1 марта 2022
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: нет или не указано

ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ ПО АЛТАЮ (КАТУНСКИЙ ХРЕБЕТ)

22 ФЕВРАЛЯ – 8 МАРТА 2021 г

Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Александр.

Автор видеоролика «И все-таки мы уехали!» Малышев Николай.

Группа

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

Рысин Константин, Михайлова Анна, Салтырёв Александр, Протасова Екатерина, Малышев Николай

Изначально планировали принять участие в походе 10 человек, но проблемы со здоровьем, работой, бытовые травмы сократили состав в 2 раза.

Средний возраст группы более 57 лет.

Для всех это был первый лыжный поход на Алтай, а для некоторых и вообще первый поход на Алтай.

Маршрут

Москва – Барнаул (самолет) – с. Тюнгур (машина 600 км) – пос. Кучерла (машина) – пер. Кузуяк (н/к, 1513 м) – оз. Аккемское – р. Ярлу, базовый лагерь – радиальные выходы в долины рек Ярлу (Камень Рериха, Каменный Город), Караоюк (оз. Горных Духов), Акоюк, к языку ледн. Аккемскиий, к вдп. Высотник, на пер. Ярлу-Боч (н/к, 2800 м) – пер. Кара-Тюрек (1А, 3060 м) – оз. Кучерлинское – р. Кучерла – пос. Кучерла – с. Тюнгур – Барнаул (машина) – Москва (самолет).

Примерная нитка маршрута.

Полная протяженность маршрута (с учетом радиалок в обе стороны) с К=1,2 около 175 км. Общий набор высоты +7,2 км, сброс -7,25 км. Максимально достигнутая высота 3060 м, максимальная высота ночевки ~2800 м.

Изменения маршрута

Из-за устойчиво плохой погоды отказались от прохождения пер. Студент (1А, 3000 м) с подъемом от языка Аккемского ледника, и спуском через долину р. Акоюк, а также восхождения с этого перевала на в. Броня (1Б, 3260 м).

Также отказались от радиального выхода на пер. Надежда (1А, 3000 м) с оз. Горных Духов из-за сложности маршрута. На коротком участке потребовалась навеска перил, но ни веревки, ни систем мы не брали для облегчения веса рюкзаков, и заранее были готовы к отступлению. Поскольку этот участок был единственным на маршруте, где могла бы понадобиться веревка, то посчитали нецелесообразным увеличивать вес рюкзаков.

Источники информации

1) Новый год у подножия Белухи. После прочтения этого поста, а точнее после того, что узнал про прокладываемую буранку по льду р. Аккем, и возникло желание сходить в этот район.

2) Горная 1ка Крачкова на Катунский хребет 2015.

3) Сайт Путешествия по Горному Алтаю. Описания различных, в основном коротких походов. Есть, в том числе, и зимние, из которых можно подчерпнуть полезную информацию.

4) Лыжный поход 4 к. с. в феврале-марте 1977 г.

5) Лыжный поход 5 к. с. в январе-феврале 1980 г.

6) Описание существующих летних троп из долины р. Кучерла на пер. Кара-Тюрек:

Тропа по Каратюреку, стр. 1,

Тропа по Каратюреку, стр. 2.

7) Отчет о пешеходном походе 2 к. с. в августе 2010 г.

8) Отчет о горном походе 1 к. с. в июле-августе 2016 г.

Общие сведения

Практически полностью маршрут проходил по Природному парку Белуха. Никакие деньги за его посещение не собираются, никаких разрешений получать не надо.

Про погранзону. Маршрут проходил вне 5-ти км пограничной зоны, а значит для граждан России, которыми были все участники похода, оформления разрешения на посещение пограничной территории не требовалось. При этом есть 2 момента, требующих уточнения. Согласно различным рассказам и отчетам, пограничники без разрешения пускают то до часовни архангела Михаила (ныне сгоревшей), то до языка Аккемского ледника, при том, что от границы до бывшей часовни почти 9 км, а до языка около 7 км. Если не пропустят выше бывшей часовни, то автоматически нельзя будет подниматься и на пер. Студент, путь на который начинается от языка ледника, и который мы изначально планировали пройти. Как было уже раньше замечено, для пограничников понятие 5-ти км зоны весьма растяжимое. Меня как-то не хотели пропускать ближе 15 км.

Также в отчетах и рассказах пишут, что в долине р. Караоюк без разрешения можно подниматься только до оз. Горных Духов, при том, что от него до границы более 7,5 км, а до пер. Надежда, на который мы также изначально планировали подняться (радиально) 5,5 км.

Встреченный в первый день гид небольшой коммерческой группы рассказал, что до мая пограничников в долине р. Аккем не будет.

Про погоду. После прочтения множества отчетов сложилось впечатление, что погода должна быть половина хорошей, половина не очень. У нас получилось 2/3 плохой (10 дней), и 1/3 хорошей (5 дней), причем из 5 хороших дней 2 пришлись на последние дни, когда выходили по зоне леса.

Снега было достаточно мало. Про это узнали еще до похода от алтайского друга одного из не пошедших потенциальных участников. Во время маршрута снегопадов не было, только раза 3-4 выпадало по несколько миллиметров.

По большей части воду топили из снега, редко изо льда. Воду удалось найти всего несколько раз.

Для ориентирования пользовались установленной на смартфон картой OsmAnd.

Заброска, выброска

Туда и обратно летели Уральскими Авиалиниями. Вылет из Домодедово 20 февраля в 22-10 по Москве, прилет в Барнаул 21 февраля в 6-20 по местному. Разница с московским временем 4 ч.

Обратно вылет из Барнаула 10 марта в 7-30, прилет в Москву в 8-10. Стоимость билетов на момент покупки в ноябре 2020 г туда-обратно 10295 р. Кроме багажа и ручной клади (23+5 кг), можно провозить комплект лыжного/сноубордического снаряжения весом 23 кг. Проблем с перевесом не было, в Барнауле и по дороге ничего из раскладки не покупали.

Заказывали транспорт через Биалтур, машина Тойота Делика, водитель Антон, тел. +7 (9l3) О96-27-37. Так же Антон заранее купил нам бензин Калоша. Цена заброски и выброски по 28000 р.

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

21 февраля доехали до Тюнгура (600 км) (перед пос. Усть-Кокса пограничники проверили паспорта), где по рекомендации Биалтура остановились ночевать в частном секторе (стоящий во дворе отдельный домик, 2 комнаты с печкой, кроватями, креслами, столом, газовой плитой, хозяйка Светлана, тел. 7 (9l3) 69l-3О-5О), цена 400 р с человека (что намного дешевле ночевки в расположенных неподалеку, на другом берегу Катуни, турбазах).

С утра 22 февраля оставили хозяйке не нужные на маршруте вещи, и Антон подвез нас до окончания пос. Кучерла.

8 марта днем по приходу в Тюнгур также остановились в домике у Светланы, хозяйка протопила баню (не очень хорошая по жаре, печка не обложена камнями, явно летний вариант, нет теплого предбанника, мыться можно только на полуоткрытой террасе, ну или в самой бане).

Рано утром 9 марта выехали в Барнаул, где остановились на съемной квартире. Сначала была предложена одна квартира, а уже во время похода ее заменили на другую на ул. Ленина, д. 63, кв. 18, телефон для заказа +7 (9l3) 2l7-7О-7О. Заплатили заранее при бронировании за 1,5 дня 4000 р, поскольку было не понятно, будем ли ночевать в Тюнгуре. 2-х комнатная квартира с современным ремонтом, находится в 4-х этажном доме 40-50-х годов постройки.

Огромный коридор

Первая комната

Вторая комната

Кухня

Совмещенный санузел

Под окнами не ходить, опасно для жизни!

Рано утром 10 марта на 2-х такси выехали в аэропорт Барнаула.

22 февраля

Пос. Кучерла – пер. Кузуяк (н/к, 1513 м) – р. Аккем.

Примерный трек

За день с К=1,2 пройдено 20,5 км.

Погода: переменная облачность, временами небольшой снежок, с утра морозно, под вечер заметно теплеет.

Вылезаем из машины на правом берегу р. Кучерла, сразу после нижнего моста в пос. Кучерла. Идем по накатанной буранке (летом здесь грунтовка, проезжая на машинах повышенной проходимости), первое время пешком, ближе к пер. Кузуяк надеваем лыжи. Снега мало, 10-20, местами до 30 см.

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

Пер. Кузуяк находится в зоне леса, полно различных табличек. Обедаем.

На спуске с перевала местами веселая катуха. Встречаем группу коммерсов-пешеходов – местный парень-гид и 4 человека из Москвы. Жили то ли в горном приюте Ак-Кем т/б Высотник,

то ли на ГМС Аккем, и ходили в радиалки в долину р. Ярлу, и к языку Аккемского ледника. От гида узнаем, что до мая пограничников в долине не будет. Еще встречаем несколько алтайцев на лошадях. Понимая, что вполне возможно, что местные обо всех подозрительных личностях сообщают пограничникам, всем как бы не специально говорю про наши планы. Выкатываем в долину р. Аккем, здесь находится небольшая ферма, в загоне стоят лошади, немного поодаль пасутся овцы, которые при нашем приближении повернулись к нам окорочками :).

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

Проходим немного по левому берегу Аккема, затем буранка выводит на лед, и до конца завтрашнего дня идем по замерзшей реке. Пейзажи напоминают Тунки – высоченные, уходящие в воду скалы, ледопады на притоках. Местами встречаются промоины, кое-где видно, что в стремных местах вморожены кусты и толстые ветки. Ввиду отсутствия ровных площадок на берегу, на ночевку встаем на льду, найдя ровное заснеженное место. Печку ставим на берегу.

23 февраля

По руслу р. Аккем.

Примерный трек

За день с К=1,2 пройдено 19,5 км.

Погода: пасмурно, умеренно холодно.

Весь день идем по реке. Несколько раз вверх-вниз проезжали снегоходы. В одном месте через незамерзшую полынью шириной 1,5-2 м был переброшен мостик из планок. На обед палатку ставим на льду, печку на берегу.

Мостик через полынью

На ночевку встаем на левом берегу, в стороне от реки.

24 февраля

Р. Аккем – оз. Аккемское – долина р. Ярлу – радиальный выход к Камню Рериха и Каменному Городу

Примерный трек

За день с К=1,2 пройдено 12,5 км.

Погода: пасмурно, умеренно холодно.

С утра почти сразу буранка выходит на левый берег. Проходим мимо приюта Ак-Кем,

затем подходим к ГМС Аккем, где нас встречает небольшая собачонка. В окно одного из зданий кто-то посмотрел, но выходить не стал.

Р. Аккем, за увалом р. Ярлу

ГМС Аккем

Аккемское озеро

От ГМС поворачиваем п/х налево, и идем в долину р. Ярлу. Сначала проходим огромную кочкарную луговину, затем входим в перелесок. Хотим здесь встать базовым лагерем, но земля под заметным уклоном, накидывать снег под палатку будет слишком сложно. За этим перелеском в р. Ярлу впадает приток, за ним еще один перелесок. В нем находится равное место под палатку, которое пришлось немного расширить и подровнять, а под огромным ветвистым кедром отличное место для печки и посиделок. Собачонка с ГМС увязалась за нами, но поняв, что мы ее кормить не будем, убежала домой. Проблем с дровами нет, вокруг полно и сухих толстых веток, и сухих деревьев. Это актуально, поскольку планируем здесь простоять 2-3 дня и ходить в радиалки.

Над ГМС долина р. Жеме

После установки палатки и обеда пошли пешком в радиалку в долину р. Ярлу к Камню Рериха и Каменному Городу. Идем то по замерзшей реке, то по берегу. Проходим развилку двух притоков реки, нам нужен левый (южный).

Камень Рериха

Лабиринт

После Каменного Города проходим еще немного вверх по долине, там стоит несколько обо, затем возвращаемся в лагерь.

Обо

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

Камень с покрышкой – отличная барная стойка :)

25 февраля

Радиальный выход на гребень к северу от долины р. Ярлу

Примерный трек

За день с К=1,2 пройдено 6,1 км.

Погода: ночью сильный ветер даже в зоне леса. По сравнению со вчерашним днем похолодало, выше зоны леса очень сильный ветер.

Напротив нашей стоянки через р. Ярлу начинается тропа, ведущая по пологому широкому гребню на пер. Ярлу-Боч. Идем без лыж. Начинаем подниматься сначала по лесу, крутизна склона до 25-30 град, затем выходим выше зоны леса, здесь уже достаточно полого. Дует очень сильный ветер, анемометр показывает под 20 м/сек. Это уже не отдых, решаем возвращаться в лагерь. После обеда вынужденная полудневка, занялись заготовкой дров.

Аккемское озеро

Надо немного перекусить :)

Даже в лесу иногда задувает так, что сдувает крышку с котелка

26 февраля

Радиальный выход к водопаду Высотник и на Аккемское озеро

Примерный трек

За день с К=1,2 пройдено 9,7 км.

Погода: немного прояснилось, ветер ослаб, морозно.

Идем без лыж. Спустились на р. Ярлу и пошли по льду вниз по долине. В районе приюта Ак-Кем по замерзшему ручью поднялись к водопаду. До него от домиков метров 150-200.

Водопад Высотник

Видно, что ледопад тянется выше

Затем по буранке мимо ГМС идем на Аккемское озеро. Снова за нами увязывается «одинокий пес метеослужбы». На левом берегу, немного выше стоит домик (возможно пограничников), сразу за ним пустующие домики и бочки МЧС. Проходим немного выше озера, затем возвращаемся в лагерь.

27 февраля

Долина р. Ярлу – Аккемское озеро – р. Аккем – долина р. Караоюк

Примерный трек

За день с К=1,2 пройдено 7,5 км.

Погода: на севере более-менее чистое небо, над горами пасмурно, ветер слабый, морозно.

С утра выясняется, что собачонка ночевала недалеко от палатки под низкими ветвями кедра.

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

Уходим на 6 дней вверх по долине. Пакуем заброску на 4 дня окончания маршрута, развешиваем ее на толстых ветках кедров. Кроме еды оставляем печку, одну ножовку, тесак, цепную пилу, 1 литр бензина.

Спускаемся к озеру, прогоняем собачонку. Начинаем подниматься вверх по долине р. Аккем. Временами читаются старый буранный след и следы ботинок.

Выходим на огромную пологую наледь (где-то здесь на левом берегу раньше стояла часовня архангела Михаила, но летом прошлого года она сгорела), проходим примерно половину ее, и по короткому крутому склону в кошках поднимаемся налево п/х на мореный вал, по гребню которого проходит тропа. В кармане вала удобное место для стоянки, где встаем на обед.

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

После обеда поднимаемся в долину р. Караоюк по заснеженному среднему курумнику крутизной до 25 град. Подъем очень утомительный из-за достаточно глубокого снега, крупный камней, постоянного проваливания между камнями и постоянно переворачивающихся саночек. В средней части подъема находится наледь-ледопад с жестким зимним льдом, надеваем кошки и проходим по стыку камней и льда.

Радиальный выход к языку Аккемского ледника – оз. Аккемское

Примерный трек

За день с К=1,2 пройдено 8,4 км.

Погода: преимущественно пасмурно, ветер слабый, морозно.

Идем пешком по замерзшему руслу р. Аккем. Местами голый лед, местами проваливаемся по колено в снег.

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

Подходим к языку Аккемского ледника. Осматриваем, фотографируем.

Ледовая арка

Сбоку от ледовой арки находится ледовый грот длиной метров 15-20, в дальнем конце есть пролезаемый на пузе низкий ход, выводящий в ледовый стакан, из которого по узкому наклонному лазу можно подняться наверх рядом с аркой.

Ход

Возвращаемся в лагерь по своим следам. По пути замечаем непонятную конструкцию, которая при выяснении уже дома оказалась осадкомером.

После обеда собираем лагерь и спускаемся к Аккемскому озеру. Встаем в самом его начале на левом берегу, немного не доходя до закрытой на зиму базы МЧС, в том месте, где по карте начинается тропа в долину р. Акоюк и Семи Озерам.

На этом месте стоит камень с изображение человеко-бабочки (что-то из учения Рариха?), неподалеку обо. Самой тропы под снегом не видно, поэтому пробиваем ее до границы зона леса. Подъем достаточно короткий, но очень крутой, практически ровно вверх.

Обо

Тропа идет немного правее палатки

Начало тропы

2 марта

Радиальный выход в долину р. Акоюк (под пер. Студент)

Примерный трек.

За день с К=1,2 пройдено 6,9 км.

Погода: пасмурно, ветер слабый, морозно.

У Коли заболела шея, он остается в лагере, остальные идут в радиалку. Поднимаемся пешком, лыжи тащим за собой на веревочке. После выхода наверх идем на лыжах.

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

Каньон, в который стекает р. Акоюк

Пересекаем р. Акоюк, трое оставляют лыжи, Аня решила взять с собой, и начинаем подниматься по не крутым снежно-курумным склонам. Почти постоянно приходится идти, проваливаясь по колено в снег, между камней. Через некоторое время уходят вниз Катя и Костя, что-то им идется тяжело. Продолжаем подниматься вдвоем с Аней. Ей удалось пару раз совсем понемногу пройти на лыжах.

Виды в сторону Долины Семи Озер

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

Понимаем, что наша скорость из-за сложного рельефа очень невысокая, до пер. Студент идти еще далеко, да и, поднявшись на него, с такой плохой видимостью никаких обещанных хороших видов на Белуху не будет. Поэтому решаем возвращаться в лагерь.

По возвращению в лагерь прошлись с Аней вдоль берега озера до устьевого каньона р. Акоюк.

3 марта

Оз. Аккемское – долина р. Ярлу – кольцевой выход на пер. Ярлу-Боч (н/к, 2800 м)

Примерный трек.

За день с К=1,2 пройдено 17,1 км.

Погода: с утра пасмурно, но постепенно проясняется, выше зоны леса сильный ветер, морозно.

С утра возвращаемся к нашей заброске в долине р. Ярлу, ставим лагерь, и повторно идем в радиалку на пер. Ярлу-Боч. Катя неважно себя чувствует, и остается в лагере. Поднимаемся как на 4-й день похода. Гребень широкий и пологий, не более 10-15 град, снега мало, тропа хорошо видна. Во все стороны отличные виды, очень видовой маршрут.

Верховья долины р. Аккем

Горы по левому борту долины р. Аккем

Горы по левому борту долины р. Ярлу

Верховья долины р. Текелю

Гребень пер. Ярлу-Боч

Долина р. Текелю

По короткому гребню крутизной до 20 град спускаемся на пер. Ярлу-Боч. По Классификатору Высокогорный Перевалов его сложность и летом, и зимой н/к, но это скорей всего относится к пройденному нами маршруту по гребню, и к пути, по которому мы будем спускаться (описание приведено чуть ниже по тексту). В лоб в долину р. Ярлу крутые глиняно-каменистые склоны. Со стороны вроде как была видна тропа, но найти ее начало не удалось. Склон в сторону долины р. Текелю пологий и вполне соответствует н/к.

Пер. Ярлу-Боч

Р. Ярлу

Решаем возвращаться в лагерь не по пути подъема, а приподняться на гребень, и спускаться с него по травянистым склонам крутизной до 20 град.

Наш склон на спуск

Наледь обошли выше по склону

По правому берегу правой составляющей р. Ярлу идет тропа. На реке мощные наледи.

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

После начала леса тропа из-за снега читается плохо. Незадолго до окончания разделительного гребня между правым и левым истоками р. Ярлу выходим на лед, проходим немного по нему, затем переходим на левый берег, переходим через левую составляющую реки (на которой немного выше находится Камень Рериха и Каменный Город), и по знакомой тропе возвращаемся в лагерь.

4 марта

Долина р. Ярлу – под пер. Кара-Тюрек

Примерный трек.

За день с К=1,2 пройдено 6,4 км.

Погода: солнечно, ветра нет, тепло.

Спускаемся на Аккемское озеро. Сегодня первый раз за поход видим окружающие нас горы во всей красе, в том числе и Белуху.

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

За ГМС начинается достаточно крутая тропа на пер. Кара-Тюрек. Идем по ней, периодически сверяясь с навигатором. Вначале поднимаемся пешком, снега не много. Затем его становится заметно больше, надеваем лыжи, и некоторое время челночим. В дальнейшем постоянно приходится то снимать лыжи (или шли по гребню между деревьями, или склон слишком крутой для лыж), то надевать их. Пересекаем несколько гребешков и долинок с замерзшими ручьями. Крутизна склонов нигде не превышает 15-20 град, местами на очень коротких участках 25 град.

Аккемское озеро, слева долина р. Ярлу

Вдали справа видна Белуха

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

Днем так тепло и безветренно, что обедаем, не поставив палатку.

Белый справа – наш перевальный цирк

На перевале через боковой отрог

На ночевку встаем в перевальном цирке. Высота порядка 2800 м, максимальная за весь поход.

Белуха в лучах заходящего Солнца

5 марта

Пер. Кара-Тюрек (1А, 3060 м) – долина р. Текелюшка

Примерный трек.

За день с К=1,2 пройдено 5,3 км.

Погода: пасмурно, плохая видимость, сильный ветер, небольшой снег, умеренно холодно.

Ночью поднялся сильный ветер, к утру нагнал плохую погоду.

Сразу на стоянке надеваем кошки, пересекаем перевальный цирк и начинаем подниматься на перевал по снежному галстуку крутизной до 30 град между немного припорошенного курумника. По навигатору тропа от нашей стоянки серпантинами поднимается на гребень, и по нему ведет на перевал.

Поднимаемся направо по стыку склонов

Затем небольшое выполаживание, и второй подъем крутизной до 25 град, выводящий на седловину.

Седловина достаточно большая плоская площадка, есть стенка под небольшую палатку.

Рядом, всего в 40 м над перевалом (по высоте) расположена вершина 3100 м. Из-за плохой погоды на вершину не идем. Уходим с перевала траверсом по достаточно широкому и пологому северо-западному гребню этой вершины. Почти весь снег выдут сильными ветрами, тропа читается хорошо. По сути, Кара-Тюрек не является перевалом в классическом понимании, это перелаз через в. 3100 м.

Хорошо дует

На выполаживании проходим развилку троп – одна уходит на право, и идет по верхам в северном направлении, другая налево, спускается с гребня в долину р. Текелюшка, и в дальнейшем становится под снегом не читаема. Идем налево. Снова чередуем пешком-кошки-лыжи. Склоны не крутые, не более 20 град, но местами плотный, обледенелый фирн. В какой-то момент упускаю момент, когда согласно навигатору надо было переваливать через гребень (сложно постоянно в такую погоду смотреть на экран), и начинаем спускаться по кулуару. Крутизна порядка 15 град, боковые склоны высокие, внизу снежные, вверху почти бесснежный курумник и скальные выходы.

Наш кулуар по центру, фото следующего дня

Спускаемся в долину р. Текелюшки, и встаем на ночевку в кедровом лесу. Это место так и называется Кедровые стоянки. После обеда Аня немного прогулялась по пути нашего предполагаемого на завтра маршрута, остальные не захотели мокнуть под снегом. Под вечер прояснилось, ночью высыпали звезды.

Вверху на реке ледопадики

6 марта

Долина р. Текелюшка – долина р. Кучерла

Примерный трек.

За день с К=1,2 пройдено 7,4 км.

Погода: солнечно, ветра нет, тепло.

От Кедровых стоянок есть 2 пути в долину р. Кучерла – вниз по р. Текелюшка, и через 2 боковых отрога почти к окончанию Кучерлинского озера. По случаю хорошей погоды выбираем второй, более пейзажный вариант. Поднимаемся вначале по вчерашним следам Ани, затем тропим, но тропежка не сложная.

Верховья р. Текелюшка

Пересекаем понизу склон с сошедшей доской.

Горы по левому борту долины р. Кучерла

Поднимаемся на первый отрог. Из-за имеющейся лавинной опасности стараемся не выходить близко к границе зоны леса (выше видны сошедшие доски), зигзаги на серпантинах делать короткими, в опасных местах идти на некотором расстоянии друг от друга.

С отрога на север видна долина р. Кучерла, ловит связь (МТС точно).

Долина р. Кучерла

Спуск с отрога короткий, пологий, за ним идет безопасная всхолмленная долинка.

По случаю теплой и безветренной погоды обедаем без палатки.

После обеда проходим под еще одним съехавшим склоном, выходим на гребень, и начинаем спускаться в зону леса.

Спуск и дальнейший траверс склонов не из приятных. Тропа не везде читается, а там где читается, проходит не там, где показана по навигатору. Склон местами очень крутой, есть скальные выходы, камни, упавшие деревья. Постоянно переворачиваются санки. Чередуем движение пешком и на лыжах. Когда до р. Кучерла осталось пара сотен метров, перестали выискивать тропу, и напрямки срезали к набитой лошадиными копытами тропе, идущей вдоль правого берега реки. Дошли по ней до начала подъема к Кучерлинскому озеру, и встали на ночевку. Аня отпросилась с хозработ, и сбегала до обзорной площадки над северной оконечностью озера. Сегодня первый раз за поход делаем большой костер, благо из-за пала, прошедшего несколько лет назад, сушин в избытке.

7 марта

Кучерлинское озеро (радиально) – долина р. Кучерла

Примерный трек.

За день с К=1,2 пройдено 19,2 км.

Погода: солнечно, ветра нет, достаточно тепло.

Прячем в стороне от тропы вещи, и пешком идем по умеренно крутой тропе к Кучерлинскому озеру. Выходим на обзорную площадку, фотографируем, немного отдыхаем в беседке, и спускаемся обратно к вещам.

Забираем вещи, и спускаемся по тропе.

В районе впадающей с левого берега р. Тегеек, тропа по льду переходит на левый берег. При этом летняя тропа идет постоянно по правому. Видимо, зимой по ней из-за прижимов, или наледей опасно идти. Состояние левой, зимней тропы оставляет желать лучшего – постоянные небольшие подъемы-спуски, множество камней, бревен, наледей. Санки регулярно переворачиваются. Скорость движения очень маленькая, появляются опасения, что для того, чтобы завтра вечером дойти до Тюнгура, придется сегодня идти до темна, и выходить назавтра с рассветом. Коля предлагает выходить на реку, и идти по льду, приводя в пример то, что так все ходят в Тунках, но я отказываюсь, поскольку никаких данных, что можно пройти по Кучерле не удалось найти, и неизвестно, что там ждет.

Найди тропу

Уже после обеда, для которого снова не ставили палатку, видим впереди трактор, судя по всему, здесь зимующий. За ним начинается прочищенный тракторный след, скорость движения резко возрастает.

Тропа ненадолго вышла на берег

На правом берегу, в месте, названном в навигаторе «УАЗы (стоянка)», и где заканчивается дорога, видим небольшую ферму, пасутся овцы. Коля и Аня решают выходить на лед, остальные продолжают идти по левому берегу, договариваемся встреться в 2-х км ниже у показанного на карте моста.

Чуть ниже по берегу начинается накатанная лесная дорога, вскоре проходим машину, забивающую в землю по левой стороне металлические опоры, рядом стоит грузовик, работают 3 человека. Проходим, только поздоровавшись с ними, что здесь собираются строить спрашивать не стали.

Развилка дорог, опоры во все стороны

Встречаемся у моста с Колей и Аней, они по льду прошли нормально. На правом берегу стоит еще одна небольшая ферма. По карте, дальше по правому берегу идет только тропа, а дорога по мосту переходит на левый берег, и метров через 700 заканчивается в лесу. Но еще метров через 500 появляется снова, и уже значительно ниже по долине по мосту переходит на правый берег в начале урочища Елань. Время к вечеру, проходим немного по дороге по левому берегу, переходим по реке на правый, и встаем на ночевку на летней стоянке (есть обложенное камнями большое кострище, и бревна для сидения). Видим, как по левому берегу проезжает грузовик с работавшими немного выше людьми. Решаем, что огораживают территорию под какую-то дачу, или базу отдыха.

8 марта

Долина р. Кучерла – пос. Кучерла – с. Тюнгур

Примерный трек.

За день с К=1,2 пройдено 26,4 км.

Погода: солнечно, ветра нет, достаточно тепло.

С утра возвращаемся на дорогу, и некоторое время идем по ней. Там, где по карте дорога заканчивается, начинается забор из сетки, дорога через ворота уходит на загороженную территорию. Тропим справа от забора. Метров через 500 угол забора, дорога, невдалеке ворота, около них на заборе висит огромный плакат, сообщающий, что здесь строится питомник для разведения и содержания кабарги в естественных условиях.

Дальше движемся по дороге – в горки пешком, вниз хорошая катуха на лыжах. Вдоль дороги уже стоят электрические столбы, навалены вырубленные деревья. Чуть ниже эти деревья распилены, и или убраны, или лежат складированные. Тут уже нормально ехать не получается, поскольку на дороге лежат мелкие ветки и опилки.

Выходим к мосту через р. Кучерла, переходим по нему на правый берег, и идем по огромному полю (урочищу Елань). Внизу у реки находится очередная ферма.

По очередному мосту переходим на левый берег р. Кучерла, проходим через достаточно большой и вполне живой пос. Кучерла.

После поселка идем не по дороге, а по буранке рядом. Перед началом спуска дороги к р. Катунь буранка отходит в сторону к домикам т/б Высотник. Проходим задворками базы, по крутому склону спускаемся на реку. На другую сторону по льду не перейти, посередине промоина. Вдоль берега доходим до нового а/м моста, который открыт всего 1,5 года назад вместо старого подвесного, перейдя который оказываемся в Тюнгуре.

Общественные снаряжение и раскладка

Палатка самодельный 5-6 местный 8-ми угольный шатер из Оксфорда, 4,7 кг.

ЦК (центральный кол) связывается стропой с петельками и пряжками (0,15 кг) из 2-х лыж.

Подставка под ЦК – донышко пластиковой бутылки.

2 щетки-сметки 0,2 кг.

Печка-экран + котелок 4,5 л с крышкой + костровые варежки + разжижка костра (пропитанные парафином ватные диски) 1,3 кг.

Тесак 0,3 кг.

Ножовки 0,21 и 0,24 кг.

Цепная пила, 0,2 кг.

2 лавинных лопаты 0,5 и 0,6 кг.

Горелка мультитопливная + экран + стеклоткань + ремнабор 1,2 кг.

Фанерка-подставка под горелку 0,18 кг.

Бензин Калоша 4 л, 2,8 кг. Израсходовали порядка 3 л.

Скатерть + мешки для мусора 0,13 кг.

Люстра 0,1 кг.

Рюмки с подставкой 0,1 кг.

Смартфон-навигатор с аккумулятором 10 А 0,3 кг.

Треккер + повербанк 0,5 кг. Раз в день передавалось краткое сообщение наблюдателю, который рассылал его всем желающим. Также регулярно получали прогноз погоды.

Повербанк 0,37 кг.

Ремнабор 1 кг.

Аптечка 1 кг.

Градусник 0,05 кг.

Анемометр 0,05 кг.

Репшнур 6 мм 20 м 0,41 кг.

Ледобур 0,13 кг.

Раскладка полностью индивидуальная, кроме чая. В среднем порядка 500 г. Ничего не варили, только запаривали различные хлопья и прочие продукты, требующие только кипятка.

Чай 0,75 кг. На одного человека в день 9 г.

В среднем, на каждого участника приходилось по 5,7 кг, на каждую участницу по 0,5 кг.

Личные снаряжение и раскладка

Из специального снаряжения брали: ледоруб (у меня был айсбайль), кошки, лавинную ленту, 4 м 4 мм репшнура, рюкзачок для радиалок, личные аптечку и ремнабор, 1 немуфтованный карабин.

Из дома каждый брал одну чистую, сухую пластиковую литровую бутылку для переливания бензина, поскольку не знали, в какой таре он будет куплен. Оказался в пластиковой, и бутылки в Тюнгуре были отправлены в мусор.

Все личное снаряжение и одежда у меня почти такие же, как и в позапрошлом году на Кольском, за исключением:

- Взял санки.

- Поскольку на маршруте предполагался зимний лед, то вместо алюминиевых кошек взял шарнирные стальные (0,954 кг в самодельном чехле), а вместо облегченного ледоруба айсбайль (0,522 кг).

- Взял бахилы.

- Взял рукавицы-верхонки. Только надевал их не на, а под ходовой комплект: тонкий флис + утепленные ветронепродуваемые. Получилось, что они работали как паробарьер. Результат на лицо, точнее на верхних варежках. Они стали намного суше – все же контакта рук со снегом исключить нельзя, и варежки после этого контакта все равно будут немного отсыревать. Да и материал какая-то простая дешевая мембрана, которая немного пропускает пар.

Небольшая статья про мой опыт использования паробарьера.

- Вместо фонарика Outventure второй год использую Nitecore NU25 с встроенным аккумулятором 610 мА, родная тяжелая подвеска заменена на круглую шнур-резинку. Для подзарядки использовал аккумулятор 18650 на 3500 mAh и зарядное устройство на 1 аккумулятор.

С учетом наличия саночек рюкзак Сплав Градиент 80 был избыточен по объему. Если бы для перелета часть вещей убрал бы в чехол с лыжами, то можно было бы идти с имеющимся у меня рюкзаком Баск Агрессор 60.

Моя раскладка:

Завтрак 168 г:

Мюсли, типа таких, есть разные наполнители, 50 г + сухое молоко 20 г + песок 10 г = 80 г. Все это положено в п/э пакетик, завязано, пакетик вывернут и еще раз завязан. Итого получается двойной п/э пакетик для избежание просыпания.

Сыр 35 г. Жирность не менее 45 %. Порезан на тоненькие полоски и подсушен. Усыхание до 25%.

Кофе 3 г.

Обед 160 г:

Сало, провернутое с чесноком 20 г.

Карпаччо куриное 15 г. Порезано на небольшие кусочки и подсушено. Усыхание может быть до 50 %.

Шоколад молочный Аленка 50 г.

Курага подсушенная 25 г. Усыхание до 25 %.

Инжир подсушенный 25 г. Усыхание до 25 %.

Орешки кешью жареный 25 г.

Ужин 153 г:

Хлопья гречневые/рисовые/гороховые 50 г // кускус 50 г // карпюр 40 г + сухое молоко 10 г + мясо самодельное варено-сушеное 15 г + соль, приправы 5 г = 68 г. Все это положено в п/э пакетик, завязано, пакетик вывернут и еще раз завязан. Итого получается двойной п/э пакетик для избежание просыпания.

Сахарозаменитель.

Вес на день 481 г. С учетом 9 г общественного чая получаем 490 г.

Если бы не подсушивал сыр, карпаччо и сухофрукты, то было бы порядка 550 г. Экономия в 15-ти дневном походе получилась порядка 900 г.

Вес раскладки получился немного избыточный, полностью стал доедать ее только последние 2-3 дня. Ну, или может быть, поход по большей части был не слишком энергозатратный (что скорее всего).

Все шоколадки (предварительно развернутые и поломанные на небольшие кусочки) и сухофрукты на день клались в п/э пакетик, в который также клались пакетики с утренней и вечерней кашей на день. Этот пакетик клался в 2 п/э пакетика, куда также клалась дневная порция сыра и карпаччо. Таким образом, почти вся дневная еда лежала в одном многослойном кульке, а количество мусора было минимальным – 5 п/э пакетиков.

Расфасовка дневной порции раскладки в походе по Архызу в 2020 г показана здесь.

Провернутое сало с чесноком лежало в 2-х пластиковых баночках, рассчитанных на хранение в морозилке. Кофе хранилось в 200 мл ПЭТ бутылочке, а сахарозаменитель в родной баночке. Если бы брал шоколадки в родных упаковках, то набежала бы еще пара сот грамм. Таким образом, только на раскладке получилось облегчиться более чем на 1 кг.

Для запарки использовалась пластиковая кружка с герметичной крышкой, дополнительно обмотанная с боков и снизу пенкой.

Полностью походный фотоальбом можно посмотреть здесь.

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

После выполаживания меняем кошки на лыжи, и по пологим склонам выходим на огромную пологую наледь. На левом берегу под склоном находим удобное заснеженное место для ночевки.

28 февраля

Радиальный выход в долину р. Караоюк (под пер. Надежда) – долина р. Аккем

Примерный трек

За день с К=1,2 пройдено 4 км.

Погода: преимущественно пасмурно, ветер слабый, морозно.

Идем без лыж. Проходим наледь и поднимаемся по комбинированному (снег, курумник, скалы, трава) склону крутизной до 20 град.

Выходим на оз. Горных Духов,

известное по картине алтайского художника Чорос-Гуркина. Из-за вытекшей воды лед на озере просел на несколько метров, и образовались наледи, мимо которой мы вчера поднимались, и около которой ночевали.

Склон к верхнему озеру

По протяженному снежно-фирновому склону крутизной до 30-35 град в кошках и с ледорубами начинаем подниматься к верхнему озеру. В верхней части короткий крутой снежно-скальный участок, возможен выход льда, согласно отчету (2) может потребоваться провеска 10-15 м перил. Коля аккуратно проходит этот участок, есть метр натечного льда, но от подъема остальных решаем отказаться, проходить без перил опасно (в поход мы не брали веревку и системы). Спускаемся в лагерь по своим следам.

Крутой участок

Склон выше крутого участка

После обеда снимаем лагерь и спускаемся на ночевку в карман мореного вала, где накануне обедали.

1 марта

Днем так тепло и безветренно, что обедаем, не поставив палатку.

Белый справа – наш перевальный цирк

На перевале через боковой отрог

Белуха в лучах заходящего Солнца

5 марта

Пер. Кара-Тюрек (1А, 3060 м) – долина р. Текелюшка

Примерный трек.

За день с К=1,2 пройдено 5,3 км.

Ночью поднялся сильный ветер, к утру нагнал плохую погоду.

Поднимаемся направо по стыку склонов

Хорошо дует

Наш кулуар по центру, фото следующего дня

Вверху на реке ледопадики

6 марта

Долина р. Текелюшка – долина р. Кучерла

Примерный трек.

За день с К=1,2 пройдено 7,4 км.

Верховья р. Текелюшка

Пересекаем понизу склон с сошедшей доской.

Горы по левому борту долины р. Кучерла

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

С отрога на север видна долина р. Кучерла, ловит связь (МТС точно).

Долина р. Кучерла

Спуск с отрога короткий, пологий, за ним идет безопасная всхолмленная долинка.

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

По случаю теплой и безветренной погоды обедаем без палатки.

7 марта

Кучерлинское озеро (радиально) – долина р. Кучерла

Примерный трек.

За день с К=1,2 пройдено 19,2 км.

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

Забираем вещи, и спускаемся по тропе.

Найди тропу

Тропа ненадолго вышла на берег

Развилка дорог, опоры во все стороны

8 марта

Долина р. Кучерла – пос. Кучерла – с. Тюнгур

Примерный трек.

За день с К=1,2 пройдено 26,4 км.

Общественные снаряжение и раскладка

Палатка самодельный 5-6 местный 8-ми угольный шатер из Оксфорда, 4,7 кг.

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

Подставка под ЦК – донышко пластиковой бутылки.

2 щетки-сметки 0,2 кг.

Тесак 0,3 кг.

Ножовки 0,21 и 0,24 кг.

Цепная пила, 0,2 кг.

2 лавинных лопаты 0,5 и 0,6 кг.

Горелка мультитопливная + экран + стеклоткань + ремнабор 1,2 кг.

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

Фанерка-подставка под горелку 0,18 кг.

Бензин Калоша 4 л, 2,8 кг. Израсходовали порядка 3 л.

Скатерть + мешки для мусора 0,13 кг.

Люстра 0,1 кг.

Рюмки с подставкой 0,1 кг.

Отчет о лыжном походе по Алтаю (Катунский хребет)

Смартфон-навигатор с аккумулятором 10 А 0,3 кг.

Повербанк 0,37 кг.

Ремнабор 1 кг.

Аптечка 1 кг.

Градусник 0,05 кг.

Анемометр 0,05 кг.

Репшнур 6 мм 20 м 0,41 кг.

Ледобур 0,13 кг.

Чай 0,75 кг. На одного человека в день 9 г.

Личные снаряжение и раскладка

- Взял санки.

- Взял бахилы.

Небольшая статья про мой опыт использования паробарьера.

Моя раскладка:

Завтрак 168 г:

Кофе 3 г.

Обед 160 г:

Сало, провернутое с чесноком 20 г.

Шоколад молочный Аленка 50 г.

Курага подсушенная 25 г. Усыхание до 25 %.

Инжир подсушенный 25 г. Усыхание до 25 %.

Орешки кешью жареный 25 г.

Ужин 153 г:

Сахарозаменитель.

Вес на день 481 г. С учетом 9 г общественного чая получаем 490 г.

Расфасовка дневной порции раскладки в походе по Архызу в 2020 г показана здесь.

Полностью походный фотоальбом можно посмотреть здесь.