его еще называют, Храмовому гроту. Попадают к Звериному окну по полке на северо-западном краю провала.

Со дна Обеденного грота на северо-восток ведет ход Лисий лаз, перекрытый в нижней части льдом.

Как рассказывают красноярцы, в конце 50-х годов кем-то из их города делалась попытка раскопок в Лисьем лазе, прекращенная из-за обнаружения гранат времен Гражданской войны. Данный факт вполне может иметь место, так как, по мнению местных жителей, пещера являлась одной из опорных баз группы Соловьева. Междуреченский путешественник Л.И.Чигряй считает, что грот Обеденный морфологически не связан с остальной частью пещеры, и является фрагментом другой карстовой системы. Им начаты раскопки вдоль коренной стены (левой, юго-западной) Обеденного грота. В заложенном шурфе чувствуется ток воздуха. Как говорится: "Копать бы, да некому – теперь в пещере модно молиться!"

Входная галерея пещеры начинается на пять метров выше дна Обеденного грота, в его северо-западном конце. Первая ее половина круто наклонная, высотой от пяти до десяти метров. Затем ход выполаживается и поворачивает на северо-запад-запад. Круглый год здесь царство холода. На стенах и на полу - натечный лед, обилие ледяных сталагмитов и сталактитов. На потолке, в местах его понижения, - автохтонные ледяные кристаллы. Линия терминатора расположена в начале Спального грота.

Спальный грот разделен на две части уступом высотой около полутора метров. У подножия уступа влево уходит лаз Метрополитен, приводящий к балкону над гротом Энтузиастов. Спуск здесь требует навески тридцать метров веревки. Крепление навески - за шлямбурные крючья и сталагнат справа от балкона.

Пол части Спального грота, расположенной за уступом, покрыт глиной вперемешку с углем. Здесь при археологической разведке были обнаружены осколки керамической посуды и обилие костей домашних животных. Встречались даже кости людей.

Тот факт, что ряд костей несомненно побывал в огне и тем не менее не обгорел, по мнению В.Е.Дмитриева объясняется тем, что в огонь бросались не голые кости, а куски мяса – совершался обряд жертвоприношения. Все это можно было увидеть пару-другую лет назад. Теперь культурный слой и само древнее кострище уничтожены попами. Человечество навсегда потеряло возможность заглянуть в глубины истории.

Рядом с местом, где горел костер, находится массивный пагодообразный сталагмит высотой около метра. Похоже, что его верхняя часть обработана древними людьми для придания большего сходства с фаллосом

Хакасия 2006

В нескольких метрах за фаллическим сталагмитом ход поворачивает налево и приводит к провальному колодцу в грот Энтузиастов. Спуск по нему не желателен из-за камнепадоопасности.

У края этого колодца экскурсионная часть маршрута заканчивается. Дальнейшее прохождение пещеры без специального снаряжения и опытного проводника будет слишком рискованно.

Слева от провала идет полочка к реликтовому карстовому мосту над этим отвесом.

Подъем на карстовый мост (уступ около полутора метров) осуществляется свободным лазанием

Хакасия 2006

Желательна страховка, так как у основания уступа имеется щель, соединяющаяся с основным колодцем

Хакасия 2006

От карстового моста маршрут прохождения пещеры разветвляется.

Если встать спиной к Спальному гроту, направо вверх по массивным сталагмитам следует подъем к системе Мракобесов. Направо, несколько вперед и вниз по камину - спуск к наклонной полке над гротом Энтузиастов, с западного края которой возможен спуск по веревке длиной не менее тридцати метров. С этой полки, направо, на восток, за нешироким окном начинается Ход Конем - достаточно высокий и широкий коридор с фрагментами массивных натеков, приводящий к девяти метровому колодцу, идущему к северной, наиболее высоко расположенной части грота Энтузиастов.

Обычно на наклонной части пути от карстового моста до начала системы Мракобесов наша группа навешивает вертикальные перила.

Система Мракобесов - это сочетание достаточно узких восходящих ходов с небольшими, богато украшенными натечкой гротами. В гротах есть сухие полузапечатанные гуры. Натеки в системе имеют серо-синеватый цвет, вызванный копотью, слегка перекрытой свежей кальцитовой корой, поверх которой вновь легла сажа разводимых попами костров.

Колодец, ведущий из Хода Конем в грот Энтузиастов, оборудован нами под SRT-навеску

Хакасия 2006

Основное крепление веревки осуществляется за ухо в натечных образованиях и шлямбурный крюк. От него идут горизонтальные перила к началу отвеса. Здесь крепление выполняется за локальную петлю, накинутую на сталагмит на правой по ходу стене. Промежуточная точка крепления делается за шлямбурный крюк уже на отвесе.

Чуть далее места крепления локальной петли, в правой стене колодца, на высоте его устья, открывается окно, дающее начало системе Волшебное кольцо.

Волшебное кольцо заканчивается небольшим восходящим лабиринтом в сцементированном кальцитом глыбовом навале. Здесь расположен маленький грот Жемчужных озер.

Подъем к Волшебному кольцу осуществляется свободным лазанием и весьма сложен в своей средней и верхней части. Рекомендую использовать верхнюю страховку через карабин, встегнутый в локальную петлю в устье колодца из Хода Конем в грот Энтузиастов.

Грот Энтузиастов заложен по мощному тектоническому разлому. Дно грота покрыто глиной, известняковой щебенкой и небольшими глыбами. Ориентация грота северо-запад - юго-восток.

В одном месте грота скопление костей. Это место соответствует отверстию, где в потолке открывается колодец, начинающийся между фаллическим сталагмитом в Спальном гроте и карстовым мостом.

В самой нижней точке грота низкий короткий лаз приводит в высокий грот Скелет. Свое название грот получил от первооткрывателей за то, что в нем был найден скелет девушки. Положение скелета и характер повреждений костей позволяли предположить, что смерть наступила мгновенно, и что человек упал откуда-то сверху. Красноярским спелеологом А.Ляшковым и членом нашего клуба С.Алтуховым было осуществлено прохождение стен этого грота с использование сложного искусственного лазания. В стене, противоположной входу в грот, на высоте порядка пятнадцати метров ими был обнаружен восходящий ход со следами водотока названный Водопадной галереей. В дальнем его конце путь перекрывался обвалом. Было сделано предположение, что раньше этот ход соединялся с поверхностью в районе Лисий лаз - грот Обеденный. И действительно, в мае 2000 года новосибирский спелеолог Г.В.Ситников сообщил, что, благодаря протаиванию льда, членами спелеологического клуба "Солнышко" осуществлено прямое прохождение участка Лисий лаз – Водопадная галерея – грот Скелет.

Несколько ответвлений в верхней части грота Скелет были исследованы в начале 80-х годов новосибирским спелеологов А.Булычевым.

Рядом с окном, ведущим в грот Скелет, начинаются восходящие щелевидные ходы, к разлому, по которому заложен восемнадцати метровый колодец в грот Обвальный

Хакасия 2006

Именно в гроте Обвальный расположена самая глубокая точка пещеры (-49 метров). В дальней части грота Обвальный есть восьми метровый камин, по которому свободным лазанием можно подняться в грот Армейцев.

В целом развитие пещеры контролируется серией параллельных разломов простирания северо-запад - юго-восток. По одному из них заложен грот Обеденный и Лисий лаз, по второму - одна из стен грота Скелет - грот Энтузиастов и часть системы Волшебного кольца. По третьему - грот Армейцев.

В пещере выделяются четыре этажа. Самый нижний из них соответствует дну грота Обвальный. Следующий - гротам Армейский, Скелет, нижней части грота Энтузиастов. Расположенный выше этаж отмечен гротами Обеденный, Лисьим лазом, Спальным гротом и Ходом Конем. Самый верхний этаж соответствует Системе Мракобесов и районам глыбового завала в дальней части Волшебного Кольца.

Очень интересна гидрология пещеры. Нам известны два случая частичного затопления пещеры. Первый - ориентировочно зимой 1992 года, когда, по сообщению Г.Ситникова был примерно наполовину затоплен грот Энтузиастов. Второй случай зафиксирован 7 ноября 1995 года, когда уровень воды стоял в пяти-шести метрах ниже точки навески в грот Обвальный. В июне же 1995 года пещера была полностью сухой, несмотря на то, что поноры на поверхности, расположенные выше по суходолу, в борту которого расположена пещера, перехватывали ручей с расходом до семи литров в секунду. В мае 1994 года Л.Чигряем был отмечен водопад из-под потолка грота Скелет расходом около 1 литра в секунду.

Вероятно, пещера связана с выше расположенными полостями, находящимися в пределах одного с ней тектонического нарушения.

Наш клуб, совместно с лабораторией Гляциоклиматопатологии института Общей патологии и Экологии человека СОРАМН, начиная с октября 1983 года ведет в этой пещере эксперименты, связанные с воздействием подземелья на психику человека и изучением влияния пещеры на возможности мысленной передачи зрительных образов на сверхдальние расстояния. Ныне эта работа нами продолжена с Международным институтом космической антропоэкологии. Результатом проделанного стало доказательство того, что пещера Кашкулакская является естественным природным объектом, повышающим результативность операторов, передающих и принимающих мысленные образы. Некоторые данные позволяют предположить возникновение в районе пещеры локальных, кратковременных, но очень сильных магнитных возмущений, происхождение которых, возможно, связано с палеовулканом горы Кашкулак.

Имеются сведения о мутации растений, в особенности первоцветов, как в районе пещеры, так и в районе седла горы Кашкулак.

На участке хребет Хвост Дракона - пещера Кашкулакская, группой нашего клуба в июне 1995 года отмечено несколько большее, в сравнении с прилегающими территориями, количество болезней растений (прежде всего различных наростов).

В этом нашем путешествии был пройден маршрут Вход- грот Храмовый- Система Мракобесов- Ход Конем- грот Энтузиастов- грот Скелет и обратно.

Очень насторожил тот факт, что в пещере ведутся самовольные археологические раскопки. Кроме того, по-видимому, делаются попытки вывезти из пещеры фаллический сталагмит. Он полностью обкопан. О данном факте был поставлен в известность В.Е.Дмитриев и Экологическая милиция Ширинского района.

11 октября.

После прощального завтрака выезжаем в Новосибирск и поздним вечером финишируем в родном городе.

В заключении я привожу текст одной из своих литературных публикаций в журнале "Ветер", посвященный пещере Кашкулакская.

А желающих увидеть фотографии из этого и других наших путешествий приглашаю посетить мою авторскую страничку на сайте "Фотокритик": "http://www.fotokritik.ru/member/?member_id=8104" rel="nofollow"

Тайна горы Кашкулак

(Журнал "Ветер")

 

"И в древности, а порой и ныне, посетитель пещеры получает информацию о явлениях, которые не исчерпываются видимостью и не могут быть полностью объяснены в терминах "здравого рассудка". Из-за этих, принадлежащих "сумеречной зоне", явлений сквозит другая реальность, и мы можем прозреть в них другие смыслы, представляющие изнанку нашего мира".

В.Г.Иванченко

Поезд в Шира прибыл глубокой ночью. Перетаскиваем рюкзаки в здание вокзала. По пути отказываемся от услуг таксистов, предлагающих за цену, в два-три раза превышающую стоимость приезда из Новосибирска, подбросить на те тридцать километров, что остались на пути к пещерам горы Кашкулак.

Устраиваемся поудобнее в ожидании рассвета, когда в сторону рудника Коммунар отправится рейсовый автобус. Постепенно в вокзал подтягиваются и таксисты. Найти пассажиров – задача почти нереальная, и ожидание ночных поездов для них скорее ритуал и клуб общения, нежели работа.

Закрывается билетная касса, заперев дежурную часть, покидает вокзал милиционер. Кроме нас и трех шоферов никого не остается.

Не зря говорят: "хуже всего ждать и догонять". Скучно и нам, и ожидающим следующий поезд "извозчикам". И сам собой завязывается разговор.

– На Сыю?

– Нет, в этот раз в Кашкулак.

– И Черного Шамана не боитесь?

Делаю вид, что местные легенды мне неизвестны, и прошу пояснить, что имеется ввиду.

– Пещера-то ваша – проклятая. В газетах недавно писали – группа туристов из Новосибирска пропала в ней. Так никого и не нашли. Ученые потом из вашего Академгородка приезжали. Самый главный ихний и видел Черного Шамана.

– Правда?

– Врать в газетах не будут. А что пещере нечистая сила – это и так все знают. С курорта туда даже экскурсии водят.

Вот так, на ширинском вокзале, произошла встреча с легендой, у истоков которой мне довелось находиться двадцать лет назад. Но, если честно, то нечто не совсем обычное в пещере Кашкулакская есть.

Что? – Это уж совсем иной вопрос. Что-то, чему нынешняя наука объяснение дать не может. Так ведь и гром когда-то считали гласом божьим.

Кашкулакская…

Пещера, с которой связано больше двадцати лет жизни.

Судьба путешественника привела меня в отроги Кузнецкого Алатау в те давние, теперь почти былинные времена, когда автобус на Коммунар отправлялся из Шира четыре раза в день, а в селе Малая Сыя, напротив автобусной остановки, стояло здание клуба, где по выходным крутили кино. В деревенском магазине свободно продавался очень вкусный хлеб, а полки ломились от всевозможных тушенок-сгущенок.

Так получилось, что в деревушку на слиянии Малой Сыи с Июсом впервые наша компания, состоящая из трех человек, попала, плывя на байдарке от Беренжака. В далеком августе 1979 года мы завершали полуторамесячный вояж по пещерам Красноярского края.

Собственно в деревню мы планировали завернуть на часок-другой, подкупить продукты и плыть к карстовым подземельям, которые, судя по всем прочитанным книжкам, располагались рядом с Ефремкино,  следующим селом на нашем пути. Получилось иначе.

– Похоже, кошка мяукает, – говорит Игорь. – Тише!

И вправду, откуда-то с левого берега доносится еле различимое за плеском воды мяуканье.

– Скорее котенок.

Подгребаем к берегу и сидим, не работая веслами, доверив байдарку струе. Мяуканье все явственнее доносится из-за тальника, с места, где к берегу Июса почти вплотную подходит дорога, проложенная к верховьям ручья Изыхчул. Даже без нашей помощи байдарка набирает скорость. В метре от борта несутся окатанные водой валуны.

– Вот она! – кричит Игорь. – Причаливай.

Сильным гребком разворачиваю лодку поперек течения и утыкаю обтянутый резиной форштевень в нагромождение булыжников. Вода разворачивает байдарку, норовит кормой вперед утащить ее от бегущего по камням котенка. Игорь протягивает полосатой зверушке весло, и кошачий ребенок в два прыжка оказывается у него на коленях. Довольное урчание отлично слышится и у меня, на кормовом сидении.

Метрах в двухстах находим улово и зачаливаемся. Время обеденное: устроим привал, заодно и поищем хозяев нашего пассажира.

Олежка разводит костер. Сегодняшний обед не отличается от завтрака, да и от прочих трапез предыдущей недели. Варим картошку в мундире.

– Не вздумай снова вылить мой бульон! – предупреждает Олег, будущий скульптор, а пока студент худграфа Новосибирского пединститута, ненавязчиво намекая, что вода, в которой варится картофель, не должна пропасть.

Котенок из байдарки не вылезает. Устроившись на рюкзаке, он дремлет, не прекращая мурлыканья. Видать, намаялся в одиночестве и побаивается даже ступить на опостылевший берег.

Игорь бесцеремонно берет гостя за шкирку. Даже в таком положении мурлыканье не прекращается. 

– Пошли жрать.

Остужаем разломленную картофелину. Оказывается, голодные кошки картошку едят. Едят с жадностью.

– Ешь, ешь, – довольно-таки мрачно замечает Олег. – Вечером в Сые обменяю тебя на хлеб.

– А если не дадут?

– Если не дадут, вечером будем есть тушеную кошатину.

Беру котенка на руки.

– Надейся, кот, на доброту людскую.

Деревня появилась неожиданно, вся сразу. Вроде только что промелькнули над головой пересекающие реку тросы водомерного поста. Вспенилась вода на маленьком перекате, и взору открылись покрытые дранкой домики. Причаливаем у бровки припойменного луга и идем в деревню. Магазин искать не пришлось, по сути дела улица-то в деревне одна единственная. 

Олег становится на крыльце, держа в руках котенка, и предлагает его первой же входящей в магазин пожилой женщине:

– Купите кота за буханку хлеба, а то я его съем, – он весьма натурально делает вид, что откусит зверенышу голову. Бабка испугано шарахается за дверь магазина.

Один покупатель, другой, третий – никого-то наш кот не прельщает.

– Какой у вас котенок славный, – говорит девушка, выносящая из магазина полную сетку хлеба.

Слово за слово, и мы узнаем, что она так же, как и мы, из Новосибирска, учится в пединституте, а здесь работает поваром у новосибирских же археологов. Очень ненавязчиво Олег напрашивается на обед, и вслед за новой знакомой мы переходим улицу к длинному бревенчатому зданию школы. Внутри ограды стоит несколько больших и маленьких палаток, под навесом дымит сложенная из кирпичей печь.

Нас угощают обедом, и узнав, что мы приехали в пещеры, сообщают, что в селе действует стационар Томского университета, постоянно наблюдающий за ледником одного из подземелий. Так получается, что после обеда у археологов мы попадаем к обеденному столу гляциологов, а точнее - спелеологов.

Вечером удалось взять в руки документ, о котором ранее приходилось лишь слышать – старый геологический отчет карстового отряда о результатах поиска и исследования пещер Хакасии.

На одной из его страниц я впервые встретил детальное описание пещеры Кашкулакская, и, что особенно ценно, подробный рассказ о ее местонахождении.

Да-да! О расположении пещеры, куда ныне экскурсии возят, в конце прошлого века было почти неизвестно.

На следующий день отправляющиеся в район Фыркала археологи соглашаются подбросить нашу компанию до села Малый Топаново – отправную точку пути к Кашкулаку. На деле нас подвезли гораздо ближе – в самые верховья Известкового лога. Трудно поверить, но тогда к пещере не то что дороги, даже тропинки не было. Вход приходилось искать. И не раз бывали случаи, что группы спелеологов, проплутав по заросшим склонам несколько часов, возвращались "не солоно хлебавши".

Нам повезло. Пещеру мы нашли быстро и с одним комплектом снаряжения на троих приступили к спуску. Вниз ушли "коромыслом" весело и споро. Несколько часов лазания по укромным закуткам нижних гротов, и наверх.

И растянулись минуты в часы. Поднялся один, снял подвесную систему и самохваты, спустил вниз. Второй одел все это на себя, пошел вверх, снял, спустил вниз. Вот и еще час прошел…

Первым из грота Обвальный поднялся Игорь. Отправил снарягу вниз и через узкую щель выполз в грот Энтузиастов – огромный зал, в потолок которого уходит веревка. Тридцать метров чистого отвеса.

Там, наверху, под каменными сводами, в незапамятные времена горел костер. Вероятно, в жертву пещере приносились и животные, и люди – огромное количество костей лежит под колодцем на дне грота. Навсегда останется тайной смысл совершаемых в древности обрядов. Возрождаемый бывшими комсомольцами шаманизм - всего лишь внешнее подражание, лишенное внутреннего смысла, а мнения археологов - лишь научные гипотезы.

Отрывки сведений о верованиях и обычаях жителей древней Сибири, долетевшие до нас сквозь века, сообщают о великой значимости пещер, как связующего элемента между средним, человеческим, и нижним миром.

"Символ пещеры многозначен. Он означает жесткие тиски реальности - тесноту пространства, тягучесть времени и вместе с тем - аскетизм, суровую скудость чистых стихий: воды, земли, камня. Пещера может быть вместилищем зла, притоном злодеев и одновременно - убежищем духа, кельей отшельника. Пещера символизирует возврат назад - в глубь времен, в материнское лоно, это о ней говорил Новалис: "Куда идем мы? Все туда же - домой..." Но главное: пещера - это символ иномирности, включенной в нашу обыденность. Это знак перехода, предельности Бытия.

В психиатрии существует удачное понятие: "пограничные состояния". Именно в таких предельных, переходных состояниях Бытия и человека находится посетитель подземелья", - так считает наш современник, новосибирский спелеолог В.Г.Иванченко.

Вероятно, в ожидании нас, Игорь заснул.

Мы застали его насмерть перепуганным, забравшимся на уступ отвесной стены.

Не выяснится уже, видел ли он страшный сон или реальность многолетней давности. В его рассказе это звучит так:

– Задремал я. Полу-сплю, полу-бодрствую – вас жду. На несколько минут отключился полностью. Открываю глаза – в гроте светло. Как будто пещера освещена факелами или костром, но сам источник света не виден. Я сижу под навеской, на вершине обвального конуса, и снизу ко мне ползет женщина. Врезалось в память – лицо, залитое кровью, вытянутая вперед рука. Дальше вроде выключатель какой щелкнул. Не помню, как на уступ залез. Очнулся, когда вы пришли…

Тогда мы приписали событие усталости, да бессонной ночи накануне. А пару лет спустя, познакомившись с сотрудниками Института клинической экспериментальной медицины, и узнав об экспериментах передачи мысленных образов через пространство и время, задумались.

И состоялась первая научная экспедиция, в которой мне довелось осуществлять общее руководство, а медицинские исследования возглавил выпускник мединститута Костя Бакулин. Полтора дня мы провели под сводами Кашкулака, опутанные проводами различных приборов.

Была интересная работа. Была усталость. Но не было ни видений, ни привидений!

Обидно!

И в Шира, в ожидании поезда, весельчак и балагур Костя рассказал местным жителям, заинтересовавшимся нашей аппаратурой, об охоте на привидения. Так родилась сказка о Черном Шамане.

Распространение слухов – интереснейшая область социальной психологии. Так получилось, что один из "аборигенов" поведал Костину выдумку кому-то из журналистов. Тот опубликовал сказку в газете.

Газеты тоже любят пошутить…

Но большинство обывателей склонны любой напечатанный бред считать истиной (напечатанное в газете "Правда" ложью быть не может!). Год спустя один из жителей Малого Топаново, прочитав газету, поведал своими словами легенду о призраках Кашкулака туристам. Среди последних был корреспондент центральной прессы. Сенсация выплеснулась на страницы книг и журналов.

Читая очередной опус, Костя довольно потирал руки.

И все было бы ладно, да не так прост Кашкулак. Неоднократно, множеством экспериментов доказано – пещера является уникальным природным объектом, способствующим передаче мысленных образов через пространство и время. Рисунки, выбранные оператором из сотен вариантов далеко на побережье Тихого океана, с вероятностью до 97% воспроизводились в недрах хакасской горы! Официально зафиксировано несколько случаев выздоровления тяжелобольных людей после приема талой воды из осколков ледяного сталагмита в привходовой части пещеры.

Но во времена разгула демократии модно не наукой заниматься, а молиться. И именно от верующих понесла миллионы лет существовавшая пещера невосполнимый ущерб. Хочу сразу оговориться – речь идет не о последователях шаманизма. Столетиями являясь культовым местом коренного населения хакасии, в экологическом отношении подземелье оставалось бережно охраняемым. Но появились скауты. Бережно подняли они кости жертвенных баранов из грота Энтузиастов и захоронили их по христианскому обряду, водрузив над могилой католический крест.

Чуть позже завелся в пещере поп – последователь одного из индуистских учений, и занялся разрушением пещеры всерьез. От его костров покрылись толстым слоем копоти роскошные натеки верхних этажей пещеры, погибли летучие мыши, навсегда покинули свои гнезда голуби.

Узрев в чуть доработанном древними ваятелями сталагмите символ своей веры, неистовый поп разрушил шаманистское святилище, объявив его личным храмом.

Будучи атеистом, трудно мне понять, почему разрушение христианской церкви считается вандализмом, а поругание святыни иной религии – проявлением высочайшей духовности?

Как думают многие ученые, пещера Кашкулакская – это естественный объект, усиливающий экстрасенсорные способности людей. За счет чего достигается данный эффект – не знает никто. И потому любое изменение подземного ландшафта можно сравнить с проделыванием дыр в корпусе гитары и обрыве ее струн. Как будет "звучать"d искореженный инструмент пещеры? Не породит ли он нечто, от чего ужаснется посетитель. Не станет ли целебная вода ледяных сталагмитов ядом?

Вопросы, на которые ответов нет. Пока нет…

Но уже после Нового года дошел до меня слух, что расправился Кашкулак с надругавшимся над ним попом. Стряхнул человека в жертвенный колодец.

Пока не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть услышанное. Если это правда – искренне жаль, но каждый должен задумываться о последствиях своих поступков, если новая сказка - то невольно приходит в голову, что в небылицах их выдумщики, во все времена, оживляли заветные мечты простого народа.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст