Виды туризма

14 января 2013
Анна Михайлова (Санкт-Петербург)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 1788 0
Автор - Анна Михайлова (Санкт-Петербург)
Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)
 


Нитка маршрута

Cанкт-Петербург – Воркута        2 суток  поезд
Хальмер-Ю – до слияния с Силова-Яхой  5 дней сплав
Силова-Яха – до слияния с Карой 6 дней +
4 дневки 
сплав
Кара – до Усть-Кары 3 дня    сплав
Усть-Кара – Воркута 26 часов вездеход
Воркута – Санкт-Петербург 2 дня поезд

Список группы
- Беляев Вениамин (реммастер, катамаран-4, 5у: Урик, Ципа, Ока Саянская, Снежная, Нарын, etc)
- Шкенев Юрий (реммастер, каркасный каяк, 5р: Урик, Ципа, Ока Саянская, Иоканьга, Катунь, Белин, Кызыл-Хем, etc)
- Павлов Валерий (медик, катамаран-4, 5у: Ципа, Иоканьга, Катунь, Белин, Кызыл-Хем, etc)
- Беляев Андрей (видо-оператор, катамаран-4, 5у: Урик, Ципа, Ока Саянская, Снежная)
- Романов Владимир (завхоз, катамаран-4, 5у: Урик, Ципа, Ока Саянская, etc)
- Михайлова Анна (руководитель, каркасный каяк, 5у, 3р: Урик, Ципа, Ока Саянская, Писта, Иоканьга, etc)
- Филатенков Максим (фотограф, каркасно-надувной каяк, 4у: Тумча, Темник, etc)

Краткое описание маршрута
"Ночью все скалы золотые" border="0" />Связка Хальмер-Ю – Силова-Яха – Кара — это маршрут по Северной части Полярного Урала, интересный в первую очередь тем, что дает возможность познакомиться с экзотическим для многих ландшафтом Крайнего Севера. Маршрут проходит достаточно далеко за полярным кругом, поэтому летом к необычному пейзажу добавляется еще и необычноеХальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал) освещение – легкие сумерки длятся всего несколько часов, что позволяет, например, читать в палатке в любое время суток, не включая фонарик. 

Июль в тех краях - начало лета, так что по берегам рек и в распадках постоянно встречаются снежники, некоторые довольно большие, длиной до километра, и тут же – яркие северные цветы: камнеломки, незабудки, колокольчики. На удивление, нет ни мхов, ни можжевельника — только трава и кое-где ивняк высотой не более двух метров, а ближе к океану — совсем низкий, по колено. 

Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)  



Особенную красоту маршруту придают многочисленные каньоны Силова-Яхи, высота стен в которых достигает 80 метров. По форме скал хорошо прослеживается бурная геологическая история этого района. Суммарная протяженность каньонных участков на Силова-Яхе не менее 50 километров. Запомнились, в частности, каньоны перед порогом “Долгожданный” и после устья р. Дарка-Рузьшор, очень красив участок после последнего порога на Силова-Яхе.
В спортивном отношении маршрут традиционно классифицируется IV к.с. Препятствия на Хальмер-Ю и Силова-Яхе — ярко выраженного карельского типа: сливы-ступеньки, короткие пороги, образованные выходами широких плит в русле реки. На Хальмер-Ю всего два порога. «Каньонный» имеет несколько ступеней и расположен в первом на маршруте каньоне, что и отражено в его названии. Второй порог несложен, но опасен по низкой воде. Что касается Силова-Яхи, интересен в спортивном отношении участок между устьем р. Сизимтывис и р. Буреданью – здесь с небольшими промежутками идут пороги “Плита”, “Широкий”, “Островной”, после устья р. Ховратывис —“Косой вал”, “Двухступенчатый”. В нескольких километрах ниже устья Буреданью - наиболее эффектный на маршруте порог “Долгожданный”. Название несколько двусмысленно: на слиянии Силова-Яхи и Кары стоит памятник (в виде катамаранного весла) погибшему на этом пороге в 2002 году туристу Силову Н. из Североуральска.
Второй насыщенный препятствиями участок Силова-Яхи начинается после впадения ручья, вытекающего из оз. Егор-Ты, и заканчивается чуть ниже устья р. Нядейяха. Это пороги “Лесенка”, который можно назвать, пожалуй, самым интересным на маршруте, Прижим и Змейка. На Каре ниже устья Силова-Яхи порогов нет. Зато в Карской губе вполне можно попасть в шторм.
Одним из самых запоминающихся объектов на маршруте является водопад на Хальмер-Ю. Он состоит из трех ступеней, каждая из которых несколько метров высотой. Суммарная высота водопада, вероятно, не менее 12 метров.
К трудностям, специфичным для маршрута, всегда относили сложную выброску и малое количество дров. Как оказалось, обе эти проблемы вполне решаемы: горелки, примуса и запас растопки, взятый из Воркуты, позволили обеспечить ежедневное трехразовое горячее питание (и даже пару раз испечь блины), а о вездеходной выброске из Усть-Кары была договоренность еще в Питере. Уже на месте мы узнали, что из Усть-Кары раз в неделю летает самолет в Нарьян-Мар и два раза в месяц – вертолет в Воркуту. Кроме того, можно заранее заказать вездеход из Усть-Кары в Воркуту (однако, не стоит рассчитывать, что он прибудет за вами именно в назначенный день ) или, если повезет, уехать из Усть-Кары на попутных вездеходах, которые ходят довольно часто.

Заброска и выброска
Заброска на Хальмер-Ю не представляет особой сложности. Железная дорога из Воркуты разобрана, однако вместо нее сейчас имеется хорошая грунтовка, правда, в нескольких местах ее пересекают глубокие канавы, но проехать можно не только на вездеходе, а на любой машине высокой проходимости. Если же эти ямы будут отремонтированы, то можно будет проехать и на легковушке.
Что касается выброски, летом из Усть-Кары раз в неделю летает самолет в Нарьян-Мар и два раза в месяц – вертолет в Воркуту. Конкретные даты можно выяснить заранее, позвонив в Усть-Кару (Глава Администрации МО "Карский сельсовет" - Чалкин Владимир Митрофанович 8 (478) 340-99-02, Участковый капитан милиции Административного участка № 144 - территория Карского с/совета, п. Усть-Кара - Батуев Евгений Валентинович, 8 (478) 340-99-02 ). Кроме того, можно заранее заказать вездеход из Усть-Кары в Воркуту или, если повезет, уехать из Усть-Кары на попутных вездеходах, которые ходят довольно часто. Телефоны, по которым можно договариваться о вездеходной забросе и выброске:
- Рома, (82151) 6-31-44 домашний (Воркута)
- Чехмейструк Виктор Вячеславович, (82151) 4 – 43 – 49 домашний
- фирма «Родонит», Лапшин Николай Викторович (директор),
     (82151) 63 0 77 рабочий
     (82151)62 8 41 домашний
     e-mail: rodonit@polargeo.vorkuta.com
Последний вариант – наверное, наиболее надежный и в то же время самый дорогой.
Во всяком случае, у нас была договоренность именно с «Родонитом», нас встретили в Воркуте у поезда, отвезли к вездеходу, и мы сразу же тронулись в путь. В обратную сторону произошла небольшая накладка – вездеходы задержались на сутки, из-за чего мы не успели на поезд и просидели в Воркуте лишние 2 дня (поезд ходит по нечетным, причем в случае 31 – 1 поезд идет 31-го, а потом только 3-го).

Техническое описание маршрута
NB! Классификация препятствий традиционная.

Хальмер-Ю
Начало маршрута – брошенный поселок Хальмер-Ю. Стапель чуть выше моста, на широком галечнике. Здесь река очень мелкая, такие участки, впрочем, будут часто встречаться до самого устья — Хальмер-Ю изобилует широкими мелкими перекатами, на которых по средней и низкой воде требуется проводка.
Первый порог («Каньонный», 2 кс) на Хальмер-Ю — примерно через 25 км после начала сплава. Ориентир порога – каменный остров длинной около 300 метров (лучше обходить слева), справа – скальная стенка (вид вверх по течению). Сам порог состоит из нескольких ступеней: первая, длиной около 100 метров, заканчивается сливом около 0.5 м, затем расширение русла, примерно 200 метров гладкой воды, затем течение ускоряется, в русле обливняки, небольшие бочки, и через 100 метров – широкий и гладкий слив 0.5 метра на левом повороте, после которого – очередное расширение 50 метров, и завершающий слив у левого берега. Основная проблема в этом пороге – не задеть камни на сливах, так как они едва прикрыты водой. Поэтому можно порекомендовать просмотреть этот участок, удобно это делать с левого берега. Перед порогом на левом берегу - неплохое место для стоянки, огромный снежник (самый большой на маршруте). Отсюда хорошо виден хребет Оченырд.
Вскоре после этого порога (примерно через километр) – второй, «Трек» (3 к.с.). Здесь, опять-таки, сказывается недостаточно высокий уровень воды: единственный проход — по треку, где вода набегает на гладкий каменный «лоб» островка, расположенного посреди порога. По высокой воде должны открыться еще несколько проходов, а сам трек, вероятно, станет менее выраженным. Просматривать лучше с левого берега и с острова.
Отсюда уже недалеко до водопада. Менее чем за километр до него – заметная вездеходная дорога (показана на карте). Перед водопадом сначала сужение с невысокими валиками, а потом направо уходит небольшой заливчик, в глубине которого можно зачалиться. Сам водопад начинается очень узким, не более метра шириной, сливом, далее — высокий короткий каньон. Обнос по правому берегу короче, но и слева ненамного длиннее, метров 200. Можно порекомендовать сначала посмотреть на водопад с обоих берегов, а потом уже обносить суда.
После водопада снова начинаются мелкие перекаты, и так будет уже до самого устья. Берега — в основном невысокие травянистые террасы.

Силова-Яха
Начиная с этого момента, можно сказать с уверенностью – мелких перекатов больше не будет, хотя низкий уровень воды может осложнить прохождение некоторых порогов.
На участке от устья Хальмер-Ю до устья Ярей-Ю интересных порогов нет, имеется всего несколько простых сливов, один их них — как раз в устье Ярей-Ю. Здесь река разбивается каменными островами на три протоки, просмотр необязателен, но для левой протоки (наименее тривиальной) желателен.
От Ярей-Ю до устья р. Дерентейтывис — несколько простых шивер, у самого устья — порожек 2 кс (просмотр необязателен). Далее до р. Сизимтывис – красивый каньон, и, несмотря на указание на карте («пороги»), абсолютно гладкая вода. В километре ниже устья р. Сизимтывис — порог «Плита» (2 кс), широкий слив через все русло, просмотр необязателен.
Вскоре после «Плиты» – сужение русла, несколько валов не выше 1 м, затем сразу же — порог «Широкий», состоящий из нескольких бочек, беспорядочно расположенных на участке длиной около 100 метров. Русло в этом месте широкое (что и отражено в названии порога), вариантов прохода много, просмотр необязателен.
Далее до порога «Островного» серьезных препятствий нет, но встречаются отдельные шиверки и порожки, можно все идти без просмотра. «Островной» (3 к.с.) — две протоки, правая более полноводная (по низкой воде левая протока непроходима, слишком много камней), несколько бочек, длина 200 метров, желателен просмотр с острова или с правого берега. С воды порог легко идентифицировать по каменному острову посредине русла, чалиться для просмотра и/или фотостраховки можно прямо к острову.
Далее до устья р. Ховратывис серьезных препятствий нет.
После устья р. Ховратывис почти сразу (через 10- 15 минут) начинается следующий порожистый участок. Порог «Косой вал» (3 кс) расположен после правого поворота, на входе в каньон. Русло перегорожено несколькими плитами, образующими косой вал и 2 бочки за ним. Желателен просмотр справа.
Через несколько минут – порог «Двухступенчатый» (4 кс), желателен просмотр слева. Состоит из двух ступеней: сначала несколько бочек, затем участок быстротока (100 метров), далее – шивера с бочками и обливняками, и завершающий слив с каменным островком в центре русла.
Далее препятствия упрощаются, можно идти без просмтора (до порога “Долгожданный”). Река входит в один из самых красивых на маршруте каньонов – стены здесь невысокие, зато скалы удивляют своей причудливой формой и окраской. Мест для стоянок здесь, к сожалению, немного.
Перед устьем р. Буреданью берега понижаются, но ненадолго – почти сразу после устья начинается следующий каньон, в котором расположен порог “Долгожданный” (4 кс). Стоять можно либо перед входом в каньон, либо в самом каньоне – метров за 200 до порога, после крутого правого поворота, на левом берегу имеется понижение — вполне подходящее место для стоянки. Ориентир порога – очередное сужение русла, темно-красная скальная стена на правом берегу. Через 100 метров — сам порог: слив через всю реку высотой около полутора метров. В зависимости от судов и от уровня воды этот порог можно идти под правым или под левым берегом. При низком уровне воды справа слишком каменисто, основная масса воды идет слева, образуя мощный котел. При прохождении даже по "канализации" вдоль левого берега ощутимо затягивает в котел. Можно порекомендовать просмотреть этот порог и справа, и слева. Обнос можно делать слева или даже через каменный остров в середине русла (при низкой воде). Просмотр обязателен.
Внимание! В 2002 на этом пороге погиб турист - Силов Н. из Нижнеуральска (в устье Силова-Яхи стоит памятник – катамаранное весло). Видимо, котел после слива держащий.
Вскоре после порога каньон заканчивается, на выходе из каньона – несложная шивера, образованная выходами широких плит, просмотр не нужен.
Далее до «Лесенки» сложных порогов нет, хотя на участке до устья р.Дарка-Рузьшор постоянно встречаются отдельные порожки и шиверки не выше 2 кс.
Через 3-4 км после устья р.Дарка-Рузьшор начинается очередной каньон, один из самых высоких на маршруте. На ручье, впадающем в начале каньона, имеется, как и указано на карте, 12-метровый водопад. К сожалению, крайне малое количество воды в ручье лишает эту картину должной зрелищности.
Очередной порожистый участок начинается после впадения ручья, вытекающего из озера Егор-ты. Чуть выше на карте показан порог рядом со скалой 7 м — порог (2 кс) имеется, но не требует просмотра и не является интересным. Зато следующий порог, «Лесенка» (4 кс), можно с уверенностью назвать самым интересным на маршруте. Около порога вполне можно сделать стоянку (если есть желание покататься). Ориентир – черная скала на правом берегу в начале порога, заметное падение. Порог состоит из 4 ступеней, общая длина – несколько сот метров. Вариантов прохождения очень много, каждую из 4 ступеней можно идти как минимум двумя разными вариантами. В то же время, каждую из ступеней можно и обнести, правда, здесь количество вариантов будет меньше. Просмотр очень желателен.
Через час – порог «Прижим» (3 кс). Ориентир – высокая черная скала на левом берегу, на правом – тоже черная, но менее высокая, метра 4-5. Прижим, действительно, имеется у правого берега, но есть еще несколько вариантов прохождения – сливы между большими «чемоданами» посреди русла. Просмотр желателен. После «Прижима» вскоре порог «Змейка» (2 кс) — это последнее препятствие на данном маршруте. Просмотр не нужен, порог представляет собой извилистую струю, огибающую большие плиты в русле, нужно просто успеть вписаться в поворот. Ниже «Змейки» – красивый, хотя и короткий, каньон. Затем вплоть до устья порогов нет, но река течет довольно быстро, так что до Кары можно, не напрягаясь, дойти за полтора часа.

Кара
На Каре ниже устья Силова-Яхи нет никаких порогов, шивер, etc. Однако вплоть до начала дельты (точнее, до первой протоки, ведущей в Сибирчато-Яху), берега очень живописны, мест для стоянок много. Скорость течения примерно такая же, как в Силова-Яхе. Однако, прохождение самой дельты уже не доставляет удовольствия, особенно при встречном ветре. В районе оз. Пунотато уже начинают ощущаться приливно-отливные колебания уровня воды. Берега невысокие, глинистые, кустарник совсем низкий. Если погода благоприятствует, можно посоветовать идти до Усть-Кары даже ночью, не останавливаясь на ночлег, так как, если в Карской губе задует встречный ветер, скорость передвижения может заметно упасть. В частности, мы упустили шанс пройти по губе в штиль (заночевали в районе озера Пунотато), в результате по Карской губе пришлось вести катамаран вдоль берега на бечеве, так как на следующий день задул встречный ветер.
Антистапель можно организовать как в самом поселке, так и не доезжая до него 6 км, в устье ручья, рядом с вездеходной дорогой. В первом случае плюсом является близость к магазину, сельсовету и аэродрому, во –втором – более приятный пейзаж, наличие рядом питьевой воды и гарантия того, что не придется по ночам охранять палатки. Минусы, соответственно – в первом случае придется стоять, грубо говоря, на свалке, ходить за водой, возможны излишне интенсивные контакты с местным населением, во втором – придется ходить 6 км. за продуктами и информацией, и, если улетать на самолете или вертолете – решать проблему транспортировки вещей к аэродрому.

График движения
День Путь
(Место стоянки)
Км Час  Пороги  Погода  Примечания
9.07 Воркута – п. Хальмер-Ю 65 4 Солнце, ветер, днем тепло (+15 C), ночью заморозок Вездеход
10.07 Устье р. Северный 10 2 Много мелких перекатов, перетаскивание катамарана
11.07 Порог «Каньонный» 15 5 Много мелких перекатов, перетаскивание катамарана
12.07 Водопад «Хальмер-Ю» 12 3 Каньонный (2 к.с.), Трек (3 к.с.) Ремонтные работы после «Каньонного» – 2 часа
13.07 Устье р. Б. Лапташор 14 5
14.07 Устье Хальмер-Ю 5 1 Полудневка (рыбалка на слиянии)
15.07 Устье р. Ярей-Ю 25 4 Шиверки, порожки 1-2 к.с. Пасмурно, дождь (+10 C)
16.07 Устье р. Сизимтывис 16 3 Порожек 2 к.с. в устье р. Дерентейтывис
17.07 Переменная облачность, без дождя (+10 C) Дневка
18.07 Устье р. Ховратывис 12 4 Плита (2 к.с.), Широкий (3 к.с.), Островной (4 к.с. Весь день дождь, северный ветер, очень холодно (<+5 C) Полудневка по погодным условиям (очень холодно)
19.07 Устье р. Буреданью 17 4.5 Косой вал (4 к.с.), Двухступенчатый (4 к.с.) Пасмурно, ветер, < +10 C
20.07 Перем. облачность, без дождя,  < +10 C Дневка, прогулка до порога Долгожданный
21.07 Устье р. Дарка-Рузьшор 15 3 Долгожданный (4 к.с.) С утра солнце, после обеда дождь, < +10 С Сильный попутный ветер, катамаран мог не грести
22.07 То дождь, то солнце Дневка, прогулка на водопад 12 метров (см. карту)
23.07 Отметка на карте – скала 7 м 32 7 Солнце весь день, ночью сильный заморозок
24.07 Устье Силова-Яхи 22 4 С утра солнце, после обеда – пасмурно, с 18 ч. – дождь, прохладно
25.07 Устье р. Бол.Серью 20 4.5 Лесенка (4 к.с.), Прижим (3 к.с.), Змейка (2 к.с.) С утра дождь, после 12 – солнце, +20 C (самый теплый день) Катамаран – 8 часов ходового времени
26.07 Напротив оз. Пунотато 30 5 Солнце, до середины дня – северный ветер, вечером – штиль Катамаран – 8 часов ходового времени
27.07 Устье ручья перед Усть-Карой 26 8 Переменная облачность, усиливающийся встречный ветер (шторм 2-3 балла в Карской губе) Встречный ветер, проводка катамарана вдоль берега в Карской губе
28.07 Туман с утра, днем переменная облачность, без дождя,  +10 C Антистапель, ждем вездеход
29.07 Днем солнце, ночью туман, холодно
30.07 Усть-Кара - Воркута 280 26 Днем солнце, ночью туман, холодно Вездеход
31.07 Днем солнце, ночью заморозок

Выводы и рекомендации
Как уже сказано в начале отчета, основная идея этого маршрута — скорее познавательная, чем спортивная. Если просто хочется пройти маршрут 4 кс., это проще и эффективнее сделать в каком-нибудь ином месте (хотя это не означает, что на Силова-Яхе порогов нет или на маршрут не надо брать касок и спасжилетов!), так как на этой реке много прогонных участков, не представляющих сплавного интереса.
Но Урал всегда привлекал путешественников чем-то помимо возможности поставить очередную галочку в списке своих спортивных достижений. Тем более – Полярный Урал, в буквальном смысле «край земли».
Так что в принципе этот маршрут для тех, кто любит Север, равнинную тундру, каньоны, белые ночи и холодный ветер.
Безусловно, надо серьезно отнестись к выбору снаряжения — там действительно холодно, можно сравнить со среднестатистическим майским походом в Карелию. Причем это ощущается не столько на берегу, сколько на воде, особенно после переворота. Пригодились, например, неопреновые перчатки, вообще лучше себя чувствовали те, кто был одет в сухую Hiko’вскую гидру (комбенизон + куртка каякера + неопреновые носки).
Что касается отопления, у нас был явный перебор (2 примуса + 12 литров бензина + горелка + газ на 7 часов непрерывного горения + запас растопки на весь поход (доски)), но, как гласит народная мудрость, настоящий полярник жары не боится. Из вышеназванного можно было бы обойтись запасом растопки и 2 литрами бензина для разжигания костра. Примуса использовали, когда жарили рыбу (так оказалось удобнее); горелку – чтобы ночью попить чаю, когда не спится, и для нагревания воды в медицинских целях. Бензина извели не более 6 литров, газовый баллон прошел еще один поход.
Несомненно, полезным оказался таганок, без него пришлось бы каждый раз что-то изобретать — чтобы найти палку длиной больше метра и диаметром больше 3 см, надо потратить не один час. То, что деревьев там нет никаких, наверное, можно и не говорить.
Насчет рыбалки – ограничусь замечанием, что сетку брать не нужно.
Грибы и ягоды – мы не видели ни того, ни другого, возможно, просто было еще рано (июль).
Уровень воды – средний, причем, возвращаясь на вездеходе обратно, мы переезжали Хальмер-Ю и увидели, что значит низкий уровень воды – такое впечатление, что, если бы мы начали поход на 3 недели позже, по Хальмер-Ю пришлось бы просто идти пешком. Поэтому надо, конечно, идти пораньше (или в дождливое лето).
Наличие населенных пунктов на маршруте – на Хальмер-Ю и Силова-Яхе – полная ненаселенка, но выше устья Ярей-Ю изредка можно встретить людей из Воркуты, приезжающих на рыбалку на вездеходах. Следующая встреча с местным населением у нас произошла уже на Каре – в 4 км. ниже устья Силова-Яхи стоит чум, там постоянно живут люди. Далее, перед ур. Серова Таня имеется дом на левом берегу, это база рыбинспектора. Перед началом дельты видели чумы оленеводов на левом берегу и балок на правом, людей не видели. В дельте видели одну моторку, несколько домиков. Говорят, что Кара и выше устья Силова-Яхи более обитаема.
Из туристских групп видели одну, из Рыбинска. 5 человек на катамаране шли кольцевой маршрут Хальмер-Ю - Силова-Яха – Кара вверх – пешка обратно в Хальмер-Ю. Вообще, можно с уверенностью сказать, что много групп там не бывает никогда.
Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара (Полярный Урал)
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст