Виды туризма

19 января 2013
Михеев В. А.
( г. Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Таджикистан
Год путешествия: 1978
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: III
0 582 0
Руководитель: Михеев В. А. (Санкт-Петербург)

Отчет из библиотеки ПКТ, №IV/113

Сканирование и обработка отчета - Григорий Кронин (Санкт-Петербург)

Маршрутная книжка № 9/87

Содержание:
  1. Справочные сведения о маршруте ;
  2. Организация путешествия ;
  3. Список группы ;
  4. График движения ;
  5. Перевал "Боец" (1Б, 4300, снег, осыпь) ;
  6. Перевал Щуровского (2А, 4400) ;
  7. Перевал Куганды (н/к, 3400) ;
  8. Перевал "Оловянный" (1Б, 3950, осыпь) ;
  9. Перевал Джаупая (1Б, 4200, снег, лёд, скалы) ;
  10. Перевал "Раздарг" (2А, 4350, снег, лёд) ;
  11. Итоги, выводы, рекомендации ;
  12. Расчёт веса рюкзаков участников похода ;
  13. Общественное снаряжение ;
  14. Личное снаряжение ;
  15. Продукты питания ;
  16. Смета расходов

Отчет рассмотрен МКК ПКТ.
Путешествие зачтено всем участникам.
III категория сложности.
Отчёт сдан в библиотеку ПКТ 23 марта 1988 года.
Номер отчёта в библиотеке ПКТ IV/113.

Справочные сведения о маршруте

Маршрут группы:
Ленинград – Ленинабад – Риштан – кишл. Сох – кишл. Кан – долина р. Калай-Махмуд – пер. Боец (1Б, 4300) – долина р. Кшемыш – ледн. Кшемыш – пер. Щуровского (2А, 4400) – ледн. Щуровского – долина р. Джиптык – пер. Куганды (н/к, 3400) – долина р. Каратура – долина р. Тамынген – ледн. Тамынген – пер. Оловянный (1Б, 3900) – ледн. Джаупая – пер. Джаупая (1Б, 4200) – ледн. Преображенского – пер. Раздарг (2А, 4350) – ледн. Раздарг – долина р. Заревшан – кишл. Вадиф – кишл. Худдиф – кишл. Сабаг – кишл. Айни – Самарканд – Ташкент – Ленинград.

Способы передвижения:
Ленинград – Ленинабад, Ташкент – Ленинград: самолёт;
Самарканд – Ташкент: поезд;
Ленинабад – Риштан – кишл. Сох – кишл. Кан; кишл. Худдиф – Самарканд: автобус и автомашина.
Остальное пешком.

Продолжительность путешествия 19 дней (с 11.07 по 29.07 1987 года).

Протяжённость активной части 181 км.

Маршрутная книжка № 9/87 выдана МКК ПКТ 10.06.1987.
Шифр МКК 137-16-0230000.

Организация путешествия

Маршрут похода строился исходя из следующих предпосылок.

1. Из-за несовпадения сроков отпусков участников похода со сроками проведения семинара ПКТ поход начинался на неделю раньше основного семинара.

2. Пять членов группы окончили теоретический курс СТП, и для всех учащихся школы, для единообразия условий, маршрут был спланирован в том же районе, где и основной семинар.

Целью маршрута ставилось ознакомление с редко посещаемыми долинами ледников Тамынген, Джаупая, Преображенского и Раздарг. Поэтому маршрутом мы планировали связать в одно кольцо базовую долину реки Калай-Махмуд и долины рек Джиптык, Тамынген, Заревшан и Сох.

Нитка похода получилась протяжённой. Предварительное изучение показало высокую сложность района. Для соединения кольца был найден только один вариант – пер. Джаупая (1Б, 4200) и пер. Матча (2А, 4000).

Список группы

Дата
уч-ка
дневн. перех.
Участок пути Про-тяж., км Ход.
вре-
мя,
ча-
сы
Характер пути, естественные препятствия, опасные участки Метео-
усл.
При-
меч.
10.07 Ленинград – Ленинабад Само-
лёт
11.07 Ленинабад – Фергана – Риштан – Сох – Кан Авто-
бус,
авто-
мобиль
12.07 1, 2, 3, 4 К.Кан – к.Пололоуз – д.р. Армизан 15 5 Проезжая дорога Солнце
5, 6 д.р. Армизан – д.р. Калай-Махмуд 6 2 Тропа по правому берегу р. Калай-Махмуд Облачно, мелкий дождь
13.07
14.07
15.07
 
Акклиматизация и радиальные выходы на заброски в долины рек Ак-Терек и Кшемыш Дождь, солнце
16.07 1, 2 Д.р. Калай-Махмуд – ручей с ледн. Студёный 3 1 Тропа, трава, осыпь Солнце
3, 4, 5 Подъём вдоль ручья и выход на ледн. Студёный 3,5 2,7 Слабовыраженная тропа, осыпь Солнце
6, 7, 8 По леднику до перевального взлёта 4 2,3 Пологий закрытый ледник Пасмурно
9, 10 Взлёт на пер. Боец 0,6 2 Снежный склон 30-35 гр. снегопад Види-
мость
огра-
ничена
50м
17.07 1 Спуск до первой площадки 2,5 1 Фирн, снег (30 гр.); кошки Ясно, солнце
2 Спуск до р. Кшемыш 2 1 Осыпь 20-25гр., трава 15-20 гр. Солнце
3, 4, 5, 6, 7, 8 Спуск вниз по левому берегу р. Кшемыш за заброской и обратно 18 4 Хорошая тропа Облачно
18.07 1 Выход на покровную морену ледн. Кшемыш 2 0,7 Мелкая и средняя осыпь Облачно
2, 3, 4 До верхнего плато ледн. Кшемыш 7 2,8 Закрытый ледник, 5-10 гр. Облачно
5, 6 До взлета на пер. Щуровского 4 1,5 Закрытый ледник, 15-20 гр.; связки Сплошная облачность
7 Подъём на пер. Щуровского 1 2 Снежный склон 30-35 гр., в верхней части 40-45 гр.; перила 15м , связки, кошки Сплошная облачность
8, 9 Спуск по ледн. Щуровского 5 1,5 Закрытый ледник 20гр.; связки Редкая облачность
10 Морена ледн. Щуровского – озеро 4 1,5 Средняя и мелкая осыпь Редкая облачность
19.07 1 Озера у ледн. Щуровского – долина р. Джиптык 3 1,3 Средняя и мелкая осыпь, песок Солнце
2, 3 Вдоль р. Джиптык до ГМС 8 2 Хорошая тропа Солнце
4, 5 От ГМС до моста через р. Джиптык 10 3 Хорошая тропа Солнце
6 По левому берегу р. Джиптык до стоянок 0,3 0,2 Хорошая тропа Солнце
20.07 1 Подъем на пер. Куганды 1,5 1 Крутая тропа 20-25 гр. Ясно
2 Траверс склона к пер. Куганды 2,5 1 Хорошая тропа Ясно
3 Спуск в долину р. Каратура 2 0,7 Без тропы, мелкая сыпуха до 20 гр. Ясно
4 Переправа через р. Каратура по камню 0,1 0,7 Громадный валун, застрявший в высоких берегах реки Ясно
5 Подъем на хребет 2,5 1,3 Хорошая тропа Облачно
6 Спуск в долину р. Тамынген 4 1 Хорошая тропа Облачно
7 Подъем вдоль правого берега р. Тамынген до моста 5 1,5 Хорошая тропа Дождь
21.07 Днёвка
22.07 1 От моста через р. Тамынген до коша 2 0,5 Хорошая тропа Ясно
2, 3 До языка ледн. Тамынген 4 1,5 Хорошая тропа Ясно
4, 5 По леднику до цирка пер. Оловянный 3 1,3 Крупная и средняя морена, снег Ясно
6 Подход под пер. Оловянный 2,5 1 Закрытый ледник, 5-10 гр. Ясно
7 Подъем на пер. Оловянный 1 1,7 Мелкая разрушенная осыпь на разрушенных скалах, 25-35 гр. Ясно
8 Спуск к моренному озерцу 2,5 1 Мелкая подвижная осыпь, 25 гр. Ясно
23.07 1 Спуск на ледн. Джаупая 1,5 0,5 Моренный валы, мелкая и средняя осыпь Ясно
2, 3 По ледн. Джаупая до перевального цирка 5 2 Закрытый пологий ледник, 5-15 гр. Ясно
4 Вход в цирк, подход под перевальный взлёт 1,2 1 Закрытый ледник, глубокий снег, 15-20 гр.; связки Ясно
5 Подъем до бергшрунда 0,12 0,5 Снежный склон 25-30 гр.; связки Ясно
6 Перила до седловины 0,08 1,3 Снежно-ледовый склон, выходы скал, крутизна до 45 гр. Ясно
7 Спуск под ледн. Преображенского, подход под пер. Раздарг 3 1 Пологий закрытый ледник, глубокий снег Ясно
24.07 1 Подъем на пер. Раздарг 0,25 1 Снежный склон, крутизна до 30 гр., наст; связки, кошки Ясно
2 Спуск по ледопаду на лед. Раздарг 1 1,5 Крутой ледовый сброс до 40 гр., трещины обходятся; связки, кошки Ясно
3 Спуск по лед. Раздарг 4 1,3 Закрытый ледник, глубокий снег; связки Ясно
4 Спуск по лед. Раздарг 4 2 Покровная морена, средняя и мелкая осыпь Ясно
5 Траверс правого берега р. Рама 0,6 1,3 Крутая трава, осыпь Ясно
6 Спуск вдоль правого берега р. Заревшан 3,5 1 Плохая тропа Ясно
25.07 1 Переправа через р. Бегесия 0,1 2 Навесная переправа, первый вплавь Ясно
2, 3 До первого мазара 6 1,5 Хорошая тропа Ясно
4, 5 До второго мазара 8 2 Дорога Облачно
6 До кишлака Дихсор 3,5 1 Дорога Дождь
7 До кишлака Дихауз 5 1,2 Проселочная дорога Пасмурно
8 До кишлака Вадиф 4 1 Проселочная дорога Мелкий дождь
26.07 1, 2, 3, 4 До кишлака Худдив 17 4 Проселочная дорога Ясно, солнечно
5 До кишлака Сабаг 35 1,5 Дорога Ясно Авто-
маши-
на
27.07 До кишлака Айни 115 5 Дорога Ясно Авто-
маши-
на
28.07 Айни – Самарканд Авто-
бус
29.07 Самарканд – Ташкент – Ленинград Поезд,
само-
лёт

Всего дней с активным способом передвижения 14.

Пройдено пешком 198 км , в том числе в зачёт 181 км (не учитывается челнок за заброской 17.07.1987).

Перевал "Боец" (1Б, 4300, снег, осыпь)

Расположен в хребте Карабец севернее пика Боец (5358) и соединяет лед. Студёный (бассейн реки Калай-Махмуд) и верховья реки Кшемыш. Мы начали движение на перевал с поляны на левом берегу реки, у моста через Калай-Махмуд. По левому берегу идут слабо выраженные тропы, их много, и выбрать основную довольно сложно. До ручья, берущего начало с ледников Кырчан и Студёный, тропа идёт по арчовому лесу, а затем по левому берегу ручья поднимается вверх. Причём более ранний набор высоты не оправдан, так как подъём всё же удобнее и спокойнее вдоль ручья, до стыка левобережной морены ледника со склоном хребта. Поднимаемся на невысокий в этом месте моренный вал и выходим на тело ледника, покрытое свежим снегом. Отсюда открывается вид на перевал (фото 1 ). Ледник пологий (5-10 гр.), только при подъёме на срединную морену крутизна достигает 20 гр. Трещин нет. У взлёта на перевал много лавинных выносов. Перевал имеет две седловины, основной считается левая по ходу, ближайшая к пику Боец.

Так как в этом году было очень много снега, и во время подъёма нас застал густой снегопад, то, чтобы не вызвать сход лавины, мы шли прямо в лоб, обойдя жандарм в верхней части взлёта справа по ходу. Здесь участок седловины уже, и карниз был меньше. Крутизна взлёта около 30 гр., протяжённость подъёма 600 м .

Седловина широкая, осыпная, в нашем случае покрытая снегом. Тур справа у скал, там же площадка для палаток (фото 2 ).

Спуск с перевала занял у нас два часа. Первые 400 м по насту, лежащему на осыпи, крутизна 20-25 гр., далее вышли на лавинный конус (крутизна 20 гр.) и по нему дошли до осыпных площадок (фото 3 ).

Уходящий кулуар прямо вниз непроходим, необходимо перевалить через маленький хребет, влево по ходу, и спускаться по осыпному кулуару. Затем выходим на траву и спускаемся к реке Кшемыш. Здесь много стоянок, есть чистая вода.

График движения.

От моста через р. Калай-Махмуд до ручья с ледн. Студёный – 50 минут.
Подъём вдоль ручья до выхода на ледник – 2 часа 40 минут.
По леднику Студёный до перевального взлёта – 2 часа 20 минут.
Перевальный взлёт – 2 часа.
Спуск до осыпных площадок – 1 час.
Спуск по осыпному кулуару до р. Кшемыш – 1 час.

Перевал Щуровского (2А, 4400)

Перевал соединяет верховья ледников Кшемыш и Щуровского и является простейшим путём перехода с ледника на ледник. Ориентирован почти точно с востока на запад. Мы начали движение из-под ледника Кшемыш по правому берегу реки Кшемыш с хороших стоянок прямо под перевалом Боец. По средней и правой каменистой правобережной морене до открытого ледника идём по маркированной тропе. Прямо впереди стеной встаёт пик Кшемыш (фото 4 ). Затем, уже без тропы, выходим на мелкую срединную морену и открытый лёд. Ледник пологий, не более 5 гр. Придерживаясь середины ледника, поднимаемся на ледниковое плато, крутизна до 15 гр. Обширное плато у подножья пика Кшемыш. С него хорошо просматриваются перевалы Кшемыш (2Б, 4300) на юго-востоке и Щуровского (2А, 4400) на западе (фото 5 ). Поднявшись на плато, мы круто повернули направо и уступами начали подниматься к взлёту на перевал. На перегибах крутизна достигает 20 гр. Ледник покрыт снегом, трещин мало. Ледопад под перевалом легко обходится справа по ходу. Перевальный взлёт представляет собой крутой снежник над бараньими лбами (фото 6 ). Поэтому на перевал заходят справа, затем с постоянным набором высоты траверсируют влево, уходя выше бараньих лбов к самой низкой перевальной точке (фото 6 ). Последние 20- 25 метров взлёта идём прямо в лоб в три такта, т. к. крутизна достигает 35-40 гр. Весь перевальный взлёт проходим в связках с одновременной страховкой.

Седловина узкая, скальная. Два тура – один слева на скалах у наиболее низкой точки перевала, другой выше, в месте начала спуска справа от низшей точки перевала.

Спуск осуществляют правее седловины по выпуклому снежнику (фото 7 ). В нашем случае бергшрунд, который описан в отчётах, был полностью завален снегом, и спуск никакой трудности не представлял. Протяжённость крутого снега 80 метров , затем ледник выполаживается. Ледник Щуровского обильно покрыт снегом. Мы ушли к правому берегу ледника и таким образом обошли сложный ледопад в центральной части ледника. Придерживаясь правых склонов, мы быстро спустились на покровную морену, затем с неё сместились к правому борту ледника и вышли к озёрам. На озёрах прекрасные стоянки.

График движения.

От стоянок под перевалом Боец до плато ледн. Кшемыш – 3 часа 30 минут.
После поворота до перевального взлёта – 1 час 30 минут.
Перевальный взлёт – 2 часа.
От седловины перевала до озёр – 3 часа 30 минут.

Описание перевала даётся с востока на запад.

Перевал Щуровского расположен в хребте Как-Бель (северном отроге Туркестанского хребта) и ведёт с ледника Кшемыш (долина р. Кшемыш) на ледник Щуровского (долина р. Джиптык).

В трёхстах метрах ниже языка ледника Кшемыш есть ровные травянистые площадки для ночёвки. Здесь с правого (орогр.) склона стекают чистые ручьи.

Путь на ледник Кшемыш идёт вдоль правобережной морены по тропе, маркированной турами (иногда маркировка теряется). Через 30-40 минут подъёма тропа выводит на ледник в пологой его части. Здесь можно пересечь ледник и перейти на его левый (орогр.) берег. Далее можно идти левым бортом ледника вплоть до поворота его на запад. Внимательно следить за правым (по ходу) склоном – возможно падение камней, особенно в месте поворота ледника.

После поворота ледника на запад открывается вид на перевал. Хорошо просматриваются две ступени ледопада.

Первую ступень ледопада лучше обойти уйдя направо (по ходу) по моренам, где можно организовать ночлег. Здесь есть площадки для четырёх палаток. С места ночлега хорошо просматривается путь на перевал.

Верхняя ступень ледопада засыпана снегом. Выше видны характерные скальные склоны и снежно-ледовая полка, по которой можно подойти под верхний скальный склон.

Вторая ступень ледопада проходится в связках с одновременной страховкой. Снежные мосты проходились с попеременной страховкой. Движение по снежной полке в направлении влево-вверх осуществлялось в связках с одновременной страховкой. Этот путь приводит к верхним скалам, откуда можно выйти на перевал двумя путями: либо прямо вверх по снежному кулуару с преодолением снежного карниза, либо налево-вверх по скальной полке, навесив одну верёвку 40 метров . Группа воспользовалась вторым вариантом подъёма.

С перевала открывается вид на верхний цирк ледника Щуровского – перевалы ОПТЭ, им. Академика Королёва, Долгожданный. На западе виден хребет Минтоке с перевалами Минтоке I и II .

На востоке – массив Вк-Терек с перевалами Кшемыш и Давгулевич.

Спуск с перевала – вниз по пологой части ледника, сначала крутизной 35-40 гр., затем выполаживается до 10-15 гр. Придерживаясь правой (по ходу) стороны, двигаться следует в направлении моренных выходов и затем по более крутому снежному склону (40-45 гр.) между правобережными моренами следует спуститься на пологую часть ледника в месте поворота ледника Щуровского на север.

Дальнейший путь вдоль правого борта ледника выводит на гребень правобережной морены, где есть тропа, маркированная турами.

Путь по правобережной морене достаточно трудоёмкий. Приходится преодолевать всевозможные завалы и сбросы. Часть пути можно пройти по зачехлённой части ледника.

В 500 метрах выше языка ледника в кармане правобережной морены обнаруживаем два озера. Здесь есть удобные площадки для ночёвки, прекрасное место для отдыха.

Ходовое время.
Подъём от места ночлега под ледн. Кшемыш до ночлега выше 10й ступени ледопада – 5 часов.
Выход на перевал – 3 часа.
Спуск с перевала до ночёвок у озера – 4 часа.

Перевал Куганды (н/к, 3400)

Перевал служит для обхода непроходимого каньона реки Джиптык и соединяет долины рек Джиптык и Каратура.

Описание проводится начиная от ледника Щуровского. Вдоль правого берега реки Джиптык идёт хорошая тропа, по которой от ледника до разрушенного здания ГМС три часа хода. По тропе до моста через р. Джиптык, приводящего к перевалу, ещё два с половиной часа хода. Сразу за мостом на левом берегу реки хорошие площадки, есть чистая вода. От стоянок у реки тропа серпантином круто взбирается вверх по отрогу хребта. В течение часа по крутому серпантину поднимаемся на хребет. Затем тропа идёт полого вдоль склона хребта, медленно набирая высоту. Сорок минут по хорошей тропе – и мы на седловине перевала. Седловина представляет собой травянистую площадку.

С перевала хорошо просматривались верховья долины реки Каратуры, на юго-восток виден пик Варшава (5400), а на юго-запад видны пятитысячники редко посещаемого района Такали.

Травянистый широкий хребет медленно спускается к слиянию рек Джиптык и Тамынген. Воды на перевале нет. Тропа спуска в долину реки Каратура пересекает склон в направлении на юго-восток и в конечном итоге выводит к кошам под перевалом “50 лет Советской Армении” (1Б). Через 20 минут спуска тропу мы потеряли, так как нам надо было попасть в долину р. Тамынген, пошли круто вниз без всякой тропы. Спуск занял около часа, моста через Каратуру мы не нашли, но почти точно под перевалом среди обрывистых берегов реки застрял огромный валун. Через этот валун мы и перебрались на левый берег р. Каратуры. Вышли на заброшенные коши. Чтобы пройти в долину реки Тамынген, необходимо пересечь ещё один отрог Туркестанского хребта. Наверх ведёт хорошая тропа, по которой за час мы поднялись на перевальную точку. Этот путь не обозначен ни на картах, ни в описаниях. Каньон реки Каратура вниз непроходим. С перевала до реки Тамынген по прекрасной тропе спустились за час. Ещё час – вдоль реки до моста на левый берег. По всей долине много хороших стоянок. Выход из долины только назад, как пришли, или любым перевалом в долину реки Джаупая. Также есть категорийные перевалы в д. р. Каратура. В верховьях реки Тамынген есть сложные перевалы, ведущие к Заревшанскому леднику.

Перевал "Оловянный" (1Б, 3950, осыпь)

Перевал Оловянный расположен в отроге Туркестанского хребта. Соединяет левый приток ледн. Тамынген и правый приток ледника Джаупая. Представляет собой осыпную перемычку между пиком Оловянный и пиком 5209 м .

Тропа к леднику Тамынген идёт левым берегом одноимённой реки. Тропа хорошо набита, и по бокам сложены турики. От последнего обитаемого летом коша до языка ледника, покрытого покровной мореной, полтора часа ходового времени. Дальше тропа спокойно поднимается на левобережную морену, придерживаясь левого края долины. Камни, покрывающие ледник, имеют характерный оловянный блеск. Именно в этих местах в 1943 году экспедиция, возглавляемая Виталием Абалаковым, нашла залежи олова, и в годы войны оловянную руду вывозили отсюда по долинам рек Джаупая и Каравшин.

Продолжаем движение по левому краю ледника. Хорошая тропа выводит на установленный здесь метеорологический измеритель уровня осадков, издалека очень похожий на большой примус. Основное тело ледника стекает с юго-востока мощным изломанным потоком. Наш перевал расположен в небольшом левом цирке, от “примуса” очень хорошо виден (фото 8 ). Ледник пологий, без трещин.

Перевальный взлёт (фото 9 ) представляет собой крутую (до 30 гр.) мелкую и среднюю осыпь, лежащую на сильно разрушенных скалах. Осыпь очень подвижна. Подниматься тяжело и, при закладывании серпантина, много камней падает на идущих внизу. Поэтому целесообразно начинать подъём до подхода под седловину и, постепенно набирая высоту, выходить на перевал. Седловина осыпная, воды нет, в нашем случае (очень снежный год) были два карниза, разделённых разрушенной скалой. На этой скале сложили тур, прямо в центре седловины. С перевала на запад видны громады пиков Пирамидальный (5510) и Карасу (5309), вид на юг и восток закрыт склонами пика 5209. Спуск с перевала прямо вниз по мелкой осыпи (фото 11 ) до небольшого моренного озерца занял 50 минут. Здесь хорошие площадки для стоянок, чистая вода.

График движения.

От последнего коша до языка ледника – 1 час 30 минут.
До сборника осадков – 1 час 30 минут.
От сборника осадков до взлёта – 1 час.
Подъём на перевал – 1 час 40 минут.
Спуск до озерца – 50 минут.

Перевал Джаупая (1Б, 4200, снег, лёд, скалы)

Расположен в Туркестанском хребте. Соединяет верховья ледников Джаупая и Преображенского, ориентирован с севера на юг. Является простейшим путём через Туркестанский хребет.

Мы вышли на тело ледника Джаупая после спуска с пер. Оловянный (фото 12 ), сразу на спокойное среднее течение ледника. Здесь ледник покрыт мелкой мореной. Ближе к склонам Туркестанского хребта – снег. Ледник пологий, не круче 10 гр., и только при подъёме в цирк перевала проходим небольшую ступень, крутизна которой составляет 15-20 гр. Трещин нет. Перевал расположен в правом (по ходу) углу ледника Джаупая (фото 13 ). До перевального взлёта технической работы не требуется.

Перевальный взлёт – двухсотметровый снежный склон, пересечённый бергшрундом (фото 14 ). До бергшрунда крутизна 25-30 гр., выше склон становится круче, на подходе к седловине есть выходы скал, встречаются участки натёчного льда крутизной до 50 гр. От бергшрунда до седловины перевала провесили 80 метров вертикальных перил (фото 16 ). Сама седловина – широкая осыпная площадка, тур сложен прямо в центре.

Непосредственно от перевальной точки начинается пологое поле ледника Преображенского. Ледник закрыт снегом, трещин нет. Движемся вдоль Туркестанского хребта, оставляя его слева. Верхнее поле ледника широкое и ровное, в сторону ледника Заревшан ледник спускается несколькими ступенями.

График движения.

От стоянок по пер. Оловянный до перевального взлёта пер. Джаупая – 3 часа.
Подъём на перевал – 3 часа.
Спуск на ледник Преображенского – 2 часа.
Подход по пер. Раздарг – 2 часа.

Перевал "Раздарг" (2А, 4350, снег, лёд)

Расположен в южном отроге Туркестанского хребта. Соединяет верховья ледников Преображенского и Раздарг. Со стороны ледника Преображенского перевальный взлёт представляет собой двухсотметровый снежный склон крутизной до 40 гр. (фото 19 ). Седловина снежная, тур сложен на скальном выступе слева по ходу от низшей точки перевала.

Спуск на тело ледника Раздарг по простому снежному склону протяжённостью 200 метров крутизной 20-25 гр. Приводит на верхнее поле ледн. Раздарг. Дальнейший путь по сильно разорванному леднику – в связках. Крутизна сброса до 30 гр. Трещины обходятся довольно легко (фото 21 ). После ледопада ледник выравнивается, но спокойно идти можно недолго – дальше начинаются мощные моренные валы. Ледник сильно изрезан потоками. Морены различны по высоте и строению, поиск путей обхода сложен и неоднозначен (фото 22 ).

При выходе к реке Заревшан необходимо учитывать направление дальнейшего движения, т. к. уже с ледника Рама нужно уходить на тот берег, который предпочтительнее для дальнейшего движения.

График движения.

Подъём на перевал – 1 час 30 минут.
Спуск на верхнее поле ледника Раздарг – 30 минут.
Прохождение ледопада – 2 часа 30 минут.
Спуск до реки Заревшан – 5 часов.

Итоги, выводы, рекомендации

Проведенный маршрут соответствовал требованиям, предъявляемым к путешествиям III категории сложности.

Район Матча хорошо изучен туристами. Предварительный анализ имеющихся материалов позволяет сделать вывод о сложности построения в этом районе маршрутов I ? III категорий сложности. Наша попытка соединить маршрут в кольцо маршрут вокруг большого участка Туркестанского хребта окончилась относительной неудачей. Мы выполнили основную часть маршрута, впервые для ленинградских туристов прошли перевалы Оловянный (1Б), Джаупая (1Б) и Раздарг (2А). Из-за тяжёлых метеоусловий 1987 г . (обильные снегопады, туманы) взамен перевала Маяковского (2А) был пройден пер. Щуровского (2А). Сложность перевала Джаупая оказалась выше ожидаемой и потребовала дополнительного времени на преодоление обширных путей глубокого снега и техническую обработку перевального взлёта. Также простудные заболевания участников похода потребовали вынужденной днёвки в долине р. Тамынген. Накопилось отставание от графика, и маршрут был сокращён без понижения категорийности путешествия. Группа ушла из района по долине реки Заревшан, не пройдя последний перевал Матча- I (2А, 4000).

Учитывая сложность района, большие перепады высот между долиной и перевалом, сильную зачехлённость ледников, считаю наилучшим проводить в данном районе походы IV - VI категорий сложности. Следует отметить, что для достижения верховий ледников Тамынген и Преображенского целесообразно заезжать через кишлак Ворух. Наш вариант заезда через кишлаки Сох и Кан удобен в случае, если группа не предполагает идти западнее долины р. Каратура.

С запада к Матчинскому горному узлу примыкает малоизученный район Такали. Сам район Такали и стык районов предоставляет определённый интерес. Есть вершины, превышающие 5000 м (Пирамидальный – 5510 м , Карасу – 5309 м ), сложная орография, совершенно не изучены хребты, разделяющие ледники Преображенского, Аксу, Бегесия, в то же время выходы из района на юг (кишлак Айни) и на север (кишлак Борух) просты и сравнительно коротки. При построении маршрута можно связать район с Матчинским узлом или Фанами.

Считаю необходимым продолжать изучение туристских возможностей района Такали.

Расчёт веса рюкзаков участников похода

Наименование груза На 1 чел. На группу
Групповое снаряжение 3,91 35,15
Личное снаряжение 9,55 85,95
Продукты питания 13,04 117,30
Топливо 1,78 16,0
Всего 28,28 254,40

Стартовый вес рюкзака.
Для мужчин 30 кг, для женщин 21,2 кг.

Общественное снаряжение

1 Палатки 3 шт.
2 Тенты на палатки 3 шт.
3 Полиэтилен под палатки 3 шт.
4 Примусы 3 шт.
5 Стеклоткань 1 на 1,5 метра
6 Канистры Общий объём 17,5 л
7 Спирт для примусов 0,7 л
8 Кастрюли 5, 6, 7 л
9 Поварёшка 1 шт.
10 Моечный набор 1 шт.
11 Свечи 3-4 шт.
12 Фонари 3 шт.
13 Аптечка 1 комплект
14 Спирт медицинский 0,5 л.
15 Ремнабор 1 шт.
16 Компас 2 шт.
17 Маршрутные документы 1 комплект
18 Фляги для воды 3-4 шт.
19 Фотоаппараты 2 шт.
20 Верёвка, диам. 10 мм 3 шт. по 40 м
21 Расходные петли 2 по 3- 5 м , диам. 10 мм

Личное снаряжение

Рюкзак 1
Полиэтиленовая накидка 2
Ледоруб 1
Спальник 1
Коврик пенополиуретановый 1
Ботинки “вибрам” 1 пара
Стельки запасные 1 пара
Кеды или кроссовки 1 пара
Спички в полиэтилене 2
Шапочка шерстяная 1
Шапочка от солнца 1
Очки солнцезащитные 1
Футболка 1-2
Рубашка с длинным рукавом 1-2
Бельё 1-2 комплекта
Носки шерстяные 2 пары
Носки простые 2 пары
Тренировочный костюм шерстяной 1
Тренировочный костюм шерстяной х/б 1
Свитер или тёплая куртка 1
Штормовка 1
Анорак от дождя 1
Нож 1
Индивидуальный пакет, лекарства от своих болячек 1
Паспорт 1
Кружка, миска, ложка 1 комплект
Полотенце, щётка, мало, зубная паста 1 комплект
Рабочие рукавицы 1 пара
Обвязка 1 комплект

А также можно: бинокль, труба подзорная, фотоаппарат, приёмник, шорты, купальный набор, игры, книги, туалетная бумага.

Продукты питания

Вес (г)

На человека в день На поход
1 Сухари белые 25 4300
2 Сухари чёрные 50 8500
3 Колбаса твёрдого копчения 30 5400
4 Мясо сушёное 25 4300
5 Масло топлёное 30 5100
6 Сахар 110 18000
7 Супы концентратные 50 8500
8 Пюре картофельное (хлопья) 12,5 2100
9 Сухое молоко 25 4300
10 Рис 27,5 4800
11 Греча 29 5000
12 Манка 16 2700
13 Пшено 21 3600
14 Геркулес 16 2700
15 Вермишель 13 2200
16 Халва 13 2200
17 Восточные сладости 38 6500
18 Чернослив 18 3000
19 Изюм 18 3000
20 Курага 18 3000
21 Лук, чеснок 12 2000
22 Чай 12 2000
23 Соль 12 2000
24 Конфеты 12 2000
25 Шоколад 8 1400
26 Сыр 35 6000
27 Сало 15 2700
Всего 691 117,3 кг

Смета расходова

На 1 человека На группу
Транспорт
Самолёт 73 * 2 = 146 1314
Автобус, машина 15 135
Питание
На подъезде 2 18
На маршруте 42 378
Топливо 0,93 8,4
Оформление отчета 1,12 10
Всего 207,05 руб. 1863,4 руб.
Руководитель: Михеев В. А. (Санкт-Петербург)

Отчет из библиотеки ПКТ, №IV/113

Сканирование и обработка отчета - Григорий Кронин (Санкт-Петербург)

Маршрутная книжка № 9/87

Содержание:
  1. Справочные сведения о маршруте ;
  2. Организация путешествия ;
  3. Список группы ;
  4. График движения ;
  5. Перевал "Боец" (1Б, 4300, снег, осыпь) ;
  6. Перевал Щуровского (2А, 4400) ;
  7. Перевал Куганды (н/к, 3400) ;
  8. Перевал "Оловянный" (1Б, 3950, осыпь) ;
  9. Перевал Джаупая (1Б, 4200, снег, лёд, скалы) ;
  10. Перевал "Раздарг" (2А, 4350, снег, лёд) ;
  11. Итоги, выводы, рекомендации ;
  12. Расчёт веса рюкзаков участников похода ;
  13. Общественное снаряжение ;
  14. Личное снаряжение ;
  15. Продукты питания ;
  16. Смета расходов

Отчет рассмотрен МКК ПКТ.
Путешествие зачтено всем участникам.
III категория сложности.
Отчёт сдан в библиотеку ПКТ 23 марта 1988 года.
Номер отчёта в библиотеке ПКТ IV/113.

Справочные сведения о маршруте

Маршрут группы:
Ленинград – Ленинабад – Риштан – кишл. Сох – кишл. Кан – долина р. Калай-Махмуд – пер. Боец (1Б, 4300) – долина р. Кшемыш – ледн. Кшемыш – пер. Щуровского (2А, 4400) – ледн. Щуровского – долина р. Джиптык – пер. Куганды (н/к, 3400) – долина р. Каратура – долина р. Тамынген – ледн. Тамынген – пер. Оловянный (1Б, 3900) – ледн. Джаупая – пер. Джаупая (1Б, 4200) – ледн. Преображенского – пер. Раздарг (2А, 4350) – ледн. Раздарг – долина р. Заревшан – кишл. Вадиф – кишл. Худдиф – кишл. Сабаг – кишл. Айни – Самарканд – Ташкент – Ленинград.

Способы передвижения:
Ленинград – Ленинабад, Ташкент – Ленинград: самолёт;
Самарканд – Ташкент: поезд;
Ленинабад – Риштан – кишл. Сох – кишл. Кан; кишл. Худдиф – Самарканд: автобус и автомашина.
Остальное пешком.

Продолжительность путешествия 19 дней (с 11.07 по 29.07 1987 года).

Протяжённость активной части 181 км.

Маршрутная книжка № 9/87 выдана МКК ПКТ 10.06.1987.
Шифр МКК 137-16-0230000.

Организация путешествия

Маршрут похода строился исходя из следующих предпосылок.

1. Из-за несовпадения сроков отпусков участников похода со сроками проведения семинара ПКТ поход начинался на неделю раньше основного семинара.

2. Пять членов группы окончили теоретический курс СТП, и для всех учащихся школы, для единообразия условий, маршрут был спланирован в том же районе, где и основной семинар.

Целью маршрута ставилось ознакомление с редко посещаемыми долинами ледников Тамынген, Джаупая, Преображенского и Раздарг. Поэтому маршрутом мы планировали связать в одно кольцо базовую долину реки Калай-Махмуд и долины рек Джиптык, Тамынген, Заревшан и Сох.

Нитка похода получилась протяжённой. Предварительное изучение показало высокую сложность района. Для соединения кольца был найден только один вариант – пер. Джаупая (1Б, 4200) и пер. Матча (2А, 4000).

Список группы

Дата
уч-ка
дневн. перех.
Участок пути Про-тяж., км Ход.
вре-
мя,
ча-
сы
Характер пути, естественные препятствия, опасные участки Метео-
усл.
При-
меч.
10.07 Ленинград – Ленинабад Само-
лёт
11.07 Ленинабад – Фергана – Риштан – Сох – Кан Авто-
бус,
авто-
мобиль
12.07 1, 2, 3, 4 К.Кан – к.Пололоуз – д.р. Армизан 15 5 Проезжая дорога Солнце
5, 6 д.р. Армизан – д.р. Калай-Махмуд 6 2 Тропа по правому берегу р. Калай-Махмуд Облачно, мелкий дождь
13.07
14.07
15.07
 
Акклиматизация и радиальные выходы на заброски в долины рек Ак-Терек и Кшемыш Дождь, солнце
16.07 1, 2 Д.р. Калай-Махмуд – ручей с ледн. Студёный 3 1 Тропа, трава, осыпь Солнце
3, 4, 5 Подъём вдоль ручья и выход на ледн. Студёный 3,5 2,7 Слабовыраженная тропа, осыпь Солнце
6, 7, 8 По леднику до перевального взлёта 4 2,3 Пологий закрытый ледник Пасмурно
9, 10 Взлёт на пер. Боец 0,6 2 Снежный склон 30-35 гр. снегопад Види-
мость
огра-
ничена
50м
17.07 1 Спуск до первой площадки 2,5 1 Фирн, снег (30 гр.); кошки Ясно, солнце
2 Спуск до р. Кшемыш 2 1 Осыпь 20-25гр., трава 15-20 гр. Солнце
3, 4, 5, 6, 7, 8 Спуск вниз по левому берегу р. Кшемыш за заброской и обратно 18 4 Хорошая тропа Облачно
18.07 1 Выход на покровную морену ледн. Кшемыш 2 0,7 Мелкая и средняя осыпь Облачно
2, 3, 4 До верхнего плато ледн. Кшемыш 7 2,8 Закрытый ледник, 5-10 гр. Облачно
5, 6 До взлета на пер. Щуровского 4 1,5 Закрытый ледник, 15-20 гр.; связки Сплошная облачность
7 Подъём на пер. Щуровского 1 2 Снежный склон 30-35 гр., в верхней части 40-45 гр.; перила 15м , связки, кошки Сплошная облачность
8, 9 Спуск по ледн. Щуровского 5 1,5 Закрытый ледник 20гр.; связки Редкая облачность
10 Морена ледн. Щуровского – озеро 4 1,5 Средняя и мелкая осыпь Редкая облачность
19.07 1 Озера у ледн. Щуровского – долина р. Джиптык 3 1,3 Средняя и мелкая осыпь, песок Солнце
2, 3 Вдоль р. Джиптык до ГМС 8 2 Хорошая тропа Солнце
4, 5 От ГМС до моста через р. Джиптык 10 3 Хорошая тропа Солнце
6 По левому берегу р. Джиптык до стоянок 0,3 0,2 Хорошая тропа Солнце
20.07 1 Подъем на пер. Куганды 1,5 1 Крутая тропа 20-25 гр. Ясно
2 Траверс склона к пер. Куганды 2,5 1 Хорошая тропа Ясно
3 Спуск в долину р. Каратура 2 0,7 Без тропы, мелкая сыпуха до 20 гр. Ясно
4 Переправа через р. Каратура по камню 0,1 0,7 Громадный валун, застрявший в высоких берегах реки Ясно
5 Подъем на хребет 2,5 1,3 Хорошая тропа Облачно
6 Спуск в долину р. Тамынген 4 1 Хорошая тропа Облачно
7 Подъем вдоль правого берега р. Тамынген до моста 5 1,5 Хорошая тропа Дождь
21.07 Днёвка
22.07 1 От моста через р. Тамынген до коша 2 0,5 Хорошая тропа Ясно
2, 3 До языка ледн. Тамынген 4 1,5 Хорошая тропа Ясно
4, 5 По леднику до цирка пер. Оловянный 3 1,3 Крупная и средняя морена, снег Ясно
6 Подход под пер. Оловянный 2,5 1 Закрытый ледник, 5-10 гр. Ясно
7 Подъем на пер. Оловянный 1 1,7 Мелкая разрушенная осыпь на разрушенных скалах, 25-35 гр. Ясно
8 Спуск к моренному озерцу 2,5 1 Мелкая подвижная осыпь, 25 гр. Ясно
23.07 1 Спуск на ледн. Джаупая 1,5 0,5 Моренный валы, мелкая и средняя осыпь Ясно
2, 3 По ледн. Джаупая до перевального цирка 5 2 Закрытый пологий ледник, 5-15 гр. Ясно
4 Вход в цирк, подход под перевальный взлёт 1,2 1 Закрытый ледник, глубокий снег, 15-20 гр.; связки Ясно
5 Подъем до бергшрунда 0,12 0,5 Снежный склон 25-30 гр.; связки Ясно
6 Перила до седловины 0,08 1,3 Снежно-ледовый склон, выходы скал, крутизна до 45 гр. Ясно
7 Спуск под ледн. Преображенского, подход под пер. Раздарг 3 1 Пологий закрытый ледник, глубокий снег Ясно
24.07 1 Подъем на пер. Раздарг 0,25 1 Снежный склон, крутизна до 30 гр., наст; связки, кошки Ясно
2 Спуск по ледопаду на лед. Раздарг 1 1,5 Крутой ледовый сброс до 40 гр., трещины обходятся; связки, кошки Ясно
3 Спуск по лед. Раздарг 4 1,3 Закрытый ледник, глубокий снег; связки Ясно
4 Спуск по лед. Раздарг 4 2 Покровная морена, средняя и мелкая осыпь Ясно
5 Траверс правого берега р. Рама 0,6 1,3 Крутая трава, осыпь Ясно
6 Спуск вдоль правого берега р. Заревшан 3,5 1 Плохая тропа Ясно
25.07 1 Переправа через р. Бегесия 0,1 2 Навесная переправа, первый вплавь Ясно
2, 3 До первого мазара 6 1,5 Хорошая тропа Ясно
4, 5 До второго мазара 8 2 Дорога Облачно
6 До кишлака Дихсор 3,5 1 Дорога Дождь
7 До кишлака Дихауз 5 1,2 Проселочная дорога Пасмурно
8 До кишлака Вадиф 4 1 Проселочная дорога Мелкий дождь
26.07 1, 2, 3, 4 До кишлака Худдив 17 4 Проселочная дорога Ясно, солнечно
5 До кишлака Сабаг 35 1,5 Дорога Ясно Авто-
маши-
на
27.07 До кишлака Айни 115 5 Дорога Ясно Авто-
маши-
на
28.07 Айни – Самарканд Авто-
бус
29.07 Самарканд – Ташкент – Ленинград Поезд,
само-
лёт

Всего дней с активным способом передвижения 14.

Пройдено пешком 198 км , в том числе в зачёт 181 км (не учитывается челнок за заброской 17.07.1987).

Перевал "Боец" (1Б, 4300, снег, осыпь)

Расположен в хребте Карабец севернее пика Боец (5358) и соединяет лед. Студёный (бассейн реки Калай-Махмуд) и верховья реки Кшемыш. Мы начали движение на перевал с поляны на левом берегу реки, у моста через Калай-Махмуд. По левому берегу идут слабо выраженные тропы, их много, и выбрать основную довольно сложно. До ручья, берущего начало с ледников Кырчан и Студёный, тропа идёт по арчовому лесу, а затем по левому берегу ручья поднимается вверх. Причём более ранний набор высоты не оправдан, так как подъём всё же удобнее и спокойнее вдоль ручья, до стыка левобережной морены ледника со склоном хребта. Поднимаемся на невысокий в этом месте моренный вал и выходим на тело ледника, покрытое свежим снегом. Отсюда открывается вид на перевал (фото 1 ). Ледник пологий (5-10 гр.), только при подъёме на срединную морену крутизна достигает 20 гр. Трещин нет. У взлёта на перевал много лавинных выносов. Перевал имеет две седловины, основной считается левая по ходу, ближайшая к пику Боец.

Так как в этом году было очень много снега, и во время подъёма нас застал густой снегопад, то, чтобы не вызвать сход лавины, мы шли прямо в лоб, обойдя жандарм в верхней части взлёта справа по ходу. Здесь участок седловины уже, и карниз был меньше. Крутизна взлёта около 30 гр., протяжённость подъёма 600 м .

Седловина широкая, осыпная, в нашем случае покрытая снегом. Тур справа у скал, там же площадка для палаток (фото 2 ).

Спуск с перевала занял у нас два часа. Первые 400 м по насту, лежащему на осыпи, крутизна 20-25 гр., далее вышли на лавинный конус (крутизна 20 гр.) и по нему дошли до осыпных площадок (фото 3 ).

Уходящий кулуар прямо вниз непроходим, необходимо перевалить через маленький хребет, влево по ходу, и спускаться по осыпному кулуару. Затем выходим на траву и спускаемся к реке Кшемыш. Здесь много стоянок, есть чистая вода.

График движения.

От моста через р. Калай-Махмуд до ручья с ледн. Студёный – 50 минут.
Подъём вдоль ручья до выхода на ледник – 2 часа 40 минут.
По леднику Студёный до перевального взлёта – 2 часа 20 минут.
Перевальный взлёт – 2 часа.
Спуск до осыпных площадок – 1 час.
Спуск по осыпному кулуару до р. Кшемыш – 1 час.

Перевал Щуровского (2А, 4400)

Перевал соединяет верховья ледников Кшемыш и Щуровского и является простейшим путём перехода с ледника на ледник. Ориентирован почти точно с востока на запад. Мы начали движение из-под ледника Кшемыш по правому берегу реки Кшемыш с хороших стоянок прямо под перевалом Боец. По средней и правой каменистой правобережной морене до открытого ледника идём по маркированной тропе. Прямо впереди стеной встаёт пик Кшемыш (фото 4 ). Затем, уже без тропы, выходим на мелкую срединную морену и открытый лёд. Ледник пологий, не более 5 гр. Придерживаясь середины ледника, поднимаемся на ледниковое плато, крутизна до 15 гр. Обширное плато у подножья пика Кшемыш. С него хорошо просматриваются перевалы Кшемыш (2Б, 4300) на юго-востоке и Щуровского (2А, 4400) на западе (фото 5 ). Поднявшись на плато, мы круто повернули направо и уступами начали подниматься к взлёту на перевал. На перегибах крутизна достигает 20 гр. Ледник покрыт снегом, трещин мало. Ледопад под перевалом легко обходится справа по ходу. Перевальный взлёт представляет собой крутой снежник над бараньими лбами (фото 6 ). Поэтому на перевал заходят справа, затем с постоянным набором высоты траверсируют влево, уходя выше бараньих лбов к самой низкой перевальной точке (фото 6 ). Последние 20- 25 метров взлёта идём прямо в лоб в три такта, т. к. крутизна достигает 35-40 гр. Весь перевальный взлёт проходим в связках с одновременной страховкой.

Седловина узкая, скальная. Два тура – один слева на скалах у наиболее низкой точки перевала, другой выше, в месте начала спуска справа от низшей точки перевала.

Спуск осуществляют правее седловины по выпуклому снежнику (фото 7 ). В нашем случае бергшрунд, который описан в отчётах, был полностью завален снегом, и спуск никакой трудности не представлял. Протяжённость крутого снега 80 метров , затем ледник выполаживается. Ледник Щуровского обильно покрыт снегом. Мы ушли к правому берегу ледника и таким образом обошли сложный ледопад в центральной части ледника. Придерживаясь правых склонов, мы быстро спустились на покровную морену, затем с неё сместились к правому борту ледника и вышли к озёрам. На озёрах прекрасные стоянки.

График движения.

От стоянок под перевалом Боец до плато ледн. Кшемыш – 3 часа 30 минут.
После поворота до перевального взлёта – 1 час 30 минут.
Перевальный взлёт – 2 часа.
От седловины перевала до озёр – 3 часа 30 минут.

Описание перевала даётся с востока на запад.

Перевал Щуровского расположен в хребте Как-Бель (северном отроге Туркестанского хребта) и ведёт с ледника Кшемыш (долина р. Кшемыш) на ледник Щуровского (долина р. Джиптык).

В трёхстах метрах ниже языка ледника Кшемыш есть ровные травянистые площадки для ночёвки. Здесь с правого (орогр.) склона стекают чистые ручьи.

Путь на ледник Кшемыш идёт вдоль правобережной морены по тропе, маркированной турами (иногда маркировка теряется). Через 30-40 минут подъёма тропа выводит на ледник в пологой его части. Здесь можно пересечь ледник и перейти на его левый (орогр.) берег. Далее можно идти левым бортом ледника вплоть до поворота его на запад. Внимательно следить за правым (по ходу) склоном – возможно падение камней, особенно в месте поворота ледника.

После поворота ледника на запад открывается вид на перевал. Хорошо просматриваются две ступени ледопада.

Первую ступень ледопада лучше обойти уйдя направо (по ходу) по моренам, где можно организовать ночлег. Здесь есть площадки для четырёх палаток. С места ночлега хорошо просматривается путь на перевал.

Верхняя ступень ледопада засыпана снегом. Выше видны характерные скальные склоны и снежно-ледовая полка, по которой можно подойти под верхний скальный склон.

Вторая ступень ледопада проходится в связках с одновременной страховкой. Снежные мосты проходились с попеременной страховкой. Движение по снежной полке в направлении влево-вверх осуществлялось в связках с одновременной страховкой. Этот путь приводит к верхним скалам, откуда можно выйти на перевал двумя путями: либо прямо вверх по снежному кулуару с преодолением снежного карниза, либо налево-вверх по скальной полке, навесив одну верёвку 40 метров . Группа воспользовалась вторым вариантом подъёма.

С перевала открывается вид на верхний цирк ледника Щуровского – перевалы ОПТЭ, им. Академика Королёва, Долгожданный. На западе виден хребет Минтоке с перевалами Минтоке I и II .

На востоке – массив Вк-Терек с перевалами Кшемыш и Давгулевич.

Спуск с перевала – вниз по пологой части ледника, сначала крутизной 35-40 гр., затем выполаживается до 10-15 гр. Придерживаясь правой (по ходу) стороны, двигаться следует в направлении моренных выходов и затем по более крутому снежному склону (40-45 гр.) между правобережными моренами следует спуститься на пологую часть ледника в месте поворота ледника Щуровского на север.

Дальнейший путь вдоль правого борта ледника выводит на гребень правобережной морены, где есть тропа, маркированная турами.

Путь по правобережной морене достаточно трудоёмкий. Приходится преодолевать всевозможные завалы и сбросы. Часть пути можно пройти по зачехлённой части ледника.

В 500 метрах выше языка ледника в кармане правобережной морены обнаруживаем два озера. Здесь есть удобные площадки для ночёвки, прекрасное место для отдыха.

Ходовое время.
Подъём от места ночлега под ледн. Кшемыш до ночлега выше 10й ступени ледопада – 5 часов.
Выход на перевал – 3 часа.
Спуск с перевала до ночёвок у озера – 4 часа.

Перевал Куганды (н/к, 3400)

Перевал служит для обхода непроходимого каньона реки Джиптык и соединяет долины рек Джиптык и Каратура.

Описание проводится начиная от ледника Щуровского. Вдоль правого берега реки Джиптык идёт хорошая тропа, по которой от ледника до разрушенного здания ГМС три часа хода. По тропе до моста через р. Джиптык, приводящего к перевалу, ещё два с половиной часа хода. Сразу за мостом на левом берегу реки хорошие площадки, есть чистая вода. От стоянок у реки тропа серпантином круто взбирается вверх по отрогу хребта. В течение часа по крутому серпантину поднимаемся на хребет. Затем тропа идёт полого вдоль склона хребта, медленно набирая высоту. Сорок минут по хорошей тропе – и мы на седловине перевала. Седловина представляет собой травянистую площадку.

С перевала хорошо просматривались верховья долины реки Каратуры, на юго-восток виден пик Варшава (5400), а на юго-запад видны пятитысячники редко посещаемого района Такали.

Травянистый широкий хребет медленно спускается к слиянию рек Джиптык и Тамынген. Воды на перевале нет. Тропа спуска в долину реки Каратура пересекает склон в направлении на юго-восток и в конечном итоге выводит к кошам под перевалом “50 лет Советской Армении” (1Б). Через 20 минут спуска тропу мы потеряли, так как нам надо было попасть в долину р. Тамынген, пошли круто вниз без всякой тропы. Спуск занял около часа, моста через Каратуру мы не нашли, но почти точно под перевалом среди обрывистых берегов реки застрял огромный валун. Через этот валун мы и перебрались на левый берег р. Каратуры. Вышли на заброшенные коши. Чтобы пройти в долину реки Тамынген, необходимо пересечь ещё один отрог Туркестанского хребта. Наверх ведёт хорошая тропа, по которой за час мы поднялись на перевальную точку. Этот путь не обозначен ни на картах, ни в описаниях. Каньон реки Каратура вниз непроходим. С перевала до реки Тамынген по прекрасной тропе спустились за час. Ещё час – вдоль реки до моста на левый берег. По всей долине много хороших стоянок. Выход из долины только назад, как пришли, или любым перевалом в долину реки Джаупая. Также есть категорийные перевалы в д. р. Каратура. В верховьях реки Тамынген есть сложные перевалы, ведущие к Заревшанскому леднику.

Перевал "Оловянный" (1Б, 3950, осыпь)

Перевал Оловянный расположен в отроге Туркестанского хребта. Соединяет левый приток ледн. Тамынген и правый приток ледника Джаупая. Представляет собой осыпную перемычку между пиком Оловянный и пиком 5209 м .

Тропа к леднику Тамынген идёт левым берегом одноимённой реки. Тропа хорошо набита, и по бокам сложены турики. От последнего обитаемого летом коша до языка ледника, покрытого покровной мореной, полтора часа ходового времени. Дальше тропа спокойно поднимается на левобережную морену, придерживаясь левого края долины. Камни, покрывающие ледник, имеют характерный оловянный блеск. Именно в этих местах в 1943 году экспедиция, возглавляемая Виталием Абалаковым, нашла залежи олова, и в годы войны оловянную руду вывозили отсюда по долинам рек Джаупая и Каравшин.

Продолжаем движение по левому краю ледника. Хорошая тропа выводит на установленный здесь метеорологический измеритель уровня осадков, издалека очень похожий на большой примус. Основное тело ледника стекает с юго-востока мощным изломанным потоком. Наш перевал расположен в небольшом левом цирке, от “примуса” очень хорошо виден (фото 8 ). Ледник пологий, без трещин.

Перевальный взлёт (фото 9 ) представляет собой крутую (до 30 гр.) мелкую и среднюю осыпь, лежащую на сильно разрушенных скалах. Осыпь очень подвижна. Подниматься тяжело и, при закладывании серпантина, много камней падает на идущих внизу. Поэтому целесообразно начинать подъём до подхода под седловину и, постепенно набирая высоту, выходить на перевал. Седловина осыпная, воды нет, в нашем случае (очень снежный год) были два карниза, разделённых разрушенной скалой. На этой скале сложили тур, прямо в центре седловины. С перевала на запад видны громады пиков Пирамидальный (5510) и Карасу (5309), вид на юг и восток закрыт склонами пика 5209. Спуск с перевала прямо вниз по мелкой осыпи (фото 11 ) до небольшого моренного озерца занял 50 минут. Здесь хорошие площадки для стоянок, чистая вода.

График движения.

От последнего коша до языка ледника – 1 час 30 минут.
До сборника осадков – 1 час 30 минут.
От сборника осадков до взлёта – 1 час.
Подъём на перевал – 1 час 40 минут.
Спуск до озерца – 50 минут.

Перевал Джаупая (1Б, 4200, снег, лёд, скалы)

Расположен в Туркестанском хребте. Соединяет верховья ледников Джаупая и Преображенского, ориентирован с севера на юг. Является простейшим путём через Туркестанский хребет.

Мы вышли на тело ледника Джаупая после спуска с пер. Оловянный (фото 12 ), сразу на спокойное среднее течение ледника. Здесь ледник покрыт мелкой мореной. Ближе к склонам Туркестанского хребта – снег. Ледник пологий, не круче 10 гр., и только при подъёме в цирк перевала проходим небольшую ступень, крутизна которой составляет 15-20 гр. Трещин нет. Перевал расположен в правом (по ходу) углу ледника Джаупая (фото 13 ). До перевального взлёта технической работы не требуется.

Перевальный взлёт – двухсотметровый снежный склон, пересечённый бергшрундом (фото 14 ). До бергшрунда крутизна 25-30 гр., выше склон становится круче, на подходе к седловине есть выходы скал, встречаются участки натёчного льда крутизной до 50 гр. От бергшрунда до седловины перевала провесили 80 метров вертикальных перил (фото 16 ). Сама седловина – широкая осыпная площадка, тур сложен прямо в центре.

Непосредственно от перевальной точки начинается пологое поле ледника Преображенского. Ледник закрыт снегом, трещин нет. Движемся вдоль Туркестанского хребта, оставляя его слева. Верхнее поле ледника широкое и ровное, в сторону ледника Заревшан ледник спускается несколькими ступенями.

График движения.

От стоянок по пер. Оловянный до перевального взлёта пер. Джаупая – 3 часа.
Подъём на перевал – 3 часа.
Спуск на ледник Преображенского – 2 часа.
Подход по пер. Раздарг – 2 часа.

Перевал "Раздарг" (2А, 4350, снег, лёд)

Расположен в южном отроге Туркестанского хребта. Соединяет верховья ледников Преображенского и Раздарг. Со стороны ледника Преображенского перевальный взлёт представляет собой двухсотметровый снежный склон крутизной до 40 гр. (фото 19 ). Седловина снежная, тур сложен на скальном выступе слева по ходу от низшей точки перевала.

Спуск на тело ледника Раздарг по простому снежному склону протяжённостью 200 метров крутизной 20-25 гр. Приводит на верхнее поле ледн. Раздарг. Дальнейший путь по сильно разорванному леднику – в связках. Крутизна сброса до 30 гр. Трещины обходятся довольно легко (фото 21 ). После ледопада ледник выравнивается, но спокойно идти можно недолго – дальше начинаются мощные моренные валы. Ледник сильно изрезан потоками. Морены различны по высоте и строению, поиск путей обхода сложен и неоднозначен (фото 22 ).

При выходе к реке Заревшан необходимо учитывать направление дальнейшего движения, т. к. уже с ледника Рама нужно уходить на тот берег, который предпочтительнее для дальнейшего движения.

График движения.

Подъём на перевал – 1 час 30 минут.
Спуск на верхнее поле ледника Раздарг – 30 минут.
Прохождение ледопада – 2 часа 30 минут.
Спуск до реки Заревшан – 5 часов.

Итоги, выводы, рекомендации

Проведенный маршрут соответствовал требованиям, предъявляемым к путешествиям III категории сложности.

Район Матча хорошо изучен туристами. Предварительный анализ имеющихся материалов позволяет сделать вывод о сложности построения в этом районе маршрутов I ? III категорий сложности. Наша попытка соединить маршрут в кольцо маршрут вокруг большого участка Туркестанского хребта окончилась относительной неудачей. Мы выполнили основную часть маршрута, впервые для ленинградских туристов прошли перевалы Оловянный (1Б), Джаупая (1Б) и Раздарг (2А). Из-за тяжёлых метеоусловий 1987 г . (обильные снегопады, туманы) взамен перевала Маяковского (2А) был пройден пер. Щуровского (2А). Сложность перевала Джаупая оказалась выше ожидаемой и потребовала дополнительного времени на преодоление обширных путей глубокого снега и техническую обработку перевального взлёта. Также простудные заболевания участников похода потребовали вынужденной днёвки в долине р. Тамынген. Накопилось отставание от графика, и маршрут был сокращён без понижения категорийности путешествия. Группа ушла из района по долине реки Заревшан, не пройдя последний перевал Матча- I (2А, 4000).

Учитывая сложность района, большие перепады высот между долиной и перевалом, сильную зачехлённость ледников, считаю наилучшим проводить в данном районе походы IV - VI категорий сложности. Следует отметить, что для достижения верховий ледников Тамынген и Преображенского целесообразно заезжать через кишлак Ворух. Наш вариант заезда через кишлаки Сох и Кан удобен в случае, если группа не предполагает идти западнее долины р. Каратура.

С запада к Матчинскому горному узлу примыкает малоизученный район Такали. Сам район Такали и стык районов предоставляет определённый интерес. Есть вершины, превышающие 5000 м (Пирамидальный – 5510 м , Карасу – 5309 м ), сложная орография, совершенно не изучены хребты, разделяющие ледники Преображенского, Аксу, Бегесия, в то же время выходы из района на юг (кишлак Айни) и на север (кишлак Борух) просты и сравнительно коротки. При построении маршрута можно связать район с Матчинским узлом или Фанами.

Считаю необходимым продолжать изучение туристских возможностей района Такали.

Расчёт веса рюкзаков участников похода

Наименование груза На 1 чел. На группу
Групповое снаряжение 3,91 35,15
Личное снаряжение 9,55 85,95
Продукты питания 13,04 117,30
Топливо 1,78 16,0
Всего 28,28 254,40

Стартовый вес рюкзака.
Для мужчин 30 кг, для женщин 21,2 кг.

Общественное снаряжение

1 Палатки 3 шт.
2 Тенты на палатки 3 шт.
3 Полиэтилен под палатки 3 шт.
4 Примусы 3 шт.
5 Стеклоткань 1 на 1,5 метра
6 Канистры Общий объём 17,5 л
7 Спирт для примусов 0,7 л
8 Кастрюли 5, 6, 7 л
9 Поварёшка 1 шт.
10 Моечный набор 1 шт.
11 Свечи 3-4 шт.
12 Фонари 3 шт.
13 Аптечка 1 комплект
14 Спирт медицинский 0,5 л.
15 Ремнабор 1 шт.
16 Компас 2 шт.
17 Маршрутные документы 1 комплект
18 Фляги для воды 3-4 шт.
19 Фотоаппараты 2 шт.
20 Верёвка, диам. 10 мм 3 шт. по 40 м
21 Расходные петли 2 по 3- 5 м , диам. 10 мм

Личное снаряжение

Рюкзак 1
Полиэтиленовая накидка 2
Ледоруб 1
Спальник 1
Коврик пенополиуретановый 1
Ботинки “вибрам” 1 пара
Стельки запасные 1 пара
Кеды или кроссовки 1 пара
Спички в полиэтилене 2
Шапочка шерстяная 1
Шапочка от солнца 1
Очки солнцезащитные 1
Футболка 1-2
Рубашка с длинным рукавом 1-2
Бельё 1-2 комплекта
Носки шерстяные 2 пары
Носки простые 2 пары
Тренировочный костюм шерстяной 1
Тренировочный костюм шерстяной х/б 1
Свитер или тёплая куртка 1
Штормовка 1
Анорак от дождя 1
Нож 1
Индивидуальный пакет, лекарства от своих болячек 1
Паспорт 1
Кружка, миска, ложка 1 комплект
Полотенце, щётка, мало, зубная паста 1 комплект
Рабочие рукавицы 1 пара
Обвязка 1 комплект

А также можно: бинокль, труба подзорная, фотоаппарат, приёмник, шорты, купальный набор, игры, книги, туалетная бумага.

Продукты питания

Вес (г)

На человека в день На поход
1 Сухари белые 25 4300
2 Сухари чёрные 50 8500
3 Колбаса твёрдого копчения 30 5400
4 Мясо сушёное 25 4300
5 Масло топлёное 30 5100
6 Сахар 110 18000
7 Супы концентратные 50 8500
8 Пюре картофельное (хлопья) 12,5 2100
9 Сухое молоко 25 4300
10 Рис 27,5 4800
11 Греча 29 5000
12 Манка 16 2700
13 Пшено 21 3600
14 Геркулес 16 2700
15 Вермишель 13 2200
16 Халва 13 2200
17 Восточные сладости 38 6500
18 Чернослив 18 3000
19 Изюм 18 3000
20 Курага 18 3000
21 Лук, чеснок 12 2000
22 Чай 12 2000
23 Соль 12 2000
24 Конфеты 12 2000
25 Шоколад 8 1400
26 Сыр 35 6000
27 Сало 15 2700
Всего 691 117,3 кг

Смета расходова

На 1 человека На группу
Транспорт
Самолёт 73 * 2 = 146 1314
Автобус, машина 15 135
Питание
На подъезде 2 18
На маршруте 42 378
Топливо 0,93 8,4
Оформление отчета 1,12 10
Всего 207,05 руб. 1863,4 руб.

Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года Отчет о горном туристском путешествии III категории сложности по Памиро-Алаю (Матча), совершенном с 10 июля по 29 июля 1987 года
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст