13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кавказско-Черноморский
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: I
Автор: Денис Доропей (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5772

руководитель Доропей Д.С.
маршрутная книжка 1/3-105

Маршрут

а/л Узункол - р. Мырды ­ - пер. Сев. Джалпакол (1А) - р. Джалпакол - р. Учкулан - р. Кичкинекол ­ - пер. Уллукель Ниж.(НК) – р. Гондарай ­ - р. Индрикой ­ - р. Ак-Тебе ­ - пер. Ак Сев. (1А) – р. Мырды - а/л Узункол – р.Кичкинекол – пер. Мал. Кичкинекол (1А) – пер. Переметный (1А) – р. Чиринкол? - р. Уллу-Кам – р.Уллу-Озень – пер. Тройной (1А) – пер. Чипер (1А) – р.Баксан - пос. Терскол

Список участников

9 Палий Анна anna_palii@mail.ru
10 Прокопович Дима dzmitry_prk@mail.ru
11 Селиванов Иван Фотограф s_vano@chat.ru

спуск с перевала до пологой части

35 мин

вниз по р. Джалпакол до слияния с левой составляющей

1 час 30 мин

до устья р. Джалпакол

1 час 45 мин

3 день, 15.07.2001

устье р. Джалкакол - р. Учкулан - р. Кичкинекол

Перешли по мосту р. Учкулан. На противоположном (левом) берегу, отличная дорога, по которой без труда проезжает легковая машина. Идем по дороге до каких-то строений (турбаза ?) и далее до моста через Махар-Су вблизи слияния с Учкуланом.

Наиболее логичные пути к оз. Уллу-Кель лежат через перевалы Ниж. Уллу-Кель и Вост. Уллукель. Мы же обошли хребет по долинам рек Учкулан и Кичкинекол.

Вдоль Учкулана можно двигаться по хорошей дороге, перходящейна правый берег ниже погранзаставы. В четырех километрах ниже необходимо перейти на левый берег по подвисному мосту к нарзану. Далее левым берегом по тропе до устья Кичкинекола.

Здесь мы остановились для обеда и разведки дальнейшего пути. Тропа к верхним кошам проходит по левому берегу Кичкинекола. выйти на нее можно, если пройти 500м прямо вверх по лесу от устья Кичкинекола. Ночевки есть, как на нижней морене, не доходя озер, так и непосредственно на берегу. Время подъема от устья Кичкинекола до первого озера 5 часов.

4 день, 16.07.2001

Пер. Ниж. Уллу–Кель (нк) – р. Махар-Су

От места стоянки (не доходя озер) путь на перевал можно опознать как самое глубокое понижение хребта. Подъем по травяному склону до седловины занимает 1,5 часа.

Склон камнеопасен – движение в касках плотной группой.

Спуск вначале пологий по травяному склону, затем по руслу ручья. Далее два водопада – один 3м (желательно повесить веревку), второй – 15 м, его можно обойти слева по ОЧЕНЬ густым зарослям. Последний километр до реки проходит по густому лесу.

Остановится можно у нарзанов, ориентир – мост через Махар-Су. Время спуска с седловины до реки – 5 часов. Спуск очень изнурительный, прохождение перевала в данном направлении считаю не логичным.

Р. Махар-Су ↓ - р. Гондорай ↑ - р. Индрикой ↑ - р. Ак-Тебе ↑

Вдоль всего пути идет либо дорога, либо тропа – заблудится не возможно.

Время движения – 7 ч.

6 день, 18.07.2001

Пер. Ак Сев. (1а, 3450м; вариант 1б)

Перевал можно опознать, как самую глубокую «дырку» в хребте. Седловины от р. Ак-Тебе не видно. В двух часах подъема от реки, на второй по счету морене есть места для стоянки.

Перевальный взлет снежно-осыпной. Седловина находится справа то скальной башни.

Время подъема от реки - 3,5 ч.

Спуск – сто метров по осыпи, потом по закрытому леднику. На открытых участках есть трещины! Двигаемся в связке. С ледника надо уходить влево на боковую морену, и далее спускаться по ней. Затем по правому берегу ручья по травке, и кустам, которые выводят на скалы. Крутизна склона местами более 30* во время дождя движение может быть крайне опасно! На скалах повесили одну веревку на спуск. Время движения от седловины до р. Мырды – 4,5 часа.

7 день, 19.07.2001

Полудневка, а/л Узункол.

8 день, 20.07.2001

Подход к пер. Мал. Кичкинекол. (Р. Кичкинекол ↑)

Через десять минут ходьбы после коша вверх по склону вдоль ручья, отходит едва заметная тропа. Два часа подъема по ней и вы на травяной полке с озером – последнее нормальное место для стоянки.

9 день, 21.07.2001

Пер. Мал. Кичкинекол (1а) – пер. Переметный (1а)

От стоянки до седловины 1,5 часа подъема, вначале по осыпи, а затем по снегу.

С седловины отлично просматриваются пути на перевалы Наука, ТБ и Переметный.

Спуск к р. Чунгур – 40 мин по снежному склону.

Подъем на пер. Переметный 2.5 ч по снежно-осыпному склону.

Спуск по снегу, затем по осыпи, потом по кустарнику (в дождь может быть опасен!), всего 2,5 часа. Стоянка на берегу реки.

10 день, 22.07.2001

Р. Чиринкол ↓ - р. Уллу-Кам ↑

От пер. Переметный вдоль реки идет тропа по правому берегу, которая у коша переходит в дорогу. В двух километрах ниже дорога через мост переходит на левый берег. Мы пропустили мост и вынуждены были переходить реку вброд ниже по течению.

От моста через Уллу-Кам 1 ч ходьбы до нижнего коша, где можно попросить молока.

Еще два часа ходьбы до Ворошиловских кошей. Путь от пер. Переметный до Ворошиловских кошей занимает 8 часов ходьбы.

Стать можно сразу за кошами.

11 день, 23.07.2001

Дневка. Спортивные игры с пограничниками. И другие развлекательные штучки.

12 день, 24.07.2001

Радиальный выход на пер. Хотютау (1б)

От кошей до перевальной седловины 4часа ходу. Вначале по дороге, а затем от заброшенного коша серпантином по склону до самого перевального взлета.

Встать можно непосредственно перед взлетом.

13 день, 25.07.2001

Р. Уллу-Езень ↑ - пер. Ненскра (Тройной) (1а) – пер. Чиперазау

Доверившись пограничникам, которые пообещали проводить нас на пер. Азау, мы попали на самом деле на пер. Тройной. Подход к нему по тропе идущей вдоль реки. Подъем на перевал по пологому снежному склону. Ходовое время от кошей до седловины – 5 ч. Спуск – 60м очень крутой живой осыпи. Вешаем одну веревку на спуск. Далее траверсируя склон влево выходим к осыпному кулуару, ведущему на пер. Чиперазау. Время на переход от седловины к седловине – 1,5 ч. Спуск с перевала по закрытому леднику, возможны трещины! На первой морене есть места для ночевки. Далее 1,5 ч по конгломератной осыпи до реки Баксан. Лучше на осыпи вверху взять вправо и пересечь кулуар (можно спускаться прямо по кулуару), а потом вдоль правого борта кулуара спускаться до самой реки. У реки можно худо-бедно встать. В этом месте вы оказываетесь запертыми скалами с одной стороны, и рекой с другой. Необходимо бродить р. Баксан. Брод считаю предельно сложным для групп, совершающих походы первой-второй кс, ОБЯЗАТЕЛЬНО наведение перил! На финишный берег можно забросить ледоруб на веревке, расклинив его в камнях, и сделать временные перила для прохождения первого участника. Брод необходимо совершать с утра.

6 день, 18.07.2001

Брод р. Баксан – Баксанское ущелье – пос. Терскол

От места брода 2,5 часа ходьбы по тропе до поселка Терскол.

Встать можно перед поселком в роще, справа от дороги.

Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа Отчет о горном походе I к.с. в районе Западного Кавказа 12 Силич Ольга 13 Шестов Сергей Ремонтник sshestov@mail.ru
Введение

Поход проходил в рамках летних сборов горной школы МФТИ. Наряду с нашим отделением, шедшим маршрут 1 к.с., в районе находилась более сильная группа под руководством Николая Чуприка, они шли поход 3 к.с. Нитки обоих маршрутов были составлены так, что обеспечить совместный заезд всех участников сборов в альплагерь Узункол и отъезд из Терскола, а так же чтобы было несколько встреч групп на маршруте. Это, конечно, обусловило большую по сравнению с обычной продолжительность похода 1 к.с., что тем не менее оказалось оправданным.

Построение маршрутов было выбрано традиционным для горных походов на Кавказе - линейно-кольцевое. Первое кольцо было, однако, довольно продолжительным (7 дней). За это время участники набрали необходимую акклиматизацию и «втянулись» в поход. На кольце, отметим, была малая «плотность» перевалов, и преобладали небольшие абсолютные высоты. К недостаткам планирования кольца следует отнести большие для начала похода перепады высот, что стало следствием удаленности перевалов друг от друга и необходимости спускаться до 1700-2000 метров в глубокие долины.

Маршрут был спланирован с большим запасом времени на случай непогоды и прочих непредвиденных задержек.

В этом сезоне обстановка в районе была спокойной, никак проблем связанных со сванами у нас не случилось, несмотря даже на то, что часть маршрута пролегала по территории Грузии. По крайней мере, выход на ГКХ ничем неопасен (по крайней мере, на сложных перевалах). Но стоит помнить, что все же это запрещено пограничниками, да и соблюдать осторожность совершенно нелишне.

Как и прежде этим летом исправно функционировал альплагерь Узункол, куда мы заезжали к началу маршрута и где оставляли заброску. Здесь в июле много альпинистов, ходящих в основном в долине р. Кичкинекол. Туристов встречали мало. Лишь в долине Джалпакол мы встретили шестерых чехов и еще двоих человек из Черноголовки видели в Ворошиловских кошах.

Погода этого июля была очень благопрятной, за исключением одного дня мы не имели проблем с погодой. Снега довольно много, большинство ледников закрытые.

Транспорт и другие организационные моменты

Из Москвы на поезде №61 доехали до Черкесска. По прибытии (в 7.22) были атакованы многочисленными таксистами, но уже из Москвы у нас был заказан автобус ПАЗ до Узункола, поэтому от их предложений мы отказались. Стоит отметить, что дорога до альплагеря на последних 8-10 км очень плохая, так что не всякий транспорт пройдет дальше погранзаставы. Реально туда можно заехать на автобусе типа ПАЗ. Груженый микроавтобус уже вряд ли проберется туда, хотя в самом альплагере можно видеть и легковушки. Многие водители отказываются везти дальше погранзаставы, поэтому найти транспорт до самого Узункола представляется не очень простым делом. Вот координаты водителя, который вез нас (прямо по альплагеря) за 2500 руб.

А также другие координаты водителей.

Милиция на вокзале внимательно относится к приезжающим туристам, у руководителя смотрят документы, записывают куда вы едете и пр. На этот случай полезно иметь список группы и исправные документы, во избежание лишних вопросов.

В 8 утра мы загрузились на привокзальной площади в заказанный автобус и отправились в погранчасть Черкесска для оформления пропусков в погранзону. Адрес погранчасти ул. Леонова, 4. Где она находится, знают все водители и сразу же вас туда везут.

Для оформления документов необходимо написать заявление на имя начальника погранчасти по образцу с указанием маршрута и предоставить список группы с перечислением паспортных данных, прописки и места работы (3 экземпляра), сдать паспорта. Если в группе есть не граждане России то прежде надо посетить ОВИР для регистрации, который находится в 5-ти минутах ходьбы от погранцов (они скажут куда идти). Вся процедура по-хорошему занимает 2-3 часа.

Пограничные заставы находятся на слиянии Узункола и Уллу-Кама, в долине Учкулана ниже слияния с Махар-Суу, в Ворошиловских кошах. Кроме того, документы просят предъявлять встречные пограничные наряды.

Обратный отъезд из Терскола проблем тоже не составил. Из поселка ходит автобус до Нальчика (утром в 8.30, 60 руб. +багаж). Мы же договорились с двумя микроавтобусами РАФ, и прекрасно доехали до Нальчика за 75 руб. с человека. При заезде по Баксанскому ущелью вам не встретятся погранзаставы. Таким образом, на Эльбрус можно попасть, не оформляя никаких пропусков.

Стоимость проезда на канатной дороге от Аз ау до «бочек» 90 руб. в одну сторону, но билеты продают сразу туда и обратно. Это, очевидно, не удобно для групп идущих на Хотю-Тау. А если вы идете в обратном направлении, то попробуйте убедить контроллеров канатки, что вы уже здесь поднимались и соответственно брали обратные билете, но потеряли (довод «а как же иначе мы сюда поднялись» убедителен, ведь большинство ездит только на Эльбрус, «приходящих» из-за перевала туристов крайне мало). У нас это частично получилось - мы заплатили только за одну очередь по 30 руб. от Гарабашей до «Мира», а дальше спускались бесплатно.

Альплагерь Узункол предоставляет возможность переночевать в домиках (80 р.) или в своей палатке на территории лагеря (50 р.- маленькая, 80 р. - большая), оставить заброску (5 р. в сутки), обеспечивает радиосвязью, есть душ (10 р.) и сауна (400 р. - 2 часа), прокат снаряжения, бар с пивом и хичинами. На «Приюте-11» можно остановиться в новом приюте за 100 р., ночевка в «бочках» - 80 р.

Техническое описание

1 день, 13.07.2001

а/л Узункол - р. Мырды ­ - подход под пер. Сев. Джалпакол (~3000 м)

Утро было отведено для сбора и упаковки заброски, оставляемой в альплагере. Вышли из Узункола в 11.00 вместе с 1-м отделением. Перешли реку по мосту у лагеря и пошли по разбитой лесовозной дороге левого берега. После слияния рек Мырды и Кикинекол минули кош, сразу за которым прешли по мосткам на правый берег Мырды.

Далее идем с небольшим набором высоты по тропе сначала по лесу, а потом по камням. Еще около получаса хода и мы у еще одного коша, который стоит на правом берегу в том месте, где долина Мырды резко расширяется. Выше русло делится на рукава и сильно заболочено. По бревнам перешли протоки и перебрались на противоположный берег Мырды. Здесь остановились на обед недалеко от водопада. Готовим на примусах, а 1-е отделение на дровах из развалин заброшенного коша.

Прямо от места обеда начинаем набор высоты по тропе. Перевал отсюда не виден, надо правильно сориентироваться, чтобы уйти в нужный распадок. К перевалу Северный Джалпакол ведет широкий травянистый кулуар. Набираем высоты серпантином. Движемся «каждый в своем темпе», т.к. сейчас первый день похода, участникам дано право самим определять с какой скоростью им идти. Весь склон хорошо виден, поэтому заблудиться или потерять кого-то невозможно.

Перепад первого травянистого участка склона составляет 400-500. За перегибом начинает преобладать осыпь. Дальнеший подъем вдоль ручья по левому берегу. Еще одна ступень (перепад 200 м), и далее хорошо прослеживается тропа в камнях, виден водопад - это еще один уступ (300 м). Слева по ходу остается озеро, на берегу которого есть стоянки. Выше водопада следующая ступень (100 м). Выше которой начнется снег. Здесь можно найти несколько подготовленных стоянок, а если уйти влево п/х вверх, то можно найти хорошие травянистые площадки на бараньих лбах. Здесь заночевали оба отделения. Высота около 3000 м. Вечером дождь, гроза и очень мрачные тучи, к ночи прояснение.

от а/л Узункол до 2-го коша в долине р. Мырды

1 час 20 мин

преодоление травянистого ригеля до озера

2 часа 15 мин

по осыпи до стоянок

1 час 20 мин

2 день, 14.07.2001

пер. Сев. Джалкакол (1А) - р. Джалпакол - слияние с р. Учкулан

Дальнейший путь подъема проходит по левой части склона, где залегает некрутой снежник, левая часть склона - крутые бараньи лбы, водопады. По снегу поднялись к верхнему ледниковому озеру. Год выдался многоснежный, все берега закрыты снегом. По имеющейся у нас информации на нижнем краю озера есть стоянки, однако все они под снегом. Отсюда хорошо просматривается восточный склон перевала Северный Джалпакол - это осыпной кулуар, в средней части пересеченный скалами, которые однако легко обойти слева по осыпным же полкам.

Обходим озера слева п/х, надеваем каски и плотной группой начинаем подъем на перевал. Крутизна склона не превышает 30°, он довольно прост, перепад высоты перевального взлета составляет 200-250 м.

Вышли на седловину. Она узкая, но сразу же ниже находится большой снежный карман. Здесь устроили снежные занятия по самозадержанию, я затем и катание на ковриках со склона ближайшей горы в этот снежный карман. Начало спуска довольно пологое, на протяжении 200 метров представляет собой плато. Затем склон становится круче. Здесь надо идти немного вправо, где крутизна меньше. А затем снова траверсом уходим влево, выбирая наиболее пологий путь. Двигаясь без кошек, следует соблюдать осторожность, т.к. снег довольно плотный, а крутизна достигает 25°.

Спустившись вниз и еще около километра идем по снегу. Лишь у начала крутого сброса морены снег заканчивается. Здесь находим хорошую тропу правым берегом ручья, которая круто спускается с ригеля до начала травки. Далее идем по плоским заболоченным травянистым террасам по тропе и осыпи.

Через 1,5 км долину преграждает очередная большая морена, которую следует обходить сильно справа по ходу (необходимо даже слегка подняться на борт долины). Часть людей сунулась по середине, где оказалось спускаться долго и сложно. Спустившись около 200-300 метров с морены, (это даже скорее скальный уступ долины, а не морена) остановились на обед у слияния с небольшим правым притоком.

После обеда продолжили спуск по тропе. Прошли менее километра и достигли слияния с левой составляющей реки Джалпакол, текущей из-под перевалов Актур и Южный Джалпакол. Ниже на протяжении 2-3 км река становится спокойной, разливается и заболачивается. Но ниже границы леса падение русла вновь увеличивается, возникает каньон, который обходится по хорошей тропе правого берега. Тропа выводит к мосту, переходим на левый берег. Еще через несколько сот метров тропа круто уходит вниз (очень круто! до 30°), однако спускаться вниз по тропе несложно. Сброс высоты по лесу до реки Учкулан составляет ориентировочно 400 метров - огромный ригель в зоне леса.

Вышли на луг на берегу реки Учкулан чуть выше устья Джалпакола. Здесь находится кош, и напротив него мост через Учкулан. Лагерь.

подъем до верхнего ледникового озера