Виды туризма

19 января 2013
Зайцев Е. С.
( г. Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Таджикистан
Год путешествия: 1972
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: V
0 609 0
Гор. Самарканд - гор. Пенджикент - оз. Искандер-куль - пер. В. Казнок - пер. Седло Бадхоны - пер. С. Карагандинский - река Яшмовая - пер. Двойной - пер. Чимтарга - оз. Большое Алло - пер. Тавасанг - к. Шинг - гор. Пенджикент - гор. Самарканд.

Руководитель похода Зайцев Е. С.
Ленинград, 1972.
Номер отчёта в библиотеке ПКТ: IV/75Л или VIII-98.

Отчёт из библиотеки Петроградского клуба туристов.

Сканирование и обработка отчета - Сергей Иванов (Санкт-Петербург)

Аннотация

Группа совершила путешествие по одному из красивейших районов Памиро-Алая - Фанским горам. Были пройдены интересные и технически сложные перевалы Седло Бадхоны, Карагандинский, расположенные в отрогах и самом Восточно-Фанском хребте.

Группа осмотрела наиболее красивые озера Фанских гор - Искандер-куль, Алаудинские, Алло, Маргузорские. Маршрут похода и его категория сложности соответствовали технической подготовленности группы и путешествие было совершено в намеченный срок. Первая часть путешествия была совершена в соответствии с заявленным основным вариантом маршрута, вторая - по заявленному запасному варианту. Это решение было принято после ознакомления с районом первой части путешествия.
Путешествие готовилось, в основном, по материалам отчетов VIII-74, VIII-76 ЛКТ. В результате совершенного путешествия группа повысила свою горную квалификацию, ознакомилась с новым красивым горным районом Советского Союза, посетила города Пенджикент, Самарканд, Бухару, Хиву, где ознакомилась с замечательными памятниками древней архитектуры, историей и культурой узбекского и таджикского народов.

Глава 1. Документация похода

§ 1. Календарный график движения.

День похода Дата Участок маршрута Километраж Способ передвижения Номер иллюстр.
1–4 15-18/VII г. Ленинград – г. Самарканд  
поездом  
4 18/VII г. Самарканд – г. Пенджикент  
автобусом  
5 19/VII г. Пенджикент – оз. Искандер-куль  
автобусом  
6 20/VII оз. Искандер-куль – пос. Канчоч 6 пешком  
7, 8 21-22/VII пос. Канчоч – р. Яшмовая 22 пешком 1, 2
9 23/VII р. Яшмовая – пер. В. Казнок – Алаудинские озера 20 пешком 3, 4, 5, 6, 7, 8
10 24/VII Дневка. Экскурсии. 5 пешком  
11 25/VII Алаудинские оз. – ледник Бадхона 12 пешком  
12 26/VII Ледник Бадхона – пер. Седло Бадхоны – морена. 7 пешком 11, 12, 13, 14, 15
13 27/VII Дневка.  
 
 
14 28/VII Морена – пер. Карагандинский – ледник М. Ганза 7 пешком 16, 17, 18, 19, 20
15 29/VII Ледник М. Ганза – р. Казнок 9 пешком  
16 30/VII Дневка  
 
 
17 31/VII Р. Казнок – пер. Двойной – оз. Большое Алло 23 пешком 23, 24, 25, 26, 27
18 1/VIII Оз. Большое Алло – р. Правый Зиндон – морена 9 пешком  
19 2/VIII Морена – пер. Чимтарга – Мутные озера 12 пешком 28, 29
20 3/VIII Мутные озера – пер. Чимтарга – оз. Большое Алло – (?) пешком  
21 4/VIII оз. Большое Алло – р. Зиндон – р. Сарымат 28 пешком  
22 5/VIII Р. Сарымат – пер. Тавасанг – оз. Маргузор 26 пешком 30, 31, 32, 33
23 6/VIII Маргузорские озера – к. Шинг – г. Самарканд 8 пешком, автобусом  
 
 
 
193  
 

Общая продолжительность активной части маршрута - 18 дней.

§ 2. Состав группы

ФИО Год рожд. Место работы и должность Обязан-
ности в группе
Спор-
тивный разряд (тур., альп.)
 
Опыт наибо-
лее слож-
ных похо-
дов
Адрес
Зайцев Евгений Сергеевич 1925 ЛКБЭ
ведущий инженер
руково-
дитель
КМС II V Пр. Стачек, д. 56, кв. 64.
Шварц Самуил Ноевич 1939 ВТУЗ ЛМЗ
м.н.с.
завхоз II IV Ул. Дыбенко, д. 23, корп. 1, кв. 88.
Ендрижевская Янина Ивановна 1932 ВПТИ
электро-
конструктор
врач I IV Ул. Лахтин-
ская, д. 8, кв. 5.
Мартынова Тамара Максимовна 1935 ПКБ СЗМГС
конструктор
казначей II V Ул. Циолков-
ского, д.1, кв. 2
Рудник Геннадий Абрамович 1947 ЦНИТА
инженер
ответств. за снаря-
жение
I Значок «Альпи-
нист СССР»
V Ул. Благодат-
ная, д. 9, кв. 71.
Куферштейн Ефим 1950 ЛКИ
студент
разные пору-
чения
II  
III Пр. Стачек, д. 88, кв. 238.

Глава 2. Общая часть

§ 1. Введение
Маршрут составлялся таким образом, чтобы наиболее полно ознакомиться с природой одного из живописных районов Средней Азии - Памиро-Алая, а именно, с его северо-западной частью - Фанскими горами, как наиболее удобной с точки зрения подходов, так и позволяющей выбрать перевалы, соответствующие сложности. Маршрут должен был охватывать по возможности наибольшее количество ландшафтов Фанских гор.

Маршрут начинался от озера Искандер-Куль и проходил в два круга. Первый круг начинался от реки Яшмовая и включал в себя перевалы: В. Казнок, Седло Бадхоны, Карагандинский, Мутные и Алаудинские озера. Маршрут второго кольца: перевалы - Двойной, Чимтарга, Тавасанг, озера - Бирюзовое, В. Алло, Б. Алло, Н. Алло, Маргузорские.

Двухкольцевой маршрут позволил существенно облегчить вес рюкзаков, никак не снижая интересности маршрута.

§ 2. Общее описание района

Одной из крупнейших горных систем Советского Союза является Памиро-Алай. Жемчужиной этой системы можно назвать Фанские горы.

Фанские горы - небольшой горный узел в западной части Памиро-Алая. Расположен он между 39 гр. 02 мин. и 39 гр. 18 мин с. ш., 68 гр. 33 мин. и 68 гр. 02 мин в. д. в районе пересечения Гиссарского и Зеравшанского хребтов. Область эта ограничивается с севера притоком Кнут-Дарьи речкой Артучь, стекающей с перевала Лаудан, и притоком Фан-Дарьи рекой Пасруд. С юго-запада и запада границей Фанского массива являются долины реки Вору и реки Арча-Майдан, стекающей с перевала Дукдон. С юга, юго-востока и востока Фанские горы ограничиваются ущельем реки Дукдон, долиной реки Сарытаг, долиной Искандер-Дарьи и узким ущельем Фан-Дарьи.

Гиссарский хребет простирается с запада на восток в виде дуги, обращенной выпуклостью к югу; Зеравшанский хребет на востоке идет почти параллельно Гиссарскому, затем, огибая верховья реки Пасруд, плавно сворачивает на юг. В 13 километрах от Гиссарского хребта Зеравшанский хребет круто сворачивает на запад 15-километровым гребнем. От вершины Гарди следует резкий излом на юг, 7-километровым отрезком хребта заканчивается последний участок Зеравшанского хребта. От Зеравшанского хребта на запад и северо-запад простирается западный Фанский хребет, на восток - восточный Фанский хребет. Эти хребты имеют небольшие отроги северного и южного направлений. В местах пересечения этих хребтов, в своеобразных небольших узлах, располагаются наиболее высокие вершины. В западном узле находятся следующие пятитысячники: Чимтарга - 5494 м, Энергия - 5105 м, Мирали - 5170 м, Скальная стена - 5112 м, Москва - 5183 м. В восточном - Чандара - 5191 м, Бадхона - 5304 м, М. Ганза - 5040 м, Б. Ганза - 5040 м. Высота перевалов от 3000 м до 5000 м.

Основные хребты Фанского массива сложены известняками, залегающими мощными пластами. Ледники и реки, прорезая глубокие ущелья, подрезают наклонные пласты, которые сползают затем вниз, дробятся и заваливают ущелья каменными глыбами на значительном протяжении. Этому способствуют и нередкие здесь подземные толчки. Фанские горы находятся в зоне семибалльных землетрясений.

Геологическое строение Фанских гор обусловило основные формы рельефа. Верховья рек и подножные хребты завалены осыпями. Над осыпями поднимаются высокие стены известняков, почти не имеющих трещин, куда можно было бы вбить крюк для страховки. Выветрившиеся скалы ломки, и лазание по ним требует большой осторожности. Постоянное явление в Фанских горах - камнепады.

Фанский массив является центром незначительного оледенения. Ледники залегают между многочисленными мелкими ответвлениями трех основных хребтов и расположены преимущественно на северных и затененных склонах. Типы ледников различны: долинные, пополняющиеся в основном за счет лавин и сбросов льда вершинных куполов, висячие, покровные, каровые. Очень развиты различные формы ледникового рельефа: столы, ледниковые валы и гребни. Большую опасность представляют сползающие висячие ледники и карнизы, которые время от времени обрушиваются вниз.

Ограничивающие Фанский массив реки образуются из речек и потоков, стекающих с гор; наиболее крупные из них текут между основными хребтами массива. Реки получают питание в первую очередь от таяния ледников и снежников. Меньшее значение имеют подземные ключи и родники. Температура воды 5 - 10 градусов. К концу лета реки мелеют. Для туристских групп переправы в Фанских горах не представляют трудности.

Подлинным украшением сурового горного пейзажа Фанских гор являются озера. Их в этом районе около 30. Происхождение озер различно: одни из них образовались в результате завалов узких горных долин, другие ледникового происхождения. К первым относятся озера Искандер-куль и Б. Алло. Озера ледникового происхождения - Куликалон, Алаудинские, Мутные, Чукурак и другие. Рыбы в озерах и реках нет. Исключение составляют Искандер-куль, где встречается голец, и Куликалон, куда в 1958 году была завезена маринка. Температура озер низкая. Цвет воды озер - яркий и отличается большим количеством оттенков.

Растительность Фанских гор довольно разнообразна. Здесь можно найти лесную, степную, луговую, высокогорную растительность. На высотах 1800 - 2800 метров самым распространенным деревом является арча, ценная древесина которой используется местным населением в качестве топлива. Богато представлен шиповник. Вверху он только распускается, а внизу уже созрели ягоды. Луговая растительность засыхает уже в июле. Остается только полынь, астрагал и эфедра. На сухих лугах развивается горно-степная растительность: альпийская тимофеевка, ковыль, овсяница, мятлик. На сырых лугах можно увидеть черемшу, возле ручьев - незабудки. Для скотоводства важнейшим хозяйственным ресурсом являются альпийские луга. Чем выше склоны, тем ближе снежная граница. Цветы камнеломки и ясколки сменяются мхами и лишайниками, которые доходят до вершин, цепляясь за скалы. Эдельвейс - редкое растение Фанских гор.

Животный мир в Фанских горах представлен довольно широко. В зоне лиственных лесов можно встретить кабана, барсука; в каменистых ущельях, в пещерах и расщелинах скал живет дикобраз. В зоне арчовника водятся горностаи, куницы, зайцы. Выше, в альпийской зоне, часто встречаются дикие козлы - кики. Много волков, реже встречаются лисица и рысь. Из птиц встречаются кеклики; выше, у снегов, водятся улары и большие пернатые хищники - бородач и снежный гриф.

Фанские горы в целом избавлены от многих ядовитых насекомых и пресмыкающихся, которыми так богата Средняя Азия. Лишь изредка встречается фаланги и скорпионы. Фанские горы лишены комаров и мошек, мало муравьев в лесах.

Местное население - таджики. Как правило, по-русски говорят плохо или вообще не говорят. Горный кишлак по своей структуре полностью сохраняет черты прошлого. На лето часть жителей кишлака перебирается в зону альпийских лугов с большим стадом колхозных и личных коз и баранов. Отношение к туристам дружелюбное. В случае необходимости можно купить лепешки, кислое молоко - джиргот, сыр. Большим спросом у местного населения пользуются медикаменты, детей больше всего интересуют значки.

§ 3. Транспортная и продовольственная характеристика района

Дорожная сеть в Фанских горах довольно развита. Вдоль Зеравшана и Фан-Дарьи, огибая горы с востока, идет большая автострада Самарканд - Душанбе. От этого тракта ответвляются дороги, заходящие в Фанские горы через Куль-Али - вверх по реке Вору до сел Сарымат, через Куль-Али вверх по реке Артучь до реки Чукурак и а/л "Артучь", от слияния реки Ягноб и реки Искандер-Дарья до кишлака Сарытаг, от реки Фан-Дарья по реке Пасруд до кишлака Майгузор. Кроме того, в Фанские горы можно попасть через перевал Тавасан из селения Шинг. Главным транспортным средством внутри гор является ишак. Возможен наем ишаков. Магазины есть почти во всех кишлаках. В отдаленных кишлаках (Сарымат, Вору, Зимтут, Якка-Хана, Сарытаг и другие) имеются продовольственные ларьки. Здесь можно купить сахар, конфеты, чай, папиросы, соль.

Почтовое отделение имеется в Зимтуте, Бору, Такфоне. Почтовые ящики имеются в большинстве кишлаков.

§ 4. Возможности пополнения сведений о маршруте

Библиотеки клубов туристов многих городов нашей страны имеют богатый материал по Фанским горам в форме отчетов и описаний перевалов. По Фанским горам проходят несколько плановых туристских маршрутов. Плановые группы чаще всего ходят через перевалы Казнок, Двойной, Дукдон, Пуноват, Алаудин. Систематическую работу по освоению вершин Фанских гор ведут а/л "Артучь", и филиал а/л "Дугоба", находящиеся в долине реки Артучь.

Квалифицированную консультацию можно получить в указанных а/л, а также на турбазах в Самарканде, Душанбе, Варзобе. Консультации и материалы по сложным перевалам Фанских гор можно получить только в клубе туристов городов Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Караганды и некоторых других.

Глава 3. Техническое описание маршрута

§ 1. Озеро Искандер-куль - устье реки Яшмовой

Озеро Искандер-куль (фото 2 ) расположено на высоте 2068 м над уровнем моря. Озеро имеет форму неправильного треугольника с закругленными углами. Площадь 3,5 кв. км, наибольшая глубина 72,0 м. В юго-западный угол озера впадает река Сарытаг, в юго-восточный - река Хазор-Меч, стекающая со склонов Гиссарского хребта; в северный угол впадает речка Серима, берущая начало из ледника под вершиной Б. Ганза; на западном берегу, близ устья реки Сарытаг, из-под известняковой скалы вытекает ручей Пещерный, впадающий невдалеке в озеро. Единственным стоком из озера является река Искандер-Дарья, образующая каскад водопадов. Наибольший из них спадает с высоты 24 м. У устья рек, по углам озера, растут рощи из тополей, березы, арчи и кустов ивы, барбариса. Ближайшие склоны гор покрыты редкой арчой, хорошо заметной на розово-желтом фоне пологих осыпей и скал. По скальным стенам берегов видны древние береговые линии. В озере водится мелкая рыбешка - гольцы.

Средняя температура воздуха в июле - 18,5 градусов, вода у берегов немного согревается солнцем и можно купаться. От метеостанции не озере Искандер-куль до реки Яшмовой около 30 км. Поэтому при наличии больших грузов желательно в Сарытаге нанять ишаков. До Сарытага или Канчоча (фото 1 ) можно добраться на машинах, которые ходят в поселок геологоразведочной партии в Канчоче.

Из кишлака Сарытаг, расположенного на левом берегу одноименной реки по тропе, идущей в зарослях барбариса, березы, можно пройти в зеленую долину голубого Арга. Мосты через реку Сарытаг расположены:
- выше, по реке, кишлака Сарытаг, приводит на левый берег Арга;
- ниже, по реке, кишлака Сарытаг, приводит на правый берег Арга.

Вдоль прозрачных голубых вод Арга густые заросли арчи, березы, барбариса, сочные луга. Вдали в глубине ущелья видна скальная вершина Энергия, острый пик высшей точки Фанских гор - Чимтарга. Идя по тропе и переходя по мостикам с одного берега на другой, вскоре можно увидеть первое крупное ущелье - ущелье реки Южная Чапдара. Далее тропа постоянно удаляется от реки и поднимается на левобережные склоны, уклоняясь в ущелье реки Биоб, слева глубоко внизу остается клокочущий в узкой щели Арг. В верховьях реки Биоб видны красные скалы пика Красных Зорь. По камням и мостику, пройдя Биоб, поднимаемся на верхнюю площадку завала. Это место называется "Теппа", что в переводе означает "Верх". Внизу на правом берегу, выше впадения в нее р. Ахбасой, имеются площадки, на которых обычно располагаются а/л. До "Теппа" от озера Искандер-куль около 8 часов движения.

Пройдена живописная часть долины реки Арга. Впереди тропа едва набирает высоту по почти безлесному левобережному склону. Река остается довольно далеко внизу. Через полчаса тропа приводит к площадкам под арчой у реки Сувтор. В глубине ущелья виден снежно-ледовый купол Б. Ганзы. Через Сувтор можно пройти по камням, а затем, набрав около 30 метров высоты и траверсируя каменный склон сужающейся долины, дойти почти до крутого поворота реки Казнок на запад. Затем тропа постепенно спускается к реке, и вскоре приводит на ярко-зеленую лужайку с огромным камнем. Через 10-15 минут хода устье реки Яшмовая (фото 22 ). По склонам здесь растет арча, много камней, среди которых удобно спрятать продукты. Время движения от озера до устья реки Яшмовая около 9 часов. Ишаков нам достать не удалось, пришлось сделать два "рейса" с грузами.

§ 2. Перевал Восточный Казнок 1 Б к. с. (4040 м)

Перевал Восточный Казнок расположен в Восточно-Фанском хребте и соединяет ущелья бассейна реки Арг с цирком Мутных озер. В связи с таким расположением часто проходится туристами. Через перевал Казнок проходят плановые туристские маршруты № 406, № 533 из Самарканда и Душанбе. Перевал расположен между вершинами Физкультура и Спорт (4120 м) и Змея (4150 м). Данное описание составлено для варианта прохождения перевала из ущелья реки Казнок. Двигаясь вверх по левому берегу реки Казнок от устья реки Яшмовой (фото 3 ), необходимо дойти до второго снежного кулуара (первое ущелье после поворота долины), из которого вытекает ручей. Здесь же на камне нарисована стрелка с надписью "Казнок" для плановых туристов (фото 4 ).

В нижней части кулуар усыпан камнями. В этом месте после снежных зим, в начале лета, река бывает перекрыта снежным мостом. Время движения от реки Яшмовой до этого места около 1 часа. Извилистый сплошь снежный кулуар имеет крутизну 30-35 градусов, к концу лета может быть частично осыпным и скальным. Примерно через 1,5-2 часа движения кулуар разветвляется (фото 5 ), левая ветвь кулуара ведет к перевалу. Путь подъема следует выбирать в зависимости от состояния снега и других условий или по осыпям и разрушенным скалам, или по снежникам.

Последний взлет к перевальной седловине - крутая осыпь, по которой пробита тропа. Общее время движения от реки Яшмовой до седла около 5 часов.

С гребня открывается вид на вершины Энергия (5110 м), Чимтарга (5489 м), перевалы Чимтарга (4600 м), седло Мирали (5060 м) (фото 7 ).

Спуск с перевала В. Казнок следует производить на северо-восток по крутому вначале, затем выполаживающемуся снежному склону. Снежник внизу подрезан бергшрундом, обычно закрытым снегом. Спуск простой, все время по снежнику. Двигаясь вниз, следует свернуть влево по ходу, обойти скалы отрога вершины Змеи и пройти еще один крутой снежный спуск, под которым расположено маленькое озеро на морене. Время движения от перевала около 1 часа 20 минут. Дальнейший спуск к Мутным озерам не представляет трудности. При необходимости спуска к Алаудинским озерам, от Мутных озер легко можно найти заметную тропу.

Перевал В. Казнок был пройден группой по описанному варианту. При подготовке к походу группа ознакомилась с описанием перевала по книге Н. В. Пагануцци "Фанские горы и Ягноб". С перевала В. Казнок была снята записка следующего содержания: "Группа туристов в составе 11 человек из г. Рига прошла перевал 22.VII.72 г. в 9 часов 30 минут. Выход с бивуака у Мутных озер, небольшая облачность, группа следует к перевалу Кишиневский, список группы, руководитель Бакша Р."

Во время прохождения перевала погода стояла солнечная, небольшая облачность. На ночлег группа остановилась у первого Алаудинского озера в 18 часов 30 минут. Запланированный ночлег у озера Пиала был перенесен, т.к. в озере не оказалось воды.

§ 3. Перевал Седло Бадхоны 2 Б к.с. (4550 м)

Перевал Седло Бадхоны расположен в Северном отроге Восточного Фанского хребта между вершинами Бадхона (5370 м) и Адиджи (4800 м) и соединяет ледник Бадхона и ледник Сурхоб. Бадхона в переводе с таджикского языка "дом ветров".

Перевал впервые пройден в 1967 году.

Основные трудности при прохождении перевала состоят в преодолении 200-метровой скальной стены со стороны ледника Бадхона (фото 11 ).

Данное описание составлено для варианта прохождения перевала с запада, от Алаудинских озер.

При движении от озера Пиала, необходимо подняться на второй завал, от которого в ущелье Бадхона ведет хорошо видная тропа. Вход в ущелье преграждает высокий моренный вал (фото 9 ). Высота на вершине вала примерно 3350 м. Время движения от последнего Алаудинского озера 2,5-3 часа с грузом.

Далее необходимо идти по левой (орографически) стороне ледника, ближе к стенам вершины Замок. При дальнейшем движении вверх первым просматриваются перевалы Чандара, справа по ходу от которых видна красная вершины Бадхона (фото 10 ). Чтобы подняться от моренного вала до поворота ледника, от перевала седло Чапдары, требуется около 2-2,5 часов. Высота здесь 3950 м. С этого места еще не видно седло Бадхоны. Чтобы увидеть перевальную седловину, потребуется более полутора часов движения вверх по снежнику. Справа от стены Бадхоны, на морене, имеются удобные площадки для ночевок и вода. Время движения от ночевок под скальную стену перевала Седло Бадхоны около 2 часов.

Скальная стена перевала Седло Бадхоны имеет перепад высот около 200 метров. Подъем на перевал возможен двумя путями:

1) слева вверх по скалам с выходом на левую сторону перевальной седловины;
2) по широкой наклонной полке, пересекающей стену слева направо и выходящей к нижней точке перевальной седловины.

Первый вариант маршрута пройден группой карагандинских туристов.

Второй вариант подъема на перевал пройден группой ленинградских туристов в 1969 году под руководством Драгунова.

Ленинградский вариант маршрута более простой и короткий, и им следует пользоваться при подъеме на перевал.

В связи с тем, что начала полки не видно (закрыта скальным ребром), чтобы подняться на нее, следует пройти по снежнику, под левую по ходу часть стены, и уйти вдоль 20-30-метрового уступа влево. Здесь после снегопадов возможен натечный лед. Прохождение этого участка вести с попеременной страховкой. У начала полки имеется большая пещера. Направо от пещеры к полке ведет небольшой ледовый взлет высотой примерно 6 м, в большинстве покрытый снегом. Первые 40 м движения по полке не представляют трудности. Однако с того места, где сверху идет крутопадающий кулуар, внизу переходящий в щель, начинается самый сложный участок восхождения на перевал. Отсюда до выхода на снежник потребуется около 90 м перил. Сначала идут ломкие разрушенные скалы, плохо держащие крюки. Крючья приходится бить часто, так как при срыве возможен маятник. В конце пути полка сужается, зацепок становится меньше, скалы предельно разрушены. Движение первого с рюкзаком затруднительно - рюкзак отталкивает от стены или опрокидывает с полки вниз. Последние 8 м приходится проходить без крючьевой страховки. После преодоления скального участка необходимо преодолеть еще 40-метровый снежно-ледовый склон, где могут понадобиться ледовые крючья. Высота в начале склона - 4400 м. Движение в связках одновременное. Время подъема на перевал от стоянки на морене до перевала Седло Бадхоны 7-8 часов. Перевал представляет собой широкую седловину (фото 13 ). Вид с перевала на запад относительно беден: все закрыто стеной вершины Замок, которая сама представляет красивое зрелище. На востоке виден перевал Зард и через него - снежно-ледовое ребро Большой Ганзы (фото 15 ). Видна вершина Собор и за ней ряд вершин в хребте Б. Ганзы - Линкор. Хорошо видна вершина пика Черного. Тур сложен в средней части седловины перевала. Спуск на ледник Сурхоб простой, но длинный (фото 14 ). Сначала идет крутой снежник, который затем выполаживается. Спускаться нужно вначале по центру кулуара с постепенным выходом влево. После небольшого выполаживания на высоте около 4100 м начинается долгий спуск по морене. Нельзя слишком близко приближаться к ребру, идущему от вершины Адиджи, - камнеопасно. Спускаться нужно по левому кулуару. Внизу под языком ледника видна большая галечная площадка с огромным камнем посередине. На ночлег следует останавливаться чуть ниже площадки у группы больших камней - здесь меньше дует ветер, теплее. Высота 3770 м. Время спуска с перевала около 2 часов.

Прохождение перевала группой

Перевал Седло Бадхоны был пройден группой по описанному варианту. При подготовке к походу группа ознакомилась с описанием перевала по отчету (VII - 74) и материалами, присланными карагандинскими туристами. При прохождении перевала описание подтвердилось. С перевала Седло Бадхоны была снята записка следующего содержания: "Группа туристов Ленинградской школы инструкторов в составе 11 человек под руководством мастера спорта, старшего инструктора Остроухова И.Н. совершила восхождение на перевал Седло Бадхоны. Подъем длился 8 часов. Погода удовлетворительная. Желаем счастливого пути. 27.07.72 г."

Во время прохождения перевала погода была без осадков, но пасмурная.

§ 4. Перевал Северно-Карагандинский 3А к.с. (4300 м)

Расположен в Восточно-Фанском хребте между вершинами пик Черный (5010 м) и М. Ганзой (5020 м). Перевал соединяет долины рек Сурхоба и Яшмовой. Впервые пройден в 1965 г. группой туристов из города Караганды. Данное описание составлено для варианта прохождения перевала с востока, со стороны долины р. Сурхоб. Наиболее удобным местом для ночлега под перевалом следует считать левобережную морену ледника Сурхоб, на плоской галечной площадке под перевалом Седло Бадхоны (фото 16 ). При спуске с перевала - правобережную морену ледника М. Ганзы, несколько возвышающуюся над ложем ледника. Для прохождения перевала требуется один день. Выходить со стоянки следует с рассветом по твердому снегу.

В отчетах VIII-74, VIII-76, VIII-83 ЛКТ описаны различные маршруты прохождения через хребет между пиком Черный и пиком Скалистый, но во всех случаях дается одно название - перевал Карагандинский. В то же время описанные маршруты находятся на значительном расстоянии друг от друга и требуют различную технику передвижения и категорию сложности. Описываемый маршрут проходит через скально-снежный перевал и относится к 3А к.с., как и был оценен ранее в отчете VIII-74 ЛКТ.

В начале путь лежит по морене, переходящей в снежник. От ночлега и в начале подъема перевала не видно - закрыт скальным гребнем, спускающимся с пика Черный. После непродолжительного движения, около 1 часа, открывается вид на цирк ледника Сурхоб. Над скальной грядой у пика Черного видна ярко выраженная корытообразная седловина, которая по высоте от снежного плато 400-500 метров, она и является Карагандинским перевалом (фото 17 ). Слева от седловины идет горизонтальный срез скального гребня, понижение и жандармы, переходящие в красные скалы, гребень которых напоминает букву "М".

Время движения от снежного плато около 1,5 часов. Отсюда хорошо просматривается путь на перевал. Подъем на снежный взлет следует вести вначале по середине, крутизна здесь 30-35 градусов. Затем, уклоняясь влево, с целью лучшего обзора выйти на осыпь. Затем по снежнику выход на скальную разрушенную гряду, крутизной 45-55 градусов, по которой возможно движение вверх. Скалы средней трудности. Крючьевая страховка обязательна (фото 18 ). От снежного плато ледника до скал требуется 1,5 часа движения. Поднявшись по скалам на 50 метров, следует траверсировать снежный кулуар и выйти на правую (по ходу) скальную гряду, по которой, забив два крюка, выйти к крутому снежнику, ведущему на перевальную точку. Длина снежника 40 метров, крутизна 50-60 градусов. Снег при выходе к гребню плохо держит, требуется страховка через ледовый крюк, который очень плохо забивать в тонкий слой натечного льда под снегом. Перевал представляет собой щель в остром скальном гребне, повернутую под углом, так, что она хорошо просматривается только с расстояния около 20 метров при движении по снежнику. Площадки почти нет, перевальный гребень острый и круто обрывается в сторону ледника М. Ганзы. Тур находится справа от перевальной щели на высоте около 6 метров над щелью. Движение по скалам и снегу с выходом на седло перевала занимает около 3 часов с рюкзаками. С гребня перевала открывается вид на Западный Фанский хребет, на вершины Энергия, Чимтарга. На юге видна вершина М. Ганза, окаймленная фирновыми полями и ледопадами, а глубоко внизу виден ледник М. Ганзы. Справа видны склоны пика Черный. Спуск не виден. Ближайшие крутые сильно разрушенные скалы и кулуар с натечным льдом виден только на 10 метров. Спуск следует вести способом "сидя на веревке", вправо по ходу от щели, на широкую полку (около 6 метров), пропустив веревку через веревочную петлю, закрепленную за скальный выступ. До полки хватает сложенной вдвое веревки длиной 50 м. На полке следует навесить горизонтальные перила и уйти вправо от конца полки. Отсюда следует заложить еще один спуск 40 м способом "сидя на веревке" до снежника. Веревка пропускается через петлю, закрепленную на крюке, крутизна скал 50-60 градусов, местами скалы покрыты натечным льдом и снегом. От скал следует уйти вправо (50-60 м), до скального островка по крутому снежнику (50 градусов) в сторону пика Черного. На всех участках спуска нужно быть очень внимательным, двигаться по одному, чтобы не сбросить камни. Скалы везде разрушены, крючья держат плохо, надежные выступы найти трудно. Когда вся группа соберется на скальном островке, можно продолжить спуск. Спуск вести, держась ближе к пику Черному (фото 19 ). Крутизна снежника от 45 градусов и быстро уменьшается до 30 градусов. На спуске опасны выходы скальных гряд с обрывами. Под снегом внизу проходят несколько скрытых поперечных трещин. Время спуска до ледника М. Ганзы 3-3,5 часа. При выборе дальнейшего пути следует руководствоваться следующим: не выходить влево под ледяные сбросы склонов М. Ганзы (осколки льда и фирна долетают почти до противоположного склона), на закрытом леднике есть поперечные трещины, не приближаться к скалам правого берега ледника - с гребня летят камни (фото 20 ). Спуск в долину реки Яшмовая проходит по леднику М. Ганзы, который полого течет на запад в троговой долине, окаймленной стенами М. Ганзы и вершиной Пайхамбер (4958 м) (фото 21 ). Ледник образует несколько складок, на перегибах много открытых трещин, поэтому безопасней идти по старым лавинным конусам и по внешним радиусам поворотов ледника.

До поворота ледника следует идти напрямик. На повороте ледника крутизна увеличивается, а ложе его сужается. Лучше идти по середине, оставляя справа камни береговой морены. Выйдя на выпуклый язык ледника, надо пересечь его в направлении почти под левобережные скалы, крутизна ледника 40 градусов, лед покрыт мелкими камнями, следует идти на кошках с большой осторожностью. Дальнейший спуск вдоль реки Яшмовой следует вести по левобережной морене (фото 22 ). Тропа просматривается слева и по ходу, начиная с мелкой осыпи, которая переходит в травянистый склон. Время движения от ледника под Карагандинским перевалом до устья реки Яшмовой около 3 часов.

Прохождение перевала группой

Перевал Карагандинский был пройден группой по описанному варианту. При прохождении перевала описание полностью подтвердилось. С перевала Карагандинский была снята записка следующего содержания: "Группа туристов Куйбышевского авиационного института в составе 6 человек под руководством Резникова Б. прошла перевал Караганда со стороны долины реки Сурхоб. Спускаемся на ледник М. Ганза. Погода нормальная. Сняли записку туристов Ленинграда, прошедших перевал 23.07.70 г. Время 17 часов 00 минут. 8 сентября 1971 г.".

Во время прохождения перевала погода стояла отличная, солнечная.

§ 5. Перевал Двойной 1Б к. с. (4200 м)

Перевал Двойной в Зеравшанском хребте расположен между вершинами Зеркальная Стена (5112 м) и пиком Москва (5180 м) и соединяет ущелье реки Левый Зиндон с верховьями рек Казнок и Ахбасой. Название перевала указывает на возможность пройти из ущелья Левый Зиндон либо в верх ущелья Ахбасой (Ахбасой в переводе означает "Ущелье на перевал"), либо в ущелье реки Казнок. Зеравшанский хребет, в гребне которого находится перевал Двойной, имеет в этом месте меридиональное направление и сразу после перевала резко поворачивает на запад к пику Москва. Перевал Двойной является наиболее простым перевалом, соединяющим долины реки Левый Зиндон с долиной реки Казнок - Арг. Кроме этого перевала, есть еще, по крайней мере, три перевала: Зиндон (4260 м) 2Б к. с., Юбилейный (4260 м) 2Б к. с., Самарский (4300 м) 2Б к. с.

Выходить на перевал следует рано утром по твердому снегу. От устья реки Яшмовой нужно идти по левому берегу реки Казнок по хорошо протоптанной тропе. В месте разветвления реки Казнок следует переправиться на правый берег и двигаться далее по левому берегу притока. Тропа приводит к большой травянистой поляне, кончающейся снежником. Здесь требуется подняться на крутой снежный взлет (влево по ходу), после подъема на который (примерно 30 минут) следует двигаться по тропе, идущей по гребню, являющемуся отрогом малой скальной стены, на запад.

Здесь в середине лета как система нет снега, видны следы обеденных стоянок плановых туристов. В месте поворота гребня на северо-запад следует перейти на снежный склон параллельной гряды, пройдя по которому (примерно 20 минут), открывается панорама цирка, с хорошим обзором пути на перевал Двойной (фото 23 ). Эту же панораму можно наблюдать, поднявшись немного по гребню, время движения от р. Яшмовой примерно 4 часа. Дно цирка покрыто нагромождением морен, невысоких гребешков, крупных камней. Одна из ложбин, наполненных водой, образует озеро Бирюзовое, которое в отдельные годы не видно - покрыто снегом.

На перевальное седло ведет пологий снежник с постепенным увеличением крутизны, последние 120-140 м довольно крутой (примерно 35 градусов). Перевальный гребень широкий, без снега (фото 24 ). Время движения от перевала до реки Яшмовой примерно 7 часов.

С перевала открывается широкая панорама. Слева, в восточный цирк, обрываются скалы Малой скальной стены. Ясно видны: вершина Замок (5070 м), пик Черный и понижение в гребне, ведущее к перевалу Карагандинскому, далее идут похожие друг на друга вершины Малой (5020 м) и Большой Ганзы (5330 м), перевал Сурх (4300 м), красные стены пика Красных Зорь (4930 м), перевал Биоб (4150 м), вершина Белый Барс (4505 м), гребень отрога Зеравшанского хребта: Арг - Пушноват (фото 25 ). На заднем плане в дымке синеют вершины Гиссарского хребта. Внизу видны снежные холмы и ложбины восточного цирка. На юго-западе к леднику Двойной, заполняющему весь западный цирк, круто обрываются скалы и висячие ледники Западного ребра пика Москвы (5193 м). Правее п. Москвы виден пик Ашмут (4851 м), круто обрывающийся северным гребнем к седловине одноименного перевала. Еще севернее виден острый пик Демократической Молодежи (4713 м).

Спуск с перевала крутой, снежный, вначале около 45 градусов, протяженность примерно 200 метров. Спускаться следует в связках. Место спуска выбирается конкретно в зависимости от условий. Не следует приближаться к склонам пика Москвы - возможны лавины. В нижней части снежника проходит неярко выраженный бергшрунд. Дальнейший спуск следует производить по левой стороне ледника. По пути, слева, открывается вид на перевал Ашмут (фото 27 ). С ледника открывается вид на озера Верхнее и Большое Алло. После спуска с ледника путь лежит все время по морене, по тропе, которая петляет между больших камней вверху и едва видна. При дальнейшем спуске тропа хорошо проторена и все время идет по правой стороне ущелья. Справа открывается красивый вид на шнуры падающих потоков воды со стены. Наиболее удобное место для стоянки на северном берегу озера Б. Алло, много площадок, растет арча. Время движения от седловины перевала до стоянки примерно 3 часа. Бивак можно организовать в любой части маршрута. Однако топлива на всем протяжении маршрута нет.

Прохождение перевала группой.

Перевал Двойной был пройден группой по описанному варианту. Записки в туре не обнаружено. Погода хорошая, солнечная в течение всего дня. На стоянке у озера Б. Алло встретили две группы плановых туристов и группу казанских туристов.

§ 6. Перевал Чимтарга 2А к. с. (4600 м)

Перевал Чимтарга расположен в самой высокой части Зеравшанского хребта между высочайшей вершиной Фанских гор Чимтаргой (5489 м) и вершиной Энергия (5110 м) и составляет цирк Мутных озер с долиной реки Правый Зиндон. Перевал является снежно-осыпным и только в особо неблагоприятные годы на нем появляется лед. Данное описание составлено для варианта прохождения перевала с запада от озера Б. Алло. Прохождение перевала удобно производить в два дня:
1 день - подход на морену перевала;
2 день - восхождение на перевал и спуск к Мутным озерам.

От оз. Б. Алло необходимо подняться на три завала для выхода на площадки, удобные для ночлега. Первый завал самый длинный, начинается от озера. Тропа плохо просматривается и часто теряется между большими камнями. Между первым и вторым завалами в начале лета находится маленькое озерцо, которое чаще высыхает, оставляя небольшую песчаную площадку. Справа от площадки тропа ведет вверх, на второй завал. Оба завала из черно-серых камней. За вторым завалом идет серая ровная галечная площадка, здесь река Правый Зиндон разветвляется на рукава. Третий завал сложен из желтых пород камня. Тропа, ведущая на завал, идет по правому орографическому берегу реки. Наверху зеленая горизонтальная площадка. Тропа дальше идет все время по правому орографическому берегу. После прохождения ущелья, ведущего к перевалу Седло Мирали, слева по ходу, на ровной площадке у большого камня, удобная площадка для нескольких палаток, где можно встать на ночлег. Время движения от озера Б. Алло примерно 3 часа. При желании можно пройти еще полчаса и остановиться на верху морены, которая менее удобна.

Выходить утром на перевал следует как можно раньше, т.к. при освещении солнцем седловины начинаются камнепады, а также более удобен подъем по твердому снегу на кошках.

Подъем на перевале следует вести от ночлега по левой (по ходу) морене, которая приводит к языку ледника. Здесь открывается вид на первый участок подъема. Продолжать надо подъем по левой морене над ледником. Ни в коем случае нельзя идти по снежнику ледника - сверху идут камни с нависающих скал склонов Чимтарги. После прохождения скального плеча над ледником и выхода на снег следует пересечь кулуар снежника и выйти на правый берег (по ходу), по которому подняться вверх - здесь меньше опасность камнепада. Вскоре за крутым снежным взлетом видна седловина перевала. Перевальная седловина широкая и ровная. В центре - тур.

С перевала открывается панорама на восточную группу пятитысячников Восточного Фанского хребта. Видны Малая и Большая Ганза, пик Черный, Бадхона, Чандара, Замок.

На запад кругозор ограничен - мешает Западный Фанский хребет и остроги вершины Энергия. Видны вершины Зиндон и Казнок, перевалы Западный и Восточный Казнок и примыкающие к ним вершины.

Время движения от места ночлега до перевальной точки 4,5-5 часов. Спуск с перевала следует вести по левой стороне снежника, крутизной около 35 градусов, местами до 45 градусов (фото 28 ). После прохождения пологого участка следует спускаться по левому крутому кулуару и внимательно следить за камнями. Кулуар осыпной. Пройдя закрытый снегом ледник, на левобережной морене просматривается тропа. Спуск с морены по мелкой осыпи, крутизной 20-25 градусов. Тропа обходит озеро слева по ходу. Удобные готовые площадки для стоянки расположены на северном берегу озера. Время спуска от седла перевала до этого места около 3 часов.

Отсюда на западе видна громада Чимтарги, вершина Энергия и ее отроги. Восточный Фанский хребет замыкает с юга цирк Мутных озер. С бивуака хорошо видна перевальная седловина Чимтарги.

Прохождение перевала группой

Перевал Чимтарга был пройден по описанному варианту. При начале подъема по снежнику (после морены) группа наблюдала в 10 утра камнепад. Камни шли от скал (слева по ходу) порядка 10 шт. При дальнейшем подъеме камни больше не проходили.

Погода хорошая, без осадков.

На перевале была снята записка следующего содержания: "Группа ленинградских туристов в составе 6 человек (идет перечисление), руководитель Гузюкин П. Г., поднялась на перевал Чимтаргу в 18 час 10 мин, выйдя в 9 час 45 мин от Мутных озер. Погода хорошая, солнце, легкий западный ветер. Начинаем спуск к озеру Б. Алло. Сняли записку туристов МФТИ от 28/VII-72 г.
31/VII-72 г."

§ 7. Перевал Тавасанг 1-а к.с. (3450 м)

Расположен в Сарыматском отроге Гиссарского хребта. Перевал соединяет долины рек Сарымата и Шинга. Данное описание составлено для варианта прохождения перевала из долины реки Сарымат, с востока. Наиболее удобной стоянкой для ночлега можно небольшую зеленую долину сразу за Четвертым мостом через р. Сарымат.

[ЗДЕСЬ ОДНА СТРАНИЦА ОТЧЁТА УТРАЧЕНА]

Тропа идет вниз по травянистому склону с пятнами снега. После прохождения широкой долины ущелье сужается, тропа идет по осыпи, затем выходит в долину, появляются первые заросли арчи, за которой на пологих участках деревья березы, кустарниковые заросли облепихи, шиповника, барбариса. Вскоре появляется вдали кишлак Киоглы, прилепившийся к крутому склону долины Ангаримон. После непродолжительного движения по долине и небольшого, но крутого подъема тропа выводит в кишлак Пани. Здесь можно остановиться на ночлег, в месте стоянки плановых туристов, или дойти до озера Маргузор. Время движения от перевала до этого места составляет около 3 часов.

На всем протяжении описанного маршрута, по тропе, возможен проезд на ишаках или лошадях, на что указывают и следы.

Автомобильная дорога начинается за пятым озером Хурдак, у кишлака Падрут, откуда можно попасть в селение Шинг и далее на рейсовом автобусе в Пенджикент. Время проезда от Шинга до Пенджикента 1,5 часа.

Прохождение перевала группой

Перевал Тавасанг был пройден группой по описанному варианту.

Записка в туре не обнаружена, и, по всей видимости, никто не оставляет. Погода целый день солнечная. Группа последнюю ночевку организовала в небольшой роще вблизи Маргузорского озера.

Глава 4. Выводы, рекомендации

1. Маршрут был построен по линейно-кольцевой схеме. Кольцевая часть маршрута, которая проходила через перевалы Седло Бадхоны, Карагандинский, Чимтарга, позволила снизить вес рюкзаков за счет организации базовых лагерей на реке Яшмовая и озере Б. Алло.

2. Заброска продуктов послужила хорошей акклиматизацией и уменьшила нагрузку в первые дни маршрута.

3. Учитывая, что через хребет, расположенный между пиком Черный и пиком Скалистый, существует два ярко выраженных перевала, по которым прошло большое количество групп, а также чтобы устранить существующую путаницу в при составлении маршрутов, обеспечить безопасность в будущем групп, предлагаем назвать перевал, расположенный у подножия пика Черный - "Северо-Карагандинский", у пика Скалистого - "Южно-Карагандинский".

4. Группа подтверждает выводы, данные в отчете VIII-74 Драгунова Б. Н. о классификации Северно-Карагандинского перевала 3А к. с.

5. Наилучшая панорама Фанских гор наблюдалась с перевала Двойной.

6. Наиболее красивыми озерами группа считает Алаудинские озера и озеро Нежигон - в системе Маргузорских озер.

7. В результате похода группа повысила свое спортивное мастерство и осмотрела один из красивых горных районов нашей родины.

8. Недостатком похода следует считать, что группа не прошла перевал Седло Мирали 3А к.с. и вынуждена была возвращаться через перевал Чимтаргу из-за плохого состояния здоровья одного из участников группы (ухудшение зрения правого глаза).

Приложение. Список использованной литературы

1. Н. В. Пагануцци. "Фанские горы и Ягноб". Изд. ФиС, М., 1968.
2. Ю. Гранильщиков, С. Вейцман, В. Шимановский. "Горный туризм". Изд. ФиС, М., 1966.
3. Спутник альпиниста. Изд. ФиС, М., 1957.
4. Отчеты Ленинградского клуба туристов.

Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах  Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах Отчет o горном походе V к.с. в Фанских горах
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст