20 января 2013
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III
19-23 августа 2003 года

Авторы - Илья Слепцов, Александр Семенов (Санкт-Петербург)

Маршрут похода:
пос. Карнасурт - пер. Эльморайок - оз. Сейдозеро - долина руч. Чивруай - пер. Чивруай-Ладв - г. Страшемпахк и обратно тем же путем

Участники: Илья Слепцов, Александр Семенов

Благодарим компанию "НоваТур" (Москва) за предоставленную для тестирования палатку "Байкал-3" и рюкзак "Абакан-120"

19.08.03
Прибыли в Оленегорск. Автобус до Ревды идет в 18.20, цена - 68.90 + 8.30 за багаж. Частник на вокзале запросил 800 рублей за машину! При этом пытался уверить нас, что до 8 часов вечера автобусов не будет. Мы не поверили, посидели полтора часа в здании автостанции и в 18.20 двинулись в Ревду.
Автобус идет быстро - 70-80 км/ч. Шоссе асфальтовое, достаточно хорошего качества. В Ревду автобус прибывает в 19.35. В Ревде взяли частника и за 100 р. добросились до рудника Карнасурт (частники требовали с нас 150 рублей, но мы сделали вид, что не поедем, поэтому они быстро снизили цену). Со слов водителя, основная шахта на Корнасурте затоплена, работы людям мало. От Ревды до Карнасурта - 7 км по достаточно неплохой, почти прямой дороге.
По прибытии (19.50) - дождь, сильный ветер, низкая облачность. Двинулись через рудник к перевалу Эльморайок. Подъем на перевал вначале пологий, по хорошо выраженной тропе, затем начинаются осыпи, нагромождения камней.
Перевал Эльморайок (660 м, н/к) прошли в 20.50. В перевальном туре - записка группы под руководством Васильева (Апатиты, Санкт-Петербург), прошедшей перевал 18 августа.
После тура - понижение перевального плато, круглые камни. Справа начинается скользкий кулуар, постепенно углубляющийся (идти по нему неудобно из-за обилия камней разного калибра). Двигаемся дальше при сильном ветре в спину, дождь закончился. Побродили по перевальному плато, осмотрели кулуар, после чего вышли на тропу, маркированную туриками из камней. Тропа идет ближе к северо-восточному краю плато. Постепенно спуск стал более крутым, ступеньками. Тропа набита хорошо, движемся по ней. Справа по ходу видна долина ручья Тулбнюнуай. Второй приток ручья Эльморайок стекает со склона г. Карнасурта. Сразу после спуска с перевального плато (21.50) в ручьях есть вода, однако затем она уходит вглубь, и ручьи представляют собой просто каменные "дороги". Движемся дальше по тропе, маркированной туриками из камней. Начинается березовое криволесье. Через 30 минут от перевального плато в лесу появляются ели. Еще 20 минут - и мы остановились на стоянку возле реки, в которой теперь много воды. Стоянка - в стороне от тропы, направо. Встали на ночлег в 23.00. По дороге встретили группу из четырех местных парней, которые назойливо требовали водки и вообще вели себя как-то неадекватно. Мы оторвались от них, уйдя вперед.

20.08.03
Подъем в 8.20. Солнечно, умеренный ветер. Небо чистое. Со стоянки вышли в 10.05. Двинулись вниз по тропе. По дороге встретили местных рыбаков. Они пояснили, что троп в долине Эльморайока много, если хочешь идти к скале Куйвы - надо выбирать все левые тропы, если идешь на южный берег озера - все правые. Около 11.30 вышли на пляж Сейдозера, откуда отлично видно скалу. Потрясающе красивый вид на Сейдозеро. Мы двинулись по тропе, идущей вдоль берега озера, к устью Эльморайока. У берега много отличных стоянок, песчаные пляжи. Вдоль берега долго тянется мелководье. Эльморайок при впадении в Сейдозеро - небольшая река шириной около 10-15 метров, глубиной до 1,5 метров. Местные утверждают, что в этом году очень низкая вода в озере и реках, поэтому в другие годы картина реки может измениться. Учитывая, что нам пришлось бы переходить вброд не только Эльморайок, но и впадающие в озеро вместе Уэлькуай и Мочесуай, мы договорились с рыбаком на резиновой лодке, который перевез нас на южный берег за стакан водки. По словам рыбака, в Сейдозере водится практически вся встречающаяся на Кольском полуострове рыба. Рассказал он нам и историю о том, как прошлым летом на перевале Эльморайок замерз рыбак из Ревды.
По южному берегу озера мы двинулись к долине Чивруая. Тропа вдоль берега неплохая, правда извилистая и с обилием камней. В устье Сейдуая - рыбацкая времянка. Сейдуай перешли по двум бревнам, переброшенным через ручей. Двигаясь от Сейдуая к Чивруаю, следует выбирать все тропинки, идущие направо, иначе неминуемо попадете на береговую тропу, петляющую по всем мысам и бухтам. 15.40-16.00 - обед на берегу Чивруая. В долине Чивруая - избушка, от которой тропа раздваивается: одна идет вверх по долине, другая - спускается к ручью. Мы пошли вверх, и через 30 метров тропа стала теряться, а затем и совсем пропала. Возможно, следовало спуститься к ручью - там должен был быть мостик для перехода на правый (ор.) берег. Мы попытались найти тропу на левом (ор.) берегу, но, несмотря на все наши старания, не смогли. У нас возникло сильное сомнение в том, что эта тропа вообще существует. Пройдя с километр по лесу, перешли ручей вброд и на левом (ор.) берегу сразу же нашли неплохую тропу, по которой пошли к перевалу. Тропа идет через заросли карельской березы, морены, курумник. В 19.30 вышли к границе зоны леса, где встали на стоянку в 19.45 на берегу небольшого озера. Вечером погода солнечная, ветер.

21.08.03.
Подъем в 8.20. Небо чистое, с востока начинают появляться отдельные облака. Не торопясь, собрались и вышли со стоянки в 11.00. Двигаясь по правому (ор.) берегу ручья Чивруай, через 30 минут достигли второго озера, размером около 150х80м. Ручей впадает в озеро и затем вытекает из него через небольшую моренную гряду. Ширина ручья сразу у озера - около метра. Озеро неглубокое, везде просматривается дно. По берегам озера - неплохие места для ночевок. Берега озера местами поросли невысоким (до 1 м) ивняком, мешающим подойти к воде. Обошли озеро левым (по ходу) берегом, двигаясь вдоль воды. Сразу после озера намечаются два возможных пути движения. Первый - более удобный - проходит по поросшей мхом осыпи, тропа здесь хорошо набита и маркирована туриками из камней. В дальнейшем этот путь выводит к нагромождению разнокалиберных камней, по которым, постепенно забирая влево, можно подняться к левому истоку ручья Чивруай, вытекающему из-под небольшого (около 50х40 м) снежника, расположенного под самой седловиной перевала. При подъеме мы выбрали другой путь - двинулись вдоль ручья до самого озера. Это несколько осложнило движение, но позволило осмотреть водопады на ручье. Долина Чивруая в этом месте раздваивается. Направо ведет неглубокий скальный кулуар, заканчивающийся небольшим снежником, из которого вытекает один из двух притоков Чивруая. Налево уходит другой кулуар с протекающим в нем ручьем. Кулуар ведет к седловине перевала. Двигаясь вдоль ручья, мы встретили около 7-8 водопадов, большинство из которых очень живописны. Дойдя до места разделения кулуаров, мы двинулись между ними, поднимаясь по заросшим травой скальным полкам. При желании здесь можно организовать ночевку - ширина полок позволяет поставить одну - две палатки, вода находится рядом. Участок "зеленых" уступов сменяется крупной осыпью, которую мы обошли слева, постепенно спустившись в кулуар левого (по ходу) истока Чивруая. По кулуару до перевального седла - около 20 минут хода. В самом конце подъема двигались по краю снежника, питающего Чивруай. Внизу снежника - небольшой снежный грот. Снег во многих местах окрашен в красный цвет. После подъема на снежник справа стал заметен каменный тур, возле которого среди камней были расчищены места под две палатки. В туре нашли записку, из которой следовало, что в 1999 году четверо школьников, не найдя воды на склоне горы Маннепахк (озеро, расположенное там, пересохло), спустились к снежнику и встали там на стоянку, спасаясь от непогоды. В качестве воды они использовали снег.
Мы оставили записку на месте и двинулись дальше. В 12.45 вышли на перевальное плато. Погода к этому времени начала быстро портиться - поднялся сильный юго-восточный ветер, со склонов горы Страшемпахк надвигался туман. Пошел небольшой дождь. Двигаясь по намеченному плану, мы стали подниматься на г. Страшемпахк. Уже через 15 минут дождь резко усилился, ветер сохранял прежнюю силу. Видимость в тумане сократилась до 50-70 метров. Прошли вершину г. Страшемпахк (она маркирована тремя каменными турами, в одном из которых - железная труба, возможно - пункт триангуляции). Начали спуск к озеру Райявр, двигаясь по азимуту. Через 20 минут уклон резко увеличился, видимо, мы достигли склонов цирка, в котором расположено озеро Райявр. Впереди был только туман. Видимость сократилась до 30-40 метров. Озера видно не было. Решили повернуть назад, вернулись к вершине г. Страшемпахк, от которой двинулись к перевалу Чивруай-Ладв. К этому времени мы оба успели промокнуть насквозь и основательно замерзнуть. Дождь шел непрерывно, все плато было покрыто густым туманом (облаком?). Решили спускаться обратно в долину Чивруая. Спускались медленно. Ручьи стали гораздо более мощными, водопады изменились практически до неузнаваемости. Через 1 ч 20 мин спуска вышли к верхнему озеру, возле которого поставили палатку. Дождь шел до самой ночи. Итог дня: 90% вещей вымокли. Собрали спальники в спарку, внутрь вставили пенки. Чай и бутерброды вернули нас к жизни, но обстановка премерзкая. Со всех сторон с плато стекают водопады.

22.08.03.
Подъем в 7.30. Вся долина Чивруая заполнена туманом - не видно абсолютно ничего. Периодически накрапывает дождь. Перевал и плато вокруг - тоже в тумане. К 10 утра видимость на перевале несколько улучшилась, и мы решили предпринять еще одну попытку пройти по плато. Поднялись до уровня слияния истоков Чивруая. К этому моменту перевал вновь закрыло густым туманом. Помня о наших вчерашних приключениях, а также учитывая, что вечером следующего дня мы должны были быть в Ревде, чтобы успеть на поезд, решили не экспериментировать с маршрутом по плато и вернуться к перевалу Эльморайок прежним путем. В 10.40 прошли верхнее озеро, в 11.40 - нижнее озеро и ГЗЛ, далее двигались правым (ор.) берегом Чивруая по хорошей тропе. Вокруг - множество подосиновиков, черники, голубики. Тропа по правому берегу ручья набита хорошо, пару раз мы ее теряли на развилках, но быстро находили. Избушку на левом берегу ручья на этот раз мы не увидели. В 13.30 перешли ручей по бревну (возле переправы лежат готовые слеги). На левом берегу нашли тропу, ведущую в направлении Сейдуая. Примечание: по нашим наблюдениям, тропа на левом (ор.) берегу Чивруая тянется только до избушки, затем она переходит на правый берег ручья.
В 14.00 добрались до рыбацкого навеса, где остановились на обед. В 15.00 продолжили движение. К этому времени немного распогодилось, показалось солнце, туман наконец-то поднялся над плато. В 15.45 прошли два рыбацких навеса и перебрались через Сейдуай. Тропа везде набита хорошо, но сильно петляет. В 17.00 добрались до залива, расположенного в устье Эльморайока. Через залив перебрались опять-таки с помощью рыбаков (на этот раз бесплатно). 17.20 - снова пошел дождь. От побережья Сейдозера двинулись по тропе в направлении пер. Эльморайок. Прошли минут 15 и встали на стоянку на берегу одного из небольших (до 50х100м) озер. Вечером пару часов сушили вещи, около 21.00 снова пошел дождь.

23.08.03
Подъем в 9.00. Сушим вещи. Дождя нет, но плато вокруг закрыто густым туманом.
Со стоянки вышли в 11.40. К 14.00 добрались до пер. Эльморайок - на этот раз везде строго придерживаясь тропы, маркированной каменными туриками. На перевальном плато нашли пещеру, выложенную из камней. Пещера отмечена высоким туром с прикрепленной на нем пластиковой бутылкой на палке. Видимо, в случае необходимости пещерой можно воспользоваться в качестве убежища от непогоды. В 15.30 добрались до рудника. Снова пошел сильный дождь, вокруг - густая облачность. 7 км по шоссе от Карнасурта до Ревды прошли за полтора часа. В Оленегорск уехали машиной за 100 рублей с человека. Путь занял около 40 минут. В Оленегорске встали на ночевку в лесочке, метрах в 300 от вокзала. Воду можно взять в столовой "Дома отдыха локомотивных бригад", расположенной через 2 дома от автостанции (кстати, столовая работает круглосуточно, и пахло там оч-чень заманчиво). Утром 24-го уехали поездом в Питер.

Фотографии:

Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003Ловозерские тундры - 2003