Виды туризма

15 января 2013
Романенков С.А.
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: IV
0 1222 0

Дата: 12-30 марта 2006 г.

Маршрутная книжка № 1/2-403

Руководитель: Романенков С.А.

Отчет из библиотеки МГЦТК № 6283

Сканирование, обработка: Виктор Евлюхин (Москва)

Содержание

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ
2. ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
3. АНАЛИЗ МАРШРУТА
4. ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА
5. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
6.1. Участок 1. база Желанная - р. Манарага
6.2. Участок 2. траверс в. Манарага
6.3. Участок 3. р. Косью - р. Вангыр
6.4. Участок 4. р. Вангыр - пос. Приуральское
7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
8. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
9. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
10. КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (прим. ред.: отсутствуют)
11. ПРИЛОЖЕНИЯ
11.1. Нитки маршрута, заявленные в МКК
11.2. Список общественного и личного снаряжения
11.3. Медицинское обеспечение и ремнабор
11.4. Схема траверса Манараги, описание участков
11.5. Памятка по действию группы в случае аварийной ситуации во время траверса Манараги

 

- Эта же Ма-на-ра-га!! - Кричал Чижик, тыкая в плохую, всю в квадратных пикселях, распечатку фотографии, где якобы видны были все зубья.

- Манарага - это вещь в себе. - Неоднократно повторил Стрыгин.

Мы много думали: является ли Манарага самоцелью в нашем походе? Вначале затея казалось опасной и почти неосуществимой, потом - уже меньше. Решили выделить на Манарагу катастрофически малые сроки - 3 дня, то есть времени на непогоду уже не было.

Манарага не стала самоцелью, как не стали ей и все остальные вершины на маршруте, может быть, поэтому их получилось так много?

Часто целью похода становится прохождение маршрута через все ключевые места района. Вроде как, "чтобы больше туда не возвращаться". Другое дело, насколько часто такие красивые планы реализуются. В нашем случае план был, с одной стороны, выполнен не полностью - без восхождения на красавицу Саблю, с другой стороны - с лихвой перевыполнен благодаря неожиданно удачному траверсу Манараги.

Пройденный нами маршрут можно считать классическим в классическом районе - разумеется, в хорошем смысле этого слова (глупо делать где-то первопрохождения, если существуют такой замечательный район и такой красивый маршрут). Манарага, Народная, Колокольня, Урал - самые красивые объекты на Приполярном Урале.

Да, наш маршрут можно считать классическим, если бы ни одно НО: это НО - зимний траверс Манараги, пройденный до нас только однажды - в 1962 году. И хотя многие сомневались в нашем успехе, мы доказали реальность этой затеи: ребята сделали все четко, быстро, безаварийно. Мы, как могли, снизу их поддерживали: постоянной радиосвязью, боевой готовностью и дружным жаханьем. Траверс Манараги пройден не благодаря удачному стечению обстоятельств, а благодаря опыту и слаженной работе команды. После прохождения траверса стало ясно, что человеческий фактор решает все. Или почти все.

Александра Мойзых

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Проводящая организация: Спортклуб МАИ

Вид туризма: лыжный

Категория сложности: четвертая

Район путешествия: Приполярный Урал

Протяженность маршрута: 256 км (277 км фактически пройденного пути)

Нитка маршрута:

г. Инта - база "Желанная" - р. Балбанью - в. Народа (1Б, рад. до высоты 1640) - пер. Кар-Кар (1А) - р. Манарага - траверс в. Манарага (3Б) - р. Косью - в. Колокольня (1Б, 1640, рад.) - пер. Масленникова (1А) - в. Урал (1Б, 1584, рад.) - р. Хорота - пер. Мужичий (1А) - руч. Безымянный - р. Вангыр - пер. Юж. Сундук (н/к) - р. Озерная - р. Войвож-Сыня - пер. Седью-Вой-Вож (н/к) - р. Седью - пер. Аранецкий (н/к) - Аранецкий тракт - пос. Приуральское - г. Печора

Всего пройдено: 6 перевалов и 4 вершины, в том числе, 3-н/к, 3-1А, 3-1Б, 1-3Б

Продолжительность активной части похода:18 дней (из них 1 отсидка из-за непогоды), всего на маршруте 112 ход. часа

Сроки проведения походa: 12 марта по 30 марта 2006 года

Численность группы: 8 человек

СОСТАВЫ ГРУПП

N Ф.И.О. Год. р. Телефон Тур. опыт: Л–лыж., Г–гор. Обязанности
1 Романенков Сергей Алексеевич 1984 381–3949 3РЛ Кольский п–ов, 3 с эл. 4УЛ Пол. Урал, 5РГ Тянь–Шань, 5УГ Киргиз. хр. 4А альп. Руководитель, фотограф
2 Чижик Дмитрий Владимирович 1982 463–2372 3РЛ Кольский п–ов, 3 с эл. 4УЛ Пол. Урал, 6УГ Памир, 3РГ Кавказ, 3Б зим. альп. Зам. руководителя, рук. траверсом Манараги
3 Мойзых Александра Евгеньевна 1984 612–7441 3УЛ Кольский п–ов, 3 с эл. 4УЛ Пол. Урал 5УГ Тянь–Шань Медик
4 Жданов Иван Николаевич 1974 8903–755–7343 2УЛ Кольский п–ов, 3Б альп. зима Хибины, 3А альп. зима Тянь–Шань, 5УГ Ц. Кавказ Снаряженец
5 Филков Андрей Юрьевич 1985 903–4284 2УЛ Южн. Урал, 4 с эл 5УГ Тянь–Шань, 3УГ Кавказ май Хронометрист
6 Шеховцова Инна Владимировна 1984 8903–167–2130 2РЛ Юж. Урал, 4УГ Фаны, 2УЛ Кольский п–ов Фотограф
7 Фоктов Дмитрий Владимирович 1979 8916–501–0177 3 с эл. 4УЛ Пол. Урал, 3УЛ Кольский п–ов, 2УГ Кавказ Завпит
8 Тимошенков Алексей Сергеевич 1985 537–8789 3УЛ Кольский п–ов, 5УГ Ц. Кавказ, 3Б альп. зама Хибины Реммастер

2. ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для заброски-выброски в район существует три основных регулярно используемых варианта.

1. Заброска на базу "Желанная" в северной части Приполярного Урала

Этот вариант заброски в район использовала наша группа. От станции Инта до базы "Желанная" проложен зимник. В Инте можно заказать вахтовку у спасателей, но лучше это сделать заранее по телефону, так как база спасателей находится за пределами города, и до нее нужно добираться на автобусе или такси. Мы заказали машину заранее, водитель встречал нас у вагона поезда.

По зимнику от города Инта до "Желанной" 160 км, но дорога обычно занимает весь день. Заброситься можно только в хорошую погоду, в плохую колею заметает, дороги просто не найти. У нас к вечеру началась пурга, пришлось несколько раз вылезать из кузова, подкапывать и толкать колеса Урала, чтобы машина опять вылезла на колею.

База "Желанная" представляет собой маленький поселок из нескольких деревянных домиков и металлических ангаров. Если раньше руководство геологической базы нормально относилось к туристам и пускало переночевать в свободные балки, то теперь отношение стало крайне негативным. Несмотря на ночь и пургу, руководство базы предложило убираться нам подальше с ее территории. Ночевали на базе в палатках, спрятавшись от ветра за одной из отдаленных построек. Несмотря на такое отношение, на базе есть радиосвязь с внешним миром, и в случае чрезвычайного происшествия можно вызвать вертолет.

Выезжать с базы зимой проблематично, так как заказанная заранее машина может не добраться к сроку из-за пурги. Мы были последними, кому удалось заброситься на "Желанную" в марте 2006-го года. После нашего заезда началась длительная непогода, и другим группам пришлось искать альтернативные варианты подхода.

2. Заброска через пос. Приуральское в южную часть Приполярного Урала

До поселка Приуральское из Печоры примерно раз в день ходит рейсовая вахтовка. Доехать можно также на любой машине типа УАЗовской буханки или машине большей проходимости. Путь занимает 2-3 часа в зависимости от состояния дороги и погоды.

В поселке Приуральское есть магазин, местное отделение МЧС, а также водители, которые при выходе в поселок с маршрута довезут группу до Печоры. Переночевать можно договориться в местной школе.

От Приуральского группы обычно пересекают реку Печору и по профилям и рекам идут около 60 км на восток до Саблинского хребта, который хорошо виден из поселка. При движении по профилям сложности в ориентировании часто сопровождаются глубокой тропежкой. Обычно путь от Приуральского до гор занимает 3-3.5 дня. Но в последние время подходы сильно упростились, так как теперь есть постоянная буранка до избушки-приюта под в.Сабля, в которой находится стационарный пост спасателей МЧС. Спасатели нам сообщили, что в следующем году собираются установить подобный пост и на базе "Озерная" на реке Войвож, а сами они заезжают к Саблинскому хребту с начала марта. У спасателей есть буранное сообщение и радиосвязь с отделением МЧС в Приуральском.

От Приуральского до гор возможна заброска на буранах, договориться можно либо по телефону с отделением МЧС в Печоре, либо на месте в Приуральском.

3. Заброска через станцию Косью по реке Косью

Этим путем обычно забрасываются в район в случае, когда погода делает невозможной заброску на транспорте. Гораздо чаще этот вариант используется для выхода из района.

До станции Косью от Печоры можно доехать на рабочем поезде, поезд идет около 4 часов. Дальше на лыжах по реке Косью на восток. Подходы к горам могут занимать от 3-х до 5-ти дней, в зависимости от состояния и количества снега. Большая вероятность на Косью встретить уже проложенную лыжню.

Контакты

Контакты в Инте:

Заказ машины для заброски на "Желанную"

Ипатов Петр Иванович, 8-82145-6-17-08

В нашем случае машина стоила 10 тыс.р.

Интинское КСО. 169830, Инта, ул. Куратова, 16, Щедринский Лев Мендилеевич, тел. (8-82145) 3-2075

Печорское КСО. 169700, г. Печора, ул. Лесная, 11, тел. 5-1591

Контакты в Приуральском:

Артемьев Федор, Шахтарев Валерий Иванович - машина до Печоры

Петрова Валентина Егоровна - завхоз школы

Чапина Валентина Ильинишна - директор школы (ночлег), с ней также можно договориться по поводу заброски на буранах

Геологические базы в Инте (можно заказать машину до "Желанной")

1. 105-я экспедиция "Поляруралгеология". Город Инта, поселок Западный (около бензозаправочной станции). От станции Инта до поселка Западный около 25 км.

2. База "Геостроймеханизация" (бывшая Тумановская). От вокзала 4 км, можно добраться автобусом.

В этом году начальником Печорского участка железной дороги назначен известный турист-лыжник Сергей Чижик, возникшие транспортные проблемы можно решать через него.

3. АНАЛИЗ МАРШРУТА

Основной целью похода было прохождение классического маршрута 4 к.с. по Приполярному Уралу. Мы постарались посмотреть наиболее интересные туристические и природные объекты района, никто из участников группы на Приполярном Урале раньше не был. Маршрут включал в себя восхождения на ряд высших и наиболее популярных вершин района. Выбирая перевалы, разделяющие эти восхождения, мы старались ориентироваться на их небольшую сложность и минимальную лавиноопасность.

При подготовке к маршруту планировалось совершить восхождения на пять вершин района. Но, не имея достаточный запас времени, мы понимали, что от ряда восхождений из-за погоды или по другим причинам, возможно, придется отказаться. Восхождения не были самоцелью, главной задачей оставалось прохождение линейного маршрута.

Основной изюминкой похода стало одно из таких восхождений, включившее в себя траверс в. Манарага. Прохождение зимнего траверса является лишь второй удачной попыткой, после альпинистов, прошедших его в 50-60-е годы. Сложность этого восхождения сильно превышала уровень сложности похода в целом, в связи с чем, прохождение траверса планировалось наиболее опытными и подготовленными участниками группы. С собой было взято специальное снаряжение, не используемое в остальной части маршрута.

Во время подготовки к походу максимально обсуждался и тщательно прорабатывался вопрос безопасности и действия участников группы в аварийных ситуациях. Нами были хорошо изучены варианты выхода к людям по рекам Кожим, Касью, Вангыр, Сыня, а также к базе "Желаная". Отдельно рассматривались действия разделившейся группы, в случае ЧП во время траверса Манараги. Между группой поддержки и траверсантами была установлена постоянная радиосвязь, а также даны четкие указания и заранее прописаны действия обеих групп в аварийной ситуации.

4. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАЯВЛЕННОМ МАРШРУТЕ

Еще до начала маршрута к нам "влилась" группа Дмитрия Чижика. По разным причинам, за несколько дней до отъезда 2 участника нашей группы и 1 участник группы Д. Чижика отказались от участия в походе. В результате в каждой из групп осталось по 4 человека. Малочисленные группы должны были столкнуться на маршруте с такими сложностями, как проблемы при троплении лыжни, не возможность обеспечить полную безопасность, большая доля веса общественного снаряжения на каждого участника и т.д. В связи с этим мы решили объединиться в одну группу под руководством С. Романенкова, при этом Д. Чижик являлся заместителем руководителя, а также руководил группой на траверсе Манараги. К сожалению, это решение было принято в последний момент, и мы не успели зафиксировать все изменения состава участников в маршрутной книжке. Но хочется отметить, что объединение групп повысило надежность и безопасность во время прохождения маршрута.

При попытке восхождения на в. Народа (1895), группа поднялась до высоты 1640. Причиной прекращения восхождения послужило усиление пурги перед финальным участком подъема. Из лагеря вышли при среднем ветре и видимости 1 км. Погодные условия позволяли совершить восхождение, но на подходе к вершине ветер усилился, видимость упала до 30 м, нам пришлось отказаться от восхождения. Еще готовясь к походу в Москве, мы решили, что ждать погоды перед многочисленными радиальными выходами не будем. В связи с чем на следующий день отказались от восхождения на в. Народа и перевалили через пер. Кар-кар.

Вместо заявленного перевала Двойной (1А) прошли перевал Масленникова (1А). Оба перевала выводили в нужную нам долину р. Хорота, но при прохождении пер. Двойной в связке с пер. Мужичий (1А) пришлось бы делать крюк в 10-15 км. Наш выбор также определило то, что запланированное восхождение на в. Урал можно будет провести с седловины перевала, а не из долины реки Хорота. Группа располагала фотографиями, описанием и схемами перевала Масленникова.

Отказались от восхождения на в. Сабля. Из лагеря вышли при видимости 500-1000 м, надеясь, что, когда мы подойдем под вершину, погода улучшится. К сожалению, этого не произошло. Через два с половиной часа после выхода из лагеря мы подошли под вершину, но не вершины, не Саблинского хребта видно не было, видимость упала до 100 м. В этой ситуации мы приняли решение отказаться от восхождения.

5. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

12.03.06 мы заехали до базы "Желанная".

Число участок пути Км ходовое времяч. мин. Особенности движения Метеоусловия
13.03 Вверх по долине р. Балбанью 19.2 4.1 Вышли в 11.00. На лыжах вдоль русла реки, по наледям. На ночевку встали в 16.30 Утром пасмурно, пурга. К вечеру пурга усиливается.
14.03 Радиальные выход на в. Народа (1Б, до высоты 1640) 8.4 5.4 Вышли в 7.50. На лыжах вдоль реки и по склонам в. Народа. Вернулись в лагерь в 16.30 Весь день пурга, видимость до200 м
15.03 Пер. Кар–Кар (1А) – р. Манарага 16.8 7.5 Вышли в 8.15. На лыжах. На перевал глубина тропежки 30 см. Местами фирн. Заночевали в зоне леса в 17.50 До обеда снег, ветер. После обеда солнечно.
16.03 Вниз по долине р. Манарага до балка. 14.4 5 Вышли в 8.20. На лыжах по реке. Тропежка 20–30 см. Пришли в балок 14.40 Снег, видимость 500 м
17.03 ОТСИДКА В БАЛКЕ       Снег, видимость 200 –1000 м
18.03 в. Манарага 1–й зуб (1Б, 1663) всей группой 4 человека – траверс до 3–го зуба 10.8 13.4 Вышли в 5.10. До гребня вершины на лыжах. По гребню и траверс в кошках. На траверсе перила. Заночевали в 20.30, между 3–м зубом и жандармом со стороны второго Ясно
19.03 траверс в. Манарага до 5–ого зуба 0.6 14 Вышли в 6.00. По скалам в кошках, перила. Заночевали около вершины 5–ого зуба в 20.00 Туман, снег, видимость 50–100 м
20.03 Окончание траверса. Спуск к балку в долину р. Косью 6 5.2 Вышли в 6.30. На траверсе перила, далее по гребню в кошках. В зоне леса на лыжах. В балке в 12.30 Утром туман, снег. После обеда улучшение.
21.03 Вниз по р. Косью. Подход под в. Колокольня 11.4 4.3 Вышли 8.10. На лыжах. Вдоль Косью по лыжне, в сторону Колокольни тропежка 20–30 см. Встали в 16.30, не доходя 1.5 км до границы зоны леса Облачно
22.03 Восхождение на в. Колокольня (1Б, 1640) 8.4 9.1 Вышли в 6.30. Под вершину на лыжах, дальше в кошках. Вернулись в лагерь в 17.20 Снег, туман, видимость 50–500 м
23.03 пер. Масленникова (1А) – восхождение на в. Урал (1Б, 1584) – спуск в долину р. Хорота 15.5 7.3 Выход в 7.35. На перевал подъем в лыжах. На вершину радиально в кошках. Спуск с перевала пешком вертикально вниз из–за повышенной лавинной опасности, дистанция, лав шнуры. На ночевку у р. Хорота встали в 17.50 Утром облачно. После полудня туман, сильный ветер.
24.03 пер. Мужичий (1А) – руч. Безымянный – р. Вангыр – верхняя база “Вангыр” 16.8 6 Вышли в 9.00. Подъем и спуск с перевала на лыжах. По руч. Безымянный и р. Вангыр глубокая тропежка. До приюта дошли к 16.30 Туман, видимость 500 м
25.03 Вниз по р. Вангыр 17 5.2 Выход в 8.30. По реке на лыжах. Тропежка. Встали в 17.00 Облачно, ветер. Видимость хорошая
26.03 пер. Сундук (н/к) – р. Озерная – р. Войвож–Сыня 14.6 5.3 Выход в 7.30. Подъем на перевал на лыжах по чужой лыжне. Спуск до базы “Озерная” по буранке, далее тропежка. Встали под пер. Седью–Войвож в 17.40 Облачно, снег, туман
27.03 пер. Седью–Войвож (н/к) – р. Седью, подход под пер. Аранецкий 23.6 7.4 Вышли в 6.40. На лыжах по реке и правому берегу. Глубокая тропежка. Встали в переходе от Аранецкого пер. в 17.20 Облачно, ветер
28.03 Попытка восхождения на в. Сабля 11 4.5 Вышли в 7.00. Подход под вершину на лыжах. Отказ из–за отсутствия видимости. В лагерь вернулись в 12.30 Облачно, туман, видимость 300–500 м
29.03 пер. Аранецкий (н/к) – хижина спасателей – Аранецкие болота 35 8.1 Выход в 6.10. От Аранецкого перевала в сторону пос. Приуральское на лыжах по буранке. На ночевку встали в 19.00 Ясно
30.03 По буранке и профилям к р. Печора – пос. Приуральское 26.5 8.2 Вышли в 6.20. На лыжах по буранке. В Приуральском в 17.30 Ясно

Итого активными способами передвижения 256 км (277 км с учетом повторно пройденного пути) . 18 дней, из них 1 отсидка из-за непогоды и 1 полудневка.

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

6.1. Участок 1. база Желанная - р. Манарага

12.03.06

Заезд на базу "Желанная"

Около 9-ти часов утра мы выгрузились из поезда Москва-Воркута в Инте (фото 1). У вагона нас встречал водитель вахтовки, заказанной из Москвы. Забрасывались двумя группами: наши две и группа Ольги Романенковой.

Ехали весело, играли в ассоциации. Незадолго до нашего приезда прошли снегопады. Намороженной колеи не было видно под снегом, она скорее угадывалась по сугробам сбоку и отсутствию кустов. Наш "Урал" периодически съезжал с колеи, и вынужден был каждый раз по несколько минут выбираться обратно. Скорость движения не превышала 20 км в час. Утреннее солнышко сменилось сплошной облачностью.

Уже с наступлением темноты нам пришлось вылезти из кузова и, подсыпая снег под колеса, толкая их, буквально вынести машину на колею на одном из крутых участков подъема. В это время вокруг начиналась пурга.

Через некоторое время подъехали к маленькому поселку геологов на повороте к реке Балбанью. Здесь сделали "питстоп". Полчасика посидели в теплой избе, попили горячего чаю.

На базе "Желанная " были около 11 вечера. Водитель выгрузил нас в пургу, рядом с каким-то сараем, и уехал обратно. Мы сразу пошли в домик начальника базы, договориться насчет жилья. Но в жилье отказали, кроме того, нам даже запретили вставать на территории базы. Тогда мы отошли к дальнему ржавому ангару, кое-как прикрывавшему нас от ветра, и поставили лагерь.

13.03.06

Вверх по долине реки Балбанью

Утром по-прежнему метет, но идти можно, видимость есть. Решаем выходить. Перед выходом доломали старый остов вмерзшего в землю грузовика. Доски с кузова нам еще понадобятся на маршруте, леса впереди нет.

Выходим в 11 часов. Из базы "Желанная" вверх, вдоль реки Балбанью, выходит дорога (фото 2). При хорошей погоде можно попытаться подъехать по ней на машине. За 3 перехода по 50 минут доходим до озера Мал. Балбанты, перед которым перекусываем, укрывшись от ветра в кустиках. Перед озером дорога закончилась, идем то по реке, то по берегу. Участки неглубокого снега чередуются с фирном.

На правом, по ходу, берегу озера нашли рыбацкую избушку-сарай на 3-4 человек.

Видимость ухудшилась, от озера прошли еще один переход вверх по долине (фото 3) и в 16.30 встали на ночлег. От ветра укрыться негде, строим большую ветрозащитную стенку (фото 4).

14.03.06

Радиальный выход на в. Народа (1Б, до высоты 1640)

Утром сильно дует, но видимость есть. Впереди виден район пер. Кар-Карпинского и поворот к пер. Кар-кар. Из под него и начинается наш путь подъема на в. Народа. Из лагеря выходим в 7.50, оставляя палатку с вещами на месте стоянки.

По плотному фирну идется быстро, хотя ветер в лицо затрудняет движение (фото 5). Нужная нам долина реки вначале поворачивает направо, а затем налево, огибая отрог в. 1345. После второго поворота идем не по реке, там глубокий снег, а ближе к левому по ходу борту долины. За 2 часа выходим в верхний цирк левого истока реки Балбанью. Видимость упала до 300 м, сильно метет. Справа угадывается начало подъема на пер. Кар-кар, на лево уходит широкая некрутая ложбина, выводящая на верхнее плато перед в. Народа (фото 7).

За 30 минут выходим на плато. Здесь дует намного сильнее, видимость упала до 100м. У нас с собой GPS, заблудиться не боимся. Поднимаемся дальше. Под ногами встречается все больше камней, на лыжах идти не удобно. Еще через 30 минут подъема встречный ветер только усилился, из-за снежной крупы видимость совсем упала. И хотя до вершины осталось совсем чуть-чуть, в 11.30 прекратили восхождение и решили поворачивать к лагерю. В такую погоду на вершине делать нечего.

С попутным ветром быстро скатываемся к месту лагеря. На месте в 14.30. Реанимируем стенку, растягиваем палатку.

15.03.06

пер. Кар-Кар (1А) - р. Манарага

Выходим в 8.15. Метет. На этот раз, в отличие от вчерашнего дня, идем по дну долины, двигаться по фирновым склонам отрога с саночками неудобно (фото 6). После поворота долины влево на реке начинается тропежка 20-30 см. За 3 перехода по 50 мин выходим в цирк пер. Кар-кар (1А). Выглянуло солнышко.

Прямо вверх на перевал подниматься круто, начинаем подъем серпантином по правому, по ходу, склону (фото 7). В верхней его части, траверсируя склон, выходим на седловину перевала. Лавинной опасности нет, так как идем рядом с выходами камней.

На перевал поднимаемся за 2 перехода, здесь мы в 13.00. Седловина перевала широкая, тур находится в средней ее части (фото 8).

Спуск в долину реки Манарага состоит из двух ступеней. Фирново -осыпной склон первой ступени начинается прямо с перевальной седловины. Крутизна на некоторых участках доходит до 50 градусов. Спускаемся в кошках. Саночки несем в руках, так как они постоянно цепляются за выходы камней (фото 9).

Внизу надеваем лыжи и по фирну, стараясь забирать правее, скатываемся к началу второй ступени. Склон второй ступени спускается прямо к реке. Он менее крутой, чем первый, и фирн здесь сменяется снегом. Спускаемся кто на лыжах, кто пешком (фото 10).

В верховьях реки Манарага фирн (фото 12), после поворота долины влево начинается тропежка (фото 13). Впереди показалась в. Манарага.

Углубляемся на 1 км в лес и в 17.50 ночуем рядом с рекой. Здесь и прорубь для воды, и дрова, и нет ветра.

16.03.06

Вниз по долине р. Манарага до балка

Утром на улице снег, видимость до 1 км. Выходим в 8.20.

Сразу от лагеря начинается глубокая тропежка, 50-60 см. Идем то по реке, то по правому или левому берегу. На реке снега много, но встречаются большие промоины, по берегам глубокая тропежка, завалы деревьев и прижимы. Все время ищем лучший путь. Скорость движения около 2 км в час.

Проходим 3 перехода по 50 мин. и перекусываем, воду берем из полыньи. Движение вдоль реки однообразно, склонов окрестных гор не видно, свое местоположение определяем по GPS.

После перекуса переходим на правый берег реки, здесь под снегом нащупываем старую лыжню. Идет мокрый снег. Через два перехода, в 14.40, доходим до балка-вагончика на слиянии рек Манарага и Косью (фото 14).

В балке чисто, есть работающая печка, нары на 10-12 человек. Заселяемся, и пока дежурный топит печку, идем за дровами. Засыпаем в тепле.

17.03.06

Отсидка в балке

Утром погоды нет. Горы в тумане, идет снег. На восхождение в такую погоду решаем не выходить, ждем улучшения.

6.2. Участок 2. Траверс вершины Манарага

18.03.06

Подъем на 1-ую вершину Манараги (1Б, 1663). Траверс до перемычки перед 3-й вершиной.

Утром хорошая погода. На небе ни облачка, холодно. Из балка на р. Косью выходим в 5.10. От домика уходим сразу в лес, в направлении отрога, ведущего к в. Медвежья лапа. Лес в основном редкий, лиственничный, встречаются полянки. Снег глубокий, тропим по очереди.

Примерно через час выходим к границе зоны леса и поднимаемся на отрог. (фото 15) Здесь намечаем место, куда, через несколько дней, группа поддержки должна будет поднести траверсантам лыжи. Скатываемся с отрога, и, огибая вдоль зоны леса следующий отрог, попадаем в цирк вершины Манарага. Наконец-то показались все зубья вершины. Далее поднимаемся на отрог, замыкающий цирк с северо-востока. Сверху отрог плоский, снег здесь сменяется фирном. Снимаем и оставляем лыжи, одеваем кошки.

Впереди отрог плавно переходит в северо-восточный гребень Манараги. За полчаса, от места, где оставили лыжи, поднимаемся на гребень. Гребень широкий скально-осыпной, между камнями плотный фирн, местами лед. Поднимаемся по верхней и левой (по ходу) его части, справа крутые обрывы в сторону р. Капкан-Вож (фото 18). Уклон гребня постепенно возрастает, и он переходит в вершинную башню 1-ого зуба Манараги (фото 17). Крутизна башни до 50 градусов, длинна крутого участка 250-300 м. Вверх поднимаемся по скальным полочкам, преодолевая 1.5-2 метровые скальные стенки. Перед выходом на вершину, вешаем 5 м перил на 60-70 градусную стенку, залитую льдом. Подъем от выхода на северо-восточный гребень до вершины занял 1.5 часа. На вершине мы в 13.10, здесь триангуляционный пункт, сложен тур, много мемориальных плиток (фото 19). Видна вторая башня, а также жандармы-перья между 2-й и 3-й вершинами (фото 20).

Путь, которым мы поднимались на вершину, возможно более длинный, чем традиционный через пер. Студенческий, но в ходе подъема мы просмотрели возможный спуск до балка после прохождения траверса и определили место встречи с группой поддержки, которая должна будет поднести лыжи траверсантам.

Сфотографировавшись и написав записку, спускаемся по веревке на скальную полку под вершиной (фото 21). Отсюда четверо человек уходят вниз к лыжам и до балка, оставшиеся четверо продолжают траверс Манараги.

По полке огибаем справа 1-ую вершину Манараги и спускаемся 5-7 метров по скальной плите 70-75 градусов на перемычку между 1-й и 2-й вершинами. С перемычки по широкой полке обходим 2-ую башню со стороны р. Капкан-Вож. Полка выводит на гребень между 2-й и 3-й вершинами. Отсюда по широкому внутреннему углу выходим на предвершину 2-й башни со стороны р. Косью, 50 метров 60-70 градусов (фото 23). Далее 15-20 метров по простому гребню на 2-ю вершину. Станции в основном организуем на станционных петлях, в качестве промежуточных точек страховки используем френды и закладки. Крючья стараемся не бить, на морозе это отнимает много времени и сил.

На второй вершине фотографируемся, находим тур (фото 24). Отсюда видна 3-ая башня (фото 22).

Спускаемся со 2-й вершины по пути подъема. Далее дюльфер в обход жандармов в сторону 3-й башни по стене 70-80 градусов до скального уступа. Станция здесь получается полу-весячая, встать некуда. От уступа косой дюльфер вправо 40 метров 70-75 градусов до засыпанной снегом полки. По полке проходим 15-20 метров до перемычки между жандармом и 3-й вершиной. Веревки продергиваем через расходные петли и крючья.

На перемычку спускаемся в 20.30. Стемнело. Пока ребята сдергивают веревки, успеваем провесить 50 м на следующий зуб. Площадку под палатку частично вырубаем, частично достраиваем. Место хорошо защищено от ветра скальным уступом. Наша каркасная палатка уместилась с трудом (фото 25). Спим фактически друг на друге. В 9 вечера пускаем сигнальную ракету, внизу, около балка, видны фонарики. Радиосвязь работает без сбоев.

19.03.06

Траверс 3-й и 4-й вершин Манараги, начало подъема на 5-ую вершину.

За ночь погода испортилась. Видимость упала до 50 м, идет снег. Но обратного пути уже нет. Двое одеваются и идут провешивать веревки, оставшиеся двое собирают лагерь и выходят в 6.00 вслед за ними.

От перемычки по крутым заснеженным скалам со стороны р. Капкан-Вож провешиваем 3 веревки до гребня 3-й башни (Лопата). Ярко выраженной вершины здесь нет. С вершины две веревки косого дюльфера на полку, выводящую к перемычке между 3-й вершиной и жандармом "Тройка" (фото 26). Перемычка ровная и большая, здесь можно ночевать даже в шатровой палатке (фото 27). Погода не улучшается, метет. Между собой общаемся с помощью радиостанций, из-за ветра и снега ничего не видно и не слышно.

Обходим жандарм справа и по системе полок, засыпанных снегом, выходим на гребень 4-й башни (Парусник) (фото 29). На полках перильная страховка. По крутой стенке 10-15 м поднимаемся на вершину. Тура нет, его находим чуть дальше на гребне 4-й вершины. С вершины спускаемся по пути подъема (фото 30).

С гребня дюльфер на перемычку между 4-й и 5-й башней 50 метров, 90-100 градусов. (фото31, 32) Очень круто, почти на всем спуске веревка не касается скал. Веревку продергиваем через петлю.

Перемычка маленькая и острая, ночевать здесь нельзя. Провешиваем 50 м веревки на 5-ую вершину. По пути пролезаем 5 метровый отвесный камин. На последней трети веревки, не далеко от вершины 5-й башни, находим приемлемую площадку под палатку (фото 33). Выравниваем ее, строим некое подобие стенки. На ночевку встали в 20.00.

20.03.06

Траверс 5-й вершины. Спуск в балок на реке Косью.

Собираемся и в 6.30, и по заранее провешенной веревке, поднимаемся на 5-ую вершину Манараги. По сравнению с предыдущим днем погода улучшилась. Видимости по-прежнему нет, но нет ветра и тепло.

С вершины спускаемся лазанием 25-30 метров вниз по гребню, далее дюльфер на перемычку между 5-й и 6-й вершинами 50 м по скалам средней крутизны.

6-ая вершина представляет собой большой жандарм. Она сильно ниже остальных 5-ти вершин, подъем на нее не представляет технической сложности. Мы решили на нее не подниматься а, обходя ее справа, выходить на отрог, ведущий к вершине Медвежья Лапа.

С перемычки уходим по узкой скальной полке вправо от жандарма. (фото 34) Через 25-30 метров полка заканчивается и стеной обрывается вниз. Отсюда вешаем 50 метров перил в направлении большой полки. Веревки не хватило, приходится надвязывать. Всего до полки повесили около 60 м дюльфера по отвесным скалам (фото 36).

Дальше идем пешком 50-60 м до южного гребня, переходящего в отрог Медвежьей Лапы (фото 35).

К 10.30 вышли на отрог. Траверс окончен. Облака рассеялись, показалась Манарага. Связались по рации с группой поддержки, ребята с лыжами уже вышли нас встречать. Дальнейший путь спуска проходит по верхней, достаточно плоской части отрога. (фото 37) Идем в кошках, участки фирна сменяются участками с глубокой тропежкой.

На границе зона леса встречаемся с группой поддержки (фото 39). С этого места до балка идет протропленная и хорошо накатанная лыжня. К балку спускаемся в 12.30. Сегодня решили дальше не идти, устраиваем полудневку (фото 40).

6.3. Участок 3. р. Косью - р. Вангыр

21.03.06

Вниз по р. Косью. Подход под в. Колокольня

Из балка выходим в 8.10. После себя оставили запас дров для других групп. Погоду нельзя назвать хорошей, но идти она тоже не мешает.

Вниз по реке Косью идем по лыжне трехдневной свежести. Сразу от балка лыжня переходит на левый берег, а затем спускается на реку. У поворота Косью на север начинаются открытые полыньи и проталины. Один из участников группы несильно провалился в воду. Появляется солнышко, и пока он сушит ботинки, готовим горячий обед. От балка до места обеда дошли за 3 перехода по 50 минут.

С этого места переходим на левый берег Косью и углубляемся в лесок, заворачивая на восток, стараясь срезать угол и выйти к ручью, стекающему от массива Колокольни. За переход от места обеда выходим к нужному нам ручью. В лесу тропежка 50-70 сантиметров. Начался подлип.

Вдоль ручья проходим еще переход и останавливаемся на ночевку, не доходя 1.5 - 2 км до границы зоны леса (фото 41). Завтра нам предстоит радиальный выход на в. Колокольня, а затем еще одна ночевка на этом месте. Не жалея сил, вырываем глубокую яму для костра. Поем песни, пьем спирт.

22.03.06

Восхождение на в. Колокольня (1Б, 1640)

Из лагеря выходим налегке в 6.30. С собой только кошки, аптека, ремнабор и перекус. Погода - молоко. Изредка показываются окрестные горы.

Идем вверх вдоль русла ручья. Места слияния правого и левого рукавов ручья не видно. Мы его не заметили и проскочили выше вдоль левого, по ходу, русла. Когда дошли до границы зоны леса, поняли что ошиблись. Возвращаться обратно не стали, а поднялись на вершину отрога, разделяющего рукава. Сверху фирн, идется быстро. Внизу видно русло нужного нам рукава, но решаем не спускаться, а пройти по отрогу.

Ни вершин Колокольни, ни нужного нам цирка не видно. Туман. От ручья проходим на восток, и поднявшись в лыжах по достаточно крутому снежному склону попадаем к началу цирка в. Колокольня. Вокруг крутые скальные вершины. На какое-то время открывается и главная вершина Колокольни, мы успеваем просмотреть маршрут подъема.

Оставляем лыжи у ближнего края небольшого озера, надеваем кошки, и в 12.20 начинаем подъем. Подъем на вершину проходит по снежно-фирновому склону крутизной 25-35 градусов, с частыми выходами камней. Вначале, от озера, идем вдоль каменных гряд, слегка траверсируя склон влево. Далее выходим на снежный склон. Распускаем лавинные шнуры и поднимаемся вертикально вверх, стараясь не подрезать склон. Первому участнику приходится тропить. Снежный склон выводит нас на гребень вершины, перед самым выходом на гребень, его крутизна достигает 50 градусов. Гребень фирновый, дальше поднимаемся по нему, близко к противоположному краю стараемся не подходить, там снежные карнизы.

Через 300 метров гребень выводит нас к вершине. Здесь стоит металлический обелиск, принесенный какими-то туристами-комсомольцами. Тура не нашли. Видимость по-прежнему отсутствует, поэтому не знаем поднялись ли мы на главную вершину, или на какую-то второстепенную. Внизу и вокруг все в облаках, зато над нами голубое небо и солнце. Подъем от места, где оставили лыжи, занял 2 часа, спуск вниз по пути подъема - час, на вершине были в 14.20.

Внизу перекусываем, надеваем лыжи и по своей лыжне начинаем спуск к лагерю (фото 42). За два часа скатываемся в лагерь, в этот раз спускались вдоль левого рукава ручья. К месту стоянки спустились в 17.20, разжигаем костер, готовим ужин.

23.03.06

пер. Масленникова (1А) - восхождение на в. Урал (1Б, 1584) - спуск в долину р. Хорота

Утром погода спокойная, идти не мешает. Выходим в 7.35. По вчерашней лыжне за переход доходим до границы зоны леса. Отсюда хорошо видна вершина Урал.

Выше зоны леса неглубокая тропежка. Идем по плоскому широкому дну долины. Нужный нам перевал Масленникова (1А) находится в гребне между вершинами Урал и 1296, и ведет в долину реки Хорота (фото 43).

Под перевал подходим за полтора перехода. Подъем на него с нашей стороны представляет собой 200-300 метровый снежный склон, крутизной до 30 градусов. Поднимаемся кто как, ребята с камусами - серпантином в лыжах, остальные - пешком вертикально вверх. 30 минут подъема, и мы на перевале.

Седловина перевала широкая. Тура нет. Сильно дует. На восток от седловины поднимается скально-осыпной гребень вершины Урал (фото 44). Оставляем на перевале вещи, надеваем кошки и выходим вверх по гребню. Погода испортилась, идет снег, опускаются облака. Во время подъема пролезаем и обходим небольшие скальные стеночки-ступеньки. Но в основном идем по фирну.

На вершину с перевальной седловины поднялись за 2 часа. Тура и триангулятора нет. Сфотографировались и начали спуск (фото 45). За час спустились на перевал (фото 46).

Спуск в долину реки Хорота представляет собой крутой снежно-фирновый склон с выходами камней. Спускаемся в кошках, строго вниз, по линии падения воды, с распущенными лавинными шнурами. Склон лавиноопасен, в его нижней части глубокая тропежка.

Доходим до выполаживания и надеваем лыжи. Доходим до небольшого озера и спускаемся вдоль вытекающего из него ручья.

Долина реки Хорота широкая. Спускаемся к началу леса, до слияния с левым притоком из под перевалов Мужичий и Медвежий, и встаем ночевать.

Не далеко от лагеря находим свежую лыжню. Во время приготовления ужина уходим вниз по лыжне, и встречаемся с группой литовцев. Из-за погоды у них не получилось заехать на базу "Желанная". Поэтому они, хотя недавно пришли по реке Косью, уже планируют выходить по Вангыру и дальше в Приуральское. Нам с ними по пути.

24.03.06

пер. Мужичий (1А) - руч. Безымянный - р. Вангыр - верхняя база "Вангыр"

Вышли в 9.00.Тепло, перевал скрыт облаками. Перед выходом нас обогнала группа литовцев, и пошла тропить лыжню в сторону нашего перевала.

За переход обгоняем литовцев, нам дальше прямо, а они собираются на пер. Медвежий. Набор высоты на этот перевал значительно больше чем на наш, да и погоды нет. Сверху сильно дует. Пытаемся отговорить литовцев, и предлагаем идти с нами, но они говорят, что не налазились и уходят своим маршрутом вверх.

На перевал Мужичий поднимаемся по пологому склону, вокруг туман, не дует. На подъеме встречается два крутых участка, на которых поднимаемся в лыжах - серпантином.

На перевале около 11.30, седловина широкая. Тура не нашли. Вниз, в сторону реки Вангыр, уходит длинный пологий склон. Перевал очень простой в ориентировании, его можно идти почти в любую погоду.

Начинаем спуск по центру склону. Видимость 100-200 метров, ориентируемся по скалам бортов долины.

За час спускаемся ниже облаков, появляется солнышко. Вместе с зоной леса начинается глубокая тропежка. Идем вдоль ручья Безымянный (фото 47), переходя то на левый, то на правый его берег. За два перехода по часу спускаемся к реке Вангыр.

Река Вангыр широкая, идти удобно по льду, здесь снега меньше. За два перехода выходим к домикам верхней базы "Вангыр" (фото 48), перед слиянием с рекой Мал. Вангыр. База состоит из 3-4 домиков, хорошо видных с реки.

Останавливаемся на ночлег, сначала выбрали для себя самый большой и уютный из домиков. Но труба оказалась забита снегом, долгие попытки прочистить ее ни к чему не привели. Перемещаемся в маленький домик, он не такой уютный, но печка работает, можно согреться.

6.4. Участок 4. р. Вангыр - пос. Приуральское

25.03.06

Вниз по р. Вангыр

Выходим из домика в 8.30. Незадолго до этого нас снова обогнали литовцы. Они в итоге не пошли перевал Медвежий, а повернули за нами, но не дошли до домиков пол перехода. Идем по реке вдоль правого берега. Часто приходится обходить полыньи и небольшие открытые перекаты. Тропим лыжню вместе с прибалтами, за 3 перехода по 50 минут выходим к устью ручья Медвежий. Здесь делаем горячий обед, пропуская литовцев вперед, тропить.

С обеда выходим только в 15.00. От устья ручья Медвежий переходим на правый берег реки и по протропленной лыжне углубляемся в лес. За два перехода выходим к шикарному месту ночевки, вокруг полно сушин. Литовцев решаем сегодня не догонять. Вечером жжем большой костер.

26.03.06

пер. Сундук (н/к) - р. Озерная - р. Войвож-Сыня

Выходим по лыжне в направлении перевала Сундук в 7.30. Солнечно.

За переход подходим к повороту лыжни вверх к перевалу (фото 49). Лыжня идет по правому (по ходу) берегу реки, серпантином поднимаясь вверх. За два перехода поднимаемся на перевал.

Седловина перевала широкая, платообразная (фото 50). Здесь выходим на буранку, выводящую к базе "Озерная". Развивая на спуске по буранке огромную скорость, обгоняем литовцев. И за два перехода скатываемся в ельничек, где обедаем.

После обеда выходим в 15.50. Через пол часа выходим к большой избушке, которую уже заняли литовцы. Мы не останавливаемся, опасаясь лесников. Разрешения на пребывание в заповеднике у нас нет. Мы уходим правее домика, вниз по реке Озерная.

На реке тропежка. Пройдя переход, сворачиваем в лес, по направлению к перевалу Седью-Войвож и идем по азимуту. Пасмурно, идет снег. Через переход встаем на левом (по ходу) берегу ручья стекающего с нашего перевала, рядом с большой сушиной.

Встали в 17.40. Вечером опять костер. Играем на гитаре, отдыхаем.

27.03.06

пер. Седью-Войвож (н/к) - р. Седью - подход под пер. Аранецкий

Утром облачность, дует ветер. Вышли в 6.40. За переход выходим на предполагаемую седловину перевала Седью-Войвож. В зоне леса -тропежка, выше - наст. Как таковой седловины у перевала нет.

Идем по правому берегу реки Седью. Встретилась табличка лесников, запрещающая хождение не по тропам и разведение костров. Через переход, после того, как перевалили перевал, начинается тропежка (фото 51).

За день нужно очень много пройти и подойти под Саблю, поэтому обеда не делаем, а раздаем продукты на каждом отдыхе, для поддержания моральных и физических сил. Тропежка очень глубокая, тропим по 100 шагов и меняемся.

На безлесном участке, из тумана показалась отвесная скальная стена вершины Сабля. Не доходя 2 км до устья ручья, стекающего от Аранецкого перевала, уходим в лес и идем по азимуту на юго-восток. Решили уйти с реки так как силы начали постепенно заканчиваться, снегу по колено, а нужно по возможности ближе подойти под перевал. Завтра по плану радиалка на Саблю.

Встаем на пологой поляне в лесу в 17.20. Дров много. До перевала не дошли 1.5 км. Всего за день прошли 9 переходов, продолжительностью от 50 минут до часа. Весь день, кроме первого перехода, тропили лыжню в глубоком снегу.

28.03.06

Попытка восхождения на в. Сабля

На восхождение вышли в 7.00. Погода - дрянь. Палатку и вещи оставляем на месте стоянки.

Идем в направлении седловины находящейся в километре севернее Аранецкого перевала, до нее ближе (фото 52). За пол часа выходим на границу зоны леса. Еще пол часа и мы на седловине. С седловины на западную сторону Саблинского хребта спускаемся на лыжах, разворачиваясь на поворотах.

Спустившись с седловины, выходим на буранку, идущую по аранецкому тракту. Через 30 минут движения по буранке, сворачиваем с нее, и идем по открытым полянам на север, вдоль хребта.

Гор не видно, идет снег. Проходим 50 минут на север, надеемся что погода улучшиться, и позволит нам взойти на вершину.

Пришло время поворачивать ближе к хребту, и искать вход в цирк вершины Сабля. Но видимости по-прежнему нет. Посидели, обсудили ситуацию, решаем возвращаться в лагерь.

Обратно идем уже знакомым путем. В лагерь вернулись около часа дня.

29.03.06

пер. Аранецкий (н/к) - хижина спасателей - Аранецкие болота

Собираем лагерь и в 6.10 выходим. Утром как назло ни облачка, но на восхождение уже нет времени, нужно бежать в Приуральское. В Москве всем на работу и учебу.

Идем по вчерашней лыжне (фото 53). Переваливаем через перевал и выходим на буранку. Через 30 минут по буранке выходим к избушке, которую вчера не заметили. В избушке разместились спасатели, у них есть радиосвязь с Печорой (фото 54). Нас приглашают в гости, поят горячим чаем. Объясняют дорогу до Приуральского, нам повезло, сейчас на всем пути наезженная буранка (фото 57).

Выходим из балка и идем по буранке на запад. Через переход нас догнал буран с саночками. Спасатели предложили подвезти рюкзаки на 5 км, пока не встретятся со встречным бураном, выехавшим из Приуральского. Мы с радостью соглашаемся. Около полудня наблюдаем солнечное затмение, половина солнца закрыта луной.

За день проходим около 9-ти переходов и встаем уже в темноте на краю болота. На улице мороз, топим печку. Но готовим на костре, так удобнее. В лагере были в 19.00.

30.04.06

По буранке и профилям к р. Печора - пос. Приуральское

Вышли в 7.00. На улице мороз. Ясно. Спасатели сказали, что в 6 вечера из Приуральского автобус в Печору. Постараемся успеть. За день нужно пройти 30-35 километров.

Идем по-прежнему по буранке. Рюкзаки легкие, бежится быстро. Каждый отдых раздаем сэкономленные и оставшиеся продукты. Несколько раз ломаются целиковые стальные щечки уральских креплений. К счастью у нас есть запасные.

На берег реки Печора выходим около 17 часов. За переход пересекаем широкую реку и выходим в поселок Приуральское (фото 58).

В поселке договариваемся с водителем машины, который согласен отвезти нас в город Печору. Также здесь есть магазин и отделение спасателей МЧС. Еще полтора часа езды на буханке по зимнику и мы в городе. Билеты на поезд до Москвы, который отходит около 11 часов вечера, удалось взять без проблем.

7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОДА

Особенности снаряжения

К особенностям снаряжения можно отнести отказ от использования газовых и бензиновых горелок (кроме траверса Манараги), готовили на варочных печках, в редких случаях с использованием самодельного топлива - парафинового напалма. Использование варочной печки существенно уменьшило вес рюкзаков на старте маршрута.

Большая часть похода прошла при достаточно ограниченной видимости, ориентироваться во время сильных снегопадов, пург и тумана, сильно помогал GPS.

Во время траверса Манараги группой использовалась каркасная палатка, что позволяло с разной долей комфорта ночевать почти в любом месте между зубьями, в то время как для шатровой палатки нами встретилось лишь одно удобное место.

На траверсе Манараги нами использовалось разнообразное скальное и ледовое снаряжение (крючья, закладки, френды, фифы, ледовые инструменты), подробный список которого приведен в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ.

Особенности питания

Горячую еду в походе готовили на варочной печке, а иногда на костре. Это позволило нам отказаться от дорогих быстро приготовляемых каш и круп, и включить в раскладку такие долго варящиеся крупы как чечевица и пшенка.

В 600 граммовой раскладке упор делался на мясные продукты и сладкое. На большинство дней похода были запланированы горячие обеды. Ходовой день разбивался на две части, что позволяло группе не перегружаться. Исключение составляли дни с радиальными выходами или чересчур напряженным графиком движения, тогда брались перекусы.

Тренировки и подготовка

Перед походом был проведен ряд выездов в ближайшее Подмосковье, на которых проводились лыжные тренировки и проверка снаряжения. Часть группы, готовящаяся к траверсу Манараги, тренировала скальную и ледовую технику на скалах и сосульке в карьерах Подольска и Полушкино.

8. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Группой пройден интересный линейный маршрут 5 к.с. по Приполярному Уралу. Мы постарались охватить все наиболее красивые и интересные объекты района. За 18 дней пройдено 6 перевалов, совершены восхождения на такие известные вершины, как Народа, Манарага, Колокольня, Урал. Примерно треть пути проходила в высокогорной, безлесной зоне. Вопреки ожидавшимся толпам туристов, в конце маршрута встретили только одну группу из Вильнюса. Как мы позже узнали, многим группам помешала заехать непогода.

Наш поход проходил в достаточно сложных погодных условиях. Снегопады, пурги и туман сопровождали нас на всем маршруте, лишь в редкие дни выглядывало солнце. Восхождение на вершины Народа, Урал и Колокольня прошли при ограниченной видимости, а от восхождения на Саблю вообще пришлось отказаться.

Основным препятствием на маршруте являлся траверс Манараги. Его прохождение стало возможным благодаря четкой спланированности, а также грамотному взаимодействию участников траверса между собой. Все нюансы и возможные осложнения были проработаны еще в Москве, на этапе подготовки. Хочется поблагодарить В. Буяльского, П. Величко, А. Романенкова, С. Стрыгина, О. Чхетиани и М. Расторгуева, которые сильно помогли группе информацией, конструктивными предложениями и рекомендациями по траверсу Манараги и маршруту в целом. Также нужно отметить, что для участников траверса было принципиально важно, чтобы на 1-ую вершину Манараги поднялись все желающие участники группы. Так как в первую очередь основной целью было прохождение интересного и сбалансированного маршрута на Приполярном Урале, а затем уже траверс.

Успешное прохождение маршрута состоялось благодаря высокому мастерству участников, общей сплоченности команды, а также четкому планированию и грамотному подбору снаряжения.

9. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Кеммерих А.О., Приполярный Урал, "ФИС", М., 1970 г., "http://stelima.com.ua/Regions/Marshrut_Pripol_Kemmer.html" rel="nofollow" - книга в интернете
  2. Берман А., Зимой на Приполярном Урале, "Ветер странствий", 1, 1965 г., с. 117-118.
  3. Перевалы Приполярного Урала, классификатор, "http://www.tourism.ru/phtml/users/get_pass.php?11" rel="nofollow"

Отчеты и статьи в интернете

  1. "http://dygoria.narod.ru/klass_komi.html" rel="nofollow" - описание летнего траверса в. Манарага
  2. "http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?13" rel="nofollow" - поход 5 к.с., 1986 г., рук. Храмцов
  3. "http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?222" rel="nofollow" - поход 6 к.с., 1992 г., рук. Романенков А.
  4. "http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?143" rel="nofollow" - поход 4 к.с., 1993 г., рук. Бекетов К.
  5. "http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?60" rel="nofollow" - поход 5 к.с., 1994 г., рук. Гудков М.
  6. "http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?61" rel="nofollow" - поход 5 к.с., 1997 г., рук. Юркина Л.
  7. "http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?28" rel="nofollow" - поход 5 к.с., 2000 г., рук Бекетов К.
  8. "http://tourism.intat.ru/reports/5/" rel="nofollow" - поход 4 к.с., 2001 г., рук. Гарифулин И.
  9. "http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?286" rel="nofollow" - поход 5 к.с., 2002 г., рук Павлов Г.
  10. Отчеты в библиотеке МГЦТК: 2231, 2348 (Смолич Г.), 2773 (Рыжавский Г.), 3386 (Сафонов В.), 3435, 3483, 3668, 3701 (Буяльский В.), 3717, 3719, 3960, 4153, 4315, 4409, 4605, 4708, 5163, 5353.

11. П Р И Л О Ж Е Н И Я

11.1. Заявленные в МКК нитки маршрутов

Нитка маршрута, заявленная в маршрутке Романенкова С.А.

г. Инта - база "Желанная" - р. Балбанью - в. Народа (1Б, 1895, рад.) - пер. Кар-Кар (1А) - р. Манарага - траверс в. Манарага (3Б) - р. Косью - пер. Авангард (н/к) - в. Урал (1Б, 1584, рад.) - р. Хорота - пер. Мужичий (1А) - р. Вангыр - р. Войвож-Сыня - пер. Седью-Вой-Вож (н/к) - р. Седью - пер. Аранецкий (н/к) - в. Сабля (2Б, 1497, рад.) - Аранецкий тракт - пос. Приуральское - г. Печора.

Нитка маршрута, заявленная в маршрутке Чижика Д. В.

г. Инта - база "Желанная" - р. Балбанью - в. Народа (1Б, 1895, рад.) - пер. Кар-Кар (1А) - р. Манарага - траверс в. Манарага (3Б) - р. Косью - в. Колокольня (1Б, 1640, рад.) - пер. Двойной (1А) - р. Хорота - пер. Медвежий (1А) - р. Вангыр - р. Войвож-Сыня - пер. Седью-Вой-Вож (н/к) - р. Седью - пер. Аранецкий (н/к) - в. Сабля (2Б, 1497, рад.) - Аранецкий тракт - пос. Приуральское - г. Печора.

11.2. Специальное снаряжение на маршруте

Общественное снаряжение на 8 человек

N п/п НАИМЕНОВАНИЕ СНАРЯЖЕНИЯ Количество Общий вес, кг
1 Палатка “Зима” 1 7.0 (5.0 сухая)
2 Печка варочная + труба 1 3.5
3 Каны 2 0.4х2=0.8
4 Спальник 4–х местный 4 4.0х 4=16.0
5 Пила цепная 1 0.2
6 Ножовка 2 0.4*2=0.8
7 Веревка 8мм 50м 2 2.2*2=4.4
8 Реп шнур расходный 15 м 0.5
9 Лавинная лопата 3 1.0+0.5*2=2.0
10 Лавинный лист 1 0.6
11 Ремнабор 1 комплект 1.5
12 Аптека 1 комплект 1.5
13 Комнабор 1 комплект 1
14 GPS 1 0.5
15 Топливо в печку 1.5 кг 1.5
16 Запасная лыжа 1 1
17 Гитара 1 2
18 Топор 1 0.9
19 Будильник 1 0.1
20 Щетка–сметка 2 0.5*2=1.0
  Специальное снаряжение для траверса Манараги    
1 Каркасная палатка 1 3.5
2 Бензиновая горелка Primus 1 0.3
3 Бензин “Калоша” 1 л. 1
4 Веревка 8 мм 50м 3 2.2х3=2.6
5 Расходный реп 20 м 0.6
6 Станционные петли 6 0.4
7 Крючья, Френды, Закладки 20 2
8 Ледовые буры 6 0.3
9 Ледовые молотки 3 0.7х3=2.1
10 Фифы 2 1.3
11 Радиостанции 3 (1 внизу) 0.4х3=1.2
12 Ракетница сигнальная “Карандаш” 1 0.2
13 GPS 1 0.5

Специальное личное снаряжение

  1. Страховочная система низ - 1
  2. Карабины - 3
  3. Кошки - 1
  4. Спусковуха - 1
  5. Жюмар - 1
  6. Страховочные петли - 2
  7. Фонарик налобный - 1
  8. Личная аптека - 1
  9. Лавинный шнур - 1
  10. Очки солнцезащитные - 1

11.3. Медицинское обеспечение и ремнабор

Список общей аптечки

  1. Крем детский - 1 тюб.
  2. Крем "Спасатель" - 1 тюб.
  3. Финалгон - 1 тюб.
  4. Левомеколь - 1 тюб.
  5. Ацикловир - 1 тюб.
  6. Баралгин - 10 табл.
  7. Супрастин - 16 табл.
  8. Фурацилин - 10 табл.
  9. Имодиум - 10 табл.
  10. Пурген - 10 табл.
  11. Уголь активир. - 20 табл.
  12. Коделак - 10 табл.
  13. Альбуцид - 1 капсула
  14. Фестал - 6 табл.
  15. Цифран - 20 табл.
  16. Парацетамол - 20 табл.
  17. Фурацилин - 10 табл.
  18. Нурофен - 10 капс.
  19. Список срочной аптечки
  20. Бинт стерильный - 3 уп.
  21. Вата - 1 уп.
  22. Марлевые салфетки - 1 уп.
  23. Лейкопластырь - 2 рул.
  24. Пластырь бактерицидный - 6 шт.
  25. Йод, зеленка - 2
  26. Гидроперит - 6 табл.
  27. Нитроглицерин - 20 табл.
  28. Валидол - 10 табл.
  29. Эластичный бинт - 1 шт.
  30. Шприц + игла - 2 шт.
  31. Анальгин - 6 амп.
  32. Баралгин - 4 амп.
  33. Новокаин - 4 амп.
  34. Супрастин - 2 амп.

Список ремнабора

  1. Ножницы - 1
  2. Плоскогубцы с кусачками - 2
  3. Отвертки шлиц и крест. - 2
  4. Шило - 1
  5. Напильник - 1
  6. Коловорот, сверла: 2.5, 4,5,7 - 1
  7. Винты с гайками - 20 шт.
  8. Гвозди разные - 20 шт.
  9. Шурупы разные - 20 шт.
  10. Иголки + нитки - 20 шт. + 3 катушки
  11. Комплект креплений - 1
  12. Накладки для починки лыж - 2 компл.
  13. Носок для лыжи - 1
  14. Проволока медная и стальная - 10 м
  15. Репшнур - 15 м
  16. Клей "Момент" - 1 тюбик
  17. Смола эпоксидная + отвердитель - 100 г.
  18. Стропы разные - 10 м
  19. Куски капрона и стеклоткани - 1 м^2

11.4.1. Схема траверса в. Манарага

Файл JPG

11.4.2. Описание участков восхождения

R0 - R1 - Подъем по северо-восточному гребню на 1-ую вершину Манараги, по маршруту 1Б к.тр. Скалы гребня сильно разрушены, присыпаны снегом. Перед выходом на вершину 5 метров перил на скальную стенку 60-70 градусов.

R1 - R2 - Спуск с вершины по пути подъема на 10-15 метров и по скальной полке вправо обойти 1-ую вершину.

R2 - R3 - Дюльфер с полки на перемычку между 1-ой и 2-ой вершиной 5-7 метров по плите 70-75 градусов.

R3 - R4 - С перемычки, в обход 2-й вершины, по полке справа выход на гребень, ведущий к перемычки между 2-й и 3-й вершинами. На полке участок скал 3 метра 70 градусов, проходится лазанием.

R4 - R5 - С гребня по широкому внутреннему углу выход на предвершину 2-й башни со стороны р. Косью, 50 метров 60-70 градусов. Далее 15-20 метров по простому гребню на 2-ю вершину.

R5 - R6 - Спуск со 2-й вершины на гребень, ведущий к 3-й вершине, по пути подъема. Дюльфер 50 метров в сторону 3-й башни по стене 75-80 градусов до скального уступа. От уступа косой дюльфер вправо 40 метров 70-75 градусов до засыпанной снегом полки. По полке 15-20 метров до перемычки между жандармом и 3-й вершиной.

R6 - R7 - С перемычки по крутым заснеженным скалам 100-120 метров до гребня 3-й башни (Лопата) в районе вершины.

R7 - R8 - С вершины косой дюльфер 80-90 метров на перемычку между 3-й вершиной и жандармом "Тройка".

R8 - R9 - Траверс по засыпанной снегом системе полок под 4-ую (Парусник) башню. Выход на гребень 4-й башни. Во время движения по полкам перильная страховка.

R9 - R10 - Подъем на 4-ую башню.

R10 - R11 - Спуск на гребень по пути подъема. Дюльфер на перемычку между 4-й и 5-й башней 50 метров, 90-100 градусов. Очень круто, веревка почти все время не касается скал.

R11 - R12 - По скальному гребню подъем на 5-ую башню, 80 метров, 55-65 градусов. Встречаются 3-5 метровые участки 80-90 градусов.

R12 - R13 - C вершины лазанием 25-30 метров, далее дюльфер 50 метров на перемычку между 5-й башней и большим жандармом.

R13 - R14 - С перемычки по полке справа 25-30 метров в обход жандарма.

R14 - R15 - Дюльфер 60 метров, 80-90 градусов, на широкую полку.

R15 - R16 - По полке пешком, обходя жандарм, на гребень, ведущий к отрогу Медвежья Лапа.

11.4.3. Выводы и рекомендации по траверсу в. Манарага

Траверс прошли за 3 дня, первый из которых был ясным, в следующие два отсутствовала видимость, и постоянно шел снег.

Двигались все время в кошках, скальные полки и пологие участки засыпаны снегом и покрыты льдом. Кроме того, даже крутые участки скал часто были покрыты слоем изморози.

Для облегчения веса использовали 8 мм веревки. Станции в основном делали на станционных петлях и френдах. В качестве промежуточных точек страховки использовали закладки и френды. Крючья использовали редко, так как на морозе это отнимало много времени и сил. На спусках веревки продергивали через расходные петли и крючья, иногда спускались лазанием со страховкой. Из-за изрезанности гребня и большого количества уступов веревки часто продергивали по частям. На маршруте работали связками двойками: одна двойка провешивает веревку, другая сдергивает. Первый участник, даже на скальных участках, часто при лазании использовал ледовые машинки или фифы.

На траверсе два раза ночевали на скальных полках. Всего мест для возможных ночевок около 6-7 (см. схему маршрута). Мы ночевали в 4-х местной каркасной палатке, но при этом полностью ее уместить на площадку и растянуть ни разу не удалось. В палатку умещались с трудом, ночевали лежа, но фактически друг на друге.

Теоретически возможно прохождение траверса и с шатровой палаткой. На седловине между 3-й вершиной и жандармом "Тройка" есть подходящая для ночевки площадка. Но, для того, чтобы успеть дойти туда за день, ночевать перед траверсом нужно на пер. Студенческий или ближе к 1-й вершине Манараги.

При планировании траверса нужно учесть, что после спуска на перемычку перед 3-й вершиной пути обратно практически не будет. Пролезть обратно вверх 100-метровую 70-80 градусную стенку будет очень тяжело.

С перемычки перед 3-й вершиной есть достаточно безопасный спуск в сторону реки Капкан-Вож по ледовому кулуару. Этот вариант спуска требует провески от 200 до 400 метров перил по крутому льду. Спуск с середины траверса в сторону реки Манарага практически не возможен из-за большой протяженности крутых участков склона и огромной лавинной опасности.

На траверсе для общения между собой использовали радиостанции, так как в отдельные моменты полностью отсутствовала видимость, а докричаться из-за сильного ветра было невозможно.

Во время траверса, в балке на реке Косью нас ждала группа поддержки. Ее наличие в какой-то степени обеспечивало нашу безопасность. С ней была установлена постоянная радиосвязь. Ребята не только поднесли нам лыжи, но и постоянно поддерживали нас, а в случае аварийной ситуации готовы были помочь или вызвать спасателей.

11.5. Памятка по действию группы в случае аварийной ситуации во время траверса Манараги

1. Действия группы при исправной радиосвязи

а) Между группой траверсантов и группой поддержки поддерживается радиосвязь, приблизительно каждые 3 часа.

б) По окончании траверса группа поддержки подносит лыжи траверсантам к границе зоны леса. О месте и времени договариваемся заранее. В ходе сеансов радиосвязи возможно уточнение времени встречи с группой поддержки.

в) В случае травмы одного или нескольких участников траверса спуск пострадавших осуществляется силами траверсантов. Группа поддержки, по возможности задействуя другие группы, отправляет 2-х человек или более на базу "Желанная" за помощью (вертолетом и т.д.). Остальные участники группы поддержки встречают пострадавших максимально близко под технической частью маршрута.

г) После спуска пострадавших с технической части маршрута, в случае необходимости они эвакуируются на базу "Желанная " силами группы или вертолетом.

д) Участники траверса в случае чрезвычайного происшествия либо возвращаются по пути подъема, либо проходят траверс полностью. Движение группы возможно не через зубья, а по полкам с западной стороны от гребня. Существует вариант спуска группы в сторону реки Капкан-Вож по одному из снежно-ледовых кулуаров.

2. Действия группы в случае отсутствия радиосвязи

а) Группа подстраховки встречает группу траверсантов с лыжами на границе зоны леса в заранее обговоренном месте.

б) Каждый день в 21.00 производится пуск сигнальной ракеты с места ночевки. Об аварийной ситуации сообщается красной ракетой.

в) Устанавливаются контрольные сроки для участников траверса. Группа поддержки встречает траверсантов через два полных дня хорошей погоды. В случае непогоды время нахождения траверсантов на в. Манарага увеличивается, откладывается время встречи.

г) Группа траверсантов берет с собой одну пару лыж, чтобы в случае невозможности встречи с группой поддержки, один человек мог бы дойти до балка на р. Косью за лыжами или за помощью. При этом лыжня от балка до границы зоны леса прокладывается группой заранее.

Фотографии:

Отчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному УралуОтчет о лыжном путешествии IV к.с. по Приполярному Уралу



0 0
Комментарии
Список комментариев пуст