27 декабря 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Турция
Вид туризма: Парусный туризм

Сходили походом вдоль побережья древней Ликии, спешу поделиться подробностями.

Ликия - древняя античная страна, находилась на территории современных турецких провинций Анталья и Мугла. Береговая линия располагалась от теперешнего Кемера до Фетие. Начиная с XIV в. до н. э. Ликия была местом, откуда на Египет(!) совершали набеги пираты.

Основной интерес для нас представлял остров Кекова и окрестности. На северной стороне острова находятся руины разрушенного землетрясением во II веке н. э. античного города Долихисте, частично ушедшие под воду. В 1990 году сам остров Кекова и большая по площади акватория вокруг него были объявлены закрытой, охраняемой зоной. Сначала полностью закрыли для дайвинга и посещений, но позже этот запрет был частично снят.

Чистейшее, теплое море, прекрасные виды и древняя цивилизация по-моему идеальное сочетание. Глобально маршрут намечен такой - Демре - Кекова - Демре - Финике - Сулуада - Адрасан.

Проанализировав превалирующие ветра решено было идти походом с запада на восток. Типичная ветровая картина дня для сентября:
- утро до 8:00 - штиль,
- до 13:00 - 2-5 узлов западного или восточного ветра возможен штиль,
- 13:00 устойчивый западный ветер 5-7 узлов
- 16:00 усиление до 10-12 узлов
- 19:00 вечерний бриз, направление и скорость зависят от рельефа.
- 20:30 штиль

Собрали катамаран в старом порту в Демре.

Малый Ликийский парусный Поход

Местные капитаны с любопытством подходили, разглядывали аппарат и цокали языками, когда выяснялось, что мотора нет, только парус.

Вышли в 16:00. Недалеко есть хороший пляж для стоянки, но мы пошли дальше, в сторону интересующих нас мест.

На закате встали на месте ресторана, закрытого 20 лет назад. Рестик построили без разрешительных документов, зато с размахом, даже ЛЭП с материка провели. Потом, напротив, построили еще один и префектура запретила любое строительство в этих местах, а рестораны пришлось закрыть.

Малый Ликийский парусный Поход

Остров оккупировали козы, при высадке пытались требовать дань. Старый бетонный пирс напрягал острыми краями, поэтому кат решили не швартовать, а вытащить из воды. И положить набок, чтобы козы не лазили ) Заодно изобрели простой способ вынимать/опускать кат на пирс до 1.5м высотой.

Залив прекрасно защищен островами со всех сторон, на ночевку здесь собирается множество лодок.
Вечером к пирсу пристала турецкая гулета. Мы познакомились с капитаном. Разговорились, Беретдин угостил нас ужином, отлично пообщались. И так он вдохновился форматом парусного катамарана, что рассказал своим друзьям о нашей встрече. Через несколько дней, когда поход был закончен, его друг решил купить мой Яркат, так что обратно полечу налегке.

Малый Ликийский парусный Поход

Следующим утром, с ровным встречным ветром, двинулись галсами дальше, в сторону крепости Симена. По пути поглядывали места под возможные стоянки.

0:00 / 0:19

Ближе к полудню стало жарко и мы остановились на привал в бухте недалеко от крепости.

Малый Ликийский парусный Поход

Специально пропустив крепость Симена, чтобы не лазить наверх в жару, перешли в бухту Калеучагыз. В цивилизацию, откушать соку. Прикольно здесь, что у ресторанов есть свои пирсы, зашвартовался - и сразу за столом.

Обошли бухту, нашли место для стоянки в восточной оконечности, но решили уйти подальше от людей, на острова.

Бухта Терсане на острове Кекова. Затонувший город простирается вдоль правого берега на несколько километров. Остатки построек хорошо различимы под водой. И конечно много античных построек на суше, вглубь острова. Днем здесь людно, зато ночью - никого, даже коз нет )

Малый Ликийский парусный Поход

Проснувшись с рассветом обнаружили свежий ветерок. С ним и помчали в Симену, на завтрак

Simena kalesi

Пока не началась жара поднялись наверх. Оттуда открывается изумительный вид на окружающие острова.

Долина гробниц

Малый Ликийский парусный Поход

В какой-то момент Ликию завоевали Римляне. Этот амфитеатр - их рук дело.

о. Кишнели.

После крепости и завтрака двинулись дальше. Пришли сюда и сразу стало понятно - вот оно! Остаемся!

Малый Ликийский парусный Поход

Провели тут несколько дней...

В тени олив )

... и засобирались домой, в Адрасан.

Малый Ликийский парусный Поход

Пока ветра не было нашли еще одно место для возможной стоянки, и еще одно и даже заглянули в грот

Кое-как выползли на восточную оконечность о. Кекова и стали ждать ветер.

0:00 / 0:44

И он пришел! Пришел в час дня и нарушил наши планы. Так старался, так дул, что мы решили одним махом добраться до Сулуада, не заходя в Финике. К вечеру ветер разгулялся до 20 узлов, пришла сильная волна.

0:00 / 1:08

Когда ветра стало много и мы зарифили паруса, невольно пришло сравнение ощущений с океаном. На надувастике в море сейчас по ощущениям очень похоже на свежий ветер в океане на крейсерской яхте.

На видео, конечно, выглядит все плюшево, но моряки меня поймут :-)

Малый Ликийский парусный Поход

Ветер был попутным и немного подворачивал в сторону берега, поэтому решили пройти залив Финике / Кумлуджа напрямую, а не вдоль берега. Рассудив, если бы что-то случилось с матчастью - нас прибило бы к пляжу ветром. К утру где-то .-)

Приземлились на о.Сулуада после заката, наощупь, почти в полной темноте. Палатку ставить помогала луна. Благо, этот остров за 10 лет обплаван и исхожен вдоль и поперек, здесь каждый камень как родной.

У острова несколько достопримечательностей - это 2 пляжа с мраморным песком и огромный грот, который прорезает остров насквозь. Грот сквозной, поэтому в нем бывает довольно сильное течение с непредсказуемым заранее направлением (бывает вместе с ветром, а бывает и наоборот). Заплывайте с осторожностью, если течение сильное, то лучше бы ваша лодка забрала вас с противоположной стороны.

Рядом со входом в большой грот, есть грот маленький. Если заплыть в него проявляется очень интересный оптический эффект. За счет большой глубины и отражения солнечного света от отвесных, уходящих вглубь стен, в гроте появляется необычное свечение воды и людей, которые там плавают. Очень красиво.

Поутру на остров, как обычно, пришли кораблики с туристами. Наш старый друг, капитан Тагир зашвартовал своих великанов на пляже прямо напротив нас. Мы поднялись на борт, где и были накормлены прекрасным завтраком. А еще на корабле был пресный душ :-)

Малый Ликийский парусный Поход

Напротив Сулуада Национальный парк Бейдаглары Сахиль. Дикий пляж с лесом средиземноморских сосен. Днем, когда солнышко припекает, там стоит обалденный хвойный запах.

0:00 / 0:45

За бухтой Адрасан есть секретное место - пиратская бухта. Кроме чистейшей воды и красоты ландшафта, здесь есть довольно серьезная пещера, глубиной метров 30. Она наполовину затоплена, но в нее можно пробраться до самого конца без снаряжения. Сперва заплыть, потом протиснуться между камней, а потом песчаный пляж) Только фонарик нужен, внутри совсем темно. Будете там - обязательно загляните!

0:00 / 0:18

Есть еще один небольшой грот, в нем прикольно поплавать, но катамаран по мачте не войдет)

Ну вот мы и дома! Уютная, комфортная бухта Адрасан, куда мы с удовольствием приезжаем уже 10 лет.

Малый Ликийский Поход закончен!

Идеи по Большому Ликийскому походу:

Перевозка катамарана самолетом:

По правилам международных перевозок максимальный вес на международных рейсах - не более 32 кг на одно место багажа. Обзвонил все авиакомпании, везде одинаково. У Turkish Airlines багаж весом 30кг включен в билет, у остальных 23. Мы летели S7. Исходя из этого распаковал Яркат следующим образом.

1. Сумка с трубами + весло - 32 кг, негабарит
  2. Сумка с рамой, перо руля без рулевой коробки, шверт без кронштейна, паруса - еле уместился в 23 кг, негабарит.
  3. Сумка с баллонами, палубой, и всем остальным - до 23кг

Мы летели большой компанией, было пару “лишних” багажных мест , включенных в билеты. Я заплатил сверху за перевес 1й сумки (3500р) и за оверсайз 1й и 2й сумок (2х3500р). Цены в одну сторону на сентябрь 2020г, а/к S7.
    Заранее запрашивал разрешение на перевоз негабарита через горячую линию, но, похоже, с нашими размерами, в этом нет особенной необходимости, можно все решить прямо в аэропорту.

В багаже строго настрого нельзя провозить газ для плиты, но в Анталии аж 3 магазина Декатлон, в них все есть.

Идеальное время для поездки ~c 25 сентября до 10 октября. Раньше - жарко, позже много ветра. Допустимо в конце мая - июне, но вода еще не такая кайфовая 22-24. В сентябре +28 :-) И ни в коем случае не в июле-августе, слишком жарко.