17 января 2013
Дещеревский А.
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: II

Руководитель группы: Дещеревский А.
Тел. 254-90-35, 8(0967)731215, adeshere@ifz.ru

- 9.3. Ориентирование, картография и маршрутная информация
10. Финансовый отчет
11. Благодарности
12. Дневник похода (автор В.Демидов)

1. Состав группы, обязанности в походе, подтвержденный и фактический опыт участников

Участник, тел.в г.Пущино (код 8-0976)
Обязанности

Личное снаряжение
Общественнное снаряжение
1. Лыжи «HAGAN»1 1.Палатка типа «Зима», двуслойная, с печкой 5
2. Крепления тросиковые (Харьков), доработанные 2 2. Коврики ижевские – 7шт на группу
3. Бахилы (низ – галоша, верх – ткань) 3 3. Спальники 4+4чел, +1м для дежурного по печке
4. Ботинки 4 4. Котлы 5+7л, термосы 1+0.5л, ершик посудный
5.Пуховка (использовалась на привалах, в лагере, при восхождениях); капроновый ветрозащитный костюм 5. Тросик костровой, лопата снеговая=лавинная. Пила двуручная, топор. Дежурные валенки (лучше унты!)
6. Стропа для обвязки лыж (2х5м) 6. Растопка для костра/печки (плекс, сух.горюч.)
7. Лавинная лента (не пригодилась) 7. Фонари светодиодные 4шт, свечи по 1 шт/день
8. Очки солнечные (газосварочные за $2) 8. Часы (нужен будильник!)
9. Маска ветрозащитная типа «спецназ», флис, 90р/шт 9. Фотоаппараты, пленки, гитара
10. Ходовая и спальная одежда, запас носок, рукавиц и т.д. 10. Карты в 2 экз., 3 компаса, термометр, ручки
11. КЛМН, спички 11. Ремнабор (см.список)
12. Умнабор (мыло и зубная паста групповые) 12. Аптечка

1) HAGAN - это почти неубиваемые пластиковые лыжи с металлической окантовкой и деревянным вкладышем в колодке. В носке есть отверстие для веревки - очень практично! Ширина лыжи в носке 10см, в талии 8см. Вес около 4кг пара. Куплены в Москве в мае 2004г за $70. Существенный недостаток лыж - отсутствие насечки и продольной бороздки. Без бороздки сложно идти по дорогам, да и на целине лыжи "водит". Насечку может частично заменить мазь. Каждое утро мы грели лыжи у костра и мазали их согласно погоде и ожидаемому рельефу. В зависимости от состояния снега, мазь позволяет нормально идти несколько часов. На крутых подъемах лыжи обматывали от носка до креплений парашютной стропой (желательно сложить стропу вдвое и прошить).
2) Для мужских лыж было куплено по две пары креплений (цена в м-не Турин 195р). Из каждой пары использовались только широкие щечки. Под крепления подложили алюминиевые пластинки, вырезанные из старого байдарочного руля. Наружный край щечек крепился к пластине заклепкой. Это себя полностью оправдало - все такие крепления прошли маршрут без поломок (на одной паре лыж, где пластина-подкладка отсутствовала, щечки ломались трижды).
Все тросики от "лишних" креплений были взяты в поход в качестве запасных. Для мужской половины группы тросики пришлось нарастить, для чего использовались велосипедные спицы б/у. Перед походом мы не были уверены в надежности спиц, однако за время похода ни одна спица не лопнула и не сломалась. Чтобы концы спиц не разгибались под нагрузкой, мы обмотали их изолентой (примерно на пятый день изолента истерлась и ее пришлось поменять).
Стандартный недостаток харьковских креплений - острые края "щечек" (и особенно отверстий, в которые вставляется ремешок) при агрессивном стиле катания перерезают штатный ремешок за день-два. Поэтому перед установкой креплений мы тщательно обработали все кромки надфилем и залили двумя слоями эпоксидки. В результате большинство ремешков "дожило" до конца похода. На скорость истирания ремешка очень сильно влияет натяжение тросика: чем оно больше, тем быстрее перетирается ремешок. Для походных условий вполне достаточно минимального натяжения (усилие 30-50кг). При правильно подогнанных щечках это позволяет уверенно контролировать лыжи, в том числе и на спусках, а живучесть креплений заметно выше.
3) Бахилы мы купили питерские: снизу - галоша, к ней пришита труба из тряпки, сзади - молния. В декабре 2004г в Терре они стоили 380р. Главный их недостаток - галоша не всегда подходит к ботинку. Например, у меня впереди в носке оставалось пустое место. На лыжах это не очень критично, а вот когда идешь пешком, особенно на скалах, может аукнуться. Поэтому лучше не покупать заводские бахилы, а сшить самому. Пара галош стоит около 40р (например, в м-не Авиаспецодежда). Верх галоши, особенно в носке, надо обрезать, чтобы галоша легко и плотно садилась на ботинок. Полезно пришить к галошам 2-4 петельки и привязывать их к ботинку наподобие кошек, чтоб не слетали. Трубу из тряпки можно делать и без молнии (но достаточно широкую). Излишки ткани обмотать вокруг ноги и завязать парой тесемок длиной 2-3м, которые начинаются у пятки, и после 3-4 оборотов вокруг ноги завязываются возле коленки.
4) При наличии хороших бахил (на резиновой основе) резко снижаются требования к ботинкам. У нас были самые разные ботинки, в том числе и обычные рабочие (неутепленные). Несмотря на мороз до 30 , ноги ни у кого не мерзли. Перед сном любые ботинки надо расшнуровать и расправить, чтобы утром их было легче одеть.
5) В палатке с печкой образуется много измороси, поэтому обязательно нужен второй слой. Лучше делать внутреннюю палатку неснимаемой (на время похода), чтобы не тратить время на ее закрепление каждый вечер. Однако в этом случае надо продумать способ очистки потолка и стенок внешней палатки от измороси. У нас ее набиралось до 2 кг за ночь.

3. Ремнабор для лыжного похода 2 к.с.

Кольца запасные для палок– 3шт Пассатижи небольшие, с кусачками и бокорезами
Тросики запасные – 5шт, удлинители 5шт 1 Надфили и напильники – треугольный, круглый
Запасные крепления – 1 пара Наждачная бумага, кусочек полотна от ножовки
Дополнительно запас П и Л щечек – по 3 шт. Шило, сапожное шило
Алюминиевая накладка на лыжу ПОД крепление – 1шт Отвертка с разными наконечниками
Сверла 3-5мм, 3 шт., зажим для сверел 2 Ножницы большие для ткани, микроножницы
Шурупы для креплений (строго по длине!) – 10шт Ткань разная (для ремонта одежды, палатки и др.)
Гвозди, микропробойник для металла Нитки капроновые – толстые и средние, нитки хб
Алюминиевая проволока на заклепки Иглы разные, наперстки, булавки, пуговицы, петли
Вязальная проволока (медь 1мм) – 5-7м Резинка бельевая – 20м
Толстая прочная проволока (сталь 1.5мм) – 0.5м Клей: 1) типа эпоксидки; 2) обувной
Изолента – 1 рулон, скотч (немного) ЗИП-крепеж для внутр.палатки (кольца, булавки и др.)
Толстая стропа/ремешок д/креплений (ширина 20мм) – 2м Рюкзачные пряжки, зажимы, самосбросы – по 1-2 шт
Просто стропа для разных нужд, тесьма – 50м Мазь лыжная – всего около 10 брикетов
Шнур капроновый 2-3мм – 30м

1) Перед походом мы получили много советов - сколько брать запасных тросиков. Наиболее "принципиальный" звучал так: "запасная пара для каждого участника и еще штук десять в ремнабор". То ли наш маршрут оказался недостаточно экстремальным, то ли повезло с качеством тросиков, но за время похода ни один тросик не порвался и ни один не был потерян. Во избежание потери мы привязали тросики к лягушкам капроновым шнурком; кроме того, после снятия лыж каждый тросик вставлялся в лягушку и фиксировался. (Двое участников не привязывали тросики к лыжам, а убирали их в рюкзак немедленно после снятия лыж, но мне эта система кажется менее надежной).
2) Одна из трудноразрешимых проблем в лыжном походе - как в случае чего просверлить дырку в лыже или креплениях (особенно в металле). Тащить коловорот или дрель не хотелось (вес!), а как иначе сверлить? HINT: маленькое сверло надежно фиксируется в выжимке для велоцепи. Конечно, это не дрель, но хорошим сверлом можно за пару часов проковырять даже железо. Как аварийный вариант (если не планируется сверлить каждый вечер) - очень даже неплохо!

4. Замечание про выбор креплений

Перед походом обсуждались варианты покупки новосибирских тросиковых креплений, либо универсальных креплений, производимых Тульским ЗАО "МП ГРАН" (300028, а/я 195. г.Тула, ул.Болдина 98. 8(0872)-26-77-20, 24-67-83, 24-64-03. E-mail : instrumpark@tula.net, gran-klient@mail.ru.
Несомненное достоинство новосибирских креплений - большие жесткие щечки, длинные прочные тросики, подходящие для самых больших ботинок. Однако цена этих креплений - около 800р, кроме того, щечки максимального размера не всегда есть в наличии.
Тульское МП ГРАН на наши электронные письма не отвечало, но после нескольких звонков прислало фотографии креплений и довольно скудное техническое описание, из которого мы так и не поняли, насколько они прочны, ремонтопригодны и безопасны (легко ли высвобождается ботинок при нештатных нагрузках). Учитывая довольно высокую цену (1500р), и общее впечатление ненадежности, мы даже не поехали в Тулу, чтобы посмотреть на эти крепления воочию.

5. Раскладка на 10 дней (9 ночевок), 9 человек

Характер местности
км
DH, м
пос.Тюлюк – подъем на г.Иремель до высоты 900м Подъем по дороге, затем по маркированной тропе (лыжня). Более 2ч ушло на подгонку и ремонт креплений
Подъем на плато г.Малый Иремель до высоты 1250м Подъем по старой лыжне, некрутой. Остановились на ночь в 13.45 в лесу в 1 км к ЮЮЗ от высоты 1406м.
Кольцевой траверс «подковы» г.Иремель. Подъем на г.1390м и на г.Бол.Иремель (1А, 1582м) Траверс – движение по старой лыжне. Восхождение на Бол.Иремель: снег, фирн крутизной до 30°, движение пешком, самостраховка альпенштоком
+450
–450
Спуск к р.Тыгын. Ночевка в 2км к С от г.Абараш-Баш До пер.Иремель – движение по своей лыжне (траверс). Спуск с перевала: тропежка 5-30см (лес, курумы).
+80
–350
Движение по р.Тыгын, затем по лесу, дороге и полянам. Ночевка в 1км к Ю от г.Милина Шишка Тропежка по льду р.Тыгын до 30см, по лесу 20-30см. Спуск к г.Милина Шишка – легкая (10см) тропежка по дороге, вырубкам, полянам. Последние 2км – санный след
–330
г.Милина Шишка –г.Тыгынская Шишка – пер.Финагеева Северный – подъем по р.Мал.Авняр До г.Тыгынская Шишка – шли по санному следу и старой лыжне (5км). Затем тропежка по лесу и дорогам 15-30см.
– 50
+150
р.Малый Авняр – пер.Малый Авняр – пос.Арша – Миселинская поляна Тропежка вдоль р.Малый Авняр и на перевале (15-30см), затем 2 км по охотничьей лыжне до дороги, далее по дороге до пос.Арша, потом санный след и лыжня по насыпи узкоколейки и дальше до Миселинской поляны
+200
–200
Миселинская поляна – перевал Кумар­дак – по хр.Кумардак до г.1215м. На хребте до 2м снега с прослоями жесткого фирна. Лыжня до г.Малый Кумардак, затем тропежка 20-30см по склону на пер.Кумардак. Подъем на хребет: снежный склон до 30°, движение на обвязанных лыжах. Движение по хребту (техн. сложность до 1А): фирн крутизной до 15°, самостраховка альпенштоком.
+500
Траверс хр.Кумардак от г.1215м мимо вершин 1287, 1285, 1317, 1330 до пер.С.Колокольня. Тропежка по хребту 20-40см (пологие участки и склоны крутизной до 30° и более); на отдельных локальных участках пятна фирна крутизной до 30°, самостраховка альпенштоком. Техническая сложность до 1А
+ 200
– 250
Радиальное восхождение на г.Колокольня (1А, 1354м) Снег, фирн крутизной до 30°; вершинный взлет крутизной около 30°. Движение на обвязанных лыжах, выше 1300м – пешком. Самостраховка альпенштоком.
+ 200
– 200
Пер. Колокольня (Северный) – р.Бол.Инзер – ЛЭП – г.Черная.
Частично (перед ЛЭП, по ЛЭП) шли через Башкирский заповедник
Спуск к р.Большой Инзер: тропежка 15-20см. В долине (движение по азимуту) тропежка в лесу до 20 см, на курумах 5-15см. По льду р.Бол.Инзер – тропежка до 30см. Последние 2км перед ЛЭП – движение по егерской лыжне. По ЛЭП – подъем на перевал по старой лыжне, далее глубокая тропежка 30-40см.
– 400
+ 50
г.Черная – по ЛЭП до пер. Отнурок, далее дорога вдоль р.Средн. Отнурок – санный след – пос. Отнурок – дорога в г.Белорецк По ЛЭП тропежка 30см, перед перевалом начинается егерский след от снегохода; на спуске – лесовозная дорога, крайне неудобная для движения. Перед пос.Отнурок – охотничья лыжня (2км), санный след (3км)
+ 150
– 400

- В течение всего похода держалась устойчивая морозная ясная погода. Выше зоны леса днем и вечером ветер до 10м/с. Ночью ветер обычно стихал. Температура указана минимальная (ночью/утром) и максимальная (после обеда).
- При движении по целине и попеременной тропежке двумя группами (одна группа отдыхает, другая тропит, затем группы меняются) чистое ходовое время рассчитывалось как общее время тропежки.

Статистика маршрута: Всего ходовых дней: 10. Общее ходовое время 71 ч, чистое ходовое время 53 ч.
Линейная протяженность маршрута 152 км. Общий перепад высот (подъемы+спуски) более 5000 м, количество зачетных категорийных препятствий (вершин): 2 шт., линейный эквивалент (5+2)*5=35 км.
Эквивалентная протяженность маршрута в "условных километрах" 187 км.

7. Подготовка и стиль

К походу мы начали готовиться ровно год назад, сразу после возвращения из валдайской "единички". Купили нормальные лыжи, начали перешивать палатку, сходили в несколько тренировочных ПВД-шек... Но как это обычно бывает, в самый неподходящий момент (то есть перед походом) жизнь внесла свои коррективы. Поэтому продукты мы закупали накануне отъезда, чехол для палатки шили в поезде, а способы закрепления внутренней палатки додумывали уже на маршруте. Я не буду говорить про подразнивший и сразу же растаявший (в начале декабря!) снег, из-за которого пришлось отменить половину запланированных на декабрь-январь тренировочных ПВД-шек.
Наибольшие споры при подготовке вызвал маршрут. Большинство участников, окрыленных успехом предыдущего валдайского выхода, рвалось идти сразу на Северный полюс. Увы, от этого плана все же пришлось отказаться, т.к. наш зав.печкой не смог гарантировать наличие на полюсе дров. Впрочем, альтернативный вариант с Приполярным Уралом выглядел не менее привлекательно. Единственная загвоздка заключалась в том, что все более-менее логичные маршруты на ППУ имеют продолжительность намного больше недели (именно столько дней выделил на поход костяк группы). А для того, чтобы залезть на самые интересные хребты и вершины, нам с нашим опытом пришлось бы ждать лета. И соответственно, заканчивать маршрут с первыми осенними снегопадами.
После долгого и трудного обсуждения мы решили ограничиться в этом году Южным Уралом. Да, конечно, это относительно населенный район с благоприятной погодой. И все же здесь есть настоящие хребты и горы, тридцатиградусные морозы и прочие далеко не детские атрибуты, требующие серьезной целенаправленной подготовки.
Увы, не все участники группы отнеслись к этому достаточно ответственно. В первый же день похода мы потеряли полдня из-за поломки креплений и некоторых других необязательных "мелочей", что лишило нас запланированной дневки на Иремели и надолго выбило из оптимального графика. Каждый день мы тратили драгоценное вечернее время на борьбу с недошитой внутренней палаткой и недостаточно налаженной печкой. Утренние сборы иногда продолжались до трех часов, хотя при более дружной работе можно было бы успевать за час сорок. Например:
30 минут после подъема - одеться, собраться, вылезти из палатки с вещами.
30 минут - завтрак, личные дела. Остывание печки.
40 минут - разобрать, почистить, упаковать палатку и печку; прогреть у костра и намазать лыжи.
Собраться быстрее нам было бы действительно трудно. Но ведь пару раз мы все-таки выходили на маршрут через два часа после подъема! Значит, в остальные дни мы просто теряли время... Из-за этого каждый день идти приходилось до вечера, а лагерь мы ставили уже в сумерках, что приводило к дополнительной потере времени и затрате сил.

Впрочем, все могло бы быть еще хуже, если бы не несколько полезных "маленьких хитростей".
Так, посуду мы мыли и транспортировали централизованно. Благодаря этому все, кроме дежурных, могли быстро и удобно упаковать свои рюкзаки. Очень практичны современные миски из нержавейки - они почти ничего не весят и суперкомпактны; в котелок можно запихать десятка два. Для посуды мы взяли специальную щетку. Можно отмывать жир кипятком, не обжигая и не пачкая руки.
Одна из наиболее долгих утренних процедур - прогрев лыж и наложение мази. Благодаря усилиям нашего зав.ремнабором, этот процесс никогда не затягивался и не задерживал группу. А качество его работы было таким, что до обеда соотношение скольжения и отдачи было практически идеальным.
Но больше всего времени сэкономила система "непрерывной" тропежки. Группа делится на две половины, которые тропят по очереди. Если в группе больше 6-8 человек, это позволяет существенно увеличить маршрутную скорость.
В целом, качество нашей подготовки и снаряжения примерно соответствовало маршруту. Скажем честно, некоторые участники оказались не вполне готовы к спортивному стилю похода. Из-за этого на остальных легла дополнительная нагрузка (причем это относится как к тропежке, так и к работам по лагерю), а часть "опциональных" достопримечательностей осталась непосещенной. Впрочем, график движения мог бы быть значительно менее напряженным, увеличь мы продолжительность похода хотя бы до двенадцати дней вместо десяти. С другой стороны, нам здорово повезло с погодой - в случае сильной пурги или снегопадов мы вряд ли прошли бы запланированный маршрут.

8. Описание маршрута

28.01. Заброска, подъем от Тюлюка в сторону г.Иремель (8км, +300м)

Автобусы на Тюлюк ходят редко и неудобно (уходят до прибытия основных поездов), поэтому для заброски желательно арендовать машину . Мы заранее договорились с грузопассажирской "газелью", и не пожалели! Всего за 1000 рублей водитель встретил нас у поезда и отвез до окраины поселка Тюлюк. (Первоначально по телефону мы договорились на 900р, но когда приехали в Тюлюк, то по своей инициативе решили немного "округлить" сумму).
Почти во всех описаниях маршрута говорится о необозначенных на карте дорогах, по которым блуждают и путаются туристы, впервые поднимающиеся на Иремель. Мы шли по километровке, найденной нами на CD-диске у знакомых туристов. На этой карте действительно обозначена только одна дорога, идущая из Тюлюка на ВЮВ. На самом деле в 500м от окраины пос. Тюлюк вправо уходит другая дорога, поднимающаяся куда-то в сторону хр.Бакты. По карте хорошо видно, что правильная дорога пересекает р.Карагайка в 1 км от окраины пос. Тюлюк. Этот мост (четко определяющийся даже зимой) был нашим главным ориентиром на начальном этапе маршрута. Также мы обнаружили четкую колею, пересекающую р.Тюлюк точно в том месте, где согласно карте, влево отходит дорога в сторону хр.Ягодный.
В 1км от моста через Карагайку дорогу пересекают две просеки (просека СЮ местами больше похожа на вырубку, по просеке ВЗ на В шла неплохая лыжня). Это место также легко читается и однозначно идентифицируется. Профессионалы могут получить удовольствие, ориентируясь по рельефу местности (он в этом месте прорисован достаточно четко), но в целом, движение до конца дороги не представляет никаких сложностей с точки зрения ориентирования.
От конца дороги начинается маркированная тропа с хорошей лыжней. Мы прошли по тропе чуть больше 2км и остановились на ночевку, поскольку шансов подняться до перевала за день практически не осталось. Согласно карте, дальше начинается довольно крутой склон, что неудобно для лагеря. На самом деле приемлемую площадку для палатки зимой можно найти почти в любом месте.

29.01. Подъем на плато г.Малый Иремель (8км, +350м), восхождение на Б.Иремель (6км, +450-450м)

Поднявшись по тропе примерно до высоты 1080м (это место находится в 1 км к Ю от вершины 1393м, самой западной в цепи вершин г.Малый Иремель), мы оказались перед непростым выбором. Обозначенные на карте тропы уходят отсюда на Ю и на В, а единственная лыжня шла на СВ. Все же мы пошли наверх по лыжне, так как не сомневались, что целью наших предшественников также был перевал между М. и Б.Иремелем. Действительно, набрав еще примерно 100м высоты, лыжня резко свернула вправо. Около поворота обнаружилось старое кострище и след от палатки.
Если цель группы - восхождение на ВСЕ значимые окрестные вершины, трудно найти более удобное место для лагеря. Мы тоже решили остаться здесь на ночевку. Жаль, что не удалось подняться сюда в первый день похода - тогда на дневке мы смогли бы сделать полный траверс Иремельской подковы. На любую из вершин Малого Иремеля отсюда можно сходить за час-два, а на Большой Иремель, особенно со свежими силами, часа за четыре.
До Большого Иремеля отсюда километров пять. Согласно плану похода, на этот выход мы планировали потратить весь день. Увы, из-за потерянных накануне ходовых часов пришлось отправляться на гору в самое неподходящее время, с ясной перспективой возвращаться обратно по темноте.
Поднявшись по старой лыжне выше границы леса, мы увидели настоящий горный ландшафт: присыпанные снегом осыпи, скалы, снежные склоны... Лыжня повернула к заманчиво возвышающейся над окружающим плоскогорьем скально-осыпной вершинке 1449м, я даже подумал, не Иремель ли это. Пришлось достать карту и компас, чтобы убедиться, что запланированные пять километров до главной вершины никуда не исчезли и их все-таки придется пройти.
Подъем на главную вершину начинается от пер.Иремель. К перевалу мы шли по лыжне наших предшественников. Огибая границу леса, поднялись примерно на 60-80м; потом пришлось столько же сбросить, чтобы спуститься на перевал. Перевальная седловина очень широкая, есть хороший лес. Чтобы не пробираться между деревьями, можно подняться на С склон высоты 1310м, затем по границе леса выйти к главной башне г.Иремель. На гору шли пешком, лыжи расставили аккуратным колечком подошвой наружу, чтобы их было легче найти на обратном пути.
От границы леса начинается снежно-фирновый склон крутизной 20°-25°. Шли пешком, помогая себе лыжными палками, ими же предполагалось зарубаться в случае срыва. Здесь почти всегда дует ветер, иногда очень сильный. Условия очень резко контрастируют с тем, что только что было в лесу. У нас были непродуваемые костюмы, пуховки, ветрозащитные маски, очки и хорошие рукавицы, но даже в такой экипировке комфортными эти условия назвать трудно.
Может возникнуть искушение для защиты от ветра уйти на восточный склон вершинного бастиона. Но делать это не стоит: крутизна склона местами более 30°, а снег еще более плотный - запросто можно улететь далеко вниз.
Вершина Иремеля - это небольшое вытянутое плато, по периметру которого есть несколько возвышений. На одном из них мы обнаружили какую-то железяку и деревянный крест с привязанной к нему пустой (без записки) матерчатой рукавицей. Не удалось раскопать и банку с запиской. Оставив свою записку в перчатке и сфотографировавшись, мы еще раз оглядели окрестные горы и пошли вниз.
На спуске надо быть осторожным: возле камней попадаются пустоты, при неудачном падении можно сломать ногу. Перевальную седловину пересекли по своей лыжне, а затем пошли к лагерю напрямик через лес, чтобы не набирать высоту. Между деревьями есть поляны, поэтому несмотря на наступившие сумерки, мы не очень страдали от веток и почти не петляли.

30.01. Спуск в долину р.Тыгын (12км, +80-350м)

От лагеря до перевала Иремель мы шли по вчерашней лыжне. Спуск в сторону р.Тыгын оказался непротропленным (собираясь в поход, мы надеялись встретить здесь толпы туристов, идущих из Кирябинского в Тюлюк). Обозначенная на карте тропа, уходящая с перевала на В (в сторону г.Шаршалыбиак), на местности читалась с трудом. И хотя мы сумели найти еле заметную под снегом лыжню, движению она совершенно не помогала. Поэтому спускаться решили не по тропе, а напрямую к р.Тыгын. В верхней части склона лес чередуется с полянами, идти несложно. Ближе к р.Тыгын заросли становятся гуще, хотя и здесь можно встретить удобные для движения полуоткрытые пространства. На некоторых курумах есть наст, но таких участков немного.
Спустившись к истокам р.Тыгын, мы повернули и пошли дальше прямо по руслу. Пересекать реку и подниматься на тропу, идущую, согласно карте, по СЗ склону хр.Аваляк, мы не стали, и правильно - как позже выяснилось, зимой по этой дороге не ходят. Конечно, река петляет сильнее, чем тропа или дорога, зато не надо набирать высоту и спускаться, так что в целом два эти варианта маршрута приблизительно равноценны.
На ночевку остановились на берегу р.Тыгын там, где она поворачивает с ЮЮЗ на ЗЮЗ (примерно между вершинами Б.Иремель и г.Абараш-Баш). После пересечения обозначенной на карте просеки ВЗ (с триангопунктом 1009м на З конце), мы постоянно смотрели вправо в надежде найти большую поляну на П берегу речки. Мы надеялись найти на поляне более плотный ветровой наст, чтобы избежать очень трудоемкой глубокой тропежки по льду. Увы, заметить поляну не удалось. То ли она к реке не подходит, то ли вообще заросла.

31.01. Спуск к г.Милина Шишка (13км, -330м)

От места ночевки по-прежнему шли по льду р.Тыгын. Река здесь достаточно широкая, перегораживающих русло деревьев практически нет, единственное (но весьма существенное) препятствие - очень глубокий снег. В лесу снега чуть меньше, но приходится постоянно петлять между деревьями.
Обозначенная на карте дорога, спускающаяся к р.Тыгын от г.Абараш-Баш, хорошо просматривается только в направлении на СЗ. Там, где дорога выходит к реке, стоит "одетый" в рубашку столб, заметный издалека. На левом берегу речки мы не смогли обнаружить ничего похожего на дорогу. Возможно, дорога идет не так, как показано на карте, а спускается по сухой поляне на ЗЮЗ и затем выходит на обозначенную на карте дорогу в районе перевала между горами Б. И М. Аваляк? Впрочем, никаких фактических данных в пользу этой гипотезы у нас нет.
Чтобы не терять и не набирать высоту - это было бы неизбежно в случае движения по вниз по поляне с последующим подъемом на пер.Аваляк (название условное, имеется в виду показанный на карте горизонталями перевал высотой 930 м между вершинами Бол. и Мал. Аваляк), - мы по азимуту прошли в сторону г.Абараш-Баш до обозначенной на карте тропы, идущей к избе Ильина. Ориентируясь по рельефу и растительности, к предполагаемой тропе вышли с погрешностью около 50м. Тем не менее найти тропу оказалось непросто: я трижды пересек ее, не заметив. И только двинувшись в сторону избы Ильина, через некоторое время мы обнаружили еле заметный продольный бугорок, который и оказался дорогой. Никаких следов от лыж или снегоходов на дороге нет. Основной ориентир при поиске дороги - граница растительности: ниже дороги со стороны р.Тыгын преобладает довольно густой и труднопроходимый лес с примесью ели, а выше дороги начинаются открытые места и поляны. Вероятно, нам вообще не стоило выходить на эту дорогу и тратить время на ее поиски. Вместо этого мы могли бы быстрее пройти к г.Тыгынская Шишка, если бы продолжили спуск по долине р.Тыгын, двигаясь западнее г.Малый Аваляк.
Ближе к избе Ильина дорогу видно получше. Около самой избы дорога довольно резко спускается вниз. Лес здесь не густой, подлеска почти нет, идти напрямик через лес ничуть не сложнее, чем по дороге. Поэтому мы не стали сбрасывать высоту и тратить время на поиски ускользающей дороги, а пошли напрямик в направлении перевала. Почти сразу за перевалом (это место легко читается по изменению преобладающего уклона местности с СЗ на ЗЮЗ) опять вышли на дорогу. Здесь она хорошо заметна и также совпадает с границей растительности (справа - участки хвойного леса, слева - светлый и просторный лиственный лес почти без подлеска).
Двигаясь с перевала вниз по дороге, очень быстро вышли на необозначенную на карте вырубку, откуда открывается великолепная панорама окрестных гор. Дорога спускается вниз по З краю вырубки. Благодаря южной экспозиции склона снега гораздо меньше, чем в лесу на р.Тыгын. Спуск доставил всем огромное удовольствие. Внизу мы встретили охотничью лыжню и след от автомобиля, однако они так сильно петляли, что быстрее оказалось вернуться на нашу дорогу и продолжить тропежку.
Немного не доходя до высоты 670м (показанной на карте горизонталью в 1.2км к ЮВ от горы Милина Шишка), мы вышли на санный след, идущий со стороны Авалякских полян в сторону г.Милина Шишка. Вероятно, тут возят сено жители Николаевки. Увы, двигаться по обледенелому санному следу оказалось едва ли не сложнее, чем по целине. Тропить, конечно, не надо, зато всем остальным участникам, кроме двух первых, идти намного труднее. Пройдя по санному следу примерно 1км на З до пересечения двух дорог, остановились на ночевку.

1.02. Переход от г.Милина Шишка к пер.Авняр (20км, -50+150м)

На 1-км карте обозначены четыре дороги, отходящие от описанного выше перекрестка (расположенного в 1.2км к ЮЮВ от г.Милина Шишка). Дороги, идущие на ЮЗ и ЮВ, спускаются к ручью Авалякский (урочище Авалякские поляны). Дорога, идущая на СВ к горам Аваляк, зимой не наезжена. Последняя из обозначенных на карте дорог идет на СЗ к горам Синяк. Кроме того, от указанного перекрестка отходит еще одна не обозначенная на карте дорога, без потери высоты уходящая точно на З, туда, где на карте нарисован конец дороги, поднимающейся на СВ от устья р.Тыгын. По санному следу, идущему по этой дороге, мы вышли на другую необозначенную на карте, но хорошо наезженную дорогу, идущую с ЮВ на СЗ в сторону р.Тыгын. По этой дороге мы спустились к р.Тыгын и пересекли ее где-то около отметки 593.3м. Почти на всем протяжении пути от лагеря до р.Тыгын мы шли по необозначенным на карте дорогам, петляющим среди необозначенных на карте вырубок и полян. Для путешествия по этим краям очень полезно иметь не только карту, но и более-менее свежие аэрофотоснимки.
Перейдя р.Тыгын, двинулись на ЮЮЗ, и перешли р.Бол.Авняр в районе высоты 610м, показанной на карте горизонталью. Вдоль обеих речек тянутся узкие, но труднопроходимые полосы приречного бурелома. Западнее р.Авняр тоже полно необозначенных на километровке вырубок, поэтому к отметке 616м (к перевалу между горами Финагеева и Березовая) мы вновь шли по поляне. Дорога, идущая вдоль П берега р.Бол.Авняр, зимой не используется, но хорошо заметна под снегом.
С перевала мы пошли на Ю по обозначенной на карте дороге, спускающейся к р.Мал.Авняр, а затем, не пересекая реку, пошли вдоль реки на З по еле заметной дороге, служащей границей между приречным чернолесьем и вырубками. Дорога вскоре кончилась, но лес здесь вполне проходимый, главная трудность состояла в довольно глубокой тропежке. Ближе к вечеру между деревьями стал проглядывать хр.Бакты. Мы перешли на Л (орографически) берег р.Мал.Авняр и остановились на ночевку на высоте абсолютной высоте около 700м. Благодаря попеременной тропежке, отсутствию крутых подъемов и спусков, а также заметно полегчавшим рюкзакам за день впервые прошли более 20км.
Надо отметить, что согласно первоначальному плану похода, мы предполагали идти к пос.Арша (он же Верхнеаршинский) немного по-другому: через Николаевку, затем по дороге, идущей через хр.Баштур к сенокосным угодьям на р.Черная, и далее по узкоколейке вдоль р.Арша. Однако идти по обледенелым санным дорогам оказалось очень неудобно. Использованный нами альтернативный вариант перехода к пос.Верхнеаршинский - тропежка по долинам р.Мал.Авняр и Арша - имеет примерно такую же протяженность и перепад высот, но почти полностью исключает движение по дорогам. Когда скорость группы определяется наиболее слабыми участниками, не принимающими участия в тропежке, то выгоднее идти по целине, чем по ледяному санному следу. Впрочем, после свежего снегопада тропить по дороге наверняка было бы удобнее, чем по лесу.

2.02. Пер.Авняр - Верхнеаршинский - Миселинская поляна (22км, -200+200м)

До пер.Авняр (высота 750м, показан на карте горизонталями) шли по П (орографически) берегу р.Мал.Авняр. Несколько человек с утра заранее вышли на тропежку, это позволило сэкономить более часа ходового времени. Лес довольно прозрачный, поэтому несмотря на отсутствие троп и дорог, идти несложно (коэффициент извилистости около 1.3). Ближе к перевалу пришлось немного подняться на П (орографически) склон ручья - в долине много кустов.
После перевала лес становится еще чище, рощи чередуются с полянами. Много звериных следов. Обозначенные на карте дороги, идущие в сторону хр.Бакты, зимой не используются; мы их пересекли, не заметив. Впрочем, не очень-то и искали - ведь нашей целью был пос.Арша.
Ближе к поселку встретили свежую охотничью лыжню. Было заметно, что по пути "в лес" лыжник сильно петлял, а обратно возвращался почти по прямой. По этой лыжне мы довольно быстро вышли на дорогу Арша-Тирлянский в том месте, где она пересекает исток р.Арша. Эта дорога построена всего несколько лет назад, и на километровке ее еще нет, но траектория вполне надежно читается по 2-км атласу Башкирии. Зимой дорога покрыта снегом, песка практически нет, очень удобно ехать на лыжах. Единственная проблема - мазь мгновенно стирается, поэтому в горку приходится идти пешком либо обвязывать лыжи стропой. Наиболее крутой и длинный подъем - перед вершиной 762м.
В пос. Арша есть магазин, сельсовет, почта. В три часа дня на почте уже никого не было, зато в сельсовете нам не только поставили отметку в маршрутную книжку, но и рассказали о непростой истории поселка.
В магазине - стандартный набор соков и алкогольных напитков, крупы, консервы, сахар. Хлеб бывает не каждый день (нам не досталось). Из "сладко-мучного" есть только "вечные" сухие торты и один вид печенья. Когда мы пришли, магазин был закрыт (хотя официально обед уже кончился). Пришлось сходить к продавщице, она живет в 500м к СВ от здания магазина. Попытки купить у жителей молоко закончились неудачей, хотя чуть ли не в каждом дворе стоит сено.
Пять раз в неделю в Аршу из Белорецка ходит автобус (выходные - вторник, четверг). Отправление из Белорецка 13.40, из поселка автобус уезжает около четырех или чуть раньше. На этом автобусе в поселок иногда приезжают охотники и туристы, в том числе лыжники, совершающие походы по окрестным хребтам. Планируя маршрут, мы надеялись встретить лыжню, идущую отсюда на хр.Кумардак и далее в сторону Белорецка. Однако как нам рассказали ребята из магнитогорского клуба "Дорога " (мы встретили их у г.Колокольня), к Белорецку теперь мало кто ходит, т.к. на слиянии рек Бол.Инзер и Куюнтау имеется постоянно действующий кордон заповедника. Погуляв по окрестным хребтам, туристы возвращаются обратно в Аршу или спускаются к поселку Тирлянский. Единственный "безопасный" выход в сторону Белорецка - через верховья р.Тирлян (ручей Черный Ключ) и урочище Журавлиное болото. Сейчас там ведутся лесозаготовки и есть лесовозная дорога до Белорецка.
Из поселка к Миселинской поляне идет санный след и неплохая лыжня. От магазина нужно идти по узкоколейке. Через 1км, немного не доходя кладбища (зимой оно не очень заметно), там, где узкоколейка начинает поворачивать на В, надо свернуть вправо по лыжне и санному следу. Развилок довольно много, чтобы не ошибиться, нужно целиться к перевалу между вершинами Репная и высотой 830м (последняя показана на карте горизонталью).
На перевале мы встретили лошадь с большим возом сена - жители деревни возвращались в поселок с угодий на Миселинской поляне. За перевалом дорога и лыжня идут почти по горизонтали, заметный спуск начинается только у самой реки. На ночевку остановились на Л берегу напротив поляны. От поселка сюда можно дойти за час.

3.02. Миселинская поляна - хр.Кумардак (10км, +500м)

Сразу за р.Миселя санный след поворачивает налево. Лыжня уходит в сторону г.Малый Кумардак. До скал мы шли по этой лыжне через лес (обозначенную на карте дорогу, идущую в этом же направлении, наши предшественники почему-то проигнорировали). Упершись в предвершинные скалы, лыжня резко свернула вправо. Поскольку времени для восхождения на Малый и Большой Кумардаки у нас уже не осталось, мы обогнули скальные выходы слева и пошли вверх на хр.Кумардак. Поднимались не в лоб, а наискосок, с таким расчетом, чтобы выйти на хребет где-то в районе г.Медвежья (на карте она обозначена как г.Машак, 1265м), или чуть ближе. Вообще, чтение большого количества описаний и изучение карты так и не позволили нам окончательно уяснить для себя топонимику района. Согласно некоторым отчетам, весь участок хр.Кумардак между массивами г.Кумардак (1318м) и г.Колокольня (1354м) следует называть "горным узлом Машак". Высшая точка этого горного массива - вершина 1287м - расположена непосредственно на хребте в 2.5 км к ССЗ от г.Медвежья (1265м). Рядом с ней есть еще несколько скальных вершинок высотой более 1200м, которые мы между собой называли "малыми Машаками". Однако надо понимать, что все эти названия условные и ни на одной карте их нет. Дополнительную путаницу вносит тот факт, что в непосредственной близости от этого места, на левом берегу р.Юрюзань, есть еще один хребет с названием Машак, в котором также имеется несколько "горных узлов Машак" и целая группа вершин с названием "Машак", а также многочисленные горы с названиями Широкая и Медвежья. По-видимому, единственный способ избежать путаницы при составлении отчетов и описаний - всегда четко указывать не только предполагаемое название горы, но и обозначать ее высоту, а также давать в отчете дополнительные признаки, однозначно идентифицирующие местоположение описываемой вершины.
Примерно на высоте 920м пересекли тропу, поднимающуюся на перевал 1070м (показан на карте горизонталями). Несмотря на глубокий снег, тропа хорошо заметна. Мы даже прошли по ней несколько десятков метров. Однако подъем по тропе слишком крутой, на лыжах идти неудобно. Поэтому мы бросили тропу и продолжили траверс склона, выбирая наиболее удобные проходы между густолесьем и скалами и понемногу набирая высоту.
Вскоре мы встретили почти горизонтальную лыжню, идущую вдоль хребта на уровне 960-980м. Поскольку в Ю направлении лыжня явно шла вниз, мы предположили, что она спускается куда-то к подножию вершины 1265м. Согласно первоначальному плану, мы хотели заночевать неподалеку от этой вершины и совершить восхождение на нее. Для этого нам нужно было бы продолжить траверс хребта, двигаясь по лыжне. Обход снизу скальных лбов, окружающих с ЮВ вершину 1251м, возможен на высоте не более 950м. Таким образом, двигаясь по лыжне, мы должны были бы сбросить 20-30м. Не бог весть какая потеря, но когда поднимаешься на хребет, так трудно решиться даже на небольшой спуск! Мы решили идти только вверх, и не пожалели. После короткого, но очень крутого подъема (набор высоты чуть больше 100м, лыжи пришлось обвязать стропой) мы оказались в удивительно красивом и диком месте. Фантастическая панорама долины р.Юрюзань, открывающаяся от вершины 1215м, превосходит все, что мы видели в этом походе. Если есть возможность выбора, подниматься на хребет надо именно здесь - это намного более зрелищно и эффектно, чем стандартный путь подъема мимо г.Медвежья (1265м).
Ближе к гребню хребта склон выполаживается, хвойный лес сменяется лиственным редколесьем (береза с примесью других пород). Редкие деревца почти не задерживают ветер; участки рыхлого снега чередуются с пятнами жесткого фирна. Двигаться надо весьма осторожно, выбирая наиболее пологие места с деревьями и кустами - падение на открытом участке склона чревато. Техническая сложность маршрута на этом участке - не менее 1А.
На ночевку остановились на высоте 1180м, между вершинами 1215 и 1287м, прямо над крутым склоном долины р.Юрюзань. К вечеру ветер ослаб, тем не менее эта ночевка стала одной из наиболее серьезных проверок нашего снаряжения. Чтобы повысить ветростойкость палатки, для нее выкопали яму глубиной около 1м (глубже копать мешают засыпанные снегом ветки кустов и карликовых берез). Яму для костра готовили более часа - глубина снега около 2м, встречаются прослои фирна. Вообще, место для лагеря здесь не слишком комфортное. Однако все неудобства с лихвой окупаются великолепной панорамой долины р.Юрюзань и исключительным видом на окрестные горы. По-моему, это был самый красивый лагерь за все время похода.

4.02. Траверс хр.Кумардак от г.1287м до г.Колокольня 1354м (14км, +200-250м), восхождение на г.Колокольня (1км, +200-200м)

Из-за отсутствия времени (в том числе долгих утренних сборов) восхождение на окрестные вершины, в т.ч. на стоящую отдельно и потому особенно живописную вершину 1265м (г.Медвежья), пришлось отменить. Первый перекус устроили на одной из скальных башенок высотой около 1200м, которые в изобилии встречаются в этой части хребта. Далее почти без потери высоты вышли на пер.1170м (показан на карте горизонталями), разделяющий вершины 1287м (т.н. горный узел "Машак") и 1285м (СВ оконечность ЮЗ части гребня хр.Кумардак, которую условно можно назвать массивом г.Колокольня). На перевале хороший хвойный лес, есть удобные места для стоянки.
Ориентируясь по рельефу (двигались по границе между пологой и крутой частью склона), мы обогнули указанный массив с ЮВ стороны и подошли под вершину 1330м (показана на карте горизонталями). Последний участок пути до перевала 1170м (имеется в виду перевал, расположенный в 1км к СВ от вершины г.Колокольня) шли с небольшим набором высоты, траверсируя склоны хр.Кумардак. На отдельных участках крутизна склонов более 30 , однако фирн не жесткий и допускает тропежку на окантованных лыжах. Склон не лавиноопасный.
На перевал вышли практически идеально, с погрешностью по высоте не более 10м. (Непосредственно перед перевалом было искушение подняться чуть выше, чтобы идти по более пологому склону). С СВ стороны перевала есть очень красивая полянка, окруженная скалами, хорошо подходящая для стоянки. Тем не менее мы прошли еще 300м и остановились на ночевку на ЮЗ стороне перевального плато, у самой границы леса непосредственно под предвершинным взлетом г.Колокольня. Здесь не так живописно, но из соображений безопасности (предстояло вечернее, а возможно и ночное/утреннее восхождение на г.Колокольня) следовало подойти как можно ближе к вершине.
Подъем на вершину г.Колокольня (1354м) вполне соответствует технической сложности 1А. Выше границы леса почти сразу снег сменяется фирном. Средняя крутизна склона около 20 , необходима самостраховка альпенштоком. Первый взлет заканчивается скальной вершинкой высотой около 1280м, которую лучше обойти слева. Далее следует пологий участок длинной около 200м, и затем крутой, но короткий вершинный взлет. Несмотря на значительную крутизну (около 30 ), склон достаточно безопасен - снизу хороший широкий выкат. Надо только следить, чтобы в случае срыва траектория падения не попала на неприкрытые снегом камни.
На мой взгляд, г.Колокольня, несмотря на умеренную высоту, одна из самых впечатляющих и красивых в районе. Во-первых, ее вершина - это острый пик, а не плато, как на Иремели или Ямантау. Превышение над окрестными долинами около 500м - вполне горная цифра. А самое главное, во всех направлениях открывается завораживающий вид на окрестные хребты и горы. Кстати, с вершины видно и широкую просеку ЛЭП, по которой мы спускались к реке Нуре. На километровке эта просека не обозначена - ее построили несколько лет назад для подачи электроэнергии в г.Солнечный и расположенный на г.Ямантау военный объект. Тогда же здесь был организован Южно-Уральский заповедник, перекрывший простым смертным доступ к военизированным окрестностям г.Ямантау.

5.02. Пер.Колокольня - г.Черная 910м (20км, -400+50м)

Встреченные нами на перевале у г.Колокольня туристы из Магнитогорска рассказали, что из Белорецка на Ямантау мало кто ходит из опасений встречи с егерями ЮУ заповедника. Наиболее безопасный путь подъема на гору - от истоков р.Юрюзань, куда можно подойти из пос.Тирлянский или из Арши через г.Колокольня. Восхождение на Яман могло бы стать логичным завершением нашего маршрута, будь у нас хотя бы 2-3 дополнительных дня. Увы, при планировании маршрута почти все участники стремились сократить сроки похода до минимума. Вряд ли когда-нибудь в будущем мы еще раз окажемся в этих краях, чтобы залезть-таки на запретную (но от того лишь более привлекательную) высочайшую вершину Южноуральской горной страны.
Чтобы закончить маршрут побыстрее, мы планировали пройти от г.Колокольня до Белорецка за двое суток. Рассчитывали на набранную за время похода спортивную форму, полегчавшие рюкзаки, а также длинный пологий спуск вдоль реки Нура. Увы, на практике все оказалось немного сложнее. Обозначенная на карте тропинка, идущая вдоль хр.Кумардак и далее по р.Бол.Инзер, оказалась занесена снегом. Видимо, после организации ЮУ заповедника по ней никто больше не ходит. Лишь через четыре часа напряженной тропежки мы вышли к старой егерской лыжне на р.Инзер неподалеку от ЛЭП. От того места, где ЛЭП пересекается с р.Инзер, вниз по долине уходила накатанная лыжня. Чтобы не встретиться с лесниками, мы решили не идти по этой лыжне к устью р.Куюнтау, а уходить по просеке ЛЭП на ЮВ в сторону горы Черная (910м). (Как выяснилось чуть позже, правильно поступили).
Вначале по просеке идет лыжня, но на перевале она кончается. По-видимому, лесники приезжают сюда на снегоходе и затем совершают на лыжах небольшие радиальные вылазки, осматривая владения. С перевала высотой 830м, расположенного между г.Черная и вершиной 1063м, открывается неплохой вид на хребет Машак и г.Ямантау. Почти сразу за перевалом просека резко поворачивает вправо на Ю (точнее, на ЮЮЮВ). Лыжня закончилась, начались тяжелые рыхлоснежные сугробы. Мы прошли по просеке около 2км и остановились на ночевку близ вершины г.Черная.

6.02. г.Черная - пос.Отнурок (23км, +150-400м)

Переночевав возле г.Черная, мы двинулись дальше по просеке. Обозначенная на 2-км карте "улучшенная дорога" на местности едва заметна. Снега на ней не меньше, чем на просеке.
Подъем на перевал 910м, соединяющий истоки р.Безымянка и Средний Отнурок, длинный и состоит из нескольких ступеней. Причем каждый раз создается впечатление, что впереди виден сам перевал. И только с верхушки очередного взлета открывается вид на следующую горку. Конечно, по карте видно, что общая протяженность подъема превышает 4 км, а набор высоты составляет почти 200 м, но когда идешь вверх, так хочется верить, что большая часть из этих километров и метров уже позади!
Примерно на середине подъема на просеку вышла егерская лыжня и след снегохода. Очевидно, по этой дороге егеря ездят к кордону на р.Инзер. На перевале дорога раздваивается, один из следов уходит вправо по ЛЭП (возможно, он идет вдоль р.Нура к пос.Нура), другой спускается вниз по насыпи старой автодороги в долину р.Средний Отнурок. Мы пошли влево к реке Средний Отнурок. След снегохода перекрывает здесь санную сеновозную трассу.
Судя по 2-км атласу Башкирии, то место, где мы ночевали, и весь последующий участок пути находятся уже вне территории заповедника (на местности его граница не обозначена). Но по лыжне легко можно проследить маршрут группы, поэтому лучше сразу уйти как можно дальше от заповедника. Вечером, обедая на лесовозной дороге возле г.Широкая (986м), мы встретили-таки лесников, возвращающихся с кордона в поселок. Оказалось, утром во время обхода они увидели нашу лыжню на р.Инзер и пошли по ней, пытаясь догнать и оштрафовать нашу группу. Если бы мы задержались на месте ночевки, неприятная встреча стала бы неизбежной. К счастью, лесники тоже люди и далеко не всегда они выходят на "охоту" достаточно рано. Во время встречи в районе г.Широкая у них уже не было формальных поводов предъявлять нам претензии, и мы немного повеселили друг друга: я сделал вид, что принял их за охотников, и начал намекать, что след их "бурана" явно заходит на территорию заповедника, где охота наверняка не приветствуется. В ответ егеря рассказали, как утром они нашли следы каких-то туристов, нарушивших территорию заповедника, и как они весь день их долго и безуспешно ловили.
Сразу за перевалом 910м лыжня исчезла, идти стало заметно труднее. Примерно через 5 км дорога перешла с левого берега реки на правый и вышла на раздолбанную лесовозную дорогу. Спуск по этой дороге - одно из самых ярких впечатлений похода. Все без исключения, даже профессиональный горнолыжник Миша, то и дело падали в снег, спотыкаясь и застревая в обледенелых рытвинах и ухабах этой жуткой дороги. Трудно передать наши чувства, когда на повороте дороги (примерно в 2км к ВЮВ от вершины г.Широкая, 986м) мы наконец-то увидели лыжню, идущую на ВЮВ в сторону пос.Отнурок (дорога здесь делает большую петлю, резко сворачивая к ЮЗ в сторону пос. Нура, ошибочно обозначенного на 2-км атласе Башкирии как пос. Отнурок).
Увы, не прошло и двух километров, как лыжня вышла к концу санного следа и заряженному охотничьему капкану и оборвалась. Точнее, от капкана лыжня повернула на ЮЗ в сторону хр. Золотые Шишки. Однако пройдя по ней менее 200 м, мы поняли, что дальше идти по этой лыжне не стоит. Очевидно, охотники на санях приехали на поляну, прогулялись на лыжах в разные стороны, навострили капкан и на тех же санях уехали обратно в Отнурок. Пришлось идти дальше по неудобному санному следу. Петляя, он вывел нас на сенокосные угодья к р. Левый Отнурок, а затем и к автомобильной трассе, идущей к пос. Нура.
К нашему удивлению, дорога оказалась не лесовозной, а вполне даже автомобильной. Как и дорога Тирлянский-Арша, она покрыта снегом и ничем не посыпана, что позволяет ехать на лыжах. От деревни до Белорецка чуть больше десяти километров.

9. Выводы и рекомендации

9.1. Характеристика района

Все мы впервые оказались зимой на Южном Урале, поэтому наши впечатления достаточно субъективны. Нам повезло с погодой - все десять дней держался добрый морозец без особого ветра, метелей и снегопадов. Судя по отчетам предшественников, в январе-феврале это довольно типично. Снега выпало чуть меньше обычного - но для нас, жителей Подмосковья, и двухметровые сугробы были в диковинку. Практически везде есть лес и хорошие дрова, организация быта не представляет особых проблем. Из любой точки района за день-два можно уйти в населенку. Местное население очень доброжелательно, но в лес зимой почти не выходит (разве что за сеном) и с туристами пересекается слабо. Туристов в горах на удивление мало, встреча с другой группой - скорее исключение, чем правило.
Горы понравились, они своеобразны и интересны. Район между г.Иремель и Ямантау - это наиболее высокая, дикая и красивая часть Южного Урала. Лавиноопасные склоны достаточно редки (на нашем маршруте они так и не встретились). Однако это все же лишь низкогорье, поэтому здешние вершины вряд ли произведут впечатление на тех, кто бывал в настоящих горных районах.
В целом, район очень подходит для начинающих лыжных туристов, которые стремятся к чему-то более серьезному, чем обычные пригородные ПВД-шки. Вместе с тем, несмотря на относительную простоту и безопасность, здесь можно испытать все прелести настоящего лыжного похода: недетские морозы, автономность, глубокий снег, горные склоны и т.д. Все недоработки и недостатки видны, как на ладони. К такому маршруту надо готовиться, на халяву его не пройдешь. "Единичка" или "двойка" на Южном Урале могут не только остаться в памяти приятным воспоминанием, но и послужить неплохой подготовкой к лыжному путешествию в более серьезном районе.

9.2. Идея похода, характеристика маршрута, возможные варианты

В целом, пройденный нами маршрут представляется довольно логичным и цельным. Нитка маршрута насквозь пересекает наиболее интересные горные узлы Южного Урала. К плюсам надо отнести достаточно удобную заброску-выброску, минимальное нахождение на территории заповедника. При желании и наличии времени наряду с восхождением на Большой Иремель можно совершить также восхождения на несколько других красивых вершин, в том числе радиально сходить на г.Ямантау от г.Колокольня. Маршрут не содержит технически сложных участков (не сложнее 1А) и доступен любой мало-мальски подготовленной группе. При желании, можно не нести все продукты с собой, а запланировать дозакупки в магазине в Арше (мы, впрочем, предпочли на него не закладываться).
С другой стороны, для выбранного нами маршрута характерен довольно серьезный перепад высот, обилие тропежки и азимутального хода, отсутствие удобных для движения "попутных" дорог. Все это обуславливает низкую среднюю маршрутную скорость. У нас получилось около 3км/час (если учитывать только чистое ходовое время без привалов). Из-за этого нам то и дело приходилось проходить мимо различных гор, на которые при иных обстоятельствах мы вполне могли бы подняться.
Чтобы существенно увеличить маршрутную скорость, группу нужно формировать из туристов с физической подготовкой значительно выше среднего. Группам вроде нашей, со средним уровнем физподготовки, целесообразно либо увеличить продолжительность похода дня на 2-3, либо целенаправленно озаботиться минимизацией вечерних и особенно утренних времязатрат, с тем, чтобы максимально использовать для движения весь ходовой день. Мы начинали движение часа через три после рассвета, а на ночевку вставали незадолго до темноты, то есть ходовой день (за исключением последних двух суток) продолжался не более 6-7 часов. В результате нам пришлось отказаться от восхождения на несколько интересных вершин хр.Кумардак, а также от полного траверса Иремельской подковы.
Напоследок нужно сказать о возможных "усовершенствованиях" нашего маршрута.
Весьма интересно выглядит вариант со спуском с г.Иремель не в долину р.Тыгын, а мимо г.Жеребчик в сторону хр.Бакты. Дороги, которыми мы рассчитывали воспользоваться в долине р.Тыгын, оказались либо засыпаны снегом, либо в малопригодном для лыжников состоянии. Спуск в сторону хр.Бакты позволил бы с выгодой использовать редколесье на З склонах г.Иремель, а затем пройти к хр.Кумардак по хр.Бакты либо по дороге Тюлюк-Николаевка.
Завершать маршрут проще (но вряд ли логичнее) в пос.Тирлянский, связанном с Белорецком надежным автобусным сообщением. Это позволяет избежать движения через заповедник и длинного спуска по лесовозной дороге к пос.Отнурок. Вместо этого группа побывает в живописных верховьях р.Тирлян, где к тому же есть шанс наткнуться на лыжню братьев-туристов.
В качестве точки начала маршрута напрашивается пос.Кирябинское. В этом случае группа сначала пересекает главный водораздел между Европой и Азией (он невысок и несложен), и только после этого поднимается на г.Иремель. Однако заброска в Кирябинское заметно дороже и дольше, к тому же маршрут при этом удлиняется на 1-2 дня.
Наконец, при наличии дополнительного дня или двух можно совершить радиальный выход на г.Ямантау из верховьев р.Юрюзань. Насколько мы поняли, зимой егеря контролируют только просеку ЛЭП и дорогу на Отнурок-Белорецк. Во время однодневного радиального выхода шансы встретиться с егерями минимальны; искать в лесу лагерь они тоже наверняка не пойдут.

9.3. Ориентирование, картография и маршрутная информация

В интернете есть много интересной информации об истории и природе Южного Урала. Больше всего разных полезностей мы нашли на сайте "Южный Урал" (www.southural.ru). Мне очень понравился подробнейший путеводитель Бориса Прохорова (статьи "Затирлянье", "Кумардак и Машак" и др.), а также раритетный отчет Некипелова В. (февраль 1966г.), из которого, в частности, следует, что сорок лет назад поезда ходили быстрее. Кстати, ветки Уфа-Белорецк-Магнитогорск тогда еще не было, и магнитогорский поезд проходил через ст.Вязовая. Также стоит посмотреть интереснейшие материалы, посвященные узкоколейной дороге Белорецк-Арша-Катав.
При прохождении маршрута мы пользовались региональным атласом двухкилометровок "Республика Башкортостан" (М.: ЦЭВКФ им.Дунаева, 1999, 127с) и отдельными листами километровок, найденными нами на CD-диске у знакомых туристов. Дороги и тропы нанесены на картах неточно, многие из них уже поменялись, это надо учитывать при работе с картой. В лесных массивах имеется огромное количество необозначенных на картах старых и новых вырубок - если есть возможность обзавестись свежими космоснимками, это надо делать.
При движении без троп по склонам хребтов, особенно в лесу или при ограниченной видимости, легко можно сбиться с маршрута. Обязательно надо учитывать магнитное склонений - оно здесь восточное, примерно +11 . В сложных местах мы также ориентировались по изменениям крутизны и азимуту падения склонов - рельеф на километровке прорисован довольно неплохо. При соблюдении перечисленных условий и некоторой аккуратности штурмана ориентирование на маршруте не представляет особых проблем. Нам в целом удалось избежать заметных потерь времени из-за погрешностей в ориентировании. Однако несколько раз мы оказывались перед выбором - что лучше: идти по снежной целине в нужном направлении напрямик, или воспользоваться чужой старой лыжней, уводящей, однако, несколько в сторону. Как правило, мы предпочитали идти по лыжне, но я до сих пор не уверен, что это был правильный выбор.

10. Краткий финансовый отчет

Статья расходов
На 1 чел
Билеты Москва-Вязовая (плацкарт в самом дешевом челябинском поезде)
Газель Вязовая-Тюлюк (всего 1000р)
Газель Белорецк-вокзал (всего 170р)
Билеты Белорецк-Уфа (общий вагон, поезд Сибай-Уфа)
Билеты Уфа-Москва (плацкарт в том же самом челябинском поезде, на более короткое расстояние!)
Итого транспортные расходы
1520*
Еда в поход, закупки по раскладке в Пущино на 9 человеко-дней (4740р)
Дополнительная еда в поезд Москва-Вязовая (450р)
Дополнительные закупки на ст.Вязовая (взамен забытого сала и др.) =600р
Дополнительные закупки в пос.Арша (596р)
Питание на обратном пути (1050р)
Итого еда
Медаптечка (без учета лекарств, взятых из дома) =630р
Лыжная мазь, клей, швейные принадлежности, ЗИП-крепления в ремнабор и др.(1023р)
Фотопленка (120р)
Итого расходные материалы и ремнабор
Итого прямые расходы (без учета расходов на снаряжение и на спиртное)
Лавинная лента, ткань для палатки (657р)
Лавинная/снежная лопата (500р)
Итого расходы на общественное снаряжение

* Один из участников не успел купить билет из МСК и ехал более дорогим поездом, разницу в цене поделили на всех

В целом, поход получился заметно более дорогим, чем планировалось - изначально мы надеялись, что прямые походные траты (без учета расходов на снаряжение) уложатся в 2200-2300р. Превышение сметы обусловлено:
1). Подорожанием ж/д билетов по сравнению с ноябрем 2004г.
2). Дополнительными закупками продуктов на ст.Вязовая (взамен забытого в Пущино сала, сыра и масла).
3). Большими тратами на питание в дороге (надо покупать еду в поезд заранее, а не в привокзальных буфетах!)
4). Более высокой, чем ожидалось, стоимостью ремнабора (кое-на-чем можно было и сэкономить).

Кроме перечисленных в таблице расходов, многие участники также потратились на лыжные тросиковые крепления (пр-во Харьков, цена 195р), ветрозащитные маски (мы купили маски из толстого флиса за 230р, хотя вполне можно было обойтись чуть более тонкими за 95р), солнцезащитные очки (очки газосварщика по 50р), бахилы (380р) и другое личное снаряжение. Минимальную сумму расходов на "обязательное" личное снаряжение, без которого можно обойтись в ПВД-шке, но нельзя идти на Урал, можно оценить в 700р/чел. Строго говоря, к этой сумме следовало бы приплюсовать и стоимость лыж (2100р). Также в смете не учтены расходы на спиртное - как применявшееся в поездах и на маршруте, так и привезенное обратно в качестве сувениров.

11. Благодарности

Участники похода выражают особую благодарность всем, кто нам помогал: делился информацией и советами, помогал готовить снаряжение, рассказывал о маршруте, оказал нам другую помощь (иногда очень существенную). Мы благодарим Антона Чхетиани, Дмитрия Постнова, Илью Овчинникова, Илью из форума "Урал", Михаила, выступавшего под псевдонимом verclub, Наталью из фирмы Сатка Тур-Сервис), Юру Никитина и многих, многих других. Также мы благодарим всех, кто собирал и выкладывал в интернете разнообразную информацию о расписаниях транспорта, достопримечательностях и туристских маршрутах района, а также завсегдатаев ФИДОШ-ных туристических эхоконференций, чьи советы и мнения нам очень пригодились при подготовке.
Отдельное спасибо хочется сказать девушке Кате из Питера , бросившей северную столицу ради вольной жизни в Отнурке, где она работает с лошадями, водит туристов в конные походы. После общения с Катей я вполне понимаю, почему клиенты их фирмы (см. сайт "http://horsetour.h10.ru" rel="nofollow") становятся не просто партнерами, а друзьями!
И конечно, хочется написать хотя бы два слова о тех, кто собирал и провожал нас в поход, чья помощь неожиданно приходила в самый нужный момент... И самое главное - о тех, кого мы вспоминали в далеких уральских снегах, кто так хотел поехать на Урал вместе с нами, но все-таки не поехал...

12. Дневник похода (В.Демидов)

Стоило бы написать, что поход по Южному Уралу был нашей общей мечтой. Но он не был нашей мечтой. Нашей мечтой был поход по Приполярному Уралу. Мы отказались от Приполярного Урала в пользу более простого Южного, отказались, подчиняясь здравому смыслу и доводам Леши Дещеревского. И оказалось, здравый смысл с Лешей указали верный путь. Выполнить маршрут - двойку оказалось сложнее, чем думалось, а качество подготовки физической и подготовки технической оказалось хуже, чем следовало бы. Маршрут был выполнен с трудом, но и без перенапряжения. У группы был опыт в целом ровно на двойку, и двойку мы выполнили. Опыт был ровно на Южный Урал, и ни градусом широты севернее. В походе не было сколько-нибудь значимых ошибок, неполадок или происшествий. Но недостатков хватало. Идеальные условия для получения опыта. Итак, что же мы все запомнили.

Пущино. Отъезд

Стоило бы написать, что наш отъезд был организованный и торжественный, что нас провожали друзья и родственники, что все умилялись и восхищались нами. Но если так написать, то это будет не совсем правда. Бегство врангелевцев из Крыма - вот на что был похож наш отъезд. Мы опаздывали на электричку, мы бежали из клуба, кто как мог, по двое, по трое, бросая лыжи и снаряжение, теряя шапки и перчатки, оставляя запасы продовольствия. Мы забыли термоса, еду в поезд, все сало, весь сыр и все масло, мы оставили часть аптечки и едва не забыли лыжи. Нет, мы не пали духом, не поддались отчаянию и смятению. Но не потому, что мы были мужественны и тверды. Нет, просто мы тогда еще не знали, что в Москве оставлен был еще и весь запас спирта.
И только чудо могло помочь нам, грешным, успеть на поезд. И чудо было явлено. Подъехал к нам святой отец на грузовичке и подвез нас на вокзал и подарил всем чудесные монашеские шапки балаклавы и благословил на подвиги. Тогда мы воздали хвалу небесам, надели на себя чудесные шапки, превратившись в лыжников-расстриг, сели в электричку и дух наш воспрял. В Москве мы покупали продукты и термоса и ждали, успеет ли приехать Миша Громов. Все волновались, ведь у него не было чудесной шапки с благословением от батюшки. Но зато у него был легкий рюкзак без спирта. Свободный от тяжести греха Миша стремительно несся к вокзалу и успел таки впрыгнуть в последний вагон отходящего поезда.

Поезд. Приезд в Тюлюк

Совсем никого не стеснив, вагон мы превратили в ремонтную мастерскую. Расположились поудобнее, рассовали к соседям лыжи и рюкзаки и ночами ремонтировали крепления и шили палатку. Скрипели, шумели, сопели, стучали и ковырялись в железках. Стоило бы написать, что мы подружились со всеми вокруг, что все расспрашивали нас о походе, удивлялись нашему упорству и трудолюбию. Но если так написать, то это опять будет не совсем правда. Все вокруг ненавидели нас. То есть, сначала нас просто недолюбливали за суматоху. Но в последнюю ночь мы решили взвешивать наш груз и благородно вырывали друг у друга самые тяжелые куски, рыча и ссорясь. Да, наш маленький красный безмен и сейчас, наверное, снится в кошмарах нашим попутчикам. Что ж, зато мы взвесили каждый грамм.
Вязовая встретила нас сильным морозом и пустынной остановкой. Конечно, маршрутка запоздала, но все-таки приехала. Она довезла нас в Тюлюк и мы радостно вывалились из нее вместе с бутылкой бальзама "Иремель", вкус которого нам поэтому изведать так и не пришлось. Было одиннадцать часов дня. Наконец то можно было надевать лыжи и рюкзаки.

День первый. Выход на маршрут

Погода идеальная. Легкий морозец, солнце. Так будет все десять дней. Днем будет даже жарко, ночью мороз, иногда сильный. Приятно и комфортно.
Мы не успели сделать первого шага, как на лыже у Никиты Демидова поломалось крепление. Неполадка мелкая, но досадная. Не успели мы сделать первые сто метров пути, как начал падать в снег, удавливаемый рюкзаком, Рома Ветров. Падать часто и надолго. Обезображенный шерстяной маской, ослепленный очками сварщика и задушенный сигаретой он, рыча, словно одолевая последние метры к вершине Эвереста, раз за разом поднимался из сугробов. Ему приходил на помощь Никита. Они страшно рычали, хрипели, но шли вперед несмотря ни на что. Вот истинный подвиг полярников. Не успели мы одолеть первые двести метров, как поломалось крепление у Миши Громова. Он не рычал, он просто плохо отзывался о качестве ремешков. Очень плохо. Невозможно здесь привести его слова. Их могут прочитать дети. Одолев первый крутой подъем, по непонятной причине стали отставать Вася Демидов и Саша Веремеева. Оба они утверждали, что они в расцвете сил, они могучи как два слона и рюкзаки им тяжелыми не кажутся. Остальные кивали, даже не утруждая себя сделать вид, что поверили. В общем итоге потеря времени была такова, что привал-обед был сделан всего в двух километрах от точки старта. Груз перераспределили и группа, постепенно потея на солнышке, двинулась дальше. Оказалось, что мы устали. Случайность, конечно. Конечно случайность. Поставили палатку и устроили в ней чудо печку со сверхнадежными искрогасителями системы Демидова-Кравченко. Чудо печь, наша отрада, наша надежда и опора. В ту страшную первую ночь мы хрипели в дыму, холоде и едких испарениях и спальники заляпала липкая черная гадость, стекавшая в палатку со сверхнадежного искрогасителя системы Демидова-Кравченко. Утром Вася Демидов отказался от своего авторства, предоставив расхлебывать все мифическому Кравченко, десятому члену группы. Кравченко был в ответе за все.

День второй. Подъем

Все хотели идти наверх, к манящей своей сложностью и труднодоступностью вершине Иремеля. К полудню, еле-еле одолев едва ли половину подъема к перевалу, отдельные предатели и слабаки, подрывая моральный дух группы, вершину эту стали называть Еле-ель. Тогда же нам открылась страшная истина. Мы поднимались неверной тропой, и от Иремеля нас отделяет широкая долина. Чуть позже, а именно к вечеру, недалеко от перевала, когда группа присела пообедать дивновкусной пахлавой, Леша Дещеревский, наш глава и штурман, отказался от еды, от питья, от сна и отдыха и, дико подвывая и пересохшими губами шепча, - "Иремель, Иремель", схватил лыжи, палки, и, бросив рюкзак, увлекая группу за собой, побежал к перевалу. Группа давилась пахлавой на бегу и произносила плохие слова. Те самые, которые когда-то уже произносил Миша Громов. Мы по-прежнему не вправе привести здесь их целиком. Вот только одно самое безобидное, - "Ненормальный!".
На перевале два могучих и неутомимых слона, Вася и Саша, повернули назад ставить лагерь. Иремель был покорен без них. И когда группа, выбившись из сил, терзаемая морозом и ветром, угнетаемая своими страшными масками и очками, потерявшая надежду покорить необозримого и непокорного гиганта, собрав всю волю в кулак и преодолев себя, свои страхи и бессилие, свою немощность и человеческие пороки, все-таки взошла на сверкающую вершину, Леша сказал торжественно - "Вот, я хочу поздравить всех нас, мы взобрались на вершину сложности один а". Это был страшный удар.
Вернувшись темной ночью в лагерь, Леша молил о кружке воды и сухом пряничке. Он выбился из сил и всем сообщал это. Такова была цена его триумфа. Такова была цена его жертвы. Такова была цена недоеденной пахлавы. Вот что стоило всем нам покорение неприступной и страшной вершины один а. Кусок пахлавы.

День третий. Спуск

О, какое великолепие! О, как чудесен мир! О, как прекрасны эти горы! Мы едем вниз с перевала.
Но есть один человек, кто проклинает этот мир и эти горы. Кто не едет, а катится кувырком. Есть один человек, к которому судьба немилостива. Его рюкзак мастодонт среди высших форм жизни. Он как стог сена, как уродливый горб. Как страшный сон. Он хочет свалить этого человека в каждый сугроб на повороте. Не дает ему встать.
Имя этого несчастного человека Женя Мякишев. Он страдал. Он страдал от первого до последнего дня. Но только в последний день мы все, наконец, осознали, ЧТО перенес этот человек, вынеся тяжесть и уродство древнего рюкзака. Мы все преклонились перед его мужеством. Но тогда, в третий день, мы, объятые гордыней, в душе смеялись и хохотали, проезжая мимо него, беспомощно барахтающегося в снегу.
Мы спускаемся по курумникам, тяжело тропим по реке Тыгыну, становимся на ночлег. Ночь, морозная и безмолвная, страшная, окружает наш стан. Но чудо-печь страшит нас больше. Лучше отдать себя в лапы холода ночи, чем лечь в палатку. Нет никого, кто смог бы обуздать Чудо-печь. Никого кроме Жени. Только ему, истинному Укротителю Печей, Чудо-печь покорилась. Она перестала дымить. Нрав ее стал кроток и послушен, тепло ее разлилось в палатке, обогревая смерзшиеся тела, суша одежду и обувь. И группа спала сладко и безмятежно.

День четвертый. Через гору

В этот день мы свернули с Тыгына, оставив позади снежный Иремель, и перевалили по склону в соседнюю долину. Тропили весь день, и наградой стал спуск в конце дня, когда нам открылась чудесная панорама гор Южного Урала. Мы ночуем в долине, а утром нас ждет красивый рассвет над восточными хребтами. И Кравченко. Он возник ниоткуда, сам собой. Он принес изюм и всю ночь спал под ковриком. Все видели его бахилы, торчавшие из-под коврика. Тогда даже самые неверующие уверовали - Кравченко существует. Десятый в группе. Потом, в другие ночи мы часто видели то его куртку на шесте, то снова его бахилы. Только его сверхнадежного искрогасителя мы больше не видели никогда.

День пятый. Тяжелый

Мы стараемся нагнать километры, потерянные в суматохе и неустроенности первых двух дней. Идем быстро, по равнине, но после обеда силы иссякают. Отстают Вася, Саша и Женя. Очень устал Рома. Неутомимо бегут впереди Никита и Миша. Маленькая Люба подает пример стойкости, силы и быстроты. Невзирая на диагонально повисший на спине рюкзак, рядом с ней бежит, по привычке не толкаясь палками, Зоя. Все знают, если Зоя вдруг начнет помогать себе палками, она может взлететь и скроется впереди и всем будет стыдно. Зоя благосклонна к нам и щадит наше самолюбие. И, конечно, презрев себя, тропит, убегая с привалов, привычно уже отказываясь от перекусов, беззаветно преданный второй категории Леша Дещеревский. Мы становимся на ночлег рано, все устали. Сегодня дежурит Рома. Сегодня праздник. Сегодня спирт. Два глотка. Но даже сам Рома не в силах внушить себе бодрую радость. Ведь спиртораспитие греховно. И Рома наказан судьбой. Ночью мороз. Рома дежурит, но засыпает у печки, и она гаснет. В тот страшный час Рома глядел в глаза космическому холоду. Его смерзшиеся пальцы были бессильны разжечь огонь. Его губы напрасно исторгали богохульства и проклятия. Он замерзал, и он знал это. И это знали те, кто лежал в спальниках. И они тоже замерзали и молились за Рому. И только Никита нашел те две пластмассовые спички, давшие огонь и спасшие Роме рассудок. Хотя кто знает, спасли ли они его, и какие следы оставила в его разуме та ночь. Утром глаза его были безумны. Он познал ледяное безмолвие. Он видел вечность. Он навсегда стал другим.

День шестой. К магазину

Да, в тот день мы были подобны богам. Мы летели над снегом и буреломом. Мы тропили как одержимые. Миша и Никита совсем стали похожи на двуногие бульдозеры. Ну и, конечно все мы привыкли видеть впереди перекошенный рюкзак, нелепо надетый на грейдер Лешу. Двигались стремительно. Мы потели как рыбы на экваторе. Километры оставались позади. Наконец, выскочили на лед дороги и мчались вниз до боли в ногах. Впереди было заманчивое Верхнеаршинское. И магазин. Такой далекий и такой желанный. И мы влетели в село и вытащили из дома заспанную продавщицу, и она отдала нам все, что мы захотели. Наши силы утроились. В ком-то бурлил сок, в ком-то пиво. Мы вновь были полны энергии и стремления вперед. О, это сладкое чувство окрыленности и эйфории нам не забыть никогда. Мы взлетели не перевал и спустились на поляны и разбили лагерь в считанный час. И гитара играла весь вечер, она была нам наградой. Ведь мы нагнали километры, потерянные в первые дни.

День седьмой. Наверх

До гор, до хребта Кумардак мы бежали по лыжне. Но она завела нас в скалы и оставила, выдохшихся, отвернув вправо. Леша повел нас вверх. Через бурелом, Через скалы и лед. Мы не стонали, мы шатались, но шли. И Рома Ветров тоже шел, и глаза его были залиты кровью. Тогда мы прошли сто проклятых метров вперед и поднялись на двадцать проклятых метров вверх. И там Леша сказал нам, - "Мы идем неверной тропой". Мы и сами видели это, впереди уходили вверх скалы Кумардака. А может быть Машака, нам было уже почти все равно. И Леша сказал нам, - "Нужно идти вниз, идти обратно". Тогда вдруг раздался отчаянно дикий рев, и Рома Ветров вышел вперед и голос его был страшен, - "Я отдал полжизни за эти проклятые двадцать метров, я не пойду вниз". Так сказал он, и все мы в душе согласились с ним, и тогда Леша ответил, - "Мы не пойдем вверх, мы не пойдем вниз, мы пойдем вдоль". И мы пошли вдоль хребта. Я думаю, это чудо, что Рома не оставил там вторую половину жизни. К вечеру, под перевалом, мы обмотали лыжи стропой и так, легко и удобно, поднялись на хребет Кумардак. Ночевку сделали из принципа на самом краю вершины, открытые ветру. Так захотел Никита, так мы попробовали на себе ветер севера. Ветер и впрямь был сильный, но он нам не мешал. Мы устроились вполне комфортно. Но самое главное, мы увидели, наконец, сердце Урала и его дикая красота открылась нам во всю ширь. Под нашими ногами лежала долина Юрюзани, и напротив высился хребет Машак. А на юге горела закатом Ямантау. Это была наша самая красивая стоянка, и ее запомнил каждый из нас.
Ну и, конечно, подъем на хребет взял свое. Мы были голодны. Мы умоляли завхоза, суровую Зою, о сале, и сало было нам дано. Ибо Зоя сжалилась над нами и явила свою доброту. И мы выпили по глотку спирта. Ибо такова была наша радость.

День восьмой. Траверс

Это был наш самый красивый переход. Ради этого стоило влезть на хребет, оставив у его ног половину Роминой жизни. Красота снежных склонов, скал, укутанных в белые мантии елей, очаровывает нас, мы не чувствуем усталости. Под нами долины, хребты и леса. Наш дух выше горных вершин. Уже после обеда мы выходим на перевал и поднимаемся на Колокольню. Впереди Ямантау, красивая и манящая. Но у нас нет времени идти к ней. Завтра мы повернем к предгорьям. Вечером Леша заявил, что уже никуда не спешит, что нашел смысл жизни, что взял все вершины, что двойка выполнена, что он готов со спокойным сердцем покинуть сей мир гор и перевалов и идти зимним лесом к Белорецку, идти спокойным неторопливым шагом умиротворенного старца. В его взгляде уже и впрямь не было той одержимости и безумия, что одолевали его все предыдущие дни. Мы, конечно, поверили ему.

День девятый. Спуск в долину

На рассвете на Колокольню поднимаются Никита и Люба. Вчера они разбивали базовый лагерь. Наступает утро, и мы лениво выходим на маршрут. Три километра спускаемся вниз. Находим открытый склон и съезжаем по нему. Впереди летит, демонстрируя чудеса слалома, Миша. Веревки вместо креплений, Громов вместо Путина. Бог лыж. Барахтаясь в сугробах, мы завидовали ему самой черной завистью.
Леша говорит, ЛЭП совсем близко. Мы верим ему. Мы тропим сквозь лес. Тропим часами. ЛЭП нет. Оказалось, ЛЭП вдвое дальше. Мы устали, мы голодны, мы хотим мяса, мы все смотрим на Лешу. Леша отдает свои шоколадки. Но силы не восстанавливаются.
Мы одолеваем перевал и первого из нас настигает безумие. Рома поет во все горло. Чтобы он заткнулся, его заставляют тропить. Рома смолкает, но ненадолго, безумие вновь настигает его и он снова надрывно и истово воет. Тогда сумасшествие охватывает всю группу. Мы падаем в снег и воем вместе с ним. Вася и Миша зачем-то садятся верхом на рюкзаки и делают вид, что они едут на конях и машут перьями на шляпах. Они очень хотели ехать на конях. Еще они, наверное, в детстве хотели работать мушкетерами. Ясно, что пора было вставать на ночевку. Последнюю ночевку похода. Мы разбили лагерь прямо на краю просеки.

День десятый. К Белорецку

Леша сказал, что дорога близко. За перевалом. Мы одолели их три. Дороги не было. Наконец мы нашли ее подобие. Разбитые тракторами ледяные колдобины. Сказать, что на этом спуске мы часто падали, это то же самое, что сказать, что прошлой ночью мы часто моргали. Мы завалили своими телами эти два километра. Мы чаще лежали, чем ехали. Наш подвиг неизмерим. И совсем уж нечеловеческий подвиг совершили Женя и его верный рюкзак. Они шли последними и пропахали дорогу вдоль и поперек, они боролись до конца. Они оба герои и оба достойны славы. И конечно, как это часто бывает с великими, слава рассорила их. Да, это горько сознавать, но Женя возненавидел свой рюкзак в тот день. И дружба между ними уже не возродилась никогда. А жаль. Подумаешь, всего-то неудобный, несоразмерный, ненавистный, смешной, дурацкий, тяжелый, старый, уродливый, огромный, кривой, и рваный рюкзак.
Мы в первый раз обедали супом. Мы готовили его на огне. Все запасы были съедены, и нам оставалось только бежать к Белорецку. И мы бежали. Леша сказал, асфальтовая дорога близко. И повернул в лес на гору. Пришлось оттуда возвращаться. На дороге мы были только в сумерках. Мы шли к ней двадцать километров вместо обещанных десяти. Мы были злы. Мы двинулись дальше. Ночной переход по дороге был красив и суров. Но мы безнадежно опаздывали к поезду на Уфу.
На дороге не было ни одной машины. Только вдруг из темноты выскочил конек-горбунок - "Ока", а за рулем сидела девушка Катя. Все мы очень удивились, но вовсе не обрадовались. Ведь курица не птица, а "Ока" не машина. Но у Кати на этот счет было свое мнение. Она остановилась и велела нам залезать. И после того, как в "Оку" впихнулись люди, лыжи и груз, и, казалось, больше ничего туда уже не влезет, мы ухитрились всунуть туда еще и фонарик с двумя батарейками. При этом, ни руки ни ноги ни лыжи не торчали из окон, а все люди были аккуратно просунуты вверх тормашками между креслами и рюкзаками. Так Катя аккуратно собрала всех нас по дороге и заботливо перевезла в Белорецк. Здесь мы залезли в маршрутку и оказались на станции, в тепле и поблизости от ряженки и булочек. Зоя, суровая и непреклонная Зоя, была счастлива и беспечно улыбалась. Мы сразу воспользовались этим и безнаказанно сжевали все остатки сухого молока. Больше еды у нас не осталось ни грамма. Леша Дещеревский, автор раскладки "тысяча и один способ разнообразить пост", был доволен.

Поезд. Возвращение в "Азимут"

Мы купили булочек и рогаликов и сели на поезд в Уфу. В поезде мы купили кучу булочек с сосисками и приехали на вокзал и купили булочек с мясом. Потом мы сели в поезд на Москву и купили там пирожков с картошкой, причем купили не один раз и не только с картошкой. Когда мы приехали в Москву то на станции купили булочки с сыром и еще купили пирожков в электричке и потом еще целую гору булок, пирогов и ватрушек Леша купил в Серпухове, хотя всех этих кренделей в раскладке не было, а нас уже тошнило от мучных изделий. Но Лешу никто не мог оттащить от свежего хлеба. Наконец все забились в автобус и поехали в Пущино. С нами в Пущино ехал огромный пакет ватрушек.
И мы приехали в "Азимут" и здесь нас ждали теплый прием и три килограмма сала. Мы радостно ели прохладные вкусно просоленные белые ломтики с прослойками сочного мяса и никак не могли остановиться. Сердца наши оттаяли. Тогда все вдруг поняли, как здорово мы прошли эти дни, как красив был наш маршрут и как открыт и добр к нам Южный Урал. Тогда мы поняли, как мы хотим еще.