15 января 2013
Евстигнеева Е.Ю.
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2007
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: I

Дата: 31 декабря 2007 г. - 6 января 2008 г.

Маршрутная книжка N 22/07 выдана ТССР ФСТ Московской области

Руководитель группы 1: Евстигнеева Е.Ю. (Московская область, г. Королёв)

Маршрутная книжка N 23/07 выдана ТССР ФСТ Московской области

Руководитель группы 2: Шарпаева И.И. (Московская область)

МКК Московской Областной Федерации спортивного туризма рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителям. Маршрут имеет первую категорию сложности. Отчет использовать в библиотеке.

Содержание

10. Список продуктов
11. Выводы и рекомендации

1. Общее описание района путешествия

Южный Урал представляет собой типичное среднегорье. Абсолютные высоты гор в выбранном районе от 1000 до 1600 м. Гора Большой Иремель (1582 м) является второй по абсолютной высоте после г. Ямантау (1640 м) вершиной Южного Урала. Местность, прилегающая к Иремелю, сильно изрезана протяженными хребтами с крутыми склонами. Таковыми являются хребты Нургуш (наивысшие точки 1267 и 1406 м), Бакты (1048 м), Зигальга (г. Бол Шелом 1427 м). Так называемая Иремельская подкова представляет собой относительно плоскую возвышенность, на которой возвышаются горы Жеребчик (1183 м), Малый Иремель (1449 м) и большое число отдельных скал-останцев. Гора Большой Иремель обособленно возвышается над Иремельской подковой. Ее вершина относительно плоская, покрыта курумником.

Растительность в районе похода представлена лесом с небольшими участками полей. В лесу преобладают сосны, ели, пихты, березы, встречается труднопроходимая низкорослая растительность (кусты, мелкие деревья).

Погодные условия в районе похода традиционны для Южного Урала. Зимой температура достигает -35°С.

В южной части Саткинского района Челябинской области, в 200 км к западу от областного центра - города Челябинск и в 30 км от ближайших городов Сатки и Бакала, расположен один из красивейших парков России - национальный парк "Зюраткуль", по которому частично проходил и наш маршрут.

Территория парка занимает самую высокогорную часть Челябинской области.с высшей точкой области на вершине горы Нургуш (1406 м над уровнем моря).

На территории парка 15 памятников природы.

Центром парка является высокогорное озеро (724 м над уровнем моря) Зюраткуль - жемчужина края, уникальный природный объект. Неповторимая эстетика этого крупного горного водоема, необычное высотное размещение, чистота и прозрачность воды вполне оправдывают название - характеристику озера - уральская Рица. Озеро является одним из самых примечательных памятников природы Урала не только российского, но и мирового уровня. На берегу озера Зюраткуль когда-то были стоянки первобытных людей - на озере обнаружено 12 стоянок рыболовов и охотников каменного века (VIII-V тыс. до н.э.).

На территории парка находится самый высокий хребет Челябинской области - хребет Нургуш (средняя высота - 1200 м, максимальная - 1406 м над уровнем моря) протянулся он на 50 км. На вершине хребта - уникальное огромное горное плато, около 9 квадратных километров, самое крупное в области, с группировками тундровой растительности. Здесь же находится второй по высоте - хребет Зюраткуль. Среди гор найден древний "палеовулкан", в жерле которого более 70 минералов - и это на площади в 1 квадратный километр, что уникально для России.

Здесь водятся самые крупные звери уральских лесов - медведь и лось. Хребты Нургуш и Уреньга - настоящий медвежий угол, здесь прекрасно чувствуют себя норка, куница, рыжая лиса, 150 видов разных птиц.

В парке наблюдается сочетание реликтовой растительности нескольких географических поясов. На территории парка растет до 650 видов растений, а список редких растений красной книги насчитывает более 70 названий. Есть местные эндемики и реликтовые формы животных, насекомых и растений.

Доставка в район проведения похода может осуществляться следующими путями:

Через поселок Катавка, (есть автобусное сообщение с пос.Бакал, куда, в свою очередь можно добраться пригородным поездом от ж/д ст.Бердяуш, на которой останавливается поезд Москва-Челябинск).

Через посёлок Тюлюк, связанный автодорогой с трассой М-5 Уфа - Челябинск (есть автобусное сообщение через г.Трехгорный со ст.Вязовая, автобус ходит редко).

Для заброски в пос. Катавка и отъезда из пос.Тюлюк нами был выбран наиболее быстрый вид транспорта (с учетом того, что приезжали мы накануне Нового года) - заказной автобус от и до ст.Вязовая.

2. Справочные сведения о маршруте

Данный поход был совершен в рамках школы лыжного туризма базового уровня про турклубе г.Королёва Московской области.

• Категория сложности первая
  • Район проведения: Южный Урал
  • Сроки проведения: с 31 декабря 2007 по 06 января 2008 года
  • Продолжительность: 7 дней
  • Количество участников: 10+5=15 (2 группы)
  • Пройденный маршрут: Пос.Катавка - перевал через хребет Большая Сука - р.Малая Сатка - трасса на пос. Сибирка - р.Большая Калагаза - перевал через хребет Нургуш - Кордон Березяк - р.Березяк - западные отроги хребта Ягодный - седловина г.Большой и Малый Иремель - г.Большой Иремель (1А, 1582 м, рад.) - пос.Тюлюк.
  • Протяженность активной части: 80 км + 8 км радиально (по карте) (в зачет - (80+4)*1.2=100,8 км)
  • Определяющих препятствий: 1 категорированная вершина 1А
  • Перепад высот (суммарный): 2862 м (+1424 м, - 1438)
  • Маршрут утвержден: МКК ФСТ Московской области, маршрутные книжки № 22 /07 и 23/07.

Обозначения "правый", "левый" берег, склон применяются в соответствии с орографией, если не оговорено иное. Время указано московское (местное время +2 часа).

3. Транспортные возможности района

В 2007 году (декабрь) от Москвы до ст.Вязовая было следующее расписание поездов:

• N 392 Москва - Челябинск, отправление в 15-15, прибытие в 03-27.
  • N 014 Москва - Челябинск, отправление в 20-08, прибытие в 01-18.
  • N 072 Москва - Астана, отправление в 22-45, прибытие в 06-09.*

В 2008 (январь) от ст.Вязовая до Москвы было следующее расписание поездов:

• N 391 Челябинск - Москва, отправление в 00-03, прибытие в 11-05 *
  • N 013 Челябинск - Москва, отправление в 00-16, прибытие в 05-56
  • N 083 Караганда - Москва, отправление 08-06, прибытие в 15-33

* мы ехали на этих поездах. Стоимость билетов в плацкартный вагон была 1328 руб. туда и 970 руб. обратно.

От станции Вязовая был заказан автобус на Автотранспортном предприятии г.Трехгорный. Общая стоимость проезда от ст.Вязовая до пос.Катавка (31/12/07) и от пос.Тюлюк до ст.Вязовая (06/01/08) составила 5300 руб., или 353 руб/чел (15 чел).

Контакты:

• Начальник эксплуатации Виктор Петрович 8-3519-162-771 (договариваться с ним, а не с водителем)
  • Водитель автобуса Вячеслав Иванович 8-902-605-80-07.

4. Планирование маршрута

Маршрут планировался в рамках лыжной школы базового уровня, организованной в клубе туристов г.Королёва. Для участия в походе набралось 15 человек, и школа вышла в поход в составе двух групп. Поход состоялся в новогодние каникулы, т.е. всем участником посчастливилось отметить Новый год в лесу на Южном Урале, и при этом никому не пришлось брать отпуск на работе.

Запланированный вариант маршрута был таков: пос.Катавка - перевал через хребет Большая Сука - р. Малая Сатка - трасса на пос. Сибирка - р. Большая Калагаза - перевал через хребет Нургуш - кордон Березяк - р.Малый Березяк - хр.Ягодный - хр. Аваляк - седловина г.Большой и Малый Иремель - г.Большой Иремель (1А, 1582м, рад.) - пос. Тюлюк

5. Сведения об участниках путешествия

Группа 1.

Фамилия, имя, отчество Обязанности в группе Г.р. Место работы, должность Опыт участия в путешествиях Домашний адрес
1 Евстигнеева Елизавета Юрьевна Руководи–тель 1976 ЗАО–ПКФ "Макском Электро", нач.отд. 2ЛР(Хибины), 5ЛУ(Прип.Урал) Королев, Лермонтова 20/30
2 Толстенко Сергей Николаевич Инструк–тор 1962 ООО «Кальве Группа» 4ГР(Ц.Кавказ), 2ЛУ(Хибины) Королев, Лермонтова 20/30
3 Вещиков Алексей Владимиров. Снаряже–нец 1982 ЗАО «Мэри Кей», сист.админ. 1ГУ (Ц.Кавказ) Королев, ул. Горького, 43а–41
4 Лебедева Маргарита Геннадиевна Завхоз 1983 ЗАО «СекьюрИТ», тестировщик 2ЛУ (Хибины) Королев, ул. Горького, 43а–41
5 Андриевский Артем Леонидович Реммастер 1984 «МедиаСофтЭксперт», сист.админ. ПВД Ивантеевка, Толмачева, 6–64, 8–926–581–58–76
6 Афонин Денис Борисович Фотограф 1983 ООО «ИТКМ», Программист ПВД Ивантеевка, Центральный пр–д, 18–16
7 Проказова Полина Руслановна Медик 1980 ЗЧГП, невролог 2ЛУ (Хибины), 4ГУ (Сев.Осетия) Королев, Гагарина, 46–21
8 Погорелова Ангелина Александров. Участник 1976 СтройКомп, менеджер ПВД Москва, Свибловская, 5–12
9 Ковалева Юлия Алексеевна Участник 1978 ЗАО "Данафлекс», юрисконсульт 1ПУ г.Казань, ул.Волгоградская, 19–7
10 Валиев Марат Печник 1970 ЗАО «Иплана», юрист ПВД г.Казань, ул.Фрунзе,11–17

Группа 2.

1 Шарпаева Ирина Ивановна Руководи–тель, завхоз 1956 МОУ ДОД ДЮТ, педагог 3ЛР, 5ЛУ Королев, ул.Гагарина, 48–45
2 Зудов Геннадий Владимирович Инструк–тор, рем–мастер 1955 ООО «Поликам», кладовщик 3ЛР, 5ЛУ Королев, пр–кт Космонавтов, 29–107
3 Клочков Дмитрий Владимирович Фото–граф 1974 ООО «Тренд», инженер ПВД Королев, ул. Калининградская, 4–176
4 Макарова Светлана Сергеевна Медик 1985 ГКА, студентка ПВД Королев, Грабина, 18–55
5 Сазонов Алексей Иванович Снаряже–нец 1958 ООО «Метпром», инженер ПВД Королев, пос.Болшево, ул. Луговая, 21

6. Техническое описание маршрута

31/12/2007 День 1.

Прибыли на ж/д станцию Вязовая в 06-10 (здесь и далее время московское). На станции нас ждал заказанный еще в Москве автобус ПАЗ, в котором уже сидели двое наших будущих участников из Казани. Они добрались на личном а/м из Казани до г.Юрюзань, где и состыковались с нашим автобусом. Прибыли в пос.Катавка в 07-30. Согласно имеющемуся описанию, нужно было доехать до первой остановки автобуса в поселке и идти на левую окраину поселка, откуда начнется лесная дорога через перевал хребта Большая Сука (Фото2). Остановку мы видели, и все же поехали дальше по самой накатанной в снегу дороге. Оказавшись в центральной части поселка, выгрузились из автобуса (Фото1). В 08-00 вышли на маршрут. У местных жителей узнали, что нам придется пересечь поселок в обратном направлении, чтобы оказаться на левой его окраине, откуда начинался буранный след и лыжня, ведущие на перевал (Фото3). T=-5oC, ясно. Старая лыжня шла почти до самого перевала по просеке. Уклон вверх - слабый, не более 5o.

В 11-00 были на перевале через хребет Большая Сука (Фото4). Седловина широкая, дует ветер. Перевал находится в лесной зоне. В 11-30 начали спускаться с перевала - сначала забирая немного влево, потом - вправо и далее общее направление - на восток. Уклон в начале спуска - до 10o. В 12-00 устроили перекус (с чаем из термосов). Дальнейшее движение по просеке, идущей почти на восток, лыжни нет, тропежка - около 25см. При движении с перевала к р.Малая Сатка просека идет сначала через березняк (Фото5), затем появляются редкие елки. Уклон не более 5o.

К 14-30 подошли к р.Малая Сатка - в районе просеки она не замерзла, перешли ее по мосту из заваленных деревьев (Фото6)). Справа от просеки нашли кострище и в 14-30 занялись обустройством лагеря. Дров много, как и на протяжении всего маршрута (за исключением стоянок под седловиной Большого и Малого Иремеля). В 15-30 начинает смеркаться. Здесь мы и встретили Новый 2008 год, с праздничным столом, шампанским, наряженной пихтой и фейерверками (Фото7).

01/01/2008 День 2.

Подъем дежурных в 04-30. Выход в 07-20. Движемся по вчерашней просеке на восток. Через 10 минут вышли на расчищенную трактором дорогу. Еще через 10 минут подошли к местной достопримечательности - бьющему из земли фонтану (Фото8), к которому собственно и была расчищена дорога. У фонтана построены беседки.

В 9-15 вышли к пересечению с трассой на пос.Сибирка и у таблички с упоминанием о национальном парке Зюраткуль повернули по трассе направо (Фото9). Дорога хорошо расчищена. К 10-00 вышли на разветвление дороги(обе дороги расчищены). Дорога, уходящая направо - вела к домикам (Олимпиев кордон - через него нам и надо было бы пройти, чтобы не отклоняться от запланированного маршрута), а мы пошли налево. Далее - еще одно разветвление дорог. Налево - дорога была также расчищена, направо - буранный след и пешеходная тропа. Встреченные нами отдыхающие сказали, что тропа ведет к Кипящему ключу и на хребет Нургуш. Скатились к источнику, рядом с источником - навес с лавочками. В 11-00 здесь и устроили перекус. В 100 м от источника протекает р.Большая Калагаза (Фото10). С перекуса вышли в 12-00, перешли р.Большая Калагаза. Далее шел буранный след на хребет Нургуш, но у нас было запланировано пересечение хребет Нургуш в другом месте - к юго-западу от нашего нынешнего местоположения. Сориентировавшись, что мы отклонились от маршрута у развилки Олимпиева кордона, решили не возвращаться к кордону, а пройти по азимуту на юго-запад через лес (по карте вдоль р.Большая Калагаза нарисована тропа - на самом деле, появившись в зарослях, она тут же затерялась). В результате мы должны были выйти на просеку, ведущую с трассы на пос.Сибирка к кордону Березяк. Тропили по лесу, бурелом успешно обходили. Пришлось пересечь несколько гряд курумника. В 15-00 встали на ночлег. Погода: T= -10oC, ясно.

02/01/2008 День 3.

Выход в 08-00. Ночью шел небольшой снег, к утру снег прекратился. T= -12oC Продолжили движение по лесу на юго-запад и через 20 мин вышли на просеку с буранным следом, ведущую с трассы на пос.Сибирка через перевал хребта Нургуш к кордону Березяк. По просеке пошли влево. Плавный подъем (не круче 5o) (Фото11). Через 1 час пересекли гряду курумника (просека здесь расчищена от камней). В 11-00 были на перевале через хребет Нургуш (850м, между вершинами 1247м и 1350м). В 11-30, спустившись с перевала, устроили перекус. Спуск - также по просеке по буранному следу (не круче 5o). В 13-00 подошли к р.Большой Березяк. Река замерзла, перешли ее по льду и оказались у кордона Березяк (здесь есть домик, баня и прочие постройки, людей нет) (Фото12). От кордона направо и налево уходят просеки, накатанные бураном. Решили идти направо, вдоль р.Березяк вниз по течению (по левому берегу). Через 20 мин пересекли р.Малый Березяк. Ни одной просеки из нарисованных на карте и уходящих налево к хребту Ягодный мы не обнаружили (картам более 20 лет). В 14-30 дошли до излучины р.Березяк. Здесь и встали на ночлег.

03/01/2008 День 4.

Ночью был мороз - 32oС, небо ясное. Выход в 8-50. Пошли далее по буранному следу по просеке, набор высоты и сброс высоты практически отсутствует. (Фото13). Просек, отходящих налево, там и не увидели. Как впрочем и мостов через р.Березяк, также обозначенных на карте. Наша просека с то приближается к реке, то удаляется от нее. Перекус в 11-30. Далее продолжили движение по лесной просеке и в 14-30 встали на ночлег. К вечеру -19oС.

04/01/2008 День 5.

Выход в 07-10. Т= -13oС. Продолжаем движение на юго-запад по просеке вдоль р.Березяк. Через 20 минут увидели отходящую налево от нашей просеки почти не заметенную лыжню. Пошли по лыжне, поскольку она шла в нужном нам направлении - в сторону вершины Иремель. Видимо, лыжня шла в обход поселка Тюлюк и проложившие ее туристы не хотели заходить в поселок во избежание встречи с егерями. Справа по ходу осталась г.Мельничная (саму ее видно не было, поскольку кругом лес). Уклон сначала вверх (около 5-6o), потом вниз. После пересечения замерзшей р.Тюлюк лыжня начался постоянный плавный набор высоты (уклон менее 5o). К 14-30 вышли на хорошо утоптанную просеку, ведущую из Тюлюка на седловину г.Иремель (Фото14). Здесь встретили сразу несколько групп туристов (из Уфы, Челябинска), совершивших восхождение и спускавшихся в поселок Тюлюк. Встали на ночлег справа от просеки. Здесь устроили базовый лагерь перед восхождением на вершину Б.Иремель (Фото15). Лес смешанный, дров мало, поскольку здесь очень много туристов. Т= -16oС.

05/01/2008 День 6.

Выход из базового лагеря в 7-45. Идем налегке, с собой взяли только лыжные палки, еду на перекус, теплую одежду, фонари и аптечку (Фото16). Лыжи закопали в снег рядом с лагерем. С дороги наш опустевший лагерь не видно, но все же осторожность не помешает.

Идем по хорошо утоптанной просеке, постоянный плавный набор высоты (от 0 до 5o). По ходу встретились две утоптанные стоянки. В 09-45 поднялись на седловину г.Большой и Малый Иремель (Фото17). Седловина широкая, поросшая лесом. По ней проходит много разных туристских тропинок, но все они равнозначны и по какой из них оптимально начинать идти в сторону вершины - понятно не было. Вокруг очень красиво, каменные склоны и ели запорошены снегом, небо голубое, светит солнце. Шли по седловине около 30 минут, пока не увидели, что уже началось понижение в противоположную сторону. В этом месте нашли еще одну тропинку, идущую направо. Повернули по ней и вышли к предвершинной возвышенности (1310 м), покрытой курумником. Около 30 минут забирались вверх по камням (Фото 18,19), после чего увидели впереди предвершинное плато, с которого собственно туристы и начинают восхождение на Б.Иремель. Пришлось спускаться с возвышенности на плато. Плато покрыто курумником и кустарником (Фото20). На плато и на склоне горы много туристов. Спустившись на плато, в 11-45 устроили перекус. В 12-15 начали движение с плато на вершину по видимой на снегу тропе (Фото21). Снегу не очень много, камни местами только слегка припорошены снегом. Крутизна склона - до 25o. Самостраховка лыжными палками. В 13-15 были на вершине (1582 м). Вершина относительно плоская, покрыта курумником (Фото22). С вершины открываются великолепные виды на окрестности, внизу в дымке - поселок Тюлюк. Светит солнце, тепло, ветра почти нет (Фото23). В 13-45 начали спуск (Фото24). Самостраховка лыжными палками. В 14-15 были на предвершинном плато, далее пошли по тропе-лыжне, которая через лес выводила к спуску с седловины на основную просеку, ведущую в Тюлюк. В лесу снега много, и идя по тропе-лыжне, мы регулярно проваливались по колено. Если бы мы шли на восхождение по такой тропе - то мы бы очень сильно устали еще перед подъемом. В 15-15 вышли на основную просеку и быстро побежали вниз к базовому лагерю. В лагерь спустились уже в темноте в 16-45 (хорошо, что с собой были налобные фонари - их света хватало, чтобы видеть тропу). T= -9oС. Ночью пошел снег.

06/01/2008 День 7.

Выход в 09-30. T= -6oС. Спускаемся по накатанной просеке в Тюлюк. На лыжах ехать вниз - одно удовольствие, только местами приходится притормаживать плугом и сдвоенными палками, чтобы вписаться в поворот. В 10-30 мы уже были в поселке у гостиницы "Роза ветров". Автобус приедет за нами в 16-00, есть время посмотреть поселок и организовать баню. Сходили в магазин (пройти мимо гостиницы по дороге вдоль реки до церкви, у церкви повернуть налево, далее у памятника героям ВОВ - направо). Вернулись в "Розу ветров". Баня - стоимость 400 руб/час. Сняли баню на 2 часа. Нас разместили на это время в домике, где было тепло, была газовая плита, на которой мы и приготовили обед (суп и чай). Сытые и с чистые, мы в 15-45 мы покинули гостиницу и пошли к церкви, где нас уже ждал заказанный автобус. В 18-00 мы прибыли на станцию Вязовая. Распрощавшись с участниками из Казани, пошли на вокзал ожидать поезд на Москву до 00-00 часов.

7. Дополнения к техническому описанию маршрута

График движения

День Дата Участок маршрута Время (от выхода до стоянки)* Путь (км, по карте) Перепад; Высот (м) Высота (м)
1 2 3 4 5 6 7
1 31.12 Ст.Вязовая – пос.Катавка 2 часа (автобус)
    Пос.Катавка – перевал через хребет Большая Сука – р.Малая Сатка 6 час 30 мин 11 +246; – 133 564 – 810 – 677
2 1.01 р.Малая Сатка – трасса на пос. Сибирка – р.Большая Калагаза ? 7 час 40 мин 13 – 100 677 – 577
3 2.01 р.Большая Калагаза ? – перевал через хребет Нургуш – Кордон Березяк – р.Березяк ? 6 час 30 мин 15 + 273; – 173 577 – 850 – 677
4 3.01 Движение вдоль р.Березяк ? (левый берег) 5 час 40 мин 14 23 677 – 700
5 4.01 р.Березяк ? – западные отроги хребта Ягодный – – подход под седловину г.Большой и Малый Иремель 7 час 20 мин 12 180 700 – 880
6 5.01 Базовый лагерь под седловиной г.Большой и Малый Иремель – седловина – г.Большой Иремель (1А, 1582 м, рад.) 9 час 00 мин 14 (8 радиально) + 350; + 352; – 352; – 350 880 – 1230 – 1582 – 1230 – 880
7 6.01 Базовый лагерь под седловиной г.Большой и Малый Иремель – пос.Тюлюк. 2 час 00 мин 9 – 330 880 – 550
    Пос.Тюлюк – ст.Вязовая 2 часа (автобус)
    ИТОГО НА МАРШРУТЕ 45 часов 40 минут* 88 + 1424; – 1438; (2862)

* Ежедневный график движения: 40 мин идем - 15 мин отдыхаем. Перекус ежедневно - от 40 минут до 1 часа. Светает в 07-00, смеркается в 15-30. Выход в 07-15 - 08-30. Вставали на ночлег в 14-30 - 15-00 (время московское; местное: + 2 часа).

8. Оценка сложности маршрута

(смотри журнал "Спортивный туризм" № 3-4 за 1996 год)

Перепад высот (суммарный): 2862 м (+1424 м, - 1438)

Протяженность активной части: 80 км + 8 км радиально (в зачет - (80+4)*1.2=100,8 км)

Задача: оценить, соответствует ли пройденный маршрут заявленной 1 категории сложности ?

Характеристики маршрута:

пройденный путь = (80+8)*1,2 = 105,6 км ; 8 км - радиально, т.е зачётный путь

П = (80 + 4)*1,2 = 100,8 км,

продолжительность t = 7 полных дней,

перепад высот В = 2862 м,

число категорированных препятствий КП = 1 ( 1А х 1 ) , Т > 0.

Расчёт сложности маршрута:

нет

6.фактическая эквивалентная протяженность маршрута группы:

ЭП = П + 5 х ТС = 100.8 км + 5 х 4.86 = 125,1 км > ЭП min = 100 км

Вывод: количество максимальных категорированных препятствий в пройденном маршруте соответствует зачётному согласно методике: КП = 1 = КП max = 1. Фактическая эквивалентная протяженность маршрута превышает зачётную: ЭП = 125,1 км > ЭПmin = 100 км. Поэтому мы считаем, что пройденный маршрут может быть классифицирован как маршрут первой категории сложности.

9. Снаряжение

(на примере группы в 10 чел, рук.Евстигнеева Е.Ю.)

Общественное снаряжение

26. Зубная паста 0,1 1
27. Рукавицы печные и костровые 0,1 По 1 паре, всего 2 пары
Итого   49,11

Средний вес общественного снаряжения - 9 кг на участника и 3,5 кг на участницу.

Комментарии по общественному снаряжению:

Палатка всегда цеплялась коньком на веревку, на ЦК ни разу не ставилась. Веревку для конька пришлось надвязать, целесообразно иметь ее не короче 10 метров.

Тент к палатке самодельный полиэтиленовый, повторяющий форму крыши палатки, с вырезом под трубу. У тента к концу похода начала отрываться стропа усиления, пришитая по периметру. При сильном ветре его бы сорвало с палатки или порвало.

Печка титановая неразборная, с горизонтальной загрузкой дров, одним отбойным листом, съемными ножками и съемной вертикальной трубой из тонкого листа. Ночные дежурства у печки не практиковались, печка топилась только утром и вечером.

Лопата и лавлист использовались при копании ямы для костра, на лавлист, накрытый стеклотканью, ставилась печка.

Костровой тросик был без цепочек, с тремя тросиками для котлов регулируемой длины. Цепочечный подвес удобнее, т.к. позволяет одному человека регулировать высоту подвеса котла, не снимая его с костра.

Котлы овальные, в 6-литровом готовилась еда, в 7-литровом - чай, 5-литровый использовался для залива термосов и подогрева воды для хозяйственно-бытовых нужд, в т.ч. второй группы.

Спальники групповые - двойные четырехместные, каждый спальник из двухслойного синтепона. Конденсатником накрывались все спальники; благодаря его наличию спальники существенно меньше промокали, особенно это было заметно на самой холодной ночевке (-32?).

Подсвечник и свечи не использовались - при температуре, не превышавшей -9?, подлип отсутствовал, а для освещения палатки полностью хватало личных фонарей участников.

Оргстекло использовалось для растапливания печки; целесообразно иметь его запас, нарезанный на узкие длинные пластины для быстрого разведения костра, по числу готовок.

Термосы использовались 3-литровый широкогорлый и 1-литровый Tatonka H&C Stuff. 3-литровый термос лучше держал тепло, но был менее удобен при упаковке в рюкзак, требовал очень аккуратного закрытия, а также половника для разлива чая.

Рукавицы костровые были оставлены на месте последней стоянки по причине прихода их в негодность.

Личное снаряжение

29. Шапка–маска 0,105 1
30. Шарф 0,105 1
Итого   16,50*

* Вес- в среднем 10 кг - с учетом того, что часть одежды одета на участниках, а лыжи являются средством передвижения.

Комментарии по личному снаряжению

Рюкзаки использовались: RedFox Makalu Light (85 л), Bask Shivling 90, НоваТур Сплит 75, Турин (100 л) и 4 штуки RedFox Lhotse 100.

Лыжи. 4 участников (все - мужчины) шли на лыжах "Бескид", из них 2 пары в удовлетворительном состоянии и 2 - в хорошем. Крепления у двух участников - "Азимут", у двух - "харьковские".

4 участников (все - женщины) шли на лыжах "Бескид-Юниор", из них 2 пары в хорошем состоянии и 2 - в отличном. У одной участницы крепления "Азимут", у остальных - "харьковские".

Поломок и повреждений лыж не было. У двух участников погнулись щечки "харьковских" креплений. Было три случая обрыва ремешка на "харьковских" креплениях. Нареканий и поломок у обладателей креплений "Азимут" не было.

Палки. У 1 участницы - титановые, у остальных - алюминиевые. Повреждены одна титановая палка (выпрессовался наконечник) и, на спуске с г. Большой Иремель, две алюминиевых: у одной выбит штычок, другая сломана по узлу крепления кольца.

Фонарики налобные, различных систем. Лучше всего показали себя фонарики Petzl Tikka и Tactikka (всего у 4 участников), на одном комплекте батареек хорошо отработавшие весь поход.

Одежда. Шапка-маска использовалась только в самый холодный день, для предотвращения обморожения скул и носа.

10. Список продуктов*

650 г/чел/день

6 завтраков, 5 перекусов с термосами, 5 обычных ужинов, 1 новогодний ужин, 2 горячих обеда

МЕНЮ ПОХОДА (День 3)

Наименование ККал Вес,г. Белки,г. Жиры,г. Углев,г. Вес на гр,кг.
День 3 2145 641 47,38 87,62 279,72 5,128
Завтрак 700 204 16,33 25,7 96,34 1,632
Вегетта 0 5 0 0 0 0,04
Лук репчатый 2 4 0,08 0 0,36 0,032
Чеснок 5 4 0,22 0 0,86 0,032

* (на примере группы Евстигнеевой Е.Ю., из расчета на 8 чел. 2 участника из Казани примкнули к нам за неделю до похода, когда у многих продукты уже были закуплены и подготовлены на 8 чел. Участникам из Казани было сообщено меню, и они брали аналогичные продукты, которые мы досыпали в котел при варке для получения порции на 10 чел).

11. Выводы и рекомендации

Поход первой категории сложности, запланированный в рамках школы базового уровня, состоялся в заявленные сроки.

Минимальная физическая и лыжная подготовка некоторых участников, вызывающая опасения в начале похода, оказалась все-таки достаточной для успешного прохождения маршрута. Этим участникам были даны дальнейшие рекомендации совершенствовать лыжную технику, особенно при спусках.

Холод участники переносили неплохо, и в связи с этим ночные дежурства у печки не практиковались.

На протяжении всего маршрута проблем с дровами не было, т.к. лес был преимущественно пихтово-еловый, а места стоянок всегда были в лесу. Нехватка дров имела место только в лагере под седловиной г.Иремель, поскольку этот район постоянно круглогодично посещают туристы.

Регулярно нам сопутствовали маркированные трассы, буранный след и расчищенные дороги. При составлении маршрута на них стоит обращать внимание, поскольку передвижение по ним экономит время и силы.

Было выявлено неполное соответствие наличия просек на карте и на местности (на местности их гораздо меньше, чем на карте). Движение по азимуту затруднено при отсутствии явных ориентиров в лесу. Следует использовать максимально достоверные ориентиры, чтобы избежать возможных в лесу ошибок ориентирования.

Часть маршрута проходила по территории национального парка "Зюраткуль" (сайт парка - www.zuratkul.ru, отдел туризма - г.Сатка, ул.Советская,15, тел.(261)3-23-35 ) Необходимо соблюдать правила пребывания в национальном парке. Перед посещением парка нужно пройти регистрацию в пос.Сатка, чтобы не возникало проблем с егерями (мы не регистрировались, но и проблем у нас не возникло). Об этом нам сообщил егерь, встреченный в пос. Тюлюк по окончании маршрута.

Нужно стараться оптимально использовать световое время. В январе светает в 7 утра, смеркается в 15-30 (время московское). Поэтому желательно успевать собирать лагерь до 7-00, чтобы в 7-00 выйти, что нам удавалось не всегда из-за неопытности участников, и с большим трудом, даже при том, что дежурные вставали в 4 утра. Вставать на ночлег желательно не позднее 14-30, тогда в оставшийся 1 час светлого времени можно успеть заготовить дрова и поставить лагерь.

В целом погода была благоприятной, маршрут несложным и все участники остались довольны совершенным путешествием.