25 января 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Ленинградский район
Вид туризма: Парусный туризм Категория сложности: нет или не указано

Отчет составил: Виговский Игорь.

Цель похода:  Изучение шхерных районов севера Ладоги. Освоение швертбота типа "Микро" в условиях Ладоги.

Экипаж:

Отчет о парусном походе по Ладоге
Виговский Игорь - капитан яхты.
Репина Анастасия - старпом, а так же: Командор, Кок, СУПЕРинтендант.

Координаты для связи:
ioklmn@bk.ru
iv70.narod.ru

Лодка: Яхта класса "Микро" типа "Рикошет" -"Лена".

Длина наибольшая: 5,50 м
Ширина наибольшая: 2,45 м
Водоизмещение: 660 кг.Осадка: 0.3 - 1,1м.
Масса баласта: 200 кг.
Площадь парусности:16 м2.
Матерьял корпуса: стеклопластик (эпоксид).

Конструктор Ситников Ю.А.
Дизайнер Бельтюков Н.

Мотор: Меркури 4 такта , 4 силы. Сожжено: 22л. бензина.

Навигационное оборудование:
Использовался атлас Карелии
Морская карта Ладожского озера.
GPS Garmin 76.
Карманный компас.
Бинокль и монокуляр.
Определитель ветра - курительная трубка и Анемометр.
Речная радиостанция.

Прйдено км. – 460 км.

22.07.15
Отпуск.
Дорога из г.Конаково (Тверская область) до г.Приозерска заняла полтора дня.
Объездная вокруг Сволочка - это песня, это сказка, и пока бесплатная. Главная задача на объездной... - это не заснуть :)
Выехали из Конаково в 11-45, а в 23-00 встали на ночёвку на Приозерском шоссе, чуть не доехав до Лосево. Был сильный ливень, и ехать с прицепом по карельским серпантинам было тяжело.

23.07.15
Утром мы продолжили путь, и в 11-45 прибыли в яхт-клуб "Ладожский". Ехали со средней скоростью 70 км/ч (по спидометру).

Отчет о парусном походе по Ладоге

Яхт-клуб расположен на акватории Приозерского залива и занимает часть бывшей территории ЦБК. Встретили нас очень радушно: показали, где слип, где поставить машину с трейлером, где туалет и прочие достопримечательности.
Яхт-клуб имеет наплавные причалы и обширную береговую территорию. Рядом с нами пара из Москвы собирала свой сибкат "Папай".

Свежепостроенный слип.

Отчет о парусном походе по Ладоге

Спустил яхту я сам, но не без труда, так как слип имеет излом и довольно крут.

В 18-20, вооружив лодку, мы вышли в Ладогу. Одновременно с нами вышел и "Папай". Мы направились прямиком в бухту Терву, а "Папай" - в залив Лехмалахти. В этом походе мы их больше не встречали.

Погода пасмурная. Ветер попутный, галф-бакштаг, свежий. Пьём пиво. ХОРОШОООО...
Кстати, я тут не пиво пью, а работаю капитанским подстаканником(

Вскоре разогнало метровую волну, и мы с удовольствием на ней покатались.
Сначала была мысль встать на о.Лавуатсари, в Московской бухте, ибо там на постоянной основе стоит Лямцев с супругой и "Альбатросом", но при подходе стало видно, что ветер задувает в бухту и нагоняет туда волну, а значит, стоять у скальной стенки нам будет опасно, а на якоре некомфортно. Поэтому, обогнув подводную косу на западной оконечности о.Лавуатсари, мы зашли в бухту Терву и в 22-40 нашли стоянку в Лавуатсарском проливе.
Пошел дождь.

Пройдено за день: 31,5 км.

24.07.15
Спали до упора.
Погода солнечная, но временами включают дождик.
Стоим хорошо. Якорь с кормы. Грунт - ил, держит железно.
Вытащил на берег генератор и поставил на зарядку разрядившийся аккумулятор. К вечеру аккумулятор зарядился. Генератор за это время сожрал около 2-х литров бензина.

Отчет о парусном походе по Ладоге

После завтрака решили прогуляться по суше до Московской бухты, и зайти в гости к Лямцевым.
Передвигаться по о.Лавуатсари пешком довольно трудно. Рельеф крайне пересечён, местами попадаются буреломы.
Короче, до Лямцевых мы не дошли, зато нашли много земляники на крутых Лавуатсарских склонах.
Грибов нет, совсем :(
Буреломы там не местами, а сплошным текстом! Приятная прогулка для матерых мазохистов.

Отчет о парусном походе по Ладоге

Вернувшись на борт, устроили баню.
Я растянул в кокпите нашу походную ванну и нагрел 12 литровое ведро кипятка. Разбавив кипяток холодной водой, получил изрядное количество горячей воды и запустил матроску в ванну. Ведро опять зарядили греться - и так до конца мытья. Для бани на 2-х человек хватает полтора дихлофосных баллона с газом.

Пройдено за день: 0 км.

25.07.15
Переход на о.Валаам.

Отчет о парусном походе по Ладоге

Утром было сильное дулово и дождь, поэтому, рассудив здраво, мы спокойно доспали до 12-00, когда ветер поутих и включили солнце.
Позавтракали яичницей, и в 14-10 направились к выходу из бухты Терву.
Надо отметить, что для судов со значительной осадкой, как впрочем и для надувных катамаранов с опущеным швертом, заход в бухту Терву представляет собой определённую трудность. Всё дело в том, что от западной оконечности острова Лавуатсари на запад тянется длинная подводная каменная  коса. Раньше существовали створы, по которым можно было зайти, но несколько лет назад  какие-то дегенераты их сожгли. Поэтому теперь заходить нужно оставляя в 50м слева маленькие островки Райпалудот и целя на левый край песчанного пляжа на материковом берегу, а выходить, соответственно, наоборот. На карте ниже створы обозначены.
Выходя таким образом, мы сняли створные точки которыми можно пользоваться:
Точка захода:
N 61 16 388  (WGS 84)
E 030 09 765
Точка выхода:
N 61 17 038
E 030 09 758(WGS 84)

НО всё равно заходите аккуратно и учитывайте уровень воды в озере.

Створы на карте.

Встретили яхту "Бабушка".

Выйдя из бухты Терву,  мы завернули в Московскую бухту, где встали на якорь и на тузике съехали на берег пообщаться с Лямцевыми.
Откушав с ними по рюмочке коньяку, в 15-15 двинули на Валаам.
Солнце, ветер стих. Еле ползём.
Утомленный штилем, я решил поставить летучуюю геную со своего катамарана.
Приспособил спинакер-гик в качестве бушприта, привязав его к релингу на носу, и 8 м2 спинакерной тряпки украсили нашу яхту. Идём в бейд под всеми парусами, 5-8 км/ч.

Отчет о парусном походе по Ладоге

Обогнули о-ва. Палосареты. Ветер  усилился и задул нам в галф. Летучую геную пришлось снять.
17-45  - дебаркадер на о.Рахмансари.
Солнце, пиво. ХОРОШООО.

Отчет о парусном походе по Ладоге

О. Дивный, около Валаама.

В 21-30 пришли в бухту Дивную, в южной части Валаама.

Бухта действительно дивная. Она имеет узкий, но достаточно глубокий вход, и состоит из двух частей, идущих друг за другом и соединенных узким проливом. Сюда могут заходить даже большие килевые яхты.
Вторая часть бухты полностью защищёна от волнения и ветров.
Глубины в бухте большие, грунт - ил.
На берегах бухты находится одна из официальных стоянок туристов, так что может быть многолюдно.
От монастыря сюда идет грунтовая дорога.

Пройдено за день:50,8

26.07.15.

День ВМФ.
Встали в 11-30. Ветер. Солнце.
По речной рации поймали ежедневный прогноз из Приозерска для больших пароходов. К вечеру обещали ветер до 18 м/с.
А у нас днёвка :)

Я сподвигла Кэпа совершить пешую прогулку до монастыря. По моим прикидкам, это где-то 7 км. Кэп согласился, но без ярко выраженного энтузиазма, ибо, как истинный моряк ходить лапами по суше он не любит, предпочитая передвигаться в машине или на яхте. Прогулка получилась чудесная, несмотря на небольшой дождь. Путь всё время лежит через лес, так что полюбоваться видами особо не удалось. Дорога вполне проезжая, отсыпанная свежей гранитной щебёнкой. При необходимости в бухту можно вызвать такси по мобильнику. Номер такси написан на плакате "Берегите лес" при выходе на дорогу.
В монастыре проходит международный фестиваль духовной музыки, но мы, увы, по времени не вписались, попав между концертами. Ждать нам не хотелось, так что , нагрузив Кэпа пивом и вкусняшками, мы отправились назад.
Обратный путь так же был омыт дождём и оглашаем боевыми песнями Кэпа, нагрукженного пивом в прямом и переносном смысле. Редкие встречные паломники старались обходить нас стороной.
Жизнь на валааме в целом кипит: шныряют туда - сюда трактора со щебёнкой, идёт строительство и прокладка кабеля в Емельяновский скит, паломники толкутся у монастыря и сувенирных лавок послушными стадами. Остров Оборонный на юге Валаама - там, где находится эталонная финская береговая батарея - закрыли для посещения. На нем строят огромную вертолётную площадку . Что станет с батарееё - неизвестно. Ходит упорный слух, что и бухту "Дивную" хотят закрыть для простых смертных.

Отчет о парусном походе по Ладоге

Вечером был торжественный ужин в честь дня ВМФ.

27.07.15
Переход на о.Мантсинсари.

Отчет о парусном походе по Ладоге

Встали в 11-00. Утром был дождь, днем - солнце. Ветер, по ощущениям, умеренный.

12-30 отошли на о.Мантсинсари.
Солнце, идём галф-бакштаг. Хорошо.
Проходя о.Оборонный ужаснулись: строят какую-то циклопическую вертолётную площадку. Варвары в рясах!

В 16-30 обогнули северную оконечность о.Мантсинсари, мыс Сиракко. На мысу установлен белый работающий навигационный знак. Пошли в бейд в пролив за остров Мантсинсари.
Ветер усилился. Я убрал паруса и врубил мотор.
На острове я хотел посмотреть остатки финской береговой батареи, поэтому мы направились к дамбе, которая отходит от острова, чтобы ошвартоватся около неё. Однако уровень воды в этом году низкий, поэтому мы сели на мель в 70 м от дамбы.
Дно - песок, камней нет, но мелкооо. Оставлять яхту на несколько часов на якоре не хотелось, поэтому поход я решил отложить до завтра, и мы спрятались за северную оконечность о.Лункулансари, где и встали на якорь.
Вечером произвели приборку и помыли яхту. Вдохновение упускать нельзя :)

Пройдено за день: 41,9 км.

28.07.15
о.Мантсинсари - о.Валаам.
С утра зарядил дождь. Ветер поменялся на северо-западный и усилился до 8 м/с.
При таком ветре и волне нечего было и думать о высадке на Мантсинсари, поэтому я решил уходить на Байовые острова, чтобы оттуда двинуться в северные шхеры.

Отчет о парусном походе по Ладоге

Снялись с якоря в 12-30 и на моторе вышли в Ладогу, за мыс Сиракко. Дождь. С северо-запада гонит метровую волну. Подняли паруса и, зарифленные на одну полку, начали лавироваться длинными галсами в сторону Байового острова.
Затем ветер усилился и пришлось убрать стаксель, пошли под одним гротом.
"Корунд" вылетал с волны почти на полкорпуса и с грохотом шлёпался вниз. Угол лавировки был большой.
Так мы долавировались до о.Соснового. Ветер зашел чётко в морду, и я спустил паруса и включил мотор. До Байового дошли на моторе и, довольные и изрядно уставшие, нырнули в бухту "У Христа за пазухой".
Отчет о парусном походе по Ладоге

о.Байовый и о.Лембос образуют замечательную бухту-укрытие. Высокие берега, большие глубины и удобное расположение  на пути к Валааму. Прекрасная стоянка, как для туристов-парусников (есть пляжик), так и для яхтсменов.
На яхте с большой осадкой можно подойти прямо к отвесной скальной стенке и встать бортом, как к причалу.

С недавних пор Валаамские монахи затеяли строительство скита в самом узком месте Байового острова. Они построили несколько котеджей, церковку и пристань. Уникальные природные ланшафты, а именно южную бухту острова, перекопали бульдозерами и экскаваторами.
Пропала замечательная туристкая стоянка с пляжиком. Были уничтожены "каменные дороги", которые являлись остатками оборонительных сооружений древних карел.
В самом узком месте острова была вырыта протока, разделившая его на две части.
В народе о. Байовый прозвали "большой и малый Гундяи"  в честь вдохновителя этого беспредела патриарха Кирилла (Гундяева).
Все прошлые года монахи сидели у себя в скиту и туристам и яхтерам особо не мешали.

Мы сделали себе чаю и наслаждались тихим вечером. Ничего не предвещало...как вдруг...
Долее слово моей жене Насте, ибо написать лучше у меня всё равно не получится:

Валаам: бог здесь не живет.

Я ежегодно посещаю Валаамский архипелаг на протяжении последних 10 лет, и с каждым годом впечатление становится все более гнетущим. Попы планомерно и цинично уничтожают уникальный природный заповедник, бесцеремонно и безнаказанно уродуя острова капитальной застройкой. Как грибы после дождя множатся VIP-скиты, вертолетные площадки, нефтехранилища, ветряки, бани, дороги и трубопроводы и т.п. Не пощадили «святоши» и памятники архитектуры: под видом реставрации, например, снесли старую паломническую гостиницу, построив на ее месте «нечто в стиле». По свежеотсыпанным гранитной щебенкой дорогам бодро снует строительная техника, и носятся солидные джипы братии.

Посетить Валаам иначе, как через паломническую службу, стало практически невозможно: билетов на метеоры в свободной продаже нет, сие удовольствие нынче - только для организованных групп паломников. Индивидуальных туристов годами выживают с архипелага нещадно всеми правдами и неправдами. Посещение большей части территории, равно как и швартовка судов у причалов – только по благословению игумена (в терминах профанного мира – строго по пропускам).
Самое печальное, что пагубное рвение варваров в рясах не ограничивается собственно Валаамом, но, как гнилая плесень, постепенно охватывает все окрестные острова. Так, на Оборонном острове ударными темпами строят очередной скит и вертолетную площадку. А моя история про о-в Байовый (Байонный).
Остров Байовый, расположенный к востоку от Валаама, обладает исключительно удобной бухтой, которая испокон веку служила укрытием для яхт и местом стоянки для туристов. Яхту здесь можно удобно пришвартовать прямо к скальной стенке, даже не отдавая якорей.

Абсолютно вымотанные длинным и утомительным штормовым переходом с острова Мантинсаари (более 50 км) против сильного встречного ветра и волны, мы уже в сумерках пришвартовались в хорошо знакомой бухте о-ва Байовый. Не прошло и получаса, как к нам подлетел катер, из которого некий не удосужившийся представиться субъект, стал вопить, что мы нарушаем границы ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (это буквально), что остров подарен Путиным патриарху, у которого теперь здесь резиденция, и по этому поводу стоянка в бухте для всех простых смертных запрещена. Никаких подтверждающих документов нам предъявить не смогли, а в самых нелицеприятных выражениях предложили убраться подобру-поздорову со всей возможной скоростью.
Для непосвященных поясню: ближайшая пригодная для яхты стоянка – это Монастырская бухта в 10 КМ (!) от Байового, куда ночью и в шторм продираться по Валаамским рифам, мягко говоря, не комфортно. Кроме того, сама Монастырская бухта имеет очень узкий и сложный фарватер, по которому даже в благоприятных условиях не так-то просто пройти.
Мы отказались, пообещав уйти утром. Катер пригрозил вызвать охрану и исчез. Буквально через 10 минут показался снова. На этот раз там сидел монах с собакой и абсолютно неадекватный персонаж (судя по манере поведения – бывший ЗЭК). Приблизившись к яхте, он первым делом направил на нас помповое ружье и начал громко орать матом, угрожая всех убить, а лодку утопить, если мы немедленно не уберемся. Монах реагировал на действия своего напарника спокойно, в дискуссию старался не вмешиваться и лишь временами одобрительно кивал. Человек с ружьем заявил, что он охранник, но никаких документов не предъявил, ни формы, ни значка ЧОПа на нем не было. В итоге катер ретировался, пообещав нам большие неприятности ночью. Взвесив все за и против, мы решили все же переместиться в Монастырку, куда вползли уже исключительно на силе воли. По пути встретилось еще несколько катеров, обитатели которых провожали нас весьма внимательными взглядами. Финальным аккордом вечера стал визит местного участкового, который материализовался из темноты - для проверки документов. Сложилось такое впечатление, что он нас поджидал.
На следующий день мы попытались пообщаться с монастырской канцелярией, чтобы посмотреть на правоустанавливающие документы на Байовые острова, но к сожалению, никого не застали, а оставаться еще на день на Валааме очень не хотелось.

И да - бог здесь не живет

Источник: "https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=508732299286612" rel="nofollow"&id=100004495392107

Вот эта братки братия Валаамская. Снято Настей из окна каюты.Отчет о парусном походе по Ладоге

Впоследствии я написал об этом инциденте на двух ведущих водных форумах: форуме журнала "Катера и Яхты" и форуме "Под Гиком". На обоих форумах темы были снесены модераторами. Мракобесие торжествует.
На фото ниже "Корунд" стоит в  единственном месте в Монастырской бухте, куда можно встать диким яхтсменам, - 50 м. каменного лобика. Встать к причалам можно только с благословления, то есть по разрешению настоятеля.

Пройдено за день: 50 км.

29.07.15
о.Валаам - о.Пелотсари.

Отчет о парусном походе по Ладоге

С утра направились в канцелярию, чтобы посмотреть документы, на каком основании нас попёрли с Байового острова.
При входе во второе каре монастыря сидела специально обученная тётечка и раздавала всем дамам в штанах бесплатные юбки и платки. Тормознула она и Настю. На что Настя заявила тётечке, что она трансвестит. Тётка впала в ступор  :) и долго потом, крестясь, подозрительно косилась на Настю, пытаясь осмыслить услышанное.
Канцелярия была закрыта. Ждать милостей от монахов мы не стали и, завернув в магазин и пополнив наши запасы пива и вкусняшек, стали готовится к отходу. По пути на лодку поднялись к памятнику погибшим в Великую Отечественную войну морякам. Памятник в жутком состоянии: ступени, ведущие к нему, осыпаются, табличка уже не читается, а сквозь щели в каменной кладке проросли вполне себе внушительные ели и берёзки. Зрелище печальное, особенно на фоне бурной строительной деятельности монастыря.
Пообщались с соседями по стоянке у каменного лобика, путешествующих на небольшом стальном кораблике (бывший сейнер) и двух микрухах. Они выходили из бухты вслед за нами.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Выйдя из Монастырской бухты подняли паруса и пошли на север, на остров Пелотсари.
Идём фордак - бакштаг. Солнце, хорошо.

Остров Келло.
.Отчет о парусном походе по Ладоге

Отчет о парусном походе по Ладоге

Остров Пелотсари я давно хотел посмотреть, тем более, что там находятся финские береговые укрепления, по слухам, бетонные. Ещё на острове обосновалось некое "ООО Пелотсари", которое декларировало создание на острове рекриационного туризма.
Эти ребята поставили баржу-причал для принятия больших пассажирских теплоходов и сделали "экологическую тропу" для туристов. Я думал, что остров пропал, и толпы туристов загадят все окрестности, но действительность оказалась несколько иной.

Под впечатлением "горячего" приёма на Байовом острове мы не рискнули подходить к причалу и вставать рядом с ним, а прошли на 500м дальше и встали в следующей небольшой бухточке, к каменному лобику, носом в берег.
Вытащил генератор на берег и поставил аккумулятор на зарядку.
Приняли ванну, поужинали и после просмотра кино отбились.

Пройдено за день: 32,8 км.

30.07.15
Пелотсари - Тулолонсари.

Солнце, тепло.
В 13-30 мы отошли и подырчали по направлению к барже - причалу.
Местные Пелотсарцы оказались на редкость дружелюбными людьми. Нам показали место, где можно встать на якорь, так как к причалу должны были подойти большие теплоходы.
Встал на два якоря,  дно - песок.
Надули тузик и отбыли на осмотр острова.
Экологическая тропа порадовала. Она довольно широкая, рельеф местами выровнен, есть деревянные мостики и лестницы. В наличии мусорные контейнеры, тематические плакаты, рассказывающие о особенностях карельского таёжного леса и о местных достопримечательностях.
Обычно передвижение по карельскому лесу с его неровным рельефом, камнями, болотинами и буреломами довольно утомительно. Экологическая тропа даёт возможность передвигатся по карельскому лесу без труда. Идёшь, а вокруг дикая карельская природа.
В связи с тем, что остров ранее был заселён, а сейчас ситуация совсем иная, можно наблюдать, как восстанавливается таёжный лес после прекращения деятельности людей. Есть здесь места, которые явно изменили свой облик вследствие деятельности людей, а есть уголки, которые находятся практически в первозданном виде.

Остатки финского хутора.

Тематические плакаты.

Указатели.
Отчет о парусном походе по Ладоге

На острове Пелотсари добывали кварц. Остались затопленные каменоломни.

В южной бухте Пелосари осуществлялась погрузка кварца на корабли. На пляже бухты можно увидеть останки старинного деревянного корабля, выброшенного на берег штормом. Среди обломков все еще лежат куски перевозимой породы. Корабль действительно старый, минимум, позпрошлый век. Шпангоуты и штевни сделаны из цельных гнутых кусков древесины из комлевой части деревьев.

В общем, нам очень понравилось.
Пока мы гуляли по острову, подошли два больших теплохода с кучей народа, который с энтузиазмом устремился вверх по тропе.
Поговорили со смотрителем, или главным по тарелочкам на острове. Оказался знающий историю и увлечённый своим делом человек, который делает правильное и полезное дело.

Белеееттт мой пааарус, такооой одинокий на фоне стальных кораблееей.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Отошли на южный мыс острова Пелотсари с целью посмотреть остатки финских оборонительных сооружений, потому что пешком туда не дойти. Пошли под мотором против ветра. Ветер был южный и, несмотря на небольшое волнение, мы не смогли подойти к мысу из-за обилия камней и навального ветра. На надувном парусном катамаране я бы подошел, даже не задумываясь. Облом. До следующего раза.
Впоследствии в интернете я нашел фотографии этой батареи. Судя по ним, там стояло два орудия небольшого калибра.

Подняли паруса, легли на попутный курс в шхеры.
Продувшись сквозь шхеры, в 20-20 встали на острове Тулолонсари, напротив острова Юхвонсари.
Как обычно, носом в берег, якорь с кормы. Грунт - ил.

Пройдено за день: 21 км.

31.07.15
о.Тулолансари (Тулон) - о.Маркатсимансари

Отчет о парусном походе по Ладоге

Встали в 12-00. Позавтракали и, пользуясь солнечной погодой, вымыли яхту, всю.
Отошли в 13-40.

Я решил пройти проливом Мёнтселянсалми, между о.Тулолонсари и о.Карпансари. На морской карте там обозначены глубины 2-5м, чего даже с учётом падения уровня воды вполне достаточно.
В самой узкой части пролива торчит островок, деля пролив на две части. Там же, на берегу острова Карпансари, лежит корпус корабля.  Корпус композитный, то есть набор метталлический, а обшивка деревянная. Судя по корпусу, это бывший рыбак, может быть, финской постройки. В интернете нашел информацию, что это "баркас"(?) "Гвардеец"  дореволюционной постройки. Лежит с 70-х годов прошлого века.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Пока мы шли к проливу, нас обогнала моторка и лихо двинула правым рукавом. Мы тоже было направились туда, но зайдя за поворот, увидели, что моторщики подняли мотор и на вёслах прогребают пролив. Поняв, что нам там не пройти, я заложил циркуляцию и попытался пройти левым рукавом, но там глубина оказалась ещё меньше, и мы сели на мель. Пролив пройти не удалось. Повернули назад и, подняв один стаксель, бодро побежали огибать остров Тулолонсари с севера.
Раздуло 12-15м/с, идём под одним стакселем 8-9 км/ч.
В 15-30, обогнули северную оконечность о.Тулолонсари и, спустив парус, пошли против сильного ветра на моторе проливом Хонкасалонселькя.
Финский маяк и остров Хирьетсари.

Над Сортавалой дожди.

Обогнув южную оконечность о.Хонкасало, подняли паруса и пошли в бухту Тихая, или Александра. Почему она называется бухтой Александра - для меня загадка. Бухта представляет собой пролив между островами Маркатсимансари и Тамханка. Здесь спокойно при любом направлении ветра, есть несколько мест стоянки. В бухте по утрам и вечерам можно удачно ловить щук. Южный пролив зарос камышом и проходим только на лодке или байдарке. Можно пропихнуть катамаран типа "ветер", "альбатрос".
Северный пролив широкий, но при при входе в бухту под мотором или на судах с осадкой больше байдарочной необходимо держаться как можно ближе к правому берегу (т.е. входить в бухту фактически вдоль правого берега, в метрах в пяти), поскольку, начиная от своего левого берега по направлению к правому, пролив перегорожен подводной каменной грядой, и гряда заканчивается, не доходя до правого берега пролива.
При уровне воды в Ладоге, близком к нормальному, глубина над грядой в некоторых местах - не более 0,5 м.
При соответствующем падении уровня воды эти камни выступают над поверхностью.
Бухта глубокая.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Встали на стоянку в Бухте Тихой (Александра)
Нашли много земляники.
Вечером жгли костёр.

Пройдено за день: 31,9 км.

01.08.15
Сортавала.

Переменная облачность, ветер  с юго-запада, такой же, как и вчера - 8-9м/с.
В 13-30 вышли из бухты Тихой (Александра), подняли один грот и пошли галф-бакштаг.
Подойдя к узкости, спустили грот и пошли на моторе. Шхерный фарватер в Сортавалу довольно узкий и извилистый. Он обставлен вехами, есть створы и знаки. По фарватеру, на полном ходу летают "Метеоры" и ходят большие пасажирские теплоходы. Поэтому надо быть предельно осторожным.
Вид Сортавалы с воды:
Отчет о парусном походе по Ладоге

Пришли в 15-30 и встали в Сортавальском яхт-клубе:"http://www.sortclub.ru/" rel="nofollow"
Очень приятное место. Наплавные причалы, слип, электричество, вода, охрана. Демократичные цены. Заправка  и магазин "Магнит" в 10 минутах хотьбы пешком.
Рядом на берегу расположен отель и ресторан "Пипун Пиха" "http://www.kolmaskarelia.ru/index.php?option=com_content" rel="nofollow"&view=article&id=298:kolmas&catid=4:2009-08-20-08-54-36&Itemid=71, где можно вкусно поесть и есть вайфай.

Отчет о парусном походе по ЛадогеОтчет о парусном походе по Ладоге

Оплатил стоянку - 250р в день, поставил на зарядку аккумулятор. Потом мы пошли в город. До центра города 15 мин пешком.
Сортавала - очень уютный и красивый город. Войны пощадили ее, здесь уцелела старая финская застройка. Центральная часть города состоит в основном из каменных 3-4-х этажных зданий постройки начала XX века (до 1930-х). Как правило, это постройки в стиле северного модерна (национального романтизма), неоклассицизма, наиболее поздние - функционализма, их авторы - известнейшие финские архитекторы того времени. Кроме того, сохранилось большое количество деревянных зданий постройки середины XIX века, как правило, в стиле ампир.

Деревянная, ещё финская, застройка.

Жилой дом (бывшее управление православной церкви Финляндии). Во дворе дома стоит церковь.

Бывший Дом Леандера.

Почта (ранее - Объединённый банк северных стран). Очень красивый домик. Чем-то напоминает Таллин.

Пожарная часть финской постройки. Полностью деревянная.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Городская администрация (бывший дом купца Сиитонена)

Бывшее здание издательства духовной литературы.

Бывшая женская гимназия.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Банк России (бывший Финский банк). Мрачное неприступное здание. Грабить его как-то не хочется. :)

Деревянная (!!!) ратуша 1882 года постройки.  Находится в ветхом состоянии

Мрачноватый домик, похожий на тюрьму.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Совершенно случайно набрели на музей уникального мастера резьбы по дереву Кронида Гоголева (ул. Комсомольская, д. 6).
Я сам профессионально занимался резьбой по дереву и могу сказать, что это великий мастер.
Его работы: "http://ivvvv.livejournal.com/124407.html" rel="nofollow"

Отчет о парусном походе по Ладоге

Памятник Рунопевцу. Установлен в 1935 г. Прототипом послужил рунопевец Петре Шемейкке из Суйстамо.
С памятником связана одна история. Когда в 1940 году Советская армия вошла в Сортавалу, то комендант города подумал, что это памятник какому-то попу и распорядился его снести как чуждый Советской власти, но замполит предположил, что это может быть памятник какому-то пролетарию, и снос отложили. Ну а потом разобрались, и с образованием Карело-финской ССР рунопевец гармонично вписался в действительность.

Этот же памятник в 1941г.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Погуляв, отужинали в кафе "Крона" у автовокзала (кстати, он тоже финской постройки). Всё было вкусно, порции большие, я обожрался :)
Вечером пошли в отель Пипун Пиху за халявным Wi Fi. Уютно устроились в фойе, рядом с баром, взяли пива и кофе и погрузились в пучину интернета :). Пиво и кофе отличные.
Удовольствие отравляла отельная дискотека, по крайней мере, для моих деликатных ушей это было нелегкое испытание. Если она там бушует каждые выходные, то это печально.

Пройдено за день: 13,6 км.

02.08.15.
Сортавала - о.Лоухинсари

Отчет о парусном походе по Ладоге

Солнце, барометр высокий. Ветер очень сильный, особенно на порывах. Кренит под голым рангоутом.
По фарватеру шли на моторе, на траверзе "Дачи Винтера" встретили "ассольку" по имени "Фрези".

В начале прошлого века местный окружной врач Густав Винтер построил загородный дом на скалистом берегу Ладоги, в 8 км к югу от Сортавалы, рядом с которым разбил необычной красоты парк. Доктор Винтер увлекался садово - парковым исскуством. Редкие деревья, цветы и кустарники ему привозили друзья и пациенты. Так появилась ботаническая коллекция.
"Дачу Винтера" в стиле финского национального романтизма построил известный финский архитектор Элиэлей Сааринен.
В данный момент там располагается понтовый парк-отель.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Пройдя наиболее опасные места, мы подняли один катамаранный стаксель от "ветра" - 2,5 м2 и полетели в галф-бакштаг со скоростью 10 км/ч.
2,5 м2, кренит по-взрослому, летиммммм.
В 14-00 приткнулись на пляжик острова Хавус, с подветренной стороны. Я хотел поискать на Хавусе остатки финской батареи, которая там была, но полазив по предполагаемым местам, ничего кроме земляники и пары грибочков не нашел.
Попили чайку и отвалили.
Встретили "крапивный" катамаран "Болт", пообщались.

Завернули за остров Хавус и получили всю мощь ветра и волны в морду.
Рассудив здраво, решил не лавироватся. Дернув мотор, мы неспешно, борясь с ветром и волной, прошли пролив Келетинсалми между островами Хавус и Тамханка.
Далее увалились и, подняв стаксель от "ветра", долетели до островка Лоухинсари, за которым и встали, зашхеревшись от ветра. Наблюдали пять катамаранов типа "простор", которые не могли идти против ветра. Один из них имел мотор и по одному оттаскивал остальных в укрытие.
Вечером ловили рыбу на ручейника, клевала мелочь.

Пройдено за день: 20,5 км.

03.08.15.
о.Лоухисари - о.Палосари (за о.Путсари)

Отчет о парусном походе по Ладоге

Встали в 12-00. Солнце, тепло.
Вышли в сторону о.Путсари в 14-30. Идём в некрутой бейд одном галсом.
В пролив Путсаренсалми (между островом и материком) пришлось немного полавировать. Раздуло, спустили стаксель.
В проливе шли одним галсом в бейд.
Финская подводная лодка :)   На самом деле это старые финские навигационные знаки. Они обозначают шхерные фарватеры.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Финские маяки в проливе Путсаренсалми.

Островок торчит, как поплавок.

Пройдя пролив, долго дырчали на моторе в шхерах за Семингиеми и Путсари в поисках стоянки, ну и с познавательными целями.
В 19-00 встали на стоянку на острове Палосари (за о.Путсари). Рядом галечный пляж, стоянка с кострищем, дрова.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Пройдено за день: 23,1 км.

04.08.15
Днёвка.

Утро наступило в 11-00. Хмуро, но тепло. Барометр очень высокий.
Перед завтраком заметили нерпу, лежащую на скале в 50 м от нас.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Потом выглянуло солнце и погода стала сказочной.
Весь день валяли дурака. Гуляли по острову, собирали чернику совком. Набрали полведра. Замешали со сгущенкои и обожрались :)
Нерпа лежала на скале целый день до самого вечера,  грелась на солнышке. Вечером нырнула на полчаса поужинать и в 20-00 опять угнездилась на прежднем месте, на скале.
На следующий день также. К нам привыкла и не обращала на нас внимания.Отчет о парусном походе по Ладоге

Отчет о парусном походе по Ладоге

Вечером приняли ванну. Смотрели кино.

Пройдено за день: 0 км.

05.08.15
о.Палосари - о.Ойтонсари

Отчет о парусном походе по Ладоге

Утром солнце, но прохладно. Ветер поменялся с юго-западного на юго-восточный.
Отошли в 13-30.
Разминулись с СП-73 ("тайфун"). Видели два альбатроса идущих от Лахденпохьи.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Идём 7-6 км/ч, некрутой бейд. Видели два катамарана в районе о-вов Кильписареты.
Прошли проливом между о.Сикасари и материком и повернули в пролив между о.Хепосалонсари и материком.
На морской карте пролив вполне проходим, стоит глубина 2м. Мы решили продуться сквозь него с попутным ветром.
НО карты врут: в самой узкой части пролива намыло нехилый песчанный бар глубиной 20 см и длинной метров 20.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Да и дальше пролив не особо широкий, мы просто не пролезем.

Повернули назад и подырчали на моторе до выхода из шхер.
Потом поставили паруса и, оставив слева остров Юкансари,  вошли в Якимаварский залив, в глубине которого находится город Лахденпохья.
В 18-30 высадились на остров Мёльсянсари. Много ромашек, земляники и старый финский минный склад.
Отчет о парусном походе по Ладоге

В 30-х годах финны нас, не без основания, боялись и всячески укрепляли свою оборону на Ладоге. В частности от Российского Императорского флота и от англичан (ну эти везде влезут) финнам перепало какое-то количество морских якорных мин. Они отволокли часть из них на Ладогу и построили под них склад на отшибе, на этом островке.
В случае нападения коварных рюсси (коварные русские жидокомунисты) они планировали выставить эти мины на входе в основные заливы Ладоги, но... не пригкаттиллосьь, а вот склад остался. Впоследствии он перешел по наследству к нашим воякам и был заброшен в начале 90-х годов прошлого века.

Сарайчик целиком бетонный.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Бетонный причал с рельсами, которые ведут к складу. По этим рельсам выкатывали мины на погрузку.

Склад был обнесён колючей проволокой. Местами она сохранилась. Деревья выросли и проросли сквозь проволоку.

Осмотрев склад отошли за остров Ойтонсари на нашу любимую стояночку в проливе между о.Ойтонсари и о.Соролансари.
Пролив - это практически бухта закрытая от волны и ветров всех напрвлений. Стоянок рядом нет. Полное уединение.

Пройдено за день:24.9 км.

06.08.15
о.Ойтонсари - пол-в.Калксало

Отчет о парусном походе по Ладоге

Отошли под парусами в 14-25. Погода мерзкая: пасмурно, накрапывает дождь, вдувает. Пока лавировались из Якимаварского залива, разошлись с куликоидом, идущим в Лахденпохью. В глубине залива виднеются паруса "Болта".

Вылавировавшись из залива, мы повернули налево, за мыс Кельпяниеми, и пошли одним галсом на полуостров Пёлёнсари, за которым намеревались нырнуть в шхеры.
Я хотел пройти частью так называемого "Кухкинского фарватера", не в последнюю очередь потому, что между островом Солоронсари и материком построили низкий мост, а Лавуатсарский пролив для нашей осадки непроходим.
Это старинный шхерный путь, известный ещё со времён викингов. Он позволяет пройти шхерами, не выходя в Ладогу, от г.Лахденпохьи до бухты Терву. Он проходит мимо о.Солоронсари, о.Тимонсари, о.Паяринсари, о.Кухка, о.Сависалонсари, о.Котосари, о Харьюсари, о-ва Палосаретов, и идет Лавуатсарским проливом в бухту Терву.

Итак, завернув за мыс Пёллённиеми, мы на попутнячке вдулись в шхеры, где у островка Тетрисари повернули налево вдоль острова Паяринсари. На Паяринсари есть прекрасные песчанные пляжи и стоянки, многие из которых были заняты.
Я хотел пройти проливом между Паяринсари и Кухкой, но он намертво зарос камышом, поэтому пришлось возвращаться и идти известным нам проливом между Паяринсари и о.Орайтсари. Пролив шириной не более 10м., но глубокий. Посреди пролива лежит подлый подводный камень, о который мы, с нашей осадкой 0,7м., слегка стукнулись швертом.

Островок Тетрисари. На острове стоит гурий на вершине готорого финский навигационный знак.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Далее продвигались свободно. Навстречу периодически попадались байдарочники и веслорукие братья по разуму на грёбаных лодках, которые выдают на прокат в Лумиваре.
Ветер поменялся, поэтому мы спустили паруса, врубили мотор и потарахтели по фарватеру в сторону Кухки.
В самом узком месте фарватера, между о.Кухка и материком, ширина составляет менее 10м, но глубина достаточна, около 2м. фарватер обставлен старыми финскими береговыми навигационными знаками.

Навигационный знак.

Встали на стоянку уже за Кухкой, на полуострове Калксало, у перекрёстка шхерных фарватеров.
Как обычно - носом в берег, якорь с кормы. Грунт - ил,  держит железно.
Дождь пошел по-взрослому, а мы в домике :)

Карельский дзен (это не ЧБ фото!)
Отчет о парусном походе по Ладоге

Сага о домашних животных.
Лучшее домашнее животное - это паук. Он неприхотлив, тих и неназойлив, не требует особого ухода. У нас на яхте пауки представлены в широком асортименте - самых разных видов и размеров.
Моё любимое животное обитает на подмачтовом бимсе - переборке прямо у меня над головой и переодически пытается сделать из меня кокон или столбик для своей паутины. Зверюшка жутко трудолюбивая. Он готов работать круглые сутки. Труд его обычно не пропадает зря, ибо комаров у нас по вечерам зудит в изобилии.
Ещё мой домашний зверь очень любит кино. Каждый вечер, когда мы смотрим фильмы, он спускается с бимса на паутинке и меланхолично раскачивается перед экраном ноутбука. Иногда он бесцеремонно путается под ногами (или руками), тогда Кэп берёт его за паутинку и непринуждённым движением отправляет  в нос или корму каюты. Паучку это не вредит, потому, что сотрясать ему нечего.
Однако упорная зверюшка всегда возвращается на своё место на подмачтовый бимс, где закреплена его VIP-квартира - капитанская флейта со множествами дырочек-окошек.
Кэп часто ворчит на моего паука, но в глубине души тоже его тоже любит и даже подкармливает комарами :)
Внештатные пауки в изобилии обитают в кокпите, на мачте и даже на парусах, плетя паутину с невероятной скоростью и при каждом удобном случае. Как правило, каждое утро на релингах и вантах красуется свежая высокохудожественная паутина , часто уже до отказа набитая мошками, и мы её убираем под недовольное ворчание домашних питомцев, Но покидать насиженное место - лодку - пауки отказываются, видимо, из-за его уловистости.
Они ловят на живца.... на нас.

Пройдено за день: 28,8 км.

07.08.15
Полуостров Калксало - о.Койонсари (бухта Терву)

Отчет о парусном походе по Ладоге
Солнце, ветер северо - западный, сильный.
Пожгли на берегу мусор, прибрались и отвалили в 14-15.
На южной стороне о.Кухка есть бухта Рюхмянлампи, с узким входом, но сильно расширяющаяся в глубине. Я давно хотел её обследовать, поэтому мы свернули с фарватера и, подняв один большой стаксель, поехали на разведку.
Вход оказался не такой уж и узкий, метров 20, и довольнео глубокий. В глубине залива есть одна прекрасная стоянка на мысу, но она оказалась занята плавучей дачей. Раньше хдесь были финские хутора, поэтому дальний берег представляет из себя ровный луг - бывшее поле.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Задерживаться в заливе больше не имело смысла и мы, выйдя из него, подырчали в обратную сторону, на "Кухкинский фарватер" по которому и продулись на попутняке под одним большим стакселем. В шхерах видели яхту "Серая шейка".
Вышли в Ладогу в районе островов Лоукионсарет, где встретили МО 84 под парусом и ещё один катамаран под мотором.

Чуть позже нас нагнал вездесущий "Болт".... и посвистел дальше прямиком в сторону Приозерска, на разборку.
Флегматичные байдарочники меланхолично копают воду вдоль Лавуатсари.
Ну а мы, обойдя о.Лавуатсари мористее и в лавировку, вошли в бухту Терву и встали на Койоне в виду Шапки Мономаха.
Отчет о парусном походе по Ладоге

Вечером прогулялись по Койону. Много народу, дров нет вообше, засрано (в прямом и пререносном смыслах).
Всё меняется, и далеко не в лучшую сторону.:(

Пройдено за день: 32,7 км.

08.08.15
о.Лавуатсари - зал. Кочерга.

В 6-00 нас разбудили рыбаки, которые на своих клизьмах наперегонки рванули за рыбой.
Окончательно проснулись в 12-00.
Давление высокое, но облачно. Ветер несильный и тёплый.
За завтраком съели яичницу из последних яиц. Закончился хлеб, овощи и пиво с кофием.
Поэтому после завтраки идём в магазин в Терву.
Отошли в 14-00.  Близко решили не подходить - встали в устье реки на рейде.  Надули тузик и отправились на берег. По пути увидели белые лилии. Мы их не рвали, если что.
Ближайший к воде магазин по субботам выходной, оказывается. Пичалька(
Отчет о парусном походе по Ладоге

Пока нас не было, подошла и встала рядом на якорь яхта "Лафа"

Рейд Терву (снято с моста)

Снялись с якоря в 15-40. Вышли из бухты Терву и пошли в лавировку на мыс Куркиниеми.
Ветер усилился, поставили штормовой (2,5 м2) стаксель.
В 17-45 дошли до мыса Куркиниеми, убрали паруса и на моторе подырчали в залив Кочерга.
Видели Яхту "Сигма" из Я/К Нева с кучей детей на борту, множество водкомоторников с редкими вкраплениями байдарочников.

"Кочерга" - длинная, красивая, но засиженная сверх всякой меры шхера. Туристических стоянок много, но все заняты. На яхте встать можно практически везде, НО укрытся от волн создаваемых моторщиками невозможно. Движение в шхере очень оживлённое. Пршли "Кочергу" до конца. Возвращаясь обратно, увидели отваливающий от берега груженный катамаран. К освободившейся стоянке первыми подошли мы, затем две разные группы байдарочников. Мы не стали им препятствовать, нам ведь место под палатки не нужно. Та группа байдарочников которая оказалась шустрее удачно угнездилась на вершине бугра. Вторая группа уныло погребла обследовать окрестные скалы. В итоге бедолаги угнездились на пологом лобике напротив. Кэп за них очень переживал. Очень уж чайниковатый у них вид :)
На ужин нажарили грибов с картошкой и луком. Еду проглотили со всеми приличиствующими случаю постанываниями и похрюкиваниями, выражающими крайнюю степень удовольствия, попутно споря на религиозно - философские темы.
К ночи вдуло вдоль "Кочерги", и Кэпу пришлось заводить второй якорь.

Пройдено за день: 25,8 км.

09.08.15
зал. Кочерга - г.Приозерск (Я/К "Ладожский")

Солнце. Ветер западный, попутный.
Встали в 12-00. После завтрака приняли ванну.
Отошли в 14-35. Тепло.
Из "Кочерги" вышли на моторе. Потом поставили паруса и легли курсом на Приозерск. Бакштаг.
Остров Иесусарет около мыса Куркиниеми, при входе в пролив Кочерга. Здесь снимали очередное кино. Церковка - это декорация, оставленная киношниками. Нагадили и не убрали за собой, нехорошие люди.Отчет о парусном походе по Ладоге

Разошлись с яхтой "Чунга-Чанга" (Макгрегор).

В 17-10,  на траверзе острова Заячий, мы торжественно похоронили любимый капитанский пивной бокал, который безвременно почил, раздавленный якорем. Он долгое время был верным другом капитану и в радости и в горе. Они прожили вместе с капитаном долгую и насыщенную жизнь. Пиво в нём всегда было вкусным, свежим, прохладным и играло на солнце всеми оттенками янтаря. Добрый друг и верный товарищ навеки останется в капитанском сердце.

Переход, переходом, а обед по расписанию :)  Под строгим капитанским взглядом.

Строгий капитанский взгляд.

В 19-30 пришли в Приозерск. При входе видели "Болт" разбирающийся на пляже.

Поход закончен.

Источник : "https://ivvvv.livejournal.com/125848.html" rel="nofollow"