10 января 2013
Шелкович Анатолий Клуб альпинизма и туризма "Надир" (Минск)
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Кавказско-Черноморский
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: нет или не указано

Источник: Клуб альпинизма и туризма "Надир" (Минск)

Илья разбудил меня в час ночи. Как обычно бывает в таких случаях, проснувшись, я не мог определенно ответить, спал ли я вообще. Такое ощущение, что глаза закрыл только на секунду.

Хроника приятного восхождения без технических подробностей

Я вылез из теплого спальника, быстро нацепил штормовку и, расталкивая сонных соседей, "вышел в сени". Свет фонаря, казалось, делал окружающую температуру еще ниже. Быстро надел холодные ботинки, затем сверху теплую куртку J и вышел из палатки. Никого видно не было. Разогрев с помощью сухого горючего примус, я поставил воду и разбудил своих. Все получилось достаточно быстро. 5 минут на все. Пока жужжал "шмель", я закурил. Через 10 минут вода закипела, и мы с Максом замесили пластмассовые кашки на завтрак. Заварив чай, выкурив еще одну сигаретку (после еды обязательный ритуал) мы вышли. Ровно в 2 часа. Отлично.

До восхода солнца нам нужно было успеть подняться на перемычку, по жесткому снегу, получая максимум удовольствия от ходьбы по широким проспектам-кулуарам. В четыре часа мы были у переправы, как раз под тропой в кулуар. Пройдя немного по зарослям, и немного не дойдя до первых скальных выходов по правой стороне кулуара, надели кошки. Идти стало приятнее и быстрее.

На скалах нагнали отделение новичков, и ушли вверх. Они шли "босиком", что, может быть, для них и полезно.

К семи часам поднялись на перемычку. Подъем немного тяжеловат, бывает и полегче. До восхода мы не успели, но склон еще не раскис. Наст держал отлично, кошки жестко вгрызались в снег. На перемычке жуткий ветер.

Хроника приятного восхождения без технических подробностей

От перемычки, не спускаясь к замерзшему пока озеру "Запятая", уходим влево, траверсируя снежный склон. Интересно, солнце еще не осветило склон, но здесь наст почему-то не держит, и мы проваливаемся по колено. Чуть дальше, минуты через три или метров через 100 снег начинает держать и идти становится приятнее. Тропа немного круче, но еще не поплывшие следы-ступеньки нивелируют это обстоятельство. Необходимо выйти на небольшую площадку на гребне между Пештерой и массивом Минги-Кёль-Баши. Отсюда влево начинается двоечный маршрут на Пештеру, прямо, но вниз - отвесные скалы, переходящие в снежный пологий склон, пересеченный следами схода лавин. Конусы и выносы. На юге, левее Софии в небольших облаках - ГКХ, а за ним, говорят, Грузия. Останавливаемся, достаем железо - три оттяжки, одна френда, пять закладок, считаем карабины. Для двойки может и многовато.

Вообще с описаниями вышла путаница, строго говоря, необходимые нам жандармы, пальцы и заборы, располагались на Юго-Западном гребне, который почему-то отсутствовал в описании. Был, правда, в описании Северо-Западный гребень, очень похожий на наш, но стороны света…

Первый жандарм мне, второй Максиму, третий - по ситуации. Всем же хочется. От площадки уходим по гребню влево, по скалам и снегу, преодолев небольшой взлет, страховка за выступы, выходим к первому жандарму. Вообще-то мы подумали, что это уже второй. Как оказалось, ошиблись. Я отдал не пригодившееся пока железо Максиму, мы перестегнулись и он, с нижней страховкой, полез. С нами на веревке была еще Маша. Жандарм представляет собой стеночку из разрушенных плит в нижней его части, дальше - практически отвесная стена высотой около 7 метров, с хорошими трещинками и выступами. Первая закладка, вторая закладка, дальше выход на хорошую просторную полочку и, пожалуй, самый сложный участок. Слева по ходу - на высоте груди внутренний угол с небольшим отрицательным углом, справа и чуть ниже - хорошая трещина, но для того, чтобы поставить ногу все же высоковато, хотя Михалыч сказал, что он бы там залез. Третья закладка, и по внутреннему углу с огромным желанием опереться на колено, выход на засыпанную снегом вершину жандарма. Чуть дальше по ходу - крупные камни, на которых можно закрепить перила, которые здесь мы решили не провешивать.

Максим выбирал, я лез, перестегиваясь на промежуточных точках с помощью второго репшнура, что, конечно, совсем не правильно, тем более обвязочная веревка лежала в рюкзаке и совсем недалеко.

Я залез к Максиму, посмотрел на предстоящий путь и снял кошки. Конечно, когда маршрут представляет собой скалы с крупными областями снега, в кошках идти приятнее, нога устойчиво держится при переходе от скал к снегу. Но на самих скалах - очень непривычно, и оттого желание их снять.

Хроника приятного восхождения без технических подробностей

Сразу за жандармом были так называемые пальцы, первый поменьше, его нужно проходить прямо "влоб", конечно, если решили непременно на него залезть, затем небольшой провал с правой по ходу стороны гребня, выводящий на левую сторону. Минуя провал, выход ко второму пальцу, проходить его можно слева и вверх на трении. Камни живые. Перед ним в провале Максим организовал мне страховку для первого жандарма. Я подошел ближе, отпустил Максима вперед, метров на 10, там была отличная площадка. Максим уверенно пролез второй, стремный палец по левой стороне и закрепил веревку. Я на трении залез на палец, посмотрел на направление движения Максима и решил пойти другим путем. Спустился с обратной стороны пальца и по крутым полочкам и живым камням, они, оказывается, здесь везде, вышел к Максиму. Эффектно пришел Михалыч и сказал, что такую вот ерунду нужно обходить, и нечего на неё лезть. Следом шла Маша, параллельно ей, обходя пальцы справа, вторая связка: Коля, Валера, Лена. На втором пальце, именно в том месте, где нужно выходить на руках, оставляя ногам лишь трение, Маша спустила межу собой и скалой два камня и повисла на основной веревке, использовав её небольшой запас. Михалыч страховал и страховал прекрасно. Доли секунды, его руки сжали веревку. Браво. Перед вторым жандармом собралось отделение, было принято решение провешивать перила.

Второй жандарм самый большой и с виду самый интересный. Местами очень крутой, но как оказалось, с хорошими зацепками и множеством мест для удобного расположения ног. Опять таки три закладки, метров через пять (по высоте) каждая. Одним словом - хороший жандарм, интересный. И больше я о нем ничего не помню.

После второго, минуя небольшую снежную площадку выход к очередному жандарму, третьему. Он оказался пологим, с выходами снега, что придавало ему некую пикантность. В основном крупные плиты и немного лазанья в самом его начале. Далее - попеременно, последовательно-параллельно, руки-ноги, спина и гребень в одной плоскости, и отличный выход скал для перил.

Я достал из рюкзака обвязочную веревку, сделал петлю и, используя последний карабин, закрепил перила. Себя вщелкнул в ту же петлю. Пришел Михалыч и со словами - большое искусство правильно заложить закладку, но еще большее искусство - её из трещины потом достать, отстегнулся от веревки и, пройдя пару метров по гребню, живописно разместился на камнях для осмотра окрестностей и комментариев к восхождению.

По перилам поднялась вторая связка. Сначала Валера, дальше Лена и Коля. Предводимые Михалычем, они продолжили движение к вершине. Последний небольшой участок проходился ногами со страховкой за выступы. Я подождал на станции Машу и выбрал Максима, который шел здесь последним и вынимал закладки. Взяв в руки пару колец, мы двинулись за остальными, которые, судя по всему уже ждали нас на вершине. В 11 часов мы были на Пештере. Поменяв записку, в 11:10 мы начали спуск на северную перемычку. К перемычке спустились минут за 10 и, не останавливаясь, продолжили интенсивно сбрасывать высоту.

Коронная и завершающая фраза: через 3 часа уставшие, но довольные мы вернулись в лагерь.

Затрачено на восхождение - 12 часов. Из них:

Подход под маршрут (Поляна Таулу - Софийская поляна): 5 часов.

Прохождение маршрута: 4 часа.