Виды туризма

17 декабря 2020
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Русский север
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: I
0 1021 0

1. Справочные сведения

  • Вид туризма: лыжный

  • Район путешествия: Архангельская область, национальный парк Кенозерский

  • Категория сложности: первая

  • Количество участников: семь

  • Сроки проведения: 30 декабря 2009 г. - 7 января 2010 г.

  • Продолжительность маршрута: 8 дней

  • Протяженность маршрута: (активными способами передвижения) - 99 км.

  • Маршрут: д. Усть-Поча- д. Федосова - ур.Немято – ур.Тырнаволок – Вершинино – ур.Ведягино – ур.Фёдоровская – ур.Думино – ур.Масельга – Морщихинская – Воротниковская - ур.Новосёлово.

Маршрут утвержден МКК НП ТК при МГТУ Н.Э.Баумана 28 декабря 2009 года в составе: Евстафьев Н.Е., Зотов А.Д., Расторгуев М.В., Коренчук И.В.

2. Список участников

Фото

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Туристская подготовка

Обязанности в группе

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Кривошапов Олег Владимирович 

20.05.1983

1ПУ Смоленская обл.

Командир

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Фёдоров Александр Васильевич

08.06.1990

1ПУ Смоленская обл.

Штурман

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Тихомирова Дарья Андреевна

11.06.1992

1ПУ Смоленская обл.

Медик

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Обрывалин Дмитрий Александрович

08.01.1991

1ПУ Смоленская обл.

Завхоз

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Гузун Андрей Юрьевич

01.04.1991

1ПУ Смоленская обл.

Печник

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Чуканов Виталий Игоревич

22.04.1992

1ПУ Смоленская обл.

Реммастер

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Иванов Артём Петрович 

06.07.1990

2ГУ Кавказ

Завснар

3. Выбор района путешествия

Кенозерский национальный парк - особо охраняемая природная территория - является эталонной системой исторической среды обитания человека, объектом, сохранившим многовековую историю и культуру Русского Севера. Свидетельство этому - сохранившиеся природные комплексы и объекты, многочисленные памятники материальной и духовной культуры, архитектуры, монументальной живописи, иконописи, археологии, богатый этнографический материал. Историческая память населения придает этим местам глубокое духовное содержание.

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Парк в 2004 году был включен во Всемирную сеть биосферных заповедников. Кенозерье официально признано достоянием всей планеты.

Кенозерье играет важную роль в сохранении орнитофауны Северной Европы, и поэтому внесено в каталог Ключевые орнитологические территории международного значения в Европейской России.

Здесь выявлено 263 вида птиц, среди них краснокнижники - гусь-пискулька, скопа, орлан - белохвост и др. Фаунистические комплексы включают в себя 50 видов млекопитающих, 5 видов земноводных и 4 вида рептилий.

В многочисленных водоемах Парка общей площадью более 20 тыс. га водится 2 вида миног и 27 видов рыб, среди которых хариус, сиг, налим, ряпушка.

Особая ценность Кенозерского национального парка - культурные ландшафты Русского Севера, утраченные в результате промышленного освоения в других местах. Ценность культурного ландшафта заключается в том, что на территории Парка можно видеть гармоничное сочетание старинных сельских поселений с традиционной для Русского Севера мозаикой хозяйственных угодий, отражающей сложившуюся много веков назад практику общинного земледелия, и с характерной сакральной семантикой ландшафтных элементов, в которой отразились космогонические представления северян.

Историко-культурные элементы культурных ландшафтов Парка (святые рощи, церкви и часовни, поклонные кресты, архаичная застройка деревень) являются своеобразной визитной карточкой Парка. Исключительная репрезентативность культурных ландшафтов и высокая концентрация их ценных элементов делает Кенозерский национальный парк уникальным регионом, аналога которому нет на территории России и других стран мира.

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Огромно и значительно историко-культурное наследие Парка, на балансе которого находится около 100 памятников архитектуры.

4. Физико-географическая характеристика района.

Кенозерский национальный парк представляет собой природный и историко-культурный комплекс площадью 139,6 тыс. га, расположенный на юго-западе Архангельской области вблизи границы с Карелией.

Здесь проходит граница Балтийского щита и Русской платформы, водораздел между бассейнами Белого и Балтийского морей, зона контакта сразу нескольких флористических и фаунистических комплексов (сам водораздел проходит между оз. Масельгское и оз. Вильно). Это обеспечило высокое ландшафтное и биотопическое разнообразие. Природой и человеком здесь созданы условия для широкого спектра местообитаний животных, растений, птиц, многие из которых находятся на границах своих ареалов.

Флора Парка насчитывает 534 вида, особого внимания заслуживают орхидные, большая часть которых включена в Красную книгу.

Лесная растительность на территории Парка занимает 106 тыс. га. За тысячи лет эволюции и смен климатических эпох на этой территории сформировались смешанные сосново-еловые леса. Хозяйственное освоение территории значительно изменило их облик. Коренных таежных лесов на территории Парка сохранилось около 5 тыс. га, но и вторичные или производные леса являются его украшением. В современных лесах Парка преобладают смешанные по составу и сложные по строению древостои, устойчивые к неблагоприятным воздействиям, в том числе и к рекреационным нагрузкам. Книгу.

Территория КНП имеет развитую гидрографическую сеть и насчитывает около 300 озер, рек и ручьев что нетипично для территорий водоразделов.

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Лучшее время для посещения Кенозерского парка зимой начинается со второй половины декабря, когда устанавливается стабильная зимняя погода, создается достаточный снежный покров и встают реки и озера и заканчивается в апреле, когда уже начинается весеннее таяние льдов, и ходить по ним может быть опасно для жизни.

В течении зимы, с декабря по конец марта возможна погода как от оттепелей +5 градусов С так и до морозов -30-40 градусов С.

5. Запланированный план-график маршрута

Дата

Участки маршрута

L км

0

29.12.2009

Отъезд из Москвы, выброска на станции Плесецкая и трансферт до деревни Усть-Поча

 

1

30.12.2009

д.Усть-Поча, о-в Боровой.

2

2

31.12.2009

о-в Боровой, Глазово, Ершово, Тырнаволок.

9

3

01.01.2010

д. Тырнаволок, д. Бухалово, д. Кривцово, д. Тарасово, д.Тырышкино, д. Горбачиха, Ведягино.

16

4

02.01.2010

Ведягино, д. Тарасово, д. Косицыно, д. Тырышкино, оз. Худые, оз. Большее, д. Федоровская (Порженский погост).

11

5

03.01.2010

д. Федоровская, ур.Думино, Масельга, ур.Гужево.

16

6

04.01.2010

ур.Гужево. ур.Макарье.

16

7

05.01.2010

Ур.Макарье, бол.Жидкая Промощина, ур.Новосёлово.

22

8

06.01.2010

ур.Новосёлово, Морщихинская

12

9

07.01.2010

Выброска в г. Каргополь, далее проезд до ж/c Няндома и отъезд в Москву

 

 

6. Выполненный план-график маршрута

Дата

Участки маршрута

L км

0

29.12.2009

Отъезд из Москвы, выброска на станции Плесецкая и трансферт до деревни Усть-Поча

 

1

30.12.2009

д.Усть-Поча, о-в Боровой.

4

2

31.12.2009

о-в Боровой. Глазово, ур.Фёдосова, ур.Немято, ур.Екимово, ур.Тырнаволок

14

3

01.01.2010

радиальный выход ур.Тырнаволок, Вершинино, ур.Тырнаволок.

10

4

02.01.2010

ур.Тырнаволок, оз.Долгое, п.Вершинино, оз.Кенозеро, д.Семёнова ур.Ведягино

16

5

03.01.2010

ур.Ведягино, Худые озёра, оз.Большое.

9

6

04.01.2010

оз.Большое, ур.Фёдоровская, ур.Думино, ур.Масельга.

18

7

05.01.2010

ур.Масельга, Хижгора, ур.Гужово, д.Морщихинская

14

8

06.01.2010

д.Морщихинская, ур.Новосёлово, д.Воротниковская, д.Морщихинская

24

9

07.01.2010

Выброска в г. Каргополь, далее проезд до ж/c Няндома и отъезд в Москву

 

Итого, активными способами передвижения: 99 км.

7. Комментарии к выполнению план-графика.

Хоть общий выполненный маршрут не отличался от запланированного, но следующие обстоятельства привели к его изменению и корректировки:

  • Ледовая обстановка была различной. На стоячих озёрах – толщина льда составляла более 0,4м. На проточных озёрах и реках, в виду сильных снегопадов, лёд осел, в виду чего под снегом выступала вода. Движение осуществлялось только по зимникам.

  • В виду занесённого зимника по зал.Шуйлахта, было принято решение идти от ур.Фёдорово в ур.Немято.

  • На 3-ий день похода, было решено устроить полу днёвку с радиальным выходом в п.Вершинино с этнографической целью.

  • При составлении, маршрут был рассчитан на неблагоприятную ледовую обстановку в районе Кенозеро и Лекшмозеро, и количество передвижений по льду было сведено к минимуму - в виде перехода от ур.Тырнаволок до ур.Ведягино. По факту, ледовая обстановка на Кенозеро, в сроки проведения маршрута была благоприятной и устойчивой, благодаря чему удалось перенести значительную часть маршрута на передвижение по озерам и лахтам (заливам) – переход ур.Тырнаволок, оз.Долгое, п.Вершинино, оз.Кен озеро, ур.Ведягино.

  • На 5-ый день похода, в виду значительного понижения температуры, а так же сложным участком маршрута (холмистый рельеф), ходовой день был сокращён.

  • По рекомендации дирекции парка, был отменён участок - ур.Макарье, ур.Новосёлово.

29.12.2009. День 0. Отъезд из Москвы, выброска на станции Плесецкая и трансферт до деревни Усть-Поча.

Для организованного отъезда всей группы встретились в 22-00 в зале ожидания Ярославского вокзала. Все пришли практически вовремя, кроме Артёма, даже были провожающие. Собрались, и в 22-50 загрузились в поезд Москва - Северодвинск. Артём позвонил в 22-40 и спросил: А во сколько у нас поезд?….Без комментариев.

В 23-10 поезд тронулся, оставляя за окном Москву и перемещая нас все ближе и ближе к цел нашей поездки - Кенозерскому национальному парку. Позже, мы узнали, что Артём всё же успел запрыгнуть в уходящий поезд.

30.12.2009. День 1. Выброска на станции Плесецкая, трансфер до деревни Усть-Поча. д.Усть-Поча – о-в Боровой.

В 14-50 благополучно высадились на станции Плесецкая. Там нас уже ждал заранее оплаченный в администрации Кенозерского парка микроавтобус. Который должен был довезти нас от станции Плесецкая до д. Усть-Поча. Это был УАЗик, весьма комфортабельный, с мягкими сидениями. Мы быстро покидали свои рюкзаки и уже в 15-10 выехали от станции Плесецкая.

Автобус высадил нас в д. Усть-Поча в 18-00 (точка D1). Разобрав рюкзаки, переодевшись и оформив путёвку в парк, в 18-30 мы вышли из деревни в сторону острова Мыза.

Погода на 18-30: Ветер сильный, снегопад, видимость 20-30 м., температура воздуха -4 градуса.

В виду непогоды мы попросили егерей пробить буранный след до места стоянки. Двигаясь по нему, огибая с запада остров Мыза, мы дошли к 20-00 до одного из Федоровских островов, на северо-восточной оконечности которого нашли оборудованную стоянку (о-в Боровой). Данная стоянка находится на открытой части острова, в виду чего не рекомендуется для ночёвок.

Итого за день – 4км.

31.12.2009 День 2. о-в Боровой. Глазово – ур.Федосова - ур.Немято - ур.Екимово - ур.Тырнаволок

Погода на 08-00: Ветер слабый, облачность, температура воздуха -7 градусов.

Подъем дежурных в 6-00, выход в 08-30.

В виду отсутствия зимника (занесло снегопадом), было принято решение идти до ур.Рыжково, а оттуда выйти на ур. Немято.

К 9-30 уже рассвело достаточно для продолжения нашего маршрута, и учитывая хорошее состояние льда, решили вместо захода в д. Рыжково, заглянуть в д. Глазово, где находится одна из красивейших церквей Кенозерья, и далее продолжить маршрут до д. Тырнаволок через д. Федосова.

В 10-00 дошли до деревни Глазово. Посмотрели одну из красивейших церквей Кенозерья. Далее, по льду залива Шуйлахта, добрались до д. Фёдосова, где подсекли очередной буранный след. Полюбовались открывающимися с этого холма видами и заодно перекусили ходовыми орехам. Сама деревня Фёдосова - жилая, но жилых домов, похоже, 1-2, нам встретилась только одна собака

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Далее двигаясь по буранному следу на юг, мы вышли к ур.Немята. С холма открывается замечательный вид на Озеро Долгое.

Мы решили не идти по берегу из за растущего на нем чапыжника и крутизны склонов, не очень удобных для передвижения. И спустились к озеру.

Пройдя на запад по кромке берега, мы вышли к ур.Тырнаволок.

Сама деревня Тырнаволок - нежилая, при нашем посещении в ней было всего 2 полуразрушенных дома, но стояло несколько стогов с сеном, видимо летом на ближайшие поля заходят на покос жители окрестных деревень.

К 17-00 разбили лагерь, занялись приготовлением ужина и подготовкой к встрече нового года.

Итого за день – 14км.

01.01.2010 День 3. радиальный выход ур.Тырнаволок – д.Вершинино - ур.Тырнаволок.

Погода на 08-00: Ветер слабый, ясно, температура воздуха -17 градусов.

Подъем дежурных в 08-00, выход в 11-00.

В виду того, что накануне спать все легли поздно, было принято решение устроить полуднёвку с радиальным выходом в п.Вершинино с этнографической целью.

Созвонившись с дирекцией парка, договорились об организации экскурсии. В 11-00 вышли к п.Вершинино.

От ур.Тырнаволок, идёт накатанный зимник, по нему дошли в Вершинино.

Сама деревня Вершинино является административным центром Плесецкого сектора Парка. В ней сосредоточены уникальные памятники культурного наследия, расположена музейная экспозиция, визит-центр.

В деревне есть несколько магазинов, почта, фельдшерский пункт. Население около 500 человек.

Осмотрев церкви (рис.3.1) и пообедав блюдами северной кухни (рис.3.2), мы выдвинулись обратно в ур.Тырнаволок.

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Рис 3.1 д.Вершинино

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Рис 3.2 Команда.

К 187-00 пришли в лагерь, занялись приготовлением ужина.

Итого за день – 10км.

02.01.2010 День 4. ур.Тырнаволок - оз.Долгое - п.Вершинино - оз.Кенозеро - д.Семёнова - ур.Ведягино

Погода на 08-00: Ветер слабый, ясно, температура воздуха -27 градусов.

Подъем дежурных в 06-00, выход в 08-00

По рекомендации руководства парка вместо движения через ур.Бухалово прошли по оз.Долгому, через д.Вершинино. В Вершинино были в 09-00.

Далее вышли на зимник Кенозера (рис.4.1) и двинулись на юг, к ур.Ведягино.

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Рис 4.1 Кенозеро. Зимник

Движение осуществляли в колонне, расстояние между участниками 10м. Сход с зимника ЗАПРЕЩЁН! При подходе к о-ву Каменный возможно появление мокрого снега. Движение по оз.Кенозеро является сложным участком маршрута в виду особенностей гидрографии (наличию течений, родников, ключей).

В 17-00 Вышли к ур.Семёново, где постоянно проживает местный егерь Алексей, очень приветливый и отзывчивый человек. Подкрепившись переходными орехами, двинулись дальше.

В 18-00 вышли на берег ур.Ведягино. Хорошая стоянка распложена в глубине мыса.

Далее поставили лагерь, занялись приготовлением ужина.

Ночёвку пришлось устроить холодной, в виду дров, которые не желали гореть.

Итого за день – 16км.

03.01.2010 День 5. ур.Ведягино - Худые озёра - оз.Большое.

Погода на 08-00: Безветренно, ясно, температура воздуха -38 градусов.

Подъем дежурных в 06-00, выход в 09-00

Подъём затянулся из за костра, который предательски не хотел гореть. Мы долго пытались добыть огонь, пока не появился местный житель. Он спросил от куда мы, потом достал свой топорик, наколол дров……За пять минут у нас появился огонь и тепло. Мистика, другого объяснения найти немого.

Утро выдалось морозным. Команда держалась стойко (рис. 5.1).

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Рис 5.1. ур.Ведягино Утро. –38 градусов

К 10-30 дошли до Худых Озёр. Место на оз. Худые очень живописное, так что можно всячески рекомендовать его к посещению. Была информация, что навстречу нам идёт другая группа. Обещанной накануне лыжни, увы, не было. Перекусив орехами, и попив чай из термосов, двинулись дальше.

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Рис 5.2 ур.Ведягино

Рис 5.3 Худые Озёра

В 14-00, преодолевая холмы и горки, вышли к оз.Большое. Далее поставили лагерь, занялись приготовлением ужина.

Итого за день – 9км.

04.01.2010 День 6. оз.Большое - ур.Фёдоровская - ур.Думино - ур.Масельга.

Погода на 08-00: Ветер слабый, ясно, температура воздуха -32 градуса.

Подъем дежурных в 06-00, выход в 08-00

Подойдя к оз.Большому, мы не нашли зимник, поэтому решили двигаться по лесной дороге.

В 11-00 мы вышли к ур.Фёдоровская, архитектурному ансамблю Порженского погоста XVIIIвека, жемчужине деревянного зодчества Севера России.

В ур.Фёдороском постоянно никто не живёт, но на берегу оз.Порженское стоит зимний охотничий домик.

От Порженского мы подсекли накатанную буранную дорогу по который вышли к ур.Думино.

В Думино, поскольку довольно сильно подмораживало, мы задерживаться не стали, а сразу вышли к кордону, расположенному на берегу оз.Долгое.

Пройдя от деревни около 400 метров, вышли к оборудованному работниками парка гостевому домику, который как раз протапливался сторожем с кордона для гостей. Узнав, что мы туристы и собираемся снова спать в палатке, сторож предложил нам переночевать в Масельге. Куда мы с удовольствием и пошли.

Двигаться от Думино в Масельгу рекомендуется по дороге, огибающей оз.Долгое.

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

В Масельге мы были в 19-30. Передовая часть группы уже отогревала помещение музея, в котором мы, собственно, и заночевали.

Далее было размещение, приготовление ужина, сушка снаряжения.

Итого за день – 18км.

05.01.2010 День 7. ур.Масельга – Хижгора - ур.Гужово - д.Морщихинская.

Погода на 08-00: Ветер слабый, ясно, температура воздуха - 18 градусов.

Подъем дежурных в 06-00, выход в 09-00

Вышли в 09-00. От Масельги до Гужево, идёт накатанная дорога, есть что посмотреть, очень красивые места.

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Далее вернулись в Масельгу и направились в Морщихинскую.

Дорога проходит по заросшей лесом гряде Масельге, являющейся границей водоразделов Белого и Балтийского морей.

В 16-00 дошли до д.Морщихинская.

Заранее договорившись с местным жителем Алексеем Антуфьевым, заселяемся в уютный домик на берегу оз.Лекшмозеро.

д.Морщихинская является административным центром Каргопольского сектора парка. Здесь расположены памятники историко-культурного наследия. Население деревни около 250 человек. Есть несколько магазинов, почта, фельдшерский пункт.

Далее поход в магазин, урок топки русской печи, приготовление ужина.

Итого за день – 14км.

06.01.2010 День 8. д.Морщихинская - д.Воротниковская - ур.Новосёлово - д.Морщихинская

Погода на 08-00: Ветер слабый, ясно, температура воздуха - 12 градусов.

Подъем дежурных в 06-00, выход в 09-00

В связи с хорошей и безопасной ледовой обстановкой на Лекшмозере было решено сделать радиальный выход по Лекшмозеру, чтобы осмотреть 2 большие деревни - Орлово и Трифаново.

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

Рис 8.1 Церковь Петра и Павла в д.Морщихинская

Рис 8.2 Лекшмозеро

До деревень добирались просто по азимуту сначала до д. Воротниковская - 6 км, далее вышли на трассу Пудож - Каргополь - и прошли по самой деревне около 1 км, рассматривая красивые резные наличники и чеканенные крыши. Далее - по азимуту до д. Трифаново (не жилой) - 5,5 км.

Далее - от Новосёлово - уже радиально до Лекшмозеро (10 км), благо, что церковь на берегу - хороший ориентир и заметна издалека. На самом озере - много буранных и лыжных следов, и конечно рыбаков, которые ловили в это время года окуней.

Вернулись в Лекшмозеро уже в сумерках - в 16-30, и принялись готовить ужин.

Вечером, договорившись о баньке, попарились и отмылись от прошедших 7 дней похода.

Итого за день: 24 км.

07.01.2010 День 9. Выброска в г. Каргополь, далее проезд до ж/c Няндома и отъезд в Москву.

Общий подъем в 6-30, выезд в 8-00. Погода - ясная, температура -10 градусов в 07-00.

Довезти до Каргополя на УАЗике нас согласился хозяин нашего домика.

К 10-30 мы добрались до Каргополя, и остановились на авто вокзале, куда и заходили в течении дня погреться и поесть, пока осматривали Каргопольские достопримечательности. Сам Каргополь очень красив. Потратив 1-2 дня на его осмотр и посещение музеев, вы почувствуете, что с пользой и удовольствие провели время.

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

В 22-00 мы сели на рейсовый автобус Каргополь - Няндома, , и к 23-30 были на вокзале в Няндома. Откуда в 01-55 08.01.2010 отправились на поезде Архангельск-Москва обратно в Москву.

8. Выводы, рекомендации.

  • Наиболее благоприятным сезоном для организации лыжных походов, являются январь-февраль.

  • При планирование лыжного похода, особое внимание обратить на ледовую обстановку в районе.

  • Рекомендуется согласовывать маршрут похода с дирекцией парка.

  • В случае организации стоянки вне отведённых мест, возможны проблемы с дровами. Точнее в первую очередь, проблемы с дирекцией Национального Парка.

  • Климат и погода могут резко меняться. Следует это учитывать.

  • При движение по замёрзшим водным поверхностям необходимо соблюдать рекомендации ФСТ.

  • В районе работает только сотовый оператор Мегафон.

  • Следует особое внимание уделить выбору снаряжения и организации похода. Мы сделали следующие ошибки: палатка была взята на 15 человек (некомфортное проживание), печка собиралась долго, и были недостатки в конструкции. Термосов было взято мало (2шт.) Пенки рекомендуются 12мм. у всей группы. Раскладка составлена с малым запасом калорийных продуктов. Неудачный конденсатор.

  • Следует обращать внимание на личное снаряжение участников. Всё что может сгореть – сгорает. Всё что может потеряться – теряется.

9. Стоимость проезда, проживания. Полезная информация.

  • Трансфер: станция Плесецкая - Усть-Поча (на автобусе Кенозерского Парка - 6000 р. - за 10 человек)

  • Пребывание в Кенозерском национальном парке - 490 р. за 7 человек

  • Ж/д билет Москва - Плесецкая - 1100 р.

  • Ж/д билет Няндома - Москва - 760 р.

  • Трансфер (УАЗ) - Лекшмозеро - Каргополь - 1500 р.

  • Проживание в Лекшмозере – 1500 р.

  • Баня в Лекшмозере – 1000 р.

  • Автобус Каргополь - Няндома ( с багажом ) - 140 руб с человека

Контактная информация:

  • Дирекция парка в Архангельске (менеджер по туризму Анна) – (8182) 20-65-72

  • Представители парка. Плесецкий сектор – (81832) 4-94-66, 4-93-48

  • Представители парка Каргапольский сектор – (81841) 3-16-75, 3-16-97

  • Инспектор парка. д.Усть Поча. Руслан. 8-921-816-05-88

  • Главный ГосИнспектор Каргопольский сектор. Евсеев Сергей Александрович 8-921-477-89-21

  • Александр Антуфьев 8 ( 81848) 31619. 8-921-072-17-83 д. Лекшмозеро проживание, заброска, выброска. Очень хороший и порядочный человек. Нас кормил очень вкусными домашними рыбничками и рыбой ряпушкой.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Через Няндому (железнодорожный плюс автомобильный транспорт)

До Няндомы можно добраться:

  • Из Архангельска - поездами на Москву (15 ск., 317 пасс.), Санкт-Петербург (389 пасс.), Котлас (371 пасс.), собственно Няндому (671 местн.) - так называемая дежурка.

  • Из Москвы (Вологды, Ярославля) / Санкт-Петербурга - поездами на Архангельск (16 ск., 318 / 390 пасс.), Северодвинск (316 пасс.).

  • Из Кирова и Коми - удобно добираться по железной дороге до Котласа, а там пересаживаться на 372 из Мурманска есть прямой триста какой-то поезд, идущий в Вологду через Архангельскую область.

  • Для любителей электричек и дежурок (в инете такие есть:-): Москва-Александров + Александров-Ярославль + Ярославль-Данилов + Данилов-Вологда + Вологда-Коноша (можно выйти в Ерцево) + Коноша (Ерцево)-Няндома. По пути из Архангельска можно тоже извратиться (попытаться, по крайней мере): Архангельск-Емца (можно доехать до Плесецкой или Пуксы) + Емца (Плесецкая, Пукса)-Няндома.

От Няндомы до Каргополя - автобус / маршрутное такси / такси.

Напрямик:

  • Из Архангельска: автобус Архангельск-Каргополь, ежедневно, 7:30 выезд. В пути около 12 часов! На автомобиле можно проехать двумя путями: 1) длинной дорогой с асфальтовым покрытием (как автобус) - по трассе М8, далее через Долматово-Няндому 2) более короткой дорогой с грунтовым покрытием через Плесецк-Конево. Весной и осенью, по понятным причинам, предпочтительнее первый вариант, зимой - второй.

  • Из Москвы (Вологды, Ярославля) и Санкт-Петербурга - на автомобиле через Архангельскую (шоссе М8, Вельск-Долматово-Няндома), Вологодскую область (Вытегра) или Карелию (Пудож).

Автостанция г.Каргополь - пр.Октябрьский, 87. Тел для справок (818-41) 2-13-18 - можно узнать точное расписание автобусов и, таким образом, спланировать свой отдых в районе.

Зимнее расписание 2004-2005 (может меняться):

  • Каргополь-Архангельск (через Няндому, комфортабельный полутораэтажный автобус) 7-00 ежедневно

  • Каргополь-Няндома 5-00, 12-30, 16-00, 22-00 ежедневно (у автостанции всегда есть такси, так что собирайте людей и едьте по цене автобуса каждый). Летом есть рейс и в 7-00.

  • Няндома-Каргополь 6-45, 14-30, 19-00, 1-30 ежедневно. Газелька чуть раньше по цене автобуса. Также полно такси.

  • Каргополь-Лёшкмозеро (через Лядины) 7-40, 17-15 (вт, пт), 17-15 (вс)

  • Каргополь-Троица (через Усачево-Архангело) 8-30, 18-00 пн, ср, пт, сб, вс

  • Каргополь-Ошевенск 7-00, 17-40 (вт, чт), 17-40 (сб). Есть рейсы Каргополь-Гарь, идущие через Ошевенск.

Есть также рейсы на Печниково, Усачево, Кречетово, Солзу, Хотеново, Ноколу.

Поездки по Каргополью.

Для беглого осмотра, к примеру, погоста в Лядинах и церквей в Архангело можно сесть на автобусы, идущие, соответственно, в Лёшкмозеро и Троицу. Пока автобус доходит до конечного пункта, у вас есть время кое-что посмотреть. Причем, в Лядинах это будет больше часа. Автобус возвращается в Каргополь около 11-00. В Архангело будет минут 30-40, а автобус прибывает обратно около 12-00.

Для осмотра церквей Большой Шалги надо ехать до Казаково, по дороге на Няндому. Там останавливаются все автобусы, и есть поток машин-попуток.

До Саунино можно добраться автобусами на Троицу, Усачево. От шоссе пешком 1,5 км.

В Каргополе есть окружная дорога (!) с ответвлениями на Няндому, Пудож, Вытегру, Плесецк, Ошевенск. Единственный мост через Онегу в районе города находится как раз на этой дороге, то есть довольно далеко от центра.

Городской транспорт:

Есть один автобусный маршрут - № 4. Один ходит 10 раз в сутки. Но Каргополь - не тот город, где нужен автобус (разве что только для поездки на противоположный берег реки).

Все достопримечательности сосредоточены на самой длинной улице, которая проходит практически через весь город вдоль берега реки Онеги - это Октябрьский проспект.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ

Гостиницы.

  • Каргополочка (центр, ул.Архангельская/ул.Ленина, тел. 2-12-64)

  • Приют туриста при турбюро (ул. 3 Интернационала, за окружной дорогой, тел.2-21-70)

  • Мини-гостиница Чонлима (ул.Красноармейская, тоже окраина, тел. 2-24-55)

ГДЕ ПОЕСТЬ

Кафе

  • Каргополочка (Ленина, 83). При гостинице. Кушать можно, но еда столовская, особо эстетствующие не оценят. Не дешево, скажу я вам, видимо, туристы всему виной. Правда, на вокзале Няндомы в столовке Малошуйского ОРСа цены те же.

  • Шелковня - ул.Гагарина, 8. Столовая педколледжа - ул.Сергеева, 10. Малиновка - пр.Октябрьский, 113. Ни в одной из них я не был, посему ничего сказать не могу.

Магазины

Их очень много, так что перечислять нет смысла. Самые близкие к гостинице - у автостанции и Чайка, на пересечении Красного Посада и Ленина (там очень вкусные слойки (с изюмом).

Ассортимент скоропортящихся продуктов - из южных районов Архангельской области, севера Вологодской и запада Карелии. Остальное - Москва, Питер, как везде.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Музеи и центры народных ремесел

  • Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей. Выставки: 1) Наследие древнего Каргополя (ц.Зосимы и Савватия) 2) На перекрестке почтовых трактов (Введенская ц.) 3) Шел коня ковать (костюмы, забытые вещи, предметы народного искусства).

  • Дом-музей Шевелевых - ул.Гагарина, 37, тел. 2-20-63.

  • Дом-музей крестьянского быта Николая Аннина - ул.Болотникова, 33, тел. 2-26-47 (перед посещением надо позвонить).

  • ЦНР Берегиня - ул.Архангельская, д. 5, тел. 2-17-04, 2-17-05.

  • ЦНР Беломорские узоры - ул. Архангельская, 36.

Карта:

Отчет о лыжном походе 1кс в Кенозеро

 

Источник : "https://tkmgtu.ru/otchety/62-lyzhnye-pokhody/sever-evropejskoj-chasti-rossii-leningradskaya-oblast/arkhangelskaya-oblast/1631-otchet-o-lyzhnom-pokhode-1ks-v-kenozero-yanvar-2010" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст