10 января 2013
Плечко Л.А. "Водные маршруты Ленинградской области"
Тип материала: Описание Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 1987
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I
Начало и конец маршрута - город Приозерск.
Протяженность - 150 километров.
Число ходовых дней - 6.
Сезонность - 10 мая - 1 сентября.
Категория сложности - 1.

О Приозерске и пути до Мельникова сказано в маршруте № 1, поэтому описание начинается сразу от Мельникова.
Немного не доходя до него, справа по ходу надо повернуть под небольшой мост через узкую речку, впадающую в Вуоксу. Здесь предстоит короткая проводка судов среди камней против сильного течения. В километре от моста находится центр поселка, где расположены магазины, почта, столовая.
После моста путь лежит по узнай извилистой речке. с низкими, заболоченными берегами, заросшими камышом, которая вскоре приводит в небольшое озеро Синее. Его надо пересечь в северо-западном направлении и войти в следующую протоку. Через 600 метров русло перекрыто разрушенной плотиной мельницы. Обнос по правому берегу 120 метров. Вскоре впереди покажется широкий тихий плес. Это начало озера Любимовского - узкого, длинного, изогнувшегося большой подковой на 22 километра. Берега озера высокие, скалистые, покрытые хвойным лесом. Удобных мест для стоянок здесь мало.
За небольшим островком слева открывается высокий берег, поросший соснами. Он террасами спускается к воде, вдоль которой протянулся песчаный пляж. Здесь хорошее место для бивака. Далее путь лежит на северо-запад вдоль левого по ходу берега до поворота озера на юго-восток (не доходя моста на дороге Мельниково - Маслово), после чего повернуть обратно. Дальнейший путь, включая Беличью протоку и озеро Вуокса, см. в маршруте № 1.
Выйдя в озеро Вуокса, необходимо взять курс на север, на Приозерский плес (оставляя Приозерск справа), к истоку реки Тихой. Ориентиром служит одиночный небольшой дом, стоящий на берегу левее видимого участка железной дороги на Сортавалу. В этом месте среди тростника начинается протока Тихая, впадающая в Ладожское озеро. Слева остается вход в Рыбачий залив озера Вуокса.
Протока узкая, мелкая, в русле - камни. За железнодорожным мостом Тихая то широко разливается, то быстро бежит в узком каменистом русле. Идти следует, все время придерживаясь правого (восточного) берега. Сложные участки заканчиваютса после моста на шоссе у поселка Бригадное. Ниже, кроме отдельных подводных камней и быстрин, препятствий нет. Перед впадением в Ладогу протока разветвляется, проходить нужно правой, более глубокой.
Ладожское озеро - самый большой пресноводный водоем Европы. Площадь его 18135 квадратных километров, наибольшая длина - 219 километров, средняя ширина - 83 километра, наибольшая глубина - 230 метров. Островов, превышающих по площади один гектар, насчитывается свыше 660, из них около 500 расположено у северо-западного берега. Вода здесь холодная, погода крайне неустойчивая. Опасны внезапно налетающие сильные ветры, и выходить в озеро можно только при устойчивой тихой погоде.
Выйдя в Ладогу, идти следует налево (на запад) вдоль берега, не удаляясь от него более чем на 200 метров. Берег скалистый, поросший сосновым лесом, Через один километр в закрытой бухте - водная база объединения "Красный треугольник". Здесь можно получить нужную консультацию о Ладожском озере.
Дальше за мысом - бухта Туристов, которая представляет собой песчаный пляж, окаймленный сосновым лесом. Миновав ее и подойдя к небольшому мысу, следует ориентироваться, взяв азимут 315' на вышку на южном берегу острова Кильпола, Путь к нему лежит среди многочисленных мелких островов самой причудливой формы. Невысокие гранитные гряды большей частью полого сходят в воду, а местами обрываются отвесными утесами. На этих островах множество гнездовий чаек. После того как пройдены все островки и пересечен большой плес, надо идти налево (на запад) близко от берега, чтобы не пропустить вход в закрытую бухту, отгороженную от Ладоги гранитными скалами. В ней можно сделать дневку и провести несколько пешеходных прогулок вдоль берега.
Дальше большой бухты на восточном берегу острова Кильпола не ходить, также и на запад от бухты Туристов.
Все острова, кроме Кильпола, необитаемы, на них много черники, брусники, а на более крупных есть грибы. Почти всегда можно найти место для бивака.
Лучшее время для выхода в Ладогу - июнь, июль, причем надо иметь 1 - 2 резервных дня на случай возможной непогоды, которую придется пережидать. Пересекая плесы, необходимо внимательно следить за всеми изменениями погоды и при малейшем ее ухудшении немедленно идти к ближайшему берегу.
От острова Кильпола тем же путем следует возвращаться к устью Тихой, выходить по ней в озеро Вуокса и идти к Приозерску, где маршрут заканчивается.

Источник: Плечко Л.А. "Водные маршруты Ленинградской области". Л., 1987.

Сканирование: М. Трусков, Тула - 2002.

Маршрут № 2.    Озеро Вуокса - река Вуокса - озеро Любимовское до поворота на юго-восток, обратно до Мельникова и далее Вуокса - Беличья протока - озеро Вуокса - река Тихая - Ладожское озеро.